Сдал сопромат можно жениться почему. Как подобрать сечение балки? Почему для чайников, спрашивается

Думаю, каждому знакомы рассуждения, мешающие нормально жить: «Потерпеть или перевестись? Верно ли я выбрал специальность? Где я, что за китайская грамота на доске? Зачем я сюда поступил?»

Вопрос выбора пути - один из самых основных в жизни любого человека. На эту тему интересно поговорить с более опытными и авторитетными людьми. Предлагаю этим и заняться! Знакомьтесь, влюбленный в науку, Валерий Попов, аспирант МГТУ им.Баумана, узнаем его историю.

Где Вы учились? Почему выбор пал на этот вуз?

С 7 класса, в котором начинался школьный курс физики, понял для себя, что хочу пойти в вуз с техническим уклоном, хотя в семье у меня абсолютно все медики. По правде говоря, меня никто из родных не пытался переубедить, а наоборот поддерживали в моем желании. Не помню, кто именно тогда сказал мне, что, раз хочешь быть технарем, то иди в «Бауманку». Вот так я и определился с вузом. Более осмысленное действие было уже в старших классах с выбором кафедры, хотя я тоже воспользовался советом одного знакомого и поступил на кафедру РК5 «Прикладная механика».

Здорово, но не всем абитуриентам так легко удается определиться с университетом и кафедрой. Сомневались ли Вы, что идете в правильном направлении, как с этим боролись, если это случалось? Как понять, для чего ты предназначен?

Честно говоря, выбор кафедры похож чем-то на лотерею, так как при поступлении довольно-таки тяжело оценить, насколько тебе будет нравиться это направление через два года, когда уже начнешь заниматься по специальности. На первых курсах мне больше всего нравились информатика и математика, поэтому часто одолевали чувства, что надо было поступать на Информационное управление. Однако на 3 курсе я осознал, как важны в прочностных науках численные математические алгоритмы и их компьютерная реализация, так что все негативные мысли быстро развеялись, а каждый последующий год обучения все больше и больше уверял меня, что я правильно определился с выбором. В этом и состоит задача определения своего предназначения - найти то, что тебе будет нравиться.

Говорят, "твоё от тебя не уйдет". Согласны ли Вы с этим выражением или считаете, что человек сам должен со всем грузом ответственности сделать выбор пути? Как не ошибиться и что делать в случае ошибки?

Я больше придерживаюсь мнения, что человек своё никогда не отпустит. Просто большинство людей находятся в поисках своего: друзей, любви, работы, некоторые даже страны. А так, если он нашел своё, то он после этого с ним ни за что не расстанется и сделает всё, чтобы не расставаться.

Чего мы и пожелаем нашим читателям. Но вы на этом не остановились, видимо, вошли во вкус. Что подтолкнуло пойти в аспирантуру?

Интерес к специальности, появившейся во время учебы, быстро привел меня к тому, что я начал работать - уже с 4 курса устроился в конструкторское бюро инженером. Правда, инженерная деятельность сильно отличается от научно-исследовательской: в первой главное результат, во второй - понимание. Поэтому я уже через год после начала работы решил, что после окончания университета пойду в аспирантуру.

Раз речь зашла о результате, Вы сейчас заняты какой-то научной работой, расскажите о ней. Есть ли уже плоды Ваших трудов?

Моя научная работа связана с математическим моделированием динамики зубчатых механизмов. Останавливаться подробнее не буду, чтобы не вгонять людей в скуку. Скажу только, что мне нравится составлять математические модели реальных объектов, проводить их анализ, и т.д. Тяжело представить, но с помощью нескольких формул можно описать практически любое действие, происходящее в окружающем мире от открытия алюминиевой банки с газировкой до взлета самолета. Такое чувство, что ты оракул, предсказывающий будущее. Сам я только еще делаю первые шаги в этот удивительный мир, но и у меня уже есть некоторые успехи: 2 научные статьи, а еще 2 готовятся к публикации.

Похоже, Вы фанат своего дела. Скажите, как полюбить науку, учебу, привить тягу к знаниям?

Чтобы полюбить науку и учебу, надо просто этим заниматься. Аппетит приходит во время еды. А если просто все время судорожно пытаться сдать зачет или курсовой проект, то тогда никакого удовольствия от этого испытывать не будешь.

Какова Ваша основная деятельность? С чем Вам нравится работать больше: с приборами или студентами?

В настоящий момент работаю на 2 работах. Первая, основная - инженер в небольшой кампании, занимающейся расчетами и проектированием газотурбинных установок (авиационные двигатели, генераторы на электростанциях и прочее). Вторая, по совместительству - в своей альма-матер (МГТУ им. Н.Э.Баумана) преподаю сопротивление материалов. Пошел сюда работать, так как всегда хотелось попробовать себя в роли учителя. И первая и вторая работы мне нравятся, и я пока ничего в этом плане менять не буду.

Каким должен быть студент? Интересно знать мнение преподавателя.

Студенты бывают разные: черные, белые, красные. Я лично против установок, что существует один идеальный вид студента, и все должны к нему стремиться. Все студенты разные, и в этой разнице и заключается их прелесть. Единственное, что я не терплю, так это наглость. А так, для меня, как преподавателя, студент должен освоить материал и сдать его на положительную оценку.

Вот уж действительно, «сдал сопромат - можешь жениться». Но как выжить, получая образование? Как учиться так, чтобы было просто?

Учиться, чтобы это было просто невозможно. Учеба - это всегда труд и довольно тяжелый. Я на младших курсах делил все предметы на две категории: те, из-за которых меня могут отчислить и те, из-за которых не могут. Первую категорию предметов я всегда из всех сил пытался сдавать вовремя и уделял им больше всего времени.

Что может препятствовать человеку в его развитии? Что Вас вдохновляет развиваться?

Человеку в развитии препятствует только сам человек. Меня лично вдохновляет развиваться желание стать лучше в тех областях, которые мне интересны.

Как добиться успеха?

Чтобы добиться успеха, нужно иметь цель и желание его достичь - это лично моё мнение.

Часто в стремлении к лучшему помогает иметь перед глазами пример. Есть ли у Вас кумир или девиз?

Никогда не возводил себе кого-то в кумиры или примеры для подражания. Всегда стараюсь себя сравнить с собой же из вчерашнего дня - что я узнал, что сделал, чего добился. Когда в жизни происходит что-то тревожное, повторяю про себя, что все будет хорошо.

Есть ли у Вас занятия помимо основных дел? Дайте совет читателям, как все успеть.

Любимых дел помимо основных достаточно много, всех не перечислишь. Остановлюсь на двух - футбол и кулинария. В футбол играю с детства, в юность начал посещать матчи любимого клуба. Играю на позиции вратаря. Правда, во время учебы в университете долго время не практиковался. Сейчас вновь возвращаюсь в форму - играю в факультетской команде. Кулинарией увлекся уже в старшем возрасте, когда начал жить отдельно от родителей. Готовлю и для себя и для друзей. Умею и супы варить, и торты делать, и блинчики печь. Любимое блюдо - мясная солянка (именно суп, а не разновидность бигуса). Не всегда могу выделить время, что бы сделать сложное блюдо, часто приходится готовить что-то быстрое. Вообще, в современном мире нехватка времени - одна из главных проблем. Я лично стараюсь планировать своё время в ежедневнике, а еще всегда руководствуюсь правилом - если какое-то дело занимает менее 30 минут, то нужно его сделать сразу.

Ваша мечта, цель.

Для меня мечта - это что-то большое и великое, поэтому мечты или большой цели у меня на текущий момент нет. Ищу или, может, не дорос до них пока что. А вот более маленькие цели в обозримом будущем есть - защитить кандидатскую диссертацию и решить квартирный вопрос.

Какую книгу/фильм должен прочесть/посмотреть, на Ваш взгляд, каждый?

Я не сторонник навязывать кому-либо свою точку зрения, поэтому вряд ли могу назвать книгу или фильм, который каждый должен посмотреть. Назову лишь свои любимые фильм и книгу - «Форест Гамп» с Томом Хэнксом и «Мы» Евгения Замятина.

Валерий, большое спасибо за интересное интервью и полезные советы, думаю, каждый что-то сможет для себя почерпнуть, сможет верно выбрать жизненный путь и не сдаваться, идя к своей поставленной цели! Успехов, и добро пожаловать в лигу

Для студентов Строительного факультета специальности ВиК, первым назиданием от Максименко Владимира Ивановича были слова: "Сдал сопромат, можешь жениться". Это утверждение по его мнению, в полной мере должно было показать всё ещё юнцам, хоть и студентам второго курса, что Сопромат - это одна из ключевых дисциплин, преодоление которой открывает дверь во взрослую жизнь. Надо честно признаться, Владимир Иванович был прав, и для многих из нас Сопромат был серьёзным препятствием. Кто то не мог постичь в силу недостаточного абстрактного мышления, кто то как мой друг грузин Заза Бецукели, в силу того, что не смотря на наличие у него диплома техникума, знание русского языка, он приобрёл при прохождении службы в Советской армии и на первом курсе института.
С Зазой мы познакомились в горах Кавказа, в лагере НПИ "Кешкет", где в одном из ущелий Карачаево-Черкесии, выше аула Хасаут-Греческий проходила геодезическая практика. Заза как и любой грузин, был студентом темпераментным, но я в общей массе студентов грузинской национальности, его выделил для себя, и на вопрос почему мы с ним подружились, я отвечаю: "Заза Ильич Бецукели не правильный грузин". И такое моё утверждение, многим было понятно, на фоне зачастую не обоснованного прожигания родительских денег во время студенческой жизни его соплеменников, постоянных дебошей. Заза в отличии от большинства, ценил ту возможность, которую ему дали родители, и не смотря на 52 бегунка, которые он сохранил, ему удалось закончить НПИ, и в отличии от меня Он всю жизнь работает на одном предприятии, и занимается любимым делом по профессии.
Родители Зазы жили в Телави. Мама его не имела высшего образования, и работали на нескольких работах, что бы он и его брат смогли выучиться ремеслу или профессии. И видимо возможности семьи позволили только старшему сыну получить высшее образование, и Заза это ценил. Отец же у Зазы, работал геодезистом, и естественно Заза в вопросах геодезии среди студентов первого курса имел явный авторитет, и Заза этим собирался воспользоваться в полной мере во время прохождения геодезической практики, имею в виду прежде всего оказание безвозмездной помощи студенткам. Почему безвозмездной? Дело в том, что о неправильности Зазы знал не только я. И студентки пользовались, тем что Заза не смотря на весь темперамент, оставался порядочным молодым человеком. Позже Я неоднократно, наблюдал, как студентки как под копирку использовали один и тот же приём. Они просили Зазу помочь сделать задание. Когда работаешь с форматом А-2 или А-1, руки чертёжника согнуты в локтях и локти разведены в стороны. Студентка садилось рядом и прижималась грудью к предплечья нашего чертёжника. Заза как заворожённый работал не отрываясь, над заданием студентки.
Я уже рассказывал, как лёжа на нарах призывного пункта в Батайске, я приободрил своих друзей призывников, перспективой нашего триумфального появления после службы в новых учебных группах студентов, в которых после очередного призыва не будет парней, и мы окажемся в окружении не только гор Кавказа но прекрасных вчерашних первокурсниц.
Пока мои сослуживцы, ехали Из Новочеркасска в Кешкет,я приехал туда заранее, так как Я родился в Черкесске, и для меня эти горы практически были домом родным. Я встретился с комендантом, выбрал лучший по расположению домик в лагере, получил всё необходимое, об устроился и ожидал прибытия студентов и прежде всего парней с кем я служил и с кем мы коротали время, в ожидании покупателей из частей.
В своих прогнозах я немного ошибся, я не учёл тех парней, кто отслужив в рядах СА, поступили на первый курс, и не собирались уступать свои позиции каким то "Духам". Заза был из их числа.
Встретив друзей, я оценив ситуацию после приезда Студентов в лагерь, понял что не всё я предусмотрел. На повестку дня для меня лично стал вопрос интеграции в новую для меня группу, в которой надо сказать было достаточно парней, кому грозил призыв на следующий год, и возглавлял их староста группы Бецукели Заза Ильич.
На первом же занятии, мне подвернулся удобный момент заявить о себе. На вопрос преподавателя: "Кто может выполнить поверки нивелира?", Последовала ожидаемая реакция студентов, кто старался спрятаться во втором ряду за спинами впереди стоящих, кто-то опустив взгляд, надеялся что пронесёт, кто-то но не Заза. Заза просто держал паузу, что бы в критический момент вызваться, тем самым ещё раз подчеркнуть, что он не зря выбран старостой группы. И всё бы так и произошло, но не смотря на два года службы, в моей голове остались эти нехитрые действия которые нужно было сделать с нивелиром, для его поверки. И я не выдерживая паузы, сразу согласился, чем привлёк внимание студенток, и испортил триумф Зазе.
Мне повезло, что Заза не только не затаил на меня обиды, но и как геодезист оценил уровень моей подготовки. впрочем это сделал и преподаватель, а главное когда группу начали разбивать на тройки для прохождения практики, не я просился к кому-то в тройку, а у меня была возможность выбрать себе двух студенток.
Надо сказать, что я не единственный был представитель семейной династии среди студентов. Ещё на первом курсе, со мной учились Александр Ракульцев (сын директора Сочинского водоканала) и Мощицкая (дочь главного инженера Сочинского водаканала). Среди студентов группы в которую я вернулся после службы в СА, были свои продолжатели семейных традиций обучения в НПИ. Среди них была Инна Серпокрылова (дочь профессора ВиК Ростовского Архитектурно-Строительного института) и Наталья Столярчук (дочка студента, сокурсника и человека делившего одну комнату в общежитии с Владимиром Ивановичем Максименко).
Владимир Иванович, был преподавателем от бога. Не смотря на сложность предмета, нам всегда было интересно. При всём уважении к его возрасту и учёному званию, он для студентов оставался желаемым собеседником. Масса историй, жизненных ситуаций сопровождали его лекции. Наиболее запомнившееся история про двух друзей студентов, которые получили распределение в одну организацию. Возможно, он эту историю рассказал нам с Зазой, возможно он её рассказывал каждой группе, так как в те времена в каждой группе были компании друзей, в которых был славянин и кавказец.
Так вот, говорит он нам: "Получили два друга распределение. Приехали, обустроились, на новой работе. И в силу предприимчивости кавказец стал быстро набирать обороты, его приметило начальство, и в определённый момент начальник СМУ, даёт кавказцу поручение забетонировать балкон на своей даче. Выписал материалы, выделил людей и отвёз на объект. Дошло дело до армирования консоли балкона, тут-то и кавказец вспомнил, что была такая наука Сопромат, ну и всё. Как вязать арматуру не знает. Позвал он своего друга, тот не объясняя очевидного, завязал арматуру в верхней части плиты на конце и усилил плиту в низу только в начале. Рабочие залили бетон, а кавказца сомнения гложут, сам не знает, а переспрашивать не захотел. И вот он принимает решение подстраховаться и опёр консольный балкон на установленные им колоны. Через 28 дней пришло время снимать опалубку, и балкон вместе с опалубкой падает вниз. Поэтому вы ребята дружите, но знать должен каждый из Вас".
В начале первой лекции Владимир Иванович объявил: "Я поставлю автоматом экзамен тому студенту, который предоставит мне конспект моих лекций в идеальном состоянии".
Владимир Иванович, к этому времени решил переиздать свои лекции, и в отсутствии тогда ПК, он прибегнул к нехитрому способу написания черновика рукописи.
Ко мне подходит Заза и говорит: "Для меня это единственный шанс сдать сопромат". Понимая, в чём может быть трудность для него в написании конспекта, я мгновенно просчитал перспективы такой ситуации, и предложил ему: "Согласен, но есть одно условие". Так мы с ним договорились, он на лекциях тратит время на чертежи, а я на написание текста, ну а про посещения лекций я уже писал, я не мог себе позволить их прогуливать по морально-этическим соображениям. Выдвинутым условием было, написание чистовика конспекта в амбарной тетради с началом каждой новой темы с нового листа.
Шло время, и так или иначе среди студентов поползли слухи, что Заза не просто пишет супер конспект, но что Комоцкий достал кольца на фотоаппарат, и делает шпоры для сдачи экзамена. Так или иначе, дошло дело до того, что Заза известный ловелас, успокаивал своих подружек: "Не переживайте, сдадите вы экзамен, и я вас возьму замуж".
Настал день экзамена, я на кануне погладил костюм и в нижний внутренний кармашек для часов, положил в аккурат по размеру напечатанные шпоры по сопромату.
У Владимира Ивановича, было правило в аудиторию для сдачи экзамена запускать всю группу сразу. Не знаю, как Заза смотрел в глаза своим девчатам, когда ему, как и было обещано, Максименко поставил автомат, а Комоцкий со своими шпорами не пришёл. Да, именно, я проспал экзамен, и когда прибежал к Главному уже прошёл час и по идее первые студенты должны были начинать отвечать. Я заглянул в аудиторию, честно признался, что проспал и попросил разрешение приступить к экзамену. Владимир Иванович, улыбнулся как будто бы снисходительно, а может по тому, что знал что то, и предложил мне взять билет. Я вытянул из оставшихся на столе билетов свой, сообщил его номер и собрался присесть в аудитории для подготовке к ответу. Но не тут то было. В спину я услышал тихий голос Максименко: "Куда собрался, присаживайся пора отвечать, будешь первым". Так я без подготовки, в расчёте на шпоры мной же приготовленные, сдал Владимиру Ивановичу сопромат на "4", и получив вторую из трёх моих четвёрок в зачётку, был выставлен из аудитории со своими шпорами.
Стечение обстоятельств, или утечка информации о нашей с Зазой затее со шпорами, но Владимир Иванович ещё раз всем показал, что действительно если ты сдашь сопромат, то можешь жениться.

П ривет.. На нашем сайте, я запускаю новый экспресс курс по сопромату для чайников! В данный курс войдут темы, которые изучают студенты в первом семестре обучения сопромату. Глобально, материалы можно разделить по трем основным видам деформации: растяжение (сжатие), кручение и изгиб. Научу строить эпюры, вычислять прогибы, подбирать сечения и т.д.

Почему для чайников, спрашивается?

Потому-что этот курс рассчитан на людей, которые только начинают знакомиться с . Для студентов, которые не могут разобраться с лекциями, которые читает их нудный преподаватель. Для тех, кому непонятны и не интересны книжки, написанные серьезными дядьками. Если ты студент очного отделения, который весь семестр играл в компьютер и занимался другими важными делами, но только не сопроматом, а экзамен вот-вот на носу и сдать его хочется, то данный экспресс курс для тебя просто находка. Здесь ты сможешь освоить основные фишки сопромата, в максимально кратчайшие сроки. Ну и, конечно, в первую очередь курс рассчитан на заочников, которым приходится самостоятельно осваивать такую нелегкую дисциплину как «сопротивление материалов».

В чем же уникальность данного курса?

Дело в том, что в рамках данного курса, я стараюсь писать о достаточно сложных вещах простым языком, так, как в книжках никогда не напишут. Буду писать только о том, что действительно будет полезно студенту как будущему инженеру. Здесь ты можешь задать любой вопрос в комментариях к статьям и получить грамотный ответ.

Статьи в рамках курса по сопромату для чайников

Растяжение и сжатие для чайников

Набор статей связанных с растяжением и сжатием, написанных простым и доступным языком, что характерно для экспресса курса для чайников.

Как определить реакции связей?

В этой статье расскажем, как определяются реакции связей для статически определимого бруса, жестко заделанного одним торцом и загруженного системой внешних сил. Материал разрабатывается .

Как построить эпюры при растяжении и сжатии?

Как построить эпюры при изгибе для балки?

В данном уроке про , рассмотрена методика расчета и построение эпюр при поперечном изгибе: поперечных сил и изгибающих моментов.

Как определить прогиб балки?

В статье про , рассказано, как можно рассчитать прогиб балки, методом начальных параметров.

Как подобрать сечение балки?

В данной инструкции про подбор сечения балки, рассказано как подобрать сечение балки по нормальным напряжениям и проверить прочность по касательным напряжениям. Материал создается .

Наука о сопротивлении материалов (в народе - сопромат) действительно изучает свойства различных материалов при изгибе, кручении, сжатии, растяжении. Причём в различных состояниях: балка, консоль, стойка при разной степени свободы - шарнир, три связи, две, одна... Этот предмет очень трудно сдать, практически не возможно с первого раза. Вы спросите, поэтому и родилась поговорка: Бог Троицу любит? Или сдал - женись! Кстати, три стишка и получилось... Или из-за сложности науки? Сдал экзамен и только тогда можешь жениться. То есть заниматься любовью и отвлекаться на сторонние хлопоты во время сдачи экзаменов не то чтобы недосуг, а категорически невозможно? Однако и жениться никто не заставляет и замуж пословица не предлагает или ещё что (разводиться, делать ремонт). Значит что-то в ней не то. Боюсь не оправдать этимологии столь устоявшегося афоризма... Ведь происхождение слов и терминов на русском от этимологии эллина или латыни заметно отличается. Тут ведь вот ещё что, к какому времени отнести? Бывали времена в России, что: Сдал так уж - разводись!

Сдал сопромат, можешь жениться:
Она сдалась, а Он - «на ус мотал», -
это прикол, а в «матицу»* влюбиться,
тебя ж никто не заставлял...

К примеру, «комом если первый»,
поцеловал, сучок - женись!
Слов незнакомых - хватит нервов.
Одна у женщины лишь жизнь.

Я долго думал как, с чего начать,
предмет действительно серьёзный...
Эпюры строить, карандаш тачать,
перо чинить, чтоб не скабрёзно.

Начать сначала, как быть букве «с»:
освободить один конец начала слова*?
Или консолью защемить в противовес,
второй повиснет с тела - от основы.

И как к вопросу отнестись бы, -
судьбы ярлык - разрыт и шито-крыто,
и сваи под корытом*, - вроде вбиты,
в конце момент: разбитое корыто...

А если мост речушке даже мелкой,
то балка с ригелем покажется смешна.
И так по каждому моменту и заделке,
конца-то два, но матица - одна.

Там фермы посерьёзней, не коровник,
в свет без расчёта чтобы арочных пещер*.
Не накидаешь, как поленья в дровник,
и не свинарник, не конюшня шхер.

Это театр, нет скорей - культура!
С Горою света*, разве что сравнить,
сдалась вам, так женись, архитектура!
Эпюру вверх ногами полюбить...

Как начертить и как расставить силу,
сравнима с солнцем, хоровод - водить
Дерианур и Хиндинур -И- бога Шиву*,
как разрушителя в пещере усладить.

Один момент на плюс негодовал,
второй на минус, провалился, злой:
Консоль им - промежуточный ли вал,
как на гипюре встреча со скалой...

И ластик мягкий с беличьим хвостом
по ватману гулял, как по планете, -
за кульманом - страна, всё на потом:
в Володьку влюблена она в ответе*.

Он основатель, он и воин Хумаюн,
и Вишну, Брахме, Шиве - свет до дна!
С горы династии Великих - самаю*,
пещера светом необычным залита...

И в трёх словах всё не расскажешь:
«Павлиний трон», алмаз его «пера»...
Женскому сердцу не прикажешь:
Любить Павлина иль Орла...

С лицом он кушал просветлённым,
как пирожки мосты считал, где наш?
С концом на балку защемлённым,
смотрел влюблённо карандаш...

____________________________________________

* в «матицу» влюбиться - главная балка в хате.

* и сваи под корытом, вроде вбиты - строительный котлован, корыто.

* освободить один конец начала слова - сначала или с начала? - куда букву с...

* арки светят из пещер - предание о том, как в пещере нашли алмаз, бог Шива пустил в алмаз молнию, после чего он раскололся на три части. Самая крупная часть, «Дерианур» - «море света», «Кохинур» - «гора света», а «Хиндинур» - «свет Индии».

* С Горою света, разве что сравнить - «Кохинур» - «гора света», и этим «Кохинуром» я когда-то чертил эпюры, мало что понимая в политике, а религии тем более...

* бога Шиву, как разрушителя в пещере усладить - войны не кончались, пока алмаз не был помещён в Павлиний трон.

* в Володьку влюблена она в ответе - Самая обаятельная и привлекательная, - комедия с пирожками.

* пока алмаз как нерушимая эмблема сияет над троном великих Моголов, династия будет продолжаться.