Сочинение на тему: «Горе от ума или горе от любви»(По комедии А. Грибоедова «Горе от ума»). Горе от любви и горе от ума (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») Краткая аннотация проекта

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ.
Явление 3.

Чацкий, потом Молчалин.

Чацкий.
Ах! Софья! Неужли Молчалин избран ей!
А чем не муж? Ведь сам, бывало,
Мечтал о единеньи с ним, и много дней…
Нет! Выражать такие чувства не пристало!
(Задумывается.)
Услужлив, скромненький, в лице румянец есть…

Входит Молчалин.

Вот он, на цыпочках, и не богат словами;
Какою ворожбой умел мне в сердце влезть!
(Обращается к нему.)
Нам, Алексей Степаныч, с вами
Не удалось сказать двух слов.
Ну, образ жизни ваш каков?
Без горя нынче? Без печали?

Молчалин.
По-прежнему-с.

Чацкий.
А прежде как живали?

Молчалин.
День за день, нынче как вчера.

Чацкий.
Сегодня же с утра
Один мы с вами раз видались.
И то вы мигом прочь умчались.
Я, может, резок был слегка.
Простите, глубоко об этом сожалею.
Узнать позвольте: ваша как рука?

Молчалин.
Ничего-с. Вскоре переболею.

Чацкий.
Вы будьте осторожней: ведь случайно
Здоровью вред вы нанесёте,
И для меня… для вас печально:
Быть может, что костей не соберёте.
Но, впрочем, что я о плохом!
Желаю быть вам и здоровым, и счастливым.
А верно ли, что с некоторых пор,
Услышал, числитесь вы по Архивам?

Молчалин.
Да-с.

Чацкий.
И что же, там не скучно вам?
Вы губите себя не по летам.
Развеяться, уехать из Москвы,
Пожить свободней не хотите ль вы?

Молчалин.
И здесь недурно-с.

Чацкий.
Возможно. Но так душно,
Суетливо. Всё старо, всё ревниво, страх как глупо.
Нет, не могу глядеть я равнодушно,
Как вы страдаете, как словно живым трупом
Становитесь. Но ведь на самом деле,
Как хорошо бумагами вы б ни владели,
Как ни пытались бы над документами корпеть,
Я чувствую, что трудно вам терпеть
Все эти унижения, и льстить, и преклоняться.
Довольно же; не лучше ли заняться
Чем-либо, что уму и сердцу было бы дороже?
Я повторяю: молодость мертвить негоже,
Для лучших, для стремлений благородных
Она дана…

Молчалин.
Я, сударь, из безродных.

Чацкий.
Вот то-то мыслю всё: со мною говоря,
Вы смущены моим лишь положеньем?
А я, на чин ваш не смотря,
Сто раз свидетельствую вам почтенье…
Но… дурость, право… можно мне спросить?

Молчалин кивает.

Случалось вам вдруг страстно полюбить?!

Молчалин.
Ах, сударь… на такой вопрос…

Чацкий.
Вы прямо отвечайте.

Молчалин.
Ох, нет-с, не узнавайте.

Чацкий.
И что же, горесть слёз
И радость поцелуев, и нежности
объятий,
И все слова любви не знали, вероятней?
О, сладкое незнанье!
(Отворачивается.)

Молчалин (нерешительно топчется и собирается уходить) .
Простите-с; до свиданья.

Чацкий.
Алексей Степаныч, погодите,
Так скоро от меня не уходите.
Свершится всё: скажу вам напрямик…
Уверю вас, что я не брежу,
Не заостряю шуткой злой язык.
Вот если б дали вы надежду,
Что будем видеться мы каждый день,
тогда…

Молчалин (останавливается у двери) .
Что, сударь? К услугам вашим я всегда.

Чацкий.
Всегда? Мне так отрадно слышать!..
Глаза вы опустили, весь сгорбились,
Душа в вас еле дышит…
Неужто на меня озлобились?
Я вас обидел невзначай? Что с вами, объясните?
Хоть раньте грубостью, но только не молчите!

Молчалин не отвечает.

Отчего ко мне вы так жестокосердны?
Вы не хотите говорить со мной усердно…
Винюсь за всё пред вами,
Раскаиваюсь не словами!
(Подходит к Молчалину и крепко обнимает его.)

Молчалин (загораживаясь папкой) .
Подите от меня. Не обессудьте…

Чацкий (отпуская его) .
Погас во мне сейчас рассудок
От вашей близости.
Мои вам действия –
Одни лишь низости?

Молчалин (глядя в пол) .
Нет-с; но неуместные.

Чацкий.
И что же в них плохого? Хочу вам дружбы
Дань вознести; вернулся я сегодня
Из дальних странствий. По долгу службы
Вы здесь остались, как бы ни угодно
Мне было взять с собою вас!
Но я предвидел ваш отказ,
Хоть не пойму, зачем карьеры путь
Вам заслоняет жизнь. Но как-нибудь,
Наверно, отдыхаете и вы душою.
Побудьте откровенными со мною,
И расскажите, что же сердцу мило.
Конечно же, тут жизнь течёт уныло…

Молчалин.
Помилуйте! И вовсе нет.
С тех пор, как выхожу я в свет
(Архивных принимают
И в Собраньи),
Мне-с вполне хватает
Этого. Какого же признанья
Вы ждёте от меня?

Чацкий.
Собранье… Сплетни, толкотня,
Бокалы, карты, перезрелые девицы,
Военные, старухи, значительные лица,
Перед которыми тут некто расстилались
В былые времена… Вы один остались
Средь этого болота!
Молчалин, как же вы живёте?!

Молчалин.
А что-с?

Чацкий.
Ведь лицемерие всё света – не про вас;
Я навсегда запомнил первый раз,
Когда явились вы: так тихо, скромно,
Незаметно, без пошлости – и всё укромно
Сокрыто в глубине души… Вы покорили
Сразу же меня. Но тут же отдалили
Своей спокойностью, немногословностью…
Я растерялся; меня условности
Остановили, и внешне были для меня вы
Никто… А я, когда альбомы вам давал,
В них целые страницы выдирал –
Такого, думал я, прочесть вы не должны!
И как корю себя теперь за это:
Вам было б легче понимать…

Молчалин (кланяясь) .
Не смею более стеснять
Своим присутствием. Дела, сударь.
(Уходит.)

Чацкий.
Как умолял его – не дождался ответа!
Но правда ведь, когда ль
Всё это было? Назад три года
Я был ещё мальчишкой для него,
И никогда не значил ничего…
Нет, он понимает всё, какого рода
Чувствами пылаю я к нему –
Он только потому
Уходит прочь, смущаясь и краснея!
О, если б не общественное мненье,
Которое не до конца презрел я!
Ах, Алексей, какая тайна душа твоя!

(Конец явления.)

В своей комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедов поднимает немало вопросов об отношении людей в обществе.

Главный герой комедии Чацкий испытывает на себе и горе от ума и горе от любви.

Горе от ума он испытывает по той причине, что слишком умен для окружающих. Он получил прекрасное образование, три года путешествовал по Европе. Причем в Европу он отправился ни от скуки, ни для отдыха, а чтобы посмотреть, как там живут люди, получить новый опыт и новые знания. До поездки в Европу Чацкий тоже не страдал от безделья. Он выучился, успел послужить в армии, поработать на государственной службе. Но там он не прижился, как говорят окружающие, из-за характера. Дело в том, что он не привык прислуживаться, подлизываться. Он прямолинеен, говорит то, что думает, высмеивает глупцов и лентяев. Именно его неумение выслуживаться перед начальством и раздражает старшее поколение. Его умение подчеркнуть и высмеять недостатки окружающих лишает его расположения Софьи. Она говорит о том, что Чацкий умен, остроумен, но будет всех высмеивать и ему это в радость. Единственным достоинством Чацкого для окружающих является его дворянский титул и имущество.

Еще одна причина неприятия Чацкого в обществе, он не хочет посвящать свою жизнь военной или чиновничьей службе. Он хочет посвятить себя науке или искусству, что выходило за рамки списка достойных занятий для дворянина того времени.

Именно острый ум, более высокий интеллект и принесли Чацкому горе от ума.

Горе от любви он тоже испытал сполна. С детства он рос вместе с Софьей и успел искренне полюбить ее. После трехлетней поездки он первым делом спешит в дом к Фамусовым, чтобы повидать Софью. Но Софья встретила его очень холодно. У Фамусова его приезд тоже вызывает раздражение. Софья опасается, что Чацкий будет высмеивать ее жениха Молчалина. Фамусов опасается, что Чацкий нагрубит кому-то из высоких гостей, так как не умеет подлизываться, заискивать. В итоге с подачи Софьи по дому расползается слух о том, что Чацкий сошел с ума. Гости охотно передают друг другу весть о сумасшествии Чацкого, приписывая все новые подробности. В итоге они его боятся. До последнего момента Чацкий не мог понять, в чем причина отчужденности, почему гости стараются избегать общения с ним. В конце он узнает о нелепом слухе, о том, что этот слух придумала и распространила его невеста. Неизвестно, как сложилась дальше жизнь Чацкого, но в Москве он стал чужим, его опозорили на весь свет. Для него больше нет спокойной жизни в Москве, поэтому он спешит покинуть столицу.

Таким образом, на примере Чацкого Грибоедов показал то, как тяжела жизнь умного, честного, искреннего в чувствах человека в фамусовской Москве. Такой человек переживает в обществе старого образца лишь горе от ума и сердца.

Комедия А.С.Грибоедова является одним из самых загадочных произведений, хотя была написана в 20-х годах 19 века. Сюжетную канву произведения составляют две тесто переплетенные линии- крушение надежд главного героя Чацкого, как в личной жизни, так и в общественной. Сначала эти линии развиваются как будто отдельно, но потом становится ясно, что они тесно взаимосвязаны. Так же как и в реальной жизни, в комедии «Горе от ума» личное и общественное слиты вместе. Чацкий воспитывается вместе с Софьей с детства. Его любовь к ней несомненна: после трехлетнего путешествия за границей, Чацкий мчится к Софье, даже не заехав к себе домой. Их связывают не только общие чувства, но и родство душ. Софья – умная девушка, она, также как и Чацкий, страстная натура. Но за время отсутствия главного героя многое изменилось. Чацкого встречает весьма прохладный прием и со стороны хозяина, и со стороны возлюбленной. Что же произошло с Софьей7 За годы отсутствия Чацкого она нашла ему неравноценную замену – услужливого секретаря Фамусова Молчалина.

Выбор Софьи, вероятно, был обусловлен особенностями ее образования. Свои жизненные правила и убеждения она черпает их французских любовных романов, как и большинство девушек того времени и класса. По этой причине возлюбленным Софьи становится Молчалин, он удобен в качестве «мужа-мальчика, мужа-слуги». И вот у Чацкого и Софьи после разлуки состоялось свидание. Чацкий открыт в своих чувствах, он далек от сарказма. Но Софья с ним холодна и равнодушна. Не зная о ее чувствах к Молчалину, Чацкий говорит о нем с насмешливо-беззлобной издевкой умного наблюдателя.

И получает от Софьи ответ с таким смыслом, что он не человек, а змея. Чацкий не понимает, почему Софья отдаляется от него. Ведь он видел в ней свою единомышленницу. Главный герой раскрывается перед читателем в действиях, имеющих одновременно и личный, и общественный смысл. Чацкий с трудом понимает, что «распалась связь времен», прошло то время, когда он с Софьей находил общий язык и взаимопонимание.

Ум Чацкого за три года возмужал, стал более зрелым, но Софью он любит еще сильнее, чем прежде, и этим причиняет и ей, и себе большие страдания. В финале комедии борьба Чацкого за сердце любимой становится моментом его разрыва с окружающим враждебным обществом Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных. Чацкий глубоко обманулся не только в чувствах Софьи к нему, но и в ней как личности. Страшно то, что Софья не только не любит, но и оказывается в толпе тех, кто клянет и гонит Чацкого, кого он называет «мучителями». Получается, что горе героя и от того, и от другого: любовь не смогла затмить, заглушить в Чацком биение сердца гражданина, мечтающего о свободе и благе Отечества.

Судьба страдания его народа – основной источник гражданского пафоса Чацкого. Этому пониманию жизни, долго, счастья пытался научить читателя А.С.Грибоедов в произведении «Горе от ума».

Тема любви в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

В классической комедии главный конфликт всегда завязывается в сфере личных отношений, любви. Грибоедов, казалось бы, выдвигает на первый план более «серьезные» проблемы: столкновение «старого и нового», фамусовской Москвы и нового человека, Чацкого. Но социально-политический конфликт тесно переплетен с любовными коллизиями. И. А. Гончаров писал: «Всякий шаг Чацкого, почти всякое его слово в пьесе тесно связано с игрой чувства его к Софье». Ревность и безответная любовь к Софье, глубокое чувство послужили поводом к раздражению, к тому «мильону терзаний», под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль.

Чацкий приезжает в Москву после долгого отсутствия, радуется встрече с предметом своей давней любви - Софьей, но встречает с ее стороны непонятную холодность. Софья влюблена в Молчалина и не считает себя обязанной продолжать отношения с Чацким, испытывает к нему только дружеские чувства. Чацкий догадывается, что у него появился счастливый соперник, но в начале он еще не может понять, кто он. Вначале он подозревает «завидного жениха» Скалозуба, и потому переносит свою неприязнь на все общество, где полковник пользуется уважением. По поводу всех вновь прибывших он отпускает колкости, и это в конце концов начинает раздражать Софью, тем более что бывший ухажер задевает не только гостей, но и ее возлюбленного. Наученная светской жизнью отплачивать за такие насмешки, она в случайном разговоре с господином Н пускает слух о сумасшествии Чацкого: «Он не в своем уме». И общество, всегда с жадностью ловящее подобного рода новости, с готовностью распространяет известие о сумасшествии Чацкого. Слухи растут, как снежный ком, а Чацкий, сам того не зная, подтверждает этот слух всеми своими поступками, и особенно жарким монологом «Французик из Бордо», который произносит, не замечая, как гости с опаской покидают залу.

Развязка конфликта наступает в четвертом действии. Чацкий узнает, что избранник Софьи - Молчалин. «Муж-мальчик, муж-слуга» - это, несмотря на различие в социальном статусе, допустимо для высшего московского света, но Чацкий уже не может уважать женщину, которая выбрала себе такой предмет обожания. Чацкий предпочитает бежать, он увидел всю низость «светской черни», он потерял уважение к возлюбленной, ему незачем оставаться.

В классической комедии герои-любовники, преодолев все препятствия на пути, воссоединяются. Грибоедов подменяет счастливый конец другим, увы, более реалистичным. Только Чацкий хранит верность романтическим идеалам любви. Прочие сделали из нее своеобразную разменную монету. Софья, совсем еще молоденькая девушка, казалось бы, влюблена в Молчалина искренне, но такая любовь ей выгодна: она может повелевать будущим мужем, так как он ей всем обязан. Молчалин низок: он не любит Софью, но согласен изображать любовь и подчиняться ей, так как это сулит ему верную выгоду. Вместе с тем он грубовато ухаживает за горничной Лизой, которая нравится ему больше Софьи, но и по отношению к ней он поступает дурно. Лиза для него забава, он не желает принимать на себя какие бы то ни было обязательства по отношению к ней. В финале все любовные махинации Молчалина открываются, но вряд ли это станет настоящим «посрамлением зла», как то бывает в классических комедиях. «Помирятся», - предвидя будущее, думает Чацкий. Действительно, зачем прерывать отношения, если они всем выгодны?

Любовный конфликт дублирует основную тему комедии. Нет ничего подлинного, искреннего в фамусовском обществе, где все решают деньги и социальное положение. Прислуживаться в карьере, прислуживаться в любви - это не для Чацкого. Он предпочтет покинуть мирок, где «блаженствуют молчалины». Он отказывается от какой бы то ни было борьбы не только потому, что одинок, но еще и потому, что он уже навсегда потерял Софью, а в любви доказательства своей правоты не имеют силы. Иного выхода, нежели бегство, у Чацкого не осталось. Пожалуй, «Горе от ума» - самая печальная комедия из всех, кто когда-либо были написаны.

От классицизма к реализму

В то время, когда Александр Грибоедов писал комедию «Горе от ума», еще было ощутимо влияние классицизма в литературе. Писатель формально соблюдает каноны этого направления, однако уже смело открывает для своего читателя новое направление – реализм. Тема любви тесно связана с социально-политической темой. В классицистической комедии любовный конфликт в конце разрешался победой влюбленных, разоблачением и наказанием виновных героев. Финал комедии Грибоедова абсолютно другой: главные герои терпят поражение в любви, главный герой высмеял морально падшее общество, но так и не изменил его порядков. И это не простая череда неудач, автор выстраивает логическую цепь размышлений и событий, которые приводят к разочарованию. Комедия Грибоедова приближена к настоящей жизни, поэтому и реалистична.

Любовный конфликт

В пьесе «Горе от ума» драматург затронул актуальную проблему своего времени – борьбу старых нравов с новыми прогрессивными идеями. Представителями первой стороны является фамусовское общество, а второй – главный герой Чацкий. Несмотря на то, что главная идея заключается в рассмотрении этой проблемы, нужно учесть, что к ней привела другая проблема – любовный конфликт. Поэтому тема любви важна в комедии. Тем более, что перед нами не простой классический треугольник. Начало любовного конфликта – приезд главного героя Александра Чацкого в Москву. После трех лет странствования по свету он решил вернуться в дом Фамусовых, где прошло его детство. Его цель – жениться на идеальной, по его мнению, девушке Софье, дочери Павла Фамусова. Однако героиня встречает его холодно. Чацкий подозревает, что у него есть соперник – и оказывается прав. Софья полюбила (или внушила себе?) любовь к бедному и тихому Молчалину, в котором она видела героя любимых французских романов. Однако Молчалин принимает любовь девушки из корыстных побуждений, а сам втайне ухаживает за служанкой Лизонькой.

Причина, почему герои не находят счастья в любви

Александр Чацкий и Софья Фамусова — центральные образы в развитие любовной линии сюжета. По законам классицистической комедии они должны полюбить друг друга, преодолев все преграды. Почему же автор показывает нам другой финал? На первый взгляд, они кажутся идеальной парой: оба умны, обаятельны, красноречивы, талантливы и решительны. К тому же, Чацкий испытывает чувства к Софье. Но можно ли их назвать настоящей любовью? Герой на целых три года уезжает за границу, и ни разу не пишет письма возлюбленной. Он себе это объясняет тем, что хотел в странствиях измениться к лучшему, стать еще более умным, — и только тогда появиться перед Софьей, которая достаточно умна, чтобы выбрать его. Вот такой умный план построил в размышления Чацкий, но только в жизни его трудно реализовать, ведь в любви важен не столько ум, сколько умение чувствовать.

Пока герой проводил три года в поисках себя, время не стояло на месте и для героини. Она познавала любовь, читая французские романы – и подыскала себе мужчину, похожего на героя из книг, – Молчалина. Девушка наслаждалась любовной игрой, ей нравилось представлять себя смелой героиней романа. Однако ее возлюбленный оказался корыстным человеком. Когда Софья раскрыла обман Молчалина, то повела себя разумно: отвергла лжеца без слез и колебаний, но так же признала, что сама виновата в заблуждении в нем.

Такое поведение вызывает уважение, но говорит ли оно о наличии у героини настоящих чувств к Молчалину? Она «назначила» его себе в любимые, следуя разумному плану – найти себе тихого и покорного мужа, и также она разумно его отвергла.

Как видим, оба героя принимают решения не сердцем, а умом, отчего у них выходит горе от ума. Ведь они оба не находят любви в финале произведения.