«Славянская эпопея» Альфонса Мухи. Выставка в Праге. «Славяне на исконной родине»: знаменитая работа от Альфонса Мухи, которую фашисты хотели уничтожить Дворец Велертжни на карте

Славяне на исконной родине

Величайший художник модерна, подаривший миру изысканный стиль арт-нуво, Альфонс Муха создал поражающую своими размерами и объёмом серию картин, пропитанных самыми возвышенными патриотическими чувствами. «Славяне на исконной родине» – художественный труд, остающийся одним из самых «сочных» и трагических в довольно лёгкой и нежной структуре модернистского периода.

Серия полотен славянской эпопеи была задумана в 1900 и воплотилась в жизнь спустя долгих 11 лет путешествий по странам и пристального изучения культуры славян. Муха был ярым патриотом, человеком, мечтающим воспеть в истории человечества ценность и значимость своего народа. «Славяне на исконной родине» считается самой яркой из всего цикла, самой драматичной и болезненной для самого художника, который не отходил от неё иной раз по нескольку дней.

Данное произведение было одно из самых первых во всей серии. Закончил его писать Альфонс в 1912 году. «Славяне на исконной родине» написано в стиле модерна – об этом повествует и выбор красок художником, и «воздушность» самой картины, глубина колорита и присутствующая в настроении картины некая мистичность и торжественность.


Альфонс Муха за работой над «Славянской эпопеей» 1920 г.

На полотне, имеющем огромные размеры, занимающем целую стену, изображен период языческой Руси, гонимой и терпящей набеги, предательства и жестокость. Сюжет данной картины берёт своё начало из истории – художник хотел передать момент нападения кочевниками на славянскую деревню, запечатлеть смятение и ужас крестьян, а также беспрекословную веру язычества в своих Богов. Так, если внимательно всматриваться в полотно, можно заметить условное разделение его пространства – на первом плане выступают крестьяне, служащие как образ попираемого славянства, на втором плане показан главный языческий бог Перун и молящиеся ему волхвы, на последнем же плане показано племя кочевников. Данные три пласта, три части пространства картины не стоит воспринимать как единое целое – скорее, они выступают как некие детали калейдоскопа, соединённые на холсте, чтобы показать набег в разных его проявлениях.

Все герои полотна имеют свой характер и создают определённый образ. Так, ободранные язычники на первом плане (женщина и мужчина) вызывают совершенно противоположные чувства. Их взгляды, направленные на зрителя не с мольбой, не то с вызовом, одновременно и пугают, и вызывают сострадание. Перун изображён, как и подобает, летящим над землёй, «воздушным» и вместе с тем по-человечески «тяжеловесным». Скачущие кочевники, смешавшие в своих рядах и угнанный скот, и людей, задорно и нагло улыбаются. Некоторые из них тоже смотрят прямо на зрителя, точно почувствовав его присутствие. Они ещё не знают, что именно благодаря их набегам и начнётся переселение славян, их знакомство с новыми землями, что и позволит в будущем их государствам стать могучими державами.


Особо привлекательна цветовая гамма картины – благодаря насыщенному холодному оттенку картины автор как бы пытается разбудить у зрителя чувство некоей мистичности, благоговения. Синие, голубые, фиолетовые и лазурные переходы от звёздного неба к тёмной земле и одеяниям Перуна создают цветовую перспективу. На мой взгляд, «Славяне на исконной родине» – одна из наиболее глубоких и завораживающих картин, выполненных в примерно одном монохромном стиле.


Примечательна и история картины – в период военных действий, когда Прагу оккупировали войска Германии, был издан указ об уничтожении серии «Славянской эпопеи». Картины искали по всей стране, перевернули вверх дном все музе Праги и жестоко допрашивали самого художника. Полотна чудом спас один из работников музея – он, скатав картины в свитки, замуровал их в подвале здания. Нашли их только лишь спустя многие годы после войны. Никто так и не узнал, что за мужчина отважился рисковать ради них жизнью, и до сих граждане Праги пытаются найти ответ на этот вопрос.

Работа «Славяне на исконной родине» имеет не только творческую, но и историческую ценность – в неспокойные времена XX века она, когда её вместе с остальными произведениями цикла считали «погибшей», выступила как символ непокорности и торжественности. Мало кому из художников удавалось столь бережно воспеть силу своего народа так, как это сделал Альфонс Муха. Именно поэтому его противоречивое, но всегда очень пленительное и монументальное творчество, как и память о нём, бесценны для культурного пласта человечества.

В Праге — самое большое здание Национальной пражской галереи. Здесь представлены шедевры современного искусства с конца XIX века до наших дней. Среди авторов: Пабло Пикассо, Жорж Брак, Густав Климт, Альфонс Муха, Огюст Ренуар, Винсент Ван Гог. Мы хотели увидеть 20 монументальных полотен А. Мухи «Славянская эпопея».

Административный округ Прага 7. Исторический район Голешовице.

Небольшая путаница

Здание галереи называют по-разному: Дворец выставок в Праге, Ярмарочный дворец, Выставочнвй дворец или по чешски Národní galerie v Praze. Если вы едете на такси, то лучше назвать Veletržní palác (дворец Велетржни) место где находится коллекция современного искусства.

Будьте внимательны! Это здание путают ещё с двумя музеями — Музеем современного искусства в Праге (музей Кампа на острове Кампа) и, почему-то с музеем Кафки.

Если вы хотите увидеть здание-дворец, вроде или , то вас ждёт разочарование.

Дворец Велетржни — современное здание в стиле функционализма. Построен в 1928 году и на тот момент был самым большим зданием в мире.

Картинная галерея

Картинная галерея занимает несколько этажей. Здесь выставлены работы чешских художников, шедевры прославленных мастеров Европы. Уникальную ценность представляют подборки французского и европейского искусства (Пабло Пикассо, Жорж Брак, Густав Климт, Альфонс Муха, Огюст Ренуар, Винсент Ван Гог).


Здесь же проходят временные экспозиции. Мы рады, что застали выставку скульптур Огюста Родена.

Нам музей понравился: просторно, свободно, народу мало, кроме картин и скульптур есть медиа фильмы.

Славянская эпопея А. Мухи

Выставка Альфонса Мухи «Славянская эпопея» (Alfons Mucha: Slovanská Epopej) проходит на территории Veletržní palác.

В Праге картины этого художника можно увидеть в разных галереях. Есть и отдельный музей — .

Кроме того, работы художника часто путешествуют по разным странам и познакомиться с творчеством Мухи не представляет сложности. Но есть одно «но». Как правило, в мировых музеях можно увидеть небольшие по размеру картины и графические работы.

А одно из величайших творений А. Мухи — «Славянская эпопея» представляющая собой 20 монументальных полотен. Коллекция не должна разделяться — таково было главное требование художника.

Картины Славянской эпопеи долго не могли найти себе «дом». Ни одно из зданий Праги не могло их вместить.

Размеры (высота потолков) Выставочного дворца (Veletržní palác) позволяли разместить картины, и несмотря на это, пришлось провести реконструкцию части здания, чтобы Славянская эпопея смогла выглядеть эффектно, достойно и не страдать от температурных перепадов.

Коллекцию таких полотен перевозить крайне сложно, поэтому знатоки искусства специально приезжают в Прагу. Мы с Галей решили не упускать возможность.

Выставка очень интересная, впечатляющая масштабом картин и изображенными на них событиями. Это действительно «эпопея».

В залах есть удобные скамейки, где можно спокойно посидеть и не торопясь рассмотреть картины.

В первом зале «Славянской эпопеи» транслируется фильм о художнике.

Время работы

Ежедневно кроме понедельника с 10:00 до 18:00

Официальный сайт музея Национальная Пражская галерея: www.ngprague.cz

Сколько стоит

  • Взрослый: 300 крон
  • Льготный: 150 крон

Вход на выставку находится на первом этаже. Жаль, что посетителей там немного, хотя славян в мире больше 300 миллионов.

Как добраться

  • На трамвае
    №№ 12, 17, 24, 53, 54, 91
    Мы ехали на №24, который идет с улицы Vodičkova в центре Праги. Ехать нужно до остановки Veletržní palác. Трамвай останавливается прямо напротив дворца.
  • На автобусе
    №156 до автовокзала Strossmayerovo náměstí
  • На метро
    До станций Vltavská

Дворец Велертжни на карте

* Свантовит/Свентовит - в западнославянской мифологии «бог богов».

* Милич Ян из Кромержижа (?–1374) - чешский проповедник, предшественник Яна Гуса, призывавший к реформе церкви. Умер в темнице в Авиньоне.

** Гус Ян (1371–1415) - национальный герой чешского народа, идеолог чешской Реформации. Вдохновитель народного движения в Чехии против немецкого засилья и католической церкви; требовал возвращения к принципам раннего христианства. Осужден церковным собором в Констанце и сожжен.

19 октября 1918 г. из мастерской художника поступают полотна «Петр Хельчицкий» * и «Ян Амос Коменский - последние дни в Наардене» **.

* Хельчицкий Петр (ок. 1390 – ок. 1460) - идеолог умеренных таборитов в Чехии. Выступал за создание общества, основанного на равенстве и обязательном труде.

** Коменский Ян Амос (1592–1670) - чешский мыслитель-гуманист и педагог.

В 1919 г. эти одиннадцать полотен были выставлены в Праге, в 1921 г. они с огромным успехом экспонируются в Бруклинском музее Нью-Йорка.

24 февраля 1924 г. Муха дарит городу Праге картину «Пржемысл Отакар Второй» *, 16 сентября - полотно «После Грюнвальдской битвы» **, в 1925 г. - работы «После битвы на Виткове» *** и «Гуситский король Иржи Подебрадский» ****.

* Пржемысл II Отакар (ок. 1230–78) - король Чехии с 1253 г. Укрепил королевскую власть и военную мощь Чешского государства. Погиб в битве с немецкими войсками.

** Грюнвальдская битва 1410 (в немецкой литературе - битва под Танненбергом), решающее сражение «Великой войны» 1409-11, в котором польско-литовско-русские войска 15 июля разгромили войска Тевтонского ордена.

*** В апреле 1420 папа Мартин V и император Сигизмунд 1 объявили крестовый поход против Чехии. Крестоносцы осадили Прагу, но 14 июля были наголову разбиты гуситами под руководством Яна Жижки на Витковой горе (впоследствии в его честь названной Жижковой).

**** Йиржи из Подебрада (1420–1471) - чешский король в 1458–71. Стремился укрепить чешское государство, ограничить интриги папства. В 1466 осужден папой как еретик.

В октябре 1928 г. Альфонс Муха и Чарлз Р. Крейн, американский промышленник и дипломат, финансировавший этот гигантский проект, торжественно объявляют, что все двадцать монументальных полотен преподносятся ими в дар чешскому народу и городу Праге, включая те, которые были созданы в 1926–1928 гг., т. е.

В мае 2012 года в столицу Чехии был возвращён цикл картин, подаренных Праге художником Альфонсом Мухой (Mucha Alphonse Maria). Двадцать полотен вернулись в Прагу после долгого спора с властями города Моравский Крумлов (Moravský Krumlov). «Славянская эпопея» (Slovanská epopej), которой мастер посвятил почти 15 лет жизни, признана памятником культуры – поэтому судьбу произведений определяла специальная комиссия […]

В мае 2012 года в столицу Чехии был возвращён цикл картин, подаренных Праге художником Альфонсом Мухой (Mucha Alphonse Maria) . Двадцать полотен вернулись в Прагу после долгого спора с властями города Моравский Крумлов (Moravský Krumlov) . «Славянская эпопея» (Slovanská epopej) , которой мастер посвятил почти 15 лет жизни, признана памятником культуры – поэтому судьбу произведений определяла специальная комиссия Министерства культуры Чехии.

Полотна из цикла «Славянская эпопея» грандиозны, они поражают своими размерами. Рядом с этими монументальными картинами люди кажутся маленькими – видимо это ощущение и хотел вызвать у зрителя автор произведений.

Эпический триптих «Магия слова» – «Милич из Кромержижа», «Проповедь Яна Гуса в Вифлеемской часовне», «Встреча на Кржижках» (Triptych Kouzlo slova – Milíč z Kroměříže, Kázání Mistra Jana Husa, Schůzka na Křížkách)

Всю жизнь Муха был известен, как художник эпохи модерна. В своём историческом цикле он впервые выступает в качестве живописца-романтика. Эти картины написаны в академической манере, отличной от большинства предыдущих работ Мухи, выполненных в характерном для него орнаментальном плоскостном стиле.

Цикл «Славянская эпопея» повествует об истории славянских народов и о многих важных событиях, доказывающих их единство и общие корни. В сюжетах этих картин зритель видит события религиозного и культурного значения, батальные сцены и исторические эпизоды из жизни чехов, русских, поляков, болгар.

Четыре картины из двадцати посвящаются истории гуситской церкви. Полотно «Братская школа в Иванчицах» (Bratrská škola v Ivančicích) изображает процесс создания первой чешской Библии на родном языке (действие происходит в родном городе Мухи).

Можно упрекнуть Альфонса Муху в «перетягивании» сюжетов в сторону исключительно чешской истории. Впрочем, критики осуждали творца и за его панславизм – целенаправленное следование идее объединения славянских народов. Он искал идею единения славян, и она нашла отражение в кульминации «Славянской эпопеи» – полотне «После Грюнвальдской битвы» (Po bitvě u Grunwaldu) (1924 г.). Эта битва (её называют ещё: «битва под Танненбергом») произошла в 1410 году. Объединённое войско славян тогда одержало победу над рыцарями Тевтонского ордена.

О событии сегодня помнят только историки, и картина воспринимается зрителями не как эпохальное событие, а как отражение настроения творца. Это воплощённое страдание: трупы воинов, убитая лошадь на первом плане, поле брани, залитое кровью и ярким светом.

Полотно «Славяне на исконной родине» (Slované v pravlasti) (1912 г.) называют утопическим – никакой общей родины за много лет у славян не появилось. Кто-то видит на этой картине мистику и меланхолию, кому-то она кажется ожиданием бури. Мечты художников нередко обращаются в произведения искусства. Воплощённая мечта Альфонса Мухи о единении славян актуальна для каждого из нас.

“Отмена крепостного права в России” (Zrušení nevolnictví na Rusi)