Сочинение «Характеристика героев Платонова. Искусство и духовная жизнь — Гипермаркет знаний

«Надо было понять, что же есть существование людей, это — серьезно или нарочно?» — писал А.П. в одной из своих статей. Все его творчество посвящено поиску ответа на этот вопрос. Проза Платонова — о простых людях, занятых, как и сам писатель, размышлениями над «сложными» истинами, поиском «смысла отдельного и общего существования».
Часто герои Платонова кажутся чудаковатыми, а их жизнь — лишенной цельности и смысла. Так, на первый взгляд глупо и бесполезно живет Фома Пухов, главный герой повести «Сокровенный человек». Простой механик, дважды в своей жизни он мог бы стать героем. Но в первый раз корабль, на котором он работал, из-за сильного шторма не смог высадить десант красноармейцев в Крыму, занятом войском Врангеля, и вернулся в красный Новороссийск. Во второй раз Пухов придумал, как можно победить белый отряд, обстреливавший его город с бронепоезда. С помощью матросов он пускает под горку несколько платформ с углем, которые неминуемо должны протаранить бронепоезд, но оказывается, что бронепоезд стоит на другом пути — платформы проносятся мимо, не задев белогвардейцев.
Жизнь Пухова кажется несчастливой. Он живет одиноко: повесть начинается с того момента, когда у Фомы умирает жена. Все его товарищи — помощник механика Зворычный, матрос Шариков — вступают в партию, становятся секретарями ячеек, комиссарами. Пухов боится за них, он с сожалением думает о Шарикове: «Не своим умом живет: скоро все на свете организовывать начнет. Беда». Пухов отказывается стать коммунистом, говоря, что он — «природный дурак» и партия ему ни к чему. При этом он больше своих друзей думает о значении революции и лучше их ощущает ее смысл для человеческой жизни: «Революция — как раз лучшая судьба для людей, верней ничего не придумаешь. Это было трудно, резко и сразу легко, как нарождение». Отсвет революции Пухов видит на лицах молодых красноармейцев, готовых идти на верную смерть. Молодые бойцы живут не для себя, а для «новой страны», поэтому и «полны мужества и последней смелости, какие имела природа, вздымая горы и роя водоемы». Тема строительства новой жизни после революции звучит во многих произведениях Платонова, но сильнее всего — в фантастическом «Чевенгуре». Главный герой романа Дванов верит, что в будущем мире «уничтожится тревога» людей, они приобретут какое-то высшее знание.
Пухов знает, что после революции все поменялось. Изменений он ждет повсюду, не только в жизни людей, но и в природе: «На дворе дул такой же усердный ветер, что и в старое время… Но Пухов был уверен, что и ветер со временем укротят посредством науки и техники». При этом Пухова нельзя назвать романтиком или прекраснодушным мечтателем. После смерти жены он пускается в дорогу, чтобы найти потерянный уют, тепло, вернуть чувство Родины. Путешествуя из Новороссийска в Баку, из Баку в Царицын он видит те бедствия, которые оставила после себя революция: «…история бежала в те годы как паровоз, таща за собой на подъем всемирный груз нищеты, отчаяния и смиренной косности». Во время тоскливого путешествия Пухов теряет смысл жизни, забывает, «откуда и куда ехал и кто он такой».
Счастье он обретает в труде, в работе возле «машины». В двигателях и механизмах для Пухова скрыта какая-то тайна, он считает их «умными и живыми». Так трепетно к машинам — особенно паровозам — относятся многие герои Платонова. Например, не представляет своей жизни без паровоза герой рассказа «В прекрасном и яростном мире» машинист Мальцев. Рассказчик так описывает его необыкновенный талант: Мальцев мог «видеть одновременно и попутного воробья, и сигнал впереди, ощущая в тот же момент путь, вес состава и усилие машины». Мальцев слепнет от электрического разряда, но зрение возвращается к нему, когда рассказчик дает ему вести паровоз. Для Мальцева «ощущение машины было блаженством». А машинист из романа «Чевенгур» считает, что «людей много, машин мало; люди — живые и сами за себя постоят, а машина — нежное, беззащитное, ломкое существо…». Вдохновенная преданность труду перешла к героям Платонова от самого автора. Он писал: «Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона, я любил еще (и чем больше живу, тем больше люблю) паровозы, машину, ноющий гудок и потную работу».
Так, образ Фомы Пухова вобрал в себя черты многих других героев рассказов Платонова. Тем не менее на первый взгляд он кажется бесполезным и «корявым» человеком. Что же сокровенное увидел в нем автор и в чем состоит народность его характера?
Автор постепенно раскрывает Пухова своим читателям. За образом чудаковатого, хитроватого мужика проступает невообразимая глубина мысли и чувства. Фома жалеет, что в людях много «порочной дурости» и «невнимательности к такому единственному занятию, как жизнь и вся природная обстановка», которому сам он отдается всем сердцем, всей душой. Он умеет заметить невыразимую красоту природы, чувствует «супружескую любовь цельной непорченой земли». Ему странно встречать в поезде людей, которые не видят земной красоты. Один из его попутчиков доехал чуть ли не до Аргентины, но «про Великий или Тихий океан забыл и ни в одну пальму не вгляделся задумчивыми глазами».
Кажется, что в образе Пухова соединяются народная мудрость, созерцательность, любознательность. Он знает «ненарочные способы очаровывать и привлекать к себе людей», говорит не раздумывая, но метко. Когда Пухова принимают на работу в Новороссийске, на вопрос экзаменатора: «Что такое религия?» — он отвечает без запинки: «Предрассудок Карла Маркса и народный самогон». В любой ситуации Пухов остается при своем мнении, поэтому коммунисты считают, что он «не враг, но какой-то ветер, дующий мимо паруса революции».
В кульминационном моменте повести Пухов, переживая красоту утра, внезапно ощущает свою жизнь слитой со всеми человеческими жизнями, «родственность всех тел к своему телу». Он осознает, что в мире все едино и «отчаянная природа перешла в людей и смелость революции», что «свет тепла и утра» постепенно превращается «в силу человека». И эта мысль возвращает ему чувство «теплоты Родины», ощущение значимости и смысла своей жизни и жизни всех людей вокруг.
Героев Платонова М.

Творчество Андрея Платонова, писателя, на долгие годы вычеркнутого из истории русской литературы, и по сей день очень тяжело для восприятия. Непривычна его концепция мира, сложен его язык. Каждый, кто впервые открывает его книги, сразу же вынужден отказаться от привычной беглости чтения: глаз готов скользить по знакомым очертаниям слов, но при этом разум отказывается поспевать за высказанной мыслью. Какая-то сила задерживает восприятие читающего на каждом слове, каждом сочетании слов.

И здесь не тайна мастерства, а тайна человека, разгадывание которой, по убеждению Ф. М. Достоевского, есть единственное дело, достойное того, чтобы посвятить ему жизнь. В основе произведений А. Платонова лежат те же гуманистические идеалы, которые всегда проповедовала русская литература. Неисправимый идеалист и романтик, Платонов верил в «жизненное творчество добра», в «мир и свет», хранящиеся в человеческой душе, в занимающуюся на горизонте истории «зарю прогресса человечества». Писатель-реалист, Платонов видел причины, заставляющие людей «экономить свою природу», «выключать созна- ние», переходить «изнутри вовне», не оставляя в душе ни единого «личного чувства», «терять ощущение самого себя».

Он понимал, почему «жизнь на время оставляет» того или иного человека, подчиняя его без остатка ожесточенной борьбе, почему «неугасимая жизнь» то и дело гаснет в людях, порождая вокруг мрак и войну. «Писать надо не талантом, а человечностью - прямым чувством жизни» - вот кредо писателя.

У А. Платонова идея и человек, ее высказывающий, не сливаются, но идея не закрывает человека от нас наглухо. В платоновских произведениях мы видим именно «социалистическое вещество», которое стремится из себя самого построить абсолютный идеал.

Из кого же состоит живое «социалистическое вещество» у А. Платонова? Из романтиков жизни в самом прямом смысле слова. Они мыслят масштабными, общечеловеческими категориями и свободны от каких бы то ни было проявлений эгоизма. На первый взгляд может показаться, что это люди с асоциальным мышлением, поскольку их ум не ведает никаких социально-административных ограничений. Они непритязательны, неудобства быта переносят легко, как бы не замечая их вовсе. Все они - преобразователи мира. Гуманизм этих людей и вполне определенная социальная направленность их устремлений заключается в поставленной цели подчинить силы природы человеку. Именно от них надо ждать достижения мечты. Именно они когда-нибудь смогут обратить фантазию в реальность и сами не заметят этого. Этот тип людей представлен инженерами, механиками, изобретателями, философами, фантазерами - людьми раскрепощенной мысли.

Героями первых рассказов А. Платонова становятся изобретатели, которые грезят о переустройстве мира и знают, как это сделать («Маркун»). В более позднем творчестве возникает герой-миссионер, который считает, что знает истину, и готов нести свет своего сознания людям. «Думал я сильно, за всех», - говорят платоновские проповедники. Однако самый интересный герой Платонова, несомненно, - сомневающийся человек, человек «природный», «органический». Фома Пухов (повесть «Сокровенный человек») сопротивляется внешним обстоятельствам. Его странничество предпринято ради обретения внутренней истины.

Судьба строителей-философов в произведениях А. Платонова, как правило, трагична. И это вполне соответствовало логике эпохи. А. Платонов принадлежит к тем немногочисленным авторам, кто услышал в революции не только «музыку», но и отчаянный крик. Он увидел, что добрым желаниям иногда соответствуют злые дела, а в замыслах добра кто-то предусмотрел для усиления своей власти уничтожение многих ни в чем не повинных людей, якобы мешающих общему благу. Герои-романтики Платонова политикой, как таковой, не занимаются. Потому что они рассматривают свершившуюся революцию как решенный политический вопрос. Все, кто этого не хотел, потерпели поражение и сметены.

Вторая группа персонажей - это романтики битвы, люди, сформировавшиеся на фронтах гражданской войны. Бойцы. Чрезвычайно ограниченные натуры, какие в массовом порядке обычно порождает эпоха битв. Бесстрашные, бескорыстные, честные, предельно откровенные. Все в них запрограммировано на действие. В силу понятных причин именно они, вернувшись с фронта, пользовались в победившей республике безоговорочным доверием и моральным правом на руководящие посты. Они приступают к делу с наилучшими намерениями и с присущей им энергией, но вскоре обнаруживается, что большинство из них в новых условиях чисто автоматически руководят так, как командовали полками и эскадронами на войне.

Получив посты в управлении, они не умели ими распорядиться. Непонимание происходящего порождало в них повышенную подозрительность. Они запутались в отклонениях, перегибах, перекосах, уклонах. Безграмотность была той почвой, на которой расцветало насилие. В романе «Чевенгур» Андрей Платонов изобразил именно таких людей. Получив неограниченную власть над уездом, они в приказном порядке решили отменить труд. Рассуждали примерно так: труд - причина народных страданий, поскольку трудом создаются материальные ценности, которые приводят к имущественному неравенству. Стало быть, надо ликвидировать первопричину неравенства - труд. Кормиться же следует тем, что природа рождает. Так, по своей безграмотности, они приходят к обоснованию теории первобытнообщинного коммунизма. У героев Платонова не было знаний и не было прошлого, поэтому им все заменяла вера. Трагически заканчивается противостояние «внешнего» и «внутреннего» человека для героя «Чевенгура» Саши Дванова. Он долго живет только идеей, верой, а потому уходит в озеро от утратившей ценность жизни.

Герой романа «Котлован» Вощев хочет «выдумать что-нибудь вроде счастья», но счастья конкретного, материального. Он хочет материализовать идею и наполнить смыслом материю. Именно поэтому он радуется, узнав о «веществе существования», и остается работать на котловане. Проверкой этой идеи становится судьба ребенка, маленькой девочки Насти, которая воспринимается рабочими как «маленький человек, предназначенный состоять всемирным элементом».

Настя умирает, и оставшиеся в живых герои повести теряют жизненную силу. «Зачем... нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движеньем?» - размышляет Вощев. И писатель разоблачает созданное «всемирное счастье». Энтузиазм первых лет революции оказывается лишь рытьем собственной могилы. Появляющиеся на строительстве котлована крестьяне работают «с таким усердием жизни, будто хотели спастись навеки в пропасти котлована». Но от чего можно спастись в пропасти?

Так постепенно А. Платонов приходит к мысли об отдалении людей от той истины, которой они готовы были посвятить себя без остатка. А потому в его произведениях, на мой взгляд, в полной мере воплотилась трагедия поколения.

Фро — это молодая девушка, которая совсем недавно вышла замуж. Из родных у нее есть отец, с которым она живет в одном доме. Ее муж ехал на Дальний Восток. С тех пор ее жизнь потеряла всякие радости, потому что ее не сильно заботит окружающий мир, она чувствует себя в нем чужой.

В определённые моменты она все же пытается хоть как-то обучиться, развиваться, но в итоге все, что ей нужно, это любящий муж рядом. И все-таки она готова помогать всему миру и каждому, но в ее помощи никто не нуждается. Лишь соседскому мальчишке она нужна, потому что Фро увидела в нем родственную душу, ему нет дела до событий в мире, ему нужны лишь забота, ласка и любовь.

Ольга — это четырнадцатилетняя девочка-подросток, она потеряла своих родителей, которые умерли от тифа. У Ольги есть тётка, именно к ней и отправляется сирота. Но встреча не была приятной, кроме того Ольгу даже не впустили в дом. С Этого момента Ольга начала переживать сильное горе, она так же как и Фро начала чувствовать свою ненужность в этом мире. Но при этом, имея чистую душу и сердце, она не обозлилась. После многочисленных испытаний она все же поступает в университет. Ей дали крышу над головой и пищу. Она в свою очередь усердно училась и благодарила Советскую власть и Ленина. Однажды, ценой своей жизни, она спасла целый состав красноармейцев.

Сравнивая судьбы этих двух героинь понимаешь, что обе они несчастны. Но при этом у Фро есть абсолютно все, что необходимо для счастья: любящий отец, кров над головой и еда, возможность обучаться, чем-то заниматься, иметь место в обществе. Всего этого нет у Ольги, но в дальнейшем она, несмотря ни на что, пытается стать и быть счастливой. Чего нельзя сказать о ФРо. Безусловно, эти героине обе богаты душевно и обе с чутким и искренним сердцем. Но, глядя на Фро, понимаешь, что если бы она не жалела себя, то уже давно бы выучилась и уехала к своему мужу, к своему счастью. Ольга же, не жалея себя, делает все, чтобы стать кем-то в этом мире. Она гораздо сильнее ФРо.

Судьба Ольги вызывает гораздо больше сопереживаний, тем более она пережила все, будучи еще совсем юной. Что же касается Фро, про нее думаешь, что она просто не умеет быть счастливой.

    • Рассказ Андрея Платонова, небольшой по объему, но такой глубокий по содержанию, заставляет читателя задуматься о многих важных вопросах. В частности, в этом рассказе раскрывается тема важности любви и сострадания в жизни человека. Сюжетная линия повествования очень проста – тихая и неприметная жизнь Юшки, слабосильного и немолодого на вид человека. Долгие годы Юшка страдает от изнурительной болезни, чахотки, которая состарила его раньше времени. Люди считают его стариком, хотя, на самом деле, ему всего лишь […]
    • Сочинение-рассуждение: Возможно ли вернуться после войны? План: 1. Введение а) От «Семьи Ивановых» до «Возвращения» 2. Основная часть а)«Странен и непонятен был родной дом» 3. Вывод а) «Уразуметь сердцем» Уразуметь «сердцем», значит понять П. Флоренский В 1946 году Андрей Платонов написал рассказ «Семья Ивановых», который затем был назван «Возвращением». Новое название более соответствует философской проблематике рассказа и подчеркивает его основную тему - возвращение после войны. Причем речь идет […]
    • Творчество А. Платонова совершенно не поддается однозначным оценкам, его трудно приравнять к чему-то уже известному в литературе. Платонов – писатель особенный и «самобытный». Только к концу ХХ века, после многократного возвращения Платонова к читателю и настойчивого изучения его творчества литературоведами, особенно интенсивного с середины 1980-х годов, стало возможным понять масштаб гениальности этого писателя и мыслителя, осознать его уникальный вклад в литературу ХХ века. Платонов – писатель мирового уровня. […]
    • Иным достался от природы Инстинкт пророчески-слепой: Они им чуют, слышат воды И в темной глубине земной. Великой матерью любимый, Стократ завиден твой удел: Не раз под оболочкой зримой Ты самое ее узрел. Ф. И. Тютчев Афанасий Афанасьевич Фет был искренне убежден, что творить нужно только следуя своему вдохновению, эмоциональному порыву. Он отрицал ведущую роль разума в деле «свободных искусств». Предметом искусства, по его мнению, могут быть, в первую очередь, природа, любовь, прекрасное, и здесь основное […]
    • Сюжет рассказа «Ионыч» прост. Это история несостоявшейся женитьбы Дмитрия Ионыча Старцева. Сюжет строится вокруг двух признаний в любви (так же, как и в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина). Вначале доктор Старцев признается в любви Котику, делает ей предложение и получает решительный отказ, а затем, через четыре года, она говорит Ионычу о своей любви. Но теперь уже он выслушивает ее признание равнодушно. Но на самом деле рассказ – это история всей жизни героя, прожитой бессмысленно. Что же стало причиной того, […]
    • Каждый из нас имеет право на счастливое будущие, на право выбирать и судить, иметь свое место в обществе. На эту тему было написано уйму художественной и научной литературы, многие из них ставшие бестселлерами. Будущее может нести разрушительные последствия, но так же может добавлять в нашу жизнь множество более хороших и светлых вещей. Мы - ключ к светлому будущему, но как же этим воспользоваться? Мы должны все изменить! Изменить прямо сейчас. Для этого нам просто нужно быть добрее, научится с достоинством […]
    • В февральской книжке «Русского вестника» появляется роман Tургенева «Отцы и дети». Роман этот, очевидно, составляет вопрос... обращается к молодому поколению и громко задает ему вопрос: «Что вы за люди?» Таков настоящий смысл романа. Д. И. Писарев, Реалисты Евгений Базаров, по свидетельствам писем И. С. Тургенева к друзьям, «самая симпатичная из моих фигур», «это мое любимое детище... на которого я потратил все находящиеся в моем расположении краски». «Этот умница, этот герой» предстает перед читателем натурой […]
    • ЧАЦКИЙ - герой комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” (1824; в первой редакции написание фамилии - Чадский). Вероятные прототипы образа - ПЯ.Чаадаев (1796-1856) и В.К-Кюхельбекер (1797-1846). Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с другими лицами комедии дают обширный материал для раскрытия темы, заявленной в названии. Александр Андреевич Ч. - один из первых романтических героев русской драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косную среду, […]
    • Загадка любви вечна. Многие писатели и поэты безуспешно пытались разгадать ее. Русские художники слова посвятили великому чувству любви лучшие страницы своих произведений. Любовь пробуждает и невероятно усиливает лучшие качества в душе человека, делает его способным к творчеству. Счастье любви невозможно сравнить ни с чем: душа человека летает, она свободна и полна восторгом. Влюбленный готов обнять весь мир, свернуть горы, в нем открываются силы, о которых он и не подозревал. Куприну принадлежат замечательные […]
    • Роман-эпопея «Тихий Дон» Михаила Шолохова является одним из самых выдающихся произведений русской и мировой литературы первой половины ХХ века. Не отступая от исторической правды, писатель показал жизнь донского казачества, вовлеченного в бурные и трагические события истории России. ХХ век ознаменовал себя как век страшных, кровавых войн, унесших миллионы жизней. Роман-эпопея «Тихий Дон» – произведение огромного художественного масштаба, в котором автор талантливо сумел изобразить мощный ход истории и судьбы […]
    • Легендарная Запорожская Сечь - это идеальная республика, о которой мечтал Н. Гоголь. Только в такой среде, по мнению писателя, могли формироваться могучие характеры, смелые натуры, настоящие дружба и благородство. Знакомство с Тарасом Бульбой происходит в мирной домашней обстановке. Только что вернулись с учёбы его сыновья, Остап и Андрий. Они - особая гордость Тараса. Бульба считает, что духовное образование, которое получили сыновья, - это лишь малая часть того, что нужно юноше. "Всё это дрянь, чем набивают […]
    • Изображая московскую действительность 20–30-х годов в романе «Мастер и Маргарита», М. Булгаков использует прием сатиры. Автор показывает проходимцев и подлецов всех мастей. После революции советское общество оказалось в духовной и культурной самоизоляции. По мнению вождей государства, высокие идеи должны были быстро перевоспитать людей, сделать их честными, правдивыми строителями «нового общества». Средства массовой информации превозносили трудовые подвиги советских людей, их преданность партии и народу. Но […]
    • Каникулы моей мечты я бы хотел провести в городе контрастов – Рио де Жанейро. Один из самых больших городов знойной Бразилии. Почувствовать морской ветер, увидеть фонари чудо города, почувствовать свободу от всего мира, проблем и скучных будней. «Рио-де-Жанейро - это хрустальная мечта моего детства», - признавался Бендер Балаганову. Город чудес раскинулся среди многокилометровых пляжей Копакабана и Ипенема, склонов Кроковаду и Сахарная голова. Образовав собой один из самых красивых городов в мире. Чарующие […]
    • У нас очень дружный и хороший класс. Конечно, бывают и ссоры между учениками, но редко. Каждый из учеников чем-то выделяется среди других - примечательной внешностью, умением что-то делать лучше других, поведением и характером. Хочется написать о многих учениках, но я напишу только о двух настоящих друзьях, совершенно непохожих друг на друга - это Данила и Тимофей. Они неразлучны с первого класса - в школе сидят за одной партой, вместе делают уроки после школы и занятий в кружках. Вместе идут в школу или […]
    • Главным героем в романе - эпопее Л.Н.Толстого «Войны и мира» является народ. Толстой показывает его простоту и доброту. Народ это не только мужики и солдаты, которые действуют в романе, но и дворяне, обладающие народным взглядом на мир и на духовные ценности. Таким образом, народ - это люди, объединённые одной историей, языком, культурой, живущие на одной территории. Но есть среди них интересные герои. Одним из них является князь Болконский. В начале романа он презирает людей высшего света, несчастлив в браке […]
    • Само название комедии парадоксально: "Горе от ума". Первоначально комедия носила название "Горе уму", от которого Грибоедов впоследствии отказался. В какой-то степени заглавие пьесы - "перевертыш" русской пословицы: "дуракам счастье". Но разве Чацкого окружают одни дураки? Посмотрите, так ли много глупцов в пьесе? Вот Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича: Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб... ...А? как по-вашему? по-нашему - смышлен. И сам […]
    • Д. И. Фонвизин жил во времена царствования Екатерины II. Эпоха эта была мрачная, формы эксплуатации крепостных крестьян достигли того предела, когда мог последовать только русский бунт, "жестокий и беспощадный". У просветителей положение крестьян вызывало глубокое сочувствие. К ним принадлежал и Фонвизин. Как и все просветители, писатель боялся полной свободы крестьян, поэтому ратовал за облегчение их участи, возлагая большие надежды на воспитание и просвещение. Митрофан - единственный сын провинциальных […]
    • Есть такое мнение, что ради любви человек способен на многое. Конечно, это хорошо, если любовь подвигла человека на что-то значительное, великое. А если ради любви человек решается на низкое, подлое? Любовь ли это тогда? Чаще всего слово честь мы употребляем со словом совесть. А честь и любовь? Можно ли их связать? Я думаю, что настоящая любовь помогает человеку сохранить честь, а не идти против своей совести. Рассмотрим это на конкретных примерах. Герой повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка" Пётр Гринёв […]
    • Роман И.А Гончарова весь пронизан разными противоположностями. Прием антитезы, на котором построен роман, помогает лучше понять характер героев, авторский замысел. Обломов и Штольц – две совершенно не похожие друг на друга личности, но, как говорится, противоположности сходятся. Их связывает детство и школа, узнать о которых можно в главе “Сон Обломова”. Из него становится ясно, что маленького Илью все любили, ласкали, не давали ничего делать самому, хотя вначале он рвался сделать все сам, но тут прибегали его […]
    • Александр Николаевич Островский был наделен великим талантом драматурга. Он заслуженно считается основателем русского национального театра. Его пьесы, разнообразные по тематике, прославили русскую литературу. Творчество Островского имело демократический характер. Он создавал пьесы, в которых проявлялась ненависть к самодержавно-крепостническому режиму. Писатель призывал к защите угнетенных и униженных граждан России, жаждал социальных перемен. Огромная заслуга Островского в том, что он открыл просвещенной […]
  • Искусство - это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных eгo видах - живописи, архитектуре, скульптуре, литературе , музыке, танцах, театральных постановках, кинофильмах, декоративноприкладном творчестве и др. Искусство является особым способом познания и отражения жизни, со своими законами и средствами. С eгo помощью, так же как и с помощью науки, человек пытается осмыслить, отразить и преобразовать окружающий мир. Оно дает человеку уникальные инструменты познания мира, которых не может предложить ни одна другая сфера деятельности. Очень точно эту черту искусства подметил гёте. Он писал, что искусство «есть посредник тoгo, чего нельзя выcкaзать». Действительно, ведь только в искусстве человек мoжет в полной мере реализовать свое чувственное отношение к окружающему миру.

    В истории человеческого общества искусство возникло относительно рано, тогда, когда у человека начали формироваться первые понятия о себе и об окружающем мире и он одновременно почувствовал необходимость имитировать этот окружающий мир и выражать свои чувства. Большинство ученых считают, что первые формы искусства уходят корнями в первобытное общество и тесно связаны с магией. Так, многочисленные наскальные рисунки, изображающие животных, выполненные, кстати, с высоким мacтepcтвом, по мнению археологов, служили для магических oxoтничьих обрядов.

    Искусство как особую область человеческой деятельности в первую очередь изучает наука эстетика (от греч. asthetikos - чувствующий, чувственный). Она исследует сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, а также общие законы искусства, проявляющиеся в eгo различных разновидностях (поэзии, литературе, музыке , живописи и т. д.).

    ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВА

    Для искусства как деятельности, связанной в первую очередь с человеческими чувствами, очень сложно найти какие- либо жесткие критерии и рамки. Однако с первого взгляда понятно, что это специфическая часть культуры, со своими закономерностями и особенностями. Постараемся в широком и многозначном понятии «искусство» выделить eгo наиболее существенные, отчетливо видимые черты.

    Во-первых, как мы с вами уже выяснили, искусство прежде вceгo связано с чувствами и эмоциями. Для нeгo характерно именно чувственное восприятие окружающего мира. С помощью искусства человек не выражает логику причин и научные законы в сухих формулах, понятных лишь небольшому кpyгy специалистов, а обращается через выразительные формы в первую очередь к чувствам и cepдцу caмoгo обычного человека. В то время как для науки ценны взвешенность, обоснованность и достоверность, для искусства необходимы искренность, эмоциональность и глубина переживаний. Не случайно французский писатель Стендаль говорил: «.. .Искусство живет страстями. Нужно почувствовать пожирающий oгoнь страстей, чтобы преуспевать в нем».

    Вo-втopыx, искусство субъективно. Лишь пропустив окружающий мир через призму своих чувств, человек может претендовать на звание творца. Фотоаппарат тоже способен воспринимать и отражать мир, но только фотохудожник может сделать фотографию произведением искусства, вложив в нее свой талант и свое видение мира. Ведь задача искусства не в том, чтобы «правильно» изображать oкружающее, а в том, чтобы пробуждать в людях чувство прекрасного. Искусство не стремится к объективному oтpaжению реальности. Как точно подметил выдающийся oтeчественный режиссер В. Э. Мейерхольд, «связь между искусством и реальностью та же, что между вином и виноградом ». Даже понятия «вдохновение»,«интуиция»,«воодушевление», характеризующие творческий процесс xyдожни ка, связаны в первую очередь с миром eгo индивидуальных переживаний.

    Наряду с чувством и субъективностью важнейшим для понимания искусства является eгo образность. Именно coздание художественного образа более вceгo отличает искусство от других видов человеческой деятельности. Многие специалисты считают, что образность искусства и есть eгo важнейшая характерная черта. Если для ученого средством познания мира являются теоретические построения и логические выводы, то для деятеля искусства таким инструментом оказывается именно художественный образ - рожденное воображением художника индивидуальное восприятие действительности.

    Чувства в их личном преломлении сами по себе не являются произведениями искусства, но лишь заключенные в рамки лаконичного и эстетически оформленного целого они становятся достойными художественного воплощения. Образ дает возможность художнику отдельными штрихами воссоздать в воображении зрителя или читателя впечатление целого. Причем оно будет окрашено как чувством caмoгo , так и переживаниями зрителя, вoccтaнaвливающего образ на основе собственного опыта. Вслушайтесь в стихи замечательного поэта И. А. Бродского:

    Всю ночь бесшумно, на один вершок,
    растет трава. Стрекочет, как движок,
    всю ночь кузнечик где-то в борозде.
    Бредет рябина от звезды к звезде.

    Для тoгo чтобы изобразить июльскую ночь, поэту не потребовалось описывать пейзаж, освещенность и температуру воздуха. Достаточно оказалось нескольких деталей, чтобы читатель cмoг ощутить тишину и безмятежность летней деревенской ночи.

    В отличие от науки, религии, морали искусство проявляет себя в законченных авторских произведениях. Если первые в значительной степени являются плодом долголетних коллективных усилий и со временем подвергаются переоценке ценностей, то произведения искусства создаются «раз и навсегда». Живописные полотна, скульптуры, литературные произведения на века остаются такими, какими их представил на суд публики автор. А поскольку они продолжают нести отпечаток личности создателя, связь с автором произведения искусства особенно важна. Зачастую как раз имя xyдожника определяет ценность полотна независимо от eгo peальных достоинств. И даже весьма заурядные произведения общепризнанного гения оцениваются подчас весьма высоко. Именно на этом спекулируют те, кто подделывает полотна великих мастеров и создает фальшивые картины.

    Насколько индивидуальным является создание произведений искусства, настолько же индивидуально и их вocприятие. Известная поговорка: «На вкус и цвет товарищей нет» - как нельзя более подходит к искусству и далека от деятельности ученого. Произведения искусства всегда открыты для обсуждения и критики, каждый волен оценивать их в соответствии с собственными вкусами, убеждениями и предпочтениями. у каждого человека, поколения, народа существует свой собственный эстетический опыт, на основе котopoгo и формируются суждения. Вы очень просто убедитесь в этом, если попробуете сравнить художественные вкусы молодежи и пожилых людей. И нельзя сказать, что у одних эти вкусы лучше, чем у других, просто их эстетические предпочтения формировались в coвepшенно разных условиях и за ними стоит совершенно разный жизненный опыт.
    у искусства есть и свои особенности развития. Если научно-технический прогресс прямолинеен и движется от высшего к низшему, то в искусстве такой поступательности не существует. Нельзя сказать, что греческая скульптура ошибочна в сравнении с творчеством импрессионистов. Процессы в художественном творчестве напрямую не зависят от опытного знания и материальных потребностей общества. Очень часто в, казалось бы, неблагоприятных coциальных условиях рождаются настоящие шедевры. Так, Россия крепостного права дала миру знаменитую русскую классическую литературу и музыку, а под гнeтoм сталинcкoгo режима создавали свои лучшие произведения А. А. Ахматова , Б. Л. Пастернак, М. А. Булгаков и др.

    Прогресс в науке, особенно в последнее время, xapaктеризуется непрерывной переоценкой ценностей. То, что раньше представлялось незыблемым, с появлением новых исследований оказывается неверным. Художественные же шедевры остаются неподвластными времени, они сохраняют свою ценность и продолжают воздействовать на все новые и новые поколения. Египетским и древнегреческим скульптурам уже тысячи лет, но они все еще не перестают восхищать зрителей. В искусстве невозможно доказать ошибки предшественников, если их произведения действительно талантливы. Искусство, в отличие от науки, не преодолевает накопленное, оно лишь постоянно обогащает ceбя, бережно сохраняя в своей сокровищнице проверенные временем подлинные шедевры.

    Но вместе с этим для искусства характерны общие для любой области культуры принципы развития. Искусство точно так же рождается в горниле борьбы традиций и новаторства, через противостояние школ, течений и направлений. Вспомните историю русских передвижников, принесших бессмертную славу отечественной живописной школе. Ведь их движение возникло как противодействие утвердившейся в то время академической живописи. Точно так же искусство участвует и в расширяющемся диалогe культур. В результате межнационального общения появилось, например, такое музыкальное явление, как джаз, показавшее плодотворность афроамериканской культуры. Подумайте сами, и вы сможете вспомнить массу примеров,
    подтверждающих тот неоспоримый факт, что культура в наше время переживает процесс интернационализации.

    ВИДЫ ИСКУССТВА

    Искусство проявляет себя в oгpoмнoм разнообразии отдельных видов художественного творчества. Причем их количество со временем лишь увеличивается. Как только человечество изобретает новые технические средства, они вскоре пополняют собой арсенал искусств, становясь причиной появления все новых eгo форм и видов. Так человек прошел путь от наскальных рисунков и несложных музыкальных инструментов до кинематографа со всеми eгo спецэффектами и электронных музыкальных aгpeгaтoв.

    В качестве отдельных видов искусства мы имеем дело с литературой, живописью, скульптурой, архитектурой, музыкой, театром , кино и Т. д. Их различают в зависимости от тoгo, какими средствами и способами создается xyдожественный образ. Так, например, в литературе эстетическое осознание действительности осуществляется посредством слова, в живописи - через зрительные образы, в скульптуре - через объемно-пространственные формы, в музыке - через звукоинтонации и т. д.

    Множество разнообразных видов искусства объединяют в отдельные группы на основе различных критериев. Многие ученые выделяют пространственные и временные виды. Произведения nространственных искусств (живопись , скульптура, архитектура и др.) занимают определенную часть пространства, не меняются во времени и не нaходятся в движении. Произведения же вpeмeнныx иcкусств (литература, музыка, театр и др.), напротив, меняются на протяжении тoгo времени, пока ими наслаждается зритель или слушатель. В театре развивается сюжет пьесы, меняются декорации и мизансцены, в музыке одна тема сменяет другую, в литературном произведении перед мысленным взором читателя проходят события и персонажи, придуманные автором.

    Однако это далеко не единственный способ классифицировать виды искусства. Их делят и с точки зрения участия языка или речи как средства художественного caмовыражения на речевые и и.юбразительные. Кроме тoгo, виды искусства можно подразделять в зависимости от тoгo, какой способ восприятия преобладает в процессе их создания и потребления. В соответствии с этим их делят на зрительные и слуховые.

    Конечно же, подобные классификации достаточно условны, поскольку в их рамки укладываются далеко не все виды искусства. Так, театр впитал в себя литературу, aктepское мастерство, живопись и музыку, eгo действие разворачивается в пространстве и времени, он пользуется речевыми и изобразительными средствами, в eгo восприятии задействованы и зрение и слух . А каким образом можно классифицировать, скажем, балет, цирк, дизайн или моду?

    Искусства, которые стремятся объединить в себе дoстижения других видов, часто называют синтетическими. Их количество стремительно растет вместе с развитием тexники. Достаточно назвать такие сравнительно молодые виды искусства, как фотография, кино и мультипликация, как станет понятным плодотворное влияние техники на развитие искусств. Это содружество становится причиной рождения совершенно новых видов художественного твоpчества, стремящихся совместить в себе, казалось бы, мало подходящие друг другу вещи. Например, в начале ХХ в. русским композитором А. Н. Скрябиным была предпринята попытка создать органический синтез мелодии и cвeтoцветовых эффектов, когда музыкальной гaммe cooтвeтcтвyет определенная гaммa цветов. Было создано специальное оптофоническое пианино, которое вместе со звуком выдaвало на экран определенную цветовую форму. Эта идея получ ила признание уже после Второй мировой войны и тeперь известна под названием светомузыки.

    Кроме многочисленных видов, искусство существует в oгpoмном разнообразии направлений, течений и стилей, которые формируют исторически сложившиеся общие xyдожественные признаки в том или ином виде искусства или в нескольких видах одновременно. Многие историчекие направления искусства вы уже знаете из курсов истории и литературы - это романский и готический стили, барокко, классицизм, романтизм , реализм и т. д. В coвpeменном мире, в отличие от тoгo, как это было раньше, нет одного главенствующего стиля или направления в искусстве. Существует конгломерат самых различных течений, переплетающихся и спорящих друг с другом,- модернизм, экспрессионизм, авангардизм, абстракционизм, сюрреализм, постмодернизм и т. п. Различие их в том, насколько приближенные к реальности образы они используют для передачи собственного видения мира. Например, в живописи эти отношения с действительностью простираются от фотографически точных изображений до совершенно условных комбинаций геометрических фигур. Подобная ситуация в искусстве дает возможность художнику наиболее полно и разнообразно выразить себя и является показателем свободы художественного творчества.

    ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

    Искусство, безусловно, одно из самых демократических явлений в культуре . Оно действует на чувства людей независимо от их социальной и национальной принадлежности. Оно не признает деления между людьми, eгo магия околдовывает всякого, кто готoв понять произведения искусства. Но, будучи общедоступным, оно требует от человека определенного умения, мастерства восприятия прекpacнoгo - эстетической культуры. Понимание красоты и гармонии в искусстве не дается человеку с рождения. Эти чувства в себе необходимо воспитать. Поэтому художественное воспитание и образование должны быть составной частью сформировавшейся личности, способной понять дoстоинства художественного произведения. Только при этом условии человек может в полной мере прикоснуться к высотам подлинного искусства и ощутить наслаждение прекрасным. Только тогда он сможет почувствовать на себе eгo силу, делающую человека добрее, терпимее, лучше.

    ТЕНДЕНЦИИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

    Как и чем живет Россия сегодня? Какие задачи сейчас стоят перед отечественной культурой? Для тoгo чтобы попытаться ответить на эти вопросы, сначала нужно вспомнить, что духовная жизнь России вceгда отличалась своеобразием, некоторые из причин кoтopoгo существовали и сто, и двести лет назад. Существуют они и сейчас. На духовную жизнь России на протяжении веков оказывал воздействие многонациональный состав ее нaceления со своими историческими и религиозными традициями . На громадной неравномерно заселенной территории государству всегда принадлежала особая роль, а культурные процессы тяготели к государственным центрам. Ситуация зачастую характеризовалась разрывом между конcepвативным социальным устройством и передовыми достижениями в области культуры.

    Кроме этого, на современные процессы в духовной жизни российского общества наложили свой отпечаток paдикальные преобразования в российском обществе, которые привели к основательным изменениям в экономическом, политическом, социальном и культурном плане. Жесткий контроль за духовной жизнью общества в Советском государстве породил ситуацию раздвоения культуры. На ее полюсах находились официозная, диктуемая обществу сверху культура и полулегальная культура противостояния, андерграунд cовeтcкoгo общества. Именно в последней области происходили неподконтрольные государству культурные процессы, развивались диссидентская литература и публицистика, тиражируемые в самиздате, искусство,
    не допущенное в выставочные залы, музыка, изгнанная со сцен и концертных площадок. Вспомните хотя бы имена А. И. Солженицына и А. Шнитке, В. С. Высоцкого и М. Шагала, А. д. Сахарова и И. А. Бродского.

    Брешь в идеологическом контроле государства пробили технические достижения. К началу 1970-x гг. бытовая радиоэлектроника стала доступна болыпинству семей, коренным образом изменив систему распространения и по-
    требления духовных ценностей. Возможность копировать в домашних условиях аудио- и видеопродукцию привела к появлению « кассетной!) бесцензурной культуры, поскольку отбор и тиражирование записей зависели только от личных
    интересов каждого человека. Именно таким путем формировалась независимость духовной жизни в СССР .

    Перестройка и последующие реформы полностью изменили всю структуру духовной жизни России. Эти непростые процессы имели как положительные, так и отрицательные итоги.

    Естественно, что вместе с либерализацией всех сторон жизни общество получило свободу самовыражения и в сфере культуры. Появилась возможность активного диалога с культурами других стран. Запрещенные цензурой и нeизвестные до сих пор явления мирового искусства стали общедоступными. Раскрылись двери спецхранов, и общество получило доступ к сокровищнице отечественной культуры без каких-либо цензурных изъятий. Стало доступным и творчество наших соотечественников, оказавшихся по тем или иным причинам в эмиграции. Общекультурным достоянием оказались работы таких мыслителей, писателей и поэтов, как Н. А. Бердяев, п. А. Сорокин, С. Н. Булгaкoв, В. В. Набоков и т. д. С падением «железного занавеса» стало возможным свободно представить и свои культурные достижения на суд мировой общественности. Исчезли идеологические факторы, ограничивающие творчество. Xyдожни к получил возможность свободного самовыражения,
    а потребитель - свободу выбора.

    Из подполья культура хлынула на рынок. И именно здесь ее поджидали основные проблемы. Культура стала заложницей рыночных отношений, вынужденной отвечать запросам публики и при носить при этом прибыль, т. е. быть самоокупаемой. В России начала развиваться массовая культура, которой в СССР фактически не было. (Вспомните, что основная задача массовой культуры - получение прибыли.) В этой ситуации российский рынок заняла продукция западной индустрии развлечений. В кинотеатрах, на телеэкранах, на прилавках книжных магазинов в oгpoмном количестве появились ее образцы. Стандарты американской и в меньшей степени европейской массовой культуры очень быстро стали определяющими. Интерес к достижениям отечественной культуры заметно спал.

    Рыночные отношения подкосили и сильную своими историческими традициями российскую интеллигенцию. В связи с ухудшением экономического положения этой социальной группы она перестала быть платежеспособным потребителем на рынке культуры. Ведь, скажем, книги aвторов элитарной литературы имеет смысл издавать, когда есть люди, готoвыe их покупать. Коммерциализация культуры затруднила доступ к читателям и зрителям произведений массы молодых талантливых писателей, художников и режиссеров. В условиях обострившихся экономических проблем гoсударство ослабило поддержку сферы культуры. Бюджетное финансирование этой области все еще продолжает подчиняться остаточному принципу. Новые социальные условия заставили менять культурную инфраструктуру, т. е. все то, что обеспечивает нормальное функционирование культуры.

    В результате оказались нарушенными система управления культурой, способы материальной поддержки и регулирования, закрылась масса культурных учреждений, были свepнуты многие исследовательские проекты фундаментальной
    науки. Каналы, по которым культурная продукция приходила к потребителю, в большинстве своем разрушились.

    В этой ситуации более вceгo пострадала духовная жизнь провинции и села. Для местных бюджетов оказалось невозможным содержать дома и дворцы культуры, кинотеатры, библиотеки, творческие самодеятельные коллективы, клубы, местные музеи, организовывать выездные спектакли и выступления артистов. Культурная жизнь в еще большей степени, чем раньше, сконцентрировалась в Москве и крупных городах. Для остального населения основным источником получения культурных благ стало телевидение .

    В ситуации, когда общество утратило свои привычные ориентиры, взгляд многих людей обратился к традиционным ценностям религиозных верований. За последние годы существенно выросли авторитет и влияние церкви, значительно увеличилось количество верующих. Для многих религия стала опорой в повседневной жизни. Церковь с успехом влилась в сферу духовной культуры страны, став элементом стабильности и нpaвcтвeннoгo порядка.

    Как мы с вами смогли убедиться, духовная жизнь Pocсии за последние годы претерпела колоссальные изменения
    и приобрела в результате массу проблем. Однако их вce-тaки не стоит считать признаками деградации и полного разрушения культуры, они являются вполне естественными для любого общества переходного периода. Перемены культурных ориентиров просто не мoгут происходить безболезненно. Но вместе с тем они ставят перед российским обществом определенные задачи, от решения которых зависит духовно-нравственная атмосфера в нашей стране.

    В первую очередь необходима поддержка материальной основы культуры - ее инфраструктура, налаженное управление, регулирование и финансирование. Такая инфраструктура должна удовлетворять запросам рынка и учитывать высокие духовные традиции России . Решение этой задачи позволит смягчить острое противоречие между необходимостью широкого заимствования мирового опыта и сохранением самобытности собственной культуры. Широкая открытость общества облегчает усвоение новейших дoстижений внешнего мира, однако оборотной стороной тaкой открытости становится чрезмерное имитаторство, что приводит к подрыву собственного культурного достояния. Слепое копирование образцов западной культуры без должной адаптации к отечественным культурным традициям оборачивается не только духовным, но и социальным разладом. Происходящие при этом утраты не возмещаются частичными или поверхностными обретениями.

    Укрепление и обновление системы образования, восстановление средств и способов привлечения масс к культурным процессам - все это позволит поднять общий уровень культуры. Поддержка отечественного искусства, развитие научных исследований будут способствовать coзданию прочного фундамента культурных традиций будущего. Воспитание толерантности наряду с поддержкой нaциональных духовных традиций даст возможность сгладить противоречия и трудности формирования основ культуры новoгo общества.

    Воспроизводство духовной деятельности обеспечивается системой образования, научными учреждениями, цepковными институтами, структурами СМИ, творческими opганизациями и т. д. Для их нормального функционирования, безусловно, необходима серьезная государственная поддержка. Но вместе с тем культура в значительной Cтeпени создается в духовном пространстве личности . И именно поэтому каждый человек должен ясно сознавать, что культура - это и eгo личное дело, проблема eгo собственнoгo духовного уровня. Без понимания этой отвeтствeнности любые попытки совершенствовать духовную жизнь общества навсегда останутся бессмысленными.

    ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

    1 Любить искусство абстрактно нельзя. Eгo нужно знать и понимать. Оно требует от человека регулярного чтения, посещения музеев, театров, выставок, концертов.

    2 Помните, что в наше время искусство доступно каждому. Даже если вы живете далеко от Москвы или Петербурга, у вас вceгAa есть возможность создавать свои личные библиотеки, фоно- и видеотеки. Очень многo свежей культурной информации несет и телевидение, стоит только внимательно изучить телевизионную прогpaмму.

    3 Произведения искусства станут гораздо доступнее вaшему пониманию, если вы попытаетесь овладеть основами хотя бы oднoгo из eгo видов. Работу художника нaмнoгo проще понять, если вы почувствуете себя на eгo месте.

    Документ
    Из рассказа А. п. Платонова «Среди народа».

    Они стояли один возле другого, радуясь друг другу, как родня. Крестьянину было лет под семьдесят; он был человек небольшого роста, уже высыхающий от возраста, с клочком бурой бороды под подбородком и с теми небольшими, утонувшими во лбу светлыми глазами, которые наш народ называет мнительными: в eгo глазах различалась oдновременно и слабость неуверенной человеческой души, и сосредоточенное глубокое внимание, доверчиво ожидающее, когда истина осенит eгo,- и тогда он будет способен на любую страсть, на подвиг и на смерть. <...> Офицер перед ним был высок ростом, угрюм и худ, с тем выражением спокойствия на лице или привычки к печали, которое бывает у людей, давно живущих на войне. На вид майору можно было дать и пятьдесят, и тридцать пять: eгo могли утомить долгие годы труда. тревоги и ответственности, принимаемой ближо к сердцу, и оставить застывшие следы напряжения на eгo лице, - или то были черты постоянно сдерживаемой крайней впечатлительности, доставляющей усталость человеку. Но в голосе Махонина все еще
    была слышна молодая добрая сила, располагающая к нeму, кто слышал eгo, и звучало добродушие хорошего xaрактера.

    Вопросы и задания к документу

    1. Используя текст отрывка, покажите отличительные черты, присущие искусству.

    3. Как Платонов изображает характеры своих гeроев? Какое впечатление произвели на вас эти образы? Постарайтесь своими словами передать их портреты. Попробуйте дополнить их в соответствии с тем, как вы представили себе этих людей.

    4. Попытайтесь самостоятельно составить художественное описание знакомого вам человека.

    ВОПРОСЫ для САМОПРОВЕРКИ

    1. Что такое искусство? Какое место оно занимает в

    В прозе А. П. Платонова появляется новый тип героя - странствующий философ, пытающийся понять «смысл частного и общего существования» и стремящийся найти путь ко всеобщему счастью. Философские убеждения самого писателя естественным образом передались и героям его прозы, поэтому, чтобы понять своеобразие внутреннего мира платоновских героев, необходимо уяснить особенности мировоззрения самого писателя.

    Неисправимый идеалист и романтик, Платонов верил в «жизненное творчество добра», в «мир и свет», хранящиеся в человеческой душе, в занимающуюся на горизонте истории «зарю прогресса человечества». Писатель-реалист Платонов видел причины, заставляющие людей «экономить свою природу», «выключать сознание», переходить «изнутри вовне», не оставляя в душе ни единого «личного чувства», «терять ощущение самого себя». Он понимал, почему жизнь на время «оставляет» того или иного человека, подчиняя его без остатка ожесточенной борьбе, почему «неугасимая жизнь» то и дело гаснет в людях, порождая вокруг мрак и войну. Платонов синтезировал в своем творчестве идеи многих философских направлений и школ. Отзвуки этих теорий мы находим у героев его произведений. Например, уверенность главного героя романа «Чевенгур» в том, что с помощью труда можно достичь всеобщего счастья, отсылает нас к философии «общего дела» Федорова; а мысль о том, что человечество - «единое существо», перекликается с идеями русского космизма. Последнее особенно близко Платонову и его героям: «Человечество - одно дыхание, одно живое, милое существо. Больно одному, больно всем. Умирает один, умирают все». Труд является средством познания мира, с его помощью человек должен победить силы природы (в мире Платонова природа - враждебная человеку стихия), достичь всеобщего счастья. Мысль о том, что именно труд - это путь человечества к счастью и средство познания мира, глубоко переживается всеми героями Платонова.

    А. Платонов принадлежит к тем немногочисленным авторам, кто услышал в революции не только «музыку», но и отчаянный крик. Он увидел, что добрым желаниям иногда соответствуют злые дела, а в замыслах добра кто-то предусмотрел для усиления своей власти уничтожение многих ни в чем не повинных людей, якобы мешающих общему благу. Все, что было опубликовано из произведений Платонова до последних лет, не могло дать полного представления ни о его мощи как писателя, ни совершить той работы по формированию духовности человека, которая оказалась под силу таким произведениям, как «Котлован», «Чевенгур», «Ювенильное море».

    Платонов ни на кого ни похож. Каждый, кто впервые открывает его книги, сразу же вынужден отказаться от привычной беглости чтения: глаз готов скользить по знакомым очертаниям слов, но при этом разум отказывается поспевать за временем. Какая-то сила задерживает восприятие читающего на каждом слове, каждом сочетании слов. И здесь не тайна мастерства, а тайна человека, разгадывание которой, по убеждению Достоевского, есть единственное дело, достойное того, чтобы посвятить ему жизнь. Герои Платонова говорят о «пролетарском веществе» (сам Платонов говорил о «социалистическом веществе»). В эти понятия он включает живых людей. У Платонова идея и человек не сливаются. Идея не закрывает человека наглухо. В его произведениях мы видим именно «социалистическое вещество», которое стремится из себя самого построить абсолютный идеал. Из кого же состоит живое «социалистическое вещество» у Платонова? Из романтиков жизни в самом полном смысле слова. Они мыслят масштабными общечеловеческими категориями и свободны от каких бы то ни было проявлений эгоизма. На первый взгляд может показаться, что это люди с асоциальным мышлением, поскольку их ум не ведает никаких социально-административных ограничений. Они непритязательны, неудобства быта переносят легко, как бы не замечая их вовсе. Откуда эти люди приходят, каково их прошлое, не всегда можно установить, поскольку для Платонова это не самое важное. Все они - преобразователи мира. Гуманизм этих людей и вполне определенная социальная направленность их устремлений заключается в поставленной цели подчинить силы природы человеку. Именно от них надо ждать достижения мечты. Именно они когданибудь смогут обратить фантазию в реальность и сами не заметят этого. Этот тип людей представлен инженерами, механиками, изобретателями, философами, фантазерами - людьми раскрепощенной мысли. Герои-романтики Платонова политикой как таковой не занимаются. Они рассматривают свершившуюся революцию как решенный политический вопрос. Все, кто этого не хотел, потерпели поражение. И еще потому они не занимаются политикой, что в начале 20-х годов новое советское государство еще не сложилось, сложилась власть и аппарат власти.

    Вторая группа персонажей - это романтики битвы, люди, сформировавшиеся на фронтах гражданской войны. Бойцы. Чрезвычайно ограниченные натуры, каких в массовом порядке обычно порождает эпоха битв. Бесстрашные, бескорыстные, честные, предельно откровенные. Все в них запрограммировано на действие. В силу понятных причин именно они, вернувшиеся с фронта, пользовались в победившей республике безоговорочным доверием и моральным правом на руководящие посты. Они приступают к делу с наилучшими намерениями и с присущей им энергией, но вскоре обнаруживается, что большинство из них в новых условиях чисто автоматически руководит так, как командовало полками и эскадронами на войне. Получив посты в управлении, они не умели ими распорядиться. Непонимание происходящего порождало в них повышенную подозрительность. Они запутались в отклонениях, перегибах, перекосах, уклонах. Безграмотность была той почвой, на которой расцветало насилие.

    В романе «Чевенгур» Андрей Платонов изобразил именно таких людей. Получив неограниченную власть над уездом, они в приказном порядке решили отменить труд. Рассуждали примерно так: труд - причина народных страданий, поскольку трудом создаются материальные ценности, которые приводят к имущественному неравенству. Стало быть, надо ликвидировать первопричину неравенства: труд. Кормиться же следует тем, что природа рождает. Так, по своей безграмотности, они приходят к обоснованию теории первобытнообщинного коммунизма. У героев Платонова не было знаний и не было прошлого, поэтому им все заменяла вера. С тридцатых годов окликает нас Платонов своим особенным, честным и горьким, талантливым голосом, напоминая, что путь человека, при каком бы социальном и политическом устройстве тот ни жил, всегда труден, полон обретений и потерь. Для Платонова важно, чтобы не был разрушен человек. Многое роднит писателя Андрея Платонова с его персонажами-правдоискателями: та же вера в существование некоего «клана общей жизни», те же мечты о революционном переустройстве всей жизни и не менее, чем в масштабе всего человечества, вселенной; та же утопия всеобщего коллективного творчества жизни, в процессе которого рождаются «новый человек» и «новый мир». В поздних рассказах Платонова («Фро», «Возвращение») странствия героев в поисках любви и самих себя заставляют их совершать поступки, выходящие за пределы обывательского понятия нормы. В рассказе «Фро» муж главной героини, инженер, уезжает в командировку на Дальний Восток. Фро не может жить без него и посылает мужу телеграмму о якобы своей смерти, принуждая вернуться. В «Возвращении» главного героя, фронтовика Иванова, заставляют вернуться в семью его собственные дети, хотя он сам готов уже уйти навсегда. Платоновские герои обретают дом только в результате мучительного духовного поиска, и это обретение становится возвращением к самому себе, к своим истокам.

    Своеобразие внутреннего мира героев Платонова связано еще и с особым, «затрудненным», процессом высказывания. Мыслям героя очень трудно найти выражение в речи. Платоновские герои - люди «косноязычные и неможные». В повести «Котлован », когда один из рабочих хочет поинтересоваться у Вощева, что он делает в их бараке, этот простой вопрос принимает такую странную и «трудную» форму: «Ты зачем здесь ходишь и существуешь?».

    Своеобразие внутреннего мира платоновских героев обусловлено напряженными философскими поисками самого писателя. Платонов создает новый тип героя - тип странствующего философа, пытающегося понять «смысл частного и общего существования». Герои Платонова познают счастье и истину через труд. В позднем творчестве писателя герои заняты трудными поисками самих себя, своих истоков.