Русские народные инструменты. Виды гармоней, или, Чем различаются хромка и черепашка? Как называется гармонь

Гармонь – один из любимых музыкальных инструментов русского народа. Считается, что самая первая гармонь была изобретена в Германии, однако сами немцы уверены в русском происхождении этого клавишно-пневматического инструмента. В этой статье мы рассмотрим некоторые виды гармоней, которые пользуются популярностью в нашей стране.

Хромка: получится ли на ней сыграть хроматическую гамму?

Именно с хромкой многие россияне ассоциируют слово «гармонь». Некоторые «подкованные» с музыкальной точки зрения люди удивляются одному факту: звуковой ряд хромки основан на мажорной гамме, при этом гармошка называется хроматической. На ней не сыграть всех , но всё-таки имеется 3 полутона в правом верхнем углу клавиатуры.

Существует несколько разновидностей хромки, самыми известными из которых являются нижегородская хромка, кирилловская хромка и вятская хромка. Они все имеют одинаковое оформление, а вот звучание у каждой из этих разновидностей своё, уникальное. Поэтому их очень легко отличить на слух.

Тульская однорядка: оказывается, звук не одинаков, когда меха растягиваются и сжимаются…

Если брать все виды гармошек, существующие на сегодняшний день, то тульская однорядная явно выделяется из общего ряда, это всеми любимый, . Звуковые возможности большинства гармоней определяются интервальной структурой звукоряда, но в случае с «Гостьей из Тулы» определяющим фактором является соотнесенность с движением меха.

Тульская однорядка имеет немало разновидностей, главное отличие каждой из них – количество кнопок на клавиатуре правой и левой руки. Самым популярным вариантом считается гармонь с 7-ю кнопками на клавиатуре правой руки и 2-мя кнопками на клавиатуре левой руки.

Елецкая гармонь: гармонь-полуаккордеон?

Некоторые виды гармоней не являются таковыми «в чистом виде», один из примеров такого инструмента – Елецкая гармонь. Её нельзя назвать «чистокровной» гармонью, поскольку она считается прямым предком аккордеона. Правая клавиатура инструмента имеет бемоли и диезы, то есть полную хроматическую гамму. Левую клавиатуру можно назвать выносным грифом с аккордами и клавишами басов.

За всё время своего развития, а первая Елецкая гармонь появилась в далеком 19-м веке, менялась её функциональная часть и внешний вид. Но одно всегда оставалось неизменным – великолепные музыкальные и технические возможности.

Черепашка: любителям маленьких гармошек

Главная особенность инструмента – компактные размеры. Первые разновидности Черепашки имели не более 7 клавиш, диапазон более современных вариантов увеличился благодаря расширению клавиатуры до 10 клавиш. Строй гармони – диатонический, при сжатии и разжиме мехов издаются разные звуки.

Есть несколько разновидностей Черепашки: «с четырьмя клавишами», «Черепашка Невского» и «Черепашка Варшавского». Последний вариант считается самым современным, все соответствующие язычкам и мелодиям клавиши перенесены в нем с левой клавиатуры на правую.

Эти и другие разновидности гармоней, такие как русская «венка», тальянка, псковская резуха и другие, были, есть и остаются любимейшими инструментами русских жителей, не смотря на то, что с момента появления гармоней прошло более 150 лет!

Гармонь, гармонь!
Гуляют песни звонко
За каждый покачнувшийся плетень...
Гармонь, гармонь!
Родимая сторонка!
Поэзия российских деревень!

Всё решил случай... Не поехал бы тульский оружейник Иван Евстратьевич Сизов на ярмарку в Нижний - не наслаждаться бы нам сегодня изумительным звучанием

концертных баянов «Россия», «Аппассионата», «Юпитер».
А было так. В июльское воскресенье 1830 года ходил Иван Сизов по Нижегородской ярмарке, любовался товаром всяким - и заморским, и российским: расписной посудой семёновской, пряниками Городец-кими, кружевами балашихинскими да вологодскими, кузнечными и ювелирными работами костромичей и вдруг... услышал звуки сочные, глубокие, певучие, потом увидел инструмент, рождавший музыку непонятно чем: складки вроде бы матерчатые да планки деревянные с лопаточками да пуговками под обе руки... «Гармоника, - пояснил хозяин, - вещь редкая, заморская...» И цену запросил неслыханную- 40 рублей ассигнациями! Но уйти Иван уже не мог: всё возвращался к гармонике. А потом рассчитался и повёз домой - в Тулу, в Оружейную слободу...
Повторить образец мастеровому человеку оказалось не так уж трудно, хотя пришлось повозиться с под-гонкой металлических язычков, какие были внутри гармоники, и с ладом...
Смастерил Иван Сизов несколько гармоник: себе, людям в подарок, а потом начал делать и на продажу. За ним и другие, кто посмекалистее, начали ладить гармоники... На масле-ную неделю 1831 года то в одной избе, то в другой плясали не под балалайку или рожок, а под гармонику «которая вызывала на такую пляску в какой высказывалась бы безыскусственно жизнь, энергия и размашистая натура славянина. Тут-то гармоника и есть сущий клад!»
Немецкая гармоника, подобные которой научились делать тульские мастеровые люди, строй имела диатонический, то есть звук, созданный при разжимании мехов, имел один тон, при сжимании-другой.
Некоторую неестественность для русского исполнителя заметили сразу: гармонист должен был перед началом игры разжать мехи, и... тогда уж грянет плясовая! Туляки перевернули планку- гармоника, оставшись диатонической, обрела так называемый «русский строй»: тот звук, который она создавала при сжимании мехов, теперь возникал при разжимании, и наоборот... Так она и сегодня называется - «гармоника с русским строем».
В 1851 году в Туле, не считая маленьких семейных артелей, было шесть фабрик, ладивших гармоники. Отсюда они разъехались в ближайшие губернии: Псковскую, Рязанскую, Орловскую, доходили по Волге до Казани, Вятки... Как писал известный знаток и коллекционер А. Мирек: «Если в Германии гармоники изготовлялись там, где были мастера, то в России - там, куда привозили гармоники, появлялись мастера». Да какие! Каждый стремился не только сделать её понаряднее, изукрасить на свой вкус, но и к здешним песням и пляскам приспособить!
Гармоники меняли тон, строй, диапазон, взамен кнопочной системы рождалась клавишная, местные кустарные промыслы накладывали отпечаток на манеру отделки корпуса.
В деревне Поповке, близ Касимова (города, славного многими промыслами) мастера начали делать гармоники с русским строем, но с большим диапазоном, чем тульский образец. Под левую руку - только басы, без готовых аккордов. И хоть немного «касимовок» с неброско отделанными корпусами разошлось по свету но муромские, рязанские, коломенские гармонисты предпочитали только «касимовскую поповку».
А уж если гармонист хотел инструмент яркий, заметный, то ехал под Вышний Волочок, в Бологое. «Бологовка» отличалась не только необыкновенной отделкой: резной медью, горящей «какчёртов глаз», коленкором, зеркальным стеклом, но и строем - двухрядная справа (звуки первого ряда - при сжимании мехов, создавались и вторым рядом, но при разжимании). «Бологовка» слева имела и басы, и наборы аккордов и мажорных, и минорных. Звучание её напоминало те весёлые гармоники, с которыми бродячие итальянцы («тальянцы») ходили по дворам.
Но ещё большей франтихой выглядела новоржевская тальянка, которую начали ладить на юге псковской земли (не без влияния бологовских мастеров!). Представьте себе: тёмно-коричневый лакированный корпус гармоники, покрытый резным узором причудливого орнамента из жёлтой меди, мельхиора, серебра! 14 глубоких складок мехов обрамлены металлической узорчатой полоской. Мехи выклеены гладким шёлком малинового, фиолетового, синего цвета. «Играй, играй, рассказывай, тальяночка моя...»
Но какие гармоники придумали в Орловской губернии в Ливнах! Под обе руки - кнопочки: 18 справа, 14 слева; хроматического строя, слева и басы, и мажорные аккорды, и минорные. От прочих гармоник «ливенку» отличит и непосвящённый: узкая, всего 8-9 сантиметров в ширину, высотой невелика, но зато мехи!.. До 40 борин (складок) вместо обычных восьми, десяти, ну, наконец, четырнадцати!

Ах, какими замысловатыми фигурами можно удивить слушателей, если растянуть «ливенку» на весь размах рук, а поренделем, потом месяцем, потом мостиком! «По селу тропинкой кривенькой, в ясный вечер голубой рекрута ходили с «ливенкой» разухабистой гурьбой» - это у Сергея Есенина.

Гармоника Елецких мастеров -«елецкая рояльная» («роялка», «русянка») стала прообразом элегантного аккордеона. Чёрно-белая клавиатура справа имела все звуки полной хроматической гаммы рояля, а слева - выносной гриф с клавишами басов и аккордами на русский и на европейский манер. Готовую гармонику елецкий мастер «строил», вслушиваясь в звуки, сличая с пением гармоники-образца, которая была у каждого мастера своя. Так что звучали все «роялки» по-разному, унося в мир почерк мастера.
Случалось кому побывать в Череповце - привозили оттуда уморительные гармошки: вроде бы и не гармошки, а так-детишкам баловство, величиной с рукавицу, а гармонист возьмёт в руки - весело! Прозвали их «черепашками». А однажды уже известный гармонист Пётр Елисеевич Емельянов, выступавший под псевдонимом Невский, гастролировал в Череповце и, увидев «черепашку», решился выйти с такой гармошкой к публике. Пётр Невский - крепкого сложения, с коротко стриженной головой, с необычайно выразительной мимикой, - пропел юмористические куплеты, потом народные песни, потом попурри, подыгрывая на «черепашках». Успех превзошёл его ожидания -актёра, хотя и самоучки, но уже опытного, хорошо знавшего публику! В Петербурге Пётр Елисеевич заказал известному мастеру гармоник Парамонову целый комплект «черепашек» - разных и по форме, и по звучанию - и успешно выступал с ними в Германии, Англии, Франции, Италии. «Черепашки» и сегодня почитаемы артистами эстрады.
Событием в истории русской гармоники стали работы замечательного мастера Петра Егоровича Стерлигова. Он жил в деревне под Рязанью и сперва из любознательности, потом для заработка начал чинить гармоники любого образца!
Сам не играл. Строй налаживал по слуху. «Светит месяц, светит ясный. ..»(это умел!) сыграет и... или отложит гармонь, или, довольный, отдаст заказчику. Много гармоник прошло через руки Петра Егоровича, когда потянуло его самого улучшить гармонику, добавить своё...
В 1905 году, когда был он уже зрелым, 33-летним мастером, заказал ему гармонику для своих сольных выступлений знаменитый Я. Ф. Орланский-Титаренко, выступавший и один, и с сыном. Два года творил мастер ту гармонику! А когда зазвучала она в руках виртуоза, Яков Фёдорович был в восторге. Он назвал её именем былинного певца - «Баян».
Через пять лет П. Е. Стерлигов создал первый пятирядный баян -модель, которая хороша и поныне. Баяны стали делать в обеих столицах - «с петербургской и московской хваткой». Спрос на них рос неуклонно и в 20-х, и в 30-х годах нашего века.
С первых дней Великой Отечественной войны ушли на фронт и баяны, и гармошки. (Кажется, нет памят-ника воину-гармонисту А быть должен...) «Бьётся в тесной печурке огонь, на поленьях смола, как слеза, и поёт мне в землянке гармонь...» Те гармошки, которые остались ждать возвращения хозяина, стояли на самом видном в избе месте, покрытые бархатной тряпочкой. «Пой, гармоника, вьюге назло... Заплутавшее счастье зови...» И самым любимым на фронте был пятирядный баян П. Стерлигова. П. Е. Стерлигову была отпу-щена долгая жизнь, он скончался 87 лет, в 1959 году.
Не перевелись баянных дел мастера и сегодня. В России открыто около 5000 музыкальных школ, около 120 музыкальных училищ, 12 консерваторий. В любом из этих учебных заведений есть отделение баяна.
Старые энциклопедические словари о гармонике написали так: «Изобретена в Вене, в 1829 году... Распространена в России... Оказала вредное влияние на развитие музыкального вкуса...» Как хорошо, что они оказались неправы!

А.Кузнецова

Нельзя утверждать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармонь. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX века уроженцем города Фридрихрода Кристианом Бушманом. Однако есть и другие данные.

Сами немцы считают гармонь русским изобретением, а согласно исследованиям академика Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского органного мастера Франтишека Киршника (он придумал новый способ извлечения звука - при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха).

Существуют и другие взгляды на эту проблему.

«Всё решил случай... Не поехал бы тульский оружейник Иван Евстратьевич Сизов на ярмарку в Нижний - не наслаждаться бы нам сегодня изумительным звучанием концертных баянов «Россия», «Аппассионата», «Юпитер». «А было так. В июльское воскресенье 1830 года ходил Иван Сизов по Нижегородской ярмарке, любовался товаром всяким - и заморским, и российским: расписной посудой семёновской, пряниками городецкими, кружевами балашихинскими да вологодскими, кузнечными и ювелирными работами костромичей и вдруг... услышал звуки сочные, глубокие, певучие, потом увидел инструмент, рождавший музыку непонятно чем: складки вроде бы матерчатые да планки деревянные с лопаточками да пуговками под обе руки. «Гармоника, - пояснил хозяин, - вещь редкая, заморская». И цену запросил неслыханную- 40 рублей ассигнациями! Но уйти Иван уже не мог: всё возвращался к гармонике. А потом рассчитался и повёз домой - в Тулу, в Оружейную слободу».

Первыми на Руси стали изготавливать гармошки тульские кустари. Их первые тульские гармошки были всего с одним рядом кнопок на правой и левой руке (однорядки).

Повторить образец мастеровому человеку оказалось не так уж трудно, хотя пришлось повозиться с подгонкой металлических язычков, какие были внутри гармоники, и с ладом.
Смастерил Иван Сизов несколько гармоник: себе, людям в подарок, а потом начал делать и на продажу. За ним и другие, кто посмекалистей, начали ладить гармоники.

На масленую неделю 1831 года то в одной избе, то в другой плясали не под балалайку или рожок, а под гармонику «которая вызывала на такую пляску в какой высказывалась бы безыскусственно жизнь, энергия и размашистая натура славянина. Тут-то гармоника и есть сущий клад!»

В 1851 году в Туле, не считая маленьких семейных артелей, было шесть фабрик, ладивших гармоники. Отсюда они разъехались в ближайшие губернии: Псковскую, Рязанскую, Орловскую, доходили по Волге до Казани, Вятки.

Как писал известный знаток и коллекционер А. Мирек: «Если в Германии гармоники изготовлялись там, где были мастера, то в России - там, куда привозили гармоники, появлялись мастера».

Да какие! Каждый стремился не только сделать её понаряднее, изукрасить на свой вкус, но и к здешним песням и пляскам приспособить!

Появившиеся вслед за тульскими саратовские гармошки конструктивно ничем не отличались от первых, но саратовские мастера смогли найти необычный тембр звучания и поэтому эти небольшие гармошечки приобрели в народе большую популярность.

Конструкция гармошки постоянно совершенствовалась. Вятские кустари расширили диапазон звучания гармошек (добавили кнопок в левую и правую руку). Изобретенный ими вариант инструмента получил название вятской гармони.

«А уж если гармонист хотел инструмент яркий, заметный, то ехал под Вышний Волочок, в Бологое. «Бологовка» отличалась не только необыкновенной отделкой: резной медью, горящей «как чёртов глаз», коленкором, зеркальным стеклом, но и строем - двухрядная справа (звуки первого ряда - при сжимании мехов, создавались и вторым рядом, но при разжимании). «Бологовка» слева имела и басы, и наборы аккордов и мажорных, и минорных. Звучание её напоминало те весёлые гармоники, с которыми бродячие итальянцы («тальянцы») ходили по дворам».

«Большой франтихой выглядела новоржевская тальянка, которую начали ладить на юге псковской земли (не без влияния бологовских мастеров!). Представьте себе: тёмно-коричневый лакированный корпус гармоники, покрытый резным узором причудливого орнамента из жёлтой меди, мельхиора, серебра! 14 глубоких складок мехов обрамлены металлической узорчатой полоской. Мехи выклеены гладким шёлком малинового, фиолетового, синего цвета».

Следующим этапом в развитии гармони были т.н. двухрядные гармошки. К этому времени в предшествующих двухрядке однорядных гармонях уже начали появляться дополнительные кнопки, но на самостоятельный второй ряд они еще не "тянули". Гармонь-двухрядку можно было бы еще назвать и "двухзвукорядной", т.к. за каждым рядом кнопок в правой руке закреплялся определенный звукоряд. Такие гармошки получили название русские вЕнки.


А вот гармоника Елецких мастеров -«елецкая рояльная» («роялка», «русянка») стала прообразом элегантного аккордеона. Чёрно-белая клавиатура справа имела все звуки полной хроматической гаммы рояля, а слева - выносной гриф с клавишами басов и аккордами на русский и на европейский манер. Готовую гармонику елецкий мастер «строил», вслушиваясь в звуки, сличая с пением гармоники-образца, которая была у каждого мастера своя. Так что звучали все «роялки» по-разному, унося в мир почерк мастера.

Ну, а самые уморительные гармошки можно было купить в в Череповец: вроде бы и не гармошки, а так - детишкам баловство, величиной с рукавицу, а гармонист возьмёт в руки - весело! Прозвали их «черепашками».

Oднажды уже известный гармонист Пётр Елисеевич Емельянов, выступавший под псевдонимом Невский, гастролировал в Череповце и, увидев «черепашку», решился выйти с такой гармошкой к публике. Он спел юмористические куплеты, потом народные песни, потом попурри, подыгрывая на «черепашках». Успех превзошёл его ожидания и очень удивил: он, хоть был самоучкой, но имел уже немалый актёрский опыт и публику знал очень хорошо!
В Петербурге Пётр Елисеевич заказал известному мастеру гармоник Парамонову целый комплект «черепашек» - разных и по форме, и по звучанию - и успешно выступал с ними в Германии, Англии, Франции, Италии. «Черепашки» и сегодня почитаемы артистами эстрады.

Событием в истории русской гармоники стали работы замечательного мастера Петра Егоровича Стерлигова. Он жил в деревне под Рязанью и сперва из любознательности, потом для заработка начал чинить гармоники любого образца!Сам не играл. Строй налаживал по слуху.

«Светит месяц, светит ясный. ..»(это умел!) сыграет и или отложит гармонь, или, довольный, отдаст заказчику. Много гармоник прошло через руки Петра Егоровича, когда потянуло его самого улучшить гармонику, добавить своё...
В 1905 году, когда был он уже зрелым, 33-летним мастером, заказал ему гармонику для своих сольных выступлений знаменитый Я. Ф. Орланский-Титаренко, выступавший и один, и с сыном. Два года творил мастер ту гармонику! А когда зазвучала она в руках виртуоза, Яков Фёдорович был в восторге. Он назвал её именем былинного певца - «Баян».

Не перевелись баянных дел мастера и сегодня. В России открыто около 5000 музыкальных школ, около 120 музыкальных училищ, 12 консерваторий. В любом из этих учебных заведений есть отделение баяна.

«Старые энциклопедические словари о гармонике написали так: «Изобретена в Вене, в 1829 году... Распространена в России... Оказала вредное влияние на развитие музыкального вкуса...» Как хорошо, что они оказались неправы!»
В последние годы активно возрождаются традиции как тульской, так и саратовской гармони.

Возрождены работы по производству старинных инструментов. И, конечно же, по сохранению и популяризации забытой традиции. Так, например, «ТУЛЬСКАЯ ГАРМОНЬ» сегодня - это не только производство инструментов. Одно из стратегических направлений компания видит в сохранении и развитии культурных традиций России - искусства игры на язычковых инструментах. Компания выступает спонсором музыкальных фестивалей и конкурсов, учреждает призы для победителей, ведет работу по адресной поддержке юных талантов в области игры на баяне и гармони.
На прошедшей недавно в Москве ярмарке «Ладья» можно было не только услышать, полюбоваться, но и купить чудесный инструмент.

Саратовская гармоника

Не отстает от Тулы и Саратов. В 2010 году после долгого перерыва начато изготовление Саратовских гармоник. За прошедшие три года восстановленная традиция стала «брендом региона».

Из истории

Саратовская гармоника - разновидность гармони имеющей колокольчики
Саратовскую гармонику стали изготавливать в 60-х годах XIX века. Первое упоминание в печати о гармонике с колокольчиками относится к 1866 году. Газета «Саратовский справочный листок» писала о том, что пассажиры парохода, проплывавшие мимо Вольска, попросили капитана подойти ближе к берегу, «дабы господа могли лучше расслышать игру на гармонике с колокольцами».

Саратовские гармошки изготавливались гармонными артелями в Саратове. Первая гармонная мастерская в городе была открыта Николаем Геннадьевичем Корелиным в 1870 году на Никольской улице (ныне улица Радищева). Его инструменты были настолько уникальны в звучании, что Корелина стали называть «Страдивари Саратовской гармоники». 18 августа 1879 года Корелин первым среди гармонных мастеров получил «свидетельство на звание ремесленника Саратовской ремесленной управы». В этом свидетельстве в грифе «какое мастерство» писарем было записано: «гармоничное». Вскоре, рядом с мастерской Корелина, на Никольской улице, стали открываться и другие мастерские по производству саратовской гармоники: Д. Жарков, Г. Гвоздев, А. Емельянов, а через улицу Гоголя, ближе к Глебучеву оврагу, открылась мастерская С. Борисова.
Первые гармоники были небольшого размера, без металлической отделки. Корпус делался цветной, окрашивался и покрывался лаком, а на заказных инструментах обклеивался шпоном в виде набора из разных пород дерева. Плоскости заказной гармошки украшались инкрустацией с изображением банта и двух стрелок - вверху и внизу. Такая отделка требовала особого умения. Корпусы для лучших заказных гармоник изготовлялись кустарями-мебельщиками, например, в известной мебельной мастерской В. В. Мельникова.

В 1903 году Дмитрий Жарков сопровождал своей игрой пьесу М. Горького «На дне», которая ставилась в Саратове для тесного круга лиц в присутствии самого автора пьесы.

В 1920-е годы кустарей-гармошечников объединили в артель «Саратовская гармонь» и выделили им помещение на улице Цыганской, 5 (ныне улица Кутякова). Со временем артель расширилась и превратилась в целое предприятие, выпускавшее до 8 тысяч гармоней в год. Делались и заказные, концертные гармони, для мастеров. В 1968 году цех по производству гармоней вошёл в состав Саратовской фабрики музыкальных инструментов, а в начале 1980-х в состав Энгельсского завода по производству духовых и ударных инструментов. Однако, деятельность гармоничных артелей была недолгой, сразу после распада советского союза производство прекратилось, а со временем вообще остановилось. Рабочие не могли на свои деньги делать гармошки и производство постепенно пошло на спад. К началу XXI века серийное производство саратовской гармоники прекратилось.
В 2009 году на проспекте имени Кирова в Саратове был установлен памятник Саратовской гармонике, подаренный жителям банком «Экспресс-Волга» в честь празднования дня города. В определенные часы памятник проигрывает композиции местного саратовского инструментального коллектива и напоминает об историческом символе города - гармошке.
Возрождение
В 2010-2011 году на базе СГТУ была создана пробная мастерская по производству Саратовской гармоники. Туда приняли несколько молодых людей, желающих попробовать себя на этом поприще, в итоге весной 2011 года состоялась официальная презентация новой Саратовской гармошки выполненной с нуля саратовскими умельцами. Этот эксперимент по возрождению, практически утраченного, мастерства получился удачным и теперь эта мастерская производит постоянные наборы для обучения по специальности "мастер по производству Саратовской гармоники".
Туле и Саратову удалось не просто вернуть к жизни старинный инструмент, но и показать его миру.

Перед покупкой первой гармошки вам необходимо будет определиться, на гармошке какого типа вы собираетесь учиться играть.

Губные гармошки бывают разные. В основном это обусловленно тем, что для исполнения различных произведений требуется определенный строй гармошки (расположение нот) в котором удобно это произведение играть. К примеру, если вы собираетесь играть блюз или кантри, вам подойдет блюзовая диатоника. Если джаз или классику – вам нужна хроматика. С русскими-народными дружит тремоло-гармоника. Если вы собираетесь аккомпонимировать группе, то возможно вам подойдет аккордная или бас-гармошка.

В результате получается примерно такое разделение:

Блюзовая гармоника
Блюзовая гармоника - самая популярная на сегодняшний день. Обычно имеет 10 отверстий, в каждое можно играть и на вдох (англ. draw ) и на выдох (англ. blow ). При определённых навыках игры можно играть хроматически с помощью специальных приёмов - бендов и передувов. Продаётся в разных тональностях и настройках, но самая распространённая - C-dur.

Хроматическая губная гармоника
Хроматическая гармошка (“хромка”, “хроматика”) дает возможность играть хроматически (т.е. использовать все ноты) без использования специальных приёмов. Как правило для этого используется кнопка (“слайдер”, “клапан”) при нажатии которой происходит сдвиг нот на полтона в ту или иную сторону, но есть и хроматические гармоники без слайдера, например бас-гармоники, или аккордные. Количество отверстий как правило 12-16. Большой размер и наличие кнопки позволяет визуально отличить большинство инструментов от других типов гармоник. Чаще всего используется в таких музыкальных направлениях, как блюз, джаз, поп и классика.
Хроматика с кнопкой изобретена немецкой фирмой Hohner очевидно на базе диатонической блюзовой гармоники в начале 20 века, первые модели появились около 1910.

Тремоло гармоника
В Тремоло-гармонике две звуковые пластины, звучащие одновременно, слегка расстроены друг относительно друга, создавая тремоло-эффект. Таким образом, на каждую ноту приходится 2 язычка, и звук получается более насыщенным. Наличие ноты ля в нижней октаве позволяет полноценно играть русские мелодии.

Октавная гармоника
Октавная гармоника - другая разновидность диатоники. В ней две звуковые пластины, звучащие одновременно, настроены точно в октаву друг относительно друга. Это придает большую громкость и другой тембр звука.

Басовая гармоника
Басовая гармоника - фактически два отдельных инструмента, один над другим, соединённых шарнирами с обеих сторон. Каждое отверстие играет только на выдох, и на каждую ноту - по две звуковые пластины, настроенные в октаву.

Аккордовая гармоника
Аккордовая гармоника, подобно бас-гармонике, тоже состоит из двух подвижно закреплённых пластин, сдвоенные язычки которых настроены в октаву. Но в отличие от бас-гармоник, она имеет ноты и на выдох, и на вдох, что позволяет использовать различные аккорды.

Очень трудно установить точное время появления на свет гармони и ее мастера – изобретателя. На сегодняшний день не существует на этот счет не одного мнения.

Давно уже считается, что автор изобретения музыкального инструмента Христиан Фридрик Бушман из Германии. В 1821 году им была изобретена губная гармошка, а спустя один год он изобрел и ручную гармонику. Однако имеются и другие данные. Сами немцы предполагают, что гармонь изобрел русский человек, который придумал новый способ извлечения звуков с помощью металлического язычка, который колеблется под действием потока воздуха. На эту проблему существуют и другие взгляды.

Изобретателей гармоники очень много, но памятник нужно поставить тому человеку, кому удалось изобрести гармошечную планку, а именно тому, кто додумался до того, как извлечь под давлением звуки из вставленного металлического язычка в миниатюрную металлическую рамку. И кто же это?

Только в нашей стране существует такой музыкальный инструмент, как гармонь. На Западе, и в других странах его называют – гармоника и объединяет в себе она такие разновидности как бандонеон, аккордеон, концертино и другие.

Русская гармонь – это тот музыкальный инструмент, который отражает духовный мир русского человека, а значит, и родиться она могла, как национальный инструмент, только у нас, в России. И не так важно, кто именно приложил руку к изобретению этого музыкального инструмента. Русский человек настолько богат на фантазию, настолько талантлив и многогранен, что только в России могли появиться на свет сотни, даже тысячи модификаций и разновидностей одного, по сути, изобретения, музыкального инструмента под названием гармонь.

И наконец, свершилось, в результате долгой работы с историческими архивами, профессору Миреки удалось выяснить тот факт, что первая гармонь появилась в Санкт — Петербурге, благодаря чешскому органному мастеру Франтишека Киршника. Он изготовил, располагая стационарной мастерской, свой экспериментальный музыкальный инструмент – первую гармонь. Продемонстрировал он ее впервые в 1783 году в концертном зале в доме Леона на Невском проспекте перед музыкальной взыскательной публикой.

Так же, стал известен и тот факт, что в 1830 годы Иван Сизов организовал массовое производство гармони в городе Тула, и это уже были музыкальные инструменты новой конструкции.

Гармоника распространилась по всем Губерниями стремительными темпами. Она стала принадлежностью не только зажиточной части населения, но и использовалась и крестьянами, и середняками и бедняками.

Со временем гармонь стала выпускать в самых разнообразных вариантах и разновидностях. Инструмент приспосабливали под особенности танцевальной и музыкальной культуры, к национальным обрядам и обычаям. И сейчас, в наши дни гармонь пользуется большим успехом. Под ее звуки пляшут на свадьбах, водят хороводы на Ивана Купала, одним словом, радуются и горюют.