Школьная энциклопедия. Биография Жизненный путь М. Чюрлениса

Микало́юс Константи́нас Чюрлёнис (до 1955 г. использовалась русская форма имени Николай Константинович Чурлянис; лит. Mikalojus Konstantinas Čiurlionis; польск. Mikołaj Konstanty Czurlanis; 10 (22) сентября 1875 - 28 марта (10 апреля) 1911) - литовский художник и композитор.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Микалоюс Константинас Чюрленис родился 22 сентября 1875 года. Отец будущего художника был сыном крестьянина из южной части Литвы — Дзукии, играл на органе. Мать будущего художника Адель родом из немецкой семьи евангелистов, покинувших Германию из-за религиозных преследований. Спустя 3 года после рождения Микалоюса семья переселилась в Друскининкай. Заметив у мальчика прекрасный слух и неординарные музыкальные способности, отец начал обучать его музыке.

С 1889 по 1893 год Чюрленис занимался в оркестровой школе М. Огиньского в Плунге. В Варшаве в 1894 году его зачисляют в Музыкальный Институт. В 1899 году он с отличием заканчивает его. Осенью 1901 года Чюрленис едет в Германию, где становится студентом Лейпцигской консерватории. Здесь он все больше говорит о занятиях живописью. Через год в 1902 году, получив диплом, Чюрленис возвращается в Варшаву. Здесь он продолжает писать музыку, дает частные уроки, которые являются его основным заработком.

Вскоре в юноше проснулась невероятная тяга к живописи, с которой он был не в силах совладать.

Отныне музыкальные и художественные интересы постоянно пересекаются, определяя широту и разносторонность его просветительской деятельности в Варшаве.

Он посещает художественную студию. Чюрленис стремился к тому, чтобы живопись зазвучала, а краски подчинились музыкальному ритму. В 1903 году он создает свою первую картину «Музыка леса». В 1904 году в Варшаве он поступает в Школу изящных искусств.

В 1905 году из-за начавшихся революционных событий, Чюрленис покидает Польшу и бежит в Литву. В 1907 году в Вильнюсе открылась Первая Литовская художественная выставка. Неповторимые картины Чюрлениса завораживали тонкостью цветовой гаммы и идеями космического масштаба — циклы «Сотворение мира», «Зодиак» и другие.

В 1908 году он женился на Софье Кимантайте. В этом же году они уезжают в Петербург. В Петербурге у них не было ни работы, ни денег, ни друзей.

Он был страстно увлечен русской культурой. Именно здесь он сочинил свою лучшую музыку и написал свои лучшие картины.

Его жена вернулась в Друскининкай. В Петербурге Чюрленис познакомился с выдающимися русскими художниками, такими как , Лансере, что существенно облегчило его существование в Петербурге. Они дали ему возможность зарабатывать и участвовать в выставках.

В Петербурге у него завязался надежный контакт с кружком в Русском художественном обществе, что позже переродился в общество «Мир искусства». К тому времени Чюрленисом уже были созданы наиболее известные его циклы картин – «Сонаты», состоящие из частей Allegro, Andante, Scherzo и Finale, а также «Прелюды и фуги». В 1909 году он принял участие в выставке «Союза Русских Художников». В газетах стали появляться благосклонные отзывы о его картинах. Начиная с 1909 года художник все чаще и чаще испытывал чувство депрессии, беспричинной тоски, неуверенности. Непризнание, непонимание, невозможность изменить свою жизнь к лучшему все это ухудшало его состояние. Жена перевозит его домой в Друскининкай.

В 1909 году врачи обнаружили у него душевную болезнь. В начале 1910 года его помещают в небольшую клинику для душевнобольных под Варшавой. Ему запретили рисовать и заниматься музыкой. Это еще больше обостряет его тяжелое состояние. Позднее он сбегает из больницы в лес. Кружа по лесу, не в состоянии найти дорогу на волю, он возвращается в больницу с воспалением легких и кровоизлиянием в мозг.

Написал около 300 произведений в духе модерна и ар нуво, сочетающих влияние символизма с элементами народного декоративно-прикладного искусства, цитатами и реминисценциями из японской, египетской, индийской культур и стремление к синтезу искусств и поискам аналогий музыки и изобразительного искусства. Многие произведения утрачены, иные находятся в Каунасском художественном музее им. Чюрлёниса.

ТВОРЧЕСТВО

Первые работы Чюрлениса незатейливы: это маленькие деревенские пейзажи со свинцово-серым небом, избушками, заснеженными холмами и темными стволами деревьев. Они сделаны по рисункам с натуры. Позже в натурные мотивы все сильнее вторгается воображение художника. Облака приобретают сложные антропоморфные очертания. Облака сталкиваются в напряженной борьбе («Роща»), несутся в стремительном полете («Контрфорс») или толпой молящихся вздымаются от земли к небу, ритмически повторяя формы сгрудившихся у деревенской колокольни деревьев («Колокольня»).

От объективной спокойной фиксации пейзажа — к драматизации природы — таков путь Чюрлениса.

Активное участие Чюрлениса в движении Литовского национального возрождения и идеалистическое самопожертвование во имя идеалов искусства, представляет его типичным творцом эпохи Романтизма. Взглянув на произведения Чюрлениса, можно заметить, что в его живописи чувствуется влияние символистов и art noveau, музыкальный язык стремится расширить возможности хроматической и гармонической систем мажора-минора, а творчество вцелом объединено четкой синестетической тенденцией. Все упомянутые черты представляют Чюрлениса типичным творцом центральной Европы рубежа девятнадцатого-двадцатого веков.

Картины зрелого Чюрлениса, пластика которых субтильно основана на музыкальных формах и логике мотивного развития музыки, а также поздние сочинения для фортепиано, в которых серийная техника переплетается с остинатной логикой, мелодические и ритмические модули с образованиями гармонических комплексов, в истории всей европейской культуры являются уникальными образцами синтеза музыки и живописи. Это не «нарисованная музыка», а в живописи композитором сознательно использованные пластические соответствия средствам музыкальной выразительности – ритма линий и плоскостей, гибких форм, «наложений» нескольких слоев пейзажа, создавая эффект расширенного пространства

Символически-обобщённая, тонкая цветовая гамма в живописи Чюрлениса переносит зрителя в мир сказки – «Сказка», цикл «Сказка королей», фантастических видений, мистики, народных представлений и суеверий «Весна», «Зима», «Жемайские кресты», сохраняет связь с музыкальным творчеством Чюрлениса «Соната солнца», «Соната весны», «Соната моря», «Соната звёзд».


«Я рисовал или по целым часам сидел у моря, в особенности на закате я всегда приходил к нему, и было мне всегда хорошо, и с каждым разом становилось все лучше…»

Мечтой художника о мировой гармонии и красоте рождены циклы картин «Сотворение мира» и «Знаки Зодиака».



Мерцающая голубоватая туманность на фоне безжизненной, темной синевы… Острый профиль с подобием короны вверху взирает в бездонность… Горизонтально над пространством в утверждающем жесте вытягивается ладонь, внизу — надпись по-польски: «Да будет!» Непроглядное пространство начинает превращаться в организованный космос: в синей тьме возгораются светила и спиральные вихри знаменуют рождение новых, они сияют над поверхностью вод, и мятущиеся облака понеслись по ожившему небу, и багровое солнце взошло на горизонт!.. Все это проходит перед нами в первых шести картинах цикла «Сотворение мира». Вид меняющейся космической панорамы делает зрителя соучастником величественных движений материи и духа разума. Мир начинает жить, сверкать, цвести.

Чюрленис рассказывает не о сотворении земли, а о возникновении красоты мира.

Листы цикла идут от беспорядочного хаоса к гармонии.

В 1909 году Чюрленис написал картину, которая называлась «Баллада о черном солнце». Над миром восходит черное солнце, его черные лучи пересекают небо и гасят его краски. Сквозь мрак вырастает башня, кладбищенские колокольни и крест. Все это отражается в темной воде, плещущейся у подножья башни. И над всем этим, простерев черные крылья, реет зловещая птица, вестник беды и несчастья.

Это был живой, сердечный и открытый человек, любивший делиться своими впечатлениями. В общении с людьми вёл себя скромно и не старался выделиться. Обладал некоторыми гипнотическими способностями. Однако он вскоре прекратил свои эксперименты, поняв, что они нередко огорчают людей. Несмотря на свою скромность, он оказывал сильное влияние на своё окружение. Его близкий друг Влодзимеж Моравский говорил: «Все мы чувствовали, что среди нас находится необыкновенный человек, отмеченный не только выдающимся интеллектом, но и огромной моральной силой». «Когда Чюрлёнис был с нами, все мы были лучше. Рядом с ним не могло быть ни плохого человека, ни злых чувств. Он разливал вокруг себя какой-то свет», - вспоминала супруга английского консула в Варшаве Галина Вельман.

Единственное, что могло его вывести из себя, - это обращенная к нему просьба «объяснить» содержание той или иной его картины.

Он негодовал «…почему они не смотрят. Почему не напрягают свою душу! Ведь каждый по-иному подходит и иначе воспринимает произведения искусства».

Сочинил свыше 200 произведений для фортепиано (прелюдии, вариации, «пейзажи», произведения для струнного квартета и органа).

C 1965 года проводится конкурс имени Чюрлёниса, в котором участвуют пианисты и органисты.

Имя Чюрлёниса носит основанная в 1945 году Национальная школа искусств М.-К. Чюрлёниса в Вильнюсе, единственная в Литве школа искусств с полным 12-летним циклом обучения.

На архипелаге Земля Франца-Иосифа на острове Гукера есть гора Чурляниса, названная в 1913 году в память о Чюрлёнисе; горе было дано то имя художника, под которым он был известен при жизни и несколько десятилетий после его смерти.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Рерих Н. К. Чюрлёнис // Художники жизни. - М.: МЦР, 1993

Художники и композиторы

С Карлом Брюлловым Пушкина познакомил его московский друг Павел Нащокин в 1836 году, в Москве.

Один из крупнейших русских живописцев, Брюллов происходил из старинного французского рода Брюлло, известного еще в XVII веке. Букву «в» в конце фамилии будто бы собственноручно приписал Александр I. Императору хотелось, чтобы фамилия талантливого молодого художника, отправленного за казенный счет в Италию, звучала по-русски. В России Брюлловы жили со второй половины XVIII века. Карл Брюллов родился в Петербурге и здесь же, в Академии художеств, получил образование.

К. П. Брюллов

По свидетельству современников, Брюллов был личностью глубоко аморальной, много пил и «в дни славы его враги уже видели в нем пьяного сатира, с опухшим от вина и разврата лицом». По Петербургу ходил анекдот о том, как Брюллов, находясь в веселом расположении духа и тела, однажды в мастерской представил своего ученика: «Рекомендую: пьяница», на что тот, указывая на Брюллова, незамедлительно отпарировал: «А это мой профессор». По словам одного современника, «безнравственность Брюллова равнялась лишь его таланту».

И действительно, в живописи он не имел равных. После того как петербургская публика увидела его живописное полотно «Последний день Помпеи», художника прозвали: «Карл Великий». Более всего художник ценил творческую свободу, личную независимость и принципиальность. По Петербургу ходили легенды о том, как Брюллов собирался писать портрет Николая I. Он долго уклонялся от этой работы, но наконец был вынужден согласиться. Но царь, пообещав позировать в мастерской художника, опоздал к назначенному им же самим времени. Воспользовавшись этим, Брюллов ушел. А когда Николай I сделал ему на этот счет суровое замечание, то «смело глядя в глаза императора», ответил: «Я не допускаю мысли, что император может опаздывать».

По одной из легенд, даже Пушкин однажды опустился перед ним на колени. Будто бы он буквально бросился в ноги Карла, прося у него увиденный однажды рисунок «Съезд на бал к австрийскому посланнику в Смирне». Но оказалось, что рисунок к тому времени Брюллов уже продал, и художник был вынужден отказать поэту в его просьбе. Говорят, чтобы загладить возникшую неловкость, Брюллов пообещал нарисовать портрет Пушкина. Будто бы даже договорились о встрече. Да встретиться не успели. Через два дня состоялась роковая дуэль на Черной речке.

Между тем не все разделяли восторженное отношение к Брюллову. В то время как одни считали его гением и «Карлом Великим», раздавались и другие голоса. Многие называли его творчество апологией безвкусицы, а некоторые - вообще пошлостью в живописи. Сам Брюллов в минуты отчаяния говорил, что Россия его отвергла, а годы, проведенные на родине, считал бездарно потерянными. В 1850 году он вновь уехал в свою любимую Италию, где уже проживал однажды с 1823 по 1835 год в качестве пенсионера Академии художеств.

Сохранилась легенда, что, переходя границу, он «все оставил в отвергшей его стране», снял с себя нижнее белье, костюм, обувь и «увязав их в узел забросил за пограничный столб». Затем переоделся в заранее приготовленную одежду и поехал дальше.

Однако, как мы хорошо знаем, выезд за границы Отечества проблемы Родины не решает. Брюллов остался русским художником и сыном России. Он продолжает жить в памяти соотечественников и в городском фольклоре.

Сохранилась удивительная легенда о другом великом русском художнике - Флавицком. Говорят, ему долго не давался образ вдовушки в одноименной картине. Однажды во сне ему явился Карл Брюллов и подсказал, какие нужно выбрать цвета. Наутро все получилось. А очень скоро имя Брюллова вообще стало нарицательным. Даже в наше время им успешно пользуются как удачной метафорой. После невероятно успешного восхождения по карьерной лестнице придворного московского портретиста последних лет советской власти А. Шилова появилось крылатое выражение, вполне способное войти в золотой фонд петербургского фольклора: «На безбрюлловье и Шилов - Брюллов».

В собрании Всероссийского музея А. С. Пушкина хранятся два предмета, характеризующие дружеские отношения Брюллова с поэтом. Один из них - вольтеровское кресло красного дерева, по преданию, принадлежавшее художнику. В нем вполне мог сидеть и Пушкин. Второй предмет - это письменный стол из красного дерева, который принадлежал братьям Брюлловым - художнику Карлу и архитектору Александру. По семейному преданию современных потомков Брюлловых, стол изготовили по чертежам самого зодчего.

Еще один художник, хороший знакомый Пушкина и тоже отмеченный вниманием городского фольклора, - Орест Адамович Кипренский. Основоположник романтизма в русской портретной живописи XIX века родился в безвестной деревушке Нежново вблизи крепости Копорье. Он был незаконным сыном тамошнего барина А. С. Дьяконова и дворовой женщины по имени Анна. По местным легендам, в честь рождения сына барин высадил платан, его и сегодня можно увидеть в бывшем усадебном парке.

Там же от старожилов можно услышать и легенду о происхождении необычной фамилии художника. Будто бы фамилию ребенку, родившемуся «под звездой любви», дали по одному из имен богини любви Венеры, или Афродиты, - Киприды. Соответственно, античным должно было быть и имя мальчика. Его так и назвали, в честь героя греческой мифологии Ореста, сына Агамемнона и Клитемнестры. Этот персонаж был хорошо известен в России по переводам трагедий Эсхила и Еврипида.

В шестилетнем возрасте Кипренского отдали в воспитанники Академии художеств, где мальчик проявил блестящие способности. В то же время он отличался взрывным свободолюбивым характером, за что частенько получал порицания. Из-за того же характера, если верить фольклору, однажды жизнь Кипренского могла резко измениться. Он чуть не бросил учебу в Академии. Произошло это будто бы из-за страстной любви к некой барышне, та в присутствии молодого штатского художника неосторожно заявила, что обожает военных. Кипренский тут же подал заявление о зачислении его на военную службу. И сделал это, как утверждает легенда, самым экстравагантным способом. Во время парада войск на площади у Зимнего дворца, он в мундире воспитанника Академии художеств бросился к ногам лошади Павла I. Дерзкий и неожиданный поступок юноши так напугал императора, что он приказал гвардейцам оттащить «этого сумасброда». Понятно, что ни о каком прошении в адрес императора после подобного дерзкого поступка не могло быть и речи. Будто бы только это и спасло русскую живопись от потери одного из своих виднейших представителей.

В 1827 году Кипренский создает одно из самых замечательных своих произведений - портрет А. С. Пушкина, заказанный ему Дельвигом. Художник только что вернулся в Петербург после долгого отсутствия и жил в доме графа Шереметева на Фонтанке. Там же была его мастерская. Документальных сведений о том, где позировал ему Пушкин, нет. Однако сохранилась легенда, что происходило это именно там, в Шереметевском дворце. Портрет Пушкина приобрел широкую известность еще при жизни художника. По свидетельству современников, Кипренский не однажды сам его литографировал и делал с него маленькие копии для друзей поэта.

Почти сразу после написания портрета Пушкина Кипренский вновь уехал за границу. Там, на чужбине, он и умер, о чем Пушкин узнал совсем незадолго до своей гибели.

Из композиторов, с которыми охотно общался Пушкин, в первую очередь следует назвать М. И. Глинку. Пушкин был знаком с будущим композитором едва ли не с детства. Глинка учился вместе с его братом Львом в Благородном пансионе при Петербургском университете. Но близко сошелся с ним позже, в 1828 году.

М. И. Глинка

Глинка как родоначальник национальной русской оперы приобрел всеобщую известность в качестве композитора в 1836 году, после представления патриотической оперы «Смерть за царя», более известной под названием «Жизнь за царя». Пушкин присутствовал на премьере. Идея переименования оперы принадлежала императору Николаю I. Глинка почувствовал прикосновение богини Славы.

Однако вторую оперу композитора «Руслан и Людмила», представленную публике в Мариинском театре в 1842 году, большинство современников по достоинству не оценили. Тот же Николай I демонстративно ушел из театра, не дождавшись конца представления.

Если доверять фольклору, великий князь Михаил посылал провинившихся офицеров в оперу слушать «Руслана и Людмилу» в наказание. А когда на одном из представлений публика неожиданно потребовала автора, и смущенный, ничего не понимающий Глинка топтался за кулисами, не зная что делать, великий князь, согласно одной из легенд, доброжелательно похлопал композитора по плечу: «Иди, Христос страдал более тебя».

Сейчас уже трудно разобраться, что не удовлетворило взыскательную петербургскую публику в опере: сама музыка, ее исполнение или постановка спектакля. Известно только, что многие современники характеризовали произведения композитора как «музыку для кучеров». В арсенале городского фольклора сохранился старый анекдот: На первом представлении оперы Глинки «Руслан и Людмила» в Мариинском театре один из постоянных посетителей покинул ложу после первого акта. «Не понравилось?» - осторожно спросил директор. «Я прослушал первый акт и боюсь, что остальные написаны тем же композитором», - услышал он в ответ.

Между тем Пушкин ценил композитора. Во время чествования Глинки, на котором присутствовал и поэт, друзья Михаила Ивановича исполнили шуточный «Канон», начинавшийся словами:

Пой в восторге, русский хор.

В «Каноне» четыре строфы, каждую из них написали последовательно Виельгорский, Вяземский, Жуковский и Пушкин. Пушкину принадлежат последние четыре строчки:

Слушая сию новинку,

Зависть, злобой омрачась,

Пусть скрежещет, но уж Глинку

Затоптать не может в грязь.

Из книги Об искусстве [Том 2. Русское советское искусство] автора Луначарский Анатолий Васильевич

Из книги Писатель-Инспектор: Федор Сологуб и Ф. К. Тетерников автора Павлова Маргарита Михайловна

Из книги История и повествование автора Зорин Андрей Леонидович

Из книги Т. 3. Несобранные рассказы. О художниках и писателях: статьи; литературные портреты и зарисовки автора Аполлинер Гийом

Из книги Об Илье Эренбурге (Книги. Люди. Страны) [Избранные статьи и публикации] автора Фрезинский Борис Яковлевич

Из книги Художественная культура русского зарубежья, 1917–1939 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

НОВЫЕ ХУДОЖНИКИ (1905–1912) © Перевод М. Яснов

Из книги автора

IV. Милая сердцу Италия[**] (Художники и писатели) Илья Эренбург никогда не жил в Италии и всерьез не знал итальянского языка. В его подводящих итоги жизни мемуарах «Люди, годы, жизнь», над которыми он работал пять с половиной лет, упоминаются 3500 имен, из них итальянцев - всего

Край этот на юге Литвы называется Даукией, а местных литовцев зовут дауками. Но Даукия носит ещё одно старое название: Дайнава. Если знать, что дайнами зовутся у литовцев песни, то становится понятным и происхождение этого красивого наименования: здесь издавна во множестве слагали прекрасные, обычно грустные песни и хорошо умели их петь. Этот край - родина Микалоиса Константинаса Чурлёниса.

Отец Чюрлениса с молодости подолгу пропадал в лесах и не столько охотился, сколько просто бродил, строил лодки, плавал по реке. Но вместе с неодолимой склонностью к вольной жизни он обладал природным трудолюбием и еще одним ценным качеством – любовью к знаниям и учебе. Окончив начальную школу, мальчик затем научился польскому и русскому настолько хорошо, что мог свободно читать и писать на обоих этих языках. Он приходил в волнение от музыки и, поддавшись, зову своей беспокойной натуры, уже далеко не в детском возрасте поступил в ученики к церковному музыканту, что позволило ему в дальнейшем занять место органиста.

Орган дал Чюрленису - отцу не только занятия по душе и заработок, но и нечто большее: он принес ему любовь красивой девушки - Адель. Во время службы эта девушка стала заслушиваться игрой молодого органиста.

Адель была из немецкой семьи евангелистов. С юных лет девушка должна была заботиться о себе сама, так как семья рано осталась без отца и жила бедно.

Адель работала в услужении в одной графской семье, где она имела возможность учиться и читать. Она знала множество песен и любила петь, увлекательно пересказывала услышанную или прочитанную сказку.

Любили её все – и в хозяйской семье, и соседи. Полюбил её и органист Чюрлёнис. Они поженились и стали жить в Варене – городке на юге Литвы. В этом городке 22 сентября 1875 года у них родился сын. Назвали его двойным именем Микалоюс-Константинас.Три года спустя после рождения сына семья перебралась в Друскининкай. Чюрлёнис-отец служит в костеле, мать ведет хозяйство и растит детей, которыми эту семью жизнь щедро одаривала.

Маленькому Костеку только шесть, а он в костеле в день праздника играет на органе на воскресной службе, но вот беда, жалуется отец, мальчик не хочет учить ноты.

Музыкальность маленького Кастукаса, частенько заменявшего своего отца за органом, вызывала в Друскининкае всеобщее восхищение, он же продолжал импровизировать, проводя за инструментом многие часы.

Что же касается его отношения к нотной записи, то в этом уже тогда, в раннем детстве, проявилась характерная черта будущего композитора. Он очень многое просто не хотел записывать… Ноты же он знал довольно хорошо, это видно хотя бы из того случая, когда прелюдию Баха мальчуган разучил очень быстро.

Вообще же Кастукас обладал не только музыкальными способностями. Когда настало время идти в школу, живой ум и любознательность помогли ему без труда справляться с программой начальных классов.

Заметную роль в судьбе Чурлениса сыграл Доктор Юзеф Маркевич, который, бесспорно, был незаурядным человеком. Он закончил медицинский факультет Московского университета, имел постоянную врачебную практику в Варшаве. Доктор очень любил музыку и прекрасно играл на рояле.

В Друскиненкае Маркевича любили. Люди различного положения и достатка - от бедняка до крупного чиновника, приехавшего на лечение из столицы, находили в докторе достойные черты: одни – простоту, добродушие и бескорыстие, другие – образованность и высокую культуру. А музыкальность Маркевича послужила поводом к его знакомству с органистом Чюрлёнисом, когда тот предложил доктору попробовать поиграть на органе. Это знакомство вскоре перешло в дружбу двух семей – семьи образованного врача-поляка и семьи органиста-литовца, выходца из крестьян.

Но вот Кастукасу исполняется десять. Забавам и беспечности детства пора было отойти в прошлое. Его товарищи, сыновья Маркевича, все давно учились в солидных гимназиях – а он? Что ждало его впереди?

МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Первым, кто сумел так ясно определить возможности и «заглянуть» в будущее совсем юного Кастукаса, стал доктор Маркевич, который решил воспользоваться знакомством с князьями братьями Огиньскими и попросить их принять участие в судьбе одаренного мальчика. Спустя недолгий срок был получен ответ: князь Михаил Огиньский давал согласие принять мальчика в свою оркестровую школу. Этот Михаил Огиньский доводился автору знаменитого «Полонеза» прямым внуком.

Старший сын Чюрлёнисов впервые выпорхнул из гнезда в четырнадцать лет. Четыре года пробыл он в Плунге, занимаясь в школе и оркестре Огиньского. Довольно скоро Чюрленис перешел из учеников в категорию оркестрантов, и Михаил Огиньский положил ему за работу в оркестре пятирублевое месячное жалованье, которое стало заметным подспорьем для юноши и его семьи. Музыка, исполняемая оркестром, была рассчитана на эффект: марши, польки, вальсы, увертюры, отрывки из опер и оперетт – т.е. легкий и популярный репертуар составлял значительную долю того, что исполнялось.

Когда Константиносу исполнилось восемнадцать, стал вопрос о продолжении музыкального образования. И хотя Огиньскому было жаль терять такого талантливого оркестранта, все же он предлагает Чюрлёнису учиться в Варшавском музыкальном институте и при этом, в случае поступления, гарантирует ему необходимую плату и стипендию.

В 1893 году Чюрленис отправился в Варшаву, где с начала 1894 года зачисляется в студентом фортепианного класса Музыкального института (позже - Варшавская консерватория). С этого времени он более чем на двенадцать лет остается тесно связан с Варшавой и все эти годы, конечно же, испытывает серьезное воздействие артистической атмосферы этого города - столицы входившей тогда в Российскую империю Польши.

Варшава – настоящий центр культуры, здесь есть театры, сюда на гастроли едут все европейские знаменитости – пианисты, певцы, дирижеры; симфонический оркестр дает концерты. В Варшаве молодой человек окунается в жизнь, полную новых порывов – к знаниям, к общению с широким кругом людей…

Поступив на отделение по специальности фортепиано, Чюрленис играет Гайдна и Моцарта, Баха и Бетховена, осваивая все более сложные по содержанию и исполнению произведения.

Первую ступень обучения он проходил у профессора Т. Бжезицкого, вторую у А. Сыгетинского - не только известного музыканта, но и литератора. В первые же годы обучения приступает к изучению контрапункта под руководством З. Носковского.

Он начинает сочинять небольшие фортепианные пьесы и исполняет их в компании друзей. Некоторые из этих пьес сохранились в рукописях. Они помечены 1896 годом. Мы можем считать, что как композитор Чюрленис известен нам именно с этого времени, то есть с той поры, когда ему было двадцать лет.

В середине 1899 года Чюрленис заканчивает Варшавский музыкальный институт. В качестве выпускной работы он представляет кантату для большого хора и симфонического оркестра «De profundis» - произведение, оцененное на «Отлично». Вскоре после этого композитор пишет симфоническую поэму «В лесу».

Князь Огиньский был доволен: воспитанник его школы и его стипендиат оправдал надежды. В его музыке зазвучала новая интонация, поначалу непривычная для его современников и кажется непривычной нам, когда мы слушаем эту музыку впервые; она медлительна и печальна, прозрачна и хрупка, сосредоточенна и сдержана…Но сколько в ней простоты, благородства и задушевности! Если вслушаться в эту музыку, то можно почувствовать голос самой жизни: и говор – певучие, мягкие интонации языка, и песни – грусть в них тиха, а веселье не буйно; и природу – где реки не бегут, а протекают, где горы – не выше холмов, где солнце нежарко и небо светит неяркой голубизной... Невероятно, но музыка Чюрлёниса все это рисует, а в живописи его звучит то, что пристало скорее музыке…

Самое популярное его произведение - симфоническая поэма «В лесу». Она до сих пор остается в числе высших достижений литовской музыки, написанная в едином порыве – Чюрлёнис сделал фортепианное изложение всего за одиннадцать дней.

Учась в школе живописи, создавая десятки картин, зарабатывая на жизнь уроками, он сочиняет музыку. С конца 1903 года он пишет небольшие фортепианные пьесы, в основном прелюдии и вариации. Таких пьес (из сохранившихся) свыше полусотни. Удивительные по красоте и лиризму, лишь немногие из них были опубликованы.

Прелюдии и вариации Чурлёниса, написанные в 1904-1906 годах, обладают многими чертами, которые делают их популярными сегодня у исполнителей и слушателей.

Мир Чюрлёниса - это мир прекрасный, чистый и непосредственный, все части которого соразмерны, созвучны друг другу. «Вселенная представляется мне большой симфонией; люди - как ноты», - писал художник. В гармоническом единстве соединяются у него живопись и музыка, музыка и поэзия, когда он пишет картины-фуги, картины-прелюды, живописные сонаты и симфонии, музыкальные симфонические поэмы. В его творчестве воплотилась давнишняя мечта о синтезе искусств.

И еще одно детище, над которым Чурлёнис трудился до 1907 года, долго пролежало в забвении – большая симфоническая поэма "Море" – гордость, одна из высот литовской симфонической музыки. Но исполнили поэму, лишь когда со дня смерти композитора исполнилась четверть века...

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

Между первыми сочинениями Чюрлениса-композитора и первой оригинальной по стилю работой Чюрлёниса-художника лежит семь лет.

Чюрлёнис поступает в Школу изящных искусств, пишет: «К живописи у меня еще большая тяга, чем прежде, я должен стать художником. Одновременно я буду продолжать заниматься музыкой и займусь еще другими делами. Хватило бы только здоровья, а я бы все шел и шел вперед!»

Осенью 1903 года он пишет маслом картину «Музыка леса». Тема и название её звучит для нас определенным напоминанием симфонической поэмы «В лесу». Картина проста, образы её будто рождены простейшими литературно-поэтическими сравнениями: шум в лесу – это музыка; прямые стволы сосен – струны, ветер, летящий мимо деревьев, - это тот музыкант, который и трогает, колеблет звучащие струны.

Этой работой Чурлёнис поднял руку на «стены», которые испокон века отделяют живописцев от музыкантов, музыкантов – от поэтов, поэтов – от живописцев. И первым, пусть даже слишком слабым толчком, поколебавшим эти мощные стены, была картина «Музыка леса».

Весной Варшавская художественная школа решила показать свои достижения в столице. Петербургская академия художеств предоставила для выставки свои лучшие залы – Рафаэлевские. Экспозиция огромна, и взгляду легко утомиться, но как с удивлением обнаруживает один из современников Чюрлениса, группки посетителей дольше всего задерживаются у работ Чюрлёниса. Рассматривают, обмениваются репликами, недоумевают, пожимают плечами… "Сон…фантастика…мистическое…рисунок неумел…» Это умозаключения одних. «Любопытно…что-то знаете в этом есть…увлекает…и колорит хорош…но очень уж необычно…» Так отзываются другие.

На следующий день в солидной петербургской газете «Биржевые ведомости» можно было прочитать: «В мире искусства. Выставка Варшавской рисовальной школы…Выставлено около пяти тысяч номеров. Заметно стремление к творчеству… По сравнению с другими школами варшавская идет впереди.

Говоря об учениках варшавской школы, нельзя ни в коем случае обойти молчанием длинной серии фантастических пастелей Чюрлёниса. Его музыкальностью объясняется отчасти мистическое творчество. Сразу видишь перед собой художника, привыкшего грезить звуками. Все свое творчество он отдал на служение стихийной обожествленной природе, то кроткой, ясной, улыбающейся, то гневной, помрачневшей, карающей.

Вся статья посвящена только ему, больше не упомянуто ни одного имени, и за всем этим чувствуется, как сильно поражен столичный критик своим открытием нового имени.

Чурлёнис "очеловечивает" природу, решая при этом сложнейшие задачи художественной выразительности. Он достигает удивительного завораживающего воздействия на нас тем, что придает внешнему миру таинственные черты живых, чувствующих существ, и мы с детской наивностью погружаемся в эти странные пейзажи.

1907 год вызвал к жизни нового Чурлёниса. Он живет дома, под заботливым материнским вниманием. В течение лета у него появилось несколько десятков картин. Тогда же Чурлёнис создает цикл "Знаки зодиака" из двенадцати картин одного размера – раскрывают перед взглядом меняющиеся лики звездных небес, чуть подсвеченных идущим из-за горизонта солнцем.

Об одной из своих знаменитых серий Чюрленис писал: `Я начинаю цикл картин `Сотворение мира`, но не нашего мира по Библии, а какого - фантастического, своего, и собираюсь их написать более 100". Написал он их только 13, зато каких! На них изображены какие-то небесные сферы, синева огромного Земного шара, звезды, фантастическая архитектура, морское дно с водными растениями и невиданными организмами. Все это написано в красивой сине-зелено-серебристой либо оранжево-золотой гамме.

Между первыми сочинениями Чюрлениса-композитора и первой оригинальной по стилю работой Чюрлениса-художника лежит семь лет. Осенью 1903 года он пишет маслом картину "Музыка леса". Тема и название ее звучат для нас определенным напоминанием о симфонической поэме "В лесу", сочиненной двумя-тремя годами раньше. Картина проста, образы ее будто рождены простейшими литературно-поэтическими сравнениями: шум в лесу - это музыка; прямые стволы сосен - струны; ветер, летящий мимо деревьев, - это тот музыкант, который и трогает, колеблет звучащие струны. Пейзаж здесь - лишь символическая форма, в которой излагается замысел: для воплощения мыслей и чувств. Порожденные живой природой, автор использует приемы широко распространившегося художественного течения.

В основе работ художника 1905-1906 годов лежит размышление о стремлении людей к счастью. О жажде истины, справедливости, братства. И о жестокости действительности, в которой сгорают искры надежд.

Теплыми отношениями навеяна тема одной из самых романтических и возвышенных по духу работ Чюрлениса "Дружба" (1906), которую он подарил Брониславе Вольман. На картине изображена женщина, летящая в поднебесье, высоко над миром, увенчанная диковинным убором из золотых перьев. Ее веки прикрыты. Обеими руками - бережно и нежно - она несет перед собой мягко сияющий шар. Лучезарный свет торжествует, побеждая холодную пустоту... Чюрленис назвал свою аллегорию многозначительно "Дружба".

Ей же посвящен целый ряд его музыкальных сочинений, включая и самое значительное из написанного композитором - симфоническую поэму "Море".

Мечтой художника о мировой гармонии и красоте рождены циклы картин "Сотворение мира" и "Знаки Зодиака".

Мерцающая голубоватая туманность на фоне безжизненной, темной синевы... Острый профиль с подобием короны вверху взирает в бездонность... Горизонтально над пространством в утверждающем жесте вытягивается ладонь, внизу - надпись по-польски: "Да будет!" Непроглядное пространство начинает превращаться в организованный космос: в синей тьме возгораются светила и спиральные вихри знаменуют рождение новых, они сияют над поверхностью вод, и мятущиеся облака понеслись по ожившему небу, и багровое солнце взошло на горизонт!.. Все это проходит перед нами в первых шести картинах цикла "Сотворение мира". Вид меняющейся космической панорамы делает зрителя соучастником величественных движений материи и духа разума. Мир начинает жить, сверкать, цвести. Чюрленис рассказывает не о сотворении земли, а о возникновении красоты мира. Листы цикла идут от беспорядочного хаоса к гармонии.

К приходу весны 1910 картины Чюрлениса выставляются на выставках, которые следуют одна за другой в Вильнюсе, в Варшаве, в Москве, в Петербурге. Имя его начинают с уважением произносить не только в узком кругу живописцев, знавших его лично, но и в более широкой среде художественной интеллигенции, в кругах любителей живописи. В своих критических статьях Александр Бенуа называет Чюрлениса в числе талантливых мастеров России. Когда в 1910 году возрождается общество "Мир искусства", Чюрлениса признают одним из его членов. На выставке "Мира искусства" выставляется одна из его работ. Поступает приглашение участвовать в выставке за границей - в Мюнхене.

Чюрленис разделяет участь многих великих талантов: слава опаздывает. 10 апреля 1911 года - ему не исполнилось и 36 - Чюрленис умирает.

В течение двух-трех лет после его кончины устраиваются большие выставки его работ в Петербурге, Москве, Вильнюсе, его картины выставляются на Второй международной выставке постимпрессионистов в Лондоне, в концертах начинают играть его музыку, о нем пишутся уже серьезные статьи, публикуются первая книга и посвященный Чюрленису монографический сборник.

Творческая биография Чюрлёниса очень коротка: первые уроки рисования он начал брать в 27 лет, в 32 уже выставил свои первые работы. А через три года его не стало.

Чюрленис - уникальное явление в мировом искусстве, его творчество до сих пор вызывает восхищение и споры.

Однажды с дрейфующей станции «Северный полюс – 18» была получена радиограмма. Радиограмма гласила: «НАЙДИ БИБЛИОТЕКЕ В ЛЕДЯННЫХ ПРОСТОРАХ ПИНЕГИНА СВЕДЕНИЯ ЧЮРЛЁНИСЕ». Радировал знакомый физик, дрейфовавший на полюсе в составе экспедиции СП-18.

Н.В. Пинегин – известный полярник, который был также и художником, учившемся в Петербургской академии. Один из друзей и ближайших сподвижников полярного исследователя Г. В. Седова, Пинегин участвовал в драматическом походе «Св. Фоки» к полюсу. Зимовка путешественников на Земле Франца Иосифа была, как известно, для Седова последней: он погиб при попытке достичь полюса по льду.

В своих записках Пинегин и рассказывает о героической экспедиции русских полярников. Описывая зимовку на Земле Франца Иосифа, Пинегин говорит о полуострове Рубини Рок и добавляет здесь же: «Его двухсотметровые обрывы неприступны… В мглистый день, когда мы увидели те массы, они походили на видения художника-фантаста Чюрлёниса.

Впоследствии, при съемке бухты Тихой, эти мысы были названы «горами Чюрлёниса». Этот нерукотворный памятник, поставленный Чюрлёнису самой природой и героями-путешественниками, появился на полярной карте спустя лишь два года после смерти художника…

В пятидесятых годах советские ученые побывали около Гор Чюрлёниса, и один из участников этой экспедиции, В. Маркин, опубликовал в своей книге фотографию, из которой ясно следует, что седовцы, глядя на бухту Тихую, вспомнили именно «Покой» Чюрлёниса, картину, которую Пинегин, а возможно, и Седов видели на выставке в Петербурге. Такова была сила этой живописи: художник создал поэтический зрительный образ, который продолжал жить в сознании путешественников. вступивших в величественную схватку с полярной природой. Это лучшее доказательство того, что настоящее искусство необходимо людям даже в самые трудные минуты.

В 1918 году Советское правительство Литвы специальным декретом национализировало картины Чюрлениса, причислив к "творениям гениев человеческой мысли". Вскоре был учрежден Государственный художественный музей Чюрлениса в г. Каунасе.

Музей был основан в 1921 г. В 1936 г. скромная галерея была преобразована в большой музей культуры им. Витовта. С 1944 г. музей носит имя Чюрлениса.

Микалоюс Константинас Чюрленис был музыкантом, художником, поэтом. Чюрленис - уникальное явление в мировом искусстве, его творчество до сих пор вызывает восхищение и споры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Гений – тот, кто творит новый, свой собственный мир.

Если бы жизненную и творческую дорогу Чюрлёниса мы захотели обозначить каким-то словом, указывающим на путь, который он прошел, то это было бы слово неудовлетворенность.

Чюрлёнис опередил свое время. Вестник далекой Страны мечты, он явился, чтобы пробудить в сердцах стремление к поиску, жажду крыльев и высокого-высокого полета.

Любимое занятие Чурлёниса – рассматривать созвездия вечернего неба. Рядом с Чюрлёнисом нельзя было быть плохим человеком. В этом человеке было что-то необычайно достойное: никакой позы, всегда спешит советом и помощью, в общении доброжелателен и тонок.

Шевелюра пышных светловатых волос, добрые даже в улыбке нередко печальные глаза, иногда горящие восторгом или юмором, и сама улыбка, которую описать труднее всего, и тихие слова: «Не сердитесь»…

Тема урока: «ХУДОЖНИК, ПОЭТ, КОМПОЗИТОР»

Дата проведения: 30.01.12

Класс: 1 «Б»

Учитель музыки:

Тип урока: Комбинированный

Здоровьесберегающий компонент образовательного процесса:

Дыхательная гимнастика

Распевка

Движение по классу под музыку,

Пластическое интонирование

- «Музыкотерапия»

Цель урока: Привести обучающихся к пониманию того, что искусство (музыка, литература, живопись) имеет общую основу – саму жизнь.

ü Образный анализ картины;

ü Интонаци­онно-образный ана­лиз музыки;

ü Пласти­ческий этюд стихо­творения;

ü Хоровое пение.

Музыкальный материал урока:

ü «Пастораль» (из «Сюиты в старинном стиле» для скрипки и фортепиано) - Альфред Гарриевич Шнитке;

ü «Пастораль» (из музыкальных иллюстраций к повести «Метель») - Георгий Васильевич Свиридов;

ü «Наигрыш» - Альфред Гарриевич Шнитке;

ü «Добрый день» - сл. В. Суслова, муз. Я. Дубравина;

Дополнительный материал к уроку:

ü Картина Ф. Васильева «Утро»;

ü Стихотворение И. Никитина «Вот и солнце встаёт»;

ü Презентация «Художник, поэт, композитор»

Оборудование:

ü Компьютер;

ü Проектор;

ü Синтезатор клавишный;

ü Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 4 класс . Сост. ;

ü Фонохрестоматия музыкального материала «Музыка» 1 класс;

ü «Дерево знаний» - рефлексия

Раздаточный материал:

ü Индивидуальные карточки «Мажор и минор»;

ü Сборник «Песенка звени»;

ü Сборник «Музыкальная мозаика».

Дидактический материал:

ü Сборник «Музыкальная мозаика»;

Планируемые результаты (предметные):

ü Знать понятия «поэт», «художник», «композитор»;

ü Уметь находить общее в стихотворном, худо­жественном и музы­кальном пейзаже.

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Познавательные УУД

Характеристика деятельности

Для учителя: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Для обучаемых:

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров;

Сравнивать речевые и музыкальные интонации;

Разучивать и исполнять песню;

Моделировать музыкальное произведение;

Регулятивные УУД

ü Формировать социальную роль ученика.

ü Формировать положительное отношение к учению

Коммуникативные УУД

ü Потребность в общении с учителем;

ü Умение слушать и вступать в диалог.

Личностные УУД

ü Волевая саморегуляция;

ü Контроль в форме сличения способа действия и его результата

с заданным эталоном.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Дети входят в класс по «пение птиц», занимают свои места.

Исполняют приветствие-распевку.

---дыхательная гимнастика---

Массирование и поглаживание (уши, щёки, нос, лоб, шея).

Пишем цифры языком.

II . РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

---формулирование темы учащимися---

Слайд 1.

УЧИТЕЛЬ: Повстречалась Муза с поэтом, художником и композитором и спросила: «Что вам нужно, чтобы нарисовать картину природы»

Слайд 2. (ответы детей)

Слайд 3. (ответы детей)

Слайд 4. (ответы детей)

Дети сами формулируют тему урока

Слайд 5.

Слайд 6.

УЧИТЕЛЬ: ?Какое время суток изобразил художник на своей картине?

Какие краски он использовал для этого?

Слайд 7.

!!!задание:

o Прочитайте про себя стихотворение И. Никитина «Вот и солнце встаёт».

o Подумайте, что сделает чтение этого стихотворения вслух более выразительным? Что усилит в нём моменты, изображающие появление солнца?

Темп чтения (быстрый или медленный),

Какие слова нужно выделить.

(дети отвечают на вопросы)

Слайд 8.

(дети выразительно читают стихотворение, слушают «Утро» Э. Грига и смотрят на краски картины «Утро» Ф. Васильева.

---пластический этюд---

(дети движутся по классу под музыку, выражая в движении характер произведения)

ВЫВОД : Сопоставляя звучание «Утра» Э. Грига, цветовой гаммы картины «Утро» художника Ф. Васильева и стихотворения «Вот и солнце встаёт» И. Никитина – звук и цвет одного явления.

---слушание музыкальных пейзажей---

«Пастораль» (из «Сюиты в старинном стиле» для скрипки и фортепиано) - Альфред Гарриевич Шнитке;

«Пастораль» (из музыкальных иллюстраций к повести «Метель») - Георгий Васильевич Свиридов.

---цветовое моделирование---

!!!задание:

o Подберите слова подсказки (сборник «Музыкальная мозаика»).

o Смоделируйте цветовую гамму произведений (в тетрадях).

---музыкальный анализ---

!!!задание:

o Определите лад произведений.

o Определите ритм произведений.

o Определите группу инструментов.

---слушание музыкальной зарисовки---

«Наигрыш» - Альфред Гарриевич Шнитке;

!!!задание:

o Какие интонации вы услышали?

o Группа инструментов?

o Гармония звуков – консонанс или диссонанс?

III . РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСНИ «ДОБРЫЙ ДЕНЬ» Я. ДУБРАВИНА

!!!задание: «Если бы я был композитором?»

o Прослушать текст песни Я. Дубравина «добрый день».

o Поберите название к этому стихотворению.

o Какое у этой песни было бы настроение?

o Как она должна звучать?

Слайд 9-10

«Добрый день» - Я. Дубравин

Какими звуками нарисовал композитор пробуждение дня?

Совпадает ли музыка композитора с вашей музыкой?

Созвучна ли эта песня с предыдущими видами искусства, которые нам нарисовали картину природы?

Разучивание песни «Добрый день» - Я. Дубравина

Достижение кантилены,

Ритмическая точность,

Интонационная точность,

Окончание фраз,

Развитие певческого внимания,

Стремление ярко выразить кульминацию в каждом куплете,

Стремление ярко выразить кульминацию в песне (общее crechendo),

Выражение искренних чувств к природе.

IV . РЕФЛЕКСИЯ «Дерево знаний»

V . ВЫВОД:

Слайд 11-40

Мы встретились с поэтом, художником и композитором. Они познакомили нас с тремя видами искусства – музыкой, живописью и литературой. У каждого вида искусства свой язык, свои выразительные средства. С помощью красок, звуков и слова художник, композитор и поэт передали нам красоту природы, а мы сами попробовали написать музыку к стихотворению.

В разное время года и в разное время суток мы каждый день видим красоту природы. Слышим в ней переливы звуков, видим волшебное сочетание красок и можем сказать о ней самые прекрасные слова. Всё это наша жизнь.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура XX века Опубликовано 17.11.2017 19:21 Просмотров: 1062

«Его гениальное, неповторимое творчество явило миру новый духовный континент» (Ромен Роллан о Чюрлёнисе).
Творчество Чюрлёниса невозможно охарактеризовать относительно какого-то определённого стиля или направления – он стоит в стороне от известных течений в живописи. Возможно, его творчество ближе к символизму или абстракционизму , но при этом оно рядом с музыкой. Б. Леман считал, что «он (Чюрлёнис) слишком ясно видел и слишком много знал». А творчество человека, так щедро одарённого талантом проникать глубоко в самую сущность всего, что его окружало, понять и в самом деле непросто. Но мы попробуем хотя бы прикоснуться к тому миру, в котором он жил и созидал.

Микало́юс Константи́нас Чюрлёнис (1875-1911)

В реальном мире он родился в г. Ораны, на юге Литвы, которая в то время входила в состав Российской империи (Варшавская губерния). Вскоре после рождения Константинаса (так будущего художника и композитора звали дома) семья переехала в деревню Друскининкай. Его первым языком был польский. На этом языке он впоследствии писал письма, дневники и литературные сочинения.
Литовский он начал учить довольно поздно (за 6 лет до смерти). Вторым языком был русский.
Отец его, выходец из крестьян, был музыкантом (органистом). У мальчика рано проявились музыкальные способности, и его отдали в музыкальную школу князя Михаила Огинского. В детстве он освоил орган и с шести лет заменял на службах отца.
Затем молодой Чюрлёнис учился в Варшавском музыкальном институте (материально ему очень помогал М. Огинский), а затем в Лейпцигской консерватории.

М.К. Чюрлёнис «Потоп» (1904)
После смерти князя Огинского Чюрлёнис вынужден был прервать учёбу. Вернувшись в Варшаву, он занимался рисованием и художественным творчеством. К этому времени он был уже автором симфонической поэмы «В лесу», которая стала первым литовским симфоническим произведением. Вообще, к творчеству молодого Чюрлёниса относились с пониманием и интересом. Вскоре он возвратился на родину, в Литву, где в 1907 г. в Вильне была организована первая выставка литовского изобразительного искусства, одним из инициаторов и участников которой был Чюрлёнис.
В Вильне Чюрлёнис познакомился с начинающей писательницей – Софией Кимантайте – и женился на ней в 1909 г.

Чюрлёнис с женой
При содействии художника М. В. Добужинского в Петербурге в 1908 г. прошла выставка «Салон», в ней принял участие и Чюрлёнис, ставший затем участником объединения «Мир искусства». Но в Петербурге он столкнулся с непониманием. Его единомышленники пытались создать национальную культуру на базе фольклора или же понятной всем живописи. Чюрлёнис же осознавал, что это не тот уровень, который ему был необходим. Кроме того, он был очень стеснён материально.

М.К. Чюрлёнис «Покой»
Серьёзно его психика пострадала после того, как была не принята и не понята его большая работа – занавес для общества «Рута» размером 4×6 м (1909).

Занавес для сцены «Руты»
Здоровье Чюрлёниса стало резко ухудшаться, и в 1911 г. он умер от простуды. Похоронен в Вильнюсе.

Творчество

А теперь поговорим о другом мире Чюрлёниса – творческом. И в нём всё гораздо сложнее. Чюрлёнис был разносторонне одарен. Композитор, художник и поэт, он мог пользоваться разными творческими языками – музыкальным, художественным, поэтическим...
В своих стихах он говорил об этом так:

О, как трудно вместить в себя мир!..
Сколько звуков в нем слышится,
сколько красок сверкает!

Его черновики до сих пор полностью не разобраны, а уже известных произведений для фортепиано насчитывают более 50.

Цикл «Сотворение мира» (13 картин) (1905)

Картина I

Картина II

Картина III

Картина IV

Картина IX

Картина XI

Чюрлёнису принадлежит более 300 живописных произведений, в их числе «Соната солнца», «Соната весны», «Соната моря», «Соната звёзд», триптих «Сказка», цикл «Сказка королей», циклы «Сотворение мира», «Знаки зодиака», «Весна», «Зима», «Жемайские кресты».

Цикл «Знаки зодиака» (12 картин)

«Водолей» (1906)

«Телец» (1906)

«Дева» (1906)
Чюрлёнис создал новый вид искусства – «зримую музыку», где слиты музыкальные формы и их изобразительный аналог. Это серия живописных работ с музыкальными названиями: «Соната солнца», «Соната весны», «Соната моря».

М.К. Чюрлёнис «Прелюдия и фуга. Ангел» (1908)
Прелюдия – самостоятельное музыкальное произведение. Ранее – предшествовала более длинному и сложному произведению, отсюда её название: от лат. praе – перед и лат. ludus - игра ).
Фуга – музыкальное произведение, в котором несколько голосов, каждый из которых повторяет (имитирует) заданную тему.

М.К. Чюрлёнис «Фуга» (1908)
Эта картина как раз иллюстрирует плавный переход мелодии от одного голоса к другому (ёлки и возвышенности чередуются).

М.К. Чюрлёнис «Финал» (1908)

М.К. Чюрлёнис «Соната звёзд. Аллегро» (1908)
Аллегро (итал. Allegro – весело, бодро, радостно). Музыкальный термин.

М.К. Чюрлёнис «Скерцо» (1908)
Ске́рцо (итал. scherzo букв. «шутка») – часть симфонии, сонаты, квартета или самостоятельная музыкальная пьеса в живом, стремительном темпе, с выраженным ритмом.
Но вот что важно знать. Многие современники художника (в широком смысле – творца) отмечали его особенность: «Все мы чувствовали, что среди нас находится необыкновенный человек, отмеченный не только выдающимся интеллектом, но и огромной моральной силой». Единственное, что могло его вывести из себя, – это обращенная к нему просьба «объяснить» содержание той или иной его картины. Он негодовал: «...почему они не смотрят. Почему не напрягают свою душу! Ведь каждый по-иному подходит и иначе воспринимает произведения искусства» . Это очень важное обстоятельство, которое следует учитывать при изучении его творчества. То есть как-то толковать, объяснять картины Чюрлёниса не стоит. Ну, если только пояснять какие-то общие детали.

М.К. Чюрлёнис «Ангел» (1904)
Просто всматривайтесь в его картины. Возможно, тогда вы сами услышите и плеск волн, и лёгкий звук взмахов мельничных крыльев, и шорох кузнечиков в траве, и звук падающих на воду капель.
Фантазия художника безгранична, и тот образ, который лежал в основе «зримой музыки», в общем-то не имел для него решающего значения. Пусть он не имеет значения и для нас. Но главное, что мы должны понимать в его творчестве – это глубокие размышления о мироздании, природе, человеке.
Л. Я. Солодовниченко, изучавший творчество этого гениального художника, писал: «Микалоюса Константинаса нельзя воспринимать как художника, поэта или музыканта. Он поистине «синтетическая» личность. Каждый образ, представленный этим мастером, так многозначен, что он предстает перед зрителем как целая галерея образов. Только принимая Чюрлёниса как всеобъемлющую фигуру, можно приблизиться к пониманию его гениальности. Его музыка – игра цвета и поэзии. Его стихи музыкальны и красочны. Его картины звучат как прекрасные песни. Он был гениален во всем абсолютно».

М.К. Чюрлёнис «Новость» (1904)

М.К. Чюрлёнис «Сказка» (1907)