Сельма оттилия лагерлеф краткая биография. Лагерлеф Сельма и ее удивительная история. Биография и произведения. Сельма Лагерлёф биография

- 16 марта 1940 года , там же) - шведская писательница, первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе () и третья, получившая Нобелевскую премию (после Марии Кюри и Берты Зуттнер).

Биография

Детство и юность

Сельма Оттилия Ловиза Лагерлёф родилась 20 ноября 1858 года в родовой усадьбе Морбакка (швед. Mårbacka , лен Вермланд). Отец - Эрик Густав Лагерлёф (1819-1885), отставной военный, мать - Элизабет Ловиса Вальрот (1827-1915), учительница. Величайшее влияние на развитие поэтического дарования Лагерлёф оказала среда её детства, проведенного в одной из самых живописных областей центральной Швеции - Вермланде . Сама же Морбакка - одно из ярких воспоминаний детства писательницы, она не уставала описывать её в своих произведениях, особенно в автобиографических книгах «Морбакка » (), «Мемуары ребёнка » (), «Дневник » ().

В трехлетнем возрасте будущая писательница тяжело заболела. Она была парализована и прикована к постели. Девочка сильно привязалась к своим бабушке и тете Нане, которые знали множество сказок, местных преданий и родовых хроник, постоянно рассказывали их больной девочке, лишенной других детских развлечений. Сельма тяжело пережила смерть бабушки в 1863 году , ей казалось, что захлопнулась дверь в целый мир.

В том же году она стала учительницей в школе для девочек в Ландскруне на юге Швеции. В 1885 году умер отец, а в 1888 году любимая Морбакка была продана за долги, и в усадьбе поселились чужие люди.

Начало литературного творчества

В эти достаточно сложные годы Сельма работает над своим первым произведением романом «Сага о Йёсте Берлинге » . В 1880-е годы реализм в литературе начинает сменяться неоромантическим направлением, в произведениях которого воспевалась жизнь дворянских усадеб, патриархальная старина, земледельческая культура, противопоставлявшаяся городской (промышленной). Это направление было патриотическим, крепко державшимся земли и её живых традиций. Именно в этом ключе и был написан роман начинающей писательницы.

Некоторые философские, религиозные и моральные проблемы писательница рассматривает на ином материале. В 1895 году Лагерлёф оставила службу и всецело посвятила себя литературному творчеству. В 1895-1896 годах она посетила Италию, в которой происходит действие её романа «Чудеса антихриста » (1897). В романе «Иерусалим » (1901-1902) в центре повествования консервативные крестьянские традиции шведской Далекарлии и их столкновение с религиозным сектантством. Судьба крестьянских семей, которые под давлением руководителей секты отрываются от родной земли и переселяются в Иерусалим , чтобы там ожидать конца света, с глубоким сочувствием изображается писательницей.

Вершина литературного творчества и мировое признание

Центральное произведение Сельмы Лагерлёф - сказочная книга «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» (швед. Nils Holgerssons underbara resa genom Sverige ) (1906-1907) вначале задумывалась как учебная. Написанная в духе демократической педагогики, она должна была в увлекательной форме рассказать детям о Швеции, её географии и истории, легендах и культурных традициях.

Книга построена на народных сказках и легендах. Географические и исторические материалы скреплены здесь сказочной фабулой. Вместе со стаей гусей, ведомой старой мудрой Аккой с Кебнекайзе, на спине гуся Мартина Нильс путешествует по всей Швеции. Но это не просто путешествие, это и воспитание личности. Благодаря встречам и событиям во время путешествия в Нильсе Хольгерссоне просыпается доброта, он начинает волноваться о чужих несчастьях, радоваться успехам другого, переживать чужую судьбу, как свою. В мальчике появляется способность сопереживать, без которой человек - не человек. Защищая и спасая своих сказочных попутчиков, Нильс полюбил и людей, понял горе своих родителей, трудную жизнь бедняков. Из путешествия Нильс возвращается настоящим человеком.

Книга получила признание не только в Швеции, но и во всем мире. В Лагерлёф была избрана почетным доктором Уппсальского университета , в 1914 году стала членом Шведской академии.

Отец умер вскоре после того, как Сальма закончила обучение. Родная ферма писательницы была продана за долги. Прежде чем начать зарабатывать литературой, Лагерлёф десять лет проработала учительницей.

  • Сага о Йёсте Берлинге (Gösta Berlings saga, 1891).
  • Невидимые узы (Osynliga länkar, 1894).
  • Чудеса антихриста (Antikrists mirakler, 1897).
  • Королевы из Кунгахэллы (Drottningar i Kungahälla, 1899).
  • Предание о старом поместье (En herrgårdssägen, 1899).
  • Иерусалим (Jerusalem, т. 1. Далекарлия, 1901; т. 2. Иерусалим, 1902).
  • Деньги господина Арне (Herr Arnes penningar, 1904).
  • Легенды о Христе (Kristuslegender, 1904).
  • Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции (Nils Holgerssons underbara resa genom Sverige, т. 1-2, 1906-1907).
  • Сказка о сказке и другие сказки (En saga om en saga och andra sagor, 1908).
  • Дом Лильекруны (Liljecronas hem, 1911).
  • Возница (Körkarlen, 1912).
  • Император Португальский (Kejsarn av Portugallien, 1914).
  • Тролли и люди (Troll och människor, т. 1-2, 1915-1921).
  • Изгнанник (Bannlyst, 1918).
  • Морбакка (Mårbacka, 1922).
  • Перстень Лёвеншёльдов (историческая трилогия):
    • Перстень Лёвеншёльдов (Löwensköldska ringen, 1925).
    • Шарлотта Лёвеншёльд (Charlotte Löwensköld, 1925).
    • Анна Сверд (Anna Svärd, 1928).
  • Мемуары ребёнка (Ett barns memoarer, 1930).
  • Дневник (Dagbok för Selma Ottilia Lovisa Lagerlöf, 1932).

Издание сочинений в русском переводе

  • Собрание сочинений в 4-х томах. - Л.: Художественная литература, Ленинградское отделение, 1991-1993.

Напишите отзыв о статье "Лагерлёф, Сельма"

Примечания

Ссылки

  • в библиотеке Максима Мошкова

Отрывок, характеризующий Лагерлёф, Сельма

– Нет, недавно…
– Что он вам нравится?
– Да, он приятный молодой человек… Отчего вы меня это спрашиваете? – сказала княжна Марья, продолжая думать о своем утреннем разговоре с отцом.
– Оттого, что я сделал наблюдение, – молодой человек обыкновенно из Петербурга приезжает в Москву в отпуск только с целью жениться на богатой невесте.
– Вы сделали это наблюденье! – сказала княжна Марья.
– Да, – продолжал Пьер с улыбкой, – и этот молодой человек теперь себя так держит, что, где есть богатые невесты, – там и он. Я как по книге читаю в нем. Он теперь в нерешительности, кого ему атаковать: вас или mademoiselle Жюли Карагин. Il est tres assidu aupres d"elle. [Он очень к ней внимателен.]
– Он ездит к ним?
– Да, очень часто. И знаете вы новую манеру ухаживать? – с веселой улыбкой сказал Пьер, видимо находясь в том веселом духе добродушной насмешки, за который он так часто в дневнике упрекал себя.
– Нет, – сказала княжна Марья.
– Теперь чтобы понравиться московским девицам – il faut etre melancolique. Et il est tres melancolique aupres de m lle Карагин, [надо быть меланхоличным. И он очень меланхоличен с m elle Карагин,] – сказал Пьер.
– Vraiment? [Право?] – сказала княжна Марья, глядя в доброе лицо Пьера и не переставая думать о своем горе. – «Мне бы легче было, думала она, ежели бы я решилась поверить кому нибудь всё, что я чувствую. И я бы желала именно Пьеру сказать всё. Он так добр и благороден. Мне бы легче стало. Он мне подал бы совет!»
– Пошли бы вы за него замуж? – спросил Пьер.
– Ах, Боже мой, граф, есть такие минуты, что я пошла бы за всякого, – вдруг неожиданно для самой себя, со слезами в голосе, сказала княжна Марья. – Ах, как тяжело бывает любить человека близкого и чувствовать, что… ничего (продолжала она дрожащим голосом), не можешь для него сделать кроме горя, когда знаешь, что не можешь этого переменить. Тогда одно – уйти, а куда мне уйти?…
– Что вы, что с вами, княжна?
Но княжна, не договорив, заплакала.
– Я не знаю, что со мной нынче. Не слушайте меня, забудьте, что я вам сказала.
Вся веселость Пьера исчезла. Он озабоченно расспрашивал княжну, просил ее высказать всё, поверить ему свое горе; но она только повторила, что просит его забыть то, что она сказала, что она не помнит, что она сказала, и что у нее нет горя, кроме того, которое он знает – горя о том, что женитьба князя Андрея угрожает поссорить отца с сыном.
– Слышали ли вы про Ростовых? – спросила она, чтобы переменить разговор. – Мне говорили, что они скоро будут. Andre я тоже жду каждый день. Я бы желала, чтоб они увиделись здесь.
– А как он смотрит теперь на это дело? – спросил Пьер, под он разумея старого князя. Княжна Марья покачала головой.
– Но что же делать? До года остается только несколько месяцев. И это не может быть. Я бы только желала избавить брата от первых минут. Я желала бы, чтобы они скорее приехали. Я надеюсь сойтись с нею. Вы их давно знаете, – сказала княжна Марья, – скажите мне, положа руку на сердце, всю истинную правду, что это за девушка и как вы находите ее? Но всю правду; потому что, вы понимаете, Андрей так много рискует, делая это против воли отца, что я бы желала знать…
Неясный инстинкт сказал Пьеру, что в этих оговорках и повторяемых просьбах сказать всю правду, выражалось недоброжелательство княжны Марьи к своей будущей невестке, что ей хотелось, чтобы Пьер не одобрил выбора князя Андрея; но Пьер сказал то, что он скорее чувствовал, чем думал.
– Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос, – сказал он, покраснев, сам не зная от чего. – Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот всё, что можно про нее сказать. – Княжна Марья вздохнула и выражение ее лица сказало: «Да, я этого ожидала и боялась».
– Умна она? – спросила княжна Марья. Пьер задумался.
– Я думаю нет, – сказал он, – а впрочем да. Она не удостоивает быть умной… Да нет, она обворожительна, и больше ничего. – Княжна Марья опять неодобрительно покачала головой.
– Ах, я так желаю любить ее! Вы ей это скажите, ежели увидите ее прежде меня.
– Я слышал, что они на днях будут, – сказал Пьер.
Княжна Марья сообщила Пьеру свой план о том, как она, только что приедут Ростовы, сблизится с будущей невесткой и постарается приучить к ней старого князя.

Женитьба на богатой невесте в Петербурге не удалась Борису и он с этой же целью приехал в Москву. В Москве Борис находился в нерешительности между двумя самыми богатыми невестами – Жюли и княжной Марьей. Хотя княжна Марья, несмотря на свою некрасивость, и казалась ему привлекательнее Жюли, ему почему то неловко было ухаживать за Болконской. В последнее свое свиданье с ней, в именины старого князя, на все его попытки заговорить с ней о чувствах, она отвечала ему невпопад и очевидно не слушала его.
Жюли, напротив, хотя и особенным, одной ей свойственным способом, но охотно принимала его ухаживанье.
Жюли было 27 лет. После смерти своих братьев, она стала очень богата. Она была теперь совершенно некрасива; но думала, что она не только так же хороша, но еще гораздо больше привлекательна, чем была прежде. В этом заблуждении поддерживало ее то, что во первых она стала очень богатой невестой, а во вторых то, что чем старее она становилась, тем она была безопаснее для мужчин, тем свободнее было мужчинам обращаться с нею и, не принимая на себя никаких обязательств, пользоваться ее ужинами, вечерами и оживленным обществом, собиравшимся у нее. Мужчина, который десять лет назад побоялся бы ездить каждый день в дом, где была 17 ти летняя барышня, чтобы не компрометировать ее и не связать себя, теперь ездил к ней смело каждый день и обращался с ней не как с барышней невестой, а как с знакомой, не имеющей пола.
Дом Карагиных был в эту зиму в Москве самым приятным и гостеприимным домом. Кроме званых вечеров и обедов, каждый день у Карагиных собиралось большое общество, в особенности мужчин, ужинающих в 12 м часу ночи и засиживающихся до 3 го часу. Не было бала, гулянья, театра, который бы пропускала Жюли. Туалеты ее были всегда самые модные. Но, несмотря на это, Жюли казалась разочарована во всем, говорила всякому, что она не верит ни в дружбу, ни в любовь, ни в какие радости жизни, и ожидает успокоения только там. Она усвоила себе тон девушки, понесшей великое разочарованье, девушки, как будто потерявшей любимого человека или жестоко обманутой им. Хотя ничего подобного с ней не случилось, на нее смотрели, как на такую, и сама она даже верила, что она много пострадала в жизни. Эта меланхолия, не мешавшая ей веселиться, не мешала бывавшим у нее молодым людям приятно проводить время. Каждый гость, приезжая к ним, отдавал свой долг меланхолическому настроению хозяйки и потом занимался и светскими разговорами, и танцами, и умственными играми, и турнирами буриме, которые были в моде у Карагиных. Только некоторые молодые люди, в числе которых был и Борис, более углублялись в меланхолическое настроение Жюли, и с этими молодыми людьми она имела более продолжительные и уединенные разговоры о тщете всего мирского, и им открывала свои альбомы, исписанные грустными изображениями, изречениями и стихами.
Жюли была особенно ласкова к Борису: жалела о его раннем разочаровании в жизни, предлагала ему те утешения дружбы, которые она могла предложить, сама так много пострадав в жизни, и открыла ему свой альбом. Борис нарисовал ей в альбом два дерева и написал: Arbres rustiques, vos sombres rameaux secouent sur moi les tenebres et la melancolie. [Сельские деревья, ваши темные сучья стряхивают на меня мрак и меланхолию.]
В другом месте он нарисовал гробницу и написал:
«La mort est secourable et la mort est tranquille
«Ah! contre les douleurs il n"y a pas d"autre asile».
[Смерть спасительна и смерть спокойна;
О! против страданий нет другого убежища.]
Жюли сказала, что это прелестно.
– II y a quelque chose de si ravissant dans le sourire de la melancolie, [Есть что то бесконечно обворожительное в улыбке меланхолии,] – сказала она Борису слово в слово выписанное это место из книги.
– C"est un rayon de lumiere dans l"ombre, une nuance entre la douleur et le desespoir, qui montre la consolation possible. [Это луч света в тени, оттенок между печалью и отчаянием, который указывает на возможность утешения.] – На это Борис написал ей стихи:
«Aliment de poison d"une ame trop sensible,
«Toi, sans qui le bonheur me serait impossible,
«Tendre melancolie, ah, viens me consoler,
«Viens calmer les tourments de ma sombre retraite
«Et mele une douceur secrete
«A ces pleurs, que je sens couler».
[Ядовитая пища слишком чувствительной души,
Ты, без которой счастье было бы для меня невозможно,
Нежная меланхолия, о, приди, меня утешить,
Приди, утиши муки моего мрачного уединения
И присоедини тайную сладость
К этим слезам, которых я чувствую течение.]
Жюли играла Борису нa арфе самые печальные ноктюрны. Борис читал ей вслух Бедную Лизу и не раз прерывал чтение от волнения, захватывающего его дыханье. Встречаясь в большом обществе, Жюли и Борис смотрели друг на друга как на единственных людей в мире равнодушных, понимавших один другого.
Анна Михайловна, часто ездившая к Карагиным, составляя партию матери, между тем наводила верные справки о том, что отдавалось за Жюли (отдавались оба пензенские именья и нижегородские леса). Анна Михайловна, с преданностью воле провидения и умилением, смотрела на утонченную печаль, которая связывала ее сына с богатой Жюли.
– Toujours charmante et melancolique, cette chere Julieie, [Она все так же прелестна и меланхолична, эта милая Жюли.] – говорила она дочери. – Борис говорит, что он отдыхает душой в вашем доме. Он так много понес разочарований и так чувствителен, – говорила она матери.
– Ах, мой друг, как я привязалась к Жюли последнее время, – говорила она сыну, – не могу тебе описать! Да и кто может не любить ее? Это такое неземное существо! Ах, Борис, Борис! – Она замолкала на минуту. – И как мне жалко ее maman, – продолжала она, – нынче она показывала мне отчеты и письма из Пензы (у них огромное имение) и она бедная всё сама одна: ее так обманывают!
Борис чуть заметно улыбался, слушая мать. Он кротко смеялся над ее простодушной хитростью, но выслушивал и иногда выспрашивал ее внимательно о пензенских и нижегородских имениях.
Жюли уже давно ожидала предложенья от своего меланхолического обожателя и готова была принять его; но какое то тайное чувство отвращения к ней, к ее страстному желанию выйти замуж, к ее ненатуральности, и чувство ужаса перед отречением от возможности настоящей любви еще останавливало Бориса. Срок его отпуска уже кончался. Целые дни и каждый божий день он проводил у Карагиных, и каждый день, рассуждая сам с собою, Борис говорил себе, что он завтра сделает предложение. Но в присутствии Жюли, глядя на ее красное лицо и подбородок, почти всегда осыпанный пудрой, на ее влажные глаза и на выражение лица, изъявлявшего всегдашнюю готовность из меланхолии тотчас же перейти к неестественному восторгу супружеского счастия, Борис не мог произнести решительного слова: несмотря на то, что он уже давно в воображении своем считал себя обладателем пензенских и нижегородских имений и распределял употребление с них доходов. Жюли видела нерешительность Бориса и иногда ей приходила мысль, что она противна ему; но тотчас же женское самообольщение представляло ей утешение, и она говорила себе, что он застенчив только от любви. Меланхолия ее однако начинала переходить в раздражительность, и не задолго перед отъездом Бориса, она предприняла решительный план. В то самое время как кончался срок отпуска Бориса, в Москве и, само собой разумеется, в гостиной Карагиных, появился Анатоль Курагин, и Жюли, неожиданно оставив меланхолию, стала очень весела и внимательна к Курагину.
– Mon cher, – сказала Анна Михайловна сыну, – je sais de bonne source que le Prince Basile envoie son fils a Moscou pour lui faire epouser Julieie. [Мой милый, я знаю из верных источников, что князь Василий присылает своего сына в Москву, для того чтобы женить его на Жюли.] Я так люблю Жюли, что мне жалко бы было ее. Как ты думаешь, мой друг? – сказала Анна Михайловна.
Мысль остаться в дураках и даром потерять весь этот месяц тяжелой меланхолической службы при Жюли и видеть все расписанные уже и употребленные как следует в его воображении доходы с пензенских имений в руках другого – в особенности в руках глупого Анатоля, оскорбляла Бориса. Он поехал к Карагиным с твердым намерением сделать предложение. Жюли встретила его с веселым и беззаботным видом, небрежно рассказывала о том, как ей весело было на вчерашнем бале, и спрашивала, когда он едет. Несмотря на то, что Борис приехал с намерением говорить о своей любви и потому намеревался быть нежным, он раздражительно начал говорить о женском непостоянстве: о том, как женщины легко могут переходить от грусти к радости и что у них расположение духа зависит только от того, кто за ними ухаживает. Жюли оскорбилась и сказала, что это правда, что для женщины нужно разнообразие, что всё одно и то же надоест каждому.
– Для этого я бы советовал вам… – начал было Борис, желая сказать ей колкость; но в ту же минуту ему пришла оскорбительная мысль, что он может уехать из Москвы, не достигнув своей цели и даром потеряв свои труды (чего с ним никогда ни в чем не бывало). Он остановился в середине речи, опустил глаза, чтоб не видать ее неприятно раздраженного и нерешительного лица и сказал: – Я совсем не с тем, чтобы ссориться с вами приехал сюда. Напротив… – Он взглянул на нее, чтобы увериться, можно ли продолжать. Всё раздражение ее вдруг исчезло, и беспокойные, просящие глаза были с жадным ожиданием устремлены на него. «Я всегда могу устроиться так, чтобы редко видеть ее», подумал Борис. «А дело начато и должно быть сделано!» Он вспыхнул румянцем, поднял на нее глаза и сказал ей: – «Вы знаете мои чувства к вам!» Говорить больше не нужно было: лицо Жюли сияло торжеством и самодовольством; но она заставила Бориса сказать ей всё, что говорится в таких случаях, сказать, что он любит ее, и никогда ни одну женщину не любил более ее. Она знала, что за пензенские имения и нижегородские леса она могла требовать этого и она получила то, что требовала.

Се́льма Отти́лия Лови́за Ла́герлёф (швед. Selma Ottilia Lovisa Lagerlöf) (20 ноября 1858 года, Морбакка,лен Вермланд, Швеция - 16 марта 1940 года, там же) - шведская писательница, первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе (1909) и третья, получившая Нобелевскую премию (послеМарии Кюри и Берты Зуттнер).
Сельма Оттилия Ловиза Лагерлёф родилась 20 ноября 1858 года в родовой усадьбе Морбакка (швед. Mårbacka, лен Вермланд). Отец - Эрик Густав Лагерлёф (1819-1885), отставной военный, мать - Элизабет Ловиса Вальрот (1827-1915), учительница. Величайшее влияние на развитие поэтического дарования Лагерлёф оказала среда её детства, проведенного в одной из самых живописных областей центральной Швеции - Вермланде. Сама же Морбакка - одно из ярких воспоминаний детства писательницы, она не уставала описывать её в своих произведениях, особенно в автобиографических книгах «Морбакка» (1922), «Мемуары ребенка» (1930), «Дневник» (1932).
В трехлетнем возрасте будущая писательница тяжело заболела. Она была парализована и прикована к постели. Девочка сильно привязалась к своим бабушке и тете Нане, которые знали множество сказок, местных преданий и родовых хроник, постоянно рассказывали их больной девочке, лишенной других детских развлечений. Сельма тяжело пережила смерть бабушки в 1863 году, ей казалось, что захлопнулась дверь в целый мир.
В 1867 году Сельма переехала в Стокгольм для лечения в специальной клинике, где ей вернули способность двигаться. Уже в это время она лелеяла мысль о собственном литературном творчестве. В автобиографической новелле «Сказка о сказке» (1908) Лагерлёф описала свои попытки детского творчества. Но, встав на ноги, Сельма должна была задуматься о том, как зарабатывать на жизнь. Семья к тому времени совсем обеднела. В 1881 годуЛагерлёф поступила в лицей в Стокгольме, в 1882 в Высшую учительскую семинарию, которую и закончила в 1884 году.
В том же году она стала учительницей в школе для девочек в Ландскруне на юге Швеции. В 1885 году умер отец, а в 1888 году любимая Морбакка была продана за долги, и в усадьбе поселились чужие люди.
В эти достаточно сложные годы Сельма работает над своим первым произведением романом «Сага о Йёсте Берлинге». В 1880-е годы реализм в литературе начинает сменяться неоромантическим направлением, в произведениях которого воспевалась жизнь дворянских усадеб, патриархальная старина, земледельческая культура, противопоставлявшаяся городской (промышленной). Это направление было патриотическим, крепко державшимся земли и её живых традиций. Именно в этом ключе и был написан роман начинающей писательницы.
Весной 1890 года газета «Идун» объявила конкурс на произведение, которое заинтересовало бы читателей. В августе 1890 Лагерлёф отослала в газету несколько глав ещё не оконченного произведения и получила первую премию. Писательница завершила роман, который был опубликован полностью в 1891 году. Книга была замечена датским критиком Георгом Брандесом и получила широкое признание. Отказавшись от точного копирования действительности и природы, Лагерлёф отдала дань фантазии, сказочности и обратилась к прошлому, она создала мир, полный празднеств, романтики и красочных приключений. Большинство эпизодов романа, построенного как цепь отдельных историй, основаны на легендах Вермланда, известных писательнице с детства.
В последующий период писательница продолжала работать в сказочной манере, публикуя основанные на фольклорном материале, главным образом на народных легендах, сборники новелл «Невидимые узы» (1894), «Королевы из Кунгахэллы» (1899), романы «Предание о старом поместье» (1899), «Деньги господина Арне» (1904). Несмотря на зло, проклятья, тяготеющие над многими людьми, основная сила, движущая миром, по Лагерлёф, - доброта и любовь, которые побеждают благодаря вмешательству высшей силы, откровения или даже чуда. Это особенно проявляется в сборнике новелл «Легенды о Христе» (1904).
Некоторые философские, религиозные и моральные проблемы писательница рассматривает на ином материале. В 1895 году Лагерлёф оставила службу и всецело посвятила себя литературному творчеству. В 1895-1896 годах она посетила Италию, в которой происходит действие её романа «Чудеса антихриста» (1897). В романе «Иерусалим» (1901-1902) в центре повествования консервативные крестьянские традиции шведской Далекарлии и их столкновение с религиозным сектантством. Судьба крестьянских семей, которые под давлением руководителей секты отрываются от родной земли и переселяются в Иерусалим, чтобы там ожидать конца света, с глубоким сочувствием изображается писательницей.
Центральное произведение Сельмы Лагерлёф - сказочная книга «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» (швед. Nils Holgerssons underbara resa genom Sverige) (1906-1907) вначале задумывалась как учебная. Написанная в духе демократической педагогики, она должна была в увлекательной форме рассказать детям о Швеции, её географии и истории, легендах и культурных традициях.
Книга построена на народных сказках и легендах. Географические и исторические материалы скреплены здесь сказочной фабулой. Вместе со стаей гусей, ведомой старой мудрой Аккой с Кебнекайзе, на спине гуся Мартина Нильс путешествует по всей Швеции. Но это не просто путешествие, это и воспитание личности. Благодаря встречам и событиям во время путешествия в Нильсе Хольгерссоне просыпается доброта, он начинает волноваться о чужих несчастьях, радоваться успехам другого, переживать чужую судьбу, как свою. В мальчике появляется способность сопереживать, без которой человек - не человек. Защищая и спасая своих сказочных попутчиков, Нильс полюбил и людей, понял горе своих родителей, трудную жизнь бедняков. Из путешествия Нильс возвращается настоящим человеком.
Книга получила признание не только в Швеции, но и во всем мире. В 1907 Лагерлёф была избрана почетным доктором Уппсальского университета, в1914 году стала членом Шведской академии.
В 1909 году писательнице была вручена Нобелевская премия по литературе «как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все её произведения».
Нобелевская премия позволила Лагерлёф выкупить её родную Морбакку, куда она переезжает и где живёт уже до конца жизни. На родине появляется новый роман из жизни людей Вермланда «Дом Лильекруны» (1911), новые новеллы, сказки, легенды, собранные в сборниках «Тролли и люди» (1915, 1921), антимилитаристский роман «Изгнанник» (1918), сказочно-фантастическая повесть «Возница» (1912). Самое значительное произведение этого периода - роман «Император Португальский» (1914), рисующий жизнь бедняка-торпаря, в результате психологической травмы возомнившего себя императором. Единственное, что связывает его с реальностью, - это любовь к дочери, заполняющая все его существо. Этой любовью спасается он сам, спасается и его заблудшая дочь.
Последнее крупное произведение Лагерлёф - трилогия о Лёвеншёльдах: «Перстень Лёвеншёльдов» (1925), «Шарлотта Лёвеншёльд» (1925) и «Анна Сверд» (1928). Это роман, посвященный истории одной семьи на протяжении пяти поколений. Действие начинается около 1730 и заканчивается в 1860 году. Но роман Лагерлёф отличается от традиционной европейской семейной хроники. Не стал он и историческим, история является для него только фоном. И история, и семейная жизнь Лёвеншёльдов преображаются в присущем Лагерлёф духе в цепь таинственных происшествий, роковых предзнаменований и тяготеющих над людьми проклятий. Но как всегда у Лагерлёф, добро и справедливость побеждают зло, и на этот раз - даже без вмешательства высших сил, силой доброты и воли героев - Карла-Артура Экенстедта, Шарлотты Лёвеншёльд и Анны Сверд.
Перед началом Второй мировой войны в нацистской Германии её приветствовали как «нордическую поэтессу», однако стоило Лагерлёф начать помогать немецким писателям и деятелям культуры спасаться от нацистских преследований, германское правительство резко её осудило. За год до смерти Лагерлёф помогла оформить шведскую визу немецкой поэтессе Нелли Закс, чем спасла её от нацистских лагерей смерти. Глубоко потрясенная началом мировой войны, а также разразившейся советско-финской войной, она пожертвовала[источник не указан 1184 дня] свою золотую нобелевскую медаль Шведскому национальному фонду помощи Финляндии. Правительство нашло необходимые средства другим способом, а медаль писательницы была ей возвращена.
После продолжительной болезни Лагерлёф умерла от перитонита в своем доме в Морбакке в возрасте 81 года.
Лагерлёф посещала Королевский учительский колледж для женщин в Стокгольме. Там она познакомилась с прогрессивными идеями того времени и завела много хороших друзей. Решив учиться, Сальма пошла против воли отца. В колледже талантливая девушка стала популярной благодаря своим стихам, несколько её сонетов были опубликованы в периодическом издании феминисток Dagny. Известная активистка буржуазного феминизма Софи Адлершпарре поддержала Сальму и помогла ей с первым романом, Сагой о Йёсте Берлинге.
Отец умер вскоре после того, как Сальма закончила обучение. Родная ферма писательницы была продана за долги. Прежде чем начать зарабатывать литературой, Лагерлёф десять лет проработала учительницей.
Сальма Лагерлёф была лесбиянкой. На протяжении жизни она поддерживала отношения со шведской политической деятельницей, суфражисткойВальборг Оландер и писательницей Софи Элькан, с которой познакомилась в 1894 году. Связь Лагерлёф и Оландер, длившаяся в общей сложности 40 лет, задокументирована в любовной переписке. Про отношения троих женщин в Швеции также снят многосерийный фильм.

Сочинения:
Сага о Йёсте Берлинге (Gösta Berlings saga, 1891).
Невидимые узы (Osynliga länkar, 1894).
Чудеса антихриста (Antikrists mirakler, 1897).
Королевы из Кунгахэллы (Drottningar i Kungahälla, 1899).
Предание о старом поместье (En herrgårdssägen, 1899).
Иерусалим (Jerusalem, т. 1. Далекарлия, 1901; т. 2. Иерусалим, 1902).
Деньги господина Арне (Herr Arnes penningar, 1904).
Легенды о Христе (Kristuslegender, 1904).
Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции (Nils Holgerssons underbara resa genom Sverige, т. 1-2, 1906-1907).
Сказка о сказке и другие сказки (En saga om en saga och andra sagor, 1908).
Дом Лильекруны (Liljecronas hem, 1911).
Возница (Körkarlen, 1912).
Император Португальский (Kejsarn av Portugallien, 1914).
Тролли и люди (Troll och människor, т. 1-2, 1915-1921).
Изгнанник (Bannlyst, 1918).
Морбакка (Mårbacka, 1922).
Перстень Лёвеншёльдов (историческая трилогия):
Перстень Лёвеншёльдов (Löwensköldska ringen, 1925).
Шарлотта Лёвеншёльд (Charlotte Löwensköld, 1925).
Анна Сверд (Anna Svärd, 1928).
Мемуары ребенка (Ett barns memoarer, 1930).
Дневник (Dagbok för Selma Ottilia Lovisa Lagerlöf, 1932).

Известная шведская писательница Сельма Оттилиана Ловиза Лагерлёф родилась (1858) в провинции Вермланд в Южной Швеции. Отец Сельмы был офицером в отставке. В раннем детстве девочка тяжело заболела детским параличом. Целый год она совсем не ходила. После болезни на всю жизнь осталась хромой. Сельма воспитывалась дома. С раннего детства с особым интересом относилась к чтению, пробовала сочинять сама.

В 1882 г. Сельма Лагерлёф окончила Королевскую высшую женскую педагогическую академию в Стокгольме. Этот год оказался очень нелегким для девушки. Ее отец умер, а родовое имение было продано за долги.

Сельма Лагерлёф, 1908

Сельма начинает работать преподавателем в школе для девочек в Ландскроне, на юге Швеции. Через некоторое время она начала писать роман и отправила первые главы на литературный конкурс, который был организован известным журналом. Первый литературный опыт Сельмы оказался очень успешным: она не только была удостоена первой премии, но и получила возможность напечатать произведение полностью. Роман «Сага о Йесте Берлинге» был написан в 1891 г.

Литературный успех позволил Лагерлёф оставить преподавательскую деятельность и снова обратиться к творчеству. В 1894 г. вышел сборник новелл «Невидимые цепи». Вскоре Сельма получила стипендию, которая была пожалована королем Оскаром II, а также финансовую помощь Шведской академии. В 1898 г. вышла книга «Чудеса антихриста», в 1901 г. – роман «Иерусалим». Произведения Лагерлёф стали очень популярны. В 1904 г. финансовое положение писательницы настолько улучшилось, что она выкупила свое родовое имение.

В этом же году писательница получила золотую медаль Шведской академии. В 1906 г. вышел знаменитый детский роман «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции», а в 1907 г. – «Девочка с фермы на болотах».

Заколдованный мальчик (Путешествие Нильса с дикими гусями). Мультфильм по сказке С. Лагерлёф

В 1909 г. Сельма Лагерлёф была удостоена Нобелевской премии по литературе. Эта высокая награда олицетворяла собой «дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все ее произведения».

Сельма Лагерлёф не только занималась литературной работой, но и не оставалась в стороне от политики. В 1911 г. писательница выступала на международной женской конференции в Стокгольме. В 1924 г. она была делегатом на женском конгрессе в Соединенных Штатах.

В 1914 г. Сельма Лагерлёф была избрана членом Шведской академии. К этому времени она была известным автором, выпустившим большое количество литературных произведений. После начала Второй мировой войны Сельма Лагерлёф пожертвовала свою золотую Нобелевскую медаль Шведскому национальному фонду помощи Финляндии. Лагерлёф помогла многим немецким деятелям культуры спастись от преследований нацистов.

Сельма Лагерлёф – настоящий символ Швеции. Она не делала громких научных открытий, не разрешала международные конфликты. Она просто написала детскую сказку, и этого оказалось достаточно, чтобы стать первой женщиной, получившей Нобелевскую Премию в области литературы. Её книги, созданные почти сто лет назад, до сих пор заставляют верить в чудеса миллионы мальчишек и девчонок. Они наполнены добротой и любовью, тайной и мистицизмом, равно как и вся жизнь этой удивительной женщины. Давайте отправимся в увлекательное путешествие, в мир шведской писательницы Сельмы Лагерлёф вместе с её героями – Нильсом и дикими гусями.

Сказочная Морбакка.

Сельма Оттилия Лувиса Лагерлёф родилась 20 ноября 1858 года. Родовое поместье Лагерлёфов – Морбакка, расположено в одном из живописных уголков центральной Швеции – провинции Вермланд. В здешних местах всегда бережно хранили предания старины, народные сказания и легенды, а сказки и волшебство витали вокруг.

Мать Сельмы была школьной учительницей, отец – отставной военный. Но более всего маленькая девочка была привязана к своим тете и бабушке. Дело в том, что в трехлетнем возрасте Сельма серьезно заболевает. Дисплазия тазобедренного сустава приковываете её к постели. И именно тетя Нана и бабушка чаще остальных находятся у постели Сельмы, и все детские развлечения заменяют ей народными сказками и легендами . Девочка так увлечено их слушала, что начала верить в то, что сказочные герои существуют на самом деле. И даже, по словам самой писательницы, она неоднократно видела многих из них. Поэтому и решила стать писательницей.

Прощай, дорогая Морбакка!

Однако до того времени, когда её детская мечта стала реальностью, Сельме пришлось перенести немало невзгод. В 1863 году уходит из жизни её любимая бабушка, в 1885 – отец, а три года спустя любимая родовая усадьба Морбакка продается за долги с молотка… К этому времени, благодаря стараниям врачей, Сельма встает на ноги. Хромая и опираясь на палочку, будущая писательница вступает во взрослую жизнь и сразу же поступает в Высшую учительскую семинарию. По окончании семинарии она переезжает на юг Швеции, в Ландскрун, где устраивается на работу в местную школу для девочек.

Молодая учительница разительно отличалась от своих коллег. Она не заставляла детей заучивать скучный материал, а превращала свои уроки в настоящие спектакли. Вечерами, тайно от всех, она начинает писать свой первый роман – «Сага о Йёсте Берлинге». Воспоминания о родной усадьбе и жизни в ней ложатся в основу произведения. В 1890 году Сельма отправляет ещё неоконченный роман на конкурс, объявленный популярной газетой «Идун» и неожиданно получает первую премию! Так мечта маленькой девочки начинает становиться реальностью. Уже спустя год её роман был не только полностью опубликован, но тут же получил широкое признание и высокие оценки литературных критиков. С этого момента жизнь Сельмы постепенно меняет свое направление в светлую сторону.

Возвращение домой.

В 1895 году Сельма Лагерлёф оставляет работу в школе и полностью посвящает себя литературной деятельности. За всю свою долгую жизнь она создала около 30 крупных произведений. Вот некоторые из них: «Невидимые узы» (1894), «Королевы из Кунгахэллы» (1899), «Предание о старом поместье» (1899), «Легенды о Христе» (1904), «Сказка о сказке и другие сказки» (1908), «Дом Лильекруны» (1911), «Тролли и люди» (1915-1921), «Морбакка» (1922), «Перстень Лёвеншёльдов» (1925), «Мемуары ребенка» (1930). Почти все они написаны в сказочной манере, где любовь и добро всегда побеждают в, казалось бы, неравной схватке со злом.

«Вселенная Лагерлёф - это моральная вселенная, в которой конфликт между добром и злом всегда божественно разрешается и уверенно ведет героев к счастливому концу» - писали о молодой писательнице именитые критики. Но одно из произведений Сальмы Лагерлёф все же превзошло по популярности все остальные. Это всем известное «Путешествие Нильса с дикими гусями».

Изначально это была не просто сказка, а учебное пособие по географии под названием «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» . Вместе со стаей диких гусей, маленький мальчик Нильс путешествует по стране на спине своего друга Мартина. Лишь впоследствии появился сокращенный перевод для детей, который и стал популярен во всем мире. После публикации книги в 1907 году Сельма Лагерлёф становится почетным доктором университета в Уппсале , а в 1909 году ей вручается Нобелевская Премия в области литературы «За дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению». Сельма Лагерфельд становится первой женщиной, получившей столь высокую литературную награду и третьей из женщин после Марии Кюри и Берты Зуттнер, ставшей Нобелевским лауреатом.

Почти всю свою премию Сельма сразу же тратит на покупку родного поместья в Вермланде. Так, после долгих лет испытаний, писательница возвращается домой. После переезда она продолжает активно трудиться – ведь теперь есть откуда черпать вдохновение! Почти все её произведения, так или иначе, связаны с волшебной Морбаккой, где чудеса живут на каждом шагу.

Личная жизнь Сельмы тоже окутана тайной. О ней всегда было мало что известно. Замуж она не выходила и всегда много времени уделяла феминизму, борясь за права женщин. В 1914 году она первой из женщин становится почетным членом Шведской Академии. В 1924 году посещает США в качестве делегата женского конгресса. А в годы Второй Мировой войны пытается спасать от нацистских преследований знакомых немецких поэтесс. Лишь после её смерти в прессу стали просачиваться слухи о нетрадиционной ориентации писательницы. Однако её родные их опровергли, и дискуссия на эту тему была закрыта. Все это не помешало Сельме остаться всенародной любимицей, а лишь добавило к её биографии пикантности и загадки.

Покинула этот мир Сельма Лагерлёф в довольно преклонном возрасте – в 81 год, после осложнений продолжительной болезни. Все последние годы жизни она провела в любимой Морбакке. Теперь там находится музей, посвященный жизни и творчеству писательницы. В родной Швеции установлены памятники не только ей самой, но и её героям, а портрет Сельмы украшает банкноту достоинством в 20 крон.

«Что вы считаете величайшим счастьем?» - спросили её однажды в интервью. «Верить в себя», - ответила Сельма. Да, она всегда верила в себя. А ещё в сказки и чудеса. Недаром больше века спустя многие мальчишки и девчонки не только в Швеции, но и по всему миру, с надеждой вглядываются в небеса: а вдруг вместе с гусиной стаей там летит навстречу приключениям маленький Нильс?!..

/ Сельма Лагерлёф биография писательницы + книги

Сельма Лагерлёф биография:

Сельма Лагерлёф (Сельма Оттилия Лувиса Лагерлёф) известна практически всем в нашей стране и других странах мира. Одним из самых знаменитых произведений писательницы можно смело назвать «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции» , который был и остаётся одним из любимейших произведений детей и шедевром детской литературы. «Путешествие Нильса с дикими гусями» был экранизирован в 1955 году на Союзмультфильме и известен многим из нас, как мультфильм «Заколдованный мальчик».

шведская писательница . Родилась в 1858 году в городе Морбакка, провинция Швеции лен Вермланд. Является первой женщиной, которая получила Нобелевскую премию по литературе. Произошло это в 1909 году. Большое влияние на стиль написания Сельмы повлияли те живописные места, где она провела своё детство и большую часть жизни. В детстве будущая писательница тяжело заболела и в результате почти 4 года была парализована. Первое произведение Сельмы Лагерлёф «Сага о Йёсте Берлинге» было написано в стиле входившего тогда в моду неоромантизма. За этот роман она получила свою первую премию, а сама книга получила широкое признание. После такого успеха писательница решила посвятить свою жизнь литературе и сделала правильный выбор.

В последующие годы она отдавала предпочтение сказочным мотивам. Её рассказы, повести и основывались на народных легендах и мифах, где главным сюжетом была победа добра над злом. Центральным среди всех написанных ею произведений является книга «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции», которая была написана в 1906-1907 г. Вначале эта книга задумывалась как учебная, призванная познакомить детей с географией Швеции. Необыкновенное путешествие, которое кроме географических и исторических данных, повествует о добре, о смелости и воспитании настоящей личности, пришлось по вкусу многим ценителям хорошей литературы. В результате путешествия Нильса получили признание во всём мире, а автор стала почётным доктором Уппсальского университета, членом Шведской академии и обладательницей Нобелевской премии.

Кроме путешествий Нильса, не менее известными в литературном творчестве писательницы, являются сборники: «Невидимые узы», «Королевы из Кунгахэллы», «Тролли и люди», романы и новеллы: «Предание о старом поместье», «Деньги господина Арне», «Дом Лильекурна», «Изгнанник», «Возница», «Император Португальский», «Перстень Лёвеншёльдов», «Шарлотта Лёвеншёльд, «Анна Сверд», «Морбакка» и многие другие.

Великая шведская писательница Сельма Лагерлёф умерла от перитонита в 1940 году в доме, в котором родилась, в Морбакке. Сегодня её портрет изображается на банкноте 20 шведских крон.

Если вам нравится творчество замечательной певицы и артистки Тейлор Свифт , то сайт Taylor Swift станет для вас настоящим открытием. Фото, видео, аудио, интервью, обсуждения, общение и многое другое.