Система брайля сколько точек. Рельефно-точечный шрифт брайля — что это такое

Шрифт Брайля (англ. Braille) - рельефно-точечный тактильный шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячими и плохо видящими людьми. Разработан в 1824 году французом Луи Брайлем (фр. Louis Braille), сыном сапожника. Луи в возрасте трёх лет поранился в мастерской отца шорным ножом (подобие шила); из-за начавшегося воспаления глаз мальчик потерял зрение. В возрасте 15 лет Луи создал свой рельефно-точечный шрифт как альтернативу рельефно-линейному шрифту Валентина Гаюи, вдохновившись простотой «ночного шрифта» капитана артиллерии Шарля Барбье. В то время «ночной шрифт» использовался военными для записи донесений, которые можно было прочесть в темноте.

Написание

Для изображения букв в шрифте Брайля используются шесть точек. Точки расположены в два столбца. При письме точки прокалываются, и поскольку читать можно только по выпуклым точкам, «писать» текст приходится с обратной стороны листа. Текст пишется справа налево, затем страница переворачивается, и текст читается слева направо.

Для читающего точки нумеруются по столбцам слева направо и по строкам сверху вниз. Для пишущего на перевёрнутой странице нумерация выглядит по иному: точка 1 находится в верхнем правом углу, под ней - точка 2, в нижнем левом углу - точка 6.

Некоторые советские тифлопедагоги продвигали систему нумерации, в которой точки 1 и 3 были переставлены местами. Такая система противоречит международным традициям.

Позднее были добавлены ещё две точки: точка 7 под точкой 3 и точка 8 под точкой 6. Такую систему стали называть расширенной системой Брайля.

Высота выпуклой точки составляет 0.5 мм, этого достаточно для распознавания точки на ощупь. Диаметр точки - 1,2 мм. Расстояние между точками - 2,5 мм, расстояние между символами - 2,3 мм по горизонтали и 3,8 мм по вертикали.

Существует множество форматов листов для печати по Брайлю, распространённость которых варьируется в зависимости от национальных традиций типографского дела. Традиционный для России и постсоветского пространства лист брайлевской книги включает в себя 25 строк по 30 или 32 знака в каждой, обладая общим размером 23 на 31 см.

Используя традиционный (шеститочечный) шрифт Брайля, можно записать 26=64 различных символа: 63 информативных и один пробел. В расширенном (восьмиточечном) шрифте Брайля - 28=256 символов: 255 информативных и один пробел.

Вследствие ограниченности количества различных комбинаций точек, часто используются:

  • многоклеточные знаки (состоящие из двух и более знаков, по отдельности имеющих свои функции);
  • дополнительные знаки (большие и малые буквы разных алфавитов, цифровой знак и т. д.).

Каждая комбинация имеет несколько значений, порой доходящих почти до десятка.

При записи символов шрифта Брайля используются особые письменные принадлежности - прибор и грифель. Из-за этого невозможно изменить размеры и начертание (жирный, полужирный, курсив) символов. Для обозначения строчных и прописных букв перед нужными буквами ставятся специальные символы. Для изменения начертания (жирный, полужирный, курсив) текста, при записи верхнего и нижнего индекса, при записи математического корня до и после текста ставятся специальные символы: один символ ставится в начале текста, другой - в конце. Такой способ написания похож на запись текста между тегами в языке html.

Грамматические особенности письма по Брайлю

Из-за особенностей шрифта Брайля в письме на его основе сделаны некоторые изменения правил набора текста. В результате чего человек, обучавшийся по системе Брайля, которого также принято называть «браилистом», впоследствии может допускать ряд характерных ошибок при написании обычного текста, например, если незрячий человек будет вводить текст на адаптированном для работы без помощи зрения компьютере.

В целом можно выделить следующие отличия брайлевского письма:

  • частое игнорирование заглавных букв;
  • отсутствие знака пробела после запятой;
  • отсутствие знака пробела перед тире;
  • отсутствие пробела между знаком номера и числом;
  • использование одного и того же символа для обозначения похожих пунктуационных знаков, например, тире и дефиса, так как в Брайле существует лишь один-единственный символ подобного рода.

Без специального дополнительного обучения незрячий человек всегда допускает подобные ошибки, набирая обычный текст, так как в системе Брайля они являются стандартными правилами.

Латинские буквы и цифры

Получение 26 латинских букв из 10 цифр
a/1 b/2 c/3 d/4 e/5 f/6 g/7 h/8

Имя Луи Брайля свято для всех людей на земле, кто по разным причинам потерял зрение. Луи Брайль создатель уникального рельефно-точечного шрифта, позволяющего читать и писать слепым людям.

В этой статье мы хотим рассказать о жизни этого замечательного человека, а также об удивительной женщине Анне Александровне Адлер, силами которой метод Брайля появился и был внедрен в нашей стране.

Луи Брайль родился в 1809 году в семье ремесленника в маленьком французском городке Кувре. Его отец занимался изготовлением конской упряжи. У Луи были две старшие сестры и брат.

Однажды, когда мальчику было 3 года, он играл в мастерской отца и повредил себе глаз. В глаз попала инфекция, и воспаление перешло и на здоровый глаз. Постепенно мальчик ослеп. Родители очень переживали за своего маленького сына, ведь слепых людей ожидало печальное будущее: нищенское существование и голодная жизнь на милостыню.

Но отец решил развивать мальчика. Он сделал для сына специальные дощечки с прорезями, по которым учил алфавиту. Позже Луи научили писать. Отец всюду старался брать сына с собой. Он учил его различать пение птиц, крики животных и ароматы цветов. А еще отец рассказывал сыну о Боге.

С семи лет Луи начал посещать школу в Кувре. Мальчик удивил учителей своими способностями и очень быстро стал лучшим учеником. А в 10 лет родители решают отдать сына в Королевский Институт для слепых детей.

И в Институте Луи стал первым учеником по всем предметам. Особенно ему нравилось заниматься музыкой: он освоил пианино и орган. В 16 лет мальчик получает оплачиваемое место органиста в небольшой церкви рядом с Институтом. Большую часть жизни он служит органистом в различных храмах Парижа.

Обучение в институте основывалось на выслушивании и запоминании. Письмо практически отсутствовало. В библиотеке имелось небольшое количество книг, напечатанных по методу Валентина Гаюи. Несмотря на то, что книги были тяжелые и громоздкие, а на чтение уходило много времени, это было любимое занятие Луи.

С 12 лет Луи Брайль начинает свои эксперименты по созданию алфавита для слепых. Он использовал каждую свободную минуту, иногда проводя за своими экспериментами целые ночи. Полностью он закончил свою работу к 15 годам. Метод состоял в использовании различных комбинаций 6 выпуклых точек, каждой букве французского алфавита соответствовало свое расположение точек. Так же отображались знаки препинания и цифры. Продолжая свои изыскания, Луи адаптировал метод для нотной записи.

В 1829 году Луи Брайль выпустил небольшую книгу, в которой рассказывалось о возможностях придуманного им рельефно-точечного шрифта. Новый метод с воодушевлением приняли учащиеся родного для Брайля Института. Однако ученые профессора и чиновники не торопились внедрять новшество в жизнь.

Живя в Институте, Луи Брайль был очень деятелен: он изучал орган, принимал участие в богослужениях в качестве органиста, учился в Колледже Франции. В 17 лет он стал учителем в младших группах, а в 19 лет преподавал почти всю программу Института (арифметика, география, грамматика, музыка). Ученики обожали своего юного наставника за его бесконечную доброту и сострадание.

Неутомимую деятельность Луи Брайля ничто не могло остановить, даже то, что к 26 годам он был болен туберкулезом. А основное лечение было отдых.

Луи продолжал работу над улучшением своего метода. Он задумался над тем, что не много зрячих людей владеет его методом, а слепым надо знать обычный алфавит. Что бы его слепые подопечные могли общаться со своими зрячими родными и друзьями, он придумал специальную иглу, с помощью которой можно было рельефно изобразить обычные буквы. Однако этот способ занимал много времени.

Решить эту задачу Брайлю помог Пьер Фуко. Он ослеп в 6 лет, но был одаренным человеком, особенно в вопросах механики. Фуко предложил использовать изобретенную им машину, которую он назвал «Клавишный Печатник». При нажатии на кнопку появлялся чернильный оттиск обычной буквы, и одновременно эта буква приобретала рельеф. Такой текст могли прочесть и слепые, и зрячие. Так появилась на свет бабушка пишущей машинки.

Здоровье Брайля продолжало ухудшаться. Он проводил отпуск в родном Кувре, дышал полезным горным воздухом, но душой и сердцем был со своими учениками и работой. Он не мог долго оставаться один.

О своих нуждах и своем здоровье Брайль беспокоился очень мало. Из получаемых им денег лишь небольшую часть он тратил на себя, покупая самое необходимое, а остаток откладывал, чтобы помогать другим. Он использовал свои сбережения для приобретения книг и приспособлений для письма по его методу для бедных студентов.

Луи Брайль был известен своей бесконечной добротой, за которую никогда не искал благодарности. После смерти в его личных вещах друзья нашли небольшую коробочку с надписью: «Сжечь, не открывая». Надпись заинтриговала людей, и коробочка была вскрыта. Там находились сотни расписок о данных в долг деньгах. Друзья исполнили волю Брайля: коробочка и ее содержимое были сожжены.

Казалось, что здоровье Брайля улучшилось, и он вновь занимается преподаванием. Однако он был очень слаб и, чтобы сберечь силы, говорил тихо. Но состояние его здоровья не отражалось на качестве преподавания. Он по-прежнему любим и уважаем учениками.

В это время рельефно-точечный метод Брайля активно используется в Институте: ему обучают студентов на занятиях, на нем печатают книги и ноты. По отпечатанным таким образом нотам исполняют классическую музыку и церковные службы. Метод становится все более и более известным в Европе. Придет время, и о нем узнает весь мир!

Здоровье Брайля вновь ухудшается, и он просит отпустить его на покой. Руководство Института знает, что у Брайля нет средств для достойной жизни, и его оставляют в качестве учителя музыки. Он преподает фортепиано в те дни, когда неплохо себя чувствует.

В декабре 1851 года состояние здоровья Луи Брайля значительно ухудшилось. Но он сохранял спокойствие, убежденный в том, что его земная миссия закончена. «Господу было угодно, чтобы перед моими глазами всегда стояло ослепляющее великолепие вечной надежды » – сказал он своим друзьям перед смертью. Луи Брайль умер 6 января 1852 года, ему было 43 года. Его похоронили на кладбище родного города Кувре.

В 1852 году методом Брайля пользовались в основном в стенах Королевского Института для слепых и немногочисленными энтузиастами за его пределами. Но уже в 1854 году метод Брайля был официально признан во Франции и начал распространяться в европейских странах.

А в 1878 году на всемирном конгрессе в Риме метод Брайля был утвержден, как наиболее подходящий метод чтения и письма для слепых людей.

Спустя 100 лет после смерти Луи Брайля его тело было перенесено во французский Пантеон и захоронено вместе с другими выдающимися людьми Франции. До наших дней сохранился дом, где родился и провел детство Луи Брайль. Теперь там организован его музей.

***

Анна Адлер родилась в Москве 2 февраля 1856 года в дворянской семье полковника русской армии. Её детство и юность прошли в Казани.

В 1874 году Анна Александровна окончила с серебряной медалью Казанскую Мариинскую женскую гимназию. В стенах гимназии зародилась её тяга к педагогической и просветительной работе. Впоследствии педагогика и просветительство стали смыслом всей её жизни. В 1875 году она окончила Казанские педагогические курсы и получила звание домашней учительницы.

Сразу по окончании курсов Анна Адлер с головой ушла в общественную деятельность. Она участвовала в благотворительных организациях в годы русско-турецкой войны (1877-1878), помогала голодающим в Самарской и Уфимской губерниях, открыла народную библиотеку-читальню в Стерлитамакском уезде.

1880-е годы стали началом её почти 45-летней деятельности на поприще просвещения слепых. Умы передовых людей того времени занимали мысли об изменении отношения государства и общества к инвалидам. Содержание людей с физическими недостатками, например слепых, за счёт пожертвований благотворителей в богоугодных заведениях способствовало лишь их биологическому выживанию.

Инвалиды фактически были лишены возможности самореализации в общественно-полезном труде. Чтобы решить проблему востребованности обществом незрячих людей, необходимы были учреждения, создающие возможность трудовой деятельности незрячих, которая способствовала бы раскрытию их потенциала. Необходимыми условиями полноценного физического и интеллектуального развития слепых и вовлечения их в общественную жизнь являлись грамотность, профессиональная подготовка и возможность последующего трудоустройства.

Анна Адлер решает самостоятельно заняться книгопечатанием для слепых, что требовало большого труда и значительных денежных затрат. В 1883 году Анна Александровна Адлер была избрана попечительницей Московской школы для слепых детей.

В том же 1883 году она осуществила перевод нотной системы на рельефно-точечный шрифт. Воспитанники Московской школы стали обучаться игре на фортепиано, скрипке и виолончели не на слух, а по выпуклым нотам, что позволяло им точно воспроизводить мелодию. Знание нотной системы на точечном шрифте давало возможность изучения элементарной теории музыки и открывало путь к профессиональному владению инструментом или голосом.

Анна Адлер привлекла к музыкальным занятиям со слепыми и свою подругу Варвару Дмитриевну Цветаеву, урождённую Иловайскую, дочь известного историка Д.И. Иловайского и супругу Ивана Владимировича Цветаева, впоследствии основателя Музея изящных искусств им. Императора Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).

Нельзя не согласиться, что взгляды Анны Александровны Адлер на педагогику оказались актуальны и по сей день:

«Ничем так верно не определяется степень образования общества и государства, как степенью их внимания к воспитанию подрастающего поколения. Воспитание молодого поколения есть долг гражданский и предмет общей заботы всех членов общества.

Самые древние нравоучителя считали мудрость и доброту лучшими качествами человеческой личности. Поэтому существенная задача воспитания состоит в том, чтобы сообщить воспитаннику верный взгляд на жизнь, сделать его сердце чистым, приимчивым ко всему хорошему и благородному, приготовить его на жизненную борьбу за веру и правду.

Судьба воспитанника в будущем зависит от того: 1) что он знает, 2) что он любит, 3) что он может. Поэтому цель воспитания можно определить следующими словами: воспитывать так, чтобы в зрелом возрасте он нашел себя, 1) могущим делать доброе, 2) любящим делать добро и 3)имеющим силу совершать доброе. С такими задатками воспитанник найдет себя способным к выполнению главного назначения человека на земле…»

В 1884 году Анна Адлер на свои средства заказала в Берлине типографское оборудование – пресс, шрифт, наборные ящики, кассы и другие принадлежности – с тем, чтобы приступить к печатанию книг шрифтом Брайля в России.

Печать книг трудно давалась Анне Александровне. Стали нарастать проблемы со здоровьем. Однако это не останавливало ее. Вот что мы видим из ее писем.

«…Я работаю каждый день с одной помощницей, которая уже очень хорошо освоилась с делом, через день приходят еще две, которые помогают набирать или разбирать, смотря по надобности. Работаю с 10 до 4-х, а потом еще я одна весь вечер. Мама тоже помогает корректировать. При такой усиленной помощи удается отпечатать в день одну страницу в 120 экземплярах и набрать часть другой страницы, не более».

«Относительно цены книг я положительно становлюсь в тупик, до сих пор мною истрачено еще только 325 руб., на переплет положила приблизительно 50 р., а бумагу еще Вы не оценили. Относительно же оценки труда при первом издании не может быть и речи, т.к. я хочу, чтобы книги были не особенно дорогие, да и, кроме того, издание может выйти небезукоризненным; да и можно и в истории упомянуть, что эти книги дешевле потому, что даровой труд, а это в будущем ни к чему ни в каком случае не обязывает. Наконец, для своей школы я могу дешевле отдать, потому что денег у нас очень мало, а Мариинское попечительство может заплатить несколько дороже…»

В конце 1885 года работа над первой книгой, которая была названа «Сборник статей для детского чтения, изданный и посвященный слепым детям Анною Адлер», была завершена. В сборник вошли 5 стихотворений Н.А. Некрасова, 15 небольших рассказов для чтения, рассказ «Царь – работник» Корниловича, «Механик-самоучка» о Кулибине, «Александр II – царь освободитель», биография Луи Брайля из книги Г. Куля, переведённая Анной Адлер с немецкого языка.

Так Анна Александровна Адлер стала первой в России, кто напечатал книгу для слепых детей шрифтом рельефного шеститочия – шрифтом Луи Брайля. Книга была выпущена тиражом 100 экземпляров. По своему качеству издание не уступало лучшим иностранным образцам. С тех пор 1885 год принято считать годом рождения брайлевской печати в России.

Анна Адлер позаботилась и о том, чтобы дать незрячим школьникам материал для их профессиональной ориентации. С этой целью она поместила во второй своей книге очерк о замечательном слепом настройщике клавишных инструментов и фортепьянном мастере Клоде Монтале. Он явился зачинателем профессии слепых настройщиков музыкальных инструментов, и его заслуги были отмечены высшей наградой Франции – орденом Почётного легиона.

В 1891 году состоялся первый выпуск учащихся Петербургской школы слепых детей. В следующем году первая группа слепых окончила Московскую школу. Незрячие юноши и девушки вступали в самостоятельную жизнь. У брайлевской книги появились взрослые читатели. Для удовлетворения их потребностей в чтении требовалась не только соответствующая литература, но и организация библиотечного обслуживания. Анна Адлер взяла на себя инициативу по созданию специальной библиотеки для слепых в Москве. Помогали ей в этом видные деятели культуры того времени.

Известный филолог и искусствовед, профессор Московского университета И.В. Цветаев, работавший хранителем отделения изящных искусств Московского Румянцевского музея (ныне Российская государственная библиотека им. В.И. Ленина), узнав от Адлер о проблеме библиотечного обслуживания слепых и, согласовав вопрос с директором Румянцевского музея В.А. Дашковым, предложил ей открыть при музее небольшое отделение для первоначального решения проблемы. В 1895 году в специально отведённом помещении читателям был поставлен стол и выделены полки для размещения брайлевского фонда.

Особое место в общественной деятельности А.А. Адлер занимал Политехнический музей, в котором она начала работать с 1888 года. Став сотрудницей музея, Анна Александровна организовала в нём комиссию по образованию слепых. В 1894 году она была избрана председателем секции обучения слепых Комитета русских деятелей по техническому и профессиональному образованию.

В 1898 году, благодаря её стараниям в музее (зал № 56) была открыта «Коллекция по воспитанию и обучению слепых». В помещении музея А. Адлер создала и библиотеку, которая стала собранием книг по вопросам обучения, воспитания и общественного положения незрячих в России и за рубежом. Услугами библиотеки пользовались преимущественно учителя школ для слепых, испытывавшие острую потребность в тифлологической литературе, которая издавалась крайне малыми тиражами. В библиотеке существовал открытый доступ к книгам, книги выдавались на руки.

Революционные потрясения, первая мировая, а затем гражданская война нанесли удар по ещё не окрепшему книгоиздательскому, библиотечному и музейному делу слепых. Разлаженная система школьного обучения, ликвидация зачаточных форм льготного, социального обслуживания инвалидов по зрению, наконец, упразднение всех попечительских обществ лишили незрячих всего ценного и полезного, что было достигнуто в этих областях.

Всё предстояло налаживать заново. В марте 1923 года в Москве была образована инициативная группа по созданию Всероссийского общества слепых (ВОС). В её состав вошли видные общественные деятели, ослепшие воины и рабочие. Председателем группы был избран Борис Петрович Мавромати – слепой с детства, юрист по образованию, работающий политруком в московской школе для слепых детей. В работе группы принимала участие и Анна Александровна Адлер. Несмотря на возраст и пошатнувшееся здоровье, она помогала группе незрячих активистов, которым была поручена разработка первого Устава ВОС.

22 июля 1924 года Анны Александровны Адлер не стало. Она умерла на 68-м году жизни после тяжёлой болезни. Похоронена Анна Адлер в Москве на Немецком (Введенском) кладбище.

Анна Александровна Адлер не дожила всего несколько месяцев до открытия I съезда Всероссийского общества слепых. 44 года своей жизни она отдала служению незрячим людям. Остановилось сердце человека, который своей неиссякаемой энергией вдохновлял людей на добро, честный и бескорыстный труд во имя милосердия и любви.

Когда человек теряет зрение на оба глаза, говорят о слепоте. Он перестает что-либо видеть и даже ощущать свет. Также человек не может ориентироваться в окружающей обстановке и выполнять свою работу. В такой ситуации не помогают оптические приборы.

Нарушение или потерю зрения вызывают различные факторы. Врожденная слепота возникает вследствие внутриутробных заболеваний или пороков развития. Отсутствием зрения могут страдать дети и взрослые люди. Это связано с врожденной слепотой или же заболеваниями и травмой органа зрения. Причиной слепоты людей зрелого возраста могут быть сосудистые заболевания или . В последнем случае зрение может восстановиться после операции.

Незрячие люди в России, несмотря на физические ограничения, имеют возможность работать. Для этого создано общество слепых. Оно также проводит просветительскую и культурно-массовую работу среди незрячих людей. Благодаря наличию специальных книг, выполненных шрифтом Брайля и с плоским начертанием знаков, слепые люди могут научиться читать, писать, а также печатать.

Обучение незрячих пациентов

В России обучение незрячих и слабовидящих детей является обязательным. В школах учатся ученики со зрением от 0,05 до 0,2. Их обучают с применением лупы и других приемов, улучшающих зрение. Кроме того, для их обучения используют шрифт с увеличенными буквами. В специализированных школах обучают как совершенно слепых детей, так и имеющих зрение до 0,05. Для их обучения применяют разные методы и наглядные пособия, которые акцентируют внимание на осязание и слух. В библиотеках для незрячих людей имеются аудиоматериалы и обычные издания, а также специальные таблички со шрифтом Брайля.

В Российской государственной библиотеке для незрячих людей, которая является крупнейшем в нашей стране учреждении такого типа, есть специализированные пособия. Они представлены огромной коллекцией рельефно-объемных моделей, позволяющих людям с отсутствием зрения узнавать разные объекты и ощущать их.

Широко используются компьютерные электронные устройства. Альтернативным вариантом печатным изданиям являются аудиокниги. Они позволяют слушать инсценировки и спектакли на цифровом плеере. Также свой вклад вносят волонтеры, на специальных сайтах которых созданы свободные для прослушивания и распространения аудиокниги.

Разрабатываются и выпускаются различные устройства, которые заменяют зрение. Новым запатентованным средством кодирования и передачи сигнала является проект «Тактильное виденье» (модель визуально-замещающих аппаратов). В этих изданиях используют русский шрифт Брайля, клавиатуру и дисплей. Они помогают незрячим людям работать с текстами, создавать и редактировать их. Информация считывается с экрана с помощью специальной программы на основе генератора речи. Благодаря этому устройству жизнь людей, страдающих отсутствием зрения, становится более полноценной.

Система шрифта Брайля

Шрифт Брайля является специальной системой обучения чтению и письму незрячих людей. Она была разработана в 1824 году. Сын сапожника, француз Луи Брайль, в возрасте трех лет ранил глаза шилом и потерял зрение из-за воспаления. В пятнадцатилетнем возрасте он создал метод начертания и чтения букв, который впоследствии назвали именем создателя. Шрифт Брайля для слепых отличается от линейного типа начертания знаков Валентина Гаюи. Прототипом нового шрифта для чтения стал «ночной метод», который разработал капитан артиллерии Шарль Барбье для того чтобы читать в темное время суток военные донесения. Но метод Барбье имел недостаток - знаки были слишком большими, и на странице их помещалось ограниченное количество.

Благодаря шрифту Брайля незрячие люди могут научиться писать и читать. Он способствует развитию навыков грамматики, пунктуации и правописания. Слепые также имеют возможность, используя этот метод, познакомиться со сложными схемами и графиками.

Какова структура русского шрифта Брайля? Как происходит их начертание и чтение? В шрифте Брайля буквы изображаются с помощью шести точек, которые делятся ровно на два столбца. Текст вначале читается справа налево, а на следующей странице - слева направо. При восприятии этого шрифта существует определенная сложность. Дело в том, что текст читается на обратной странице, используя выпуклости от отметок, проколотых с другой стороны. Точки в нем пронумерованы по столбикам сверху вниз. Их читают вначале с правой, а затем с левой стороны.

Это происходит следующим образом:

  • в верхнем правом углу находится первая точка;
  • под ней идет вторая;
  • нижний правый угол занимает третья точка;
  • вверху слева располагается четвертая точка;
  • ниже ее - пятая;
  • в левом нижнем углу - шестая.

Позже, расширяя русский шрифт Брайля, под третьей точкой добавили седьмую, а под шестой - восьмую. Ячейка без прокола представляет собой определенный символ. Размеры точек, расстояния между ними и столбцами соответствуют общепринятым нормам. Так, минимальная высота отметки, достаточная для распознавания, равна 0,5 мм. Проколы находятся на расстоянии 2,5мм один от другого. Расстояние между ячейками по горизонтали равно3,75мм, а по вертикали - 5мм. Благодаря такой структуре незрячий человек может, распознавая знаки на ощупь, довольно быстро и легко овладеть навыками чтения.

Печатные листы текстов по Брайлю могут иметь разный формат. В России принято, что один листок включает 25 строчек по 30 и 32 символа. Его размер равен 23×31см. Рельефно-точечный шрифт Брайля является для людей с потерей зрения единственным способом, с помощью которого они могут научиться писать и читать. Конечно же, их возможности значительно расширяются, и они могут получить образование, а затем работу.

Использование шрифта Брайля

В шрифте Брайля 63 информативные символы и один пробел (шестьдесят четвертый). Расширенная система содержит 255 знаков. В ней, так же, как и в обычном шрифте, присутствует пробел. Иногда применяют многоклеточные символы, которые состоят из нескольких знаков, имеющих по отдельности свои функции. Дополнительные символы также могут использоваться в шрифте Брайля. Это цифры, а также заглавные и прописные буквы алфавита.

Каждое знаковое сочетание имеет несколько значений, число которых иногда превышает десяток. Шрифт Брайля наносят на бумагу специальными письменными предметами - особым грифелем и прибором. Это является причиной того, что какие-либо изменения в выделении, конфигурации, размере, форме букв априори невозможны. Символы выделяют с помощью специальных знаков. Их ставят перед малыми и заглавными буквами.

Если в наличии имеются шрифты разных типов, то эти знаки устанавливают как до, так и после выделяемых слов или частей предложения. Верхний и нижний индекс, а также математический корень выделяется символом с обеих сторон. Для того чтобы создать текст или его часть курсивным начертанием, его помещают между условными тегами (специальными отметками).

В плане своего построения шрифт Брайля является особенным. При его применении меняются некоторые грамматические нормы. Вследствие этого человек, обучившийся шрифту Брайля, при работе на неадаптированном к потребностям незрячих пользователей компьютере будет допускать грамматические ошибки. Это случается по той причине, что, например, в шрифте Брайля игнорируется прописная буква, после запятой и перед тире не ставится пробел, отсутствует промежуток, который отделяет число и знак номера, а также для схожих символов (дефис и тире) применяется одно и то же обозначение. Для того чтобы незрячий человек не допускал ошибок, ему дополнительно необходимо пройти специальное обучение.

Шрифт Брайля при помощи различной комбинации точек в одной клетке воспроизводит алфавитные, цифровые и музыкальные символы. Эта система позволяет писать слова и буквы иностранного алфавита, математические и компьютерные символы, а также уравнения. Шрифт Брайля является эффективным средством, развивающим незрячим людям навыки пунктуации, грамматики и правописания. Эта система доступно и просто описывает схемы и графики, которые очень сложно описать устно.

После того, как незрячий ребенок освоит шрифт Брайля, он может начать знакомиться с компьютером со специальным дисплеем и начать работать на особом принтере. Текст нужно читать указательным пальцем одной или обеих рук. Его воспринимают на ощупь и быстро понимают благодаря компактности и легкости знаков. Предназначение этого пособия - обучить в домашних условиях людей, имеющих хорошее зрение. Это позволит общаться с невидящими членами семьи, оставлять им номер телефона или писать записки. Важным также является то, что зрячие люди смогут обучиться читать то, что им напишет тот, кто обучался по системе Брайля. У них появится возможность общаться без посредников. Данное руководство может быть успешно использовано учителями школ и реабилитологами.

Как печатают шрифтом Брайля

Для того чтобы создать источник информации шрифтом Брайля, нужны прибор и грифель, а также печатная машинка. Между двух пластмассовых или металлических пластинок приспособления вкладывается лист бумаги, который ими же зажимается. В верхней части есть ряды прямоугольных окон, а в нижней - углубление, соответствующее каждому окну. Ячейка пластинки аналогична ячейке шрифта Брайля. Знак образуется по причине давления на бумагу грифеля. При сдавливании углубления в нижней пластине выдают определенные символы. Печать записи производится справа налево, по той причине, что воспроизводимый текст будет расположен на другой стороне листа. Столбик с цифрами 1, 2 и 3 располагается с правой стороны, а с цифрами 4, 5 и 6 - с левой. Брайлевская печатная машинка имеет шесть клавиш, которые соответствуют шести точкам в ячейке.

В печатной машинке для перевода строки имеется ручка вала, а также «пробел» и «возврат назад». На клавиши, с помощью которых формируется знак, следует нажимать одновременно. Таким образом, при каждом надавливании печатается буква. По правой и левой стороне от «пробела» расположены по три клавиши.

Как же осуществляются нажатия? Указательным пальцем левой руки надавливают на клавишу, расположенную слева от «пробела». Это точка 1. Средним пальцем этой же руки нажимают на центральную клавишу, которая следует за клавишей, соответствующей точке 1. Так осуществляют начертание точки 2. Безымянным пальцем нажимают на последнюю клавишу, которая соответствует точке 3.

Пальцами правой руки нажимают на клавиши, расположенные с противоположной стороны. Рядом с пробелом находится клавиша, которая соответствует точке 4. За ней находится клавиша, соответствующая точке 5. На нее рекомендуется нажимать средним пальцем. Точке 6 соответствует последняя клавиша, на которую нажимают безымянным пальцем. При начертании следует задействовать обе руки. «Пробел» ставят большим пальцем. Текст, напечатанный на машинке, можно читать, не переворачивая лист бумаги.

Для того чтобы освоить систему Брайля, необходимо приложить определенные усилия. Но это не пустое занятие. Проявив усердие, можно достичь хороших результатов. Главное -стремиться к поставленной цели.

Инструкция

Француз Луи Брайль в 1824 году в возрасте 16 лет создал точечно- шрифт, сам будучи слепым уже с трех лет. На тот момент уже существовал рельефно-линейный шрифт Валентина Гаюи, который за основу своего письма взял шрифт, применявшийся военными для чтения в полевых (ночных) условиях. Недостатком военного шрифта была его громоздкость, ведь на странице помещалось мало слов.

Брайль хоть и не был первооткрывателем алфавита для незрячих, но он разработал новую систему нанесения букв, которая была основана на матрице с шестью точечными нанесениями - буквами. Для письма было взято нанесение точечных уколов на бумагу. Впрочем, и эта система имела ряд недостатков, к примеру, невозможность обозначения заглавных букв, пробелов после запятой и перед тире. Чтобы оправдать довольно безграмотный стиль письма, были приняты некоторые изменения в грамматике при использовании знаков азбуки Брайля.

Особенностью письма по системе Брайля является то, что текст с права налево, затем лист переворачивается и по выпуклостям наколотых точек читается текст.

При обучении чтению по азбуке Брайля следует учитывать, что буквы распознаются по тисненым выпуклостям. Самая большая трудность – у большинства обучаемых весьма слабо развито чувство осязания на кончиках пальцев. Считать, что у слепых людей сверхчувствительные пальцы, в корне неверно.

Для развития осязания рекомендуется заниматься перебором мелких предметов, таких как крупа, горох, бусины. Очень важно ориентировать обучаемого человека на работу двумя одновременно. Причем, перебирая гречку и рис, необходимо заострять внимание на их форме, запоминать ощущения.

Дополнительными методическими пособиями для обучения азбуке Брайля служат: набор букв, например, русского алфавита, изготовленных из пластика и с нанесенной перфорацией, соответствующей буквам алфавита Брайля.

Существует даже кубик Рубика для незрячих людей. Вместо цвета на сегменты кубика наносится рельефная поверхность. В помощь обучающимся выпускается и специальная , позволяющая незрячему человеку заучить шрифты Брайля. На таблице расположен русский алфавит и на каждую букву нанесены рельефные выпуклости шрифтом Брайля, соответствующие русской букве.

Каждую букву заучивают в отдельности. Так, литере «А» соответствует расположение одной точки в левом верхнем углу, литере «Б» - там же, но уже двух точек. Обычно на освоение алфавита уходит до полутора месяцев, после его учащемуся предлагают простое чтение, не имеющее знаков препинания.

Обычно в России для работы со «слепыми» шрифтами используют плотные листы формата А4, международно принятое расстояние между точками – 2,5 мм. Более 25 строк на лист не размещают.

Обратите внимание

В России впервые вариант алфавита Брайля был создан в 1861 году князем Д.М.Оболенским.

Полезный совет

Специалист, который обучает «слепому» чтению и письму называется тифлопедагогом.

Ранее развитие пугает многих современных родителей. Считая, что занятия с малышом практически «воруют» у того детство, мамы и папы пускают формирование его личности на самотек. Действительно, все полезные навыки ребенок сможет приобрести и в школе. Но специалисты уверяют, что нет ничего плохого в том, чтобы выучить алфавит года в три. Занятия стимулируют мозговую деятельность, развивают мышление и творческие способности.

Вам понадобится

  • - книга-азбука с картинками
  • - "говорящая азбука" или доска и буквы-магниты

Инструкция

Если вы всерьез решили изучить с крохой буквы, но не знаете, как выучить русский алфавит , то не стоит отчаиваться. Ведь методики, позволяющие сделать это, доступны даже , не имеющему педагогического образования. Приобретите обычную книжку с буквами и картинками. Такой литературы в книжных магазинах предостаточно. Рассматривайте с малышом , комментируйте их. Главное на этом этапе – вызвать у интерес к этой конкретной книге.

Затем изучите уже и сами буковки. Выучить алфавит помогут ассоциации. Каждой из букв можно присвоить «обладателя». К примеру, «м» - мама, «п» - папа. Важным условием является использование лишь доступных вербальных средств. Другими словами – нет смысла «э» экскаватором, если кроха не знает этого слова и не его произносить. Постепенно ьпо мере расширения лексического запаса , будет увеличиваться и число известных ему букв.

Когда знания закрепятся и ваш будет уверенно «мама», «папа», «киса» и т.д., только лишь увидев соответствующую букву, слова необходимо постепенно заменять звуковым эквивалентом. Причем – именно звуковым. Пусть «б» будет «б», а не «бэ». При таком подходе будет гораздо проще в дальнейшем обучить ребенка чтению.

Когда ребенок немного подрастет, года в 3-4, можно приобрести ему специальную «говорящую азбуку» или доску с магнитами-буквами. Эти изделия достаточно эффективны, позволяют выучить алфавит быстро. При этом они неизменно вызывают у любопытство. Отправляясь за покупкой, возьмите ребенка с собой. Пусть он сам выберет учебный тренажер, ориентируясь на свои личностные предпочтения. В таком случае результат не заставит себя ждать.

Видео по теме

Обратите внимание

Имея непреодолимое желание выучить алфавит с ребенком, помните, что процесс изучения букв должен доставлять малышу радость. Не стоит злиться, если тот не хочет рассматривать картинки всякий раз, когда вы предлагаете. Если ребенок потерял интерес к книге, отложите занятия на другой раз.

Раннее развитие должно проявляться в разумных пределах. Не стоит перегружать малыша перманентными занятиями. Дайте ему подурачиться, побегать и отвлечься. Ведь двигательная активность не менее важна, чем умственное развитие.

Полезный совет

Обучение должно проходить в форме игры. Например, любимая мягкая игрушка (кошечка или собачка) могут прийти к малышу в гости, чтобы почитать книгу-азбуку, и захотят получить собственную букву.

Поняв, как выучить русский алфавит с ребенком, отправляйтесь в книжный магазин за соответствующей книгой. Обращайте внимание на те издания, в которых буквы прописаны четко, а изображений не слишком много. В противном случае буквы будут теряться на фоне рисунков, и ребенку будет сложно запомнить их внешний облик.

Слабовидящие или полностью слепые люди лишены многих радостей жизни. Каким образом они, к примеру, могли бы воспринимать печатную информацию? Существуют специальные средства, которые помогают читать и даже писать тем, кто потерял зрение. Одно из таких средств – так называемый шрифт Брайля.

Рельефно-точечный шрифт Брайля

Шрифт Брайля – это комбинации из точек, предназначенные для чтения и письма теми, кто лишен возможности воспринимать информацию посредством зрительного анализатора. В основе рельефно-точечного шрифта лежат сочетания нескольких точек, образующих определенный знак.

Текст, выполненный подобным образом, сравнительно легко может быть распознан на ощупь, если, конечно, человек достаточно подготовлен.

Данную систему чтения и письма Луи Брайль, живший в первой половине XIX века. Посредством шрифта Брайля можно воспроизвести не только , но и цифры, нотные знаки, а также любые другие символы, каждому из которых соответствуют различные комбинации выпуклых точек, расположенных в специальных ячейках.

Как был создан шрифт Брайля

История гласит, что сам Брайль в детские годы случайно поранил глаз ножом, после чего ослеп. В десятилетнем возрасте поступил в школу , расположенную в Париже. Там учили читать по книгам так называемой системы Хауи, в которой обучаемый должен был исследовать на ощупь каждую выпуклую букву. Это было нелегким делом, ведь на ощупывание одной уходило несколько секунд. Когда ученик доходил до конца строки, он вполне мог забыть те буквы, что шли в самом начале.

Брайль, который на себе испытал несовершенство существовавшей системы обучения, решил найти другой способ для чтения, который был бы более простым и быстрым.

За основу своего изобретения Брайль взял код, который широко использовали военные для доставки донесений. Чтобы сообщение можно было прочесть в ночное время, когда даже свет спички мог демаскировать позицию, артиллеристы использовали листы картона с пробитыми на них отверстиями. Читать такие надписи было значительно проще, чем те объемные буквы, что содержались в огромных учебниках для .

На основе этого военного способа письма Луи Брайль и рельефно-точечную систему. Она позволяла записывать символы самого разного назначения. С годами Брайль соединил отдельные сочетания точек в ячейки, которые состояли из пары вертикальных рядов – по три символа в каждом из них. Осваивать систему Брайля было очень легко, да и практическое использование давалось слепым сравнительно просто.

Но изобретателя ждало разочарование. Когда он предложил свою систему чтения и письма специалистам одного из институтов, она была категорически отвергнута. Доводом стало то, что данный шрифт не будет удобен для преподавателей. Брайлю пришлось самостоятельно внедрять разработанную им систему. И только когда шрифт завоевал широкую популярность среди слепых и , им всерьез заинтересовались и специалисты.

Азбука Брайля - специальный набор обозначений, который позволяет людям, имеющим плохое зрение, читать различные тексты. При этом использование этого своеобразного алфавита характеризуется рядом особенностей.

Азбука Брайля, которую также называют алфавитом Брайля, - это набор специальных символов, выполненных в виде точек на гладкой поверхности. Такой характер знаков в этой азбуке позволяет людям, которые имеют плохое зрение или полностью слепы, считывать текст с этой поверхности.

История создания

Автор этого алфавита - французский гражданин Луи Брайль, который изобрел его в 1824 году. Он сам был слепым, причем этот недостаток не был присущ ему от рождения: будучи сыном сапожника, в возрасте 3 лет он играл с отцовскими инструментами и случайно поранил глаза, причем настолько сильно, что полностью лишился зрения.

Несмотря на это, юный Луи Брайль к знаниям, и уже подростковом возрасте стал задумываться о том, каким образом он мог бы получать информацию из книг. Тогда ему в голову идея создания специального шрифта для слепых, а за основу он взял «ночной шрифт», который использовался военными для передачи сообщений в темное время суток. Впоследствии он усовершенствовал свою первоначальную разработку и в 1829 году опубликовал небольшую брошюру, в которой описал основные принципы пользования своей азбукой. Однако свой окончательный вид Брайля обрела только к 1937 году.

Азбука Брайля

Азбука Брайля состоит из символических изображений букв обыкновенного алфавита. Поэтому фактически азбука Брайля представляет собой своего рода перевод национального алфавита на язык людей со сниженным уровнем зрения и различается для разных языков.

Тем не менее, у всех азбук в различных языках имеются общие черты. Так, для обозначения букв применяются шесть точек, расположенных в два столбца по три точки. При этом отсутствие или наличие точки на положенном месте служит своего рода кодом, позволяющим идентифицировать ту или иную букву.

Однако азбука Брайля применяется не только для обозначения букв алфавита, но и для постановки других знаков, например, знаков препинания, ударений и прочих. К счастью, максимальное допустимое количество комбинаций в алфавите Брайля составляет 64 единицы: таким образом, в большинстве языков это количество является избыточным в сравнении с числом букв в алфавите.

Среди людей, постоянно пользующихся этой системой обозначений, принято выделять три основных уровня сложности применения системы. Так, первый, самый простой уровень, включает в себя буквы и основные знаки препинания: он применяется преимущественно начинающими пользователями. Второй уровень азбуки Брайля - наиболее распространенный: от первого уровня от отличается использованием стандартных сокращений, которые позволяют экономить место на письме. Наконец, третий уровень - самый сложный: он характеризуется значительным количеством сокращений, когда вместе целых слов употребляются только одна или несколько букв. Им пользуются в основном люди, имеющие большой опыт применения этого языка.

Источники:

  • Шрифт Брайля

К трем годам ребенок начинает разговаривать предложениями, хорошо понимает речь, активно познает окружающий мир. Память малыша работает в это время очень эффективно, поэтому выучить с ребенком алфавит быстро и весело можно уже в таком юном возрасте.

Обучение знанию букв ребенка в младшем дошкольном возрасте зачастую вызывает у родителей проблемы. Однако природная любознательность и быстрое запоминание малыша позволяют ему выучить алфавит очень просто.

Чтобы не засорять ребенку голову лишней информацией, не следует изучать сами названия букв алфавита, освоение самих звуков позволит малышу научиться читать в дальнейшем гораздо быстрее. То есть, запоминать нужно не букву "И краткая", а звук "Й".

Ранее считалось, что благодаря хорошей работе воображения и зрительной памяти ребенок лучше запомнит буквы, которые будет соотносить с определенной картинкой. Однако это можно считать глубоким заблуждением. Рисунок волка и звук "В" не вызывают у ребенка интуитивных ассоциаций, он еще не умеет выделять из слова первую букву, поэтому при таком освоении алфавита ему понадобится использовать недопустимое в данном случае механическое запоминание. Лучше заменить картинки на:
- междометия;
- звукоподражания;
- ассоциации.
Например, буква "У" похожа на самолетик, который разворачивается в воздухе. Он взлетает и говорит "Уууууу".

Чтобы быстро выучить алфавит с ребенком, нужно дать малышу прочувствовать буквы. Ему необходимо увидеть их собственными глазами, потрогать ручками, послушать, как они звучат. Например, можно вместе с ребенком вырезать букву "Ж" в форме жука, дать возможность ему раскрасить насекомое, нарисовать глазки, крылышки, поползать вместе с жучком, полетать по комнате, пожужжать: "Жжжук жжжжужжжит, как буква "Ж". Если ребенок сделает самостоятельно что-либо, то он запомнит это гораздо быстрее, чем при показе или рассказе родителей.

Можно совершать с буквами неожиданные для малыша действия. Например, на вырезанную из картона букву "C" насыпать песочек, повторяя вместе: "Давай сссссыпать песссочек на букву "С". Если при закреплении изучения звука "С" ребенок не может его вспомнить, то нужно дать подсказку: "Помнишь, мы ссссыпали пессссочек на букву? Какая она была?" Можно также показать ребенку очертания забытого звука пальцами или дать ту самую картонную букву.
Ребенку можно предложить перед зеркалом превратиться в буквы. У него хорошо выйдут "Т", "Г", "Ф" и другие звуки. Процесс обязательно нужно озвучивать.

Игр на закрепление знания букв существует достаточно много. Подбирать их нужно с учетом интересов ребенка. Например, на разноцветных машинках перевозить буквы различных оттенков. Или дать имена, где будет содержать повтояремые звуки, а для наглядности наклеить на них бумажки с выделением нужной буквы.

Для начала дите должно научиться выбирать нужный звук из нескольких предложенных мамой, и только после того, как малыш перестанет ошибаться, можно переходить к непосредственному называнию букв.

При выборе игр следует учитывать, что все звуки должны быть веселые и интересные, тогда выучить с ребенком алфавит получится быстро и легко.

При подготовке к школе родителям приходится активно заниматься с ребенком. Для поступления во многие образовательные учреждения дети уже должны сдавать специальный экзамен. Подразумевается, что к 6-7-летнему возрасту ребенку следует знать такие основные вещи, как цифры и буквы; а порой необходимо даже уметь читать.

Инструкция

Для того чтобы быстро выучить алфавит , необходимо иметь какие-то наглядные пособия и . Будет полезно повесить несколько постеров с изображением азбуки и привлекать внимание ребенка к забавным . Можно нарисовать плакаты с буквами алфавит а самостоятельно на ватмане.

Чтобы быстрее и эффективнее выучить с ребенком азбуку, можно купить или сделать самому карточки с буквами. Как правило, в покупных наборах много разных изображений для одной и той же буквы, и ребенку будет веселее искать среди них изучаемую. Это также внесет разнообразие в уроки.

Быстрее выучить алфавит помогут песенки. Можно придумать свой мотив, «наложив» на него буквы азбуки, или найти в интернете - ввести в любом поисковике «песенки про алфавит ». Распевайте песни с ребенком, имея перед глазами азбуку. В интернете также предлагаются интересные видеоуроки по изучению алфавит а.

Чтобы лучше запоминать буквы, можно делать их самим. Например, смастерить из пластелина, глины, вырезать из цветной бумаги или картона. В магазине легко найти популярную гипсовую массу с буквами и забавными животными. Сначала слепить - потом раскрасить.

Используйте любые наглядные пособия, которые нравятся детям. Хорошо подойдут наклейки и с буквами, аппликации. Можно купить магнитную доску с буквами, кубики. По нескольку раз в день возвращайтесь к повторению алфавит а, снова спойте песенки и, играя, произносите буквы. Очень важно проявить фантазию, потому что однообразные занятия могут очень быстро надоесть ребенку.

Видео по теме

Полезный совет

Многие книжные издательства предлагают специальные пособия, которые помогут правильно составить план уроков для изучения азбуки. Следуя методическим указаниям, можно достичь неплохих результатов в изучении алфавита.

Алфавит является первым шагом и основой изучения любого языка. А в английском языке правильное запоминания алфавита носит прикладной характер: оно помогает лучше почувствовать фонетику и быстрее научиться читать.

Вам понадобится

  • - "говорящая азбука"
  • - таблица с алфавитом
  • - знание транскрипции

Инструкция

Английское произношение довольно сложно, причем из правил чтения имеется огромное количество исключений. Как правило, изучение нового слова всегда сопровождается транскрипцией, поскольку в большинстве случаев вы даже не сможете верно прочитать без нее. Именно в данном случае и подтверждается актуальность знания алфавита, а именно произношения звуков в нем.

Чтобы алфавит, сначала напишите около каждой ее транскрипцию. Кстати, несложные правила транскрибирования также необходимо освоить на этом этапе, иначе вам будет сложно понять произношения слова в словаре. Произносите буквы по отдельности, в разном порядке. Как только вы запомнили произношение каждой буквы, необходимо их по порядку, как они идут в алфавите.

Если выучить предстоит ребенку, на помощь придет электронная говорящая азбука. Ее можно найти в канцелярских и детских магазинах, у производителей многих торговых марок. Данный дидактический материал представляет собой плакат со встроенными датчиками. Ребенок сможет нажимать на каждую букву и слышать ее произношение. После этого азбука сама будет его показать ту или иную букву.

И ребенку, и удобно запомнить известную десятилетиями песенку про алфавит. Они отлично ложится на слух, и, как правило, запоминается на долгие годы. Вот ее текст: "А В С D E F G/ H I J K L M N O P/ Q R S T U V/ W Y and Z, now I know my ABSs, next time won"t you sing with me".

Чтобы хорошо заполнить алфавит почаще тренируйтесь в произношении слов по . В языковом обиходе англоговорящих людей спеллинг (произношение ) используется очень часто. Многие слова сокращаются до общепринятых аббревиатур, которые на слух можно распознать, лишь зная правильное произношение . Например, LA (Лос-Анджелес) или "How r u?" вместо "How are you?" ("Как дела?").

Даже если вы никогда не общаетесь с носителями , вас могут попросить продиктовать по телефону адрес электронной почты. Наверняка вы не раз сталкивались с трудностями в этом элементарном действии, когда люди не могут правильно произнести буквы, из-за чего возникает путаница.

Поэтому старайтесь в качестве самостоятельного упражнения произносить по буквам несколько слов в день, сверяясь затем с официальной транскрипцией.

Видео по теме

Обратите внимание

Помните о разнице произношения звуков в английском и американском варианте языка. Даже буквы в самом алфавите читаются по-разному.

пишем и читаем

по Брайлю

Пособие для изучения

системы Брайля

ООО “ИПТК “Логос” ВОС”

Москва - 2002

РЕЛЬЕФНО-ТОЧЕЧНЫЙ ШРИФТ БРАЙЛЯ -

Что это такое

Шрифт Брайля представляет собой рельефно-точечный шрифт для письма и чтения незрячими, в основе которого лежит комбинация точек шеститочия. Знак, изображенный комбинацией рельефных точек высотой 0,6 мм, диаметром 1,4 мм, записывается в ячейке размером 4,2 мм х 7 мм. Написанный таким образом текст при определённом навыке легко распознается на ощупь. Лёгкость чтения знаков и их компактность позволяют незрячему читателю достаточно быстро читать текст. Такую систему записи и чтения создал французский тифлопедагог Луи Брайль (1809-1852гг.). Алфавит, цифры, музыкальные ноты и любые другие печатные символы могут быть воспроизведены в системе Брайля различ­ными комбинациями точек в ячейке (клетке). Брай­левские обозначения также используются для написания математических знаков, уравнений, компьютерных символов и для письма на иностранном языке.

Когда слепые или слабовидящие дети учатся читать, шрифт Брайля является лучшим способом развития навыков правописания, грамматики, пунктуации. Кроме того, сложные схемы и графики, которые трудно описать устно, легко описываются посредством системы Брайля.

Изучение системы Брайля даст возможность незрячему ребенку перейти к работе на компьютере с брайлев­ским дисплеем и на брайлевском принтере.

Шрифт Брайля читается на ощупь, с помощью указательного пальца одной или обеих рук.

Цель, с которой мы предлагаем вам данное пособие для изучения системы Брайля в домашних условиях, - научить вас общаться с вашими незрячими друзьями и незрячими членами вашей семьи. Вы сможете написать письмо, оставить записку или номер телефона. И что тоже очень важно - вы сможете прочитать письмо, записку или оставленный вам номер телефона, сможете свободно общаться с друзьями и родственниками без посредников.

Данное пособие с успехом может быть использовано учителями школы и реабилитологами.

Чтобы выучить систему Брайля и писать точно и аккуратно, потребуется приложить некоторые усилия. Например, неправильно поставленная точка может изменить номер телефона. Но знание системы Брайля стоит затраченных сил. Поставьте себе целью достичь как можно более высоких результатов - и постарайтесь добиться успехов.

Мы надеемся, что новые знания принесут вам пользу.

ВВЕДЕНИЕ

Определение системы Брайля

Брайль – это система тактильного чтения для слепых, состоящая из шеститочечных знаков, называемых ячейками. Ячейка состоит из трех точек в высоту и из двух точек в ширину.

Различные брайлевские знаки формируются путем помещения точек в различные положения внутри ячейки.

Для удобства точки описываются при чтении следу­ющим образом: 1, 2, 3 слева сверху вниз и 4, 5, 6 справа сверху вниз:

Принадлежности для письма по Брайлю

Существует два метода письма по Брайлю вручную: с помощью брайлевского прибора и грифеля, и с помощью брайлевской печатной машинки.

Шрифт Брайля

Cлова, предложения,

математические выражения

Использование брайлевского прибора и грифеля

Бумага вставляется между двумя пластинами брайлев­ского прибора. Каждая ячейка пластины соответствует брайлевской ячейке. Грифель надавливает на бумагу по углублениям в нижней пластине, чтобы получить брайлевский знак. Так как для прочтения написанного бумагу нужно перевернуть, записи делаются справа налево. Точки 1, 2, и 3 оказываются с правой стороны, а точки 4, 5 и 6 - слева.

Использование брайлевской печатной машинки

Брайлевская печатная машинка имеет 6 клавиш, клавишу «Пробел», клавишу перемещения назад, ручку вала перевода строки. Шесть клавиш соответствуют шести точкам брайлевской ячейки. Клавиши, формирующие знак, нажимаются одновременно, так что каждое нажатие соответствует букве. Справа и слева от клавиши пробела находятся по три клавиши. Указательный палец левой руки нажимает на клавишу слева от клавиши пробела, представляющую собой точку 1. Средний палец нажимает на среднюю клавишу, представляющую собой точку 2. Безымянный палец нажимает на послед­нюю клавишу (точка 3). Указательный палец правой руки нажимает на клавишу справа от клавиши пробела, средний палец - на среднюю клавишу, безымянный палец - на последнюю клавишу. Эти клавиши представляют собой точки 4, 5 и 6 соответственно. Большой палец нажимает на клавишу пробела.

Важно отметить, что при письме на машинке, текст можно прочитать не переворачивая бумагу.

Необходимые средства обучения

1. Брайлевские прибор, грифель или печатная машинка.

2. Брайлевская бумага, формат 25см х 38 см.

3. Пособие для обучения системе Брайля.

В набор входят следующие пособия:

1. Рельефно-графический альбом, содержащий

русский, латинский, греческий, французский,

немецкий алфавиты, арабские и римские цифры - 1шт.

2. Пособие для изучения системы Брайля

«Вместе пишем и читаем по Брайлю»

(плоскопечатный вариант) - 1 шт.

3. Колодка - шеститочие для обучения письму

и чтению по Брайлю. Предназначена для

отработки навыка написания и прочтения буквы - 1 шт.

4. Азбука разборная для обучения системе

Брайля. Предназначена для обучения чтению

слов и кратких математических выражений - 1 шт.

5. Шестистрочечный прибор для письма

по Брайлю - 1 шт.

6. Грифель для письма по Брайлю - 2 шт.

7. Рельефно-графическое пособие

«Азбука в картинках» (в двух альбомах) - 1 шт.

8. Прибор для рельефного рисования

«Школьник». Предназначен для

создания выпуклых рельефных цветных

10. Пленка для рельефного рисования -20 лист.

11. Блокнот для письма по Брайлю

на шестистрочечном приборе - 1 шт.

12. Тетрадь для письма по Брайлю - 3 шт.

13. Компьютерная дискета с пособием

для изучения системы Брайля

«Вместе пишем и читаем по Брайлю» - 1 шт.

14. Контейнер для хранения поставляемых

пособий - 1 шт.

Рельефно-точечный шрифт Брайля - Что это такое....... 1

Введение............................................................................… 4

Определение системы Брайля.................................... . 4

Принадлежности для письма по Брайлю................... 4

Шрифт Брайля............................................................. . 5

Слова, предложения, математические выражения.... 7

Использование брайлевского прибора и грифеля..... 10

Использование брайлевской печатной машинки...... 10

Необходимые средства обучения.............................. . 11

В набор входят следующие пособия......................... . 12

ООО «ИПТК «Логос» ВОС»

129164, Москва, ул. Маломосковская, д. 8 к.2

Зак 49. Тираж 100 экз.