Русская живопись поленов картины смотреть. Василий Дмитриевич Поленов: картины и биография

«Этот незаурядный, удивительный, настоящий русский человек, — писал о нем Федор Шаляпин, — как-то сумел распределить себя между российским озером с лилией и горячими песками азиатской пустыни. Его Христос, его евангельские сцены, его первосвященники — как мог он совместить в своей душе это красочное величие с тишиной русского озера с карасями? Не потому ли, впрочем, и над его тихими озерами веет дух божества?»

Выдающийся русский художник Василий Дмитриевич Поленов — фигура в русском искусстве в некотором роде загадочная. Его лучшие картины почти сразу были приобретены самым прославленным коллекционером России Павлом Третьяковым. Его боготворил Шаляпин, а в рядах самых серьезнейших почитателей был другой не менее известный «творец» Иван Тургенев.

Это был один из немногих художников России, в котором воплощались самые несовместимые способности. Его удивительным даром считалось особенное видение живописи, — он умело сочетал в одном живописном произведении пленэрное видение с декоративными задачами. Но такова была необъятная душа великого человека и художника, который на протяжении всего творческого пути будет работать сразу в нескольких направлениях, стилях, жанрах.

Золотая осень

В 1914 году Игорь Грабарь, известный историк искусства и художник, директор Третьяковской галереи, занятый переустройством ее экспозиции, писал Поленову:

«Я совершенно согласен с Вами, что в Вас сидит или, если угодно, сидело целых три художника: средневековый, «московский» и палестинский или вообще восточный, и что все они весьма мало связаны один с другим».

Художественная деятельность Поленова основывалась на стремлении приносить своим искусством пользу людям, активно участвовать в жизни общества. Свой гражданский долг он видел в эстетическом просвещении народа, в несении искусством радости и красоты. Чуть позже он достаточно ясно выразит свое эстетическое кредо в письме к Виктору Васнецову:

Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит.

Этот стимул был единственным, самым мощным, побуждающий художника к работе. Он свято верил, что именно искусство способно преображать мир по законам красоты. Он рисовал для России, для народа своей страны и делал это бескорыстно. Его любимыми мирами были национальные образы, старинные русские усадьбы, русские пейзажи, красота и величие Востока. Он жил в этих мирах и творил — создавал наследие, о котором со временем позабудут целые поколения, позабудем и мы с вами…

Поленов много путешествовал, объездил почти всю Европу. Именно в Италии и чуть позднее в Париже, он обнаруживает в себе стремление к исторической живописи, в которой он документально точен в воспроизведении деталей, тонко изображая каждый сюжет, сцену или образ. Создаются известнейшие полотна «Арест гугенотки» и «Право господина» — обе работы получили признание и почти сразу отправляются в коллекцию известнейших коллекционеров того времени. Павел Третьяков приобретает «Право господина» а цесаревич Александр Николаевич картину «Арест гугенотки», которая впоследствии поступила в музей Александра III (Русский музей).

«Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д`Этремон» 1875г
1908 «Право господина»

За эти 2 работы и еще около 50 -ти картин, нарисованных заграницей художник получил звание академика. Несмотря на это, Поленов все еще не может найти себя:

«Не могу напасть на свою точку, не могу себя себе хорошенько выяснить», — с огорчением писал он Федору Чижову в одном из писем 1875 года.

Возвращаясь в Россию и подводя итоги заграничному житью, Поленов написал родным:

«Пользу, однако, она мне принесла во многих отношениях… Тут я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа, животных, nature morte, и так далее и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному бытовому жанру, которым я и займусь».


«Дворик»

Немалую роль в самоопределении художника сыграли его встречи в Париже с Иваном Тургеневым. Поленов познакомился с писателем в 1874 году, благодаря Репину, писавшему в это время портрет Тургенева. Оба художника вошли в своеобразный «кружок русских», который сформировался вокруг профессора живописи Алексея Боголюбова. В доме Боголюбова собирались в условленные дни для занятий офортом и керамикой, устраивались вечера с чтениями, постановками живых картин. На этих вечерах бывал Тургенев, с которым Боголюбова связывали близкие дружеские отношения.

Тургенев заметно выделял Поленова среди других художников, живших в то время в Париже. Он привлек его в тесный круг своих друзей, ввел в салон Полины Виардо, где собирался цвет парижской интеллигенции. Они по-настоящему сдружились. Об этом вскоре напишет в своих письмах родным сам художник.

Одна из работ Поленова очень понравилась писателю — «Ливень» (1874). Художник был удивлен, так как писал эту картину «для себя», «для отдыха». К тому же он всегда относил себя больше к исторической живописи, нежели пейзажной. Очень скоро пейзаж стал для Поленова одним из основных видов искусства, в котором он смог наиболее полно передать «свои мысли и свои чувства».


Ливень

В 1876 году в Париж вместе с Иваном Крамским приехал вышедший из Академии Виктор Васнецов. Поленов предоставил Васнецову возможность работать в его мастерской. Он, Репин и Васнецов ходили по галереям, выставкам, бродили по улицам Парижа и его окрестностям, много говорили и спорили о будущем русского искусства и своем участии в его обновлении, о проблемах национального своеобразия в искусстве. Отголоском этих бесед и впечатлений явился эскиз Васнецова к его будущим Богатырям, родившийся в парижской мастерской Поленова.

Немногим более года спустя все трое художников — Репин, Поленов и Васнецов, будут вновь неразлучны, но уже в своих путешествиях по Москве. Старые московские улицы, памятники национальной архитектуры, патриархальный уклад жизни Москвы того времени, казавшийся особенно самобытным по сравнению с чиновным Петербургом, поразили воображение художника. А красотой московского зодчества и станут почти все его этюды.

Так зарождался романтический образ старинной дворянской усадьбы, связанный у Поленова с семейными преданиями и реальными, сохранившимися с детства воспоминаниями о людях конца XVIII — начала XIX века.


Русская деревня
Старая мельница
В деревне Тургенево

Летом 1877 года Поленов снял квартиру в Трубниковском переулке и окончательно поселился в Москве. Однажды из окна своей квартиры он увидел окруженный незамысловатыми постройками, покрытый свежей зеленью дворик с играющими на земле детьми. Этот дворик поразил его, привыкшего к петербургским дворам-колодцам, самим своим существованием, своей простотой и безыскусственностью. Вся увлеченность художника Москвой, ее бытом и архитектурой вылилась в варианте-этюде Московский дворик (1877), ставшим прообразом знаменитой картины 1878 года.


Московский дворик

Картина Московский дворик, а вслед за ней Бабушкин сад, и Заросший пруд, которыми художник дебютировал на выставках Товарищества передвижников 1878 и 1879 годов, сразу же привлекли внимание критики, которые сравнивали работы художника с «тургеневскими мотивами». Интересно, что ни в одном из произведений писателя, где воспроизводился мир русской усадьбы, царившая там духовная атмосфера, окружающая природа, мы не найдем подробных описаний ее архитектурной среды, каких-то специфически «тургеневских» мотивов. Поленовские же пейзажи воспроизводили исторически точный облик Москвы того времени. Почему же эти, «московские» мотивы воспринимались мотивами «тургеневскими»? Очевидно знакомство двух мастеров слова и кисти оказали большое влияние на творчество друг друга.

Поводом для таких литературных ассоциаций было умение писателя и художника выявить «поэзию ежедневной жизни», их внимание к «малейшей струе в море души», которыми были отмечены созданные ими произведения. Также просто и непосредственно, как в цикле рассказов Тургенева Записки охотника в Московском дворике было выражено чувство радости от погожего летнего утра, от красоты белокаменной архитектуры и сияющих куполов церквей, ощущение органичности жизни людей, связанной с окружающим пейзажем. Это сходство заставляет вспомнить, как любил Поленов произведение Тургенева. В одном из писем к жене 1887 года он писал: «Я теперь читал, т. е. не читал, а наслаждался Записками охотника… Есть такие дивные картины, такие живые люди, такие глубокие стороны жизни захвачены, что всего тебя пронизывает». В другом письме находим: «Я страшно высоко ставлю Записки охотника… это такой бриллиант в русской литературе».

И именно Записки… со своей надписью подарил Тургенев Поленову в один из приездов в Россию в 1880 году, в ответ на преподнесенную картину — повторение Московского дворика (1877), которая потом постоянно висела в кабинете писателя в его доме в Буживале под Парижем.

Еще более «тургеневскими» ощущались последующие поленовские пейзажи старинных усадеб — Бабушкин сад (1878) и Заросший пруд (1879).


Бабушкин сад
Заросший пруд

Продолжительное время художник работал над большим циклом картин из жизни Христа, стремясь «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа». Написано было более пятидесяти картин на евангельские сюжеты. Стремясь добиться исторической достоверности в написании работ, Василий Дмитриевич совершает путешествие по странам Востока. Из Сирии, Египта и Палестины было привезено огромное количество натурального материала, путевые заметки, костюмы.


Христос и грешница (Кто из вас без греха?)

Христос и грешница, как нравственный ориентир

Впервые картина была показана на XV Передвижной выставке 1887 года. Глазам зрителей предстала сцена, основной смысл которой заключался, по мысли художника, в несении людям идеи добра и всепрощения. «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень», — ответил Христос возбужденной гневом толпе на вопрос о том, как поступить с женщиной, изобличенной в прелюбодеянии (по закону Моисея ее следовало подвергнуть избиению камнями). Согласно Евангелию, люди, «обличаемы совестью», разошлись. Так Христом был преподан народу наглядный урок новой морали.

Сюжет картины, замысел которой возник у Поленова еще в период его учебы в Академии художеств в 1868 году, позволял ему выразить важные для него нравственные проблемы, содержащиеся в евангельском повествовании — идею христианской любви к ближнему и нравственное самосовершенствование. Потому так важно для него было ее название. Уже на склоне лет Поленов с огорчением писал в одном из писем: «Картина эта была названа мною Кто из вас без греха. В этом был ее смысл. Но цензура не позволила поставить эти слова в каталоге, разрешили Христос и грешница… А в музее Александра III ее назвали «блудная жена», что совершенно противоречит евангельскому рассказу, где ясно сказано, что это согрешившая, а не блудная женщина… Так название и осталось. Оно и не мое, и не соответствует евангельскому рассказу».

Картина стоила художнику больших трудов и длительных периодов разочарования.


Воскрешение дочери Иаира
За кого меня почитают люди?
Мечты. Иисус на Генисаретском озере
Возвестила радость плачущим
Источник Девы Марии в Назарете

Осенью 1887 года внимание Поленова привлекло живописное место на крутом берегу Оки. Это было село Бёхово с небольшой церковкой и заброшенной усадьбой. Давно мечтая о собственном уголке земли и «о домике на берегу Оки… где будет музей, галерея и библиотека», он приобрел в начале 1890 года бывшую усадьбу, где в качестве архитектора открывает в себе новый стиль в искусстве — модерн. Аналогов этому неожиданному решению в русской усадебной архитектуре XIX века еще не было. Такое количество фасадов и необычайная индивидуальность каждый из интерьеров дома — портретная, библиотека, столовая, кабинет, мастерская — в отделку каждого из них, в любую его деталь были вложены вкус и мастерство художника, его творческая индивидуальность, его эстетизм.

С усадебным домом связана важная область просветительской деятельности Поленова. Он с самого начала предназначался не только для размещения многочисленной семьи художника и приезжающих к нему друзей и учеников, но строился как музей и картинная галерея, где должны были разместиться коллекции нескольких поколений семьи Поленова. Дом должен был стать культурным центром всей округи, своеобразной народной академией искусств. Все оборудование для музея (шкафы, витрины, полки) было сделано местными мастерами по рисункам и чертежам Поленова.

Музей открылся для посетителей, и художник сам любил водить экскурсии по нему, показывая многочисленные коллекции художественных раритетов. Здесь же размещалась и картинная галерея, в которой можно было видеть работы Поленова разных лет, произведения его друзей и учеников.


музей Поленово

Строительство усадьбы на живописном берегу реки Оки позволило художнику раскрыть еще одну сторону многогранного таланта. На Оке Поленов много работал: писал картины, сочинял музыку, сажал деревья в парке, строил дамбу, помогал строить лодки.


На лодке. Усадьба Абрамцево
В.Д.Поленов с дочерьми Натальей и Ольгой и доктором И.И.Трояновским, 1901 год

Со свойственной ему энергией занимался проблемами народного образования. Василий Дмитриевич построил две школы в окрестных деревнях. Последние его работы были тоже посвящены детям: в 20–е годы он создал диораму - кругосветное путешествие в картинках. Волшебные световые картины стали праздником для крестьянских ребятишек.

Василий Дмитриевич Поленов умер 18 июля 1927 года в возрасте 83 лет. В 1926 году одному из первых в России ему присвоили почетное звание Народного художника России. Похоронен Василий Дмитриевич на высоком берегу Оки в деревне Бехово, на простом деревенском кладбище. На могиле, как и следовало по завещанию, поставлен деревянный крест, сделанный по эскизу самого художника. Еще в 1906 году в своем художественном завещании Поленов писал:

«Смерть человека, которому удалось исполнить кое-что из своих замыслов, есть событие естественное и не только не печальное, а скорее радостное, закономерное, это есть желанный отдых, покой, причем покой небытия, а бытие остается и переходит в то, что он сотворил».

С.И.Мамонтов и В.Д.Поленов (слева) 1890

Официальный сайт художника

Официальный сайт музея «Поленово»

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Знаменитый русский художник Василий Поленов относится к эпохе русской живописи второй половины 19 века. Он подарил миру большое количество работ, отображающих красивейшие пейзажи необъятной России. Одной из значимых картин в биографии художника […]

Василий Дмитриевич Поленов происходил из дворянской многодетной семьи. Его мать была детским писателем и хорошо рисовала – именно она дала сыну первые уроки живописи. Самые яркие впечатления детства художника связаны с поездками […]

Картина «Среди учителей» относится к Евангельскому циклу работ знаменитого художника Василия Дмитриевича Поленова. Интерес к религиозной теме был характерен для мастеров того времени. Однако как сам утверждал автор, он искал «исторической правды». […]

Василий Поленов – художник-реалист. Полотно “Право господина” создано в 1874 году. Местом хранения является Государственная Третьяковская галерея. В основу сюжета картины легло средневековое право феодала на проведение первой ночи со всеми девушками, […]

«Автопортрет» датирован 1901 годом. На нем Василию Дмитриевичу Поленову около шестидесяти лет. Этот человек был одарен многими талантами и интересовался всевозможными сферами проявления искусства. В. Поленов был первопроходцем, взявшись за исследование и […]

Лирик пейзажист, писал библейские сюжеты, новатор. Поленов В.Д. научил художников по-новому обращаться с красками.

Отец Василия Поленова историк, археолог, библиограф. Дмитрий Васильевич участвовал в подготовке реформы, освободившей крестьян. Мать Мария Александровна Ваейкова, внучка архитектора Н. Львова, писала портреты под руководством академика живописи К. Молдавского (ученика К. Брюлова), была автором детских книг. Сестра Поленова также стала известной художницей и участвовала в утверждении нового искусства на рубеже XIX-XX веков.

С 1859 года студент Академии художеств П. Чистяков обучал будущего художника азам живописи. П. Чистяковым воспитаны едва ли не все знаменитые русские художники второй половины XIX века. Он предвещал Поленову известность: «Они колорист, - говорил он, - так составляют тона, что и мне не составить».

Поленов, преданный природе, её обожатель и служитель. Первое знакомство с природой состоялось в десятилетнем возрасте, когда родители привезли его в имение Имоченцы в Олонецкой губернии.

В 1861 году Поленов едет учиться в Петрозоводск, а в 1863 году в Петербург, где поступает на физико-математический факультет Петербургского университета. В это же время Поленов посещал занятия в Академии художеств, когда в Академии был переломный момент (И. Крамской с единомышленниками покинули Академию в знак протеста против академизма). В то самое время, когда зародилась реалистическая живопись.

В 1871 году русский художник, продолжая посещать натурный класс (в качестве штатного студента), окончил университет, только уже на юридическом факультете, защитил диссертацию «О значении искусства в его применении к ремёслам». Так Поленов получил степень кандидата прав. Тогда же он получил и Большую золотую медаль в Академии художеств, представив на конкурс картину «Воскресение дочери Иаира», - такой же медалью в том же году наградили и выпускника Академии И. Репина. Большая золотая медаль давала право на заграничную стажировку.

В 1872-76 годах Поленов обучается за границей – в Германии, Италии и Франции. За это время русский художник выбрал направление в живописи, его любимым художником был Паоло Веронезе (Венеция), в Париже и Вёле писал картины, здесь же он близко сошёлся с И. Репиным.

В Риме Поленов познакомился с меценатом С. Мамонтовым, позднее он стал активным участником абрамцевского кружка. В Абрамцеве Поленов написал многие свои картины, оформлял любительские спектакли, а в мамонтовской Частной опере – профессиональные. Русский художник сам писал оперы, в качестве архитектора предложил свой проект церкви Спаса Нерукотворного.

В 1882 году в Абрамцеве Поленов встретил свою вторую половину – Н.В. Якунчикова, двоюродная сестра Е.Г. Мамонтовой. Жена Поленова увлекалась живописью, посещала Училище живописи, ваяния и зодчества, всегда разделяла художественные интересы мужа. Из её переписки с сестрой известно много фактов о работе русского художника.

В 1876 году, вернувшись в Россию, русский художник отправляется на сербско-черногорско-турецкую войну, затем – на русско-турецкую. На последней он состоял художником-корреспондентом при главной квартире наследника-цесаревича (в будущем – императора Александра III).

В 1877 году Поленов переезжает в Москву. В 1878 году становится членом Товарищества передвижных выставок. На VI передвижной выставке увидела свет картина художника – «Московский дворик» - она принесла художнику славу и стала открытием нового жанра «интимного» пейзажа.

В 1881-82 годах, для того чтобы написать картину «Христос и грешница», Поленов едет на Восток, где делает множество эскизов картин, они отличаются свободой исполнения и искрящимися красками.

В 1882 году Поленов – руководитель пейзажного и натюрмортного классов в Московском училище живописи, ваяния и зодчество. 12 лет Поленов обучал молодые дарования, среди них были и знаменитости – К. Коровин, И. Левитан, М. Нестеров, А Головин, И. Остроухов, А. Архипов, С. Малюгин. Ученики души не чаяли в своём учителе. «Его картины, - вспоминал А. Головин, - восхищали нас своей красочностью, обилием в них солнца и воздуха. Это было настоящее откровение».

В 1899 году Поленов снова едет на Восток. Там он собирает материалы для создания цикла картин «Из жизни Христа». А в 1909 году представил эту серию зрителю, выставка стала крупнейшим художественным событием предреволюционных лет.

В 1892 году Поленов переезжает в усадьбу «Борок» на берегу Оки, её построили по проекту художника, там он прожил 40 лет. Художник мечтал о том, что она станет «гнездом художников» и первым провинциальным музеем. В соседнем Бехове построил для крестьян церковь, основал народный театр. В 1913 году он работал в качестве председателя секции народных театров при московском Обществе народных университетов.

В 1926 году Поленов получает звание народного художника РСФСР, через год он умирает в собственной усадьбе.

Известные произведения Поленова Василия Дмитриевича

Картина «Московский дворик» датируется 1878-м годом и находится в настоящее время в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. С этой картиной происходит творческий перелом в жизни русского художника, в это же время в 1877 году он переезжает в Москву, открывшую в нём самобытного живописца. Картина предстала перед зрителем на VI передвижнической выставке в 1878 году. Автор картины считал, что картина не несёт в себе «идеологической» выдержки, о чём он сообщил в письме И. Крамскому: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи – мне хотелось бы ступить на передвижную с чем-нибудь порядочным…» В это время художник занимался поиском квартиры, создав картину между делом, запечатлев вид из окна.

«Московский дворик» - городской пейзаж с элементами жанровой живописи – наполнен теплотой будничной жизни. Если говорить о стиле написания картины, то можно отметить, что фон и передний план картины глубоко контрастируют. Фон является торжественной частью картины, на нём изображены храмы, колокольни, особняки. На переднем плане в ином цветовом решении раскрывается «частная» жизнь. Академизм картины заключается в противопоставлении переднего и заднего планов картины. Плавный переход от неба к зелени достигнут приёмом колориста – светло-голубые крыши с зелёным оттенком. Глядя на эту картину, кажется, будто ты сам выглядываешь из окна, где возникает сцена брошенного другими детьми, плачущего ребёнка. Композиционное решение картины в расположении участников картины – лошади, куры, люди – ведут взгляд от одной «вехи» к другой.

В 1879 году Поленов пишет другое известное произведение – «Заросший пруд» - шедевр мастера-колориста. Картина «Заросший пруд» - повествовательный пейзаж – заключает в себе несколько впечатлений художника. Эту картину Поленов начал писать до отъезда на русско-турецкую войну. В деревне Петрушки под Киевом он сделал этюд к картине (лето 1877 год). Осенью 1878 художник переезжает с Арбата на московскую окраину, в Хомовники. Здесь он переносит в свой этюд всю прелесть старого сада. Так в 1879 году картина увидела свет на VII передвижнической выставке. Тема картины имела продолжение. Ученик Поленова И. Левитан написал свой «Заросший пруд». Работа Поленова оказалась успешной и плодотворной.

Моделью фигуры женщины была сестра художника В.Д. Хрущёва. В картине присутствуют ностальгические нотки, которые подчёркнуты старыми мостиками с вытоптанной тропинкой. Тут также прослеживается академическое звучание картины в композиции, построении заднего и переднего плана. Передний план выписан с особой тщательностью – яркие кувшинки и другие детали. В применении художником в разной градации одного и того же зелёного цвета заключается мастерство Поленова-колориста.

Одна из знаменитых работ русского художника, написанная в 1886 году – «Больная». Второе название картины «Элегия». Эта картина имеет 13-и летнюю предысторию. Первый эскиз был сделан художником в 1873 году. В пенсионерской поездке от Академии художник познакомился с русской студенткой Е. Богуславской, безнадёжно больной девушкой. Живописца потряс образ угасающей юности. Им был сделан эскиз, к которому он вернулся в 1881 году, потрясённый смертью сестры В.Д. Хрущёвой. В это же время умирает душа абрамцевского кружка Маруся Оболенская, в которую Поленов был влюблён. В 1886 году умер первенец художника. Так в 1886 году было закончено полотно и отправлено на передвижническую выставку. Эта была последняя картина написанная Поленовым на жанровый сюжет.

Всепоглощающая тьма окружает и затягивает девушку, символизирует смерть, почти навязчива. Чтобы подчеркнуть безнадёжное состояние девушки – художник помещает её в глубь пространства, скрыв лицо в тени и уточнив его печальное выражение. Цветовым центром колористической композиции выступают предметы на столике, как образ жизни.

Знаменитая картина Василия Поленова «Христос и грешница» (1886-87). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Поленов написал целый цикл произведений «Из жизни Христа». Название каждой картины соответствует цитате из Евангелия. Полотно «Христос и грешница» открыло серию картин библейских сюжетов. Первоначальное название картины – «Кто без греха?». Цензор XV передвижнической выставки заменил название на – «Христос и блудная жена». Удивительно, что цензура вообще пропустила эту картину на выставку. Дело решил царь Александр III, купивший эту картину. Эта картина «взламывала» существовавшую традицию изображения Христа. Поленов очеловечил Его. Христос у него – не Бог, а странник, мудрец, гуманист. Образ был продиктован тогдашним этическим исканиям, под влиянием книг Э. Ренана и религиозным реформаторством Л. Толстого. В. Версаев после выставки писал: «Картина даёт такого Христа, - каким мы Его теперь только и можем мыслить, - не Бога, а человека с огромной душой».

Христос Поленова предельно приземлён, сидит в усталой позе, одет в простые одежды, какие русский художник видел на Востоке. Задний план картины с одной стороны соответствует колоритным восточным пейзажам, а с другой, соответствует академической стилистике, напоминая театральную декорацию. Симон Киринеянин, едущий на осле, олицетворяет – вкупе с учениками Христа, помещёнными слева, - момент ожидания. Для их написания были использованы эскизы, привезённые с Востока.

Шедевр Поленова В.Д. – картина «Бабушкин сад»

Данное произведение написано в 1878 году и находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Шедевр Поленова «Бабушкин сад» вышел из трилогии Поленова, созданной в 1878-79 годах. Её составляют картины: «Заросший пруд», «Московский дворик». Поленов пишет старое дворянское здание (только с разных сторон) на картинах «Московский дворик» и «Бабушкин сад». Это дом Брумгартен, угол Трубниковского и Дурновского переулков на Арбате. Картина была выставлена на VII передвижнической выставке в 1879 году и принесла огромный успех Поленову. Эта картина соединяет в себе пейзаж и жанровую картину. 1861 год знаменовался окончанием дворянского быта, чему послужила проводимая тогда Крестьянская реформа. Тема разрушающихся «дворянских гнёзд», символизирующих конец целой исторической эпохи, прочно вошла в русскую живопись второй половины XIX века.

На картине изображён дворянский особняк, какими Москва была застроена после страшного пожара 1812 года. Особняки в то время строились в основном деревянные, а сверху наносилась штукатурка под камень. Поленовский особняк изображён с облупившейся краской, обнажившей деревянные брёвна. Облупившаяся лестница, ржавый карниз – всё это знаки безжалостного времени. Запущенный сад, разросшийся и «отпущенный на волю» живо участвует в картине. В картине ярко отражена антитеза старости и молодости. И это не только шествующие бабушка с внучкой, но и сама их одежда, буйная молодая зелень и старые деревья. Картина поражает своей колористической гаммой. Здесь нет ничего лишнего.

  • Московский дворик

  • Заросший пруд

Работавший в разных жанрах художник запомнился публике, прежде всего, как создатель замечательных образцов русского пейзажа. Запомнился солнечной, радостной простотой своих картин. Возле работ Поленова в Третьяковской галерее всегда скопление народа. Небо светлое, высокое, омывающее купола церквей и деревянные крыши дворовых построек, блики на дорожках, кущи сирени и буйные заросли травы – все это безыскусное, знакомое, и во всем этом она, Россия-матушка. Увидеть привычных вещей и передать ее так, чтобы тронуло сердце, под силу только большому таланту. 18 июля – день памяти этого замечательного художника. Дай Бог, чтобы творчество Василия Дмитриевича не ушло из памяти, как это часто бывает с классикой. Привычка в этом случае – род забвения. Пусть в том или ином жанре кто-то из наших молодых читателей откроет для себя «своего» Поленова.

В бодром духе

Холодная и мрачная выдалась осень в 1920-м. Беспощадный зной минувшего лета во многих районах уничтожил посевы. За реквизициями начался массовый голод. 76-летний художник жил в бывшей своей усадьбе Борок. По неделям не вылезал из толстого пиджака, не снимал шапки и рукавиц. Чтобы как-то подкрепить себя, пек яблоки и с утра до вечера работал.

Чем поддержать людей, когда так трудно, тоска подступает? И тут-то родилась идея – показать красоту Божиего мира, дать хоть немного радости. На этот раз Поленов задумал нечто сказочное: устроить световой с подсвеченными картинами, на которых бы изображалось путешествие по разным уголкам земли. «Вы подумайте только, как живут крестьяне» , – говорил Василий Дмитриевич, – «Полгода холода, темноты, ничего кроме трактира… С тоски можно умереть…И вдруг кругосветное путешествие!» .

Для создания картин художник использовал свои ранние этюды, привезенные из поездок. Он сам сконструировал и изготовил переносной складной ящик для диорамы. Голод и работа понемногу подорвали его здоровье – писал он стоя. Когда диорама была, наконец, готова, он собрался ехать в Страхово, чтобы лично участвовать в показе, и тут ноги предательски отказались служить – распухли так, что валенки надеть было невозможно. Но не так-то просто было удержать Василия Дмитриевича на месте – он велел разрезать валенки сверху и все-таки поехал. Диораму открыли при местном музее, а ее создатель скромно сидел на крыльце при входе и любовался улыбающимися лицами выходящих зрителей.

Стремление приносить людям радость он сохранил до конца своей жизни, а в 80 лет – получил известие о присвоении ему звания народного художника. Он и был народным художником, по сути – вместе со своим народом переживал то, что стало общим уделом.

Многие люди отмечали присущий Поленову аристократизм. Пастернак писал о нем: «Это был единственный, в полном и лучшем смысле слова, джентльмен – европеец и аристократ» .

Поленова же такие определения смущали. Как-то он заметил родным: «Здесь почему-то все считают меня аристократом. Это какое-то недоразумение. Я никаких дворянских качеств в себе не чувствую. Постоянно работаю, да и выше всего люблю работу…Близкие мне люди все работники» . Поленов, действительно, всю жизнь трудился, но все же, связь с дворянской культурой выделяла его из среды художников и во многом определила своеобразие его творчества.

Истоки таланта

Родился Василий Дмитриевич Поленов в Петербурге, в 1844 году в родовитой семье. Отец его был крупным чиновником и дипломатом, и одновременно – известным историком и археологом. В доме Поленовых собирались художники, профессора, музыканты, ученые, и Василий рано приобщился к интеллектуальной и художественной атмосфере. С этим были связаны и трудности при выборе жизненного пути. С юности ему многое удавалось, и он никак не мог выбрать между наукой и искусством. Наконец, в семье было решено, что университетское образование ему не помешает, и Василий Дмитриевич поступил на физико-математический факультет университета, не оставляя и занятий на ученическом курсе в Академии художеств. Правда, живопись уже тогда больше увлекала его, и он даже на время ушел из университета.

Интерес Поленова к искусству во многом был обязан тому, что его учителем оказался один из лучших педагогов той поры, воспитавший целую плеяду великих художников – П.П. Чистяков. Через несколько лет, по настоянию родителей Поленов вернулся на университетскую скамью (на этот раз в качестве студента юридического факультета), но внутренний выбор, по-видимому, уже состоялся. Однако о получении высшего образования художник никогда не жалел – оно расширило круг его представлений, что было важно и для творчества. В годы учебы он с удовольствием посещал самые разные курсы: по праву, анатомии, по строительному искусству и начертательной геометрии и, наконец, по истории изящных искусств.

Две медали

1871 год в жизни начинающего художника был особенным. Впереди были выпускные испытания в университете и в Академии художеств, практически, одновременно. Экзаменовка не была для Василия Дмитриевича пустой формальностью. Он держал экзамены с честью. Большую часть предметов в университете Поленов сдал на «отлично», а между тем, в Академии его ожидало не менее серьезное испытание.

В качестве темы работы для выпускного конкурса они с И.Е. Репиным – его однокурсником – получили . Известная история о том, как Христос воскресил скоропостижно умершую 12-летнюю дочь начальника синагоги. По окончании работы на суд Академии были представлены две замечательные, но совершенно разные по стилю и по настроению картины. Репину удалось передать величие и таинственность чуда воскресения. В репинском образе Спасителя была и божественная сила, и мощь, и доброта, и Его безмерное одиночество среди мира. При взгляде на этот образ вспоминались слова пророчества о Христе: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Ис. 54:3; Мф. 8: 17). «Мужем скорбей» был Христос на картине Репина.

И.Е. Репин «Воскрешение дочери Иаира» (1871 г.)

Иное художественное решение предложил Поленов. Его работа выглядела более простой, почти жанровой, чудо было, как бы, растворено в повседневности, а при взгляде на его образ Спасителя вспоминалось другое пророчество – «нет в нем ни вида, ни величия» (Ис.53:2). Усталым путником, самоотверженным врачом представил Господа художник. Картина служила напоминанием о том, что, придя в мир, Сын Божий по смирению«принял зрак (т.е. образ) раба» , уподобился нищим земли. И сколько теплоты и надежды было во взгляде девочки, которую держал за худенькую, прозрачную от болезни руку Христос! Оба выпускника Академии получили за свои картины большие золотые медали и право на заграничные поездки для совершенствования своего таланта.

В.Д. Поленов «Воскрешение дочери Иаира» (1871 г.)

От европейского романтизма – к русской лирике

Путешествуя по Европе, Поленов искал свой «стиль», свою дорогу в искусстве. Он привез из заграницы две значительные исторические картины – «Арест гугенотки» и «По праву господина». Обе были высоко оценены знатоками живописи, однако еще слишком напоминали работы европейских мастеров, а Поленов не хотел идти путем простого подражания.

«Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон» (1875.г.)

Прошло несколько лет, и Василий Дмитриевич, наконец, нашел свою «нишу». В те годы он сближается с передвижниками – художниками нового поколения, противопоставившими суховатому академизму с его строгими канонами – более живое, реалистическое изображение действительности.

Поленов с его стремлением к простоте встраивался в это направление. И тогда один за другим появились на свет его «тургеневские» пейзажи. Прежде русские художники часто подражали итальянским мастерам, искали особые виды, необычное освещение. Казалось, что из «бедной русской природы» нельзя извлечь ничего особенного. Поленов же опрокинул стереотипы, смог передать красоту привычного. Работы его были то радостными, как «Московский дворик», пронизанными солнцем, то немного грустными, передающими неброскую прелесть, застенчивость поросших травой и кустарником старинных усадеб.

«Московский дворик» (1878 г.)

«Бабушкин сад» (1878 г.)

Глядя на его «Бабушкин сад» или «Заросший пруд», хотелось погрузиться в неторопливую, размеренную жизнь, где все – уютный дом с историей, мостки и лодка, укромные уголки сада и лилии на воде – радовало сердце, было близко и соразмерно человеку. Успех картин Поленова был полным, и если прежде друзья, подшучивая над его увлечением Европой, называли его «Доном Базилио», то теперь ему присвоили почетное «звание» – «рыцаря передвижничества».

«Заросший пруд» (1879 г.)

Дорогами Христа

Художественное наследие Поленова – это не только пейзаж, историческая и жанровая живопись. Еще в юности под впечатлением работы Иванова «Явление Христа народу», художник задумал создать цикл картин о жизни Спасителя. С этой целью Василий Дмитриевич много путешествовал, изучал природу, быт, этнографические детали, пока, наконец, не воплотил свой замысел. При этом ему удалось сохранить ту же простоту, что и в русском пейзаже.

Одна из известных работ поленовского цикла – «На горе». Мы знаем, что Господь – Создатель мира, но как просто передает это Поленов! – Христос здесь – путник, находящийся в полной гармонии с природой. Он – источник ее красоты и совершенства.

«На горе»

Та же будничность, то же отсутствие внешних эффектов – и в работе В.Д, Поленова «Христос и грешница», где главной является тема милосердия и правосудия. Яростная толпа с чувством мнимой правоты под крики и улюлюканье влачит к Иисусу обличенную в грехе молодую женщину, а Тот хранит удивительное спокойствие. Еще минута, и после нескольких Его слов от этого множества народа не останется никого, а над головой этой несчастной, успевшей пережить и ужас позора, и угрозу расправы, – заплаканной, оцепеневшей, – прозвучит слово прощения и предостережения…

«Христос и грешница» (1887 г.)

В каком бы жанре ни работал Василий Дмитриевич Поленов, писал ли он интерьеры или античные развалины, жанровые портреты или пейзажи, повествовал ли о жизни Христа, – все его творчество излучало мир, гармонию и добро. Так он понимал свое призвание, свое назначение художника.

«Теремной дворец» (1877 г.)

1 Цит. по: Пастон Э.В. Василий Дмитриевич Поленов. – Л. Художник РСФСР, 1991. С. 105

2 Пастернак Л.О. В.Д. Поленов. Из моих воспоминаний. Г Т Г. О Р. ф. 54, ед. хр. 3415 (Цит. по: Пастон Э.В. Василий Дмитриевич Поленов. С. 106)

3 Цит. по: Сахарова Е.В. Народный театр и семья В.Д. Поленова. Воспоминания дочери художника. // Тарусские страницы. – Калуга, 1961. С. 149

4 Название свое это направление получило, благодаря передвижным художественным выставкам, которые художники организовывали по разным городам России.

При работе над материалом были использованы следующие источники:

  1. Пастон Э.В. Василий Дмитриевич Поленов. – Л. Художник РСФСР, 1991.
  2. Сахарова Е.В. Народный театр и семья В.Д. Поленова. Воспоминания дочери художника. // Тарусские страницы. – Калуга, 1961.
  3. Сахарова Е.В. В.Д. Поленов, Е.Д. Поленова. Хроника семьи художника. – М., 1964.
  4. Любимые русские художники. Василий Дмитриевич Поленов. (http://www.bibliotekar.ru/kPolenov)
  5. Государственный музей усадьба В. Д. Поленова (http://polenovo.tula-oblast.ru)
  6. Поленов, Василий Дмитриевич. Материал из Википедии – свободной энциклопедии. // ВикипедиЯ.

Василий Дмитриевич Поленов (20 мая (1 июня) 1844, Санкт-Петербург - 18 июля 1927, усадьба Борок, Тульская область) - русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог.

Биография Василия Поленова

Родился Василий Дмитриевич Поленов в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в культурной дворянской семье. Его отец — Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика по отделению русского языка и словесности, — был известным археологом и библиографом. Мать будущего художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для детей и занималась живописью.

Способности к рисованию были свойственны большинству детей Поленовых, но наиболее одаренными оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками. У детей были педагоги по живописи из Академии художеств. Встреча с одним из преподавателей — П.П. Чистяковым — стала определяющей для жизненного пути Поленова. Чистяков обучал рисунку и основам живописи Поленова и его сестру в 1856-1861 годах.

После долгих колебаний в 1863 году он, окончив гимназию, поступает вместе со своим братом Алексеем на физико-математический факультет (естественный разряд) Петербургского университета.

Одновременно по вечерам в качестве вольноприходящего ученика он посещает Академию художеств, причем занимается не только в рисовальных классах, но так же с интересом слушает лекции по предметам анатомии, строительному искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств. Не прекращает Поленов и занятий музыкой. Он не только был постоянным посетителем оперного театра и концертов, но и сам пел в студенческом хоре Академии.

Перейдя в натурный класс Академии художеств уже в качестве постоянного ученика, Поленов на время оставляет университет, целиком погрузившись в занятия живописью. Сделав тем самым правильный выбор, ведь уже в 1867 году он заканчивает ученический курс в Академии художеств и получает серебряные медали за рисунки и этюд.

В 1871 году он получает диплом юриста.

Творчество Поленова

В 1869 году за картину «Иов и его друзья» Поленов получил малую золотую медаль, а в 1871 году (одновременно с Ильёй Репиным) за конкурсную работу «Христос воскрешает дочь Иаира» - большую золотую медаль.

Окончив одновременно университетский курс по юридическому факультету в 1872 году, Поленов отправился за границу в качестве пенсионера академии. Посетил Вену, Мюнхен, Венецию, Флоренцию и Неаполь, длительное время жил в Париже и написал там в числе прочего картину «Арест графини д’Этремон», обеспечившую ему в 1876 году звание академика.

Возвратившись в том же 1876 году в Россию, вскоре отправился на русско-турецкую войну, в продолжение которой состоял официальным художником при главной квартире наследника-цесаревича (впоследствии императора Александра III).

С 1870-х Поленов много работал в области театрально-декорационной живописи. В 1882-1895 годах художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его учеников были И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и Е. М. Татевосян.

В 1877 Поленов поселился в Москве. Спустя год на VI передвижной выставке Поленов показывает ставшую впоследствии его визитной карточкой картину «Московский дворик», написанную с натуры в арбатском переулке. После её оглушительного успеха художник становится родоначальником нового жанра - «интимного пейзажа».

С 1879 года состоял членом Товарищества передвижных художественных выставок. Приобретает славу мастера эпического пейзажа, которую затем приумножит, поселившись на Оке и совершив путешествия по местам, связанным с колыбелью христианства.

В 1881-1882 отправляется в своё первое путешествие на Ближний Восток и по библейским местам: в Константинополь, Палестину, Сирию и Египет, откуда привозит эскизы и наброски к масштабному полотну «Христос и грешница», а также другие картины, написанные в найденной Поленовым в поездке новой для себя манере письма.

В 1883-1884 в Италии продолжает работу над картиной «Христос и грешница», в 1887 она экспонируется на XV-ой выставке передвижников.

В 1888 пишет картину «На Тивериадском (Генисаретском) озере».

Работы художника

  • Бабушкин сад. 1878
  • Березовая аллея. 1880
  • Московский дворик. 1878
  • Золотая осень. 1893
  • На лодке. Абрамцево. 1880
  • Заросший пруд. 1879


  • Старая мельница. 1880
  • Зима. Имоченцы. 1880
  • Ранний снег. 1891
  • Ливень. 1874
  • Осень в Абрамцеве. 1898
  • Пруд в Абрамцеве. 1883
  • Сказитель былин Никита Богданов. 1876
  • Теремной дворец. Наружный вид. 1877
  • Христос и грешница. 1888
  • Олива в Гефсиманском саду. 1882
  • Голова еврея. 1884
  • Парфенон. Храм Афины-Парфенос. 1881-2
  • Арест гугенотки 1875
  • Мечеть в Дженине. 1903
  • В парке. Нормандия. 1874