Сколько семей в войне и мире. Сочинение: Сравнение семей в романе Л.Н. Толстого «Война и мир (Литература). Князь Николай Болконский

Семьи в романе «Война и мир»

В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» перед читателем разворачивается хроника участия России в военных действиях 1805 года в Австрии и войны 1812 года. Но это не просто перечисление хронологии событий, Толстой рассказывает о войне с точки зрения изменений, происходящих в жизни людей.

В основном это дворянские семьи, чьи сыновья принимали участие в этих войнах. Цели их участия в военных действиях были у каждого свои, и проявлялись они в соответствии с тем, какие семьи их взрастили и воспитали. Семьи были разные, и характеристики семей в романе «Война и мир» помогают понять смысл многих поступков героев романа.

Через весь роман проходит жизнь двух основных семей: Ростовых и Болконских. Но, глубокое понимание и осознание поступков и действий членов этих семей было бы невозможно, если бы не другие герои романа:

  • Пьер Безухов с родственницами, ухаживающими за его умирающим отцом;
  • Семья Друбецких (мать Анна Михайловна и сын Борис);
  • Семейство Курагиных (князь Василий, его сыновья Ипполит и Анатоль, дочь Элен);
  • Семья Долоховых: Федор и его мать.

Эти семьи – как воплощение разных нравственных ориентиров и настроений, проявлявшихся в обществе того времени.

Приводя описание семей в романе «Война и мир», Лев Николаевич Толстой, наводит читателя на размышления о роли семьи в жизни каждого человека. Во всех ситуациях, описанных в романе, действия каждого персонажа связаны с наследственными особенностями не только внешности, но и черт характера, присущих конкретному семейству.

Семья Ростовых

Впервые читатель встречает семью Ростовых, занятой подготовкой к приему гостей. С первых же строк перед читателем предстает большая дружная семья, где все любят друг друга и окружающих. Они открыты и эмоциональны, когда им грустно – они плачут, когда весело – смеются, не всегда задумываясь над тем, какое впечатление они производят на окружающих.

Все дети этого доброго семейства, выросшие в любви и уважении со стороны родителей, ожидают, что и окружающие будут относиться к ним так же. Честные и прямые, они редко скрывают свое отношение к происходящему.

Семья Болконских

Семейство же Болконских – совсем другое. Суровый воин, старый князь Николай во всем следует определенному распорядку, и требует этого от своих близких. Эмоции по его понятию показывать нельзя, это проявление слабости. Такие же сдержанные в проявлении своих чувств и его дети – Андрей и Мария.

Безуховы

Старый граф Кирилл Безухов умирает в самом начале повествования, оставляя своему незаконнорожденному сыну графский титул и состояние.
Пьер Безухов, на первый взгляд одиночкой стоящий в стороне от семейных кланов, на самом деле тоже член семьи графа Безухова.

Хоть Пьер и незаконный, но любимый сын старого умирающего графа, бывшего красавца и любимца женщин. Благородство графского рода постепенно проявляется в характере Пьера. Если в начале романа мы видим молодого гуляку-парня, то в конце это серьезный и думающий мужчина.

Друбецкие

Семейство Друбецких, вдову Анну Михайловну и ее сына Бориса можно охарактеризовать, как людей, во всем ищущих и находящих свою выгоду. Анна Михайловна ради любви к единственному сыну готова пойти на унижения не только перед князем Курагиным, но и перед кем угодно. Борис, с кажущейся снисходительностью наблюдающий за действиями матери, на самом деле тоже просчитывает каждый свой шаг, и практически ничего не делает без выгоды для себя.

Курагины

В романе «Война и мир» описание семьи Курагиных можно сделать из изображения различных действий членов этой семьи.

Сначала князь Василий пытается выкрасть завещание графа Безухова, после, практически обманом, его дочь Элен выходит замуж за Пьера и издевается над его добротой и наивностью.

Не лучше и Анатоль, пытавшийся соблазнить Наташу Ростову.

Да и Ипполит предстает в романе в виде крайне неприятного странного мужчины, у которого «лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и слабо».

Лживые, расчетливые, низкие люди, несущие разрушение в жизни тех, кто с ними сталкивается по ходу романа.

Долоховы

Федор, бесшабашный и мстительный офицер и безоглядно любящая и боготворящая его мать, хоть и появляются на страницах романа всего несколько раз, играют серьезную роль в судьбах основных героев.

Заключение

Описание событий, происходящих в семьях героев романа, характеристика семей, данная автором, все это, по сути, показывает истоки патриотизма российской армии, причины ее побед и поражений в войне.

Метаморфозы, происходящие с героями романа по ходу повествования, дают четкое представление того, что происходит в душах и умах людей, живущих в России в тот период.

Тест по произведению

Теснейшим образом с темой народа в романе связана тема семьи и дворянства . Автор делит дворян на «имущих» (к ним относятся Андрей Болконский, Пьер Безухов), поместных патриотов (старик Болконский, Ростовы), светскую знать (салон Анны Павловны Шерер, Элен).

По мнению Толстого, семья - это почва для формирования человеческой души. И в то же время каждая семья - это целый мир, особый, ни на что не похожий, исполненный сложных взаимоотношений. В романе «Война и мир» тема семьи по замыслу автора служит важнейшим средством организации текста. Атмосфера родового гнезда определяет характеры, судьбы и взгляды героев произведения. В системе всех основных образов романа автор выделяет несколько семей, на примере которых выражает свое отношение к идеалу домашнего очага, - это Ростовы, Болконские, Курагины.

Ростовы и Болконские - это не просто семьи, это жизненные уклады, основанные на национальных традициях. Наиболее полно эти традиции проявились в жизни представителей Ростовых - благородно-наивной семьи, живущей чувствами, сочетающей в себе серьезное отношение к семейной чести (Николай Ростов не отказывается от долгов отца), теплоту и сердечность семейных отношений, гостеприимство и хлебосольство, отличающее русских людей. Рассказывая о Пете, Наташе, Николае и о старших Ростовых, Толстой стремился художественно воссоздать историю средней дворянской семьи начала XIX века.

В ходе повествования Толстой знакомит читателя со всеми представителями семейства Ростовых, рассказывая о них с глубокой заинтересованностью и симпатией. Дом Ростовых в Москве считался одним из самых гостеприимных, а потому одним из самых любимых. Здесь царил добрый, беспечный и всепрощающий дух благожелательной любви. Это вызывало у некоторых добродушную насмешку, но никому не мешало пользоваться радушной щедростью графа Ростова: доброта и любовь всегда притягательны.

Наиболее ярким представителем семьи Ростовых является Наташа - обаятельная, естественная, жизнерадостная и наивная. Все эти черты дороги Толстому, и за них он любит свою героиню. Начиная с первого знакомства, писатель подчеркивает, что Наташа не похожа на других героев романа. Мы видим ее дерзким ребенком, когда на именинах она бесстрашно, несмотря на присутствие графини Ахросимовой (которую боялся весь свет), спрашивает, какое пирожное будет подано на сладкое; затем повзрослевшую, но все такую же живую, непосредственную и обаятельную, когда ей предстоит принять первое важное решение - отказать Денисову, сделавшему ей предложение. Она говорит: «Василий Дмитрич, мне вас так жалко!.. Нет, но вы такой славный... но не надо... это... а так я вас всегда буду любить...» В словах Наташи нет прямой логики, но при этом они трогательно чисты и правдивы. Позднее мы видим Наташу с Николаем и Петей в Михайловске, в гостях у дядюшки, когда она исполняет русскую пляску, вызвав восхищение у окружающих; Наташу влюбленную в князя Андрея, а потом увлекшуюся Анатолем Курагиным. По мере взросления развиваются и свойства характера Наташи: жизнелюбие, оптимизм, влюбчивость. Толстой показывает ее и в радости, и в горе, и в отчаянии, и показывает так, что читатель не может сомневаться: все ее чувства искренни и неподдельны.

По ходу повествования мы много важного узнаем и графе Ростове: о денежных заботах Ильи Николаевича; о его гостеприимстве и добродушии; о том, как неподражаемо и задорно танцует он Данилу Купора; о том, сколько стараний он прилагает для устройства приема в честь Багратиона; о том, как в порыве патриотического восторга, вернувшись из дворца, где он слышал и видел императора, отпускает своего младшего несовершеннолетнего сына на войну. Графиню Ростову Толстой почти всегда показывает глазами Наташи. Главная ее черта - любовь к детям. Для Наташи она - первый друг и советчик. Графиня понимает своих детей с полуслова, всегда готова предостеречь их от ошибки и дать нужный совет.

С особо трогательной симпатией относится Толстой к Пете - младшему сыну Ростовых. Это прекрасный, добрый, всех любящий и всеми любимый мальчик, так похожий на Наташу, верный товарищ ее игр, ее паж, беспрекословно выполняющий все желания и прихоти сестры. Он, как и Наташа, любит жизнь во всех ее проявлениях. Он умеет пожалеть пленного французского барабанщика, зовет его ужинать и угощает жареным мясом, так же как звал всех к себе в дом, чтобы накормить и обласкать, его отец, граф Ростов. Гибель Пети - яркое свидетельство бессмысленности и беспощадности войны.

У Ростовых любовь - основа жизни семьи. Здесь не боятся высказать свои чувства ни друг перед другом, ни перед друзьями и знакомыми. Любовь, доброта и сердечность Ростовых распространяются не только на ее членов, но и на людей, волей судьбы ставших их близкими. Так, Андрей Болконский, оказавшись в Отрадном, пораженный жизнерадостностью Наташи, решается изменить свою жизнь. В семье Ростовых никогда не осуждают и не упрекают друг друга даже тогда, когда поступок, совершаемый кем-либо из ее членов, заслуживает осуждения, будь то Николай, проигравший Долохову огромную сумму денег и поставивший семью под угрозу разорения, или Наташа, пытавшаяся бежать с Анатолем Курагиным. Здесь всегда готовы оказать помощь друг другу и в любую минуту встать на защиту родного человека.

Подобная чистота отношений, высокая мораль роднят Ростовых с Болконскими. Но Болконские, в противоположность Ростовым, придают большое значение своей родовитости и богатству. У них не принимают всех без разбора. Здесь царит особый порядок, понятный только членам семьи, здесь все подчинено чести, разуму и долгу. Во всех представителях этого семейства ярко выражено чувство фамильного превосходства и собственного достоинства. Но вместе с тем, в отношениях Болконских присутствует естественная и искренняя любовь, скрытая под маской высокомерия. Гордые Болконские по складу характера заметно отличаются от уютно-домашних Ростовых, и именно поэтому единение этих двух родов, в представлении автора, возможно лишь между нехарактерными представителями этих семей (Николай Ростов и княжна Марья).

Семье Болконских в романе противопоставлена семья Курагиных. И Болконские, и Курагины занимают видное место в светской жизни Москвы и Петербурга. Но если описывая членов семьи Болконских автор обращает внимание на вопросы гордости и чести, то Курагиных изображает в качестве активных участников интриг и закулисных игр (история с портфелем графа Безухова), завсегдатаев балов и светских раутов. Жизненный уклад семьи Болконских основан на любви и сплоченности. Всех представителей семейства Курагиных объединяет аморальность (тайные связи между Анатолем и Элен), беспринципность (попытка устроить побег Наташи), расчетливость (женитьба Пьера и Элен), лжепатриотизм.

Не случайно представители семьи Курагиных относятся к высшему свету. С первых страниц романа читатель переносится в петербургские гостиные большого света и знакомится со «сливками» этого общества: вельможами, сановниками, дипломатами, фрейлинами. По ходу повествования Толстой срывает с этих людей покровы внешнего блеска и утонченных манер, и читателю открывается их духовное убожество, нравственная низость. В их поведении, взаимоотношениях нет ни простоты, ни добра, ни правды. Все неестественно, лицемерно в салоне Анны Павловны Шерер. Все живое, будь то мысль и чувство, искренний порыв или злободневная острота, гаснет в бездушной обстановке. Вот почему естественность и открытость в поведении Пьера так напугали Шерер. Здесь привыкли к «приличьем стянутым маскам», к маскараду. Князь Василий говорит лениво, как актер слова старой пьесы, сама хозяйка держится с искусственным энтузиазмом.

Толстой сравнивает вечерний прием у Шерер с прядильной мастерской, в которой «веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели». Но в этих мастерских решаются важные дела, плетутся государственные интриги, решаются личные проблемы, намечаются корыстные планы: подыскиваются места для неустроенных сынков, вроде Ипполита Курагина, обсуждаются выгодные партии для женитьбы или замужества. В этом свете «кипит вечная бесчеловечная вражда, борьба за блага бренные». Достаточно вспомнить искаженные лица «скорбной» Друбецкой и «благостного» князя Василия, когда они вдвоем вцепились в портфель с завещанием у постели умирающего графа Безухова.

Князь Василий Курагин - глава семейства Курагиных - яркий тип предприимчивого карьериста, стяжателя и эгоиста. Предприимчивость и стяжательство стали как бы «непроизвольными» чертами его характера. Как подчеркивает Толстой, князь Василий умел пользоваться людьми и скрывать это умение, прикрывая его тонким соблюдением правил светского обхождения. Благодаря этому умению князь Василий многого добивается в жизни, потому что в обществе, в котором он живет, искание разного рода выгод является главным в отношениях между людьми. Ради своих корыстных целей князь Василий разворачивает весьма бурную деятельность. Достаточно вспомнить кампанию, развернутую с целью женитьбы Пьера на его дочери Элен. Так и не дождавшись объяснения Пьера с Элен, сватовства, князь Василий врывается в комнату с иконой в руках и благословляет молодых - мышеловка захлопнулась. Началась осада Марии Болконской, богатой невесты для Анатоля, и только случай помешал успешно завершить эту «операцию». О какой любви и семейном благополучии может идти речь, когда браки совершаются по откровенному расчету? С иронией рассказывает Толстой о князе Василии, когда тот одурачивает и обворовывает Пьера, присвоив доходы с его имений и оставив у себя несколько тысяч оброка с рязанского имения, скрывая свои поступки под маской добра и заботы о юноше, которого он не может бросить на произвол судьбы.

Элен - единственная из всех детей князя Василия, кто не тяготит его, а доставляет своими успехами радость. Это объясняется тем, что она была настоящей дочерью своего отца и рано поняла, по каким правилам нужно играть в свете, чтобы добиться успеха и занять прочное положение. Красота - единственное достоинство Элен. Она это прекрасно понимает и использует его как средство для достижения личной выгоды. Когда Элен проходит по залу, то ослепительная белизна ее плеч привлекает взгляды всех присутствующих мужчин. Выйдя замуж за Пьера, она стала блистать еще ярче, не пропускала ни одного бала и всегда была желанной гостьей. Открыто изменив мужу, она цинично заявляет, что не желает иметь от него детей. Пьер справедливо определил ее сущность: «Там где вы, там и разврат».

Сыновьями князь Василий открыто тяготится. Младший сын князя Василия - Анатоль Курагин - вызывает отвращение уже в первый момент знакомства. Составляя характеристику на этого героя, Толстой заметил: «Он, как красивая кукла, ничего нет в глазах». Анатоль уверен, что мир создан для его удовольствий. По словам автора, «он был инстинктивно убежден в том, что ему нельзя было жить иначе, чем он жил», что он «должен жить в тридцать тысяч дохода и занимать всегда высшее положение в обществе». Толстой неоднократно подчеркивает, что Анатоль красив. Но его внешняя красота контрастирует с его пустым внутренним обликом. Безнравственность Анатоля особенно ярко проявляется во время его ухаживания за Наташей Ростовой, когда она была невестой Андрея Болконского. Анатоль Курагин стал для Наташи Ростовой символом свободы, и не могла понять она, со своей чистотой, наивностью и верой в людей, что это свобода от границ дозволенного, от моральных рамок допустимого. Второй сын князя Василия - Ипполит - охарактеризован автором как повеса и фат. Но в отличие от Анатоля, он еще и умственно ограниченный, что делает его поступки особенно нелепыми. Толстой уделяет Ипполиту в романе достаточно мало места, не удостаивая его своим вниманием. Красота и молодость Курагиных принимает отталкивающий характер, ибо эта красота неискренняя, не согретая душой.

Объяснение в любви Бориса Друбецкого и Жюли Карагиной Толстой изобразил с иронией и сарказмом. Жюли знает, что этот блестящий, но нищий красавец, не любит ее, но требует за свое богатство объяснения в любви по всем правилам. А Борис, произнося нужные слова, думает, что всегда можно устроить так, чтобы жену видеть редко. Для Курагиных и Друбецких все средства хороши, чтобы добиться успеха и славы и укрепить свое положение в обществе. Можно вступить в масонскую ложу, делая вид, что тебе близки идеи любви, равенства, братства, хотя на самом деле единственной целью этого является стремление завести выгодные знакомства. Пьер, искренний и доверчивый человек, вскоре увидел, что этих людей интересовали не вопросы истины, блага человечества, а мундиры и кресты, которых они добивались в жизни.

Судьба семьи Болконских в романе «Война и мир» является одной из ключевых сюжетных линий романа.

На протяжении всего повествования персонажи эволюционируют, развиваются, меняют свои убеждения и меняются сами, в лучшую или худшую стороны.

Описание и цитатная характеристика семьи Болконских

Представим описание каждого члена этой семьи.

Князь Николай Болконский

Глава семьи Болконских в романе предстает скупым, ограниченным тираном. Он дурно обращается с дочерью, не дружен с сыном.

По отношению к крестьянам князь Николай жесток и безжалостен, он не вникает в нужды зависимых от него людей, предпочитая пользу человеческому отношению.

Превыше всех добродетелей князь ценит ум и деятельность, не обращая внимания на моральные качества человека.

Однако старый князь не является антагонистом – он пылкий патриот России, служащий своему Отечеству верой и правдой.

Князь Андрей Болконский

Характер Андрея Болконского претерпевает по мере развития сюжета значительные изменения.

На вечере у Анны Шерер Андрей предстает перед нами как пресытившийся светским обществом аристократ, которому наскучили все, в первую очередь, его жена.

Цитата : «Хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю…» Он пытается вырваться из опостылевшего ему быта, отправившись на войну, к которой не чувствует душевной склонности. Женитьбу он считает большой ошибкой, и к будущему отцовству относится безрадостно.

Устами Пьера Безухова Толстой дает Андрею самую лестную характеристику:

  • умен;
  • начитан;
  • образован;
  • обладает силой воли;
  • способен развиваться;
  • физически красив.

От начала к концу романа его характер претерпевает поразительные изменения – от аристократа, ничего не представляющего собой, до патриота и защитника русского народа.

Княгиня Лиза Болконская

Княгиня Лиза, вышедшая замуж за год до описываемых в романе событий, ожидает первенца.

Княгиня Лиза – светская женщина , она говорит только по-французски, высоко ценит положение в обществе, привержена светским развлечениям. Она не любит мужа, он является необходимым атрибутом молодой женщины, но как личность Андрей ее не интересует.

Княгиня не хочет уезжать в деревню, она боится родов и предпочитает остаться в городе. Предчувствия ее не обманывают – родив малыша, княгиня умирает.

Княжна Марья Болконская

Княжна Марья некрасива физически (автор описывает большие прекрасные глаза княжны, накладывающие отпечаток на весь ее облик и скрывающие внешнюю непривлекательность), но благородна и добра.

Княжна описывается как глубоко религиозный, склонный к самопожертвованию человек.

Она пытается обеспечить брак мадемуазель Бурьен, заменяет умершую мать племяннику.

Николенька Болконский

Сын Андрея, Николенька — ребенок, не знавший матери. Воспитывался у деда, в честь которого и был назван, затем у тетки, которые привили ему идеи служения народу и чувство патриотизма.

Николенька описан внешне похожим на мать, однако чертами лица напоминает отца, симпатичный и живой подросток. Он начитан, образован, его тяга к знаниям поражает старшее поколение.

Манера его поведения напоминает князя Андрея, однако без замкнутости последнего.

Толстой видит в образе Николеньки будущее России. Прообраз декабристов, младший отпрыск князей Болконских, невзирая на титул, посвятит свою жизнь борьбе за освобождение угнетенного русского народа. Рассказ о сне Николеньки подтверждает данный тезис.

Мадемуазель Бурьен

Компаньонка, живущая в доме Болконских так давно, что ее считают членом семьи, мадемуазель Бурьен хороша собой, обладает веселым живым характером.

Она легкомысленна, любит посмеяться, ее манера держать себя не позволяет заподозрить в ней сироту, девушку без семьи, полностью зависимую от милостей Болконских.

Мадемуазель ищет удобный случай, позволивший ей найти свое место в жизни и не пользоваться больше щедротами Болконских.

Впоследствии она присоединяется к французам, переходит на их сторону в войне 1812 года.

Описание имения Болконских Лысые горы

Лысые горы расположены недалеко от Смоленска. Главная часть имения - дом, описывается как большое мрачное здание, в котором царят строгость, раз и навсегда заведенный порядок.

Немаловажной деталью является описание боя часов в господском доме – все часы, и в гостиной, и в комнатах, работают в унисон, что является характеристикой пунктуальности и скрупулезности, с которыми в доме налажен быт. Обеды в имении торжественные, с обилием перемен блюд, множеством прислуги.

Дом подавляет своих обитателей – несколько раз в романе подчеркиваются его большие размеры, пустые, гулкие анфилады комнат, картинные галереи с портретами знаменитых предков, их именами и перечислением деяний.

Особенности воспитания и отношения между детьми в семье Болконских

Андрей и Марья были друзьями в детстве и сохранили дружеские отношения в старшем возрасте. Их отец, старый князь, был нетерпимым и жестким родителем. Его педантичность, граничащая с грубостью, нередко заставляла дочь плакать.

Однако по-своему старик любил своих детей, и они ощущали эту любовь. Княжна Марья была счастлива и довольна своей жизнью в семье.

На чем основана семейная близость Болконских

Как и во многих дворянских домах России, членов семьи сплачивали общие славные предки, долг перед Отечеством, интересы семьи и рода. Животная, нерассуждающая привязанность друг к другу не для Болконских – они рационалистичны, руководствуются не сердцем, но разумом.

Интересы семьи

Все члены семейства Болконских высоко ставят интересы рода и семьи. Князь Андрей женился в положенное время из-за необходимости произвести на свет наследника, чтобы род не угас.

Княжна Марья не рассматривает мезальянс – брак с человеком, находящимся ниже ее по социальному положению, не может удовлетворить представительницу древнего рода.

Старый князь является патриотом не только Отечества, но и своей семьи, воспитывая детей, а потом и внука в духе верности идеалам дворянства.

Обстановка в доме, семейный уклад и традиции

Благодаря тяжелому характеру старого князя, атмосфера в семейном гнезде была напряженной и невеселой. Чопорность граничила с ханжеством, веселье и пренебрежение традициями отвергались.

Представители молодого поколения большую часть времени предпочитали проводить вне дома.

Старый князь был ревностным приверженцем традиций – все в доме, начиная от утреннего приветствия и заканчивая подачей ужина подчинялось раз и навсегда заведенному порядку, было рассчитано по минутам. Распорядок и традиции объединяют семью.

Отношения к окружающим семьи Болконских

Семья представляет собой замкнутый самодостаточный мир. Естественно, как положено аристократам, Болконские посещают званые ужины, рауты, бывают в салонах.

Однако поведение князей холодное, отстраненное, замкнутое. Единственным исключением является светская княгиня Лиза, ставшая частью семьи в результате замужества.

Все смешалось в доме Болконских

Не верная цитата, настоящая — «Все смешалось в доме Облонских» из «Анны Карениной». Не следует путать эти фамилии, принадлежащие перу великого русского писателя, ведь под каждой из них скрывается своя история.

Это интересно: экранизация романа «Война и мир» 2007 года была признана кинокритиками провальной ввиду большого количества исторических неточностей. Не соответствует времени одежда персонажей, украшения, военные регалии. Именно поэтому по отношению к фильму можно встретить перефразированное выражение «Все смешалось в доме Облонских», часто встречающееся в сочинениях на тему творчества Льва Толстого.

Сравнение семьи Болконских и Ростовых

Краткий сравнительный анализ жизни двух семейств выявляет как сходство, так и различия в их укладе, привычках, образе жизни.

Критерий Болконские Ростовы
1 Семья и отношения в ней Аскетичны, рациональны, царит строгий уклад. Хозяин – старый граф. Жизнерадостны, добросердечны, просты в обращении. Хозяйка – мать.
2 Конфликт поколений Старый граф угнетает детей. Доверие и выражение сильной любви к нему отсутствует. Отсутствует. Мать – наперсница детей, родители всегда готовы выслушать и помочь.
3 Отношение к природе Возвышенное, замечают отстраненно. Близки к природе, пользуются ее благами.
4 Патриотизм Ярые патриоты. Ярые патриоты.
5 Духовность Духовные чувства развиты в индивиде обособленно. Близки к народу, природе, Богу.

Заключение

Семья Болконских нетипична для описываемого времени. Строгий жизненный уклад, рационалистичность, несгибаемость, высокие требования к морали характеризуют всех ее членов.

Писатель возлагает надежду на лучшее будущее России на продолжателей рода Болконских и невымышленных людей, похожих на них.

Когда мы произносим слово семья, сразу представляется что-то очень близкое, родное, важное. Это одна из самых главных и наивысших ценностей. Ведь то, какими мы в будущем станем людьми, напрямую зависит от нашего семейного воспитания, какой родительский пример мы видели в детстве, и чему нас научила семья. Эти размышления полностью подтверждаются в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

Л. Н. Толстой нас знакомит с такими дворянскими семьями, как Ростовы, Болконские и Курагины. О всех этих семьях есть основной герой – это мужчина, отец семейства. И его образ мыслей, черты характера оказывают влияние на всех остальных членов семьи. Каждая эта семья очень интересна, имеет свои положительные особенности, но и не лишена отрицательных.

Семья Курагиных

В наименее выгодном свете выглядит семья Курагиных. Эта семья любима и почитаема светом, высшим обществом. Хотя глава семьи князь Василий не отличается ни умом, ни наличием хороших нравственных качеств. Не смотря на это, он переживает за своих детей и стремится обеспечить для них хорошее будущее, устроив их браки по расчёту. Его сын Анатоль красив только внешне, да, он молод, статен, пытается строить карьеру. Но сама мысль о служении Отечеству ему кажется смешной. Он считает, что он достоин другой жизни, полной веселья и кутежа. Естественно, что у порядочных людей, таких как князь Болконский, он может вызвать лишь раздражение и презрение. Элен Курагина тоже является любимицей света, хотя лишь только её муж граф Безухо знает глупости и вульгарности. Ценностью этой семьи является желание удовлетворения своих личных интересов, переступая через других людей. На первом месте для них ценности материальные, а о моральных - они и не думают. За свою меркантильность и подлость они и наказаны: Элен умирает в молодом возрасте, а Анатоль теряет ногу во время битвы.

Семья Болконских

Хорошее впечатление на меня произвела семья Болконских. Эти люди богаты не только в материальном плане, но и в духовном. Для отца семейства, старого князя понятия честь и долг были превыше всего. Он передал эти качества своим детям. Его сын Андрей был храбрым воином, хотя в мирной жизни для других людей он был не понятен. Княжна Марья Болконская – положительный персонаж во всех смыслах. Она очень добра, терпелива, с любовью и пониманием относится ко всем окружающим.

Ростовы

Ещё одна достойная семья из этого романа – Ростовы. Граф Ростов очень щедр, как и все русские люди. Дочка Наташа – человек с открытой душой, который жаждет искренней любви. Сын Николай – добрый молодой человек, который очень ценит дружбу. Сын Петя, который не смотря на свою молодость, готов отдать свою жизнь за родину. Для всех членов этой семьи гораздо большую ценность имеют человеческие жизни, чем деньги и материальные блага. За свою порядочность, доброту и готовность помочь людям они получаю достойную награду – семейное счастье.

Толстой в своём романе нам показал, как важны семейные ценности, какими должны быть приоритеты, к каким идеалам семьи нужно стремиться. Со времён Толстого мало, что изменилось. По-прежнему важны такие понятия, как доброта, честность, любовь к членам своей семьи.

Вариант 2

Ростовы

Большая дружная семья Ростовых, практически, идеальная. В их доме царит атмосфера любви, уважения взаимопонимания и поддержки.

Глава семьи граф Илья Андреевич – добрый и щедрый человек, чистый и доверчивый, иногда наивный, как ребёнок.

Главная черта графини Ростовой - любовь к своим детям. Дети доверяют матери все секреты, она понимает их с полуслова и всегда даст им нужный совет.

Семья Ростовых отличается русским гостеприимством и открытостью. Они не прячут свои эмоции, душевно раскрепощены, доброжелательны к окружающим и ожидают такого же отношения к себе.

Для членов этой семьи деньги и материальные блага не самое ценное в мире, главное – добрые дела. Во время осады французами Москвы Ростовы отдают свои подводы для эвакуации раненных бойцов, а не спасают своё имущество.

Дети Ростовых такие же отзывчивые, как и взрослые. Семейные ценности для них на первом месте. Самой яркой представительницей Ростовых является Наташа. Она отличается от всех своей непосредственностью, обаянием и естественностью. Сердце Наташи полно любви ко всем окружающим. И в радости, и в горе чувства её искренни и неподдельны. Унаследовав лучшие качества от своих родителей, Наташа перенесет и в свою семью ту же благожелательную атмосферу уюта и комфорта.

Мальчики из семьи Ростовых – честные и порядочные люди, настоящие

патриоты России. Они мужественно сражаются с французской армией, защищая Отечество. Младший Петя уйдет на войну несовершеннолетним и погибнет.

Сын Николай после смерти отца не отказывается от его долгов, что говорит о его порядочности. Своей женитьбой на Марье Болконской он объединит два достойных рода.

Болконские

Несколько отличается от Ростовых семья Болконских. Старый князь Николай Андреевич гордится своим знатным происхождением, положением в обществе. Он скуп на чувства и эмоции, считая их проявлением слабости, но, несомненно, очень любит своих детей и переживает за них. Богатство не развратило эту семью. Болконским чужды развлечения высшего света, их фальшивость и пустота. Все обитатели их дома подвержены строгому порядку и суровой дисциплине, которая исходит от главы семьи. Болконские умны и благородны; обладают богатым внутренним миром. Для старого князя честь и долг превыше всего. Этого он требует и от своих детей. Княжна Марья отказывается выйти замуж за Анатолия Курагина, уличив его в неискренности. Князь Андрей храбро сражается на войне и, получив ранение в сражении, умирает. После смерти брата Марья Николаевна берёт всю ответственность на себя за воспитание его сына.

Курагины

Совсем не похожа на Ростовых и Болконских семья Курагиных. У них совершенно другие ценности. Её представители активные участники интриг светского общества, завсегдатаи балов. Под утончёнными манерами и внешним лоском они скрывают бездуховность и лицемерие. Всех Курагиных объединяет аморальность, корысть, ложь и эгоизм.

Глава семьи князь Василий - предприимчивый карьерист, стяжатель и эгоист. Он умело использует людей, прикрываясь светским этикетом. Благодаря своей хитрости, князь Василий многого добивается в жизни.

Дети Курагиных красивы только внешне, внутри – грязь и пустота. Их никчёмная жизнь проходит в кутежах, разврате и мотовстве. Для Элен главное - деньги. Мужчин она использует для достижения своих целей, не считаясь с их чувствами. Анатоль всё своё время проводит в утехах. Младший сын Ипполит – самодовольный, умственно ограниченный повеса и франт. Курагины стараются взять от жизни как можно больше, ничего не отдавая взамен. Впоследствии они будут наказаны за это.

Понятие семьи по Л.Н. Толстому

Новый материал

Сыновья Ипполит, Анатоль

Дочь Элен

Князь Василий Курагин

Оргмомент, цели

Познакомиться с основными представлениями Толстого о семье;

Занятие № 6

«Мысль семейная» в романе «Война и мир»

Цели:

2. Разобраться в основных отражениях «мысли семейной» в романе (противопоставление семей).

Ход занятия:

2. Проверка Д\З (фронтальный опрос)

1. Каков состав семей Ростовых и Болконских?

2. Мы должны вспомнить еще одну семью, речь о которой пойдет сегодня - семью Курагиных.

Что это за семья, при каких обстоятельствах мы впервые встречаемся с нею?

(в салоне А.П. Шерер)

Курагины:

(мини- лекция + анализ материала + составление обобщающей таблицы

Для Толстого семья - это микроскоп человеческой общности, основа человеческой жизни важнейшая характеристика героев в романе - их семейная жизнь.

Три семейства составляют основу романа: Курагины, Ростовы, Болконские.

- Почему семья Курагиных относится к отрицательному полюсу романа?

Мир, к которому принадлежит семья Курагиных, - это мир светских извращенных взглядов и взаимоотношений.

Нодело еще и в том , что у Толстого герои делятся не только на «+» и «-«, но изменяющихся и застывших. Чуждая автору светская среда критикуется, прежде всего, потому, что люди этой среды - «призраки», неспособные на настоящие чувства ® они неизменны.

Пример:

Толстой говорит о «неизменной улыбке Элен» и о том, что князь Василий всегда способен на «одинаковое волнение».

Окончательный вердикт выносит семье Курагиных Пьер: он называет ее «подлой бессердечной породой» и говорит: «где вы - там разврат, зло» (адресуясь к жене и всей ее семье).

Миру Курагиных противопоставлен мир Ростовых и Болконских. Но эти семьи не одинаковы.

Эти семьи Толстой изображает с большой симпатией, т.к.:

1) Они патриоты, участники исторических событий;

2) Их не привлекает карьеризм и выгода;

3) Они близки к русскому народу.

Д/З: просмотреть главы, посвященные Андрею, Пьеру, Наташе.

Вывод:

Для Толстого в романе идеальна лишь 1-ая семья - Пьера и Наташи. Она абсолютно гармонична: Пьер - глава, интеллигентный центр семьи, а Наташа - ее духовная опора.