Сочинение по картине К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы. Картина «Дети, бегущие от грозы

«Дети, бегущие от грозы» 1872 г. Холст, масло 167 х 102 см.
Третьяковская галерея, Москва, Россия

Описание картины Маковского К.Е. «Дети, бегущие от грозы»

На своей картине «Дети, бегущие от грозы» автор изображает сельский пейзаж. Об этом свидетельствует узенькая речка, спрятанная в густой растительности, разноцветные луговые цветы и виднеющийся вдалеке лес. На переднем плане картины дети, которые пошли в лес за грибами, но внезапно попали под начинающуюся грозу.

Они спешат скорее укрыться где-нибудь от дождя. Девочка, несёт на себе своего маленького брата, проходя через небольшой речной мостик. Возникает ощущение, что этот мостик очень шаткий, вот-вот не выдержит, и сломается под их тяжестью.

Художнику удалось очень чётко и точно изобразить переживания и эмоции на лицах детей, которые окутаны страхом по поводу начавшейся непогоды. Маленький брат девочки очень трогательно обхватывает своими ручками её шею, а она поддерживает его за ножки, чтоб он не упал.

Внешний вид детей говорит о том, что они родом из обычной крестьянской семьи: щёчки у них пухленькие и розовые, глаза – большие и выразительные, а волосы – светлые.

Вся картина пестрит разнообразными цветами и оттенками. Она очень яркая и красочная, что придаёт ей особенную прелесть. Она привлекает внимание, и завораживает. Хочется ей любоваться долго-долго.

Художник Константин Маковский часто прибегал к написанию сюжетных картин о крестьянах и нелегкой сельской жизни того времени.

Картина Дети бегущие от грозы Маковского К. Е. одна из самых заметных произведений художника была написана в 1872 году в Санкт Петербурге, где художник изобразил двух детей бегущих от ненастья, пересекая обветшалый деревянный мостик перекинутый через небольшую речушку, над берегом которой разрослась разномастная кустистая травяная растительность.

Босоногая молоденькая крестьянская девушка с белокурым младшим братишкой примостившийся на ее спине, который обхватил сестру своими крепкими ручонками, спасаются бегством от надвигающейся грозы, в их глазах присутствует некий испуг и обеспокоенность.

Как мы видим у девчонки в подоле ее фартука собранные ею грибы, дети ходили за грибами и их застало ненастье. В бегущей с братом девушке чувствуется явная озабоченность, она в ответственности за младшего перед родителями и руками прижимает его покрепче к себе. С испугом она оглядывается назад, боясь, чтобы страшная гроза не застигла их. Поблизости нет какой либо лачуги и укрытия, чтобы спрятаться от грозы и дождя, а до села тоже не близкая дорога, усиливаются порывы ветра, остается одно бежать и на данный момент у них получается опередить стихию.

В картине Дети бегущие от грозы Маковский ярко передал контраст русского пейзажа, темный берег с заросшей травой развеваемой ветром и речки усеянной листьями кувшинки и ряской на фоне надвигающейся над пшеничным полем колоритной тучи, через которую то там то здесь просвечивается голубое небо.

Главные герои полотна конечно это дети, в образе которых художник талантливо постарался передать характеры спасающихся от ненастья детишек, с неповторимым детским обаянием и невинностью. Данные образы несколько схожи со сказочными героями сестрицы Аленушки и братца Иванушки.

Русоволосая не по годам смышленая девочка одета в обычную крестьянскую одежду, как правило на то время это холщовая рубашка и сарафан, на голове повязан спадающий с головы платок. На братике рубашка и короткие штанишки.

Они оба босоногие, ходить босиком было привычным делом, потому как обувь на то время для крестьян была не дешева, только богатые и середняки могли себе позволить эту роскошь, особенно летом. Сказать, что у крестьянских детей совсем не было обуви тоже нельзя, просто ее берегли, например для похода в церковь или городскую ярмарку.

Какие могут быть впечатления о картине? Впечатления можно сказать самые теплые и добрые, художник очень выразительно и с чувственным лиризмом передал, как само состояние пейзажа, так и характеры детей. Любой зритель увидевший эту картину всегда будет зачарован этим сюжетом, создание детских образов в картинах это нелегкая работа для многих художников, здесь необходимо много работы по памяти и воображению, у Маковского это получилось с лихвой.

Сегодня Картина Маковского Дети бегущие от грозы находится в г. Москве в Государственной Третьяковской галерее. Размер картины составляет 167 на 102 см.

Хлопянова Татьяна Витальевна 4 класс

учитель начальных классов русский язык

МБОУ «СОШ№14»

г. Новомосковска Тульской области

Сочинение по картине К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы».

Цель: Способствовать дальнейшему формированию учащимися умения как можно более полно описывать изображенное на картине; активизировать деятельность учащихся по подбору и применению в речи слов и выражений по теме картины.

Задачи:

1) Способствовать знакомству учащихся с творчеством К.Е.Маковского, формированию учащимися умения строить текст в определённой композиционной форме, отображать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине; создать условия для выражения в слове своих впечатлений, представлений.

2) Стимулировать работу по совершенствованию орфографических навыков; активизировать деятельность учащихся по развитию творческого воображения, формированию чувства прекрасного.

3) Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: презентация, мультимедиа проектор, экран, индивидуальные карточки.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока

Сегодня вам предстоит описать картину К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы». Постарайтесь так описать картину, чтобы читателю захотелось ее увидеть.

II. Знакомство с жизнью и творчеством К.Е.Маковского (слайды 2-8).

Маковский Константин Егорович (20.06(2.07).1839 - 17(30).09.1915), русский художник, действительный член петербургской Академии художеств (слайд 2).

Родился в Москве, в семье одного из организаторов Московского училища живописи ваяния и зодчества Егора Ивановича Маковского (слайд 3).

Учился в Московском училище живописи ваяния и зодчества (1851-1858) у С. К. Зарянко и в Академии художеств (с 1858) (слайд 4).

Творчество Константина Маковского можно разбить на два этапа. В 1860-х - начале 1870-х годов состоял в обществе художников-передвижников. Под влиянием передвижнических идей обращался к сюжетам из народной жизни (например, "Селедочница" 1867 г., "Маленькие шарманщики у забора зимой" 1868 г) (слайд 5).

Позднее Константин Маковский совершает поездки в Египет и Сербию. Результатом этих поездок стали полотна "Возвращение священного ковра из Мекки в Каир" и "Болгарские мученицы", получившие признание зрителей (слайд 6). В начале 80-х годов Маковский

все больше склоняется к портретному жанру и за короткий срок становится одним из самых модных портретистов (слайд 7).

В 80-е годы Константин Маковский отходит от передвижничества и устраивает персональные выставки своих полотен. Появляются его "Боярский свадебный пир в XVII столетии", "Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем" (слайд 8), и другие работы, высоко отмеченные как в России, так и за рубежом. Картины Константина Маковского имели огромный успех в высшем свете. Он был одним из самых высоко ценимых художников того времени.

Маковский Константин Егорович погиб в результате несчастного случая (трамвай столкнулся с его экипажем) в 1915 году в Санкт-Петербурге. Художник оставил огромное художественное наследие.

III. Знакомство с картиной К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы» (слайд 9).

Какое впечатление производит картина? (И страшно, и интересно одновременно: успеют дети добежать до начала грозы?)

Какова композиция картины? (На переднем плане - испуганные дети, на втором - мрачная природа, на заднем - небо, затянутое темными, грозными тучами).

Кто является героями картины? Как автор смог показать, что эти герои - главные?

(Девочка и её младший брат, они являются центром произведения. Автор использовал теплые тона и светлую гамму красок для описания детей: розовый, оранжевый, светло-жёлтый).

Какие краски преобладают? Какое впечатление они вызывают? (Краски тёмные, холодные: серая, тёмно-синяя, темно-зелёная. Есть светлые: через черные тучи ещё проблескивает солнце, освещая жёлтым светом поле. Художник использовать эти краски, чтобы передать страх детей).

Какая деталь в данной картине позволяет надеяться на благополучное завершение приключения детей? (Полосы света, пробивающиеся через тучи и окрашивающие поле в желтый цвет, и дети, при описании которых тоже использованы тёплые тона)

Замечательно. Я с вами согласна. Поговорим о действующих лицах картины - детях. Что вы заметили? (Они из небогатой семьи - одеты довольно бедно, босиком, не бросают, несмотря на страх, грибы. Может быть, это единственное блюдо на ужин. Дети очень испуганны. Их жалко, хочется им помочь).

Я рада тому, что вы так много увидели на картине. Но вспомним задачу нашего урока: написать сочинение. В этом вам помогут карточки (см. Приложение).

Вы можете составить собственный план работы и писать, опираясь на него.

А еще я предлагаю вам прослушать примерное описание картины.

Перед нами репродукция картины известного русского живописца Константина Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы». Здесь мы видим и зарисовку картин природы, и изображение внешности сельских ребятишек, и отражение человеческих чувств и эмоций. Рассматривая это произведение, начинаешь сопереживать его героям, будто вместе с ними попадаешь на этот луг во время грозы.

На картине изображен сельский пейзаж. Буйство луговых трав, лес, виднеющийся вдали, неглубокая речушка, протекающая сквозь густую растительность. И тоненький, хрупкий мостик, переброшенный через эту речку. А на мостике — сельская девочка. Она босиком, в легком платьице. Ее волосы растрепал ветер. Мы видим, что она и сама-то не такая уж взрослая, но у нее на плечах младший брат. Девочка спешит укрыться сама и спрятать его от надвигающейся грозы. Видимо, дети ходили в лес за грибами — в руках у девочки корзина. Может быть, они уже направлялись домой, когда в дороге их настигла гроза. Вероятно, до деревни еще далеко, а поблизости нет никакого укрытия, где можно было бы спрятаться и переждать ливень. А гроза все приближается. Небо затянуто серыми грозовыми тучами, из которых вот-вот польется дождь. И он обещает быть сильным: нет ни одного просвета на небе, ни одного лучика солнца. Холодный ветер гнет травы и пронизывает насквозь легкую одежку. Девочка с опаской глядит на небо: быть может, она увидела сверкающие молнии или услышала раскаты грома. В ее глазах тревога. Ведь страшно и опасно оказаться в открытом поле в разгар грозы. Однако больше она боится за своего младшего брата, за которого она в ответе. Мальчик совсем маленький. Его еще больше пугают приближающиеся вспышки и устрашающие громовые раскаты. Он, быть может, и не знает еще, что такое гроза и чем она может быть опасна. Но ему очень страшно. Ведь вокруг стало так темно, а черные грозовые тучи нависли так низко! Поскорей бы добраться до дома. Но он чувствует: сестричка его спасет. Он крепко обнимает ее своими крошечными ручонками и прижимается к сестре всем своим маленьким тельцем. Напряженность сюжета художник подчеркнул умелым подбором угрюмых, насыщенных темных красок, нагнетающих тревожную атмосферу, передающих опасность ситуации, в которой оказались эти двое детей. Впечатление усиливается тем,

что картина словно наполнена движением стихии и движением детей, стремящихся убежать от грозы, опередить ее.

Картина оставляет тревожное впечатление. Автор словно задает вопрос: а сумеют ли дети убежать от грозы?

I V. Написание сочинения.

- Сейчас вы напишете свои сочинения в черновом варианте.

Зачитывание нескольких вариантов, правка работ.

Примеры детских работ.

1. Старых Виктория

Перед нами репродукция картины Константина Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы».

На переднем плане картины мы видим как по мостику, переброшенному через неглубокую речушку, бежит девочка. Она несет на спине своего маленького братишку. Дети убегают от надвигающейся грозы.

На заднем плане художник изобразил нахмурившееся, затянутое тучами небо. Через сгустившиеся тучи проникают лучи солнца. Вдали виднеется лес, в который ребята ходили за грибами. Недалеко от леса желтеет поле.

У детей испуганные лица. Старшая сестра с опаской оглядывается на надвигающуюся грозу. Ее волосы растрепаны ветром, платок сбился с головы. В высоко подвязанном фартуке она несет грибы. Детям страшно оказаться в открытом поле в разгар грозы. Перепуганный малыш крепко вцепился в сестру, которая поддерживает его за ноги, прижимает к себе, не давая упасть.

При написании картины художник использовал насыщенные темные краски, которые хорошо передают опасность положения, в котором оказались дети.

Картина оставила тревожное ощущение и волнение за детей. Сумеют ли они опередить грозу?

2. Жидик Екатерина

Перед нами репродукция картины известного русского живописца Константина Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы». Мне нравится эта картина! Глядя на нее, я чувствую то настроение, которое художник вложил в свою работу. Эта картина помогает мне ощутить на себе страх, который испытывают дети.

На заднем плане картины нахмурившееся, затянутое тучами небо. Сквозь эти пугающие тучи проникают лучи солнца, которые немного поднимают общее мрачное настроение, переданное художником. На переднем плане неглубокая речушка, протекающая через луг. На картине она изображена темными красками, что помогает нам понять тревожную атмосферу картины.

Через мостик, переброшенный через речку, бежит девочка с малышом, который крепко в нее вцепился. По их лицам видно, что они боятся наступающей грозы. Озираясь назад, они спешат домой. Видно, что дети из бедной семьи, потому что девочка так и несет в высоко подвязанном фартуке собранные грибы. Наверное, это единственное пропитание на сегодняшний день для всей семьи. Испуганные лица, сбившийся платок, растрепанные волосы показывают, как дети боятся попасть в самый центр грозы.

Художник изобразил картину в темных тонах, чтобы было понятно переживание и страх детей, их страх попасть под удары молнии.

Картина «Дети, бегущие от грозы» заставляет нас переживать за судьбу детей.

3. Бузинов Максим

Перед нами репродукция картины русского художника Константина Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы». На картине мы видим сельский пейзаж. В центре изображены дети, которые спешат укрыться от грозы.

На переднем плане мы видим луг и неглубокую речушку. Через речку переброшен хрупкий мостик. Сильный ветер гнет траву и деревья. Вдали расположены желтое от лучей солнца поле и лес. Небо затянуто грозовыми тучами. Вот-вот начнется сильный дождь.

По мостику бежит сельская девочка. Она босиком. Ее волосы растрепал ветер. Девочка с опаской глядит на небо. В ее глазах тревога. На плечах героини маленький братик. Малыш крепко обнимает сестру своими ручонками.

Художник использовал темные краски. Они подчеркивают тревожную атмосферу.

Когда смотришь на полотно, то начинаешь сопереживать героям.

V. Домашнее задание: записать отредактированное сочинение.

Приложение (карточка для учащегося).

Опорные слова и выражения.

Описание неба (нахмурившееся, затянутое тучами; быстро бегущие тучи; сквозь тучи проникают лучи солнца; ветер разрывает облака).

Описание пейзажа (сильный ветер, согнувший деревья; ветер гнет траву; желтеющее поле; угасающие лучи солнца; лес, виднеющийся вдали; неглубокая речушка, протекающая через луг; мостик, переброшенный через речку).

Описание детей (испуганные лица, напряжённое ожидание, растрепанные волосы, сбившийся платок, высоко подвязанный фартук; перепуганный малыш, крепко вцепившийся в сестру; озирающиеся назад, спешащие).

План сочинения.

1. Общее впечатление от картины.

2. Описание картины “Дети, бегущие от грозы”.

  1. Описание изображённого на переднем и заднем плане картины.
  2. Описание главных героев.
  3. Значение цвета в пейзаже художника.

3. Настроение, которое оставляет картина.

Используемые источники:

Дети, бегущие от грозы http://webstarco.narod.ru/19vek/images/makovsky_k5.jpg

Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ: Пособие для учителя начальной школы. - М.: Просвещение, 1992. - 176 с.

Русский язык. 4 класс. Поурочные планы по учебнику Л.М.Зелениной «Русский язык. 4 класс». В 3 ч. Часть 1 / Сост. И.Ю.Дьяконова, И.В.Мукашева - Волгоград: Учитель - АСТ, 2009. - 96 с.


Сочинение по картине К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»

Константин Егорович Маковский родился в семье известного деятеля искусств, основателя Московского художественного училища, унаследовал от родителей музыкальные и изобразительные способности. Став художником, работал в разных жанрах, в том числе в жанре повседневного быта, в котором написана картина «Дети, бегущие от грозы». Создана картина в 1872 году. Среди картин на тему крестьянского быта это полотно выделяется особой эмоциональной выразительностью.

Сюжет прост: крестьянские дети ходили в лес за грибами, но погода преподнесла им сюрприз. Как ча­сто бывает летом, неожиданно набежали тучки, подул ветер, в воздухе запахло грозой. Испуганные дети поспешили возвратиться домой. Младший братишка слишком мал, чтобы быстро передвигаться, пришлось старшей сестре посадить его на спину и придержи­вать руками, рассчитывая только на собственные силы. Ходить в лес за грибами и ягодами для сель­ских жителей - привычное занятие, с малых лет крестьяне жили в тесном слиянии с окружающей природой, добывая и пользуясь её дарами. Вот и эти ребятишки насобирали грибов, которые жалко стало бросать, поэтому старшая сестра соорудила из фарту­ка подобие сумки, подвязав концы. Из подберёзовиков получится вкусный суп или другое блюдо для всей семьи.

Лето на картине во второй половине, ближе к кон­цу. Уже пошли грибы, вдали виднеется поле со спелым зерном, оно выделяется жёлтым цветом, можно за­метить цветущее разнотравье и распустившиеся кув­шинки в воде. Ветер довольно-таки сильный, травы гнутся до земли. Кажется, что ветер как бы подгоняет детей, дует им в спину, призывая поторопиться. Небо раскрашено во все оттенки синего: от светло-голубого до темно-фиолетового.

Где-то сгустились тучи, где-то просвечивает солн­це, ярким пятном падая на поле с созревшей пшеницей и окрашивая траву в изумрудно-зелёный цвет. О при­ближении грозы говорит отсутствие птиц в небе, они заблаговременно спрятались. Дорога детей пролега- ‘ет через дощатый мосток, перекинутый через ручей. Мостик хлипкий, из двух толстых досок. Доска, по которой ступает девочка, прогнулась. Телега по нему не проедет, видимо, мостик перекинули, чтобы ходить в лес. Ручей мелкий, вода в нем тёмная, непрозрачная. Ряска у берега затянула листья кувшинки, как бывает в августе.

Дети, изображённые на холсте, из крестьянской семьи. Ноги у детей босые, так всё лето ходили в деревне, чтобы беречь обувь. На старшей сестре - обычная крестьянская одежда: немаркий сарафан тем­но-синего цвета, холщовая сорочка с закатанными рукавами, фартук, как обязательный атрибут костюма деревенских женщин. На голове - цветастый платок, сбившийся с головы, ветер треплет его концы. Волосы пшеничного света, длинные, забраны под платок, но ветер растрепал их и девочка не поправляет причёску, руки её заняты. На шее подростка висят незамыслова­тые бусы и такие же серьги в ушах, подчёркивающие, что девочка считает себя взрослой девушкой, поэтому украшения ей необходимы. Карие глаза, курносый нос и светлые волосы у детей подтверждают их родство. Только у младшего брата они выцвели за лето на солн­це и приобрели соломенный оттенок. Подстрижены волосики неумелой рукой, чтобы не мешали малышу и не доставляли хлопот старшим. На ребёнке то ли тёмненькая юбчонка и розоватая кофточка, достав­шиеся от старшей сестры, то ли короткие штанишки и курточка. Крестьяне, особенно бедные, одевали детей в то, что можно носить. Мальчик совсем ма­ленький, на ручках ещё заметны перетяжки, пальчики пухленькие, да и щёчки младенческие.

Маковский запечатлел момент, когда на ходу стар­шая девочка оглядывается посмотреть на небо, в кото­ром сгущаются тучи и, возможно, сверкнула молния или прогремел гром. Деревенские жители всегда боя­лись грома, считая, что боги гневаются. Вымокнуть под дождём не хотелось, так как одежда могла испач­каться и испортиться, а её приходилось беречь бед­ным крестьянам. Поэтому дети заторопились домой. Младший братик выглядит уставшим, испуганным, он прижался к старшей сестре и крепко держит её за шею ручками. У старшей девочки на лице не испуг, скорее опасение и тревожный расчёт. Она прикидыва­ет, успеют ли они добраться домой до начала дождя.

Брови нахмурены, взгляд сосредоточен, она понимает, что на ней ответственность за младшего братишку. Наводит на размышление мысль, почему дети боятся грозы, но не побоялись уйти одни в лес, так далеко от дома? В лесу можно встретить плохих людей, ко­торые могут обидеть, можно столкнуться с опасным зверем: медведем, волком, кабаном, попасть в болото, провалиться в яму, просто заблудиться. Может быть, было нужно набрать грибов, чтобы приготовить обед. Или так принято было в деревне в те времена, дети росли, не отделяя себя от окружающей среды - лес и река были частью их жизни, они приспосабливались друг к другу. Природа учила и воспитывала детей, приобщая их к своим богатствам. Поэтому ребята одни были в лесу, и только приближающаяся гроза прогнала их, заставила вернуться домой. Художнику замечательно удалось отразить на холсте все эмо­ции детей, гармонию стихийного явления и людских чувств, поэтому изображённое надолго притягивает взгляд и не отпускает от себя.

Константин Маковский – художник многогранный, в чьем творчестве переплелись разнообразные стили. Возможно, не все его работы вызывают восторг. Даже репродукция картины Маковского «Дети, бегущие от грозы» впечатляет. Неудивительно, что это одно из самых известных полотен русского живописца, и, наверное, самых трогательных.

Описание картины «Дети, бегущие от грозы»

Полотно написано в 1872 году, когда художник был увлечен идеями Передвижников. Его произведения тех лет посвящены повседневной обыденной жизни. На этой картине также обычная сельская сцена. Дети пошли в лес собирать грибы, но надвигается буря, и они спешат домой.

На переднем плане – девочка, несущая на спине своего младшего братика. На их лицах читается испуг. Малыш крепко прижимается к старшей сестре, которая с опаской оглядывается на покрытое тучами небо. Заметно, что уже поднялся ветер – по развевающимся волосам, наклонившимся растениям. Автор сумел очень детально и филигранно передать все нюансы предгрозового состояния природы. Кажется, что даже чувствуется, какой тяжелый и душный воздух. Под босыми ногами девочки – шаткая кладка через болото, и ее скользкость, ненадежность тоже очень хорошо ощущается.


Но, несмотря на ощущение страха, которые испытывают сестрички, впечатление от картины «Дети, бегущие от грозы» совсем не тягостное или удручающее. Даже наоборот – чувствуется уверенность, что эта история закончится хорошо. А светлое солнечное пятно на заднем плане только подчеркивает оптимистический настрой и добавляет веры в позитивное завершение этого приключения сельских детей.

История написания

На картине изображена девочка, с которой художник познакомился во время путешествий российскими глубинками в поисках сюжетов для работ. Крестьянская девчушка оказалась бойкой и смелой. Она стала расспрашивать художника, что он делает. Тогда Маковский предложил нарисовать ее. Встреча была назначена на следующий день, но девочка так и не пришла.

Впоследствии, художник узнал историю о походе за грибами. Только в реальности хеппи-энда не случилось. Девочка поскользнулась на влажной кладке и упала в болото, после чего заболела. Эта история и стала базисом для сочинения сюжета картины. А детей Маковский нарисовал уже по памяти.

Какова судьба героини этого полотна, художник так и не узнал, но помнил об этом эпизоде, произошедшем в Тверской губернии, всю жизнь. Спустя многие годы автор картины «Дети, бегущие от грозы» в письме к своему брату вспоминал эту милую девчушку и высказывал сожаления о том, что так и не смог показать ей картину. Художнику хотелось, чтобы девочка узнала, как эта банальная история вдохновила его на написание еще одного шедевра.

Работа была закончена уже в Петербурге и вскоре оказалась в коллекции семейства Нарышкиных. Сейчас картина Константина Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы» хранится в Третьяковской галерее.

Категория