Сочинение на тему Благородство против подлости (по роману Пушкина «Дубровский»)

Слайд 1

Благородство против подлости

(По роману А. С. Пушкина "Дубровский")

« Учитель» (главы 8-10)

Цели:

Обучающие : продолжать обучение самостоятельной работе с текстом, обобщению анализируемого материала, выявлению авторской оценки героев, выразительному чтению;

Развивающие : развивать читательские качества ученика: воображение, эмоциональную чуткость, эстетический вкус; логическое мышление, речь учащихся, умение работать в группе; способствовать развитию информационной культуры детей;

Воспитательные : продолжать воспитание у учащихся нравственной чистоты, творческого осознания жизни, интереса к классическим произведениям , воспитывать чувство неприязни к высокомерию, тщеславию, подлости.

Задачи :

1.Проанализировать образ учителя Дефоржа, работая самостоятельно и в группах;

2. Определить качества личности Дефоржа- Дубровского;

3. Определить, насколько актуален роман «Дубровский» сегодня.

Тип урока : объяснение нового материала

Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

Вступительное слово учителя: «Жизнь прожить не поле перейти» - гласит народная мудрость, предупреждая человека о трудностях. Уроки жизни приходится преодолевать каждому из нас. На долю героя романа выпадает нелегкая участь, Владимир Дубровский борется с несправедливыми порядками общества, произволом и деспотизмом помещиков.

Сегодня мы с вами продолжим разговор о романе «Дубровский» А.С. Пушкина и рассмотрим 8, 9, 10,частично 11 главы. Дома вы перечитали данные главы. Какой новый герой появляется в романе (учитель Дефорж)? Как вы озаглавили эти главы? (Учитель ) (слайд 2)

Записываем тему урока в тетрадь.

На уроке ставим следующие цели (слайд 3) : продолжать обучение самостоятельной работе с текстом, обобщению анализируемого материала, выразительному чтению; развивать читательские качества, логическое мышление, речь, умение работать в группе; воспитывать интерес к классическим произведениям, чувство неприязни к высокомерию, тщеславию, подлости.

и задачи (слайд 4) 1 .Проанализировать образ учителя Дефоржа, работая самостоятельно и в группах; 2. Определить качества личности Дефоржа- Дубровского; 3. Определить, насколько актуален роман «Дубровский» сегодня.

Роман «Дубровский» - одно из самых значительных прозаических произведений Александра Сергеевича Пушкина. В этом романе отразились многие явления русской жизни, волновавшие Пушкина и его современников: своеволие помещиков, бесправное положение крепостных крестьян, произвол царского суда, разбойничество.

2. Беседа-повторение прочитанного

Идея чести, защита прав человеческой личности лежали в основе взглядов А. С. Пушкина. В романе «Дубровский», главный герой – Владимир – представлен благородным защитником этой идеи, несколько слов о Дубровском подготовила….

(Подготовленный ученик о Владимире Дубровском ) (Слайд 5)

Вспомним, какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником?

(Чувства оскорбленного человеческого достоинства и семейной чести, месть за отца. Дубровским двигало желание возмездия за несправедливость и жестокость, с какой он был лишен всего: семьи, состояния, карьеры, родного дома).

Сохраняет ли он, став атаманом разбойничьей шайки, благородство поступков?

(Только богатым и именитым дворянам. Он своеобразный русский Робин Гуд, справедливый, бескорыстный и великодушный. Дубровский становится заступником обиженных, превращается в героя для людей всех сословий).

А как мы узнаем о благородстве поступков разбойника? (из рассказа Анны Савишны Глобовой)

(Пересказ эпизода подготовленным учеником «Рассказ Анны Савишны Глобовой о Дубровском)( Слайд6)

- Имение Троекурова не пострадало от набегов шайки Дубровского, почему?

(Владимир хотел отомстить Троекурову, ограбление всех остальных богатых помещиков было средством существования, а месть Троекурову - смысл жизни на тот момент).

Как же удается Дубровскому проникнуть в дом Троекурова? Чтение по ролям эпизода о том, как Дубровский стал «учителем», глава 11 (от слов «Послушайте-прервал молодой офицер, …до слов Прощайте.)

Итак, Дубровский стал учителем, как же он ведет себя в доме Троекурова? Об этом поговорим после физкультминутки. (Слайд 7)

Физкультминутка: (дети выполняют упражнения)

4. Изучение нового материала. (Слайд 8)

Скажите, а когда мы с вами узнаем, что Дефорж - Дубровский? (в конце 10 главы), а появляется этот герой на страницах романа в 8 главе, читая об учителе, мы еще не знаем наверняка, что он окажется Дубровским.

С какой целью, по-вашему, А. С. Пушкин нарушает временную последовательность событий? (заинтересовать читателя)

А в каких произведения А.С.Пушкина еще наблюдается нарушение последовательности сюжета? («Повести Белкина»)

Повествование в художественном произведении может строиться в хронологической последовательности или ее с нарушением. В данном отрывке последовательность событий нарушается.

Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов и эпизодов называется композицией . (Запишем определение в тетрадь).

- А давайте посмотрим, как вы себе представили учителя-француза . (Рассматриваем иллюстрации обучающихся, которые были сделаны ими дома.) Молодцы.

15 минут .

5. Работа в группах. (Слайд 10)

А сейчас поработаем в группах, для того, чтобы выяснить, как видят молодого учителя разные герои и как он сам проявляет себя в отношении с ними. (Раздать задания группам). Подготовьте ответы на вопросы.

2. Какие подробности о неправедном суде узнает Дубровский от А.П.Спицина?

3. Почему Дубровский не удержался от соблазна ограбить А.П. Спицина?

1. Как воспитывалась Маша, какие книги читала? (приведите примеры из текста)

4 группа: подберите определения, характеризующие героя, когда но находится в комнате с медведем; в отношении к А.П.Спицина; в отношении к Маше

5 группа : отвечает на вопрос «Актуален ли роман «Дубровский» сегодня?»

6. Выступления групп.

Выступление 1 группы (Слайд 11), четвертая группа дает определение Дефоржу в данной ситуации. Заполняется итоговая схема. (Слайд 12)

На обеде появляется еще один герой Антон Пафнутьич Спицин? (Слайд13)

Выступление 2 группы. Четвертая группа дает определение Дефоржу в отношении к А.П. Спицину. Заполняется итоговая схема.

Выступление 3 группы. (Слайд 14). Четвертая группа подбирает определения Дефоржу в отношении с Машей. Заполняется итоговая схема.

Обсудите вклад каждого члена группы в работу, поставьте оценки.

Обсуждение выводов. (Слайд 15)

Итоговая схема (примерная) :

Дефорж-Дубровский

смелый

отважный ненавидящий несправедливость заботливый

бесстрашный мстительный благородный

Итак, в доме Троекурова Дубровский проявляет себя как человек смелый, в отношении Спицина он проявляет себя человеком, ненавидящим несправедливость, а в отношении к Маше он проявляет нежность, доброту, любовь, заботу, благородство.

7. Итоги:

Обучающиеся зачитывают ответы на вопрос: « Актуален ли роман « Дубровский»? (конечно, роман актуален и сегодня, ведь понятие чести и бесчестья существуют и по сей день, трудно иногда удержаться от мести, если кто-то тебя обидел. Дубровский показывает нам пример благородства, чести и порядочности).

А если бы он отомстил Троекурову, что бы изменилось? (он бы уподобился Троекурову, принципы которого он ненавидит. Можно было бы сказать, что он тоже творит произвол, как и Троекуров).

8. (Слайд 15) Домашнее задание: запишите в тетради ответ на вопрос «Какие черты личности Дубровского я бы хотел(а) воспитать в себе?»

Урок окончен!

Приложение.

1 группа: Глава 8, эпизод « В комнате с медведем».

1.Как отнеслись к учителю К.П.Троекуров и Маша? (зачитайте в тексте, как Маша восприняла учителя сначала)

2. Как и почему попал Дефорж в комнату с медведем?

3.Как он ведет себя в сложной, опасной ситуации?

4. Как изменилось отношение К.П.Троекурова и Маши к учителю, после того, как он застрелил медведя.

2группа: Глава 9, эпизод «Антон Пафнутьич на обеде у К.П. Троекурова»

1.Как изображает А.С. Пушкин А.П.Спицина? (подтвердите свои выводы цитатами из текста)

2. Когда мы впервые знакомимся с этой фамилией?

3. Какие подробности о неправедном суде узнает Дубровский от А.П.Спицина?

4. Почему Дубровский не удержался от соблазна ограбить А.П. Спицина?

3 группа: Глава 8, «Маша и учитель»

1.Как воспитывалась Маша, какие книги читала? (приведите примеры из текста)

2. Почему Маша влюбилась в Дефоржа?

3. Почему Дубровский отказался от мести Троекурову и покинул его дом?

4 группа: подберите определения, характеризующие героя, когда он находится в комнате с медведем; в отношении к А.П.Спицину; в отношении к Маше.

5 группа: отвечает на вопрос «Актуален ли роман «Дубровский» сегодня?»


А.С. Пушкин - один из величайших и благороднейших личностей всех времен. Больше всего он ненавидел в людях коварство, лицемерие и подлость. Наилучшим образом подлость и благородство отображает его роман "Дубровский".

В этом произведение противопоставляются характеры двух дворян: благородного искреннего Дубровского и подлого коварного Троекурова.

Именно подлость Троекурова приводит к смерти некогда бывшего друга Дубровского.

Сын же Дубровского Владимир пытается отомстить за своего отца, сжигая поместье. Он переходит на сторону разбойников, но в отличие от многих других крестьян он борется за правду. Но Владимиру не удается стать настоящим разбойником. Этому воспрепятствовала любовь. Полюбив дочь Троекурова, он готов отказаться от мести.

В данном произведение Пушкину превосходно удалось показать столкновение двух черт людей: благородства и подлости. Здесь показана величайшая сила любви, которая побеждает зло. В конце романа все разбойники исчезают, но к сожалению это не на всегда.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Благородство против подлости (по роману А. С. Пушкина "Дубровский») А. С. Пушкин, всю жизнь ненавидевший несправедли­вость, пустоту и "дикость» дворянства, в романе "Дуб­ровский» выдвинул на первый план одного из предста­вителей провинциального дворянства - честолюбиво­го, благородного повстанца, пострадавшего от своего же сословия, молодого Дубровского. Самодурство и деспотизм знатного боярина Троеку­рова приводит к тому, что старый барин Андрей Гаври­лович Дубровский умирает. Его имение незаконно при­суждается Троекурову. С этого момента развивается кон­фликт, в душах крестьян Дубровского назревает бунт. Молодой Владимир Дубровский идеализирован Пушки­ным. Таким он видит героя-освободителя, борца за правду и справедливость. Молодой дворянин наделен чер­тами типичного романтического героя: умен, образован, благороден, храбр, добр, статен, красив.

Его отно­шения с крестьянами построены на преданности и до­верии. Протест крестьян против самодурства Троекуро­ва находит отклик в сердце Дубровского. Ими движет чувство мести за смерть Андрея Гавриловича Дубровс­кого, им ненавистны государственные чиновники, спо­собные работать только на богатых, нечистых на руку местных "идолов». Бунт в душе народа почти всегда выливается в реаль­ную борьбу. Поэтому, по законам авантюрно-приключен­ческого жанра, народное восстание приобретает под­польный характер, неизвестная шайка благородных раз­бойников грабит и сжигает помещичьи усадьбы. Владимир Дубровский влюблен в дочь своего врага, поэтому отказывается от мести Троекурову.

Пушкин усу­губляет конфликт свадьбой Маши Троекуровой и пожи­лого князя Верейского и поддержкой этого брака отцом девушки. Дубровский отчаянно пытается отвоевать свою любовь, но опаздывает. Маша обвенчана, Дубров­ский ранен. Последняя деталь служит сюжетным оправ­данием для того, чтобы война повстанцев приняла мас­совый характер. А. С. Пушкин изобразил быт и нравы провинциально­го дворянства с идеализированными моральными и нравственными устоями старинного дворянства. Он противопоставил честность - подлости, щедрость - жадности, любовь - ненависти, сдержанность - разгулам.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Сочинение на тему Благородство против подлости (по роману Пушкина «Дубровский») уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Дубровский велит слуге прогнать Троекурова, приехавшего мириться к Андрею Гавриловичу. (Приезд помещика ускорил кончину Дубровского-старшего. Поэтому в этом случае Владимир, скорее всего, прав: ему не о чем было говорить с Троекуровым.) Дубровский поджигает усадьбу отца. (Он не мог смириться с тем, что в родных стенах будут хозяйничать чужие люди. Можно понять действия Дубровского, который не хотел, чтобы на поругание недругам досталось самое для него святое. Но по его вине в
    Андрей Гаврилович Дубровский и Кирила Петрович Троекуров когда-то были товарищами по службе. Оба они женились по любви, но овдовели. У Дубровского остался сын Владимир, а у Троекурова - дочь Маша. Троекуров и Дубровский были ровесниками. Кирила Петрович был богат, имел связи, даже губернские чиновники трепетали при его имени. Никто не посмел бы не явиться "с должным почтением в село Покровское". Это мог позволить себе только один человек - Андрей Гаврилович Дубровский.
    Можно ли оправдать то, что Дубровский стал разбойником? На этот вопрос у нас в классе отвечали по-разному. Одни говорили, что у него не было другого выхода, что он должен был отомстить Троекурову за свое разорение и смерть отца. Другие не понимали его поступка. Зачем становиться разбойником? Ведь можно было вернуться в Петербург и продолжать служить. И вообще, он не единственный человек, которого обидели и разорили. Что же, теперь всем в
    А. С. Пушкин "И. И. Пущину". Светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях (мультимедийный урок по литературе, 6-й класс) А. С. Пушкин. "Капитанская дочка", глава "Вожатый". 9-й класс Викторина об отечественной литературе №1 Викторина об отечественной литературе №2 Ерёмина О. А. Уроки литературы в 6 классе. Книга для учителя Интегрированный урок по литературе "Слово о полку Игореве" Календарно-тематические планы по литературе в 3 и 4 классах Классный час:
    Какой же несправедливой бывает наша жизнь! Мы можем убедиться в этом, прочитав повесть А. С. Пушкина "Дубровский". Владимир Дубровский, сын небогатого помещика, потеряв дом и отца, стал разбойником. Владимир прежде служил корнетом в гвардии в Петербурге. "Из дома получал больше, чем можно было ожидать". Но после размолвки между отцом Владимира и богатым помещиком Троекуровым все изменилось. Ссора дошла до разбирательства в суде. Всесильный Троекуров решил любыми путями, враждуя с Дубровским, лишить
    В романе А. С. Пушкина «Дубровский» (1833 год) дана картина жизни русского провинциального дворянства. В сентябре 1932 года Пушкин встретился с П. В. Нащокиным и услышал от него рассказ о про­тотипе Владимира Дубровского - белорусском дво­рянине Островском. Островский судился в начале 1830-х годов с соседом из-за земли и, проиграв про­цесс, стал разбойником. «Дубровский» - социаль­но-психологический роман. Он был ответом Пушкина на развитие западной прозы («Красное и черное» Стендаля в 1830
    Мир внутренний оказывается для героя более властным, чем законы общества, желания более повелительными, чем сознание необходимости. В этом суть романтического героя. Пушкин сохраняет ее в романе, где хочет реалистически исследовать причины поражения романтической личности перед силой обстоятельств. Говоря о Владимире Дубровском как о герое, наделенном романтическими порывами, мы имеем в виду именно непосредственный романтизм его поведения и чувств, а не законченную романтическую систему мировоззрения, которой у него нет. Он часто не
I just love parents ride in the woods! He"s so powerful, and so mysterious! Especially I like forest in autumn. At this time of the year, by the way, very easy to get lost, that one day with me and happened.

One autumn day I with my parents went to pick mushrooms. It was early Sunday morning when the sun still hid behind the horizon, and the street was dominated by the mysterious twilight. For mushrooms, we drive on the machine, and this time was no exception. Once we reached the destination, I immediately began to unload with baskets - mom, dad, and grandma. Since my parents are madly in love walking in the autumn forest, they somehow quickly disappeared from view. Grandma was behind me. And then, on the right side I saw a clearing with mushrooms!Without thinking, I ran to this place and began to collect his find. I was so excited that even didn"t notice how behind their home. But I really came across a gorgeous meadow with mushrooms and couldn"t stop. But in that moment, when the mushrooms around me was over, I looked around and realized I was lost. It was then that I became really scared!

To stay in the autumn forest when it is covered with twilight, and still not soon among the trees appear the rays of the sun is quite unpleasant, even dangerous, I tell you. I instantly broke out in a sweat, and realized I went too far. There were no grandparents, no parents. But I immediately took himself in hand, and began to seek a way out of the situation. I instantly remembered that I need to go back and then go left, and then I will come to that place where there is our car. But there it was! I was wrong! Don"t even know how many times I walked in circles, but never got on the road.And then, at one point I heard a near him awesome and evil growling - it was a Fox, I think she wanted to eat me. Without thinking, I pulled out of the backpack, which was hanging behind me, a piece of bread and threw it to the Fox. You will not believe it, she looked at me, then at the bread, grabbed it in its mouth and ran away! I would have never thought that the Fox eats the bread! That"s what she was hungry! And at this point I started running without looking back. Don"t know how much time passed, but I finally ran to our car, which was already a mother, father and grandmother.They all stood in tears, and I saw it immediately became happy. I told them about his meeting in the woods, and we decided that will come for the mushrooms another time. The important thing is that now the whole family is here, and you can go home.