Сложность управления доу обуславливает. Управление дошкольного

Дошкольное учреждение является первой ступенью системы непрерывного образования и призвано создавать необходимые психолого-педагогические условия развития личности ребенка, удовлетворяя при этом как запросы общества, так и потребности самого ребенка.

Проблема эффективности управления ДОУ базируется на следующих принципах научного управления: целеполагание, кооперация и разделение, комплексность, систематическое самосовершенствование.

Первым и важнейшим является принцип целеполагания как основа содержания всей управленческой деятельности.

Управлять ДОУ - это значит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив, а через него на воспитательно-образовательный процесс для достижения максимальных результатов развития детей дошкольного возраста.

Цель управления дошкольным учреждением заключается в обеспечении оптимальных условий для развития личности ребенка. Реализация данной цели предполагает решение таких задач, как изучение и глубокий анализ достижения уровня воспитательно-образовательной работы, создание системы рационального планирования, выявление и распространение передового педагогического опыта и использование достижений педагогической науки в подготовке воспитателей к работе с детьми, осуществление органического единства обучения и воспитания детей на занятиях и в повседневной жизни, осуществление эффективного контроля за воспитательно-образовательным процессом.

Принцип целеполагания управления отражает требование ставить цели с учетом их оптимальности и реальности, социальной значимости и перспективности.

Принцип кооперации и разделения педагогического труда предполагает стремление руководителя к координации деятельности всех исполнителей в соответствии с их функциональными обязанностями. Организационная структура управления в ДОУ может быть представлена в виде двух основных подструктур: административной и общественной.

В свою очередь в структуре административного управления ДОУ можно выделить несколько уровней линейного управления. Высший уровень обеспечивает заведующий. Его главенствующее положение юридически закреплено в «Типовом положении о дошкольном учреждении».

Заведующий ДОУ осуществляет всю полноту административного руководства. Он несет персональную ответственность за работу вверенного ему учреждения.

Заведующий руководит всей деятельностью дошкольного учреждения, несет персональную ответственность за подбор, расстановку и воспитание кадров, за результаты организационно-педагогической, финансово-хозяйственной и другой деятельности дошкольного учреждения. При этом он обязан применять демократические формы управления. Заведующий не может игнорировать участие коллектива и общественных организаций в делах управления. Заведующий наделен полномочиями принимать решения. Он решает, что делать, как делать и несет за это ответственность. Обладая реальной властью, заведующий воздействует на трудовой коллектив, а через него - на характер и результаты работы дошкольного учреждения.

В роли администратора заведующий использует свои полномочия для осуществления функционирования своего учреждения в соответствии с действующими нормативными актами. Совместно с сотрудниками разрабатывает и реализует кадровую политику - комплектует штаты, осуществляет подбор, обучение, расстановку и перемещение кадров, их аттестацию, разрабатывает Устав ДОУ.

Выполняя функции организатора, руководитель создает условия, необходимые для совместного труда, целенаправленных и скоординированных действий подчиненных.

В соответствии с «Положением о дошкольном учреждении» заведующий выполняет широкий круг обязанностей:

Устанавливает в соответствии с трудовым законодательством правила
внутреннего трудового распорядка и в соответствии с квалификационными
характеристиками круг обязанностей работников дошкольного учреждения;

Обеспечивает выполнение законодательства о труде, Устава, родительского
договора, правил внутреннего трудового распорядка, санитарно-гигиенического режима,
инструкции по организации охраны труда и техники безопасности, а также исправность
санитарно-технической, теплотехнической, газовой и энергетической систем;

Обеспечивает обучение и инструктаж по технике безопасности;

Организует пропаганду педагогических и гигиенических знаний среди
родителей, направляет работу родительского комитета, осуществляет связь со школой,
руководством ведомства или шефствующего предприятия;

Отчитывается о работе учреждения перед органами образования;

Обеспечивает создание необходимых условий для укрепления здоровья,
эффективной работы по воспитанию, всестороннему развитию детей, несет
ответственность за охрану их жизни и здоровья, за организацию рационального питания,
качество воспитательной работы, укомплектованность учреждения детьми, финансово-
хозяйственную деятельность и санитарно-гигиеническое состояние учреждения;

Организует дополнительные услуги, направленные на улучшение ухода,
присмотра, оздоровления, воспитания и обучения детей; осуществляет контроль качества
учебно-воспитательной работы.

На втором уровне управление осуществляют старший воспитатель, заведующий хозяйством, старшая медсестра, которые взаимодействуют с соответствующими объектами управления. На этом уровне заведующий осуществляет непосредственную и опосредованную реализацию управленческих решений через распределение обязанностей между административными работниками с учетом их подготовки, опыта, а также структуры дошкольного учреждения.

Старший воспитатель осуществляет руководство учебно-воспитательной работой дошкольного учреждения. Кроме того, старший воспитатель принимает участие в организации деятельности Совета педагогов и выполнении его решений, проводит анализ современных программ, предлагает на рассмотрение Совета педагогов перспективные направления развития педагогической деятельности, организует и координирует работу на базе методического кабинета дошкольного учреждения, организует методическое оснащение образовательного процесса, оказывает помощь педагогам в разработке инновационных педагогических технологий, организует просветительскую работу для родителей, создает условия для формирования у родителей потребностей в компетентных образовательных услугах для своих детей.

Заведующий хозяйством отвечает за сохранение здания дошкольного учреждения и имущества, организует материально-техническое обеспечение педагогического процесса, создает условия для обеспечения чистоты и порядка в помещениях детского сада и на участке, противопожарной охраны и организации труда обслуживающего персонала.


Старшая медсестра контролирует санитарное состояние помещения и участка дошкольного учреждения, соблюдение санитарно-противоэпидемического режима, качество доставляемых продуктов, организацию питания и качество приготовления пищи, обеспечивает медицинское обслуживание детей, проводит санитарно-просветительскую работу среди работников учреждения и родителей.

Третий уровень управления осуществляют воспитатели, психологи, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, медицинский и обслуживающий персонал. На этом уровне объектами управления являются дети и их родители.

Принцип комплексности предполагает сочетание целевого, функционального и линейного руководства ДОУ. Определив цели и задачи управленческой деятельности, сотрудники ДОУ планируют свою работу на том или ином уровне линейного управления (например, заведующая разрабатывает план деятельности всего коллектива, старший воспитатель - план методической работы, воспитатели - план воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах), руководитель вносит необходимые изменения в функциональные обязанности подчиненных, распределяя новые обязанности, создает условия для реализации плана, периодически контролирует и координирует его выполнение коллективами второго и третьего уровней линейного управления.

Эффективное управление предусматривает также реализацию принципа его систематического самосовершенствования на основе достижений теории и практики управления.

Исходя из теории управления, можно выделить следующие основные функции управленческой деятельности в ДОУ:

1. Принятие решений. Управленческое решение - это программа действий,
выраженная в директивной форме. Всякое решение определяет цель, к достижению
которой стремится руководитель и коллектив; средства достижения этой цели
(материальные, трудовые, финансовые, моральные); способы координации всех
исполнителей, участвующих в реализации решения.

Управленческие решения, в свою очередь, выполняют ряд функций:

Направляющую (постановка цели и задач развития ДОУ);

Обеспечивающую (определение путей и средств эффективного развития
педагогического процесса);

Координирующую и организующую (определение порядка и режима работы
ДОУ, распределение функциональных обязанностей подчиненных);

Стимулирующую (поиск и использование мер материального и морального
поощрения при достижении поставленных целей и задач).

В управленческой деятельности ДОУ применяются следующие формы принятия решений: приказы, распоряжения, рекомендации, планы, решения Совета педагогов, инструкции, директивы, указания и т.д.

В выработке управленческого решения выделяется четыре этапа:

а) выявление проблем и определение целей;

б) формулирование целей и задач решения;

в) ознакомление коллектива с проектом решения;

г) устная или письменная корректировка решений.

2. Организация выполнения принятых решений и планов. Включает в себя
доведение принятого решения (плана) до исполнителя, создание условий (материально-
технических, моральных) для выполнения данного решения (плана), согласование данного
решения (плана) с ценностными установками и личностными потребностями исполнителя.

3. Текущий и итоговый контроль. Он служит средством осуществления обратных связей между субъектами процесса управления. Главным объектом контроля в ДОУ является воспитательно-образовательный процесс и его результаты - уровень развития личности ребенка, объем его знаний, умений.

В управлении ДОУ выделяются следующие виды контроля: предупредительный, фронтальный, тематический, сравнительный, итоговый.

Задачей предупредительного контроля является профилактика всевозможных ошибок, отбор наиболее рациональных средств повышения эффективности управления.

Фронтальный контроль включает проверку всего воспитательно-образовательного процесса в одной возрастной группе в течение нескольких дней. Эта форма контроля позволяет получать информацию об особенностях воспитательно-образовательного процесса в группе, личностно-ориентированного образовательного процесса в группе, личностном развитии детей.

Тематический контроль проводится с целью изучения работ ДОУ по задачам годового плана.

Сравнительный контроль осуществляется с целью сопоставления результатов работы воспитателей по различным направлениям образовательной деятельности ДОУ.

С помощью итогового контроля можно подвести итоги работы педагогического коллектива за определенный период времени.

Оперативный контроль направлен на изучение состояния работы как коллектива в целом, так и отдельных его членов на каком-либо определенном этапе и может включать в себя следующее:

Оценку работы воспитателя за день;

Анализ развития ребенка по тому или иному направлению;

Анализ психолого-педагогических условий в группе для работы с детьми;

Анализ санитарного состояния.

В управленческой деятельности ДОУ используются методы управления, которые выступают как способы достижения поставленных целей и задач. Можно выделить четыре основных группы методов:

1. Экономические методы или методы экономического стимулирования.
Предполагают дополнительную плату за категории, звания.

2. Административные методы. Позволяют осуществлять подбор, расстановку и
воспитание кадров.

3. Методы психолого-педагогического воздействия. С помощью этих методов
осуществляется планирование социального развития коллектива, осуществляется
благоприятный психологический климат в коллективе, формируется творческая среда.

4. Методы общественного воздействия. Направлены на широкое вовлечение
всего персонала в управление ДОУ.

Литература

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (Статья 18) / Дошкольное
образование в России. Сборник действующих нормативно-правовых документов и
научно-методических материалов. -М., 1995.

2. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

3. Андреева В., Спиркина Р. Проблемы обновления системы дошкольного
образования на современном этапе // Дошкольное воспитание. 1991. -№4. С. 33-37.

4. Бондаренко А., Поздняк Л., Шкатулла В. Заведующий дошкольным
учреждением. -М., 1984.


5. Васильев Ю. Новые подходы в управлении школой // Советская педагогика.
-1989, №8. С. 57-63.

6. Генов Ф. Психология управления. -М., 1982.

7. Михайленко В., Короткова Н. Ориентиры и требования к обновлению
содержания дошкольного образования // Дошкольное воспитание. -1992.

8. Панько Е. Изучение деятельности педагога дошкольного учреждения:
методические рекомендации. -М., 1985.

9. Поздняк Л. Заведующий в системе управления дошколным учреждением //
Дошкольное воспитание. - 1993. -№1.

10. Поздняк Л. Какой я вижу деятельность старшего воспитателя // Дошкольное
воспитание. -1990. -№6.

11. Поздняк Л. Спецкурс. Основы управления дошкольным образовательным
учреждением. -М., 1994.

12. Красовский Ю. Если я руководитель. -М., 1982.

13. Тихомиров А. Управленческое решение. -М., 1979.

14. Симонов В. Педагогический менеджмент. -М., 1997.

15. Поташник М.М., Лазарев B.C. Управление развитием школы. -М., 1995.

16. Комаров Е. Женщина - руководитель. -М., 1989.

17. Стеркина Р., Князева О., Юзина Е. Новые правовые основы повышения
качества дошкольного образования // Дошкольное воспитание. -1993, -№1.

18. Барсукова Л. Совершенствование управления дошкольным
образовательным учреждением // Дошкольное воспитание. 1996, -№4.

19. Лазарев В. Управление образованием на пороге новой эпохи//Педагогика,
-1995,-№5.

Контрольные задания

Выходные данные сборника:

УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сахарникова Лариса Эдуардовна

аспирантка, ГГПИ им. В.Г.Короленко, г. Глазов

Проблемы управления организацией являлись объектом исследования во все времена. В XXI веке «наука управления» стала развиваться еще активнее. (А. Файоль, Ф. Тейлор, А.К. Гастев, М.П. Керженцев, О.А. Ерманский и др.).

Сегодня есть круг профессионально подготовленных управленцев, накопивших значительные научные управленческие знания. Однако, по мнению ученых (Т.П. Афанасьева, В.С. Лазарева, С.И. Самыгина и др.) проблема состоит не в недостатке управленческого знания, не в содержании, а в его нацеленности, организованности и в технологиях его осуществления.

Применительно к дошкольному образовательному учреждению (в дальнейшем ДОУ) используются оба понятия. Заведующий ДОУ руководит образовательным процессом, управляет функционированием и развитием ДОУ. В нашем исследовании мы будем употреблять понятие « управление».

Многие ученые М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури в своих научных исследованиях определяли управление как стимулирующий элемент социальных изменений, планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для достижения цели организации.

А. Файоль рассматривал управление как деятельность руководителя по реализации целей организации.

По мнению Л. Берталанфи управление – это совокупность взаимосвязанных элементов: люди, задачи, технологии, ориентированные на достижение целей в условиях меняющейся среды.

В. Весин, характеризуя управление, указывает, что наиболее адекватен для понятия управления термин «воздействие», т.е. реальное влияние управления на сознание, поведение и деятельность людей. По мнению автора, управление имеет место тогда, когда некий субъект управления на что-то влияет, что-то изменяет, преобразует, переводит из одного состояния в другое, чему-то придает новое направление движения и развития. Воздействие – это результат деятельности, взаимодействия, отношения . Похожие идеи можно найти в работах Л. Басовского, В. Глущенко, А. Игнатьевой, Н. Шайденко и др.

В дошкольном образовательном учреждении взаимодействия могут носить субъектно-субъективный характер .

Мы проанализировали понятия «управление» применительно к организациям разного типа. ДОУ - это открытая, социальная, педагогическая система, которая имеет свои особенности, свою организационную структуру. Под управлением ДОУ Л.А. Поздняк понимает - целенаправленную деятельность, обеспечивающую согласованность совместного труда сотрудников в решении целей и задач воспитания на уровне современных требований .

Следует отметить, что все приведенные понятия объединяет общий элемент – это «управление направлено на достижение целей организации».

Однако все понятия различны, т.к. они были сформулированы в рамках разных подходов к управлению: процессного, системного, ситуационного, деятельностного.

Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных функций. Сторонник данного подхода А. Файоль выделяет пять исходных функций управления: планирования, организация, мотивация и контроль.

Ю. Белая, Ф. Третьяков в управлении ДОУ предлагают использовать следующие функции: мотивационно–целевую, планово – прогностическую, диагностическую, организационно- исполнительскую, коррекционно- регулятивную, контрольно- диагностическую. Несомненно, что все функции взаимосвязаны и по рейтингу одинаковы. Однако на наш взгляд, приоритет следует отдать планово-прогностический, контрольно-диагностической функциям, так как руководитель ДОУ должен планировать и прогнозировать перспективы развития коллектива, а контрольная функция позволяет удерживать организацию (ДОУ) на заданном уровне .

Системный подход отражен в работах зарубежных и отечественных ученых Ч. Бернарда, Г. Саймона, В. Афанасьевой, А. Аверьянова, Э. Юдина и др., при котором подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов – таких, как люди, структура, задачи и технологии. Эти элементы ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся среды .

Ч. Бернард утверждал, что руководитель может достигнуть превосходных результатов своей деятельности, выполняя три важных условия:

· обеспечение системы коммуникаций;

· приложение усилий, необходимых для действия системы;

· формулировка и определение цели системы .

По мнению Р. Фатхутдинова в системном подходе к управлению, возможно использовать следующий алгоритм работы:

· процесс принятия решения начинается с четкого формулирования целей;

· вся проблема рассматривается как целое, выявляются все последствия каждого частного решения;

· выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения целей.

Мнение ученого дополняет исследования Л.Е. Басовского, который утверждает, что подход к эффективному управлению состоит в умении руководителя:

· своевременно выделять проблемы, которые необходимо преодолеть в управлении организацией. Необходимо представить, что происходит внутри самой организации, между организацией и внешней средой;

· определять общие, присущие всей организации характеристики – это поможет уменьшить трудности при решении сложных задач в управлении организацией;

· учитывать особенности организации и ее положение, которые подразделяются на две основные категории: внутренние и внешние по отношению к учреждению.

Внутренние переменные являются характеристиками организации. Они контролируемы и возникают в результате управленческих решений, определяющих, что должна дать организация и кто должен дать необходимую работу.

Внешние переменные являются факторами среды, находящейся вне организации и оказывающей на нее серьезное влияние (социальные факторы, государственное регулирование). Их влияние всегда необходимо учитывать, т.е. важен ситуационный подход по отношению к организации .

По мнению Г. Кунц, С. Доннел, теоретиков ситуационного подхода, процесс управления есть искусство, суть которого состоит в применении науки к реальностям любой ситуации.

Ситуационный подход, при котором концентрируются на том, что пригодность различных методов управления, стиля руководства, а так же использование принципов управления определяется ситуацией, поскольку существует обилие факторов (как в самом учреждении, так и в окружающей среде). Эффективное управление – это управление по обстоятельствам или по ситуации. Все ситуационные перемены и все функции управленческого процесса взаимосвязаны настолько, что их необходимо рассматривать в комплексе.

Деятельностный подход - это особый вид профессиональной деятельности, имеющий особую цель, средства, процесс и результаты.

Следует отметить, что современные подходы на управление, которые сложились в результате освоения зарубежного опыта и накопления собственного, позволяют использовать их применительно к любой организацией, но с учетом ее особенностей. Поэтому все перечисленные подходы к управлению, возможно, использовать в ДОУ.

Эффективность используемых подходов, по мнению ученых (А. Файоль, Ф. Тейлор, М. Стогдилл, Е.В. Клипер, Г. Паркинсон, К.Ю. Белая, Л. Поздняк, А.Н. Троян и др.) зависит от деловых и морально этических качеств руководителя. От того насколько руководитель предприимчив, компетентен в области теории управления, объективен в отношении к сотрудникам.

Грамотное управление ДОУ предполагает изучение потребностей социальных заказчиков в тех или иных образовательных группах, контингента воспитанников, педагогов, и как результат - качество предоставляемой услуги - качество дошкольного образования.

С.Е. Шишов и В.А. Кальней качество образования определяют как социальную категорию, определяющую состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности .

По мнению М.А. Поташника качество образования как некий феномен и атрибут образовательного процесса обладает проектной природой, то есть может и должен быть предметом проектировочной работы любого субъекта управления (от ученика до начальника регионального органа управления.) .

Следовательно, процесс управления качеством дошкольного образования – это средство оценки успеха учреждения. Качество дошкольного образования, на наш взгляд, зависит от компетентности руководителя, от умения устанавливать обратную связь со всеми субъектами в ДОУ.

Список литературы:

1.Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление [Текст] / В.Г. Афанасьев – М., 2005. – 68 с.

2.Веснин В.Р. Менеджмент персонала [Текст] / В.Р. Веснин. – М., 2002.–137 с.

3.Басовский Л.Е. Менеджмент [Текст] / Л.Е. Басовский. – М.: Инфра, 2003 – 154 с.

4.Кальней В.А. Технология мониторинга качества обучения в системе учитель-ученик: методическое пособие для учителя [Текст] / В.А. Кальней, С.Е. Шишов. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 89 с.

5.Коротков Э.М. «Управление качеством образования» [Текст] / Э.М. Коротков. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 139 с.

6.Поташник М.М. Управление современной школой (в вопросах и ответах): пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования [Текст] / М.М Поташник, А.М. Моисеев. – М.: Новая школа, 1997. – 113 с.

7.Поздняк Л.В. Специфика управленческой деятельности современного руководителя ДОУ [Текст] / Л.В. Поздняк, Л.М. Волобуева // Управление ДОУ. - №5. - 2006. – С. 8.

8.Тейлор Ф. Принципы научного менеджмента [Текст] / Ф. Тейлор. – М.: Республика, 1992.-146с.

9.Третьяков П.И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам [Текст] / П.И.Третьяков, К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 78 с.

10.Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента [Текст] / П.И. Третьяков. – М., 1997. – 164с.

На данном этапе исследования необходимо проанализировать нормативно-правовую базу дошкольного образовательного учреждения, выявить сущность управления в сфере образования, которая состоит в создании условий, оптимизирующих педагогическую деятельность и благоприятствующих активизации, осознанию, рефлексии и проявлению субъектами образовательных процессов личностных и профессионально значимых функций.

В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система дошкольного образования. Её преобразова­ние и развитие в значительной степени определяется тем, насколько эффек­тивно осуществляется управление всеми её звеньями.

Управление рассматривается как специализированная деятельность, направленная на упорядочение отношений между людьми в процессе их совместной работы и достижения целей ; как активное взаимодействие руководителей образовательного учреждения и других участников образовательного процесса по его упорядочению и переводу в новое качественное состояние, более отвечающее выполнению поставленных задач .

Управление рассматривается как нелинейная диалоговая многофункциональная деятельность участников образовательного процесса, одинаково заинтересованных как в получении высокого результата работы организации, так и в сохранении и развитии участвующих в этом процессе людей, их отношений и неповторимой субъективности .

Общим в определениях является то, что управление – это деятельность по достижению определённых целей, в основе которой – взаимодействие людей, согласование их действий.

Под управлением дошкольным учреждением следует понимать целенаправленную деятельность, обеспечивающую согласованность совместного труда сотрудников в решении задач воспитания детей на уровне современных требований . Под целенаправленной деятельностью понимается воздействие (с определённой целью) на педагогический коллектив (а через него на воспитательно-образовательный процесс). Оптимальное для современного подхода в управленческой деятельности – это целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата (цели).

Определяя основные цели развития дошкольного образовательного учреждения, каждый руководитель вместе с педагогическим коллективом организует весь педагогический процесс, сверяет полученные результаты с запланированными. Это требует принятия оперативных решений по ситуации, т.е. по конкретным результатам .

Управление по результатам предполагает, что изначально перед коллективом ставятся реальные, обеспеченные всеми ресурсами для исполнения цели. К таким ресурсам относятся люди, время, финансы, материально-техническая база, технологии, методики. При управлении по результатам каждый участник педагогического процесса должен уметь увязать свое участие в общем деле с другими членами коллектива. Результативное мышление предполагает, что руководитель и подчиненный определяют результат, а затем исполнитель сам выбирает способы достижения, т.е. время, технологии и другие ресурсы.

В условиях управления по результатам инициативный и творческий коллектив – ценнейший ресурс. Руководитель же создает атмосферу уважения, доверия, успеха каждому участнику образовательного процесса.

Однако при этом задача руководителя состоит в осуществлении информационного обеспечения, анализа, целеполагания, планирования, исполнения, контроля и коррекции.

Рассмотрим уровни управления по результатам.

Первый уровень определяется умением руководителя видеть миссию деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Социальная характеристика любой организации включает цели и стратегию. Цель организации – это конкретный образ желаемого (ожидаемого) результата, которого организация реально может достичь к четко определенному моменту времени. При определении цели деятельности организации следует придерживаться структуры, предложенной В. И. Зверевой (см. рис. 1).

Предмет средства результат

совершенствования совершенствования совершенствования

преобразования преобразования преобразования

Рисунок 1 – Цели деятельности

При формулировании целей возможно несоблюдение указанной последовательности компонентов, но их сохранность обязательна. Стратегия организации – это базовые ориентиры, куда движется организация, какие средства использует. Какие ресурсы и куда тратятся, на что мобилизуются люди. В интегрированном виде цели и стратегия представлены миссией организации. Миссия организации есть ее предназначение, то есть то, ради чего она существует, каковы отличия от окружающих организаций .

Второй уровень предлагает рассматривать результат с точки зрения качества услуг.

Основная услуга ДОУ населению – это дошкольное воспитание и образование детей от 3 до 7 лет.

Качество дошкольного образования – это организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка возрастает в соответствии с учетом его личностных, возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.

Качество дошкольного образования в учреждении – это управляемый процесс. Можно выделить два подхода к управлению качеством.

Один – через управление всем педагогическим процессом и его составляющими. Другой – через личностные субъективные аспекты в системе управления: формирование коллектива и регулирование морально-психологического климата в нем.

Для создания базы формирования современной системы управления качеством дошкольного образования можно использовать следующие механизмы :

1) проведение глобального мониторинга за расходованием бюджетных средств системы дошкольного образования;

2) определение на этой основе гибких нормативов финансирования дошкольного учреждения;

3) регулирование родительской платы за услуги детского сада в зависимости от реальных затрат в расчете на одного ребенка.

Второе направление управления качеством условий образования заключается в совершенствовании управленческих решений, касающихся вопросов кадрового обеспечения ступени дошкольного образования и повышение профессиональной компетентности педагогов.

Следовательно, качество работы дошкольного образовательного учреждения – это и процесс, и результат.

Третий уровень управления по результатам предполагает рассматривать результат с позиций потребителей . Это семья, родители, имеющие детей дошкольного возраста, которые нуждаются в условиях, предоставляемых образовательными учреждениями. Однако сегодня недостаточно полно изучена и представлена картина о родительских запросах и потребностях. Изучение запросов родителей и создание условий, помогающих руководителю гибко менять ситуацию, позволит предложить детям и родителям разнообразные виды услуг.

Образовательные: развитие социальных (математических, речевых, познавательных, художественно-эстетических, музыкальных, ритмических) способностей; специальная подготовка к школе, обучение языку; развивающие игры; этикет и поведение, вышивание, конструирование и др.

Медико-оздоровительные: ритмопластика, плавание, релаксация; термотерапия (сауна), дыхательная профилактика; спортивная гимнастика, двигательно-укрепляющая; массаж.

Социальные: музейные экскурсии, музыкальный час в филармонии, театр кукол, праздники взрослых и детей; туризм, экскурсии; юридические консультации; гувернерские услуги.

Успех перехода к системе управления – управления по результатам – находится в прямой зависимости от таких факторов, как всеохватываемость и технологичность применения системы. Она должна охватывать все стороны деятельности малокомплектного дошкольного образовательного учреждения или уровня управления (село, район, город, область и т.д.)

Механизм управления современным дошкольным учреждением изменяет характер выполнения управленческих функций, порождает принципиально но­вые формы взаимодействия учреждения и всех участников педагогического процесса.

Структура этих отношений такова:

Детский сад - внешняя среда; администрация - общественность; руково­дитель - подчинённый; педагог - педагог; педагог родители; педагог - дети; ребёнок - ребёнок.

Каждый из уровней управления обязательно входит в зону влияния субъектов управления как по горизонтали, так и по вертикали (рис. 2).

Рисунок 2 – Функциональная структура внутрисадовского управления

В предложенной структуре управления по вертикали и по горизонтали выделяются два фактора: специализация в распределении основных функций при их одновременной интеграции и количество труда, необходимого для обеспечения учебно-воспитательного процесса. Заметим, что такая модель представляет демократически централизованную систему с особым характером связей между субъектами (органами) управления.

Данная модель внутрисадовского управления определяет баланс задач всех органов управления со структурой целей; соответствие иерархических уровней задач и управленческих звеньев; оптимизацию соответствия задач, полномочий и ответственности органов управления .

Развивающееся внутрисадовское управление может конструироваться и по матричной структуре. Матричная структура управления эффективна на период разработки и внедрения новых проектов, т.е. в условиях инновационной деятельности учреждения. В этом случае участники педагогического процесса объединяются в группы (подсистемы) для внедрения конкретных проектов, составляющих программу развития ДОУ в рамках единой концепции (рис. 3).

Рисунок 3 – Матричная структура внутрисадовского управления

В данной схеме представлены три проекта, над которыми работает ДОУ. Важно, чтобы в каждом из них участвовал не только педагогический коллектив, но и родители воспитанников. Творческие группы создаются под определенную тематику, в состав таких групп должны входить заинтересованные, творческие педагоги. В работе такой группы человека нельзя заставить работать по приказу, люди объединяются по желанию, с целью создать и реализовать что-то новое. Задача творческих групп состоит в более детальной, глубокой разработке одного из разделов проекта. Связующим звеном этой структуры может быть форма представления результатов по всем проектам, например, конференция. Данная структура указывает на особый период работы учреждения - режим развития, изменения содержания и организации педагогического процесса с целью его совершенствования.

П. И. Третьяков и К. Ю. Белая выделяют основные принципы, ле­жащие в основе обновления деятельности дошкольного учреждения.

Демократизация . Этот принцип предполагает распределение прав, полномо­чий и ответственности между всеми участниками процесса управления, его децентрализацию.

Гуманизация . Она обеспечивает равнодоступный для каждой личности вы­бор уровня, качества, направленности образования, способа, характера и формы его получения, удовлетворения культурно-образовательных потреб­ностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями. Пе­реориентация учебного процесса на личность ребёнка.

Гуманитаризация образовательных программ, т.е. такое соотношение и со­четание программ, применение таких дидактических подходов, методов и технологий обучения, которые обеспечивают приоритет общечеловеческих ценностей, целостность, последовательность, преемственность и опережаю­щий характер обучения.

Дифференциация , мобильность и развитие . Эти принципы предполагают многоуровневость, полифункциональность образовательных программ всех многообразных видов образовательных учреждений. Они обеспечивают де­тям, подросткам, юношеству по мере их взросления, социального становле­ния и самоопределения возможности передвижения по горизонтали (смена класса, профиля, направленности образования), а также по вертикали (смена уровня, типа, вида образовательного учреждения).

Открытость образования , т.е. предоставление возможности как непрерыв­ного образования в различных формах, так и общего образования на любой ступени, любом уровне (базисном и дополнительном).

Многоукладность образовательной системы, т.е. качественный рост и разви­тие государственного дошкольного учреждения, а также открытие элитар­ных образовательных учреждений нового типа.

Стандартизация . Этот принцип предполагает соблюдение федеральных стандартов качеств образования, введение региональных стандартов, учиты­вающих национальные и другие особенности региона.

Все эти принципы становятся руководством к действию в развивающем и развивающемся дошкольном учреждении.

В дошкольном образовательном учреждении субъектом управления являются заведующая и её заместитель (методист). Кроме того, создаются и коллегиальные органы, решающие управленческие задачи (совет педагогов и т. д.). Субъектами управления в той или иной мере являются педагоги и родители. Все субъекты управления могут действовать разрозненно, противоречиво (что влечёт к осложнениям в микроклимате дошкольного образовательного учреждения), или образовывать целостное единство, систему внутрисадовского управления.

Объектом управления в дошкольном образовательном учреждении выступает вся система его жизнедеятельности, основными компонентами которой являются:

    воспитательно-образовательный процесс;

    межличностные отношения всех участников воспитательно-образовательного процесса (дети, педагоги, родители, сотрудники);

    повышение квалификации педагогов;

    создание необходимых материально-технических условий.

Для оценки продвижения дошкольного образовательного учреждения в своем развитии анализируются следующие показатели деятельности

1. Инновационная деятельность учреждения – обновление содержания воспитания и обучения в соответствии с госстандартами (основных и дополнительных образовательных услуг); обновление педагогических технологий, методов и форм работы; сочетание самоанализа, самоконтроля с самооценкой и экспертной оценкой.

2. Организация учебно-воспитательного процесса (УВП) - самоуправление, сотрудничество педагогов, детей и их родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; планирование и организация разнообразной детской деятельности с учетом интересов и потребностей детей; педагог и ребенок как равноправные партнеры в этой деятельности; высокий уровень мотивации всех участников педагогического процесса; комфортная предметно-развивающая и психолого-педагогическая среда в детском саду для всех участников целостного педагогического процесса.

3. Эффективность УВП – сравнение соответствия конечных результатов запланированным (оценка состояния физического и психического здоровья детей, их развитие: физическое, познавательное, художественно-эстетическое, интеллектуальное, социальное).

Исходя из осознания общечеловеческих и национальных ценностей, выделяют следующие ключевые результаты деятельности:

1. Здоровье и здоровый образ жизни. Уровень здоровья, физического и психического развития ребенка.

2. Воспитанность на основе общечеловеческих и национальных ценностей. Уровень нравственного, духовного и морального воспитания личности.

3. Образованность в соответствии с личностными возможностями и способностями. Уровень интеллектуального развития.

4. Готовность к продолжению образования. Уровень готовности к обучению в школе.

5. Адаптивность образовательной среды к удовлетворению образовательных потребностей личности. Уровень адаптивности предметно-развивающей и образовательной среды.

Управление выделенными ключевыми результатами определяется главными факторами и условиями (рис. 4).

Главные факторы, влияющие на качество конечных результатов

Уровни успешного достижения конечных

результатов

1.Качество медицинского обслуживания, питания, комфортности среды и физкультурно-оздоровительной работы

1.Система диспансеризации с пролечиванием, система физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания, комфортной предметно-развивающей и психологической среды

2.Качество нравственного, духовного и морального воспитания в процессе социализации личности

2.Система нравственного воспитания и социального развития ребенка

3.Качество воспитания, образования дошкольников и организация разнообразной детской деятельности

3.Система воспитания и обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка (цели, формы и методы)

4.Качество готовности дошкольников к обучению в школе

4.Система методической работы с кадрами и создание модели УВП в сопоставлении с современными требованиями науки

5.Качество научно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и работы с кадрами

5.Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению в школе

6.Качество взаимодействия с семьей, знание психологии быта семьи, традиций

6.Система взаимодействия, партнерского сотрудничества с семьей и всеми институтами общества

7.Качество изучения спроса на образовательные услуги

7.Система образовательных услуг с учетом потребностей и спроса

УПРАВЛЕНИЕ

Рисунок 4 – Основные факторы управления в ДОУ

В. С. Лазарев выделяет четыре вида управленческих действий: планирование, организацию, руководство и контроль, исходя из того, что в совокупности эти действия образуют полный управленческий цикл от постановки целей до их достижения и потому являются необходимыми и достаточными. При этом он рассматривает эти действия как сложные, имеющие свою структуру и включающие в неё другие действия как компоненты.

Анализ работ по проблеме управления показал, что управление во многом зависит от комплекса личностных качеств руководителя и педагогов, родителей как субъектов управления. При этом комплекс личност­ных качеств руководителя определяют стиль управления (авторитарный, демо­кратический, либеральный). Личностные качества руководителя играют важ­нейшую роль в обеспечении эффективности управления воспитательно-образовательным процессом.

Заведующий, управляя детским садом, выполняет определённые функции : информационно-аналитическую, мотивационно-целевую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, регулятивно-коррекционную и кон­трольно-диагностическую .

Рассмотрим эти функции более подробно.

Информационно-аналитическая функция

Обновление управления дошкольным образовательным учреждением, прежде всего, связывают с формированием системы информационно-аналити­ческой деятельности как основного инструмента управления.

Изучение состояния информационного обеспечения управления, прове­дённое автором в ряде дошкольных учреждений, показало, что руководители располагают большой информацией, но её накопление носит случайный, неор­ганизованный характер. В этой несистематизированной массе различных све­дений трудно вычленить главное звено - ту информацию, которая необходима для принятия эффективного управленческого решения.

Беда в том, что руководители ДОУ непростительно мало внимания уде­ляют собственному информационному обеспечению. Неупорядочены инфор­мационные потоки, в них нет элементов новизны, используются примитивные средства оргтехники. Главное – нет информационно-аналитической культуры труда.

Вся информация подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя информация включает директивные и нормативные документы соответствующих органов управления, научно-педагогическую информацию, сведения о передовом педагогическом опыте в системе дошкольного воспита­ния. Чтобы учреждение развивалось и отвечало требованиям времени, его ру­ководитель должен постоянно быть информирован о новых направлениях в пе­дагогике, психологии, о новых методиках, программах и технологиях. Он обя­зан своевременно получать и тщательно знакомиться со всеми документами, регулирующими деятельность дошкольного учреждения.

К внутренней информации относят сведения о конкретном дошкольном учреждении: о состоянии здоровья и результатах воспитания и обучения до­школьников; педагогических кадрах; материально-технической базе; медицин­ском обслуживании.

Очень важно предъявлять к информации высокие требования, она должна быть максимально полной и предельно конкретной. Объём и содержание ин­формации зависят от целей ДОУ, его вида, уровня квалификации руководите­лей.

Анализ это метод научного исследования путём разложения предмета на составные части или мысленного расчленения объекта посредством логической абстракции.

Деятельность дошкольного учреждения в конечном итоге сориентирована на решение одной главной задачи – повышение качества обучения и воспита­ния. Но в абстрактном виде её не решить. Цель анализа и состоит в том, чтобы конкретизировать эту общую задачу, представить её в виде связанных между собой частных задач.

B. C. Лазарев и М. М. Поташник предлагают движение «от конца к началу» :

Выявление того, что не удовлетворяет в результатах работы ДОУ.

Анализ недостатков учебно-воспитательного процесса, порождающих не­достатки в результатах.

Анализ недостатков в условиях, определяющих дефекты учебно-воспита­тельного процесса.

Анализ результатов. Любая проблема обнаруживает себя как несоответст­вие «того, что есть», «тому, что требуется». Поэтому сначала следует ответить на вопрос: «Каким требованиям должны удовлетворять результаты работы дет­ского сада»? Эти требования задаются в социальном заказе дошкольному учре­ждению (дети, родители, педагоги, школа, население, производство, органы управления).

Затем требования социального заказа сравниваются с тем, что детсад реа­лизует в действительности, выделяются пункты, по которым существуют наи­более значимые несоответствия, и тем самым определяется совокупность про­блем для решения.

Анализ учебно-воспитательного процесса. Продолжая анализ проблем, не­обходимо дать конкретные ответы на вопрос, из-за каких недостатков учебно-воспитательного процесса существует расхождение результатов и требований социального заказа, и указать степень несоответствия («сильно», «средне», «слабо»).

Анализ условий. Здесь предполагается ответить на вопрос: «Недостатки, каких условий являются причинами дефектов учебно-воспитательного процес­са?» (кадры, научно-методическое обеспечение, материальная база).

Мотивационно-целевая функция.

Рассматривается с позиций характеристик целей и механизмов их образо­вания.

Имеется множество определений понятия «цель». Одним из её признаков является образ будущего результата, который может быть представлен в виде моделей, понятий, суждений, умозаключений.

Образ будущего результата становится целью только тогда, когда имеются потребности, мотивы, желание дос­тигнуть или приблизиться к результату. Таким образом, наличие потребности в достижении будущего результата и стремления к нему является ещё одним признаком понятия «цель».

Итак, цель – это осознанный желаемый результат.

Считается, что выбор цели – наиболее творческая часть управления.

По источнику и способу образования, как на уровне отдельного человека, так и на уровне какой-либо организационной системы цели могут быть либо внутрен­ними, формируемыми человеком или социальной системой самостоятельно, либо внешними, если они задаются извне. Для педагогических систем цели за­даются обществом. Внешние и внутренние цели различаются между собой спо­собом связи с потребностями (индивидуальными, групповыми), побуждающи­ми субъекта к достижению этих целей.

Между целями и потребностями (мотивами) существует связь: цель или выбирает мотив или мотивы трансформируются в цели. Поэтому данную функциональную стадию называют мотивационно-целевой.

За процессом целеобразования следует поиск условий и путей реализации целей. При личностно-ориентированном подходе в управлении дошкольным образовательным учреждением основной смысл мотивационно-целевой функ­ции заключается в том, чтобы все члены педагогического коллектива чётко вы­полняли работу в соответствии с делегированными им полномочиями.

Планово-прогностическая функция

Она является основой управления и важнейшей стадией управленческого цикла на всех уровнях управления.

Применительно к управлению дошкольным учреждением планирование и прогнозирование заключаются в определении зон ближайшего и перспектив­ного развития детского сада в конкретных условиях педагогического анализа.

Это деятельность участников педагогического процесса по оптимальному выбору реальных целей, путей их достижения посредством совокупности спо­собов, средств и воздействий, направленных на переход образовательного уч­реждения в новое качественное состояние.

Подготовка плана работы дошкольного учреждения предполагает не толь­ко процесс становления плана, но и мыслительную деятельность руководителя по обоснованию того, что предстоит сделать для достижения поставленных це­лей.

Планирование должно отвечать целому ряду принципиальных требований.

Это единство долгосрочного и краткосрочного планирования, осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал, обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования, стабильность и гиб­кость планирования на основе прогнозов.

Планирование будет эффективным, если соблюдается три главных усло­вия:

Объективная оценка уровня работы дошкольного учреждения в момент пла­нирования.

Чёткое представление тех результатов, уровня работы, которые к концу пла­нируемого периода должны быть достигнуты.

Выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться по­ставленных целей, а значит, получить планируемый результат.

Сущность планирования заключается в определении основных видов дея­тельности, мероприятий, подборе и расстановке конкретных исполнителей и в определении сроков исполнения. Деятельность дошкольного учреждения рег­ламентируется многочисленными документами. Все они должны учитываться при составлении плана работы на год.

В процессе реализации плана происходит его уточнение и корректировка в зависимости от объективных условий. Однако число таких поправок можно свести до минимума, если при формировании плана учитываются принципы научности, оптимальности, комплексности, перспективности, коллегиальности.

Необходимым условием реального планирования работы является также учёт специфических особенностей конкретного педагогического коллектива, дошкольного учреждения, реальной обстановки и условий, а также индивиду­альных особенностей тех, кто будет осуществлять на практике намеченные мероприятия.

При разработке плана важно учесть результаты прошедшего учебного года и на их основе строить схему развития учреждения на новый период.

Организационно-исполнительская функция

От этой функции управления зависит качество развития объекта.

Понятие «организация» многогранно. Объектом организационной дея­тельности руководителя, прежде всего, являются члены педагогического кол­лектива: дети, педагоги, родители. Их практическая деятельность по выполнению плана работы дошкольного учреждения, их интересы, профессиональное мастерство, потребности - всё это объекты организационной деятельности.

Функция организации предполагает выполнение ряда последовательных действий: изучение состояния вопроса; постановка цели и определение кон­кретных задач; планирование самого дела; отбор оптимального содержания, форм, методов предстоящей деятельности; создание условий для выполнения данной работы; расстановка людей и постановка перед каждым исполнителем конкретной задачи; создание определённого настроя на работу; непосредствен­ная помощь в процессе реализации того или иного дела; анализ хода и резуль­татов конкретного дела.

В этой последовательной цепочке элементов деятель­ности руководителю важно хорошо знать возможности каждого исполнителя, опираться на их сильные стороны, координировать работу.

В процессе совместной деятельности между членами коллектива устанав­ливаются организационные отношения с учётом закреплённых за ними опреде­лённых функций. Важнейшей задачей организационно-исполнительской функ­ции является повышение эффективности системы этих отношений.

Чтобы качественно обеспечить внедрение всех нововведений, необходимо преобразовать и структуру управления дошкольным образованием на всех уровнях.

В структуре управляющей системы большинства детских садов, рабо­тающих в режиме функционирования, выделяют три уровня управления:

1-й уровень - заведующая детским садом;

2-ой уровень - заместители заведующей и другие члены администрации;

3-ий уровень - специалисты и воспитатели.

На каждом из уровней существует своя система взаимодействия сотрудников.

Все они взаимосвязаны между собой.

Руководитель дошкольного учреждения должен понимать, что выполнить привычные действия в рамках устоявшейся педагогической технологии - это одно, а выйти за эти рамки, осваивая новые методики, - нечто совершенно другое.

При функционировании образовательной системы в традиционном режиме используются имеющиеся возможности: финансовые, кадровые, программно-методические, материально-технические. В развивающемся учреждении проис­ходит наращивание этих возможностей и повышение эффективности их ис­пользования, идёт поиск новых моделей управления, форм взаимодействия управляющей и управляемой систем.

Изменения структуры управления происходят в процессе создания в педа­гогическом коллективе временных творческих групп, экспертных комиссий, школ педагогического мастерства. Все эти создаваемые структуры должны иметь чёткий статус.

Построение новых организационных структур управляющей системы в дошкольном образовании - сложный процесс, требующий от руководителя знаний основных положений современной теории управления.

Организационно-исполнительская функция хранит в себе огромные резер­вы повышения эффективности управления дошкольным учреждением.

Регулятивно-коррекционная функция

Определяется как вид деятельности, связанный с внесением коррективов в педагогический процесс.

Регулирование и коррекция означают поддержание всей системы образо­вательного процесса в заданном уровне и последующий перевод её в новое ка­чественное состояние.

Задача функции регулирования и коррекции состоит в том, чтобы поддер­живать тот или иной уровень организации системы в данной ситуации. Но если ситуация изменяется, функция регулирования нарушает стабильность органи­зационной структуры, приводя её в соответствие с новыми условиями. Нару­шение такой стабильности носит прогрессивный характер, если далее следует поиск тех организационных мер, способов, взаимодействий, которые приводят к действительно новым оптимальным, более эффективным результатам дея­тельности.

Эффективность регулирования и коррекции измеряется, прежде всего, тем, насколько рационально удаётся с их помощью организовать процессы, подле­жащие управлению.

Контрольно-диагностическая функция

Благодаря контролю управление приобретает принципиально важный компонент, без которого оно не может существовать, - обратную связь.

Контроль делает управление «зрячим», чувствительным к изменениям.

Рассматривая контроль как вид управленческой деятельности, Т. И. Шамова отмечает, что «контроль позволяет накопить данные о результатах педаго­гического процесса, зафиксировать наметившиеся отклонения от запланирован­ных задач, выявить наличие передового педагогического опыта» .

Иными словами, контроль является основным источником информации для принятия управленческого решения. Контроль предполагает выявление от­клонений фактических результатов от намеченных целей.

Дошкольное учреждение получило право самостоятельно контролировать и нести полную ответственность за конечные результаты обучения, воспитания, развития детей и подготовки их к школе.

Это даёт возможность, с одной стороны, коренным образом перестроить контроль за работой каждого сотрудника, усилив в контроле гуманистические начала, индивидуальный подход, с другой стороны - повысить ответственность руководителя за результаты работы, а значит, и за их объективную оценку.

Контроль тесно связан со всеми функциями управления, но особенно с педагогическим анализом информации.

В ходе контроля полученные данные анализируются. По результатам анализа и оперативной информации руководи­тель получает возможность выработать управленческое решение и осуществить регулирование (коррекцию) как объекта, который подвергался контролю, так и самой управленческой деятельности.

Контроль и диагностика должны носить в деятельности руководителя сти­мулирующий характер. Это обеспечивается переводом внутрисадовского контроля на диагностическую основу, введением тестовой государственной экс­пертизы - аттестации образовательных учреждений.

В имеющихся условиях работы образовательных учреждений объектом контроля (экспертизы) со стороны органов образования ставится управленче­ская деятельность руководителя, а качество работы педагога, уровень воспи­танности детей оцениваются с позиций эффективности управления педагогиче­ским процессом.

Процесс управления требует надёжной обратной связи управляющей и управляемой подсистем на любом уровне. Именно контроль в различных его формах и методах (способах, средствах и взаимодействиях) обеспечивает такую обратную связь, помогает выявить недостатки в работе, установить их при­чины, а значит, наметить пути их устранения с помощью коррекции и регулиро­вания деятельности.

Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод о том, что в теории управления дошкольными образовательными учреждениями определены методологические основы, сформулированы принципы управления, вычленены основные функции и методы управления. Знание теоретических основ управления дошкольным образовательным учреждением поможет руководителю четко определить цели, задачи, содержание, принципы и механизмы управления современным дошкольным учреждением и выстроить присущую для конкретного дошкольного учреждения систему управления.

УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫМ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ


В современном обществе очень часто можно услышать слово «менеджмент». В научно-методической литературе данное понятие истолковывается, как совокупность принципов, методов, средств и форм управления социальными, в том числе – и образовательными процессами, менеджмент еще называют искусством управления. «Педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности».

Профессиональные знания по менеджменту предполагают осознание трех принципиально различных инструментов управления.

Первое – это организация , иерархия управления, где основное средство – воздействие на человека сверху (с помощью основных функций мотивации, планирования, организации и контроля деятельности, а также распределения материальных благ и пр.).

Второе – культура управления , т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой людей ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения.

Третье – это рынок, рыночные отношения , то есть взаимоотношения, основанные на купле-продаже продукции и услуг, на равновесии интересов продавца и покупателя.

Управление, как и любая деятельность, основывается на соблюдении ряда принципов. «Принципы управления – это основополагающая идея по осуществлению управленческих функций. Принципы являются конкретным проявлением, отражением закономерностей управления».

Принципы управления:

1. Лояльность к работникам.

2. Ответственность как обязательное условие успешного управления.

3. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали.

4. Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих.

5. Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах.

6. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде.

7. Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой.

8. Умение выслушать всех, с кем сталкивается в своей работе руководитель.

9. Честность и доверие к людям.

10. Опора на фундаментальные основы управления: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль сил и возможностей, персонал.

11. Видение организации, т.е. четкое представление о том, какой она должна быть.

12. Качество личной работы и ее постоянное совершенствование.

Организация педагогического процесса рассматривается как сложная система, состоящая из определенных взаимосвязанных элементов. Дошкольное образовательное учреждение (далее – ДОУ) имеет свою ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива, виды и содержание информационных и коммуникативных процессов. Поэтому сегодня невозможно обеспечить благоприятные условия для творческой работы коллектива ДОУ без целенаправленного и научно-обоснованного управления.

К современному дошкольному учреждению предъявляются такие требования, что повышение уровня управления ДОУ становится объективной необходимостью и существенной стороной его дальнейшего развития. Руководители обязаны гибко и быстро реагировать на запросы общества, в постоянно меняющейся сложной экономической ситуации находить способы выживания, стабилизации и развития. Известный специалист в области психолого-педагогической деятельности Л.В. Поздняк отмечает, что при правильном руководстве учреждением управленцу важно постоянно анализировать современную обстановку, это позволит ориентировать педагогов ДОУ на активное восприятие достижений общества в области демократии, гласности, развития самосознания.

Л.М. Денякина считает, что руководителю важно продумывать стратегию развития дошкольного образовательного учреждения, определяя его назначение и место в системе образования, его основные цели, задачи и функции.

Цель управления ДОУ заключается в обеспечении его оптимального функционирования, в достижении эффективности образовательного процесса при наименьших затратах времени и сил.

Дошкольное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Положением об учреждении, обеспечивающим получение дошкольного образования, и действует на основании Устава, утверждаемого учредителем, Договора между учреждением и родителями (или иными законными представителями детей).

К свойствам управления можно отнести целеустремленность, открытость, осознанность, планомерность, цикличность, соединение науки и искусства.

На современном этапе очень важен личностно-ориентированный подход в управлении дошкольным учреждением. Сущность этого подхода заключается в том, что для слаженной работы всего учреждения необходимо уважать каждого члена коллектива, стремиться к тому, чтобы каждый из сотрудников чувствовал себя важной деталью общего целостного организма, главная задача которого – воспитание и обучение граждан нашей страны, как здоровой, разносторонне развитой, творческой, способной к преобразующей деятельности, личности.

Основными задачами дошкольного учреждения являются:

– Охрана, защита и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни;

– Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития;

– Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

– Обеспечение ранней социализации детей в коллективе сверстников и взрослых;

– Выявление и развитие индивидуальных склонностей и задатков детей;

– Подготовка к получению основного образования на последующих уровнях;

– Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Управление дошкольным учреждением осуществляется в соответствии законодательством РФ, уставом учреждения и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.

Совет дошкольного учреждения осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом об образовании, Уставом дошкольного учреждения и Положением о совете образовательного учреждения.

Основные задачи совета дошкольного учреждения:

– Создание совместно с руководителем дошкольного учреждения условий для обеспечения оптимального сочетания государственных и общественных начал в управлении дошкольным учреждением, приобщения к управлению педагогических работников, родителей или их законных представителей.

– Принятие участия в разработке и реализации внутренних документов, регламентирующих функционирование дошкольного учреждения, органов самоуправления, права и обязанности участников воспитательно-образовательного процесса.

– Разработка и реализация совместно с руководителем дошкольного учреждения системы мер, направленных на укрепление и развитие материально-технической базы дошкольного учреждения.

– Поддержка инициатив участников воспитательно-образовательного процесса, направленных на повышение качества образования и удовлетворение потребностей различных социальных групп заинтересованных в этом образовании.

Решения совета обязательны для выполнения педагогическими работниками дошкольного учреждения, родителями или их законными представителями.

Родительский актив является органом самоуправления дошкольного учреждения и создается из числа законных представителей воспитанников данного дошкольного учреждения.

Основными задачами родительского комитета дошкольного учреждения являются:

– Всемерное укрепление связи между семьей и дошкольным учреждением в целях установления единства воспитательного влияния на воспитанников со стороны педагогического коллектива и семьи.

– Привлечение родительской общественности к активному участию в жизни дошкольного учреждения, к организации совместной работы по воспитанию воспитанников.

– Участие в организации пропаганды педагогических знаний среди родителей.

Для обсуждения и решения наиболее важных вопросов родительский актив может созвать общее собрание. На общем родительском собрании обязательно присутствие руководителя дошкольного учреждения.

Педагогический совет – орган общественного управления дошкольным учреждением. Педагогический совет дошкольного учреждения действует в соответствии с Законом «Об образовании».

В компетенцию учреждения образования входят:

– подбор, прием и расстановка кадров, повышение уровня их квалификации;

– осуществление контроля за выполнением педагогическими работниками и обучающимися своих обязанностей;

– материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с государственными нормативами;

– организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса;

– разработка и организация утверждения учебных планов и учебных (рабочих) программ;

– осуществление текущего контроля за усвоением программы воспитанников учреждения образования, а также анализа результатов образовательного процесса;

– осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством и предусмотренной уставом этого учреждения образования.

Учреждение образования обязано:

– осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами настоящего Закона, нормативными правовыми актами государственных органов, регулирующими отношения в сфере образования;

– осуществлять образовательный процесс в соответствии с требованиями образовательных стандартов, типовых учебных планов и учебных программ;

– содействовать деятельности педагогических и методических объединений;

– содействовать созданию в учреждении образования необходимых условий для работы подразделений учреждений общественного питания и здравоохранения.

Учреждение образования несет ответственность за:

– невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

– несоответствие качества предоставляемого образования установленным требованиям;

– действия, повлекшие нарушения норм по охране здоровья и безопасности жизни обучающихся (воспитанников) и работников учреждения образования, норм и правил охраны окружающей среды во время воспитательно-образовательного процесса;

– несоблюдение норм санитарного законодательства;

– нарушение прав и свобод воспитанников и работников учреждения образования.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Управление является неотъемлемой частью любого образовательного процесса.

2. Управление имеет свои цели, задачи, принципы и функции.

3. Для успешного управления дошкольным учреждением необходима слаженная работа всего коллектива под руководством грамотных руководителей, основывающих свою деятельность на основе законодательства РФ, на личностном подходе к каждому участнику воспитательно-образовательного процесса.

4. Руководители должны в своей работе использовать разнообразные методы и формы работы с коллективом, опираясь на принципы руководства.

Используемая литература:

1. Пронина А.Н. /Основы курса «Управление современным дошкольным образовательным учреждением» / А. Н. Пронина. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2005. – 162 с.

2. Белая, К.Ю. /300 ответов на вопросы заведующего/ К.Ю. Белая. – АСТ, Астрель, 2001. – С. 400.

3. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении/ Л.М. Денякина. – М: Новая школа,1997. – 48 с.

4. Поздняк Л.В. /Управление дошкольным образованием: учебное пособие для студ. педвузов/ Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 432 с.

5. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. Вступил в силу: 1 сентября 2013 г.


Ввиду краткости жизни мы не можем позволить себе роскошь тратить время на задачи, которые не ведут к новым результатам.

Л. Д. Ландау

Особенности управления дошкольной организацией

в современных условиях.

Основной целью развития образования в России является повышение его качества, доступности и эффективности. Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. Цель модернизации образования: создании механизма устойчивого развития системы образования.

Дошкольное воспитание и обучение – первый уровень непрерывного образования, создающий развивающую среду для полноценного формирования конкурентоспособного поколения.

Поворот дошкольных организаций в сторону ребенка, с его запросами и индивидуальным развитием, возможен только при реализации новых принципов управления и высоком уровне профессионализма его руководителей.

К современной дошкольной организации предъявляются такие требования, что повышение уровня управления становится объективной необходимостью и существенной стороной ее дальнейшего функционирования и развития.

Исследователи рассматривают дошкольную организацию как сложную социально-педагогическую систему, поэтому и управление должно носить системный характер.

Система – это множество элементов, находящихся в связях и отношениях друг с другом, образующих определённую целостность, единство. Система обладает рядом признаков и предполагает дифференцированность, целостность взаимосвязанных компонентов, имеющих особую связь со средой и являющихся частью системы более высокого порядка.

Системное видение действительности, отмечает Т.М. Давыденко, это особая познавательная технология управления, которая ориентирует на изучение управленческого процесса как системы функций. Уровень целостности системы, обращает особое внимание Т.И. Шамова, будет зависеть от полноты набора элементов, взаимосвязи между ними, наличия целей у всех элементов и их связи с целью системы.

Цель дошкольной организации как образовательной системы – создать условия для полноценного гармоничного развития, воспитания и обучения каждого ребёнка на уровне его индивидуальных возможностей. Дошкольная организация – часть социума в своём микрорайоне, оно связано с ним, испытывает на себе его влияние и само влияет на него.

Руководитель дошкольной организации должен уметь видеть:

Связи между частями системы, уметь охарактеризовать их как: внутренние и внешние, общие и частные, прямые и обратные, непосредственные и опосредованные, постоянные и временные, существенные и несущественные, глубинные и поверхностные, доминирующие и не доминирующие;

Уметь рассматривать дошкольную организацию как систему и видеть все богатство связей между частями;

Уметь сделать выбор тех связей, которые позволили бы добиться поставленной цели минимальным числом связей.

Существуют движущие силы системы, источники её развития. К ним относят объективные противоречия между частями системы (задачами, содержанием, формами, методами), а также между связями, существующими между ними, между различными структурами системы; динамика процесса; оптимизация структуры.

Таким образом, мы видим, что дошкольная организация – многослойное системное образование, каждый компонент которого нуждается в управлении и построении оптимально функционирующей управляющей системы.

Каковы же основы построения управленческой системы в дошкольной организации? В управленческой литературе понятие «управление» трактуется с трёх позиций: 1. Управление рассматривается как целеустремлённая деятельность всех субъектов, направленная на обеспечение становления, стабилизации, оптимального функционирования и обязательного развития дошкольной организации.

Подобные определения, отмечают Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко являются важными с точки зрения выделения управления как одного из видов социальной деятельности, имеющей в качестве своей цели получение определённого результата.

Исследователи выделяют главные цели управленческой деятельности.

Первая цель – становление, создание управляемой и управляющей систем (создание оптимальной для конкретных обстоятельств и условий, целостной, самобытной авторской педагогической системы).

Вторая цель – поддержание всех свойств системы, её упорядочение и стабилизация.

Третья цель – обеспечение оптимального функционирования системы.

Четвёртая цель – развитие системы, перевод её из существующего в новое, качественно более высокое состояние.

Вторая позиция. Исследователи рассматривают управление как «воздействие» одной системы на другую, одного человека на другого.

Третья позиция. Управление – взаимодействие субъектов. Такое понимание взаимодействия предполагает взаимное изменение управляющих и управляемых, и сам процесс взаимодействия как смены его состояний, что соответствует реальной управленческой практике.

К свойствам управления можно отнести: целеустремлённость, открытость, осознанность, планомерность, цикличность, соединение науки и искусства.

Сущность управления, отмечают многие авторы (В.С. Лазарев, М.М. Поташник, Т.И. Шамова) выражается через его функции, в которых определён круг деятельности, её содержание, виды, назначение и роль.

В настоящее время ряд учёных считают, что состав и последовательность функций, из которых слагается процесс управления, один и тот же для всех самоуправляемых систем.

Н.В. Кузьмина определяет управление как совокупность пяти функций:

Проектировочной, которая предполагает формулирование целей и задач, изменение разнообразных планов и задач;

Конструктивной – суть которой состоит в моделировании разнообразных ситуаций;

Организаторской, в которой реализуется исполнительская деятельность управляющего;

Коммуникативная – нацелена на построение необходимых взаимоотношений и связей между субъектами управления.

Управленческая деятельность может рассматриваться ещё и как процесс. Управление как процесс, отмечает В.Я. Якунин, представляет собой последовательность стадий, состояний, этапов развития, совокупность действий руководителя для достижения цели. Он выделяет следующие функции управления:

сбор информации;

прогнозирование;

принятие решения;

организацию исполнения;

∙ коммуникацию;

∙ контроль;

∙ коррекцию.

Существуют разные точки зрения на функциональный состав управления, поэтому целесообразно существование каждого из подходов к определению функционального состава. Функциональный подход к управлению позволяет практикам целостно представлять свою деятельность в виде управленческого цикла.

Ситуационный подход в управлении – его основой является конкретная ситуация, поэтому управляющий должен уметь правильно интерпретировать ситуацию; предвидеть вероятные последствия от применения конкретных методов; уметь увязывать конкретные методы с конкретными ситуациями.

Оптимизационный подход в управлении заключается в том, чтобы достичь максимально возможных конечных результатов при рациональных затратах времени на управленческую деятельность.

Основные подходы к оптимизации управления отражены в работах исследователей В.П. Симонова, Р.Л. Кричевского, Т.И. Шамовой. Они дают конкретные советы руководителю:

1. Определение методологического подхода к решению проблем (видение модели, системность, конкретность, мера)

2. Оптимальный подход. Он выполняет диагностическую, объяснительную, конструктивную, динамическую, методологическую, эвристическую, прогностическую функции.

Принципы методологического подхода:

Системности (оптимальность, гармоничность, целостность);

Конкретности (учёт руководителем традиций ДОУ, его контингента, особенностей педагогического коллектива);

Меры (экономия времени, повышение эффекта).

Оптимизация – выбор наилучшего варианта из возможного, наиболее соответствующего определённым условиям и задачам.

Оптимизировать управление дошкольной организацией – значит выбрать или сконструировать такую систему мер, которая, будучи примененной, в условиях конкретного образовательного учреждения так преобразовывала структуру и процесс управления, чтобы достигались не любые, а лучшие, чем прежде, максимально возможные конечные результаты.

В современных условиях возросла роль научного управления дошкольной организацией. Это связано с развитием вариативности содержания дошкольного образования; с расширением научных знаний в области воспитания, обучения детей и управления этими процессами; с включением в систему непрерывного образования дошкольного; с повышением требований к уровню квалификации педагогических кадров; с усилением роли субъективного фактора в системе дошкольного образования.

Без целенаправленного и научно обоснованного управления сегодня невозможно обеспечить благоприятные условия для творческой деятельности коллектива дошкольной организации.

Ученые считают, что управлять научно, значит выявлять закономерности, прогрессивные тенденции в педагогическом процессе и планировать его в соответствии с этими тенденциями и учетом объективных возможностей.

Под управлением дошкольной организацией понимают целенаправленную деятельность, обеспечивающую согласованность труда педагогического коллектива; научно обоснованное воздействие на педагогов-воспитателей, обслуживающий персонал, детей, родителей и общественность в целях оптимального решения проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Знание об особенностях социально-педагогических систем, их закономерностях позволяет обеспечить успешное управление дошкольной организацией в современных условиях.

Литература:

1.Розанова В. Психология управления. М.,1996.

2.Поздняк Л.В. Управление дошкольным образовательным учреждением

Как социально-педагогической системой. Управление дошкольным

Образовательным учреждением. Ж. 2006, № 4. С.8-14.

3.Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным

Учреждением. Часть 1. М.,2002.

4. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным

Учреждением. Часть 2. М.,2003.