Саломея, иудейская принцесса. Саломея

Как известно, когда Бог желает покарать, он исполняет наши желания. Так и Саломея, царевна Иудейская, прекрасная и белая, словно голубка или же светящаяся в ясную темную ночь луна, поклялась в том, что ее то желания боги точно исполнят. Волею судеб и случая ей довелось увидеть Иокаана — Иоанна Крестителя — грязного, закованного в кандалы пророка, и вожделеть его до такой степени, что ничего другого ей не надо ни за какие сокровища мира. И опутывая пророка прекрасными, как нити драгоценных камней монологами, Саломея получает в ответ лишь его проклятия, жалящие ее словно клубки ядовитых змей. И чем больше он клеймит развращенность ее души, тем сильнее разгорается огонь в ней, ибо «тайна любви больше, чем тайна смерти»…

Аль Пачино, уже не первый раз снимающий классику, видимо, изголодавшись по сочным драматическим ролям после фильмов с бесконечными мафиозными разборками (к слову, «В поисках Ричарда» был прекрасной иллюстрацией того, насколько он грандиозен как шекспировский актер), здесь берется за материал гораздо более неблагодарный и сложный. Декадентская, пронизанная с начала до конца темой неотвратимости смерти, пьеса Оскара Уайльда, которому в принципе не везет на экранизации, словно это еще одно проклятье, постигшее его, только уже посмертно, здесь же вдруг обретает полноценную плоть и кровь и становится вполне достойной своего именитого автора.

Делая нарочито театрализованную постановку, себе Пачино выбирает в персонажи Ирода Антипу, а на главную роль приглашает Джессику Честейн, тем самым доводя свою затею до совершенства. Фантастическая актриса, она заполняет собой не только роль, но и все пространство пьесы, каждую его клетку, и даже когда ее нет на экране, она незримо присутствует в каждом кадре. О чем бы ни говорили герои, подспудно они имеют в виду только ее. Бешенная энергетика Саломеи пробивает экран и порабощает зрителя также как всех персонажей пьесы.

Однако, при всей точности и значительности постановки Пачино, он одним крайне простым режиссерским решением переставляет акцент в пьесе на противоположный, тем самым полностью меняя всю концепцию замысла автора. Пачино переносит запрограммированную Уайльдом кульминацию пьесы с момента поцелуя Саломеей мертвой головы Иокаана на «танец семи покрывал», делая его, правда, танцем одного покрывала — очень коротким, бурным и чувственным, когда зритель реагирует на него точно также как и сам пожирающий глазами обнаженную Саломею Ирод. Но противостоять вызванным этим танцем эмоциональному натиску невозможно, он заслоняет собой все, тем самым отрубая словно мечом бешеных страстей первую часть пьесы, где посыл неистового плотского желания доминировал над рациональностью и зовом разума.

И оттого выполнение Иродом данного им обещания становится не безумием, а непременным условием, и никакие обещанные сапфиры и бериллы, как и никакой страх предсказанной ему пророком смерти не смогут заставить его отговорить Самолею от ее награды, потому как не было в ней невинности или чистоты, так нет в ней и благоразумия. И вот она бездумно стоит на своем, упиваясь властью своей женственности и красоты. Красоты не гламурной и не навязанной модой, а ведомой тем первородным инстинктом, о котором писал Мандельштам, «когда бы не Елена, что Троя вам одна, ахейские мужи?».

И как доказывают греческие мифы, а мифы современные лишь подтверждают — не любовь, но обещание любви еще более сильное оружие и путеводная звезда. Иокаан отвергает Саломею, но обещание обладания и жажда мести не дадут ей покоя до последнего вздоха, и под щитами воинов, которые задавят насмерть эту бурю, Саломея все равно будет собственнически прижимать к себе окровавленную голову пророка, а Ирод в ужасе отвернётся, потому что ничто не страшит властителей больше, чем желания, которыми они не в силах повелевать.

Иродиада (ок.15 до н.э. — после 39 н.э.) — внучка Ирода Великого от его сына Аристовула.

С её именем связывают казнь Иоанна Крестителя.

Согласно историку Иосифу Флавию, она была замужем за своим дядей Иродом Филиппом I и имела от него дочь Саломею, а потом вступила в сожительство с другим своим дядей, Иродом Антипой.

В текстах Нового Завета Иродиада упоминается как жена тетрарха Иудеи Ирода Антипы, которую тот отнял у своего брата Филиппа. Даже в то время, с точки зрения иудейской религии, да и вообще моральных норм, браки между родственниками крайне не одобрялись, а кровосмешение считалось великим грехом. Иоанн Креститель публично осуждал и безжалостно обличал кощунственную связь, за что Иродиада люто возненавидела пророка.

Иродиада была жестокой, коварной, алчной, развращенной и непомерно гордой женщиной. Исследуя ее жизнь, даже предвзятые к Библии историки, не могут найти ничего хоть сколько-нибудь положительного в ней. Даже среди весьма развращенного высшего общества того времени ее фигура заметно выделяется в отрицательном смысле. С юных лет она мечтала о царской короне любой ценой. Злая Иродиада таила злобу на пророка Иоанна за то, что он, не боясь, говорил о ее порочности. Желая погубить его, она оказала влияние на Ирода, чтобы он заключил в темницу Предтечу. И вот Иродиаде представился случай погубить Иоанна Крестителя.


В одну из ночей 28 года по Р.Х. дворец Ирода Антипы горел огнями. Двор отмечал день рождения правителя, пир продолжался уже за полночь, когда пьяный тетрарх пожелал, чтобы перед его гостями танцевала искусная в этом Саломея, его падчерица, дочь Иродиады. Воспитанная своей развращенной матерью, юная Саломея не постеснялась исполнить неприличный сладострастный танец в обнаженном виде. Отчим, увидев восторг гостей, пообещал ей любую награду, какую только она пожелает, вплоть до половины своего царства!


Танец Саломеи

«Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь; но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, И послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей» (Мф.14:8-11). Соломее тогда было не более 15-16 лет.



Обезглавливание Иоанна Крестителя (Караваджо. 1608)

Подговорив свою дочь Соломею попросить голову Иоанна Крестителя, Иродиада вынесла себе и дочери вечный приговор. Что же постигло Ирода, Иродиаду и Саломею после такого злодеяния?

Своими интригами Иродиада навлекла бедствие на Ирода Антипу и была сослана вместе с ним в ссылку в Галлию. Неимоверно жестокая и порочная Иродиада закончила свою жизнь в бедности и безызвестности. Гордую внучку Ирода Великого постигло именно то, чего она боялась более всего. Но эту свою участь она избрала себе сама, когда через Саломею отдала приказ убить Иоанна Крестителя, чем вынесла себе приговор.

А Саломея в дальнейшем «вышла замуж за трахонского тетрарха Филиппа, сына Ирода Великого», то есть, стала женой своего двоюродного дедушки и бывшего мужа своей матери. Филипп управлял своей областью 38 лет, с 4 года до н.э. до 34 года н.э. и прославился, в частности, тем, что на южных склонах горы Хеврон построил языческий храм в честь императора Августа, что было вопиющим поступком в глазах монотеистов иудеев. По смерти Филиппа Саломея вышла замуж за Аристовула, сына Ирода и брата Агриппы. У них было трое детей — Ирод, Агриппа и Аристовул. Аристовул вёл очень умелую политику по отношению к Риму, добиваясь расположения и доверия императора Нерона, который в 55 году н.э. отдает ему во владение Малую Армению, даровав ему при этом и царский титул.


Роберт Генри, Саломея, 1909 г.

Саломее было дано много времени, чтобы покаяться в содеянном, но вместо этого в своей гордыне она возносилась выше и выше. Царский титул, о котором так мечтала ее мать, был у нее. Более того, она носила тройной титул: царица Халкиды, Малой и Великой Армении.

История сохранила рассказ о её страшной смерти. Как-то раз по неосторожности, Саломея провалилась в прорубь, и льды сомкнулись у нее на шее. Криков Соломеи никто не услышал, так как именно в это время никого из людей не оказалось рядом. Пытаясь вырваться из западни, она извивалась под водой, словно исполняя страшный танец, подобно тому, как в далекой юности она плясала во дворце отчима. Несмотря на отчаянное сопротивление, Соломея не могла выбраться из этого положения и продолжала висеть на шее, в то время как её туловище мерно раскачивалось подо льдом до тех пор, пока лед сверхъестественным образом не перерезал шею. После этого её тело упало на дно реки, а голову погибшей Соломеи принесли и отдали Ироду и Иродиаде.

Великий Библейский принцип посева и жатвы исполнился особенно наглядно в жизни Саломеи. Приговорив Иоанна Крестителя к смерти с легкостью, даже ни на мгновение не смутившись и не задумавшись,Саломея подписала и свой собственный приговор, и не только к страшной гибели в земной жизни, но и вечную погибель.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

В текстах Нового Завета Иродиада - жена тетрарха Иудеи Ирода Антипы, которую тот отнял у своего брата Агриппы. Даже в то время это считалось великим грехом. Иоанн Креститель публично осуждал и безжалостно обличал кощунственную связь, за что Иродиада люто возненавидела пророка. Тетрарх заточил его в темницу, но убить не решался - слишком много учеников и последователей было у Иоанна, слишком высок был его авторитет в народе.


Георгий Курасов. Танец Саломеи.Тогда Иродиада подговорила свою юную красавицу-дочь, которая в апокрифических текстах носила имя Саломея, станцевать перед отчимом во время празднования его дня

рождения. Танец так понравился Ироду Антипе, что он поклялся выполнить любое желание приемной дочери. Когда же та, наученная матерью, попросила принести ей на блюде голову Иоанна Крестителя, тетрарх вынужден был исполнить свою клятву, и пророк был обезглавлен.

Обратимся к евангельским текстам. В главе 14 от Матфея говорится следующее:

«В то время Ирод четверовластник услышал молву об Иисусе. И сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего; потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее. И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка.


Худ. Гюстав Моро.

Во время же празднования дня рождения Ирода, дочь Иродиады плясала пред собранием и угодила Ироду;
Посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь; но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, и она отнесла матери своей.

Иродиада и Саломея

Таков сюжет об Иродиаде и Иоанне Крестителе в канонических евангелиях. Теперь вспомним вкратце исторические обстоятельства, послужившие основой для этих сказаний. Для этого обратимся к книге З.
Косидовского «Сказания евангелистов»:



«Иоанн, именуемый авторами Нового завета, а также Иосифом Флавием Крестителем, большую часть своей сознательной жизни провел в пустыне отшельником, питаясь саранчой и лесным медом. На пятнадцатом году

царствования императора Тиберия, то есть в 28 году н.э., он вышел из пустыни и начал пророчествовать. В одежде из верблюжьей ткани, перепоясанный кожаным ремнем, он ходил по стране, громовым голосом вещая о скором наступлении царства божьего на земле и призывая народ к покаянию. Тем, кто примет крещение путем омовения в водах Иордана, он обещал отпущение грехов и доступ в будущее царство
божье на земле.

…Нет нужды пересказывать жуткую и мрачную в своей экзотической красоте историю его дальнейшей судьбы, описанную евангелистами Матфеем и Марком. Четверовластник Ирод заточил Иоанна в крепость за то, что тот обвинил его в кровосмешении: Ирод отнял у его брата жену Иродиаду и женился на ней. Разыгралась трагедия, послужившая впоследствии сюжетом для многих произведений музыки, живописи и литературы: пир Ирода, танец Саломеи, мстительность Иродиады, голова казненного Иоанна, принесенная на блюде в зал, где происхожил пир.

Истины ради следует отметить, что дочь Иродиады, своим танцем пленившая Ирода, в евангелиях никак не названа. Лишь внеевангельские источники сообщают, что ее
звали Саломеей. Мы бы не знали также место казни Иоанна, если бы Иосиф Флавий не сообщил нам, что это произошло в пограничной крепости Машерон.

Кстати, этот еврейский историк, в чьей правдивости мы не раз имели случай убедиться, иначе объясняет причины трагедии. По его мнению, Ирод просто испугался растущей популярности бывшего отшельника, который своими страстными, гневными проповедями снискал себе славу нового пророка, чуть ли не мессии. Об этой его популярности сообщает, в частности, также и Лука: «…все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он…» (3:15).

Осаждавшие Иоанна истерические, доведенные до крайней степени экзальтации толпы простонародья, вызывали тревогу, не предвещали ничего хорошего. В любой момент могли вспыхнуть беспорядки, кончавшиеся, как правило, вооруженной интервенцией римских когорт и кровавой расправой с одураченным населением. Мессианство Иоанна было также опасно для существующего порядка, как мессианство предшествовавших ему самозваных пророков и вождей народа. А среди угнетенных и ожидающих спасителя слоев еврейского населения царили такие настроения, что у Ирода были все основания опасаться Иоанна, и поэтому он решил устранить его. Впрочем, это отнюдь не исключает и чувства личной мести, вызванного резкой критикой со стороны дерзкого пришельца из пустыни.

Что же привлекло писателя Флобера в этой евангельской истории? Женщина. Конечно же, женщина. Не пророк, со своим фанатизмом - Флобер терпеть не мог церковников; не тетрарх, то есть не проблема власти; а положение восточной женщины в те далекие времена, ее психология, ее незащищенность даже будучи наверху иерархической лестницы. Обладая всем - она одинока, несчастна, уязвима и в любой момент может лишиться всего, в том числе и жизни. Иродиада глубоко несчастна. Флобера интересует в первую очередь то, как Иродиада решает вопрос о своей безопасности, какими средствами. Иродиада Франса - стерва. Иродиада Флобера - несчастная одинокая женщина, отвергнутая жена, интриганка и в то же время жертва. Собственно все женские персонажи Флобера - жертвы.

Страсть и властолюбие, тщеславие заставляют ее уйти от одного брата к другому, но вскоре она терпит фиаско. Семьи не получилось, и у нее тайная жизнь от мужа - воспитание дочери Саломеи для манипулирования в нужное время Иродом. Красивая дочь - как средство достижения
цели. Коварство, мстительность, гордыня… и страх. Страх потерять все. Исключительна ли эта ситуация? Нисколько. Это вечный сюжет в истории как Востока, так и Запада. Сплошь и рядом коронованные кузены или даже родные по крови вступают в кровосмесительные браки в угоду династическим или «государственным» интересам. Сплошь и рядом это кончается ненавистью, кровопролитием, предательством, и хорошо, если при этом не развязывается гражданская война.


Titian (1490-1576) - Salome con la testa del Battista

Союз Ирода и Иродиады приносит проблемы и рождает в них ненависть друг к другу. Но время работает в основном против женщины, она стареет и окончательно теряет интерес в глазах мужа. Может ли несколько постаревшая красавица смириться с утратой своего влияния на мужа-царя, на то, как власть ускользает из ее рук, а вскоре возможна и потеря жизни. Ей не из чего выбирать, любой выбор - поражение: заточение и ссылка в глухомань, нищета, забвение, смерть. Слабый человек - покорился бы судьбе, но Иродиада сильная духом женщина. Она борется. Борется доступными и испокон веков знакомыми на Востоке средствами - коварством, внешней покорностью.

Она побеждает с помощью Саломеи битву - голова Иоанна перед ней на блюде, и проигрывает войну - Ирод никогда не простит ей головы пророка. Усекновение головы Иоанна не решит ее проблем с мужем, недаром ни в одном источнике нет
сведений о том, как закончилась ее жизнь.

И, жен. и СОЛОМЕЯ, и. Редк.; стар. Саломия, и.Производные: Саломейка; Самейка; Мея.Происхождение: (От др. евр. salom мир.)Именины: 16 авг. Словарь личных имён. Саломея См. Соломея. День Ангела. Справ … Словарь личных имен

САЛОМЕЯ - (франц. Salome) героиня драмы О. Уайльда «Саломея» (1893). Пьеса была написана по французски и позднее переведена на английский язык лордом А.Дугласом. Уайльд использует в драме библейский сюжет, рассказывающий о гибели Иоанна Крестителя.… … Литературные герои

САЛОМЕЯ - «САЛОМЕЯ», Россия, 1992, цв., 75 мин. Телеспектакль. По произведениям В.Набокова, О.Уайльда. Танцевальные мистерии в постановке А. Сигаловой. В ролях: Анна Политковская, Анна Терехова (см. ТЕРЕХОВА Анна Саввовна), Андрей Сергиевский, Иван… … Энциклопедия кино

саломея - сущ., кол во синонимов: 1 имя (1104) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

САЛОМЕЯ - 1. (библ.; дочь Иродиады, попросившая у Ирода Антипы в награду за танец голову Иоанна Крестителя) В тени дворцовой галлереи, Чуть озаренная луной, Таясь, проходит Саломея С моей кровавой головой. АБ909 (III,102.2); А ты во мглу веков глядись В… … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

Саломея - (Salomea) св., королева Галиции и Венгрии, дочь Лешка Белого, князя краковского и сандомирского, сестра Болеслава Стыдливого, жена Коломана, короля венгерского. После смерти мужа С. вернулась на родину и в Завистове основала монастырь св. Клары,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Саломея - дочь Филиппа, сына Ирода Великого и Иродиады. Воспитывалась в Риме, где вела образ жизни авлетриды. Прибыв по приглашению матери в крепость Махерон, танцевала на дне рождения своего отчима Ирода Антипы. Сладострастный танец С. произвел столь… … Сексологическая энциклопедия

Саломея - Салом ея … Русский орфографический словарь

Саломея - русск. женское имяСловарь личных имён и отчеств

Саломея - іменник жіночого роду, істота … Орфографічний словник української мови

Книги

  • Саломея , Оскар Уайльд. Оскар Уайльд (1854 - 1900), рано познавший опьяняющий вкус славы, был неудержим в своих страстях. Кумир женщин и объект привязанности мужчин, Уайльд жадно пил из чаши наслаждений, окруженный… Купить за 710 руб
  • Саломея Нерис. Стихотворения и поэмы , Саломея Нерис. В сборник Саломеи Нерис вошли стихотворения и поэмы 1940-1945 г., стихотворения 1927-1939, поэмы-сказки (ПОДАРКИ ЛАУМЕ, СИРОТКА, ЭГЛЕ, КОРОЛЕВА УЖЕЙ)…

Дочь царя Ирода Саломея причастна к убийству Иоанна Крестителя. Человек, утверждающий подобное, скорее всего связан с деятелями культуру, нежели священнослужителями. Расхожий сюжет, многократно растиражированный в искусстве, когда красавица за свой танец требует головы Иоанны Предтечи, превратил ее в роковую женщину.

Сюжет об участии Саломеи или Саломии в гибели Иоанна Крестителя — расхожий сюжет западно-европейского искусства нескольких столетий. Тициан и Пикассо, Гейне и Уайльд, художники и скульпторы, поэты и драматурги увековечили образ этой femme fatale . В православной иконописной традиции сюжет известен под названием "Усекновение главы Святого Иоанна Предтечи".

Напомним этот известный сюжет. Саломея танцевала перед Иродом во время празднования его дня рождения. Танец юной девушки настолько понравился Ироду, что он пообещал ей все, что она пожелает, вплоть до половины своего царства! По наущению своей матери Иродиады Саломея попросила у Ирода голову Иоанна Крестителя. Ирод приказал обезглавить Иоанна Предтечу и принести его голову на блюде.

На страницах Святого Писания нет упоминания ее имени в связи со смертью Иоанна. Ни в Евангелии от Марка, ни в Евангелии от Матфея имя девушки не называется. "И когда праздновали день рождения Ирода, дочь его танцевала перед гостями…". Но имя ее не названо. Только у историка Иосифа Флавия, на страницах его "Иудейских древностей" встречается это имя.

Французский историк и писатель, эзотерик и оккультист Робер Амбелен в книге "Иисус, или смертельная тайна тамплиеров" предлагает свою версию того, почему Саломея не могла быть на том зловещем пиру. Ирод Великий умер в 5 году до н. э. После его смерти, старший сын, Архелай, отплыл в Рим, чтобы император Август утвердил его на троне Иудеи. Брат его, Ирод Антипа, возвращаясь из Рима, склонил Иродиаду, жену своего брата Ирода Филиппа, к сожительству с собой. В "Иудейских древностях" Иосиф Флавий сообщил, что Иродиада согласилась на это вскоре после рождения дочери Саломеи.

"Следовательно, — пишет Амбелен, — означенная Саломея уже появилась на свет в 5 году до н. э., и к тому времени ей было около года. Смерть Крестителя имела место в 32 году нашей эры, значит, к тому времени Саломее было (5 + 32) не менее тридцати семи лет".

Согласно все тому же Иосифу Флавию первый раз Саломея вышла замуж за своего двоюродного брата Филиппа, сына Ирода Антиппы, который одновременно был ее родным дядей и вследствие брака с Иродиадой) отчимом. После смерти Филиппа Антиппы, не оставив потомства от брака с Саломеей, она вторично вышла замуж за Аристобула, брата Агриппы. В этом браке она родила троих сыновей: Ирода, Агриппу и Аристобула. Сохранились монеты с ее изображением, датируемые 56-57 гг. На аверсе изображение Аристобула, на реверсе — Саломеи.

В своем дворце в Тивериаде Ирод Антипа устраивает большой пир. Допустим, Саломея восседает за столом, где собрались высшие сановники Иудеи, вместе со своим вторым супругом — Аристобулом. Историк Р. Амбелен задается вопросом: "Насколько правдоподобно, чтобы идумейский тетрарх попросил Саломею, мать семьи, танцевать перед своим супругом?"

И сам отвечает: "На Востоке в те времена не танцевали, как внаше время в европейских дансингах, "в своем кругу" и "для своего удовольствия". Существовали танцовщицы, для которых это было ремеслом, и ремеслом весьма презренным. И попросить у своей падчерицы, которая в то же время была его племянницей, начать выделывать соблазнительные антраша на глазах супруга и перед всем двором было вещью немыслимой: это значило бы нанести тяжкое оскорбление обоим. Тем более речь идет о женщине 37 лет, которая, как бывает на Востоке и с учетом эпохи, скорее всего, преждевременно расплылась".

Сомнительно, чтобы тетрарх предложил Саломеи награду в размере, как пишет евангелист Марк, вплоть до половины своего царства? Не станет лучше, если попытаться заменить Саломею Иродиадой, которой в то время было пятьдесят лет.

Представляется, что не обделенные талантом писатели Марк и Матфей решили представить казнь Иоанна Крестителя не как рядового политического заключенного, а как жертвы любовной интриги. И в этом качестве сюжет упал на благодатную почву искусства и запомнился многим поколениям. Противопоставление танца и смерти оказалось олицетворением и древних мифов и исторических анекдотов. Страсть и преступление фигурировали в самой Библии: Самсон и Далила, но особенно Юдифь с головой Олоферна. В реальной истории достаточно вспомнить имена шотландской королевы Марии Стюарт или шпионку Мату Хари.

Следуя логике Робера Амбелена, Ирод Антипа заключил Иоанна Крестителя в Махеронте, в пустыне Моав, чтобы лишить его всякого влияния на еврейский народ. Год спустя он повелел обезглавить его в той же крепости Махеронт, когда восстание зелотов стало приобретать опасный размах. К личности члена Французской Академии и Всемирной Ассоциации франкоязычных писателей, мартинисту Амбелену и его книге можно относиться как к беллетристике, а не как к научному труду, но трудно не согласиться с выводом, сделанным им по поводу Саломеи и ее участия в гибели Крестителя.

"Это была лишь простая и жестокая мера предосторожности, но ни Иродиада, ни Саломея тут ни при чем. Это и объясняет, почему отцы церкви ничего не знали о пресловутом "танце Саломеи", эпизоде, который следует отнести к сфере легенд", — заключает Амбелен.