Школьная энциклопедия. Живописец или график? Выбираем свой творческий путь

Графика как основа изобразительного искусства

Выполнила: Заманова Анастасия

студентка 21 группы,

специальность 050146

Руководитель:

Челябинск 2011

Введение

Глава I . Графика как самостоятельный вид изоискусства.

1.1. Исторические сведения о возникновении и развитии искусства графики.

1.2. Виды графики.

1.3. Материалы графики.

1.4. Изображение животных и птиц в искусстве графики.

Заключение

Список литературы


Введение

Рисунок - это высшая честность искусства.

Энгр

Актуальность проблемы исследования. Графика как один из самых древних и распространённых видов художественного творчества занимает видное место в изобразительном искусстве. «Она способствует развитию эстетического воспитания и образования, развивает художественный вкус, помогает в усвоении ряда специальностей», - считает современный теоретик искусства .

Благодаря сравнительной простоте художественного языка, удобству воспроизведения в больших тиражах, графика широко используется в области массовой агитации и пропаганды. Графика служит средством воспроизведения живописи и скульптурных работ.

Великий итальянский художник эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти (1писал: «Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок - источник и корень всякой науки» .

Рисунок как самостоятельная область творчества может быть художественным и творческим. Это такой рисунок, когда художник не копирует предмет, а выбирает самое важное и характерное, усиливает его, опуская всё второстепенное. Такой рисунок играет огромную роль в развитии художественного вкуса, имеет большое познавательное и воспитательное значение, например рисунки к басням .

Рисунок является основным видом детского творчества в рисовании на различные темы и в декоративном рисовании.

Замечательный художник Марк Шагал (1считал, что основой обучения будущего художника является реалистическое искусство. Он писал: «Учить в художественной школе надо реалистическим методам, молодых художников прежде всего следует крепко поставить на ноги... другое дело, как будет развиваться художник после завершения учёбы... Во всех художественных школах мира реалистические принципы обучения одни и те же» .

Рисунок имеет большое значение в практической деятельности школьника, студента, рабочего, техника, инженера и людей различных специальностей, работающих в различных областях науки, техники и культуры. Он играет важную роль в определении контура, формы, объёма предметов и их рас положения в пространстве. При помощи рисунка человек также познаёт и изучает окружающую действительность. «Умение понимать рисунок и чертеж в огромной степени облегчает изучение инструмента, станка, машины и различных агрегатов. Рисование и черчение приобретают теперь особенно большое значение потому, что мы вплотную занялись овладением техники», - отмечали в свое время теоретики искусства .

Исходя из проблемы художественного образования нами была сформулирована тема исследования : «Графика как основа изобразительного искусства» .

Для проведения теоретического исследования мы определили задачи исследования :

1. отобрать и изучить теоретическую литературу по графике и её изобразительным возможностям;

2. на основе анализа литературы представить в тексте работы теоретические основы, виды и особенности искусства графики;

3. обобщить результаты исследования по теме « Графика как основа изобразительного искусства» и определить перспективы дальнейшей работы по данной теме.

В ходе исследования нами были использованы следующие методы теоретического исследования :

Изучение и анализ литературы;

Сравнение точек зрения искусствоведов;

Классификация и систематизация материала;

Моделирование;

Обобщение.

Глава 1. Общие сведения об искусстве графики.

1.1. Историческая справка возникновения и развития искусства графики.

Графика как вид изобразительного искусства появилась не сразу. Графические изображения создавались уже тогда, когда люди жили в пещерах, добывали огонь трением, шли на охоту с каменным топором. Рисунки процарапывались или наносились красками на стены пещер, были контурными, силуэтными. Краски вплоть до 13-14 веков выполняли в изобразительном искусстве второстепенную роль, лишь подчеркивая контуры рисунка, и носили декоративный характер.

Начало теоретического обоснования правил рисования принадлежит египтянам. Обучение технике рисования осуществлялось по двум направлениям.

С одной стороны, отрабатывалось свободное движение руки, чтобы главные контурные линии легко наносились кистью на поверхность доски или папируса. С другой стороны, ученик должен был иметь крепкую и твердую руку, чтобы уверенно выцарапывать контур на стене для фрески, на камне для барельефа . Среди рисунков древних египтян наряду с религиозными сюжетами можно увидеть рисунки, отражающие жизненные впечатления: кошки гуляют среди зарослей папируса; девушка ловит рыбу; люди играют на музыкальных инструментах.

Древнегреческие художники утверждали, что сущность прекрасного в симметрии, в гармонии частей и целого. В основу метода обучения рисунку было положено рисование с натуры, однако рисунок использовался только в подготовительных и учебных целях, самостоятельного значения он ещё не имел .

В эпоху Римской империи само изобразительное искусство, а значит и рисунок в частности, имели как бы прикладной характер. Поэтому при обучении рисованию преобладало копирование образцов, повторение приемов работы древних греков.

Средневековое изобразительное искусство отвергало реалистические тенденции, если они не отвечали религиозному сюжету. Рисунок был направлен не на точность передачи натуры, а на её эмоциональное и духовное состояние.

В эпоху Возрождения искусство рисунка приобрело самостоятельную значимость. Изучение памятников античности обусловило новое содержание искусства. Сложилась другая система художественного видения - изображение стало строиться как реальная картина. Особенно важным было формирование специфического языка рисунка. Линия приобрела пластическую выразительность, способность в самом нажиме передавать объём и пространство.

К этому времени в рисунке использовались свинцовые, серебряные и другие металлические грифели (штифты), графит, итальянский карандаш, сангина, уголь, мел, пастель, а также жидкие материалы - бистр, тушь, разно­цветные чернила, акварель , белила. Рисовали перьями, кистями на белой бумаге и на бумаге разнообразных цветов, тонированной и грунтованной. Это обогатило художественные и технические возможности изображения .

В истории развития рисунка существовали два различных подхода к изображению, две системы передачи формы: объёмная, живописная. При объёмном изображении форма передаётся чётким контуром и моделировкой объёма, при живописном - контуры словно бы растворяются в окружающем воздушном пространстве.

Строгой, линейной манере следовали такие художники эпохи Возрождения как А. Матеньи, Леонардо да Винчи, Микеланджело .

Венецианские художники рисовали в свободной манере, к ним относятся: Джорджоне, Тициан, Б. Веронезе, Я. Тинторетто .

Большой вклад в развитие рисунка внёс Леонардо да Винчи. У него были целые альбомы с набросками, зарисовками и рисунками, которые потом становились шедеврами изобразительного искусства. Леонардо да Винчи является создателем первого в европейском искусстве пейзажного рисунка.

Великими мастерами линейного рисунка, выполненного серебряным штифтом, были Ян ван Эйк, А. Дюрер, Рафаэль и другие. А. Дюрер создавал рисунки всех типов и жанров .

Русская школа 18-19 веков также внесла много нового в технику рисунка. Виртуозно владели рисунком О. Кипренский, К. Брюллов и многие другие ученики Академии художеств.

Рисунки А. Лосенко, И. Репина и многих других русских
мастеров дают представление о различных приёмах использования графических материалов .

И. Репин любил выполнять остропсихологические рисунки графитным карандашом и использовать растушку.

Большое значение имеет иллюстративный рисунок. Многие писатели и поэты делали рисунки и зарисовки, как иллюстрации к своим произведениям. Были художники, которые делали иллюстрации к детским книгам . Лучшие рисунки к ним создали - иллюстратор сказок, - анималист, мастер детской книги для дошкольников, и другие .

С наступлением Великой Отечественной войны рисунок стал носить военный характер. Выпускалось огромное количество плакатов и листовок. Рисунок стал серьёзным защитником Родины, который морально уничтожал врага.

После окончания войны основной тематикой рисунка стала жизнь советского человека.

Путь развития графики был трудным. А теперь можно с уверенность назвать рисунок не просто видом изобразительного искусства, но и её основой.

1.2. Виды графики.

По видам графику разделяют на:

1)станковую или листовую (станковый рисунок, эстамп, лубок);

2)книжную и журнально-газетную;

3)прикладную (грамоты, дипломы, марки, этикетки, афиши и др.);

4)гравюры (ксилография, линография, литография, офорт, сухая игла, гравюра на картоне и др.) .

Виды графики

Схема 1.1.

Один из авторов словаря по МХК, отмечает: «Станковая графика является тем видом графики, которая наиболее свободно позволяет художнику самому выбирать и трактовать тему своего рисунка. Она не связана с литературным текстом. Художник сам выбирает материал и формат листа. Станковые рисунки чаще выполняют на бумаге, картоне и материи, реже на дереве, металле и камне. К произведениям изобразительного искусства относится станковый рисунок» .

Эстампом называется художественное изображение, отпечатанное на бумаге с доски из дерева; металла, линолеума или специального камня. Для этого поверхность доски или камня обрабатывается соответственным образом/

Лубок - народная картинка, отличающаяся особой простотой и доступностью образов и предназначенная для массового распространения . Лубок печатался вначале с доски из липового луба. В 18-ом веке стали печатать с металлической доски, но название осталось то же. Обычно лубок сопровождался пояснительным, чаще всего стихотворным текстом. В России лубок в 17-ом веке имел религиозные темы, а в 18-ом веке главными образами стали сказочно-былинные, бытовые, сатирические. В годах художники, ёв, и другие исполняли патриотические лубки .

В советском искусстве художественную форму лубка художники использовали в плакате . В такой технике работали, и другие.

Книжная и журнально-газетная графика имеет свои особенности. Оформление книги, журнала и газеты проходит сложный процесс, в котором переплетаются художественное творчество и техника. Оформление книги - это выражение литературного содержания художественными и полиграфическими средствами. К художественным средствам относятся: различные иллюстрации, то есть изображения, раскрывающие содержание книги, журнала, газеты; рисованный орнамент, чертежи, схемы, карты, репродукции с фотографий, картин, плакатов; рисованные шрифты. К полиграфическим средствам относятся материалы для изготовления книги, то есть бумага, картон, краски и так далее, а также способы воспроизведения.

Гравюра - вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером .

Гравюру по способам печатания разделяют на три основные группы:

1) выпуклая печать;

2) углублённая печать;

3) плоская печать .

Гравюра выпуклой печати . К ней относится гравюра на дереве - ксилография и линолеуме - линогравюра. Для этой печати характерно удаление при помощи вырезания или выдалбливания доски тех мест, которые на бумаге остаться белыми. Выпуклости на доске покрываются краской. При оттиске на бумагу она оставляет след - рисунок.

Гравюра на дереве появилась в конце 6-го века. Родиной её считается Китай, она встречается в Индии, Японии и других странах. В России гравюра на дереве возникла в середине 16-го века .

Гравюра углублённой печати. К ней относятся все способы гравирования на металле: резцовая гравюра, «сухая игла» и меццотинто, а также офорт и его разновидности - мягкий лак и аквинта. Для углублённой гравюры характерны углубление на металлической доске в форме царапин или борозд. Резцовая гравюра на металле отнимает много времени, требует большого физического напряжения. Работа ведётся стальным резцом кубической формы с ромбовидным срезом. На стальную или медную доску путём вдавливания наносится рисунок.

В способе «сухая игла» гравер процарапывает металлическую доску специальной твёрдой иглой или осколком алмаза.

Способ меццотинто более сложный, но он допускает непрерывный и тончайший переход от тени к свету. Хорошие меццотинтовые оттиски редки и дороги, так как доски быстро стираются.

Офорт - вид гравюры на металле, в котором углубления получаются путём травления металла кислотами .

Полированную поверхность медной или цинковой доски покрывают кислотоупорным лаком. Особой иглой по лаку наносится рисунок. Кислота действует на металл только там, где повреждён лак, оставляя рисунок на металле.

Мягкий лак является разновидностью офорта, где вместо обычного покрывного лака применяется более жирный и мягкий по составу. Рисунок наносится не иглой, а карандашом, но не прямо на слой лака, а на тонкую бумагу, положенную на него .

Аквинта - также разновидность офорта. Этот приём используется для получения мягких акварельных переходов в травленой гравюре.

Классическая резцовая гравюра на металле и офорт получили в России расцвет в 18-ом веке .

Гравюра плоской печати. К ней относится литография. Рисунок наносится на поверхность специального литографского камня.

Литография делится на два вида: автолитографию и репродукционную литографию.

Автолитография - такой вид литографии, когда автор-художник сам создаёт своё произведение непосредственно на камне, с которого получается оттиск на бумаге .

Репродукционная литография резко отличается от автолитографии. Мастер-литограф только копирует уже готовый оригинал, данный художником.

1.3. Материалы графики.

Материалом для рисования с древних времён служил уголь; в Эпоху Возрождения входит в употребление так называемый «итальянский карандаш» (чёрный мел по качествам своим похожий на уголь) и сангина («красный мел»); с 16-го века применяется графит, а с конца 18-го века появляется карандаш в деревянной оправе .

Для выполнения заданий по рисунку наиболее предпочтительны графитные и цветные карандаши, фломастеры, акварель, тушь, соус, цветные мелки, а также уголь, сангина, пастель.

Разнообразие графических материалов

Схема 1.2.

Остановимся на некоторых особенностях графических материалов.

Графитный карандаш удобен и для учебных, и для творческих работ. Он имеет приятный серый тон и некоторый блеск, легко стирается резинкой. Этим карандашом создают рисунки линейного, линейно-штрихового и тонально-живописного плана. Для рисования графитный карандаш самое простое и доступное средство.

Графит ложится на любую бумагу и не осыпается. Линией и штрихом хорошо работать на плотной, гладкой бумаге, а зернистая бумага подойдёт для тональной работы. Хорошо выглядят рисунки карандашом на пожелтевшей от времени бумаге.

Графитный карандаш хорош для рисунков в альбоме, на ватманском листе.

1. Цветными карандашами также можно достичь разнообразных графических и живописных эффектов особенно акварельными карандашами, которые можно размыть водой. В статье учителя отмечено: «Это материал, который доступен и прост в работе, поэтому им часто рисуют дети. Возможности цветных карандашей значительно богаче, но дети их не используют. Причина здесь в том, что детям, школьникам необходимо методически грамотно и увлекательно представить эти приёмы. Тогда цветные карандаши станут спутником творчества многих людей, даже непрофессионалов» .

«Научите детей использовать фантастические узоры для заполнения плоскости предмета, например, клеточки, волны, ромбики, кружки и вы увидите радостные глаза ребёнка. Он понял, что его рисунок стал значительно красочнее и интереснее. Использование декоративных пятен обогащает и раскрепощает детскую фантазию и непосредственно детский рисунок», - пишет.

«Уголь как рисовальный материал использовался художниками с глубокой древности. Углём можно работать двумя способами: используя линии и штрихи и применяя тональную тушевку. Уголь даёт глубокий бархатистый чёрный цвет и большой диапазон тональных переходов. Им выполняют быстрые наброски, эскизы и длительные рисунки. Он очень удобен в работе и легко стирается. Уголь четко выявляет форму предмета, позволяет передать свет и тень. Им рисуют на бумаге, картоне, холсте, стене и других поверхностях. Лучше использовать шероховатую бумагу. Интересные рисунки углём получаются на цветном фоне неярких тонов.

Рисунки углём следует закреплять специальным фиксативом или лаком для волос», - дает пояснения, авторитетный ученый-методист по изоискусству .

«Фломастер легко скользит по бумаге и оставляет красивую плавную линию, которую нельзя стереть. Рисунок выполняют, используя линии, штрихи или декоративные пятна. Хороши фломастеры для набросков с натуры, зарисовок пейзажей, декоративно-оформительской работы.

Сангину , материал красно-коричневого цвета, использовал в рисунке ещё Леонардо да Винчи. Рисунки сангиной бывают линейные, штриховые и тоновые. Она хорошо растушевывается на шероховатой бумаге, картоне, грунтованном холсте. Осваивать технику работы этим материалом следует начинать с набросков, а продолжать в более длительных рисунках с натуры или по представлению», - замечает автор .

Соус - это материал для рисования в виде толстых палочек-карандашей из прессованных красителей с клеем, обёрнутых в фольгу. Он применяется в больших и длительных рисунках, в набросках и зарисовках. Существует две техники выполнения рисунков соусом: мокрый соус (размывается кистью с водой) и сухой соус (наносится на бумагу штрихом) .

Пастель - живопись сухими мягкими цветными карандашами без оправы, «спрессованными из стёртых в тонкий красочный порошок минеральных красителей с добавлением скрепляющего или разбеливающего вещества - гуммиарабика, молока, мела, гипса, талька. Пастельные карандаши бывают твёрдые, средней твёрдости и мягкие», - так определяет свойства материала . «В школьной практике учителя изоискусства используют пастель. С помощью нежных оттенков материала дети постигают закономерности колорита, могут выразить настроение, характер объекта, т. е. учатся тонко чувствовать эстетику окружающего мира», - замечает один из классиков методики изоискусства .

Пастелью также называют произведения, выполненные пастельными карандашами. Ими рисуют на шероховатой бумаге, картоне, загрунтованном холсте, замше, пергаменте. Рисунки, выполненные пастелью необходимо закреплять фиксатором или лаком для волос.

1.4. Изображение животных и птиц в искусстве графики.

Анималистический жанр - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения являются животные. Художники-анималисты уделяют основное внимание художественно-образной характеристике животного, его повадок .

Анималистические рисунки - древнейший вид изобразительной деятельности человека, уходящей своими корнями в эпоху верхнего палеолита (20-40 тысяч лет до н. э.). Образ зверя был настолько популярен в творчестве древних художников, что его изображения встречаются чаще других сюжетов в палеолите, мезолите и неолите. Целый ряд древних графических композиций можно считать шедеврами мирового искусства .

Именно тогда были намечены основные стили в изображении животных, определены графические приёмы.

Изображения зверей , сделанные рукою доисторического человека, исполнены по памяти и представлению и по обобщённости и точности образов напоминают выверенные графические композиции.

Графика животных Древнего Египта, Китая, стран Дальнего Востока, Америки и других регионов позволяет студентам найти близкие «по духу» изображения .

Изображение птиц и животных требует пристального изучения их внешнего облика. Характера пластики и конструктивного строения формы тела.

Рисунок птиц. Представление о происхождении и развитии птиц, об анатомическом строении и образе жизни поможет наблюдательному рисовальщику найти их индивидуальные особенности.

Известный художник-анималист советует: «Зарисовки лучше начать с неподвижной натуры - чучел птиц. Полезно вначале сделать несколько ознакомительных зарисовок или набросков с чучела большой птицы, а затем выполнить рисунок в разных положениях, предварительно познакомиться с их анатомическим строением, пропорциями и движением, влияющими на характер формы.

Очень полезны наброски и зарисовки домашних животных с натуры и в зоопарке. Для начала лучше избрать в качестве натуры животных в состоянии покоя или их малоподвижные позы. В дальнейшем можно перейти к зарисовкам активно движущихся моделей» .

Борис Михайлович Неменский напутствует учителя: «Младший школьный возраст отличается подлинным интересом ко всему живому, к фауне и флоре окружающего мира. Нужно помочь детям увидеть красоту животных, пластику и грацию их движений. При грамотном объяснении, показе приёмов работы графическими материалами дети с удовольствием рисуют своих домашних питомцев, лесных обитателей, образы экзотических и фантастических зверей. Главное, передать свою увлечённость детям!» .

Заключение

Подводя итоги, мы можем сделать вывод о том, что графика действительно является основой изобразительного искусства, так как графический рисунок является первым этапом создания любого произведения изобразительного искусства. Все авторы едины во мнении о том, что рисунок является основой изображения, дает четкое, ясное представление о конструкции, объеме объекта.

О художественных возможностях графики подробно и образно пишут теоретики искусства, о разнообразии материалов мы подробно ознакомились, изучая монографии «Виды изобразительного искусства». В ходе исследования мы опирались на работы художника-анималиста и педагога-методиста. Исследование графики обогатило, расширило наши знания о графике, о её художественных возможностях.

Знакомство с мнением авторитетного учёного, художника и педагога в книге «Мудрость красоты» даёт нам основание считать, что учить детей понимать искусство графики, изучать художественные возможности разных материалов и предоставлять детям радость рисования карандашом, пастелью, фломастерами - это необходимый компонент художественного развития детей.

Изучение теории графического искусства необходимо мне, как будущему учителю, для более глубокого понимания организации работы на уроках.

В дальнейшем, в курсовой работе мы планируем выполнение творческих работ в графике и особый акцент попытаемся сделать на серии графических рисунков животных и создании практических пособий для обучения графике младших школьников.

Список литературы

1. Грушевицкая, Т. Г., Гузик, М. А., Садохин, по мировой художественной культуре [Текст] / , . - М.: Академия, 2001. - С. 198.

2. Дуканин, К. Н., Егоров, Ф. И., Лукинов, Б. П., Седов, К. М., Чарнецкий изобразительного искусства [Текст]/ , . - С-П.: « Искусство», 1999. - С. 200

3. Изергина, об искусстве [Текст]/ . - Ленинград: Издательство Академии художеств, 1962.

4. Карлов, птиц и зверей: изд. 2-е, дополн. [Текст]/ . - М.: Просвещение, 2001. - С. 76.

5. Конев, А. Ф., Маланов, рисовать. Рисуем собаку [Текст]/ , . - Минск, Харвест, 2003. - С. 102, с илл.

6. Неменский, красоты: учебное пособие для учителя [Текст]/ . – М.: Просвещение, 1992. – С. 307.

7. Сокольникова, искусство и методика его преподавания в начальной школе [Текст]/ . - М.: Академия, 1999. - С. 324.

8. Юрская, цветными карандашами [Текст]/// Начальная школа. - № 10. – 2003. - С. 15– 18.

Компьютерная графика появилась относительно недавно, в прошлом столетии, и относится к совершенно новому направлению, которое подразумевает творческий подход к делу, при этом открывает невероятные возможности применения этого цифрового искусства. Существуют станковой, книжный, прикладной виды графики, которые используются человечеством уже довольно давно.

Компьютерная графика: понятие и применение

Уже давно компьютерная графика как вид искусства позиционируется. А изначально ее связывали с письмом, каллиграфией и шрифтами. Благодаря расширению границ применения и развитию цифровых технологий возникают новые типы графики, в том числе деловая, иллюстративная, инженерная, научная.

Первая картинка на мониторе появилась еще в прошлом веке, тогда же, когда и компьютеры. А современный мир уже нереально вообразить без наличия в нем новых технологий.

Разрешение как основное понятие графики

Важным понятием в компьютерной графике является разрешение. Оно есть у экрана компьютера, печатающего устройства и изображения. Разрешение экрана - это одно из свойств системы компьютера. Важную роль при этом играет монитор, видеокарта и операционная система. Наименьшая цифровая единица измерения предстает в виде точки или пиксела.

Разрешение принтера - это свойство печатающего устройства, которое отвечает за число пикселей, переносимых на определенный минимальный участок. Оно имеет свою единицу измерения - dpi, при помощи определенных настроек задается качество и размер изображения. Разрешение изображения - это и есть свойство самой картинки. Оно также исчисляется в dpi-единицах и зависит от настроек графического редактора.

Есть еще такое понятие, как физический размер изображения. Параметры рисунков определяются высотой и шириной. Это обусловило появление дополнительных единиц измерения, стали использоваться миллиметры, сантиметры, дюймы. Если разрешение увеличивается или уменьшается, то происходит изменение физического размера изображения.

Компьютерная графика везде и всюду

Различные виды графики, в том числе компьютерная, присутствуют повсюду и являются многофункциональными орудиями цифровой революции. Можно провести интересные аналогии. Например, рабочий стол - это милый дворик, в котором можно играть или работать, операционная система Windows - уютная и функциональная квартира, а выбранный браузер - это хорошо оснащенный способ передвижения.

Графика повсюду, с ее помощью моделируется одежда, обувь, бытовые приборы, печатная и рекламная продукция. Современные архитекторы также не обходятся без нее, в ином случае они создавали бы свои проекты невероятно долго. Компьютерные инновации широко применяется при создании 3D-кино, мультфильмов, игр, а также интерьеров помещений и фотографии. Графика как вид искусства воспринимается далеко не всеми, многие определяют ее как рисование цифрами.

Разновидности компьютерной графики

В соответствии со способом создания выделяют следующие 3 вида графики: растровый, векторный и фрактальный. Эти разновидности 2D-направления, в свою очередь, разделяются на подвиды, у каждого из которых есть своя техника создания изображений. Сравнительно недавно появился новый вид, так называемое 3D-моделирование, нашедшее широкое применение в различных сферах жизни.

Каждый вид графики имеет свои принципы генерации изображений. Растровая используется при создании мультимедийных программ. Эти рисунки в основном сканируются, а затем обрабатываются с использованием графических редакторов.

Использование векторного вида чаще всего ориентируется на область оформительских работ и предполагает генерацию картинок из простейших геометрических элементов. Фрактальную связывают больше не с рисованием, а с программированием, в котором основу составляют математические расчеты. Примером использования можно назвать экранные заставки на телевидении.

Растровая графика

Растровая графика (изображения в виде точек) своей структурой похожа на листок бумаги в клеточку. Для получения рисунка необходимо, чтобы квадратики были закрашены определенным цветом, либо черным, либо белым. Существует такое понятие, как пиксель. Так вот, это составная частица растровых картинок, иначе говоря точка. Именно из пикселей складывается цельное изображение. Так как они сами по себе безразмерные, они получают свои очертания во время вывода их на монитор компьютера или на принтер.

На объем памяти, занятой растровым изображением, оказывает влияние размер картинки, глубина цвета в битах, а также формат файла, размер которого напрямую зависит от количества пикселей. Такой вид сохраняется в формате BMP, разработанном компанией Microsoft специально для операционной системы Windows. Еще один популярный формат - GIF с количеством цветов 256, а также JPEG - с высоким качеством изображения.

Свое применение этот вид графики нашел при создании объектов мультимедиа, а также полиграфических изданий. Картинки создаются не с помощью специальных программ, а путем сканирования фото или рисунков. По этому принципу работают цифровые камеры и фотоаппараты. Главным недостатком является так называемая пикселизация, то есть искажение рисунка путем увеличения размеров и невозможность тщательного рассмотрения деталей.

Векторная графика

Основными составляющими векторной графики являются линии, не имеет значения - ровные они или не очень. Память компьютера, которую они занимают, не меняется из-за больших размеров рисунка, так как сохраняются они в виде формул. Какие бы манипуляции с линиями ни проводили, будут изменяться всего лишь их параметры.

Векторная графика с представлением изображения в виде линий создает картинку благодаря четким геометрическим формам. Основной чертой такого вида считается совместное использование команд компьютера и математических формул.

Векторная графика ориентирована на объект, ее еще называют чертежной. Изображения создаются с помощью комбинации окружностей, линий, дуг и, например, эллипсов или квадратов. Для создания трехмерного изображения сочетают такие элементы, как куб и сфера. Перечисляя преимущества векторного типа, стоит упомянуть экономию места на диске.

Сравнительная характеристика растровой и векторной графики

Самое главное отличие состоит в том, что при увеличении рисунка наиболее четким остается изображение, полученное путем векторной графики. По сравнению с растровыми картинками, эти изображения занимают меньший объем памяти, так как сохраняются лишь формулы, а не каждая точка объекта.

Если сравнивать эти виды графики, изобразительная способность лучше у векторной. Поэтому главное ее достоинство - это отличная четкость даже при сильном увеличении. Однако растровый тип отличается более реалистичным и натуральным изображением, а также он лучше выводится на печатном устройстве.

Фрактальная графика

Фрактальная графика характеризуется тем, что в память компьютера заносятся не сами объекты, а только их математические формулы, таким образом, картинку компьютер запоминает как своего рода уравнение. При замене исходных данных выходит совершенно иное изображение.

Этот способ используется для моделирования определенных объектов действительности для автоматического создания неординарных иллюстраций. Самой маленькой частицей измерения служит фрактал, созданный в 20 веке и покоривший цифровой мир. Его создателем был математик из Польши Бенуа Мандельброт.

Какой вид графики дает более четкое изображение? Фрактальная разновидность позволяет воспроизводить не только простые изображения, но и сложнейшие реалистичные иллюстрации. Для файлов фрактальных изображений используется формат FIF с расширением *.fif, который по сравнению с форматом JPG намного лучше детализируют структуру картинки при увеличении или уменьшении размеров объекта.

Графика в стиле 3D

Трёхмерная графика использует свои особые средства, чтобы генерировать объекты в объемном виде для получения изображения, максимально приближенного к реальности. Современные технологии дают возможность вращения и детального рассмотрения объекта с каждой стороны. Другие виды графики по природе своей на это не способны.

Здесь используются разнообразные приемы работы с геометрическими фигурами и плоскими поверхностями, чтобы получить объемный рисунок. Говоря простым языком, первоначально делают каркас, который впоследствии дополняется другими элементами, завершающими реалистичный образ.

Затем играют со светом, настраивают гравитацию, учитывают характерные атмосферные особенности и остальные пространственные параметры объекта. Для двигающихся объектов указываются координаты и определенный маршрут, а также скоростные характеристики.

Несомненно, все виды графики, в том числе компьютерная, прочно обосновались в жизни человека, при этом они помогают расширить возможности во многих сферах. Реклама, телевидение, киноиндустрия, интернет - это далеко не весь список применения. Компьютерная графика - это замечательное поле деятельности для архитекторов, проектировщиков, конструкторов и изобретателей. Будущее за цифрами!

Графика и живопись – родственные виды искусства. Общим для них является, например, нанесение изображения на какую-либо плоскость. Но в каждом случае имеются и свои особенности. Выясним, чем отличается графика от живописи.

Определение

Графика – искусство создания изображений путем нанесения на рабочую поверхность линий, штрихов, а также элементов в виде точек и пятен.

Графика

Живопись – искусство написания полотен, наиболее полно изображающих действительность. При создании произведения живописец чаще всего наносит на поверхность жидкие краски.


Живопись

Сравнение

В первую очередь два вида искусства можно различить по применяемым изобразительным средствам. В графике огромную силу приобретает линия. В природе она сама по себе не существует. Но линии, проводимые по поверхности карандашом или мелком, позволяют создавать многочисленные эффектные образы. Штрих в графике также очень важен. Штриховка может быть разной по характеру и расположению элементов. Кроме того, в арсенале графических средств присутствуют пятно, заполняющее определенную часть плоскости, и точка.

Очень заметно отличие графики от живописи в плане использования цвета. Как таковой он не играет в графике первостепенной роли. Ценность изображения в данном случае заключается именно в рисунке. Однако тон поверхности, преимущественно это бумага, выбирается мастером тщательно. Также художнику вовсе не безразлично, какой использовать оттенок красящего материала. Часто композиция является черно-белой. Иногда для выразительности автор привлекает к основному еще один или два цвета, редко больше двух.

Живопись же основана на игре цветов и оттенков. С этим искусством по колористическим возможностям не сравнится никакое другое. Смешивая краски, включая в картину разные тональности, художник делает изображение словно живым. Работа традиционно выполняется на холсте при помощи кисти и жидких красок (но могут применяться и другие материалы и поверхность). При этом важен характер мазка. Живопись более гибкая, чем графика. В ней широко используются плавные цветовые переходы. Фон в живописных творениях является лишь вспомогательным компонентом, а часто вовсе отсутствует. В то же время продукты графики отличаются контрастностью, а фон в таких композициях становится полноправным участником.

Графический рисунок в целом очень лаконичен. Каждая его деталь значима и выразительна. Следует отметить, что для создания подобной работы зачастую требуется не так много времени, как для написания картины. Поэтому именно графика первой откликается на происходящие в жизни события. На обозрение публики почти моментально выносятся актуальные рисунки, плакаты и карикатуры. А их распространению способствует существующая возможность печатать и тиражировать такие произведения. Живописное полотно, в свою очередь, может быть представлено зрителям в подлиннике только в каком-то определенном месте.

Разобраться, в чем разница между графикой и живописью, можно, и обратив внимание на производные понятия «графичность» и «живописность». Так, о графичности картины, написанной красками, говорят при содержании в произведении резких контрастов, скупой цветовой палитры, четком разграничении изображенных деталей. А графический рисунок называют живописным, если он отличается разнообразием цветов и определенной художественной гибкостью.

Графика (греч. graphike, от grapho - пишу), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и различные виды печатной графики изображения, основан­ные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными сред­ствами и выразительными возможностями.

Графика - древний вид изобразительного искусства. Рисунки древнейших ху­дожников на стенах пещер; орнаменты и рисунки на старинных греческих вазах; гравюры и рисунки выдающихся мастеров Возрождения - все это прекрасная графика. На Руси графика в виде орнаментов и иллюстраций украшала рукописные и старопечатные книги, а в виде занимательных и веселых гравюр - народных лубков, раскрашенных акварельными красками, украшала жилища крестьян и ремесленников.

По назначению различаются станковая, книжная, газетно-журнальная, при­кладная графика и плакат.

Станковая графика

Станковое искусство - род изобразительных искусств, про­изведения которых носят самостоятельный характер и не имеют прямого декора­тивного или утилитарного назначения (в живописи - картины; в графике - эстампы, станковые рисунки и лубок). Название происходит от станка (мольберт, скульптурный станок), на котором создаются многие произведения.

Станковая графика в зависимости от характера техники подразделяется на два типа: эстамп и рисунок. Эстамп - оттиск на бумаге. Основными формы бытования станковой графики являются музейные и выста­вочные коллекции и экспозиции.

Книжная графика включает иллюстрации (выполняющие задачи истолкова­ния литературных произведений), создание рисунка шрифта, общее конструирова­ние и оформление книги.

В зависимости от размера и расположения в книге иллюстрации подразделяются: - фронтиспис, заставку и концовку; - полуполосные, полосные и разворотные иллюстрации, которые соответствен­но располагаются на половине страницы, на всей странице и на двух страницах; - оборонные иллюстрации; - рисунки на полях.

Газетно-журнальная графика - иллюстрации, оформление и конструирование печатных изданий, специфический массовый вид - карикатура.

Наряду с традиционной, рисованной или печатной, но так или иначе возни­кающей под рукой художника, появилась компьютерная графика. Компьютерная графика - технология создания и обработки графических изображений средствами вычислительной техники.

Особую, самостоятельную область образует Графика письма (эпиграфика, ис­кусство шрифта, каллиграфия).

По способу исполнения и возможностям воспроизведения (тиражирования) графического произведения различаются уникальная и печатная Графика.

Уникальная Графика - рисунок акварель, гуашь, монотипия, коллаж и другие способы создания композиции с помощью различных материалов, дающие в итоге графическое произведение как единственный, неповторимый образец.

Печатная Графика дает возможность получить определенный тираж относи­тельно равноценных, идентичных художественных произведений - оттисков с доски, с металлической пластины, с камня, листа линолеума или другой основы, на которую нанесен соответствующий рисунок (зеркальный по отношению к оттис­ку).

В зависимости от материала, от технического способа его обработки (гравиро­вания), различаются такие разновидности ("техники") печатной Графики: ксило­графия, линогравюра, цинкография, литография, гравюра на картоне, гравюра резцом на меди, офорт, меццо-тинто, акватинта, сухая игла и другие, выступающие иногда в чистом виде, иногда как смешанная техника, как в черно-белом, так и в цветных вариантах.

В прикладной графике, в плакате, книжной иллюстрации используется печа­тание. Печатная форма изготавливается с оригинала, выполненного художником, фотомеханическим, машинным путем. В станковой графике для эстампа печатная форма создается самим художником, поэтому получается ряд экземпляров подлин­ных произведений искусства одинаковой художественной ценности, полностью сохраняющих живой и непосредственный отпечаток творческой работы автора. Сам процесс создания печатной формы из какого-либо твердого материала - дерева, металла, линолеума - называется гравированием (от французского сло­ва graver - вырезать). Рисунок создается с помощью вырезания, процарапыва­ния каким-либо острым инструментом - иглой, резцом. Произведения графики, отпечатанные с гравировальной печатной формы, называют гравюрой.

Виды гравюры:

Плоская гравюра - рисунок и фон находятся на одном уровне;

Выпуклая гравюра - краска покрывает поверхность рисунка - рисунок выше уровня фона;

Углубленная гравюра - краска заполняет углубления, рисунок ниже уров­ня фона.

В зависимости от материала, из которого создается печатная форма, разли­чают разные виды гравюры:

Литография - печатной формой является поверхность камня (известняка). Камень очень гладко полируется и обезжиривается. Изображение на ли­тографический камень наносится специальной жирной литографической тушью или карандашом. Камень смачивается водой, далее накатывается краска, пристающая только к ранее нанесенному рисунку. Литография изобретена в 1798 году.

Альграфия - плоская печать, техника исполнения аналогична литографии, но вместо камня используется алюминиевая пластина.

Ксилография - гравюра на дереве, вырезается специальным резцом. Крас­ка накатывается на плоскость исходной доски. При печати на бумаге бе­лыми остаются участки, вырезанные резцом. Оттиски представляют со­бой контурный рисунок толстыми черными линиями.

Линогравюра - гравюра на линолеуме. По технике очень близка к ксило­графии. Линолеум - недорогой, доступный материал. Линогравюры более просты в исполнении по сравнению с ксилографией из-за синтетического происхождения используемого материала (однородность, отсутствие мешающих резцу искусственных волокон).

Гравюра по металлу выполняется на цинке, меди, железе, стали. Гравюра по металлу делится на печать с травлением и без травления. Существует большое количество техник этого вида гравюры - техника сухой иглы (наиболее близка к авторской графике, так как не имеет большого тира­жа), меццо-тинто ("черная печать"), офорт, акватинта, мягкий лак (или срывной лак).

Офорт - от французского eau-forte - азотная кислота. Рисунок процарапы­вается гравировальной иглой в слое кислотно-упорного лака, покрываю­щего металлическую пластину. Процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углубленное изображение заполняется краской и оттискивается на бумагу.

Сухая игла - рисунок наносится непосредственно на металл, путем проца­рапывания острием твердой иглы штрихов на поверхности металличе­ской доски.

Меццо-тинто - вид углубленной гравюры, в которой поверхности метал­лической доски гранильником придается шероховатость, дающая при пе­чати сплошной черный фон. Участки доски, соответствующие светлым местам рисунка выскабливаются, выглаживаются, полируются.

Акватинта - метод гравирования, основанный на протравливании кисло­той поверхности металлической пластины с наплавленной асфальтовой или канифольной пылью и с изображением нанесенным с помощью кисти кислото-отталкивающим лаком. Имеет огромное количество оттенков от черного до белого.

В зависимости своих замыслов, художник волен выбирать разные техники гравюры. Печатная форма изготавливается с оригинала, выполненного худож­ником, фотомеханическим, машинным путем. В станковой графике для эстампа печатная форма создается самим художником, поэтому получается ряд экземп­ляров подлинных произведений искусства одинаковой художественной ценно­сти, полностью сохраняющих живой и непосредственный отпечаток творческой работы автора.

Более доступный в исполнении - станковый рисунок (рисунок не как одно из художественных средств изобразительного искусства, а как вспомогательное произведение). Рисунок исполняется художником непосредственно на листе бу­маги каким-либо графическим материалом - карандашом, углем, тушью, сангиной, акварелью, гуашью.

Главное средство графики - рисунок (пластика - в скульптуре, цвет - в живопи­си). Рисунок - изображение, выполненное от руки. На глаз, с помощью графиче­ских средств: контурной линии, штриха и пятна. Рисунок (как художественно-выразительное средство) используется во всех видах изобразительного искусст­ва, но в графике он применяется в более чистом виде. Рисунок демонстрирует характер, темперамент, настроение художника. Рисунок обычно черно-белый, в отдельных случаях цветной. Существуют многочисленные разновидности рисун­ка, различающиеся по методам рисования, темам и жанрам, технике и характеру исполнения.

Рисунок - изображение, выполненное от руки. На глаз, с помощью графических средств: контурной линии, штриха и пятна. Существуют многочисленные разно­видности рисунка, различающиеся по методам рисования, темам и жанрам, технике и характеру исполнения.

Средства выразительности графики - контурная линия, штрих, контур, пятно (иногда цветовое), фон листа (обычно белой бумаги), с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение. Цвет в графике в отличие от живописи чаще играет вспомогательную роль.

Графика тяготеет к монохромности, чаще всего извлекая художественную выразительность из сочетания двух цветов: белого (либо другого оттенка основы) и черного (или какого-либо другого цвета красящего пигмента).

Стилистические средства графики разнообразны: от беглых, непосредственных, быстро исполненных набросков, этюдов, эскизов до тщательно разработанных композиций – изобразительных, декоративных, шрифтовых.

Материалы графики разнообразны, но, как правило, основой является бумаж­ный лист. Цвет и фактура бумаги играют большую роль. Бумага - предопределяет классическую роль белого фона, на котором значительную выразительность обре­тают линия и пятна; при этом монохромное изображение на контрастном белом фоне формирует особую эстетическую систему, что позволяет охарактеризовать графику как искусство «белого и черного». Но это вовсе не исключает богатой полихромии или подцветки плоскостей в зависимости от творческого замысла художника и выбора им материалов (цветная бумага, цветные карандаши, аква­рель, и т.п.).

Наиболее общий отличительный признак графики - особое отношение изобра­жаемого предмета к пространству, роль которого во многом выполняет фон бума­ги. Пространственное ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (например, в рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги.

Техники рисунка:

Перо - используется для рисунка жидкими красящими веществами (тушь, чернила, акварель). В зависимости от формы наконечника пера получают различные линии и штрихи, дающие возможность как передать большую форму, так и прорисовать мельчайшие детали. Рисунки, сделанные пером, трудно исправлять, так как раствор красителя глубоко проникает в структуру бумаги. Перовая техника требует от художника большой собранности, акку­ратности, самодисциплины.

Уголь - чрезвычайно мягкий, податливый материал, отличающийся красивой матовой фактурой. Изготавливается из равномерно обожженных тонких ве­ток или обструганных палочек липы, ивы или других пород деревьев. Рас­пространен твердый уголь из прессованного угольного порошка с добавлением шероховатой поверхностью палочкой рисовального угля, плохо соединяют­ся с бумагой и осыпаются. Законченные рисунки, выполненные сыпучим уг­лем, нуждаются в закреплении специальным раствором-фиксатором. В отли­чие от натурального рисовального угля палочки из спрессованного угольного порошка дают жирные вязкие линии, которые очень трудно удаляются. Тех­ника рисунка углем разнообразна, так как углем можно проводить тонкие четкие линии, а боковой стороной закрывать целые поверхности.

Сангина - палочки без оправы различных красно-коричневых тонов. В отли­чие от натуральной, искусственная сангина производится из каолина и оки­слов железа. Заточенные палочки сангины дают тонкие линии и штрихи. Как и углем, сангиной можно работать торцом палочки и плашмя. Она хорошо растирается различными растушевками, резинками и тонкими наждачными шкурками. При растирании сангина несколько меняет цвет и фактуру, но и эти качества могут быть использованы как новые выразительные средства в рисунке. Техника сангины дает возможность добиться тонких тональных пе­реходов. Наиболее часто употребляется теплого красно-коричневого тона. Близкого к телесному. Во время работы палочку сангины можно смачивать, что позволит добиться большего разнообразия толщины и плотности штриха. К недостаткам сангины относятся сложность в передаче глубины теней.

Пастель - сухие, мягкие, цветные мелки без оправы, изготовленные из спрес­сованных, стертых в порошок пигментов с добавлением клея, молока, мела и гипса. Пастели присуща матовая фактура, чистота, мягкость красок, как пра­вило, долго сохраняющих первоначальную свежесть. Рисунок цветными мел­ками приближает графику к живописи. Пастельными карандашами (палочка­ми) рисуют на шероховатой бумаге, картоне. Нежную, бархатистую поверх­ность пастели необходимо оберегать от малейших прикосновений и сотрясе­ний. Чтобы сохранить рисунки, выполненные пастелью, их не закрепляют фиксативом (от этого пастель теряет бархатистость и чистоту цвета), а осто­рожно окантовывают и застекляют в раму. "Чистая пастель" выполняется штрихами и пятнами в один красочный слой. Но цвета пастели можно смеши­вать, нанося один слой на другой и растирая их растушевкой или рукой.

Соус - жирные черные палочки цилиндрической формы диаметром 8-10 мм, обернутые в станиолевую бумагу без оправы, изготовленные из спрессован­ного порошка, сажи или угля с добавлением клея. Можно работать линией, штрихами, пятнами с применением растирки (сухой соус) и растворенным в воде соусом кистью (мокрый соус). В рисунке соусом мокрым способом, как и в живописи, применяются остроконечные и плоские кисти из обезжиренного прокаленного волоса или шерсти различных животных - беличьи, барсучьи, колонковые и других. На грани живописи и графики находится не только пастельная техника, но и техника акварели и гуаши.

Акварель - краски, обычно на растительном клее, разводимые водой. Ее ос­новные качества - прозрачность красок, сквозь которые просвечивает тон и фактура основы (главным образом бумаги, реже - шелка, слоновой кости), чистота цвета. Акварель совмещает в себе особенности графики (активная роль бумаги в построении изображения и в передаче художественного об­раза) и живописи (богатый тон, построение формы и пространства цветом). Специфические приемы акварели - размывка и затеки, создающие эффект подвижности и трепетности изображения. В акварель, выполняемую кистью, часто вводится рисунок пером или карандашом. Акварель сочетают с белила­ми, гуашью, темперой, пастелью и другими материалами.

Гуашь - краски, состоящие из тонко растертых пигментов с водно-клеевым связующим (гуммиарабик, пшеничный крахмал) и примесью белил. Гуашь обычно употребляется для работы по разнообразной основе - бумаге, карто­ну, полотну, шелку. Гуашь возникла как разновидность акварели, когда для достижения плотности красочного слоя к водным краскам стали подмеши­вать белила. По технике гуашь ближе к акварели, а по художественному воз­действию - к пастели. В настоящее время гуашь используют для выполнения оригиналов плакатов, книжной и прикладной графики, эскизов и декоратив­ных работ. Красочные материалы и техники определяются видом графики.

Основные отличия графики от живописи:

Графика (особенно рисунок, литография) дает художнику больше свободы, нежели живопись, благодаря простоте и доступности техники, возможности работать быстро, отражая мгновенные эмоциональные переживания;

Графика в основном имеет иллюстративный характер, она более декоративна (часто используется для создания иллюстраций к книгам, шаржей и т. д.).

В.М. Иванушкина, старший воспитатель

Станковое искусство - род изобразительных искусств, произведения которых носят самостоятельный характер и не имеют прямого декоративного или утилитарного назначения (в живописи - картины; в графике - эстампы, станковые рисунки и лубок). Название происходит от станка (мольберт, скульптурный станок), на котором создаются многие произведения. Станковая графика в зависимости от характера техники подразделяется на два типа: эстамп и рисунок. Эстамп - оттиск на бумаге. Основными формы бытования станковой графики являются музейные и выставочные коллекции и экспозиции.

Станковая графика - род искусства графики, произведения которого:

  • самостоятельны по назначению и форме;
  • не включены в ансамбли книги или альбома;
  • не входят в контекст улицы или общественного интерьера;
  • не имеют прикладного назначения.

Очень разнообразны материалы станковой графики. Остановимся на станковых работах, создаваемых такими широко распространенными материалами, как карандаш, тушь, черная акварель и другие. Эти работы нередко являются подготовительными упражнениями, вспомогательным материалом к какому-либо произведению (картине, эстампу, иллюстрации и т. д.). Они могут быть сделаны и с натуры и по представлению. Сюда относятся очень быстрые зарисовки, фиксирующие отдельные характерные черты натуры (наброски), более детальные рисунки или подробно проработанные, законченные вещи.

Г. Гольбейн.
Портрет Томаса Элиота.
Около 1530. Рисунок

Многие из таких вспомогательных рисунков выполнены так мастерски и настолько содержательны, что приобретают ценность первоклассного художественного произведения. Примером могут служить портретные рисунки художника Г. Гольбейна Младшего.

Большинство этих рисунков выполнено как этюды к живописным портретам, но в них даны такие яркие человеческие характеры и так велико их профессиональное мастерство, что трудно найти что-либо равное в искусстве рисунка.

Очень красивый насыщенно черный и бархатный штрих дают так называемые итальянские и угольные карандаши. Нередко художники работают карандашами, изготовленными из цветных пигментов (сангина, цветные меловые карандаши и др.). Карандаш - материал очень гибкий, послушный, позволяющий разнообразно работать в пределах небольшого листа. И. Е. Репин в карандашном портрете Л. Н. Толстого скупыми и благородными средствами создал проникновенный образ писателя великого и мудрого, простого и человечного. Конечно, такой рисунок выходит за пределы просто натурной зарисовки. Глубокая содержательность делают его самостоятельным и значительным произведением.

Уголь является излюбленным материалом многих художников. Угольный рисунок обычно выполняется на шероховатой бумаге, а иногда на холсте, и отличается красивым бархатистым тоном" широким и энергичным штрихом. Художница К. Колльвиц в произведении "Домашняя работница" отлично использовала возможности угольного рисунка, создав образ простой женщины, изнуренной нелегким трудом

И. Репин. Л. Н.
Толстой за работой.
1891. Карандаш

К. Колльвиц.
Домашняя работница.
1906. Уголь

Часто встречается в графике соус - рисовальный материал из очень мелкого черного порошка, скрепленного клеящим веществом. Иногда соус применяется в виде сухого порошка, но чаще всего разбавляется водой.

В. Ван Гог. Пейзаж. Перо

Особыми качествами обладает перовой рисунок. Работает художник разбавленной тушью или специальными чернилами, применяя обычные стальные, а также гусиные и тростниковые перья, особым способом затачивая их. Разные перья дают различные штрихи - то очень острые и тонкие, то мягкие и широкие. Перовой рисунок красив своей четкостью, чистотой и изяществом разнообразных по форме штрихов. Так например пейзаж Ван Гога, выполнен стальным пером с преобладанием коротких штрихов разных направлений, позволивших художнику выразить разные предметы, их фактуру и пространство связывающее их.

Широко распространен в советской графике прием рисования жидкими черными материалами (чаще всего тушью) при помощи кистей, так называемого фетрового пера или заточенных деревянных палочек. Этот прием отличается очень разнообразным, свободным и темпераментным сочетанием штрихов и пятен одного глубоко черного тона. Многие из рисунков О. Верейского, А. Кокорина, В. Горяева, Е. Чарушина и других советских мастеров выполнены этим способом.

Но особенно широко распространена в графике работа тушью, черной акварелью, гуашью, темперой и другими черными материалами, разбавленными водой. Кисти, которыми работает график, очень разнообразны. Бесконечны тональные нюансы этой техники.

Необычайного совершенства достигли в этой области китайские мастера. Их искусство настолько значительно, что следует о нем рассказать подробнее. Традиции этого искусства слагались веками, и в творчестве таких мастеров, как, например, Ци Бай-ши и Сюй Бэй-хун (Жю Пэон), достигли большого совершенства. Сюжеты произведений китайских художников чаще всего почерпнуты из природы. Эти простые сюжеты решены с таким вдохновением, что пробуждают в душе человека целую гамму прекрасных чувств, заставляют ощутить разнообразие и красоту окружающего мира. Китайские мастера умеют вызвать у зрителя ощущение таких изменчивых явлений, как журчание водяных струй, порыв ветра, полет птицы, бег облаков в небе. Работают китайские мастера тушью на особо тонкой бумаге, хорошо впитывающей влагу. Китайская тушь (жидкая или же сухая - в палочках) справедливо считается лучшей в мире. Сухую тушь растирают с водой в специальных каменных тушницах. Китайские кисти очень разнообразны и тщательно подобраны. Рисунки чаще всего выполняются на вертикальных полосах бумаги. В одних местах рисунка художник быстрыми точным движением наносит тушь более сухой кистью, тушь не успевает расплыться на бумаге и ложится четко. В других местах влажная кисть намеренно дольше задерживается на бумаге, тушь расползается и дает мягкие, расплывчатые сочные пятна. Некоторые места рисуются с обратной стороны тонкой бумаги с тем, чтобы на лицевой стороне проступили особенно нежные пятна.

Сюй Бэй-хун.
Быстро скачущая лошадь.
1930-е годы. Тушь

Работы китайских мастеров отличаются композиционным совершенством. Изображения очень часто сочетаются с надписями, а сами иероглифы используются как декоративные и композиционные элементы произведения. В этих произведениях нас привлекает скупость изобразительных средств, большая точность и меткость рисунка.В известной работе Сюй Бэй-хуна "Быстро скачущая лошадь" благодаря высокому мастерству и совершенному владению техникой просто, свободно и уверенно передано сложное движение

Станковые произведения выполняются не только в какой-нибудь одной технике. Очень часто графики в одной работе сочетают две, три и даже большее число различных техник, что расширяет творческие возможности и обогащает запас изобразительных средств художника. Нередко станковые произведения выполняются черным материалом с применением цвета.

Великолепные образцы станковых рисунков создали итальянские мастера Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тинторетто, немецкие художники Гольбейн, Дюрер, Менцель, голландские и фламандские мастера Рембрандт, Ван-Дейк, Рубенс, французские художники Ватто, Фрагонар, Энгр, Домье и многие художники различных стран мира.

Из русских художников прошлого такие мастера рисунка, как О. А. Кипренский, А. А. Иванов, И. Е. Репин, В. А. Серов, П. А. Федотов, М. А. Врубель. В советском искусстве станковый рисунок получил дальнейшее развитие в работах таких художников, как Е. А. Кибрик, Г. С. Верейский, Кукрыниксы, Н. А. Тырса, Д. А. Шмаринов, В. В. Лебедев, Н. Н. Жуков, Г. Рейндорф, А. Ф. Пахомов, Б. И. Пророков, О. Г. Верейский, и многие другие.