Урок № 144 развития речи № 24
Тема: Подготовка к контрольному сочинению-описанию картины (по картине "Виртуоз" Н.П. Богданова-Бельского)
Цель: продолжать учить детей составлять план, развивать интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию; учить строить устное высказывание, используя искусствоведческий текст и картину художника, оформлять письменную речь в соответствии с литературными нормами
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок № 144 Р.р. 24
Тема: Подготовка к контрольному сочинению-описанию картины
(Н.П. Богданова-Бельского «Виртуоз»)
Цель: продолжать учить составлять план, интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию; строить устное высказывание, используя искусствоведческий текст и картину художника, оформлять письменную речь в соответствии с литературными нормами
Оборудование : Иллюстрации, учебник, словарь
Ход урока.
1.Оргмомент .
2.Проверка дом.задания упр 449
3. Постановка проблемы. Сегодня мы будем работать над описанием картины Николая Петровича Богданова-Бельского «Виртуоз»
Как вы думаете, кто такой виртуоз?
1.Словарная работа : найти в этимологическом словаре слово «виртуоз»
(из лат. Virtuоsо – доблесть, талан) – тот, кто в совершенстве владеет техникой своего искусства, своего дела.
Запишите это слово в тетрадь.
2.Слово о художнике. Николай Петрович Богданов-Бельский родился в 1868 г. в селе Шопотове Смоленской губернии. При крещении его записали Богдановым, т. е. - богом данным. А Бельским он стал позже, присоединив к фамилии наименование родного уезда. Детство было суровым, так как жили они с матерью в доме дяди, где терпели их из милости. Сколько же сил и труда надо было потратить деревенскому пастушонку, сколько потребовалось характера и таланта, чтобы стать настоящим художником, добиться признания: в 35 лет он академик, в 46 - удостоен звания действительного члена Академии художеств. Первые два года он проучился в селе Шопотове. В школе преподавал священнослужитель. При его содействии мальчик и попал к Сергею Александровичу Рачинскому. (Слайд 3). Это была легендарная персона. Профессор биологии, состоятельный джентльмен, имевший поместье, он оставил кафедру и организовал в селе Татево Смоленской губернии образцовую народную школу, куда принимал на обучение обездоленных ребят. В школу Рачинского удалось поступить и Коле Богданову. Учитель сразу заметил способности своего ученика к художественному творчеству. “Из тебя выйдет толк”, - сказал он. Рачинский из своих средств выделил ему 25 рублей в месяц на содержание. Это были большие денежки в то время. Успехи мальчика были таковы, что заговорили о таланте. Все свое творчество Н.П. Богданов-Бельский посвятил крестьянским детям, школе, учителям. Доброта, аккуратность восприятия мира, искренность - эти качества в детях заложены природой. Надо быть крайне светлым человеком, иметь те же качества, чтобы с такой любовью и непосредственностью рисовать детей. Одна из таких картин, - «Виртуоз». О ней мы будем говорить сегодня подробней.
3.рассматривание репродукции картины (упр. 450),
Как вы думаете, почему картина так называется?
Какое настроение создает картина?
Каково отношение художника к детям, которых он изобразил?
4.Систематизация материала: Упр. 451
Как связан этот текст с предыдущим упражнением? - Нравится ли вам картина? Выразите свое отношение к картине.
5.Словарно- орфографическая работа : Упр. 451.
Что такое балалайка ? Почему этот инструмент так называется? Связано ли происхождение слова с его написанием?
Обратите внимание на слова «заворожить», «завораживать ». Запишите эти слова и разберите их по составу. Подберите к ним однокоренные слова. Подберите синонимы к этому слову. Любопытно, что древнее слово ворожа (ворожба) означает «жребий», гадание без колдовства. И родственные этому слову слова «враг», др- рус. «ворог» - колдун.
6. Выполните задание №1
7. составление устного сочинения Дополните описание картины, данное в тексте
упр. 451. Выразите свое отношение к картине.
4. Подведение итогов. Домашнее задание. Составить план описания картины, подготовиться к сочинению.
Н. П. Богданов-Бельский - русский художник, работы которого хранятся в самых знаменитых музеях мира. Его жизнь и творчество совпали с переломным моментом в истории России. До настоящего времени не существует серьезных исследований его творческого наследия. Даже в изданном в 2000 году энциклопедическом словаре «Русские художники» не упомянуто о творчестве этого выдающегося мастера.
Живописец русской деревни - так можно охарактеризовать сущность художественного почерка, которым отличался Н. П. Богданов-Бельский. Хотя он был успешным художником высшего сословия, правящая династия и царская аристократия часто заказывали у него портреты, но по-настоящему увлекала его тема простого деревенского быта. Сын батрачки из Смоленской губернии, даже поднявшись к вершинам творческого признания, видел глубокую душу русской деревни и передавал ее на полотнах своих картин.
Детство
Он был рожден 8 (20) декабря 1868 года. О матери будущего академика неизвестно ничего, кроме того что была она батрачкой и бобылкой. Церковный звонарь стал первым учителем. Под его присмотром мальчик научился читать и писать. Способности к рисованию стали проявляться в раннем возрасте - шестилетний деревенский мальчишка пытался изображать на бумаге окружающую его жизнь.
Следующий этап обучения - Шопотовское начальное двухклассное училище. Здесь способного паренька увидел основатель народной школы в Татево С. А. Рачинский. Под его покровительством находилось 30 школ, в которых учились деревенские ребятишки. Высокообразованный человек, профессор Московского университета, Рачинский прилагал значительные усилия для улучшения жизни крестьянских детей. В школьной художественной мастерской он сам занимался с учениками живописью и рисованием. Два года обучения, которые Н. П. Богданов провел в этом учебном заведении, во многом определили его дальнейшую жизнь.
Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского
Первая картина
Художественная одаренность ученика была настолько очевидной, что в 1881 году С. А. Рачинский отправляет его для продолжения обучения к мастерам-иконописцам. При этом он определяет денежное содержание для своего воспитанника - 25 рублей в месяц.
Первая картина, с которой 16-летний живописец принял участие в художественной выставке, - «Еловый лес». По отзывам В. Д. Поленова и В. А. Серова, в ней все дышало натуральной простотой и красотой русского пейзажа. Художественный дебют оказался удачным и в коммерческом отношении. Картина была куплена коллекционером Сапожниковым. Спустя два года юноша начинает пятилетнее обучение в Московском художественном училище (1884-1889).
Завершение образования
Уже с 18-летнего возраста молодой художник начинает зарабатывать себе на жизнь с помощью художественного труда. Его картины продаются, и этих денег хватает на пропитание и продолжение образования. К тому же он по-прежнему получает содержание от С. А. Рачинского, который внимательно следит за судьбой своего воспитанника.
В гостях у учителя
Окончив пейзажное отделение художественного училища, где он обучался у знаменитых художников В. Д. Поленова и И. М. Прянишникова, в 1894 году Н. П. Богданов продолжает образование в училище при Академии художеств. Его педагогом в этот период становится И. Е. Репин. Чуть более года длится обучение. В 1895 году молодой художник решает продолжить образование за границей. В последующие годы он работает и учится во Франции, Германии, Италии. Н. П. Богданов закончил Императорскую Академию художеств в 1903 году. В это же время художник получает вторую часть своей фамилии. Подписывая диплом о присуждении ему звания академика, император Николай II собственной рукой к фамилии Богданов через дефис сделал приписку - Бельский. Под этой фамилией Николай Петрович Богданов-Бельский, картины которого являются признанными шедеврами живописи, остался в истории российского и мирового изобразительного искусства. Академия художеств признала его своим действительным членом в возрасте 46 лет (1914).
Лес
Эмиграция
Революционные события 1917 года живописец не смог принять. Его отношения с новыми властями не сложились, и в 1921 году Н. П. Богданов-Бельский эмигрирует из Советской России. Его новым местом жительства стала Латвия. В Россию он больше не вернулся. Латвийский период жизни художника продлился 23 года.
Он увлеченно работает. Спокойная природа Латгалии с ее озерами, лесами и лугами пришлась художнику по душе. В этот период он создает много пейзажей и натюрмортов. Но и детская тема явно прослеживается в творчестве живописца. Из-под его кисти выходит целая серия полотен о детях. Маленькие персонажи картин - очень трогательные и изображенные с большой любовью. Как высокая награда за творчество и просветительскую деятельность - награждение орденом Трех Звезд. По всему миру с успехом проходили его выставки. Годы эмиграции стали периодом второго расцвета таланта великого русского художника.
Одна картина как зеркало творчества
Отличительная черта творчества Н. П. Богданова-Бельского - это почти фотографическая точность в передаче деталей на его полотнах. Примером может служить описание картины «Виртуоз». Богданов-Бельский изобразил на холсте группу деревенских ребятишек, которые увлеченно слушают игру юного балалаечника. Тщательно, с филигранной дотошностью художник прописывает мельчайшие детали незамысловатой деревенской одежды своих героев. Увлеченное музыкой выражение детских лиц, березовая роща, отрешенность подростка, играющего на балалайке, - картина Богданова-Бельского «Виртуоз» насыщена деталями, которые открывают внутренний мир ее героев. И такой «документальный» подход к передаче деталей прослеживается почти во всех творениях великого художника.
Виртуоз
За давностью лет
Невероятно, но до настоящего времени не существует полного каталога картин признанного мастера. Его работы были вывезены в разные страны. Хотя большинство полотен хорошо известны не только специалистам, но и широкой зрительской аудитории. Однако до сих пор возникают споры о периоде написания того или иного полотна. Считается, что уже упомянутая картина Н. Богданова-Бельского «Виртуоз» написана художником в 1891 году. Но ряд исследователей творчества живописца считает, что она была создана в более поздний период, примерно в 1912-1913 годах. Это период творчества, который прошел в деревне Островно, близ озера Удомля. Одна из жительниц села, которая родилась в 1903 году, - Агафья Ниловна Иванова - была в числе детей, которых художник изобразил на этой картине.
Чаепитие
И это только одна загадка среди череды белых пятен, которые сопровождают любое жизнеописание живописца. Художник Богданов-Бельский, картины которого известны во всем мире, еще только ожидает своего заинтересованного биографа.
Последний год жизни
В 1944 году состояние здоровья великого художника заметно ухудшилось. Из-за этого пришлось выехать в Германию, где он проходил лечение в одной из Берлинских клиник. Однако усилия немецких медиков не принесли выздоровления. Великий живописец Н. П. Богданов-Бельский ушел из жизни в возрасте 77 лет. Смерть русского художника прошла почти незамеченной - Германия проигрывала войну. Берлин готовился отражать атаки приближающейся Красной Армии. Это произошло 19 февраля 1945 года. Его последним пристанищем в эмиграции стало русское кладбище Тегель на окраине немецкой столицы.
Визитеры
Вдохновение
Везущие дрова по снегу
Будущие спортсмены
Мальчик, играющий на балалайке
Осенние размышления
Мечтательность среди берез
Натюрморт с тюльпанами
Концерт на гуслях
Лучшие друзья
Сбор цветов
Дети на берегу озера
Вид церкви
Молодой монах
Деревенский мальчик
Сельская дорога
Ловля раков
Лошадь в березовой роще
Посетители
Три сестры
Мальчик, отдыхающий в летнем пейзаже
Рыбалка на реке
Пересечение реки
Переправа
Наблюдая за стадом
Натюрморт с сиренью
У дверей школы
Воскресное чтение в сельской школе
Дети на лугу
У больного учителя
Первый урок
Симфония
Летний день
Мальчик с балалайкой
Дети на озере
Вступительный день
Деревенские мальчики
Две девушки на качелях
Дети с санями
Юные охотники на медведя
Сельская школа
Новая сказка
Рыбалка детей с мостков
Молодой музыкант
Играющие дети
Дети за пианино
Венчание
Крестьянка у ручья
Вид церкви
Куст сирени
Открытое окно в сад
Пасхальный стол
Процессия с фонарями
Четыре мальчика рыбачат на берегу
Дети на скамейке
Мальчики на рыбалке
Сельские дома
Девочка, читающая на лугу
Два мальчика
Девочка в лесу
Дети в зимнеим лесу
Солнце в марте
Сельская дорога
Южный морской пейзаж
Осенний пейзаж
Деревенский пейзаж
Сумерки в Риге
Вид озера
Крымский пейзаж
Мария Бауэр-Сорокоумовская
Молодая чаровница
Женский портрет
Портрет Н. Ф. Юсупова
Дама на балконе. Кореиз. Портрет И.А. Юсуповой.
Портрет М.С.Шереметовой
Княгиня Горчакова Д.М.
Мария Емельянова
М.П. Абамелек-Лазарева
Генерал-адъютант П.П. Гессе
Федор Шаляпин
Портрет дамы
Молодая красавица
Зеленая лампа
Обнаженная купальщица
Сидящая обнажённая
Оригинал записи и комментарии на
Н. П. Богданов-Бельский - русский художник, работы которого хранятся в самых знаменитых музеях мира. Его жизнь и творчество совпали с переломным моментом в истории России. До настоящего времени не существует серьезных исследований его творческого наследия. Даже в изданном в 2000 году энциклопедическом словаре «Русские художники» не упомянуто о творчестве этого выдающегося мастера.
Живописец русской деревни - так можно охарактеризовать сущность художественного почерка, которым отличался Н. П. Богданов-Бельский. Хотя он был успешным художником высшего сословия, правящая династия и царская аристократия часто заказывали у него портреты, но по-настоящему увлекала его тема простого деревенского быта. Сын батрачки из даже поднявшись к вершинам творческого признания, видел глубокую душу русской деревни и передавал ее на полотнах своих картин.
Детство
Он был рожден 8 (20) декабря 1868 года. О матери будущего академика неизвестно ничего, кроме того что была она батрачкой и бобылкой. Церковный звонарь стал первым учителем. Под его присмотром мальчик научился читать и писать. Способности к рисованию стали проявляться в раннем возрасте - шестилетний деревенский мальчишка пытался изображать на бумаге окружающую его жизнь.
Следующий этап обучения - Шопотовское начальное двухклассное училище. Здесь способного паренька увидел основатель народной школы в Татево С. А. Рачинский. Под его покровительством находилось 30 школ, в которых учились деревенские ребятишки. Высокообразованный человек, профессор Московского университета, Рачинский прилагал значительные усилия для улучшения жизни крестьянских детей. В школьной художественной мастерской он сам занимался с учениками живописью и рисованием. Два года обучения, которые Н. П. Богданов провел в этом учебном заведении, во многом определили его дальнейшую жизнь.
Первая картина
Художественная одаренность ученика была настолько очевидной, что в 1881 году С. А. Рачинский отправляет его для продолжения обучения к мастерам-иконописцам. При этом он определяет денежное содержание для своего воспитанника - 25 рублей в месяц.
Первая картина, с которой 16-летний живописец принял участие в художественной выставке, - «Еловый лес». По отзывам В. Д. Поленова и В. А. Серова, в ней все дышало натуральной простотой и красотой русского пейзажа. Художественный дебют оказался удачным и в коммерческом отношении. Картина была куплена коллекционером Сапожниковым. Спустя два года юноша начинает пятилетнее обучение в Московском художественном училище (1884-1889).
Завершение образования
Уже с 18-летнего возраста молодой художник начинает зарабатывать себе на жизнь с помощью художественного труда. Его картины продаются, и этих денег хватает на пропитание и продолжение образования. К тому же он по-прежнему получает содержание от С. А. Рачинского, который внимательно следит за судьбой своего воспитанника.
Окончив пейзажное отделение художественного училища, где он обучался у знаменитых художников В. Д. Поленова и И. М. Прянишникова, в 1894 году Н. П. Богданов продолжает образование в училище при Академии художеств. Его педагогом в этот период становится И. Е. Репин. Чуть более года длится обучение. В 1895 году молодой художник решает продолжить образование за границей. В последующие годы он работает и учится во Франции, Германии, Италии. Н. П. Богданов закончил Императорскую Академию художеств в 1903 году. В это же время художник получает вторую часть своей фамилии. Подписывая диплом о присуждении ему звания академика, император Николай II собственной рукой к фамилии Богданов через дефис сделал приписку - Бельский. Под этой фамилией Николай Петрович Богданов-Бельский, картины которого являются признанными шедеврами живописи, остался в истории российского и мирового изобразительного искусства. Академия художеств признала его своим действительным членом в возрасте 46 лет (1914).
Эмиграция
Революционные события 1917 года живописец не смог принять. Его отношения с новыми властями не сложились, и в 1921 году Н. П. Богданов-Бельский эмигрирует из Советской России. Его новым местом жительства стала Латвия. В Россию он больше не вернулся. Латвийский период жизни художника продлился 23 года.
Он увлеченно работает. Спокойная природа Латгалии с ее озерами, лесами и лугами пришлась художнику по душе. В этот период он создает много пейзажей и натюрмортов. Но и детская тема явно прослеживается в творчестве живописца. Из-под его кисти выходит целая серия полотен о детях. Маленькие персонажи картин - очень трогательные и изображенные с большой любовью. Как высокая награда за творчество и просветительскую деятельность - награждение орденом Трех Звезд. По всему миру с успехом проходили его выставки. Годы эмиграции стали периодом второго расцвета таланта великого русского художника.
Одна картина как зеркало творчества
Отличительная черта творчества Н. П. Богданова-Бельского - это почти фотографическая точность в передаче деталей на его полотнах. Примером может служить описание картины «Виртуоз». Богданов-Бельский изобразил на холсте группу деревенских ребятишек, которые увлеченно слушают игру юного балалаечника. Тщательно, с филигранной дотошностью художник прописывает мельчайшие детали незамысловатой деревенской одежды своих героев. Увлеченное музыкой выражение детских лиц, березовая роща, отрешенность подростка, играющего на балалайке, - картина Богданова-Бельского «Виртуоз» насыщена деталями, которые открывают внутренний мир ее героев. И такой «документальный» подход к передаче деталей прослеживается почти во всех творениях великого художника.
За давностью лет
Невероятно, но до настоящего времени не существует полного каталога картин признанного мастера. Его работы были вывезены в разные страны. Хотя большинство полотен хорошо известны не только специалистам, но и широкой зрительской аудитории. Однако до сих пор возникают споры о периоде написания того или иного полотна. Считается, что уже упомянутая картина Н. Богданова-Бельского «Виртуоз» написана художником в 1891 году. Но ряд исследователей творчества живописца считает, что она была создана в более поздний период, примерно в 1912-1913 годах. Это период творчества, который прошел в деревне Островно, близ озера Удомля. Одна из жительниц села, которая родилась в 1903 году, - Агафья Ниловна Иванова - была в числе детей, которых художник изобразил на этой картине.
И это только одна загадка среди череды белых пятен, которые сопровождают любое жизнеописание живописца. которого известны во всем мире, еще только ожидает своего заинтересованного биографа.
Последний год жизни
В 1944 году состояние здоровья великого художника заметно ухудшилось. Из-за этого пришлось выехать в Германию, где он проходил лечение в одной из Берлинских клиник. Однако усилия немецких медиков не принесли выздоровления. Великий живописец Н. П. Богданов-Бельский ушел из жизни в возрасте 77 лет. Смерть русского художника прошла почти незамеченной - Германия проигрывала войну. Берлин готовился отражать атаки приближающейся Красной Армии. Это произошло 19 февраля 1945 года. Его последним пристанищем в эмиграции стало русское кладбище Тегель на окраине немецкой столицы.
Вместо послесловия
Могла ли предположить надрывающаяся от непосильного батрацкого труда крестьянка из Смоленской губернии, что ее сын войдет в историю мировой живописи под фамилией Богданов-Бельский? Николай, описания картин которого в наше время занимают почетные места в каталогах лучших мировых выставок, тоже не мог догадываться, какое блестящее будущее в искусстве его ожидает. К сожалению, талант великого русского живописца был незаслуженно предан забвению на его Родине. Но лица сотен персонажей его картин продолжают жить в выставочных экспозициях и на страницах художественных фотоальбомов. И кажется, что их глазами в современную жизнь заглядывает сам художник. Его взгляд из прошлого пытлив. Ведь наша действительность создана усилиями в том числе и героев его полотен.
Картина Николая Богданова-Бельского «Виртуоз» посвящена деревенским ребятишкам, как и все творчество художника в целом. Такой интерес к детворе объясняется прежде всего фактами его собственной биографии. В детстве он сам был таким же босоногим мальчишкой. Будучи незаконнорожденным, воспитывавшийся матерью в крайней бедности, он не понаслышке знал, как было трудно деревенским детям получить образование. Самому ему благодаря рано проявившемуся художественному таланту посчастливилось попасть в образцовую народную школу Сергея Александровича Рачинского в С.Татаево.
На этой картине художник изобразил маленького музыканта, вероятно, обладающего незаурядными способностями к музыке. Понятно, что игре на балалайке он обучился сам и достиг немалых успехов, если учесть, с каким интересом остальные дети наблюдают за его игрой. Художнику удалось передать увлеченность и самого музыканта: насупив брови, прикрыв глаза, он умелой рукой виртуозно перебирает струны балалайки. Лица зрителей полны удивления и нескрываемого признания. Парень постарше мечтательно смотрит вдаль, что тоже подтверждает талант маленького музыканта, коль звуки его инструмента заставляют задумываться и размышлять.
Купить репродукцию картины Богданова-Бельского «Виртуоз» вы можете в нашем интернет-магазине.
ВЫГОДНОЕ предложение от интернет-магазина BigArtShop: купить картину Виртуоз художника Николая Богданова-Бельского на натуральном холсте в высоком разрешении, оформленную в стильную багетную раму, по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ цене.
Картина Николая Богданова-Бельского Виртуоз: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Большой каталог картин Николая Богданова-Бельского на сайте интернет-магазина BigArtShop.
Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Николая Богданова-Бельского. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Николая Богданова-Бельского на натуральном холсте.
Николай Петрович Богданов-Бельский родился в 1868 году в Смоленской губернии. Так как он был незаконнорожденным сыном бедной крестьянки, его окрестили в церкви Богдановым (Богом данным). Впоследствии он к своей фамилии для благозвучия в среде деятелей искусства прибавил фамилию Бельский.
Его талант был отмечен в раннем детстве священником, преподававшем в местной школе. Он же и походатайствовал, чтобы устроить мальчика в образцовую народную школу Сергея Александровича Рачинского в с.Татаево.
Именно там, по словам самого Богданова-Бельского, он и получил путевку в жизнь.
Сергей Александрович Рачинский, российский ученый, член-корреспондент академии Наук всячески старался помочь обездоленным талантливым детям. Николая Богданова-Бельского он отдал в школу рисования при Троицко-Сергиевой лавре, ежемесячно выделяя на его обучение 25 рублей, по тем временам немалые деньги. Через два года редкие способности Николая помогли определить его в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были Василий Дмитриевич Поленов, Владимир Егорович Маковский, Илларион Михайлович Прянишников.
Его дипломная работа – картина «Будущий инок» по окончании учебы была очень высоко оценена критиками и куплена сразу одним из самых известных коллекционеров того времени Солдатенковым.
За нее Богданов-Бельски получил звание «классного художника»
В 1894 году Богданов-Бельский поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге, где обучался в мастерской известного русского художника Ильи Репина. Затем живописец учился в Париже в мастерской Кармона.
В 1895 году художник становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.
В 1899 году художник пишет портрет императрицы Марии Федоровны по ее просьбе.
В 1903 году Богданов-Бельский получает звание академика.
С 1907 года художник возглавил общество Архипа Ивановича Куинджи, занимавшееся поддержкой молодых художников, руководил которым вплоть до 1921 года.
В 1920 году Богданов-Бельский уезжает в Петербург, а затем покидает Россию и перебирается в Латвию.
Николай Богданов-Бельский был инициатором многих выставок русской живописи в европейских столицах, работы его самого успешно продаются в течение всех плодотворных лет его творчества.
Семидясителетие художника в 1938 году было отмечено персональной выставкой его картин.
Умер Николай Петрович Богданов-Бельский в Германии в 1945 году в возрасте 77 лет. Похоронен в Берлине на русском кладбище Тегель.
Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Николая Богданова-Бельского не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.
Практически все свое творчество известный художник Н. П. Богданов-Бельский посвятил изображению простых деревенских детей. Он понимал сущность их жизни, их страдания, связанной с горькой жизненной участью, ведь художник сам вышел из рядов этого босоногого народа.
Когда Богданов-Бельский был мальчиком, он пас скот, зарабатывая деньги для содержания себя и свой матери. Воля случая сводит мальчика с великим педагогом С. А. Рачинским, который полностью меняет судьбу будущего художника. Но, несмотря на то, что Н. П. Богданов-Бельский стал в последствии знаменитым художником, своих корней он не забывал.
На картине «Виртуоз» изображена группа ребят, сидящих на лугу. Они увлечены игрой на балалайке, которую демонстрирует им их товарищ. У самого мальчика сосредоточенное лицо, его брови насуплены, а глаза слегка прикрыты.
Ни в какой музыкальной школе, конечно же, мальчишка не учился, а игре на музыкальном инструменте обучился сам, либо же кто-то подсказал ему пару аккордов. Несомненно, играть ребенок умеет, его друзья слушают музыку с воодушевлением.
Лица детей отображают интерес, ведь им играет на балалайке не чужой человек, а их друг, которого они видят ежедневно.
Каждый ребенок, слушающий музыку виртуоза, представляет себе свои индивидуальные образы. Только стоящий у березы ребенок, кажется, скептически относится к игре товарища, он будто ждет, когда тот ошибется и прекратит свою игру.