Рождественские музыкальные. Музыка рождества. Ф. Лист. «Рождественская елка»

Урок музыки по теме:

«Музыка Рождества»

Цель урока: формирование знаний учащихся о празднике Рождество, о культурных традициях разных стран.

Задачи:

    обучающие :

      • дальнейшее накопление слушательского опыта: восприятие рождественских произведений;

        пение рождественских песнопений и колядок;

    развивающие :

      • развитие умения анализировать, сравнивать и обобщать духовную и фольклорную русскую музыку;

        развитие творческого мышления и инициативности учащихся в процессе восприятия музыки Рождества;

        развитие умения оперировать имеющимися знаниями в процессе анализа произведений русских духовной музыки и фольклора.

    воспитательные:

    познакомить детей с традициями встречи Рождества, образами-символами этого праздника на основе евангельского повествования, с общепринятой версией возникновения праздника и особенностями его встречи в разных странах мира;

    формирование у учащихся представления о едином культурном пространстве на основе объединения в одном занятии музыкальных произведений как образцов культуры разных народов.

Тип урока: - урок сообщения новых знаний.

Программное обеспечение: компьютер, аудиоаппаратура, фортепиано

Дидактический материал:

    П.И. Чайковский «Вальс цветов» (фрагмент из балета «Щелкунчик»);

    Ф. Грубер «Тихая ночь» (рождественский гимн);

    Тропарь Рождества Христова (фрагмент);

  • Рисунки учащихся;

Ход урока.

Вход учащихся в класс под музыку П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик» («Вальс цветов»)

    Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята.

    Кто из вас узнал это музыкальное произведение? Кто его автор?

/П.И. Чайковский балет «Щелкунчик»/

    Как вы думаете, чему сегодня будет посвящен наш урок?

/новому году, Рождеству/

    Беседа о Рождестве. Чтение стихотворений.

    Когда встречают Рождество за границей и у нас в России?

    Кто из вас знает Рождественскую историю?

/ответы учащихся/

    Рождество – это замечательный праздник, который встречают люди всего мира. Этому событию посвящены многие произведения искусства.

    Назовите, какие?

/ стихи, песни иконы, фильмы/

    Какие стихи о Рождестве знаете вы?

    Рассказ учителя о создании Рождественского гимна. Слушание и анализ

музыкального произведения (Ф.Грубер «Тихая ночь»).

В скромной квартире учителя Грубера была ночь. Там была ночь не только потому, что в квартире не зажгли ни елки, ни лампы. Ночь была потому, что недавно их поразило великое испытание: единственное дитя, крохотная Марихен ушла, отозванная Богом на небо. Отец смирился с этим уходом, но сердцу матери эта утрата нанесла такой удар, от которого она не могла прийти в себя. Она не могла плакать. Целыми днями она оставалась неподвижной, отсутствующей в этом мире. Напрасно мужественно переносивший горе учитель говорил ей много слов утешения и сердечного увещевания, напрасно он окружал ее заботливою предупредительностью и нежностью; бедная мать оставалась бесчувственною ко всему, словно она была только телом без души, блуждающим в этом мире, который не мог ей ничего больше дать.

В этот Рождественский вечер Грубер, призываемый долгом, пошел в сельскую церковь. С глубокой печалью смотрел он глазами, мокрыми от слез, на очаровательное зрелище детей, объятых радостью. Затем он вернулся в холодный мрак своей квартиры. В углу комнаты мать, глубоко сидевшая в кресле, казалась мраморною или ледяною. Он попытался рассказать ей о богослужении, но ответом на все было гробовое молчание.

Удрученный в бесплодности всех стараний и попыток вернуть к жизни разбитую горем жену, бедный учитель сел за открытое пианино. Сколько раз его музыкальный талант вызывал в памяти мелодии, которые убаюкивают, утешают и влекут к небесам, но что было поведать в тот вечер бедному другу?

Пальцы Грубера наугад блуждали по клавишам в то время, как его глаза искали в небе какого-либо видения. Вдруг они остановились на звезде, блистающей в небе неведомым блеском! Оттуда, свыше, спускался луч любви, который наполнил сердце скорбящего такой радостью и таким миром, что он вдруг стал петь, импровизируя ту ясную мелодию, которую мы повторяем каждое Рождество. В этот вечер впервые раздалась мелодия, составленная Грубером: Тихая ночь, дивная ночь. Дремлет все... Лишь не спит Благоговейно младая чета..."

Там на небе звезда! Школьный учитель, видя ее, как бы призывал ее своим пением в его печальную квартиру. И вот при его пении безутешная мать пробуждается и возвращается к жизни! Дрожь потрясает ее и пробивает ледяной покров, сковавший ее сердце! Рыдание вырывается из груди, слезы ручьем текут по ее щекам. Она встает, бросается на шею своему мужу и вместе с ним оканчивает начатое пение. Она спасена!

Брат Грубер еще в ту ночь побежал за 6 км к Пастору Мору и с ним повторил исполнение этого гимна. Это было 24 декабря 1818 года.

Сегодня этот рождественский гимн поется по всей земле и почти на всех языках мира.

    Слушание Рождественской молитвы «Тропарь Рождества Христова».

    Итак, если в странах Европы поют Рождественские гимны, то у нас в России главной музыкой рождества считается молитва, которая называется Тропарь. Давайте послушаем…

    Ребята, так что же такое ТРОПАРЬ?

/ответы учащихся/

* Тропарь (церк.) – песнопения в честь какого-либо православного праздника или святого. (С.И. Ожегов)

    Самостоятельная работа учащихся с текстом.

/самостоятельная работа с текстом «Дары волхвов» (детская библия)/

Поклонение мудрецов .

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим мудрецы с Востока и говорят: "Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему" Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: "Где должно родиться Христу?" они же сказали ему: "В Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля..." Тогда Ирод, тайно призвав мудрецов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: "Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему". На самом же деле царь решил убить Младенца, так как боялся, что Он в будущем мог занять его престол. Мудрецы, выслушав царя, пошли. "И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою".

Придя в Вифлеем, мудрецы вошли в дом, над которым остановилась звезда. Увидев Младенца с Марией, матерью Его, они поклонились Ему и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

    Под елочку кладут подарки, откуда взялась эта традиция?

    Что принесли мудрецы маленькому Иисусу?

Каждый из даров имел определённое каноническое значение и служил знаком признания Христа:

золото – символ царской власти;

ладан (ливан) – признание его божественности;

смирна – признание его человеческого начала.

* Ладан – душистое вещество, получаемое из коры белого дерева в Индии и Аравии. Используется для духов, благовоний, входит в состав фимиама (церковные благовония).

* Смирна – драгоценное масло, бальзам, употребляется для помазания

    Беседа о старинном обряде – коляда.

    Итак, наступило Рождество….

    Как празднуют люди Рождество?

/поют песни, пляшут, катаются на горке, веселятся/

    Какие песни поют люди в Рождество? Как они называются?

/колядки/

* Колядка – старинная рождественская и новогодняя обрядовая песня.

(С.И. Ожегов)

    К какому типу РНП можно отнести эти песни?

/обрядовые/

    А как называется сам обряд? В чем его суть?

/обряд - коляда/

* Коляда – старинный рождественский и новогодний обряд, сопровождающийся обходом соседей с обрядовой песней (С.И. Ожегов)

    Ребята, в чем суть этого обряда?

/ответы учащихся/

    Пение Рождественских колядок.

    На прошлом уроке мы с вами учили колядки. Давайте исполним их вместе.

/исполнение

знакомых учащимся колядок/

    Рефлексия.

Мы сегодня тоже нарядим с вами елочки. У вас на партах лежат елочки, украсьте их шариками того цвета, который соответствует вашему настроению во время урока.

    Подведение итогов деятельности учащихся на уроке.

    Сегодня на уроке вы узнали новые слова. Давайте вспомним, что они значат.

Наш урок подошел к концу.

Пласт музыкальных сочинений, посвященных Рождеству и Новому году, огромен - от народных колядок и духовных произведений до авторской музыки. Что касается собственно рождественской музыки, то у ее истоков стоят духовные гимны и святочные народные песни - колядки, овсени, щедровки.

Особенно следует отметить прекрасные образцы русской духовной и авторской музыки, посвященной Рождеству, в частности "Собрание духовно-музыкальных сочинений и переложений" протоиерея П.И. Турчанинова и "Слава в вышних Богу: стихира после Евангелия на Рождество Христово" Д.С. Бортнянского. Нельзя обойти и произведения П.И. Чайковского на тему Рождества. Они занимают отдельную нишу в его творчестве, хотя при жизни композитора вызывали немало споров. Впрочем, если говорить о теме Рождества в классической музыке, в первую очередь на ум приходят шедевры Петра Ильича довольно далёкие от церковной музыки: опера "Черевички" на сюжет повести Гоголя "Ночь перед Рождеством" и балет "Щелкунчик". Два совершенно разных произведения объединены гениальностью музыки и темой Рождества и являют собой классические примеры русской авторской музыки.

Европейская рождественская музыка - это мессы, оратории, кантаты, симфонии, концерты, сонаты. Например, интересна история создания оратории Гектора Берлиоза "Детство Христа" (L"enfance du Christ). Как рассказывал сам композитор, заскучав во время званого обеда, он написал четырехголосную пьеску. Потом добавил к ней слова, превратив свое произведение в хор, и придумал имя автора - Пьер Дюкре. Когда сочинение выросло в трехчастную ораторию и в концертах исполнялись его отдельные номера, Берлиоз все равно какое-то время продолжал скрывать свое авторство. В XVI веке святочную музыку писали Преториус и ди Лассо, в XVII веке традицию продолжили Генрих Шютц, Адам Вацлав Михну, Вольфганг Карл Бригель. Среди первых французских музыкантов к теме Рождества обратился Марк Антуан Шарпантье, среди итальянцев отметим Алессандро Скарлатти, Антонио Вивальди, Арканджело Корелли, Джузеппе Торелли, Франческо Манфредини, Пьетро Локателли (в сборниках "Torelli, Manfredini, Locatelli / Christmas concertos / Slovak Chamber Orchestra, Bohdan Warchal", "Weihnachtskonzert der Virtuosi Saxoniae. Manfredini, Bach, Vejanovsky, Vivaldi, Torelli, Heinichen, Schmeltzer, Corelli"). Что касается немецкой и австрийской музыки, рождественская тематика встречается в творчестве пяти Иоганнов: Шелле, Маттезона, И.С. Баха и его сына Иоганна Кристофа Фридриха, Иоганна Хайнриха Ролле, а также Георга Гебеля, Георга Телемана и др. Можно вспомнить красивое голландское издание "Рождественской оратории" Баха (Bach. Weihnachts-oratorium. Chor und symphonie-orchester des bayeriscchen rundfunks. Eugen Jochum); прекрасно оформлены и "Рождественская месса" чешского композитора Яна Якуба Рыбы (Jan Jakub Ryba. Czech Christmas mass), сборник чешской барочной музыки к Рождеству.

Рождественская классическая музыка не исчерпывается "серьёзными жанрами". Песни, особенно полюбившиеся людям, тоже вполне можно отнести к классике. Популярнейшая во всём мире рождественская песенка "Jingle Bells" родилась более 150 лет назад. Её можно считать музыкальным символом новогодних и рождественских праздников. Сегодня музыка Рождества, потеряв во многом свою обрядовость, сохранила эмоциональный посыл праздничного торжества - как пример можно вспомнить знаменитый фильм "Один дома": американский кинокомпозитор Джон Вильямс включил в полотно саундтрека несколько рождественских песен и псалмов. Старая музыка при этом заиграла по-новому, передавая неповторимую праздничную атмосферу.

Из современных композиторов хотелось бы особо отметить члена союза композиторов митрополита Илариона (Алфеева) и его "Рождественскую ораторию", премьерное исполнение которой состоялось 17 декабря 2007 года в Национальной кафедральной базилике Вашингтона - самом величественном храме Америки.

А. Манков,
регент мужского хора Троицкого собора г. Клина
Фото: razebra.ru


Святочный рассказ в русской и зарубежной литературе
Автор: Наталья Маценова, Ирина Филипова
Первые рассказы с рождественской тематикой появляются в России в середине XIX века после того, как были переведены на русский язык знаменитые "Рождественские повести" Чарльза Диккенса. Именно Диккенс считается родоначальником жанра, хотя он не был первым автором рождественских рассказов.


Свет вифлеемской звезды
Автор: протоиерей Борис Балашов
И в отдаленных восточных странах ученые мудрецы, названные в Евангелии волхвами, наблюдая звездное небо, обнаружили внезапно появившуюся новую яркую звезду. По месту ее появления на небосклоне они поняли, что в Иудее произошло чрезвычайное событие: родился необыкновенный Царь. Волхвы собрались в дальний путь, взяв с собой дорогие подарки: золото, которое преподносили царям как земным владыкам, ладан - душистую смолу, которую в храмах приносили Богу, возлагая на горящие угли, при этом все наполнялось необыкновенным благоуханием. Третий подарок - смирна, особая смола, которая замедляла процессы разложения. Ею обмазывали умерших, чтобы в жарком климате дольше сохранить их тела от тления. Это все было промыслительно.



Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

11.01.2017 11.01.2017 by Paul

И. С. Бах. «Рождественская оратория»

Грандиозная оратория, состоящая из шести кантат, во времена Баха исполнялась по частям на протяжении нескольких дней - от Рождества до Богоявления. Каждая кантата посвящена одному из эпизодов истории Рождества Христова. Своей музыкой Бах изобразил и радость пастухов, узнавших о рождении Мессии, и ликующий хор ангелов, поющих «Слава в вышних Богу», и благоговение волхвов, стоящих над колыбелью Спасителя. А хоры и арии, повествующие о евангельских событиях, объединены в оратории речитативами от лица Евангелиста.

Хор «Ehre Sei Gott In Der Höhe» («Слава в вышних Богу»).

«Рождественская оратория» (полная версия)

Г.Ф. Гендель. Сцена «Пророчество о рождении Христа» из оратории «Мессия»

Одно из самых известных произведений Генделя - хор «Аллилуйя», завершающий ораторию «Мессия». Оратория была создана как пасхальное произведение и впервые была исполнена именно на Пасху. Однако после смерти композитора первую из трех частей оратории гораздо чаще стали исполнять в предрождественские дни. Эта часть полностью посвящена Рождеству Спасителя - от ветхозаветных пророчеств о Мессии до явления ангелов пастухам.

№9. Ария альта и хор «O Thou That Tellest» [Ис. 40:9, 60:1] Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш!

Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою.

№12. Хор «For Unto Child is born» [Ис. 9:6] Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.

А. Корелли. «Рождественское кончерто гроссо» (ор. 6, № 8)

Перу Арканджело Корелли, творчество которого высоко ценили И. С. Бах и Г. Ф. Гендель, принадлежит двенадцать Concerto grosso или «Больших концертов». В основе этого жанра лежит распространенный в музыке барокко принцип «светотени», противостояния: небольшая группа сольных инструментов (у Корелли это две скрипки и виолончель) как бы противостоит оркестру.

Одно из кончерто гроссо Корелли посвящено празднику Рождества. Оно так и называется «Рождественское кончерто гроссо» или «Рождественский концерт».

П. И. Чайковский. Балет «Щелкунчик»

Балет «Щелкунчик», рассказывающий о том, что рождественский Сочельник - время чудес, а зло всегда побеждается добром и любовью, остается любимым публикой уже больше ста лет. И главной причиной этого служит волшебная музыка Чайковского. В «Щелкунчике» композитор применил невероятное разнообразие оркестровых тембров - красок, обрисовывающих характеры персонажей и ситуаций. У Чайковского музыка не сопровождает танец, а становится его главным элементом, благодаря которому даже самые фантастичные и нереальные герои оживают и обретают характер.

Полная версия:

Вальс Цветов:

П.И. Чайковский. Опера «Черевички»

В «Черевичках», написанных на основе сюжета повести Гоголя «Ночь перед Рождеством», чудес не меньше, чем в «Щелкунчике». Неслучайно «Черевичкам» дан подзаголовок «комико-фантастическая» опера: мир фантастический и мир реальный в опере сплетены так же тесно, как и в повести Гоголя. И малороссийский фольклор, столь любимый Гоголем, тоже, конечно, есть в «Черевичках». Чайковский, сочиняя эту оперу, широко использовал народные украинские мотивы.

П.И. Чайковский. «Святки (декабрь)» из цикла «Времена года»

На протяжении 1876 года в каждом номере ежемесячного санкт-петербургского журнала «Нувелист» публиковалось по одной фортепианной пьесе П.И. Чайковского. Цикл «Времена года» был написан по специальному заказу издателя журнала. Это живые картины русской природы и быта, олицетворение годичного круга забот и праздников. Завершает цикл пьеса «Святки» - светлый лирический вальс, навевающий мысли о рождественской елке и радостных приготовлениях к одному из главных праздников в году.

Н. Римский-Корсаков. Сюита из оперы «Ночь перед Рождеством»

Через двадцать лет после Чайковского к сюжету гоголевской повести «Ночь перед Рождеством» обратился Н. А. Римский-Корсаков. После премьеры автора часто упрекали в том, что основную смысловую нагрузку в его опере несут симфонические, а не вокальные эпизоды. Между тем, именно в этих эпизодах изображены зимние пейзажи Диканьки, полет в столицу Вакулы, пляска звезд… Из этих звуковых или, как называл их сам композитор, «движущихся» картин и состоит оркестровая сюита «Ночь перед Рождеством».

В. И. Ребиков. Вальс из оперы «Елка»

Опера «Елка» написана по мотивам двух грустных рождественских историй - «Девочка со спичками» Андерсена и «Мальчик у Христа на елке» Достоевского. Маленькая нищенка просит милостыню на улице в канун Рождества. Никому нет до нее дела, все спешат домой, к родным. Из окон доносятся звуки вальса, - там вокруг елки танцуют счастливые дети. А девочка постепенно замерзает, и ей грезится роскошный зал с громадной елкой. Елка превращается в огромную лестницу, по которой девочка в окружении ангелов поднимается на небеса…

Р. Шуман. «Дед Мороз» из цикла «Альбом для юношества»

Детская пьеса Шумана в русском переводе получившая название «Дед мороз» на самом деле называется «Кнехт Рупрехт». Согласно немецким легендам, Кнехт Рупрехт на Рождество сопровождает святого Николая (который в современном мире превратился в Санта Клауса). Считалось, что Кнехт Рупрехт спрашивает детей, умеют ли они молиться. Если дети молиться умеют, то он дарит им конфеты, а если нет, то дети получают только уродливые и бесполезные вещи: кусок угля или гнилую деревяшку.

Ф. Лист. «Рождественская елка»

Фортепианный цикл «Рождественская елка» Лист посвятил своей внучке Даниэле фон Бюлов. Эта музыка относится к малоизвестной странице творчества композитора. Лист здесь как будто забывает об обычной для себя виртуозности. Пьесы цикла - это лирические миниатюры для исполнения в домашнем кругу. Композитор объединяет в них религиозные и светские мотивы праздника Рождества, точно определяя программу каждой пьесы в ее названии.

Старая рождественская песня: 2. Святая ночь! 3. Пастухи у яслей 4. Поклонение волхвов 5. Зажигают ёлку! 6. Колокольный перезвон 7. Колыбельная 8. Старая провансальская рождественская песня 9. Вечерний звон 10. В старину 11. Венгерский марш 12. Полонез