Щусева. Музей архитектуры: фото и отзывы туристов. Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева Виртуальный музей архитектуры

Архитектурный музей имени Щусева в Москве – один во всем мире, при том, что многие самые разные хранилища располагаются в творениях зодчих. Здесь проводятся разнообразные по тематике выставки, связанные с архитектурой и смежными областями. Уникальна постоянная экспозиция архитектурного музея, представляющая фрагменты масштабного макета Большого Кремлевского дворца, проект которого остался не воплощенным. Основное здание представлено дворянской усадьбой Талызиных, которая сама является памятником русского зодчества.

Образование архитектурного музея связано с личностью знаменитого зодчего А.В.Щусева, инициатора и первого директора нового музея. Среди множества его работ выделяются проект здания Казанского вокзала и усыпальница пролетарского вождя – мавзолей Ленина.

Главный вестибюль усадьбы украшен парными скульптурами древнего происхождения. Напротив мраморных фигур сфинксов и старинных бронзовых подсвечников, возле зеркала и входа в залы стоят два древнеегипетских воина. Здесь же размещены билетные кассы и стенды с информацией о работе музея, демонстрируемым и планируемым тематическим выставкам.

В вестибюле приходящие посетители встречаются со своими гидами, если была заказана экскурсия в сопровождении сотрудника музея. Несмотря на поясняющие надписи возле экспонатов, живой и квалифицированный комментарий гораздо доходчивее.

Возле парадной лестницы на второй этаж выставлен стенд с архитектурным толкованием термина анфилада, чтобы отличить от военного термина вида построения кораблей. Над мраморными ступенями на стене – гипсовые копии барельефов Парфенона и афиша проходящей в данное время выставки.

Залы тематических выставок архитектурного музея

Продольное расположение залов архитектурного музея наглядно иллюстрирует понятие анфилады в зодчестве, когда двери нескольких помещений размещены на одной оси. Габариты выставочных помещений позволяют не перегружать пространство экспонатами. Информация подается дозированно.

Используется и другое построение экспозиции, когда она организована из параллельных стендовых панелей, расположенных под углом к стенам помещения. На черном фоне выставочных щитов графические и живописные экспонаты хорошо различимы и удобны для восприятия посетителей. Использование интерактивных способов демонстрации расширяет наглядность и повышают доходчивость информации.

Сами залы бывшей дворянской усадьбы отличаются разнообразием архитектурного и живописного оформления. Оживляет и разнообразит интерьер мраморная колоннада из белоснежных колонн, заканчивающихся лепными капителями. Центральный участок двухуровневого потолка расписан красочным орнаментом, в середине перекрытия зала размещена хрустальная люстра.

В залах тематических выставок достаточно редки сопутствующие экспонаты других форм, кроме графики и живописи. В одном из помещений можно видеть шикарное кресло, однако инородным предметом оно здесь не выглядит. Да и тема текущей выставки – театральные декорации, и такой элемент сценического оформления вполне допускает. Основная же масса экспонатов представляет построение сценического пространства различных театров и их художественное оформление.

Причудливая планировка усадьбы Талызиных сохранена и даже способствует более удачному размещению экспонатов. Некоторые элементы воссозданы чисто символически, например – неприметны печи с белым кафельным покрытием, которые в старину обычно покрывали узорными цветными изразцами. Зато сразу бросаются в глаза рыцарские доспехи в одном из залов архитектурного музея.

Посетителям подобные контрастные по тематике экспонаты отнюдь не мешают, позволяя перевести дух от тематической выставки.

Постоянная экспозиция – жемчужина архитектурного музея

Большой Кремлевский дворец, как явствует из музейного объявления, постоянно сохраняется в доступной экспозиции для посетителей и специалистов – археологов, историков и художников. Два зала, отведенные под наиболее значимые фрагменты модели здания, снабжены запретительными объявлениями на фотографирование уникального экспоната.

Есть разные точки зрения на то, кто был главным инициатором создания грандиозного проекта, амбициозная императрица Екатерина Великая или молодой, но образованный и уже известный архитектор Василий Баженов. Да это и не важно, ведь побудительный мотив ясен – заменить чисто оборонительные стены и сторожевые башни Кремля выразительным и величественным сооружением, подчеркивающим мировое значение Российской империи.

Дворец был задуман превосходящим все известные дворцовые комплексы, в том числе папский собор Святого Петра в Риме и бывший византийский храм Святой Софии, затем мечеть в Стамбуле. И властительница, и архитектор были едины в стремлении упрочить славу Москвы как Третьего Рима, создав грандиозный символ могущества государства.

Узкий темной облицовки зал, похожий больше на коридор, содержит серию мониторов для демонстрации истории и предполагаемого облика огромного сооружения. Рассказывается и о масштабной модели, составляющей в собранном виде 17 метров в длину, при ширине 4 и высоте 2 метра. Таких макетов не делал еще никто и никогда, для его сооружения было построено отдельное здание. Желающие могли посетить модельный дом и лицезреть диковинное строение в процессе его создания.

Для выполнения макета использовалась липовая древесина, наиболее податливая для обработки резанием. Лепные детали выполнялись из гипса, самые миниатюрные украшения отливались из сплава свинца и олова. Модель создавали лучшие мастера резьбы по дереву, скульпторы и литейщики того времени, как русские, так и европейские.

Проект был одобрен императрицей, принявшей решение о начале строительства. Была снесена часть кремлевской стены и несколько сторожевых башен, проведены объемные земляные работы, сооружались фундаменты. Однако осадка и угроза разрушения ряда исторических зданий, а также возросшие военные расходы государства привели к прекращению строительства. Разрушенные конструкции Кремля были постепенно восстановлены, не без изъянов и ухудшений.

Очередное чудо света осталось в проекте и деревянной модели, сменившей несколько мест, где она выставлялась или хранилась разобранной.

Только на мониторе можно видеть общий вид Большого Кремлевского дворца, каким его спроектировал Василий Баженов. Сохранив внутренние кремлевские строения, проект предполагал практически полную ликвидацию крепостных стен и сторожевых башен, неузнаваемым становился весь облик исторического центра Москвы.

Новый дворец безусловно оригинален и красив, однако при взгляде на изображение не сразу понимаешь, что это Москва. Допустимо ли уничтожать столь объемное историческое наследие, как Московский Кремль, ради реализации даже самого гениального проекта – большой вопрос, и мало кто ответит на него согласием.

Другие помещения архитектурного музея

После посещения тематической выставки и постоянной экспозиции можно пройти во внутренний двор, посетить реставрационные мастерские и продолжение экспозиции в здании Аптекарского приказа. При переходе встретятся реконструируемые конструктивные части зданий, типа храмового купола, и завершаемый макет многоэтажного дома – башни. Здесь же макет опорного сооружения под куполом цирка для выступления гимнастов. Можно реально оценить разнообразие проявлений архитектуры как вида искусства, красоту отдельных элементов зданий.

Под открытым небом, на специальных стеллажах с укрытием от осадков расположены отдельные элементы архитектуры, образцы материалов и изделий. Значительную часть составляют пластины с рельефными изображениями, предназначенными для декоративного оформления архитектурных объектов. Это запасники реставрационных мастерских, которые работают при хранилище с момента его основания как необходимое и крайне важное подразделение.

В штате реставраторов мастера работы с различными материалами, владеющие всеми изобразительными методами и средствами. Они осуществляют как текущее обслуживание экспонатов, так и восстановление поврежденных или утраченных фрагментов и деталей.

Одно из зданий, отнесенных к ведению архитектурного музея – палаты Аптекарского приказа, учреждения со своей интересной историей. Говоря современными терминами, это был орган управления и регулирования медицинской деятельности со времен Ивана Грозного.

В ведении Аптекарского приказа было признание трав и корней лекарственными, организация сбора лечебного сырья и искусственное выращивание. Также учреждение проверяло уровень знаний дипломированных докторов и аптекарей, обследования в целях судебной медицины и другие функции.

Конструкция трапезной Аптекарского приказа, сохранившейся до наших дней, базируется на белокаменных подвалах с мощными сводами крестового строения, Над перекрытием были возведены массивные палаты трапезной, используемые архитектурным музеем для организации выставочной деятельности.

Даже посещение во время демонтажа одной из выставок дает возможность увидеть и оценить уникальность конструктивных элементов старинного здания. Однако после сооружения подземного тоннеля новой ветки метрополитена необходим повышенный надзор за состоянием даже столь мощного сооружения.

Вид на основное здание архитектурного музея из внутреннего двора почти не отличается от парадного фасада. Единственным значимым отличием являются верхние чердачные окна под коньком, тогда как с лицевой стороны фронтон украшен лепными орнаментами. Одинаковы размеры и оформление оконных проемов, имитации квадратных колонн на фасадах с обеих сторон усадебного здания.

При всей исторической ценности основная привлекательность архитектурного музея имени Щусева заключается в его экспонатах, иллюстрирующих историю зодчества за длительный исторический период. Жемчужина коллекции – модель Большого Кремлевского дворца, не осуществленная, но гениальная задумка великого российского зодчего Баженова.

Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева - музей и научный центр по изучению и популяризации архитектурного наследия. Варианты сокращённого наименования - ГНИМА, МУАР, МА .

Основными направлениями деятельности музея являются научные исследования, коллекционная работа, содействие реставрации памятников архитектуры , организация выставок. В структуру музея входят научные отделы хранения фондов, научная библиотека, архив, реставрационные мастерские, фототека, отдел популяризации архитектуры, отдел развития.

Коллекции музея отражают тысячелетнюю историю архитектуры России и включают более одного миллиона единиц хранения.

Музей имеет статус особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации (указ Президента РФ от 24 января 1995 года).

В разное время директорами музея были такие известные деятели, как А. В. Щусев , В. И. Балдин , В. И. Резвин , Д. А. Саркисян , И. М. Коробьина . В марте 2017 года по результатам конкурса концепций развития Государственного Музея архитектуры им. А.В. Щусева Министерство культуры Российской Федерации назначило на должность директора старшего научного сотрудника музея Елизавету Лихачеву .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Государственный музей архитектуры имени Алексея Щусева

    ✪ Каменная штукатурка в музее им Щусева, съёмка 2 (Познавательное ТВ)

    ✪ Высотки Москвы

    ✪ Каменная штукатурка в музее им Щусева, съёмка 4 (Познавательное ТВ)

    Субтитры

История музея

  • 1934 год

Идея создания музея архитектуры родилась в России ещё в конце XIX в. под влиянием возросшего интереса к национальному наследию. Материал, накопленный различными учреждениями и музеями в XIX в. в процессе исследования и реставрации памятников архитектуры, нуждался в обобщении. Возникла потребность в научно-просветительском центре более высокого уровня и нового типа - в музее архитектуры. Музей был учрежден 1 января 1934 г. , одновременно с учреждением Академии архитектуры СССР, подразделением которой он являлся. В нём работали крупнейшие отечественные специалисты по истории и теории архитектуры. В 1935 г. ему были переданы территория и постройки Донского монастыря . Основная экспозиция разместилась в Большом соборе. Внутри монастырских стен под открытым небом установили художественные фрагменты разрушенных памятников, спасенные сотрудниками музея, и ставшие частью коллекции. Объектом музейного собирания и показа была заявлена мировая архитектура от древних времен до XIX в. включительно. Фонды музея объединяли материалы по русской архитектуре, составлявшие большую часть собрания, с материалами по европейскому, византийскому , ближневосточному зодчеству. Имелись даже такие экзотические экспонаты, как образцы-макеты новозеландских хижин и индокитайских свайных жилищ. Ключевым предметом показа были сами сооружения монастыря и сохранившийся некрополь XVIII-XIX вв.

  • 1946 год .

Лекторий

Лекторий Музея архитектуры был создан одновременно с Музеем Академии архитектуры СССР в 1934 году . В первые годы своего существования лекторий был выездным: ведущие специалисты в области архитектуры вели просветительскую деятельность, выступая на заводах и фабриках. Во время Великой Отечественной войны лекторий не прекращал свою работу. 1 января 1964 г . был создан Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева, объединивший Музей Академии архитектуры СССР, располагавшийся на территории Донского монастыря, и Республиканский музей русской архитектуры, находившейся в усадьбе Талызиных на ул. Воздвиженка . В это время лекторий обретает свой постоянный зал в стенах главного здания усадьбы. Основной направленностью работы лектория становится освещение исторического процесса развития русской архитектуры. В это время лекции читают такие именитые архитекторы как Михаил Васильевич Посохин , Константин Степанович Мельников и другие.

В середине 1990-х, в связи с передачей Донского монастыря РПЦ , фонды музея в срочном порядке перевозятся в главное здание усадьбы Талызиных. Лекционный зал также был отдан под размещение фондов. В связи с отсутствием помещения, лекции проводятся раз в неделю, среди экспозиции в Анфиладе главного здания.

Архитектурные экскурсии

Музей проводит регулярные экскурсии как по экспозициям и музейному комплексу, так и по улицам Москвы. В числе экскурсий, пользующихся неизменным успехом: «Архитектурный авангард в арбатских переулках»; «Архитектурные стили Москвы»; «Улица Тверская и сталинский генплан»; «Новая архитектура Москвы. Остоженка»; «Московский архитектор Федор Шехтель»; «Первая очередь метрополитена. От Сокольников до Парка…» и др. Тематика экскурсионной программы постоянно расширяется. Ознакомиться с программой и расписанием экскурсий можно на сайте музея.

Критика

Исследователь архитектуры Д. С. Хмельницкий

Музей архитектуры имени Щусева (Москва, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Тысячелетняя история строительства на Руси, в Российской Империи, СССР и России сквозь череду макетов, архивных фотографий и документов - вот краткое описание экспозиции Музея архитектуры имени Щусева, вот уже более 80 лет просвещающей жителей и гостей города в традициях и современности русского зодчества. Несмотря на то, что в главном здании музея по-прежнему продолжается ремонт, здесь есть на что посмотреть в трёх флигелях: впечатляющие макеты Государственного Кремлёвского дворца и сталинских «высоток», помпезная ваза «Моссовет» в лучших традициях советского гигантизма и кабинет Давида - знаменитого директора музея с массой интереснейших вещиц. А ещё у музея есть легендарный филиал - дом-мастерская архитектора Мельникова .

Немного истории

Музей архитектуры имени Щусева был основан в 1934 году и разместился на территории экспроприированного государством у Церкви Донского монастыря. Позже музей обрёл ещё одну выставочную площадку в перестроенном для этих целей здании усадьбы Талызиных конца 18 века работы Матвея Казакова. Основателем музея и его первым директором стал известный архитектор Алексей Щусев. С первых лет существования научные сотрудники кропотливо собирали информацию не только о русской архитектуре, но и о традициях строительства разных культур - в экспозиции были представлены макеты новозеландских и китайских жилищ. В 1950-е годы музей успешно развивался и обогатился многими ценными экспонатами. Однако в 1990-е почти 9000 кв. метров экспозиционных пространств были возвращены Донскому монастырю, и сегодня музей вынужден ютиться в особняке Талызиных, где продолжается реставрация.

В числе экспонатов музея - макет Большого Кремлёвского дворца, мебель эпохи советского модерна и стиля ар-деко.

Что посмотреть

Экспозиция Музея архитектуры имени Щусева распределена по трём выставочным пространствам: главному дому усадьбы Талызиных, Аптекарскому приказу и флигелю с характерным названием «Руина», где некогда были талызинские конюшни. Все помещения фактически находятся на одной территории.

После завершения реконструкции дом Талызиных станет главным пространством музея. Пока же здесь можно полюбоваться на восстановленные расписные потолки, лепнину и воплощённый гений архитектора Казакова. В числе экспонатов - макет Большого Кремлёвского дворца, мебель эпохи советского модерна и стиля ар-деко. Весьма интересны макеты сталинских высотных зданий, в том числе невоплощённого Дворца советов.

В Аптекарском приказе проходят временные выставки. В «Руине» можно посетить так называемый Кабинет Давида - директора музея с 2000 по 2009 годы. А ещё здесь замечательные сводчатые потолки.

Вы наверняка обратите внимание на шум: фактически под полом флигеля проходит Филёвская ветка метро.

Заметим, что львиную часть экспозиции составляют фотографии, архитектурные планы и чертежи знаковых сооружений разных стран. Так, здесь можно полюбоваться на необычные ракурсы Дворца дожей, Флорентийского Дуомо и прочих знаменитых зданий.

Адрес, часы работы и стоимость посещения

Адрес: ул. Воздвиженка, д. 5/25. Ближайшая станция метро - «Арбатская».

Часы работы: со вторника по воскресенье с 11:00 до 20:00. В четверг музей открыт с 13:00 до 21:00. Кассы закрываются за полчаса до закрытия музея.

Вход - 300 RUB, студентам, пенсионерам и детям до 16 лет - 150 RUB.

Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Должна ли архитектура музея быть заметной или она является лишь декорацией для экспонатов? Здания центров современного искусства, построенные в последнее десятилетие, дают очевидный ответ на этот вопрос. Вдохновленная так называемым «эффектом Бильбао» архитектура музеев становится все более притягательной для любителей искусства и для туристов. Таким образом, музей, как культурная институция и как памятник архитектуры, становится ключевым компонентом городских, региональных или даже национальных преобразований и важным фактором экономического развития.

Музеи XXI века максимально соответствуют идее непрерывного развития и роста, включая в себя не только выставочные пространства и административный блок, но и библиотеку, аудитории для проведения лекций и показа фильмов, оснащенные по последнему слову техники хранилища и мастерские, специальные грузовые лифты, не говоря уже о ресторане и сувенирном магазине.

Примером успешной интеграции здания в городское пространство является здание MAXXI - Музея искусств XXI века (Рим, Италия), который стал новым центром квартала Фламиньо. Автор проекта - английский архитектор иранского происхождения Заха Хадид, которая позиционировала «музей не как объект-контейнер, но как городской кампус искусств».

Идея, лежащая в основе архитектуры MAXXI, смелая и оригинальная: галереи рождаются из пересечений потоков линий и узловых точек. Непрерывность пространства, без лишних стен и разделений, делает его подходящим местом для любых выставок. Ключевые элементы здания «читаются» уже в атриуме: бетонные кривые стены, подвесные черные лестницы, прозрачные потолки, через которые проникает естественный свет. По словам Захи Хадид, эти элементы создают «новый вид текучей пространственности, имеющей множество точек обозрения, призванной олицетворять хаотичное течение жизни современного человека».

Архитектура MAXXI бросает вызов нашему представлению о традиционном выставочном пространстве, являясь тем местом, где искусство воспринимается по-новому.

Одним из наиболее значительных решений современной архитектуры является новый «Музей Акрополя», созданный с целью разместить находки из раскопок на холме Акрополя и у его подножия.

Здание, спроектированное архитектором Бернаром Чуми в сотрудничестве с Михалисом Фотиадисом, является памятником современной архитектуры, при этом в нем сохраняются и экспонируются произведения древнегреческого искусства. Современные материалы - стекло и бетон, использованные при строительстве, обеспечивают зрительный контакт с памятниками Акрополя, открывая панорамный вид на исторические холмы и современные Афины. Одним из смысловых центров здания является «Зал Парфенона», своей конструкцией повторяющий целлу Парфенона и вмещающий фриз храма.

Совсем недавно открывшееся новое здание центра современного искусства «Гараж» в Москве - первый пример новой музейной архитектуры в России. Архитектор Рэм Колхас и бюро «ОМА» провели реконструкцию построенного в 1960-е годы ресторана «Времена года», сохранив элементы советского модерна.

При этом здание соответствует всем запросам центра современного искусства: прямоугольные трансформируемые пространства, которые могут быть использованы для разных видов деятельности. По словам Колхаса, «музей входит в пространство парка Горького и является его продолжением: территория парка и пол музея находятся на одном уровне. Нам было интересно работать с парком как с частью Москвы. Он очень популярен, в нем много посетителей, и это хорошо для музея».

Еще один крупный проект, который, несомненно, изменит культурное пространство российской столицы, был анонсирован в октябре 2015 года известным итальянским архитектором Ренцо Пьяно. Его архитектурное бюро работает над созданием выставочного пространства для Фонда V-A-C, которое появится на территории бывшей электростанции ГЭС-2.

Проект находится в стадии согласования, но некоторые цифры уже заявлены: новое пространство должно быть достроено к 2018 году, его общая площадь составит 31 000 кв. м, экспозиционные площади - 9 000 кв. м, а количество посетителей - 750 тысяч человек в год.

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева был создан в 1934 году и стал первым специализированным музеем архитектуры в Европе. Его главная задача - коллекционирование и представление широкой публике образцов архитектуры всего мира от древнейших времен до современности. В собраны чертежи, фотографии и модели не только архитектурных сооружений, расположенных на территории России, но и старинных византийских храмов, ближневосточных культовых сооружений, образцов европейского зодчества и даже полинезийских хижин.

Особой популярностью музей стал пользоваться в послевоенные годы. Значительная часть зданий, являющихся памятниками истории и архитектуры, оказалась разрушенной во время боевых действий, и нередко оказывалось, что документы, которые помогут восстановить строение в первозданном облике, можно найти только в архитектурном музее. Именно благодаря этому учреждению многие уникальные здания и храмы, являющиеся частью русского культурного наследия, удалось воссоздать практически из руин.

Обширность и богатство фондов Музея архитектуры впечатляют, в их каталогах более миллиона единиц хранения. В собраны уникальные документы, имеющие отношение к памятникам зодчества – чертежи, замеры зданий, негативы, фотографии... Кроме того, в залах музея представлены многочисленные коллекции произведений искусства: гравюры, скульптуры, архитектурные модели, гобелены, предметы мебели, фрагменты зданий, старинные надгробия и даже строительные материалы.

Сами здания музея, находящиеся в центре Москвы, также являются историческими и архитектурными памятниками. Музей располагается в старинной усадьбе Талызиных, на территории которой находится палата Аптекарского приказа, сохранившаяся с XVII века. Анфилада бывшего господского дома и флигель во дворе усадьбы используются как выставочное пространство и лекционный зал.

Музей проводит многочисленные выездные выставки. В экскурсионную программу входит не только осмотр экспозиции музея, но и прогулки по столичным улицам. Во время экскурсий по городу особенности архитектурного направления, доминировавшего при застройке городского района, можно изучить на примере реальных зданий. Кроме лекционного зала, в музее есть библиотека и фототека, в которых хранятся тематическая литература и богатейшая коллекция материалов по градостроительной тематике. Посетить их можно по предварительной записи.

Стоимость посещения музея: 250 рублей (взрослые), 100 рублей (льготный). Дети до 18 лет могут посетить музей бесплатно.

Расписание и стоимость экскурсий и лекций необходимо уточнять отдельно.