Шатц: культ тела или ломание стереотипа об “идеале красоты”

Александр Любимов


Сравните два описания калибровки человека:

В этот момент он начал волноваться и как-то сначала удивился, а потом ушел в себя и задумался о чем-то хорошем и приятном.
- Когда он волнуется, он немного краснеет, дыхание становится более прерывистым, голова наклоняется немного вправо а руки сжимаются в кулаки.

В первом случае человек скорее рассказывает свое мнение. Но у каждого человека обычно свои представления о том, как конкретно кто волнуется, удивляется и уходит в себя. Если вы нахмурились кто-то скажет, что «он огорчен», кто-то что «он задумался», а кто-то что «он сердится».

С другой стороны, если сказать что кто-то «сердится», у каждого будет свое представление о том, как это выглядит. Один представит себе мечущегося в гневе, другой - ссутулившегося и обиженного. Но, скорее всего, это не слишком совпадёт с тем, что было на самом деле.

Для того, чтобы этой информацией можно было пользоваться, она должна быть представлена в максимально понятной и однозначной форме. О том, что такое прерывистое дыхание и наклон головы вправо, у большинства людей все-таки более однозначное представление, чем о том, как выглядит «уход в себя».

Сенсорно-очевидное описание: внешние признаки, которые подмечаете и описываете вы и которые легко могут проверить другие люди.

Правило «3 на 3»

Следующее важное правило: вам нужно определить для данного состояния

не менее 3-х признаков, каждый из которых повторяются не менее 3-х раз.
  • То есть вам нужно найти минимум 3 сенсорно-очевидных отличия калибруемого состояния. Это может касаться позы, движений, изменений голоса или употребления определенных слов. Например:
  • Легкий наклон головы влево.
  • Голос выше.
  • Постоянно употребляет слово «например».
  • Дыхание частое, неровное.
  • Слегка дергается правая щека.
  • Постукивание пальцами руки или ритмичное движение стопой.
  • Учтите, что изменение состояния проявляется на всех «уровнях» - в голосе, позе, движениях, речи, но могут быть малозаметны. Но если вы будете достаточно наблюдательны, то сможете найти даже самые маленькие различия, которые "нормальный" человек просто не заметит.
С другой стороны, признаков может быть очень много, поэтому выбирайте те из них, которые вам проще определить и отследить.

А повторение 3 раза нужно для того, чтобы быть уверенным, что признаки относятся именно к этому состоянию. А то люди такие, попросил его представить банан - а он подумал об Африке, потом о крокодилах, представил как его крокодил кусает… И на лице вдруг появился страх, а не удовольствие.

Упражнение «Сенсорно-очевидное описание состояния»

Давайте потренируемся делать сенсорно-очевидные описания. При этом лучше не называть эмоции: грусть, радость, страх, удивление - как только вы что-то называете словом, привязываетесь к значению и ищете «правильные признаки». Просто «состояние 1, 2, 3…».

Есть такой фотограф Говард Шварц. Он любит давать актёрам задания, а потом фотографирует, что получится. Это задание для Эмми Поэлер.
1. Среди ночи вы решаете посмотреть в почту своего нового бойфренда. В почтовом ящике вы обнаруживаете его переписку с тремя другими нынешними подружками.
2. Вы обеспеченная дама с Парк Авеню. Вы заглянули на работу к своему мужу, хотели сделать ему сюрприз. Войдя в его кабинет вы застаете его с поличным на секретарше.
3. Вы немного ненормальная бездомная женщина, вас только что арестовали за бродяжничество.

Итак. Ниже ряд фотографий, и к каждой надо дать набор сенсорно-очевидных описаний: не менее трёх внешних признаков, при помощи которых состояния можно отличить друг от друга.

Так как здесь работаем с фотографиями, придётся из правила «3 на 3» оставить только первую тройку - про признаки. С повторениями в другой раз.

Состояние 1

Состояние 2

Спринтер Шон Кроуфорд, 2001 г.

На выставке представлено

около сотни снимков из двухтомного ретроспективного альбома «Шатц: 25 лет в фотографии», удостоенного в 2015 году Международной премии фотокниги и титула американской фотокниги года.

Говард Шатц пришел в фотографию из медицины: специалист по сетчатке глаза, он долгое время работал офтальмологом в Сан-Франциско. Отсюда, наверное, интерес к человеческому телу, которое он изучает с дотошностью хирурга, разглядывая каждую мышцу и восхищаясь его возможностями. Неслучайно большинство своих фотографий он называет studies - исследования.

Большая серия работ посвящена танцу. «Танцоры - мечта фотографа. Даже больше, чем выдающиеся спортсмены, они обладают естественным и наработанным умением двигаться», - говорит Шатц. Тренированные тела танцовщиков предстают на его снимках в невероятных изгибах и переплетениях, завораживая экспрессией напряженных рельефных мышц и красотой идеальных линий.

С таким же восхищением фотограф наблюдает и за спортсменами, изучая источник их как будто сверхчеловеческих физических способностей. И если в танце для него первична эстетика, то в спорте его особенно интересует некое первобытное, животное начало человека: порой искаженные гримасой напряжения лица, расширенные поры кожи и крупные блестящие капли пота.

Часть его работ, исследующих человеческое тело, напоминают сюрреалистические абстракции, и только приблизившись, можно понять, что этот застывший спрут или тот фантастический цветок - мужчина и женщина.

Портреты Говарда Шатца, на которых запечатлены актеры и другие люди искусства, поражают тонким психологизмом и создают впечатление физического присутствия человека. Люди, чья работа - воплощать на сцене и в кадре кого-то другого, в объективе фотографа необыкновенно настоящие, наполненные собственными эмоциями и мыслями. Вот обнаженный по пояс Питер Динклэйдж - смотрит спокойно и серьезно, и как будто все про вас знает. Чуть дальше - Тайн Дейли, смело предстающая перед камерой со всеми морщинами 64-летней женщины, которые, впрочем, только подчеркивают благородство лица и мудрость взгляда. А Джефф Дэниэлс глядит исподлобья и выглядит ужасно утомленным.

Питер Динклэйдж

Тайн Дейли

Если в этих работах Говард Шатц добивается от своих моделей предельной естественности, то в другой портретной серии, наоборот, просит актеров предстать в определенном образе и показать ту или иную эмоцию. Так, портрет Джона Малковича, который, кажется, готов в гневе разнести все вокруг, имеет следующее пояснение: «Ты мультимиллионер, производитель одежды, поддержавший значительной суммой избирательную кампанию кандидата в президенты. Ты слышишь, как во время инаугурации он говорит, что прошло время, когда можно было без штрафов передавать работу внешнему подрядчику» . Колин Ферт с хитрой и немного виноватой улыбкой на лице получил задание изобразить завзятого ловеласа: «Ты любитель романов на одну ночь, видишь в ресторане женщину, с которой провел ночь пару недель назад и уже почти забыл, пытаешься и не можешь вспомнить имени: „Эй, привет!“»

Также в экспозицию включены серии фотографий заключенных и бездомных, в которых Говард Шатц проявляет себя не только психологом, но прежде всего гуманистом. Эти снимки лишены назидательности и обличающего пафоса и именно поэтому надолго удерживают взгляд, побуждая вступить с этими людьми в диалог, узнать об их судьбе, понять, почему жизнь для них обернулась именно так, а не иначе. Собственно, сам Шатц подолгу разговаривал со своими героями, прежде чем приступить к съемке, и эта внутренняя эмоциональная связь с ними чувствуется в его работах.

Шатц обладает талантом отсекать все лишнее, в этом смысле его фотография близка скульптуре. Подобно мастеру, который в глыбе мрамора видит будущее изваяние, он видит в людях нечто, порой скрытое от них самих. И в этом плане для зрителя его выставка - это возможность что-то понять про себя и человеческую природу в целом.

Детали от Posta-Magazine
Выставка работает с 19 января по 12 марта
http://www.lumiere.ru/









45 шт. JPEG, 40 МБ


Ховард Шатц.

Фотография США.

Проект «H2O» – это потрясающие фотографии подводного мира, настоящий праздник движения и формы. Работая с необычайно грациозными и одарёнными танцорами, артистами и моделями, фотограф Говард Шатц(Howard Schatz) нашёл радость вдохновения под водой. Для создания снимков серии «H2O» автор использовал уникальные свойства воды – свет, прозрачность и способность отражать, что позволило создать безмятежную и таинственную эстетику. В одно мгновение необыкновенные и гибкие, атлетические и загадочные фигуры с фотографий Шатца, превращают бассейн в студию или сцену. Ховард Шатц стал основоположником этого направления в 1990х, создав две серии подводных фотографий: Water Dance и Pool Light. В «H2O» Шатц возносит волшебство невесомости и красоту танца на новые высоты. На отдельно взятых портретах или же как часть впечатляющего балета, его танцовщики невероятно элегантны и одновременно фантастичны. Они как будто пришли из волшебного сна.

Ховард Шатц - фотограф, творчество которого невозможно описать в двух словах. Он посвящал отдельные альбомы рыжеволосым людям, будущим матерям и младенцам, не являясь при этом портретистом в традиционном смысле слова. Он часто снимает артистов балета и других танцоров, но его никак нельзя считать типичным фотографом, специализирующимся на танцах (хотя бы потому, что он нередко снимает своих моделей под водой).

Он много снимал жизнь бездомных, но и журналистом назвать его нельзя. Возможно, самый простой способ описать его - это сказать просто: Ховард Шатц - фотограф, который страстно любит снимать людей.

Снимает ли он по заказу журнала высокую моду или иллюстрирует книгу о будущих мамах, Шатц изучает своих моделей с почти детским восхищением, словно находясь все время в предвкушении чуда. Во время насыщенных фотосессий, которые зачастую продолжаются по много часов, при работе над проектами, которые часто длятся месяцами, он использует свой фотоаппарат, чтобы открывать для зрителя неповторимое человеческое тело, никогда не забывая при этом о теплоте человеческой души.

Шатц работает в студии в Нижнем Манхэттене вместе с женой Беверли Орнштейн, которая является и его партнером. Студия Шатца и Орнштейн создает самые разные художественные изображения и великолепные снимки для рекламы. Их клиентами в США являются такие крупные компании, как AT&T, IBM, Virgin Records, Dupont и Clairol, а за границей - Seibu в Японии, Mercedez-Benz в Италии и Wolford Swimwear в Австрии.

Но, возможно, самыми впечатляющими достижениями Шатца, которые больше всего радуют и его самого, стали роскошно изданные книги: «Gifted Woman», «Waterdance», «Pool Light», «Homeless: Portraits of Americans in Hard Times», «Seeing Red: The Rapture of Redheads», «Passion and Line: Photographs of Dancers» и «Newborn».

В мире, где каждый новый яркий образ заставляет нас забыть предыдущий, Шатц выиграл битву за наше внимание.

Да, я уволок это с Триникси, но этот пост меня очень позабавил сегодня с утра!=)
Короче, фотограф Говард Шварц давал актеру (известному, или не очень) установки (ситуации) и просил изобразить подобающую моменту мимику. И получались сценки в одной фотографии. Надо отдать должное Шварцу за изобретательность в придумывании ситуаций))) Красавчик!) Ну и актеры тоже не подкачали.
Выложил не всё, а которые особенно понраваились.


Джон Гудман
1. Вы ботаник, флиртующий с девушкой из группы поддержки и непонимающий, что никаких шансов на успех у вас нет.
2. Вы покидаете дом престарелых, в котором находится ваша жена. Впервые она не узнала вас, когда вы пришли.
3. Вы тренер университетской баскетбольной команды, орущий на судью. Вы знаете, что если вас удалят, ваши парни будут играть агрессивнее.


Джон Легузамо

1. Вы заложник, слышащий, как в соседней комнате пытают вашего друга. Вы понимаете, что вы следующий.
2. Вы 4-летний мальчик на прогулке в новом «реалистичном» парке динозавров. Вас только что «лизнул» 50-тонный механический бронтозавр.
3. Вы героиновый наркоман, уговаривающий дилера дать вам дозу в долг. Вы чесслово вернете ему деньги.


Вупи Голдберг

1. Вы примерная жена известного телеевангелиста. Вы только что узнали, что у вашего мужа был роман с мужчиной по вызову и об этом знает пресса.
2. Вы богатая тетка с Пятой авеню, вы желаете «Счастливого рождества» швейцару, которому никогда не даете на чай.
3. Вы Барбара Уолтерс, вы берете интервью у недавно разведенной актрисы. Вы расспрашиваете ее о последнем фильме, а потом сразу же задаете вопрос: «Вам было очень больно, что он от вас к молоденькой ушел?»


Майкл Дуглас

1. Вы несчастный отец, у которого два месяца назад пропала дочь. Вас вызвали в полицию, чтобы опознать тело молоденькой девушки. Коронер одергивает простыню и вы понимаете, что это не ваша дочь.
2. Вы маленький мальчик на фрик-шоу. Вы смотрите, как изпирсингованный дядька ест тараканов.
3. Вы 14-летняя девочка, которая только что открыла без стука дверь спальни своей 18-летней сестры. Сестра там занималась сексом со своим бойфрендом.


Чеви Чейз

1. Вы только что увидели, что женщина рядом с вами распахнула свой плащ, а под ним ничего нет
2. вы только что услышали, как ваша дочь-подросток хвастается подругам, что она «кое куда себе сережку вставила»..


Мартин Ландау

1. Вы видите перестрелку на своей тихой, засаженной деревьями улице в Бруклине
2. Вы слушаете тосты друзей на вечеринке по случаю 50й годовщины вашей свадьбы


Эдди Фалько

1. Вы мать, которая думаю как объяснить своим детям, что родители расходятся
2. Вы маленькая девочка, которая рассказывает маме, что ее брат-близнец сказал нехорошее слово


Дон Чидл

1. Вы слышите как какой-то мужик в баре рассказывает что-то неприличное о вашей жене своему другу
2. Вы понимаете, что на самом деле он имеет ввиду ее сестру


Алан Камминг

1. Вам четыре года и вы только что выпустили из клетки семейного попугайчика.
2. Вам четыре года и вы пропускаете мимо ушей упреки мамы, расстроенной исчезновением попугайчика
3. Вы уговариваете свою подружку вместе с вами съездить проведать ваших родителей
4. Мужчина, которого предали

Ландау и Дугласу - сразу по Оскару!))))

Один из фотографов, деятельность которого утверждает культ тела, – в расцвете сил. На страницах американского издания CNN информируют о том, что сегодня фотограф Говард Шатц отмечает 25-летие своей профессиональной деятельности. Говард Шатц известен не только своей фото-, но и медицинской карьерой. Он практикуется в офтальмологии. В сфере спорта фотограф известен как создатель серии фотографий под названием “Атлеты”. Объясняя свой замысел, мужчина говорит, что хотел показать разновидности человеческого тела и суровую действительность профессионального спорта.

Этот проект - борьба с устоявшимися в обществе понятиями о красоте. Фотограф уверен, что каждое тело имеет свой уникальный генетический код и бороться с ним нет смысла. Утверждение небесспорное, однако следующие слова Говарда Шварца вносят больше ясности: “Совершенствоваться надо постоянно, но изматывать себя диетами и упражнениями – -глупо”.

Персона Говарда Шатца - довольно противоречивая, ведь если на страницах CNN его называют сподвижником культа тела, то на сайте ресурса ADME наоборот отмечают, что господин Шатц опроверг стереотип восприятия спортсмена как человека с идеальной фигурой. Однако если попытаться проанализировать, то те фотографии г-на Шатца, на основе которых издания делали выводы относительно того, культивирует он определенные стандарты красоты или нет, – совершенно разные.

Так, ADME при формулировании своего заключения опирается на снимки, на которых фотограф изображает спортсменов-представителей различных видов спорта. А каждый из этих видов традиционно сформировал такой тип фигуры, который позволяет лучше всего реализоваться как спортсмен. Согласитесь, что боксер на футбольном поле казался бы неповоротливым, а футболист на ринге - излишне утонченным. Другое же издание, которое подает публике антагонистический по отношению к предыдущему тезис о том, что Шутц наоборот, благодаря чрезмерной эстетизации своих моделей осуществляет пропаганду культа тела с так сказать параметрами, которые считаются в нынешнюю эпоху идеальными.