Шедевры русской живописи: Левитан, «Золотая осень». Описание картины. Описание картины «Золотая осень» И.Левитана


Сочинение по картине Левитана "Золотая осень"


Березовая рощица... Тихая лесная река... Задумчивая сказка Левитана.
Художник любил осень. При одном только взгляде на залитые золотом леса его сердце начинало радостно биться. Он мечтал о том, как перенесет на холст увиденное чудо природы. И вот волшебство в красках. Картина "Золотая осень". На левом берегу реки - золотая березовая роща, играющая всеми оттенками оранжевого и желтого цветов. А справа, у самого берега, стройная одинокая красавица-березка. Трогательно тоненькая, хрупкая, так и кажется, что под первым резким порывом осеннего ветра надломится ее ствол, упадет в холодную реку и понесется, понесется.
А полянки по берегам реки еще не успели пожелтеть. И где-то вдали виднеется ярко-зеленое поле. Оно отчетливо выделяется на фоне золота осени, слово отголосок лета.
Но небо над березами уже темно-синее, потемнела вода в реке, побурели камыши. И все неразлучные березки-сестрички на первом плане уже почти потеряли листву. Это говорит о том, что осень вступила в свои права.
Есть в этой картине какая-то загадка. Солнца на небе не видно. Но все проникнуто светом, теплом, березовая роща сияет золотом, как сотни солнц. И в то же время на правом берегу реки свет теряется. Все словно замерло в ожидании холодов. Чувствуется, еще немного, и осенний вихрь разрушит эту трепетную, нежную красоту. И вспоминаются строки А. С. Пушкина: "Унылая пора! Очей очарованье!"


Сочинение по картине И. И. Левитана "Золотая осень".

Знаменитый русский художник Исаак Ильич Левитан прославился более всего, как создатель уникальных пейзажей, которые создают настроение у каждого, посмотревшего картину. Его гениальный талант заключался в необычном умении вкладывать в свои картину столько души и наблюдательности, что природа на картинах Левитана выглядит живой, настоящей. Художнику, несомненно, удавалось передавать состояние, настроение и красоту окружающего нас мира.
Одной из лучших картин Левитана я считаю пейзаж "Золотая осень". На ней изображён березовый лес, опадающая листва, которую осень украсила в различные яркие и приятные глазу краски. На заднем плане вырастают кустарники, на земле виднеется желтеющая листва. Тихая и спокойная гладь реки радует глаз. На одном из её берегов раскинулись ещё зелёные ивы, которые, кажется, пытаются оказать сопротивление надвигающемуся увяданию. Золотая осень на одноимённой картине Левитана - это самое настоящее "бабье" лето, полное красок, света и тепла.
Недаром эту пору принято считать очень лирическим временем года. Все поэты, писатели, да и вообще творческие люди очень любили и продолжают любить это время. Золотая осень создаёт задумчивое настроение, с лёгкой и светлой грустью. И Левитан, конечно же, смог прочувствовать и понять эту необычайную пору. Более того, ему удалось написать картину так, что всё происходящее в природе начинаем понимать и мы. При этом на сердце возникает нежная радость, и даже скорое наступление зимы и холодов не омрачает этого настроения.
Пейзаж Левитана "Золотая осень" заставляет по-иному посмотреть на природу, её красоту.

Сочинение по картине И. И. Левитана "Золотая осень".
Сентябрь. Деревья в позолоте. Березы украсились желтыми листьями. При малейшем дуновении ветерка они падают, кружатся в воздухе и медленно опускаются на пожелтевшую траву. Верхушки некоторых берез уже сбросили свою листву. Опавшие листья шуршат под ногами. Пахнет сыростью. Художник уводит взгляд зрителя далеко в глубину картины. И мы видим исчезающую среди полей речку. Вода в ней темно-синяя, прозрачная. Стоит на берегу речки одинокая береза, нарядная, золотая. Плывут по воде ее точеные листья. За лесом видны изумрудные поля озимых. Над увядающей природой ясное лазурное небо. Воздух чист и прозрачен. Картина рождает в нас прилив бодрости. Мы словно сами прошли по берегу реки, тронули плечом березу, и она осыпала нас легкими листьями и каплями дождя. И мы понимаем, что природа вечно жива и вечно прекрасна.

Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень»

«Золотая осень» - известная картина И. И. Ле­витана, посвящённая красоте русской природы. Осен­ний пейзаж, созданный знаменитым художником в 1895 году, очень яркий, красивый и солнечный. Он вызывает у зрителя особенные чувства и никого не может оставить равнодушным. «Создатель пейзажа настроения», как часто называли И. И. Левитана, искусно передал необыкновенную красоту родного края и смог проникнуть в сердце каждого человека, который любит и ценит прекрасное. «Золотая осень» произвела огромное впечатление на И. Третьякова, который приобрёл её для своей коллекции. В на­стоящее время знаменитый пейзаж И. И. Левитана является достоянием Третьяковской галереи.

На картине И. И. Левитана «Золотая осень» изоб­ражена берёзовая роща в осеннем наряде. На перед­нем плане располагаются две осинки с почти опавши­ми листьями. Берёзки с золотыми вершинами распо­ложены слева. Особое внимание привлекает именно берёзовая роща, завораживающая своим необыкно­венным золотым убранством. Белоснежные стволы одеты в яркие жёлто-оранжевые наряды. Листья бе­рёз трепещут на ветру, переливаются, освещённые солнечными лучами, и блестят, словно золотые укра­шения. Одна из таких красавиц одиноко стоит на правом берегу реки, которая разлилась справа от берёзовой рощи. Водная гладь холодна и неподвижна. В ней, как в зеркале, отражается светлое голубое небо с белыми облаками и красноватые ветви раз­росшегося на берегу реки кустарника. Его нежные оттенки живописно украшают левый берег. Речная гладь дополняет красоту пейзажа, создаёт спокойное умиротворённое настроение.

Справа от реки, раскинув ещё зелёные ветви, расположились ивы. Своим цветом они создают кон­траст красок наступившей осени и уходящего лета. Но в этой незримой битве победа остаётся за осе­нью - зелень ив уже не такая яркая и сочная, какая бывает летом.

Земля покрыта осенней травой, которая ещё со­держит зелёные летние оттенки. Но в этот пёстрый ковёр неотвратимо вплетаются жёлтые краски осени, появляется багряный узор из опавших листьев. Все цвета травы яркие и насыщенные, только местами виднеются чёрные пятна теней деревьев.

На заднем плане картины заметны очертания да­лёких домов, лесов и полей, засеянных озимью. Поля привлекают взгляд яркой сочной зеленью, свойствен­ной весне, и как бы переносят нас в другое время года. Резкий переход к жёлто-коричневой траве, располо­женной справа от поля, напоминает о реальности - в природе царит осень.

Картина И. И. Левитана «Золотая осень» создаёт светлое лирическое настроение, радует яркими крас­ками осенней природы, пробуждает любовь к род­ному краю. От такой красоты невозможно отвести взгляд! Как природа могла сотворить такое чудо, которое восхищает нас, заставляет присмотреться повнимательнее, рассматривая мелкие детали, при­водит в восторг и вместе с тем навевает лирическое поэтическое настроение?! Не случайно именно осень пробуждала стремление мечтать и творить в сердцах знаменитых русских поэтов и писателей разных эпох:

А. С. Пушкина, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского, в творчестве которых значительное место отведено теме именно этого времени года. «Золотая осень» И. И. Левитана является своеобразным призывом: «Люди! Не проходите мимо, обратите внимание на ска­зочную красоту, созданную природой, восхищайтесь ею, берегите её и сохраните для потомков!» В наше время технического прогресса и постоянной спешки умение замечать и видеть прекрасное особенно ценно. После просмотра картины И. И. Левитана «Золотая осень» хочется найти такое место на своей малой родине и восхищаться необыкновенными красками этого времени года.

Левитана называют «поэтом природы» из-за его тонкого, философского восприятия русского пейзажа, немного грустного, непритязательного, но обладающего непреодолимой притягательностью и скромной, неяркой красотой. Картина, которую в 1895 году написал Исаак Левитан, «Золотая Осень», очень отличается от остальных его работ как раз тем, что она пронизана солнцем, ярка и непринужденна.

Биография художника

Исаак Левитан родился в небогатой еврейской семье из небольшого литовского местечка. Отец Левитана был очень образован, и чтобы улучшить материальное положение семьи, перевез домочадцев в Москву, где его старший сын Авель (Адольф) поступил на обучение в московское училище живописи, ваяния и зодчества. Через два года по его стопам пошел Исаак, поступивший туда же в 1873 году.

Будучи евреем, Исаак Левитан многократно сталкивался с гонениями и другими проявлениями антисемитских настроений, вплоть до окончания училища без диплома художника. Из-за этого прекрасный и талантливый художник-пейзажист был вынужден давать платные уроки и писать портреты на заказ. В середине 80-х годов финансовое положение Левитана улучшилось, и он смог посвятить себя пейзажной живописи.

Исаак Левитан, «Золотая Осень»: описание картины

Исаак Левитан написал две картины с одинаковым названием с разницей всего лишь в один год. Многие искусствоведы считают, что художник не был удовлетворен первым вариантом, поэтому написал более легкий и «прозрачный» пейзаж, изображающий то же живописное место. Обе картины были созданы в Тверской губернии, в местечке Островно, и изображена на них река Съежа.

На картине проиллюстрировано время года, которое больше всего любил Левитан, - золотая осень, тот период, когда в редкие солнечные дни светом и золотом пропитано все вокруг. Тонкие бело-желтые березки обрамляют берег небольшой речушки, в водах которой смешались все цвета осени. Яркие холмы убегают к горизонту, словно на встречу с прозрачным бело-голубым небом. Яркие оттенки и легкий сюжет создают практически идиллический пейзаж, что на фоне более хмурых и тусклых картин Левитана выделяют «Золотую Осень» в особую категорию.

Анализ картины

Полотно, которое на заре русского импрессионизма начал писать Левитан («Золотая Осень»), одновременно характерно и нехарактерно для пейзажной живописи великого художника. С одной стороны, тонкие, высокие березки являются особенностью пейзажей Левитана, с другой - яркие, мажорные тона и небрежные мазки категорически противоречат традиционной технике живописи, характеризующей ранние картины художника.

«Золотая Осень» - картина Левитана, которая соединяет в себе черты импрессионизма и традиционной академической живописи. Очертания деревьев, берега, реки, холмов и даже небольшой деревеньки на дальнем плане остаются не размытыми пятнами, как в большинстве импрессионистских полотен, а имеют вполне различимый контур. Художник позволил свободным, небрежным импрессионистским мазкам преобразить передний план картины, где золотые листья и пожухлая трава словно оживают на глазах у зрителя.

Знаменитый русский пейзажист, питал особенную любовь к осени. Вероятно, потому, что осень резонировала с его меланхоличными чувствами лучше, чем любое другое время года. Всего Левитан написал более сотни осенних пейзажей. Осенью, в особенности в сентябре, как отмечают многие художники, воздух отличается кристальной прозрачностью. Не случайно именно ранней осенью астрономы-любители больше всего любят наблюдать звезды.

Картина «Золотая осень » запечатлела как раз самую яркую, прозрачную и нарядную стадию осени. В природе уже ощущается приближение холодов, но погода еще держится теплая, и утренние заморозки еще не испортили яркие краски желтеющих листьев. Бездонная синева неба контрастирует с золотыми и багряными оттенками осеннего листопада. Через две-три недели листва пожухнет и приобретет бурый оттенок, небо станет пасмурным и тяжело нависнет над землей серыми тучами; дождь превратит волшебные лесные тропинки в непроходимую грязь, спокойная река помутнеет.

Работать над картиной художник начал осенью 1895 года. В то время он проживал в усадьбе Горки (Тверская губерния). Наброски и эскизы были сделаны с натуры, а завершил свой знаменитый пейзаж зимой, после возвращения в Москву. И хотя картина производит впечатление написанной прямо с натуры, во время работы над ней художник полагался, главным образом, на свою зрительную память. В следующем году «Золотая осень» выставлялась в Петербурге и Москве, где и была куплена меценатом и коллекционером Павлом Третьяковым. Надо заметить, что Левитану никогда не нравилось, что его картина фигурирует в каталогах под названием «Осень», он настаивал на названии «Золотая осень», так как просто «Осень» казалось ему грубым и неподходящим названием. В настоящее время холст размером 82 см на 126 см находится в коллекции Третьяковской галереи. Пейзаж написан в энергичной, экспрессивной манере, в нем ощущается влияние импрессионизма; многие детали написаны условно, объемными и рельефными мазками (березовая листва). В целом, «Золотая осень» не самое типичное произведение - это яркая, солнечная, радостная картина. Вместо типичной для Исаака Левитана грусти и меланхолии здесь ощущается лишь легкая тоска по прошедшему лету (и, возможно, сожаление о том, что прошло вместе с ним). Скорее всего, в этом пейзаже отразились приподнятые романтические чувства автора - известно, что перед началом работы над пейзажем у него был роман с Анной Турчаниновой.

Любопытно, что Исаак Левитан написал еще одну картину с таким же названием, «Золотая осень», она была завершена в 1896 году и также находится в Государственной Третьяковской галерее. Эта картина примерно в два раза меньше свой знаменитой тезки, она изображает другой яркий осенний пейзаж и написана в более простой, стилизованной манере.


Сегодня «Золотая осень» считается вершиной мастерства Исаака Левитана, а во времена создания картины к живописцу относились довольно предвзято и упрекали в желании писать пейзажи. Мол, негоже еврейскому художнику браться за дело исконно русских мастеров. Тем не менее, пейзажи, написанные Левитаном, занимают первые места в «золотом фоне» русской живописи.


Исаак Левитан. Автопортрет (1880)
Исаак Ильич Левитан (1860 - 1900 г) родился в образованной обедневшей еврейской семье в 1860 году. В 1870-м отец Илья Левитан принял решение перебираться в Москву, чтобы хоть как-то спастись от нужды. Старший брат Исаака Авель поступил учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а через 2 года к нему присоединился младший 13-летний брат. Еще через пару лет умирает мать будущего художника, а больной отец вынужден покинуть работу и зарабатывать на жизнь репетиторством.

Постоянные финансовые трудности семьи побудили руководство училища несколько раз оказать братьям Левитанам материальную помощь «за отличные успехи». В конце концов, их и вовсе освободили от платы за обучение.


Серый день. И. Левинтан, 1890-е гг.
Успехи в живописи у Исаака Левитана действительно были. Как вспоминал его современник: «Левитану давалось всё легко, тем не менее, работал он упорно, с большой выдержкой». Особенно удавались пейзажи.

Весной 1888 года Левитан вместе с друзьями-художниками Алексеем Степановым и Софьей Кувшинниковой отправился на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге. Во время путешествия они неожиданно для себя открыли красоты маленького, тихого городка Плёс. Они решили задержаться и пожить там некоторое время. В итоге Левитан провёл в Плёсе три чрезвычайно продуктивных летних сезона (1888-1890). В конце 1880-х - начале 1890-х годов Левитан возглавлял пейзажный класс в Училище изящных искусств художника-архитектора А. О. Гунста.

Около 200 работ, выполненных им за три лета в Плёсе, принесли Левитану широкую известность, а Плёс стал очень популярен у пейзажистов.

В 1892 году Левитан как «лицо иудейского вероисповедания» был вынужден покинуть Москву и некоторое время жил в Тверской и Владимирской губерниях. Затем, благодаря хлопотам друзей, художнику «в виде исключения» позволили вернуться.

Золотая осень. И. Левитан, 1895 год.
Одной из самых известных картин Исаака Левитана является «Золотая осень», написанная в 1895 года. Она принадлежит к так называемой «мажорной серии» художника. Советский искусствовед Алексей Федоров-Давыдов отзывался об этом полотне так: «Золотая осень» поражает и захватывает наполненностью и красотой своего эмоционального содержания, столь определённо выраженного в цветовом великолепии, в мажорном звучании золотистой красочной гаммы».

Сам же Левитан скептически отзывался о своем полотне, называя его грубым. В тот период он страдал от приступов меланхолии. В XIX веке под этим понятием подразумевалось психическое расстройство, депрессия. К тому же в Левитана было больное сердце.


Картины «Золотая осень» в 2010 году в Государственной Третьяковской галерее.
Когда же картину представили общественности, ее приобрел Павел Третьяков. Левитан был безмерно счастлив. Пока полотно не передали в Третьяковскую галерею, его позволили экспонировать на выставке передвижников в разных городах России. В Харькове с картиной случилось несчастье: с одного из калориферов упал медный козырек и прорвал холст. Сегодня рана заделана и невооруженным взглядом ее не обнаружить.


Спасибо за ваши комментарии!

Серия сообщений " ":
Часть 1 -