Сочинение на тему: Путь исканий Григория Мелихова в романе Тихий Дон, Шолохов. Этапы жизни Григория. Типическое и индивидуальное Духовный путь григория мелехова

Разделы: Литература

План урока.

  1. История рода Мелеховых. Уже в истории рода закладывается характер Григория.
  2. Портретная характеристика Григория в сопоставлении с его братом Петром (именно Григорий, а не Петр явл-ся продолжателем рода “турок” – Мелеховых.)
  3. Отношение к труду (дом, имение Листницких Ягодное, тоска по земле, восемь возвращений домой: все возрастающая тяга к родному дому, хозяйственность.
  4. Образ Григория на войне как воплощение авторской концепции войны (долг, принуждение, бессмысленная жестокость, разрушение). Григорий никогда не воевал со своими казаками, ни разу не описывается участие Мелехова в междоусобной братоубийственной войне.
  5. Типичное и индивидуальное в образе Григория. (почему Мелехов возвращается домой, не дождавшись амнистии?)
  6. Точки зрения писателей и критиков на образ Григория Мелехова

I

В критике до сих пор не прекращаются споры о сущности трагедии Григория Мелехова.

Сначала было мнение, что это трагедия отщепенца.

Он, мол, пошел против народа и потому растерял все человеческие черты, стал одиноким волком, зверем.

Опровержение: отщепенец не вызывает сочувствия, а над судьбой Мелехова плакали. Да и не стал Мелехов зверем, не потерял способности чувствовать, страдать, не потерял желание жить.

Другие объясняли трагедию Мелехова заблуждением.

Здесь было верно, что Григорий, согласно этой теории, нес в себе черты русского национального характера, русского крестьянства. Далее говорили, что он наполовину собственник, наполовину труженик. /цитата Ленин о крестьянине (ст. о Л. Толстом))

Вот и Григорий колеблется, но в конце концов заблудился. Его надо поэтому и осудить, и пожалеть.

Но! Григорий путается не из-за того, что он собственник, а из-за того, что в каждой из воюющих сторон не находит абсолютной нравственной правды, к которой он стремится с присущим русским людям максимализмом.

1) С первых страниц Григорий изображается в повседневной созидательной крестьянской жизни:

  • На рыбалке
  • С конем у водопоя
  • В любви,
  • Сцены крестьянского труда

Ц: “Ноги его уверенно топтали землю”

Мелехов слит с миром, является его частью.

Но в Григории необычайно ярко проявляется личностное начало, русский нравственный максимализм с его желанием дойти до сути, не останавливаясь на половине, не мириться ни с какими нарушениями естественного хода жизни.

2) Он искренен и честен в своих мыслях и поступках. (особенно сильно это проявляется в отношениях с Наташей и Аксиньей:

  • Последняя встреча Григория с Натальей (ч.VII гл.7)
  • Смерть Натальи и связанные с ней переживания (ч.VII гл.16-18)
  • Смерть Аксиньи (ч.VIII гл.17)

3) Григория отличает острая эмоциональная реакция на все происходящее , у него отзывчивое на впечатления жизни сердце . В нем развито чувство жалости, сострадания, об этом можно судить по таким строкам:

  • На сенокосе Григорий нечаянно подрезал ********* (ч.I Гл.9)
  • Эпизод с Франей ч.2 гл.11
  • Суета с убитым австрийцем (ч.3 гл.10)
  • Реакция на известие о казни Котлярова (ч.VI)

4) Оставаясь всегда честным, нравственно независимым и прямым по характеру , Григорий проявил себя как человек, способный на поступок.

  • Драка со Степаном Астаховым из-за Аксиньи (ч.I гл.12)
  • Уход с Аксиньей в Ягодное (ч.2 гл.11-12)
  • Столкновение с вахмистром (ч.3 гл.11)
  • Разрыв с Подтелковым (ч.3 гл.12)
  • Столкновение с генералом Фицхалауравым (ч.VII гл.10)
  • Решение, не дожидаясь амнистии, вернуться в хутор (ч.VIII гл.18).

5) Подкупает искренность его побуждений – он нигде не соврал перед самим собой, в своих сомнениях и метаниях. В этом нас убеждают его внутренние монологи (ч.VI гл.21,28)

Григорий – единственный персонаж, которому дано право на монологи – “мысли”, выявляющие его духовное начало.

6) Невозможно “подчиняться догматическим правилам”, заставили Григория бросить хозяйство, землю, уйти с Аксиньей в имение Листницких кошохом.

Там, показывает Шолохов, социальная жизнь нарушила ход жизни естественной. Там впервые герой оторвался от земли, от истоков.

“Легкая сытая жизнь,– его портила. Он обленился, растолстел, выглядел старше своих лет”.

7) Но слишком крепко в Григории народное начало , чтобы не сохраниться в его душе. Стоило Мелехову во время охоты оказаться на своей земле, как весь азарт пропал, а в душе втрепенулось вечное, главное чувство.

8) Эта пропасть м/у стремлением человека к сожалению и разрушительными тенденциями эпохи расширилась и углубилась на первой мировой войне. (верен долгу – активен в боях – награды)

Но! Чем больше он углубляется в военные действия, тем больше его тянет к земле, к труду. Ему сниться степь. Сердцем он с любимой и далекой женщиной. А душу его гложет совесть: “… трудно целовать реб., открыть глянуть в его глаза.”

9) Революция вернула Мелехова к земле, с любимой, к семье, и детям. И он всей душой встал на сторону нового строя. Но та же революция своей жестокостью с казаками, своей несправедливостью к пленным, да и к самому Григорию вновь толкнула его на тропу войны.

Усталость и озлобленность ведут героя к жестокости - убийство Мелеховым матросов (именно после него Григорий будет мотаться по земле в “чудовищном просветлении”, осознавая, что далеко ушел от того, для чего рожден и за что сражался.

“Неправильный у жизни ход, и, может и я в этом виноватый”, – признался он.

10) Вступившись со всей присущей ему энергией за интересы тружеников и потому стал одним из руководителей Вешенского восстания, Григорий убеждается, что оно не принесло ожидаемых результатов: от белого движения казаки страдают также, как до этого страдали от красных. (мир на Дон не пришел, а возвратились те же дворяне, презиравшие рядового казака,казака-крестьянина.

11) Но Григорию чуждо чувство национальной исключительности: с глубоким уважением относится Григорий к англичанину – механику с трудовыми мазолями.

Свой отказ от эвакуации за море Мелехов предваряет утверждением о России: “Какая бы ни была мать, а она родней чужой!”

12) И вновь спасение для Мелехова – возврат к земле, к Аксинье, и детям . Насилие вызывает в нем отвращение. (он отпускает из тюрьмы родственников красных казаков) загоняет лошадь, чтоб спасти Ивана Алексеевича и Мишку Кошевого.)

13) Перейдя к красным в последние годы гражданской войны, Григорий стал , по словам Прохора Зыкова, “веселый и гладкий ”. Но немаловажно и еще то, что роли Мелехова не сражался со своими , а находился на польском фронте.

В VIII ч. Очерчен идеал Григория: “Он ехал домой, чтобы в конце концов взяться за работу, пожить с детьми, с Аксиньей…”

Но его мечте не суждено было сбыться. Михаил Кошевой ( представитель революционного насилия) спровоцировал Григория на побег из дома, от детей, Аксиньи .

15) Он вынужден прятаться по хуторам, примкнуть к банде Фомина.

Отсутствие выхода (а под расстрел ему не давала идти жажда жизни) толкает его на явное неправое дело.

16) Все, что осталось у Григория к концу романа, – это дети, земля-матушка (Шолохов трижды подчеркивает, что боль в груди Григория лечит, ложась на “сырую землю”) и любовь к Аксинье. Но и это немногое еще уходит с гибелью любимой женщины.

“Черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца” (это характеризует силу чувства Григория и степень ощущения или потери).

“Все отняла у него, все порушила безжалостная смерть. Остались только дети но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и для других”.

В этой тяге к жизни нет личного спасения Григорию Мелехову, а есть утверждение идеала жизни.

В финале романа, когда возрождается жизнь, Григорий бросил в воду винтовку, наган, патроны, вытер руки “перешел Дон по синему мартовскому льду, крупно зашагал к дому. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…”

Мнение критиков о финале.

Критика долго и много спорила о дальнейшей судьбе Мелехова. Советские литературоведов утверждал, что Мелехов вольется в социалистическую жизнь. Западные критики говорят, что на следующий день маститый казак будет арестован, а потом казнен.

Шолохов открытым финалом оставил возможность для обоих путей. Это не имеет принципиального значения, т.к. в финале романа утверждается то, что составляет суть гуманистической философии главного героя романа, человечества в XX в.: под холодным солнцем” сияет огромный мир, продолжается жизнь, воплощенная в символической картине ребенка на руках у отца. (образ ребенка как символа вечной жизни присутствовал уже во многих “Донских рассказах” Шолохова, им завершается и “Судьба человека”.

Вывод

Путь Григория Мелехова к идеалу истинной жизни – это трагический путь обретений, ошибок и потерь, который был пройден всем русским народом в XXв.

“Григорий Мелехов – целостный человек в трагически разорванном времени”. (Е. Тамарченко)

  1. Портрет, характер Аксиньи. (ч.1 гл.3,4,12)
    Зарождение и развитие любви Аксиньи и Григория. (ч.1 гл.3, ч.2, гл.10)
  2. Дуняша Мелехова (ч.1 гл.3,4,9)
  3. Дарья Мелехова. Драматичность судьбы.
  4. Материнская любовь Ильиничны.
  5. Трагедия Натальи.

В начале повествования молодой Григорий- настоящий казак, блестящий наездник, охотник, рыболов и усердный сельский труженик- вполне счастлив и беззаботен. Он бунтарь по натуре, не терпит насилия над собой. И вот его почти насильно женят. Григорий с Натальей живут внешне мирно, но это только внешне. Он тяготится нелюбимой женой, она чувствует это и молча страдает. Но долго так продолжаться не могло. Бунт, назревший в душе Григория со дня свадьбы, вырвался наружу.

Шолохов наделяет Григория чуткой душой. Она раскрывается в истории его отношений с двумя женщинами Аксиньей и Натальей. Его любовь к Аксинье, полная драматических моментов, потрясает своей силой и глубиной.

Ко времени начала Первой мировой войны мы видим уже другого Григория. Это уже не тот беззаботный юноша. «И тот и не тот», — думает Аксинья в ночь перед уходом Григория в армию. Уже другой человек угнетённый тягостными думами, едет в солдатском вагоне. Традиционная казачья приверженность воинскому долгу выручает его в первых испытаниях на полях кровавых сражений в 1914 году. От братьев по оружию его отличает чувствительность ко всему проявлению жестокости, к любому насилию над слабыми и беззащитными… Война заставила Григория по новому взглянуть на жизнь: в госпитале где он находится после ранения, под влиянием революционной пропаганды у него проявляются сомнения в преданности царю, отечеству и воинскому долгу. В гражданскую войну Мелехов сначала на стороне красных, но убийство ими безоружных пленных отталкивает его, и, когда большевики приходят на его любимый Дон, творя грабежи и насилие, он борется с ними с холодной яростью. И опять поиски Григорием истины не находят ответа. Они превращаются в величайшую драму человека, совершенно потерявшегося в круговороте событий. «Все они одинаковы, — говорит он склоняющимся на сторону большевиков друзьям детства, — Все они ярмо на лице казачества!»

Но в среде белого офицерства Григорий чувствует себя чужим. В конце концов он вступает в конницу Буденного и героически воюет с поляками, желая очистится этим от своей войны перед большевиками. Но для Григория нет спасения в советской действительности, где даже нейтралитет считается преступлением. С горькой насмешкой говорит он бывшему вестовому, что он завидует Кошевому и белогвардейцу Листницкому: «Им с самого начала было ясно, а мне доселе все неясное. У них, у обоих свои, прямые дороги, свои концы, а я с 1917 года хожу по вилюжкам, как пьяный качаюсь…»

Под угрозой ареста, а, следовательно, и неминуемого расстрела, Григорий вместе с Аксиньей бежит с родного хутора в надежде пробраться на Кубань и начать новую жизнь. Но счастье их недолго. В дороге их застигает конная застава, и они мчатся в ночи, преследуемые летящими им вдогонку пулями. Григорий хоронит свою Аксинью. «Теперь незачем ему было торопиться. Всё было кончено…»

Говоря о нравственном выборе Григория в жизни, нельзя однозначно сказать, всегда ли его выбор был действительно единственно верным и правильным. Но он почти всегда руководствовался своими собственными принципами и убеждениями, пытался найти лучшую дорогу в жизни, и это его стремление не было простым желанием «жить лучше всех». Оно затрагивало интересы не только его самого, но и многих близких ему людей. Несмотря на бесплодные устремления в жизни, Григорий был счастлив, хоть и очень не долго. Но и этих недолгих минут счастья было достаточно. Они не пропали зря, как не зря прожил свою жизнь и Григорий Мелехов.

Григория Мелехова наиболее полно отразила драматизм судеб донского казачества. На его долю выпали такие жестокие испытания, каких человек, казалось бы, не в состоянии вынести. Сначала Первая мировая война, потом революция и братоубийственная гражданская, попытка уничтожения казачества, восстание и его подавление.
В тяжелой судьбе Григория Мелехова слились воедино казачья вольность и судьба народа. Унаследованный от отца крутой нрав, принципиальность и бунтарство не дают ему покоя уже с молодости. Полюбив Аксинью, замужнюю женщину, он уходит с ней, презрев общественную мораль и запреты отца. По характеру герой добрый, смелый и мужественный человек, стоящий горой за справедливость. Автор показывает его трудолюбие в сценах охоты, рыбалки, сенокоса. На протяжении всего романа в суровых битвах то на одной, то на другой стороне воюющих он ищет правды.
Первая мировая война разрушает его иллюзии. Гордые своим казачьим войском, его славными победами, в Воронеже казаки слышат от местного старичка фразу, с жалостью брошенную им вслед: «Милая ты моя… говядинка!» Пожилой человек знал, что страшнее войны ничего нет, это не приключение, на котором можно стать героем, это грязь, кровь, смрад и ужас. Молодецкая спесь слетает с Григория, когда он видит, как умирают его друзья-казаки: «Первым упал с коня хорунжий Ляховский. На него наскакал Прохор… Резцом, как алмазом на стекле, вырезала память Григория и удержала надолго розовые десны Прохорова коня с ощеренными плитами зубов, Прохора, упавшего плашмя, растоптанного копытами скакавшего сзади казака… Падали еще. Казаки падали и кони».
Параллельно автор показывает события на родине казаков, где остались их семьи. «И сколько ни будут простоволосые казачки выбегать на проулки и глядеть из-под ладоней, – не дождаться милых сердцу! Сколько ни будет из опухших и выцветших глаз ручьиться слез, – не замыть тоски! Сколько ни голосить в дни годовщины и поминок, – не донесет восточный ветер криков их до Галиции и Восточной Пруссии, до осевших холмиков братских могил!»
Война представляется писателю и его героям чередой лишений и смертей, которые меняют все основы. Война калечит изнутри и уничтожает все самое дорогое, что есть у людей. Она заставляет героев по-новому посмотреть на проблемы долга и справедливости, искать правду и не находить ее ни в одном из враждующих лагерей. Оказавшись у красных, Григорий видит все ту же, что у белых, жестокость, непримиримость, жажду крови врагов. Война разрушает налаженную жизнь семей, мирный труд, отнимает последнее, убивает любовь. Григорий и Петр Мелеховы, Степан Астахов, Кошевой и другие герои Шолохова не понимают, зачем ведется братоубийственная война. Ради кого и чего они должны умирать в расцвете сил? Ведь жизнь на хуторе дарит им много радости, красоты, надежд, возможностей. Война же – только лишения и смерть. Зато они видят, что тяготы войны ложатся прежде всего на плечи мирного населения, простых людей, голодать и умирать – им, а не командирам.
Есть в произведении и персонажи, мыслящие совсем по-другому. Герои Штокман и Бунчук видят страну исключительно как арену классовых битв. Для них люди – оловянные солдатики в чужой игре, а жалость к человеку – преступление.
Судьба Григория Мелехова – это жизнь, испепеленная войной. Личные отношения героев происходят на фоне трагичнейшей истории страны. Григорий не может забыть первого врага, австрийского солдата, которого он зарубил саблей. Миг убийства неузнаваемо изменил его самого. Герой потерял точку опоры, его добрая, справедливая душа протестует, не может пережить такого насилия над здравым смыслом. Разрубленный надвое череп австрийца становится наваждением для Григория. Но война идет, и Мелехов продолжает убивать. Не он один задумывается о страшной обратной стороне воинского долга. Он слышит слова своего же казака: «Человека убить иному, какой руку на этом деле наломал, легше, чем вшу раздавить. Подешевел человек за революцию». Шальная пуля, которая убивает саму душу Григория – Аксинью, воспринимается как приговор всем участникам бойни. Война на самом деле ведется против всех живых, недаром Григорий, похоронив Аксинью в овраге, видит над собой черное небо и ослепительный черный диск солнца.
Мелехов мечется между двумя воюющими сторонами. Везде он наталкивается на насилие и жестокость, которые не может принять, потому и не может принять одну сторону. Когда мать укоряет его за то, что он участвовал в казни пленных матросов, он сам признается, что стал жесток на войне: «детву и ту не жалею».
Осознав, что война убивает лучших людей своего времени и что среди тысяч смертей нельзя найти правду, Григорий бросает оружие и возвращается в родной хутор, чтобы работать на родной земле, поднимать детей. В свои без малого 30 лет герой уже почти старик. в своем бессмертном произведении ставит вопрос об ответственности истории перед личностью. Писатель сочувствует своему герою, жизнь которого изломана: «Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория…» Образ Григория Мелехова стал для Шолохова большой творческой удачей.


На всем протяжении романа "Тихий Дон" Григорий Мелехов, как и шекспировский Гамлет, находится в поисках истины.Он, в отличии от его окружения, не готов быть бездушной машиной для убийств, умерщвлять своих соотечтественников за чьи-то интересы. Григорий ищет смысл и справедливость в Гражданской войне, в которой ему пришлось принять участие, и, к сожалению, не находит.

Судьба Григория Мелехова во многом была предопределена революционными и военными событиями его времени.До вступления в ряды белой армии Мелехов не мог с содроганием смотреть на смерть - его удручала даже гибель от его руки утенка - но во время военных действий ему приходится убивать.Особенно ярко ему запомнилась сцена с убитым им австрийцем.Он лишал жизни человека, но ради чего? На этот вопрос Мелехов ответа получить не мог.Григорий находит простые и очевидные ответы на озадачившие его вопросы у большевиков.

«Вот она, наша власть-любушка! Все ровные!».Он, как и многие другие его соотечественники, соблазняется простой и понятной идеологией "красных".Григорий переходит на сторону антимонархистов, он готов бороться за общее равенство и счастье, но и здесь он встречается с отвращающими его жестокостью, мародерством.Отряд безоружных пленных расстреливается "красными" несмотря на попытки Григория остановить данное действие.Когда же большевики начинают творить насилие на его родной земле, он становится их яростным врагом.Но после его перехода на сторону офицерства нельзя считать, что Григорий относит себя к монархистам, он не может выбрать на чьей он стороне в этой войне, не может выбрать из двух зол меньшее, он мечется.Он говорит про белых Кошевого и Листницкого: «Им с самого начала было ясно, а мне доселе все неясное. У них, у обоих свои, прямые дороги, свои концы, а я с 1917 года хожу по вилюжкам, как пьяный качаюсь…».Такое нейтральное положение Григория не устраивает военный биполярный мир.Мелехов представляется опасным и для большевиков, и для "белых".Он пытается бежать на Кубань, но в пути убивают его возлюбленную Аксинью.«И Григорий, мертвея от ужаса, понял, что всё кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, – уже случилось».Война отнимает у Григория самое дорогое -"красные" убивают его брата Петро, его любимую Аксинью, умирают его мать и отец, дочь Полюшка, законная жена Наталья.Все, что у него остается - его сын и сестра Дуняша.Григорий потерял очень многое в бессмысленной мясорубке революции и гражданской войне.Такой человек как он, человек, верный своему сердцу, искатель истины достоин счастья.Но есть ли в новом мире место для такого человека?

Таким образом, донской Гамлет оставляется автором потрепанным и постаревшим, опытным и натерпевшимся страданий.На примере Мелехова Шолохов показывает нам жестокость и бессмысленность гражданской войны, войны брата против брата.Нельзя просто единомоментно расколоть мир на белых и красных, врагов и союзников, автор утверждает, что жизнь многогранна и сложна и что такое разделение просто неприемлемо.

Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон» - это роман о казачестве в эпоху гражданской войны. Главный герой произведения – Григорий Мелехов – продолжает традицию русской классической литературы, в которой один из основных образов – герой-правдоискатель (произведения Некрасова, Лескова, Толстого, Горького).
Стремится найти смысл жизни, разобраться в вихре исторических событий, обрести счастье и Григорий Мелехов. Этот простой казак родился в простой и дружной семье, где свято чтят вековые традиции - много работают, весело отдыхают. Основа характера героя - любовь к труду, к родной земле, уважение к страшим, справедливость, порядочность, доброта - заложена именно здесь, в семье.
Симпатичный, работящий, жизнерадостный, Григорий сразу завоевывает сердца окружающих: он не боится людских толков (почти открыто любит красавицу Аксинью, жену казака Степана), не считает зазорным уйти в батраки, чтобы сохранить отношения с любимой женщиной.
И в то же самое время Григорий – человек, которому свойственно колебаться. Так, несмотря на свою великую любовь к Аксинье, Григорий не противится родителям, женится по их воле на Наталье Коршуновой.
Сам того до конца не осознавая, Мелехов стремится существовать «по правде». Он пытается понять, ответить для себя на вопрос «как надо жить?». Поиски героя усложняются той эпохой, в которую ему выпало родиться, – временем революций и войн.
Сильные нравственные колебания Григорий будет испытывать, попав на фронты первой мировой войны. Герой шел на войну, думая, что знает, на чьей стороне правда: нужно защищать отечество и уничтожать врага. Что может быть проще? Мелехов так и делает. Он доблестно сражается, он храбр и самоотвержен, не срамит казачью честь. Но постепенно к герою приходят сомнения. Он начинает видеть в противниках таких же людей с их надеждами, слабостями, страхами, радостями. Для чего вся эта бойня, что она принесет людям?
Особенно явно герой начинает это осознавать, когда земляк Мелехова Чубатый убивает пленного австрийца, совсем еще юного мальчика. Пленник пытается наладить контакт с русскими, открыто улыбается им, пытается угодить. Казаками было приятно решение доставить его на допрос в штаб, но Чубатый просто из любви к насилию, из ненависти убивает мальчика.
Для Мелехова это событие становится настоящим нравственным ударом. И хотя он крепко бережет казачью честь, заслуживает награды, но понимает, что не создан для войны. Ему мучительно хочется узнать правду, чтобы обрести смысл своих действий. Попав под влияние большевика Гаранджи, герой, как губка, впитывает в себя новые мысли, новые идеи. Он начинает сражаться за красных. Но убийство красными безоружных пленных отталкивает его и от них.
По-детски чистая душа Григория отдаляет его и от красных, и от белых. Мелехову открывается истина: правда не может быть ни на той, ни на другой стороне. Красные и белые – это политика, классовая борьба. А там, где идет классовая борьба, всегда льется кровь, умирают люди, остаются сиротами дети. Правда – это мирный труд на родной земле, семья, любовь.
Григорий – колеблющаяся, сомневающаяся натура. Это и позволяет ему искать правду, не останавливаться на достигнутом, не ограничиваться чужими объяснениями. Положение Григория в жизни – это положение «между»: между традициями отцов и собственной волей, между двумя любящими женщинами - Аксиньей и Натальей, между белыми и красными. Наконец, между необходимостью сражаться и осознанием бессмысленности и ненужности бойни («моим рукам надо пахать, а не воевать»).
Сам автор сочувствует своему герою. В романе Шолохов объективно описывает события, рассказывает о «правде» и белых, и красных. Но симпатии его, переживания – на стороне Мелехова. Этому человеку выпало жить в то время, когда все нравственные ориентиры были смещены. Именно это, а также стремление к поиску правды и привело героя к столь трагическому финалу – потере всего, что он любил: «За что же ты, жизнь, так меня покалечила?»
Писатель подчеркивает, что гражданская война – это трагедия всего русского народа. В ней нет ни правых, ни виноватых, потому что гибнут люди, брат идет на брата, отец – на сына.
Таким образом, Шолохов в романе «Тихий Дон» сделал правдоискателем человека от народа и из народа. Образ Григория Мелехова становится концентрацией исторического и идейного конфликта произведения, выражением трагических поисков всего русского народа.