Сочинение на тему: «Анализ рассказа И. Бунина «Темные аллеи. Анализ сборника рассказов Бунина «Темные аллеи

Цикл рассказов под названием «Темные аллеи» посвящен извечной теме любого вида искусства – любви. О «Темных аллеях» говорят, как о своеобразной энциклопедии любви, которая вместила в себя самые различные и невероятные истории об этом великом и зачастую противоречивом чувстве.

И рассказы, которые вошли в сборник Бунина, потрясают своими разнообразными сюжетами и необычайным слогом, именно они – главные помощники Бунина, желающего изобразить любовь на пике чувств, любовь трагическую, но от этого – и совершенную.

Особенность цикла «Темные аллеи»

Само словосочетание, что послужило названием для сборника, было взято писателем из стихотворения «Обыкновенная повесть» Н. Огарёва, которое посвящено первой любви, у которой так и не случилось ожидаемого продолжения.

В самом же сборнике есть рассказ с таким названием, но это не говорит о том, что этот рассказ – основной, нет, это выражение – олицетворение настроения всех рассказов и повестей, общий неуловимый смысл, прозрачная, почти невидимая ниточка, связывающая рассказы между собой.

Особенностью цикла рассказов «Темные аллеи» можно назвать моменты, когда любовь двух героев по каким-то причинам не может больше продолжаться. Зачастую палачом пылких чувств героев Бунина становится смерть, порой непредвиденные обстоятельства или несчастья, но самое главное – любви никогда не дано осуществиться.

В этом и состоит ключевая концепция представления Бунина о земной любви между двумя. Он желает показывать любовь на пике ее расцвета, он желает подчеркнуть ее настоящее богатство и наивысшую ценность, то, что ей нет надобности превращаться в жизненные обстоятельства, как свадьба, брак, совместная жизнь…

Женские образы «Темных аллей»

Особое внимание стоит уделить необычным женским портретам, которыми так богаты «Темные аллеи». Иван Алексеевич выписывает образы женщин с таким изяществом и оригинальностью, что женский портрет каждого рассказа становится незабываемым и по-настоящему интригующим.

Мастерство Бунина состоит в нескольких точных выражениях и метафор, которые мгновенно рисуют в сознании читателя описываемую автором картину с множеством цветов, оттенков и нюансов.

Рассказы «Руся», «Антигона», «Галя Ганская» являются образцовым примером различных, но ярких образов русской женщины. Девушки, истории которых созданы талантливым Буниным, отчасти напоминают те истории любви, которые они переживают.

Можно сказать, что ключевое внимание писателя направлено именно на два этих элемента цикла рассказов: женщины и любовь. И истории любви такие же насыщенные, неповторимые, порой – роковые и своевольные, порой – до такой степени оригинальные и невероятные, что в них тяжело поверить.

Мужские образы в «Темных аллеях» слабовольные и неискренние, и это тоже обуславливает роковое течение всех историй о любви.

Особенность любви в «Темных аллеях»

Рассказы «Темных аллей» раскрывают не только тему любви, они раскрывают глубины человеческой личности и души, и само понятие «любви» представляется, как основа этой непростой и не всегда счастливой жизни.

И любовь не обязательно должна быть взаимной, чтобы приносить незабываемые впечатления, любовь не обязательно должна превращаться во что-то вечное и неустанно продолжающееся, чтобы радовать и делать человека счастливым.

Бунин проницательно и тонко показывает лишь «мгновения» любви, ради которых и стоит переживать все остальное, ради которых стоит жить.

Рассказ «Чистый понедельник»

Рассказ «Чистый понедельник» - это загадочная, и не до конца понятная история любви. Бунин описывает пару молодых влюбленных, которые, казалось бы, внешне идеально подходят друг другу, но загвоздка состоит в том, что их внутренние миры не имеют ничего общего.

Образ молодого человека прост и логичен, а образ его возлюбленной – недосягаемый и сложный, поражающий ее избранника своей противоречивостью. Однажды она говорит о том, что хотела бы уйти в монастырь, и у героя это вызывает полное недоумение и непонимание.

И конец этой любви так же сложен и непонятен, как сама героиня. После близости с молодым человеком она молча покидает его, затем – просит его ни о чем не спрашивать, а вскоре он узнает, что она ушла в монастырь.

Решение она приняла в Чистый понедельник, когда произошла близость между возлюбленными, и символ этого праздника – символ ее чистоты и мук, от которых она хочет избавиться.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Толстой «Средь шумного бала»: тема, композиция, образность, история
Следующая тема:   Куприн «Гранатовый браслет»: содержание и тема любви в рассказе

Сразу после революции 1917 года Бунин создал ряд публицистических статей, где выступил против большевиков. В 1918 году он из Москвы переехал в Одессу, а в начале 1920 года навсегда покинул Россию.

Бунины поселились в Париже, где началась жизнь «на других берегах» - в состоянии душевного упадка, с горечью разрыва с родиной. Произведения писателя публиковались в газетах «Возрождение» и «Русь». Бунин возглавил Союз русских писателей и журналистов.

В эмиграции писатель создаёт рассказы преимущественно о русской жизни, - исполненные глубокой психологии и тонкой лирики, разрабатывает жанр философской и психологической новеллы («Тёмные аллеи»). Рассказы оп объединил в сборники «Митина любовь» (1925), «Солнечный удар» (1927), «Тень птицы» (1931).

Проза Бунина продолжает традиции И.С. Тургенева, И.А. Гончарова и Л.Н. Толстого. Экономное и действенное использование художественных средств, наглядная образность и психологическая проникновенность - вот черты стиля Бунина. Некоторые его рассказы благодаря совершенству формы принадлежат к лучшим произведениям мировой новеллистики. К.Г. Паустовский писал, что в языке Бунина слышно всё: «...от звенящей медью торжественности до прозрачности льющейся родниковой воды, от размеренной чеканности до интонаций удивительной мягкости, от лёгкого напева до медленных раскатов грома».

Понимание мира и своего места в нём Бунин выразил в характерной записи, относящейся к тому времени: «И идут дни за днями - и не оставляет тайная боль неуклонной потери их - неуклонной и бессмысленной, ибо идут в бездействии, всё только в ожидании действия и чего-то ещё... И идут дни и ночи, и эта боль, и все неопределённые чувства и мысли и неопределённое сознание себя и всего окружающего и есть моя жизнь, не понимаемая мной». И далее: «Мы живём тем, чем живём, лишь в той мере, в какой постигаем цену того, чем живём. Обычно эта цена очень мала: возвышается она лишь в минуты восторга - восторга счастья или несчастья, яркого сознания приобретения или потери; ещё - в минуты поэтического преображения прошлого в памяти». Таким «поэтическим преображением прошлого в памяти» и предстаёт творчество Бунина эмигрантского периода, в нём писатель ищет спасения от беспредельного чувства одиночества.

Мучительно переживая случившееся с Россией и свою отторженность от нее, он пытается найти объяснение и успокоение в обращении к событиям мировой истории, которые можно было бы соотнести с российскими: гибель могущественных древних цивилизаций, царств («Город Царя Царей»). И теперь, вдали от России, мучительно думая о ней, «люто», как он говорил, терзаясь, Бунин обращается к памяти, особо выделяя ее среди духовных ценностей: «Мы живем всем тем, чем живем, лишь в той мере, в какой постигаем цену того, чем живем. Обычно эта цена очень мала: возвышается она лишь в минуты восторга счастья или несчастья, яркого сознания приобретения или потери; еще - в минуты поэтического преображения прошлого в памяти».

В его памяти возникал образ России в ее давно прошедших временах, недавнем прошлом и современности . Такое совмещение разновременных планов было для него спасительным. Оно позволило Бунину, не принимая по-прежнему российскую современность, найти то родное, светлое, вечное, что давало ему надежду: березовый лес на Орловщине, песни, которые поют косцы («Косцы», 1921), Чехов («Пингвины», 1929). Память позволила ему связать современную Россию, где «настал конец, предел Божьему прощению», с вневременными, вечными ценностями. Помимо вечной природы, такой вечной ценностью для Бунина оставалась любовь, которую он воспел в рассказе «Солнечный удар» (1925), повести «Митина любовь» (1925), книге рассказов «Темные аллеи» (1943), любовь всегда трагическая, «прекрасная» и обреченная. Все эти темы - жизни, смерти, природы, любви - к концу 20-х гг. легли в основу его рассказов о России, какой она ему помнилась и какая ему была кровно дорога.

В 1927 г. Бунин начал писать роман «Жизнь Арсеньева», ставший еще одной художественной автобиографией из жизни русского дворянства наряду с такими классическими произведениями, как «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» С.Аксакова, «Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Толстого. События детства, отрочества, жизнь в деревне, учеба в гимназии (80-90-е годы XIX в.) увидены в нем двойным зрением: глазами гимназиста Алексея Арсеньева и глазами Бунина, создававшего роман в 20-30-е гг. XX в. Говоря о России, «погибшей на наших глазах в такой волшебно краткий срок», Бунин всем художественным строем своего романа преодолевает мысль о конце и смерти. Такое преодоление - в бунин-ских пейзажах, в той любви к России и ее культуре, которая чувствуется в каждом эпизоде и ситуации романа: даже отца героя Бунин назвал Александром Сергеевичем. Ужас конца и смерти преодолевается авторской лирической исповедью, из которой становится ясно, как происходило становление одного из самых крупных писателей XX в. И, конечно, победой над «концом» стала пятая, последняя глава «Жизни Арсеньева», которая называется «Лика» и в которой Бунин вспоминает, как еще в 1889 г., когда он работал в «Орловском вестнике», его «сразила, к великому несчастью, долгая любовь». И любовь эта не была уничтожена временем...

Сила любви, преодолевающая мрак и хаос жизни, стала основным содержанием книги «Темные аллеи», написанной в годы второй мировой войны. Все составившие ее 38 новелл - о любви, чаще всего неразделенной и трагической. Здесь отразилось бунинское понимание любви: «Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена». В книгу «Темные аллеи» входит и рассказ «Чистый понедельник», который Бунин считал лучшим из всего, что им было написано. «Благодарю Бога, - говорил он, - что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник».

За несложной фабулой рассказа чувствуется присутствие какой-то скрытой значительности. Ею оказалась иносказательно, символически выраженная мысль об историческом пути России. Поэтому столь загадочна героиня рассказа, воплощающая не идею любви-страсти, а тоску по нравственному идеалу, столь значимо в ней сочетание восточного и западного начал как отражение этого сочетания в жизни России. Ее неожиданный, на первый взгляд, уход в монастырь символизирует тот «третий путь», который избрал Бунин для России. Он отдает предпочтение пути смирения, обуздания стихий и видит в этом возможность выйти за пределы западной и восточной обреченности, пути великих страданий, в которых Россия искупит свой грех и выйдет на свой путь.

Цикл рассказов под названием «Темные аллеи» посвящен извечной теме любого вида искусства – любви. О «Темных аллеях» говорят, как о своеобразной энциклопедии любви, которая вместила в себя самые различные и невероятные истории об этом великом и зачастую противоречивом чувстве.

И рассказы, которые вошли в сборник Бунина, потрясают своими разнообразными сюжетами и необычайным слогом, именно они – главные помощники Бунина, желающего изобразить любовь на пике чувств, любовь трагическую, но от этого – и совершенную.

Особенность цикла «Темные аллеи»

Само словосочетание, что послужило названием для сборника, было взято писателем из стихотворения «Обыкновенная повесть» Н. Огарёва, которое посвящено первой любви, у которой так и не случилось ожидаемого продолжения.

В самом же сборнике есть рассказ с таким названием, но это не говорит о том, что этот рассказ – основной, нет, это выражение – олицетворение настроения всех рассказов и повестей, общий неуловимый смысл, прозрачная, почти невидимая ниточка, связывающая рассказы между собой.

Особенностью цикла рассказов «Темные аллеи» можно назвать моменты, когда любовь двух героев по каким-то причинам не может больше продолжаться . Зачастую палачом пылких чувств героев Бунина становится смерть, порой непредвиденные обстоятельства или несчастья, но самое главное – любви никогда не дано осуществиться.

В этом и состоит ключевая концепция представления Бунина о земной любви между двумя. Он желает показывать любовь на пике ее расцвета, он желает подчеркнуть ее настоящее богатство и наивысшую ценность, то, что ей нет надобности превращаться в жизненные обстоятельства, как свадьба, брак, совместная жизнь…

Женские образы «Темных аллей»

Особое внимание стоит уделить необычным женским портретам, которыми так богаты «Темные аллеи». Иван Алексеевич выписывает образы женщин с таким изяществом и оригинальностью, что женский портрет каждого рассказа становится незабываемым и по-настоящему интригующим.

Мастерство Бунина состоит в нескольких точных выражениях и метафор, которые мгновенно рисуют в сознании читателя описываемую автором картину с множеством цветов, оттенков и нюансов.

Рассказы «Руся», «Антигона», «Галя Ганская» являются образцовым примером различных, но ярких образов русской женщины. Девушки, истории которых созданы талантливым Буниным, отчасти напоминают те истории любви, которые они переживают.

Можно сказать, что ключевое внимание писателя направлено именно на два этих элемента цикла рассказов: женщины и любовь. И истории любви такие же насыщенные, неповторимые, порой – роковые и своевольные, порой – до такой степени оригинальные и невероятные, что в них тяжело поверить.

Мужские образы в «Темных аллеях » слабовольные и неискренние, и это тоже обуславливает роковое течение всех историй о любви.

Особенность любви в «Темных аллеях»

Рассказы «Темных аллей» раскрывают не только тему любви, они раскрывают глубины человеческой личности и души, и само понятие «любви» представляется, как основа этой непростой и не всегда счастливой жизни.

И любовь не обязательно должна быть взаимной, чтобы приносить незабываемые впечатления, любовь не обязательно должна превращаться во что-то вечное и неустанно продолжающееся, чтобы радовать и делать человека счастливым.

Бунин проницательно и тонко показывает лишь «мгновения» любви, ради которых и стоит переживать все остальное, ради которых стоит жить.

Рассказ «Чистый понедельник»

Рассказ «Чистый понедельник» - это загадочная, и не до конца понятная история любви. Бунин описывает пару молодых влюбленных, которые, казалось бы, внешне идеально подходят друг другу, но загвоздка состоит в том, что их внутренние миры не имеют ничего общего.

Образ молодого человека прост и логичен, а образ его возлюбленной – недосягаемый и сложный, поражающий ее избранника своей противоречивостью. Однажды она говорит о том, что хотела бы уйти в монастырь, и у героя это вызывает полное недоумение и непонимание.

И конец этой любви так же сложен и непонятен, как сама героиня. После близости с молодым человеком она молча покидает его, затем – просит его ни о чем не спрашивать, а вскоре он узнает, что она ушла в монастырь.

Решение она приняла в Чистый понедельник, когда произошла близость между возлюбленными, и символ этого праздника – символ ее чистоты и мук, от которых она хочет избавиться.

Рассказ «Темные аллеи» дал название всему одноименному сборнику И. А. Бунина. Написан он был в 1938 году. Все новеллы цикла связывает одна тема – любовь. Трагичность и даже катастрофичность природы любви открывает автор. Любовь – дар. Она неподвластна человеку. Казалось бы банальная история о встрече пожилых людей в молодую пору горячо любивших друг друга. Простой сюжет рассказа – богатый молодой красавец-помещик обольщает, а затем бросает горничную. Но именно Бунину удается поведать с помощью этого незамысловатого художественного хода о простых вещах волнующе и впечатляюще. Короткое произведение - мгновенная вспышка памяти об ушедшей молодости и любви.

Всего лишь три композиционные части рассказа:

Стоянка на постоялом дворе убеленного сединами военного,

Внезапная встреча с бывшей возлюбленной,

Размышления военного в пути спустя несколько минут после встречи.

Картины унылой повседневности и обыденности предстают в начале рассказа. Но вот в хозяйке постоялого двора Николай Алексеевич узнает красавицу горничную Надежду, которую тридцать лет назад он предал: «он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел». С тех пор прошла целая жизнь, и у каждого своя. И оказывается, что оба главных героя одиноки. Николай Алексеевич имеет социальный вес и устроенность, но несчастен: жена «изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя», а сын вырос негодяем «без сердца, без чести, без совести». Надежда из бывшей крепостной превратилась во владелицу «частной горницы» при почтовой станции «ума палата. И все, говорят, богатеет, крута…», но так и не вышла замуж.

И все же, если герой устал от жизни, то по-прежнему красива и легка, полна жизненных сил его бывшая возлюбленная. Он отказался когда-то от любви и всю оставшуюся жизнь провел без нее, а значит и без счастья. Надежда же весь свой век любит его одного, кому отдала «свою красоту, свою горячку», кого когда-то «Николенькой звала». По-прежнему любовь живет в ее сердце, но она не прощает Николай Алексеевича. Хотя и не опускается до обвинений и слез.

Анализ рассказа «Легкое дыхание»

Тема любви занимает в творчестве писателя одно из ведущих мест. В зрелой прозе заметны тенденции осмысления вечных категорий бытия – смерти, любви, счастья, природы. Часто он описывает «мгновения любви», которые имеют фатальный характер, трагическую окраску. Большое внимание он уделяет женским характерам, таинственным и непостижимым.

Начало романа «Легкое дыхание» создает ощущение грусти и печали. Автор заранее готовит читателя к тому, что на следующих страницах будет разворачиваться трагедия человеческой жизни.

Главная героиня романа Ольга Мещерская , девушка гимназистка, очень сильно выделяется среди своих одноклассниц веселым нравом и явной любовью к жизни, она совершенно не боится чужих мнений, и открыто бросает вызов обществу.

В последнюю зиму в жизни девушки произошло много перемен. В это время Ольга Мещерская была в полном расцвете своей красоты. Про нее ходили слухи, что она не может жить без поклонников, но в тоже время очень жестоко с ними обращается. В свою последнюю зиму Оля полностью отдалась радостям жизни, она бывала на балах и каждый вечер ходила на каток.

Оля стремилась выглядеть всегда хорошо, она носила дорогие туфельки, дорогие гребешки, возможно, она бы и одевалась по последней моде, если бы все гимназистки не носили форму. Директриса гимназии сделала Ольге замечание по поводу внешнего вида, что такие украшения и обувь пристало носить взрослой женщине, а не простой ученице. На что Мещерская открыто заявила, что она имеет право одеваться как женщина, ведь она ею и является, и виноват в этом никто иной, как брат самой директрисы Алексей Михайлович Малютин. Ответ Ольги можно в полной мере расценивать как вызов обществу того времени. Молодая девушка без тени скромности надевает вещи не по возрасту, ведет себя как зрелая женщина и при этом открыто аргументирует свое поведение довольно интимными вещами.

Превращение Ольги в женщину произошло летом на даче. Когда родителей не было дома, в гости к ним на дачу приехал Алексей Михайлович Малютин, друг их семьи. Не смотря на то что он не застал отца Оли, Малютин все же остался в гостях, объясняя это тем что хочет, чтобы как следует просохло после дождя. В отношении Оли Алексей Михайлович вел себя как кавалер, хотя разница в их возрасте была огромной, ему было 56, ей – 15. Малютин признавался Оле в любви, говорил всевозможные комплименты. Во время чаепития Ольга почувствовала себя плохо и прилегла на тахту, Алексей Михайлович начал целовать ей ручки, рассказывать о том, как он влюблен, а после поцеловал в губы. Ну и далее произошло то, что произошло. Можно сказать, что со стороны Ольги это был не более чем интерес к тайне, стремление стать взрослой.

После этого была трагедия. Малютин застрелил Ольгу на вокзале и объяснил это тем, что был в состоянии аффекта, ведь она показала ему свой дневник, в котором было описано все произошедшее, а после и Ольгино отношение к ситуации. Она писала, что испытывает отвращение к своему ухажеру.

Столь жестоко Малютин поступил потому, что было задето его самолюбие. Он был уже далеко не молодым офицером, да еще и холостым, ему естественно было приятно тешить себя тем, что юная девушка выразила к нему свою симпатию. Но когда он узнал что она не испытывает к нему ничего кроме отвращения, было как гром среди ясного неба. Он сам обычно отталкивал женщин, а тут оттолкнули его. Общество было на стороне Малютина, он оправдал себя тем, что якобы Ольга сама его соблазнила, обещала стать его женой, а после бросила его. Так как у Оли была репутации сердцеедки, никто не усомнился в его словах.

Заканчивается рассказ тем, что классная дама Ольги Мещерской, мечтательная дама, живущая в своем выдуманном идеальном мире, приходит на могилу Оли каждый праздник и по нескольку часов молча наблюдает за ней. Для дамы Оля идеал женственности и красоты.

Здесь «легкое дыхание» - это легкое отношение к жизни, чувственность и импульсивность, которые были присущи Оле Мещерской.


«Темные аллеи» - рассказ, давший название целому циклу произведений Ивана Бунина, который стал символом навсегда прошедшей молодости и приближающегося увядания старости.

Главными героями рассказа стали Николай Алексеевич, выходец из дворян, и женщина из народа, бывшая крепостная, Надежда, которой в прошлом дали вольную, а к моменту событий рассказа она стала хозяйкой постоялого двора и занимается ростовщичеством.

Однажды Николай Алексеевич случайно остановился на ночлег в постоялом дворе и внезапно узнал в хозяйке девушку, которую он 35 лет назад горячо любил, но потом бездушно бросил ее и исчез из ее жизни. Вроде бы типичная история для того времени, когда предрассудки делали недопустимыми отношения между разными сословиями. Представители высших слоев общества не обращали внимания на переживания простонародья, не принимая их всерьез, а свои забавы с человеческими чувствами и жизнями считали вполне нормальным явлением.

Однако выяснилось, что у обоих героев произведения жизненные пути сложились совсем не так, как они того хотели, а что-то менять уже слишком поздно, ведь жизнь уже близится к своему закату.

Супруга Николая Алексеевича давно бросила его в оскорбительной форме, их сын стал форменным негодяем и бездельником, а Надежда не смогла ни с кем связать свою судьбу, потому что слишком любила молодого Николая. Любовь оказалась сильнее памяти, она не смогла вычеркнуть его из головы, но и обиду не забыла, не в силах простить его предательства.

Герой рассказа начинает вспоминать былые годы и гадает, что его жизнь могла бы сложиться совсем по-другому, более счастливо, если бы их чудесные и волшебные отношения тогда не были разорваны его поступком. Но Николай Алексеевич не верит, что такое могло бы случиться по-настоящему. Встретив Надежду в зрелом возрасте, на закате жизни, он на короткое время смог почувствовать тепло, озарившее его душу, разбудившее его юношеские мечты и желания, когда он был охвачен настоящим, сильным чувством, которое больше никогда не повторилось.

У Надежды же ее любовь превратилась в жизненный стержень, который оказался крепче гранита.

Она не может согласиться, что все прошло, она верит, что несмотря на прошедшую молодость, любовь остается в человеке навсегда, что она сильнее безжалостного времени.

Когда эти два человека встретились спустя годы, можно было подумать, что в их жизни наступит перелом, который полностью изменит их, подарит шанс вернуть потерянное время. Но мир оказался жесток. Николай Алексеевич слишком скован рамками своего общества, где нужно всегда жить «правильно», оглядываясь на то, что делают все и не дай бог сделать что-то, что не вписывается в общие законы. Поэтому он быстро покидает постоялый двор, застыдившись своих раздумий о прошлом. Он не смог понять, что опять потерял свой шанс на лучшую, более радостную жизнь, которая могла бы дать ему второе дыхание. Николай Алексеевич уезжает обратно в свое тоскливое и безрадостное существование.

Автор мастерски показал, насколько быстро могут зачерстветь души людей, когда они закрываются не только от чужих страданий и переживаний, но и даже от собственных желаний счастливой и полноценной жизни. Основной мыслью рассказа стало выражение «у счастья нет завтрашнего дня». Нужно понимать, что если не начать жить и искренне любить в настоящем, отказаться от веры в большую любовь, то вся жизнь будет просто проходить мимо, оставив этому страдальцу только серость и бесконечную тоску, которая будет грызть его до самого конца.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-12-13

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

/ / / Анализ сборника рассказов Бунина «Темные аллеи»

Сборник рассказов И. Бунина «Темные аллеи» был настоящим достижением и литературным шедевром автора. Впервые, он вышел в свет в Нью-Йорке. В его состав вошли одиннадцать рассказов, и все они были посвящены теме любви. Ведь эта тема является самой популярной и востребованной в нашем обществе. Ее так не хватает многим из нас.

Все герои Бунинских рассказов сталкиваются с различными проявлениями любви. Одни ждут ее, другие теряют, третьи предают, а четвертые хранят до конца жизни. Ведь любовь, во всех ее проявлениях можно назвать счастьем. Она вызывает в душах людей яркие, настоящие эмоции, которые заставляют нас совершать поступки, идти на компромиссы и просто радоваться окружающей жизни.

1946 год знаменуется выходом в свет полного сборника рассказов «Темные аллеи». Это происходит в романтическом и загадочном Париже. Сборник собрал в себе целых тридцать восемь новелл. И в каждой из них мы знакомимся с различными, индивидуальными женскими типами характера, которые любили, а также, искали свою любовь. Это и Поля из новеллы «Мадрид», и Ганская Галя из одноименного рассказа, и Антигона, и Руся.

Рядом с такими яркими образами, мужские персонажи кажутся статичными и мало выразительными. Достаточно часто, автор делает мужские образы косвенными и второстепенными. Они вступают в идею рассказов лишь для того, чтобы как можно ярче раскрыть женские персоны.

Вот, к примеру, в тексте «Пароход Саратов» мы знакомимся с историей о том, как влюбленный офицер застрелил красивую женщину. И что получается! Все равно, в памяти читателей остается и запоминается ее образ, а не его.

В отрывках рассказов есть упоминание и о грубой и об игривой любви, которая смешно описывается И. Буниным. Но, большинство рассказов в «Темных аллеях» посвящены чувствам искренней и самой настоящей любви.

В сборнике мы знакомимся как с законченными рассказами, так и только начатыми. К примеру, это текст новеллы «Начало». Есть в сборнике и незаконченные рассказы. К примеру, «Кавказ».

Одним из самых совершенных рассказов, И. Бунин считал «Чистый понедельник». Он кропотливо работал над его смыслом. Каждая деталь, каждая строка в нем имеет значение. Бунин благодарил Бога за то, что тот дал ему вдохновение на написание такого шедеврального текста. Именно в рассказе «Чистый понедельник» автор создает новый типаж человеческих отношений и человеческой души. Таких еще не видела русская литература.

Все рассказы сборника «Темные аллеи» открывают перед читателем и светлые и темные стороны любовных отношений, а также связанные с ними жестокие и мрачные аллеи. Так говорил сам автор и свою мысль он мастерски перенес на бумагу.

Котомина Ольга Александровна,

учитель МОУ лицей № 22 г. Иваново.

Конспект урока литературы.11 класс (1 час)

Загадка любви в рассказе И.А.Бунина «Тёмные аллеи».

Тип урока : анализ художественного произведения.

Методические приёмы : аналитическая беседа, исследование ткани художественного произведения, дискуссия, выразительное чтение.
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

И.А.Бунин.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Изучая творчество И.А.Бунина, нельзя не обратиться к вечной теме в литературе и к одной из основных в творчестве писателя - к теме любви. В последней книге Ивана Алексеевича «Тёмные аллеи» она стала доминирующей. Любовь – чувство непостижимое, неподвластное научному анализу, обратиться к загадке любви мы сегодня и постараемся.

Книга «Тёмные аллеи» - итоговая в творчестве И.А.Бунина, она вобрала в себя всё, о чём писал, размышляя о любви, он ранее. Позже, когда книга увидела свет и читатели были потрясены “вечной драмой любви”, Бунин в одном из писем признавался: «Она говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном. Думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни».

2. Целеполагание.

Какие цели необходимо поставить перед собой сегодня на уроке?

- разобраться, в чём же состоит загадка любви по Бунину

- проанализировать рассказ «Тёмные аллеи» (содержание, образы героев, язык, идея)

- определить собственное отношение к произведению и его героям *

3. Аналитическая беседа .

Тридцать восемь рассказов «Тёмных аллей» написаны большей частью во время Второй мировой войны в годы эмиграции Бунина, с 1937 по 1944 годы. Почему, находясь на чужбине, во время войны писатель сочиняет книгу о самом сокровенном человеческом чувстве?

Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Над чем заставил задуматься?

Как сам И.А.Бунин воспринимал любовь? Сравним несколько его высказываний об этом чувстве:

«Всякая любовь – великое счастье, даже если она и не разделена».

«Любовь – это когда хочется того, чего нет и не бывает».

«Неужели вы ещё не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно? Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, … я был близок к самоубийству».

«Разве бывает несчастная любовь? … Разве самая скорбная в мире музыка не даёт счастья?»

«О счастье мы всегда лишь вспоминаем».

Как вы понимаете слова И.А.Бунина? Какие из них вы бы выбрали в качестве эпиграфа к уроку? (Высказывания И.А.Бунина заранее подобраны одним из учащихся).

(Любовь для Бунина счастье и катастрофа одновременно, для него любовь и смерть связаны неразрывно).

Попробуем понять бунинскую философию любви и приблизиться к её разгадке, опираясь на текст рассказа «Тёмные аллеи».

Настрой циклу дает стихотворение Н. П. Огарева «Обыкновенная повесть», которое не очень точно цитирует герой рассказа «Тёмные аллеи». (Н.П.Огарёв (1813-1877) – общественный деятель, публицист, поэт и музыкант.) Но стихотворение заканчивается печальными строками о свидании молодых людей:
... Осталось для людей закрыто.
Что было там говорено
И сколько было позабыто.
Бунин же пишет о незабвенном, что проложило глубокий след в человеческой душе. Вспомним сюжет рассказа: он очень прост, но в нём как будто сжата целая любовная драма. (Учащиеся кратко передают содержание рассказа).

4. Исследование стилистики текста (работа в группах).

Как и многие произведения Бунина, этот рассказ написан удивительным, неповторимым языком. Он прост, почти скуп, но разве можно рассказать обыденными, не бунинскими словами о том, что написано им с классической силой и четкостью. Писатель заставляет нас слышать, видеть, ощущать всё происходящее. Насколько выразительно Бунин сумел передать встречу героев, их переживания, показать все так, что кажется, будто автор нам рассказал историю знакомых или близких ему людей.

Проведём исследовательскую работу в группах, которая поможет глубже понять произведение. Выпишите из текста эпитеты, метафоры, сравнения и т.д., проанализируйте детали пейзажа, интерьера, портретов героев, затем прокомментируйте свои наблюдения и сделайте вывод.

Выводы учащихся по исследованию стиля :

Пейзаж . Унылый осенний пейзаж, в котором много грязи, чёрного цвета, создаёт ощущение холода, неуютности в начале рассказа. В конце тот же пейзаж, но «проглянуло» солнце, хотя и бледное, оно «жёлто светило», стали видны «пёстрые поля». Автор меняет пейзаж после встречи героев не случайно: в их душах оживают воспоминания о былой любви, о «лучших минутах жизни». Но это только воспоминания, настоящее их счастье невозможно.

Интерьер. В горнице «тепло, сухо и опрятно», сладко пахнет щами, появляются белый и золотой цвета. Здесь настоящая жизнь, домашний уют, хотя несколько суровый. Интерьер противопоставлен пейзажу.

Портреты. Николай Алексеевич «ещё чернобровый, но с белыми усами» и бакенбардами (контраст), высокий, стройный, имеет сходство с Александром II , взгляд его «вопрошающий, строгий и вместе с тем усталый» (снова контраст). У мужчины седые волосы, «красивое удлинённое лицо с тёмными глазами» и следами оспы. Это человек, уставший от жизни, болезненный, мрачный, хотя и старается «выглядеть», он явно несчастен. И привёз его «темноликий» мужик, похожий на разбойника.

Надежда - «темноволосая, тоже чернобровая и тоже красивая не по возрасту» женщина, лёгкая на ходу, но полная (контраст). Автор подчёркивает сходство героев, указывая на близость. Сравнивается с пожилой цыганкой и гусыней. Она одета в чёрное и красное (возможно, символы жизни и смерти).

5. Анализ образной системы и композиции произведения .

Бунин нигде прямо не характеризует своих героев, не выражает прямолинейно свою позицию. Он настраивает на раздумья читателя. Можно ли всё-таки определить авторское отношение к героям, понять его замысел? Как?

(Понять авторскую позицию помогают слова и выражения, характеризующие состояние, чувства, поступки героев, авторские ремарки в диалогах, описания, построение произведения. Отношение автора к героям передаётся и читателям.)

Самостоятельная работа над образами героев (по выбору).

Каково наше отношение к героям? Дайте им характеристику. (Мы уважаем истинность чувства Надежды, восхищаемся цельностью её натуры, её состоявшейся жизнью, несмотря на боль предательства любимого человека. Жалобам на неудачную жизнь Николая Алексеевича не хочется внимать, его оправдания неубедительны, он лишь цитирует, а не живёт по-настоящему. Надежда тридцать лет, «сколько ни проходило времени, все одним жила»: для нее «все проходит, да не все, забывается».
А ее былой возлюбленный Николай Алексеевич случайно, нежданно вспоминает «самое дорогое, что имел в жизни» и потерял. И успокаивается тоже быстро. Тем не менее «заноза» из его сердца все равно не исчезнет. Если любовь была, то она останется и в душе, и в памяти навсегда, а человека, не сумевшего рассмотревшего любовь, предавшего её, поддавшегося общественному мнению и сословным предрассудкам судьба жестоко наказывает. Не прощает его и Надежда.)

Как построен рассказ? С чего он начинается и чем заканчивается? Как называется такая композиция? (Композиция кольцевая, о чём свидетельствует мрачный осенний пейзаж, обрамляющий произведение. С ней связан мотив дороги как символа жизни).

Что даёт для понимания авторского замысла подобное построение? (Бунин воспринимал любовь как часть большого, гармоничного мира, и герои произведения тоже его часть). Какой момент сюжета можно назвать кульминационным? Почему? (Надежда узнала в приезжем своего возлюбленного. Как поведёт себя он?)

Какой художественный приём использует И.А.Бунин для создания рассказа? (Антитеза)

Как помогает антитеза понять идею произведения? (Бунин показывает два типа любви: гармоничную, искреннюю, естественную, настоящую и плотскую, увлечение. Любовь-счастье, но человек в ней не может быть счастливым до конца).

Обратимся к названию произведения. Как бы вы его объяснили? Сравним свои рассуждения с мнением самого автора.

23 февраля 1944 года Бунин писал Тэффи: “Вся эта книга называется по 1-му рассказу - «Тёмные аллеи», - в котором «героиня» напоминает своему возлюбленному, как когда-то он всё читал ей стихи про «тёмные аллеи», и все рассказы этой книги только о любви, о её «тёмных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях”.

И имя главной героини, наверняка, выбрано не случайно. На что она даёт надежду автору и нам, читателям? (Она – надежда автора, трагически воспринимающего мироустройство, который видит единственную возможность просветлить человеческую жизнь духовной, светлой любовью).

6. Выводы.

Так в чём же бунинская загадка любви?

(У Бунина любовь всегда связана со смертью, хотя иногда эта смерть может быть не физической, а духовной. Любовь – счастье и трагедия одновременно. И это идёт от восприятия жизни Буниным. Любовь – вспышка, мгновение счастья, о котором помнят всю жизнь. Любовь – высший судья в человеческих отношениях).

7. Рефлексия.

О чём заставил размышлять рассказ «Тёмные аллеи» и урок по нему?

Какие приёмы анализа текста давались легко? Какие ошибки были допущены? Что следует доработать?

Работу какой группы можно выделить и почему?

8. Домашнее задание.

Напишите собственную интерпретацию одного из рассказов цикла «Тёмные аллеи».

Подумайте, что даёт циклизация произведений для восприятия каждого отдельного рассказа.