Сочинения. Сочинение «Характеристика Андрея Болконского в романе «Война и мир Подробная характеристика болконского

Общая характеристика Андрея

Андрей Болконский, один из любимых персонажей Льва Толстого, предстает перед читателем практически в начале романа. Характеристику Болконскому в романе «Война и мир» Толстой дает как одаренной натуре с богатым внутренним миром и обостренным чувством чести. Болконский – человек незаурядного ума, склонного к постоянному анализу как внешних, так и внутренних, душевных, событий. Не чуждый эгоизма вначале произведения, князь Андрей тяготеет к государственной деятельности, он жаждет славы и признания – но не для себя, а для блага русского народа. Этот запутавшийся, потерявший внутренний ориентир, но глубоко честный патриот и настоящий дворянин на протяжении всего произведения ищет себя самого, смысл жизни, ответы на те непростые вопросы, которые ставит перед ним текущая ситуация.

Первое описание Болконского в романе «Война и мир» говорит разом и о внешности, и о внутреннем мире героя: «… Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой…».

Однако он не вписывается ни в светское общество, ни в собственную семью. А все потому, что Андрей, как человек чести, не может стать частью мира, которым правят притворство, наигранность и ложный патриотизм. В отличие от окружающих его «манекенов» в красивых нарядах. Жену свою, которую наши современники назвали бы «светской львицей», он считает куклой без души и мозга.

Начало пути. Эгоизм и стремление к славе

В первых главах романа князь Андрей всеми фибрами души жаждет личной славы на военном поприще. Ради этого глубоко эгоистичного устремления он готов принести в жертву все: «Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно». Кумир молодого человека – Наполеон.

Именно эти стремления и надежды толкают Андрея к поступлению на военную службу. Он становится адъютантом Кутузова. В решающий момент юноша бросается в гущу Аустерлицкой битвы, размахивая поднятым с земли знаменем – и практически унимает панику в рядах русской армии, увлекая в атаку целый батальон. В этот момент мы видим Андрея настоящим, без налета разочарования и неприятия окружающей действительности, которым он был покрыт дома с головы до пят. Это истинный патриот своей Родины, настоящий дворянин и человек чести. Ему не ведомы страх и сомнения, когда речь идет о защите интересов государства. Он каждой клеточкой тела хочет служить Отчизне. А еще этот эгоист жаждет всенародной любви и признания, хочет стать героем – но это уже лично для себя.

Андрей получает тяжелую рану – и все его честолюбивые устремления летят в тартарары. Истекая кровью на поле битвы, он смотрит в небеса – и понимает ценность жизни: «Как же я не видел раньше этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Всё это пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба». А спустя некоторое время повергается в прах и образ его героя: мужчина видит, как Наполеон, злорадно ухмыляясь, разглядывает поле битвы, откуда доносятся стоны раненых и умирающих.

«Нет, жизнь не кончена в 31 год!»

Изменившийся Андрей больше не может воевать. Он возвращается домой, но только для того, чтобы понести горечь утраты (его жена умерла при родах, оставив князю сына Николеньку) и снова запутаться. Болконский решает отныне всего себя посвятить родным, жить только для них. Но его стремление служить никуда не девается. Встретившись с Пьером Безуховым, мужчина понимает, что служить людям и Родине можно не только на войне.

Болконский перестает ограничивать себя рамками родового гнезда, он стремится вносить свой вклад во все проекты, осуществление которых пойдет на благо русскому народу и стране. Приехав в Петербург, он присоединяется к кругу Сперанского и участвует в проекте отмены крепостного права в стране. Но… На одном из столичных балов мужчина встречает юную Наташу Ростову – и вспоминает о самом ценном, что есть в жизни каждого человека: о любви, счастье и семье. Что приводит к разочарованию в Сперанском и в государственной деятельности вообще.

В отношениях с этой молодой, веселой и наивной девушкой сухой и черствый Андрей познает ценность каждого мгновения жизни и счастье быть любимым – но даже это не может «испарить» его эгоизм. Андрей откладывает их свадьбу на год, а когда Наташа изменяет, не может ее простить и снова идет на войну. Почему? Потому что здесь, как ему кажется, его ценят, здесь он может служить таким понятным и таким правильным идеалам патриотизма и героизма.

Достигших идеала забирает Бог…

Андрея смертельно ранят. Практически до последнего вздоха этот мужественный человек цепляется за жизнь: «Я не могу, не хочу умирать, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух». Однако, услышав тяжелые шаги старухи с косой, он покоряется судьбе: перестает бороться, не желает никого видеть, утрачивает всякую надежду.

Как ни горько, но смерть героя занимает важное место в характеристике Андрея Болконского. Потому как этот неустанно ищущий свое место в жизни глубоко одаренный и высокоморальный человек к концу жизни стал практически святым: всех любил, всех простил. Достигнув таких духовных высот, он просто не смог бы дальше выносить те жестокие разочарования, которые неустанно готовил ему насквозь прогнивший и оттого даже какой-то ненастоящий высший свет.

Тест по произведению

Андрей Болконский

АНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ - герой романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» (1863-1869). В отличие от многих персонажей романа, у которых были легко узнаваемые прототипы среди людей 1810-1820 годов или современников Толстого, а также его близких, у А.Б. не было явно угадываемого прототипа. Автор настаивал на вымышленное имя этого героя. Однако среди возможных прототипов называют, например, Н.А.Тучкова; в некоторых обстоятельствах судьбы флигель-адъютанта Ф.Тизенгаузена можно обнаружить близость с описанием подвига А.Б. в Аустерлицком сражении. Работа писателя над образом потребовала самого напряженного труда, его эволюция такова, что из второстепенного персонажа он превратился в одного из главных героев. В первых набросках к роману А.Б. - блестящий светский молодой человек, в окончательной редакции - интеллектуальный герой с аналитическим складом ума, несущий в романе одну из основных смысловых и философских нагрузок. Образ А.Б. выстраивается на переплетении двух основных начал: внешняя, светская жизнь, служба, карьера - и эволюция внутреннего мира героя. Традиция литературоведения относит А.Б. к числу ищущих героев, представителей духовной аристократии.

Князь А.Б. - сын богатого, знатного и уважаемого светом вельможи екатерининской эпохи, получивший прекрасное воспитание и образование. Он умен, смел, глубоко порядочен, безукоризненно честен и горд. Его гордость обусловлена не только воспитанием, социальным происхождением, но является также его отличительной «родовой» чертой, причем его сестра, княжна Марья, отмечает в нем еще и какую-то «гордость мысли», а Пьер Безухое видит в своем друге «способности мечтательного философствования». А.Б. обладает сильной волей, он сдержан и практичен. Его чувство собственного достоинства выходит за рамки привычных представлений, что обнаруживается в столкновении со штабными офицерами из-за Мака, когда А.Б. резко противопоставляет служение общему делу и сугубо личные интересы («или служим, или лакеи»).

В начале романа А.Б., занимающий одно из самых завидных мест в обществе, женатый на маленькой княгине, чувствует себя несчастным в браке, презрительно относится к свету и признается Пьеру, что «эта жизнь - не по мне». Начавшаяся кампания 1805 года побуждает А.Б. вступить в действующую армию, где он становится адъютантом Кутузова. Во время военных действий А.Б. храбр и ищет случая выделиться, найти «свой Тулон», подражая в этом своему кумиру Наполеону, в котором герой видит воплощение заветной мечты о личной славе ради счастья и благополучия других людей. А.Б. находится на поле боя во время Шенграбенского сражения. На Аустерлицком поле он совершает подвиг, бросаясь вперед со знаменем в руках. Тяжело раненный, он смотрит в бездонное небо, которое как бы говорит о бренности его недавних желаний, а вид Наполеона, любующегося полем сражения и убитыми, обнаруживает ничтожность его прежнего кумира. А.Б. продолжает линию тех героев русской литературы, которые так или иначе служили развенчанию глубоко индивидуалистической по своей сути идеи наполеонизма (Германн из «Пиковой дамы» А.С.Пушкина, Раскольников из «Преступления и наказания» Ф.М.Достоевского и др.) Выжив после ранения, потеряв жену, умершую родами, А.Б. решает жить только для себя, более не служить, - и впервые в жизни оказывается, что его существование не подчинено достижению узкоэгоистических целей, напротив, он отдает свои силы близким людям. В этот период А.Б. понимает, что в его внутреннем мире началась новая жизнь, хотя сохраняются все прежние внешние обстоятельства ее. За два года деревенской жизни А.Б. многое передумывает, много читает, занимается разбором последних военных кампаний, а под впечатлением поездки в Отрадное, встречи с Наташей Ростовой возвращается к активной жизни, понимая, что в 31 год она еще не кончена.

А.Б. отличает рассудочно-рационалистическое постижение жизни, аналитический подход к оценке людей и явлений. Иное восприятие жизни он открывает для себя в любви к Наташе, общение с которой пробуждает в герое лучшие, эмоционально-живые чувства. После измены невесты под впечатлением нахлынувших на него чувств он вновь возвращается в армию под начало Кутузова. Участвуя в Отечественной войне, А.Б. ранее других понимает существо многих совершающихся перед его глазами событий, сближается с солдатами, отказавшись от штабной службы, чтобы командовать полком. В разговоре с Пьером накануне Бородинского сражения он говорит о своих наблюдениях над «духом войска», о его властной, решающей в войне силе.

На Бородинском поле А.Б. получает ранение и по стечению обстоятельств уезжает из оставляемой жителями Москвы в обозе Ростовых. Под влиянием пережитых военных событий, новых мыслей, физических страданий и раскаяния Наташи А.Б. примиряется с ней, однако, поднявшись до прощения, перешагнув через свою оскорбленную гордость, а главное, уяснив, что истинным смыслом жизни является любовь к ближним, он переживает нравственный надлом. После вещего для него сна о безуспешности борьбы со смертью А.Б. постепенно угасает, несмотря на миновавшую физическую опасность; открывшаяся для него истина, движущая «живой человеческой жизнью», выше и больше того, что может вместить его гордая душа.

Лит.: Фортунатов Н.М. Эволюция образа Андрея Болконского // Толстой Л.Н. Сб. статей. Горький, 1960; Торчкова Н. К вопросу о прототипах образа князя Андрея // Толстой Л.Н. Сб. статей о творчестве. М., 1959; Зеленов Н.Г. Из истории создания образа Андрея Болконского // Проблемы русской литературы. Вып. 2. Ярославль, 1968.


Князь Андрей Болконский предстает перед читателем в самом начале романа Л. Н. Толстого «Война и мир». В этот момент его душа находится в состоянии глубокого душевного кризиса, о чем свидетельствует «усталый, скучающий взгляд» героя. Он устал от светской жизни, его не привлекает семейная жизнь, он не находит применения своей интеллектуальной энергии. Толстой рисует образ типичного дворянина своего времени. Как и большинству представителей дворянской молодежи, Болконскому не чужды тщеславные мечты, он представляет себя героем своего отечества. Но он разочаровывается в своих честолюбивых мечтаниях после Шенграбенского сражения, где царили паника и неразбериха. Однако именно благодаря службе в армии раскрываются незаурядные способности героя, его благородство, ум и мужество: «В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным.

Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее». Изменился и характер героя. Он испытывает чувство боли за состояние армии, за ставших близкими ему солдат и офицеров, и постепенно честолюбивые мечты отходят на второй план.

Окончательно понял Андрей, в чем состоит смысл его жизни после ранения во время битвы. Ему открылась истина о быстротечности жизни и о своей ничтожности перед вечностью.

После возвращения домой Болконский принял решение больше не служить в войсках и решил стать спокойным семьянином. Однако спокойно наблюдать за проходящей мимо жизнью он не может.

Духовный мир и характер героя претерпел изменения. Большую роль сыграла в судьбе Андрея встреча с Наташей Ростовой. Возвращаясь однажды домой, Андрей увидел, что старый дуб, давно ему знакомый, пустил новые ветви. Для князя Андрея это был знак, который говорил о том, что счастье еще возможно. В Наташе герой видел идеальную женщину, в которой не было ни жеманства, ни расчетливости, ни неискренности, которые так раздражали князя. Болконский делает Наташе предложение, но вынужден отложить свадьбу на год по настоянию отца. Но Наташа, молодая, увлекающаяся натура, полная жизни, не смогла выдержать разлуки, известие о ее влюбленности в Анатоля Курагина нанесло Болконскому тяжелую душевную травму.

Новой страницей в жизни героя стала война 1812 года. Князь Андрей Болконский принимает участие в сражениях, видит всенародные бедствия и начинает чувствовать себя частью всего народа. Теперь он желает воевать, но совсем не ради славы и карьеры, а для того, чтобы защитить свою родину. Но тяжелое ранение помешало князю воплотить в жизнь свои порывы. Он видит небо Аустерлица, которое становится для героя символом понимания жизни: « Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Болконский почувствовал, что жизнь природы и жизнь человека имеют большее значение, чем война и слава. Встретив на перевязочном пункте тяжело раненного Анатоля, к которому совсем недавно испытывал чувство глубокой ненависти, Андрей вдруг понимает, что эта ненависть ушла, что нет ее и по отношению к Наташе, а есть лишь любовь и жалость. Душа героя согрета великодушием и любовью, которые могли возникнуть лишь в благородном, честном и возвышенном сердце.

Последующие события в жизни Болконского - рождение сына, смерть жены – направили жизнь героя в новое русло: он стал жить ради своих родных. Но вечные философские вопросы продолжали терзать его ум. Андрей становится помещиком-преобразователем, улучшившим жизнь своих крестьян.

В ходе романа Л. Н. Толстой обрекает своего героя на огромное количество испытаний, благодаря которым он смог понять, что самый верный путь в жизни – это путь чести, свободы от гордыни, поисков славы, путь к чистоте чувств, желаний, мыслей, путь к чистоте души. И это путь Андрея Болконского.

Семья Болконских в романе «Война и мир» - одна из ключевых тем в изучении данного произведения. Ее члены занимают центральное место в повествовании и играют определяющую роль в развитии сюжетной линии. Поэтому характеристика данных действующих лиц представляется особенной важной для понимания концепции эпопеи.

Некоторые общие замечания

Семья Болконских в романе «Война и мир» является типичной для своего времени, т. е. для начала 19 века. Автор изобразил людей, в образах которых постарался передать умонастроение значительной части дворянства. При описании этих действующих лиц нужно прежде всего помнить о том, что эти герои - представители аристократического сословия рубежа веков, времени, которое было переломным в истории России. Это отчетливо и было показано при описании жизни и быта этого старинного рода. Их мысли, идеи, взгляды, мировоззрение и даже домашние привычки служат яркой демонстрацией того, как жила значительная часть дворянства в рассматриваемое время.

Образ Николая Андреевича в контексте эпохи

Семья Болконских в романе «Война и мир» интересна тем, что в ней писатель показал, как и чем жило мыслящее общество в начале 19 века. Отец семейства - потомственный военный, и вся его жизнь подчинена строгому распорядку. В этом образе сразу угадывается типичный образ старого вельможи времен Екатерины II. Он человек скорее прошлого, 18 столетия, чем нового. Сразу чувствуется, насколько он далек от политической и общественной жизни своего времени, кажется, что он живет старыми порядками и привычками, которые больше к месту для эпохи предшествующего царствования.

Об общественной деятельности князя Андрея

Семья Болконских в романе «Война и мир» отличается монолитностью и единством. Все ее члены очень похожи друг на друга, несмотря на разницу в возрасте. Однако князь Андрей более увлечен современной политикой и общественной жизнью, он даже принимает участие в проекте составления государственных реформ. В нем очень хорошо угадывается тот тип молодого реформатора, который был характерен для начала правления императора Александра Павловича.

Княжна Марья и светские барышни

Семья Болконских, характеристика которой составляет предмет настоящего обзора, отличалась тем, что ее члены жили напряженной умственной и нравственной жизнью. Дочь старого князя Марья была совершенно не похожа на типичных светских дам и молодых женщин, которые тогда являлись в высшем свете. Отец позаботился об ее образовании и обучил ее самым разным наукам, которые не входили в программу воспитанию барышень. Последние обучались домашнему ремеслу, художественной литературе, изящным искусствам, в то время как княжна под руководством родителя изучила математику.

Место в обществе

Семья Болконских, характеристика которой столь важна для понимания смысла романа, занимала видное положение в высшем свете. Князь Андрей вел достаточно активную общественную жизнь, по крайней мере до тех пор, пока не разочаровался в карьере реформатора. Он занимал должность адъютанта Кутузова, принимал активное участие в военных действиях против французов. Его часто можно было увидеть на светских раутах, приемах, балах. Тем не менее, с самого первого его появления в салоне известной светской дамы читатель сразу понимает, что в этом обществе он не свой человек. Он держится несколько в стороне, не очень разговорчив, хотя, судя по всему, является интересным собеседником. Единственный человек, с кем он сам выражает желание вступить в беседу, - его приятель Пьер Безухов.

Сравнение семей Болконских и Ростовых еще больше оттеняет особенность первых. Старый князь и его молодая дочь вели очень уединенный образ жизни и почти не покидали своего поместья. Тем не менее, Марья поддерживала связи с высшим светом, обмениваясь письмами со своей подругой Жюли.

Характеристика внешности Андрея

Описание семьи Болконских также имеет очень важное для понимания характера этих людей. Князь Андрей описан писателем как красивый молодой человек лет тридцати. Он очень привлекателен, держится превосходно, в общем - настоящий аристократ. Однако в самом начале его появления автор подчеркивает, что в его чертах лица было что-то холодное, отчужденное и даже черствое, хотя совершенно очевидно, что князь человек не злой. Однако тяжелые и мрачные размышления наложили черты его лица свой отпечаток: он стал угрюм, задумчив и неприветлив с окружающими и даже с собственной женой держится крайне надменно.

О княжне и старом князе

Описание семьи Болконских следует продолжить небольшой портретной характеристикой княжны Марьи и ее сурового отца. Молодая девушка имела одухотворенную внешность, так как она жила напряженной внутренней и умственной жизнью. Она была худа, стройна, однако не отличалась красотой в общепринятом смысле слова. Светский человек, может быть, вряд ли назвал бы ее красавицей. К тому же серьезное воспитание старого князя наложило на нее свой отпечаток: она была не по возрасту задумчива, несколько замкнута и сосредоточенна. Словом, она совершенно не походила на светскую даму. На нее наложил отпечаток тот образ жизни, который вела семья Болконских. Кратко его можно охарактеризовать следующим образом: замкнутость, строгость, сдержанность в общении.

Ее отец был худым человеком невысокого роста; он держался прямо как военный. Его лицо отличалось суровостью и строгостью. Он имел вид человека выносливого, который к тому же находился не только в прекрасной физической форме, но также был постоянно занят умственным трудом. Такая внешность говорила о том, что Николай Андреевич был человеком незаурядным во всех отношениях, что и сказывалось в общении с ним. Вместе с тем он мог быть и желчным, саркастичным и даже несколько бесцеремонным. Об этом говорит сцена его первой встречи с Наташей Ростовой, когда она в качестве невесты его сына посетила их поместье. Старик был явно недоволен выбором сына и потому устроил молодой девушке весьма негостеприимный прием, отпустив в ее присутствии пару острот, которые глубоко задели ее.

Князь и его дочь

Отношения в семье Болконских с виду никак нельзя было назвать сердечными. Особенно это сказывалось в общении старого князя с молодой дочерью. Он держался с ней примерно так же, как и с сыном, т. е. без всяких церемоний и скидок на то, что она все-таки девушка и нуждается в более мягком и нежном обращении. Но Николай Андреевич, по-видимому, не делал особой разницы между ней и сыном и общался с обоими примерно одинаково, т. е. сурово и даже жестко. Он был очень требователен к дочери, контролировал ее жизнь и даже прочитывал письма, которые она получала от своей подруги. На занятиях с ней он был суров и придирчив. Однако на основании вышесказанного никак нельзя говорить о том, что князь не любил свою дочь. Он был очень к ней привязан и ценил в ней все самое лучшее, но его из-за строгости характера не мог общаться иначе, и княжна это понимала. Она побаивалась своего отца, однако уважала его и во всем слушалась. Она принимала его требования и старалась ни в чем не противоречить.

Старый Болконский и князь Андрей

Жизнь семьи Болконских отличалась уединенностью и замкнутостью, что не могло не сказаться на общении главного героя с отцом. Их разговоры со стороны можно было бы назвать формальными и даже несколько официальными. Их отношения не казались душевными, скорее, беседы были похожи на обмен мнениями между двумя очень умными и понимающими друг друга людьми. Андрей держался с отцом очень почтительно, но несколько холодно, отчужденно и по-своему сурово. Отец, в свою очередь, тоже не баловал сына родительскими нежностями и ласками, ограничиваясь замечаниями исключительно делового характера. Он говорил с ним только по существу, намеренно избегая всего, что могло бы затронуть личные отношения. Тем ценнее финал сцены провод князя Андрея на войну, когда сквозь ледяную невозмутимость отца прорывается глубокая любовь и нежность к сыну, которую он, впрочем, тотчас постарался скрыть.

Две семьи в романе

Тем интереснее провести сравнение семей Болконских и Ростовых. Первые вели уединенный замкнутый образ жизни, были строги, суровы, немногословны. Они избегали светских развлечений и ограничивались обществом друг друга. Вторые же, напротив, были общительны, гостеприимны, веселы и жизнерадостны. Тем показательнее тот факт, что Николай Ростов в конце концов женился на княжне Марье, а не на Соне, с которой его связывала детская любовь. Должно быть, эти столь не сумели лучше разглядеть положительные качества друг друга.

Общая характеристика Андрея

Андрей Болконский, один из любимых персонажей Льва Толстого, предстает перед читателем практически в начале романа. Характеристику Болконскому в романе «Война и мир» Толстой дает как одаренной натуре с богатым внутренним миром и обостренным чувством чести. Болконский – человек незаурядного ума, склонного к постоянному анализу как внешних, так и внутренних, душевных, событий. Не чуждый эгоизма вначале произведения, князь Андрей тяготеет к государственной деятельности, он жаждет славы и признания – но не для себя, а для блага русского народа. Этот запутавшийся, потерявший внутренний ориентир, но глубоко честный патриот и настоящий дворянин на протяжении всего произведения ищет себя самого, смысл жизни, ответы на те непростые вопросы, которые ставит перед ним текущая ситуация.

Первое описание Болконского в романе «Война и мир» говорит разом и о внешности, и о внутреннем мире героя: «… Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой…».

Однако он не вписывается ни в светское общество, ни в собственную семью. А все потому, что Андрей, как человек чести, не может стать частью мира, которым правят притворство, наигранность и ложный патриотизм. В отличие от окружающих его «манекенов» в красивых нарядах. Жену свою, которую наши современники назвали бы «светской львицей», он считает куклой без души и мозга.

Начало пути. Эгоизм и стремление к славе

В первых главах романа князь Андрей всеми фибрами души жаждет личной славы на военном поприще. Ради этого глубоко эгоистичного устремления он готов принести в жертву все: «Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно». Кумир молодого человека – Наполеон.

Именно эти стремления и надежды толкают Андрея к поступлению на военную службу. Он становится адъютантом Кутузова. В решающий момент юноша бросается в гущу Аустерлицкой битвы, размахивая поднятым с земли знаменем – и практически унимает панику в рядах русской армии, увлекая в атаку целый батальон. В этот момент мы видим Андрея настоящим, без налета разочарования и неприятия окружающей действительности, которым он был покрыт дома с головы до пят. Это истинный патриот своей Родины, настоящий дворянин и человек чести. Ему не ведомы страх и сомнения, когда речь идет о защите интересов государства. Он каждой клеточкой тела хочет служить Отчизне. А еще этот эгоист жаждет всенародной любви и признания, хочет стать героем – но это уже лично для себя.

Андрей получает тяжелую рану – и все его честолюбивые устремления летят в тартарары. Истекая кровью на поле битвы, он смотрит в небеса – и понимает ценность жизни: «Как же я не видел раньше этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Всё это пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба». А спустя некоторое время повергается в прах и образ его героя: мужчина видит, как Наполеон, злорадно ухмыляясь, разглядывает поле битвы, откуда доносятся стоны раненых и умирающих.

«Нет, жизнь не кончена в 31 год!»

Изменившийся Андрей больше не может воевать. Он возвращается домой, но только для того, чтобы понести горечь утраты (его жена умерла при родах, оставив князю сына Николеньку) и снова запутаться. Болконский решает отныне всего себя посвятить родным, жить только для них. Но его стремление служить никуда не девается. Встретившись с Пьером Безуховым, мужчина понимает, что служить людям и Родине можно не только на войне.

Болконский перестает ограничивать себя рамками родового гнезда, он стремится вносить свой вклад во все проекты, осуществление которых пойдет на благо русскому народу и стране. Приехав в Петербург, он присоединяется к кругу Сперанского и участвует в проекте отмены крепостного права в стране. Но… На одном из столичных балов мужчина встречает юную Наташу Ростову – и вспоминает о самом ценном, что есть в жизни каждого человека: о любви, счастье и семье. Что приводит к разочарованию в Сперанском и в государственной деятельности вообще.

В отношениях с этой молодой, веселой и наивной девушкой сухой и черствый Андрей познает ценность каждого мгновения жизни и счастье быть любимым – но даже это не может «испарить» его эгоизм. Андрей откладывает их свадьбу на год, а когда Наташа изменяет, не может ее простить и снова идет на войну. Почему? Потому что здесь, как ему кажется, его ценят, здесь он может служить таким понятным и таким правильным идеалам патриотизма и героизма.

Достигших идеала забирает Бог…

Андрея смертельно ранят. Практически до последнего вздоха этот мужественный человек цепляется за жизнь: «Я не могу, не хочу умирать, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух». Однако, услышав тяжелые шаги старухи с косой, он покоряется судьбе: перестает бороться, не желает никого видеть, утрачивает всякую надежду.

Как ни горько, но смерть героя занимает важное место в характеристике Андрея Болконского. Потому как этот неустанно ищущий свое место в жизни глубоко одаренный и высокоморальный человек к концу жизни стал практически святым: всех любил, всех простил. Достигнув таких духовных высот, он просто не смог бы дальше выносить те жестокие разочарования, которые неустанно готовил ему насквозь прогнивший и оттого даже какой-то ненастоящий высший свет.

Тест по произведению