Сочинение по картине И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды. Картина Хруцкого Цветы и плоды. История создания Художественное описание картины хруцкого цветы и плоды

И. Ф. Хруцкий , поляк по национальности, белорус по месту рождения, окончательно сформировался как художник в русле русской академической школы. Его дарование было скромным, однако весьма характерным для мастера салонно-академического направления, работавшего на рынок и ориентировавшегося на вкусы широких слоев публики. В историю русского искусства Хруцкий вошел своими натюрмортами - эффектными композициями, где предметы выписаны с иллюзионистической точностью. Эти его работы, выполненные в 1830-х гг. - период формирования и распространения натюрморта в России, имели большой успех у публики и породили волну подражаний. О ранних годах жизни Хрупкого известно не много. Был сыном униатского священника и в 1830-х годах посещал классы Императорской Академии Художеств на правах постоянного, вольноприходящего ученика.Самый старший сын униатского священника, в принципе, должен был продолжить дело отца. Именно для этого в 10 лет его отправляют из родной Усайи в Полоцк в лицей пиаров - монашеского ордена, занимающийся обучением юношества. Образование там давали блестящее, ведь лицеисты изучали математику, физику, метафизику, латынь, риторику, стихосложение. Правда, русский язык для польскоговорящих учеников шел как иностранный, наравне с французским и немецким языками.Но в 17 лет Иван решается ехать в Петербург, чтобы учиться на художника. Почему Петербург, ведь в Вильно уже был университет с кафедрой искусств? Но плохо говорящий по-русски юноша отправляется в столицу, которая, как известно, никого не ждет. Поддерживал ли его кто-то, был ли у него покровитель или меценат, об этом ничего не известно. Но, судя по всему, пришлось ему несладко.Среднее художественное образование он получил в Полоцком лицее. В 1827 г. Хруцкий приезжает в Петербург и в 1830 г. поступает в АХ. Здесь прямо или опосредованно он усваивает уроки таких мастеров, как А. Г. Варнек, М. Н. Воробьев, К П. Брюллов, Ф. А. Бруни.К 1832 г. относятся первые датированные этюды художника - "Натюрморт с вазой" и "Натюрморт с птичкой". К ним примыкает группа других подобных же работ ("Плоды и птичка", 1833; "Фрукты", 1834; "Виноград и фрукты", "Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном", оба б. г.), отличающихся довольно простыми композициями.Так обозначается главное направление творчества Хруцкого этого периода - работа над натюрмортом , именуемым в официальных документах как "живопись цветов и фруктов". От ранних незатейливых постановок, состоящих лишь из нескольких предметов, Хруцкий на удивление быстро приходит к довольно значительным по размерам натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющей множество разнообразных овощей, плодов и цветов ("Цветы и плоды", 1836, 1839; "Натюрморт со свечой", "Цветы и фрукты", "Плоды, фрукты, битая дичь", все 1830-х, и др.).Эти произведения вызывали восхищение зрителей и критиков-профессионалов. Успех работ способствовал тому, что художник повторял некоторые из них с незначительными изменениями, добавляя "новые" предметы: подсвечник с горящей свечой либо тлеющую сигару, спички в бумажной обертке, обрывок расходного счета с лежащей на нем мелочью. Это вносило в композицию атмосферу человеческого присутствия.Академический Совет отметил натюрморты Хруцкого: в 1836 г. он был удостоен большой серебряной медали. В том же 1836 г. ему было присвоено звание свободного художника "во внимание к хорошим сведениям в ландшафтной живописи". Ученик М. Н. Воробьева, Хруцкий не оставляет пейзажной живописи на протяжении всего последующего творчества ("Вид на Елагином острове в Петербурге", 1839; "Вид в имении", 1847, и др.).


"Цветы и плоды" 1838.

"Натюрморт со свечой"

Роскошь и натуральность натюрмортов Ивана Фомича Хруцкого были столь привлекательны, что число художников, ставших работать в этом виде живописи в середине XIX века возросло многократно. Приехавший из Полоцка в Петербург семнадцатилетний юноша свое стремление стать живописцем осуществлял, занимаясь у писавшего портреты героев войны 1812 года английского мастера Дж. Доу и посещая посторонним учеником Академию художеств. С 1830 года И. Хруцкий учится в Академии и начинает писать свои известные цветы, фрукты, овощи и грибы. Именно за их качественное написание спустя три года после окончания обучения (1836) художнику присваивают звание академика (1839). В начале 1840-х годов И.Ф. Хруцкий покидает Петербург и поселяется в родовом имении Захареничи под Полоцком. Изменяется тематика его работ. Он много и охотно пишет портреты (в том числе религиозных руководителей западных губерний России), семейные портреты, интерьеры своей усадьбы, пейзажи, иконостасы для униатских церквей Вильнюса, Каунаса, Полоцка. Его работы соответствуют требованиям официального академического искусства. И это означает, что они выверены в рисунке, композиции, цветовой тональности, хотя это и приводит во многих картинах к известной статичности. Впрочем, есть у И.Ф. Хруцкого отдельные творения (Портрет Миколая Малиновского, 1855; Автопортрет, 1884), обладающие всеми признаками высокого искусства.

"Битая дичь"

"Цветы и плоды"


"Фрукты"


"Фрукты"


"Плоды и дыня"


"Плоды" (фрагмент).1839.


"Натюрморт с грибами"


"Мясо и овощи"1842

«Натюрморт с птичкой"

"Натюрморт с вазой"

Императорской Академии Художеств Господину Академику Ивану Хруцкому.Императорская Академия Художеств в торжественном Собрании своём 24 сентября сего (1839) года бывшим, признала вас Академиком во внимании к отличным трудам вашим в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей.Поздравляя вас с сим избранием в Члены Академии, я не сомневаюсь, что будущими трудами своими вы не оставите оправдать внимание к вам Академии и что Диплом на звание Академика вы получите по изготовлении.Президент. Оленин.
(фонды НПИКМЗ, Полоцк)

"Портрет мальчика"

«Портрет неизвестной в белом платье с книгой» (сер. XIX в.)Кстати, неизвестная очень похожа на Уленьку,Ульяну Клодт, жену знаменитого скульптора, но это только моё личное мнение.Пересекались ли они в жизни? По времени - возможно...


«Вид на Елагином острове в Петербурге» (1839)


«Семейный портрет»


«Старуха, вяжущая чулок»


Портрет молодой женщины с корзиной. 1835.


Портрет неизвестной с корзиной в руках. 1830-е


"В комнате"

Иван Хруцкий - самый знаменитый белорусский художник. Его картины знают все. Еще бы - фрагмент одного из натюрмортов белорусы каждый день держат в руках по многу раз. Ведь именно он расположен на тысячной купюре.


Серебряная монета Белоруссии номиналом 20 рублей, посвящённая 200-летию со дня рождения И. Ф. Хруцкого (2010)

Польские исследователи успели расспросить внука художника незадолго до его смерти. Но 84-летний старик поведал им скорее семейные легенды, чем факты. К примеру, что Хруцкий в Петербурге стал брать уроки у Джорджа Доу - блистательного английского живописца, который был приглашен в Зимний дворец для написания 327 портретов героев войны 1812 года. С какой стати ему давать уроки пареньку из Полоцка? Скорее всего, Хруцкий просто подносил англичанину краски. Да и в Академию художеств он поступает «посторонним» учеником.Но молодой человек, похоже, обладал сильным характером и безмерными амбициями. Ведь чтобы выжить, нужно было зарабатывать, а чтобы зарабатывать, нужно было иметь связи и признание. Впрочем, за прошедшие почти 200 лет ничего не изменилось.Связи Иван Хруцкий нашел в среде земляков, обосновавшихся в Петербурге. Академик Академии художеств, шляхтич Минской губернии, масон и добряк Езеф Олешкевич пробил ему посещение Эрмитажа, который еще не был музеем. Попасть в царский дворец можно только по рекомендации.- Именно там он делает копии с натюрмортов голландцев, причем адаптирует их под академический вкус и романтические тенденции, - рассказывает Надежда Усова.Вскоре натюрморты, вышедшие из-под кисти художника Ивана Хруцкого, украшают салоны и гостиные столичной публики. И это притом что жанр натюрморта был уже в упадке, Хруцкий возвращает на них моду и становится ее законодателем. Ему приходится делать по 6 - 7 повторений каждого натюрморта, настолько они становятся популярными. Так к нему приходят первые деньги и первое признание. За натюрморт «Цветы и плоды» он получает первую награду - малую серебряную медаль Академии художеств. И это в 26 лет. Через два года у него уже малая золотая медаль. Оставалось получить большую золотую медаль, чтобы сбылась мечта любого русского художника того времени. Обладатель золотых медалей мог претендовать на шесть лет в Италии за казенный счет. Академия художеств составляла для художников программу, написанные по ней работы они должны были присылать на родину. Именно так в Италию попал Александр Иванов, который 20 лет писал там «Явление Христа народу».Но этим грандиозным планам не суждено было сбыться.


Почтовая марка СССР. И. Ф. Хруцкий «Цветы и фрукты» (1839), 1979

Отец Хруцкого Фоман Хруцкий выступил против объединения униатской церкви с православной. Кстати, одним из инициаторов такого объединения был епископ Иосиф Семашко, который позже сыграл значительную роль в судьбе художника. В приход священника Хруцкого тут же нагрянула ревизия, на него накладывают епитимью и отправляют на хлеб и воду в монастырь, так как в тюрьму священников не сажали. Иван Хруцкий сразу же пишет письмо митрополиту Иосафату Булгаку, отца освобождают. А Иван, очевидно, в благодарность за это освобождение пишет портреты всего руководства униатской церкви. Но как только в 1839 году униатская церковь оказалась под запретом и священник Фома Хруцкий оказался без прихода, он умирает. Остается мать и пятеро младших братьев и сестер Ивана. Он должен взять все заботы о семье. Прощай, Италия! В 29 лет Иван добивается звания академика Академии художеств «за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей». Это звание давало дворянство, причем не только личное, но и потомственное. Хруцкий стал, по сути, дважды дворянином, ведь примерно в это же время он смог подтвердить дворянский титул его семьи. Подтверждение дворянского сословия у шляхты Российская империя потребовала после восстания 1830 года. Но что делать с семьей? Младших братьев он забрал в Петербург, где были сестры и мать, неизвестно. Возможно, жили по родственникам. Хруцкий работает очень много. За три года он написал 21 портрет, то есть каждые 2 - 3 месяца. Сегодня таких людей называют трудоголиками. Причем пишет он сильных мира сего вроде городского головы Петербурга или издателя Пушкина и Лермонтова Ильи Глазунова. Ему очень нужны деньги.


Усадьба Хруцких. Захарничи (1910-е годы; ныне не сохранилась)

И вот в 1844 году, в 34 года, он покупает под Полоцком землю. На такую покупку в те времена имел право только православный, русскоговорящий дворянин. Хруцкий строит дом на берегу озера по собственному проекту, разбивает сад, что тогда считалось роскошью. Художник и тут налаживает связи - пишет портреты предводителей дворянства Витебской губернии, Полоцкой губернии, Лепельского уезда…Через год женится на соседке Анне-Катарине Бембновской и… вскоре уезжает. Тот самый епископ Семашко приглашает его в Вильно оформлять архиерейский дом, писать портеры священнослужителей.- Кто-то из исследователей считал, что Хруцкий попал в кабалу, - рассказывает Надежда Усова. - На самом деле это было большой удачей. Он обрел мецената, который регулярно давал ему заказы, обеспечивал жильем и деньгами.Наверное, эти десять лет, которые художник прожил на два дома, и объясняют, почему у него было только двое детей. Спустя годы Семашко перед своей смертью «отпускает» Хруцкого. Он возвращается в Захарничи и превращается в настоящего помещика. Он активно занимается хозяйством, хотя и продолжает писать портреты детей и свои любимые плоды, грибы и овощи. Но нам известно крайне мало работ того периода.- У меня есть своя версия, отчего так случилось. Во-первых, в 30-х годах появился дагерротип, и все бросились фотографироваться. На портреты уже не было такого спроса. А во-вторых, прошло кровавое восстание 1863 года, которое затронуло многих землевладельцев - кого-то сослали, кого-то расстреляли, кто-то эмигрировал. Но аполитичный и лояльный Хруцкий в нем никак не участвовал. Мне кажется, ему просто перестали давать заказы.Последние двадцать лет жизни Иван Хруцкий провел в полном забвении. Он, наверное, даже не узнал, что его натюрморт на одном из аукционов в Москве купил для своей галереи сам Третьяков. А попасть к Третьякову означало признание несомненного художественного достоинства картины.Перед смертью Хруцкий пишет два автопортрета - для сына и дочки. Это единственное изображение художника, которое дошло до нас. После его смерти в 1885 году некролога на смерть академика Академии художеств не появилось ни в Полоцке, ни в Витебске, ни в Петербурге. Полное забвение.Наследники художника жили в Захарничах еще в 20-х годах прошлого века. После имение было национализировано, дом сгорел, кладбище снесли, могила Ивана Хруцкого исчезла. Памятник стоит на месте, указанном по воспоминаниям правнучки .

ЗАГАДКИ ХУДОЖНИКА

Неизвестная с цветами - жена или сестра ?

Очаровательных женских портретов у Хруцкого множество. Но до сих пор остается загадкой - кто эти женщины. Многие искусствоведы недоумевают, отчего ни на одном полотне художник не запечатлел свою жену, хотя писал всех родственников. - Но задолго до женитьбы он писал все время одну и ту же женщину, которую мы хорошо знаем по картине «Неизвестная с цветами и фруктами». Есть она на его полотнах маленькой девочкой, взрослой, беременной, постаревшей. В семье потомков Хруцких живет легенда, что это все-таки его жена, которую он знал еще 8-летней девочкой, а когда построил имение, женился на ней. Предполагают, что «Неизвестная» - его младшая сестра. И все девочки-женщины на его полотнах в образах «прекрасных садовниц» - его сестры. Ведь они похожи друг на друга.

Развитие речи. Обучение сочинению по картине И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды» (5 класс).

Разработка урока учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №16 г. Невинномысска Ставропольского края Назаровой Людмилы Васильевны.

Цели урока: 1. подготовить к написанию сочинения – описания картины в художественном стиле;

2. учить собирать рабочие материалы к сочинению и составлять простой план;

3. учить детей наблюдать, давать словесное выражение увиденному на картине.

Оборудование: репродукция картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды» («русский язык», 5 класс, под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта, «Дрофа», Москва, 1999, цветная вклейка на стр. 8); плакаты с планом работы над сочинением, искусствоведческими терминами.

Межпредметные связи: ИЗО.

План урока.

    Вступительное слово учителя 1 мин.

    Выявление первоначальных впечатлений учащихся 3 мин.

    Чтение и запись плаката № 1 3 мин.

    Коллективное составление плана 10 мин.

    Работа с теоретическими понятиями 2,9 мин.

    Коллективное собирание рабочих материалов 15 мин.

    Групповая словарно - стилистическая работа 20 мин.

    Коллективная работа над вступлением 4 мин.

    Коллективная работа над заключением 5 мин.

    Работа по предупреждению речевых ошибок 2 мин.

    Устное сочинение по картине 10 мин.

    Демонстрация образца сочинения.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.

Посмотрите репродукцию картины «Цветы и плоды». Её автор – И.Т. Хруцкой (1810-1855г.) – признанный мастер в изображении натюрморта и интерьера. Он стремился предельно точно и подробно воссоздать обстановку, предметы быта.

2. Выявление первоначальных впечатлений учащихся.

Что изображено на картине? (Ваза с цветами и фрукты)

Чем привлекает изображенное на картине? (Цветы очень красивы, разнообразны, ярки;

фрукты спелые, сочные, художник их так изобразил, что их хочется съесть; чувствуется аромат цветов)

Всмотритесь в цветы, перечислите их (эта работа вызывает у детей затруднение, т.к. некоторые цветы им неизвестны, подсказывает учитель). – Это розы, пионы, ирисы, флоксы, незабудки.

Перечислите фрукты (персики, груши; кроме того, грозди винограда и тыква).

Художник картину пишет красками, создавая образ. А сможете ли вы описать увиденное словами? Попытайтесь (Попытки неудачны, т.к. дети не знают, с чего начинать).

Учитель: Вам поможет подсказка-план, в котором показана последовательность ваших действий.

3. Чтение и запись содержания плаката:

План сочинения-описания.

    Дать общее представление о картине.

    Описание деталей, частей изображенного на картине.

4. Коллективное составление плана:

1. Роскошный букет и спелые фрукты.

2. Мастерство художника в изображении

а) цветов;

б) плодов;

в) других деталей натюрморта.

3. Великолепие щедрых даров природы, запечатленных И. Т. Хруцким.

Учитель : Поскольку вы описываете картину, вам нужно пользоваться терминами и понимать их значение.

5. Чтение плаката:

Натюрморт – картины, на которых изображены различные предметы: фрукты, овощи, цветы и др.

Композиция – построение картины (использовать слова: задний и передний план, справа, слева, возле, около, рядом, ниже, в центре и др.)

Цветовая гамма – последовательный ряд близких по цвету и оттенкам красок.

6. Коллективное собрание рабочих материалов (к основной части сочинения). Оформление в виде таблицы.

План наблюдений

Материалы (форма, цвет, характерные признаки)

Дополнения

1. Цветы

2. Фрукты

3. Другие предметы

Махровые алые пионы, нежные белые пионы, бледно-розовая роза, лиловые ирисы, изящные букетики сиреневых флоксов, колоски спелой ржи, оранжевые маки с шелковистыми лепестками, голубые незабудки.

Бледно-желтые груши с румяным бочком, крупная кисть янтарного винограда, спелые персики с бархатным пушком, огромная золотистая тыква.

Изящный бронзовый кувшин, тонкий стеклянный стакан, наполненный кристально чистой водой, плетеный короб, ломтик лимона в стакане.

Примечание : в третью колонку ученики записывают понравившиеся им слова и словосочетания.

7. Словарно- стилистическая работа

а) Беседа

Учитель : Каким глаголом можно назвать положение цветов по отношению к кувшину?

Ученики : Стоит; цветы стояли в кувшине.

Учитель : А по отношению к фруктам?

Ученики : лежат; лежат на столе, в корзине.

Учитель : А можно ли постоянно повторять эти глаголы: пионы стоят, роза стоит, персики лежат, груши лежат?

Ученики : Нет, это речевая ошибка.

Учитель : Как можно избежать этой ошибки?

Ученики : Подобрать синонимы, выразить мысль по-другому

Учитель : Давайте проведем игру «Кто больше?»

Назовите как можно больше глаголов, которые описывают положение предметов.

б) Игра «Кто больше?»

Итоги игры: подобраны глаголы: темнеет, спряталась, возвышается, пламенеет, притаился, выглядывает, гордится, возвышается.

в) Групповая работа

1 группа подбирает слова эмоционально-оценочной лексики; эпитеты (глаголы: любоваться, наслаждаться, восхищаться; эпитеты и прилагательные: пышный букет, роскошный букет, великолепные цветы, дивная роза, прелестные флоксы)

2 группа подбирает олицетворения (цветы красуются, ирисы скромно спрятались за пышными пионами, флоксы окружили розу изящными зонтиками соцветий, алые пионы грустно опустили свои шляпки, колоски ржи притаились за яркими цветами.

8. Коллективная работа над вступлением к сочинению

Вариант : На картине И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды» мы видим великолепный натюрморт с роскошным букетом цветов и спелыми фруктами. Художник не случайно выбрал теплую гамму: он хотел передать красками радостное восприятие окружающего мира. Кроме того, это краски осени – поры созревания плодов и пышного цветения.

9. Коллективная работа над написанием заключения сочинения

Варианты: 1) Прекрасные цветы, сочные фрукты и ягоды – все это как дивный дар жизни принес человеку замечательный русский художник И.Т. Хруцкой.

2) Картина Хруцкого «Цветы и плоды» вызывает истинное наслаждение роскошными дарами осени.

3) В картине отразилось радостное любование художника красотой и богатством природы.

10. Работа по предупреждению речевых ошибок.

Учитель : Старайтесь избегать речевых недочетов типа: на рисунке нарисован…, мне очень понравилась эта картина…, впечатление хорошее…, нарисовал хорошо и др.

11. Устное сочинение по картине (по пунктам плана; 2-3 ученика)

На дом : написать сочинение по картине, используя рабочие материалы и записи в тетради

Приложение: Сочинение ученика

Я рассматриваю картину И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды». Этот натюрморт поражает богатством и щедростью природы, мастерством художника, удивительно точно и ярко сумевшего передать прелесть букета и фруктов.

В центре полотна на переднем плане я вижу бронзовый кувшин, в котором красуются роскошные цветы. Алые пионы кажутся еще ярче на тёмном фоне картины. По контрасту с ними белая роза и светлые пионы нежны и скромны. Лиловые ирисы стыдливо притаились среди других цветов. Оранжевые маки пламенеют среди зелёной листвы. Прекрасно дополняют композицию букетики сиреневых флоксов, грациозные голубые незабудки и колоски спелой ржи.

Справа от вазы находится тонкий стеклянный стакан с кристально чистой водой, в котором плавает тонкий кружок лимона. Рядом со стаканом лениво разлеглись бледно-жёлтые груши с румяным бочком. Позади них возвышается большая золотистая тыква, на которой лежит крупная кисть янтарного винограда. Слева от кувшина в плетёном коробе теснятся спелые персики с бархатистым пушком.

Всё в картине дышит радостью жизни, восхищением великолепными дарами солнечного лета.

Список использованной литературы:

1. Русский язык: учебник для 5 класса под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, «Дрофа», Москва, 1999, с 3/3

2. Л.М. Зельманова, Е.Н. Колокольцев. Развитие речи. Русский язык и литература. Репродукции картин, 5-7 классы, М., «Дрофа», 1998, стр.8,10,12

3. Система обучению сочинениям в 4-8 классах под ред. Т.А. Ладыженской, М., «Просвещение», 1973г., стр.84-86.

Хруцкий Иван Трофимович - известный белорусский художник-живописец.
Названный многими исскуствознавцами мастером натюрмортов.
Среди множества его работ особое внимание гаммой цветов и насыщенностью привлекает к себе полотно «Цветы и плоды».
Сама по себе картина очень сложная.
В ней множество крупных и мелких элементов, которые переплетаются между собой.

В самом центре картины мы видим красивую вазу с огромным букетом цветов.
Среди них присутствуют красные и белые пионы, голубоватые ириски, нежные ромашки и еще множество больших и маленьких цветков.
Глиняная ваза зеленого цвета украшена рельефным рисунком.
Она очень гармонично вписывается во всю композицию картины.
Рядом с вазой, на столе, лежат различные фрукты.
По правую сторону от нее - ящик с персиками, а вглубь грона винограда.
Перед самым ящиком лежит один персик разломанный пополам.
С другой стороны вазы лежат груши, несколько плодов винограда, разрезанный лимон и большой арбуз.
За арбузом спрятанный изящный графин с водой.
Возле самой вазы стоит стакан, наполовину наполненный водою.
Один цветок пиона наклонился над самым стаканом, как бут-то хочет пить.

Цветовая гамма картины самая, что не наесть разнообразная.
Начиная от темных и тусклых цветов на заднем плане и переходя к ярким и красочным впереди.
Все фрукты и цветы исполнены с такой жизненной силой и любовью, что можно подумать бут-то автор масс их выращивал, срывал и складывал для своего произведения.
Очень точно прорисованы все тени и мелкие детали.
Самая большая часть света припадает именно на букет и, кажется, бут-то от него исходит неимоверное благоухание.

Своей картиной-натюрмортом «Цветы и плоды» Хруцкий показывает нам, как надо любить и относится к природе.
За свои старания мы всегда будем отблагодарены изяществами, которые изображены на картине.

Сочинение по картине И. Т. Хруцкого "Цветы и плоды".
"Натюрморт" - французское слово, в буквальном смысле оно обозначает "мёртвая природа", но более справедливо, когда о подобном жанре говорят как о "тихой жизни вещей", ведь в каждой такой картине чувствуется присутствие человека, а предметы несут на себе тепло его рук. Прежде чем приступить к написанию натюрморта, художник заботливо отбирает всё необходимое и по своему вкусу расставляет, т.е. выстраивает композицию.
В центре картины И. Т. Хруцкого "Цветы и плоды" - высокая ваза с цветами. Корзина с персиками, тыква, груши, виноград уравновешивают пышный букет. Художник мог бы сместить вазу влево или вправо, а в центре оставить пустоту. Но тогда настроение натюрморта лишилось бы покоя, появилось бы ощущение тревоги.

Картина Хруцкого - это изображение изобилия, красоты, щедрых даров природы, поэтому в ней всё устойчиво, гармонично. Живописец рассказывает о каждом предмете подробно. Они написаны так, что художник заставляет нас любоваться прозрачной хрупкостью стекла, водой в стакане - холодной, чистой и прозрачной, спелыми плодами. Тыква здесь большая, шероховатая и бугристая, её тяжело было бы удержать в руках. А веточка янтарного винограда с высвечивающимися изнутри косточками, кажется, так легка, что если поднять её за сухой хвостик, то не почувствуешь веса.
Хруцкий не только даёт почувствовать вес предметов, но и великолепно передаёт их фактуру. У лимона пористая цедра, а рядом - глянцевитое яблоко, персики матовые, бархатистые, мрамор стола холодный и гладкий, корзиночка шероховатая. Натюрморт вызывает даже вкусовые ощущения: лимон и смородина кислые, груши и персики сочные и сладкие.
На картине чудесным образом собраны цветы и плоды лета и осени: пионы цветут и июне, виноград созревает в сентябре, тыква - в октябре. Натюрморт рассказывает об устойчивом и неторопливом течении самой жизни

Описание картины И. Т. Хруцкого "Цветы и плоды".
Передо мною натюрморт выдающегося художника И.Т. Хруцкого "Цветы и плоды". Эта картина имеет довольно сложную композицию, так как на ней изображено много крупных и мелких элементов. Несмотря на такое обилие деталей, картина не смотрится перегруженной. В самом центре полотна - роскошный букет цветов в вазе. Здесь и пышные ярко-розовые пионы, и изящные ирисы, и скромные васильки. Цветы стоят вазе с рельефным орнаментом. Рядом с вазой расположен стакан кристально чистой воды с долькой лимона. Вероятно, эту воду налили из графина, который стоит справа за тыквой. Другая долька лежит на столе рядом с разрезанным лимоном. Художник изобразил на картине не только лимон, но и много других плодов. Рядом с разрезанным лимоном лежат пять груш. Хруцкий использует теплый желтый цвет, чтобы передать спелость этих ароматных фруктов. На одной из груш висит маленькая веточка зеленого винограда. Всего несколько ягод свисают с груши, и эта деталь задает пространство картины. Две ягоды винограда висят чуть ниже поверхности стола и это настоящая находка художника. Этим он хотел показать, что красота, цвет, яркость и аромат цветов и фруктов не ограничиваются пространством стола, такая красота везде и ее нужно видеть в простых вещах. За грушами на втором плане мы видим тыкву. Испокон веков русский человек выращивал эту культуру, и здесь прослеживается явная связь с русскими традициями. На тыкве лежит большая гроздь спелого винограда. Ягоды крупные, и художник мастерски изображает их спелость и сочность. Слева от вазы с цветами лежит прямоугольная небольшая корзинка с абрикосами. Чтобы показать сочность плодов, художник изобразил один абрикос разрезанным пополам. Позади этих фруктов стоит другая корзина, полная облепихи. А сверху на ягодах лежит несколько колосьев пшеницы. Вся картина - это своеобразный микс красок, цветов и плодов. На этом полотне присутствуют в основном яркие и сочные краски, которые задают общий тон всей картине. Теплый желтый, нежный розовый, скромный голубой, яркий зеленый - такие оттенки присущи лету. Именно оно дает столько фруктов, овощей, ягод и цветов. И художник очень тонко передал все богатство этого времени года и подобрал удивительно точное название картины - "Цветы и плоды".

На картине И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды» мы видим идеальное сочетание цветов и форм. Картина заряжает нас летним настроением, причем на картине изображены дары природы от поздней весны до ранней осени.

В центре натюрморта расположен букет цветов. В этом букете собраны очень красивые июньские цветы: белые и розовые роскошные пионы и синие сибирские ирисы. Композицию дополняют более мелкие белые и синие цветочки и полевая трава. Хотелось бы отметить вазу, в которой стоит букет. Она выполнена в зеленом цвете и украшена удивительным орнаментом и рисунком волков. Она прекрасно вписывается в композицию.

Также на переднем плане мы видим прозрачный стакан воды. Он наполовину заполнен водой. Чуть левее и дальше от края стола лежит ящик с персиками. Персики – это уже плоды июля. У них приятный розовый оттенок. Перед ящиком лежит один разрезанный напополам плод, чтобы показать его спелость.

По правую сторону мы видим плоды августа – груши. Они продолговатые и желтые. Там же находятся плоды сентября – тыква и виноград. Несколько зеленых ягод лежат на краю стола – вот-вот упадут. Остальная кисть винограда лежит на тыкве. Кажется, она не совсем спелая – сквозь оранжевый цвет кожуры проступают зеленые полоски. Но тыква хорошая, большая. Рядом с ней лежит апельсин, который кто-то уже разрезал, а за апельсином лежит яблоко.

На заднем плане, за персиками, стоит корзина с ягодами: зелеными и красными. А за тыквой стоит стеклянный графин, так же как и стакан на половину заполненный водой.

В натюрморте использована различная цветовая гамма: на заднем плане - темная и приглушенная, на переднем – яркая и сочная. Глядя на эту картину, невольно вспоминаешь летнее теплое солнце, сладость фруктов и запах цветов.

Натюрморт – это очень популярный, но, тем не менее, достаточно сложный вид живописи. Не так просто передать пропорции и цвета оригинальных предметов, выстроить правильную композицию.

Сочинение по картине Цветы и плоды Хруцкого 3, 5 класс

Иван Фомич Хруцкий - известный русский художник - живописец. Он написал множество картин: «Натюрморт с вазой», «Натюрморт с птичкой», «Старуха, вяжущая чулок» и другие, которые до сих пор очень популярны. Одним из его известных творений является натюрморт «Цветы и плоды», написанный художником в 1839 году.

Картина исполнена в тёплых коричневых тонах с небольшими яркими пятнами в середине полотна. Этими яркими пятнами обозначено разнообразие пахучих изящных цветов. Красные большеголовые пионы, синие молодые васильки, фиолетовые пожухлые ирисы, – и всё это вкупе с зелёными веточками стебельков и листьев, которые придают букету ещё большую пышность. Рядом с огромной расписной вазой, в которой стоят цветы, одиноко устроился стакан с прозрачной лимонной водой. Жёлтая долька тонко нарезанного лимона всплыла на поверхность и для человека в знойный июньский день, такой напиток послужил бы спасительным глотком жизни.

Слева, на заднем плане, стоит корзина, наполненная огромными ветками спелого винограда. Грозди винограда свешиваются за края лукошка, показывая зрителю всё обилие урожая. С обеих сторон корзина обрамлена стебельками пшеницы, видимо случайно попавшими в вазу. Справа же стоит огромный хрустальный кувшин, наполовину наполненный водой. Его тонкое горлышко плотно закупорено, не позволяя мелким насекомым испортить всю кристальную чистоту питьевой воды.

С переднего плана кувшин загораживает огромная спелая тыква. Вокруг тыквы, небрежно разбросаны груши, яблоки и половина сочного лимона, от которого хочется поморщиться. Видимо кусочек этого самого лимона беззаботно устроился в стакане неподалёку. В нижнем правом углу полотна расположился ещё один кусочек лимона. Возможно, из-за неровной нарезки хозяин кухни, на которой показан натюрморт, отложил его в сторону, отдавая предпочтение более ровному ломтику. На передний план справа автор поместил ящик со сладкими персиками. Некоторые плоды, выпавшие из корзины, от своей спелости разломались пополам, от зрителя не может скрыться эта деталь. От желания скушать один из фруктов, уже тяжело избавиться.

После детального просмотра картины, у зрителя возникает жуткое желание очутиться возле этого стола и вкусить каждый сочный фрукт, опустошить огромные корзины и коробки. Главное, о чём напоминает людям этот натюрморт - прекрасную летнюю пору, когда цветы не прячутся под снегом, а могут преспокойно стоять на столе, разнося по дому незабываемый цветочный аромат.

5 класс, 3 класс

Описание картины

И. Т. Хруцкий является человеком художества Белоруссии. Некоторые произведения Хруцкого относятся к натюрморту. Из всех творений особенное значение имеет полотно «Цветы и плоды». Творение автора считается сложным произведением. На картине показано большое количество немалых и маленьких компонентов, которые тесно связаны между собой.

Прямо посередине нарисована ваза с большим букетом красивых цветков. Ваза сделана из глины и имеет изумрудный оттенок с красивыми рисунками. Ваза является главным элементом всей картины и вписывается на всю поверхность. Под вазой нарисован стол. А на столе автор нарисовал множество фруктов. На краю стола стоит ящик с персиками. На персиках изображена горсть винограда.

Перед ящиком нарисован персик, разделенный посередине. На второй стороне вазы нарисованы груши, виноград, половина лимона. Также не стоит забывать про крупный арбуз. За арбузом можно заметить красивый фужер, заполненный водой. Также около вазы нарисован стакан, на половину заполненный водой. В букете имеется пион, который склонился над стаканом.

Для создания картины были применены различные краски, от тусклых до темных тонов. Все цветы и фрукты отлично гармонизируют друг с другом. Полотно было нарисовано со всей любовью автора. По картине можно полагать, что автор сам выращивает фрукты. На картине все мелкие детали нарисованы до подробностей. На картине солнечный свет падает прямо на букет. Эта картина призывает любить и заботиться о природе всех людей мира.

  • Сочинение по картине Шевандроновой На террасе, 8 класс (описание)

    Картина Ирины Васильевны Шевандровой «На террасе», как и большинство её картин просвещена детству и юности. Ведь даже при жизни Ирину Шевандрову называли детским художником.

  • Сочинение по картине Кустодиева Сирень 7 класс

    Какой же красивый кустарник - сирень! Посмотрев на нее в солнечный весенний день можно увидеть сотни, если не тысячи оттенков фиолетового! А как же эти маленькие цветочки красиво гармонирует с зеленой листвой!

  • Описание картины Тамара и Демон Врубеля сочинение

    Михаил Александрович Врубель – великий российский художник конца XIX – начала XX века. Одной из наиболее известных картин является «Тамара и Демон»

  • Сочинение по картине Ромадина Вербы в половодье, 5 класс (описание)

    На картине я вижу весенний день. Много воды и неба. Вербы цветут. Я думаю, что это первые «цветы» в ту весну. Видно, что ещё прохладно. Ещё никаких насекомых нет, даже птицы спрятались.

  • Яблонская Т.Н.

    Украинская художница живописец родилась двадцать четвертого февраля 1917 года в городе Смоленске. Семья была творческая, отец – преподаватель словесности, а мать художник график