Сочинение на тему «Реализм романа Евгений Онегин. Евгений Онегин» Пушкина – первый реалистический роман в русской литературе. Проблематика и образы

Давно уже признано, что роман «Евгений Онегин» был первым в русской литературе реалистическим романом. Что конкретно имеется в виду, когда мы говорим «реалистический»? Реализм предполагает, на мой взгляд, помимо правдивости деталей, изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах. Из этой характеристики реализма следует, что правдивость в изображении частностей, деталей является непременным условием реалистического произведения. Но этого мало. Еще важнее то, что содержится во второй части характеристики: изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах. Слова эти нужно понимать в их неразделимости. Сам по себе типичный характер можно было встретить и в романтическом произведении. Например, герой романтической поэмы Пушкина «Кавказский пленник», безусловно, типичный характер. Так же как и Алеко в «Цыганах». Для реализма важен не просто типичный характер, а характер, показанный в типичных обстоятельствах, объясненный этими обстоятельствами. Характеры в реалистических произведениях даны в их жизненной, исторической и социальной обусловленности.

Для реалиста в искусстве существен не только вопрос: что есть тот или иной герой? Но и вопрос: почему, под влиянием каких обстоятельств он стал таким? Это и делает подлинно реалистическое произведение одновременно и правдивой картиной жизни, и художественным исследованием жизни.

Отвечает ли такому пониманию реализма «Евгений Онегин»? Несомненно. Картина русской действительности, изображенная Пушкиным в романе, столь точна и правдива в частностях, что Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни». В самом деле, по роману можно знакомиться с русской жизнью 20-х гг. XIX в., изучать ее не только в главных ее явлениях и процессах, но и в мелочах. Вспомним, например, одно из многих удивительно правдивых описаний Пушкина - описание дома, в котором жил дядя Онегана:

“Почтенный замок был построен,
Как замки строиться должны:
Отменно прочен и спокоен
Во вкусе умной старины
Везде высокие покои,
В гостиной штофные обои,
Царей портреты на стенах,
И печи в пестрых изразцах.”

Самое замечательное здесь - очень точные, исторически достоверные детали («штофные обои», «печи в пестрых изразцах» и т.д.). Все описание составлено из правдивых деталей. Это и делает описание таким впечатляющим и таким художественно содержательным. Для романа «Евгений Онегин» это характерный пример.

Мы уже успели убедиться в том, что все персонажи романа Пушкина - типические характеры. Как они рисуются Пушкиным, как он изображает своих главных героев? Онегина мы узнаем все лучше и полнее через обстоятельства его жизни: через особенности его воспитания, влияния на него петербургской светской жизни, затем жизни в деревенской глуши и т. д. Татьяна показана в романе не сама по себе, а в той среде, которая воспитала ее характер и ее душу: среди деревенской природы, в близости к няне, рядом с простодушными родителями, которые ни в чем ей не мешали. Эти характерные жизненные обстоятельства помогли ей стать такой, какова она есть, а нам они помогают полнее, глубже узнать и понять Татьяну, узнать всю доподлинную правду о ней. Через типичные жизненные обстоятельства раскрывается и Ленский, и другие герои романа. Роман «Евгений Онегин» по всем своим качествам оказывается подлинно реалистическим произведением. Он является реалистическим романом и по характеру изображения персонажей, и по характеру изображения жизни в целом.

Давно уже признано, что роман «Евгений Онегин» был первым в русской литературе реалистическим романом. Что конкретно имеется в виду, когда мы говорим «реалистический»? Реализм предполагает, на мой взгляд, помимо правдивости деталей, изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах. Из этой характеристики реализма следует, что правдивость в изображении частностей, деталей является непременным условием реалистического произведения. Но этого мало. Еще важнее то, что содержится во второй части характеристики: изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах. Слова эти нужно понимать в их неразделимости. Сам по себе типичный характер можно было встретить и в романтическом произведении. Например, герой романтической поэмы Пушкина «Кавказский пленник», безусловно, типичный характер. Так же как и Алеко в «Цыганах». Для реализма важен не просто типичный характер, а характер, показанный в типичных обстоятельствах, объясненный этими обстоятельствами. Характеры в реалистических произведениях даны в их жизненной, исторической и социальной обусловленности.

Для реалиста в искусстве существен не только вопрос: что есть тот или иной герой? Но и вопрос: почему, под влиянием каких обстоятельств он стал таким? Это и делает подлинно реалистическое произведение одновременно и правдивой картиной жизни, и художественным исследованием жизни.

Отвечает ли такому пониманию реализма «Евгений Онегин»? Несомненно. Картина русской действительности, изображенная Пушкиным в романе, столь точна и правдива в частностях, что Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни». В самом деле, по роману можно знакомиться с русской жизнью 20-х гг. XIX в., изучать ее не только в главных ее явлениях и процессах, но и в мелочах. Вспомним, например, одно из многих удивительно правдивых описаний Пушкина — описание дома, в котором жил дядя Онегана:

“Почтенный замок был построен,
Как замки строиться должны:
Отменно прочен и спокоен
Во вкусе умной старины
Везде высокие покои,
В гостиной штофные обои,
Царей портреты на стенах,
И печи в пестрых изразцах.”

Самое замечательное здесь — очень точные, исторически достоверные детали («штофные обои», «печи в пестрых изразцах» и т.д.). Все описание составлено из правдивых деталей. Это и делает описание таким впечатляющим и таким художественно содержательным. Для романа «Евгений Онегин» это характерный пример.

Мы уже успели убедиться в том, что все персонажи романа Пушкина — типические характеры. Как они рисуются Пушкиным, как он изображает своих главных героев? Онегина мы узнаем все лучше и полнее через обстоятельства его жизни: через особенности его воспитания, влияния на него петербургской светской жизни, затем жизни в деревенской глуши и т. д. Татьяна показана в романе не сама по себе, а в той среде, которая воспитала ее характер и ее душу: среди деревенской природы, в близости к няне, рядом с простодушными родителями, которые ни в чем ей не мешали. Эти характерные жизненные обстоятельства помогли ей стать такой, какова она есть, а нам они помогают полнее, глубже узнать и понять Татьяну, узнать всю доподлинную правду о ней. Через типичные жизненные обстоятельства раскрывается и Ленский, и другие герои романа. Роман «Евгений Онегин» по всем своим качествам оказывается подлинно реалистическим произведением. Он является реалистическим романом и по характеру изображения персонажей, и по характеру изображения жизни в целом.

    • Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» – произведение необычное. В нем мало событий, много отступлений от сюжетной линии, повествование как будто оборвано на половине. Вызвано это скорее всего тем, что Пушкин в своем романе ставит принципиально новые для русской литературы задачи – показать век и людей, которых можно назвать героями своего времени. Пушкин – реалист, а потому его герои не просто люди своего времени, но и, если так можно выразиться, люди того общества, которое их породило, т. е. это люди и своего […]
    • «Евгений Онегин» - широкоизвестное произведение А.С.Пушкина. Тут писатель реализовал основной замысел и стремление - дать образ героя времени, портрет своего современника - человека XIX столетия. Портрет Онегина - это неоднозначное и сложное сочетание многих положительных качеств и больших недостатков. Образ Татьяны самый значительный и важный женский образ в романе. Основную романтическую сюжетную линию пушкинского романа в стихах составляют взаимоотношения Онегина и Татьяны. Татьяна влюбилась в евгения […]
    • Над романом «Евгений Онегин» Пушкин работал свыше восьми лет – с весны 1823 до осени 1831 г. Первое упоминание о романе мы находим в письме Пушкина к Вяземскому из Одессы от 4 ноября 1823 г.: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница». Главным персонажем романа является Евгений Онегин – молодой петербургский повеса. С самого начала романа становится понятно, что Онегин очень странный и, безусловно, особенный человек. Он конечно же в чем‑то походил на людей, […]
    • Первоначальным намерением Пушкина в отношении романа «Евгений Онегин» было создание комедии, похожей на «Горе от ума» Грибоедова. В письмах поэта можно найти наброски к комедии, в которой главный герой изображался как сатирический персонаж. В ходе работы над романом, которая продолжалась более семи лет, замыслы автора существенно изменились, как изменилось и его мировоззрение в целом. По жанровой природе роман очень сложен и оригинален. Это «роман в стихах». Произведения такого жанра встречаются и у других […]
    • Великий русский критик В. Г. Белинский не случайно назвал роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Связано это конечно же с тем, что ни одно произведение русской литературы не может сравниться с бессмертным романом по широте охвата современной писателю действительности. Пушкин описывает свое время, отмечая все, что было существенно для жизни того поколения: быт и нравы людей, состояние их душ, популярные философские, политические и экономические течения, литературные пристрастия, моду и […]
    • "Евгений Онегин" - реалистический роман в стихах, так как. в нем предстали перед читателем подлинно живые образы русских людей начала XIX века. В романе дано широкое художественное обобщение основных тенденций русского общественного развития. Можно сказать о романе словами самого поэта - это произведение, в котором "отразился век и современный человек". "Энциклопедией русской жизни" назвал В. Г. Белинский роман Пушкина. В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе: о культуре того времени, о […]
    • Хочется снова и снова возвращаться к пушкинскому слову и его замечательному роману в стихах "Евгений Онегин", где представлена молодежь 20-х годов XIX века. Существует очень красивая легенда. Один скульптор изваял из камня прекрасную девушку. Она выглядела настолько живой, что, казалось, сейчас заговорит. Но скульптура молчала, а творец ее заболел от любви к своему чудесному созданию. Ведь в ней он выразил свое сокровенное представление о женской красоте, вложил свою душу и терзался, что никогда не станет эта […]
    • Татьяна Ларина Ольга Ларина Характер Для Татьяны свойственны такие черты характера: скромность, задумчивость, трепетность, ранимость, молчаливость, меланхоличность. Ольга Ларина отличается весёлым и бойким характером. Она активная, любознательная, добродушная. Образ жизни Татьяна ведёт затворнический образ жизни. Лучшее времяпрепровождение для неё – наедине с собой. Она любит наблюдать красивые рассветы, читать французские романы, размышлять. Она замкнута, живёт в собственном внутреннем […]
    • Знаменитый пушкинский роман в стихах не только очаровывал любителей российской словесности высоким поэтическим мастерством, но и вызывал споры по поводу тех идей, которые хотел выразить здесь автор. Не обошли эти споры и главного героя - Евгения Онегина. К нему давно уже прикрепилось определение «лишний человек». Однако и сегодня толкуют его по-разному. И этот образ столь многогранен, что дает материал для самых различных прочтений. Попытаемся же ответить на вопрос: в каком смысле Онегина можно считать «лишним […]
    • Начнем, пожалуй, с Катерины. В пьесе "Гроза" эта дама - главная героиня. В чем проблематика данного произведения? Проблематика - это главный вопрос, который задает автор в своем творении. Так вот здесь вопрос в том, кто победит? Темное царство, которое представлено чинушами уездного городка, или светлое начало, которое представляет наша героиня. Катерина чиста душой, у нее нежное, чуткое, любящее сердце. Сама героиня глубоко враждебна против этого темного болота, но не до конца осознает это. Родилась Катерина […]
    • Создавая образ своего времени и человека эпохи, Пушкин в романе "Евгений Онегин" донёс и личное представление об идеале русской женщины. Идеал поэта - Татьяна. Пушкин так и говорит о ней: "Милый идеал". Конечно, Татьяна Ларина - это мечта, представление поэта о том, какой должна быть женщина, чтобы ею восхищались и любили. При первом знакомстве с героиней мы видим, что поэт выделяет её среди других представительниц дворянства. Пушкин подчёркивает, что Татьяна любит природу, зиму, катание на санках. Именно […]
    • Евгений Онегин – главный герой одноимённого романа в стихах А. С. Пушкина. Он и его лучший друг Владимир Ленский предстают как типичные представители дворянской молодёжи, бросившие вызов окружающей их действительности и подружившиеся, словно объединившись в борьбе против неё. Постепенно непринятие традиционных закостенелых дворянских устоев вылилось в нигилизм, который ярче всего прослеживается в характере другого литературного героя – Евгения Базарова. Когда начинаешь читать роман «Евгений Онегин», то […]
    • Евгений Онегин Владимир Ленский Возраст героя Более зрелый, в начале романа в стихах и во время знакомства и дуэли с Ленским ему 26 лет. Ленский юн, ему нет ещё и 18 лет. Воспитание и образование Получил домашнее образование, являвшееся типичным для большинства дворян в России.Воспитатели «не докучали моралью строгой», «слегка за шалости бранили», а проще сказать баловали барчонка. Учился в Геттингенском университете в Германии, родине романтизма. В его интеллектуальном багаже […]
    • Духовная красота, чувственность, естественность, простота, умение сочувствовать и любить – этими качествами А.С. Пушкин наделил героиню своего романа «Евгений Онегин», Татьяну Ларину. Простая, внешне ничем не примечательная девушка, но с богатым внутренним миром, выросшая в глухой деревушке, зачитывающаяся любовными романами, любит страшные истории няни и верит преданиям. Ее красота внутри, она глубока и ярка. Внешность героини сравнивается с красотой ее сестры, Ольги, но последняя, хоть и красива снаружи, не […]
    • Роман А.С. Пушкина знакомит читателей с жизнью интеллигенции в начале XIX века. Дворянская интеллигенция представлена в произведении образами Ленского, Татьяны Лариной и Онегина. По названию романа автор подчеркивает центральное положение главного героя среди остальных персонажей. Онегин родился в когда-то богатой дворянской семье. В детстве он был вдали от всего национального, в отрыве от народа, а в качестве воспитателя у Евгения был француз. Воспитание Евгения Онегина, как и образование, имело весьма […]
    • Маша Миронова - дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, "круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами". По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Мать её, Василиса Егоровна, говорила о ней: "Маша, девка на выданье, а какое у ней приданое? - частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдётся добрый человек, а то сиди себе в девках вековечной […]
    • А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов выдающиеся поэты первой половины 19 века. Основным видом творчества у обоих поэтов является лирика. В своих стихах каждый из них описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. Все стихи Пушкина наполнены оптимизмом, верой в существование прекрасного на земле, яркими красками в изображении природы, а у Михаила Юрьевича везде прослеживается тема одиночества. Лермонтовский герой одинок, он пытается что-то найти в чужом краю. Что […]
    • Введение Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэтов, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах В. Сахарова, Ю.Н. Тынянова, Д.Е. Максимова, говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (Д.Д. Благой и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты. А.Лукьянов рассматривает любовную тему в лирике А.С. Пушкина через призму […]
    • А. С. Пушкин - великий русский национальный поэт, основополож­ник реализма в русской литературе и русского литературного языка. В своем творчестве он уделял большое внимание теме свободы. В стихот­ворениях «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Во глубине сибирс­ких руд», «Арион», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» и ряде других отразилось его понимание таких категорий, как «свобода», «воль­ность». В первый период своего творчества - период окончания лицея и про­живания в Петербурге- до 1820 года- […]
    • Лирика занимает значительное положение в творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина. Писать лирические стихотворения он начал в Царскосельском Лицее, куда был отдан на обучение возрасте двенадцати лет. Здесь, в Лицее, из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Все в лицее его вдохновляло. И впечатления от искусства и природы Царского Села, и веселые студенческие пирушки, и общение со своими верными друзьями. Общительный и умевший ценить людей, Пушкин имел много друзей, много писал о дружбе. Дружба […]
  • Реализм романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

    Роман “Евгений Онегин” занимает главное место в творчестве Пушкина. Нет сомнений, что это его лучшее произведение. Появление романа оказало огромное влияние на развитие русской литературы. Роман в стихах “Евгений Онегин” был окончен в 1831 году. Он писался Пушкиным восемь лет. Роман охватывает события с 1819 по 1825 год: от походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества времени правления царя Александра I. В романе переплетены история и современные поэту события.

    “Евгений Онегин” - первый русский реалистический роман, правдиво и широко показывающий русскую жизнь XIX века. Неповторимым его делает широта охвата действительности, описание эпохи, ее отличительных особенностей. Именно поэтому Белинский назвал “Евгения Онегина” “энциклопедией русской жизни”.

    Одним из вопросов, поднятых на страницах романа, был вопрос о русском дворянстве. В своем романе Пушкин правдиво показал быт, жизнь, интересы дворянства и дал точную характеристику представителям этого общества.

    Жизнь помещичьих семей протекала в тишине и покое. С соседями они были как “добрая семья”. Могли и посмеяться, и позлословить, но это совсем не то, что столичные интриги.

    В семьях дворян “хранили жизни мирной привычки милой старины”. Соблюдали традиционные народные, праздничные обряды. Любили песни, хороводы.

    Уходили они из жизни тихо, без суеты. Например, Дмитрий Ларин “был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый”. Он не читал книг, не вникал в хозяйство, в воспитание детей, “в халате ел и пил” и “умер в час перед обедом”.

    Очень образно показал нам поэт гостей Лариных, съехавшихся на именины Татьяны. Здесь и “толстый Пустяков”, и “Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков”, и “отставной советник Флянов, тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут”.

    Помещики жили по старинке, ничем не занимались, вели пустой образ жизни. Они заботились только о своем благополучии, имели “наливок целый строй” и, собравшись вместе, говорили “о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне”. Больше они ничем не интересовались. Разве что разговор о новых людях, появившихся в их обществе, о которых сочиняли массу небылиц. Помещицы же мечтали выгодно отдать замуж дочек и буквально ловили для них женихов. Так было с Ленским: “Все дочек прочили своих за полурусского соседа”.

    Жизнь крестьянства в романе показана довольно скупо. Пушкин только в нескольких словах дает точную и полную характеристику жестокости помещиков. Так, Ларина “брила лбы” провинившимся крестьянам, “служанок била осердясь”. Она была жадная и заставляла девушек петь при сборе ягод, “чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели”.

    Когда Евгений, приехав в деревню, “ярем... барщины старинной оброком легким заменил”, то “в углу своем надулся, увидя в этом страшный вред, его расчетливый сосед”.

    В произведении изображается жизнь столичного аристократического общества. В романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе, о том, как одевались, что было в моде, меню престижных ресторанов. Также мы можем узнать, что шло в театрах той эпохи.

    Жизнь дворян - сплошной праздник. Главное их занятие - пустая болтовня, слепое подражание всему иностранному, сплетни, распространяющиеся с мгновенной скоростью. Трудиться они не хотели, так как “труд упорный им был тошен”. Пушкин пишет, что известность человека зависит от его материального положения. Автор показывает однообразность столичного общества, пустые интересы, умственную ограниченность. Цвет столицы - это “необходимые границы”, “на все сердитые господа”, “диктаторы”, “с виду злые дамы” и “не улыбающиеся девицы”.

    Все в них так бледно, равнодушно;

    Они клевещут даже скучно;

    В бесплодной сухости речей,

    Расспросов, сплетен и вестей

    Не вспыхнет мысли в целы сутки,

    Хоть невзначай, хоть наобум...

    Характеристика дворян, данная поэтом, показывает, что они имели перед собой только одну цель - добиться славы и чинов. Пушкин осуждает таких людей. Он высмеивает их образ жизни.

    Поэт показывает нам разнообразные картины русской жизни, изображает перед нами судьбы разных людей, рисует характерные для эпохи типы представителей дворянского общества - словом, изображает действительность такой, какая она есть на самом деле.

    Создавая свой роман в стихах, Александр Сергеевич Пушкин воспользовался опытом, перенятым у таких известных литературных предшественников, как В.А. Жуковский и Н.М. Карамзин. И сюжет романа, и неудовлетворенность Онегина , и печальная история любви – все это является элементами, присущими творчеству романтиков, которые в сравнении с классицистами еще больше углубили психологический анализ своих героев.

    Характер мечтательного юноши и положительный образ русской женщины намечаются в лирике Жуковского. Отсюда и сравнение Ленским Татьяны со Светланой.

    Что касается проблематики романа, то тут явно чувствуется связь с творчеством революционных романтиков, для которых на первом месте стояла судьба молодого дворянина-интеллигента. Еще Жуковский и поэты-декабристы своим творчеством способствовали рождению из глубин романтизма нового направления в литературе – реализма, который постепенно начал вытеснять с литературной арены романтизм.

    В романе Пушкина жизнь русского общества, а также Онегина нашли достоверное отражение в тот период, когда декабристы готовились к восстанию. Но в отличие от своих предшественников, лишенных способности исторического мышления, Пушкин увидел зависимость характера личности от социальной среды. Иными словами, несмотря на схожесть проблематики в романе Александра Сергеевича и творчестве романтиков-предшественников, только Пушкину удалось показать, по какой причине лучшие молодые умы страны прожигают свою жизнь в праздности.

    Отличны и способы изображения героев романа, которыми пользовались романтики и даже сам Пушкин в своих романтических произведениях. Условия, способствовавшие формированию личности героя, в «Евгении Онегине» внимательно исследованы со стороны автора. Хотя герой и одарен щедро природой, обладает умом и благородными порывами, но все положительное в его характере не находит применения в том обществе, к которому он принадлежит. И все дело в воспитании, сделавшим Онегина «эгоистом поневоле».

    Через своего героя автор подвергает критике общество, ту среду, которое нравственно уродует молодое поколение. Вот где находятся истоки критического реализма – нового направления русской литературы. Утверждение данного направления невозможно было представить без соответствующего преобразования русского языка.

    Повествование в романе по большей части не что иное, как живой разговорный язык. Более того, здесь можно встретить и самые простые слова, употребление которых в стихотворном произведении до этого было просто немыслимо. Было ясно, что автор романа серьезно задумался о демократизации литературного языка. Но надо признать, что Пушкин не явился пионером в данном деле. До него свой вклад в демократизацию родного языка внесли и некоторые другие видные литературные деятели. Пушкин, если можно так сказать, довел это дело до логического конца.

    «Евгений Онегин» и реализм. «Евгений Онегин» был первым русским романом, в котором реалистические принципы были громко оглашены. В нем действительность не разделена на две враждебные и несовместимые сферы – реальную и идеальную, как в романтизме, а предстает единой, рождающей самые высокие и отдаленные от свершения помыслы и содержащей непримиримые противоречия. Она достойна восхищения и подлежит критике. Герои Пушкина мыслят, чувствуют и поступают в соответствии со своими характерами, которые обусловлены национальной и европейской исторической жизнью. Их образ жизни и поведение обставлены множеством подробных мотивировок, благодаря которым они прочно вписываются в реальность. Общее, свойственное людям одной среды, проявляется через индивидуальное, особенное. Наконец, в романе воплощено одно из самых удивительных качеств реализма – саморазвитие характеров, литературных типов. Созданный автором образ отделяется от автора и живет самостоятельной жизнью. Пушкин, например, в начале романа не предполагал, что его Татьяна выйдет замуж, а Онегин напишет ей письмо. Однако логика развития этих характеров оказалась такова, что Пушкин был «вынужден» отдать Татьяну замуж и написать письмо Онегина к ней. Герои стали поступать так, как предписывалось логикой их характеров. Автор, чтобы сохранить психологическую правду выведенного им типа, должен был следовать за душевными движениями персонажей.

    “Евгений Онегин” - это произведение, в котором “отразился век и современный человек”. А.С. Пушкин в своем романе пытается изобразить своих героев в реальной жизни, без особых преувеличений. Роман по праву был назван В.Г. Белинским “энциклопедией русской жизни”. Прочитав его, как и в энциклопедии, можно было узнать почти все о той эпохе, в которой жили и творили многие известные поэты и писатели: о том, как одевались люди, что было в моде, меню престижных ресторанов, что шло в театрах той эпохи, как проводили свое время, как общались в светском обществе и многое другое. Читая произведение, мы знакомимся и со всеми слоями русского общества того времени: и с высшим светом Петербурга, и с дворянской Москвой, и с жизнью крестьян, то есть со всем русским народом. Это еще раз свидетельствует о том, что Пушкин смог отразить в своем романе окружающее его в повседневной жизни общество со всех сторон. С особым впечатлением автор повествует о жизни и судьбе декабристов, многие из которых были его близкими друзьями. Ему нравятся черты своего Онегина, в которых, по его мнению, дана правдивая характеристика декабристского общества, что позволило нам более глубоко познакомиться с русским народом начала девятнадцатого века.


    Изображая дворянское общество 1820-х годов, Пушкин поднимает вопросы бытового уровня, пишет о духовной, нравственной жизни дворянского высшего света. Широкий реалистический охват действительности происходит и за счет изображения поместного дворянства. Деревенские главы насыщены подробностями быта и привычек помещиков. Так, дядя Онегина усердно читал «календарь осьмого года» и не держал у себя «ни капель чернил». Мать Ларина, хотя и зачитывалась в юности Ричардсоном, теперь с удовольствием занималась домашним хозяйством. И их духовный мир общения - разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне». Эпическая часть романа насыщена также картинами из народной жизни. Пушкин рассказывает о тяжелом крестьянском труде, об очень редких минутах отдыха. Эти картины дополняются сказочными поэтическими образами, восходящими к устному народному творчеству: это и сон Татьяны, напоминающий русскую сказку, и гадания.

    Определить проблематику «Евгения Онегина» весьма сложно. Поэт создал, по выражению В. Г. Белинского, «энциклопедию русской жизни». Название по имени главного героя не сужает его тематический план, не сводит все действие к изображению судьбы Евгения Онегина. Сердцевину сюжета, конечно, составляет любовная тема, что традиционно для данного жанра, но решается она Пушкиным новаторски: Он не просто показывает несостоявшееся счастье между Онегиным и Татьяной, но углубляется в причины этого. В романе поэт, утверждает новый реалистический метод, изображая влияние среды на формирование личности и ее мироощущение. Так возникают в романе главы о детстве, юности, образовании, времяпрепровождении героев. Пушкин убежден, что судьба не просто определяет круг внешних обстоятельств человека, но и формирует его психологию.

    Характеры героев построены Пушкиным, поэтом действительности, как он сам себя называл , не по литературным схемам и нормам, хотя часто они сопоставлены с другими литературными героями, а по законам реальной жизни. Так как живые люди обладают разнообразными многосторонними характерами, то характеры героев сложны и не укладываются в однозначные и узкие формулы. В простых и сложных ситуациях «обстоятельства развивают» характеры с разных сторон. Многогранность и сложность характеров учитывается автором, который изображает их то сатирически, с горькой усмешкой, то иронически, с легкой улыбкой, то лирически, с очевидным сочувствием. Пушкинские герои, исключая лишь упоминаемых третьестепенных персонажей, не делятся на положительных и отрицательных. Но даже второстепенные лица, участвующие в сюжете, в романе многогранны. Например, о Зарецком Онегин и автор отзываются либо сатирически, либо иронически. Однако сатира и ирония не мешают Онегину и автору признать и достоинства Зарецкого:

    Он был неглуп; и мой Евгений,

    Не уважая сердца в нем,

    Любил и дух его суждений,

    И здравый толк о том, о сем. <…>

    Пушкин в романе – не судья и тем более не прокурор, он не судит и не обвиняет героев, а наблюдает и анализирует их характеры как друг, очевидец, обычный человек, которому что-то не нравится в героях, а что-то нравится. Такой подход к изображению характеров обеспечил жизненную правдивость романа и его близость к реалистическому типу повествования. Дворянский домашний быт и светский круг, взрастившие Онегина и Автора, вызывают в романе восхищение и восторг. Это мир высокой культуры, просвещенных людей, горячих споров, интересных бесед и разговоров, мир увлечений и страстей. В нем царят свобода, независимость, здесь собирается цвет общества. Праздники, балы, маскарады, театр, салоны – это пиршества души, где утонченные люди сочетают и силу чувств, и глубину духа. Воспевание роскошных угощений не позволяет усомниться в том, что Пушкин любит и ценит светские удовольствия. Театр приносит особые наслаждения. Домашний быт удобен, красив и приятен.