щусева. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. а.в. щусева Другие помещения архитектурного музея

  • Единственный хранитель архитектурного наследия России, более миллиона экспонатов.
  • Центральный экспонат - модель Большого Кремлевского дворца Василия Баженова.
  • Основа коллекции – архитектурная графика, модели знаковых российских зданий, скульптура, чертежи, мебель.
  • Три выставочных пространства: Анфилада - главный дом усадьбы Талызиных, Флигель "Руина" и Трапезные палаты 17 века.
  • Вся богатая коллекция доступна виртуально на сайте музея.
  • Описания к экспонатам и аудио-гиды на русском и английском языках.

Богатство коллекции архитектурного музея

Музей архитектуры имени А.В. Щусева располагается в самом центре Москвы, в двух шагах от . Соседнее с ним здание — знаменитая библиотека имени Ленина, через дорогу — Манеж, за ним сердце России — Кремль. Это первый специализированный архитектурный музей в мире и единственный хранитель архитектурного наследия России. Для отечественных архитекторов этот музей – сакральное место, в нем хранится ДНК русской архитектуры.

В фондах музея нашла отражение вся тысячелетняя история русской архитектуры. Сегодня его коллекция насчитывает порядка 1 млн. экспонатов и в своей области сопоставима по качеству и разнообразию с собранием парижского Лувра. Часть уникальных экспонатов до 90-х годов прошлого века хранилась в Москвы, в стенах которого музей и начинался в далеком 1934-м году. Сегодня все фонды сконцентрированы в здании на улице Воздвиженке, а особняком стоит филиал Музея архитектуры – Дом Мельникова. Этот яркий образец советского авангарда, в котором рядом жил с семьей основоположник стиля К.С. Мельников (1890-1974), известен во всем мире благодаря уникальности своего решения.

В основе коллекции музея — архитектурная графика, макеты, обмерные чертежи, литография, скульптура, мебель, произведения декоративно-прикладного искусства. Среди последних есть даже фрески, в том числе из Калязинского монастыря в Тверской области, вывезенные до того, как монастырь был затоплен. К сожалению, большая часть коллекции находится в запасниках. После передачи Донского монастыря в ведение Русской Православной церкви и переноса хранившихся в его стенах экспонатов в здание на Воздвиженке, многие выставочные залы фактически переделаны в хранилища, и последние 20 с лишним лет музей живет в крайне стесненных условиях.

Выставки и лекции

На сегодняшний день работают несколько небольших постоянных экспозиций, а остальные выставки сменяются в среднем раз в месяц. Постоянные экспозиции музея — это фрагмент легендарной модели Василия Баженова (его обязательно стоит увидеть); необычный мемориальный кабинет Давида Саркисяна — директора музея с 2000 по 2009 годы, безвременно ушедшего из жизни; Скульптурный дворик — экспозиция садово-парковой скульптуры под открытым небом; выставка подлинных фрагментов чугунного литья, украшавшего легендарную Триумфальную арку Осипа Бове.

На временных выставках в музее показывают ретроспективы творчества видных архитекторов и тематические подборки скульптуры, фотографии, графики и так далее. Здесь можно как узнать о таких необычных вещах, как, например, корабельная архитектура, а также по-новому взглянуть на привычное городское окружение, например, как создавались и какими могли бы быть известные московские дома и станции метро. Планируя посещение музея, непременно загляните в его афишу на сайте.

Площадки архитектурного музея

На сегодняшний день у музея три выставочных площадки: «Анфилада», флигель «Руина» и Аптекарский приказ. «Анфилада» в главном здании — это действительно настоящая анфилада комнат с пятиметровыми потолками, аутентичными дверьми, паркетом и плафонами. Само здание — архитектурный памятник эпохи русского классицизма (XVIII-й век), бывшая усадьба дворян Талызиных. Некогда она состояла из главного дома и двух флигелей, один из которых также дожил до наших дней. Сегодня ему дано поэтичное название «Руина». Это одно из самых романтических мест музея. Обнаженные стены с кирпичной кладкой прошлых столетий, отсутствие оконных рам (вместо них лишь проемы) и напольного покрытия (вместо него расходящиеся в разные стороны деревянные настилы) — эта полуразрушенность создает совершенно особую выставочную атмосферу.

В музее проходят лекции, работает «Детский центр», в котором школьники постигают азы архитектуры. Есть возможность принять участие в экскурсиях музея для взрослых и детей.

Виртуальный музей архитектуры

Не имея пока возможности открыть крупную постоянную экспозицию, музей сделал доступными материалы своих фондов в пространстве Интернета. Проект называется «Виртуальный музей архитектуры» и доступен по адресу vma.muar.ru на двух языках, русском и английском. Это — история российской архитектуры с X по XXI век. В каждом разделе рассказ о знаковых постройках эпохи, современные фотографии памятников с подборками исторических документов из коллекции музея. Также доступно приложение для смартфонов на русском, английском, немецком, французском и китайском языках. В нем можно просмотреть 3D-экскурсии по особнякам старой Москвы, утраченным монастырям Кремля (Вознесенскому и Чудову), а также полюбоваться проектом несостоявшейся гигантской стройки XX века под названием «Дворец Советов».

Музей. В музеях XXI века сосредоточено множество функций: образование, развлечение, отдых, место для общения, торговля и прочее. И, как правило, само это многофункциональное пространство - узловая точка музея - одновременно и представляет из себя ОБЪЕКТ, являющийся символом этого музея.

Музей в городе. Государственный Исторический Музей (далее ГИМ) расположен в самом центре Москвы. Он окружен большим количеством достопримечательностей, в том числе музеев: Кремль, Политехнический музей, Зоологический Музей, Большой и Малый Манежи, Гостиный Двор и проч. Таким образом, на наш взгляд, развитие общественной функции музея, посредством создания в нем многофункционального пространства крайне правильный шаг, в результате которого, ГИМ может стать одним из главных центров туристической и культурной жизни города.

Зал в музее. Государственный исторический музей является комплексом из нескольких зданий, четыре из которых (ГИМ, Музей Отечественной Войны 1812, Палаты в Зарядье и Покровский Собор) находятся в шаговой доступности. Этот комплекс нуждается в координационном центре - месте, придя в которое, посетитель мог бы узнать про все экспозиции музея, изучить литературу, провести виртуальный тур, отдохнуть, выпить кофе, не покидая музея. Удобная доступность - вход с Манежной площади, торжественная лестница на второй этаж в зал, возможность доступа инвалидов, помещение площадью 325 квадратных метров 13-ти метровой высоты - все это делает Зал идеально подходящим под функцию «сердца» всего музейного комплекса.

«Форум». В своем проекте мы предлагаем создание двухуровневого объема в пространстве зала. На первом этаже будет располагаться фойе, библиотека и кафе (без кухни - только кофе, чай и прохладительные напитки), на втором небольшой зал со сценой и трибунами. Объем огражден ячеистой структурой, размеры ячейки которой изменяются, в зависимости от функции конкретной зоны. В зоне кафе они являются полками для посуды, в библиотеке - книжными полками и тд. Первый и второй этажи соединены двумя лестницами. Высота объекта 8м, общая площадь двух этажей 197м 2 . Возможно проведение собраний и лекций на втором этаже, а так же размещение большого количества людей, отдыхающих, пользующихся бесплатным WI-FI, изучающих литературу музея и проч. В одном зале мы объединяем разнообразные функции. Он становится центром всей музейной жизни Охотного Ряда.

Материалы и конструкции. «Форум» предлагается собрать из деревянного клеенного бруса. Сборность - разборность конструкции позволяет избежать капитального строительства в охраняемом государством памятнике архитектуры. При этом, возможно достижение высокого уровня огнестойкости, что необходимо для общественного пространства.

Всех, кто хочет увидеть Пера Гюнта в его классической версии, постановка может разочаровать. 4 часа, очень много краски, которую актеры беспрерывно выливают на себя: чистой в этой версии не смогла остаться даже Солвейг. Были моменты, которые меня захватили, но больше было моментов откровенно неуместных. Стараясь показать Пера Гюнта наших дней, авторы хватались буквально за все. Получилось чересчур.

  • 0
  • 0
  • Ответить
Алексей Ли
24 апреля 2019 Выставка «Постоянная экспозиция Музея космонавтики »

Очень рекомендую! Большая, по-настоящему интересная экспозиция, которая рассказывает обо всех периодах становления космонавтики. Не знаю, как детям, но мы, двое взрослых, были очень увлечены. Порадовало качество подготовки и презентации выставки - действительно современный качественный музей!

  • 0
  • 0
  • Ответить
Виктор С.
13 июля 2019 Выставка «Россия делает сама »

Познавательно, много экспонатов, видно, что создатели выставки действительно постарались создать образовательную, "просветительскую" площадку. Лучше идти с детьми постарше - мы ходили с двумя детьми, старшему (13 лет) было очень интересно, а второклассник заскучал. Хотя, конечно, это индивидуально.

  • 0
  • 0
  • Ответить
Антон
4 июня 2019 Выставка «Робостанция »

Давно слышали про эту выставку и вот наконец удалось посетить. Очень интересно! Роботов много, все они разнообразные, заточены под разные функции. Здорово, что есть информационные экраны, где можно почитать более подробно о каждом. В общем рекомендую к посещению, особенно с детьми - им тут раздолье!)

  • 0
  • 0
  • Ответить
Валерия
10 августа 2019 Выставка «Робостанция »

Были с детьми (10, 6 и 5 лет) - они в восторге! Основная фишка выставки - в ее интерактивности: дети могут общаться с роботами, могут все покрутить, потрогать, побросать и т.д. Очень похоже на этакую модернизированную детскую площадку. Однако нам, взрослым, было немного скучновато, так как говорить о том, что на выставке представлены какие-то интересные с технической точки зрения экспонаты, сложно, какой-то явной образовательной составляющей мы тоже, к сожалению, не увидели. Хотя вроде для детей проводятся какие-то мастер-классы по робототехнике. В целом провести время с детьми - интересно, но ожидать вау-эффекта для взрослых все же не стоит.

  • 1
  • 0
  • Ответить
Maria
15 мая 2019 Спектакль «Пролетный гусь »

Впервые услышала про этот спектакль от своего преподавателя в институте, которая потрясающе вела у нас курс русской литературы. Наверное, знакомиться с творчеством Виктора Астафьева через этот спектакль - одна из замечательных идей. Спектакль проникает в самое сердце, трогательно, понятно и очень сильно рассказывает про ту самую русскую душу, поэтому он будет близок всем и едва ли оставит кого-то равнодушным.

Русские музеи отражают историю и современность нашей страны. Делают они это не только экспонатами, но и своим состоянием. В этом смысле особенно интересен находящийся на Воздвиженке в архитектуры - сюрреалистическое для обычного посетителя место. Специалисты (либо просто люди, имеющие к архитектурной "тусовке" некоторое отношение) скажут вам, что он является одним из лучших в городе, поскольку здесь собрано множество артефактов, имеется богатейший архив по советской и русской архитектуре.

История музея

Существует этот музей с 1934 года, хотя еще в конце 19 века назрела необходимость в его создании. В нем работали (и отдали ему свои архивы) крупнейшие специалисты по теории, практике и истории архитектуры. "Покоятся" здесь материалы идеологических соперников прошлого - имеется архив по архитектуре Древней Руси, собранный Петром Барановским, великим реставратором, а также эскизы, выполненные Иваном Леонидовым, знаменитого проекта Наркомата на Красной площади. Когда-то отечественная школа являлась одной из самых интересных во всем мире.

А. В. Щусев

А. В. Щусев, имя которого носит музей архитектуры, является титаном в этой области искусства. Им был создан а также десяток знаковых строений СССР. Щусев является инициатором открытия профильного музея в 1934 году, расположенного при Академии архитектуры. Алексей Викторович, когда в 1946 году при его активной поддержке появился музей на Воздвиженке, стал также первым его директором (в период с 1946 по 1949 годы). Музей архитектуры уже при Щусеве стал единственным в то время центром градостроительства и архитектуры со статусом научно-исследовательского.

Формирование фондов

Формирование фондов началось в 1934 году. Под них были переданы следующие экспонаты и площади Антирелигиозного музея искусств (в период с 1929 по 1934 годы): строения и территория Донского монастыря, различные собрания иконостасов, облачений,

Фонды в 1930-40-е годы существенно пополнились. Были собраны фрагменты исторических и архитектурных памятников. 1930-е годы - период уничтожения и разорения исторических построек. В музей, кроме того, были переданы различные предметы интерьера древних зданий.

В 1946 году в собственность были переданы старинные здания усадьбы (конца 18 века) Талызиных-Устиновых. Расположение их на Воздвиженке, в близости от Кремля, говорит о родовитости прежних владельцев. Вошла в усадебный комплекс также "палата для кормления" - редкий памятник архитектуры 17 века, представляющий собой трапезную Аптекарского двора. В начале 20 века вторым этажом было надстроено каменное здание, сооруженное в 1676 году.

Человек, близкий к музейным кругам, отметит, что этот исторический музей, архитектура которого весьма любопытна, в течение примерно последних 20 лет испытывает большие сложности, поскольку когда-то собрание его находилось на территории переданного РПЦ в 1991 году Донского монастыря. Все эти годы он оставался просто выставочным пространством, так как практически все коллекции хранились в запасниках.

Открытие постоянной экспозиции

Символическое событие случилось совсем недавно, 19 июня 2012 года. -Это открытие в данном музее постоянной экспозиции. Для того чтобы увидеть представленный в ней уникальный объект, граждане со всех концов города потянулись в здание выставки. Вот здесь и начинается для обычного посетителя сюрреализм.

Расположен музей архитектуры в самом центре города, в большом дворце Талызиных, здании, относящемся к 18 веку. В него входит также усадебный флигель под названием "Руина", и здание 17 века, где находился Аптекарский приказ. Между тремя этими сооружениями находится небольшой дворик, также приспособленный под выставку.

Описание музея

Первое, что вы увидите, попав сюда - одинокую стойку кассы и центральный пустой вестибюль. Весьма любопытное зрелище представляют порой русские музеи. Посетитель, в надежде на интересные архитектурные откровения, резко поднимается на второй этаж по дворцовой лестнице - и попадает в Зазеркалье. Уходит в бесконечность целая анфилада пустых залов, как будто отраженная в гигантском зеркале.

Не преувеличение эти пустые залы, в которых находится государственный музей архитектуры: здесь действительно ничего нет, кроме развешенных изысканно по стенам экспонатов выставки, например, фотографий римских воображаемых театров. По мнению обыкновенного посетителя, так может выглядеть сегодня модная арт-галерея, которых в Москве и так существует огромное множество, но отнюдь не главный в стране исследовательский центр и архитектурный музей. С интересом, впрочем, можно рассматривать скульптурные медальоны, роспись плафонов на потолке, лепные карнизы, горельефы, стены, выполненные из искусственного мрамора. Но ведь эти дворцовые интерьеры музей получил вместе со зданием. Они еще в середине 20 века были отреставрированы и не считаются, вроде бы, экспонатами.

Уникальный экспонат

Под постоянную экспозицию были отданы два больших зала 19 июня 2012 года. Она призвана символизировать собой возрождение этого музея. Мы говорим сейчас об одном удивительном экспонате - это модель (деревянная) Большого являющаяся на сегодняшний день самым большим в мире макетом. Она была создана в начале 1770 годов по заказу Екатерины II Василием Баженовым. Длина макета составляет 17 метров. Он настолько огромный, что, в идеале, требует отдельного павильона: в двух вышеупомянутых музейных залах находятся лишь его фрагменты, хотя и весьма впечатляющие.

Критика

Сегодня в специализированных сообществах не утихают споры вокруг нынешнего состояния музея, но акции, лекции и выставки его в профессиональной среде ценятся по-прежнему. Мы не станем высказывать мнение обыкновенного, непрофессионального посетителя о том, что ему не хватает сотрудников, площадей и средств. Данные проблемы всем и так понятны, они вызывают лишь искреннее сочувствие. Но внимательный посетитель сможет заметить несколько необъяснимых, с "финансовой" точки зрения, неприятных деталей.

Например, запрещено фотографировать макет Баженова. Запрет категорический - ни за какую плату, даже на телефон. Сотрудники не могут объяснить, почему, говорят, что так заведено. Хотя выложенная в блог любая фотография может привести сюда несколько посетителей, а плата за нее - добавить в небогатую кассу музея немного денег.

Нельзя объяснить экономическими сложностями, почему устроена в здании старого Аптекарского приказа "столовая архитекторов", являющаяся, по сути, суши-рестораном; почему кондиционеры "украшают" фасад здания, а перед древними скульптурами изображающими львов, расположена парковка на внутреннем дворике. Барельефы, наваленные на его территории довольно беспорядочно - свидетельство нехватки финансирования, пространства.

Д. С. Хмельницкий, исследователь архитектуры, критикует данный музей за отсутствие какой бы то ни было систематизированной информации о фондах и коллекциях (в 1991 году был опубликован последний его тематический каталог), а также весьма сложную процедуру доступа исследователей и историков к архивам. Музей Мельниковых является филиалом МУАР. Большой резонанс летом 2014 года вызвала ситуация с проникновением туда его сотрудников в отсутствие наследницы Мельникова, живущей там.

Фонд музея

Музей специализировался сначала лишь на русской архитектуре. Но служащие собирали материалы по современным проектам и истории, фотографировали, делали обмеры, анализировали трансформацию и развитие градостроительной политики. В результате этот музей архитектуры Москвы собрал огромный фонд, где сегодня представлено практически все: от современных фотографий до плинфы Софии Киевской, от проектных документов различной типовой застройки до шедевров строительной техники.

Пополнение фонда

Фонд музея в середине 1980 годов пополнился бесценной коллекцией. Она представляет собой архив Барановского Петра Дмитриевича, выдающегося реставратора и архитектора советского времени. С 1984 года этот архив почти не исследовался - для этого не хватает времени, специалистов. Музейные фонды представляют собой малоизведанный мир, который предстоит изучать еще многим поколениям ученых.

В начале 1990-х годов наступило бедственное время, которое переживает до сих пор этот музей архитектуры Москвы. Сегодня основная задача - решить насущную проблему экспонирования. Посетитель пока может лишь догадываться о том величии, которое таит в себе собрание музея, перелистывая рассказывающие о его истории буклеты.

Музей архитектуры и быта

Знакомство с культурой весьма увлекательно. Если вы интересуетесь архитектурой, можем посоветовать вам также посетить Музей народной архитектуры и быта, расположенный в деревне Озерцо в Беларуси. Экспозиция его очень интересна. Музей народной архитектуры и быта познакомит вас с жилыми и хозяйственными зданиями, культовыми сооружениями, общественными постройками. Воссоздает он крестьянский быт конца 19 - начала 20 века.

Идея создания Музея архитектуры возникла еще в XIX веке. Первый музей был основан в 1934 году, как подразделение вновь созданной Академии архитектуры СССР. Он открылся в Москве на территории Донского монастыря.

После Второй мировой войны пришло осознание важности архитектурного наследия для национального самоуважения. Наконец, был услышан призыв выдающегося советского архитектора Алексея Щусева, долгие годы добивавшегося открытия Музея архитектуры не только для ученых, но и для всех желающих. Указом В. М. Молотова в 1945 году «Республиканский музей русской архитектуры» был учрежден в усадьбе Талызиных на ул. Коминтерна в Москве (ныне – ул. Воздвиженка). Авторство этого памятника архитектуры XVIII века приписывают великому русскому зодчему Матвею Казакову. Ориентированный, прежде всего, на русское национальное наследие, новый Музей архитектуры, в отличие от академического, предназначался не специалистам, но самым широким кругам населения. Фактически, он призван выполнить те же функции в отношении архитектуры, что и Государственная Третьяковская галерея в области искусства.

Алексей Щусев стал его первым директором. Его авторитет, энергия и выдающиеся дипломатические качества позволили добиться невероятного – музей заявляет себя как значимый центр архитектурной жизни страны. Он фокусируется и на крупнейших архитектурных и градостроительных проектах, и на сохранение исторического наследия. Щусев инициирует научные экспедиции музея, многие из которых стали спасением целого ряда памятников. Жизнь Щусева оборвалась в 1949 году. Он не успел увидеть первую постоянную экспозицию своего музея. Она открылась в 1957 году.

В дальнейшем, уже в 1964 году, произошло объединение двух музеев – Государственного музея русской архитектуры и Музея Академии архитектуры СССР – в одно авторитетное научно-музейное учреждение в области архитектуры, впоследствии получившее название – Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева. В усадьбе Талызиных экспонировалась советская архитектура и устраивались выставки эпохальных конкурсов. Донской монастырь стал филиалом, представляющим древнерусское зодчество. Коллекция объединенного музея поистине уникальна, среди экспонатов – архитектурная графика, макеты, фотографии, фрагменты разрушенных зданий, образцы строительных материалов, cкульптура, ткани, мебель и многое другое. Все это позволяет всесторонне реконструировать взаимосвязь развития истории российской архитектуры и государственности.

В начале 1990-х годов Донской монастырь был возвращен Русской православной церкви, а музейные экспонаты эвакуированы на Воздвиженку, в тесные помещения, нуждающиеся в капитальном ремонте.

Экспозиция музея архитектуры имени А.В. Щусева

Сегодня, в XXI веке, Государственный музей архитектуры с собранием более 1 000 000 единиц хранения ожидает реновации и развития, которое позволит раскрыть потенциал, заложенный в нем и его коллекциях.

Фонды музея отражают тысячелетнюю историю архитектуры России и являются национальным достоянием. Музей хранит подлинную графику выдающихся российских и зарубежных архитекторов, архитектурные модели, живопись, произведения декоративно-прикладного искусства, мебель, фрагменты разрушенных памятников. Среди шедевров - модель Большого Кремлевского Дворца, арх. В. Баженов; коллекция проектов советских архитекторов авангардистов.

В музее действует постоянная экспозиция, представленная моделью Большого Кремлевского Двора архитектора В. Баженова, а также экспозиции под открытым небом: экспозиционный стеллаж со скульптурными фрагментами Триумфальной арки и садово-парковая скульптура из коллекции музея.

Музей архитектуры имеет широкую аудиторию, в числе которой не только профессионалы, но и все, кто интересуется архитектурой. Музей ведет активную выставочную и просветительскую деятельность.