Самолет black cat ввс италии. Авиация италии во второй мировой войне. Командование авиационных школ

, авиапромышленность итальянцев к 1940-м годам так и не освоила выпуск моторов мощностью более 1000 л. с. Выходом из этой ситуации в 1940 году, стала закупка в Германии двигателей с жидкостным охлаждением серии DB 601 А, а затем еще более мощного DB 605А. Итальянские самолетостроительные фирмы, под эти немецкие моторы разработали несколько конструкций истребителей. В частности, конструкторы «Макки» адаптировали под DB 601А планер МС.200. Крыло, оперение и шасси остались прежними, но был разработан совершенно новый фюзеляж с закрытой кабиной.

истребитель Macchi МС.200 Saetta раннего выпуска с сравнительно слабым мотором 38-го года Fiat A.74 RC.38

Прототип самолета, получившего обозначение МС.202 «Фольгоре» («Молния») вышел на испытания 10 августа 1940 года. Итальянский истребитель Макки фото , показал существенный прирост летных данных по сравнению с МС.200: скорость удалось увеличить на 90 км/ч, возросла и скороподъемность. Поэтому «Макки» сразу же получила контракт на серийное производство МС.202. Первые серийные МС.202 были выпущены уже в мае 1941 года.

Итальянский Макки истребитель -бомбардировщик ВВС Италии МС-202 «Саетта» (Молния)

До сентября 1943 года удалось построить 1044 самолета МС.202. В апреле 1942 года в воздух был поднят прототип MC.202bis, на серийный МС.202 установили двигатель DB 605А. Внешние отличия самолета заключались в устройстве маслорадиатора, несколько иная форма кока воздушного винта и убираемая хвостовая стойка шасси. Из-за простоты доработок, под сотню серийных планеров МС.202 переделали под мотор RA.1050 RC58 (лицензионный вариант DB 605А, выпускавшийся фирмой «Фиат»), Еще до взлета прототипа фирма получила заказ на серийную постройку истребителя под обозначением MC.205V «Вельтро» («Борзая»).

Реджиа Аэронаутика C.205V 1-ой серии, из 352 Squadriglia (соответствует нашему звену), 51 Stormo (примерно как наш авиаполк), фото Сардиния, лето 1943 г

Выпуск начался в начале 1943 года. Общее количество построенных MC.205V, включая переоборудованные из МС.202, построенные во время немецкой оккупации и после войны, оценивается в 262 единицы.

«Макки» MC.205V в количестве 42-ух самолетов в 48 году был поставлен ВВС Египта, где принял участие в первой арабо-израильской войне

Модификации ит альянского истребителя Макки

  1. Истребитель МС.202 - двигатель DB 601А или его лицензионная копия «Альфа Ромео» RA.1000 RC41-1 (1175 л. е.). Вооружение - 2 х 12,7-мм синхронных пулемета, с мая 1942-го дополнительно устанавливались 2 х 7,7-мм пулемета в крыле.
  2. Истребитель-бомбардировщик МС.202СВ с двумя подкрыльевыми узлами подвески для бомб калибром до 150 кг либо подвесных топливных баков.
  3. MC.205V - двигатель DB 605А или RA.1050 RC58. Вооружение на самолетах 1-й и 2-й серии - 2 х 12,7-мм синхронных пулемета и 2 х 7,7-мм крыльевых; на 3-й серии вместо крыльевых пулеметов устанавливались 20-мм пушки MG 151/20.
  4. Истребитель сопровождения - MC.205S . Переоборудовано 18 самолетов 3-й серии - сняты синхронные пулеметы и установлен 200-литровый дополнительный топливный бак.

9-я группа первой пересела осенью 1941 года на МС.202. Затем МС.202 «Фольгоре» получили 17-я и 8-я группы. В ноябре - декабре в Ливию перебросили три группы МС.202 - 6, 9 и 17-ю, сразу же включившиеся в боевые действия. Смотри=>> .

МС.202 в Северной Африке Вторая мировая война

В следующем году МС.202 стал наиболее активно используемым типом истребителя «Реджиа Аэронаутика» - на его долю пришлось 30 % из 23 355 боевых вылетов, совершенных этим родом авиации в 1942 году. Основным театром их боевого применения была Северная Африка. 15 июля 1942 года количество «Фольгоре» на фронте достигло своего максимума (93 единицы), но впоследствии в результате потерь уменьшилось. В сражении под Эль-Аламейном в октябре 1942-го участвовало около 60 таких самолетов.

перегон истребителя «Макки» МС.202 лучшим асом Италии Франко Луччини с авиазавода в летную группу, на самолете еще не нанесены тактические номера и опознавательные знаки

К середине февраля 1943-го МС.202 оставались единственными итальянскими истребителями, действовавшими в Тунисе - других типов в Африке уже не было. Именно на этом типе самолетов летал лучший итальянский асс Франко Луччини (тут полная неразбериха, как и с остальными лучшими асами, число побед меняется от источника к источнику) , число сбитых самолетов оценивается от 20 до 26. Примечательно был сбит при атаке на строй стратегических бомбардировщиков В17, после того как уничтожил истребитель прикрытия "Спитфайр", напоролся на ответный огонь бомбардировщиков. В этом же бою был сбит и третий асс Италии Леонардо Ферулли, с числом побед 21. За право быть первым по числу побед претендует также Мартиноли Терезио Витторио (2з сбитых ). Что характерно успел повоевать и будучи союзником Германии, и против нее же, после вступления Италии вторично во вторую мировую 13 октября 1943 года теперь на стороне союзников. И даже сбил . Чудны дела твои... и погиб в 44-ом в тренировочном полете.

Пара C.200-х и один C.202 в России, зима 43-го, знаки отличия на хвосту и треугольник белого цвета на передней кромке крыла

Итальянский истребитель Макки МС.202 в России

В сентябре 1942 года для 21-й группы, воевавшей на Восточном фронте, было выделено 12 самолетов МС.202 и два самолета в качестве фоторазведчика. Самолеты участвовали в боях на Дону, осуществив лишь 17 боевых вылетов, без малого почти за год службы. 9 молний в конце концов вернулись в Италию, а пятерка где то была брошена с формулировкой к непригодности к полетам.

C.202 на аэродроме под Ворошиловградом лето 42-го, на киле эмблема 21-й группы

Сразу видно пилот со своим Фолгоре находится в России, тем не менее на истребителе нанесен пустынный песочно-зеленый камуфляж
номер на моторном чехле намекает на возможное заимствование другими пилотами

Гораздо активнее «Фольгоре» действовали при обороне Сицилии, где воевало восемь групп, полностью или частично вооруженных этими самолетами. К моменту капитуляции Италии ее ВВС располагали 142 самолетами МС.202. Часть из них вошла в состав новых ВВС, воевавших на стороне антигитлеровской коалиции, и впоследствии участвовала в боевых действиях против Германии.

Итальянский истребитель Макки фото , боевое применение. В столкновениях с Р-38, Р-39 и «Спитфайрами» МС.202 показали неплохую маневренность, превосходя «Лайтнинг» и «Аэрокобру» по скороподъемности и минимальному радиусу виража, но вооружение итальянских истребителей было существенно слабее, чем у самолетов противника. MC.205V оказался весьма удачным самолетом - пилоты подчеркивали, что на малых и средних высотах он не уступает американскому «Мустангу». Но выше 6000 м его характеристики падали - крыло, доставшееся по наследству от «Фольгоре» было слишком мало для потяжелевшего на четыре центнера самолета.
Итальянский истребитель Макки фото , тактико-технические характеристики МС.202, (в скобках приведены характеристики 3-й серии MC.205V)

  • Тип: одноместный истребитель
  • Двигатель: «Альфа-Ромео» RA.1000 RC41-1 («Фиат» RA.1050 RC58) мощностью 1175 (1350) л. с.
  • Размеры, м: длина- 8,85 (8,82), высота-3,04, размах крыла-10,58, площадь крыла-16,8 м2
  • Вес, кг: пустого самолета-2350 (2584), взлетный-2930 (3411)
  • Технические характеристики:
  • максимальная скорость-599 (620) км/ч
  • дальность полета-765 (950) км, практический потолок-11 500 (11 200) м
  • Вооружение -2 х 7,7-мм пулемета в крыле, 2 х 12,7-мм синхронных пулемета; (2 х 20-мм пушки в крыле, 2 х 12,7-мм синхронных пулемета)

кокпит C.202 приборная панель позднего варианта с ручкой подзарядки крыльевых пушек

Первой задачей для MC.205V стало прикрытие коммуникаций между Италией и Тунисом. В боях за Сицилию принимали участие 9, 10 и 155-я группы, вооруженные смесью из МС.202 и МС.205. При высадке союзников в континентальной Италии «Вельтро» использовались в качестве штурмовиков, нанося удары по плацдарму. К моменту капитуляции Италии ВВС успели получить лишь небольшую часть заказанных MC.205V, располагая 66 истребителями этого типа. В ВВС, воевавших на стороне союзников, MC.205V эксплуатировались в 9-й и 10-й группах.

Истребитель MC.205V на малых и средних высотах не уступал американскому «Мустангу»

Они воевали против немецких войск в Италии и на Балканах. Заводы «Макки», оказавшиеся на оккупированной Германией территории Италии, продолжили выпуск «Вельтро», поставив более 100 таких самолетов ВВС Итальянской социальной республике. До мая 1944 года они служили в 1-й авиа группе. Непродолжительное время MC.205V эксплуатировались в боевых частях люфтваффе, в частности в группе II/JG 77. В послевоенный период ВВС Италии эксплуатировали в общей сложности 32 самолета МС.202. До середины 1946 года они служили в боевой части - 5-м стормо, а затем были переданы в авиашколу в Лечче, где летали до июля 1947-го. Уцелевшие «Вельтро» остались на вооружении 155-й группы, а вплоть до 1955 года эксплуатировались как учебные.


Первый итальянский псевдореактивный самолет Капрони-Кампини N.1

Продолжение справочника "Боевые реактивные самолеты".
До этого было:
Швеция -
Испания -
Голландия -
Румыния -
Югославия -
Чехия -
Польша -
Швейцария -
Германия, Часть 1 - (2-я МВ)
Германия, Часть 2 -
Продолжим с Италией:

До 2-й мировой войны Италия занимала на авиарынке заметное место, мало того, в условиях когда взлетевший в 1939 году первый в мире реактивный Не-178 был засекречен все считали пионером итальянский "Капрони-Кампини" N.1, взлетевший в 1940 году. Этот самолет имел комбинированную силовую установку тупиковой конструкции (скорость до 375 км/ч). Во время войны итальянцам было не до реактивной авиации, но после нее страну благосклонно встретили в НАТО (на одном крейсере разместили даже 4 шахты для БРСД(ПЛ) "Поларис"), в т.ч. в области авиационных программ. Особенно видную роль Италия заняла на рынке УБС (эдакая западная Чехия, но с меньшей массовостью). Вот с этого и начнем!

1) Фиат G.80/82
Этот УБС был создан в 1951 году, был предложен НАТО как стандартный, но не был выбран (страны пошли своими, разными путями). Оба варианта имели британские двигатели (80-й - де Хэвиленд "Гоблин", 82-й - Роллс-Ройс "Нин"), попытка создания истребителя с американскими Аллисон J35 не удалась. Всего произведено 10 G.80/82 в виде прототипов и предсерийных образцов.

Скорость до 910 км/ч, макс.взлетный вес 6,3т, вооружение 2 пулемета (12,7-мм), до 340 кг боевой нагрузки

2) MB-326
УБС и легкий штурмовик создан в 1957 году. Двигатель - британский Бристоль Сиддли "Вайпер". Серийно производился в 1961-75 гг, всего выпущено 650 МВ-326 , в т.ч. (и в основном!) по лицензии в Австралии (85 самолетов), Бразилии (183, Эмбраер их выпускал как АТ-26 "Ксаванте") и ЮАР (198 как "Импала" Мк.1 и Мк.2), кроме того самолеты поставлялись на экспорт в 10 стран (в т.ч. южноафриканского и бразильского пр-ва). Бразилия и ЮАР продавали и самолеты из наличия своих ВВС. 128 выпущенных самолетов - одноместные. Продолжают оставаться на вооружении в ряде стран. Использовались в боевых действиях в Анголе, а также широко в противопартизанских операциях.

Скорость до 810 км/ч, макс.взлетный вес 3,8т, вооружение до 900 кг боевой нагрузки - бомбы, НУРС, пулеметные установки (одноместные - до 1т и могут нести пушечные подвесные установки)

3) МВ-339
УБС создан в 1976 году как замена предшественнику. Двигатель - тот же, модернизированный Роллс-Ройс "Вайпер" с большей тягой. Остается в производстве и на вооружении. Одноместный вариант ("Велтро") не пошел. Всего по настоящее время произведено 231 МВ-339 , в т.ч. на экспорт в 9 стран - 92 самолета. 9 самолетов проданы новозеландскими ВВС частной американской военной компании Дракен интернэшнл. Принимали участие в боевых действиях в Эфиопии и на Фолклендах. Базовые самолеты итальянской пилотажной группы Фрече триколоре - постоянного гостя МАКС.

Скорость до 925 км/ч, макс.взлетный вес 5,9т, вооружение до 2т боевой нагрузки

4) S.211
Этот легкий УБС создан в 1981 году. Двигатель - американский (канадского филиала) Пратт-Уитни JT15. В 1984-94 гг произведено 76 самолетов (в т.ч. 15 были собраны на Филиппинах, а 24 в Сингапуре), поставлялись в упомянутые страны и на Гаити. На Филиппинах остаются на вооружении, 2 бывших гаитянских самолета куплены одной "частной армией" в США.

Скорость до 740 км/ч, макс.взлетный вес 2,8т, вооружение до 660 кг боевой нагрузки

4) М-346 "Мастер"
Этот УБС создан на базе совместной разработки компании Эрмаччи и КБ Яковлева Як/АЕМ-130 (первый полет прототипа в 1996 году). В 2000 году принято решение разрабатывать свои версии отдельно, в результате появились М-346 (первый полет 2004 год) и Як-130. Итальянцы получили все КД (кроме двигателей и БРЭО) и право продавать свой вариант по всему миру, кроме стран СНГ. Двигатели - 2 американских Ханниуэлл F124. В Италии готов к серийному производству с 2008 года. Заказано 57 машин (+ выпущено 3 прототипа) - 30 Израилем, 15 Италией и 12 Сингапуром (поставки начались в этом году).

Скорость до 1/060 км/ч, макс.взлетный вес 9,5 т, вооружение до 3 т боевой нагрузки

Т.о. с 60-х годов итальянский авиапром занял прочные позиции на рынке реактивных УБС/легких штурмовиков - было произведено (в основном на экспорт) ок. 1.000 таких самолетов. Не Чехия, конечно, но кое-что! Во 2-й части - итальянские боевые самолеты и лицензионное производство.

Италия относится к странам с достаточно богатой авиационной историей. Фактом остается то, что именно итальянцы начали применять самолеты в боевых целях (1911 год, Ливия, итало-турецкая война). В нынешнее время ВВС Италии (официальное название Aeronautica Militare) входят в тройку основных вооруженных сил государства. Личный состав организации – около 43 тыс. человек, вооружение – 470 вертолетов и самолетов.

В организационном плане ВВС Италии представлено командованием авиационных школ, командованием обеспечения, командованием воздушной эскадры и двумя командованиями авиационных округов в Барии и Милане.

Командование воздушной эскадры

Командованию воздушной эскадры подчинены все, кроме учебных, авиационные части.

Основные организационные единицы итальянских ВВС:

Стормо (в букв. значении «стая») – аналог полка.

Группо – то же, что и эскадрилья.

Скуадрилья – аналог звена.

Наиболее современные боевые самолеты, которые состоят на боевом дежурстве ВВС Италии, – это истребители «Тайфун». Они располагаются в трех стормо (авиаполках): 4-м в Гроссето, 36-м в Джоя дель Колле и 37-м в Трапани.

Ударная авиация итальянских ВВС – это истребители-бомбардировщики Tornado, находящиеся на вооружении 50-го стормо в Пьяченце и 6-го стормо в Геди. Легкие боевые истребители-бомбардировщики АМХ находятся на вооружении 32-го стормо в Амендоле и 51-го стормо в Ирстане. В городе Сигонелль дислоцируется 41-й стормо, который включает группу базовых патрульных самолетов. Большая часть транспортных самолетов находится в 46-й авиабригаде (г. Пиза). Здесь располагаются 2-я и 50-я группы средних самолетов С-130J, а также 98-я группа легких C-27J. На вооружении 14-го стормо в Пратика ди Маре находятся самолеты-танкеры КС-767 и транспортные Р.180. 31-й стормо в Чьямпино располагает самолетами для перевозки высшего эшелона должностных лиц. 15-й стормо, штаб которого находится в Черви, объединяет поисково-спасательные вертолеты, которые дислоцируются на разных аэродромах в пяти регионах.

Средства и силы наземной ПВО находятся в распоряжении 2-го стормо. В подчинении командования воздушной эскадры находится также пилотажная группа «Трехцветные стрелы», которая выступает на самолетах MB.339PAN.

Командование авиационных школ

Начальная подготовка будущих военных пилотов осуществляется в 70-м стормо (г. Латина), в состав которой входит 207-я группа с самолетами SF.260EA.

Основные и повышенные курсы подготовки пилоты проходят в 61-м стормо в Лечче. 213-я группа, входящая в его состав, имеет в распоряжении реактивные самолеты МВ.339А. В 212-й группе учения проводятся на самолетах MB.339CD, обладающих более современной аппаратурой.

Вертолетчиков для ВВС Италии готовят в 72-м стормо (Фрозиньоне). 208-я группа, входящая в его состав, имеет в распоряжении вертолеты NH 500Е, которые являются базовой машиной для подготовки летного персонала морской и армейской авиации.

Командованию обеспечения подчиняются наземные части (ремонтные, снабжения и пр.), а Командованию воздушных операций – 2 группы радиолокационных соединений (12 авиационных полков).

Модернизация авиапарка ВВС Италии

В нынешнее время заканчивается закупка ВВС Италии 87 истребителей «Тайфун».

Самолеты AMX и «Торнадо» находятся на этапе модернизации, в перспективе планируется их замена на истребители-бомбардировщики 5-го поколения F-35 Lightning. В приоритете закупка 90 таких самолетов: 30 – F-35 и 60 – F-35A, однако их количество, вероятнее всего, будет пересмотрено и уменьшено. В ближайшее время должна состояться сделка по приобретению ВВС Италии двух израильских самолетов ДРЛОиУ G.550 по принципу обмена на учебные самолеты итальянского производства М.346 «Мастер». Последних в распоряжении ВВС Италии пока немного – всего 15 единиц. Проводится замена устаревших патрульных самолетов Atlantic машинами ATR 72ASW, которые переоборудованы с гражданских моделей. Большое внимание уделяется обновлению авиапарка поисково-спасательных геликоптеров.

Заказано поставку вертолетов AW 139, которые должны сменить легкие АВ 212, а на смену HH-3F должны поступить более тяжелые AW 101.

Авиационный парк ВВС Италии

Многоцелевые истребители:

«Тайфун» F-200/VTF-2000 - 60/11 (заказано 25 ед.).

Истребители-бомбардировщики:

АМХ/АМХ-ЕТ - 43/12.

«Торнадо» IDS/ECR - 60/15.

Самолеты радиоэлектронной разведки:

Патрульные самолеты:

ATR72ASW-1 (заказано 4 ед.).

«Атлантик» – 4.

Заправщики:

КС-767 – 4.

Транспортные самолеты:

Fulcon 50 – 2.

Fulcon 900 – 5.

C-130J/C-130J-30/KC-130J - 5/10/6.

Учебные:

М.346 – 3 (заказано 12 ед.).

MB.339A/CD /PAN - 34/29/18.

SF.260 – 30.

Вертолеты:

AW139 – 3 (заказано 17 ед.).

АВ 212 – 33.

NH500E – 49.

Беспилотные летательные аппараты:

Лучшими истребителями в Италии следует назвать самолеты, разработанные конструктором Марио Кастольди на фирме "AeR Macchi" - МС.200 в 1937-м, МС.202 в 1940-м, МС.205 в 1942-м годах. Несмотря на огромное количество серий и модификаций, значительного различия от базовых образцов у этих самолетов не было, что облегчает системный рассказ о них.

В начале 1930-х фашистский режим в Италии дал мощный импульс развитию боевой авиации. Уже в 1931-м в Италии военных самолетов было больше, чем в какой-либо другой европейской стране - свыше 800! Неспроста именно здесь появился генерал Дуэ, разработавший всемирно известную доктрину о решающей роли авиации в войне.

Невиданными темпами была воссоздана и индустрия выпуска боевых самолетов. Типичным примером промышленной акселерации можно назвать и фирму "Аер-Макки". Основана она в 1912-м. В годы Первой мировой войны выпускала истребители "Ньюпор" и легкие летающие лодки. В 1920-30-х фирма достигла значительных успехов в создании гоночных гидросамолетов М-7 и М-39. А в октябре 1934-го был построен рекордный спортивный самолет МС.72, спроектированный талантливым конструктором Марио Кастольди. Пилотируемая летчиком Ф.Ажелло эта машина достигла небывалой по тому времени скорости горизонтального полета -709,2 км/ч!

В начале 1935-го Министерство авиации Италии выдвинуло программу "R", на основе которой в течение 193940-х годов требовалось построить (разумеется, по рекомендации военного ведомства) 3000 новейших истребителей. А разработку "идеальной" машины поручили М.Кастольди. Проект обозначили - "МС.200" (Macchi-Castoldi).

В декабре 1937-го пилот Д.Бурей впервые поднял опытный образец МС.200 в воздух и сразу же отметил особые достоинства машины. Самолет отличался прекрасными аэродинамическими формами, что позволило с мотором всего в 870 л.с. развить скорость 505 км/ч, а на пикировании - 800 км/ч.

Фонарь - изящной каплевидной формы со сдвижной серединной частью. Правда, в серийных экземплярах, по настоятельной просьбе пилотов, пришлось изготавливать полуоткрытый фонарь, а в некоторых сериях - один лишь козырек. В фюзеляже было расположено грозное, по тем временам, оружие, -два 12,7-мм пулемета, стреляющих через плоскость винта.

С 1939-го по 1942-й годы МС.200 серийно выпускались на авиационных заводах Макки, Бреда и Сай-Амброзини. Всего выпустили 1153 машины в 25 сериях. В строевые части истребитель стал поступать с лета 1939-го, оставаясь на вооружении до конца Второй мировой войны. Он заслуженно завоевал высокую оценку пилотов в силу своих высокой живучести, исключительной маневренности, довольно высокой скорости. "Двухсотка" по тому времени была на уровне мировых стандартов.

И все-таки «лоб» у МС.200, с его двигателем воздушного охлаждения, оказался великоватым. Для улучшения конструкции Кастольди, прежде всего, вознамерился подыскать более мощный двигатель жидкостного охлаждения. Выбор пал на А-38 фирмы "Фиат". Однако эта затея дала в итоге нулевой результат: разработка и испытания двигателя недопустимо растянулись. Выход из положения помог найти начальник штаба ВВС, который распорядился прекратить все работы по А-38, а на фирме "Альфа Ромео" наладить лицензионный выпуск германского двигателя DB-601A под обозначением RA.1000

RC. Два таких двигателя доставили на фирму "Макки". После соответствующих доработок их мощность довели до 1175 л.с.

На "Макки" возобновили работу по усовершенствованию МС.200 под новый двигатель. У модернизированного самолета оставили прежние шасси, крылья и оперение. Но машина обзавелась совершенно новым фюзеляжем с закрытой кабиной, центральная часть фонаря которой, на манер Bf 109, открывалась в правую сторону.

Самолет получился цельнометаллический, с двумя пулеметами "Сафат" 12,7 мм, поставленными под мотором и стреляющими через плоскость винта. Истребитель обозначенный, как МС.202, получил достойное наименование - «Folgone» («Молния»).

В августе 1940-го опытный МС.202 пилот Г.Карестиато поднял впервые в небо. Испытания продолжили на базе ВВС вблизи Рима.

МС.202 на высоте 6000 м показал приличную скорость 599 км/ч и унаследовал у своего предшественника непревзойденную маневренность. Всего заводы выпустили 1185 этих превосходных машин. Но с двигателями все-таки получилась неувязка. Темп их выпуска на "Альфа Ромео" был невысоким - не более 50 экземпляров в месяц. Даже закупка в Германии 420 моторов DB-601 не спасла положение. По этой причине до середины 1942-го итальянцы выпускали МС.200.

Многочисленные серийные доработки на "Молнии" локального характера не вносили принципиальной конструктивной разницы в машинах, почти не изменили их массу. Так, пустой МС.202 Ш-й серии весил 2395 кг, а XII 1-й - 2437 кг.

Кастольди так рационально отработал МС.202, что какие-то серьезные модификации проводить было нерационально. Так, вариант переноса радиатора из-под центроплана в носовую часть фюзеляжа на MC.202D не улучшил летные характеристики машины.

В связи с необходимостью борьбы с тяжелыми бомбардировщиками В-17 и В-24, наносившими удары по заводским районам Австрии, Германии и Чехии, на МС.202 усилили вооружение. На одном из самолетов установили подкры-льевые контейнеры с 20-мм пушками MG-151. Но эта доработка немедленно отразилась на уменьшении скорости машины. В целом же летные характеристики "Молний" котировались на уровне зарубежных машин этого класса, таких как Bf 109F, "Аэрокобра", японского Ki-61 и нашего Як-9.

В начале 1940-х в «Люфтваффе» поступил модернизированный Bf 109G, на который поставили двигатель DB-605 в 1475 л.с. По габаритам он был таким же, как DB-601. Фирма "Макки" не замедлила воспользоваться счастливой случайностью, и в апреле 1942-го подготовила опытную машину с новым двигателем под индексом MC.202bis. Испытательные полеты дали отличные результаты. От "202-го" самолет внешне отличался лишь радиаторами, выполненными в виде двух цилиндров в носовой части фюзеляжа, убираемой хвостовой опорой шасси и измененным коком. Самолет обозначили как MC.205V и дали ему имя «Veltro» («Борзая»), намекая на более высокую скорость.

Пилоты, летавшие на MC.205V, отмечали, что машина не хуже, чем "Мустанг" (он имел в то время наивысшие технические показатели). Но только до высоты 6000 м... Крыло, доставшееся от "Молнии", было маловато для поправившейся на 300 кг "Борзой".Далее не замедлила последовать модификация высотного перехватчика MC.205N "Orione". Прототип взлетел в ноябре 1942-го. Самолет снабдили увеличенным крылом, до 11 мв размахе, и высотным двигателем DB-605 A-1. На высоте 7000 м он развивал скорость 627 км/ч.

На втором прототипе высотника под маркой MC.205N-2, взлетевшем в апреле 1943-го, вместо пулеметов вмонтировали четыре крыльевые пушки MG-151. Безусловно, "Орион" мог стать лучшим итальянским истребителем, но серийно он не строился. Как впрочем и последующие прототипы - МС.206 и МС.207 с еще более мощными моторами, с которыми надеялись получить скорость более 700 км/ч!

Конструкция МС.202 и MC.205V имела ряд характерных особенностей. Фюзеляж - полумонокок, овального сечения с металлической работающей обшивкой. Моторама - стальная ферма. Кресло пилота с бронеспинкой.

Двигатель на МС.202 - поршневой, жидкостного охлаждения в 1175 л.с. Масса его 640 кг. В фюзеляже располагался маслобак объемом 40 л, а под ним - 270-литровый топливный бак. В центроплане - два топливных бака по 80 л.

Крыло - цельнометаллическое с работающей обшивкой, двухлонжеронное. Центроплан выполнен заодно с фюзеляжем. Размах консолей разный (для компенсации реактивного момента от вращения винта): левой -4,52 м, правой - 4,33 м. Угол поперечного V крыла 4,5°. Закрылки с размахом по 2760 мм и максимальным углом отклонения 45°. Правый элерон имел размах 2040 мм, левый - 2230 мм.

Шасси - трехстоечное с хвостовой опорой убираемое.

В состав оборудования входили радиостанция и баллоны со сжатым воздухом пневмосистемы. Имелась кислородная система. При полетах над морем в хвостовой части фюзеляжа находилась надувная лодка и запас воды и пищи.

Оперение - свободнонесущее с регулируемым стабилизатором. Киль и стабилизатор - цельнометаллические, с работающей обшивкой. Рули направления и высоты обтянуты полотном.

Пневмосистема служила для торможения колес шасси и запуска двигателя. Гидросистема - для уборки и выпуска шасси и закрылков.

На первых сериях МС.202 в фюзеляже было два пулемета « Breda SAFAT» 12,7 мм с боезапасом - по 370 патронов на ствол. На МС.202, начиная с VII серии, и на MC.205V I серии устанавливались дополнительно два крыльевых пулемета калибра 7,7 мм с боезапасом по 500 патронов на ствол. А на истребителе МС.205 VIII серии в крыльях появились две пушки MG-151. Все модификации оснащались прицелом "Святой Георгий" VI.

Regia Aeronavtica (ВВС) на территории Италии состояли из четырех авиационных округов с командными пунктами в Риме, Милане, Палермо, Бари. А на заморских территориях действовали управления авиации Албании, Ливии, Сардинии и островов. Авиадивизия состояла из трех полков (Stormo). Полк разделялся на группы по 2-4 эскадрильи. Последние - на звенья по 3-4 самолета.

Летом 1941-го МС.202 поступил в 4-й полк итальянских ВВС. В сентябре группу инспектировала на аэродроме Кампино комиссия во главе с самим Муссолини. Полку предписывалось блокировать с воздуха британский гарнизон на острове Мальта. Был введен почетный отличительный знак истребителей 4-го полка - белый вздыбленный конь на фоне черного щита - эмблема легендарного итальянского аса Первой мировой войны Франческа Баракка, погибшего в 1918-м.

30 сентября лейтенант Фригьеро открыл боевой счет "Молний", сбив в бою "Харрикейн". В тот же день были сбиты палубный истребитель "Фулмар" и еще один "Харрикейн" , сопровождавший гидросамолет "Кант".

Другим подразделением, получившим восемь МС.202, стал 2-й авиаполк в Ливии, где в декабре начались воздушные бои с истребителями британских ВВС Р-40В "Томогаук". А к новому 1942-го два лучших полка ВВС Италии, 1-й и 4-й, полностью оснастились новыми истребителями.

Жарко было в небе Ливии. К концу сражения в 6-й и 10-й итальянских авиагруппах в начале января 1942-го оставалось всего 25 боеспособных самолетов. Еще большего накала достигли бои в конце января в районах Ала - Филеб-руи и Тамтеста, где действовали 6-я и 17-я авиагруппы МС.202, поддерживавшие с воздуха наступающие войска генерала Роммеля. Они сопровождали истребители CR-42 и МС.200, действовавшие в ударных операциях по наземным целям. Они также использовались совместно с германскими Bf 109 в свободной охоте.

Шесть месяцев боев выявили полное превосходство МС.202 над "Томо-гауками" и "Харрикейнами", хотя по вооружению он несколько уступал последним.

В мае 1942-го войска Роммеля вновь пошли в наступление, а 1-й и 4-й полки "Молний" поддерживали их с воздуха, действуя с авиабазы Марту-ба.МС.202 летали на сопровождение пикировщиков Ju 87.

На 15 июля 1942-го перед решающей схваткой под Эль-Аламейном итальянский экспедиционный корпус имел, 93 МС.202,46 МС.200,43 С-50,25 бомбардировщиков и 90 штурмовиков. Германский африканский корпус располагал примерно такими же силами.

В конце упорных боев, в июле-августе, германо-итальянское наступление выдохлось. А 23 октября войска британского генерала Монтгомери начали наступление, завершившееся разгромом германо-итальянских войск.

ВВС Италии понесли большие потери. За октябрь 1942-го было уничтожено 15 МС.202 в воздухе, плюс к тому 46 оказались поврежденными. Возвратившись в конце ноября в Ливию после доукомплектования, 4-й полк вновь вступил в активные боевые действия. Но уже в октябре потрепанные в боях остатки полка вновь выводили на переформирование.

В декабре 1942-го на тунисских аэродромах Аль-Хамма и Сфакс произошла перегруппировка итальянских ВВС в связи с высадкой морского десанта союзников на побережье Алжира и Марокко. Над итало-германской группировкой в Северной Африке нависла реальная угроза полного разгрома.

В Тунисе к концу декабря 1942-го имелось 54 МС.202. Были и другие истребители, но воевать итальянским пилотам становилось все труднее. Союзникам удалось полностью захватить господство в воздухе. У них появились в большом количестве новые истребители Р-51А, Р-38, "Spitfire" MK.IX, которые значительно превосходили "Макки". Самолеты союзников методично наносили удары по аэродромам в Тунисе. В марте 1943-го здесь осталось лишь 39 МС.202. Но итальянские пилоты, тем не менее, в боях оказывали упорное сопротивление. Так, в жестоких воздушных схватках 6 и 7 марта под Медениной "Макки" сбили 19 "Спитфайров" и по одному Р-38 и Р-40, потеряв лишь два своих "Folgone".

Однако силы были неравные, союзники продолжали наступление. 31 марта 1943-го при массированном налете В-25 на авиабазу Сфакс, янки уничтожили 15 "Макки". "Ковровое бомбометание" не прекращалось до самой эвакуации итало-германских войск на Сицилию. В мае 1943-го Северную Африку покинуло последнее подразделение Regia Aeronavtica из 10 МС.202.

"Макки" применялись и на советско-германском фронте. Военное командование Италии никогда не рассматривало СССР как основной театр своих боевых действий. Но все же, следуя союзническим обязательствам, летом

1941-го отправило на Восточный фронт свой экспедиционный корпус, в состав которого входила Grupp Auto-nomo 22, имевшая 51 истребитель МС.200. Первый боевой вылет состоялся под Кривым Рогом. В дальнейшем группа действовала в Ростовской области и на юге Украины. Наибольший урон они нанесли в марте 1942-го при штурмовке советского аэродрома Красный лиман, уничтожив 15 и повредив 6 самолетов. 21-я итальянская авиагруппа, состоявшая из четырех эскадрилий, участвовала в 1 942-м в летних боях на Украине и в Сталинградской битве.

Достоверные факты об участии "Макки" на советско-германском фронте не обнаружены. Однако известно, что к началу советского наступления под Сталинградом в 21-й авиагруппе было 32 МС.200 и 11 МС.202. Приближающаяся линия фронта заставила эвакуировать итальянские самолеты с аэродромов Кантемировка и Миллерово в Ворошиловград. Последним боем группы была штурмовка наступающих советских войск 17 января 1943-го. После этого все итальянские самолеты перелетели в г.Сталино (Донецк), а затем - под Одессу. В Италию группа возвратилась в мае 1 943-го, имея лишь 9 самолетов "Макки" 202.

За 18 месяцев боев в СССР, как официально заявили сами итальянские летчики, было уничтожено на земле и в воздухе 88 советских самолетов и потеряно 15 своих. Во что верится, конечно, с трудом. Другое дело - чистая статистика: всего выполнено 2557 боевых вылетов. То есть - 72 самолето-вылета на каждую из уничтоженных советских машин...

После того, как в Северной Африке итало-германские войска капитулировали, главными стратегическими целями союзников стали Балканы и Италия.

Новые итальянские истребители MC.205V "Борзые" на вооружение стали поступать в апреле 1943-го. 20 апреля для "205-х" состоялось боевое крещение: 32 машины 1-го полка в районе Пантеллерии вступили в схватку с 80-ю "Спитфайрами" и Р-38. Союзники потеряли 18 самолетов, а итальянцы... всего один.

В июле союзники предприняли высадку армий на Сицилию. Базирующиеся на острове "Макки" совершили 650 боевых вылетов, сбив при этом 14 самолетов противника.

8 сентября 1943-го Италия вышла из войны. Интересно, что в этот день ее ВВС одержали последнюю воздушную победу, которая стала вполне знаменательной. Лучший ас ВВС Италии майор Адриано Мантелли, имея на своем счету 25 побед, "завалил" четырехмоторный В-24. В этот же день с задания не вернулись два MC.205V.

Но одиссея итальянских пилотов на этом во Второй мировой войне еще не закончилась. 9 сентября Италия объявила войну своему недавнему союзнику - Германии. Появились две Италии -под контролем союзников на юге, и под протекторатом Германии - на севере. В составе войск союзников 23 МС.202 и 43 MC.205V участвовали в освобождении Италии в боях под Кассино и даже воевали на Балканах против немцев, прикрывая с воздуха... партизан Югославии, освобождая Албанию. Так, 16 октября 1943-го, например, при атаке на аэродром Скутари "Макки" уничтожили двенадцать Bf 109G, два Не 111, два Ju 52 и один FW190.

В это же время на севере Италии оставшиеся "Макки" немецкое командование реорганизовало в ВВС так называемой Итальянской Социальной Республики -ANR. Главной задачей "норд-Мак-ки" были вылеты на перехват В-17 и В-24. Однако мощное истребительное охранение армад приводило к большим потерям итальянцев. За 6 месяцев боев 1-я группа из ANR потеряла... 100 "Veltro", что вынудило командование "Социальной Республики" произвести перевооружение своих ВВС на Fiat G-55nBf109G. Но это были последние вздохи фашистского режима в Европе.

После войны ВВС Италии перевооружили на "Спитфайры" IX. Но и "Мак-ки" не предали забвению. В первые же дни мира в Италию поступил заказ от Египта на 62 MC.205V. Тогда 21 самолет передали из ВВС Италии, а 41 - стали переделывать из МС.202. Однако Египет сумел получить лишь 42 машины, остальные умудрились вывести из строя израильские диверсанты, прямо на заводе "Макки".

Из 1450 выпущенных MC.202/205V до наших дней сохранились лишь три. Два из них находятся в Италии - МС.202 в музее Vigna и MC.205V, отремонтированный до летного состояния, - в Treviso, 3-й самолет, МС.202, экспонируется в Вашингтонском национальном авиационном музее.

Сергей КЕДРОВ
Крылья Родины №6"1999


Опытный образец легкого истребителя "Саджиттарио-2" разработки 50-х годов

Продолжение справочника "Боевые реактивные самолеты".
До этого было:
Швеция - https://nosikot.livejournal.com/4220409.html
Испания - https://nosikot.livejournal.com/4224736.html
Голландия - https://nosikot.livejournal.com/4231664.html
Югославия - https://nosikot.livejournal.com/4236975.html
Польша - http://nosikot.livejournal.com/1269690.html
Румыния - https://nosikot.livejournal.com/4234631.html
Чехия - https://nosikot.livejournal.com/4249851.html
Швейцария - https://nosikot.livejournal.com/4251366.html
Германия, Часть 1 - https://nosikot.livejournal.com/4255779.html
Германия, Часть 2 - https://nosikot.livejournal.com/4280690.html
Италия, Часть 1 - https://nosikot.livejournal.com/4283079.html
Продолжим Италию:

В 50-е годы итальянцы прилагали большие усилия для разработки легкого тактического истребителя/истребителя-бомбардировщика в соответствии с общими требованиями НАТО и они увенчались успехом (см. ниже). В дальнейшем упор был сделан на совместные проекты.

1) G.91
Этот истребитель-бомбардировщик создан компанией "Фиат" в 1956 году. Двигатели - британский Бристоль Сиддли "Орфей" или 2 американских Дженерал Электрик J85 (на модели "Y"). Всего в 1958-72 гг было выпущено 756 G.91 (включая 67 двухдвигательных), в т.ч. 316 по лицензии в Германии, кроме того в эту страну было экспортировано 188 самолетов итальянского производства (включая 50 из аннулированных заказов Греции и Турции). Немцы не впечатлились хар-ками самолета и с радостью "спихнули" часть (136 машин) португальцам (первыми пошли "греко-турецкие"), остальные сняли с вооружения в 1982 году. Португальские последовали за ними в 1993 году, итальянские - в 1995. Португальские самолеты принимали участие в боевых действиях в африканских колониях в 60-70-е годы.

Скорость до 1.075 км/ч ("Y" - 1.110), макс.взлетный вес 5,5т (8,7), потолок 13.100м (12.500), вооружение 4 пулемета (12,7-мм), немецкие и "Y" - 2 пушки (30-мм), до 700 кг (1,8т) боевой нагрузки

2) "Торнадо"
Этот ударный самолет с изменяемой геометрией крыла был создан совместно с Британией и Германией в 1975 году (британцы для себя и на экспорт разработали и производили еще и истребитель-перехватчик, 24 из них передавались в аренду итальянским ВВС). Двигатели - 2 доработанных варианта британского Роллс-Ройс RB.199. 2 РЛС: британская Декка "72" и лицензионная американская Тексас инструментс. Всего Италия выпустила для своих ВВС в 1981-98 гг 100 "Торнадо" . На экспорт итальянские "Торнадо" не поставлялись. Итальянские "Торнадо" принимали участие в агрессиях в Ираке, Югославии, Афганистане и Ливии. Остаются на вооружении.

Скорость до 2,2М, макс.взлетный вес 28т, потолок 15.200м, вооружение 2 пушки (27-мм), до 12 УР, всего до 9т боевой нагрузки

3) АМХ А-11 "Гибли"
Истребитель-бомбардировщик А-11 "Гибли" был разработан совместно с Бразилией в 1984 году. Двигатель - лицензионный британский Роллс-Ройс "Спей". РЛС - израильская лицензионная Элта M-20001B. В 1986-99 гг в Италии произведено 140 А-11 . На экспорт не поcтавлялись. Принимали участие в боевых дейсвиях в Афганистане и Ливии.

Скорость до 915 км/ч, макс.взлетный вес 13т, потолок 13.000м, вооружение 1х6 пушка (20-мм), 2 УР "в-в", до 3,8т боевой нагрузки

4) "Тайфун"
Многоцелевой истребитель создан совместно с Британией, Германией и Испанией в 1994 году. 2 двигателя совместной разработки Евроджет EJ200 (создан на базе прототипа Роллс-Ройc). Радар совместный (на базе британских наработок). С 1994 года Италия выпустила 83 "Тайфунa" , производство продолжается (всего планируется закупить 96 машин), удивительно, но Кувейт для своих ВВС заказал 28 самолетов в Италии, а не в Британии! Итальянские "Тайфуны" принимали участие в б/д в Ливии.

Скорость до 2.500 км/ч, макс.взлетный вес 23,5т, потолок 16.800м, вооружение 1 пушка (27-мм), до 7,5т боевой нагрузки

Учитывая 1 часть (УБС) итальянский авиапром выпустил с конца 50-х примерно 2.100 боевых реактивных самолетов собственной или совместной разработки. Кроме того по лицензии производились британские "Вампир" (80 самолетов), американские F-86 (121), F-104 (445, включая 246 итальянской модификации "S", самолеты итальянской сборки поставлялись Германии и Турции) и AV-8B "Харриер" II (14). Вместе с лицензионными - немного больше Швеции, но гораздо меньше Чехии!
В 2015 году на а/б Камери был собран (на уровне "отверток") первый F-35...