Схема анализа лекции в вузе образец. Анализ посещенных занятий. Лабораторные работы и практические занятия

Целенаправленность:

В ходе лекции «Общая характеристика мотивации» учащимся был прочитан материал по курсу «Мотивация трудовой деятельности». Данная лекция позволяет ознакомиться с понятия мотивации к трудовой деятельности, рассмотреть основные стадии процесса мотивации.

Так как данный курс является профильным для этой группы, то материал лекции должен помочь студентам повысить их профессиональные навыки в области управления персоналом и стать более высококлассными специалистами.

В информационной лекции «Общая характеристика мотивации» последовательно излагаются основные звенья механизма мотивации . В качестве примеров демонстрировались примеры побуждения к деятельности личными целями субъекта - потребностями, интересами, ценностями.

Рассмотрение понятия «мотивы» в системном взаимодействии с другими психологическими явлениями.

Технология:

Техническое оснащение аудитории позволило большую часть излагаемого материала представить в виде презентации, что позволило не только сэкономить время при объяснении основных понятий и записи примеров текстов программ, но и улучшить наглядность предоставляемой информации. Также для объяснения стадий процесса мотивации и пояснении при ответе на вопросы использовалась доска.

Так как данная лекция носила ознакомительный характер, а излагаемый материала был достаточно объемным, то темп речи был выбран весьма высоким.

Взаимодействие с аудиторией:

В ходе лекционного занятия возникла на мой взгляд, весьма непринуждённая атмосфера общения между мной и аудиторией. Студенты не боялись задавать вопросы если им было что-то не понятно, а я в наиболее доходчивой форме старался пояснять наиболее запутанные и трудные для восприятия части в материале лекции. Всё это позволило наладить контакт между аудиторией и мной.

Выводы:

Сложности, возникшие при подготовке материала, были преимущественно связаны с обилием большого количества материала по теме лекции, выбрать из которого нужно было самое важное и по возможности интересное. Принимая во внимание то, что это было моё первое лекционное занятие, я считаю, что все необходимые вопросы, которые следовало рассмотреть на лекции, были рассмотрены. В ходе лекции несколько раз возникали дискуссии, что свидетельствует о том, что, по крайней мере, многие студенты слушали ее и, возможно, им даже было интересно. Основная трудность, на мой взгляд, была связана с тем, что во мне студенты видят прежде всего своего сверстника, который всего на несколько лет старше их, а значит, по их мнению, что вовсе необязательно вести себя культурно во время занятия, вначале урока, данное обстоятельство мешало проведению лекции, но позже контакт со значительной частью аудитории был найден и это позволило мне успешно провести занятие.

План-конспект практического занятия №1, самоанализ

План-конспект практического занятия

по дисциплине: «Менеджмент»

Тема №1. «Практические методы мотивации».

Метод проведения: Практика

Аудитория:

Факультет дневного обучения

Выполнил: Воронов А.А.

Преподаватель: Барковская С.В.

Учебные цели:

    Показать обучаемым на практике сущность и виды стимулирования персонала.

    На основе социологических данных выявить и проанализировать мотивы трудовой деятельности.

    Определить различия в мотивах и степени удовлетворенности трудом в зависимости от стажа работы, образования, пола и возраста.

    На примере конкретной организации (ВИВТ) выявить степень удовлетворенности или неудовлетворенности сотрудников учреждения условиями труда, а также работой в целом.

    Научить обучаемых использовать и обрабатывать социологические данных.

Вопросы к рассмотрению:

1.Примеры анкетирования и их применение.

2. Обработка социологические данных исследования.

    Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу Менеджмент/ под.ред. А.И.Наумова-М.:Гардарика, 2007-528с.

    Друкер, Питер, Ф. Практика менеджмента. Пер.с анг.: - Уч.пос.- М.:Экономика, 2009-398с.

    Кадашев А.К. и др. Практический менеджмент: в деловых играх, ситуациях, задачах и тестах. Учебное пособие.- М.:Изд-во «Новости», 2007-367 с.

    Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент – ЭКМОС, 2009-256с.

Ход занятия:

1. Вступительная часть – 5 минут

Повторение определения видов стимулирования (материальное, социально-психологическое, духовно-нравственное), быстрый опрос на тему «методы мотивации». Определение целей занятия.

2. Разъяснение построения анкет и применения социологического опроса – 15 минут

АНКЕТА №1

Для изучения проблемы мотивации труда просим Вас ответить на вопросы анкеты и, таким образом, помочь исследованию. Заполняется анкета просто: в большинстве случаев в ней есть варианты ответов. Вам остается обвести кружком номер того из них, который отражает ваше мнение. Если ни один из ответов Вас не удовлетворил, то напишите его сами. Просим Вас не пропускать ни одного вопроса, свою фамилию можно не указывать. Заранее благодарим Вас за внимание и помощь.

Пример анализа открытого занятия по дисциплине "Биология". Тема "Ферменты"

Анализ открытого урока

преподавателя Воробьёвой Ж.А.

Группа - ТМ-16

Дата проведения - 21.10.2016г.

Тема: «Ферменты»

Цели урока:

Методическая:

применять современные технологии, методы и средства обучения при проведении лекционного занятия. Активизировать процессы обучения за счет создания условий эффективной познавательной деятельности студентов.

Дидактическая:

сформировать у студентов прочные знания о белках-ферментах. Изучить их свойства, классификацию, механизм действия и практическое применение.

Воспитательная:

Прививать элементы культуры общения в ходе совместной проектной деятельности, формировать научное мировоззрение, чёткое представление о роли естественных наук в современном обществе.

Развивающая:

развивать у студентов рациональные приемы и способы мышления, познавательной активности, умения сравнивать, анализировать и обобщать. Формировать навыки ведения исследовательского эксперимента

Тип занятия: проблемно-поисковое с использованием инновационных технологий и активных форм обучения

Методы и методические приёмы: словесные и наглядные методы, методприймы - фронтальный опрос, разгадывание криптограмм, демонстрация видеоматериалов

Оборудование . Персональный компьютер, мультимедийное оборудование

Девиз занятия «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему

не удаётся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые». Д. Хевеши

Санитарно-гигиеническое состояние аудитории - аудитория подготовлена к проведению лекционного занятия, оборудована компьютером. Необходимый учебный материал разложен на столах студентов

Структура занятия включает этапы:

1.Организационный момент

2. Сообщение темы и постановка целей занятия

3. Актуализация опорных знаний

4. Мотивация учебной деятельности

5.Изучение нового материала

6.Обобщение и систематизация изученного материала

7.Подведение итогов занятия

Цель данного занятия - цели занятия достигнуты, тема занятия соответствует учебной и рабочей программе дисциплины

Этапы занятия

Актуализация опорных знаний: преподаватель удачно начала занятие с эпиграфа и самостоятельной постановки целей студентами, что активизировало мышление студентов и настроило их на работу. Актуализация опорных знаний проведена в форме устного фронтального опроса.

Опрос студентов: в ходе фронтальной беседы преподаватель затронула понятия, связанные с темой занятия, что позволило подготовить студентов к восприятию нового материала.

Мотивация обучения : мотивация обучения была проведена в начале занятия. Преподаватель подчеркнула роль ферментов в повседневной жизни.

Основная часть занятия : изложение нового материала проходило в форме объяснения с использованием презентации, докладов студентов из творческих групп с защитой презентаций и флеш-анимаций. Преподаватель тесно связывает учебный материал темы с воспитательными целями занятия, воспитывает элементы культуры общения в ходе совместной проектной деятельности, формировать научное мировоззрение, чёткое представление о роли естественных наук в современном обществе. Презентации-проекты студентов удачно визуализируют теоретический материал лекции, что значительно облегчает студентам ее восприятие. Преподаватель постоянно вовлекает студентов в обсуждение учебного материала, и студенты становятся активными участниками учебного процесса. Преподаватель удачно распределила проекты студентов, где в полной мере раскрывается тема занятия.

Закрепление нового материала прошло в виде фронтальной беседы, после чего студенты разгадывали ребусы по данным преподавателем картинкам. Фронтальная беседа позволила обобщить и закрепить полученные знания. Разгадывание ребуса развивало творческие способности студентов. На протяжении всего занятия студенты самостоятельно составляли опорный конспект, в который вносили информацию о строении ферментов, механизме действия ферментов, активности ферментов, брожении клеточных и т.д., что значительно помогло студентам обобщать и делать выводы при закреплении материала.

Заключительная часть занятия преподаватель проанализировала подготовленные проекты, результаты фронтального опроса, прокомментировала работу студентов на занятии, указала на основные ошибки студентов.

Изучаемый материал изложен в виде защиты проектов студентами группы

В процессе изучения использовались разнообразные формы и методы работы со студентами: разгадывание криптограмм, защита проектов, флеш-анимация, презентации, комиксы, притчи, видеоролики о ферментах, комикс-сказка, синквейны, ребусы и т.д.

Примечание

Основные компоненты урока

1. Организация урока.

2. Постановка цели.

3. Выделение главного на уроке.

4. Своевременный контроль.

5. Активная занятость студентов.

6. Самостоятельная работа.

7. Практическая работа.

8. Четкая структура урока.

9. Плотность урока.

10. Результативность.

11. Уровень обучения.

Формы и методы работы.

1. Проблемно-поисковые.

2. Словесно-наглядные.

3. Новые формы и методы.

4. Индивидуальный дифференцированный подход.

Министерство образования науки российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И.

Вернадскогоо

Таврическая академия (структурное подразделение)

Факультет математики и информатики

Педагогический анализ лекционного занятия

Симферополь, 2017 г.

Педагогический анализ лекционного занятия по математическому анализу

Общие сведения

Тема занятия: П роизводная и дифференциал.

Учебная дисциплина: математический анализ

Группа, курс, факультет: группа 101, 1 курс, факультет математики и информатики.

Количество студентов на занятии / общее количество студентов в группе: 19/22

ФИО магистра-практиканта:

Содержание и структура лекции

Учебный материал был подан в информационной форме. Лекция в учебном курсе является тематической. Цели лекции образовательная, воспитательная, развивающая были доведены до слушателей.

Структура лекции

План лекции был доведен до аудитории в начале лекции, на протяжении всей лекции преподаватель следовал плану.

Способ изложения учебного материала, который определяет структуру лекции является концентричный (все преподавание строится вокруг одного центра, которым является поставленная проблема; рассматриваемая проблема все время держится в поле зрения, к ней постоянно возвращаются, постепенно углубляя и развивая представления о ней и предлагая способы ее решения).

На протяжении всей лекции четко прослеживается структура (вступление, основная часть, выводы).

Содержание лекции

Содержание лекции включало в себя: научность и информативность (современный научный уровень) материала лекции: доказательность и аргументированность; наличие достаточно ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств. Освещение истории вопроса. Характеристика различных концепций и научных подходов. Связь с предыдущим и последующим материалом. Содержания лекции соответствовала дидактическим принципам высшего образования: связь теории с практикой, практического опыта с наукой; систематичность и последовательность обучения; доступность знаний; прочность усвоения; активность, сознательность и самостоятельность студентов в учебе и т.д.

Педагогическая деятельность преподавателя. Методы обучения

Методика проведения лекции

Методика проведения лекции включала в себя: методическую обработку излагаемого материала- выявление ведущих идей и положений; подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках; изложение материала доступным и ясным языком; разъяснение вновь вводимых терминов и названий. Применение методических приемов для повышения мотивации к изучению темы.

Создание проблемных ситуаций, использование приемов эвристической беседы; учет индивидуальных особенностей студентов.

Использование приемов закрепления учебного материала: повторение, вопросы на проверку внимания и усвоения; подведение итогов в конце рассмотренного вопроса, всей лекции.

Преподаватель обходился без опорных материалов, проявлял богатство и образность языка, интонационное разнообразие речи. Регламент занятия выдержан в полной мере. Все вопросы были рассмотрены.

Руководство работой студентов

Для активизации познавательной деятельности студентов, применялись способы поддержания интереса и внимания обучаемых на отдельных этапах занятия. Преподаватель вовлекал слушателей в творческую работу по восприятию и осмыслению нового материала с помощью проблемных вопросов и разбора ситуаций.

Преподаватель создавал возможность для осмысленного конспектирования, акцентировал изложение лекции (выделение темпом, голосом, интонацией, повторение наиболее важной информации, использование пауз, записи на доске.).

Лекторское мастерство преподавателя включала в себя: знание предмета, учебного материала. Увлеченность наукой (конкретной областью знаний). Педагогический такт. Стиль общения. Юмор. Гуманистическая направленность личности преподавателя. Учет состава аудитории и умение устанавливать с ней контакт.

Учебная деятельность студентов

Результативность лекции

Образовательная, развивающая и воспитательная цели лекции реализованы в полной мере.

Информационно-познавательная ценность лекции. Воспитательная значимость лекции. Мотивационно-стимулирующая ценность лекции. Лекция будет способствовать дальнейшей самостоятельной работе студентов по изучаемой теме.

Студенты усваивали лекционный материал хорошо, вели ли записи в конспектах. Реакция слушателей выражалась в задавании вопросов, на которые преподаватель давал полные ответы.

Вывод:

Тема затронутая в этой лекции является очень важной для студентов и не только для данной группы. Информация полученная во время лекции станет мотивационной в дальнейшем изучении данной темы. Лекция была проведена преподавателем на высоком уровне.

Подпись магистранта-практиканта проводившего анализ занятия

_______________________________(Фамилия И.О.)

Преподаватель: студент группы МПМФ – 121 Щерба Александра.

Тема семинарского занятия: Булевы функции.

Была посещена лекция по дисциплине «Дискретная математика», проведенная Щербой А. Т., после посещения лекции был проведен ее анализ. В начале занятия были сформулированы основные цели и задачи. Преподаватель предоставил необходимый теоретический материал для изучения темы занятия на предыдущей паре, так что на этом занятии при введении в тему студенты могли участвовать в диалоге, задавая интересующие их вопросы. На каждый вопрос был дан исчерпывающий ответ и предоставлены примеры для лучшего понимания ситуации. Далее преподаватель опросил группу с целью выявления у студентов «слабых мест» по теме. В опросе принимали участие все студенты, все спорные моменты были разрешены, после чего преподаватель раздал индивидуальные задания. Некоторым студентам потребовались пояснения по заданию лабораторной работы. В индивидуальном порядке преподаватель разъяснил непонятные моменты. Далее был приведен пример решенного задания по теме с использованием мультимедийных возможностей аудитории, что позволило студентам в полном объеме представить суть задания и необходимый результат. Студенты отнеслись к заданию с большим энтузиазмом, так как преподаватель объяснил практическую значимость данной темы в профессиональной деятельности математика-аналитика, привел примеры использования. В процессе выполнения студентами лабораторной работы, преподаватель в случаях возникновения затруднений, делал подсказки и исправлял ошибки. За пятнадцать минут до окончания пары, началась защита выполненных заданий. Каждый студент сдавал индивидуально, отвечая на вопросы преподавателя по теме занятия. В процессе приема лабораторной работы преподаватель относился к студентам с уважением, пониманием, соблюдая тактичность. Те студенты, кто не успел выполнить задание за пару, были предупреждены о том, что его необходимо доделать дома. В конце занятия преподаватель подвел итоги, закрепил основные понятия темы и выдал индивидуальные домашние задания.

В процессе занятия были выполнены образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Занятие проведено на высоком уровне, преподаватель достаточно уверенно держится перед группой, к студентам относится с уважением. Взаимоотношения студентов и преподавателя доверительные.

  1. Активная практика

Мною были разработаны лекционное и семинарское занятия на тему «Алгебра комплексных чисел». В последующем, данные занятия были проведены мною у студентов 2 курса подготовки бакалавров «Прикладная математика и информатика».

    1. Краткий конспект лекции.

Тема лекционного занятия: Алгебра комплексных чисел.

Цели занятия :

Образовательная

формирование знаний о действиях и операциях с комплексными числами;

формирование умений:

специальные умения (студент должен овладеть методами комплексного анализа и уметь применять их при решении конкретных задач)

общеучебные умения (умение логически и полно выстраивать ответ, умение работать в коллективе)

Воспитательная

система взглядов на мир

мотивы социального поведения

способность следовать нормам поведения

Развивающая

развитие речи, мышления

умственная деятельность: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, проверять результаты деятельности

План занятия:

Этап занятия

Приемы и методы

Время, мин

организационный этап

установка рабочего оборудования, раздача наглядных пособий для лекции, присутствие студентов на паре

актуализация базовых знаний

выявление важности полученных ранее знаний, повтор в краткой форме основных понятий, требуемых для освоения материала новой пары

изложение нового материала

в доступной для понимания форме, как можно в полном объеме раскрыть новую тему, пользуясь при этом техническими средствами обучения и наглядными пособиями для лучшего усвоения материала студентами

первичное закрепление

краткий обзор пройденного на паре материала, ответы на вопросы студентов по данной теме

подведение итогов, оглашение задания на дом

подвести итог о пройденной теме, об активности студентов на паре, выдача домашнего задания, рекомендация литературы и интернет-ресурсов

Ход занятия:

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

а) Приветствие студентов.

б) Включение рабочего оборудования (компьютера, проектора), презентации (в виде ключевых определений по теме для лучшего и наглядного восприятия информации).

в) Раздача карточек и таблиц студентам для дальнейшей работы по ним.

г) Отметить присутствие студентов.

Определить актуальность полученных на предыдущих лекциях знаний в изучении нового материала.

Обзор основных понятий, изученных ранее, для освоения нового материала:

а) Комплексные числа

б) Сопряжение комплексных чисел

Участие в общении, ответы на контрольные вопросы преподавателя

Изложение нового материала, используя презентацию, таблицы и карточки, выданные студентам для более эффективного и быстрого освоения материала:

Арифметические действия с комплексными числами;

Операция комплексного сопряжения;

Модуль комплексного числа;

Некоторые неравенства.

Внимательно слушать преподавателя, записывать все основные понятия, конспектировать примеры, проявлять активность в ответах на вопросы учителя, для наглядности восприятия пользоваться карточками и таблицами, которые были розданы в начале занятия

Краткий обзор пройденного материала, определение его важности в дальнейшем изучении этой и последующих дисциплин.

Ответы на вопросы студентов

Вопросы студентов к преподавателю. Прояснение непонятных моментов

Подвести итог.

Поблагодарить студентов за активность.

Огласить домашнее задание и литературу, которая поможет в его подготовке.

Внимательно слушать и по необходимости записывать задание и литературу для его выполнения.

Контрольные вопросы к лекции:

    Сложение и вычитание комплексных чисел.

    Умножение и деление комплексных чисел, заданных в алгебраической форме.

    Нахождение модуля комплексного числа.

    Изученные операции сопряжения комплексных чисел.

    Шабат Б. В. Введение в комплексный анализ. В 2 ч. : учебник для студентов вузов. Ч.1: Функции одного переменного / Б. В. Шабат. - 4-е изд., стер. - СПб. : Лань, 2004.

    Горяйнов В.В. Курс лекций по теории функций комплексного переменного. - Волгоград: ВолГу, 1998.

Интернет-ресурсы к лекции

Образовательный портал ВГИ: http://edu.vgi.volsu.ru

Глоссарий

Действительное число – (вещественное число), объединение рациональных чисел и иррациональных чисел.

Мнимое число - комплексное число с нулевой действительной частью.

Мнимая единица – комплексное число, квадрат которого равен отрицательной единице.

Комплексным числом называется выражение вида a + ib , гдеa иb – любые действительные числа, аi специальное число, которое называется мнимой единицей.

Комплексное сопряжение – операция над комплексным числом (набором комплексных чисел, оператором), при которой вещественная часть остается постоянной, а мнимая – меняет знак.