Русские – национальность, народ или этнос? Русская нация существует

С тех пор как в паспорте исчезла графа национальность (где у меня было записано «русский»), многих мучает вопрос: кто же такие русские?
Когда мне говорят, что я не очень похож на русского, не знаю, что и ответить. Как отличить русского от нерусского?
Вчера в газетном киоске купил энциклопедию для детей «Наша Родина – Россия». В ней говорится, что в России живёт 180 народов, самый многочисленный из них – русские. Даны даже картинки, по которым предлагают отличить русских от нерусских.

В 1992 году появились россияне – граждане России, которые составляют 2% населения Земли. Русскими себя называют 80% россиян. При этом понять, кто такие русские, весьма затруднительно.
Недавно мы посетили исконно русскую деревню Верхние Мандроги, что на берегу реки Свирь, ниже города Подпорожье. На месте этой разрушенной войной деревни в 1996 году построили фольклорный центр, куда привозят иностранцев и прочих туристов.
Среди иностранцев распространён стереотип, что русские это водка, икра и балалайка. Я поездил по миру, повидал разные страны и народы, и могу сказать, что русские песни самые проникновенные и задушевные, а танцы русские – самые зажигательные.
В деревне Верхние Мандроги мне вспомнились слова А.С.Пушкина: «Там русский дух... там Русью пахнет».

Так кто же такие русские?

По энциклопедии «русские – это восточнославянский народ, объединённый общей историей, культурой, языком и этническим происхождением».
Численность русских в мире в настоящее время составляет 150 миллионов человек.
Русские – единственные, которые определяют свою национальную принадлежность именно по нации, а не по стране проживания, региону и т.д.

Согласно летописному преданию «Повесть временных лет» (созданному в XI - начале XII века) название РУСЬ произошло от варягов племени русь, призванных на правление славянскими и финно-угорскими племенами (чудь, словене, кривичи и весь) в 862 году.
«И сказали себе словене: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, - вот так и эти».

Автор словаря русского языка С.И.Ожегов пишет, что "варяги в Древней Руси: выходцы из Скандинавии, объединявшиеся в вооружённые отряды для торговли и разбоя, нередко оседавшие на Руси и служившие в княжеских дружинах".

Автор «Задонщины» (поэтического творения конца XIV века) прославляет Рюрика как первого русского князя.
По мнению историка В.Н.Татищева варяг Рюрик происходил от норманского князя, правящего в Финляндии, и дочери славянского старейшины.
Ломоносов утверждал, что Рюрик был родом из полабских славян, которые имели династические связи с князьями ильменских словен (этим и было обусловлено его приглашение на княжение).

Историк Б.А.Рыбаков полагает, что один из набегов варягов увенчался успехом, и предводитель скандинавской дружины захватил власть в Новгороде; летописец же представил дело так, что новгородцы сами призвали варяжскую власть, чтобы править ими.

По другому мнению И.Я.Фроянова, в действительности имело место приглашение варяжского конунга с дружиной с целью оказания военной помощи. По мнению историка, после окончания военных действий варяжский конунг Рюрик свергнул словенского князя Вадима Храброго и захватил власть.

По Ипатьевской летописи варяг князь Рюрик сел сначала княжить в Ладоге, и только после смерти братьев срубил город Новгород и перебрался туда. Через новгородские земли в страны Скандинавии шёл также путь «из варяг в персы», который как бы продолжил путь «из варяг в булгары» в страны Востока.

Государство Киевская Русь во главе с Рюриковичами (потомками норманна Рюрика) родилось из симбиоза пришлых варягов (русов) со славянским населением. Через волго-донской волок русы спускались в Каспийское море. На протяжении двух столетий они воевали и торговали с Византией, заключив с ней несколько договоров.

С последней четверти XV века Московское княжество начинает носить официальное название Русия. А к рубежу XV–XVI веков первоначально как простонародное и церковно-книжное, затем в официальных документах, стало распространяться название «Россия».

С середины XIX века появляется разграничение: россиянин как принадлежность к государству, и «русский» (человек, язык) как принадлежность к народу.
Слово же «русский» во множественном числе – русские – отдельно не употреблялось как сейчас (то есть как существительное), а только как прилагательное в сочетаниях русская земля, русский человек, русские люди, русский народ, русский язык и т.д.

Русь - это исконно русское слово, поэтому оно и пишется с одной буквой С.
Русский - это производное слово, оно образовано от слова "Русь". Одна из букв С относится к корню ("рус-"), а другая - к суффиксу (-ск-), так что здесь стык корня и суффикса.
Россия - греческое по происхождению слово. Поскольку оно не наше, а чужое, то и двойные согласные в таких словах возможны.

Есть гипотеза, согласно которой русские произошли от скифов. В «Повести временных лет» говорится: «907 год. Пошёл Олег на греков, оставив Игоря в Киеве. Взял же с собой множество варягов, и славян, и чудь, и кривичей, и древлян, и родимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, дулебов и тиверцев … этих всех греки называли «великая скифь».

Составительница первой византийской энциклопедии Анна Комнина действительно называет русов XI века скифами. Определяя народность неприятеля, осадившего царь-град (Константинополь), их называют росами – народом скифского происхождения.

Скифию называли прародиной славян. Русских называют скифами в многочисленных исторических источниках. Внешне скифы и древние славяне похожи. Скифы, изображённые на предметах, найденных в захоронениях, европеоиды. Поразительно схожи погребальные обряды скифов и славянорусов.

Современная генетика ДНК-генеология утверждает, что русский народ в генетически современном виде появился на свет на европейской части нынешней России около 4,5 тысяч лет тому назад. Y-хромосома (мужская хромосома) передаётся исключительно от отца к сыну. Поэтому можно утверждать, что скифы, сарматы, славяне это одна и та же наследственная линия по генетической группе R1A1. Обладатели группы R1A1 (это биологический маркер русского этноса) сегодня составляют 70% всего населения России, Украины и Белоруссии.

Н.М.Карамзин в труде «История государства Российского» приводит слова летописца Нестора о том, что «славяне издревле обитали в странах Дунайских и, вытесненные из Мизии болгарами, а из Паннонии волохами (доныне живущими в Венгрии), перешли в Россию, в Польшу и другие земли …»
«…по собственному Несторову сказанию (славяне) жили в России уже в первом столетии…». «Кроме народов славянских, по сказанию Нестора, жили тогда в России и многие иноплеменные…»

Русские люди (поляне, древляне и пр.) были земледельцами, они не строили больших городов и крепостей, ни с кем не враждовали, кроме как между собой. Русским не нужно было государство. И то, что, согласно «норманской теории», государство в России создали приглашённые норманны во главе с князем Рюриком, это не укор русским людям в их нецивилизованности, а скорее наоборот, показатель их естественного преимущества перед так называемыми западными цивилизациями, несущими войну и смерть нехристианам.

Вчера я побывал на лекции народного историка, рассказавшего о Киевской Руси. После окончания лекции я поинтересовался, кто же такие русские, как отличить русского человека среди прочих?

Знать историю своего народа и своих предков ОБЯЗАТЕЛЬНО! Без этого невозможно понять себя. Представлять свои «корни» – значит понимать неслучайность своей жизни. Ведь наследственные гены во многом определяют и характер и жизнь. Вот, например, что я узнал.

Н.В.Кофырин родился в 1867 году. В 1884 году окончил Вытегорскую учительскую семинарию и с 1 сентября 1884 года стал учителем земского одноклассного сельского училища в селе Песчаное Пудожского уезда Олонецкой губернии, где и проработал почти 50 лет. Помимо работы в школе Н.В.Кофырин в 1890-1918 годах заведовал приёмкой и отправкой корреспонденции, т. е. был местным почтальоном, а в 1892-1917 годах состоял внештатным корреспондентом Министерства земледелия.
Н.В.Кофырин много сделал для просвещения жителей Песчаного и улучшения их жизни. В ноябре 1903 года по его инициативе в Песчаном состоялось открытие бесплатной библиотеки-читальни имени Ф.Ф.Павленкова. Н.В.Кофырин пользовался большим уважением и любовью жителей Песчаного и был известен за пределами своего села, в частности, среди земских деятелей. По воспоминаниям ученика Песчанской школы А.Т.Маслякова Н.В.Кофырин был человеком спокойным, доброжелательным, хорошим рассказчиком, аккуратным и трезвого поведения.
По важнейшим вопросам, волновавшим крестьян села Песчаное, Н.В.Кофырин печатал заметки в местной периодике Олонецкой губернии и взаимодействовал для их решения с земскими органами. В конце XIX – начале XX века Н.В.Кофырин опубликовал в Олонецких губернских ведомостях несколько объёмных статей по фольклору и этнографии Пудожского уезда. За свою краеведческую деятельность в области фольклора и этнографии Н.В.Кофырин попал даже в «Критико-биографический словарь русских писателей и учёных».
Современные исследователи высоко оценивают заслуги Н.В.Кофырина по собиранию и публикации заговоров. Так, Т.А.Агапкина писала: «Среди публикаций в ОГВ следует особо выделить обширную работу Н.В.Кофырина «Суеверия крестьян села Песчаного, Пудожского уезда» (1900), включающую более 50 заговоров».

Недавно я побывал в Арзамасе, посетил могилы своих предков и Воскресенский храм, где был крещён в младенчестве.

После школы я поступал на исторический факультет. И хотя историю я знал отлично, мне сказали, что я плохо пишу сочинения. Когда я служил на Северном флоте, то купил «Очерки русской культуры XVII века» (часть вторая) – издательство МГУ, 1979 год. В главе «Быт и нравы» А.К.Леонтьев пишет:
«Наиболее последовательные «ревнители старины» были непримиримы к любым «переменам обычаев», особенно ко всему, что проникало в Россию с Запада».
«Русским людям внушалось, что борода и усы являлись внешними признаками, отличавшими «православных» от «папистов» и «люторов».
«Церковные писатели связывали «порчу нравов» исключительно с проникновением иноземных обычаев».
«Один московский приказный, изучивший латинский язык по служебной необходимости, пришёл к твёрдому убеждению, что знать этот язык русским людям не следует, так как все, кто им владел, «с правого пути совращалися».
«Но ни грозные запрещения и проклятия церковных властей, ни поддержка их царскими указами – ничто уже не могло воздвигнуть непреодолимых препятствий на объективно обусловленном пути расширения и углубления культурных связей с другими странами, заимствования бытовых и иных культурных ценностей и традиций».
Ю.Крижанич «сумел заметить и подчеркнуть прямую зависимость «порчи» бытовых нравов от развития крепостнических отношений, от утверждавшегося в стране «людодерского» (тиранического) образа правления, неограниченного личного произвола в действиях самодержца и бесконтрольного всесилия его администрации… «Обычаи плохи не от природы, не из-за веры, а из-за дурных законов».
И заметьте, это XVII век!

Во время учёбы в ленинградском университете, я прочитал книгу Льва Гумилёва «Этногенез и биосфера Земли». Гумилёв считал русских пассионарным этносом, способным объединять другие народы.
Этнос у Гумилева это система адаптаций к ландшафту, передающаяся через традиции, а также особенности генотипа, развивающегося через половые связи.
Цель существования этноса – при помощи своей традиции воспроизводить себя как этнос.
В этносе самое главное это скрепляющие его традиции и механизм их обновления.
«Накопленной этнической традицией и определяется своеобразие каждого этноса, его место в ряду других народов", – пишет Гумилев.

В репринтном издании 1880 года «Русский народ его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия, собранные М.Забылиным», можно прочитать:
В России «древние языческие обряды сатурналий облекались в новые формы, из Италии они перешли в другие страны христианские, где были образцами для подражания, и где смешивались с ними отечественные обычаи…
Во всю Масляницу пекут блины, пряженцы, оладьи. В народном быту масляница слывёт честною, а по разгульности и раздолью широкою, так как русский человек в эти дни предаётся широкому разгулу».

В допетровской России русский этнос был един: единая вера православная, единый уклад жизни, единый язык. Пётр I стал разрушителем традиций. Он ввёл правило: браки царствующей семьи заключать только с немецкими (позднее «иноземными») принцессами. Произошло разделение русского этноса на «дворянский» и прочий. Осталась лишь вера. Русскими считались только православные. Поэтому иноземная принцесса, чтобы стать русской царицей, должна была принять православие.

Пётр I не только разрушил старые традиции, но и ввёл новые, благодаря чему этнос распался. Старообрядцы, после реформы Никона, закрылись на эндогамию, поскольку иначе сохранить традиции было невозможно. «Дворянский» класс обособился. Русские дворяне предпочитали говорить по-французски. Царь Николай II писал и даже думал по-английски!

До революции 1917 года русские были суперэтносом. Суперэтнос состоит из нескольких этносов, комплементарных друг другу. Если государство допускает существование отдельных этносов, которые не являются комплементарными основному государственному этносу, это создаёт риск существованию государства.

Можно ли спасти русский этнос?
На международной конференции в Балтийском институте экологии, политики и права профессор Никанорова Н.М. в своём докладе «Понятие этноса в социальной экологии» попыталась ответить на этот вопрос.

По данным ООН в мире насчитывается около 200 государств, в которых проживает приблизительно 5 тысяч этнических групп.
Нацию как кирпичики образуют этносы, скрепляемые общностью языка, культуры и родной земли. Обычно нация включает в себя большое количество этносов.
Этнос первичен по отношению к нации, а нация по отношению к государству.
Если этносы это реальность, то нации и национальные государства – выдумка правящих элит для эксплуатации коренных народов.

Новые этносы появляются постоянно. Объединяет этнос стремление создать единый социум и даже своё государство, как правило, моноэтническое. Например, курды, шотландцы, каталонцы и др.
Референдум в Шотландии и Каталонии показал, что, в противовес глобализации, нации хотят сохранить свою самобытность. Человек хочет быть частью всеобщего (человечества), принадлежать к особенным (нации) и оставаться неповторимой индивидуальностью.

Известна поговорка: «поскреби русского – найдёшь татарина».
Многие сегодня отрицают существование Золотой Орды. Но факт остаётся фактом: московское княжество платило Золотой Орде дань. Известный венец русских царей «Шапка Мономаха» это золотая тюбетейка, по одной из легенд, доставшаяся Ивану Калите от хана Узбека за службу и верность.
В 1327 году Иван Калита во главе ордынского войска сжёг православную Тверь, когда там убили татарского посла. Вместе с татарами москвичи в карательной экспедиции «положили пусту всю землю Русскую».
Историк В.О.Ключевский писал: не будь Орды, северо-восточные князья «разнесли бы свою Русь на бессвязные, вечно враждующие между собою удельные лоскутья».

Четыреста лет назад Россия пережила эпоху «Смутного времени». Тогдашняя элита (бояре) предали страну. Они думали лишь о том, к какому завоевателю примкнуть. Бегали то к полякам, то к «тушинскому вору» (Лжедмитрию II), выторговывая себе привилегии.
Когда же народ поставил интересы государства выше своекорыстных и объединился вокруг Минина и Пожарского, тогда только смогли изгнать поляков из Москвы. 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года русские войска штурмом взяли Китай-город, а 8 ноября поляки сдали Кремль.

Вся наша долгая и трудная история привела к осознанию простой идеи: выжить в России можно только сообща. РОССИЯ СИЛЬНА ЕДИНСТВОМ! – такова «Русская Идея», рождённая горьким опытом нашей истории.

Предательское разрушение СССР вновь заставило русских задуматься – кто же мы такие?

Известный писатель и публицист С.Г.Кара-Мурза называет три устойчивых составляющих русского самосознания:
1\ Православие – оно прочно вошло в мировоззренческую матрицу русских, и никаким реформаторам его из неё не выбить.
2\ Коллективная память об исторических выборах, которые России пришлось сделать, находясь, по словам Менделеева, «между молотом Запада и наковальней Востока».
3\ Русский тип мышления, соединяющий крестьянский здравый смысл с космическим чувством. Как сказал поэт о русском уме, «он трезво судит о земле, в мистической купаясь мгле».
Это сочетание блоков русского сознания даёт ему устойчивость и гибкость. Конечно, не ко всем ударам оно готово, иначе бы задубело. Но после ударов восстанавливается быстро.

Сейчас часто говорят о русском мире, что Россия – оригинальная цивилизация со своей специфической «культурной матрицей». Так ли это?
В своё время я сотрудничал с международной ассоциацией «Русская культура», которая выпускала альманах «Русский мiръ».

Действительно ли существует русский мир или это выдумка?

Одни говорят: «особенности русского человека в его духовности, в его святости, в открытости русской души; русский человек всегда искал в себе Бога».
Другие возражают: «духовность не имеет национальности; национальность это культура и менталитет».
Третьи убеждены: «русская национальная идентичность не определяется через превосходство своей культуры и веры над другими».
Четвёртые утверждают: «нет никакой русской особенности, есть универсальные законы человеческого общества».

Заведующий кафедрой социальной философии МГУ профессор К.Х.Момджян. считает, что специфика «русского человека» есть. Различие западного и российского менталитета как факт существует; различия эти серьёзные, их нельзя недооценивать. Если в западном менталитете видна способность договариваться, то в нашем менталитете обнаруживается скорее противоборство.

«Генетический след» наших предков проявляется в менталитете современных русских людей. У них отмечаются такие качества как:
1\ безответственность («русский авось)»;
2\ равнодушие в судьбе конкретного человека;
3\ неизжитые черты рабской психологии.

В книге «Очерки русской культуры XVII века» читаю:
«…почти ни один иностранец в своих «записках» о России не обходился без обрисовки «дикости» и «варварства» образа жизни и нравственности русского народа… А.Мейерберг утверждал, что русские высокомерны по природе, ставят себя во всех отношениях «выше всех народов».
«Почти все иностранцы писали о «благотворном» влиянии на смягчение нравов русских западноевропейской культуры, умалчивая при этом, что привносимые в Россию иностранцами «плода просвещения» не всегда отличались равно доброкачественностью».
«Один из ранних московских «западников» князь И.А.Хворостинин признавался, что он чувствует себя в Москве как в пустыне: «На Москве людей нет – всё люд глупый, жить не с кем».

Астольф де Кюстин

Маркиз Астольф де Кюстин, путешествовавший по России и написавший известную книгу «Россия в 1839 году», называл Россию страной варваров и рабов, страной всеобщего страха и бюрократичной тирании.

«Русский живёт не умом, а чувством. Он следует своему сердцу. Этим и объясняется его большая религиозность. Русские веруют, они хотят веровать во что-нибудь или в кого-нибудь: это надо понимать не только в религиозном смысле.
Характерной чертой русских является богатство чувств и аффектов, иначе говоря, интенсивность внутренней жизни. Богатством внутренней жизни и объясняется удивительное сочетание противоположных черт русского характера. Честность, правдивость, доброта и верность сочетаются с замкнутостью, ложью, хитростью, насилием, жестокостью и фанатической ненавистью.
В то время как европеец старается отомстить за обиду, русские научились переносить страдания и фанатическим терпением. Русский человек привык переносить страдания и обиду. Если же чаша переполнена, русский человек восстаёт и долгое терпение раздражается с бешеной безумной силой.
Характерно также и то, что русские необходимо крепкое руководство (сильная личность). Они радостно следуют за энергичным и признанным ими вождём, который личным примером и тёплым чувством сумеет завоевать их доверие.
Если русский верит и чувствует справедливое отношение к себе, он готов перенести строгость и даже жестокость. Хорошее и справедливое обращение для него важнее, чем благоприятные условия жизни.
Русский – восторженный. В своих действиях они всегда ищут идеи. Особенно популярны патриотические идеи, т.к. русские – патриоты. Каждому русскому свойственна глубокая любовь к Родине, к «матушке России».

Как думаете, кто это написал? Нет, не Достоевский, не Соловьев, не Чаадаев. Авторы – сотрудники штаба 3-й танковой армии вермахта; 30 мая 1943 года.

Английский историк Джеффри Хоскинг в книге «Правители и жертвы. Русские в Советском Союзе» пишет, что в России и СССР нации, да и вообще люди, были лишь материалом для строительства величественного здания государства. Православная традиция, неудобные исторические факты и идеи были искусственно изъяты из обихода. Мессианская идея «мировой революции» наложилась на подзабытую живущую в памяти народа идеи «Москва – третий Рим», благодаря чему русские чувствовали себя избранным народом, прокладывающим человечеству путь к коммунизму.

Доктор психологических наук Л.В.Куликов считает, что в нашем национальном сознании иррационального больше, чем рационального. Современной России сейчас свойственны такие риски как: 1\ утрата социальной принадлежности; 2\ утрата гражданской принадлежности; 3\ ослабление чувства солидарности; 4\ заниженная самооценка россиян и черты катастрофического сознания.

«У них что-то с головой, у этих русских», – считает финская журналистка, несколько лет прожившая в России и написавшая книгу с таким названием.

«Вся ткань русской природы иная, чем ткань природы западной», – писал Николай Бердяев в работе «Философия неравенства».

«Да, весь мир живёт умом, только у нас от ума одно горе, - а всё потому, что русский сердцем живёт! Мы, русские, все сумасшедшие, потому что не такие нормальные, как вы. В нас менее чем в ком-либо, развит дух прагматизма. Выживание по типу “пойду на всё, но никогда не буду голодать!” чуждо нашей культуре, проповедующей ценность самопожертвования. Прагматизм никогда не был и никогда не будет чертой русской души.
Если на Западе люди в большей мере обеспокоены идеей личного счастья, то в России их мучит идея счастья всеобщего - как всех осчастливить, даже если для этого необходимо пожертвовать собственной жизнью.
Таинство русской души иноземцы склонны объяснять сумасшествием, только потому, что не в состоянии понять и объяснить странные поступки ненормальных русских. А объяснить не могут, потому что не могут принять. Поэтому и Достоевского называют сумасшедшим, и Ивана Грозного. Мы же, не ища никакой выгоды для себя, мечемся из стороны в сторону в поисках Бога, Веры, Любви».

Когда я возмущаюсь какими-то недостатками нашей жизни, мне говорят: «Это же Россия…» Причём говорят так, словно это приговор, он окончательный и обжалованию не подлежит.

Иногда приводят слова русского писателя Салтыкова-Щедрина:
«Это ещё ничего, что в Европе за наш рубль дают один полтинник, будет хуже, если за наш рубль станут давать в морду».
«Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения».
«Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления».
«Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют...»

Вы никогда не задумывались, почему так популярна и ныне пьеса Гоголя «Ревизор»?
Да потому что ничего в России не меняется. И сейчас, проехав по глубинке, найдёшь и Чичиковых, и Плюшкиных, и Коробочек, и Ноздрёвых, и губернаторы всё такие же, как и сто пятьдесят лет назад.

До сих пор актуален вопрос поэта Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?!

Прав, прав был Фёдор Тютчев:
«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить».

Многие не верят в Россию, презрительно называют «Рашка», «Толерастия», «Россияния», «Многонационалия». И отношение к проживающему в стране народу соответствующее: «быдло», «овощи», «россиянцы»…
«Почему вы всё время говорите о России, как о стране русских? Русские, нет вас!»
«Всем на свете стало бы легче, если бы русская нация прекратилась».
«Моя мечта - разровнять место, где была Россия, и построить что-то новое».
«Если бы Россия разделилась на части, в некотором количестве частей началась бы нормальная жизнь».

Помню, как в школе мы заучивали работу Ленина «О национальной гордости великороссов». Где же она теперь – национальная гордость великороссов?

Год назад я получил вот такой комментарий (орфография сохранена). Jean-David Laurent пишет: “Ваша страна как была ИМПЕРИЕЙ ЗЛА так ей и останется пока победоносные США окончательно вас не подавят, вспомните вы «великорусы», что сидите вы на нашем долларе и будете сидеть и рубль ваш напрямую зависит от нашего настроения, упадут цены на нефть и вы загнётесь, а это будет, так что заготавливайте сухари! Мы же возрадуемся!»

Говорят: в глобальном человечестве государственный суверенитет исчезнет. Кто-то с этим не согласен. Некоторые предпочитают умереть стоя с гордо поднятой головой, а кто-то выбирает жизнь на коленях.
Что ценнее: сытое рабство или голодная свобода?

Известный немецкий философ ХХ века Мартин Хайдеггер, разделявший идеи национал-социализма, в 1943 году говорил про Россию: «Мы (немцы) никогда не победим русских, пока не осознаем их метафизическую тайну. А тайна в том, что они являются землёй будущего. Русские – это не понятая самими собой, никем другим, тайная земля будущего… История земли будущего содержится в ещё не освобождённой для себя самой сущности русскости».

Как же отличить русского от нерусского? Существует ли «стандарт русского человека»?

Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин - правнук «арапа» из Эфиопии, увезённого турками в Стамбул и переданного русскому послу. Если верить, что арап Петра Великого из царского эфиопского рода, ведущего свой род от царицы Савской, которая жила с царём Соломоном, то, возможно, Пушкин был еврей.
Сами же Пушкины выводили себя от Ратши, «из немец», служившего Новгородскому князю Александру Ярославичу.

Великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов родом из шотландского клана ЛермОнтов. Скульптор Клодт, граф Бенкендорф, Нессельроде, Тотлебен, Гордон, Лефорт, Ганнибал, Остерман, Бирон, Миних, Витте, Даль, - все эти служившие России иноземцы считали себя русскими.

Бывший министр по делам национальностей РФ, один из основных авторов концепции «российской нации» академик РАН В.Тишков считает, что русского народа как нации вообще не существует. «Возьмите русских из Архангельской области, из Ставропольского края или с Камчатки, к примеру, и вы получите три совершенно разных «народа», общим у которых будет только язык, и, если они верующие, то православие».

Если, как призывают некоторые, «Россия для русских», «русский – это православный», то куда девать коряков, алюторцев, якутов с их языческими божествами и шаманами, а также нефтью, газом и алмазами их исконной земли?

Упрямо встаёт вопрос: дагестанцы, чеченцы, буряты, якуты, калмыки, татары и ещё двести народностей - это русская нация?

Как-то европейские послы спросили российского императора, что же такое русский человек. Император указал на башкир, калмыков, татар. «А где же русские?» – спросили его. «А все вместе они и есть русские», – ответил император.

Русским можно оставаться и будучи немцем, евреем, американцем, и даже африканцем. Потому что «русский» – это прилагательное (как и слово «хороший»). А значит, и башкиры, и татары, и калмыки, и чукчи – всё это хорошие русские люди!

Профессор А.Г.Дугин считает: «Не из русских людей состоит русский народ. Это сборный народ, сочетаемый, открытый народ, включающий в себя совершенно разнообразные этнические потоки. Русский народ это не эксклюзивный народ, это народ инклюзивный, он всех вбирает в себя. Инклюзивность русского народа не позволяет связать его с биологическими характеристиками».

Русские всегда были универсальной, а не этнической нацией. Любой мог назвать себя русским. Русский может и не быть россиянином. А не россиянин может быть по духу, по ментальности русским.
Если мы потеряем качество универсальности, мы потеряем Россию.

По словам философа Ивана Ильина «Наш путь - вёл из непрестанной нужды, через непрерывные, великие опасности, к духовному и государственному величию; и не было отсрочек; и не могло быть ни отпуска, ни отдыха. … Ни один народ в мире не имел такого бремени и такого задания, как русский народ. И ни один народ не вынес из таких испытаний и из таких мук - такой силы, такой самобытности, такой духовной глубины. Тяжек наш крест. Не из одних ли страданий соткалась ткань нашей истории?»

«Русский - это не национальность, это мироощущение! Русские - это вечное недовольство собой. По сравнению с другими нациями мы словно застряли в детском возрасте. У нас душа ребенка! Понять нас трудно, как трудно взрослому вернуться в детство. И не ищите в России того, что есть на Западе. Россия была, есть и будет страной Духа, местом его непрекращающегося поединка за сердца людей; и потому путь её отличен от других стран.
Россия - страна невозможного. Это место борьбы духа и плоти. Россия всегда была сильна духом. Она пример того, как наперекор всем логическим доводам Дух Жив! В этом её главная особенность и отличие от других стран. Россия спасётся духовностью, чем удивит мир; спасёт и его и себя!»
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература

А по Вашему мнению, КТО ТАКИЕ РУССКИЕ?

P.S. Поздравляю с праздником народного единства. Буду признателен за уточнения и дополнения.

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература –

В российском обществе нет единого мнения на счет того, кто такие русские - народ или нация? Это связано с влиянием советского периода становления России и с тем, что каждое из этих понятий обещает свои плюсы и минусы , потенциально может влиять на вектор дальнейшего формирования русского общества и на набор принципов становления Русского Мира.

К мнению “русские – это нация” тяготеют люди скучающие по Советскому Союзу, а к мнению “русские – это народ” ближе люди, которые считают более значимыми в истории развития российской государственности периоды Русского Царства и Российской империи. Поэтому, прежде чем приступить к поиску ответа на вопрос: русские это народ или нация, необходимо дать определения этим двум терминам, а также кратко оценить их сущность.

Народ - термин науки этнографии (греч. народоописание) и под ним понимают этнос, то есть группу людей, общую по происхождению (кровное родство), имеющую, кроме этого, несколько объединяющих признаков: язык, культуру, территорию, религию и историческое прошлое. То есть, народ - это явление социокультурное.
Нация - это социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи. Нацию изучает теория политических учений, а основной задачей нации является воспроизведение общей для всех граждан страны культурной и гражданской идентичности. То есть, нация - это явление политическое.

Подытожим: понятие “народ” основано на взаимосвязанных этнических процессах, которые не всегда зависят от воли людей, а понятие “нация” тесно связано с влиянием государственного аппарата.

Общие историческая память, язык и культура – достояние народа, а общая территория, политическая и экономическая жизнь ближе к понятию нация.

Отметим еще один момент: понятие народ возникло намного раньше понятия нация.

Применительно к процессам развития и формированию государства, можно утверждать, что народ создает государство, а затем государство волевым образом формирует нацию: в основе нации лежит принцип гражданства, а не родства. Народ – нечто органическое и живое, нация – выстроенный искусственно рациональный механизм.

К сожалению, в погоне за гражданским единством, нация непроизвольно сводит на нет все изначальное, этническое и традиционное.

Народ, создавший государство и являющийся ядром нации, постепенно утрачивает свою этническую самобытность и естественное самосознание. Это связано с тем, что живые, естественные процессы языковой эволюции, традиций и обычаев в государстве приобретают формальную строго оговоренную форму. Иногда платой за образование нации может стать раскол и противостояние внутри народа.

Из вышеизложенного напрашиваются два вывода:

  • Нация – аналог народа, который искусственно сформирован государством.
  • Народ – это люди, нация – это принцип, главенствующий над людьми, правящая идея.

Уже много веков ученые ломают копья, пытаясь понять происхождение русского народа. И если исследования прошлого основывались на археологических и лингвистических данных, то сегодня за дело взялись даже генетики.

С Дуная

Из всех теорий русского этногенеза самой известной является дунайская. Её появлению мы обязаны летописному своду «Повесть временных лет», а точнее многовековой любви к этому источнику отечественных академиков.

Летописец Нестор определил первоначальную территорию расселения славян территориями по нижнему течению Дуная и Вислы. Теорию о дунайской "прародине" славян развивали такие историки как Сергей Соловьев и Василий Ключевский.
Василий Осипович Ключевский считал, что славяне переселились с Дуная в Прикарпатье, где возник обширный военный союз племен во главе с племенем дулебов-волынян.

Из Прикарпатья, по мнению Ключевского, в VII-VIII веках восточные славяне расселились на Восток и Северо-восток до Ильмень-озера. Дунайской теории русского этногенеза до сих пор придерживаются многие историки и лингвисты. Большой вклад в её развитие внес в конце XX века российский лингвист Олег Николаевич Трубачев.

Да, скифы мы!

Один из самых яростных противников норманской теории образования русской государственности, Михаил Ломоносов, склонялся к скифо-сарматской теории русского этногенеза, про которую писал в своей «Древней Российской истории». По мнению Ломоносова, этногенез русских произошел в результате смешения славян и племени «чуди» (термин Ломоносова – финно-угоры), а местом истоков этнической истории русских он назвал междуречье Вислы и Одера.

Сторонники сарматской теории полагаются на античные источники, то же делал и Ломоносов. Он сравнил российскую историю с историей Римской Империи и античные верования с языческими верованиями восточных славян, обнаружив большое количество совпадений. Ярая борьба с приверженцами норманнской теории вполне объяснима: народ-племя русь, по мнению Ломоносова, не могло произойти из Скандинавии под влиянием экспансии викингов-норманнов. В первую очередь, Ломоносов выступал против тезиса об отсталости славян и их неспособности самостоятельно образовать государство.

Теория Гелленталя

Интересной представляется гипотеза о происхождении русских, обнародованная в этом году оксфордским ученым Гарретом Гелленталем. Проведя большую работу по изучению ДНК различных народов, он с группой ученых составил генетический атлас миграции народов .
По мнению ученого, в этногенезе русского народа можно выделить две значимых вехи. В 2054 году до н. э., как считает Гелленталь, трансбалтийские народы и народы с территорий современных Германии и Польши мигрировали в северо-западные районы современной России. Вторая веха - 1306 год, когда началась миграция алтайских народов, которые активно скрещивались с представителями славянских ветвей.
Исследование Гелленталя интересно еще и тем, что генетический анализ доказал, что время монголо-татарского нашествия практически никак не сказалось на русском этногенезе.

Две прародины

Ещё одну интересную миграционную теорию предложил в конце XIX века русский языковед Алексей Шахматов. Его теория "двух прародин" также иногда называется прибалтийской. Ученый считал, что первоначально из индоевропейской группы выделилась балто-славянская общность, которая стала автохтонной на территории Прибалтики. После её распада славяне обосновались на территории между нижним течением Немана и Западной Двины. Эта территория и стала так называемой "первой прародиной". Здесь, по мнению Шахматова, сложился праславянский язык, от которого взяли начало все славянские языки.

Дальнейшая миграция славян была связана с великим переселением народов, в ходе которого в конце второго века нашей эры германцы пошли на юг, освободив бассейн реки Вислы, куда и пришли славяне. Здесь, в нижнем бассейне Вислы Шахматов определяет вторую прародину славян. Уже отсюда, по мнению ученого, пошло разделение славян на ветви. Западная ушла в район Эльбы, южная - разделилась на две группы, одна из которых заселила Балканы и Дунай, другая – Днепр и Днестр. Последняя и стала основой восточнославянских народов, к которым относятся и русские.

Сами мы местные

Наконец, ещё одной теорией, отличной от миграционных, является автохтонная теория. По ней, славяне являлись коренным народом, населяющим восточную, центральную и даже часть южной Европы. Согласно теории славянского автохтонизма, славянские племена были коренным этносом огромной территории - от Урала до Атлантического океана. Эта теория имеет довольно древние корни и множество как сторонников, так и противников. Этой теории придерживался советский лингвист Николай Марр. Он считал, что славяне ниоткуда не приходили, а сформировались от родо-племенных общностей, проживавших на обширных территориях от Среднего течения Днепра до Лабы на Западе и от Прибалтики до Карпат на юге.
Придерживались автохтонной теории и польские ученые - Клечевский, Потоцкий и Сестренцевич. Они и вовсе вели родословную славян от вандалов, основывая свою гипотезу в том числе на схожести слов "венеды" и "вандалы". Из русских автохтонной теорией объясняли происхождение славян Рыбаков, Мавродин и Греков.

По национальности я русский, потому что мои родители русские. Моя семья состоит из 5-ти человек. Бабушка, мама, папа, я и брат. А раньше русские семьи были большие. Например, в семье у каждой из моих бабушек было 8 человек, из них пятеро детей.

Семьи

Мы живем в городе в благоустроенной квартире. А раньше в основном русское население жило в селах и деревнях в деревянных избах и занималось сельским хозяйством. Я знаю что бабушкины родственники жили в селе Аткино, Вадинского района Пензенской области. А родственники моего дедушки и сейчас живут в селе Кувака, Каменского района. Я там был и пробовал воду «Кувака», которая известна с давних времен.

Быт

В домах обязательно была русская печка, которую топили дровами, чтобы нагреть избу. На ней готовили еду и, ещё, на ней можно было спать. Воду носили из колодца в деревянных ведрах. При этом часто использовали коромысло. В избе были деревянные стол и лавочки. Ещё была прялка, на ней пряли нитки, а потом ткали (делали из ниток ткань) и шили одежду. Посуда была деревянная, глиняная или чугунная. И, обязательно, в доме был медный самовар, у которого за чаем собиралась вся большая семья. Я видел все эти предметы в краеведческом музее. Сидел на лавке у стола и даже примерял русский костюм.

Одежда Русская национальность Доклад к уроку

Русский народный мужской костюм состоит из широких штанов, длинной рубахи с косым воротником, которую носили навыпуск с поясом, головного убора – картуза — немного похожего на фуражку. На ноги раньше одевали лапти или сапоги. Женщины носили длинную рубашку, а поверх нее сарафан. На голову женщины раньше одевали кокошник или ходили без головного убора, а волосы у них всегда были длинные, и они заплетали их в косы.

Раньше в семье обязательно главным был мужчина, который работал и кормил всю семью, а женщины не работали, а занимались воспитанием детей и домашним хозяйством, и полностью зависели от мужчин. Поэтому мальчиков сразу воспитывали в строгости и с малых лет приучали к работе. А сейчас у нас в семье работают и мама и папа.

Еще в русских деревнях было принято по праздникам петь песни и частушки под гармошку, и играть в русские игры: салки, лапту, прятки, ручеек и др. Об этом я тоже узнал в краеведческом музее и даже играл в некоторые игры на празднике «Ночь в музее».

Мои любимые русские блюда: блины, щи, каша, а так же, окрошка. А мой папа очень любит пельмени и русский напиток квас.

Я горжусь тем, что у меня русская национальность Доклад к уроку

Русский народ - представители восточнославянского этноса, коренные жители России (110 миллионов человек - 80% населения Российской Федерации), самая многочисленная этническая группа в Европе. Русская диаспора насчитывает около 30 миллионов человек и она сосредоточена в таких государствах как Украина, Казахстан, Белоруссия, в странах бывшего СССР, в США и странах ЕС. В результате проведенных социологических исследований было установлено, что 75% русского населения России - последователи православия, а существенная часть населения не причисляет себя к какой-то конкретной религии. Национальным языком русского народа является русский язык.

Каждая страна и его народ имеют свое значение в современном мире, очень важны понятия народной культуры и истории нации, их становление и развитие. Каждый народ и его культура уникальны по своему, колорит и неповторимость каждой народности не должны потеряться или раствориться в ассимиляции с другими народами, подрастающее поколение всегда должно помнить, кто они на самом деле. Для России, которая является многонациональной державой и домом для 190 народов, вопрос национальной культуры стоит довольно остро, вследствие того, что на протяжении последних лет особенно заметно её стирание и на фоне культур других национальностей.

Культура и быт русского народа

(Русский народный костюм )

Первые ассоциации, возникающие с понятием «русский человек», это конечно широта души и сила духа. А ведь национальную культуру формируют люди, именно эти черты характера имеют огромное влияние на её становление и развитие.

Одной из отличительных черт русского народа всегда была и есть простота, в прежние времена славянские дома и имущество очень часто подвергались разграблению и полному уничтожению, отсюда и идет упрощенное отношение к вопросам быта. И конечно эти испытания, выпавшие на долю многострадального русского народа, только закалили его характер, сделали сильнее и научили с гордо поднятой головой выходить из любых жизненных ситуаций.

Еще одной из черт, превалирующей в характере русского этноса, можно назвать доброту. Всему миру хорошо известно понятие русской гостеприимности, когда «и накормят, и напоят, и спать уложат». Уникальное сочетание таких качеств как сердечность, милосердие, сострадание, великодушие, терпимость и опять же простота, очень редко встречающиеся у других народов мира, все это в полной мере проявляется в той самой широте русской души.

Трудолюбие - еще одна из главных черт русского характера, хотя многие историки в исследовании русской народности отмечают, как её любовь к труду и огромный потенциал, так и её лень, а также полную безынициативность (вспомните Обломова в романе Гончарова). Но все таки работоспособность и выносливость русских людей это неоспоримый факт, против которого трудно возразить. И как бы ученые всего мира не хотели понять «загадочную русскую душу», вряд ли это под силу любому из них, ведь она настолько уникальна и многогранна, что её «изюминка» навсегда останется секретом для всех.

Традиции и обычаи русского народа

(Русская трапеза )

Народные традиции и обычаи представляют собой уникальную связь, эдакий «мост времен», связывающий далеко прошлое с настоящим. Некоторые из них уходят своими корнями в языческое прошлое русского народа, еще до крещения Руси, понемногу их сакральное значение было утеряно и позабыто, но основные моменты сохранились и соблюдаются до сих пор. В селах и поселках русские традиции и обычаи чтят и помнят в большей степени, чем в городах, что связано с более обособленным образом жизни городских жителей.

Большое количество обрядов и традиций связано с семейной жизнью (это и сватовство, и свадебные торжества, и крещенье детей). Проведение старинных обрядов и ритуалов гарантировало в будущем успешную и счастливую жизнь, здоровье потомков и общее благополучие семьи.

(Раскрашенный снимок русской семьи начала XX века )

Издавна славянские семьи отличались большим количеством членов семьи (до 20 человек), взрослые дети, уже поженившись, оставались жить в родном доме, главой семейства был отец или старший брат, их все должны были слушаться и беспрекословно выполнять все их наказы. Обычно свадебные торжества проводились либо осенью, после уборки урожая, либо зимой после праздника Крещенья (19 января). Затем очень удачным временем для свадьбы стала считаться первая неделя после Пасхи, так называемая «Красная горка». Самой свадьбе предшествовал обряд сватовства, когда к семье невесты приезжали родители жениха вместе к его крестными, если родители соглашались отдать дочь замуж, далее проводились смотрины (знакомство будущих молодоженов), потом шел обряд сговора и рукобитья (родители решали вопросы приданного и дате проведения свадебных гуляний).

Обряд крещения на Руси тоже был интересен и уникален, ребенок должен был креститься сразу после рождения, для этого выбирались крестные родители, которые всю жизнь будут в ответе за жизнь и благополучие крестника. В годик малыша садили на изнанку овечьего тулупа и стригли его, выстригая на темечке крест, с таким смыслом, что нечистые силы не смогут проникнуть к нему голову, и не будут иметь над ним власти. Каждый Сочельник (6 января) немного подросший крестник должен приносить крестным родителям кутью (кашу из пшеницы с медом и маком), а те в свою очередь должны одарить его сладостями.

Традиционные праздники русского народа

Россия является действительно уникальным государством, где наравне с высокоразвитой культурой современного мира бережно чтят старинные традиции своих дедов и прадедов, уходящие вглубь веков и хранящие память не только православных обетов и канонов, а еще и древнейших языческих обрядов и таинств. И по сегодняшний день отмечаются языческие праздники, народ прислушивается к приметам и вековым традициям, помнит и рассказывает своим детям и внукам старинные предания и легенды.

Основные народные праздники:

  • Рождество 7 января
  • Святки 6 - 9 января
  • Крещение 19 января
  • Масленица с 20 по 26 февраля
  • Прощёное воскресенье (перед наступлением Великого поста )
  • Вербное воскресенье (в воскресенье, предшествующее Пасхе )
  • Пасха (первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта )
  • Красная горка (первое воскресенье после Пасхи )
  • Троица (в воскресенье в день Пятидесятницы - 50-й день после Пасхи )
  • Иван Купала 7 июля
  • День Петра и Февронии 8 июля
  • Ильин день 2 августа
  • Медовый Спас 14 августа
  • Яблочный Спас 19 августа
  • Третий (Хлебный) Спас 29 августа
  • Покров день 14 октября

Существует поверье, что в ночь на Ивана Купала (с 6 на 7 июля) один раз в году в лесу расцветает цветок папоротника, и тот, кто его найдет, обретет несметные богатства. Вечером около рек и озер разжигают большие костры, люди одетые в праздничные древнерусские одеяния водят хороводы, поют ритуальные песнопения, прыгаю через костер, и пускают венки по течению, в надежде найти свою вторую половинку.

Масленица - традиционный праздник русского народа, отмечаемый в течение недели пред Великим Постом. Очень давно масленица была скорее не праздником, а обрядом, когда чтилась память ушедших предков, задабривая их блинами, просили у них плодородного года, а сжиганием соломенного чучела проводили зиму. Прошло время, и русский народ, жаждущий веселья и положительных эмоций в холодное и унылое время года, превратил грустный праздник в более веселое и разудалое торжество, которое стало символизировать радость скорого окончания зимы и прихода долгожданного тепла. Смысл изменился, а традиция печь блины осталась, появились захватывающие зимние развлечения: катания с горок на санках и в конных упряжках, сжигалось соломенное чучело Зимы, всю масленичную неделю родственник ходили на блины то к тещ, то к золовке, везде царила атмосфера праздник и веселья, на улицах проводились различные театральные и кукольные представления с участием Петрушки и других фольклорных персонажей. Одним из весьма колоритных и опасных развлечений на Масленицу было проведение кулачных боев, в них участвовало мужское население, для которых было честью принимать участие в своеобразном «ратном деле», проверяющем их на мужество, смелость и ловкость.

Особо почитаемыми христианскими праздниками среди русского народа считаются Рождество и Пасха.

Рождество Христово - не только светлый праздник православия, также он символизирует возрождение и возращение к жизни, традиции и обычаи этого праздника, наполненные добротой и человечностью, высокими нравственными идеалами и торжеством духа над мирскими заботами, в современном мире заново открываются обществу и переосмысливаются им. День перед Рождеством (6 января) носит название Сочельник, потому что главным блюдом праздничного стола, который должен состоять из 12 блюд, является специальная каша «сочиво», состоящая из вареной крупы политой медом, посыпанной маком и орехами. Садиться за стол можно только после появления в небе первой звезды, Рождество (7 января) - семейный праздник, кода все собирались за одним столом, ели праздничное угощение и дарили друг другу подарки. 12 дней после праздника (до 19 января) называются святки, раньше в это время девушки на Руси проводили различные посиделки с гаданьями и обрядами на привлечение женихов.

Светлая Пасха издавна считалась на Руси великим праздником, который ассоциировался у людей с днем общего равенства, прощения и милосердия. Накануне пасхальных торжеств обычно русские женщины пекут куличи (праздничный сдобный пасхальный хлеб) и пасхи, убирают и украшают свои жилища, молодежь и дети раскрашивают яйца, которые по древнему преданию символизируют капли крови Иисуса Христа, распятого на кресте. В день Святой Пасхи нарядно одетые люди, встречаясь, говорят «Христос Воскресе!», отвечают «Воистину воскресе!», затем следует троекратный поцелуй и обмен праздничными пасхальными яйцами.