Сочинение на тему "герой нашего времени - кто он?". Сочинения герой нашего времени Отношение Максима Максимыча к Печорину

Александр Холодов — 28.06.2011

Сочинение на тему "герой нашего времени - кто он?"
27 июня, 23:44
Current Location:home
Настроение: peaceful
Музыка:RATM

«Герой нашего времени – кто он?»

Слово «герой» можно понять по-разному. С одной стороны, это – участник какого-то события, с другой – это особый индивид, который выделяется из толпы благодаря незаурядным качествам личности.

Все помнят роман Лермонтова «Герой нашего времени». Лермонтов говорил, что «Печорин – есть название произведения», каков бы он ни был. Ни для кого не секрет, что Печорин – далеко не идеал, он хуже обычного эгоиста, потому что он осознаёт это, но не может ничего сделать. Следовательно, героем нашего времени может быть любой человек, несмотря на то, какая у него профессия, образование, чем он интересуется, какой он национальности – это просто не важно. Все мы герои, если смотреть на ситуацию с точки зрения Лермонтова.

Однако, чтобы создать образ такого человека, нужно из общей массы выделить наиболее характерные признаки современной личности, черты характера, поведения, а затем соединить их в одну совокупность. Словом, наша задача – нарисовать типичного человека, живущего в современности и занимающегося самыми характерными для нашего времени делами.

Какой он? Трудно ответить на данный вопрос, потому что все люди разные, поэтому лучше каждый случай рассматривать отдельно. Я попытаюсь нарисовать плохой и хороший образ, а затем – серединку.

Итак, плохой герой нашего времени. Это человек безнравственный, эгоистичный, который живёт по принципам «бери от жизни всё», «в этой жизни надо попробовать всё» и т.п. Он не интересуется ничем, заходящим за границу его биологических потребностей и потребностей в наслаждении, обычно не читает, курит и пьёт. Но он даже может быть образованным, умным, только свой ум использовать в корыстных целях, для собственной только выгоды. Вкратце можно сказать, что это - субъект, способствующий деградации общества.

Кто же этот настоящий герой времени, что приносит прогресс, который стремится к высшим идеалам? Среди людей своего возраста я таких почти не встречал вероятно потому, что я мало видел свет. Этот человек имеет конкретные интересы, чёткие взгляды, своё мнение, которое обосновано и, чаще всего, справедливо. Он не допускает игнорирование культуры, происходящего в мире и в жизни общества. Его сознание всегда в курсе самых актуальных проблем света, а главное – у него есть способность рассуждать аналитически, подкрепляя свои доводы аргументами и фактами. Истинный герой нашего времени должен не только рассуждать, но и что-то делать, ставить цель идти к ней, ибо без цели это никто, просто живой организм, ничего не делающий. Ещё касаемо качеств – порядочность, честность, пренебрежение общественным мнением ради достижения благих целей, широкий кругозор, начитанность, хорошая спортивная подготовка. Многим покажется, что я просто описал то, каким я вижу идеального героя нашего времени. Да, это лишь идеал, такие качества реально иметь, но не всегда легко с ними жить. В реальности всё гораздо сложнее.

А кого же нам расположить посередине? Этот индивид обладает нравственностью, но часто пренебрегает ею, скептически к ней относится. Несомненно, у «середнячка» есть своё мнение, но он не очень любит его высказывать, только если оно прямо касается его интересов. Скорее всего, середнячок читает литературу фантастическую, предпочитая её русской классике или читает исключительно научные книги в процессе учёбы. На окончании колледжа или института его путь, развивающий разум, кончается – ум иссушается наукой, а нравственное развитие стоит на месте, либо моральные устои уже сформировываются окончательно. Этот герой не будет делать что-то, если про него могут плохо подумать, иногда его так заботит то, что думают о нём другие, что он начисто перестаёт верить в себя, хотя у него есть неплохие способности. Он так же не прочь поразвлекаться или заниматься «ничегонеделанием», да вряд ли есть такой человек, который этим не занимается. Порой, середнячок совершает плохие поступки, но на совести остаются рубцы, он мучается подобно Раскольникову в романе «Преступление и наказание» Ф. Достоевского.

Да что вы? Это не всегда!

Согласен…

Не всегда мучает его совесть, потому что всё относительно в этом мире, как известно. Понятное дело, нет такого конкретного образа, нет конкретного человека, ведь все индивидуальны, внутри каждого есть целый мир, не каждого представляется нам возможным изучить, потому что есть и замкнутые люди.

А теперь я опишу человека, которого некогда считал героем – он мой приятель. Не сказать, чтобы он был моральный урод, но и не скажешь, что он – совершенство. Я восхищаюсь тем, что ему удалось создать нового себя и привыкнуть к жизни в этом образе. Он – человек-загадка, не знаешь, чего от него ждать. Благодаря этому к нему поневоле пробуждается даже уважение, настоящее, которое держится не на страхе, а на восхищении. Да, он забавный, любит пошутить развратно, но, оглядываясь вокруг, понимаешь, что весь мир такой и невозможно быть белой вороной – приходится приспосабливаться к тем или иным условиям, а человек ко всему привыкает. И мой приятель ко всему привыкает, приспосабливается.

Да он простой приспособленец!

Уверяю вас, нет!

Не материальное приспособление, не желание получить выгоду, а желание быть душой кампании, веселить всех, подобрать ко всем определённый ключ. У него невероятное свойство нравиться девушкам, он остроумен, из-за чего некоторые девушки говорят – «ой, он слишком умный, я бы с ним встречаться не стала». Разумеется, мой приятель начитанный, просвещённый и без ума от спорта.

И без слабостей?

О, нет же!

Например, иногда его собственные амбиции заводят его же в тупик, это заставляет моего приятеля принять мир таким, какой он есть, ведь что не случится – всё к лучшему, как говорил М. Булгаков.

Таким образом, герой нашего времени – это всякий человек, живущий в наше время, кем бы он ни был и каким – всё равно он герой. В своём сочинении я описал три типа людей, которых расклассифицировал по определённым признакам, эти люди – максимально общие типы таких личностей, которые встречаются в нашем обществе. И наконец, я описал человека, которым когда-то восхищался, некоторые замечательные качества которого ставил в идеал, но этот человек – уже отдельная история, он реальный, он существует, как один из героев нашего времени. Идеалов же не существует. Все, кого я описал, по моему мнению, - герои нашего времени. Могут найтись те, кто против. Мой ответ – не знаю.

Сохранено

Борова Д, Шарашенидзе М.

Данная работа представляет собой попытку переосмыслить произведение классика применительно к современной жизни, ответить на вопрос: "Есть ли герои нашего времени в современной России? Какие черты им присущи?".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Как басня, так и жизнь

Ценится не за длину,

Но за содержание.

Сенека.

У каждого времени свои герои. О них рассказывали писатели, поэты, художники.

Так в произведении Лермонтова « Герой нашего времени», по традиционному мнению, Печорин выступает как герой своего времени. Но автор подчёркивает, что в этом образе дан портрет не одного человека, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения начала 19 века. В романе показан молодой человек, страдающий от своей неприкаянности, в отчаянии задающий себе мучительный вопрос: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Он не питает ни малейшей склонности к тому, чтобы идти проторенной дорогой светских молодых людей. Печорин - офицер. Он служит, но не выслуживается. Мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей: он умён, образован, талантлив, храбр, энергичен. Нас отталкивает равнодушие его к людям, неспособность к настоящей любви и дружбе, индивидуализм и эгоизм. Он глубоко несимпатичен нам « жалкостью действий», пустой растратой своих сил, теми поступками, которыми он приносит страдания другим людям.

Сложность и противоречивость характера Печорина можно считать следствием общественно – политических условий 30 годов 19 века, времени мрачной реакции, глубоких потрясений и разочарований.

Человек - по самой своей природе существо общественное, он не способен для самоизоляции, для замкнутого существования в себе самом. Радости и страдания других становятся действительной пищей его жизни лишь тогда, когда отношения его с людьми строятся на основе добра, благородства стремлений, справедливости.

В образе Печорина Лермонтов показал всю тщетность попыток жить в обществе и быть свободным от него.

Читая роман Лермонтова, невольно проводишь параллель с веком двадцать первым и понимаешь, что у нас много общего. Наше время - время больших экономически, политических перемен. Время ускорения объективного развития, которое повышает в цене качества образованности, деловитости. И столь же резко повышает в цене и качества нравственные, неразрывно связанные с социальной сферой жизни, - совесть, честность, человечность. Сложное время…

Но в России были, есть и будет множество героев в самых разных сферах жизни. Герои бывают известными и неизвестными. У каждого человека они свои. Для кого– то им может быть, например, участник боевых действий в Чечне - генерал Романов, актёр Меньшов, фигурист Плющенко, певец Дима Белан, известный политик, учёный, врач, учитель, бизнесмен.

Думается, что сейчас Героем становится человек энергичный, целеустремлённый, хорошо понимающий, что необходимо работать с удовольствием, а где и кем он работает - не важно. Это не обязательно самая высшая должность.

Вот, к примеру, один наш знакомый, которому нет ещё и тридцати. Окончил университет, работал в разных фирмах. Самостоятельно изучил два иностранных языка. Сейчас - коммерческий директор крупной фирмы. Его предприятие процветает. И это - результат его трудолюбия, профессионализма.

Для современного Героя важно иметь хороший дом. Как правило, у него работающая жена и обязательно есть дети. Он понимает, что работает уже не только для себя, но и для своих детей. Он стремится дать своим детям хорошее образование. Для него очень важна семья, так как без семьи человек просто теряет перспективу.

Восхищает в таких людях умение работать так, чтобы получать удовлетворение от своего труда, умение организовать себя так, чтобы найти время на работу и отдых, причём отдых еженедельный с семьёй, детьми, друзьями.

Ему важно, что он не один. Когда человек сам за себя, он ущербен, а когда он может опереться на плечо друга, когда есть на кого надеяться, кому помочь, жизнь становится в радость. Чтобы наша страна стала стабильной, необходимы такие люди.

И таких людей в нашей стране много. Они понимают: чтобы жить успешно и счастливо, необходимо быть интернационалистом. Поэтому из числа Героев вытесняются те люди, которые склонны к ксенофобии.

И друзья у них такие же, как они: честные и порядочные. Именно они являются стержнем, основой нашего общества.

Хочется рассказать о человеке, живущем в нашем родном селе Кутузовка. Это Каргина Ольга Петровна. Успешно окончила МОУ « Кутузовская СОШ» и Омский областной колледж культуры и искусства, сейчас - студентка Омского университета им. Ф. М. Достоевского.

Ольга Петровна уже 8 лет является художественным руководителем Кутузовского сельского Дома культуры. Это человек высокой нравственности, честности и принципиальности. Для своих воспитанников Ольга является примером огромного трудолюбия и преданности своему делу. Хороший организатор, она сплотила вокруг себя ребят, влюблённых в танец. Хореографические коллективы, которыми руководит этот талантливый человек, являются лауреатами, дипломантами не только областных, но и международных конкурсов. Её жизнь – труд, поиск, стремление превзойти себя вчерашнюю. Она и сегодня полна творческих планов и замыслов.

Односельчане же знают Ольгу Петровну как требовательного руководителя и как отзывчивого человека, всегда готового прийти на помощь.

Ольга - человек активной жизненной позиции, инициатор многих интересных дел в селе, заместитель председателя Молодёжной палаты Шербакульского района Омской области.

Глядя на эту хрупкую девушку, невольно думаешь: вот образ Героя нашего времени. Она самостоятельна, деятельна, активна. Имеет нравственные принципы и хорошее образование. И пусть Ольга ещё молода, но сделано в её жизни уже достаточно, чтобы заслужить уважение и любовь людей, среди которых она выросла и живёт. Ведь лишь в работе на благо людей, общества человек с наибольшей полнотой раскрывается как личность, находит смысл своего существования, духовно обогащая себя.

Время Печорина давно прошло. Сегодняшний Герой, обладая нравственными качествами, образованностью, деловитостью, трудолюбием живёт не только для себя, своей семьи, но и для людей, общества, своей страны.

Министерство образования РФ

МОУ « Кутузовская СОШ».

Сочинение «Герой нашего времени»

Выполнили: Борова Д. и Шарашенидзе М.

Ученицы 10 класса.

Руководитель: Вейкум Г. В.

Учитель русского языка и литературы.

С.Кутузовка.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11»

Изобильненского муниципального района

Ставропольского края

Сочинение

«Герой нашего времени»

Учитель русского языка и

литературы

Спецова М.Г.

2017 год.

Герой нашего времени - кто он такой? Этот вопрос заставил меня задуматься. Наверное, это мой современник, даже, может быть, сверстник, который отличается от меня и многих других каким-то исключительным поступком, решением, поведением.

Что движет этими людьми, которые совершают, может быть, самый важный в своей жизни поступок? Желание прославиться или что-то другое? На мой взгляд, исключительные люди, герои нашего времени, не думают о подвиге, о славе. Они просто живут и работают согласно совести, морали, нравственным принципам. Человеком может называться только тот, для кого честь и совесть - не пустые слова, кто живет согласно жизненной морали, не поступаясь своими взглядами и не ломая душу; постоянно совершенствует свои внутренние качества, принося их на службу людям. Такой человек подобен горьковскому Данко, который пламенем своего сердца осветил другим путь к светлой и прекрасной жизни. Именно такими людьми держится и движется мир.

В каждой стране есть свои герои - люди, совершившие немало добрых поступков или ежедневно спасающие жизнь людей. Но, наверно, не все понимают, насколько велик героизм военных журналистов. Каждый день - новая опасность, даже в мирное время. А что же говорить о журналистах, ведущих репортажи в «горячих точках», таких как Сирия, Ирак, Афганистан и Палестина? Журналист - это, прежде всего человек неравнодушный, способный чувствовать чужую боль. Эти качества имеют особенное значение при работе в "горячих точках", когда от журналиста требуется умение анализировать обстановку происходящего, грамотный психологический подход, объективная оценка фактов. Их жизнь сопряжена с постоянным риском. Каждый день они сталкиваются со смертью лицом к лицу. Основной долг журналиста, работающего в «горячих точках» - осветить событие, предоставить информацию о военных конфликтах всему миру и сохранить себе жизнь.
Часто эти люди в своей профессии сталкиваются со многими факторами, которые требуют незамедлительного решения. Вся дальнейшая судьба редакции или самого журналиста может зависеть от одной секунды. На протяжении многих лет военные журналисты вырабатывают умения моментально принимать нужные решения во время боевых операций. Как мне кажется, патриотизм журналиста проявляется в умении показать истинное лицо войны, рассказать о реальной ситуации в мире, открыть правду простому человеку. Но в стремлении показать истину, многие делают неверный выбор, который не всегда оправдан. Например, история фотографии «Голод в Судане».
Известный фотокорреспондент и журналист 90-х годов Кевин Картер прославился на весь мир этой работой. Но была ли попытка донести весь ужас происходящего гуманной? На фото изображена маленькая голодающая девочка, рядом с которой кружат стервятники, в ожидании скорой добычи. Правильным решением было бы отогнать птиц, но журналист решил «поймать» удачный момент. В тот миг он перестал быть человеком, и весь патриотизм человеческой личности был утерян. Порой одна миллисекунда жизни может перевернуть весь мир, заставить пересмотреть принципы и взгляды, дать толчок вперед или откинуть назад в прошлое. Именно в эту миллисекунду можно совершить необдуманный поступок или отработать по намеченному плану, решить сложную задачу или даже ответить честно перед самим собой на вопрос: что важнее?

Напротив, не остался в стороне журналист военного времени Владимир Иванов. Во время сражения за город Белгород, он героически вступил в ряды бойцов. Он смело заменил павшего комбата и самостоятельно повел батальон на штурм врага. Получив смертельные ранения в грудь, Владимир скончался на поле боя. Но эта смерть не была напрасной - он спас нескольких солдат от гибели, защитил Родину, отстоял честь и достоинство перед лицом фашистско-германских войск. Этого человека, несомненно, можно назвать патриотом страны и души. Как мне кажется, мы все должны равняться на подобный пример человеческой силы духа и отваги.

Встав перед выбором: отличный кадр, который сможет послужить карьере, или человеческая жизнь, каждый журналист самостоятельно выбирает свой путь. Но несмотря ни на какие ситуации или трудности, нужно помнить, что, прежде всего, ты - человек. Нужно помнить о любви к своей родине, своему краю, помнить о ценности человеческой жизни. Тот, кто любит свой народ, будет вместе с ним и в минуты радости, и в минуты горя. И кем бы ты ни был по профессии, ты будешь делать все, чтобы помочь своим братьям и сестрам стать духовно чище и богаче, поддержишь их словом и делом, будешь честен с ними.

Все мы писали в детстве школьное сочинение «Герой нашего времени» по роману Михаила Юрьевича Лермонтова, но большинство учащихся не очень задумывались над мотивами писателя и предысторией произведения. Рассуждая объективно, не каждый школьник способен понять сложные психологические переживания взрослых людей. Поэтому к классическому произведению, с одной стороны - простому, а с другой - глубокому, необходимо возвращаться в зрелые годы и заново переосмысливать, находить общее или противоположное с собой, миром, Вселенной...

Рождение жанра

Произведение «Герой нашего времени» было первым прозаическим романом, написанным в стиле социально-психологического реализма. Нравственно-философское произведение содержало помимо истории главного героя также яркое и гармоничное описание жизни России 30-х годов XIX века. Это было своего рода экспериментальное новшество в плане жанра со стороны автора, так как в то время такого жанра как «роман» не существовало. Лермонтов позже признавался, что писал роман «Герой нашего времени», опираясь на пушкинский опыт и литературные традиции Западной Европы. Особенно это влияние заметно в чертах романтизма данного романа.

Предпосылки написания

В 1832 году М. Лермонтов написал стихотворение «Я жить хочу! Хочу печали...» Откуда у молодого человека такое отчаяние вместе со зрелостью мысли, точностью видения и таким неудержимым желанием бури? Может быть, именно это жизнеутверждающее отчаяние привлекает к себе внимание многих поколений читателей и делает поэзию Лермонтова актуальной и сегодня? Мысли о желании бури возникают и в стихотворении «Парус», написанном в том же году: «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой!» Его современник, почти ровесник, говорил о своем поколении как об «отравленном с младенчества».

Чтобы понять эти слова, следует вспомнить, в какую эпоху пришлось жить Лермонтову, и время, которое отразилось позже в романе «Герой нашего времени». Сочинение по роману правильнее начинать с анализа более ранних стихов поэта, так как именно в них видны предпосылки, побудившие автора на создание уникального произведения.

Молодость М. Лермонтова пришлась на время, которое было достаточно печальным для истории России. 14 декабря 1825 года на в Петербурге произошло которое закончилось поражением. Организаторов восстания повесили, участников отправили в двадцатипятилетнюю ссылку в Сибирь. Ровесники Лермонтова, в отличие от сверстников Пушкина, росли в атмосфере притеснений. Это должны учитывать современные школьники, готовя на эту тему сочинение.

«Герой нашего времени»

Лермонтов наделил героя «невеселой сущностью бытия» своей эпохи. В то время полководцы исполняли роль подавителей народа, судьи были нужны для вершения несправедливого суда, поэты - для прославления царя. Нарастала атмосфера страха, подозрения, безнадежности. В юности поэта не было света и веры. Он вырос в духовной пустыне и все время пытался вырваться из нее.

В стихотворении «Монолог» есть строка: «Средь бурь пустых томится юность наша...» Трудно поверить, что автору поэтического произведения исполнилось всего 15 лет! Но это не был обычный юношеский пессимизм. Лермонтов еще не мог объяснить, но уже начинал понимать, что человек, который не имеет возможности действовать, не может быть счастливым. Через десять лет после «Монолога» он напишет роман «Герой нашего времени». Сочинение на эту тему обязательно должно содержать рассуждение о времени текущем и о месте человека внутри него. Именно в «Герое нашего времени» автор объяснит психологию своего поколения и отразит ту безысходность, на которую обречены его ровесники.

История написания

При написании сочинения будет разумным указать, что роман Лермонтов начал писать в 1838 году под воздействием кавказских впечатлений. Сначала это был даже не роман, а отдельные повести, объединенные главным героем. В 1839 году журнал «Отечественные записки» сообщил, что М. Лермонтов готовит к печати собрание своих повестей. Каждая из этих повестей опиралась на определенную литературную традицию: «Бэла» была написана в стиле очерка путешественника, «Княжна Мэри» - по традициям светской повести, «Тамань» - в духе лирической новеллы, «Фаталист» - в манере «повести о таинственном случае», которая была популярной в 1830-х годах. Позже из этих повестей родится полноценный роман «Герой нашего времени».

Сочинение-рассуждение кратко можно дополнить событиями, описанными в романе «Княгиня Лиговская» (1836). Это произведение хронологически и сюжетно предшествовало «Герою». Там впервые и появился Печорин, гвардейский офицер, который был влюблен в княгиню Веру Лиговскую. Отдельная же глава «Тамань» была написана в 1837 году, явившись как бы продолжением «Княгини Лиговской». Все эти произведения связаны между собой и имеют единую социально-философскую линию, единую концепцию и жанровую направленность.

Редакционные правки

В новой редакции была изменена композиция романа «Герой нашего времени». Сочинение рекомендовали дополнить хронологией написания: повесть «Бела» стала начальной главой романа, за ней шли «Максим Максимыч» и «Княжна Мери». Позднее первые две повести были объединены заголовком «Из записок офицера» и стали ведущей частью романа, а второй частью стала «Княжна Мери». В ней задумано было изложить щемящую «исповедь» главного героя. В течение августа-сентября 1839 М. Лермонтов решил полностью переписать все главы за исключением главы «Бэла», которая на то время была уже опубликованной. Именно на этой стадии работы в роман вошла глава «Фаталист».

В первой редакции роман имел такое название «Один из героев начала века». Состоял он из четырех частей - четырех отдельный повестей, хотя по смыслу роман делился самим автором только на две части. Начальная часть - записки офицера-рассказчика, вторая - записки героя. Введение главы «Фаталист» углубило философскую струю произведения. Разбивая роман на части, Лермонтов не ставил задачу сохранить хронологию событий, целью было максимально раскрыть душу главного героя и душу народа той неспокойной эпохи.

К концу 1839 г. М. Лермонтов создает окончательную редакцию романа, включив в нее главу «Тамань» и изменив композицию произведения. Роман начинался главой «Бэла», далее шла «Максим Максимыч». Записки главного героя, Печорина, теперь начинались главой «Тамань», а заканчивались «Фаталистом». В этой же редакции появился и известный «Журнал Печорина». Итак, роман складывается из пяти глав и появляется новое название: роман «Герой нашего времени».

Что общего между Печориным и Онегиным

Фамилия главного героя романа связывала его с пушкинским Евгением Онегиным. Фамилия Печорин происходит от названия великой русской находящейся недалеко от Онеги (отсюда, как уже отмечалось, и фамилия Онегин). И эта взаимосвязь вовсе не случайна.

Вслед за А. Пушкиным М. Лермонтов обращается к изображению своего современника и анализирует его судьбу в условиях своего времени. Лермонтов еще глубже проникает в тайны души главного героя, усиливая психологизм произведения и насыщая его глубокими философскими размышлениями о морали общества.

Жанровая принадлежность

«Герой нашего времени» - сочинение-рассуждение, первый морально-психологический прозаический роман в русской литературе. Это разновидность реалистического романа, в котором основное внимание сосредоточено на решении поставленных писателем нравственных проблем, требующих глубокого психологического анализа.

В романе автор решает актуальные для своего времени морально-этические проблемы: добро и зло, любовь и дружба, смерть и религия, назначение человека и свобода воли. Психологизм произведения заключается в том, что Лермонтов сосредоточивает внимание на личности героя, его душевных переживаниях. Перед читателем предстает «обнаженная» душа Печорина. Роман «Герой нашего времени» - это история его души.

Характеристика произведения

Автор несколько раз менял композицию, чтобы полнее раскрыть главную проблему - душевные искания главного героя. В этом весь Лермонтов. «Герой нашего времени», тема которого видится в описании жизненных ситуаций и поворотов в судьбе главного героя, напрочь лишен всякой хронологии. Возникает вопрос: почему автор не придерживается хронологии в расположении глав? Хронологическая непоследовательность объясняется несколькими причинами.

  • Во-первых, в романе есть элементы различных жанров: заметок, дневника, светской повести, очерка и тому подобное.
  • Во-вторых, автор стремился заинтересовать читателя, осуществить «путешествие» в психологию героя, погрузить читателя в глубины внутреннего мира персонажа.

Благодаря сложной и «непоследовательной» структуре произведения в романе несколько рассказчиков, в каждой главе - свой. Так, в главе «Бэла» о ходе событий читатель узнает из рассказа Максима Максимовича (Максимыча), в «Максиме Максимыче» рассказ ведет офицер, главы «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» представлены в форме журнала и дневника главного героя. То есть рассказчиком является сам Печорин. Формы журнала и дневника позволяют дать автору не только анализ души героя, но и глубокий самоанализ личности.

Печорин и Белла: безразличие и любовь

По характеру Печорин был авантюристом. Как еще объяснить ситуацию, когда Азамат, сын одного из местных князей, похитил сестру Бэлу и привез Печорину, а в ответ Печорин крадет для Азамата лошадь у Казбича? Герой не уставал дарить своей женщине дорогие подарки, чем в конечном итоге завоевал ее расположение. Девушка привлекала его своей гордостью и непокорностью.

Если говорить о силе чувств, ответной либо то симпатии Лермонтова на стороне Бэлы - она действительно полюбила Печорина по-настоящему. А вот главный герой словно плыл по течению, он и сам не мог определить, испытывает ли к девушке настоящие чувства, или это страсть клокочет в его душе и теле. В этом и трагедия главного героя - он оказался неспособен глубоко сопереживать. В любовной связке Печорин-Бэла заложены темы сочинений. «Герой нашего времени» содержит немало моментов, раскрывающих способность главного героя к сильным чувствам. Печорин осознает, что является причиной несчастий других, но пока не понимает, в чем же дело. В результате все его переживания сводятся к скуке, душевной опустошенности и разочарованию.

Впрочем, говорить о полной бессердечности не приходится. Когда Бэла умирает ужасной смертью, это вызывает сочувствие к ней не только у Максима Максимыча и читателей. В последние минуты жизни Бэлы Печорин стал «бледный как полотно». А потом «долго был нездоров, похудел, бедняжка... » Он чувствовал свой грех перед ней, но пытался все свои чувства скрыть глубоко в душе. Возможно, поэтому он разразился «странным смехом», так напугавшим Максима Максимыча. Скорее всего, это был своеобразный нервный срыв. Так мог вести себя лишь настоящий «герой нашего времени». Сочинение черт его характера автору было близко - он жил рядом с такими людьми бок о бок каждый день. Читатель видит поступок Печорина глазами повествователя Максима Максимыча, но не понимает причин этих поступков.

Отношение Максима Максимыча к Печорину

«Он такой беленький, мундир на нем такой новенький, что я сразу догадался, что он на Кавказе у нас недавно» - таким увидел Печорина Максим Максимыч. Из описания чувствуется, что рассказчик симпатизирует Печорину. Об этом свидетельствуют слова с уменьшительно-ласковыми суффиксами, которые использует рассказчик, и фраза «Славный был парень...».

В романе «Герой нашего времени» сочинение о жизни Печорина могло быть написано отдельной многостраничной книгой - настолько неоднозначный, яркий и глубокий образ был заложен в нем автором. Печорин отличался от других своим поведением: реакцией на изменения температуры, внезапной бледностью, длительным молчанием и неожиданной разговорчивостью. Из-за этих «необычных» для старожилов признаков Максим Максимыч посчитал Печорина странным.

Максимыч понимал чувства, движимые более молодым Печориным, однако считал необходимым вернуть девушку отцу, хотя сам сильно привязался к Бэле, уважая ее за гордость и выдержку. Впрочем, ему же принадлежат слова: «Есть люди, с которыми непременно следует соглашаться». Максим Максимыч имел в виду Печорина, который был сильной личностью и мог подчинить своей воле всех.

Колорит природы

Лермонтов в российской прозе - один из первых авторов, для кого природа не голые декорации, а полноценный герой повествования. Известно, что автор был пленен красотами Кавказа, его суровостью и величием. Роман Лермонтова «Герой нашего времени» просто пронизан картинами природы - дикой, но прекрасной. Как отмечает ряд критиков, именно Лермонтов к уже используемому другими писателями понятию «очеловечивание природы» впервые добавил «оприроживание человека». Особые в описании природы позволили подчеркнуть дикие законы, по которым жили люди гор. Такой же точностью в описании и яркостью колорита Кавказа отличаются картины, написанные лично М. Ю. Лермонтовым.

Выводы

Итак, произведение «Герой нашего времени» - уже в самом названии первого романа заложена вся его суть. Печорин - олицетворение поколения. Нельзя утверждать, что все люди метались в душевных переживаниях, страдали от недопонимания, а их души очерствели. Главный герой олицетворял не столько сограждан, сколько эпоху - сложную, временами жестокую к людям, но одновременно сильную и волевую. Именно об этом необходимо помнить, готовя сочинение «Герой нашего времени». Лермонтов блестяще передал атмосферу общества в истории одного героя.

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов развил реали-стическую тенденцию, заложенную в русской литературе твор-чеством Пушкина, и дал образец реалистического психологиче-ского романа. Глубоко и всесторонне раскрыв внутренний мир своих героев, писатель рассказал «историю души человеческой». При этом характеры героев определены временем и условиями существования, многие поступки зависят от нравов определен-ной социальной среды («простой человек» Максим Максимыч, «честные контрабандисты», «дети гор», «водяное общество»). Лермонтов создал социально-психологический роман, в кото-ром судьба отдельного человека зависит как от общественных отношений, так и от самого человека.

Впервые в русской литературе герои подвергали себя, свои отношения с окружающими беспощадному анализу, свои по-ступки — самооценке. Лермонтов диалектически подходит к ха-рактерам героев, показывая психологическую сложность, неод-нозначность их, проникая в такие глубины внутреннего мира, которые были недоступны прежней литературе. «Во мне два че-ловека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыс-лит и судит его», — говорит Печорин. В своих героях Лермонтов стремится запечатлеть не статичное, а уловить динамику пере-ходных состояний, противоречивость и разнонаправленность мыслей, чувств и поступков. Человек предстает в романе во всей сложности его психологического облика. Больше всего это отно-сится, конечно, к изображению Печорина.

Для создания психологического портрета героя Лермонтов прибегает к перекрестной характеристике его другими персона-жами. С разных точек зрения рассказывается какое-либо одно событие, что позволяет полнее понять и четче изобразить пове-дение Печорина. Изображение героя построено на принципе постепенного «узнавания», когда герой дан то в восприятии Мак-сима Максимыча (через народное сознание), то «издателя» (близ-кая к авторской позиция), то через дневник самого Печорина (исповедь, самоанализ).

Глубокому постижению психологии героя служит и композиция романа. «Герой нашего времени» состоит из пяти повестей: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист». Это относительно самостоятельные произведения, объединенные образом Печорина. Лермонтов нарушает хронологическую по-следовательность событий. Хронологически повести должны были располагаться так: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч», предисловие к журналу Печорина. Смеще-ние событий обусловлено художественной логикой раскрытия характера. В начале романа Лермонтов показывает противоречивые поступки Печорина, труднообъяснимые для окружающих («Бэла», «Максим Максимыч»), затем дневник проясняет мотивы поступ-ков героя, углубляется его характеристика. Кроме того, повести группируются по принципу антитезы; рефлексирующему эгоисту Печорину («Бэла») противопоставлена цельность душевно добро-го Максима Максимыча («Максим Максимыч»); «честным кон-трабандистам» с их свободой чувств, поступков («Тамань») про-тивоположна условность «водяного общества» с его интригами, завистью («Княжна Мери»), В первых четырех повестях показано то воздействие, которое оказывает на формирование личности среда. В «Фаталисте» ставится проблема противодействия человека судь-бе, т.е. его способности противостоять или даже бороться с предо-пределенностью рока.

В «Герое нашего времени» Лермонтов образом Печорина про-должил тему «лишних людей», начатую Пушкиным. Печорин — типичный представитель дворянской молодежи 1830-х годов. Об этом Лермонтов пишет в предисловии ко 2-му изданию романа: «Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколе-ния, в полном их развитии».

Герой 1830-х годов — времени реакции после поражения де-кабристов — разочарованный в жизни человек, живущий без веры, без идеалов, без привязанностей. У него нет цели. Единст-венное, что он ценит, — это собственная свобода. «Я готов на все жертвы… но свободы своей не продам».

Печорин возвышается над своей средой силой характера, пониманием пороков и недостатков общества. Ему противны фальшь и лицемерие, духовная пустота среды, в которой он вынужден был вращаться и которая морально искалечила героя. Материал с сайта

Печорин от природы не лишен доброты, сочувствия; он смел и способен на самопожертвование. Его одаренная натура была рождена к активной деятельности. Но он плоть от плоти своего поколения, своего времени — в условиях деспотизма, в «глухие годы» его порывы не могли быть реализованы. Это опустошило его душу, сделало из романтика скептика и пессимиста. Он убе-жден только в том, что «жить скучно и гадко», а рождение — это несчастье. Его презрение и ненависть к высшему свету перерас-тают в презрение ко всему окружающему. Он превращается в холодного эгоиста, доставляющего даже милым и добрым лю-дям боль, страдания. Все, кто сталкивается с Печориным, ста-новятся несчастными: из пустой прихоти он вырвал из привыч-ной жизни Бэлу и погубил ее; ради того, чтобы удовлетворить свое любопытство, ради немного взбодрившего его приключе-ния он разорил гнездо контрабандистов; не задумываясь о трав-ме, которую наносит Максиму Максимычу, Печорин обрывает с ним дружбу; он принес страдания Мери, оскорбив ее чувства и достоинство, нарушил покой Веры — единственного челове-ка, сумевшего понять его. Он осознает, что «невольно разыгры-вал жалкую роль палача или предателя».

Печорин объясняет, почему он стал таким: «Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, … лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли». Он оказался жертвой и социальной среды, и собст-венной неспособности противостоять ее лицемерной морали. Но, в отличие от других, Печорин принципиально честен в само-оценках. Никто не может осудить его строже, чем он сам. Траге-дия героя в том, что он «не угадал этого назначенья, … увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; … утратил наве-ки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • герой нашего времени первый в русской литературе психологический роман и один из самых совершенных мировых образцов этого жанра
  • фальшь, лицемерие в русской литературе
  • герои нашего времени1 глава
  • герой нашего времени первый психологический роман в русской литературе психологический роман и один из самых совершенных мировых образцов этого жанра
  • «сверстники» печорина в русской литературе