Щусев церковь. Тайна архитектора: почему именно Щусев построил Мавзолей. Дореволюционный этап: историзм и конструктивизм



Алексей Щусев построил десятки храмов и здание НКВД на Лубянке. Марфо-Мариинскую обитель для великой княгини Елизаветы Федоровны и Мавзолей для Ленина. Гостиницу Москва, Казанский вокзал, метро Комсомольская-кольцевая - на его счету десятки реализованных проектов, и множество несостоявшихся… Не удивительно, что судьба одного из крупнейших архитекторов ХХ века окутана множеством мифов. К 140-летию мастера "МК" решил составить реальный портрет Алексея Щусева.

Миф первый: история с револьвером

Алексей Щусев родился в Кишиневе в 1873 году, в небогатой дворянской семье Виктора Щусева, смотрителя богоугодных заведений, и Марии Зозулиной, женщины с хорошим образование и вкусом, который она привила всем своим четверым сыновьям - Сергею, Петру, Алексею и Павлу.

Существует легенда, будто бы когда отец и мать Щусевых умерли (Мария скончалась на следующий день после Виктора), братья страсть как сильно поссорились. Старший Сергей решил, разделить наследство между тремя старшими братьями, а младшего Павла не определять его в гимназию, а отдать на воспитание дяде. Тогда Алексей, в пылу ссоры, схватил отцовский револьвер и выстрелил в брата… Пуля лишь ранила Сергея, а Алексей на всю жизнь запомнил тот день, когда чуть не стал братоубийцей…

В действительности сам Павел, в будущем прекрасный инженер, который не раз работал вместе с братом, описывает совсем по-другому эту ситуацию. "После смерти родителей он (Алексей - прим. авт.) повздорил со старшим братом из-за того, куда отдать меня учиться: в гимназию или в реальное училище. Ссора их вскоре перешла в драку. Передо мной и сейчас встает картина, как они тузят друг друга, растянувшись в пылу битвы на каком-то сундуке. Не помню, кто остался победителем, но попал я все-таки в гимназию…". Однако то, что Алексей Щусев ранил брата - чистая правда, только случилось это задолго до смерти родителей. В воспоминаниях Павел пишет, что мальчишками Алексей любил играть с товарищами в охоту. "При этом, благодаря его экспансивному характеру, не обходилось без неприятных случайностей. Стреляя однажды дробью, он нечаянно легко поранил садового мальчика-молдаванина и имел по этому поводу тяжелое объяснение с матерью. Другой раз, шаля с револьвером, случайно выстрелил в старшего брата. Опасаясь за его жизнь, он очень плакал и горевал. Но ранение, к счастью, оказалось неопасным, хотя пуля так и осталась невынутой. Много позже рентгеновские снимки показали, что она без вреда для здоровья брата меняла место под кожным покровом".

Решительность и энергичность Алексей Щусева, рано ставшего самостоятельным, помогла ему получить и первый в его жизни серьезный заказ. Еще будучи студентом Петербургской Академии Художеств, он получил свой первый серьезный заказ за счет свой настойчивости и убедительности. Узнав о смерти генерала Дмитрия Шубина-Поздеева, он отправился к его вдове с готовым проектом часовни, и получил заказ. Та квадратная часовенка под шатром, в которой уже наметились черты национального стиля, который впоследствии станет его фирменной манерой, не сохранилась.

Миф второй: о идейном разногласии с Михаилом Нестеровым

Алексей Щусев и Михаил Нестеров познакомились в Киево-Печерской лавре, где Алексей Викторович работал над проектом трапезной церкви. Вскоре великая княгиня Елизавета Федоровна пригласила Нестерова расписывать новый храм и спросила его, кого бы из архитекторов он порекомендовал для нового проекта. Нестеров посоветовал Щусева и тот был нанят. Проект получился блестящий, удачно сочетая свои модернистские идеи с традициями русской православной архитектуры, архитектор возвел храм в неорусском стиле. С тех пор мастера подружились, да так крепко, что назвали в честь друг друга своих сыновей и стали крестными у них.

Однако существует легенда, будто бы друзья всерьез рассорились после того, как Щусев поддержал новую власть. Якобы друзья разорвали отношения и долго не общались. В действительности между друзьями в 20-е годы действительно появились трения, но не такие серьезные, как могло показаться.

Нестеров не принял решение Щусева работать на новую власть, - поясняет "МК" Сергей Колузаков, исследователь архивов Щусева, специалист по его творчеству. - Нестеров тоже вписался в советствую действительность, но переход не сразу произошел. Он ведь стал лауреатом Сталинской премии в 1941 году. Архитектора не бывает без заказов, так что Щусева не сложно понять.



Миф третий: ночь перед Мавзоеем

После Октябрьской революции Алексей Щусев оказался один из самых востребованных архитектов и новая власть доверила ему разработать генплан "Новой Москвы". Коммунисты хотели на обломках империи построить новый мир, и первой должна была измениться Москва. Однако проект, предложенный Щусевым, шел в разрез с идея большевиков. Ведь архитектор предлагал сохранить исторический центр с его многочисленными церквушками и общественными зданиями царской эпохи. Лучше реконструировать магистрали, порты, вокзалы и отстраивать новую Москву на периферии, считал он. Такой план города, только что объявленной столицей, никак не вязался с идеями коммунистов. Как так: построить новый мир, бережно сохранив старый, не укладывалось в голове пролетарской власти. Так что Щусева отстранили от генплана "Новой Москвы" и передали проект Жолтовскому в 1923 году.

Существует легенда, будто бы после этой неудачи над Щусевым сгустились тучи. И когда январской ночью 1924 году раздался телефонный звонок, архитектор буквально сидел на чемодане: ждал, что за ним прийдут из НКВД. Якобы новая власть не могла просто забыть о том, что лучшие работы Щусева в имперской России очевидно перекликаются с древнерусским храмовым стилем. Тем более, после того, как предложил сохранить религиозные постройки.

В действительности "это полная ерунда", уверена специалист по творчеству Щусева, архитектор Мариана Евстратова (ее мать была соавтором последнего проекта мастера - станции метро Комсомольская-кольцевая). "Из воспоминаний Алексея Викторовича видно, что в Кремль он поехал уже с материалами, необходимыми для создания эскизов", рассказывает она.

Миф четвертый: о пирамиде имени Ленина

Щусев построил три Мавзолея. Самый первый, деревянный, он возвел за три дня. Строение имело форму трехступенчатой пирамиды и было устроено так, чтобы обеспечить "непрерывный пропуск значительных масс народа без образования встречного потока" (как написал сам Щусев в "Строительной газете" в 40-м году). Есть версия, что мастера вдохновили египетские пирамиды и шумерские зиккураты, которые изучал еще в юности, после студенческой экспедиции в Среднюю Азию, на могилу Тамерлана. Но это лишь отчасти правда.

То, что архитектура Мавзолея отталкивается от непосредственно от пирамид и зиккуратов - домысел, - рассказывает Сергей Колузаков. - По сути, Мавзолей - продолжение неоклассической традиции надгробий начала ХХ века. Если вы посмотрите работы Ивана Фомина (ведущего архитектора неоклассического стиля в 10-е и одного из основопожников сталинской архитектуры в советское время - прим. авт.): в них тоже много от пирамид и римской архитектуры. Эти образы были распространенны в то время. Достоинство Мавзолея не в том, что придумана какая-то новая идеальная форма, а в том, как гениально он влился в ансамбль Красной площади - вписаться в историческую застройку безумно сложно.

Надо сказать, что за одну ночь Щусев предложил несколько вариантов Мавзолея: его мог венчать пучок колонн или статуя Владимира Ильича, но это оказалось технически сложно, поэтому остановились на павильоне в форме ступенчатого куба. Весной деревянную постройку потребовалось обновить, что и сделал Щусев. Ко второму Мавзолею, тоже деревянному, Щусев добавил трибуны с двух сторон. Спустя пять лет конструкции стали подгнивать, потому был объявлен конкурс на проект нового Мавзолея. И его выиграл Щусев. На этот раз он воздвиг уже каменный Мавзолей - за его работой пристально наблюдали Ворошилов и Молотов. Еще раз Щусев вернулся к работе с Мавзолеем после войны: тогда группа конструкторская группа, в которую, конечно, вошел и автор гробницы вождя, поменяли саркофаг и пристроили центральную трибуну.

Казалось бы, после такой работы, прославивший архитектора на весь мир, он должен был бы стать эдакой "священной коровой" советской архитектуры. Но судьба еще не раз подкидывала ему испытания.

Храм в честь преподобного Сергия Радонежского на Красном Холме, Куликово поле. Архитектор Алексей Щусев.

Миф пятый: подпись Сталина

Кажется, Алексей Викторович никогда не расслаблялся. К 30-м он уже успел переустроить Третьяковскую галерею. Сначала был там директором, а потом его архитектором. Причем, отстранили его от должности тоже с долей драматизма: Анатолий Луначарский прислал ему письмо в Париж (где Алексей Викторович был на конференции) и в один момент оно изменило его статус. Щусев не успел реализовать все, что задумал в Лаврушинском. Сумел только построить корпус, который идеально вписался в васнецоское здание и наметить проект расширение, который позже частично реализовали следующие руководители музея. Но очередной миф, который мы собираемся развенчать, связан с другим зданием. Речь о гостинице Москва. Первоначально ее начали строить молодые архитекторы Савельев и Стапран. Когда здание первой столь крупной советской гостиницы было готово почти на половину, Щусева направили проверить, как идут дела на стройке. Алексей Викторович разошелся во мнениях с дуэтом юных мастеров. И вскоре ему поручили закончить стройку. Он переделал коструктивистский проект кардинально, заметив фасады на "сталинский ампир". Правда, левый и правый фасад были сделаны неодинаково. Зачем автор добавил в них асимметрии?

Существует легенда, что Щусев принес проект на подпись Сталину и в одном эскизе было сразу два варианта - одно решение слева, другое справа. Но вождю все и так понравилось и он поставил подпись посередине. Так и построили.

Это абсолютный миф, - хором твердят наши эксперты. - На самом деле по-другому выполнить проект было невозможно, ведь Щусеву нужно было вписать в новое здание уже существующие там постройки.

Когда гостиница была готова, свалилась новая напасть: Савельев и Стапран обвинили Щусева в том, что он присвоил их проект. Гневное письмо с обвинениями в плагиате было опубликовано в "Правде", главной партийной газете и не могло не остаться незамеченным. Возможно, оно и могло иметь последствия, однако партии срочно понадобилось здание НКВД на Лубянке. Щусев блистательно справился с архитектурной задачей, впрочем, как всегда.


Ступенчатая башня Казанского вокзала - «гибрид» Боровицкой в Московском Кремле и башни Сююмбике в Казанском кремле - превратилась в эмблему «восточных ворот» столицы.

Миф шестой: о соперничестве с Шехтелем

Алексей Викторович построил десятки зданий, но главным делом всей его жизни был Казанский вокзал. В конкурсе на этот проект он соревновался с многими архитекторами, но главным соперником был Федор Шехтель, автора Ярославского вокзала, напротив которого вместо Рязанского вокзала должен был вырасти Казанский. Конкурс выиграл Щусев.

В обществе было недоумение по поводу его победы, ведь проект Шехтеля был не хуже, да и идеи двух видных архитекторов эпохи были синонимичны, - рассказывает "МК" Юлия Ратомская, куратор выставки, посвященной 100-летию Казанского вокзала, которая сегодня открывается в Музее его имени.

У этого долгостроя есть свой миф - о яром соперничестве именитых архитекторов. Однако специалисты уверены, что их противостояние было сугубо профессиональным. К тому же, проект, который Щусев начал в имперской России, заканчивал он в СССР. Ему пришлось серьезно переделать не только внутреннее убранство вокзала, но менять его внешний вид. Даже последний проект Щусева - метро Комсомольская-кольцевая - был его частью. К сожалению, Щусев не успел закончить станцию. Ее доделывала Алиса Заболотная, мать Мариана Евстратовой.

Людям свойственно мифологизировать фигуры тех, кто вершил большие дела. Тем более, если в их судьбе действительно было неожиданных поворотов. Так случилось и Алексеем Щусевым, человеком, который изменил не только лицо столицы, но и многих других городов. Одним из немногих архитектор в истории, который мог погружаться в этот стиль, видеть его сущность и выдавать собственную оригинальную его интерпретацию. Модерн, конструктивизм, классика - все поддавалось ему, хотя и каждый проект становился не только испытанием его таланта, но требовал решительности и мужество. Но этого ему было не занимать.




Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, освящен в 1912 г., архитектор Алексей Викторович Щусев.

Алексей Викторович Щусев - архитектор и великий творец, превосходный теоретик и не менее замечательный зодчий, работы которого составляют гордость страны, будет героем этой статьи. Здесь подробно рассмотрено его творчество, а также жизненный путь.

Архитектура как жизненный процесс

Щусев, архитектор хоть и до последней клетки организма советский, но одновременно, как говорится, зодчий от Бога. Он постоянно убеждал коллег всем своим творчеством, что художественные принципы всегда довлеют в зодчестве над самыми смелыми конструкциями, поскольку они самым тесным образом связаны с жизнью во всех её проявлениях, а жизнь не терпит нецелесообразности. "Застывших форм не существует, и архитектура наиболее хорошо способна это подтвердить", - говорил Щусев. Архитектор в нём жил ищущий, постоянно пробующий новое, никогда до конца результатом не удовлетворённый, находящий удовлетворение только в познании. Начиная от Витрувия, каждый зодчий стремился создать собственную теорию этого искусства, и к началу двадцатого века их накопилось великое множество - самых различных и по категоричности, и по ширине охвата своих позиций, с разнообразными целями и принципами, объясняющими или оправдывающими, направляющими или лимитирующими само архитектурное творчество.

Вот на базе всех этих теорий, принятых самыми выдающимися зодчими, и формируются творческие направления и школы. В отличие от более честолюбивых коллег, Щусев (архитектор весьма знаменитый) основоположником чего бы то ни было стать никогда не стремился, не выдвигал теорий, не создавал школ. Это сделали его последователи, изучившие его подлинное значение в истории как русской, так и которое определили сооружения и здания, созданные им. Он, конечно, высказывался и теоретизировал, поскольку его понимание архитектуры, вкус и талант интересовали многих и многих. И эти высказывания встают вполне вровень с теми кропотливыми изысканиями, которые другие мастера сооружали в тиши кабинетов долгими десятилетиями. Теперь всячески разыскиваются по архивам и воспоминаниям те крупицы гениальных знаний, которые когда-то случайно обронил Алексей Щусев, архитектор.

Мавзолей

Его произведения пронизаны как простотой и мудростью, так и абсолютно полным знанием чисто ремесленной стороны большого зодчества. В них - жизненный опыт, здравый смысл, интуиция и огромное вложение чисто человеческого чувства. Именно это позволяло ему всегда наполнять свои детища главной общественной идеей. Применяя сложившиеся, даже, казалось бы, расхожие формы, архитектор Щусев А. В. уверенно создавал абсолютно индивидуальные образы. Был ли это исторический национальный стиль, классический или современный, у него получались не абстрактные логические выкладки, а художественное единство, спаянное эстетическим чувством и архитектуры, и скульптуры, и живописи. Именно таково одно из замечательнейших его творений - Мавзолей В. И. Ленина в Москве, на Красной площади, созданный в 1926-1930 годах. Пирамидальный ступенчатый объём, группы прямоугольных столбов, которые несут верхнюю плиту - всё это в архитектуре не новость.

Однако волшебным образом Мавзолей приобрёл мощь, самобытность, новаторские черты, исключительную выразительность всех пропорций, а главное - абсолютную связанность с назначением этого сооружения, слитность в ансамбле с остальными площади. Всё это и сделало данное сооружение главным символом своего времени. Всё решили пропорции. Архитектор Щусев А. В. так рассчитал высоту и толщину плит, то нарастающих, то сокращающихся, что траурные горизонтали образуют вертикаль, полную энергии, а скорбная замкнутость и компактность нижней камеры - ограждения саркофага, вдруг переходят в простор лестниц и трибуны, где торжествуют свобода, ветер и свет. Именно за счёт этой гениальной находки траурная величавость Мавзолея преображается в праздничность и радость победных демонстраций. В данное время проводится ремонт и реконструкция на территории Кремля, Мавзолей поэтому закрывали на последних парадах. Народ уже соскучился и много пишет об этом на просторах Интернета. И действительно, в этом сооружении виден весь архитектор Щусев, работы которого несут высокое духовное содержание, комплекс великих общественных идей.

Биография

Октябрьскую революцию Щусев встретил, уже будучи академиком, признанным зодчим с пятнадцатилетней практикой. В 1910 году его уже чествовали за исключительно удачный результат при самых оригинальных методах реставрации храма двенадцатого века в городе Овруче (Волынь). А родился он в 1873-м, в Кишинёве, третьим ребёнком в небогатой семье чиновника в отставке. Способности к рисованию проявились очень рано, и оторвать мальчика от этого занятия было почти невозможно. С одиннадцатилетнего возраста он начал заниматься у Л. Н. Бенуа, в мастерской которого все получали основательнейшую профессиональную подготовку. Относительно наставников будущий архитектор Щусев, работы которого восхищают высоким профессионализмом, был удивительно везуч.

Каноны русской классики и национального наследия, например, ему преподавал профессор Котов, кредо которого состояло в том, что недопустимо слепо копировать исторические памятники архитектуры, необходимо подвергать современному осмыслению русскую старину, а - убожество. Огромное впечатление на молодого человека произвело древнее среднеазиатское зодчество, особенно Самарканд, где начинающий архитектор Щусев Алексей Викторович детально и тщательно обмерил красочные памятники Биби-Ханым и Гур-Эмир. Это сыграло огромную роль в его дальнейшем творчестве. Например, Казанский вокзал архитектор Щусев проектировал, опираясь на свои азиатские впечатления.

Первые работы

Академию Щусев окончил в 1897 году, получив за самый высший балл с Большой золотой медалью и заграничной командировкой. Это была "Барская усадьба", позволившая ему почти два года провести в изучении архитектуры Вены, Триеста, Венеции и других городов Бельгии, Италии, Туниса, Франции, Англии. Всюду он делал много зарисовок, из которых был составлен выставочный отчёт. И. Е. Репин, ознакомившись с этими работами, был в восторге. По возвращении на родину и после представления отчёта Алексей Щусев, архитектор пока без опыта, получил сразу же интересный заказ. Это был иконостас в Киево-Печерскую лавру для Успенского собора, который необходимо было спроектировать с нуля. Талантливый Щусев отлично справился с этим заданием, и казалось, что его работа теперь постоянно будет связана с культовыми сооружениями.

В июне 1904 года Синод поручил ему более ответственное и сложное задание, он был командирован в Овруч, где целую зиму проектировал храм на развалинах памятника двенадцатого века. Получилась красивая пятиглавая церковь полностью в традициях русской классики, однако все сохранившиеся детали были включены в контекст настолько органично, что храм казался единым целым. Проект был тут же признан одним из прекраснейших явлений современной архитектуры. Пресса заговорила о том, что Щусевым создан новый неорусский стиль. Пришла слава, но архитектор Щусев, биография которого насыщена ею до краёв, до конца жизни относился к этому спокойно и славы попросту не замечал.

"Марфа"

В 1907 году Щусевым проектировалась Марфо-Мариинская обитель (община), все её здания. Великая княгиня Елисавета Фёдоровна продала свои драгоценности для того, чтобы появилось это богоугодное заведение, которое не являлось монастырём, хотя насельницы-сёстры милосердия и давали обеты, сравнимые с монашескими. Однако они по прошествии лет могли уйти оттуда без конфликта с церковью, создать семью и жить как миряне.

Чем вдохновлялся, проектируя с небывалой нежностью свою московскую "Марфу", уже знаменитый архитектор Щусев? Великий Новгород его вдохновлял, псковские памятники - вот эта великолепная гладь стен со взаимосвязанными гармонией объёмами. Это очень заметно, если сопоставить. Крупные размеры сооружений обители выглядят уютными и домашними. План храма похож на массивный старинный ключ с повёрнутой на запад бородкой и ушком, всеми тремя лепестками смотрящим на восток. За счёт этих полукруглых апсид создаётся ощущение уюта, поскольку основной объём прячется от глаз, а высокий барабан, увенчанный заострённой сферой купола, завершает композицию.

Кишинёв

На Керченской улице (ранее - Долина Чар) родного города был построен первый двухэтажный дом архитектора Щусева - дача Михаила Карчевского, его однокашника, затем - дом Драгоева на перекрёстке улиц Пушкина и Кузнечной (теперь Бернардацци). А в 1912-м им была возведена церковь в селе Кучурешты. Всего, что проектировал и строил архитектор Щусев, православие касалось обязательно - в большей или меньшей степени, причём это относится не только к культовым сооружениям. Значительно позже Щусеву была поручена генеральная схема реконструкции полуразрушенного Кишинёва после Второй мировой войны. А в ранней молодости, сразу после блистательной защиты своего дипломного проекта, несколько месяцев провёл здесь Щусев - архитектор, семья которого на всю жизнь сохранила привязанность к этому городу. Несколько месяцев счастья: он не только спроектировал дом для однокашника, но и женился на его сестре - Марии Викентьевне Карчевской.

Там же, в Долине Чар, в кишинёвском предместье, началась личная жизнь архитектора Щусева, которая была надёжно укрыта от посторонних все долгие годы его жизни. Да и теперь найти данные в его жизнеописаниях, не касающиеся архитектуры, практически невозможно. Памятник Ленину его работы в 1991 году демонтировали. Он же спроектировал и новый мост на реке Бык, в то время она была весьма полноводной, также активно архитектор консультировал коллег при разработке проектов реконструкции множества разрушенных зданий - вокзала, магазинов, присутственных и других зданий. Кишинёв чтит память своего знаменитого земляка: его именем названа улица, в доме, где он родился и рос, располагается музей с его личными вещами, документами, фотографиями.

Мода на Щусева

Сразу после создания проектов Овруча и Марфинской обители слава ходила за архитектором по пятам. Богачи охотились за ним в надежде построить на своей земле что угодно, но в модном щусевском стиле. Однако его занимали более интересные проекты. В 1913 году был готов выстроенный по чертежам Щусева павильон художественной выставки в Венеции, композиция которого интерпретировала национальную архитектуру семнадцатого века. Причём в прекрасном сочетании с живописным итальянским пейзажем. Тогда же в Сан-Ремо по проекту архитектора выстроили православный храм, украшенный каменной резьбой, изразцами, и колокольню с шатровой крышей. Храм Христа Спасителя в Сан-Ремо целиком и полностью выдержан в русском церковном стиле семнадцатого века.

А вот заинтересовал его далеко не сразу. Впрочем, все представленные на конкурс работы отличались приблизительностью и схематизмом, не вдохновились и другие видные и опытные зодчие, не только модный Щусев, архитектор, проекты которого были оригинальны, талантливы, но пока малочисленны. Тем не менее выбран был его эскиз будущего Казанского вокзала, потому что была уверенность правления в том, что им удастся заинтересовать восточными воротами Москвы не так давно увлекавшегося Самаркандом Щусева. Правление не ошиблось.

Казанский вокзал

Московские ворота на Восток - одно из наиболее профессионально выверенных решений архитектора из являвшихся трудными заданий. Даже оптимальная цветовая гамма была найдена. А какое гениальное решение по целостности ансамбля в его чисто географической сути! В октябре 1911 года Щусев был утверждён в должности главного архитектора этого строительства, на которое положили сумму просто баснословную - три миллиона золотых царских рублей. Детали проекта прорабатывались автором более двух лет - такого с ним ещё не бывало пока. Поиски были мучительными - эта "яма" на Каланчёвской площади не заполнялась никак, пока Щусева не осенила замечательная идея: самое высокое здание поместить в самом низком месте.

Вот тогда и заиграл единством ансамбль из множества зданий, прочитываемый легко одним взглядом. Башня послужила настоящей доминантой, собирая все двести метров сооружений под своё крыло. Успех этого проекта был равновелик усилиям по его созданию. Журнал "Зодчий", поместивший его на своих страницах, был нарасхват. Поздравления сыпались дождём. И действительно: такая огромная протяжённость вокзала ничуть не мешает целостному восприятию всей постройки, потому что специально нарушена симметрия, а одинокая острая башня помогает открывать всё новые сочетания с любой точки площади. Пока что у архитекторов не получалось настолько свободно манипулировать светотенью, когда не только солнце, но и облака оживляют каменные узоры.

Многоплановость и стилевая свобода

С Казанским вокзалом Щусев поступил абсолютно нетрадиционно, это получилось сооружение-город, а не как обычно - слегка обогащённое промышленное или немножко упрощённое дворцовое сооружение. Функции станционных помещений весьма разнородны, это и подтолкнуло к тому, что спроектировал гениальный Щусев, архитектор. Работы, фото которых здесь представлены в изобилии, с той же широкой, уверенной, вольной трактовкой (хоть в больших, хоть в малых формах) демонстрируют Щусева как зодчего не только многоликого, но и во всякой находчивости постоянного и верного себе, своим воззрениям. Это и здание санатория в Мацесте, и и Министерство земледелия, и Оперный театр в Ташкенте, и станция "Комсомольская" - кольцевая московского метро. Так же находчиво и в то же время канонически строго выстроен комплекс зданий Академии наук СССР - типично русский ансамбль, объединяющий разнохарактерные сооружения. Также Щусев возглавлял коллектив архитекторов, которые перепланировали Москву.

Именно им, и Щусеву в частности, должны принести свою благодарность водители, медленно передвигающиеся в дорожных пробках. Потому что если бы не они, движение не было бы возможно как таковое. Структура города была сложившейся, и места для транспорта практически не было предусмотрено нигде, тем более в сегодняшнем его количестве. Архитекторы значительно расширили все магистрали, особенно это коснулось Ленинградского проспекта, связали маршруты радиально-кольцевыми линиями с привязкой к железнодорожному транспорту. Это, надо заметить, происходило сразу после революции и Гражданской войны - в 1919 году. Комиссия, принимавшая проект, упрекала архитекторов в нецелесообразности таких широких проспектов и улиц, но именно Щусеву удалось членов правительства убедить.

Кроме того

В 1922 году Щусеву как главному архитектору была поручена ВДНХ, открывшаяся уже в августе 1923 года. Тогда она была возведена на территории Парка имени Горького. Щусевым было перестроено здание механического завода под павильон кустарной промышленности, а также он руководил практически всем строительством, а это двести двадцать пять зданий. В 1924 г. уже ведущий архитектор страны занимался созданием проекта Мавзолея Ленина. Во второй половине двадцатых годов в целом ряде работ Щусев проектировал и строил в стиле конструктивизма: филиал Тбилисского института при ЦК КПСС, Госбанк на Неглинной и в Охотном ряду, санаторий в Мацесте и многое другое.

Особый случай - не осуществлённое сооружение на Тверской Центрального телеграфа, где в ответ на обвинение в таком сильном пристрастии к конструктивизму Щусев доказал, что конструктивизм имеет право жить, если наполнить его духовностью, его особая динамика и ритм только помогают усилить основание духовной культуры, на котором зиждется вся архитектура как таковая. В облике здания телеграфа явно прослеживаются не только связь эпох, но и другие - интернационального плана связи, для чего, в принципе, он и предназначен - страны и континенты связывать. Гранитные вертикали, стеклянные пояса. Простор. Монументальность. Красиво, завораживает. Несмотря на то, что в проекте здание выполнено абсолютно точно программно, экономно, рационально. Это было слишком новаторски для того времени. Сейчас бы легко построили и были бы правы.

Радует хотя бы то, что прекрасную построили, советское посольство в Румынии и огромное количество других объектов. Кроме того, Алексей Щусев вёл активную преподавательскую деятельность практически до конца жизни - 1949 года, написал более двухсот научных работ.

Щусев Алексей Викторович (род. в 1873 г. - ум. в 1949 г.)

Выдающийся русский архитектор, приверженец как традиционных, так и авангардных стилей. В 1900 - 1910-е гг. - ведущий архитектор неорусского стиля, в 1920-е гг. - успешный конструктивист, в 1930-1940-е гг. - последовательный сторонник классических форм, умело сочетающий их со всем советским, в т. ч. с позднесталинским «варварским ампиром». Академик Академии художеств (1910 г.), заслуженный архитектор СССР (1930 г.; за проект Мавзолея В.И. Ленина), академик АН СССР (1943 г.), четырежды лауреат Сталинской премии (1941, 1946, 1948, 1952 гг. - посмертно). Автор ряда выдающихся архитектурных проектов: церкви - памятника на Куликовом поле, обители в Овруче, Троицкого собора в Почаевской лавре, Марфо-Мариинской обители, Казанского вокзала в Москве, театра оперы и балета имени А. Навои в Ташкенте и др. Именем архитектора названы основанный им Музей русской архитектуры в Москве, улицы в Москве и Новгороде.

Казанский вокзал, Мавзолей В.И. Ленина, станция метро «Комсомольская-кольцевая», Марфо-Мариинская обитель - эти столь непохожие и столь замечательные (каждое в своем роде и стиле) произведения на долгие годы, а может, и на века, определили облик столицы. Все они - лишь малая часть того, что создал удивительный архитектор, настоящий поэт зодчества Алексей Викторович Щусев. Одна из ключевых фигур архитектуры советского периода, он стал академиком еще задолго до революции. Ученик Бенуа и Репина, Щусев создал в архитектуре невероятно много. Его творческое наследие обширно и многогранно - любой, даже самый искушенный в архитектуроведении человек, найдет в его произведениях что-то новое, за которым для него откроется еще одна, доселе незнакомая страница истории отечественной архитектуры. Говорят, что Щусева могли даже канонизировать, построй он еще одну церковь. Но зодчий воздвиг мавзолей, который мировая архитектурная общественность признала абсолютным шедевром. Это сооружение - тоже своего рода храм, только другой эпохи. Власть всегда была благосклонна к Щусеву, а он строил то, чего от него хотели, чутко улавливая смены стиля. С высочайшего разрешения государя императора Щусев начал строительство Казанского вокзала. По поручению Ленина стал главным архитектором первой Всероссийской сельскохозяйственной выставки. Под руководством Сталина проектировал гостиницу «Москва». Не кто иной, как А.В. Щусев, выступил инициатором строительства знаменитых столичных высоток. Многое из того, что он построил, будто бы не сочетается между собой. Трудно поверить, что автор Марфо-Мариинской обители и здания КГБ на Лубянке - один и тот же человек. Щусева нередко обвиняли в излишнем смешении стилей и даже называли его творчество легковетрием в архитектуре. Лишь много позднее поняли: его уникальность не в новаторстве, а в высочайш ем уровне мастерства.

Родился Алексей Щусев в Кишиневе в семье смотрителя богоугодных заведений. О своем происхождении сам архитектор написал так: «У меня сохранилась бумага. где сказано, что предок мой, Константин Щусев, служил в войске Запорожском есаулом, из чего я заключаю, что происхожу от украинских казаков, т. е. предки мои как бы сродни легендарному борцу за свободу Тарасу Бульбе». Отец архитектора, Виктор Петрович, в чинах был небольших, но в родном Кишиневе обращал на себя внимание импозантной внешностью и рвением во всякой деятельности, за какую доводилось ему браться. Наиболее прославился участием в строительстве школы, больницы и других богоугодных заведений. Мать, Мария Корнеевна, в девичестве Зозулина, была гораздо моложе мужа. Происходила она из круга местной интеллигенции, что впоследствии сказалось на воспитании ее четверых сыновей. Алексей, третий сын в семействе Щусевых, появился на свет 26 сентября 1873 года.

Внешне мальчик был очень похож на мать. Бойкий и независимый, в играх со сверстниками он всегда верховодил. Особую радость вызывал у родителей рано открывшийся в мальчике талант к рисованию. Все дети рисуют, но Алеша Щусев рисовал иначе - не так, как другие. Он рисовал, подсознательно стремясь к освоению мира. Предметами мира мальчик овладевал, перенося их в детский альбомчик. Эти первые художественные опыты станут залогом того, что впоследствии Щусев сам освоится в мире, привнося в него предметы, владеть которыми мир будет с огромным удовольствием. С годами увлечение рисованием переросло в твердое желание стать профессионалом. В 1891 году 18-летний Щусев приехал в Петербург, где поступил в Академию художеств. Его наставниками стали такие талантливые мастера, как Л.Н. Бенуа и И.Е. Репин. Обучаясь в мастерской Леонтия Бенуа, юноша убедился, что в столице борьба за выживание требует куда большей смекалки, чем в провинции. Поэтому он не упускал случая заявить о себе, не останавливаясь даже перед экстравагантными ходами. Так, в 1895 г., узнав из газеты о кончине генерала Д.П. Шубина-Поздеева, он явился к вдове с готовым эскизом надгробия. Ни с ней, ни с покойным Щусев знаком не был, рекомендаций не имел, однако сумел отстоять свое убеждение в том, что заказ должен быть отдан именно ему. В итоге на кладбище Александро-Невской лавры появилась часовенка, созданная по эскизу юного зодчего.

В 1896 г. Щусев выполнил дипломный проект на тему «Барская усадьба» - эскиз особняка в духе французского Ренессанса и церквушку, напоминающую московские образцы конца XVII века. Это была вполне заурядная эклектика, но учившим юношу профессорам работа понравилась. Талантливого выпускника отметили Большой золотой медалью и правом на заграничную поездку. Но в Европу Щусев не поехал, а отправился в совершенно другую сторону - в азиатский Самарканд. Там в составе археологической экспедиции он исследовал гробницу Тамерлана. Спустя год Алексей Щусев все-таки отправился в европейское турне, посетив Австрию, Францию, Бельгию, Англию и Италию. Особое впечатление на молодого зодчего произвела итальянская Флоренция - заповедный мир камня. Вернувшись в Петербург, Щусев устроил выставку путевых зарисовок, в которых выразил охватившие его в путешествии эмоции. И. Репин объявил Щусева лучшим рисовальщиком среди архитекторов. Но это уже был успех прошедшего. А в настоящем более важным для Щусева было то, что среди архитекторов он пока еще был начинающим. В Кишиневе, где у Щусева было много богатых покровителей, он мог бы быть обеспечен и заказами, и средствами. Однако положение провинциального зодчего и гарантируемое этим положением благополучие уже не прельщало Алексея. Слишком широкие горизонты открылись его духовному взору.

Архитектор решил остаться в Петербурге. Для него это было нелегкое время. Коротал Щусев его, по собственному признанию, «шатаясь то по академии, то по знакомым», дабы «напомнить о себе». Он добросовестно выполнял разовые поручения именитых зодчих, но полностью посвятить себя работе в их мастерских не стремился. Стать «подмастерьем» у Бенуа или Котова было престижно, к тому же это обещало приличное содержание, однако грозило потерей индивидуальности. А Щусев жаждал самостоятельной работы, творческого полета, в котором разовьется его дарование. Он энергично занялся общественной деятельностью, постепенно приобрел связи и опытность. Щусев активно участвовал в организации 3-го Всероссийского съезда русских зодчих. С рекомендациями Бенуа и Котова он вступил в Петербургское общество архитекторов. Полученное за женой приданое снимало угрозу нищенского существования, и у Щусева хватило выдержки дождаться момента, когда будут востребованы его профессиональные навыки. Вскоре профессор Г.И. Котов начал переадресовывать Щусеву некоторые из своих заказов. В основном это были церковные заказы.

Прошло совсем немного времени, и Щусев стал широко известен как мастер церковной архитектуры. По его проектам было построено множество церквей в древнерусском стиле, причем не только в России, но и во Франции, в Италии. Два ордена Российской империи, которые Щусев в жизни так ни разу и не надел, - Анну II степени и Станислава III степени - он получил из рук царя по представлению Священного Синода за вклад в дело церковного строительства. Проект Покровского собора зодчему заказала сама великая княгиня Елизавета Федоровна. У любого мастера есть самое любимое свое творение. Его и специалисты, как правило, признают самым совершенным из всего того, что им сделано. Архитектурные памятники, созданные Щусевым, все без исключения признаны выдающимися сооружениями эпохи. Но сам мастер из своих творений более всего любил храм Покрова в Замоскворечье. Построен он в 1908 - 1912 гг. для Марфо-Мариинской обители, которую великая княгиня Елизавета Федоровна основала в память своего мужа, великого князя Сергея Александровича, генерал-губернатора Москвы, убитого эсером Каляевым. Этим поистине уникальным произведением искусства, овеянным поэзией новгородско-псковского зодчества, можно любоваться бесконечно. А тем, кому не довелось увидеть его своими глазами, пожалуй, стоит довериться авторитету художника М. Нестерова, большого друга Щусева, который писал: «Храм Покрова - лучшее из современных сооружений Москвы.» Вдохновленный этим прекрасным храмом, художник изобразил его на полотне. О дружбе двух величайших мастеров в одном из интервью рассказал внук Алексея Щусева, тоже ставший архитектором: «Нестеров крестил моего отца, именно в честь Нестерова моего отца и назвали Михаилом. Он и Корин часто приходили к нам - в Гагаринский переулок, дом 25, где я родился, где проходило мое детство. Угловая комната в этом доме когда-то была домашней мастерской деда. Там он зимней ночью 1924 года набросал первые эскизы мавзолея».

Алексей Викторович, сумевший в течение нескольких лет сделаться в Петербурге заметной фигурой, заинтересовал графа Олсуфьева, крупного сановника и сноба. В 1902 г. зодчий получил от него на редкость заманчивое предложение - перелицевать и надстроить фамильный особняк Олсуфьевых на Фонтанке. Через несколько лет Щусев модернизировал и второй графский дом, стоявший неподалеку от первого. Получился прелестный мини-ансамбль, от которого граф был в восторге. Здание, как известно, для подобного владельца есть род костюма, а щусевские фасады явились тогда последним писком архитектурной моды. Кроме того, Щусев показал Олсуфьеву, «сколь к лицу тому камзол, скроенный по фасону, введенному в обиход Петром I». Утвердив щусевский проект собственного дома на Фонтанке, Олсуфьев всецело уверовал в талант зодчего. А поскольку граф был председателем комитета по увековечению Куликовской битвы, он и предложил Щусеву заняться проектом храма-памятника. Правда, своим эскизом молодой архитектор немало шокировал членов комитета. Нарисованный им храм с двумя мощными башнями создавал иллюзию древнерусского городка. Архитектору заметили, что башни в храме не к месту. Но Щусев умел удивлять, не возмущая, и предпочитал давать объяснения, подкупающие простотой. Он сказал, что башни символизируют двух иноков-богатырей, отличившихся в битве. Довод этот был по-своему неоспорим: скептики успокоились, и Щусев мог творить свободно. Волновавшие его душу идеи нашли в этой работе достойное себя воплощение. Пластичные до скульптурности, выстроенные им храмы сопоставимы более всего с творениями испанца А. Гауди. В 1908 г. А. Блок записал стихотворный цикл «На поле Куликовом». Работа Щусева над храмом была в самом разгаре. Поразительное созвучие архитектурной и поэтической версий памятника жертвам исторической битвы!.. Летом 1904 г. Щусев отправился в Овруч, где в плачевном состоянии находились руины церкви Св. Василия. Археологические изыскания показали, что фасад древнего храма имел башни по обе стороны от входа, т. е. ту же структуру, что сочиненный Щусевым фасад храма на Куликовом поле. Этот факт красноречиво характеризует интуицию зодчего.

В архитектуре национального направления Щусев завоевал позицию бесспорного лидера. Быстро ставший модным неорусский стиль стали называть щусевским. Мощный собор Почаевской лавры, лиричный комплекс Марфо-Мариинской обители, прелестная церковка в селе Натальевка Харьковской губернии, патетичный мемориал на Куликовом поле - это далеко не полный перечень шедевров, созданных архитектором в те годы. Свое творческое кредо Алексей Викторович обнародовал в журнале «Зодчий» в 1905 г. К этому времени он - уже признанный мэтр и обращается к коллегам наставительно: «Мы убеждены, что и архитекторам необходимо уловить и почувствовать искренность старины и подражать ей в творчестве не выкопировкой старых форм и подправлением, т. е. порчей их, а созданием новых форм. Надлежит творить в русском стиле свободно, запоминая только общую идею, силуэт строения и связь его с местностью и вкусом жителей.»

Щусев никогда не занимался проектированием «бумажным», т. е. не предполагающим последующей реализации. Даже неосуществленные его проекты - пример столь важного в архитектурной практике взвешенного, основанного на прекрасном академическом образовании и большом опыте подхода к решению проблемы. Ценность Щусева как архитектора - в его способности всегда четко отвечать условиям конкретной задачи и особенностям современной ситуации, в то же время обращаясь к универсальным, общечеловеческим образам прекрасного. Начиная с 1913 г. Алексей Викторович постоянно жил в Москве. С момента приезда до 1918 г. он преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище, затем стал руководить архитектурной мастерской Строительного отдела Моссовета. Строительство Казанского вокзала, именуемого «Воротами на восток Империи», принесло мастеру невиданную славу. В этой наиболее масштабной из всех своих ретроспекций архитектор использовал мотивы русского барокко XVII века. Москва пошла на небывалый бюджет строительства - три миллиона золотых рублей - и не прогадала. Игра естественного освещения, сочетающаяся с продуманной цветовой гаммой и каменным узором фасада, делает этот архитектурный ансамбль настоящим шедевром.

Казанский вокзал

Проектировать здание Казанского вокзала Алексей Викторович начал с высочайшего разрешения императора, а завершать его строительство мастеру суждено было уже в другую историческую эпоху. Вряд ли он об этом догадывался, когда начинал. В 1918 - 1924 гг. А.В. Щусев вместе с И.В. Жолтовским руководил проектом «Новая Москва», предугадав в своем (хотя в те годы и неосуществленном) плане современные принципы увязки радиально-кольцевой системы Москвы с транспортными коммуникациями. Планы по переустройству центра и особенно юго-запада Москвы, где сотни лет архитекторам доводилось возводить лишь усадебные дворцы и храмы, были грандиозны. По проектам Щусева были построены здания Наркомзема, Российской государственной библиотеки (бывшая Ленинка), Центрального дома культуры железнодорожников (рядом со щусевским же вокзалом).

В эти же годы Щусев занимал должности главного архитектора Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (1922-1923 гг.) и 2-й проектной мастерской Моссовета (1932 - 1937 гг.). Был директором Третьяковской галереи (1926 - 1929 гг.), а также организатором и директором Музея архитектуры, ныне носящего его имя. В 1924 г. Щусев приступил к проектированию сооружения, которому на долгие годы суждено было стать культовым, - Мавзолея В.И. Ленина на Красной площади (1929 - 1930 гг.). В этой известнейшей работе автор органично соединил конструктивизм с реминисценциями древности. К работе Щусев отнесся крайне ответственно. Первый проект родился за одну ночь. Потом пришло выверенное, точное решение - определились необходимые пропорции и масштабы. На Красной площади был создан фанерный макет в натуральную величину. При переведении из дерева в гранит мавзолей вырос почти до зубцов кремлевской стены (его высота 12 метров). Трибуна сооружения превратилась в элемент, надолго ставший государственно необходимым. Мавзолей (новое, совершенно инородное для Кремля сооружение) оказался способным «держать» древнюю площадь и все, что на ней.

В последующих работах Щусева авангард последовательно уступает место национально-исторической стилизации, впечатляюще выражающей монументальный пафос «сталинского классицизма» (Москворецкий мост, 1936 - 1938 гг.; Большой театр оперы и балета имени А. Навои в Ташкенте, 1940 - 1947 гг.; здание НКВД на Лубянской площади, 1946 и др.). В этом же духе построена гостиница «Москва» (1932 - 1938 гг.), ставшая одной из первых советских гостиниц. Кроме гостиничных номеров там предусматривались многочисленные рестораны, бары, магазины, а в центре над монументальным восьмиколонным портиком - открытое кафе. С фасадом, имеющим асимметрическое оформление, связан анекдот: якобы Сталину принесли проект, в котором, как принято, были совмещены два варианта отделки фасада. Вождь подписал не глядя, а изменить ничего уже было нельзя, вот и появились разнящиеся формы башенок, балконов и оконных проемов справа и слева. «Москва» долгие годы царила над Манежной, но сегодня площадь изменилась и для гостиницы на ней больше нет места. Ее несовременная конструкция мешает развитию подземного торгового рая, поэтому уже начат снос щусевской гостиницы.

В 1925 г. Алексей Викторович фактически стал главным архитектором И.В. Сталина, его мнение в вопросах архитектуры стало законом. В 1941 г. был достроен комплекс Казанского вокзала, пластически-декоративные идеи которого нашли продолжение в спроектированной Щусевым станции метро «Комсомольская-кольцевая» (открыта в 1952 г.).

В годы Великой Отечественной войны архитектор составил проекты восстановления разрушенных фашистами городов: разработал проект реконструкции города Истра, Пулковской обсерватории в Ленинграде, участвовал в разработке генерального плана реконструкции и восстановления Новгорода, Кишинева, Сталинграда, Минска и т. д. Автор большого числа научных работ, Щусев оставил о себе память и как педагог (преподавал в Высших художественно-технических мастерских, в Московском архитектурном и др. институтах). Постройки, автором которых был Щусев, четырежды отмечены Сталинскими премиями. Он награжден орденом Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени.

Умер Щусев 24 мая 1949 г. Именем архитектора назван основанный им Музей русской архитектуры в Москве. В 1980 г. напротив здания московского Центрального дома архитектора, на улице, носившей тогда имя выдающегося зодчего, был сооружен памятник - бронзовый бюст на высоком постаменте из черного гранита. Рядом с пьедесталом установлена бронзовая капитель - копия капители колонны станции метро «Комсомольская-кольцевая», построенной по проекту Щусева. Капитель - символический атрибут архитектуры; на ней лаконичная надпись: «Алексею Викторовичу Щусеву - выдающемуся зодчему».

Валентина Марковна Скляренко

Из книги «100 знаменитых москвичей», 2006

АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ ЩУСЕВ

«Творчество в архитектуре более, чем в других искусствах, связано с жизнью», – говорил Щусев. Он постоянно искал связь архитектурных форм с жизненными процессами, не считая застывшими ни те, ни другие. Как истинный художник, он пробовал себя в разнообразных формах архитектуры, находя удовлетворение в познании и выражении все нового и нового и не удовлетворяясь до конца.

Алексей Викторович Щусев родился 8 октября 1873 года в Кишиневе. Он был сыном Виктора Петровича Щусева – надворного советника по званию и смотрителя богоугодных заведений по должности, и Марии Корнеевны Зазулиной, второй жены Виктора Петровича.

Алексей был разносторонне одаренным ребенком, а перед его талантом художника преклонялись даже старшие братья. Вся семья гордилась Алешей. Летом 1881 года Мария Корнеевна привела его во Вторую кишиневскую классическую гимназию, где уже учились двое ее сыновей.

В 1891 году Алексей окончил гимназию и 26 августа того же года стал студентом первого курса архитектурного отделения Академии художеств.

С 1894 года Щусев занимался в мастерской Л.Н. Бенуа, у которого получил основательную профессиональную подготовку.

Алексею вообще повезло с наставниками. У каждого из его учителей был свой круг творческих интересов, свои пристрастия. Кредо профессора Котова состояло в утверждении канонов русской классики, в пропаганде национального наследия, Котов выступал против псевдорусского стиля, против формалистского копирования исторических памятников русской архитектуры, требуя современного осмысления русской старины.

В 1894-1897 годы Щусев сделал детальные обмеры древнейших памятников Самарканда Гур-Эмир и Биби-Ханым. Впечатления, полученные от красочного древнего искусства Средней Азии, сыграли большую роль в дальнейшей работе мастера.

В 1897 году Щусев окончил академию. Ни Бенуа, ни Котов больше не сомневались в творческих возможностях своего ученика. Его дипломный проект «Барская усадьба» был оценен самым высоким баллом. Проекту присудили Большую золотую медаль, а автор «Барской усадьбы» получил право на заграничную командировку.

1898–1899 годы Щусев провел за границей: в Вене, Триесте, Венеции и других городах Италии, Тунисе, снова в Италии, Франции, Англии, Бельгии. Из его рисунков этого периода была составлена отчетная выставка, получившая одобрительный отзыв И.Е. Репина.

К тому времени Щусев уже был женат на подруге детства – Машеньке Карчевской. Из нескладного подростка Маша превратилась в задумчивую принцессу, поглощенную неведомыми никому мыслями. Вся она была воплощением чистоты и прелести.

По возращении из-за границы на кафедру академии Щусева не взяли.

С неизменной своей спутницей – гитарой и сундучком с пожитками перебрался Щусев в дешевые меблированные комнаты на Крюковом канале. С двумя сотнями рублей в кармане приготовился он встретить тяжелые времена. И в самом деле, вскоре он узнал, что значит бегать, высунув язык, за дешевыми заказами.

Все решило приглашение профессора Григория Ивановича Глотова. Алексей ухватился за это приглашение, хотя прежде отказывался от такой работы, называя ее рабством. К тому же сумма годового жалованья оказалась несколько большей, чем предлагалось вначале.

Первый самостоятельный заказ, полученный Щусевым, – проектирование иконостаса для Успенского собора Киево-Печерской лавры и успешное его выполнение – казалось, прочно привяжет талантливого молодого специалиста к работе над культовыми сооружениями. Но архитектор видел в них лишь основу для создания монументальных художественных произведений, приумножающих славу русского искусства.

В середине июня 1904 года Синод командировал Щусева в Овруч. Всю зиму проработал Щусев над проектом местного храма и к весне представил на суд проект пятиглавой церкви в духе традиций русской классики, органично включив в него сохранившиеся детали. Когда проект Щусева оказался на Петербургской выставке современной архитектуры, критики тут же поставили его в ряд самых ярких явлений современности. В художественных кругах и в прессе заговорили о щусевском направлении в архитектуре, объявив архитектора основоположником неорусского стиля. Так к Алексею Викторовичу нежданно-негаданно пришла слава. Он воспринял это совершенно спокойно.

К 1907 году относится проект Марфо-Мариинской общины со всеми ее зданиями. По свидетельству ближайшего друга и соратника Щусева академика И.Э. Грабаря, Алексей Викторович впоследствии с нежностью вспоминал свою работу над образом «Марфы», когда он «вдохновлялся прекрасной гладью стен новгородских и псковских памятников, лишенных всякого убора и воздействующих на чувства зрителя только гармонией объемов и их взаимосвязью».

Несмотря на относительно крупные размеры, «Марфа» производит удивительно домашнее, уютное впечатление. План храма напоминает старинный ключ: бородка повернута на запад, три закругленных лепестка ушка ориентированы на восток. Эти три полукруглые апсиды и создают ощущение уюта, пряча от глаз основной объем сооружения, который завершен высоким крепким барабаном, увенчанным чуть заостренной сферой купола.

После Овруча и «Марфы» за Щусевым утвердилась слава первого русского архитектора. Знать охотилась за ним: всем хотелось иметь на своих землях хоть что-нибудь «в щусевском стиле».

В 1913 году по проекту Щусева был построен павильон на художественной выставке в Венеции, архитектурная композиция которого была своеобразной интерпретацией национальной архитектуры XVII века. Современники отмечали, что формы старинной русской архитектуры гармонично сочетались с живописным пейзажем Италии.

К идее строительства нового здания Казанского вокзала в Москве Алексей Викторович сначала отнесся почти безразлично. Эскизные проекты, представленные на конкурс, были схематичны, приблизительны. Выбрав эскиз Щусева, правление тешило себя надеждой если удастся задеть архитектора за живое, заинтересовать его самой идеей «ворот на Восток», то делу будет обеспечен успех. И оно не ошиблось. Профессиональное чутье, любовь к русской истории и археологии сослужили Щусеву великую службу – он нашел верную цветовую гамму «ворот на Восток». 29 октября 1911 года академика Щусева официально утвердили главным архитектором строительства нового здания Казанского вокзала в Москве. На строительство правление дороги выделило баснословную сумму – три миллиона золотых рублей. Но только к концу августа 1913 года архитектор представил в министерство путей сообщения детальный проект. Еще не было у Щусева ни одного проекта, на подготовку которого он затратил бы более двух лет.

Архитектор долго и мучительно искал, как выбраться «из ямы» Каланчевской площади, пока не придумал поместить главную доминанту ансамбля – башню – в самом низком месте. Тогда весь ансамбль прочитывался легко, как бы единым взором.

Едва проект Казанского вокзала появился на страницах журнала «Зодчий», как в адрес Алексея Викторовича посыпались поздравления. Более чем двухсотметровая протяженность вокзала не мешала целостному восприятию постройки. Нарочитое нарушение симметрии, одинокая башня в сочетании с разновеликими массами архитектурных объемов должны были открывать здание заново с каждой новой точки площади. Пожалуй, ни один архитектор прежде не умел так свободно и прихотливо играть светотенью, заставлять не только солнце, но и облака оживлять каменный узор.

Вместе с Жолтовским Щусев возглавил работу коллектива архитекторов над проектом перепланировки Москвы. Внимательно вглядываясь в исторически сложившуюся структуру Москвы, архитектор укреплял ее, вскрывая заложенные в ней самой потенции развития – перспективные зоны застройки и благоустройства.

Непростым оказалось инженерно-техническое преобразование маршрутов передвижения москвичей по своему городу. План впервые связал радиально-кольцевое движение наземного транспорта с пригородным железнодорожным движением. Что уже совсем невиданно по тем временам, сеть общественного транспорта завязана в плане в единый узел на основе радиально-кольцевой схемы Московского метрополитена. Так в 1919 году Щусев угадал самые сокровенные мечты Москвы.

В 1922 году Щусев был назначен главным архитектором Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, она была открыта в августе 1923 года на территории нынешнего ЦПКиО имени М. Горького. Щусев перестроил здание бывшего механического завода под павильон кустарной промышленности, руководил строительством 225 зданий выставки.

В 1924 году ему поручили создать проект Мавзолея Ленина. Спроектированный и построенный в течение считанных часов, первый деревянный Мавзолей был прост по своим формам, но в нем уже содержалась идея, получившая в дальнейшем блистательное развитие: кубический объем усыпальницы имеет ступенчатое завершение.

Позднее был объявлен Всесоюзный конкурс на создание постоянного Мавзолея. В итоге конкурса правительственная комиссия предложила Щусеву «перевести временный Мавзолей из дерева в гранит».

Задача была непростой. Если решать Мавзолей в стиле русской архитектуры, то, «подверстанный» к Сенатской башне, он потеряется под стенами Кремля. А выдвинутый вперед, он невольно вынужден будет спорить красотой с собором Василия Блаженного…

Наконец, Щусев нашел выход. Мавзолей поднялся, достиг двенадцатиметровой высоты, что было равно одной трети высоты Сенатской башни и одной шестой высоты Спасской башни, три дробных его уступа слились в один. Нижний пояс с траурной лентой черного гранита смело выдвинулся вперед и настойчиво потребовал вытянуть венчающий портик почти до зубцов кремлевской стены. Архитектор нашел и еще один прием: если смягчить левый угол, то почти незаметная асимметричность оживит перепад уступов, игру объемов, цветовую гамму поясов.

Мавзолею оказалось по силам организовать и «держать» площадь. Площадь открылась, ансамбль ее сделался цельным. Архитектору блестяще удалось вписать в площадь, казалось бы, инородное по архитектуре сооружение и органично подчинить Мавзолею все, что здесь есть.

Целый ряд работ Щусева, относящихся ко второй половине 1920-х годов, воплотили в себе архитектурные формы конструктивизма. Это проекты зданий Института марксизма-ленинизма на Советской площади, Государственного банка в Охотном ряду и на Неглинной улице, Государственной библиотеки СССР имени Ленина, а также гостинично-санаторного здания в Мацесте, построенного в 1927-1928 годы. В этом отношении характерны также здания Коопинсоюза в Орликовом переулке (1928-1933) и Механического института имени Ломоносова на Садовой-Триумфальной (1930-1934).

В начале лета 1926 года был объявлен конкурс на сооружение Центрального телеграфа на Тверской улице. В разгар споров о новаторстве конструктивизма Щусев решил показать на примере, что осмысление динамики и ритма времени в архитектуре всегда опирается на мощный пласт духовной культуры, что и конструктивизм имеет полное право на существование, если исполнен духовности. Щусевский проект поразил даже приверженцев конструктивизма. Сугубо конструктивистская схема телеграфа несла в себе идею связи – связи эпох, интернациональной связи между странами и континентами. Художественный образ телеграфа был предельно строг. И вместе с тем тонкое изящество завораживающе смелых линий, легкость, свежесть дыхания покоряли с первого взгляда. Утилитарность здания подчеркивалась ритмикой гранитных вертикалей и стеклянных поясов.

Проект показал: современная ритмика может соединять монументальность с простором, легкость с мощью. В пояснительной записке к проекту Щусев писал: «Здание по своей программе – узкотехническое, по конструкции соответствует принципам рационализма и экономии». Для своего времени щусевский телеграф был сугубо новаторским, по этой причине он и не был осуществлен.

Предметом гордости Алексея Викторовича была конструкция Центрального Дома культуры железнодорожников. Воздушный амфитеатр зрительного зала был подвешен на выносных консолях, сконструированных А.В. Кузнецовым. ЦДКЖ стал одним из лучших концертных залов страны и сделался неоспоримым доводом зодчего, когда он доказывал, что самая смелая конструкция не может и не должна вступать в противоречие с художественными принципами архитектуры.

Осуществилась и стала подлинным украшением Москвы спланированная Щусевым широченная магистраль Ленинградского проспекта, прорезанная зелеными поясами с пешеходными дорожками. В ту пору эта магистраль многим казалась бессмысленно просторной, расточительной даже для такого города, как Москва, но время подтвердило правоту архитектора.

Пристройка части здания к Третьяковской галерее, осуществленная в те же годы (Щусев был директором галереи в конце двадцатых годов), характеризует бережное отношение архитектора к основной части галереи, фасад которой построен по рисункам В.М. Васнецова.

Начавшаяся в 1930-е годы реконструкция столицы была связана с организацией новых архитектурных мастерских Моссовета. Одну из них – вторую – возглавил Алексей Викторович. В этой мастерской разрабатывались проекты реконструкции и застройки районов бывшей площади Триумфальных ворот (ныне площадь Маяковского), Большой Садовой улицы, Кудринской площади (ныне площадь Восстания), Ростовской и Смоленской набережных. Коллектив мастерской также участвовал в разработке других районов столицы.

В 1930-е годы по проектам Щусева было построено несколько крупных жилых зданий, из которых наиболее известны жилой дом артистов ГАБТ, жилой дом Академии наук СССР, жилой дом архитекторов.

По проекту Щусева и молодых архитекторов Л.И. Савельева и О.А. Стапрана в 1935 году в Охотном ряду была возведена одна из первых гостиниц советского времени – гостиница «Москва».

Углы здания зрительно усилены небольшими уступами-башенками. Наверху устроены рестораны и кафе; на седьмом этаже западного фасада над восьмиколонным портиком, придающим зданию особую монументальность, также устроено открытое кафе. Просторные лоджии и балконы создают композиционные акценты, сообщают фасадам здания пластический характер и свидетельствуют о жилом назначении здания. Интерьеры гостиницы и встроенных в первый этаж магазинов и вестибюля станции метрополитена выполнены из высококачественных материалов и послужили в то время образцом выполнения отделочных работ для зданий подобного типа.

Среди работ Щусева, связанных с реконструкцией столицы, следует также назвать новый Большой Москворецкий мост (1938), ведущий от Красной площади на улицу Большую Ордынку. Выполненный из монолитного железобетона, он лаконичен и смел по своим формам.

В те же годы по проектам Щусева были построены гостиницы в Баку, Батуми, Институт марксизма-ленинизма в Тбилиси, начато строительство Театра оперы и балета в Ташкенте (закончено в 1947 году). В двух последних зданиях с особенной силой проявилось умение Щусева сочетать классическую схему построения с национальными традициями, деталями, орнаментом и т д. Так, в ташкентском театре отделку шести залов фойе в технике резьбы по ганчевой штукатурке вели народные мастера («усто») из шести районов Узбекистана. Национальный орнамент по рисункам и шаблонам Щусева, который в юности обмерял самаркандские памятники, использован в отделке зала, занавеса, люстр, дверных ручек.

После Великой Отечественной войны Щусев участвует в обследовании целого ряда исторических городов и ансамблей архитектуры, разрушенных немецкими захватчиками. Наиболее последовательно идеи Щусева были реализованы при восстановлении Новгорода.

Из послевоенных построек Щусева в Москве следует, прежде всего, упомянуть административное здание на площади Дзержинского (ныне Лубянка). В композиции использованы архитектурные приемы и формы итальянского Возрождения в интерпретации зодчего: система горизонтальных членений, облегчающаяся кверху рустовка, итальянские балконы и классические карнизы – вот основные мотивы фасада. Обе части здания объединены сейчас серым гранитным цокольным этажом.

Одно из наиболее ярких произведений Щусева последнего периода деятельности станция метрополитена «Комсомольская»-кольцевая. К проектированию этого сооружения зодчий приступил в 1945 году. Зал станции является наиболее ярким примером той художественной тенденции в советской архитектуре, которая заключалась в трактовке станций метро, как дворцов для народа, в преодолении ощущения «подземности» помещений метрополитена не только собственно архитектурными средствами, но и привлечением декоративно-изобразительных искусств. Строительство станции метро «Комсомольская» завершалось уже после смерти Щусева – 24 мая 1949 года – по его эскизам.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВУ) автора БСЭ

Вульф Георгий Викторович Вульф Георгий (Юрий) Викторович , советский кристаллограф, член-корреспондент АН СССР (1921). В 1885 окончил Варшавский университет. Профессор Казанского (1897), Варшавского (1899) и Московского (1918) университетов. В 1911 вместе

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЖИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ХО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЩУ) автора БСЭ

Фок Александр Викторович Фок Александр Викторович , русский генерал-лейтенант (1904). Окончил Константиновское военное училище (1864). В 1871–76 служил в Отдельном корпусе жандармов. Участник рус.-тур. войны 1877–78. В 90-х гг. командовал полком, с 1900 – 4-й

Из книги Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Том 14 автора Висковатов Александр Васильевич

Из книги автора

Щусев Алексей Викторович (род. в 1873 г. – ум. в 1949 г.) Выдающийся русский архитектор, приверженец как традиционных, так и авангардных стилей. В 1900 – 1910-е гг. – ведущий архитектор неорусского стиля, в 1920-е гг. – успешный конструктивист, в 1930 – 1940-е гг. – последовательный

Из книги автора

ГУРДЖИЕВ Георгий Иванович (1872/1873/1877-1949) - русский мыслитель. В юности у Г. появляется интерес к аномальным явлениям. В поисках "истинного знания" посетил множество стран Центральной Азии и Среднего Востока, остаток жизни провел в Европе и Америке. В конце 1913 создал первые

А.В. Щусев. Портрет 1941 г.
Художник М.В. Нестеров

Алексей Викторович Щусев (1873-1949) – архитектор, академик, автор мавзолея Ленина.

В 1897 г. Алексей Щусев окончил с Золотой медалью Петербургскую Академии Художеств. Его учителями были Л.Н. Бенуа и И.Е Репин . Следующие три года он продолжал обучение в Австрии, Италии, Франции, Англии, Бельгии.

С 1901 г. Алексей Щусев состоял на службе в канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода. В этот период у него вырабатывается свой взгляд на церковное зодчество. А в 1908-1912 гг. он построил своё самое любимое творение – храм Покрова на Б. Ордынке . Для ведения работ в группе архитекторов его пригласила Елизавета Федоровна Романова .

Работы архитектора сразу же оценили современники. В 1908 г. А.В. Щусев стал действительным членом, а в 1910 – академиком Императорской академии художеств.

До 1917 г. Алексей Щусев строил приюты для детей, проектировал учебные здания, сооружения для железнодорожных служащих. В 1908-1911 гг. преподавал в Рисовальной школе Петербурга.

В 1913 г. Щусев переехал в Москву и продолжил преподавательскую деятельность в Строгановском училище , а с 1914 г. – в Московском училище живописи, ваяния и зодчества .

После Октябрьского переворота Щусев стал общепризнанным авторитетом советской архитектуры. С 1918 г. он - главный мастер Первых государственных архитектурных мастерских, создатель проекта генерального плана "Новая Москва", руководитель архитектурно-проектной мастерской Моссовета (1932-1937). С 1922 по 1929 гг. – председатель Московского архитектурного общества. В 1926-1929 гг. Алексей Викторович Щусев был директором Третьяковской галереи.

Количество построек зодчего в советский период огромно. Среди них жилые дома и театры, станции метро, Казанский вокзал, Москворецкий мост, ансамбль зданий АН СССР на Ленинском проспекте.

Щусев – времена жизни

Дома Щусева в Москве

  • Арбат Новый, 31. Жилой дом. А.В. Щусев, 1940-е.
  • Брюсов, 7. Жилой дом артистов Большого театра. А.В. Щусев, 1935.
  • Брюсов, 17. Жилой дом артистов МХАТа. А.В. Щусев, 1928.
  • Гагаринский, 8 А. Особняк С.Д. Мстиславского. Архитектор А.В. Щусев, художник Б.К. Рерих, инженер С.И. Макаров, 1925.
  • Зацепа, 41. Женский коммерческий институт Комитета московского общества распространения образования. А.В. Щусев, Соловьёв, Шевяков , Зеленко, 1904-1905.
  • Комсомольская. Станция метро Комсомольская-кольцевая. Архитектор А.В. Щусев, соавторы Кокорин, Заболотная, Варванин, Великорецкий, конец 1940-х.
  • Комсомольская, 2. Казанский вокзал. Архитектор А.В. Щусев, соавторы Снигарёв, Голосов, Кокорин, Тамонькин, Н.Д. Колли , 1940.
  • Комсомольская, 4. Клуб Октябрьской революции для рабочих Казанской железной дороги. А.В. Щусев, 1925-1926.
  • Красная площадь . Мавзолей Ленина. А.В. Щусев, 1924-1930.
  • Ленинский 13. Жилой дом для сотрудников АН СССР. Архитектор А.В. Щусев при участии Бузоглы и Лус, 1939.
  • Ленинский, 47, 49, 53, 55. Ансамбль зданий Институтов АН СССР. А.В. Щусев, Снигарёв, Морозов, Тарелин, 1946-1951.
  • Москворецкий Б. мост. Проектирование и строительство. Сардарьян, А.В. Щусев, Кириллов, 1937-1938.