Смотреть что такое "Петрушка (балет)" в других словарях. Игорь Фёдорович Стравинский и его балет «Петрушка Кто написал балет петрушка

«Петрушка. Потешные сцены в четырёх картинах»

Балет Стравинского «Петрушка» создал ему мировую славу. В этом балете открылись такие новшества и дерзновения, что те, которые только что провозглашали его продолжателем Римского-Корсакова, в страхе отшатнулись, шепча, что новое поколение зовёт новые мысли и новые звуки. Им не дано было также остановить всё растущий успех Стравинского!

Событием, определившим целый этап в жизни Игоря Стравинского, стало знакомство с Сергеем Дягилевым, - человеком, посвятившим себя делу пропаганды русского искусства. Благодаря ему началось знакомство европейской публики с творчеством Игоря Стравинского.

Однажды у него возник замысел виртуозной фортепианной пьесы с сопровождением оркестра. Сочиняя её, композитор, по его словам, представлял себе игрушечного плясуна, который «своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр... Получается угнетающая схватка, которая, дойдя до высшей степени возбуждения, заканчивается скорбным и жалобным изнеможением бедного плясуна». Когда Стравинский сыграл это произведение Дягилеву, тот с энтузиазмом воскликнул: «Да ведь это же балет! Ведь это Петрушка!» Так возникла идея балетного спектакля.

Сценарий написал художник Александр Бенуа. Он же стал автором декораций и костюмов.

Партию главного героя на премьере гениально исполнил Вацлав Нижинский. «Я никогда потом не видел такого Петрушку», - говорил впоследствии балетмейстер-постановщик Михаил Фокин.

С «Петрушкой» творчество Стравинского достигло полной зрелости. Вызвавшее при своём появлении довольно резкие расхождения в оценке, произведение это с течением времени получило общее признание.

Действие балета происходит в 30-е годы XIX века на Адмиралтейской площади в Петербурге во время масленичного гулянья, будто списанного с натуры, - настолько ярко, красочно, достоверно изображены народные сцены. Это неудивительно, ведь в балете отразились любимейшие детские впечатления авторов. В детстве Сашу Бенуа и Игоря Стравинского водили на масленой неделе на простонародные увеселения, как говорил впоследствии Бенуа, «учиться России».

Народные сцены в балете напоминают картины художников из объединения «Мир искусства» - Филиппа Малявина («Красный вихрь», «Бабы»), Бориса Кустодиева («Ярмарка», «Балаганы»). В них нашла отражение и русская музыкальная традиция: их прообразом стали массовые народные сцены в операх «Вражья сила» Серова, «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова.

В центре событий находится любовная драма кукол - Петрушки, Арапа и Балерины, изображённая в духе старинного театра масок. Увлечение кукольностью было характерно в начале ХХ века для художников «Мира искусства». Куклу воспринимали как актёра более совершенного, идеального, чем живой человек-актёр. Александр Бенуа даже хотел открыть свой кукольный театр.

Краткое содержание балета

Во время масленичного разгула старый фокусник восточного типа показывает оживших кукол: Петрушку, Балерину и Арапа, исполняющих бешеный танец среди изумлённой толпы.

Магия Фокусника сообщила куклам чувства и страсти настоящих людей. Богаче других наделён ими Петрушка: он и страдает больше, чем и Балерина, и Арап.

Горько чувствует он жестокость Фокусника, свою неволю, свою отрезанность от прочего мира, свой уродливый и смешной вид. Утешения он ищет в любви Балерины и ему кажется, что он находит ответ в её сердце, однако на самом деле она только боится его странностей и избегает его.

Жизнь Арапа, глупого, злого, но нарядного являет полную противоположность жизни Петрушки. Он нравится Балерине, которая всячески старается очаровать его. Это ей, наконец, удаётся, но врывается бешеный от ревности Петрушка и нарушает любовное объяснение. Арап свирепеет и выгоняет Петрушку вон.

Масленичное веселье достигает крайних пределов. Гуляющий с цыганками купчик бросает толпе кипы ассигнаций, придворные кучера танцуют с нарядными кормилицами; толпа ряженых увлекает всех в диком плясе. В момент наибольшего разгула слышны вопли из театра Фокусника. Недоразумение между Арапом и Петрушкой приняло острый оборот. Ожившие куклы выбегают на улицу, Арап поражает Петрушку ударом сабли, и жалкий Петрушка умирает на снегу, окружённый толпой гуляк. Фокусник, приведённый будочником, спешит всех успокоить. Под его руками Петрушка снова возвращается в свой первоначальный кукольный вид, и толпа, удостоверившись в том, что раздробленная голова сделана из дерева, а тело набито опилками, расходится. Но не так просто кончается дело для самого лукавого Фокусника, оставшегося наедине с куклой; к ужасу его над театриком появляется привидение Петрушки, которое грозит своему мучителю и издевается над всеми, поверившими в наваждение.

Звуки музыки

В балете четыре небольшие картины, идущие без перерыва. Их соединяет барабанный бой. В двух средних картинах показана жизнь кукол, крайние картины – массовые сцены праздничного гулянья. В них широко использованы русские мелодии от архаичных простейших мотивов до уличных песен.

Интересно звучит начало первой картины: по горизонтали и вертикали переплетаются «гармошечные» кварто-терцовые попевки у флейт, кларнетов, валторн, виолончелей, арфы, образуя шумящий звуковой комплекс. Он то звучит как тема, то образует фон для других тем.

На сцене - толпа, гомонящая, пёстрая, хмельная, а в ней то и дело мелькают колоритные персонажи. Вот прошли гуляки, Балаганный Дед, стремясь перекричать толпу, зазывает зрителей. Заиграла старая, простуженная шарманка с западающим клапаном песню «Под вечер осенью ненастной» (два кларнета). Её перебивает незатейливая песенка «Деревянная нога» в сопровождении позвякивающего треугольника, под которую пляшет в валенках уличная танцовщица. Мелодию этой песни Стравинский записал от шарманщика в предместье Ниццы. Позднее, по решению суда, ему пришлось выплачивать гонорар её автору – некоему Спенсеру. На другом конце сцены музыкальный ящик заиграл песню «Чудный месяц плывёт над рекою» (колокольчики), а шарманка продолжает занудливо гудеть свою мелодию. Эти контрапункты создают реальное впечатление уличной пестроты и разноголосицы, всё более усиливающейся к концу сцены.

Появляется Фокусник, и шум сразу прекращается. В низком регистре у фаготов и контрафагота глухо звучит таинственная, построенная на хроматических мотивах тема Фокусника, а в высоком регистре призрачно мерцают челеста, арфа, скрипки с сурдиной.

Играя на флейте простейшую мелодию, построенную на звуках доминантсептаккорда, Фокусник подходит то к одной группе зрителей, то к другой, будто завораживая их, а затем распахивает занавес своего театрика. Толпа видит трёх кукол – Петрушку, Арапа и Балерину. Фокусник прикасается к ним своей флейтой, и куклы пляшут «Русскую». Их танец - это колкая, механически ритмичная музыка с преобладанием тембра фортепиано. В ней можно узнать тему русской песни «Ай, во поле липенька».

Во второй картине действие происходит в комнатке Петрушки, маленького, уродливого человечка, жестоко страдающего от неразделённой любви… Резко открывается дверь, и чья-то нога грубо вталкивает Петрушку. Он падает ничком, вздрагивает от рыданий, затем вскакивает, мечется по комнате, стучит в дверь. Все его движения выражают отчаяние и протест.

Музыка Петрушки носит импровизационный характер, развитие построено на частой смене мотивов, темпов, тембров, фактуры, передавая мгновенные переходы от одного настроения к другому.

Петрушка мечтает о Балерине. Три небольших лирических танца - Адажиетто, Андантино, Аллегро - это его любовные грёзы. Первые два танца звучат в высоком регистре у фортепиано хрупко, изломанно, нежно.

На пороге комнатки появляется Балерина. Петрушка счастлив, но Балерина равнодушна к нему, она уходит, и снова в отчаянии мечется игрушечный человечек. В ярости грозит он кулачком портрету Фокусника на стене.

Грустная ирония характеристики Петрушки напоминает о героях фильмов Чарли Чаплина, таких же некрасивых, неловких, одиноких, но обладающих бесконечно добрым, любящим сердцем. По словам А. Бенуа, «Петрушка – олицетворение всего, что есть в человеке одухотворённого и страдающего, иначе говоря, начала поэтического».

Совершенно иными - внешне красивыми, нарядными, но глупыми, примитивными - изображает в третьей картине Стравинский Арапа и Балерину. Действие происходит в комнате Арапа. Он лежит на тахте на фоне ярких восточных ковров и сосредоточенно изучает большой кокосовый орех. Арап перебрасывает его с ног на руки, трясёт, прислушивается к тому, что там, у ореха внутри, пытается расколоть его саблей, но тщетно. Тогда Арап опускается на колени и начинает почтительно кланяться ореху, как божеству.

Танец Арапа с орехом представляет собой карикатуру на музыку восточного характера. Он корявый и неуклюжий. Бас - кларнет и кларнет играют в унисон на расстоянии двух октав на фоне «ковыляющего» аккомпанемента.

Ещё более карикатурный облик приобретает музыка с появлением Балерины. Она танцует в сопровождении военного барабана и корнет-а-пистона, тема которого напоминает ученический этюд.

Арап во время танца Балерины обеспокоен тем, что она может увидеть орех, и старается запрятать его поглубже под подушку. Затем начинается традиционный для классического балета любовный дуэт. Но с какой беспощадной иронией и сарказмом изображает Стравинский эту «лирическую» сцену!

Два банальнейших вальса в ми-бемоль мажоре и си мажоре чередуются, образуя трёхчастную форму. В первом вальсе непрерывно «икает» на первую восьмую аккомпанирующий фагот, сопровождая примитивную мелодию флейты и корнет-а-пистона.

Второй вальс - это пародия на чувствительные бытовые вальсы начала ХХ столетия. В басу к нему присоединяется тема Арапа, но она никак не может попасть в такт и все время звучит на 2/4, поперёк трёхдольного такта. Арап явно не умеет танцевать вальс!

Внезапно в дверь просовывается голова Петрушки. Он растерян, он никак не может поверить, что Балерина любит не его, а глупого, злого Арапа. Возникает ссора. Арап в ярости хватает кривую саблю и преследует убегающего Петрушку. В музыке на темах Арапа и Петрушки звучит небольшая «батальная симфония».

В четвертой картине действие снова происходит на площади. Продолжается народное гулянье, но уже под вечер.

Стравинский писал об этой картине: «Последний акт складывается интересно: беспрерывные быстрые темпы, мажоры, отдаёт какой-то русской снедью, щами что ли, потом, сапогами, гармошкой. Угар! Азарт!» В гомонящей толпе появляются различные персонажи: танцуют кормилицы, кучера, конюхи, мужик показывает учёного медведя, захмелевший ухарь-купец в окружении цыганок разбрасывает в толпу деньги, веселятся ряженые.

Танцы образуют большую сюиту, в которой композитор эффектно использует темы популярных песен: «Вдоль по Питерской», «Ах вы, сени», «По улице-мостовой». Они как бы выплывают из непрерывно звучащего ритмофона, то пронзительно-звонкого, как в танце кормилиц, то тяжеловесного, как в танце кучеров и конюхов. От танца к танцу накапливается всё большая сила, мощь, удаль, достигая кульминации в танце ряженых. Всё закружилось в бешеном угарном плясе. И вдруг пронзительная фанфара останавливает танец: Арап гонится за Петрушкой по площади, настигает его и убивает. Смерть Петрушки - всего лишь несколько тактов музыки, но в них заключена целая драма жизни и смерти. Падает бубен (в партитуре Стравинский написал: «Держать бубен совсем низко и уронить его»), на фоне очень высокого тремоло струнных жалобно вздыхают флейты. Как отзвук, возникает лейтмотив Петрушки, тихо и нежно флейта-пикколо вспоминает тему любовного танца. Она обрывается, недопетая...

Слышны «деловитые» шаги фагота. Фокусник поднимает Петрушку, приказывая притихшей толпе, что это всего лишь кукла, а все происшедшее - часть театрального спектакля.

Толпа медленно расходится. Все тише звучат гармошечные переборы. Гаснут фонари. Фокусник волочит за собой тряпичную куклу. Внезапно его охватывает страх: над ширмой появляется Петрушка, угрожая ему. Пронзительно звучащий у трубы-пикколо лейтмотив Петрушки и отголоски музыки гулянья завершают балет.

Музыка балета отличается исключительным богатством неистощимой изобретательностью, мастерством. Бесконечно разнообразны ладогармонические средства, великолепен блестящий, красочный оркестр. Весь музыкальный материал - народно-жанровый, лирический, фантастический, пародийно-восточный, карикатурно-бытовой - облекается в стройную четырёхчастную симфоническую композицию - своего рода симфонический цикл. Не случайно музыка балета «Петрушка» часто включается в репертуар симфонических оркестров как концертное произведение.

Вопросы и задания:

  1. Кто был автором сценария, костюмов и декораций балета «Петрушка»?
  2. В каком году и где состоялась премьера этого балета?
  3. Назовите имя первого исполнителя роли Петрушки.
  4. Как построен балет и каково его содержание?
  5. Мелодии каких народных песен использовал Стравинский в первой и четвертой картинах балета?

Послесловие

Балет «Петрушка» считался шедевром Русских сезонов Дягилева до Первой мировой войны. Во время премьеры балета ровно сто лет назад в парижском Шатле никто не мог и предположить, что кукла Петрушка со своими нелепыми позами и грустным лицом станет авангардом русского балета.

«Петрушка» - не такой простой балет, как может показаться с первого взгляда, в нем сочетаются эстетические поиски начала ХХ века с первыми образами рождающегося импрессионизма. Внимательный зритель увидит в сюжете «Петрушки» и «личные мотивы», а именно взаимоотношения между солистами в труппе театра. Известный импресарио Сергей Дягилев легко узнаваем в образе загадочного фокусника, который умеет тянуть за «правильные» ниточки своих марионеток «театра живых фигур».

В образе Петрушки интуитивно угадывается трагическая судьба великого танцовщика Вацлава Нижинского: Петрушка был заключён в малюсенький шкафчик театра, тогда как Нижинский провёл не один год в сумасшедшем доме. В балете «Петрушка» присутствует также и «любовная интрига» артистов. Известно, что Фокин и Нижинский были неравнодушны к прекрасной балерине Тамаре Карсавиной, исполнявшей роль балерины театра марионеток. Вначале Карсавина отвергла Фокина, и он, решив ей отомстить за своё унижение, создал образ бездушной пустышки-марионетки, влюблённой в глупого и богатого Арапа. Карсавина была равнодушна к Нижинскому - так же, как и балерина к Петрушке. Несмотря на многочисленные любовные интриги внутри труппы, Карсавина и Нижинский оставались настоящими звёздами парижских Русских сезонов. Тамаре Карсавиной очень нравилась роль балерины, она танцевала её вплоть до завершения своей карьеры.

Балет «Петрушка» - это балет о личной свободе и несвободе артиста, в нём сплетаются и ярмарочные гулянья, и романтическая история, и русский народный театр. Спустя сто лет балет «Петрушка» все ещё актуален и интересен зрителю, это живая картина лирического мира кукол и жестокого мира людей, которая переплетается в едином хороводе танца.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 20 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Стравинский. Балет «Петрушка»:
Вальс, mp3;
Гулянье на масленице в Петербурге, mp3;
Русская, mp3;
У Петрушки, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Премьера спектакля состоялась в Париже 13 июня 1911 года. Музыку к балетной постановке написал Игорь Фёдорович Стравинский на основе либретто Александра Бенуа. Художественным руководителем стал непревзойдённый новатор Михаил Фокин, поставивший «Карнавал», «Шопениана», «Жар-Птица» и многие другие представления в рамках Русских сезонов балета в Европе.

Балет «Петрушка» оказался одним из самых успешных и популярных в репертуаре Дягилевских постановок. Он пережил смерть самого Дягилева, распространился по континентам и регулярно восстанавливается и по сей день во многих театрах и труппах мирового значения.

Отличительной чертой балета стало его фольклорное содержание, яркость, новизна, энергичность, свежесть и стремительность музыки и невероятная чёткость, и отточенность движений танцоров.

Главными героями балета являются Петрушка, Балерина, Арап и Фокусник.

Петрушка - это популярный персонаж русского народного кукольного театра, появившегося во второй половине 19-ого века. Это перчаточная кукла в остроконечной красной шапке с кисточкой и широких шароварах. Петрушка - вечный и несчастный герой ярмарок всех стран. Его прототипом по одной из версий является персонаж итальянского уличного комедийного театра Дель-Арте Пульчинелла. Его руки и ноги, набитые опилками, болтались, заворачивались внутрь от собственной тяжести и дергались, послушные невидимой нитке Фокусника. Он словно хотел выбиться из своего тела, но никчёмность усилий приводила к трагедии. Он размахивал дубинкой и разгонял своих врагов.

Ещё одним прототипом Петрушки считается Педрилло - любимый шут российской императрицы и самодержавицы Анны Иоановны (годы её правления: 1730-1740 гг). Одним из его прозвищ при дворе было именно „Петрушка“.

Главные герои балета - куклы у жестокого фокусника, который попытался дать своим марионеткам настоящие человеческие качества, страсти и чувства. Придание человеческого характера куклам сыграло жестокую шутку с персонажами истории.

Петрушка оказался богаче других наделён страстью, болью и переживаниями. Он начал страдать больше, чем другие, чувствовать свою уродливость и смешной собственный вид, свою неволю, свою отрезанность от человеческого мира. Он ищет утешение в своей любви к кокетливой Балерине, которая заигрывает одновременно с обоими героями истории. В конце концов, она, боясь странностей Петрушки, его смешного вида, избегает его, и предпочитает ему злого и глупого Арапа. Бешеный от ревности Петрушка нарушает идиллию встречи Арапа и Балерины. Освирепевший Арап выгоняет Петрушку вон, а затем саблей убивает его на виду у всей толпы. Несчастный Петрушка остаётся умирать на улице на снегу, окружённый зеваками. Люди понимают, что голова разбитой куклы деревянная и внутри его тела опилки и равнодушно расходятся. Фокуснику удаётся восстановить сломанную куклу Петрушки, однако его человеческий обиженный дух теперь постоянно витает над вертепом Фокусника и издевается над ним, угрожая своему мучителю.

Главную роль в спектакле сыграл известный танцор Вацлав Нижинский. Партию Балерины исполняла Тамара Карсавина. После спектакля его персонажей часто отождествляли с реальными лицами, а именно Петрушку сравнивали с исполнителем его роли Нижинским, а Фокусника с руководителем Русских Сезонов Сергеем Павловичем Дягилевым. Примерно также в дальнейшем актёр воспринимал самого себя. Конфликт Нижинского и Дягилева был конфликтом марионетки и кукловода. Эта роль стала для Нижинского как крик души, он словно играл самого себя, подверженного влиянию своего строгого, жёсткого и требовательного руководителя, у которого сам являлся словно куклой-марионеткой.

Примечательно, что надгробный памятник Вацлава Нижинского на кладбище Монмартр в Париже представляет собой статую, изображающую танцора именно в образе Петрушки.

Скульптура Пауля Шойриха из балета «Петрушка» отражает новые эстетические ориентиры, открывшиеся в начале 20-го века. Сам интерес художника к балетным постановкам Михаила Фокина можно считать данью веяниям новой эпохи - стремлению ко всему новому, яркому и неожиданному. 18 лет спустя после премьеры в Европе балета «Петрушка» Шойрих нашёл свои старые зарисовки к увиденному представлению и решил их воплотить в скульптуре. Внимание в рамках югендстиля, в котором выполнял большую часть своих прошлых произведений выдающийся скульптор Шойрих, обращалось к танцу, театру, маскараду, пластике движений - сценическому образу вместо реального характера. Эта черта была затем унаследована новым стилем в искусстве и в частности Шойрихом, который назывался Арт-Деко.

Образ Петрушки и Балерины в скульптуре невероятно точен - шарманка, как необходимый атрибут народных гуляний, палка в безвольных непослушных руках Петрушки, абсолютно ничего не выражающий тупой взгляд Балерины и вся обида и грусть, выраженная в слезинке из прикрытого глаза несчастного бедолаги Петрушки.

Для ценителя творчества Сергея Дягилева, его уникальных балетных постановок и непревзойдённого качества фарфора Meissen эта фигура станет истинной ценностью, хорошим вложением средств и настоящим украшением дома.

Петрушка
Балет в одном действии
Либретто А. Бенуа и И. Стравинского.
Балетмейстер М. Фокин.
Первое представление: Париж, театр «Шатле», 13 июня 1911 г.
Действующие лица^
Петрушка. Балерина. Арап. Фокусник. Уличные танцовщицы. Шарманщик. Ухарь-купец, Две цыганки. Кучера, извозчики. Кормилицы. Купцы. Ряженые: Баба, Черт, Коза, Гусар,Поваренок. Мастеровые. Гуляющие.

Гулянье на Масленицу в Петербурге. Балаганы на Царицыном лугу. Движется пестрая толпа: военные, купцы, петербургские франты, старая графиня с лакеем, воспитанники кадетского корпуса, горничные, мастеровые. Появляются шарманщики и уличные плясуньи. Они озябли, но все же начинают представление. Шум праздничной толпы прерывается барабанным боем. Два гренадера эпохи Николая I отодвигают толпу и открывают скрытый за ситцевой занавеской балаган. Появляется Фокусник-чародей, одетый в восточный костюм. Он делает пассы и наигрывает на флейте.Внутри балагана видны три куклы на штативах: слева Арап, посередине Балерина, справа Петрушка. Куклы начинают плясать, вначале на месте, а потом и среди толпы. Балерина, пустенькая кокетка, танцует то с одним, то с другим. Петрушка, ревнуя ее к Арапу, ударяет соперника палкой.
Гаснет свет. Падает занавес. Появляются гренадеры. Звучит барабанная дробь.
Комната Петрушки, серая, неприглядная. В ней одиноко, как в тюремной камере. Раздается пронзительный вопль. Ударом ноги Фокусник вталкивает Петрушку в дверь. Он падает на пол - жалкий, несчастный. Петрушка плачет. Чародей груб и жесток с ним, а Балерина, которую он любит, увлечена Арапом. Неожиданно появляется Балерина. Петрушка счастлив! Он радостно кружится от избытка счастья. О радость, она наконец пришла! Но Балерина не намерена задерживаться в комнате Петрушки. Не понимая его радости, она испуганно пятится к двери, уходит.
Петрушка опять одинок и никому не нужен. В отчаянии он бросается к портрету безжалостного хозяина-фокусника, грозит ему. Что делать? Выхода нет. В исступлении Петрушка пробивает стенку своей комнаты. Вдалеке слышны звуки гармошки. Там жизнь и веселье!
Темнота. Снова выходят гренадеры и бьют в барабаны.
Комната Арапа с пестрыми экзотическими узорами на стенах. Ленивый Арап, лежа на оттоманке, развлекается большим кокосовым орехом. Ему нравится, что в орехе что-то шумит, и он пытается расколоть его своей кривой саблей. Это ему не удается, тогда он начинает молиться. В орехе сверхъестественная сила - божество для тупого Арапа.
Раскрывается дверь, и на пороге появляется Балерина. Она наигрывает веселую мелодию на кларнете. Арап недоволен ее появлением и не скрывает этого. Но Балерина побеждает его своим кокетством. Арап пытается ее обнять. Внезапно дверь распахивается и с пронзительным криком влетает Петрушка. Он в исступлении носится по комнате. Арап выталкивает Петрушку. Балерина восторгается храбростью и силой Арапа и падает в его объятия.

Дробь гренадерских барабанов.
Снова масленичное гулянье. Вечереет. В медленном, как бы скользящем танце проходит вереница кормилиц, их сменяет поводырь медведя, потом пьяный купчик с двумя молодыми цыганками. Купчик сорит деньгами. Пляшут, чтобы согреться, кучера и конюхи. Вбегают ряженые.

Пляс и веселье обрываются. За ситцевой занавеской балагана что-то происходит: точно кто-то хочет вырваться наружу, на волю. Наконец выбегает испуганный Петрушка, настигаемый Арапом. Арап убивает Петрушку. Зовут будочника. Появляется Фокусник и объясняет собравшимся, что это лишь кукла, не больше. Он показывает набитое опилками тело Петрушки. Все расходятся. Неожиданно в тишине раздается пронзительный крик. Освещенный луной, на крыше балагана появляется Петрушка; он грозит кулаками своим мучителям.

В образе Петрушки, 1911 год

«Петрушка» - это история одного из традиционных персонажей русских народных кукольных представлений, Петрушки , сделанного из соломы и опилок, в котором тем не менее просыпается жизнь и развиваются эмоции.

История создания Балета

Первоначально композитор сочинил небольшую виртуозную концертную пьесу для оркестра с солирующим роялем. «Когда я сочинял эту музыку, - вспоминает Стравинский, - перед глазами у меня был образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи, который своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр, в свою очередь отвечающий ему угрожающими фанфарами. Завязывается схватка, которая в конце концов завершается протяжною жалобой изнемогающего от усталости плясуна. Закончив этот странный отрывок, я целыми часами гулял по берегу Леманского озера , стараясь найти название, которое выразило бы в одном слове характер моей музыки, а следовательно, и моего персонажа. И вот однажды я вдруг подскочил от радости. „Петрушка"» . Когда Стравинский сыграл это произведение С. П. Дягилеву , тот с энтузиазмом воскликнул: «Да ведь это же балет! Ведь это Петрушка!» Так возникла идея балетного спектакля, а Дягилев подхватил эту идею и настоял на её разработке.

Стравинский написал фортепианное переложение «Трех пьес из "Петрушки"» в 1921 году. В 1946 году он сделал новую редакцию партитуры «Петрушки», которая по его словам «представляется мне гораздо более удачной».

Действующие лица:

  • Петрушка
  • Балерина
  • Фокусник
  • Балаганный дед
  • 1-я уличная танцовщица
  • 2-я уличная танцовщица
  • Шарманщик
  • Ухарь-купец
  • 1-я цыганка
  • 2-я цыганка
  • 3-я цыганка
  • Кучера, извозчики, кормилицы, ряженые: баба, чёрт, коза, гусар, поваренок; мастеровые, гуляющие.

Известные постановки

  • 13.6.1911 - Премьера. Русские сезоны, театр «Шатле », Париж, художник Александр Бенуа , дирижёр Пьер Монтё , балетмейстер Михаил Фокин ; Петрушка - Вацлав Нижинский , Балерина - Тамара Карсавина , Арап - Александр Орлов , Фокусник - Энрико Чеккетти .
  • 1919 - Нью-Йорк
  • 20.11.1920 - Петроградский театр оперы и балета , балетмейстер Леонид Леонтьев (по постановке Михаила Фокина), художник Александр Бенуа, дирижёр Эмиль Купер ; Петрушка - Леонид Леонтьев, Балерина - Елена Люком , Арап - Василий Вайнонен .
  • 6 февраля 1921 - Большой театр , Москва; возобновление постановки Фокина; Балерина - Екатерина Гельцер , Петрушка - Виктор Смольцов , Арап - Владимир Рябцев .
  • 1925 - Копенгаген
  • 1932 - Буэнос-Айрес
  • 1933 - Рим
  • 1936 - Лондон
  • 1936 - Монте-Карло
  • 1948 - Париж
  • 1955 - Кейптаун
  • 26.3.1961 - Ленинградский Малый театр, балетмейстер Константин Боярский (по постановке Михаила Фокина), художники В. М. Купер, Э. Я. Лещинский (по эскизам Александра Бенуа), дирижёр Сергей Прохоров; Петрушка - Валерий Панов , Балерина - Мария Мазун, Арап - А. Г. Мирецкий.
  • 30.6.1964 - Большой театр (на сцене КДС), балетмейстер Константин Боярский (по постановке Михаила Фокина), художники В. К. Клементьев, M. H. Прокудина (по эскизам Александра Бенуа), дирижёр Евгений Светланов ; Петрушка - Владимир Васильев , Балерина - Екатерина Максимова , Арап - Эсфандьяр Кашани, Фокусник - Э. Г. Володин.
  • 25.6.1982 - Большой театр , возобновление, балетмейстер Константин Боярский (по Михаилу Фокину), художник Прокудина (по Александру Бенуа), дирижёр Александр Лавренюк ; Петрушка - Михаил Цивин , Балерина - Людмила Семеняка , Арап - В. H. Елагин, Фокусник - Юрий Папко.
  • 1990 - Театр имени Кирова , сценарист и балетмейстер О. М. Виноградов, художники В. А. Окунев, И. И. Пресс, дирижёр Валерий Гергиев ; Петрушка - Андрис Лиепа (затем Сергей Вихарев); постановка экранизирована на ТВ (1990).
  • 6.02.2010 - Мариинский театр , хореография М. Фокина в постановке Гэри Криста, сценография Батожана Дашицыренова по А. Бенуа.

Художественные особенности

Действие балета, этого «балета-улицы» по словам Бенуа, происходит в 30-е годы XIX века на Адмиралтейской площади в Петербурге во время масленичного гулянья, а в балете несомненно отразились любимейшие детские впечатления авторов. В центре событий находится любовная драма кукол - Петрушки, Арапа и Балерины, изображённая в духе старинного театра масок. Это история несчастной любви к Балерине, отвергающей его и предпочитающей ему Арапа, который в конце концов убивает соперника - Петрушку. В балете четыре небольшие картины, идущие без перерыва, которые соединяет барабанный бой. В двух средних картинах показана жизнь кукол, крайние картины - представляют собой массовые сцены праздничного гулянья.

Петрушка - один из самых ярких балетов И.Ф. Стравинского. Эта музыка настолько живая и выразительная, что можно не смотреть на сцену - воображение само рисует образы Петрушки, Арапа, Балерины, масленичных гуляний. Критик Я. А. Тугенхольд приветствовал «Петрушку» как новое замечательное достижение на поприще синтеза искусств («"Петрушка" прежде всего живопись, музыка и пластика» - «Аполлон », 1911, № 6). Автор «Книги о Стравинском» Б. Асафьев отмечая, что в этом балете композитор «впервые заговорил самостоятельно, своим блестящим и сочным языком» писал: «Партитура „Петрушки" сама по себе, независимо от сценического действия, представляет пластически и динамически яркое и характерное целое: фантастическую повесть на сочной конкретно выявленной реальной бытовой основе. Сценическая стилизация даже несколько уменьшает и суживает динамический размах и образность музыкального действия. Концертное исполнение даёт воображению больше пищи» .

В этом балете происходит драматизация и психологизация действия: Петрушка из бойкого шалуна и персонажа комедии, представителя народной смекалки и юмора, превратился в хореографический вариант литературного типа «маленького человека ». Бенуа так определял суть роли Петрушки: «выразить жалкую забитость и бессильные порывы в отстаивании личного счастья и достоинства». Стравинский, вспоминая об исполнении роли Петрушки В. Нижинским , подчеркивал драматическое начало вместо привычного хореографического: «Прыжки, в которых он не знал соперников, уступали здесь место драматической игре, музыке и жесту» . М. Фокин о характере главного персонажа писал следующее: «Мне невыразимо приятно, [что] композитор нашёл те звуки, те сочетания звуков и тембров, кот[орые] рисуют передо мной образ любящего, забитого, всегда несчастного Петрушки. Сейчас, когда я подбираю слова, чтобы сказать, что такое Петрушка, я чувствую, как слабо слово или как беспомощен я, и еще более ценю красноречие музыки и жеста» . Т. П. Карсавина сумела, по мнению Бенуа, «...остаться прелестной и пленительной. Ей к тому же очень шел тот потешный костюм, который я почти дословно скопировал с одной статуэтки гарднеровского фарфора. Превосходный Орлов мастерски справился с ролью Арапа, трудность которой заключается в том, чтобы дать впечатление „механической бессмысленности" с примесью чего-то звероподобного». Известный импресарио Сергей Дягилев узнаваем в образе загадочного фокусника, который умеет тянуть за ниточки своих марионеток «театра живых фигур».

Кукольная драма помещена в праздничную обстановку русских масленичных гуляний. В балете слились мотивы русских песен, городского песенного фольклора и мелодий в народном духе, написанных композитором. Композитор использовал народные мелодии и городской фольклор: «Ах вы, сени, мои сени», «Вдоль по Питерской », «Далалынь, далалынь», «А снег тает, вода с крыши льется», «Под вечер осенью ненастной», «По улице мостовой» и др. Вообще, музыка Стравинского похожа на яркие цветные пятна, переливающиеся друг в друга, это сочетание несочетаемого. Много мелодий, ритмов из музыки Стравинского (и в том числе балета «Петрушка») легло в основу современного музыкального искусства. С искренней симпатией о балете отозвался Клод Дебюсси , который в письме 10 апреля 1912 года писал: «Вы пойдете гораздо дальше, чем в «Петрушке», это наверняка, но уже теперь Вы можете гордиться своими достижениями» . Ж. Кокто в своей книге «Призыв к порядку» (Le Rappel à l"ordre, 1926) писал о балете:

- «На первых порах Стравинского признали отдельные знатоки, но мало-помалу и публика канонизировала "Петрушку".

Итак, "Петрушка" по праву стал считаться классикой, а произошло это, во-первых, благодаря его фольклорной основе и, во-вторых, потому, что его стали использовать в борьбе с еще более новым. Это совершенно в духе публики: ковылять от шедевра к шедевру, всегда отставая на один; признавая вчерашний день, хулить сегодняшний и, как говорится, всегда идти не в ногу со временем» .

Экранизации

Примечания

  1. http://petrushka.web.unc.edu/stravinsky-and-benois-libretto/
  2. Балет: энциклопедия. / Гл. ред. Ю. Н. Григорович.- М.: Советская энциклопедия, 1981.
  3. Ирина Яковлевна Вершинина, Ирина Яковлевна Вершинина. Ранние балеты Стравинского: жар-птитса, Петрушка, Весна Священная . - Наука, 1967. - 246 с.
  4. Игорь Стравинский. Хроника, Поэтика . - Росспэн, 2004. - 402 с. -

И. Стравинский балет «Петрушка»

Балет «Петрушка», музыку к которому написал молодой композитор И. Стравинский, стал в 1911 году гвоздем «Русских сезонов» в Париже. В то время никто и подумать не мог, что Петрушка с присущей ему неуклюжей пластикой и печальным лицом станет символом русского балетного авангарда. Но блестящий творческий триумвират композитора И. Стравинского, хореографа М. Фокина и художника А. Бенуа создали шедевр, который стал одним из символов русской культуры. Буйство красок, выразительность, национальный колорит, проявлявшиеся как в музыке, так и в костюмах, декорациях, хореографии, привели зрителей в совершенное восхищение и установили в Европе моду на все русское.

Краткое содержание балета Стравинского «Петрушка» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

смешная кукла балаганного театра
Балерина кукла, в которую влюблен Петрушка
Арап кукла, предмет интереса Балерины
Фокусник хозяин кукол
Шарманщик уличный музыкант

Краткое содержание


Балет представляет собой потешные сцены в 4-х картинах. На веселом масленичном гулянье внимание разномастной толпы горожан приковывает к себе балаган Фокусника. Он выводит на сцену трех кукол - Петрушку, Балерину и Арапа, которые под завораживающую мелодию его дудочки постепенно оживают и начинают вести себя, как настоящие люди. Петрушка остро чувствует свою обособленность от других, его мучит осознание, что он некрасив и смешон. Единственная отрада для него – Балерина, в которую он страстно влюблен.

Но легкомысленная Балерина не понимает его терзаний и всячески избегает его. У нее другая цель – очаровать тупого, ленивого Арапа, который, по сравнению с Петрушкой, кажется ей красивым и сильным. Она почти добивается желаемого, но в разгар любовного свидания появляется ослепленный ревностью Петрушка. Арап бросается на него с саблей, Петрушка пытается убежать, но Арап на улице догоняет его и срубает саблей голову. Ужас толпы рассеивает подоспевший Фокусник, который показывает, что тело и голова Петрушки набиты опилками, как у обычной куклы. Веселье, нарушенное происшествием, возобновляется, и тут над площадью мистическим образом возникает озорной, живой, всех дразнящий Петрушка, всем видом демонстрируя торжество своего духа над толпой.

Фото :

Интересные факты

  • Петрушка – персонаж русского кукольного театра, у которого есть «старшие братья» в других культурах: Пульчинелла в Италии, Полишинель во Франции, Карагез в Турции, Панча в Англии, Гансвурст в Германии.
  • Один из авторов «Петрушки» художник и либреттист А. Бенуа называл его «балетом-улицей». Среди его персонажей ряженые, гусары, кучер, шарманщик, поваренок, купец, цыганки, гуляющие.
  • В балете уличная танцовщица кружится под старинную песенку «Деревянная нога». Ее незатейливый мотив Стравинский услышал на одной из улочек Ниццы от шарманщика. Впоследствии у песенки объявился автор – некто Спенсер, и суд обязал композитора выплатить ему сумму гонорара.
  • На первой репетиции оркестра в Париже музыканты в голос стали смеяться, настолько забавной им показалась музыка «Петрушки». Дирижеру П. Монто понадобился весь его дар убеждения, чтобы объяснить коллегам, что музыку Стравинского не следует воспринимать как шуточную.
  • Роль Петрушки стала ключевой в жизни и творчестве таких танцовщиков, как В. Нижинский, В. Васильев, М. Цивин, С. Вихарев, Р. Нуреев и других.
  • Считается, что именно Дягилев открыл миру талант Стравинского. Когда он впервые услышал молодого композитора, у того даже не было высшего музыкального образования.
  • Михаил Фокин считал лучшей исполнительницей куклы Балерины Тамару Карсавину. Она, в свою очередь, очень любила эту роль и танцевала ее вплоть до завершения балетной карьеры.
  • В 1993 году была выпущена платиновая монета, посвященная Стравинскому. На ней отчеканено рельефное изображение композитора на фоне сцены из балета «Петрушка».
  • Современники безошибочно угадывали в персонажах «Петрушки» реальных участников «Русских сезонов». Образ Фокусника напрямую ассоциировали с Сергеевым Дягилевым, который распоряжался своими артистами, как кукольник управляет марионетками. Нижинского сравнивали с Петрушкой, видя в нем артиста, силой своего искусства поднявшегося над толпой.
  • В 1947 году Стравинский создал вторую редакцию «Петрушки» для исполнения меньшим числом музыкантов. Вместо "четверного" состава оркестра партитура была переделана для "тройного" состава, и музыка к «Петрушке» стала существовать в двух вариантах – как балетная и как оркестровая.
  • По мотивам балета «Петрушка» в 1993 году создан российский мультфильм «Рождественская фантазия».
  • В музыку балета Стравинский искусно вплел мотивы известных русских народных песен «Под вечер осенью ненастной», «Чудный месяц», «Вдоль по Питерской», «Ах, вы сени, мои сени», «Не лед трещит, не комар пищит», «А снег тает».
  • Музыка из балета «Петрушка» звучит в кинофильмах «Очаровательная проказница», «Поцелуй вампира», «Богоматерь Турции».

Популярные номера:

«Вдоль по питерской» (слушать)

«Русская» (слушать)

Танец балерины (слушать)

«Ах вы, сени, мои сени» (слушать)

История создания

Балет «Петрушка», в отличие от многих гениальных творений, чей замысел долго зреет в голове автора, родился…случайно. После оглушительного успеха балета «Жар-птица», премьера которого прошла в 1910 г., Стравинский с подачи Дягилева готов был погрузиться в работу над новым балетом «Весна священная». Композитор осознавал, насколько сложна и многопланова тема, за которую он собирался взяться, и решил дать себе некоторую передышку. Отдыхая в Швейцарии, он для собственного развлечения набросал пьесу для фортепиано с оркестром, причем выстроил музыкальные темы таким образом, что фортепианная партия и оркестровое сопровождение не гармонировали друг с другом, а звучали явным диссонансом, как будто вступая в постоянный и неразрешимый конфликт. Впоследствии композитор признавался, что во время творческого процесса ему виделся игрушечный плясун, который «своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр».

В итоге родилась музыка, характер которой даже ее гениальному создателю казался странным, пока однажды Стравинского не осенила ассоциация – это Петрушка! Колкая, резкая музыка с неожиданными сменами ритма полностью соответствовала внутреннему содержанию задиристого персонажа русских ярмарочных гуляний. Возможно, «Петрушка» так и существовал бы в виде концертной пьесы для рояля с оркестром, если бы однажды Стравинский не сыграл ее основателю «Русских сезонов» С. Дягилеву. Интуиция безошибочно подсказала опытному импресарио – это балет, о чем он сразу и заявил Стравинскому. Дальнейшая работа над балетом полностью оправдывала его название – в ней царил полный хаос. Вместо того, чтобы сочинять музыку к предложенному либретто, как обычно бывает при создании балета, Стравинский сочинял отдельные музыкальные куски, а Дягилев и знаменитый художник Александр Бенуа в перерывах между гастролями придумывали, какой сюжет и события могли бы соответствовать такой музыке. Либреттистом «Петрушки» все же считается Бенуа, хотя к выстраиванию драматургии балета приложили руку все его создатели.