Снятие с регистрации онлайн-кассы. Как снять с учета в налоговой инспекции онлайн кассу Как закрыть онлайн кассу в налоговой

Бывают ситуации, когда предпринимателю требуется снять онлайн-кассу с учета в налоговой инспекции по собственной инициативе или по требованию ФНС. О причинах снятия онлайн-кассы с регистрации, сроках, правилах составления заявления и порядке действий, читайте в этой статье.

О чем вы узнаете:

Причины снятия онлайн-кассы с учета в налоговой

С 1 июля 2018 года большинство предпринимателей перешли на онлайн-кассы. С момента принятия 54-ФЗ вопрос онлайн-касс обсуждается практически на каждом шагу.

Предпринимателей интересует всё: кому и когда необходимо устанавливать онлайн-кассы, кто получит привилегию в виде отсрочки перехода на новые кассы, кто может не устанавливать онлайн-кассы и т.д.

Ответы на все эти вопросы вы можете найти в материалах Бизнес.Ру . В данной статье разберем не менее важный вопрос: как снять онлайн-кассу с регистрации в налоговой.

Каждому предпринимателю, интересующемуся вопросом перехода на онлайн-кассы известно, что перед тем, как начать работать с новой кассой, её необходимо зарегистрировать в налоговой инспекции .

Попробуйте онлайн-кассу Бизнес.Ру с установкой и настройкой «под ключ». Специалисты бесплатно доставят вам все необходимое для работы оборудование, зарегистрируют онлайн-кассу в ФНС, подключат оператора фискальных данных и обучат ваших кассиров работе с кассовой программой.

А что делать, если возникла причина, по которой кассу необходимо снять с регистрации? Или же как быть предпринимателю, если требование о снятии онлайн-кассы с регистрации выдвинула сама налоговая служба? И не менее важный вопрос – почему налоговая может инициировать снятие онлайн-кассы организации с регистрации?

Исключение онлайн-кассы из списков учета в Федеральной налоговой службе может понадобиться в двух случаях:

  1. По инициативе предпринимателя, владеющего онлайн-кассой

Причины в этом случае могут быть следующими:

  • Смена владельца кассовой техники;
  • Онлайн-касса была похищена или утеряна. В данном случае снятие с регистрации онлайн-кассы будет обязательным условием по причине того, что она может быть использована третьими лицами, будучи официально зарегистрированной на предыдущего владельца;
  • Онлайн-касса может быть снята с учета вследствие поломки. Здесь подразумевается полный выход устройства из строя, без возможности его ремонта. Так как касса не сможет выполнять возложенные на неё функции, она должна быть снята с регистрации в федеральной налоговой службе.
  1. По инициативе Федеральной налоговой службы

В этом случае причины будут другими:

  • Федеральная налоговая служба установила и зафиксировала факт нарушения работы с контрольно-кассовой техникой. Этот вариант может повлечь за собой санкции в виде штрафа. Так же предприниматель обязан будет полностью устранить допущенное нарушение;
  • Закончился срок эксплуатации фискального накопителя. В этом случае предприниматель не имеет права продолжать эксплуатацию кассовой техники.

Порядок снятия онлайн-кассы с учета в налоговой по инициативе предпринимателя: пошаговая инструкция


Для того, чтобы снять с учета онлайн-кассу в 2019 году предприниматель должен произвести следующие действия:

  1. В течение суток после наступления необходимости снятия онлайн-кассы с регистрации предприниматель пишет заявление в ФНС, в котором указывает:
  • название компании;
  • ИНН предприятия;
  • наименование модели кассовой-техники;
  • подробное описание причины (смена владельца, сведения о хищении или потере кассового аппарата).

Документ отправляется в ФНС посредством ЛК (личного кабинета) налогоплательщика или же путем личной передачи заявления в инспекцию.

При передаче техники новому владельцу, предприниматель дополнительно должен приложить к заявлению отчет, подтверждающий факт закрытия ФН.


При использовании кассы в местности, включенной законодательным органом субъекта РФ в список труднодоступных (отсутствие связи с сетью интернет и использование онлайн-кассы в режиме автономной работы), предприниматель обязан дополнительно к заявлению приложить все без исключения фискальные данные, записанные на ФН.


  1. Далее владельцу ККТ необходимо дождаться, когда налоговая сформирует карточку, которая будет содержать информацию о снятии с учета онлайн-кассы. Обычно документ можно получить через пять дней. Карточка будет содержать следующую информацию:
  • информация о наименовании предприятия;
  • ИНН предприятия;
  • наименование модели кассовой-техники, присвоенное заводом-изготовителем;
  • номер, присвоенный кассовому устройству заводом-изготовителем;
  • дата, в которую было произведено снятие онлайн-кассы с учета в Федеральной налоговой службе.

Порядок действий при снятии с учета кассы по инициативе налоговой

Так как онлайн-касса может быть подвергнута снятию с учета по двум причинам:

  • инициативе владельца;
  • инициативе ФНС;

список документов, подаваемый в Федеральную налоговую службу, будет отличаться.

В случае, если необходимо снять онлайн-кассу с учета по предписанию налоговой службы, предприниматель не должен писать заявление, так как ФНС выступает в этом процессе инициатором.


После окончания процесса предприниматель получит карточку, которая будет содержать информацию о снятии с регистрации онлайн-кассы. Стоит отметить, что данный документ будет отправлен в электронном виде, однако у владельца организации всегда есть возможность запросить в налоговой инспекции бумажную версию.

Хотя процесс снятия онлайн-кассы с учета в данном случае происходит проще, однако это не всегда может быть плюсом для предпринимателя, так как инициатива, поступившая от налоговой службы мотивирована выявленными нарушениями.

Важно! Если нарушение не устранено, регистрировать кассу повторно налогоплательщик не имеет права.

То есть, если касса была снята с регистрации по инициативе представителей ФНС, и причиной этому послужило нарушение, допущенное налогоплательщиком в отношении эксплуатации устройства, повторная регистрация онлайн-кассы будет возможна только после полного исправления ситуации предпринимателем.

Читайте статьи про онлайн-кассы:

Кто и зачем снимает онлайн-кассы с регистрационного учета

Онлайн-касса — новый тип ККТ, заменивший кассовые аппараты с ЭКЛЗ с 1 июля 2017 года (и обязательный к применению абсолютным большинством фирм и ИП с 1 июля 2018 года) — должна быть своевременно:

  1. Поставлена на учет.

Только при условии постановки устройства на учет в ФНС (в общем случае данная процедура производится через личный кабинет на сайте налоговой службы) хозяйствующий субъект может легально применять онлайн кассовый аппарат.

Какие-либо сроки постановки ККТ на учет законом не определены. Главное — не начинать торговлю, не произведя данной процедуры.

  1. Снята с учета.

Снятие с учета ККТ проводится налоговой службой по заявлению пользователя устройства (п. 5 ст. 4.2 закона «О ККТ» от 22.05.2003 № 54-ФЗ). Оно должно быть подано в ФНС на следующий день после:

  • передачи устройства стороннему хозяйствующему субъекту;
  • выявления факта утери или хищения устройства.

В свою очередь, ФНС сама (без участия торгового предприятия) снимает с учета ККТ, если:

  • выявлено несоответствие ККТ требованиям, установленным законом;
  • истек срок пользования фискальным накопителем — сменным аппаратным компонентом онлайн-ККТ, который отвечает за формирование платежных данных, шифруемых и передаваемых через интернет в ФНС.

Если хозяйствующий субъект ликвидируется, то ФНС в этом случае также снимает его ККТ с учета самостоятельно (п. 85 Административного регламента по приказу Минфина России от 29.06.2012 № 94н).

Порядок снятия ККТ с учета налогоплательщиком

Рассмотрим теперь общий порядок снятия онлайн-кассы с учета, если оно инициировано самим владельцем ККТ.

Чтобы аннулировать постановку ККТ на учет по своей инициативе, налогоплательщику нужно:

  1. Направить в ФНС заявление по форме, что отражена в приложении № 2 к приказу ФНС России от 29.05.2017 № ММВ-7-20/484@, в установленный срок.

Заявление о снятии с учета онлайн-кассы может быть направлено налоговикам:

  • в бумажном виде;
  • в электронном — через личный аккаунт на сайте ФНС.

Наряду с заявлением необходимо передать в ФНС (включить в состав заявления с помощью онлайн-инструментов) отчет о завершении работы накопителя — в случае если аннулирование постановки кассы на учет не обусловлено утратой или хищением (п. 8 ст. 4.2 закона 54-ФЗ). Если устройство применялось в режиме без отправки данных в ФНС, то для аннулирования его постановки на учет нужно передать в ФНС скопированные с фискального накопителя записи (п. 14 ст. 4.2 закона 54-ФЗ).

  1. Получить из ФНС карточку, удостоверяющую факт снятия ККТ с регистрационного учета.

Данный документ в течение 5 дней после приема ФНС заявления от владельца ККТ становится доступным в Личном кабинете. Можно запросить его бумажную копию в ФНС.

Если карточка не поступила в указанный срок, следует обратиться в территориальное представительство ФНС за разъяснениями.

Полезно будет ознакомиться со структурой формы заявления, которое задействуется для того, чтобы снять онлайн-кассу с учета в налоговой.

Не знаете свои права?

Как выглядит заявление о снятии ККТ с учета

В заявлении последовательно указываются:

  1. Наименование хозяйствующего субъекта — в соответствии с уставом, регистрационными документами, выданными при постановке на учет в ФНС.
  2. ИНН налогоплательщика.
  3. Название модели ККТ.
  4. Заводской номер устройства.
  5. Отметка о том, что причина замены устройства — хищение.
  6. Отметка о том, что причина замены ККТ — утеря.

Если по пунктам 5 и 6 не проставлять отметки, то это означает, что устройство будет исключено из регистров ФНС по причине передачи другому лицу.

  1. Количество листов заявления.

Заявление заверяется руководителем юрлица или ИП (его представителем по доверенности — с указанием реквизитов документа).

Дополняющий заявление отчет о закрытии накопителя создается на компьютере, к которому подключен кассовый аппарат (либо на самом аппарате, если это ККТ автономного типа), с помощью программного обеспечения от производителя ККТ.

Данные, зафиксированные на фискальном накопителе, собираются и передаются в ФНС в порядке, который отражен в письме ФНС России от 16.02.2018 № АС-4-20/3107@. В частности, предполагается размещение таких данных на специальном USB-носителе, который приспособлен к безопасному получению фискальных данных из накопителя.

Итак, теперь мы знаем, какие действия вправе производить в части взаимодействия с ФНС налогоплательщик с онлайн-кассой - как снять ее с учета и какие документы и данные при этом готовить.

Рассмотрим, в свою очередь, действия налогоплательщика в ответ на аннулирование постановки кассы на учет по инициативе ФНС.

Касса снята с учета по инициативе ФНС: что делать дальше

Итак, онлайн-ККТ может быть исключена из реестров ФНС без участия налогоплательщика, если:

  1. Выявлено несоответствие ККТ требованиям закона.
  2. Истек срок службы фискального накопителя.

В обоих случаях, если пользователь желает продолжить торговлю, потребуется повторная постановка устройства на учет в ФНС с применением заявления о перерегистрации. Его форма утверждена в приложении № 1 к приказу ММВ-7-20/484@.

В первом случае перерегистрация возможна при условии устранения нарушений. Такими нарушениями могут быть:

  • использование ККТ, не входящей в реестр, который ведет ФНС;
  • использование ККТ, не обладающей в полной мере техническими характеристиками, установленными ст. 4 закона 54-ФЗ.

Во втором случае перерегистрация возможна при условии замены фискального накопителя на новый.

ВАЖНО! В данном сценарии в течение 1 месяца налогоплательщику нужно передать в ФНС все отраженные в фискальном накопителе данные (п. 16 ст. 4.2 закона 54-ФЗ).

Заявление при этом должно быть дополнено:

  • отчетом о закрытии накопителя;
  • отчетом о корректировке параметров регистрации ККТ в связи с установкой нового фискального накопителя (как и первый документ, формируется на ККТ).

ВАЖНО! То же самое нужно сделать, если перерегистрация при замене накопителя осуществляется без снятия ККТ с учета (это возможно, если замена осуществлена в пределах срока эксплуатации накопителя или по причине изменения режима налогообложения , для которого текущий накопитель не подходит).

Снятие ККТ с регистрации может быть произведено по инициативе пользователя — при передаче ККТ другому лицу, утере или хищении онлайн-кассы; либо ФНС самостоятельно — при обнаружении технологических нарушений в работе кассы и при истечении установленного техническими регламентами срока эксплуатации накопителя. В первом случае нужно передать в ФНС заявление и дополнить его данными, определенными в ст. 4.2 закона 54-ФЗ. Во втором — если кассу нужно использовать далее — потребуется перерегистрировать устройство в порядке, установленном законом.

В нашей стране предпринимателям нельзя заниматься розничной торговлей без кассового аппарата, зарегистрированного надлежащим образом в налоговых органах. Логично, что ККМ, имеющая уникальный идентификационный номер в налоговом реестре и закреплённая за конкретным ИП или юрлицом, не может быть передана другому лицу, продана или утилизирована просто так. Прежде чем совершить любое из этих действий, кассовую технику необходимо снять с учёта.

Когда может понадобиться снятие кассового аппарата с учёта?

Необходимость перерегистрации или полного снятия ККМ с налогового учёта может появиться как при закрытии организации, так и в процессе ее деятельности. Происходит это в таких случаях:

  1. Замена кассового аппарата на другую модель (более новую и функциональную).
  2. Используемая модель ККМ устарела и вычеркнута из государственного реестра ККТ. Срок эксплуатации кассовых аппаратов составляет всего 7 лет с момента начала работы.
  3. Продажа, передача в пользование безвозмездно или за плату (в аренду) другому ИП или организации.
  4. Кассовый аппарат не эксплуатируется, но находится в открытом доступе для работников фирмы, посторонних людей. Во избежание несанкционированного применения его нужно деактивировать, если не планируется в будущем использовать его по назначению.
  5. Закрытие ИП, ликвидация юридического лица также служат основанием для снятия кассы с регистрационного учёта.

На что обратить внимание при снятии кассы с регистрации?

Суть всей процедуры заключается в проверке соответствия информации в кассовом журнале и данных, содержащихся в фискальной памяти аппарата, деактивации машины, снятии и передачи на хранение блока ЭКЛЗ (защищенной электронной кассовой ленты). Однако сам процесс в разных регионах и даже в разных инспекциях ФНС может проходить по-своему.

Есть некоторые нюансы, которые необходимо уточнить заблаговременно в конкретном территориальном налоговом органе – именно в том, в котором и регистрировалась ККМ. Многие ИФНС требуют снятия фискальных отчетов специалистом обслуживающего центра только в присутствии инспектора. В таком случае, предварительно договорившись с инженером ЦТО, нужно в определённый день подъехать в свою инспекцию, захватив с собой кассовый аппарат и все подготовленные бумаги.

Некоторые инспекции смотрят на такие строгости сквозь пальцы и не просят привозить к ним техника и кассу. Для них достаточно корректно оформленных документов, главное, чтобы они были предоставлены сертифицированным ЦТО и своевременно предъявлены регистратору.

При «упрощённом» порядке сотрудник центра обслуживания кассовой техники самостоятельно снимает фискальную память и формирует пакет документов для снятия ККМ с учёта. Владельцу кассы остаётся лишь отнести заявление в налоговую (лично или отправить представителя с доверенностью) в этот же день или в трёхдневный срок, в зависимости от правил, установленных в местной ИФНС.

Планируя снимать ККТ с регистрации, необходимо уточнить, вся ли налоговая отчётность сдана на текущий момент, нет ли задолженностей перед бюджетом, оплачены ли счета ЦТО. Желательно внимательно изучить журнал кассира-операциониста на предмет полноты и правильности внесения информации, а также проверить отметки в журнале вызова техспециалиста. Если всё в порядке, пора заняться подготовкой документации.

Перечень документов для ИФНС

ККМ, подлежащая снятию с учёта в ИФНС, должна иметь следующий сопроводительный пакет:

  • регистрационная карточка, выданная при постановке на учёт;
  • журнал кассира-операциониста (форма КМ-4);
  • паспорт кассового аппарата и паспорт ЭКЛЗ;
  • журнал вызова сотрудников технического обслуживания;
  • копия баланса за последний отчётный период (отмеченный налоговой), кассовая книга или книга доходов и расходов (для ООО и ИП соответственно) – данные документы не обязательны, но могут понадобиться для работы налогового инспектора.

В процессе снятия памяти кассовой машины сотрудник ЦТО предоставляет:

  • акт о снятии показаний счётчиков аппарата (форма КМ-2);
  • чек с фискальным отчётом за всё время эксплуатации ККМ;
  • по 1 чеку-отчёту за каждый из 3-х последних лет работы кассы;
  • помесячные фискальные отчёты за аналогичный период;
  • отчёт по последней ЭКЛЗ;
  • чек о закрытии архива памяти аппарата;
  • акт о передаче блока памяти на хранение.

Представитель организации – владельца ККТ предъявляет налоговому инспектору паспорт (доверенность нужна, если это не сам директор или индивидуальный предприниматель) и заполненное заявление. В 2014 году заявление на снятие с учёта ККМ оформляется на универсальном , который с 2012 года един для всех регистрационных действий с ККТ (при постановке на учёт и внесении изменений в регистрационные карточки).

Порядок снятия ККТ с учёта

Итак, перечислим основные действия по снятию с учёта кассовой машины:

  1. Уточняем нюансы работы «своей» налоговой.
  2. Готовим комплект документов.
  3. Обращаемся в ЦТО для согласования и проведения процедуры.
  4. Наносим визит в ИФНС.

Как видно, инструкция по снятию ККМ с учёта проста и понятна, а сам процесс не занимает много времени. При удачном стечении обстоятельств поход в налоговую не займёт больше 15 минут. Если же отдел регистрации касс не отличается скоростной работой или принимает всего несколько дней в неделю, тогда придётся подождать до 5 дней.

После этого с кассовым аппаратом можно делать всё что угодно: подарить, отдать в аренду, продать или сдать на комиссию в ЦТО. Правда, это касается только тех машин, которые ещё числятся в госреестре: они оснащаются новой памятью и вновь вводятся к эксплуатацию. Аппараты, у которых вышел срок амортизации (7 лет) дальнейшему использованию не подлежат.

Блок ЭКЛЗ на случай камеральной проверки должен храниться в организации в течение 5 лет после снятия с регистрации.

Снятие кассового аппарата с учета в налоговых органах (также, как и регистрация) происходит на сайте ФНС.
Порядок действий следующий:
1. На кассовом аппарате произведите закрытие фискального накопителя. В результате этой операции, кассовый аппарат распечатает отчет о закрытии ФН , содержащий номер фискального документа (ФД) и фискальный признак (ФП). Эти данные потребуются для снятия онлайн кассы с учета в налоговой.

2. Войдите в свой личный кабинет на сайте налоговой. Выберите раздел "Учет ККТ" .

3. В разделе "Учет ККТ" выберите кассу, которую нужно снять с учета.

4. В появившемся окне нажмите кнопку "Снять с регистрации" .

5. В заявлении о снятии ККТ с регистрационного учета необходимо указать следующие данные:

  • дата и время отчета о закрытии ФН;
  • номер фискального документа;
  • фискальный признак.
После заполнения всех данных нажмите кнопку "Подписать и отправить" .

6. Сайт проинформирует о том, что запрос на снятие добавлен.



7. После всех проделанных операций касса снимается с учета.

Процесс снятия кассы с учета, как и ее регистрация и перерегистрация, имеет свой регламент. Чаще всего ККТ снимается с учета по инициативе предпринимателя.

Когда онлайн-касса снимается с учета?

  • передача кассы в собственность другому лицу
  • поломка ККТ
  • потеря или похищение онлайн-кассы.

Налоговая инспекция может инициировать снятие кассы с учета в случае, если:

  1. предприниматель прекратил свою деятельность (появилась запись в ЕГРЮЛ или ЕГРИП);
  2. истек срок действия ключа фискального признака в ФН;
  3. обнаружены нарушения, связанные с исполнением 54-ФЗ.

Налоговая действует самостоятельно, снимая кассы с учета удаленно и отправляя предпринимателю карточку о снятии ККТ с учета в электронном виде в личный кабинет на nalog.ru.

Порядок снятия кассы с учета (по инициативе предпринимателя):

  1. Подать заявление в налоговую инспекцию, где нужно указать: название организации (ИП), ИНН, модель ККТ и ее заводской номер..
  2. Создать отчет о закрытии ФН, если касса передается другому лицу.

Если касса была украдена, сломана или потеряна, а также если снять отчет не представляется возможным по другим причинам - обязательство формирования отчета о закрытии ФН автоматически отменяется.

В течение 5 дней ждать решения налоговой инспекции и смены статуса ККТ. Также предпринимателю стоит помнить, что если касса была сломана, украдена или потеряна, он обязан снять ее с учета в течение 1 рабочего дня с момента происшествия. Если в кассе сломался ФН, вследствие чего она вышла из строя, на снятие с учета дается 5 рабочих дней.