Сергей рахманинов краткая биография. Сергей рахманинов Рахманинов творчество произведения

Сергей Рахманинов – выдающийся русский композитор, пианист и дирижер родился 20 марта (1 апреля) 1873 года в усадьбе Семеново Новгородской губернии.

Детство и родители

Отцом будущей мировой знаменитости был отставной военный Василий Аркадьевич Рахманинов. Он хорошо играл на разных инструментах, но занимался этим на любительском уровне. Скорее всего музыкальные таланты передались по папиной линии, так как дед играл на пианино и по городам России с гастролями много ездил. Сочиненные им произведения дошли до наших дней.

Маму Сергея звали Любовь Петровна. Ее отец возглавлял кадетский корпус и к творчеству не имел отношения. 2 апреля младенца крестили, окунув в купель местной церкви.

Музыкальный талант обнаружился у мальчика рано. Его мама познакомила маленького Сергея с нотами, провела начальные уроки игры на фортепиано. С переездом семьи в усадьбу Онег с ним профессионально начинает заниматься специально приглашенная учительница музыки, мамина подруга А.Д.Орнатская, которая в свое время училась в консерватории Санкт-Петербурга.

В молодости

Через определенное время семья Рахманиновых переезжает в столицу Российской империи. Отношения между родителями становились очень сложными, отец проиграл в карты все приданое супруги и ушел из семьи. Любовь Петровна вместе с детьми осталась в абсолютной нищете, поэтому Сергею пришлось жить у своей тетки, чтобы хоть как-то облегчить тяжелое положение.

Спустя два года при поддержке Орнатской юный Рахманинов поступил в консерваторию. Предоставленный самому себе и не имея никакого контроля, мальчик начал пропускать занятия. Ему интересно было вместо изучения нотной грамоты пойти на каток или же покататься на конке. Когда об этом стало известно, было принято решение перевести его в Москву.

На новом месте, в частном пансионе профессора Н.С.Зверева был строгий и постоянный надзор. Здесь Сергею было уже не до глупостей – шесть часов музицирования каждый день с обязательными посещениями Филармонии и Оперного театра.

Зверев развивал в своих учениках художественный вкус и широкий культурный кругозор, приглашая к себе в пансион известных музыкантов. Там Рахманинов познакомился с Петром Ильичом Чайковским, что стало важной вехой в биографии юного дарования.

Карьера

Самые первые сочинения Рахманинова, дошедшие до нашего времени, датируются 1887 годом, то есть когда ему было 14 лет. Через три года Сергей на стихи русских поэтов написал романсы, а еще «Вальс», чтобы сестры Скалон, а их было трое, могли исполнять его на фортепиано одновременно в шесть рук.

Большая (так и пишется с заглавной буквы, наверное, чтобы придать значимости) золотая медаль была вручена Рахманинову по окончании Московской консерватории, которую он окончил и как пианист, и как композитор. Блестящей дипломной работой выпускника-музыканта стала опера «Алеко», состоящая из одного акта. Очень приятно было Сергею от осознания того, что высоко оценил его оперу П.И.Чайковский.

По настоянию мировой знаменитости она была поставлена на сцене Большого театра. Более того, Чайковский ставил вопрос о включении «Алеко» в репертуар самого величественного театра в России, но замыслу его осуществиться было не дано. Петр Ильич неожиданно заболел и скоропостижно скончался. Сергей посвятил гению Элегическое трио, назвав его «Памяти великого художника».

Рахманинов начал публично выступать как пианист. Чтобы заработать больше денег ему пришлось давать уроки фортепиано для учеников частным образом. Но надолго Сергея не хватило, таланту тяжело обучать простых смертных. Им надо по многу раз объяснять, они не умеют хватать на лету, никакого терпения не хватит. В общем учительствовать композитор совсем не любил, и не скрывал этого.

Премьера написанной им в 22 года Первой симфонии неожиданно обернулась полнейшим провалом в 1897 году, что стало абсолютным потрясением для Рахманинова. Жесточайшая критика раздавалась в адрес произведения. Он настолько не был к этому готов, что тяжелая меланхолия поразила Сергея. Ему не хотелось ничего делать, депрессия одолевала музыканта.

Семья невесты, а он был тогда уже признан официальным женихом Натальи Сатиной, бросилась его спасать. С помощью московского лекаря Николая Даля, а вернее его дочери яркой красавицы Ланы, в которую Рахманинов влюбляется, композитора удалось вернуть к жизни и творчеству.

Сергей заявляет о себе за рубежом, где выступает сначала в Лондоне, затем в Италии. Происходит это как раз на рубеже двух столетий. Следующие 15 лет становятся самыми лучшими и плодотворными в творческой биографии знаменитости. Начинается зрелый период деятельности композитора, о чем свидетельствует его Второй фортепианный концерт – важное события для мира классической музыки.

На пике славы

К Рахманинову приходит безумная популярность, он окружен выдающимися друзьями – Федором Шаляпиным, Владимиром Горовицем, Натаном Мильштейном. Три зимы он живет в немецком Дрездене, затем в Париже дирижирует на концертах, приводя в восторг местную публику, совершает турне по США и Канаде, где музицирует на рояле.

Сочиняет Третий фортепианный концерт. Дальше – больше: Романсы «Сирень», «Здесь хорошо», «Маргаритки», фортепианные пьесы, богослужебные композиции, симфоническая поэма, музыкальные произведения для скрипки. Он работает в удовольствие, у него все легко получается.

Везде Сергея Васильевича сопровождает успех, он купается в мировой славе. И в этот момент происходит Октябрьская революция. Гегемон пролетариат, прямо на глазах музыканта, бесцеремонно вышвыривает его рояль из родового поместья. Музыкальный инструмент, как пережиток буржуазного царского режима, летит со второго этажа, как ненужная ветошь.

Советскую власть композитор не воспринял и при первой же возможности покинул Россию навсегда. Кстати, у него произошел тяжелый разрыв с его мамой, которая не поехала в эмиграцию. Неизвестно, какой у них состоялся разговор, но позже сын с ней практически не общался. В 1918 году Рахманинов поселяется в США.

Любовь к России он пронесет до конца своих дней, в годы Второй мировой войны им будет оказана большая помощь Отчизне и отдельным людям, живущим на Родине. Много денег музыкант перечислит для защиты страны от грозного врага, но негативную реакцию всегда будет вызывать у него упоминание о советском строе, руководителей которого Сергей на дух не выносил.

Девять лет жизни за рубежом ознаменовались большим количеством концертов, на которых музыкант играл и дирижировал. Это забирало много сил и энергии, поэтому Рахманинов не сочинял новую музыку. Получился такой вынужденный застой.

Вообще же, за все годы эмиграции, а это ни много, ни мало, четверть века, Сергей Васильевич создал всего шесть произведений. Не было уже того прежнего «фонтанирующего» творчества, когда спрашивали: «Как можно было столько всего создать за столь небольшой промежуток времени?» Но все его музыкальные композиции относятся к шедеврам музыкального искусства.

Личная жизнь

После того, как юный Рахманинов покинул частный пансион выдающегося музыкального педагога Зверева, он стал проживать у родной тети Варвары Аркадьевны Сатиной, которая спасла молодого гения от нищенского существования. Теткина дочь пианистка Наталья Сатина станет его будущей женой, то есть Сергей женится на своей двоюродной сестре.

Влюбчивое сердце Рахманинова переживет и другие пылкие моменты. Летом 1890 года он гостил в Ивановке, где находилось имение его родной тетки по отцу, и познакомился там с сестрами Скалон – Натальей, Людмилой и Верой. Взаимная юношеская любовь накрыла его и Верочку, которую он звал «Моя Психопатушка». Вернувшись в Москву, от пишет ей больше сотни нежных, ласковых писем.

Впрочем, все это не мешает Рахманинову практически сразу же влюбиться в жену собственного друга Анну Лодыженскую. Да еще и романс в ее честь посвятить с таким провокационным названием «О нет, молю, не уходи!» Какая наглость.

С женой Натальей

Нет ничего удивительного в том, что творческую личность всегда на сочинение возвышенной лирики подвигала любовь к женщине. В конце жизни музыкант лишь подтвердит очевидное. Источниками вдохновения назовет любовь, природу, поэзию и через длинную паузу… прекрасную даму.

Очень противоречивым и скрытным был Рахманинов, и не всегда его можно понять. Так, например, он утверждал, что музыканту нужно жить одному, хотя его родные свидетельствуют о другом. Что бы там он ни утверждал, а сам не мог переносить одиночества совершенно.

Своей будущей женой Натальей Александровной Сатиной, хотя они и были знакомы уже продолжительное время, Сергей увлекся, когда ему было двадцать лет. Именно ей посвящен романс «Не пой, красавица, при мне». Свадьбу сыграли в 1902 году, венчание прошло в военной церкви. У пары родились две дочери – Ирина и Татьяна. Потом появились внуки.

Тайны, рассказанные через много лет

По признанию внука композитора Александра Рахманинова (ныне покойного, его не стало в 2012 году), выдающийся музыкант сорок лет жил в очень обременительном для него любовном треугольнике. Сердце его принадлежало не только супруге Наталье, и она прекрасно знала об этом еще с самого начала всей продолжительной и скрытой от других истории. Внешне все было прекрасно, идиллия в отношениях.

Но и Сергей и жена не сомневались, что по завершении каждого концерта пианиста будет ждать маленький подарок. Он всегда неизменный – веточка белой сирени. Интересно, где Лана ее находила в холодные месяцы зимы. Да, это именно та самая дочь врача.

Никогда Наталья по этому поводу не устраивала своему мужу скандалов, не говорила ни одного слова упрека, не выясняла никаких отношений. Какими были переживания у женщины в душе, лучше не представлять. Чего ей это стоило, тут даже подумать невозможно. Оказывается, Наталья специально придумала легенду, что Рахманинова на длительный период накрыла меланхолия, лечить которую он ходит на сеансы гипноза к доктору Далю. Хотя он ходил туда уже по другому поводу. Следует говорить о величии жены музыканта.

Тяжело было и Сергею Васильевичу, в сердце которого гармонично уживалась любовь к обеим женщинам. Конечно, он мучился из-за этого, но бессилен был что-либо сделать, и карал себя за это несколько десятков лет. Ни от одной из них не хотел избавиться великий пианист и дирижер.

Кто-то подметил, что музыка композитора похожа на мольбу грешника, просящего прощения. Утверждать не станем, мы глубоко этот вопрос не исследовали.

Когда перед смертью силы покидали выдающегося композитора, то Наталья Александровна послала шофера за Ланой и та незамедлительно приехала. В момент последнего вздоха у изголовья великого человека находились две женщины. «Мой добрый гений» – именно так Сергей называл свою жену в благодарность за ее мудрость и терпение.

Умирал Рахманинов тяжело. Из-за того, что он много курил, у него образовалась онкология. Правда, сам пианист об этом не подозревал и работал до последних дней. Заключительный период жизни Сергей находился в Калифорнии. В какой-то момент музыканту показалось, что на улице играют его «Всенощную». Через мгновение он навсегда ушел в лучший из миров. До его 70-летия оставалось три дня.

Считается, что Рахманинов всегда был мрачным, нелюдимым, с тяжелым характером. На фотографиях он неулыбчив, суров, иногда даже устрашающ с высоким ростом в 198 см. Американские репортеры никак не могли понять его отчужденности от собственных почитателей, ведь звезда вообще-то должна любить находиться в центре внимания.

Композитору не нравилось, когда лезли его фотографировать, а интервью вообще давать не любил и если уж и отвечал на вопросы прессы, то неохотно.

Его внук, который руководил фондом имени своего знаменитого родственника, повествовал о малоизвестных эпизодах жизни деда. Оказывается, композитор был простым человеком, с присущим ему хорошим чувством юмора. Мог повеселиться, пошутить, приколоться над Шаляпиным, с которым знаком был с конца ХІХ столетия. Тот тоже не оставался в долгу, по-доброму говоря Сергею: «морда ты моя татарская», зная, что в роду музыканта были татарские корни.

Устроил как-то раз Рахманинов себе веселье, когда вписал по-тихому ноту в экземпляр Шаляпина, приготовленного для камерного концерта с узким кругом лиц. Сергей знал наперед, что бас Федора Ивановича взять эту ноту не сможет и потому сел скромно в конце небольшого зала, чтобы быть первым у выхода.

Композитор, пианист, дирижер Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля (20 марта по старому стилю) 1873 года в дворянской семье в имении Онег Новгородской губернии (по другим данным - в усадьбе Семеново Новгородской губернии, ныне - Новгородская область). Рос в музыкальной семье . Его дед, Аркадий Рахманинов, пианист, известен как автор салонных романсов.

С юных лет Сергей Рахманинов начал систематически учиться музыке. В 1882 году он поступил в Петербургскую консерваторию.

Среди произведений, написанных в годы учебы, — Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (первая редакция, 1891), юношеская симфония (1891), симфоническая поэма "Князь Ростислав" (1991).

В 1891 Рахманинов окончил консерваторию с Большой золотой медалью как пианист, а в 1892 году - как композитор. Дипломной работой Рахманинова стала одноактная опера "Алеко" (1892) по поэме Александра Пушкина "Цыганы". В 1893 году она была поставлена в Большом театре. С зимы 1892 года начались публичные выступления Рахманинова как пианиста .

Среди его произведений 1890-х годов выделяются симфоническая фантазия "Утес" (1893), "Музыкальные моменты" для фортепиано (1896) и ряд романсов. Под впечатлением смерти Чайковского в 1893 году было создано Элегическое трио "Памяти великого художника".

В 1895 году Рахманинов сочинил Первую симфонию, премьера которой в 1897 году обернулась крупным провалом. Сильное потрясение привело Рахманинова к творческому кризису. На несколько лет он отошел от сочинения музыки, сосредоточившись на исполнительской деятельности .

В 1897-1898 годах Рахманинов дирижировал спектаклями Московской частной русской оперы Саввы Мамонтова, тогда же началась его международная исполнительская карьера. Первое зарубежное выступление Рахманинова состоялось в Лондоне в 1899 году. В 1900 году он побывал в Италии.

В 1898-1900 годах неоднократно выступал в ансамбле с Федором Шаляпиным.

К началу 1900-х годов Рахманинову удалось преодолеть творческий кризис. Последовавшие полтора десятилетия стали самыми плодотворным в его биографии. Первые крупные произведения этого периода - Второй концерт для фортепиано с оркестром (1901) и Соната для виолончели и фортепиано (1901). Радостным, весенним мироощущением проникнута кантата "Весна" (1902) на стихи Некрасова.

В 1904-1906 годах Рахманинов работал дирижером в Большом театре, где его "специальностью" были оперы русских композиторов XIX века. Тогда же он написал две одноактные оперы - "Франческа да Римини" (1904) на либретто Модеста Чайковского по Данте Алигьери и "Скупой рыцарь" (1904) по Пушкину. Обе оперы увидели свет рампы в 1906 году в Большом театре под управлением автора. Третья опера этого периода - "Монна Ванна" по одноименной пьесе Мориса Метерлинка осталась неоконченной.

Крупные инструментальные опусы 1900-х годов - Симфония №2 (1907) и Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1909). Мрачным колоритом выделяется симфоническая поэма "Остров мертвых" (1909), навеянная одноименной картиной популярного на рубеже веков швейцарского живописца Арнольда Беклина.

С 1906 года три зимы Рахманинов провел в Дрездене, летом возвращаясь домой. Он довольно часто выступал в тот период в Европе как пианист и дирижер. В 1907 году принимал участие в Русских исторических концертах, организованных Сергеем Дягилевым в Париже, в 1909 году впервые выступал в США, в 1910-1911 годах играл в Англии и Германии.

В 1910-х годах Рахманинов уделял много внимания крупным хоровым формам. Огромное значение для духовной русской музыки имеют его богослужебные композиции - Литургия св. Иоанна Златоуста (1910) и Всенощное бдение (1915). В 1913 году была написана монументальная поэма "Колокола" на стихи Эдгара По для солистов, хора и оркестра.

Богато и разнообразно представлены в его творчестве 1900-1910-х годов и малые формы: романсы (в том числе знаменитые "Сирень" на слова Екатерины Бекетовой, "Здесь хорошо" на слова Галины Галиной, "Маргаритки" на слова Игоря Северянина и многие другие), пьесы для фортепиано (в том числе две тетради прелюдий и две тетради "Этюдов-картин").

Февральская революция 1917 года была радостным событием для Рахманинова. Вскоре, однако, чувство радости сменилось тревогой, которая нарастала в связи с разворачивающимися событиями. Октябрьская революция была встречена композитором настороженно. По его мнению, в связи с ломкой всего строя, артистическая деятельность в России могла прекратиться на многие годы, поэтому композитор воспользовался пришедшим из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме. В декабре 1917 года Рахманинов отправился на гастроли в Скандинавию, откуда в Россию уже не вернулся. В 1918 году он вместе с семьей поселился в США.

В Америке Сергей Рахманинов добился огромного успеха. Слушателей привлекало не только высокое исполнительское мастерство Рахманинова, но и манера его игры , внешний аскетизм, за которым скрывалась яркая натура гениального музыканта.

Особым успехом пользовались его интерпретации собственной музыки и произведений композиторов-романтиков - Фредерика Шопена, Роберта Шумана, Ференца Листа. Граммофонные записи рахманиновской игры дают представление о его феноменальной технике, чувстве формы, ответственном отношении к деталям.

Многочисленные концертные выступления не оставляли Рахманинову сил и времени для сочинения музыки. В течение первых девяти лет эмиграции Рахманинов не написал ни одного нового произведения.

В 1926 году он закончил Концерт №4 для фортепиано с оркестром (начатый в России в середине 1910-х годов). Затем появились "Три русские песни" для хора и оркестра (1926), "Вариации на тему Корелли" для фортепиано (1931), "Рапсодия на тему Паганини" для фортепиано с оркестром (1934), Симфония №3 (1935-1936) и "Симфонические танцы" для оркестра (1940). В последних двух произведениях с особой силой звучит тема тоски по утраченной России.
В годы Второй мировой войны Рахманинов дал в США несколько концертов и весь денежный сбор направил в фонд Советской Армии, чем оказал ей весьма существенную помощь.

28 марта 1943 года Рахманинов скончался после тяжелой болезни в кругу своих близких в Беверли Хиллз, Калифорния, США.

Классическая музыка

Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 года в Новгородской губернии. Первые уроки игры на фортепиано и первые музыкальные занятия начались с четырехлетнего возраста и проходили под руководством матери.

В 1882 году семья Рахманиновых переселилась в Петербург, и мальчик был отдан в Петербургскую консерваторию в класс профессора Демянского. В 1885 году семья переехала в Москву. С этим обстоятельством связан был переход Рахманинова в Московскую консерваторию. Здесь он обучался под руководством сначала Н.С. Зверева, а затем А.И. Зилоти в области фортепиано. А.С. Аренский и С.И.Танеев обучали его музыкальной теории и композиторской технике. Рахманинов окончил Консерваторию в 1892 году с золотой медалью, представив в качестве экзаменационной работы одноактную оперу "Алеко" на сюжет поэмы Пушкина "Цыганы". В том же году эта опера была поставлена в Москве на сцене Большого театра. С нею автор выступил вскоре и как дирижер в Киевском оперном театре.

Забегая вперед, стоит сказать, что Рахманинов выказывал уже в начале творческого пути себя и как прекрасный дирижер. В начале композиторской и исполнительской деятельности дирижерское искусство привлекало его: в 1897-1898 годах он служил дирижером в частной ("мамонтовской") опере в Москве, а с 1904 по 1906 год занимал такой же пост в московском Большом театре. Позднее он почти не выступал в этом качестве.

С зимы 1892 года начались публичные выступления Рахманинова как пианиста. И он быстро показал свои незаурядные способности. Уже в те годы игра его отличалась яркостью, силой, богатством и полнотой звучания, блеском и остротой ритма, захватывающей и приковывающей внимание выразительностью и властно покорявшей волевой напряженностью.

Признание Рахманинову как талантливому симфонисту впервые принесла оркестровая фантазия "Утес", написанная в 1893 году. В отзывах печати на первое исполнение фантазии отмечались поэтичность настроения, богатство и тонкость гармонии, яркость оркестровых красок. Несомненно, индивидуальный и притом обаятельный композиторский почерк Рахманинова чувствуется уже в первых юношеских опытах.

Неожиданная пауза наступила в 1897 году, после неудачного исполнения Первой симфонии Рахманинова - сочинения, в которое композитором было вложено много труда и душевной энергии, непонятого большинством музыкантов и почти единодушно осужденного на страницах печати, даже осмеянного некоторыми из критиков. Провал симфонии стал глубокой психической травмой для Рахманинова; по собственному, более позднему признанию, он "был подобен человеку, которого хватил удар и у которого на долгое время отнялись и голова и руки". Три последующих года были годами почти полного творческого молчания, но одновременно и сосредоточенных размышлений, критической переоценки всего ранее сделанного. Результатом этой напряженной внутренней работы композитора над самим собой явился необычайно интенсивный и яркий творческий подъем в начале нового столетия. На протяжении первых трех-четырех годов наступившего XX века Рахманиновым был создан ряд замечательных по своей глубокой поэтичности, свежести и непосредственности вдохновения произведений различных жанров, в которых богатство творческой фантазии и своеобразие авторского "почерка" соединяются с высоким законченным мастерством.

Пять лет отделяют Второй фортепианный концерт Рахманинова, оконченный в 1901 году, от его предыдущего фортепианного произведения - Шести музыкальных моментов. Композитор предстает в этом новом своем сочинении как зрелый сложившийся мастер с ярко выраженной индивидуальностью и выработанной манерой письма. Рахманинов показал себя в нем крупным оригинальным художником, "свободным от всякой изысканности и в то же время обладателем всех средств новейшей техники".

Концерт, принесший ее автору заслуженный успех, был по праву признан лучшим русским фортепианным концертом после си-бемоль-минорного концерта Чайковского. Но, при сохранении преемственных связей с наследием Чайковского и других русских и зарубежных композиторов XIX века, рахманиновский концерт содержит много нового как в своем образном строе и средствах музыкального выражения, так и в самой трактовке жанра. Можно было бы назвать его вдохновенной лирико-патетической поэмой для фортепиано с оркестром. В одно время с концертом создавалась Вторая сюита, неудивительно, что она в отдельных своих моментах перекликается с ним по характеру музыки, хотя задача, стоявшая в данном случае перед композитором, была иная. Это произведение еще одна несомненная творческая удача Рахманинова.

Более скромная по масштабу симфоническая кантата, или вокально-симфоническая поэма "Весна" (1902), написана на слова стихотворения Н.А. Некрасова "Зеленый шум". Произведение это оказалось созвучным тем "весенним" настроениям, связанным с подъемом освободительных чаяний и ожиданием близких перемен, которыми были охвачены широкие круги русского общества в начале 1900-х годов.

Более сложной оказалась судьба двух последующих крупных произведений Рахманинова - опер "Скупой рыцарь" и "Франческа да Римини", впервые показанных на сцене Большого театра в один вечер 11 января 1906 года. Встреченные с большим интересом, они вместе с тем вызвали много споров и разногласий в их оценке.

Оба произведения были во многом новы и необычны с точки зрения сложившихся традиционных норм оперной драматургии XIX века. Как и "Алеко", они отличаются краткостью, сжатостью формы, отсутствием развернутого, постепенно развивающегося действия: все внимание сконцентрировано на немногих важнейших его моментах и переживаниях одного-двух главнейших действующих лиц. Но если там это определялось характером полученного задания, то в "Скупом рыцаре" и "Франческе" было результатом свободного выбора композитора.

Опера "Франческа да Римини" оказалась последней у Рахманинова. Задуманная в конце 1906 года новая опера "Монна Ванна" по одноименной пьесе Метерлинка осталась неоконченной. Написав первое ее действие, композитор по каким-то причинам отказался от продолжения этой работы и в дальнейшем не обращался к оперному жанру. Может быть, этому способствовал его отъезд в Дрезден, где Рахманинов прожил три зимы, летом возвращаясь домой, или довольно частые выступления его в тот период в Европе как пианиста и дирижера.

Особое место в творчестве композитора занимают романсы. В них Рахманинов предстает другой стороной своего творческого облика. Преимущественной сферой его камерного вокального творчества была лирика, мир личных чувств и настроений. Исключительным богатством, красочностью и разнообразием форм отличается фортепианное сопровождение и в романсах Рахманинова. К числу наиболее популярных относятся - "Сирень", "Не пой, красавица", "Весенние воды", "Ночь печальна", "Отрывок из Мюссе", "Я опять одинок".

Только через десять лет после тяжелого нервного потрясения, связанного с неуспехом Первой симфонии, Рахманинов вновь обратился к этому жанру, создав свою Вторую симфонию. На этот раз как московская, так и петербургская пресса единодушно признала высокие художественные достоинства нового произведения. Один из столичных критиков сравнивал появление рахманиновской симфонии по значению с первым исполнением "Патетической" Чайковского, называя Рахманинова достойным преемником этого великого мастера.

Произведением меньшего Масштаба, но интересным и во многом новым для Рахманинова явилась симфоническая картина "Остров мертвых" по одноименному живописному полотну А. Бёклина или, точнее, созданная под его впечатлением. В отзывах печати на первое исполнение "Острова мертвых" отмечалось, что в музыке этого рахманиновского сочинения нет того застывшего покоя небытия, которое царит у Бёклина, в ней слышатся скорее муки, стоны и отчаяние Дантова ада в соединении со страстной жаждой жизни.

Важнейшим этапом в творческом развитии Рахманинова стало создание в 1909 году Третьего фортепианного концерта. Не уступая своему предшественнику по свежести вдохновения, мелодическому богатству и красоте тем, Третий концерт носит на себе печать большей зрелости и сосредоточенности мысли. Асафьев считал, что именно с Третьего концерта началось окончательное формирование "титанического стиля рахманиновской фортепианности" и черты "наивно романтической фактуры", свойственные ранним сочинениям композитора, полностью преодолеваются им.

В том же году Рахманинов впервые успешно гастролирует в США. С 1909 года и по 1912 год он занимает должность инспектора русской музыки при Главной дирекции Русского музыкального общества.

Руки Сергея Рахманинова

В 1910 году Рахманинов обращается к духовной музыке. Он пишет Литургию св. Иоанна Златоуста. Рахманинов не прибегает в своей Литургии к знаменному и другим одноголосным распевам Древней Руси, создавая "свободную" композицию, в которой выражает свое понимание смысла литургического действа, свое личное отношение к богослужебным текстам. Композитор стремится к созданию высокохудожественной церковной музыки, которая, не нарушая благоговейной простоты и строгости богослужебного чина, в то же время обладала бы самостоятельной эстетической ценностью.

Вокально-симфоническая поэма "Колокола" на стихи Эдгара По в русском переводе К.Д. Бальмонта, написанная в пору высокой творческой зрелости Рахманинова в 1913 году, по значительности своего замысла и мастерству его воплощения принадлежит к наиболее выдающимся образцам русской музыки кануна Первой мировой войны. Напряженно экспрессивный, беспокойный характер музыки "Колоколов" обусловлен предчувствием грядущих трагических перемен. В четырех ее частях представлен жизненный путь человека от полной надежд и ожиданий юности до печальной кончины. Звон колоколов, звучащих то светло и радостно, то тревожно и зловеще, как грозное предупреждение, то глухо и мрачно, символизирует разные этапы этого пути.

Подобным настроением проникнуто и следующее произведение композитора - "Всенощное бдение". "Самым значительным созданием Рахманинова является изумительная музыка его "Всенощной" для хора без инструментального сопровождения, - считал Асафьев. - "Всенощная" вместе с тем оказывается пока и наивысшим достигнутым творческим опытом, где композитор, словно под влиянием духовного откровения, отметает все случайное, наносное, мелколичное и соприкасается с глубиной народного и древнерелигиозного сознания. Напевность или песенная текучесть проявляется в каждом миге звучаний "Всенощной", создает напряженное, живо ощутимое наличие жизненного потока, струящегося беспредельно и в щедром едином светлом порыве сливающего (перерабатывающего) всякую личную страсть, скорбь, смятение в целостное, в объединяющее течение".

Октябрьская революция застала Рахманинова за переделкой его Первого концерта. Многие тогда считали, что переворот в России временный. Рахманинов же думал, что это конец старой России и что ему, как артисту, ничего другого не остается, как покинуть родину. Он считал, что жизнь без искусства для него бесцельна. Боялся, что в наступившей ломке искусство, как таковое, существовать не может и что всякая артистическая деятельность прекращается в России на многие годы. Поэтому он воспользовался пришедшим неожиданно из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме. В конце 1917 года он вместе с женой Натальей Александровной и детьми покидает Россию.

Вначале он едет в Париж, затем перебирается в Швейцарию. С 1935 года композитор живет в США. Наступает новый перерыв в творчестве Рахманинова, на этот раз значительно более длительный, чем предыдущий. Только спустя целое десятилетие композитор возвращается к сочинению музыки, сделав обработку трех русских народных песен для хора и оркестра и завершив Четвертый фортепианный концерт, начатый еще накануне Первой мировой войны.

Рахманинов мучительно тосковал по родине, постоянно размышляя о том, не совершил ли он ошибку, покинув отчизну. Он жадно интересовался всем, что приходило из Советского Союза, и его интерес к своей обновленной родине был искренен, глубок. Он читал книги, газеты и журналы, приходившие из СССР, собирал советские пластинки. Особенно любил он слушать русские песни в исполнении замечательного Краснознаменного ансамбля.

Возможно, все это послужило толчком для постепенного возрождения творчества Сергея Васильевича, создавшего в 1930-е годы такие прекрасные сочинения, как "Симфонические танцы", Рапсодия на тему Паганини и особенно Третья симфония.

Лето 1934 года принесло композитору долгожданную творческую удачу. Всего за семь недель Рахманинов создал одно из наиболее блестящих своих произведений - Рапсодию для фортепиано с оркестром на тему скрипичной пьесы Никколо Паганини.

В Третьей симфонии, завершенной в 1936 году, обобщаются лучшие рахманиновские свойства. Она, без всякого сомнения, крупное явление в эволюции национально русского симфонизма. Симфония, одухотворенная лирикой и гимнами восторга и любви, обращена к великой родине композитора - России.

Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта (1 апреля) 1873 года в имении Онег (по другим данным – в имении Семеново) Новгородской губернии в дворянской семье. Будущий композитор с ранних лет увлекался музыкой, уже в 5 лет играл на фортепьяно под руководством А. Орнатской.

В 1882 году девятилетний Рахманинов поступает в Петербургскую консерваторию. С 1885 года обучается сначала на младшем (в классе Н. Зверева), а затем на старшем отделении Московской консерватории у А. Зилоти, С. Танеева, А. Аренского.

Краткая биография Рахманинова была бы неполной без упоминания, что в годы обучения, музыкант создал ряд знаковых произведений, в том числе 1-й фортепианный концерт (1891). В 1893 году Сергей Васильевич окончил Московскую консерваторию по классам фортепиано и композиции с золотой медалью.

Становление музыканта

После окончания консерватории, Рахманинов занимался преподавательской деятельностью. В 1897 году дирижировал в Московской русской частной опере, где познакомился с Фёдором Шаляпиным .

Еще с учебы в консерватории Сергей Васильевич приобрел известность как талантливый музыкант, однако его популярность была прервана после неудачной премьеры 1-й симфонии. Острая критика Цезаря Кюи, Н. Римского-Корсакова стала причиной глубокой депрессии, Рахманинова, биография которого до этого не знала творческих кризисов. Почти три года композитор практически ничего не создавал.

В 1901 году Рахманинов завершил свой 2-й фортепианный концерт. С 1904 года работал дирижером в Большом театре. С 1906 года Сергей Васильевич путешествует по миру, посещает Италию, Германию, Америку, Канаду. В 1909 году создает 3-й фортепианный концерт.

Жизнь и творчество за границей

Недолго пробыв в России, в конце 1917 года Рахманинов снова отправился на гастроли в Европу – сначала в Швецию, а затем в Данию, откуда на родину уже не вернулся. В 1918 году в Копенгагене композитор сыграл свой 2-й фортепианный концерт.

В конце 1918 года Сергей Васильевич уезжает в США. Несмотря на бурную концертную деятельность, в это время он практически не создавал ничего нового. Только в 1926 – 1927 годах появились 4-й фортепианный концерт и ряд небольших произведений. В 1941 году Рахманинов закончил свое величайшее произведение – «Симфонические танцы».

Скончался Рахманинов Сергей Васильевич 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз в США. Похоронили великого композитора на кладбище Кенсико.

Сергей Васильевич Рахманинов – великий русский композитор, также прославившийся как пианист и дирижёр. Он получил первую известность еще будучи студентом, так как написал ряд весьма популярных романсов, знаменитую Прелюдию, Первый фортепианный концерт и оперу «Алеко», которую поставили в Большом театре. В своем творчестве он синтезировал две основные русские композиторские школы, московскую и петербургскую, и создал свой неповторимый стиль, ставший жемчужиной классической музыки.

Сенар

Сергей появился на свет в усадьбе Семёново, расположенной в Новгородской губернии, но вырос в имении Онег, которое принадлежало его отцу, дворянину Василию Аркадьевичу. Мама композитора, Любовь Петровна, была дочерью директора Аракчеевского кадетского корпуса. Свой музыкальный талант Рахманинов, по всей видимости, унаследовал по мужской линии. Его дедушка был пианистом и выступал с концертами во многих городах Российской империи. Папа тоже слыл отличным музыкантом, но играл только в дружеских компаниях.


Родители: мать Любовь Петровна и отец Василий Аркадьевич

Музыка Сергея Рахманинова заинтересовала в очень ранние годы. Первой его учительницей была мама, которая и познакомила ребенка с основами нотной грамотности, затем он учился у приглашенной пианистки, а в 9 лет поступил в младший класс Санкт-Петербургской консерватории. Но оказавшись в таком раннем возрасте самому себе хозяином, мальчик не справился с искушением и начал прогуливать занятия. На семейном совете Сергей Рахманинов кратко объяснил родным, что ему не хватает дисциплины, и отец перевел сына в Москву, в частный пансион для музыкально одаренных детей. Ученики этого заведения находились под постоянным надзором, оттачивали игру на инструментах по шесть часов в сутки и в обязательном порядке ходили в Филармонию и Оперный театр.


Фото Сергея Рахманинова в детстве | Сенар

Однако через четыре года, поссорившись с наставником, талантливый подросток бросает учебу. Он остался жить в Москве, так как его приютили родственники, и только в 1988 году продолжил занятия, уже на старшем отделении Московской консерватории, которую окончил с золотой медалью в 19 лет по двум направлениям – как пианист и как композитор. Кстати, еще в нежном возрасте Сергей Рахманинов краткая биография которого неотрывно связана с самыми великими русскими музыкантами, познакомился с Петром Ильичом Чайковским. Именно благодаря ему первая опера юного дарования «Алеко» по мотивам произведения А. С. Пушкина была поставлена на сцене московского Большого Театра.


Сенар

После окончания консерватории молодой человек начал обучать барышень в женских институтах. Преподавал Сергей Рахманинов фортепиано и частным образом, хотя быть учителем он всегда не любил. Позднее композитор занял место дирижёра в московском Большом театре и руководил оркестром, когда ставили спектакли из русского репертуара. За иностранные постановки отвечал другой дирижер, итальянец И. К. Альтани. Когда произошла октябрьская революция 1917 года, Рахманинов ее не принял, поэтому при первой же возможности эмигрировал из России. Он воспользовался приглашением дать концерт в Стокгольме и оттуда уже не вернулся.


Сергей Васильевич Рахманинов | Сенар

Нужно отметить, что в Европе Сергей Васильевич остался без денег и имущества, так как иначе его бы не выпустили за границу. Он решил выступать как пианист. Давал Сергей Рахманинов концерт за концертом и очень быстро расплатился с долгами, а также завоевал огромную славу. В конце 1918 года музыкант на пароходе отплывает в Нью-Йорк, где его встречали как героя и звезду первой величины. В США Рахманинов продолжил гастролировать как пианист, а изредка и как дирижер, и не прекращал этой деятельности до конца жизни. Американцы буквально боготворили русского композитора, за ним всегда следовала толпа фотографов. Сергею даже приходилось идти на хитрости, чтобы избавиться от назойливого внимания. Например, он часто снимал гостиничный номер, но ночевал в персональном железнодорожном вагоне, чтобы сбить репортеров с толку.

Произведения

Еще студентом консерватории Рахманинов стал известным на уровне Москвы. Именно тогда он написал Первый фортепианный концерт, Прелюдию до-диез минор, которая стала его визитной карточкой на долгие годы, а также множество лирических романсов. Но так удачно стартовавшая карьера прервалась из-за провала Первой симфонии. После ее исполнения в Санкт-петербургском концертном зале на композитора посыпался шквал критики и разгромных рецензий. Более трех лет Сергей Васильевич ничего не сочинял, находился в депрессии и почти все время лежал дома на диване. Только прибегнув к помощи врача-гипнотизёра, молодой человек сумел преодолеть творческий кризис.

В 1901 году Рахманинов наконец-то пишет новое большое произведение, «Второй фортепианный концерт». И этот опус до сих пор считается одним из величайших произведений классической музыки. Даже современные музыканты отмечают влияние этого творения. Например, на его основе Мэттью Беллами, фронтмен группы «Muse», создал такие композиции, как «Space Dementia», «Megalomania» и «Ruled by Secrecy». Чувствуется мелодика русского композитора и в песнях «The Fallen Priest» , «All by Myself» и «I Think of You» Фрэнка Синатры.

Совершенно потрясающей получилась симфоническая поэма «Остров мёртвых», «Симфония № 2», которая в отличие от первой имела грандиозный успех у публики, а также очень сложная по своей структуре «Соната для фортепиано № 2». В ней Рахманинов широко использовал эффект диссонанса и развил его применение до максимального уровня. Говоря о творчестве русского композитора нельзя не назвать и волшебный по красоте «Вокализ». Это произведение было опубликовано как часть сборника «Четырнадцати песен», но обычно исполняется отдельно и является показателем исполнительского мастерства. Сегодня существуют версии «Вокализа» не только для голоса, но и для фортепиано, скрипки и других инструментов, в том числе и с оркестром.

После эмиграции Сергей Васильевич очень долго не писал значительных работ. Только в 1927 году он выпускает в свет Концерт для фортепиано с оркестром № 4 и несколько русских песен. За последние годы жизни Рахманинов создал всего три музыкальных произведения – «Симфонию № 3», «Рапсодию на тему Паганини для фортепиано с оркестром» и «Симфонические танцы». Но примечательно, что все три принадлежат к вершинам мировой классической музыки.

Личная жизнь

Рахманинов был очень влюбчивым человеком, в сердце которого неоднократно вспыхивали чувства к окружающим его дамам. И именно благодаря такой эмоциональности романсы композитора и получались настолько лирическими. Сергею было около 17 лет, когда он познакомился с сестрами Скалон. Особенно юноша выделил одну из них, Веру, которую называл либо Верочка, либо «Моя Психопатушка». Романтическое чувство Рахманинова оказалось взаимным, но при этом чисто платоническим. Вере Скалон молодой человек посвятил песню «В молчанье ночи тайной», романс для виолончели и фортепьяно, а также вторую часть своего Первого фортепьянного концерта.


Сенар

После возвращения в Москву Сергей пишет девушке огромное количество любовных писем, из которых сохранилось около сотни. Но одновременно пылкий юноша влюбляется в Анну Лодыженскую, супругу своего приятеля. Для нее он сочиняет романс «О нет, молю, не уходи!», ставший классическим. А со своей будущей женой, Натальей Александровной Сатиной, Рахманинов познакомился намного раньше, ведь она была дочерью тех самых родственников, которые его приютили, когда Сергей бросил учебу в пансионате.


С дочерьми Ириной и Татьяной | Сенар

В 1893 году Рахманинов понимает, что влюблен, и дарит возлюбленной новый романс «Не пой, красавица, при мне». Личная жизнь Сергея Рахманинова меняется спустя девять лет - Наталья становится официальной супругой молодого композитора, а еще через год – матерью его старшей дочери Ирины. Была у Рахманинова и вторая дочка, Татьяна, которая появилась на свет в 1907 году. Но на этом любвеобильность Сергея Васильевича не исчерпала себя. Одной из «муз» легенды русской классики была молодая певица Нина Кошиц, для которой он специально написал ряд вокальных партий. Но после эмиграции Сергея Васильевича в гастрольных поездках его сопровождала только жена, которую Рахманинов называл «добрый гений всей моей жизни».


Сергей Рахманинов и его жена Наталья Сатина | Сенар

Несмотря на то, что основное время композитор и пианист проводил в США, он часто бывал в Швейцарии, где построил роскошную виллу «Сенар», с которой открывается изумительный вид на Фирвальдштетское озеро и гору Пилатус. Название виллы является аббревиатурой имен ее владельцев - Сергея и Натальи Рахманиновых. В этом доме мужчина полностью реализовал свое давнее увлечение техникой. Там можно было найти и лифт, и игрушечную железную дорогу, и одну из новинок того времени – пылесос. Был композитор и обладателем патента за изобретение: он создал специальную муфту с присоединенной к ней грелкой, в которой пианисты могут согревать руки перед концертом. Также в гараже звезды всегда стоял новенький «Кадиллак» или «Континенталь», которые он менял ежегодно.


С внуками Софинькой Волконской и Сашей Конюсом | Сенар

Биография Рахманинова Сергея Васильевича была бы неполной, если не сказать о его любви к России. Всю жизнь композитор оставался патриотом, окружил себя в эмиграции русскими друзьями, русской прислугой, русскими книгами. Но возвращаться отказывался, так как не признавал Советской власти. Тем не менее, когда Фашистская Германия напала на СССР, Рахманинов был чуть ли не на грани паники. Денежный сбор со многих концертов он стал отправлять в фонд Красной армии и призывал последовать своему примеров многих знакомых.

Смерть

Всю жизнь Сергей Васильевич очень много курил, почти не расставаясь с сигаретами. Скорее всего, именно эта пагубная привычка вызвала у композитора на склоне лет меланому. Правда, сам Рахманинов об онкологическом заболевании не подозревал, работал до последних дней и всего за полтора месяца до смерти дал грандиозный концерт в США, который стал для него последним.


Сенар

Великий русский композитор не дожил до своего 70-летия всего лишь три дня. Он скончался в своей калифорнийской квартире в Беверли-Хиллз 28 марта 1943 года.