Наброски
(они же
скетчи
) – это кратковременные рисунки, которые делаются бегло, свободно, для фиксации небольшого числа признаков натуры или идеи.
Наброски бывают разных видов, решают разные задачи и могут делаться разными материалами.
Но прежде чем перейти непосредственно к тому, как и чем лучше всего рисовать наброски, хочется уделить внимание и тому для чего это все вообще нужно.
Для чего нужно рисовать наброски
Функции у наброска на самом деле всего две.
1. Учебная
В рамках этой функции мы решаем следующие типы задач:
- учимся видеть пропорции, добиваться схожести;
- верно отображать размеры и взаимное расположение пятен;
- работать с тоном и цветом;
- передавать динамику движения, пластический характер и фактуру объектов;
- добиваемся живой, свободной, выразительной линии;
- учимся вести работу целиком и в правильной последовательности
- тренируем компоновку в лист и учимся чувствовать композицию.
Я специально выделила каждый из пунктов отдельно, потому что даже с учетом их взаимосвязи, тренировать эти навыки при помощи набросков нужно четко понимая, что и зачем делаешь. Но не буду забегать вперед.
2. Творческая
Делая наброски мы невольно схватываем общее впечатление от увиденного, атмосферу, характер предметов, их суть. Обращаем внимание на детали и особенности, которых раньше могли не замечать.
Все это отлично стимулирует наше воображение и творческое начало. А это для художника очень важно, да и не только для художника.
Также, наброски — отличный способ сбора материала для большой и длительной работы. Например, серии работ на конкретную тему.
С «зачем» определились, поэтому переходим к тому, как же начать делать наброски и что учесть, чтобы это мероприятие приносило и пользу, и удовольствие.
Принципы выполнения наброска
Делать наброски с натуры
Желательно всегда. Делать наброски с фотографии малоэффективно, а зачастую и вредно. Да, рисовать с фото проще, но и прогресс в рисовании в этом случае будет минимальный.
Говорю по своему опыту, самый большой и ощутимый прогресс, увеличение скорости рисунка, легкость, удовольствие от рисования, вот это вот все, я получила только после регулярного рисования с натуры.
И теперь я уже не боюсь пейзажей, архитектуры и многих других вещей в реальном трехмерном мире, а наоборот чувствую вызов и задор 🙂
К тому же рисование с натуры отличный способ сохранить в памяти личные впечатления. Всегда приятно, к примеру, осенью и зимой полистать свои летние зарисовки и погреться их теплом и атмосферой.
Длительность и количество
Ограничение по времени
. Целесообразно отводить не более 5 минут на набросок, время можно увеличить до 10 минут в случае, если рисуются объекты сложной конструкции, либо люди.
Важно! Не смотря на то, что существует рекомендованная длительность быстрого наброска, не стоит подменять точность исполнения скоростью. Выбор всегда должен быть в пользу точности в наброске.
Количество набросков. Наброски делаются от 10 за раз. При этом нужно понимать, что первые наброски всегда будут хуже, чем последующие. Где-то к 5-му наброску человек как правило разрисовывается и дальше качество идет по нарастающей. Можно дробить рисование набросков в течение дня, допустим 5 утром, 5 днем или вечером. Тут важна регулярность. 4 раза в неделю по 15-20 минут лучше, чем 1 раз в неделю 3 часа. Для достижения заметных результатов, в неделю оптимально рисовать от 30 набросков.
Постановка задачи
Очень важно четко ставить задачу,которую хочешь решить делая наброски.
Например, есть желание улучшить глазомер, то есть видение пропорций. Тогда, делая 1-2 минутные наброски, нужно сосредоточиться именно на этой задаче. С возрастанием навыков задачи можно расширять и комбинировать.
Делая наброски по такому принципу каждый день, допустим по 10-15 за подход, в конце недели мы можем разложить перед собой всю имеющуюся красоту и оценить получившийся результат и прогресс по понятным и внятным критериям.
Если у набросков нет целей, то результаты работы и прогресс по ним оценить очень сложно, а значит и мотивация скорее всего довольно быстро сойдет на нет.
Поэтому, прежде чем приступить к наброскам, имеет смысл ответить на вопрос, какой результат я хочу, какой навык хочу приобрести/улучшить , например:
- конструктивно верно рисовать натюрморт,
- пропорционально верно рисовать людей (лица, руки, позы и тд),
- конструктивно верно рисовать людей (лица, руки, позы и тд),
- улучшить работу с тоном в пейзажах,
- получить более живую линию,
- улучшить работу с цветом в рамках рисования натюрморта, пейзажа, либо человека,
- разнообразить варианты передачи текстур карандашом,
- освоить основные приемы композиции и компоновку в листе,
- сделать акварель более легкой и т д.
Это, конечно же, только небольшая часть вариантов, которые могут быть в личном списке задач. Главное не браться за все сразу, а трезво оценивать свои возможности и количество часов в сутках, которые реально без надрыва можно посвятить обучению. Как только с задачей определились, можно выбирать материалы, натуру и приступать к действиям.
Материалы
Наиболее подходящие для набросков материалы: акварель, тушь, линеры, маркеры, брашпены, пастель, уголь, сангина, сепия, пастельные карандаши, цветные карандаши, мягкие графитные карандаши 6В-10В.
То есть лучше всего брать материалы, которыми можно быстро набрать тон, сделать линию разной толщины, и которые проблематично стереть и исправить, тогда эффективность обучения будет гораздо выше.
Можно комбинировать материалы — карандаш + маркер, к примеру. Цветные карандаши и акварель. Брашпены/маркеры и линеры. Линеры и акварель.
Очень способствуют рисованию продуманные наборы, которые удобно и ненапряжно носить с собой. На фото мой очень легкий наборчик для акварели, который себя прекрасно зарекомендовал в деле этим летом. Пришлось потратить время на его создание, но оно того однозначно стоило. В статье я рассказывала об этом подробнее.
Методы ведения работы в наброске
В зависимости от материала, задач и времени мы можем выбирать на чем сконцентрировать свое внимание:
Линия
Обращаем внимание на конструкцию и осевые линии, контур объекта, линии движения, если объект движется, текстуру и фактуру.
Для рисования используются линеры, маркеры, брашпены, кисть с тушью и все что дает разнообразную выразительную линию.
В этих моих набросках и зарисовках черным спиртовым маркером, я как раз работала над линией и передачей фактуры в рамках городского скетчинга.
Пятно
В данном случае мы обращаем наибольшее внимание на силуэт, основные массы и тон.
Такие наброски можно делать в монохромной гамме, или добавлять цвет, все зависит от уровня навыков и поставленных задач.
В качестве примера показаны мои наброски пастельными карандашами. Делала я их в скетчбуке с маленькими листами где-то 15х10 см, что позволило считывать с натуры общие массы объемов и не закапываться в деталях.
Форма
Обращаем внимание на конструкцию и объем. А лучше всего проявляет объем и форму конечно же свет, поэтому этот аспект обязательно нужно учитывать при выборе натуры.
То есть нужно помнить, что в течение дня освещение меняется, направление света тоже, соответственно форма объектов будет читаться по-разному.
Мой рисунок выполнен черным брашпеном и голубым карандашом, который я добавила фоном как раз для того, чтобы форма и объем дерева лучше проявились.
Самый простой путь
Начать с небольших предметов, которые есть в ближайшем доступе дома или в помещении, где вы находитесь, они должны быть простой формы, с читающейся материальностью и фактурой (дерево, стекло, гипс, керамика, металл, ткань и т д), без сильных декоративных изысков, усложняющих считывание формы. Например, это могут быть:
- кружки, стаканы, кувшины, графины, солонки
- лампы, торшеры, ночники
- ботинки, сумки, пеналы, книги
- предметы интерьера, драпировки
- коробочки и емкости разных форм и размеров
- батарейки, наушники, плейер, телефон, планшет
- ручки, карандаши, кисти, мелки и другие графические материалы
- пуговицы, нитки, ножницы, наперстки
- тюбики разных видов и форм,
- овощи и фрукты
- природные материалы (шишки, желуди, каштаны, листья, веточки, цветы и др)
- и т д.
Если составить свой такой список и повесить где-то на видном месте, периодически пополняя, то, при появлении кусочка свободного времени, не придется долго думать, что же порисовать, достаточно будет пройтись по списку взглядом и то, что откликнется больше всего, тому и повезло 🙂
- Целенаправленно выбирать важное и второстепенное в натуре , расставлять акценты. Не зарываться в деталях.
- Вначале лучше выбирать для набросков контрастные предметы (контрастные к фону и между собой), освещенные сбоку, чтобы более четко читалась форма, дальше можно переходить к более сближенным вариантам.
- Если рисовать на улице , то первое время для набросков предпочтительнее брать небольшие формы: стволы, отдельные фрагменты деревьев, веток, цветов и т д.
- В рисовании пейзажа в первую очередь нужно обращать внимание на большие формы, их соотношение, пропорции и тон.
- Людей удобно рисовать в кафе, парке, общественном транспорте. Очень хорошее освещение для рисования человека в метро + временной ресурс ограничен, что для быстрого наброска только плюс. А если совсем туго с натурой, всегда можно воспользоваться зеркалом и нарисовать себя.
Книги по теме
- Кэти Джонсон. Скетчбук художника. Отличная вдохновляющая книжка с действительно интересными примерами набросков и зарисовок в разных техниках. Также могу порекомендовать и другие книги этого автора, одну я купила, остальные нашла в свободном доступе, часть на английском языке.
- Pencil sketching. Thomas Wang . Очень понравились книжки этого автора, их тоже несколько, посвящены скетчингу карандашом, на английском языке. Тоже можно найти на просторах интернета.
- Скетчи. Как делать зарисовки повседневной жизни. Франс Бельвиль-Ван Стоун . Классная книжка с хорошими пояснениями и рисунками. Используемые материалы: линер и акварель. Рекомендую.
- Академическое обучение изобразительному искусству. В. С. Шаров . Это большая такая увесистая книжка, которая мне очень нравится, потому что там материал преподносится подробно, поэтапно и системно, в том числе и по наброскам. Также я скачивала и изучала отдельные методички худ вузов по теме, тоже могу рекомендовать, очень много полезной информации.
Резюмируя
Для того, чтобы получить от быстрых набросков максимум пользы, не забываем
- Поставить четкую, понятную цель , которую хочется достичь
- В зависимости от цели выбираем материалы и натуру. Материалы можно и нужно менять, комбинировать, экспериментировать с техниками.
- Ограничиваем длительность рисования, оптимально 1-5 минут на набросок , но не больше 10-15. Помним о точности.
- Рисуем от 5-10 набросков за раз
- Рисуем регулярно распределяя нагрузку по дням, в сумме в неделю здорово рисовать от 30 набросков
- После этапа набросков можно переходить к более длительным видам рисунка: зарисовкам и этюдам, наброски можно использовать также как разминку перед основной работой. Часто при рисовании человека в студиях используется этот метод постепенного увеличения времени работы.
- Не забываем, что наброски это не только учеба, но и творчество, поэтому расслабляемся и получаем удовольствие от процесса , не зацикливаемся на результатах, их будем оценивать потом, в конце недели/месяца.
- Почитали, отдохнули, а теперь все дружно идем рисовать . Я так точно пойду 🙂
P.S.: Все наброски и зарисовки в статье нарисованы мною.
Если вы хотите научиться хорошо рисовать, без наброска не обойтись. И даже если вы уже научились рисовать, без наброска все равно не обойтись!
Быстрый набросок помогает натренировать умение создавать «живую» линию, научиться вычленять главное в натуре, быстро передавая на бумаге суть, а также научиться делать удачную композицию листа. Кроме того, набросок позволяет зафиксировать пришедшую в голову идею будущей картины, чтобы вернуться к ней позднее.
Наброски можно делать чем угодно, но начинать лучше с карандаша или пастели. Освоившись, вы сможете делать изящные зарисовки ручками и маркерами, тушью или вовсе в смешанной технике - выбор материалов довольно велик. Но даже если вы предпочитаете карандаш, помните: набросок не терпит многочисленных стираний и исправлений. Если вам не нравится, что получилось - просто приступайте к новому, ведь ваша цель - тренировка, а не моментальный шедевр. Хотя через пару месяцев быстрые рисунки сами станут получаться все удачнее.
Больше практики!
Начинать лучше с неживой или хотя бы малоподвижной натуры, потому что поначалу очень трудно «ухватить» позу движущегося объекта. А начинать рисовать движущиеся объекты и дорисовывать их по памяти можете приступать уже через неделю-другую.
Набросок нужно делать довольно быстро - не более 10-15 минут. Если же вы не располагаете натурой, и рисуете по фото, тут и вовсе нужно заканчивать через 2-3 минуты, успев лишь захватить позу или основные очертания, поскольку привычка тщательно срисовывать с фотографии сильно вредит начинающему художнику, не давая возможности научиться чувствовать объем изображаемых объектов.
Который уже снимает наравне с зеркалкой, есть группа людей, которые готовы пройти полгорода, чтоб словить идеальный момент, остановиться… и зарисовать его. Рассказываем о travel-скетчинге как способе сохранять воспоминания и делиться ими. Даже если ты не умеешь рисовать, стоит попробовать. И вот почему.
Что такое скетч?
Скетч - эскиз, набросок, зарисовка. Другими словами, это самый быстрый рисунок в мире, который доступен даже тем, кто забыл, как держать карандаш. С помощью скетчей можно составлять планы на завтра или конспектировать лекции, как делают в Японии. А еще «записывать» рецепты, эмоции от прочитанных книг, результаты мозгового штурма и так до бесконечности. Со скетчами путешествий все то же самое, включая все прелести жизни, которые носит в себе слово «travel».
Какие виды скетчей существуют?
Эскизы. Такие скетчи предполагают, что линии не должны быть ровными, а персонажи - четкими, главное, передать атмосферу и свое состояние в этот момент. Все как с фотографией, только еще увлекательнее.
Карты. Собственная карта - лучший способ не потеряться в новом городе. Нарисуй карту исторического центра с объектами, которые интересны именно тебе и нанеси на нее местоположение кофеен и уборных. Прогулки станут приятнее!
Путевые заметки. Формат визуального дневника путешествий позволяет не ограничиваться рисунками, здесь придумывайте свою формулу идеального трипа. Добавь к эскизам текст, соединяй маршруты стрелками, выдели самое главное: лучшие виды, еда, странности местных жителей… Подойдет абсолютно все!
Для вдохновения возьми Кати Гущиной, которая однажды села в поезд дальнего следования «Москва-Владивосток» и сделала об этом потрясающую скетч-историю .
Тревел-буки. А если настрой очень решительный, садись сразу за тревел-бук! Важное правило: одна поездка - одна книжка. Соедини все вышеперечисленное в одном блокноте, а еще нарисуй кеды, которые проехали с тобой тысячи миль, и десерт, который обязательно захочется повторить дома. Возможно, придется возить с собой клей-карандаш, чтобы вклеивать в твой шикарный тревел-бук билеты из галереи и карточки из фотобудки на железнодорожном вокзале, но это того стоит. Ведь тревел-бук - это даже круче, чем альбом фотографий, которого у тебя и так нет.
Своебразным тревел-буком являются «Прогулки по Питеру» Яны Франк, так может и ты напечатешь свой, как вернешься?
Залезть в чужой скетчбук
Предлагаем полистать мысли и рисунки практиков travel-скетчинга.
Инна Карней
Ведет визуальные заметки и рисует карты в путешествиях.
О том, как начать
В самом начале была идея рисованного дневника, чтобы фиксировать события жизни. Поначалу казалось, что и фиксировать-то нечего, ну что там за день успевает произойти? Первые рисунки были примитивными и описывали одно или два события. Проводила мужа в аэропорт, например. Все умещалось на листочке формата А6. Недели через две я обнаружила, что мне нужен лист побольше, и с тех пор мой визуальный день занимал весь лист А5. Эксперимент с рисованным дневником был рассчитан на сто дней. Как раз в это время мы возвращались из путешествия по Монголии и Байкалу, последние страницы были заметками о походе на скальники в Прибайкалье. Это уже были скетчи путешествий, но тогда я их в отдельный жанр не выделяла, ведь по сути это были рисунки прошедшего за день.
О целях
Карту Варшавы я рисовала, чтобы во время пешеходной прогулки по старому городу узнавать знаковые места. Дело в том, что когда я читаю путеводители, в моей голове образуется каша из фактов, объектов и описаний. Другое дело - карта, особенно рисованная.
В скетче путешествия по Ирану есть маршрут, идея и бюджет, здесь акцент не на впечатлениях (впечатления в скетчах отдельных городов), сколько полезная информация для других путешественников.
Советы для начинающих
1. Практика. Лучше всего ежедневная. Для меня сработала идея рисованного дневника. Кому-то подходит он-лайн курс экстрим-скетчинга. В любом случае, постепенно ты наработаешь навык и станешь скетчером восьмидесятого уровня. Если будешь практиковать.
2. Заткни своего внутреннего критика. Вы не художник, просто позволь себе фиксировать впечатления с помощью слов и картинок так, как будет получаться. Да, до сих пор я рисую кривых человечков и допускаю ошибки в надписях. Зато, когда я смотрю на рисованный маршрут по Иерусалиму, передо мной встает город со всеми его узкими улочками и встреченными там людьми. Это бесценно.
О любимом скетче
Раз мы говорит о трэвел-скетчах, давай пробежимся по карте Риги. Хотя на самом деле мой любимый скетч с рецептом блинчиков, но это совсем другая история.
Зарисовывает панорамные виды и детали путешествий «здесь и сейчас». Однажды отправился во Францию один и вел дневник для .
О смелости
Я уверен, что все умеют рисовать, только по-разному. Поэтому, если душа просит, то почему бы и нет. Самое важное - перебороть свои страхи, тогда вообще все будет отлично, а улыбающиеся тебе прохожие будут подбадривать еще больше.
О местах
Я стараюсь не халтурить и рисовать на месте, потому что иначе это зарисовками с путешествий считать сложно. Но иногда обстоятельства не позволяют, если, к примеру, я путешествую не один. Порой бывает так, что я просматриваю фото из поездок и понимаю: «О! Надо срочно это нарисовать!». А иногда я начинаю на месте, а заканчиваю уже после. Иногда мне нравится что-то дорисовать в графическом редакторе. Лучшие мои скетчи получились с натуры, а не с фото. Возможно это оттого, что фотография плоская, а там я непосредственно нахожусь в окружении того, что рисую.
О материалах
На самом деле очень зависит от настроения. Я стараюсь брать разные материалы, хотя в любой момент что-то можно докупить уже на месте. Я очень люблю карандаши и ручки. Иногда хочется рисовать цветными карандашами - я использую Faber Castel. Ручки у меня самые простые, шариковые или гелевые. Иногда очень хочется порисовать красками, но возить с собой их тяжело. Думаю вновь начать рисовать акварелью, очень она хороша для скетча. Вообще рисовать можно чем угодно, кому что больше нравится, разве что постоянно возить тяжеловато. У меня такой пенал, в который как раз все это помещается.
Советы для начинающих
Рисовать можно все, что угодно. Начиная с узких улочек старых городов, заканчивая морскими пейзажами. Кто любит рисовать предметы и детали - здорово рисовать в антикварных лавках, тебе никогда не откажет, если ты попросишь. Если любишь рисовать еду - лучше всего подойдут рынки. Там же, кстати, можно нарисовать общие многофигурные планы, а также потренироваться в зарисовке лиц. Можно рисовать в музеях, особенно в зоологических или музеях техники. Животные там не двигаются, что облегчает процесс. С другой стороны, что-то очень простое тоже может получиться интересным. Здесь не существует рамок кроме тех, что у нас в голове, поэтому чем быстрее ты поборешь свою стеснительность - тем лучше!
О любимом скетче
Скетч последнее время завоевывает внимание начинающих и продолжающих художников. Cкетчи – это уникальная возможность увидеть мир глазами художника.
Скетч является оптимальным способом отражения действительности на бумаге за короткий промежуток времени. Как же начать рисовать скетч? Для этого нужна практика, а также наличие необходимых материалов для создания скетча.
Для начала вам потребуется вдохновение и отсутствие страха. Вдохновение поможет вам увидеть некую картинку, которые вы хотите запомнить и отразить на бумаге. А отсутствие страха позволит вам быстро переключиться на создание рисунка и не бояться чистого листа бумаги. Как показывает практика, если вы начинающий художник, то именно страх перед результатом и неуверенность в себе может затормозить любое появившееся у вас вдохновение. Пробуйте рисовать, пусть сначала получаются жуткие изображения, со временем и практикой будут появляться качественные изображения, которые вы будете разглядывать с удовольствием.
Далее, скетч – это зарисовка, картинка, которую вы хотите оставить в памяти, а потом наслаждаться просмотром картинок спустя какое-то время. Для этого лучше всего приобрести специальный блокнот, куда вы будете добавлять рисунки каждый раз, когда увидите что-то интересное. Такой блокнот будет побуждать вас рисовать лучше и больше, так как вы будете иметь возможность просматривать получившиеся рисунки. Однако наличие блокнота совсем не означает, что вы будете рисовать скетчи. Если у вас есть вдохновение и желание, то рисовать скетчи поначалу можно на обычной бумаге, главное, чтобы она была под рукой в определенное время. В дальнейшем, к выбору , нужно подойти более серьезно.
Скетч может стать вашей книгой впечатлений, воспоминаний и идей на будущее. Если вы все-таки купили необходимый скетчбук, то вы можете собирать в нем различные билетики, чеки, маленькие фотографии, а также делать записи и, конечно же, рисовать.
Скетчи должны быть легкими, быстрыми и несложными, в этом правиле и заключается основная идея зарисовок. Так, вам необязательно иметь полноценное художественное образование, чтобы ваш скетчбук стал воплощением творчества и красоты. Идея скетчей заключается в том, что художник рисует то, что видит, поэтому на создание наброска зачастую есть небольшой промежуток времени. Достаточно набросать силуэт, а затем проработать детали. Пусть получившийся рисунок и не будет четкой копией увиденного, но зато он передаст ваши ощущения и впечатления в тот самый момент.
Если вы рисуете в общественном месте, то не стесняйтесь осуждения или взглядов со стороны. Вы рисуете для себя, а все, кто смотрит с осуждением, возможно, не умеют даже держать карандаш в руках.
Чем можно рисовать скетч? Все, что есть у вас под рукой, подходит для – лайнер, карандаш, фломастер, ручка. В начале творческого пути используйте простой карандаш, он позволит вносить коррективы в ваши рисунки. Также, незаменимым помощником станет клячка.
Ваша цель заключается не в построении академически правильного рисунка, а в создании интересной иллюстрации, которая напомнит вам об определенном участке времени. Конечно, не забывайте о практике и определенных навыках, которых нужно достигнуть прежде, чем вы будете любоваться вашими рисунками.
Это статья для тех кто хочет и любит делать зарисовки. Расскажу о материалах, которые я использую для зарисовок.
Выбор набора необходимых материалов для маленьких пленэров и скетчинга у каждого художника индивидуален. Кому-то нравится рисовать только в молескинах и только , а некоторым хватает и обычной бумаги. Каждый выбирает то, что ему по душе. Хотите маркеры, хотите, карандаши, хотите ручки или краски, и кисть. Подходит всё, чем можно рисовать.
Оптимальный набор скетчера такой:
- Гелевая ручка(лайнер). Если лайнер то можно взять разной толщины.
- Твёрдый карандаш
- Мягкий карандаш
- Ластик(на всякий случай, мало ли что)
- Нож для заточки карандашей или точилка
- Кисть белка или другой зверёк, или синтетика(кому что нравится)
- Акварель или черная тушь
- Блокнот для акварели или отдельные листы бумаги
- Небольшой кусочек оргалита или другого твёрдого материала на котором можно рисовать
А4. Работа выполнена гелевой ручкой и акварелью
Но все по порядку:
Блокноты
Если вы начинающий художник, то хватит и карандаша с блокнотом. Я предпочитаю блокноты А5 формата(это половинка обычного альбомного листа) в жестком переплёте. Если вы состоятельный художник, то вы сами знаете что вам нужно. Скажу лишь то, что я предпочитаю альбомы с переплётом, так как можно рисовать на двух половинках сразу. Иногда рисую в альбомах на пружинах и склейках. В Севастополе с хорошими материалами беда!
Ручки и карандаши
Карандаши подойдут любые. От твёрдых и мягких простых карандашей до цветных. Всё зависит от целей. Из цветных карандашей я предпочитаю SUPERB WRITER. Они мягкие и приятные в использовании.
Кисти и краски
И краски выбирайте на свой вкус. Для начала вам хватит детской акварели за какие-то копейки. Потом можно будет купить подороже. Я использую« Белые ночи» — по мне так одна из лучших марок. А кисти пробуйте разные. Считается, что кисти из натурального волоса лучше, но я использую синтетику, мне нравится.