Сферы жизни общества

Духовная сфера общества - комплекс определенных социальных подсистем, в которых живут и действуют люди. Сущность каждой из них в том, что они представляют деловую, интеллектуальную, нравственную или идеологическую составляющую человеческих взаимоотношений.

Определение

Духовная сфера организуется целенаправленно и отражает не материальные, а нравственные наклонности человека. Она включает в себя его мировоззрение и нравственные качества. Создание вокруг себя такой сферы необходимо для .

Находясь под влиянием этой сферы и вдохновляясь ею, личность создает свое нравственное окружение и потребляет духовные ценности, которых еще не имеет в своем интеллектуальном потенциале. Целеустремленность заставляет ее рождать:

  • различные теории;
  • художественные произведения;
  • значимые идеи.

Личность выстраивает свой внутренний мир и духовные связи с окружающими. Для того чтобы этот ценностный ряд получился качественным, ей необходимо потребление ценностей, уже созданных другими и способных удовлетворить ее духовные запросы.

Что такое духовная сфера в принципиальном плане? Это не биологически заданное условие существования. Она - плод социализации человека, его стремления к развитию и становлению в качестве признанной личности. Даже животные нуждаются в общении с себе подобными не только на уровне инстинктов. Человек выше обычного животного. Как говорил Горький, человек - это звучит гордо. Значит, ему следует стремиться к социальным сферам, которые могут обеспечить развитие его духовности и полноценную трудовую деятельность.

Что составляет основу духовной жизни

Базовыми элементами, определяющими структуру духовных устремлений личности и общества, являются:

  • мораль;
  • религия;
  • образование;
  • наука;
  • искусство;
  • культура.

Их функциональная взаимосвязь очевидна. В принципе, только она обеспечивает гармоническое развитие человека и его успешное взаимодействие с окружающим миром.

Мораль

Под моралью понимаются определенные правила поведения, принятые в обществе. У ее истоков во всех человеческих социумах стояли бытующие представления людей:

  • о зле и добре;
  • недопустимом и приемлемом;
  • неправильном и верном;
  • низком и возвышенном.

Существование морали, принятой человечеством уже на ранних этапах его истории, обусловлено необходимостью регулировать совокупности социальных процессов, устранять периодически возникающие хаотические и протестные явления. Мораль направляет эти процессы в определенное политическое или экономическое русло, заданное эпохой.

В современных обществах эту функцию выполняет конституция, регламентирующая права и обязанности своих граждан. Их независимость от волюнтаризма власти призваны гарантировать судебные учреждения. Закон в спорной ситуации становится проявлением основ существующей морали. Он жестко связывает поведение личности определенными нормами, принятыми социумом.

Религия

Исполняет роль, во многом схожую с моралью: она тоже организует огромные массы людей. Но организующей силой становится не мирская власть, а власть Бога: некоего сверхъестественного существа, обладающего идеальными качествами, на которые следует ориентировать свою деятельность беспрекословно. Главный признак любой , не подлежащее критике принятие заданного религией постулата. Веру в этот постулат обеспечивает церковь, самостоятельные миссионеры, расширяющие круг верующей паствы, и та или иная степень инквизиции - борьбы с инакомыслием, дисциплинирующей верующее население.

В античной Греции для этого применялся остракизм - выселение неугодных из полисов, в средневековой Европе еретики легко могли попасть на костер. Сегодня нравы значительно мягче: каждый вправе сам выбирать, поклоняться ему Богу или нет.

Образование

В отличие от религии, склоняет личность к познанию естественных причин социального и научного прогресса или регресса. Дает человеку необходимые для этого знания, становящиеся основным фактором для пробуждения интереса к окружающему. От знаний происходят соответствующие умения, от умений - навыки, позволяющие воплотить полученную информацию в реальность и преобразовать неудовлетворительные по характеристикам стороны жизни.

Человек неинформированный бессилен перед обстоятельствами, ему трудно общаться с подготовленными людьми. Он с трудом понимает, что происходит вокруг, и чувствует себя никому не нужным в постоянно эволюционирующем мире.

Наука

Высшее проявление полученного образования. Этот интеллектуальный институт постоянно приводит в систему и углубляет знания, имеющиеся у человечества. На этой основе вырабатываются новые аргументированные идеи, которые время от времени систематизируются и порождают более точные знания. Особенностью науки сравнительно с религиозным познанием выступает ее объективность. Она отличается тем, что стремится отобразить различные предметы и явления в их реальном виде, существующем независимо от субъективного восприятия. Научная деятельность отвечает как насущным, так и стратегическим запросам социума и способствует его научно-техническому развитию.

Искусство

Представляет собой важную часть нравственной сферы, в некотором смысле альтернативную науке. Его можно рассматривать как средство развлечения, проявление мастерства, доставляющего людям разнообразные эмоции и эстетический комфорт. Другой отличительной чертой искусства выступает способность влиять на мысли различных представителей общества. Оно дает пищу для художественных и научных размышлений. Последствием многих художественных произведений не раз были великие научные открытия.

Также искусство является действенным идеологическим средством. Непосредственно воздействуя на публику, оно вызывает у людей определенное отношение к тому, что происходит вокруг.

Пробуждает высокие чувства:

  • заставляет испытывать сострадание к ближнему;
  • вскрывает проблемы, существующие между людьми;
  • указывает путь для укрепления дружбы.


Культура

Это обобщенное достижение всех элементов духовной сферы, которые описаны выше. В нее входят и мораль, и образование, и наука, и искусство. Через культуру открываются наиболее значимые ценности того или иного общества, на основе которых создается традиционный фон социума и национальные обычаи, дающие возможность духовно связать между собой различные поколения и насытить их опытом предшественников.

В эпоху глобализации постоянно происходит взаимодействие различных культур. Прежде замкнутые культурные образования включают в себя традиции и обычаи других народов, постепенно устраняя их различие. Межкультурное общение позволяет полнее раскрыть нравственный потенциал самых разных национальностей. Часто это заставляет относиться к ним с уважением, перенимать лучшее и тем самым обогащать собственную культуру.

Заключение

Расширение духовной сферы в общественной жизни означает увеличение шансов изменить свою жизнь и жизнь окружающих к лучшему. Развивая интеллект и нравственные качества и реализуя их в обществе, личность становится более востребованной в социуме, пользуется его доверием. В конечном итоге это приводит к духовному подъему всего общества и его нравственной эволюции.

Культура - важная составляющая общественного сознания. Она является средством формирования социальной личности, сферой общения людей и реализации их творческого потенциала. культуры и ее особенности являются объектом исследования философов, культурологов, интеллектуалов, которые стремятся определить роль духовной культуры в обществе и в развитии человека.

Понятие культуры

Человеческая жизнедеятельность за всю историю складывается в культуру. Это понятие охватывает широчайшую сферу жизни людей. Значение слова «культура» - "возделывание", "обработка" (первоначально - земли) - связано с тем, что при помощи различных своих действий человек преобразует окружающую действительность и самого себя. Культура - явление исключительно человеческое, животные, в отличие от людей, приспосабливаются к миру, а человек его подстраивает под свои нужды и потребности. В ходе этих преобразований она и создается.

В связи с тем что сферы духовной культуры чрезвычайно многообразны, единого определения понятию «культура» не существует. Есть несколько подходов к его толкованию: идеалистический, материалистический, функционалистский, структуралистский, психоаналитический. В каждом из них выделяются отдельные аспекты этого понятия. В широком понимании культура - это вся преобразовательная деятельность человека, направленная как вовне, так и вовнутрь себя. В узком - это творческая деятельность человека, выражающаяся в создании произведений различных искусств.

Духовная и материальная культура

Несмотря на то что культура - это сложное, комплексное явление, есть традиция разделять ее на материальную и духовную. К области материальной культуры принято относить все результаты деятельности человека, воплощенные в различных предметах. Это мир, окружающий человека: здания, дороги, бытовая утварь, одежда, а также разнообразная техника и технологии. Сферы духовной культуры связаны с производством идей. К ним относятся теории, философские учения, нормы морали, научные знания. Однако зачастую такое деление является чисто условным. Как, например, разделить произведения таких видов искусства, как кино и театр? Ведь спектакль соединяет в себе идею, литературную основу, игру актеров, а также предметное оформление.

Возникновение духовной культуры

Вопрос о происхождении культуры до сих пор вызывает оживленные споры между представителями разных наук. Обществознание, сфера духовной культуры для которого является важной исследовательской областью, доказывает, что культурогенез неразрывно связан с формированием общества. Условием выживания первобытного человека стало умение приспосабливать под свои потребности окружающий мир и умение сосуществовать в команде: выживать в одиночку было невозможно. Формирование культуры не было мгновенным, а являлось длительным эволюционным процессом. Человек научается передавать социальный опыт, создавая для этого систему ритуалов и сигналов, речь. У него появляются новые потребности, в частности стремление к красоте, формируются социальные и Все это становится платформой для формирования духовной культуры. Осмысление окружающей действительности, поиск причинно-следственных связей приводят к формированию мифологического мировосприятия. Оно в символической форме объясняет окружающий мир и позволяет человеку ориентироваться в жизни.

Основные сферы

Из мифологии со временем вырастают все сферы духовной культуры. Мир человека эволюционирует и усложняется, и вместе с тем происходит усложнение информации и представлений о мире, выделяются специальные области знаний. Сегодня вопрос о том, что включает в себя сфера духовной культуры, имеет несколько вариантов ответа. В традиционном понимании в нее включают религию, политику, философию, мораль, искусство, науку. Есть также более широкое представление, согласно которому в духовную сферу включается язык, система знаний, ценностей и планов человечества на будущее. В наиболее узкой трактовке к сфере духовности относят искусство, философию и этику как область формирования идеалов.

Религия как сфера духовной культуры

Первой из выделяется религия. Все сферы духовной культуры, в том числе религия, представляют собой особый свод ценностей, идеалов и норм, которые служат ориентирами в жизни человека. Вера является базой для миропонимания, особенно для человека древности. Наука и религия - два антагонистических способа объяснения мира, но каждый из них представляет собой систему представлений о том, как был создан человек и все, что его окружает. Специфика религии состоит в том, что она апеллирует к вере, а не к знанию. Главная функция религии как формы духовной жизни - мировоззренческая. Она задает человеку рамки миропонимания и мировосприятия, придает смысл существованию. Также религия выполняет регулятивную функцию: управляет отношениями людей в обществе и их деятельностью. Кроме этих вера выполняет коммуникативную, легитимирующую и культуротранслирующую функции. Благодаря религии появились многие выдающиеся идеи и явления, она явилась источником концепции гуманизма.

Мораль как сфера духовной культуры

Нравственно-духовная культура - это основа регуляции взаимоотношений между людьми в обществе. Мораль - это система ценностей и представлений о том, что есть зло и добро, о смысле жизни людей и принципах их взаимоотношений в обществе. Нередко исследователи считают этику наивысшей формой духовности. Мораль - специфическая сфера духовной культуры, и ее особенности обусловлены тем, что она является неписаным законом поведения людей в социуме. Она представляет собой негласный общественный договор, согласно которому все народы считают наивысшей ценностью человека и его жизнь. Главными общественными функциями морали являются:

Регулятивная - эта специфическая функция состоит в управлении поведением людей, причем над ними не довлеют никакие институты и организации, контролирующие человека. Выполняя моральные требования, человек мотивируется уникальным механизмом под названием совесть. Нравственность устанавливает правила, которые обеспечивают взаимодействие людей;

Оценочно-императивная, т. е. функция, которая позволяет людям понять, что есть добро, а что зло;

Воспитательная - именно благодаря ей формируется нравственный облик личности.

Также этика выполняет ряд таких социально-значимых функций, как познавательная, коммуникативная, ориентирующая, прогностическая.

Искусство как сфера духовной культуры

Кино и театр

Кино - одно из самых молодых и в то же время самых массовых искусств. Его история по сравнению с тысячелетней историей музыки, живописи или театра коротка. Вместе с тем залы кинотеатров ежедневно заполняют миллионы зрителей, и еще больше людей смотрят фильмы по телевидению. Кино оказывает мощное воздействие на умы и сердца молодежи.

Сегодня театр менее популярен, чем кино. С повсеместным распространением телевидения он потерял часть своей притягательности. Кроме того, театральные билеты сейчас стоят дорого. Поэтому можно сказать, что посещение знаменитого театра стало роскошью. Все же театр является неотъемлемой частью интеллектуальной жизни каждой страны и отражает состояние общества и умов нации.

Философия как сфера духовной культуры

Философия - древнейшая человека. Как и другие сферы духовной культуры, она вырастает из мифологии. Она органично сочетает в себе черты религии, Философы удовлетворяют важную потребность людей в обретении смысла. Главные вопросы бытия (что есть мир, в чем смысл жизни) получают в философии различные ответы, но позволяют человеку избирать свой жизненный путь. Важнейшие функции ее - мировоззренческая и аксиологическая, она помогает человеку выстроить собственную систему взглядов и критериев оценки окружающего мира. Также философия выполняет гносеологическую, критическую, прогностическую и воспитательную функции.

Наука как сфера духовной культуры

Самой поздней образовавшейся сферой духовной культуры стала наука. Ее формирование происходит достаточно медленно, и она призвана в первую очередь объяснять устройство мира. Наука и религия являются формами преодоления мифологического мировосприятия. Но в отличие от религии наука является системой объективных, верифицируемых знаний и строится по законам логики. Ведущая потребность, которую удовлетворяет человек посредством науки, - познавательная. Человеку свойственно задаваться различными вопросами, и поиски ответов порождают науку. Науку от всех прочих сфер духовной культуры отличает строгая доказательность и проверяемость постулатов. Благодаря ей формируется общечеловеческая объективная картина мира. Основными социальными являются познавательная, мировоззренческая, практико-преобразующая, коммуникативная, воспитательная и регулятивная. В отличие от философии, наука базируется на системе объективных знаний, которые проверяемы в ходе экспериментов.

культурный образный общественный

Когда характеризуется культура в различных формах общественной жизни, то говорится о культуре эстетической, нравственной, профессиональной, политико-правовой, экономической, экологической, бытовой, физической.

Художественная культура представлена как совокупность созданных обществом художественных ценностей, а также сам процесс создания, распространения, усвоения обществом и каждым отдельным человеком. К функциям художественной культуры относят: эстетическую (она связана со способностью искусства доставлять человеку эстетическое удовольствие); познавательную (выражает специфику искусства как познания жизни через систему художественных образов). Идеологическую (означает, что искусство выступает выразителем и проводником того или иного мировоззрения); воспитательную (заключается в воздействии искусства на людей, в его возможностях формировать духовный мир человека); коммуникативную (означает, что художественная культура служит каналом передачи не только знаний, но и чувств, является средством духовного общения людей).

Нравственность возникает после того, как уходит в пришлое миф, где человек внутренне сливался с жизнью коллектива и контролировался различными магическими табу, программировавшими его поведение на уровне бессознательного. Теперь человеку требуется самоконтроль в условиях относительной внутренней автономности от коллектива.

Мораль представлена как сторона, как аспект культуры в целом, понимаемая как созданный людьми мир предметных и духовных явлений, в которых воплощены человеческие сущностные силы, развитие человеческих родовых способностей и возможностей в освоении мира, в самоопределении человека в мире. Выделяют следующие уровни моральной культуры: низший - здесь наблюдается ориентация индивида на восприятие моральной культуры через подражание и внушение, воспроизведение общепринятого содержания поступков; средний - происходит реализация моральных предписаний и ценностей, детерминированная общественным мнением; высший - это уровень саморегуляции с опорой на основной нравственный императив - совесть.

Право, правовая культура может быть представлена как совокупность правовых знаний, убеждений, установок, реализуемых в процессах общения, поведения, деятельности, а также отношение к материальным и духовным ценностям общества. Среди функций правовой культуры выделяют следующие: определение правовых процессов и их нормативное закрепление; регулирование отношений между людьми в процессе социального взаимодействия; создание оптимальных условий для формирования и развития процессов социально значимых взаимодействий.

Политика представляется совокупностью установок и целей, определяемых коренными интересами социальных групп, партий и государств, а также их практическая внутренняя и международная деятельность по осуществлению выработанного курса и достижению намеченных целей. Политическая культура рассматривается как разновидность и составная часть общей человеческой культуры; как цели, средства, результаты деятельности общества, класса, социальной группы, индивида, характеризующие уровень социального развития личности как субъекта преобразования общественных отношений.

Экологическая культура предполагает признание единой системы "человек - природа" или "общество - природа", причем не только в плане воздействия на развитие общества географической среды и народонаселения, но и признание обратного воздействия природы на общество.

Бытовая культура - это налаженный уклад повседневной жизни человека. Вся сфера внепроизводственной социальной жизни составляет систему бытовой культуры. Удовлетворение потребностей людей в пище, одежде, жилище, лечении, профилактики здоровья, а также освоения человеком духовных благ, произведений искусства, общение, отдых, развлечения. Бытовая культура связана с жизнью общества, так как быт оказывает влияние на труд, общественную деятельность, настроение и поведение людей. Богатое и процветающее общество характеризуется налаженным бытом своих граждан.

Физическая культура основана на витальных ценностях культуры, на ценностях здорового образа жизни. Для поддержания физической культуры в обществе должны функционировать соответствующие учреждения. Специализированные кадры и популяризация здорового образа жизни необходимые составляющие для поддержания и существования физической культуры в обществе.

Культура является существенной стороной различных сфер жизни общества: производственной, политико-правовой и т. д. Этот аспект социологического среза структуры культуры позволяет выделить такие элементы, как культура производства, политическая культура, правовая культура и т. д.

Производство - одна из важнейших сфер жизни общества. Оно подразделяется на духовное производство и материальное.

Духовное производство - это производство продукции, удовлетворяющей духовные потребности человека (книги, картины, статьи). Таким образом, духовное производство - это сама культура, но взятая не сама по себе, а в социально-экономическом и институциональном контексте.

Материальное производство - это, во-первых, производство продукции, удовлетворяющей материальные потребности человека (в пище, одежде, жилище), а, во-вторых, производство материальных средств, с помощью которых удовлетворяются потребности в коммуникации, транспортировании продукции, духовные потребности.

Например, производство плейеров, телевизоров нельзя отнести к духовному производству, поскольку сам по себе плейер или телевизор не удовлетворяет духовных потребностей. Он служит только средством, благодаря которому духовный продукт становится доступным потребителю.

В социально-экономическом аспекте материальное производство в целом и духовное производство имеют определенное сходство - это формы собственности на средства производства, формы распределения прибыли и т. д. Однако это сходство весьма относительно: духовное производство и в этом отношении имеет свою специфику, кроме того, разные отрасли духовного производства значительно различаются между собой.

Еще больше духовное и материальное производства различаются между собой по продукту, технологии его изготовления, по организации труда.

Вместе с тем эти различия тоже не следует абсолютизировать. В настоящее время наряду с сохранением различий прокладывает себе путь и тенденция к сближению между духовным и материальным производством; недаром речь идет об индустрии досуга, индустрии шоу-бизнеса и т. д.

Имея в виду различия и сходство между духовным и материальным производствами, мы в дальнейшем будем употреблять обобщенные понятия «производство», и соответственно «общественное производство» и т. п.

Следуя предложенной в предыдущем разделе методологической схеме, для определения понятия «культура производства» нужно выяснить антропологические аспекты этого феномена и его функциональную специфику. В соответствии с этим понятию «культура производства» можно дать следующее самое общее, предварительное определение: «культура производства» - это способы и результаты развития и использования человеческого потенциала субъектов общественного производства с целью повышения его эффективности и все более полного удовлетворения на его базе интересов общества отдельных социальных групп и личности.

Поскольку субъектом общественного производства выступают, в частности, и отдельные предприятия, можно говорить о культуре производства применительно к характеристике того или иного предприятия, отрасли, завода, фабрики.

Кроме того, учитывая, что понятие «культура производства» соотносится с понятием «субъект деятельности», имеет смысл выделять в ее структуре два уровня: управленческий и массовый. Относительно каждого из них, взятого в отдельности, вероятно, более уместно применить понятие «культура труда». Синтез культуры труда управленческого и массового уровней и дает определенное состояние культуры производства.

Поскольку современное производство - это сфера применения новейших достижений науки и техники, то первым совершенно необходимым признаком культуры производства является наличие у его участников большого объема профессиональных знаний и умений.

Опережающий рост науки по сравнению с производством обусловливает динамичное развитие последнего, появление новых отраслей и соответственно профессий. Отсюда такой критерий культуры труда и управленческого, и массового уровня, как способность работников постоянно пополнять свои знания, готовность к овладению новыми видами деятельности в новых условиях.

Велико и неоспоримо значение эстетической культуры работника. Ощущение пропорций, гармоничности или дисгармоничности сочетания различных элементов, чувствительность к цветовым сочетаниям не только способствует выпуску высококачественной продукции, но и делают работника физически не способным к браку, неряшливому содержанию рабочего места. Высокоразвитое динамичное производство невозможно без высокой культуры общения его участников. Иначе неизбежны сбои ритма, несогласованность и просто негуманная атмосфера, которая тормозит развитие производства.

Особого внимания заслуживает вопрос о месте нравственной культуры работника в структуре культуры производства.

Широко распространен предрассудок, согласно которому капитализм создает столь мощные экономические стимулы к труду, что не нуждается в моральной мотивации трудовой деятельности. Однако это далеко не так. Как известно, экономические успехи развитых капиталистических стран в значительной мере фундируются этикой протестантизма, согласно которой трудолюбие вкупе с бережливостью являются важнейшими моральными ценностями.

В связи с этим становится ясно, что перед культурой, в которой влияние религии ослаблено, встает острая проблема, заключающаяся в необходимости дать светское обоснование правил и принципов трудовой этики.

Специфическим критерием труда управленческого уровня является умение организовать работу, задействовать человеческий потенциал и прежде всего личные интересы участников производства, в целях достижения его эффективности.

Таким образом, можно с уверенностью говорить, что культура труда отражает общее состояние культуры общества. Это не удивительно, поскольку труд - важнейший вид деятельности человека и сфера наибольшего применения и, следовательно, развития его сущностных сил. Поэтому повышение культуры труда, которое является условием благополучного развития всякого общества, требует совершенствования всей системы его культуры. И наоборот, повышение культуры труда непременно отзывается повышением культурного уровня всего общества.

Политическая культура. Политика - это область взаимоотношений между различными социальными группами и государствами. Одной из ее сторон является политическая культура, которая в этом смысле может рассматриваться как самостоятельная сфера культуры, имеющая свою определенную территорию в социальном пространстве. Однако политическая культура в то же время является необходимым компонентом не только политической, но и других видов деятельности: художественной, производственной и даже досуговой. В этом втором своем значении понятие «политическая культура», как и понятие «нравственная культура», соотносится с понятием «субъект деятельности» как одна из характеристик последнего.

Исходя из вышесказанных соображений и методологических принципов, использованных ранее, понятие «политическая культура» можно определить следующим образом: «Политическая культура - это способы и результаты развития человека как субъекта политики».

Как и культура производства, политическая культура может быть структурирована на управленческий и массовый уровни. Каждый из них, в свою очередь, может быть структурирован на идеальный и реальный, духовный и практический слои и т. д.

Подробнее этот вопрос будет рассмотрен в разделе 3 данного учебного пособия.

Правовая культура. Очень сложным социокультурным феноменом является право. Оно возникло в ответ на потребности общества в четком нормировании отношений между различными субъектами социального действия: отдельными индивидами, социальными группами, государствами. Другая сторона этой потребности заключалась в том, чтобы была создана система надзора, контроля за соблюдением установленных норм и система наказаний за отступление от норм.

Удовлетворение этой двуединой потребности - в создании и совершенствовании системы норм и контроля за их соблюдением - стало возможным с появлением государства.

Государственный контроль за соблюдением норм отношений между людьми - это то, что резко отличает право от морали. За соблюдением норм морали следит общество.

Другое отличие права от морали состоит в том, что нормы права выражаются с предельной отчетливостью и закрепляются в законах, тогда как нормы морали менее отчетливы, допускают больший диапазон толкований, менее императивны.

Духовная жизнь общества является одной из основных сфер общественной жизни, которая и определяет специфику определенного общества во всей его целостности. Данная сфера включает в себя образование и культуру, религию и науку.

Духовная сфера

Духовная сфера общества представляет собой систему отношений между людьми, которая и отражает нравственную жизнь данного общества.

Духовная сфера представлена такими многогранными подсистемами, как религия, наука, культура, образование, искусство и идеология. Почему же духовная сфера так много значит для любого развитого общества?

Прежде всего, значимость духовной сферы заключена в ее функции выявления ценностной системы общества. Именно благодаря определению ценностей можно понять уровень развития общественного сознания.

Без развитой духовной сферы довольно тяжело представить развитое общество людей. Посредством образования люди становятся более умными и познают окружающий мир с новых сторон, благодаря культуре общество постоянно духовно обогащается, так как у людей есть возможность выразить свои личностные качества и творческий потенциал.

Культура

Культура является совокупностью духовных и материальных ценностей, способов их создания и возможностей использовать их для дальнейшего развития человечества и личности в частности. Мы можем сказать, что человеческий труд является первым источником развития культуры.

Культура – это совокупность духовных достижений человечества. Но недаром говорят, что у каждой страны или у каждой нации есть своя культура. Это связано с тем, что каждая страна развивалась по-своему и у каждой страны есть своя история.

В результате культурного развития каждая нация обладает определенным культурным и духовным наследием, которые и создают культурные обычаи. Есть культурные достижения, которые принято называть «надвременными» - это те культурные и духовные явления, которые не подвластны изменениям и времени.

Образование

Процессом и результатом усвоения человеком знаний, умений и навыков принято называть образованием. Именно таким образом развивается ум и чувства человека, формируется его собственное мнение, система ценностей, мировоззрение и познавательные процесс.

Образование – это главный путь к взрослению и пониманию окружающего мира. Детей начинают учить с ранних лет – сначала просто звукам и движениям, затем азбуке и счету, и с каждым годом ребенок познает что-то новое.

В подростковом возрасте человек не только накапливать систематизированные знания, он уже учиться мыслить критически и творчески – самостоятельно оценивать окружающие его явления и историческое прошлое.

Получить образование важно для каждого человека – ведь без системы общеобязательных знаний он не сможет полноценно общаться с людьми и комфортно ощущать себя в социуме. Образование является общественно организуемый процесс.

Религия

Религия является одной из форм общественного сознания. А в научном смысле мы говорим о религии, как об особой форме осознания мира, которая обусловлена верой в сверхъестественное. Любой вид религии включает в себя моральные нормы и типы поведения, а также представляет собой объединение людей в определенные организации.

Примером такой организации является церковь. Основу для религии представляют собой понятия о Боге, о смысле и цели жизни, о добре и зле, о нравственности и честности. Именно поэтому религия – это одна из фундаментальных подсистем духовной сферы жизни общества.

Наука

Сферой деятельности человека, направленной на теоретическую систематизацию и выработку знаний о действительности принято называть наукой. Легче всего сказать, что наука представляет собой сбор объективных знаний о мире.