Скульптуры микеланджело с названиями. Микеланджело Буонарроти: биография, картины, произведения, скульптуры. Литературные произведения и личная жизнь

Он еще при жизни получил признание и считался гением мирового значения.

Родившись 6 марта 1475 года, он прожил долгую жизнь, умерев в 1564 г. За свои 88 лет он создал столько великолепных работ, что их хватило бы на добрый десяток талантливых людей. Кроме того, что Микеланджело Буонарроти был великим художником, скульптором и архитектором, он является также крупнейшим мыслителем и известным поэтом Ренессанса.

Наверняка все видели знаменитые скульптуры Давида и Моисея, а также потрясающие фрески потолка Сикстинской капеллы. К слову статуя «Давид», по словам великих современников мастера, «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских». Она и до сих пор считается одним из самых известных и совершенных произведений искусства.

Портрет Микеланджело Буонарроти

Любопытно, что этот выдающийся деятель обладал весьма неказистой внешностью. Подобная ситуация обстояла и с внешностью другого гения – , о котором мы уже писали. Может именно поэтому Микеланджело не оставил ни одного автопортрета, как это делали многие художники?

По описанию людей, знавших мастера, он имел редкие, немного вьющиеся , жиденькую бороденку, круглое лицо с квадратным лбом и впалыми щеками. Широкий нос с горбинкой и выпирающие скулы не делали его привлекательным, а скорее наоборот.

Но это совершенно не мешало правителям того времени и самым знатным людям с благоговейным трепетом относиться к невиданному до тех пор гению искусства.

Итак, вашему вниманию предлагаются Микеланджело Буонарроти.

История одной фальшивки

В Древнем Риме знатные и богатые граждане жаловались, что в продаже стало появляться слишком много различных подделок еще более древних шедевров искусства.

Во времена великого итальянца, о котором мы рассказываем, этим также грешили талантливые умельцы.

Однажды Микеланджело сделал копию одной известной греческой статуи. Она была очень хороша, и близкий друг сказал ему: «Если ты закопаешь ее в землю, то через несколько лет она буде выглядеть как оригинал».

Недолго думая молодой еще гений последовал этому совету. И действительно, в прошествии некоторого времени он весьма удачно и за высокую цену продал «древнюю скульптуру».

Как видите, история фальшивок и всевозможных подделок стара, как мир.

Флорентиец Микеланджело Буонарроти

Известно, что Микеланджело никогда не подписывал своих произведений. Однако тут имеется единственное исключение. Он подписал скульптурную композицию «Пьета». Говорят, что это происходило следующим образом.

Когда шедевр был готов и выставлен на всеобщее обозрение, молодой 25-летний мастер затерялся в толпе и пытался определить, какое впечатление оказывает его работа на народ.

И вот к своему ужасу он услышал, как двое жителей итальянского города активно рассуждали о том, что такую дивную вещь мог создать только их земляк.

А в то время между культурными центрами Европы происходили настоящие состязания за звание наиболее престижных и плодовитых, в плане гениев, городов.

Будучи же коренным жителем Флоренции, наш герой не стерпел гнусного обвинения в том, что он миланец и пробрался ночью в собор, прихватив с собой необходимые резцы и прочие инструменты. При свете лампы он высек на поясе Мадонны гордую надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец».

После этого никто не смел «приватизировать» происхождение великого мастера. Однако говорят, что он потом жалел об этой вспышке гордости.

Кстати, вас может заинтересовать один , также великого художника эпохи Возрождения.

«Страшный суд» Микеланджело

Когда художник работал над фреской «Страшный суд», римский папа Павел III нередко посещал его и наблюдал за продвижением дела. Нередко он приходил смотреть фреску со своим церемониймейстером Бьяджо да Чезена.

Однажды Павел III спросил у Чезена о том, как ему нравится создаваемая фреска.

— Ваша светлость, — отвечал церемониймейстер, — эти изображения скорее подходят для какого-нибудь трактира, а не для вашей святой капеллы.

Услышав это оскорбление, Микеланджело Буонарроти на фреске изобразил своего критика в виде царя Миноса, судьи душ умерших. У него были ослиные уши и обмотанная змеей шея.

В следующий раз Чезена сразу же заметил, что этот образ написан с него. Придя в ярость, он настойчиво просил папу Павла, чтобы тот приказал Микеланджело стереть его изображение.

Но римский папа, забавляясь бессильной злобой своего придворного сказал:

— Мое влияние распространяется только на небесные силы, а над представителями ада я, к сожалению, не имею никакой власти.

Таким образом, он намекал, что Чезара должен был сам найти общий язык с художником и обо всем договориться.

По трупам к искусству

В начале своего творческого пути Микеланджело Буонарроти очень слабо разбирался в особенностях . Но его сильно привлекала данная тема, ведь чтобы стать хорошим скульптором и художником нужно было безупречно знать анатомию.

Интересно, что для восполнения недостающих знаний юный мастер много времени проводил в морге, который находился при монастыре, где он изучал трупы умерших людей. К слову сказать, (см. ) промышлял в своих научных изысканиях подобным образом.

Сломанный нос Микеланджело

Гениальные способности будущего мастера проявились очень рано. Обучаясь в школе скульпторов, которой покровительствовал сам Лоренцо де Медичи, глава Флорентийской республики, он нажил себе немало врагов не только необычным дарованием, но и упрямым характером.

Известно, что однажды один из учителей по имени Пьетро Торриджано ударом кулака сломал нос Микеланджело Буонарроти. Говорят, что он не совладал собой из-за дикой зависти к талантливому ученику.

Разные факты о Микеланджело

Интересен факт, что великий гений до 60 лет не имел близких отношений с женщинами. По всей видимости, искусство всецело поглотило его, и всю свою энергию он направил только для служения призванию.

Однако в 60 лет он повстречал 47-летнюю вдову, которую звали Виктория Колонна, маркиза Пескара. Но даже тогда, когда он писал ей множество сонетов исполненных сладостной тоски, по мнению многих биографов у них не было более близких отношений, чем платоническая любовь.

Когда Микеланджело Буонарроти работал над фресками Сикстинской капеллы, он серьезно подорвал свое здоровье. Дело в том, что он без помощников, целых 4 года не покладая рук трудился над этим мировым шедевром.

Свидетели сообщают, что он неделями мог не снимать обувь и, забывая о сне и еде, расписывал тысячи квадратных метров потолка собственноручно. При всем этом он дышал вредными парами красок, которые, к тому же, постоянно попадали в глаза.

Напоследок стоит лишь добавить, что Микеланджело отличался резким и чрезвычайно сильным характером. Его воля была тверже гранита, и этот факт признавали многие современники, имевшие с ним дело.

Рассказывают, что Лев X говорил про Микеланджело: «Он страшен. С ним нельзя иметь дела!».

Чем мог великий скульптор и художник так запугать всемогущего римского папу – неизвестно.

Произведения Микеланджело

Предлагаем вам ознакомиться с самыми известными произведениями Микеланджело. Многие работы мастер делал без всяких набросков и эскизов, а просто так, держа в голове готовую модель.

Страшный Суд


Фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане.

Потолок Сикстинской капеллы


Известнейший цикл фресок Микеланджело.

Давид

Мраморная статуя работы Микеланджело в Академии изящных искусств во Флоренции.

Бахус


Мраморная скульптура в музее Барджелло.

Мадонна Брюгге


Мраморная статуя Мадонны с младенцем Христом в церкви Богоматери Нотр-Дам.

Мучения Святого Антония


Итальянская картина 12-ти или 13-летнего Микеланджело: самая ранняя работа маэстро.

Мадонна Дони


Круглая по форме картина (тондо) 120 см в диаметре с изображением Святого Семейства.

Пьета


«Пьета» или «Оплакивание Христа» — единственная работа, которую маэстро подписал.

Моисей


Мраморная статуя высотой 235 см, которая занимает центральное место в скульптурной гробнице папы Юлия II в Риме.

Распятие Святого Петра


Фреска в Апостольском дворце Ватикана, в Капелле Паолина.

Лестница в библиотеке Лауренциана


Одно из величайших архитектурных свершений Микеланджело - лестница Лауренцианы, которая напоминает поток лавы (поток мысли).

Проект купола Собора Святого Петра

По причине смерти Микеланджело, строительство купола заканчивал Джакомо Делла Порта, сохранив замыслы маэстро без отступлений.

Если Вам понравились интересные факты про Микеланджело Буонарроти, подписывайтесь на в любой социальной сети.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Итальянская культура, язык, природа издавна притягивают туристов. Но эта страна знаменита не только своими пейзажами и звучными серенадами. Сегодня мы поговорим об одном из самых знаменитых сынов Италии. Также в данной статье будет приведен ряд описаний скульптур Микеланджело Буонаротти.

Читайте внимательно, и вы почерпнете много нового и интересного для себя из области итальянской культуры эпохи Ренессанса.

Краткая биография

Родился будущий гениальный художник и скульптор в семье обедневшего дворянина в 1475 году в городе Капрезе. Из-за нехватки финансов отец отдает его на воспитание в семью Тополино, где мальчик знакомится с глиной и начинает учиться лепить фигурки.

Со временем его отдают в мастерскую к местному художнику, а позже в школу скульптора Джованни. Там его и замечает Лоренцо Медичи.

Именно этот человек дал Микеланджело возможность раскрыться. Он покровительствует его учебе, а после до самой смерти помогает с получением дорогостоящих заказов.

За свою жизнь Буонаротти успел поработать в Риме, Флоренции и Болонье.
Давайте теперь поговорим о его творчестве более подробно.

Общая характеристика творчества

В данной статье нами будет затронута только одна из граней - скульптуры. Описание самых знаменитых из них вы сможете прочитать ниже.

Гений этого человека самым лучшим образом выражается в скульптуре. Даже в свою живопись он переносит пластичность форм и положение фигур, свойственные только объемным вещам.

Примечательно то, что главным достижением Микеланджело Буонаротти является новаторство. Именно из-за действий вразрез канонам он прославился в веках. Его статуя «Давид» стала эталоном Высокого Ренессанса, а «Пьета» - лучшим воплощением тела мертвого человека в скульптурном исполнении.

Давайте познакомимся ближе с работами этого гения эпохи Возрождения.

«Моисей»

Одна из самых знаменитых работ - «Моисей» Микеланджело. Описание скульптуры мы дадим немного позже. Сейчас давайте поговорим о месте, где она воздвигнута.

Данное изваяние входит в комплекс скульптурной гробницы Папы Римского Юлия II, которая располагается в Сан-Пьетро-ин-Винколи, римской базилике.

Работа над этой скульптурой продолжалась в течение двух лет, начиная с 1513 года. Кроме этого, по бокам находятся статуи, созданные учениками Микеланджело.

Первоначальный замысел Папы Юлия II был очень тенденциозным и грандиозным. Он хотел соорудить свою шедевральную гробницу в базилике Святого Петра. Ее проект включал в себя множество статуй и других украшений. Но планы не осуществились ввиду нехватки финансов у его наследников.

Таким образом, нам представлен «бюджетный» вариант первоначального проекта.
Итак, «Моисей» - скульптура Микеланджело, которая прославила в веках своего творца. Сегодня она считается одним из самых знаменитых изваяний. Чем же она примечательна?

Высота статуи - 235 сантиметров, но мощь, которая таится в ее очертаниях, поистине колоссальна. Скульптор изобразил вождя еврейского народа в момент возвращения после беседы с Богом, когда Моисей увидел соплеменников, поклоняющихся

Фигура очень динамична и наполнена внутренней энергией. Мы видим вздувшиеся вены и ураган страстей на лице вождя. В правой руке он держит скрижали, а нога у него выдвинута резким и коротким движением вперед, словно он собирается вскочить и начать действовать.

Искусная работа резца Микеланджело сравнивалась современниками с собольей кистью живописца. Тончайшие волоски бороды выглядят мягкими и шелковистыми, кроме этого, в изваянии нет ни одного миллиметра необработанного мрамора. Композиция является полностью завершенной и выражает всю экспрессивность человеческого гения.

«Моисей», скульптура Микеланджело, не оставляет равнодушным никого. Мощный волевой напор завораживает, а иногда и пугает зрителей. Как сказал Стендаль, если вы не видели этого изваяния, вы понятия не имеете о возможностях скульптуры.

«Давид»

В нашей статье мы постараемся осветить наиболее известные скульптуры Микеланджело. Второй такой, наравне с предыдущей, является «Давид». Это пятиметровое изваяние стало символом Флорентийской республики практически сразу после создания.

Сегодня оно располагается в Академии искусств во Флоренции и предназначено для кругового обзора. Статуя изображает молодого еврейского который готовится к бою с гигантом Голиафом. Он сосредоточен и немного напряжен, так как противник явно превосходит его по физическим качествам. Одновременно с этим во взгляде Давида сквозит непоколебимая уверенность в победе.

Кто же являлся заказчиком шедевра? Еще в середине пятнадцатого века во Флоренции заговорили об украшении Санта-Марии-дель-Фьоре. Это соборный флорентийский храм. Планировалось окружить его двенадцатью изваяниями самых знаменитых библейских персонажей из Ветхого завета.

Работу по осуществлению проекта начал Донателло со своим подмастерьем, но он успел создать только одну скульптуру.

После его смерти проект был приостановлен, а глыба мрамора (в народе прозванная «Гигантом»), предназначенная для статуи Давида, постепенно рассыпалась под воздействием эрозии.

В начале шестнадцатого века была созвана комиссия, в состав которой входил и Леонардо да Винчи, которая постановила подписать контракт с двадцатишестилетним скульптором Микеланджело Буонарроти. Он приступил к работе в сентябре 1501 года.

Борьба с мраморной глыбой заняла у него более двух лет. Именно к этой скульптуре относится высказывание, что для создания шедевра нужно просто отсечь все лишнее.
Однако в 1504 году, когда работа была завершена, пораженные флорентийцы решили поместить Давида в лоджии Ланци, месте, где проходили заседания городского совета.

Теперь борьбу за свободу олицетворял шедевр Микеланджело Буонарроти. Скульптуры же Донателло были перемещены в другое место из зала совета.

Существует несколько интересных фактов, связанных с этой работой. «Давид» - самая копируемая скульптура эпохи Возрождения. Ее дубликаты стоят в Москве, Лондоне и на разных площадях родного города.

Также примечательно, что лондонская копия оснащена фиговым листком, на случай приезда королевы. А в двадцатом веке Иерусалим отказался принимать у себя копию статуи «голого итальянца пятнадцатого века», так как «Давид» Микеланджело оказался необрезанным.

Аллегория суток

Гробница Медичи во Флоренции хранит в себе множество скульптур Микеланджело. Мы отдельно поговорим о двух композициях.

Первая из них изображает причастность небесных стихий к роду «величайшего флорентийского правителя». Эта скульптурная группа состоит из четырех фигур, стоящих попарно на двух саркофагах.

Задумка мастера была в том, чтобы показать немыслимую даже для небожителей тяжесть бренного существования. Они изображены в неудобных позах на крышках саркофагов, в стремлении соскользнуть быстрее вниз.

Аллегории разного времени суток изображены в виде фигур молодых мужчин и женщин. Естественная античная красота и идеальность пропорций контрастируют со средневековым христианским образом «мучительного ощущения скорби» из-за бренности существования.

Композиция состоит из Ночи, Дня, Утра и Вечера. Первые две скульптуры располагаются на надгробии Джулиано, а вторые - на саркофаге Лоренцо Медичи.

Проект создавался по заказу Климента VII, который решил увековечить своих родственников, которые умерли молодыми.

Работа над статуями завершилась в 1534 году, но не все были установлены на планируемые места. Сегодня терракотовая модель статуи «День», например, находится в Хьюстоне, «Утро» - в Лондоне. Модель «Вечера» была утеряна, ее купил какой-то коллекционер, и следы с этого времени пропали.

Самой прекрасной частью композиции считается скульптура «Ночь». Микеланджело, как говорили современники, в ней изобразил «спящего каменного ангела, в котором чувствуется дыхание».

Таким образом, скульптуры Микеланджело, несмотря на некоторые недостатки, о которых мы поговорим далее, являются подлинными шедеврами человеческого гения.

Статуи Медичи

Это вторая часть композиции знаменитой капеллы в склепе властителей Флоренции. Она состоит из двух скульптур, одна из которых изображает Джулиано, носившего титул герцога Немурского, а другая - Лоренцо II, герцога Урбинского. Они прославились тем, что первыми за всю историю рода Медичи получили такие высокие титулы.

Здесь важно упомянуть основной недостаток Микеланджело Буонарроти. Скульптуры этого мастера не имеют портретного сходства со своими прототипами. Он ненавидел портреты и говорил, что подобная мелочь никому не нужна, так как это никто не заметит через тысячу лет.

Образ, похожий на статую Лоренцо, выражает роденовская скульптура «Мыслитель». Микеланджело создал это изваяние в образе римского полководца в позе глубокой задумчивости. Зооморфный шлем скрывает большую часть лица в тени. Именно по этому поводу до сих пор идут споры среди исследователей.

Одни говорят, что этим великий мастер намекал, что Лоренцо перед смертью страдал сумасшествием. Другие утверждают, что это всего лишь аллегорический образ тяжести дум.

Так или иначе, но лицо у Джулиано проработано лучше. Он изображен в виде античного действенного начала. Он молод, без шлема, полон энергии, но взгляд его совершенно безучастен. Таким образом, он олицетворяет саму концепцию идеи мудрого правления.

Совместно с аллегорическими фигурами времени суток, Лоренцо и Джулиано формируют завершенную композицию. Она переносит зрителей в эпоху Возрождения, когда происходило становление современных государств. Период интриг, политической борьбы и непомерного количества утех.

Рабы

Далее мы рассмотрим один из самых удачных примеров скульптуры Микеланджело. С названиями «Моисей» и «Давид» мы уже познакомились. Та композиция, о которой мы сейчас поговорим, задумывалась как часть мавзолея Юлия II.

Она состоит из двух фигур - рабов, умирающего и восставшего. Поскольку мастер редко придавал значение портретному сходству и аллегорическому смыслу своих творений, то мы ничего не можем сказать ни о точном значении, ни о прототипах.
Если вопрос о последних вряд ли разрешится когда-либо, то по поводу смысла, вложенного в эти динамичные образы, до сих пор ведутся споры.

Одни говорят, что это изображение искусств, которым благоволил Папа Римский, другие отмечают, что это аллегория провинций, завоеванных во время правления Юлия II.

Статуи рабов изображают двух молодых и сильных юношей, которые находятся в путах. Один из них пытается нечеловеческим усилием разорвать оковы, второй же бессильно повисает, сдавшись.

Эти фигуры, как и многие другие знаменитые скульптуры Микеланджело, словно «высвобождаются» самостоятельно из глыбы.

У них интересная судьба. Когда статуи были закончены, проект надгробия изменился. Поэтому Буонаротти дарит их своему знакомому Стоцци за гостеприимство, а последний преподносит их Франциску I. Так образцы скульптур Микеланджело оказались в Лувре.

Бахус

«Пьяный Вакх» считается первой удачной работой молодого мастера. Он создал ее в двадцать два года по заказу Рафаэля Риарио, итальянского кардинала.

Интересен тот факт, что кардинал с ее помощью хотел просто расширить свою коллекцию античных изваяний. Но когда он увидел окончательный вариант статуи, синьор Риарио категорически отказался ее забирать. Скульптуру приобрел банкир Галли, который жил недалеко от дворца Канчеллариа. Спустя практически сто лет ее покупают Медичи и перевозят во Флоренцию.

Сегодня скульптура является экспонатом в Барджелло.
Некоторые исследователи творчества Микеланджело Буонаротти, например Виктор Лазарев, считают это произведение прямым подражанием античной пластике. Они говорят, что в этом первом самостоятельном творении совершенно нет личности автора.

«Вакх» изображает римского бога виноделия, которому соответствовал греческий Дионис, в сопровождении маленького сатира. Эта парочка находится в расслабленном состоянии, побежденная воздействием хмельного напитка.

Бахус смотрит на чашу с вином, лицо его выражает порыв влюбленности к своему творению. Мышцы же бедер и живота расслабленны. Одни исследователи говорят, что это свидетельствует о его духовной и физической слабости, склонности к зависимостям. Другие оправдывают античного бога тем, что он находится просто в значительной стадии опьянения. Об этом свидетельствует его поза. Он наклоняется вперед, будто падает, но мышцы спины напряжены, чтобы сохранить равновесие.

Оплакивание Христа

Единственным произведением, на котором есть автограф автора, является скульптура Микеланджело «Пьета». Название ее происходит от итальянского слова, которое означает «скорбь, жалость». Главным сюжетом этой сцены является оплакивание Богородицей погибшего сына, Иисуса Христа.

Скульптура Микеланджело «Пьета» считается искусствоведами одним из нескольких сохранившихся произведений переходного периода от пятнадцатого века к высокому периоду этой эпохи.

Для готики характерен образ мертвого Спасителя на руках Девы Марии, но в своем произведении Буонаротти полностью его переосмысливает. Здесь Богородица изображена в виде молодой девушки, которая скорбит о потерянном близком человеке.

Если присмотреться к композиции, то можно увидеть, что в ней происходит резкий раздел между живым и мертвым. К первому относятся такие атрибуты, как женское, одетое и вертикальное, их антонимы являются символами мертвого в «Пьете».

По оценкам специалистов, эта скульптура стала эталоном среди всевозможных изображений этой библейской сцены.

Алтарь Пикколомини

Нам сегодня известны многие скульптуры Микеланджело с названиями в виде святых. Большая их часть находится на алтаре Пикколомини в Сиенском соборе. Сюда же относится и «Пьета», о которой мы говорили ранее.

Договор на этот заказ был подписан в первые годы шестнадцатого века кардиналом Пикколомини. По его условиям художник должен был создать пятнадцать скульптур за три года. В награду он получал пять сотен дукатов, что было значительной суммой для того времени.

Но в связи с тем, что вскоре был взят еще и заказ на «Давида», Микеланджело успел сделать только четыре скульптуры.

Итак, статуи каких же святых вошли в композицию этого памятника готической архитектуры?

Верхнюю часть нижнего яруса украшают скульптуры Святого Пия I (первоначальное название - Августин) и святого Григория, шестьдесят четвертого Папы Римского.

В нижней же части располагаются святые Петр и Павел. Несмотря на откровенную неприязнь мастера к портретам, черты лица последнего многие исследователи считают автопортретом молодого художника.

Вот и закончилось наше краткое знакомство с такой замечательной личностью, как художник, мыслитель и скульптор Микеланджело. Скульптуры этого мастера украшают не только прекраснейшие памятники архитектуры в Италии, но и находятся в знаменитых музеях разных стран.

Путешествуйте, дорогие читатели. Удачи вам и самых ярких впечатлений!

Микела́нджело Буонарро́ти, полное имя Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni; 6 марта 1475, Капрезе - 18 февраля 1564, Рим)[⇨] - итальянский скульптор, художник, архитектор[⇨], поэт[⇨], мыслитель[⇨]. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения[⇨] и раннего барокко. Его произведения считались наивысшими достижениями искусства Возрождения ещё при жизни самого мастера. Микеланджело прожил почти 89 лет, целую эпоху, от периода Высокого Возрождения к истокам Контрреформации. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских - он выполнял заказы для девяти из них. Сохранилось много документов о его жизни и творчестве - свидетельства современников, письма самого Микеланджело, договоры, его личные и профессиональные записи. Микеланджело также был первым представителем западноевропейского искусства, чья биография была напечатана ещё при его жизни.

Среди самых известных его скульптурных работ - «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи Моисея, Лии и Рахили для гробницы папы Юлия II. Джорджо Вазари , первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских». Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек». Среди его архитектурных свершений - проект купола Собора Святого Петра, лестницы библиотеки Лауренциана, площадь Кампидольо и другие. Исследователями считается, что искусство Микеланджело начинается и завершается изображением человеческого тела.

Микеланджело родился 6 марта 1475 года в тосканском городке Капрезе к северу от Ареццо, в семье обедневшего флорентийского дворянина Лодовико Буонарроти (итал. Lodovico (Ludovico) di Leonardo Buonarroti Simoni) (1444-1534), который в то время был 169-м Подеста. В течение нескольких поколений представители рода Буонарроти-Симони были мелкими банкирами Флоренции, но Лодовико не удалось сохранить финансовое состояние банка, поэтому он время от времени занимал государственные должности. Известно, что Лодовико гордился своим аристократическим происхождением, ведь род Буонарроти-Симони претендовал на кровное родство с маркграфиней Матильдой Каносскою, хотя не нашлось достаточных документальных данных для подтверждения этого. Асканио Кондиви утверждал, что сам Микеланджело в это верил, вспоминая аристократическое происхождение рода в своих письмах к племяннику Леонардо. Уильям Уоллес писал:

Согласно записи Лодовико, который хранится в музее «Каза Буонарроти» (Флоренция), Микеланджело родился « (…) в понедельник утром, в 4 или 5:00 до рассвета». В этом реестре также указано, что крестины состоялись 8 марта в церкви Сан Джованни ди Капрезе, и перечислены крестные родители:

О своей матери, Франческе ди Нери ди Миниато дель Сиена (итал. Francesca di Neri del Miniato di Siena), рано вышедшей замуж и умершей от истощения частыми беременностями в год шестилетия Микеланджело, последний ни разу не упоминает в своей объёмной переписке с отцом и братьями.
Лодовико Буонарроти не был богатым, и дохода от его маленького владения в деревне едва хватало на то, чтобы содержать множество детей. В связи с этим он вынужден был отдать Микеланджело кормилице, жене «скарпелино» из той же деревни, называвшейся Сеттиньяно. Там, воспитанный супружеской парой Тополино, мальчик научился разминать глину и владеть резцом раньше, чем читать и писать. Во всяком случае, своему другу и биографу Джорджо Вазари сам Микеланджело потом говорил:

Микеланджело был вторым сыном Лодовико. Фриц Эрпели приводит года рождения его братьев Лионардо (итал. Lionardo) - 1473, Буонаррото (итал. Buonarroto) - 1477, Джовансимоне (итал. Giovansimone) - 1479 и Джизмондо (итал. Gismondo) - 1481. В тот же год умерла мать, а 1485 года, через четыре года после её смерти, Лодовико женился во второй раз. Мачехой Микеланджело стала Лукреция Убальдини. Вскоре Микеланджело отдали в школу Франческо Галатеа да Урбино (итал. Francesco Galatea da Urbino) во Флоренции, где юноша не проявлял особого наклона к учёбе и предпочитал общение с художниками и перерисовки церковных икон и фресок.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Февраль 18, 2019

Великий мастер эпохи итальянского Возрождения Микеладжело Буонарроти (1475 – 1564) считал себя в первую очередь скульптором, а не художником, архитектором или поэтом. На это указывают многие сохранившиеся письма и документы, подписанные главным образом как «Michelagniolo, scultore». На сегодняшний день известно около полусотни его работ, принадлежащих резцу талантливого ваятеля. Большая часть из них находится во Флоренции и Болонье, а скульптуры Микеланджело в Риме можно пересчитать, практически, на пальцах одной руки .

Микеланджело Буонарроти. Даниэле да Вольтерра, 1544


За свою жизнь гениальный художник разработал большое количество проектов, многие из которых так и остались незаконченными или реализованными не до конца. Наиболее ярким примером этого является его работа над гробницей папы Юлия II, находящейся в базилике Сан Пьетро ин Винколи в Риме.

Три скульптуры Микеланджело для Папы

Своим самым амбициозным проектом – созданием монументального мавзолея для gапы Юлия II , заказанного понтификом еще при жизни, Микеланджело занимался в течение 40 лет. В первоначальном варианте, разработанном в 1505 году, предусматривалась установка сорока скульптур.

Проект Микеланджело


Отправившись в мае 1505 года в каменоломни Каррара за материалом для скульптур, Микеланджело, возвратившись в Рим через восемь месяцев, узнал – его грандиозный проект гробницы для папы уже не являлся приоритетным. Архитектор Донато Браманте убедил папу Юлия II в том, что лучше было бы начать реконструкцию базилики Константина и направить финансовые средства именно туда. Кроме этого, планировавшаяся новая военная кампания против Перуджи и Болоньи окончательно отодвинула сроки начала работ на неопределенное время.

После смерти папы Юлия II, упокоившегося 21 февраля 1513, по настоятельной просьбе наследников прежний проект был пересмотрен с внесением в него некоторых изменений, однако и его реализация не была осуществлена. На протяжении последующих лет многочисленные интриги, недостаток финансирования и обвинения Микеланджело в растрате выделенных средств заставили мастера несколько раз кардинально пересмотреть свой первоначальный замысел. Окончательный, шестой вариант гробницы, был утвержден только в августе 1542 года.

Микеланджело. Надгробие папы Юлия II


Из семи украшающих гробницу мраморных скульптур, Микеланджело принадлежат только три – статуи сестер Рахиль и Лии, и библейского . По этому поводу сам художник писал, что «одной только этой статуи достаточно, чтобы сделать честь гробнице папы Юлия II» .

Моисей. Микеланджело Буонарроти


Если более пристально присмотреться к бороде Моисея, то при достаточно хорошем воображении, под нижней губой, немного правее, на скульптуре Микеланджело можно увидеть вырезанный профиль лица папы Юлия II.

По замыслу Микеланджело скульптуры двух женских фигур олицетворяют собой два способа бытия – созерцательный и созидающий. Созерцательная жизнь аллегорически представлена библейской героиней Рахиль, приходящейся второй женой Иоакову, молящейся во спасение.

Скульптура Микеланджело «Рахиль»


Ее старшая сестра Лия, изображенная как римская матрона, является аллегорическим образом созидающей жизни. Историки интерпретируют общий замысел работы Микеланджело над гробницей как своего рода посредническую позицию папы Юлия II между устоявшимся католицизмом и его дальнейшим реформированием.

Скульптура Микеланджело «Лия»


Довольно спорной считается скульптура самого папы Юлия II, возлежащего на саркофаге. Долгое время авторство приписывалось Томмазо Босколо, однако после ряда исследований, проведенных во время реставрационных работ, многие историки сходятся во мнении, что, по крайней мере, значительная часть скульптуры принадлежит именно руке Микеланджело.

Скульптура папы Юлия II


Монументальное произведение, которое можно видеть сегодня в базилике Сан Пьетро ин Винколи, сильно отличается от первоначального замысла художника. Сам мастер признавал, что этот проект стал настоящей трагедией его жизни, о чем свидетельствуют строки в одном из писем, обращенные к анонимному получателю: «Я потерял всю свою молодость, привязанный к этому погребению, которое непреднамеренно разрушило во мне все, а заплатил за это как вор и ростовщик».

Христос делла Минерва

Мраморная статуя Иисуса Христа, известная в Италии как «Cristo della Minerva», на самом деле имеет несколько названий – «Несение Креста», «Воскресение Христа», «Христос Спаситель». Скульптура Микеланджело была сделана в 1519 – 1520 гг и в настоящее время ее можно видеть в базилике Санта Мария сопра Минерва в Риме, слева от главного алтаря.

Скульптура Микеланджело «Воскресение Христа»


В 1514 году, несмотря на то, что мастер был связан эксклюзивным контрактом с наследниками папы Юлия II, он берется за очередной заказ, поступивший от Метелло Вари. Работая над обличием Христа почти законченной скульптуры, Микеланджело обнаруживает черные прожилки в белом мраморе, проступившими прямо на лице.

Черные прожилки на обличии Христа в первой скульптуре Микеланджело


Отказавшись от дальнейшей работы над статуей, он покидает Рим и уезжает во Флоренцию, где начинает свою второю версию фигуры Христа. В марте 1520 года, почти закончив ее новый вариант, Микеланджело отбывает в Рим, предоставив сделать последние штрихи на мраморной скульптуре своему подмастерью Пьетро Урбано. Однако тот повреждает работу, на которую ушло около четырех лет. Положение исправил более способный его ученик Федерико Фризи, и 27 декабря 1521 года скульптура была помещена в базилике Санта Мария сопра Минерва в Риме.

Задрапированная часть скульптуры Мекеланджело в базилике Санта Мария сопра Минерва


Изначально фигура, изображающая Христа, была полностью нагая. Художественный замысел Микеланджело показывал неповрежденное похотью тело, контролируемое волей воскресшего. Он подразумевал, тем самым, победу над грехом и смертью. Позже, после решения Тридентского Собора (Concilio di Trento), половые органы скульптуры были задрапированы набедренной повязкой, выполненной из позолоченной бронзы.

Это интересно!

Интересна судьба первой версии скульптуры Микеланджело. После того, как Пьетро Урбано повредил второй вариант статуи, мастер предложил Метелло Вари вырезать из мрамора еще одну, третью фигуру, но заказчик отказался. В качестве материальной компенсации, в 1522 году художник отдал Вари незаконченную первую версию скульптуры, которую тот просил для небольшого сада во дворе своего Палачетто, вблизи базилики Санта Мария сопра Минерва. Она оставалась там, судя по записям ботаника и натуралиста Улисса Альдовранди (Ulisse Aldovrandi), до 1556 года и была продана на антикварном рынке ценителю искусства маркизу Винченцо Джустиниани в 1607 году для его коллекции древних статуй.
Об утраченном шедевре вновь напомнил в 1973 году итальянский историк Алессандро Паррончи. Он утверждал, что статуя была закончена в начале XVII века французским скульптором Николя Кордье, и сделал предположение, что надгробный памятник, украшавший некоторое время семейное захоронение семейства Джустиниани, и есть первый вариант скульптуры Микеланджело.


Лишь в 2000 году искусствовед и историк Irene Baldriga окончательно признала в статуе первую версию работы, утвердив авторство Микеланджело. В настоящее время эта скульптура находится в ризнице церкви Сан Винченцо Мартир в Бассано Романо близ Витербо.


Скульптура Микеланджело Пьета

Одной из самых известных , а также лучших скульптур Микеланджело, является Пьета, хранящаяся в соборе Святого Петра в Ватикане. Статуя из каррарского мрамора была изготовлена 24-летним художником в 1498 – 1499 всего за два года по заказу посла французского короля Карла VIII, кардинала Jean de Bilheres. Она предназначалась для установки в качестве надгробия после его смерти.


Пьета является единственной подписанной скульптурой Микеланджело. На плечевом ремне, лежащем поверх мантии Девы, мастером высечены следующие слова: «Микеланджело Буонарроти флорентиец сделал». Начертать эту надпись его побудил случайно услышанный спор об авторстве, который велся возле скульптуры приехавшими в Рим ломбардийцами.

Подпись Микеланджело


Скульптура, изображающая тело Иисуса после распятия, лежащее на коленях своей матери Девы Марии, вызывала не только восхищение, но и критику современников. Интерпретация Микеланджело, где Мария выглядит молодой и красивой, а не престарелой пятидесятилетней женщиной с 33-летним сыном, сильно отличалась от ранее созданных работ других художников. Тем не менее, замысел мастера символизировал нетленную чистоту Божьей матери, о чем свидетельствуют слова самого Микеланджело, отвечавшего на нападки критиков. Они были записаны Асканио Кондиви:

«Разве вы не знаете, что целомудрие, святость и неподкупность сохраняют молодость гораздо дольше. Так что же может изменить тело Богородицы, которая никогда не испытывала ни малейшего похотливого желания» .



Свое нынешнее местоположение Пьета заняла в 1749 году. За многие столетия скульптура Микеланджело была несколько раз повреждена, однако наиболее существенный ущерб был нанесен 21 мая 1972 года. В этот воскресный день, на Пятидесятницу, 34-летний австралиец венгерского происхождения Ласло Тот с криком «Я Иисус Христос, воскресший из мертвых» кинулся на статую.



Перед тем, как он был схвачен и обезврежен, душевнобольной успел несколько раз ударить по ней геологическим молотком, нанеся серьезный ущерб. У фигуры Девы Марии была отбита по локоть левая рука, нос и веки практически уничтожены, а всего от скульптуры под ударами молотка было отколото более пятидесяти фрагментов.



Оказавшиеся невольными свидетелями вандализма зрители принялись собирать отколотые кусочки мрамора, забирая их себе в качестве сувениров, и хотя многие из них были впоследствии возвращены, нос статуи оказался безвозвратно потерян. Восстановление началось почти сразу же после досконального обследования поврежденной скульптуры Микеланджело. Благодаря существующему гипсовому слепку, сделанному в 1944 году Франческо Меркадали, реставрационные работы были произведены максимально точно, без произвольного изменения размеров.
С тех пор Пьета находится за защитным пуленепробиваемым стеклом. Сегодня ее можно видеть в первой капелле от входа в правом нефе Собора Святого Петра.

Когда говорят, что Микеланджело - гений, не только выражают суждение о его искусстве, но и дают ему историческую оценку. Гений, в представлении людей шестнадцатого века, являл собой некую сверхъестественную силу, воздействующую на человеческую душу, в романтическую эпоху силу эту назовут «вдохновением».
Божественное вдохновение требует одиночества и размышления. В истории искусства Микеланджело - первый художник одиночка, ведущий почти непрерывную борьбу с окружающим миром, в котором он ощущает себя чужим и неустроенным.
В понедельник 6 марта 1475 года в небольшом городке Капрезе родился ребенок мужского пола у подесты (градоправителя) Кьюзи и Капрезе. В семейных книгах старинного рода Буонарроти во Флоренции находится подробная запись об этом событии счастливого отца, скрепленная его подписью - ди Лодовико ди Лионардо ди Буонарроти Симони.
Отец отдал сына в школу Франческо да Урбино во Флоренции. Мальчик должен был учиться склонять и спрягать латинские слова у этого первого составителя латинской грамматики. Мальчик был чрезвычайно любознателен от природы, но латынь его угнетала. Учение шло все хуже и хуже. Огорченный отец приписывал это лености и нерадению, не веря, конечно, в призвание сына. Он мечтал для него о блестящей карьере, мечтал увидеть сына когда нибудь в высших гражданских должностях.
Но, в конце концов, отец смирился с художественными наклонностями сына и однажды, взяв перо, написал: «Тысяча четыреста восемьдесят восьмого года, апреля 1 го дня, я, Лодовико, сын Лионардо ди Буонарроти, помещаю своего сына Микеланджело к Доменико и Давиду Гирландайо на три года от сего дня на следующих условиях: сказанный Микеланджело остается у своих учителей эти три года как ученик для упражнения в живописи, и должен, кроме того, исполнять все, что его хозяева ему прикажут; в вознагражденье за услуги его Доменико и Давид платят ему сумму в 24 флорина: шесть в первый год, восемь во второй и десять - в третий; всего 86 ливров».
В мастерской Гирландайо он пробыл недолго, ибо хотел стать ваятелем, и перешел в ученики к Бертольдо, последователю Донателло, руководившему художественной школой в садах Медичи на площади Сан Марко. Биографы рассказывают, что он занимался там рисованием со старых гравюр, а также копированием, достигнув в этом громадных успехов.
Молодого художника сразу же заметил Лоренцо Великолепный, оказавший ему покровительство и введший его в свой неоплатонический кружок философов и литераторов. Уже в 1490 году стали говорить об исключительном даровании совсем еще юного Микеланджело Буонарроти. В 1494 году, с приближением войск Карла VIII, он оставил Флоренцию, вернулся в нее в 1495 году. В двадцать один год Микеланджело отправляется в Рим, а затем в 1501 году снова возвращается в родной город.
К сожалению, мало сведений о ранних живописных работах Микеланджело. Единственная законченная им и сохранившаяся картина это - тондо «Святое семейство». Точных документальных данных о времени создания этого тондо (тондо - станковое живописное или скульптурное произведение, имеющее круглую форму) нет.
В композиции картины господствует фигура мадонны. Она молода и прекрасна, спокойна и величественна. Микеланджело не счел нужным рассказать более подробно, чем вызвано ее сложное движение. Но именно этим движением связываются в одно целое мадонна, Иосиф и младенец. Это - не обычная счастливая семья. Здесь нет и следов интимности. Это - величавое «святое семейство».



В 1504 году Флорентийская синьория заказала две фрески прославленным художникам - Леонардо да Винчи и Микеланджело для украшения стен зала Большого совета в Палаццо Веккио. Леонардо сделал картон с изображением «Битвы при Ангиари», а Микеланджело - «Битвы при Кашине».
В отличие от Леонардо Микеланджело хотел изобразить на картине не битву, а купающихся солдат, которые, услышав тревогу, спешат выбраться из воды. Восемнадцать фигур написал художник, все они в движении.
В 1506 году оба картона были выставлены для обозрения. Однако фрески так и не были написаны. Картон «Битва при Кашине», ценившийся современниками больше всех других произведений Микеланджело, погиб: он был разрезан на части и разошелся по разным рукам, пока последние его куски не исчезли бесследно. Вазари, видевший некоторые его части, говорит, что «то было скорее творение божественное, чем человеческое», а скульптор Бенвенуто Челлини, имевший возможность изучать оба картона - и Микеланджело и Леонардо, - свидетельствует, что они были «школою для всего мира».
Вазари отмечает, что в своем картоне Микеланджело применял разную технику, стремясь блеснуть своим совершенным владением рисунка: «Было там еще много фигур, объединенных в группы и набросанных на разный манер: контуры одних были очерчены углем, другие нарисованы штрихами, третьи исполнены тушевкой и цвета на них положены мелом, так как он (то есть Микеланджело) хотел показать все свое умение в этом деле».
В 1505 году папа Юлий II вызывает к себе Микеланджело. Он решил еще при жизни создать себе достойную гробницу. В течение более чем тридцати лет бесчисленные осложнения, связанные с этой гробницей, составляли трагедию жизни Микеланджело. Проект неоднократно менялся и полностью перерабатывался, пока вконец измученный художник, занятый на склоне лет другими заказами, не согласился на уменьшенный вариант гробницы, установленной в церкви Сан Пьетро ин Винколи.
Микеланджело неохотно согласился с данным ему в 1508 году Юлием II поручением расписать свод Сикстинской капеллы. Согласно первоначальному замыслу на плафоне предусматривалось изобразить в соответствующих люнетах лишь двенадцать апостолов и самые обычные орнаментальные украшения.
«Но уже начав работу, - писал Микеланджело, - я увидел, что это будет выглядеть бедно, и я сказал папе, что с одними апостолами будет бедно. Папа спросил: почему? Я ответил: потому что они сами были людьми бедными. Тогда он согласился и сказал, чтобы я поступал, как знаю…»
В.И. Суриков писал П.П. Чистякову: «Пророки, сивиллы, евангелисты и сцены св. писания так полно вылились, нигде не замято, и пропорции картин ко всей массе потолка выдержаны бесподобно».
«Первоначально Микеланджело хотел расписать свод мелкими композициями, почти декоративно, но затем отказался от этой мысли. Он создает на своде свою собственную нарисованную архитектуру: мощные столбы как бы поддерживают карниз и арки, "переброшенные" через пространство капеллы. Все промежутки между этими столбами и арками заняты изображениями человеческих фигур. Эта изображенная Микеланджело "архитектура" организует роспись, отделяет одну композицию от другой.
Входящий в капеллу человек сразу видит весь цикл росписей: еще не начав рассматривать отдельные фигуры и сцены, он получает первое общее представление о фресках и о том, как излагает мастер историю мира…
Вся история мира, чрезвычайно трагически и лично прочтенная, предстает перед нами в росписях Сикстинской капеллы. На этих грандиозных фресках Микеланджело будто создает мир, подобный его великой душе, - мир гигантский, сложный, полный глубоких чувств и переживаний» (И. Тучков).
Видящие и прежде и теперь «Сикстинский плафон» были и будут потрясены. Тому масса свидетельств, одно из них Бернарда Бернсона, крупнейшего современного искусствоведа: «Микеланджело… создал такой образ человека, который может подчинить себе землю, и, кто знает, может быть, больше, чем землю». «Как подлинно великое произведение искусства, эта роспись бесконечно широка и многообразна по идейному замыслу, так что люди самого различного склада ума… испытывают при ее созерцании благодатный трепет… На этом потолке как бы прокатываются вал за валом гигантские волны человеческой жизни, всей нашей судьбы…» (Л. Любимов).
Создание этой росписи было для художника мучительным и сложным. Микеланджело приходится самому строить леса, работать лежа на спине. Кондиви рассказывает, что, расписывая Сикстинскую капеллу, «Микеланджело так приучил свои глаза смотреть кверху на свод, что потом, когда работа была закончена и он начал держать голову прямо, почти ничего не видел; когда ему приходилось читать письма и бумаги, он должен был их держать высоко над головой. Понемногу он опять стал привыкать читать глядя перед собой вниз».
Сам Микеланджело так передает свое состояние на лесах:

Грудь как у гарпий; череп мне на злобу
Полез к горбу; и дыбом борода;
А с кисти на лицо течет бурда,
Рядя меня в парчу, подобно гробу…

Избрание папой в 1513 году Льва X из семейства Медичи способствовало возобновлению связи художника с родным городом. В 1516 году новый папа поручает ему разработать проект фасада церкви Сан Лоренцо, построенной Брунеллески. Это стало первым архитектурным заказом. Микеланджело проводит длительное время в каменоломнях, подбирая мрамор для предстоящих работ. Он начинает работы над капеллой, но в 1520 году папа Лев X аннулирует договор на сооружение фасада Сан Лоренцо. Четырехлетние труды художника уничтожены росчерком пера.
В 1524 году Микеланджело приступает к строительству библиотеки Лауренцианы. Падение Флорентийской республики ознаменовало собой самый тревожный период в жизни Микеланджело. Несмотря на свои твердые республиканские убеждения, Микеланджело не выдержал тревоги перед наступающими событиями: он бежал в Феррару и Венецию (1529 год), хотел укрыться во Франции. Флоренция объявила его бунтовщиком и дезертиром, но затем простила и пригласила вернуться. Скрываясь и переживая огромные мучения, он стал свидетелем падения родного города и лишь позднее робко обратился к папе, который в 1534 году поручил ему закончить роспись Сикстинской капеллы.
Художник навсегда покидает Флоренцию, ставшую столицей герцогства Тосканского, и переселяется в Рим. Спустя год папа Павел III назначает его «живописцем, скульптором и архитектором Ватикана», а в 1536 году Микеланджело приступает к росписи алтарной стены Сикстинской капеллы. Он создает свое самое знаменитое произведение - картину «Страшный суд». Над этой фреской он работал шесть лет, в полном одиночестве.
«Тема приговора над миром была близка старому Микеланджело. На земле он видел горе и несправедливость; и вот, в этом своем произведении он вершит суд над человечеством.
В центре композиции святые окружают молодого и грозного Христа. Они толпятся у его трона, предъявляя доказательства испытанных ими мучений. Они требуют, именно требуют, а не просят, справедливого суда. В испуге льнет к сыну Мария, а Христос, приподнимаясь с трона, как будто отстраняет наступающих на него людей. Нет, это не добрый и не всепрощающий бог, это, говоря словами самого Микеланджело, "лезвие суда и гиря гнева". Повинуясь его жесту, из недр земли встают умершие, чтобы предстать перед судом. С железной неотвратимостью поднимаются они ввысь, часть из них вступает в рай, а часть низвергается в ад. Обезумев от ужаса, падают грешники. А внизу их ждет Харон, чтобы переправить в объятия Миноса. Начавшись внизу слева, хоровод человеческих тел, совершив круг, смыкается внизу справа в преддверии ада.
"Страшный суд" задуман настолько грандиозно, насколько это вообще возможно, как последний момент перед исчезновением Вселенной в хаосе, как сон богов перед своим закатом…» (Бернсон).
Павел III то и дело наведывался в капеллу. Однажды он зашел туда вместе с Бьяджо да Чезена, своим церемониймейстером.
- Как тебе нравятся эти фигуры? - спросил у него папа.
- Прошу прощения у вашего святейшества, но эти голые тела кажутся мне просто кощунственными и неподходящими для святого храма.
Папа промолчал. Но когда посетители ушли, Микеланджело, кипевший от негодования, взял кисть и написал дьявола Миноса, придав ему портретное сходство с папским церемониймейстером. Прослышав про это, Бьяджо побежал к папе с жалобой. На что тот ответил: «Бьяджо, дорогой мой, если бы Микеланджело поместил тебя в чистилище, я бы приложил все усилия, чтобы вызволить тебя оттуда, но поскольку он определил тебя в ад, мое вмешательство бесполезно, там я уже не властен».
И Минос со злющей физиономией церемониймейстера так и пребывает на картине по сие время.


Во время католической реакции фреска Микеланджело с обилием красивых и сильных обнаженных тел казалась чем то кощунственным, в особенности если учесть ее размещение за алтарем. Пройдет немного времени, и папа Павел IV прикажет записать драпировками наготу отдельных персонажей. Драпировки выполнил друг художника Даниэле да Вольтерра. Возможно, этим он спас великую фреску от разрушения деятелями католической реакции.
Окончив «Страшный суд», Микеланджело достиг вершины славы среди современников. Он забывал обнажить голову перед папой, и папа, по его собственным словам, не замечал этого. Папы и короли сажали его рядом с собой.
С 1542 по 1550 год Микеланджело создает последние свои живописные произведения - две фрески Капеллы Паолина в Ватикане. Как пишет Е. Ротенберг: «Обе фрески представляют собой многофигурные композиции с центральным героем, изображенным в решающий момент его жизни, в окружении свидетелей этого события. Многое здесь выглядит непривычным для Микеланджело. Хотя сами фрески достаточно велики (размеры каждой 6,2x6,61 метра), они уже не наделены той сверхобычной масштабностью, которая прежде была неотъемлемым достоянием микеланджеловских образов. Концентрация действия очень своеобразно сочетается с рассредоточенностью действующих лиц, образующих внутри композиций отдельные эпизоды и обособленные мотивы. Но этой рассредоточенности противопоставлен единый эмоциональный тон, выраженный очень ощутимо и составляющий, собственно, основу воздействия этих работ на зрителя, - тон гнетущего, сковывающего трагизма, неразрывно связанный с их идейной концепцией».
В последние годы Микеланджело занимается проектом центрального плана церкви Сан Джованни деи Фьорентини, набрасывает план Капеллы Сфорца в церкви Санта Мария Маджоре, строит Порта Пиа, придает перспективно монументальный вид площади Капитолия.
В жизни Микеланджело не знал нежной ласки и участия, и это отразилось, в свою очередь, на его характере. «Искусство ревниво, - говорит он, - и требует всего человека». «Я имею супругу, которой весь принадлежу, и мои дети - это мои произведения». Большим умом и врожденным тактом должна была обладать та женщина, которая бы поняла Микеланджело.
Он встретил такую женщину - Витторию Колонну, внучку герцога Урбанского и вдову знаменитого полководца маркиза Пескаро, но слишком поздно: ему было тогда уже шестьдесят лет. Виттория интересовалась наукой, философией, вопросами религии, была знаменитой поэтессой эпохи Возрождения.
До самой ее смерти, 10 лет, они постоянно общались, обменивались стихами. Ее смерть явилась тяжелой утратой для Микеланджело.
Дружба Виттории Колонны смягчила для него тяжелые утраты - сперва потерю отца, потом братьев, из которых остался один Лионард, с которым Микеланджело поддерживал сердечную связь до своей кончины. Во всех поступках и словах, всегда однородных, последовательных, ясных, в Микеланджело виден строгий мыслитель и человек чести и справедливости, как и в его произведениях.
Умирая, Микеланджело оставил краткое завещание, как и в жизни, он не любил многословия. «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным», - продиктовал он друзьям.
Микеланджело умер 18 февраля 1564 года. Тело его погребено в церкви Санта Кроче во Флоренции.