Русская культура 13 15. Русская культура XIII- XV веков. Литература. Общественная мысль

Во второй пол. XVII в. было создано несколько государственных школ.

1649г. – школа Ф.Ртищева (школа в Андреевском монастыре).

1640 – х – школа Епифания Славинецкого в Чудовом монастыре,

1665г. – школа Симеона Полоцкого в Заиконоспасском монастыре работала школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора (Типографическая школа 1681г во главе с русским монахом Тимофеем и греком Мануилом), Аптекарского приказа и др. В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия, где учили «от грамматики, риторики, пиитики, диалектики, философии... до богословия». Возглавили Академию братья Софроний и Иоанникий Лихуды (после ссылки Лихудов 1701г. Академия пришла в упадок), ученые-греки, окончившие университет в Падуе (Италия). Здесь готовили священников и чиновников. В этой академии учился и М. В. Ломоносов.

Об интересе русских людей к грамоте свидетельствует распродажа в Москве (1651) в течение одного дня «Букваря» В. Ф. Бурцева , изданного тиражом 2400 экземпляров. Были опубликованы «Грамматика» Мелетия Смотрицкого (1648) и таблица умножения «Считание удобное» (1682). Но: Псалтырь.

В XVII в., как и раньше, шел процесс накопления знаний. Большие успехи были достигнуты в области медицины («Травники», «Лечебники», «Фармакопея» Ивана Венедиктова, «О строении тела человеческого» - перевод Епифания Славинецкого) в решении практических задач по математике (многие умели с большой точностью измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т. п.), в наблюдении за природой.

Век великих географических открытий . 1632г. – казаки добрались до Лены, основали якутск; Елисей Буза открыл Яну, Индигирку, а Копылов добрался до Охотского моря (1639г. ). В 1643г. Колесников дошёл до Байкала, а Поярков открыл Амур, который был исследован в 1650-1651гг . Хабаровым. 1654г. были открыты реки Аргун, Селенга и Ингода. 1675-1678гг . – экспедиция в Китай О.Н. Спафарий, составлено «Описание первыя части Вселенныя, именуемой Азии», «Сказание о великой реке Амуре».

1692-1695гг . – голландец Исбрант Идес составил описание части России в районе границы с Китаем. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева (за 80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Северной Америкой, открыл р. Анадырь. Самая восточная точка нашей страны носит сейчас имя Дежнева. Е. П. Хабаров в 1649 г . составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович. В самом конце XVII в . сибирский казак В. В. Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова. 1690г. морской офицер Дубровин составил карту Туркестана. Первая карта Московского государства была составлена на рубеже 16 – 17 веков, 1640г. - «Роспись сибирским городам и острогам», а в 1672г. - «Чертёж Сибирской земли».

Литература. В XVII в. созданы последние официальные летописные сочинения. «Новый летописец» (30-е годы) излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени. В нем доказывались права новой династии Романовых на царский престол.

Центральное место в исторической литературе заняли исторические повести, имевшие публицистический характер. Например, группа таких повестей («Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание» и др.) была откликом на события Смутного времени начала XVII в.

Проникновение светских начал в литературу связано с появлением в XVII в. жанра сатирической повести , где действуют уже вымышленные герои. В «Службе кабаку», «Повести о куре и лисе», «Калязинской челобитной» содержалась пародия на церковную службу, высмеивались обжорство и пьянство монахов, в «Повести о Ерше Ершовиче» - судебная волокита и взяточничество. Новыми жанрами были мемуары («Житие протопопа Аввакума») и любовная лирика (Симеон Полоцкий).

Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первго русского печатного сочинения по истории. Киевский монах Иннокентий Гизель составил «Синопсис» (обозрение), где в популярной форме содержался рассказ о совместной истории Украины и России, которая начиналась с момента образования Киевской Руси. В XVII - первой половине XVIII в. «Синопсис» использовался как учебник русской истории.

Культура народа является частью его истории. Её становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу.

Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности. Рождение народа шло. одновременно по нескольким линиям - хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась. как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государства, жизнь которого развертывалась на огромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры. Она складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты - одни для Поднепровья, другие - для Северо-Восточной Руси и т.д.

Устное народное творчество — былины и песни, пословицы и поговорки, сказки и заговоры, обрядовая и иная поэзия — отразило представления русских людей о своем прошлом, окружающем мире. Былины о Василии Буслаевиче и Садко воспевают Новгород с его бурной городской жизнью, торговыми караванами, плывущими в заморские страны.

В историко-культурном процессе XIII-XV вв. выделяются два периода. Первый (с 1240 г. до середины XIV в.) характеризуется заметным упадком во всех областях культуры в связи с монголо-татарским завоеванием и одновременной экспансией со стороны немецких, шведских, датских, венгерских, литовских и польских феодалов. Второй период (11-ая половина XIV-XV вв.) отмечен подъемом национального самосознания, возрождением русской культуры .

Иноземные вторжения особенно пагубными оказались для южных и западных земель. Поэтому центр общественно-политической и культурной жизни постепенно сместился на северо-восток, где в силу ряда причин с середины XIV в. установилась гегемония Москвы. Именно Московскому княжеству было суждено, преодолевая феодальную раздробленность Руси, возглавить борьбу против Золотой Орды и к концу XV в. завершить оба процесса созданием единого и независимого государства.

Просвещение и накопление научных знаний.

В эпоху средневековья распространение грамотности и знаний шло разными путями в княжеских дворцах, монастырях, торговых городах и в деревне. В то время, как в бесписьменной деревне знания о природе, человеке, устройстве мира, родной истории передавались молодому поколению из уст в уста в виде сельскохозяйственных примет, знахарских рецептов, сказок, эпической поэзии и т.п., просвещение в городах, монастырях и вотчинных замках основывалось на книгах. Судя по житийной литературе XIV — XV вв., обучение детей начиналось в возрасте 7 лет, сначала их учили чтению ("грамоте"), а затем письму. Новгородская былина о Василии Буслаеве так рассказывает об этом:


Церковная монополия на образование придавала ему преимущественно богословский характер. Найденные в Новгороде азбука XIII — XIV вв., вырезанная на небольшой можжевеловой дощечке, и учебные записи XIII в. мальчика Онфима свидетельствуют о применении слогового обучения чтению и письму. Многочисленные берестяные грамоты говорят, что русские горожане, в том числе и женщины, широко использовали свои знания как в деловой практике, так и в быту.

Несмотря на тяжесть монголо-татарского ига, в XIV — XV вв. на Руси развивалось книжное дело. Постепенная замена пергамена бумагой делала книги более доступными. К XV в. известно уже достаточно много библиотек. Хотя большинство книг того времени, очевидно, погибло в огне военных пожаров, в кострах церковной цензуры и т.п., от XIII-XIV вв. до нас дошло все же 583 рукописные книги. Говоря о распространении "книжной премудрости", надо иметь в виду коллективное использование средневековых книг. Чтение вслух тогда было широко распространено во всех странах и во всех слоях общества.

Математические познания в XIII-XV вв. не получили особого развития. Древнерусская цифровая система была крайне неудобной: для каждого разряда чисел (единиц, десятков, сотен) существовали особые буквенные обозначения; отсутствовало понятие нуля: дроби обозначались словесно (1/6 — "пол-трети"; 1/12 — "пол-полтрети") и т.п. Все это затрудняло точные математические действия.

Космологические представления русские книжники черпали из христианской богословской литературы, трактовавшей вопросы мироздания весьма противоречиво. Среди сочинений такого рода в XIII-XIV вв. наиболее популярными были компилятивное дохристианское произведение "Книга Еноха " (II — 1 вв. до н.э.) и "Христианская топография "Космы Индикоплова (ок. 549 г.). Согласно "Книге Еноха", мир представляет собой землю и 7 небес над нею. На первом пребывают духи, ведающие дождем и снегом; второе является средоточием тьмы, прибежищем темных сил: третье — место отдыха Бога, рай: на четвертом небе расположены солнце, луна и звезды; на пятом—томятся в заключении падшие ангелы; на шестом — находятся духи, ведающие движением светил, сменой времен года и т.п.; седьмое небо — место постоянного пребывания Бога, окруженного высшими духами.

В другом месте этой же книги дано совсем иное описание мира. Читателя, знакомого с противоречивой космогонией "Книги Еноха", окончательно могли сбить с толку не менее фантастические представления К. Индикоплова, описывавшего Землю в виде стола или прямоугольной доски и т.п. Большим шагом вперед явилось возрождение на Руси в начале XV в. античных представлений о мироздании. В сборнике "Странник со иными вещьми" (1412 г.) содержится прямое заявление о шарообразности Земли. Автор сопоставляет ее с яичным желтком, а небо и воздух — с белком и скорлупой. Рациональное осмысление природы мироздания было существенно затруднено влиянием религиозно-мистического мировоззрения.

С постепенным развитием торговли, восстановлением дипломатических связей, возрождением паломничества в XIV-XV вв. происходило расширение географического кругозора русских людей. К этому времени относится составление множества рукописных сборников, содержавших подлинные и подробные описания Царьграда, Пелестины, Западной Европы и других земель ("Сказание о святых местах о Костянтинеграде (Константинополе — Т.Б.)" Василия Калики, 1313 г.; "Странник Стефана Новгородца; "Сказание о пути от Царьграда к Иерусалиму", ок. 1349 г.: "О Египте, граде велицем (путешествие Мисюря Мунехина)", ок. 1493 г. и др.).

Самым выдающимся памятником этого рода является "Хожение за три моря" Афанасия Никитина, совершившего в 1466-1472 гг. небывалое путешествие по Волге и Каспию в Персию, а затем в Индию. Путевые заметки Никитина отличаются обстоятельностью и широтой кругозора, являются прекрасным источником знаний по географии, этнографии и социально-экономической жизни Индии XV в. и в этом превосходят краткие записки Васко да Гамы, португальского мореплавателя, совершившего три плавания в Индию (1497-1499 гг., 1502-1503 гг., 1524 г.).

Общественные идеи.

Общественные идеи, связанные с осмыслением человека в мире и обществе, а также политические теории со времени утверждения христианства на Руси в основном укладывались в рамки религиозного мировоззрения. В XIV — нач. XV вв. Русь, восприняв в основном философско-богословские течения Византии, отставала от нее по уровню философского мышления. Если в Византии господствовали два главных идейных течения: победивший исихазм и побежденный рационализм, то на Руси ситуация была сложнее. Здесь взаимодействовали и противодействовали три течения философско-богословской мысли: православие в традиционном понимании, слабые ростки рационализма (в виде ересей) и исихазм.

Ортодоксальной христианской идеологии всегда было присуще утверждение о доступности человеческим чувствам сверхъестественных явлений (Бог действовал на земле, являясь людям в видениях, через ангелов и святых, "явлением" икон, чудесными исцелениями и т.п.). Идеологи исихазма развили взгляды раннехристианских учителей церкви, открывая перед верующими возможность богопознания, духовного и даже телесного единения с Богом через восприятие божественной энергии. На Руси в середине XV в. это учение утверждалось в ожесточенной борьбе одновременно как способ индивидуального подвижничества (исихазм "келейного" уровня) и как новый стиль духовно-культурной жизни. Особенно трудно исихазм прививался на русской почве как система философского мышления, вступив в известное противоречие с косной практикой церковной жизни.

Учение о неизбежности конца мира и божественного суда над человечеством, эсхатология2 всегда занимало значительное место в христианском мировоззрении. Но в эпохи социальных потрясений эсхатологические идеи принимали форму реального ожидания второго пришествия Христа. Такой период переживала Русь в XIV-XV вв. Летопись конца XIV — нач. XV вв. — это хроника трагических событий (после победы 1380 г. на Куликовом поле — опустошительный набег Тохтамыша: в 1387 г. и последующие годы — мор в Смоленске: татары разграбили Нижний Новгород и т.п.).

Поэтому интерес к эсхатологии в это время захватил практически все слои населения Руси. Но отношение к проблеме второго пришествия было весьма неоднородным. К первой группе относились представители церковной иерархии — активнейшие проповедники наступления "последних времен". Вторая группа, пассивно воспринимавшая страшные пророчества, многочисленна и разнородна в социальном отношении. Третью группу, очевидно, наиболее многолюдную, объединяла надежда на милость и всепрощение Божие. К четвертой относились еретики, с рационалистических позиций отрицавшие эсхатологическое учение.

В 70-е гг. XIV в. возникла в Новгороде, позже распространилась на Псков ересь стригольников (название связано, видимо, с обрядом пострижения в причетники). Широкий характер движения предопределил состав еретиков (горожане и низшее духовенство), возглавили его дьяки Карп и Никита (казнены в 1375 г. как еретики). Рационалистическая критика православной церкви велась стригольниками по двум направлениям: по вопросам богословской догматики (оспаривали божественное происхождение таинств священства, причащения, крещения, покаяния и др.) и по линии организационных основ церкви (отвергали церковную иерархию, выступали за предоставление мирянам права проповеди и за "дешевую" церковь — программа, предвосхищавшая требования Реформации). Изучение идеологии стригольников затруднено из-за отсутствия еретической литературы, полностью уничтоженной после подавления в конце XIV в. Отголоски этой ереси еще долго давали о себе знать, пока не слились с другим еретическим движением конца XV в.

Умонастроение эпохи, конечно, не исчерпывается этими идейными течениями, но в них как бы сфокусировались важнейшие жизненные представления русского человека XIV — XV вв., и именно они предопределили характер тех культурных сдвигов, которые произошли в историко-культурном npoцecce XIV -XV вв.

Фольклор и литература.

Борьба против монголо-татар была главной темой фольклора второй половины XIII-XV вв., ей посвящены жанры как традиционные (былины, сказания), так и новые (историческая песня). К трагическим событиям 1237 г. обращены сказания о рязанском партизанском отряде Евпатия Коловрата и историческая песня об Авдотье-Рязаночке, возглавившей строительство новой Рязани. Тогда же возникла поэтическая легенда о невидимом граде Китеже, скрывающемся от несметных орд Батыя на дне озера Светлояр. О восстании 1327 г. в Твери против Чолхана, наместника ордынского хана, поется в песне о Щелкане Дудентьевиче. Победа на Ку-ликовом поле породила целую серию фольклорных произведений, влияние которых обнаруживается в литературных памятниках, посвященных этой теме.

Период XIII-XV вв. в русской литературе является переходным в движении от киевской литературы, отмеченной идейно-статистическим единством, к литературе будущего централизованного Московского государства. В литературном процессе этого времени можно выделить два основных этапа: XIII-XIV вв. и XV в. Первый начинается с битвы на Калке (1223 г.) и заканчивается победой на Куликовом поле (1380 г.). Литература этого периода характеризуется разнородными тенденциями. Ведущий жанр этого времени — воинская повесть, доминирующая тема — монголо-татарское нашествие. Поэтическим пафосом, фольклорными образами и сильным патриотическим чувством проникнуты "Повесть о разорении Рязани Батыем", "Слово о погибели Русской Земли", "Сказание о подвигах и житии великого князя Александра Невского " (житие, имеющее черты воинской повести), "Повесть о Шевкале", посвященная событиям 1327 г. в Твери и др.

Второй этап в развитии литературы начинается после победы на Куликовом поле и завершается присоединением к Москве Великого Новгорода, Твери и Пскова. В эти годы в общественной мысли и в литературе господствовала идея политического и культурного объединения русских земель, которая все более связывалась с Москвой. Московская литература, вбирая в себя областные стилистические тенденции, приобретала общерусский характер и занимала ведущее место. О роли национального самосознания свидетельствует как возрождение общерусского летописания в кон. XIV — нач. XV в., так и целый цикл произведений, различных по жанру и стилю, но единых по теме — все они посвящены исторической победе России над татарами (летописная повесть о Куликовской битве, "Сказание о Мамаевом побоище", "Задонщина" Софония Рязанца, стилистически близкая знаменитому "Слову о полку Игореве", и др.).

Проблема сильной централизованной власти, назревшая в XV в., способствовала распространению на Руси популярного среднеевропейского фольклорного повествовательного сюжета — "Сказания о Дракуле воеводе". Автор его русского варианта, очевидно, дьяк Ф. Курицын, оправдывал жестокость самодержавного правителя, полагая, что только сильная власть способна установить порядок в государстве.

Идея общерусского единства, возникнув в домонгольский период, усилилась в тяжелые годы монголо-татарского нашествия. В XV в. тему национально-освободительной борьбы оттесняла литература нового типа, отличавшаяся тематическим и стилевым разнообразием, более органичной связью с фольклором, стремлением к психологизму.

Зодчество.

После монголо-татарского разорения русская архитектура переживала пору упадка и застоя. Монументальное строительство прекратилось на полстолетия, кадры строителей, по существу, были уничтожены, подорвана и техническая преемственность. Поэтому в конце XIII в. во многом приходилось начинать сначала. Строительство теперь сосредоточилось в двух основных районах: на северо-западе (Новгород и Псков) и в древней Владимирской земле (Москва и Тверь).

С конца XIII в. в новгородском зодчестве происходили важные изменения. На смену плинфе пришел местный волховский плитняк, который в сочетании с валунами и кирпичом формировал неповторимо пластичные силуэты новгородских построек. Из трех апсид осталась одна, что по-новому организовало алтарную часть. В результате, возник новый тип, соответствовавший вкусам и потребностям горожан (церкви Николы на Липне, 1345 г.; Спаса на Ковалеве, 1342 г. и Успения на Болотове, 1352 г.). Но лучшие памятники этого направления, отличающиеся богатством внешнего декора, созданы во 11-ой половине столетия (церкви Федора Стратилата на Ручью, 1360-1361 гг. и Спаса на Ильине, 1374 г.).

В полюбившемся стиле работали новгородские зодчие и в начале XV в. (церковь Петра и Павла в Кожевниках, 1406 г.). Географическое положение Пскова, постоянная опасность нападения Ливонского ордена обусловили развитие здесь оборонного зодчества. В IV—XV вв. возведены каменные стены псковского детинца (Крома) и "Довмонтова города". К началу XVI в. общая протяженность крепостных стен Пскова составила 9 км. В 1330 г. вблизи города была построена крепость Изборск — одно из крупнейших сооружений Древней Руси, выдержавшее восемь немецких осад (!) и до сих пор поражающее своей неприступностью.

Псковские храмы небольших размеров возводили из местного камня и белили, чтобы известняк не выветривался (церкви Василия на горке, 1413 г.; Георгия со Взвоза, 1494 г. и др.). Архитектурный облик церквей оживлялся ассиметричными крыльцами, папертями, звонницами, которые -в целях экономии строились без собственного фундамента и возводились прямо над фасадом церкви, над папертью, даже над погребами (церковь Успения в Пароменье, 1521 г.). Вековые традиции, гибкость архитектурного мышления, практичность создали заслуженную славу псковским зодчим и позволили им в дальнейшем сделать весомый вклад в архитектуру единого Российского государства.

Первые каменные постройки в Московском Кремле, не сохранившиеся до наших дней, появились на рубеже XIII-XIV вв. (Кафедральный храм Успения Богородицы, 1326 г.). Во II-ой половине XIV в. напряженные отношения с Ордой и Литвой заставили князя Дмитрия Ивановича, прозванного впоследствии Донским, сосредоточить усилия на строительстве укреплений. Вскоре после постройки (1367 г.), белокаменный Кремль был испытан на прочность войсками литовского князя Ольгерда. В то же время было заложено и несколько каменных храмов (соборы Чудова и Симонова монастырей в Москве, Успенский в Коломне и др.).

В "послекуликовский" период московского зодчества (рубеж XIV-XV вв.) каменное строительство приобрело большой размах. Церкви строились не только в Москве или Коломне, но и в Звенигороде, Дмитрове, Можайске. Дошедшие до нас постройки представляют новый тип одноглавого храма башнеообразной конструкции, поднятого на высоком цоколе: со сложным верхом, увенчанным ярусами килевидных закомар и кокошников, и вознесенным на высоком барабане куполом, с системой лестниц, ведущих к перспективным порталам (Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, 1422-1423 гг.; Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве, 1425-1427 гг.).

Живопись.

Живопись 11-ой половины XIII-XV вв. является естественным продолжением искусства домонгольской Руси. Но в результате нашествия художественные центры переместились с юга на север, в города, избежавшие разорения (Ростов, Ярославль, Новгород и Псков), где имелось много памятников старого искусства и сохранились живые носители культурных традиций. Длительная изоляция Руси от Византии, а также усилившаяся разобщенность русских земель подтолкнули рост областных тенденций в искусстве. В XIII в. произошла окончательная кристаллизация новгородской и ростовской школ живописи, а в XIV в. — тверской, псковской, московской и вологодской.

Эволюция живописи в XIII-XV вв. лучше всего прослеживается на новгородских памятниках, которых к тому же сохранилось больше, чем в других городах. В новгородской иконе рисунок становился графичнее, колорит строился на сочетании ярких контрастных цветов. Своеобразным "бунтом" против византийской традиции стали краснофонные иконы ("Святые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий", ГРМ; "Спас на престоле с этимасией", ГТГ). Стилистические черты этих икон, идущие от самобытного народного искусства, яркие краски, орнаментальность, графическое построение формы, нашли классическое завершение в образе Николы Липенского (Новгородский музей).

XIV в. — время блестящего расцвета монументальной живописи Новгорода, большое влияние на развитие которой оказал великий византиец Феофан Грек (30-е гг. XIV в. — после 1405 г.), приехавший на Русь в 70-е гг. XIV в. В 1378 г. он расписал церковь Спаса на Ильине, фрески которой дошли до нас лишь частично. В куполе изображен Христос Пантократор (Вседержитель) в окружении архангелов и серафимов, сурово взирающий на верующих; Пророки — в барабане; Евхаристия4 и святители — в апсиде и др. Но и по сохранившимся фрагментам можно судить о живописной манере мастера: широкие удары кисти, уверенно положенные блики, преобладание красно-коричневых и желтых охр.

Характерные черты художественного видения Феофана невозможно понять вне исихазма. Его святые как бы постоянно ощущают рядом присутствие божества. Резкие световые блики, ложащиеся на затененные участки тела, будто освещают святого божественным светом. Но не все в творчестве Феофана укладывается в рамки исихастской доктрины, например, его стремление подчеркнуть бесконечность расстояния, разделяющего Бога и человека. Фрески церкви Федора Стратилата, исполненные в конце 70-х — 80-х годов русскими мастерами, очевидно, прошедшими школу Феофана, стилистически близки фрескам церкви Спаса на Ильине. В XV в. в монументальной живописи все более усиливалось давление официально-церковного канона.

В XIV-XV вв. новгородская иконопись, в отличие от фрески, развивалась медленно. Почти все сохранившиеся) памятники отличаются архаичным стилем, восходящим к XIII в. К числу ранних икон, где уже оформляются черты местного стиля, относится икона "Отечество" (кон. XIV — нач. XV в., ГТГ), трактующая Троицу в "новозаветном" варианте — не в виде трех ангелов, а антропоморфно, когда Бог-отец — это убеленный сединами старец, Бог-сын — отрок, Дух святой — голубь.

Более конкретная иконографическая форма понадобилась в Новгороде в то время, когда церковь вела борьбу с ересью, отвергавшей догмат Святой Троицы. В XV в. появился новый тип двух-трехчастной иконы, воспринимающейся как историческая картина. Икона 11-ой половины XV в, "Чудо от иконы Знамения пресвятой Богородицы" ("Битва суздальцев с новгородцами"), посвященная победе новгородцев над превосходящими силами противника в 1169 г., свидетельствует об известной свободе новгородских иконописцев, интересовавшихся историей не только священной, но и собственной.

По размаху и разветвленности московская живопись XIV — XV вв. не знала себе равных. Когда около 1390 г. из Новгорода в Москву приехал Феофан Грек, здесь уже сложилась самобытная художественная традиция. Именно это позволило московским живописцам избежать простого подражания великому мастеру, ставшему на рубеже XIV—XV вв. главной фигурой в художественной жизни Москвы. Под его руководством проходили основные художественные работы: росписи церкви Успения Богородицы, Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля и др.

Сохранился ряд великолепных икон, созданных в кругу Феофана. Лучшая из них — "Богоматерь Донская" из Успенского собора Коломны с "Успением Богородицы" на обороте (ГТГ). Наиболее достоверным творением самого Феофана в Москве считается 7 икон деисусного чина Благовещенского собора нач. XV в. ("Спас", "Богоматерь", "Иоанн Предтеча" и др). Глубокая одухотворенность, выразительный рисунок, звучный колорит придают деисусу Благовещенского собора значение одного из величайших произведений мирового искусства.

Иконостас Благовещенского собора — древнейший из дошедших до нас так называемых русских высоких иконостасов. До этого времени алтарь в русских храмах, как и в византийских, отделялся от молящихся только невысокой преградой. Новый иконостас, в становлении которого, очевидно, большую роль сыграли Феофан Грек, Андрей Рублев и их товарищи, представлял собой высокую стенку из нескольких рядов икон ("чинов"). В XVI в. в композицию иконостаса вошли деревянная резьба, богато украшенные оклады (ризы) для икон.

В настоящее время иконостас включает в себя пять основных рядов: местный — с иконами, особо почитаемыми в данной местности, в том числе и храмовой (вторая справа от Царских Врат); деисусный, праздничный (включает иконы, посвященные, главным образом, двунадесятым праздникам, то есть двенадцати основным праздникам, установленным церковью в воспоминание о событиях из жизни Христа); пророческий (в центре — Богоматерь с младенцем) и праотеческий (в центре —Троица Новозаветная); венчает иконостас Распятие. В шестом, дополнительном ряду могут изображаться Страсти Христовы, Собор всех святых и пр. Так, в кон. XIV — XVI вв. сложился высокий иконостас — русское национальное явление, со своей иконографией, композицией и сложной символикой.

Первые семь икон праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора традиционно связывают с именем величайшего художника Древней Руси Андрея Рублева (ок. 1360—ок. 1430 гг.), достоверных сведений о жизни и творчестве которого сохранилось немного. Первое летописное известие об Андрее Рублеве относится к 1405 г., когда сообщается о его участии совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца в росписи Кремлевского Благовещенского собора (1405 г.). Вторично его имя упомянуто в 1408 г. На этот раз художник вместе с Даниилом Черным расписывал Успенский собор во Владимире, из стенописи которого лучше всего сохранились сцены Страшного суда.

Эсхатологическая тема, вообще, занимала значительное место в творчестве русских средневековых художников. Но в ее интерпретации мастерами московской школы на рубеже XIV — XV вв. прослеживается просветленный мотив, наиболее заметный в искусстве А. Рублева, который трактовал страшный суд в духе русского исихазма — с нетрадиционным оптимизмом. Это соответствовало как общественным ожиданиям (надежда на всеобщее прощение, характерная для значительной массы верующих), так и мироощущению самого художника-мыслителя, отчасти увидевшего, а больше предугадавшего грядущий национальный подъем Руси.

"Страшный суд" Андрея Рублева и Даниила Черного не внушает чувства страха и возмездия. Это не суд кары, а конечное торжество добра, апофеоз справедливости, выстраданной человечеством. В рамках традиционной иконографической схемы художники сумели создать новое художественное явление. Для Успенского собора они выполнили также небывало монументальный трехрядный иконостас высотой 6 м и состоящий из 61 иконы, вчислелучших— "БогоматерьБладимирская".

В 1918 г. в дровяном сарае близ Успенского собора в Звенигороде были найдены три рублевские иконы, написанные, очевидно, в начале XV в. для деисусного чина (так называемый "Звенигородский чин", ГТГ). "Архангел Михаил" воплощает идеальную красоту юности, "Апостол Павел"—образ высокой духовной силы. Главная икона чина, наилучшее воплощение идеалов художника — "Спас", который не мстит и не карает, он скорбен и светел. Именно такой человеческий образ Христа-учителя был наиболее близок русским людям, независимо от их убеждений и социального положения.

Самое совершенное произведение Рублева — икона "Троица" (ГТГ), происходящая из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, была написана в 10-е или 20-е гг. XV в. Серьезно переосмыслив византийскую композицию, художник освободил икону от жанровых подробностей и сосредоточил все внимание на фигурах ангелов. Чаша с головою тельца на столе — символ искупительной жертвы Христа.

Три ангела — это предвечный совет о послании Отцом Сына на страдание во имя спасения человечества. Изображенные Рублевым ангелы—едины, но не одинаковы. Их согласие достигается единым ритмом, круговым движением. Круг, с древности символизирующий гармонию, образован позами, движениями ангелов, соотносительностью их фигур. Таким образом, Рублеву удалось решить труднейшую творческую задачу, выразив две сложные богословские идеи о таинстве евхаристии и триединстве божества.

Умер Андрей Рублев между 1427 и 1430 г. и похоронен в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве. Стиль московского мастера, глубоко национальный по своей сущности, отличающийся неповторимой индивидуальностью, надолго определил особенности не только московской школы живописи, но всей русской художественной культуры.

В XIV-XV вв. в тяжелейших условиях борьбы за национальное освобождение, в обстановке патриотического подъема происходило объединение Северо-Восточной Руси. Москва, политическая и религиозная столица поднимающегося единого Российского государства стала центром формирования великорусской народности. Рост народного самосознания, идея единства, тенденция к преодолению областнических тенденций в общественной мысли, литературе, искусстве — все это свидетельствовало о зарождении общерусской (великорусской) культуры.

Литература 13-15 века

В литературе большое место заняли героическая и “житийная”, или биографическая, темы. В ряде воинских повестей рассказано о нашествии татаро-монгол, борьбе с ними храбрых русичей. Защита родной земли, бесстрашие в борьбе с ее врагами, захватчиками - постоянный их мотив: “.Путче нам смертию живота купити, нежели в поганой воле быти”.

В литературе большое место заняли героическая и “житийная”, или биографическая, темы. В ряде воинских повестей рассказано о нашествии татаро-монгол, борьбе с ними храбрых русичей. Защита родной земли, бесстрашие в борьбе с ее врагами, захватчиками - постоянный их мотив: “ .Путче нам смертию живота купити, нежели в поганой воле быти”.

Позднее на основе этой повести создано “Житие святого Александра Невского”. Его герой изображен идеальным правителем, подобным библейским и римским героям: лицом подобен Иосифу, силой - Самсону, премудростью - Соломону, храбростью - римскому императору Веспасиану.

Под влиянием этого памятника подверглось переделке житие Довмонта, псковского князя XIII в., победителя литовских князей и ливонских рыцарей: краткая и сухая ее редакция превратилась в пространную, наполненную возвышенными и живописными описаниями подвигов псковского героя.

Со второй половины XIV в. значительно число произведений говорит о борьбе с Ордой - Куликовской битве Особое место среди этих памятников занимает “Задонщина”. Ее автор, Софоний Рязанец, рассматривает события 1380 г. как прямое продолжение борьбы Киевской Руси со степными хищниками-кочевниками. Недаром образец для него - “Слово о полку Игореве”, которое повествует о походе Игоря Святославича, князя новгород-северского, на половцев в 1185 г. Победа на Куликовом поле-возмездие за поражение на Каяле-реке. Из “Слова” Софоний заимствует образы, литературный стиль, отдельные обороты,

В Новгороде Великом составлялись сказания, жития местных святых - Моисея, Евфимия, Михаила Клопского. То же - ив других землях.

Ведущее место в литературе и исторической мысли занимали летописиВо всех летописях отразились местные интересы, взгляды князей и бояр, церковных иерархов; иногда - взгляды простых, “меньших” людей. Таковы, например, записи одной из новгородских летописей о мятеже середины XIII в.: “Выдайте мои ворогы!” И целоваша святую Богородицю (икону Богоматери.- В. Б.) меншии,-како стати всем, либо живот (жизнь.-В. Б.), либо смерть за правду новгородьскую, за свою отчину.

Свои летописи вели в Твери, Нижнем Новгороде, Рязани и других центрах. Все они, как и московские памятники, начинают изложение с “Повести временных лет”. Тем самым они подчеркивают преемственную связь с древнерусской книжностью, продолжают ее традиции.

Русская культура второй половины XIII - XV веков.

Начало XIII века ознаменовалось резко возросшим давлением католичества на православный мир. В Новгородских и Прибалтийских землях активизировалась миссионерская деятельность католиков среди местного, прежде всего нерусского, населения. Тяжелый урон понесла культура. За столетие с середины XIII до середины XIV века резко снизилась грамотность на Руси. Истребление и увод в плен ремесленников привели к падению уровня ремесленного производства. Были забыты многие технические приемы и навыки, некоторые виды ремесла вообще исчезли. В археологическом инвентаре исчезли многие предметы, обычные для предшествующих эпох. Например, исчезли шиферные пряслица и сердоликовые бусы, стеклянные браслеты и амфоры-корчаги. Навсегда было утрачено искусство перегородчатой эмали, пропала полихромная строительная керамика, почти два века не было филиграни и тиснения металла.

Пострадало и русское зодчество, многие памятники были разрушены, на полвека прекратилось каменное строительство из-за отсутствия материальных средств и строителей. Когда же оно возобновилось, то оказались утраченными основные виды используемых ранее видов строительных материалов и техники, поэтому здания этого времени были недолговечны. Погибло огромное количество памятников письменности, пришло в упадок летописание, прикладное искусство, живопись.

В результате политических событий XIII-XIV веков различные части древнерусской народности оказались разделены, оторваны друг от друга. Вхождение в различные государственные образования затрудняло развитие экономических и культурных связей между отдельными регионами прежде единой Руси, углубляло различие в языке и культуре, существовавшее и ранее. Это привело к сложению на основе древнерусской народности трех братских народностей: русской, украинской и белорусской.

Основу культур этих народностей составляли традиции древнерусской культуры, что предопределило наличие в них общих черт, но вместе с тем каждая культура приобретала свои специфические черты, отражая складывающиеся этнические особенности народа и конкретные исторические условия его экономического, политического и культурного развития.

С XIV века появилось название Малая Русь, оно сначала относилось к Галицко-Волынской земле, а затем и к Поднепровью, подчеркивая неразрывную связь края со всей Русью. Название Украина стало употребляться чуть позже, хотя еще с конца XII века это слово встречается в летописи, для определения пограничного положения некоторых земель (например, Переяславского княжества). В дальнейшем это наименование приобрело новое значение и относилось в основном к среднему Поднепровью, а затем распространилось на все юго-западные земли Руси. Постепенно название Украина закрепилось в сознании народа и с XVI веке перешло в официальные документы и литературу.

В XIV веке появилось и новое название Белая Русь. Населявшие край жители называли себя русскими, лишь в XV веке за ними укрепилось название белорусы

2. Можно наметить несколько этапов историко-культурного процесса на Руси от второй половины XIII до конца XV в., соответствующих этапам общеисторического развития.

Первый этап (от монголо-татарского вторжения в 1237 г. - приблизительно до середины XIV столетия) характеризуется заметным упадком различных сфер материальной и духовной культуры; но вместе с тем уже в конце XIII столетия наблюдаются первые признаки начинающегося возрождения. В Твери, Новгороде, потом в Москве возобновляется каменное зодчество, появляются новые центры летописания (Москва, Тверь).

Второй этап (примерно с середины XIV до середины XV столетия) - это хозяйственный подъем Руси, укрепление местных государственных образований, подъем Москвы, Твери, Новгорода, Нижнего Новгорода, Рязани как крупных и сильных экономических и политических центров. Куликовская битва знаменует важный этап на пути освобождения страны от ига иноземных захватчиков и объединения ее под властью Москвы.

Новый этап в историко-культурном процессе относится ко второй половине XV в. и продолжается еще в начале XVI столетия. В это время происходит объединение русских земель, усиливается взаимопроникновение местных культур. Псковские зодчие появляются в Москве, местное летописание пристально следит за событиями в Москве. Становясь государственным центром страны, Москва превращается в центр формирующейся культуры русской народности. Предшествующий этап расцвета культуры местных центров обогатил культуру страны в целом, и теперь она сливается в общем потоке, хотя местные черты сказываются еще долго. Еще более расширяются и усиливаются связи со странами Запада, но культурному общению препятствуетцерковь с ее упорной борьбой против «латинства», против всего нового и иноземного. Это связано прежде всего с особенностями социально-экономической основы Российского государства, возникавшего и развивавшегося на базе феодализма и крепостничества.

Таким образом, XIV-XV вв. - время восстановления и подъема культуры русских земель, начало формирования культуры русской (великорусской) народности.

3. Главной темой УНТ становится борьба против татаро-монгльского ига, шведских и немецких захватчиков. Вокруг этих событий складываются целые циклы устных народно-поэтических произведений. Среди них - сказания о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем и о рязанском богатыре Евпатии Коловрате, о подвигах Меркурия Смоленского, о Невской битве и Ледовом побоище.

Наивысшего подъема достигает героический былинный эпос. Герои древних былин начинают бороться с татарами.

В этот период оформляется новый жанр устного народного творчества - исторические песни. В отличие от былин герои и события в исторической песне изображаются более реально, и в них передается отношение народа к определенным событиям истории. В песнях отразился подвиг простых людей, пытавшихся остановить полчища Батыя: «Песнь о князе Романе и Марье Юрьевне»«Песнь об Авдотье Рязаночке», «Песнь о Щелкане Дуденьтьевиче» (отклик на восстание в Твери в 1327 году против Чол-хана).

Разновидностью этого жанра являются песни о татарском полоне, в основном о девушках полонянках, где в центре повествования не судьба государства, а частные человеческие судьбы («Девушка спасается от татар», «Мать встречает дочь в татарском плену» и др.).

Со второй половины XIV века начинается новый подъем русской культуры. Распространяется грамотность среди городских ремесленников и купцов. Есть многочисленные сведения об училищах для детей, которые существовали при храмах, а учителями было низшее духовенство. Обучение начиналось с 7 лет, учили письму, счету, церковному пению. В XV веке такие училища появляются и в сельской местности.

К уникальным находкам относятся берестяные грамоты второй половины XIII в. - «учебные тетрадки» Найдена и деревянная дощечка с азбукой, по которой учили новгородских ребятишек читать и писать.

Стены новгородских и псковских церквей покрыты многочисленными надписями, процарапанными на камне и очень похожими на письмо берестяных грамот. Люди верили, что надпись, начертанная на стене «божьего храма», поможет им или будет иметь силу клятвы Подъем культуры со второй половины XIV века сопровождался развитием книжного дела. Уже в XIV веке на Русь начали ввозить бумагу из Италии и Франции. Это был более удобный материал, чем береста, и более дешевый, чем пергамент. С появлением бумаги книги начали дешеветь и их стало больше. Книжные мастерские существовали не только при монастырях, но и в городах, где важными центрами письменности были княжеские и вечевые канцелярии. На Руси были профессионалы-писцы, многие из них были светскими людьми, не принадлежащими к духовному сословию. Орудиями письма были гусиные перья, для приготовления которых пользовались особыми «перочинными» ножами. Изменилась графика письма.В XIV-XV вв. вместо строгого «уставного» письма с его геометрически правильными четкими буквами появился так называемый «полуустав». Теперь линии букв потеряли прежнюю стройность, стали неровными, одинаковое расстояние между буквами не выдерживалось, появилось большое количество сокращенных слов. Обозначился наклон в почерке - знак того, что писали теперь размашисто и быстро. А в XV в. появилась так называемая «скоропись». Еще более стали сокращаться слова, буквы выносятся над строчкой, пишутся слитно, концы букв выходят за строчки - появляются «хвосты» и росчерки. Теперь уже нет единообразия в самом рисунке букв - пишут так, как удобнее и быстрее.

Страницы рукописных книг украшались цветными заставками и миниатюрами. Часто применялся «чудовищный» орнамент, составленный из изображений фантастических существ.

Книги изготовлялись, как правило, на заказ. Преобладали богослужебные книги. Появляются так называемые «четьи» книги, то есть книги, предназначенные для индивидуального чтения.

В этот период распространяются специальные устройства для счета - абаки. Распространяются математические понятия и терминология, появляется геометрия под названием землемерие, распространяются некоторые знания по медицине и фармакологии. Среди технических новшеств - башенные часы и водяная мельница, долгое время являвшаяся единственным двигателем на Руси.

5. Особенность средневековой литературы в том, что в основе произведений лежали конкретные исторические факты, а персонажи литературных произведений были реальными историческими лицами. Центральной темой литературы этого периода была борьба с татарами. Житийная литература проникнута публицистическими идеями о главной роли Москвы и княжеской власти, но при первенстве церкви.

В конце XIV века в житийной литературе получил распространение риторическо-панегирический (экспрессивно-эмоциональный) стиль или стиль «плетения словес». В тексты вводились пространственные и витиеватые монологи, авторские риторические отступления, рассуждения морально-богословского характера, больше внимания уделялось чувствам героя, его душевному состоянию. Появились психологические мотивировки поступков действующих лиц. Во второй половине XV века в русской литературе стал распространяться жанр сюжетной повести. Летописание. Подъем летописания относится к XIV-XV векам. В местных великокняжеских летописях обычно много внимания уделялось прошлому того или иного княжества при одностороннем подходе освещения событий объединения земель Руси. Таким образом, характерной чертой русского летописания был патриотизм в своеобразной религиозной окраске.

6. Каменное строительство, прекратившееся из-за татаро-монгольского нашествия, возобновилось лишь в конце XIII века. С этого времени ожили и получили новое развитие традиции областных архитектурных школ, сложившихся в предшествующий период.

В 1367 году в Москве Дмитрий Донской возводит единственный в XIV-XV веке во всей Северо-Восточной Руси каменный кремль.

Живопись второй половины XIII-XIV веков развивалась в едином русле с архитектурой. Монументальная живопись практически не сохранилась в результате многочисленных войн. Живопись начала XIV века приобретает сумрачный характер: заостренные лики, размягченность письма, схематичность образов. Новым для русской живописи было вторичное сближение с искусством Византии («Спас яркое око», «Борис и Глеб»). В конце XIV-начале XV веков ведущее место занимает Московская школа иконописи. Наиболее известным ее представителем был Андрей Рублев (около 1360-70 годов-около1430). XIV век ознаменовался появлением иконостаса. Его предшественником считают невысокие алтарные преграду, бывшую в некоторых храмах. Скульптура. Развивалось искусство резьбы на памятных и поклонных крестах. В середине высекался образ Христа, а на ветвях изображение Богородицы и Иоанна Предтечи и других святых или архангелов. В последней четверти XIV века в русской скульптуре появились первые произведения статуарного искусства.


Условия и характерные черты культуры XIII -XV веков. Условия развития культуры: 1.Тенденция к объединению разных земель; 2.Активная внутренняя колонизация; 3. Важная роль церковных и монастырских деятелей во всех государственных делах; 4. Создание сильного централизованного единолично управляемого государства. Характерные черты культуры: а) идея национального возрождения и государственного объединения; б) идея национальной независимости. в) укрепление светской, придворной культуры; г) в рамках православной традиции зарождаются новые философские традиции.




Песни, сказания, былины Жанры исторической песни и сказания. Например, песня о Щелкане Цикл новгородских былин - о Садко и Василии Буслаеве


Письменность и литература Основные жанры: 1. Жития – церковные сочинения о выдающихся русских людях – князьях, деятелях церкви. «Житие святого Александра Невского» «Житие Сергия Радонежского». 2. Сказания – истории, посвящённые знаменитым событиям в жизни страны. Софроний Рязанец «Задонщина». Сказание «О нашествии хана Тохтамыша на Москву». 3. Хождения – сочинения о дальних путешествиях. Афанасий Никитин «Хождение за три моря»


Письменность и литература В конце XIV - начале XV века были созданы посвященные победе на Куликовом поле поэтические произведения "Задонщина" и "Сказание о Мамаевом побоище»


Письменность и литература В XIII-XV веках на Руси было создано много житий святых: Александра Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского. Повесть. Особенно интересна лирическая "Повесть о Петре и Февронии".


Хождения за три моря" () тверского купца Афанасия Никитина, первое в европейской литературе описание Индии, в которой автор прожил 3 года.


Общественная мысль Ересь стригольников. Нестяжатели во главе с Нилом Сорским отказывали церкви в праве владеть деревнями с крестьянами. Их противники - иосифляне, сторонники игумена Иосифа Волоцкого, настаивали на праве церкви владеть землями с крестьянами.






Церковь Спаса Преображения на Ильине в Новгороде В 1374 году в Новгороде, на Ильине улице, возвели одноглавую каменную церковь Спаса Преображения. Храм был соединен с колокольней, что было редкостью для русской культовой архитектуры. В 1378 году церковь Спаса Преображения на Ильине в Новгороде украсили фрески прославленного русского мастера Феофана Грека.






Храм Спаса-Преображения гг.






При Иване III активно велось оформление Кремля Успенский собор Московского Кремля В 1326 году на Соборной площади Московского Кремля возвели каменную одноглавую церковь Успения Богоматери. К 1472 году она обветшала и стала мала для растущего города. По велению Великого князя Иоанна III Васильевича, церковь Успения Богоматери была разобрана, а на ее месте зодчие Кривцов и Мышкин начали сооружение нового храма, значительно большего размера. Но едва мастера довели постройку до сводов, часть ее обрушилась. Призванные псковские зодчие не взялись исправлять, и в 1475 году строительство храма по образцу Успенского собора во Владимире было поручено приглашенному из Италии архитектору Аристотелю Фиораванти. В первый же год мастер разобрал останки сооружения Кривцова и Мышкина и заложил новый фундамент храма. Аристотель Фиораванти закончил строительство собора, названного Успенским, в 1479 году. По словам летописца, "церковь чудна вельми величеством и высотою, и светлостью, и звонностью, и пространством". Успенский собор Московского Кремля стал местом венчания на царство русских престолонаследников.




Благовещенский собор Московского Кремля Первый белокаменный собор Благовещенья был построен здесь в годах при Великом князе Василии Дмитриевиче. В 1405 году храм расписали прославленные русские мастера Андрей Рублев, Феофан Грек и Прохор с Городца. В годах, при Великом князе Иоанне III Васильевиче, псковские зодчие возвели новый трехглавый Благовещенский собор из кирпича, сохранив подклет из известняковых блоков. Во время пожара 1547 года храм сильно пострадал и в годах был перестроен. При этом внешний вид собора значительно изменился: по распоряжению царя Иоанна IV над старой обходной галереей – "гульбищем" – соорудили двухэтажные галереи, над ними поставили четыре угловых придела с главами. Над самим собором возвели еще две главы, и он стал девятиглавым. Купола и кровлю храма покрыли медными листами и позолотили, за что он получил в народе название "Златоверхий".




Грановитая палата в Московском Кремле В годах итальянские зодчие Марко Фрязин (Руффо) и Пьетро Антонио Солари возвели на Соборной площади Московского Кремля палату, названную Грановитой из-за облицовки ее наружных стен гранеными плитами. Двухэтажная Грановитая палата – древнейшее из сохранившихся каменных гражданских зданий Москвы. Она служила парадным залом старого Кремлевского дворца. Здесь проходили приемы послов, государственные совещания, торжественные церемонии.






Феофан Грек, живописец. (ок.1340-после 1405) Феофан Грек родился в Византии в 40-х годах XIV века. Летописи умалчивают о его деятельности на родине. Известно, что во 2-й половине XIV века он приехал на Русь, где и прославился. Новгородская летопись сообщает о том, что в 1378 году Феофан Грек расписал церковь Спаса на Ильине в Новгороде. Первое упоминание о "московском" периоде жизни Феофана Грека можно найти в летописях от 1395 года. Вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца Феофан Грек расписывал Благовещенский собор Московского Кремля (1405 год). Епифаний Премудрый упоминает три работы Феофана Грека в Благовещенском Соборе: росписи Святой Богородицы, Святого Михаила, название последней работы не приводится. Для его фресок и икон характерна особая эмоциональная напряженность, насыщенность цвета. Образы Феофана суровые, аскетические.
Андрей Рублев (ок.1360/) Летописи сохранили очень мало сведений об этом великом живописце. Андрей Рублев был монахом Троице-Сергиева, а затем Спасо- Андроникова монастыря. Вероятно, очень рано он принял постриг. Вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца Рублев расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле (1405 год). Позже, в 1408 году, вместе с Даниилом Черным работал над росписью Успенского собора во Владимире. В 20-е годы XIV века Андрей Рублев работал в Спасском соборе Андроникова монастыря в Москве. В годах Даниил Черный и Андрей Рублев писали фрески и иконы для Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре. Самая известная работа Андрея Рублева – "Троица" из иконостаса Троицкого собора. Ее отличает глубокая человечность и одухотворенность образов, идея согласия и гармонии. Андрей Рублев считается создателем московской школы иконописи. В последние годы жизни Андрей жил и работал в Спасо- Андрониковом монастыре в Москве, где и был похоронен. «Троица» В начале ХХ века в России произошло чрезвычайное событие. Известный реставратор Василий Гурьянов приступил к расчистке иконы Пресвятой Троицы XV века. Только начал, но сделанного оказалось достаточно, чтобы потрясти свидетелей, нескольких специалистов, и стать сенсацией. Заговорили об открытии – и иконы, и самого ее автора…




Сводная таблица современников Василий I () - Феофан Грек, Андрей Рублев Иван III () - Афанасий Никитин, архитектор Аристотель Фьораванти Василий III () - Дионисий