Сочинение: описание картины С. Григорьева "Вратарь". Урок-конспект по картине С. Григорьева "Вратарь" Григорьев художник сергей алексеевич

Получился пост-продолжение темы, о которой мы говорили, рассматривая картину В. Путейко "У парторга". Мой читатель Михаил (ник-Ostreuss) подсказал мне, что финал этой истории может выглядеть, например, как на картине Сергея Григорьева "Вернулся". Даже портфель один и тот же, только время года, судя по верхней одежде, сменилось. В истории Путейко, как показалось части моих читателей, после "разбора полетов" у парторга, скорей всего, последует развод, причем по инициативе мужчины. А вот что будет потом, через время - можно пофантазировать. Хотя вариантов-то получается два: либо начнет он "новую жизнь" с другой женщиной и забудет о первой семье (благо еще, если будет платить алименты), либо "погуляв на стороне" и поняв, что любовнице от него требовались лишь его деньги или социальный статус, решит вернуться к семье. Вот это событие и изобразил на своей картине еще один эпохальный живописец эпохи соцреализма, украинский художник Сергей Алексеевич Григорьев. Как отмечают историки, картина «Вернулся», написанная в 1954 году, «вызвала оживленное обсуждение в обществе». Понятно, что всех интересовали вопросы: Простит она или не простит? Любит еще или уже перегорело? А, может, и брошенная с детьми жена уже смогла найти свое женское счастье? Предлагаю и вам попытаться ответить на эти вопросы, придумать или вспомнить реальные истории в тему сюжета, представленного ниже.

Сергей Алексеевич Григорьев (1910-1988) Вернулся. 1954 г. Третьяковская галерея

Сергей Алексеевич Григорьев

Сергей Алексеевич Григорьев (1910-1988) Автопортрет. 1930-е гг.
Сергей Алексеевич Григорьев (фото)

Украинский советский живописец и график, народный художник УССР (1951), действительный член АХ СССР (1958), народный художник СССР (1974). Лауреат двух Сталинских премий второй степени за картины «Вратарь», «Приём в комсомол» (1950) и картину «Обсуждение двойки» (1951).
Сергей родился в 1910 году в Луганске в многодетной семье железнодорожника и был двенадцатым ребенком, в 1911 году семья переехала в Запорожье. Отец мальчика был украинцем по фамилии Григораш, которую он сменил на Григорьев при получении паспорта. В 1923-1926 годах Сергей учился в Запорожской художественно-профессиональной школе у преподавателей М.Н.Кузнецова и Вадима Николаевича Невского (1884-1938). Затем в 1926-1927 годах Григорьев продолжил учебу в Москве в качестве вольнослушателя во ВХУТЕМАСе в мастерской Владимира Андреевича Фаворского (1886-1964). После неудачной попытки поступления в Высший художественно-технический институт в Ленинграде (так в те годы называлась бывшая Академия художеств), Сергей поступил учиться в Киевский художественный институт (КГХИ), где с 1928 по 1932 год учился у профессора Фёдора Григорьевича Кричевского (22 мая 1879 - 30 июля 1947).
В 1929 году Григорьев вступил в студенческую организацию «Объединение молодых художников Украины». В 1932 году художник переехал в Харьков, где стал работать в республиканском издательстве «Искусство» (Мистецтво), начал педагогическую деятельность ассистентом по рисунку и графике в Харьковском художественном институте. В Харькове была создана серия плакатов «Передовики Донбасса», «Даешь контакт», «Даешь стране хлеб», «Комсомолия» и др.
В 1934 году состоялся переезд в Киев, где Григорьев получил назначение на должность доцента кафедры рисунка Киевского художественного института. Григорьев принял участие в выставках советского искусства в Польше (1933) и Германии (1939), персональная выставка художника состоялась в Киеве в 1940 году. Среди довоенных картин искусствоведы выделяют работы «Лыжник», «Дети на пляже», «Баянист», «Маевка», «Студенты», «Праздник молодежи».
С 1939 по 1947 год Григорьев служил в РККА в качестве офицера-политработника. Интересно, что художник никогда не писал картин на военную тему.
В 1947 году Григорьев был назначен профессором и заведующим кафедры рисунка Киевского художественного института (КХИ). В своей альма-матер художник преподавал до 1960 года и был руководителем мастерской жанровой живописи. С 1951 по 1955 год был ректором КГХИ. В 1950-1953 годах Григорьев участвовал в деятельности Всесоюзного и Республиканского выставкомов, в работе комитета по Сталинским премиям СССР, исполнял обязанности главы секции живописи Союза художников УССР (1952-1957), провел выставку в Сирии (1955). В 1951 году художник создал большое полотно «Энтузиасты Каховки», которое критика посчитала неудачной, после этого художник три года не выставлялся.
В 1973 году состоялась персональная выставка художника в Киеве, последняя выставка, в которой принял участие Григорьев, прошла в Киеве в 1987 году. Последние годы художник жил в дачном поселке Конча-Озерная под Киевом, где писал поэтические пейзажи Приднепровья и портреты близких людей.
Умер С. А. Григорьев 9 апреля 1988 года и был похоронен в Киеве на Байковом кладбище.
Творчество художника достаточно исследовано в разных публикациях – статьях и монографиях. Искусствоведы пишут, что «картины Григорьева, поднимающие проблемы советской морали и воспитания молодёжи, обращающиеся к миру детей, написанные тщательно и с жизненными подробностями, оказали заметное влияние на развитие советского бытового жанра». Хотя они же замечают, что «Григорьев не был официозным живописцем – не писал вождей и пафосных полотен о революции и войне, не откликался на злобу дня, а любил рисовать детей».
Среди известных картин Григорьева называют работы: «На собрании» (1947, Харьковский художественный музей), «Приём в комсомол» (1949, Национальный художественный музей Украины, Киев), «Вратарь» (1949, Третьяковская галерея), «Обсуждение двойки» (1950, Третьяковская галерея) и «Вернулся» (1954, Третьяковская галерея). Помимо названных музеев, картины Григорьева хранятся в собраниях музеев Запорожья, Львова, Одессы, Полтавы, в художественной галерее Болгарии (София) и галерее Гекоссо (Япония). Как пишут историки, «у мастера было две ипостаси – слегка морализаторствующий жанрист и тонкий лирик-пейзажист, но, к сожалению, посетители музеев видят преимущественно большие, темноватые полотна, ставшие классикой советского соцреализма и запечатлевшие уже ушедшую, непонятную современной молодежи, эпоху…»
Напоследок отмечу, что Сергей Алексеевич – родоначальник большой династии художников. Замечательным графиком была его жена Любовь Игнатовна Стелецкая (1910-1991), художниками стали дочери-близнецы Майя (1933-2004), жена художника Виктора Зарецкого, и Галина (род. 1933), внуки Иван Марьянович Григорьев (род. 1969) и Ольга Генриховна Гуцу (род. 1959).

. Сочинения по картине С.А. Григорьева «Вратарь».

Чтобы научиться писать сочинения, нужно их писать, писать как можно чаще. Школьная программа предусматривает систематическую работу над развитием речи учащихся. Но учитель ничего не сможет сделать, если у учащихся не появится желание мыслить, оттачивать свои речевые навыки.

Конечно же, нужно помнить, по какому плану пишется сочинение по картине.

Примерный план сочинения по картине.

2. Главная часть. Что за картина. Ее тема:

а) передний план;

б) задний план;

в) колорит картины, его значение;

г) идейное содержание картины.

3. Особенности композиции картины (если есть).

4. Твое отношение к данному произведению искусства.

Предлагаю работы учащихся 7а класса.

С.А.Григорьев – народный художник, автор многих картин: «На собрании», «Вернулся», «Вратарь». Он награжден двумя Сталинскими премиями, тремя орденами и медалями.

Наиболее известной стала его картина «Вратарь», на которой изображена игра в футбол. Мы видим вратаря и нескольких зрителей матча, проходящего где-то за городом,на пустыре. Скорее всего, уже середина осени, потому что вдали виднеется желтый кустарник, небо затянуто тучами, и одежда персонажей картины осенняя: зрители в плащах, куртках, на некоторых ребятах надеты шапочки.

Картина описывает момент самой игры. Мы видим, что глаза болельщиков устремлены в ту часть поля, которая не изображена. На переднем плане стоит вратарь.Слегка согнув колени, он смотрит вперед. Должно быть, он внимательно следит за мячом. Его правое колено перевязано, возможно, он поранился во время игры. На его руках надеты перчатки. Одежда простая, удобная для игры: свитер, шорты, ботинки. За его спиной мы видим мальчика помладше, которого не взяли играть. Зрители – болельщики, изображенные на втором плане картины, проявляют большой интерес к игре. Ребятишки пришли сразу после занятий, об этом говорят лежащие на земле школьные ранцы, обозначающие границы ворот. Все люди, изображенные на картине, наслаждаются игрой, возможно, в последний раз: ведь уже поздняя осень, скоро станет совсем холодно и выпадет снег. Но никто не унывает, ведь и зимой много других интересных занятий.

Картина не вызывает у меня особых чувств, но, глядя на нее, я могу предположить, какие чувства испытывает каждый персонаж, изображенный художником: азарт, волнение, удовольствие, получаемое от игры.

Олеся Наприенко

Сергей Алексеевич Григорьев – народный художник, автор многих картин: «На собрании», «Прием в комсомол», «Обсуждение двойки», «Вратарь», он награжден двумя Сталинскими премиями, тремя орденами и медалями.

Я смотрю на картину Григорьева «Вратарь». На этой картине изображен футбольный матч, проходящий на пустыре. Но из игроков изображен только вратарь. Судя по надетым на руки перчаткам, по лицу, выражающему серьезность, по жилистым ногам вратарь очень опытный игрок и не раз стоял на воротах. Он пришел на пустырь сразу после занятий, об этом говорит лежащий вместо штанги его портфель.

На втором плане- мальчик за воротами и болельщики, которые внимательно следят за игрой. Наверное, мальчик в красном костюме, стоящий за воротами,неплохо играет в футбол, но его не взяли, потому что он младше играющих.Зрителям очень интересна игра, только собака дремлет у ног хозяина, ее футбол не интересует.

Место действия картины – Москва, на заднем плане видны сталинские постройки. На дворе осень, видимо, последние теплые деньки, потому что ребята одеты достаточно легко.

Мне понравилась эта картина тем, что она живая. Я чувствую эмоции зрителей, которыми переполнены все персонажи картины «Вратарь».

Елизавета Сухотерина

Григорьев Сергей Александрович –автор многих картин: «На собрании», «Вернулся», «Прием в комсомол», «Обсуждение двойки», «Вратарь». Он имеет звание народный художник СССР. Его труд отмечен двумя Сталинскими премиями, тремя орденами и медалями.

Передо мной картина Григорьева «Вратарь», на ней изображен футбольный матч, но не такой, какой мы привыкли наблюдать. Интересна уже сама композиция картины: мы не видим игру, мяч – нашему вниманию представлены вратарь и болельщики. Автор поставил перед собой задачу показать, какие чувства переполняют всех, кто стал участником или зрителем этого матча.

На переднем плане полотна изображен вратарь, он главный герой картины. После занятий мальчик решил поиграть в футбол на пустыре. Возможно, быть вратарем ему выпало по жребию, мне кажется, что ему очень хочется быть игроком, бороться за мяч, быть в центре игры и помочь своей команде.

На втором плане изображен мальчик, который и сам не прочь поиграть, но он пока еще мал. На картине изображены и другие болельщики, внимательно следящие за ходом игры. Каждому из них интересно, что же будет дальше, кто победит. Даже проходивший мимо мужчина присел на скамью и с мальчишеским задором наблюдает за игрой.

Екатерина Тришина

Конечно же, сочинения все разные, но есть в них и общее: картина не оставила ребят равнодушными, хотя это совсем другая эпоха, совсемдругие по своему внутреннему миру люди.

Материал подготовила учитель русского языка и литературы Плетнева Л.Г.

Футбол на протяжении долгого времени остаётся одной из самых любимых игр не только мальчишек, но и взрослых Для них нет ничего увлекательнее, чем забить мяч в ворота, пройдя через бесконечное количество препятствий. Этой игре посвящено немало фильмов и песен. Не забывают о ней и художники. Интересной является картина "Вратарь". Григорьев Сергей Алексеевич - художник, создавший её в 1949 году, сумел точно передать на полотне весь азарт и эмоции, присущие этой спортивной игре. Сегодня полотно хранится в Третьяковской галерее, увидеть его может любой желающий.

Биография художника

Известный советский живописец, изображавший в своих произведениях жизнь подрастающего поколения послевоенной эпохи. Он родился в 1910 году в Луганске. В 1932 году окончил Киевский художественный институт, после чего занимался в нём преподавательской деятельностью. В своих картинах художник поднимал проблемы морального воспитания советской молодёжи.

Кроме "Вратаря" он написал такие произведения, как "Вернулся", "Обсуждение двойки", "На собрании" и другие. За свои работы живописец был дважды награждён Сталинской премией, а также несколькими медалями и орденами. Несмотря на то что художник жил в советскую эпоху, творчество его не потеряло актуальности и по сегодняшний день. В 7 классе ученикам предлагают написать Григорьева "Вратарь".

Знакомство с творением художника

Приучение детей к творчеству - одно из приоритетных заданий современной образовательной системы. Педагоги предлагают детям составить описание картины "Вратарь" Григорьева для того, чтобы приблизить их к искусству, развить у них умение логически формулировать свои мысли, научить высказывать собственное мнение по поводу увиденного на полотне. Для того чтобы удачно написать сочинение по предложенной теме, ученикам сначала необходимо тщательно проанализировать сцену, изображённую на картине.

Начиная С. Григорьева "Вратарь", необходимо вспомнить, в какую эпоху она была создана. 1949 год - это сложное для советских людей время. После завершения Великой Отечественной войны прошло всего 4 года, и страна быстрыми темпами восстанавливалась. Появлялись новые предприятия и жилые дома. Преобладающее большинство граждан жило бедно, но мирное небо над головой вселяло в них надежду на светлое будущее. Послевоенные дети, помнящие все ужасы лишений и бомбёжек, росли неизбалованными и умели радоваться обыденным вещам. Например, игре в футбол. Именно такой эпизод и передаёт художник в своём произведении.

С. Григорьев "Вратарь": сочинение по картине. С чего начать?

Действие, описанное на полотне, происходит на заброшенном пустыре. Сюда после уроков пришли дети для того, чтобы сыграть в футбол. Главный герой сюжета - обычный мальчишка, стоящий на импровизированных воротах, граница которых помечена ученическими портфелями. Вместо скамеек на пустыре - брёвна, где расположились болельщики: семеро детишек и взрослый мужчина в костюме и шляпе. Ещё один мальчуган наблюдает за игрой, стоя за воротами. Вот и все, кого представляет картина "Вратарь". Григорьев также изобразил белую собаку. Она свернулась у ног самой маленькой болельщицы и спокойно спит, не проявляя никакого интереса к происходящему вокруг.

Делая сочинение-описание картины С. Григорьева "Вратарь", нужно обратить внимание не только на вид футбольного поля, но и на пейзажи, которые виднеются за ним. На дальнем плане отчётливо просматриваются храмы и из чего можно сделать выводы, что действие происходит в большом городе. Футбольный матч проходил осенью, так как пустырь окружают кустарники с пожелтевшими листьями. Судя по тому, во что одеты самые маленькие болельщики, погода на улице стояла прохладная, но окончательно похолодать ещё не успело.

Знакомство с мальчиком-вратарём

Сочинение по картине Григорьева "Вратарь" обязательно должно содержать в себе детальное описание главного героя. Мальчику, стоящему на воротах, на вид не больше 12 лет. Он одет в синюю кофту, из горловины которой виднеется белоснежный воротничок школьной рубахи, шорты и туфли. На руках у юного голкипера перчатки. Его колено перебинтовано, но травма не помешала ему продолжить напряжённую и увлекательную игру. Вратарь слегка согнулся, и всё его внимание приковано к полю, оставшемуся за пределами картины. Зритель не видит остальных футболистов и только по напряжённому лицу голкипера может догадаться, что идёт серьёзная игра и мяч вот-вот окажется в воротах. Судьба матча в руках мальчугана и он, понимая всю ответственность, старается избежать гола любой ценой.

Другие герои полотна

Составляя описание картины "Вратарь" Григорьева, ученикам нужно обратить внимание на напряжение, присутствующее среди болельщиков, где есть как мальчики, так и девочки. Никто из детворы не может оторвать свой взгляд от поля. Мяч совсем уже близко от ворот, и накал страстей достиг вершины. Дети, сидящие на брёвнах, с удовольствием присоединились бы к игре, однако они ещё слишком малы, и старшие ребята их не берут в футболисты. Но поддержка команды - это тоже очень ответственное занятие, и малыши ему отдались полностью. Самый отчаянный из мальчишек не удержался и выбежал за ворота. Понимая, что исход игры от него совершенно не зависит, он всё равно не может усидеть на месте.

На фоне малышни особо выделяется взрослый мужчина, который тоже пришёл поболеть за ребят. Описание картины С. Григорьева "Вратарь" не было бы полным без упоминания этого красочного персонажа. Неизвестно, кем является изображённый мужчина. Возможно, он отец одного из детей, а быть может, просто не смог пройти мимо захватывающего действия. Бросается в глаза то, с каким азартом взрослый и серьёзный мужчина следит за детской игрой, насколько он переживает за её исход. Ничуть не меньше детворы этот человек хотел бы сейчас оказаться на футбольном поле и забрать мяч у противника.

Особенности произведения

Тотальное увлечение футболом передаёт картина "Вратарь". Григорьев смог сфокусировать внимание зрителей на эмоциональной стороне игры, показать, насколько она захватывает всех присутствующих на пустыре. Несмотря на солидный возраст, картина и сегодня очень актуальна, ведь футболом увлекаются миллионы людей на всей планете. Современным ученикам средних школ будет интересно описывать сюжет картины, так как это вид спорта знаком им с малых лет.

Картина Григорьева "Вратарь" написана в довольно сдержанных оттенках. Её цветовая гамма передаёт настроение послевоенной эпохи. Холодные серые тона свидетельствуют о тяжёлой жизни, постигшей народ, который собственными руками был вынужден поднимать страну из руин. И только яркие красные элементы, которые особо явно выделяются на мрачном фоне, придают полотну оптимизм и уверенность в счастливом и безоблачном будущем.

Чтобы учащимся средних школ было легко выполнить задание педагога на тему "Художник Сергей Григорьев. "Вратарь": сочинение по картине", им необходимо перед созданием текста составить его короткий план. В работе нужно сделать вступление, затем кратко рассказать о биографии живописца и уже после этого перейти к описанию сюжета произведения. Любое сочинение должно заканчиваться выводами, в которых ребёнок рассказывает о том, какое впечатление у него осталось после детального изучения картины. Свои умозаключения ему необходимо обосновать.

Подтекст сюжета картины

Почему именно футбол изобразил на своём полотне художник? Как известно, в Советском Союзе популяризовался коллективизм. Футбол - где каждый из участников является частью одной системы и без неё полноценно функционировать не может. Так же и советский человек не был способен жить вне коллектива. Можно сказать, что советскую эпоху как нельзя лучше передаёт картина "Вратарь". Григорьев, запечатлев на полотне командную игру, передал атмосферу, которая царила в обществе в те времена.

В статье поговорим о картине «Вратарь» Григорьева. Это интересное произведение искусства, которое требует подробного и тщательного разбора. Мы попытаемся максимально учесть детали, а вначале поговорим немного об авторе.

Отметим, что футбол - игра, которой интересуются практически все представители сильного пола. Игра привлекает как мальчишек, так и взрослых людей. Это неудивительно, ведь она полна азарта, адреналина и ярких эмоций. Для мужчины - невероятное наслаждение провести мяч через множество сложностей и препятствий для того, чтобы забить его в итоге в ворота. Художник, о котором мы будем говорить ниже, сумел еще в 1949 году создать уникальное произведение искусства, которое содержит в себе всю палитру эмоций. На данный момент картина находится в Третьяковской галерее, поэтому после прочтения статьи можно отправиться именно туда, чтобы воочию убедиться в красоте и совершенстве этой работы.

О художнике

Прежде чем начать описание картины Григорьева «Вратарь», немного поговорим о самом художнике. Речь идет о талантливом живописце из СССР, который практически на всех своих картинах изображал детей и подростков. Он любил показывать настоящую жизнь подрастающего поколения. Особенно это интересно тем, что на дворе были послевоенные годы.

Сергей Григорьев появился на свет в 1910 году в городе Луганске. Уже в 1932 году молодой человек с успехом окончил Художественный институт в Киеве. После этого там же он несколько лет проработал преподавателем. Основной темой картин всегда была советская молодежь, а точнее, особенности её воспитания.

Другие работы

Отметим, что кроме известной всем картины Григорьева «Вратарь», есть у него еще несколько интересных работ. Например, «На собрании», «Обсуждение двойки» и картина под названием «Вернулся». Деятельность талантливого человека не была оставлена без внимания. Его дважды отметили Сталинской премией, а также различными орденами и наградами. Хочется отдельно отметить: несмотря на то, что Григорьев писал картины еще в советское время, практически все они актуальны до сих пор. Даже современная система образования не забывает о нем. Так, дети в 7 классе пишут сочинение на тему его картины.

На фоне

Художник Григорьев «Вратаря» писал в годы своего расцвета. Однако какую основную мысль он хотел передать? Очевидно, что работы его больше ориентировались на молодого зрителя, чем на взрослого человека. Так как же детям понять замысел? Для этого для начала надо просто научиться формулировать ясно и четко свои мысли, уметь высказываться и доказывать свое мнение.

Очень важно видеть на полотне сюжет и понимать его смысл. Для того, чтобы сделать какие-то выводы, а не просто посмотреть на красивую картину, очень важно проанализировать сцену, которую художник так тщательно и мастерски изображает на полотне.

Времена

Прежде чем говорить об истории создания картины Григорьева «Вратарь» следует подумать о том, в какое время она создавалась. Это был 1949 год. Согласитесь, довольно сложное время. После войны еще прошло не много лет, хотя страна и восстанавливалась в довольно ускоренном темпе. Строились новые предприятия, жилые дома, культурные сооружения. Да, население жило в бедноте, но даже мирное небо внушало им достаточно оптимизма для того, чтобы верить в лучшее.

Дети, которые видели своими глазами голод, бедность и бомбежки, были особенными. Они были неизбалованными и умели искренне радоваться чему-то простому. Например, та же игра в футбол с друзьями могла стать настоящим событием. Именно такое отношение к простым вещам и сумел передать Григорьев в картине «Вратарь». Что ж, ему это действительно удалось.

Тема и основная мысль картины «Вратарь» Григорьева

Итак, что же основного в картине? Во-первых, надо отметить, что действие происходит где-то на пустыре. То есть мы видим не красивый обустроенный двор, а запустелое место, где собрались дети. У них закончились уроки, и они решили поиграть немного в мяч.

Главным героев является самый обыкновенный мальчик. Он стоит у ворот, которые дети сделали из своих портфелей. Есть место и для болельщиков. Они уселись на бревне, так как специальных лавочек для сидения не было. Мы видим семерых ребят. Возле них сидит взрослый человек, который одет в костюм. Отличается он и своей шляпой.

Описание картины Григорьева «Вратарь» следует закончить тем, что присутствует еще один герой на полотне. Это мальчик, который стоит за воротами и с интересом наблюдает за игрой. Есть и животные на этой картине. Так, мы видим небольшую белую собаку, которая мирно спит возле маленькой девочки. Она-то уж точно не проявляет никакого интереса к тому, что происходит вокруг.

Обратим внимание не на само место действия, а на пейзажи на фоне. Что мы видим на полотне Сергея Григорьева? Мы наблюдаем разные здания и храмы. Первые, кстати, многоэтажные, что говорит о том, что все это действие происходит в довольно крупном городе. По состоянию природы, а именно желтеющим листьям, мы можем понять, что на улице осень. Дети одеты тепло, но не так, как зимой. Следовательно, погода довольно прохладная.

Мальчик

Мы уже знаем, когда Григорьев написал картину «Вратарь», но как он показал своего героя послевоенных времен? Это мальчик, которому внешне не больше 12-13 лет. Сверху на нем надет синий свитер, из-под которого виднеется белоснежный воротничок, что говорит о том, что мальчик - прилежный школьник. Также мы видим на нем туфли, шорты и рубаху. На руках мальчика перчатки.

Мы видим, что его колено перебинтовано, но, несмотря на это, он уверенно стоит на ногах и напряженно следит за матчем. Игра довольно сложная, мальчик даже согнулся немного, ожидая мяча. Он прекрасно понимает, что исход игры во многом зависит от него. Он сосредоточен и собран в этот момент.

Герои

Однако Сергей Григорьев изобразил не только главного героя, есть и второстепенные. Обратим наше внимание на юных болельщиков, среди которых есть как мальчики, так и девочки. Они тоже напряжены и увлечены. Все они зачаровано следят за полем. Дети понимают, что вот-вот все решится. Им бы тоже хотелось играть, но они еще слишком маленькие, значит, им рано. При этом ребята понимают, что поддерживать команду тоже очень важно. Поэтому они честно выполняют это дело. Один из ребят не смог усидеть на месте от напряженного ожидания и выбежал за пределы поля, чтобы быстрее всех уследить за исходом ситуации. Он понимает, что сам не сможет повлиять на игру, но, тем не менее, ему очень интересно.

Репродукции картины Григорьева «Вратарь» есть во многих музеях и различных учреждениях. Подлинная работа автора находится с 1950 года в Третьяковской галерее. Рассматривая полотно, вы можете обратить внимание на довольно интересного и нетипичного для этого сюжета героя. Это взрослый мужчина в шляпе, который пришел поболеть за детей. Мы не знаем кто это: может, случайный прохожий, который увлекся действием, а возможно, отец кого-то из ребят. Занимательно, что он с таким же напряжением и азартом следит за игрой, как и сами дети. Более того, мужчина и сам бы не отказался погонять мяч.

Особенности

К особенностям картины Григорьева «Вратарь» стоит отнести то, что она очень живо и ярко передает настроение. Мы чувствуем азарт и жгучее желание хотя бы посмотреть на исход. Автор полотна хотел показать, насколько захватывающей может быть эта игра. Несмотря на то, что картина эта писалась довольно давно, сюжет её актуален по сей день. Действительно, огромное количество людей обожает футбол. На матчи собираются тысячи фанатов во всем мире. Детям школьного возраста будет интересно как читать, так и писать сочинение по этой работе художника. Ведь каждый из ребят вечером тоже гоняет в мяч с товарищами.

При этом, что касается самого оформления, то картина написана в спокойных тонах. Вероятно, автор сделал это для того, чтобы показать не такое уже радужное поствоенное время. Мы видим серые и холодные оттенки, которые как бы говорят о том, что время на дворе довольно трудное. При этом есть и светлые пятна, которые означают веру в светлое будущее и надежду на большее.

Подтекст

Как вы думаете, есть подтекст на этой картине? Многие сразу же ответят, что нет, но это будет ошибочное заявление. На самом деле некий подтекст, который хотел донести автор работы, все же имеет место. Но какой он? Для этого давайте вспомним о том, что во времена написания картины в Советском Союзе расцветал коллективизм. А что мы видим? Командная игра, в которой от каждого участника зависит общий исход. Это - некая параллель с положением дел в Союзе на тот момент. Действительно, картина как будто напоминает о том, что без общества человек жить не может. Это неразделимое целое. Чтобы выжить, необходимо держаться вместе. Именно такой подтекст создал в своей картине Сергей Григорьев.

Что ж, подводя итоги статьи, хочется сказать о том, что эта работу художника является одной из лучших. В ней проявилось всё многообразие его таланта, а также умение при помощи образа передавать суть. Он как бы показал, что всего лишь кисть и талант способны на многое. Картины Григорьева характеризуются особенной теплотой и жизненностью. Он изображает простые сюжеты, но почему-то именно они вызывают больше всего эмоций, а не что-то сложное и вычурное. Именно эту простоту хочется разбирать, разглядывать, просто наслаждаться ею.

Всем, кто имеет возможность, стоит обязательно посетить Третьяковскую галерею, чтобы своими глазами посмотреть на творение Григорьева.


1910-1988 г.г.

В ыдающийся советский живописец и график. Народный художник СССР.
Сергей Алексеевич Григорьев родился 22 июня (5 июля) 1910 года одиннадцатым ребенком в многодетной семье служащего железной дороги в г. Луганск.
В 1911 году семья будущего художника переезжает в г. Александровск (в 1921 году переименован в г.Запорожье).
С.А.Григорьев учился: с 1923 по 1926 год - в Запорожской художественно-профессиональной школе у В.Н.Невского, М.Н.Кузнецова, С.З.Кочергиной, с 1926 по 1927 год - в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС, Москва) у В.А. Фаворского, с 1928 по 1932 год - в Киевском художественном институте у Ф.Г. Кричевского, Ф.С.Красицкого.
В 1929 году вступил в студенческую организацию «Объединение молодых художников Украины».
После окончания учебы Сергей Григорьев переезжает в г. Харьков, где работает в республиканском издательстве «Мистецтво». Создает серию плакатов «Передовики Донбасса»,«Даешь контакт», «Даешь стране хлеб», «Комсомолия».
В 1933 году - начало педагогической деятельности - художник назначен на должность ассистента по рисунку и графике в Харьковском художественном институте.
В этом же году картина художника отобрана для участия в Выставке советского искусства в Варшаве.
В 1934 году С.А.Григорьев переезжает в Киев и получает назначение на должность доцента Киевского художественного института (КХИ), а в 1947 году - назначен профессором, заведующим кафедры рисунка, а в 1950 году - руководителем мастерской жанровой живописи.
В 1948 году художнику присвоено звание Заслуженного деятеля искусств УССР.
В 1950 году - присуждена Сталинская премия за картины «Вратарь» и «Прием в комсомол».
В 1951 году присуждено звание Народного художника УССР, награжден орденом «Трудового Красного Знамени», присуждена Сталинская премия за картину «Обсуждение двойки».
С 1951 по 1955 год Сергей Алексеевич Григорьев - ректор Киевского государственного художественного института.
В 1953 году избран член-корреспондентом, а в 1958 году - действительным членом Академии Художеств СССР.
С 1958 года и до конца жизни возглавлял Творческие мастерские Академии искусств УССР.
В 1974 году присвоено звание "Народный художник СССР"
Умер С. А. Григорьев 9 апреля 1988 года. Похоронен на Байковом кладбище в г. Киев.
Проиведения художника представлены в Государственной Третьяковской галерее, Национальном художественном музее Украины, Киевском музее русского искусства, Одесском, Полтавский, Черниговском и Харьковском художественных музеях, Запорожском краеведческом музее, Национальном музее во Львове, Национальной художественной галерее Народной Республики Болгарии (София), галерее Gekosso (Токио, Япония) и в других музейных, галерейных и частных коллекциях в Украине и за ее пределами.

Представленная на сайте картина была подарена Сергеем Алексеевичем Григорьевым жене своего друга и ученика, художника Колесника Владимира Артемьевича с дарственной надписью.


Чтобы увидеть картину в увеличенном размере, нажмите на превью