Розенбаум, александр яковлевич - биография. Дискография и биография розенбаума александра

Во вторник, 13 сентября, свой день рождения отмечает известный российский певец и композитор Александр Розенбаум . Народному артисту исполнилось 65 лет.

АиФ.ru приводит биографию популярного барда.

Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде в семье студентов-однокурсников из 1-го Медицинского института, Якова Шмарьевича Розенбаума и Софьи Семёновны Миляевой .

Александр стал заниматься музыкой с пятилетнего возраста. Окончил школу на улице Восстания — школа № 209, бывший Павловский институт благородных девиц, раньше здесь учились его родители, потом — дочь. В 9-10 классах обучался в школе № 351 с углублённым изучением французского языка на Витебском проспекте 57.

Александр Розенбаум в детстве. Фото: www.globallookpress.com

Окончил музыкальную школу № 18 по классу фортепиано и скрипки сначала под руководством Ларисы Яновны Иоффе , а затем — талантливого учителя Марии Александровны Глушенко . Соседом его бабушки был известный гитарист Михаил Александрович Минин , у которого научился азам, игре на гитаре обучался сам, участвовал в самодеятельности, затем окончил вечернее музыкальное училище по классу аранжировки. Играл для друзей, играл дома, играл во дворе. По словам Александра Яковлевича, он «на сцене с пяти лет».

Ходил на фигурное катание, в 12 лет перешёл на секцию бокса «Трудовые резервы».

В 1968-1974 годах учился в Первом медицинском институте в Ленинграде.

По случайности его исключили из института, но в армию не взяли по причине плохого зрения. Розенбаум пошёл работать в больницу. Через год Розенбаум восстановился в институте и закончил своё образование.

В 1974 году, сдав на отлично все государственные экзамены, Александр получил диплом врача-терапевта общего профиля. Его специализация — анестезиология и реаниматология. Пошёл работать в скорую помощь водителем, на Первую подстанцию, расположенную на улице Профессора Попова, 16б, неподалёку от родного института.

Занимался в вечернем джазовом училище при Дворце культуры им. С. М. Кирова. Песни начал писать с 1968 года в институте для капустников, студенческих спектаклей, вокально-инструментальных ансамблей и рок-групп. В 1980 году ушёл на профессиональную эстраду. Играл в различных группах.

Выступал в составе групп и ансамблей: «Адмиралтейство», «Аргонавты», ВИА «Шестеро молодых», «Пульс» (под псевдонимом Аяров — от «А. Я. Розенбаум»).

Александр Розенбаум, 1989 год. Фото: www.globallookpress.com

В 2003 году избран депутатом Государственной Думы России от партии «Единая Россия». Пробыл в должности до 2005 года.

Вице-президент и художественный руководитель концертного отдела общества «Великий город».

Председатель совета Фонда развития исторического наследия «Кронштадт». «Восстановление Морского собора г. Кронштадта и возвращение его людям для служения той идее, для которой он был создан, — быть главным морским храмом страны — по мнению председателя совета фонда Александра Розенбаума, является „святой задачей“».

28 июня 2005 подписал в числе 50 представителей общественности письмо в поддержку приговора бывшим руководителям «ЮКОСа».

Подписал в числе 42 известных петербуржцев открытое письмо президенту Дмитрию Медведеву в поддержку строительства «Охта-центра».

В 2011 году (26 марта) участник ежегодной национальной премии «Шансон года» в Большом Кремлёвском дворце.

Живёт и работает в Санкт-Петербурге.

В 2014 году принял участие в озвучивании украинского документального фильма «Тайна Королёвского батальона», посвящённого гибели 1-го батальона 682-го мотострелкового полка 108-й мотострелковой дивизии Вооружённых сил СССР в апреле 1984 года, во время Афганской войны. В этом фильме Розенбаум выступил как чтец закадрового текста и исполнитель заключительной песни «Караван».

Фото: www.globallookpress.com

Розенбаум как поэт и музыкант

Александр Розенбаум — композитор, автор-исполнитель собственных песен. Многие его ранние песни относятся к жанру блатной песни, и их герой — классический образ одесского налётчика времён НЭПа. Данный образ был составлен по мотивам «Одесских рассказов» Исаака Бабеля . Ряд его ранних песен также связан с работой врача.

Также его творчество характеризуется интересом к истории России послереволюционных годов XX века («Романс генерала Чарноты»), цыганским темам (например, «Песня коня цыганских кровей», «Ах, если было бы можно…») и казачеству («Казачья», «Кубанская казачья», «На Дону, на Доне»).

Имеется среди его песен и философская лирика («Вещая судьба»). Не обойдена стороной и военная тематика, в которой большинство песен связано с Великой Отечественной войной («Я часто просыпаюсь в тишине», «Проводи-ка меня, батя, да на войну…» и др.), морской тематикой («38 узлов», «Песня старого миноносца»). Особая часть творчества посвящена войне в Афганистане («Монолог пилота „Чёрного тюльпана“», «Караван», «Дорога длиною в жизнь»). Певец часто бывал в расположениях советских воинских частей, выступая с концертами в Афганистане. В 1986 году на киностудии Министерства обороны СССР песня «В горах Афгани» была вмонтирована в фильм «Боль и надежды Афганистана» к хронике боевых действий — фактически был создан первый клип на песни исполнителя.

За отдельными исключениями, свои песни Александр Розенбаум пишет практически исключительно для русской семиструнной (он играет в строе семиструнной гитары без пятой струны, такой строй называется OPEN G) гитары. Среди исключений стоит отметить совместные концерты вместе с братьями Жемчужными ). Характерная черта выступлений Розенбаума — эффектная игра на двенадцатиструнной гитаре, обязательно с использованием спаренных металлических струн, придающих инструменту яркое, тембрально насыщенное звучание. Он использует несколько разновидностей гитарного боя, при этом не используя медиатор. Стихи Розенбаума изобилуют специфической лексикой (технической, охотничьей, воинской, тюремной и т. д.). После распада СССР в творчестве Розенбаума появились иудейские, израильские мотивы. Розенбаум обладает сильным мужественным голосом баритональной природы.

Всесоюзную популярность в конце 1980-х годов получила песня «Вальс-бостон» с оригинальной мелодией и сложной гармонией, изобилующей альтерированными трезвучиями. Эта песня исполнялась как самим автором, так и многими вокалистами, существуют многочисленные инструментальные обработки.

По форме творчество Розенбаума близко к жанру бардовской песни. Однако, в то время как бардовская песня в советские годы была отшельницей, парией эстрады, распространяясь лишь на магнитофонных плёнках кустарного изготовления, Розенбаум пользовался официальным признанием и концертировал как артист Ленконцерта задолго до распада Советского Союза и отмены цензуры. В антологии «Авторская песня» (составитель Дмитрий Сухарев) его имя не упоминается.

Фото: www.globallookpress.com

Семья

Первый брак длился всего 9 месяцев. Вторая жена (с 1975 года) — Елена Викторовна Савшинская — сокурсница, врач-рентгенолог больницы Скворцова-Степанова.

Дочь — Анна Савшинская (род. 20 октября 1976) — филолог и профессиональный переводчик, вышла замуж за гражданина Израиля — Тиберио Чаки .

Внук — Дэвид Чаки-Розенбаум (род. декабрь 1999), живёт в Санкт-Петербурге.

Внук — Александр Ники Чаки-Розенбаум (род. февраль 2005).

Внук — Дэниэль (род. февраль 2014).

Внук — Андрей (род. февраль 2014).

Бизнес

Совладелец сети пивных «Толстый Фраер» г. Санкт-Петербурга.

Дискография

  1. «Домашний концерт» (1981)
  2. «Памяти Аркадия Северного» (апрель 1982) (совместно с братьями Жемчужными)
  3. «Посвящение посвящающим» (1983)
  4. «Новые песни» (ноябрь 1983) (совместно с братьями Жемчужными)
  5. «Концерт в Воркуте» (1984)
  6. «Эпитафия» (1986)
  7. «Мои дворы» (1986)
  8. «Нарисуйте мне дом» (1987)
  9. «Дорога длиною в жизнь» (1987)
  10. «Концерт на ЛОМО» (1987)
  11. «Нью-Йоркский концерт» (1987)
  12. «Казачьи песни» (1988)
  13. «Анафема» (1988)
  14. «Гоп-стоп» (1993)
  15. «Ностальгия» (1994)
  16. «Горячая десятка» (1994)
  17. «Вялотекущая шизофрения» (сентябрь 1994)
  18. «Розовый жемчуг» (август - ноябрь 1995) (совместно с братьями Жемчужными)
  19. «На плантациях любви» (март - май 1996)
  20. «Концерт в день рождения» (4 октября 1996)
  21. «Возвращение на Арго» (февраль 1997)
  22. «Июльская жара» (ноябрь 1997)
  23. «Транссибирская магистраль» (ноябрь 1999)
  24. «Настоящий солдат» (апрель 2001)
  25. «Старая гитара» (2001)
  26. «Странная жизнь» (2003)
  27. «Я вижу свет» (июль - август 2005)
  28. «Попутчики» (2007)
  29. «Мечта блатного поэта» (февраль 2009)
  30. «Рубашка нараспашку» (май - июнь 2010)
  31. «Берега чистого братства» (июль 2011) (совместно с Григорием Лепсом )
  32. «Метафизика» (запись 2014-2015; релиз 11 декабря 2015)

Актёрские работы

  • 1985 — Начни сначала — камео
  • 1987 — Два часа с бардами
  • 1991 — Афганский излом — камео
  • 1991 — Побег на край света
  • 1991 — Бессонница
  • 1992 — Чтобы выжить — Джафар (озвучивание — Виктор Проскурин )
  • 2005 — Не хлебом единым — Ростислав Петрович
  • 2008 — Сайд-степ — Георгий Шахов
  • 2011 — Лучшее лето нашей жизни — камео

Александр Яковлевич Розенбаум (13 сентября 1951) – известный российский певец, автор-исполнитель, поэт и литературный деятель. С 1996 года является Заслуженным артистом Российской Федерации, а в 2001 году получил звание Народного артиста.

Детство

Александр Яковлевич родился 13 сентября в Ленинграде. Его отец и мать познакомились друг с другом, еще будучи студентами 1-го Медицинского института. Сразу после окончания учебного заведения они сыграли свадьбу и спустя некоторое время уехали в город Зыряновск, располагавшийся в Восточном Казахстане. Там, будучи медиками, они устроились на работу в городской госпиталь: отец на должность врача-уролога, а мать ─ на акушер-гинеколога. Именно там, в Зыряновске, на свет появился старший брат Александра – Владимир Розенбаум.

Спустя шесть лет стабильной работы в госпитале семья Розенбаумов решает перебраться в Ленинград, так как больница потихоньку начинает пустеть и надобности в большом количестве специалистов уже нет. Понимая, что рано или поздно они попадут под сокращение, родители Александра переезжают в Ленинград, где у них рождается второй сын – будущий певец и автор-исполнитель.

Музыкальные способности и талант Александра стали проявляться еще в пятилетнем возрасте. Параллельно с общеобразовательной школой он записывается в музыкальную, где учится игре на фортепиано. Его педагогами становятся видные преподаватели того времени, поэтому уже спустя год под руководством Ларисы Иоффе и Марии Глушенко Розенбаум начинает показывать невероятные музыкальные способности, участвуя в многочисленных конкурсах. Кроме того, он учится и игре на гитаре у своего соседа – талантливого Михаила Александровича Минина, который по просьбе родителей берется за обучение юного гения всем азам.

Юность

После младшей школы Александра Яковлевича переводят в учебное заведение на Витебском проспекте, так как его родители хотят, чтобы их сын обучился языкам. Так Розенбаум оказывается в школе с углубленным изучением французского языка, который, к слову, так и не дался ему из-за увлеченности музыкой. Александр часто пропускал занятия, а находясь в классе, сидел и сочинял собственные композиции, не обращая абсолютно никакого внимания на преподавателей.

В это же время в жизни юного Саши появляется спорт. По совету друзей он записывается в секцию фигурного катания, из которой уходит уже спустя месяц, а затем – в секцию бокса «Трудовые резервы», но и там он не задерживается, предпочитая любому занятию музыку. К этому моменту о том, что Александр обладает поистине огромными музыкальными способностями уже знают все: друзья певца, его школьные учителя и даже соседи. Он играет на гитаре дома, в гостях, во дворе, на вечерах самодеятельности и школьных конкурсах, а о себе заявляет, что «буквально родился с гитарой в руках».

Однако музыка долгое время оставалась для Розенбаума только лишь хобби и приятным времяпрепровождением. По настоянию родителей в 1968 году он поступает в 1-й Медицинский институт в Ленинграде. Закончить образование с первого раза у талантливого парня не выходит: его отчисляют спустя год, и то случайно (его путают с другим студентом, не сдавшим вовремя сессию). Когда ошибка выясняется, уже слишком поздно заново подавать документы, так как Александру приходит повестка из военкомата.

Но, к счастью, в армию его так и не берут из-за небольших проблем со зрением, поэтому спустя год молодой человек восстанавливает документы в институт и продолжает обучение вплоть до 1974 года. Заканчивает высшее учебное заведение он со специальностью врача-терапевта и практически сразу после института идёт работать на Первую подстанцию, располагающуюся неподалеку от учебного заведения.

Музыкальная карьера

Несмотря на тот факт, что на момент поступления в институт Розенбаумом уже были созданы песни собственного сочинения, профессионально он решил посвятить себя музыке лишь в 1980 году. В разное время он участвует в таких ансамблях, как «Аргонавты», «Адмиралтейство», «Пульс» и «Шестеро молодых», везде выступая под псевдонимом «Аяров» (от своих инициалов). Однако ни в одном из музыкальных коллективов Розенбаум не находит того, чего искал, идя в мир музыки, поэтому долго он не задерживается ни в одном из ансамблей.

В качестве сольного исполнителя Александр Яковлевич начал выступать уже в 1983 году, активно участвуя в городских музыкальных мероприятиях, большинство из которых проводились в Доме культу МВД имени Держинского. Там он впервые исполняет такие композиции, как «Романс генерала Черноты», «Песня коня цыганских кровей», «На Дону, на Доне», «Вещая судьба», «Ах, если было бы можно…», «Я часто просыпаюсь в тишине» и многие другие.

Народное признание пришло к Розенбауму в это же время. Его песни носили разный смысл и были посвящены абсолютно различным тематикам. Алекандр Яковлевич живо интересовался послереволюционной Россией XX-го века, посвящал композиции цыганским обычаям и казачеству, писал философские и лирические песни, а также композиции, поддерживающие военнослужащих. К слову, Розенбаум нередко выступал с благотворительными концертами в военных частях и даже ездил несколько раз в Афганистан.

Музыкальный стиль

На сегодняшний день Александра Яковлевича Розенбаума знают миллионы слушателей по всему миру, и этот успех был достигнут не только благодаря таланту певца, но и оригинальному музыкальному стилю, который остаётся с ним с самого начала профессиональной карьеры на сцене.

Розенбаум всегда исполнял свои песни на русской семиструнной (разновидность гитары, в которой отсутствует пятая струна, благодаря чему она получила название OPEN G). Исключением являлось лишь одно из выступлений Александра с братьями Жемчужными, когда он использовал для выступления двенадцатиструнную гитару. В остальное же время автор-исполнитель использует лишь яркую и эффектную игру на русской семиструнной с несколькими ритмами боя. К слову, Александр Яковлевич является одним из немногих музыкантов, который не использует медиатор во время выступления, что делает композиции более живыми, а звук – в разы насыщеннее.

Личная жизнь

Семейная жизнь началась у Розенбаума очень рано. Как и его родители, он встретил свою первую любовь, еще будучи студентом 1-го Медицинского института. Однако в отличие от прошлого поколения, молодые не стали дожидаться окончания учебного заведения и сыграли свадьбу спустя 2 месяца после знакомства.

В итоге через девять месяцев брак распался, а Александр влюбился в коллегу по работе – Елену Викторовну Савшинскую – врача-рентгенолога на Первой подстанции, куда Розенбаум пошел работать сразу после окончания медицинского института. В 1976 году у Александра и Елены родилась дочка Анна.

Александр Яковлевич Розенбаум, родился 13 сентября 1951 в Ленинграде (СССР), советский и российский aвтор, исполнитель, певец, композитор, поэт, актёр, писатель, Заслуженный артист РФ, Народный артист РФ.

Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде, в семье студентов-однокурсников из 1-го Медицинского института, Якова Шмарьевича Розенбаума и Софьи Семёновны Миляевой. Яков и Софья окончили институт в 1952 году, а затем семья Розенбаумов отправилась жить в Восточный Казахстан, в город Зыряновск, где не было железной дороги. Яков, врач-уролог, стал там главным врачом городской больницы; профессия Софьи - акушер-гинеколог. В течение шести лет отец и мать Саши занимались лечением жителей Зыряновска. В этот же период в семье родился ещё один сын - Владимир Розенбаум.

Пиночет завалил только три тысячи тех, кто с оружием в руках выступил против режима. Туда же попал и обыкновенный кабацкий лабух Виктор Хара, из которого сделали невесть что. А он просто пошёл со всеми, будоражить.

Розенбаум Александр Яковлевич

Александр стал заниматься музыкой с пятилетнего возраста. Закончил школу на улице Восстания - школа № 209, бывший Павловский институт благородных девиц, раньше здесь учились его родители, потом - дочь. Окончил музыкальную школу № 18 по классу фортепиано и скрипки сначала под руководством Ларисы Яновны Иоффе, а затем - талантливого учителя Марии Александровны Глушенко. Соседом его бабушки был известный гитарист Михаил Александрович Минин, у которого научился азам, игре на гитаре обучался сам, участвовал в самодеятельности, затем окончил вечернее музыкальное училище по классу аранжировки. Играл для друзей, играл дома, играл во дворе. По словам Александра Яковлевича, он «на сцене с пяти лет». Ходил на фигурное катание, в 12 лет перешёл на секцию бокса «Трудовые резервы».

В 1968-1974 годах учился в Первом медицинском институте в Ленинграде. До сих пор ежегодно даёт там концерты. По случайности его исключили из института, но в армию не взяли по причине плохого зрения. Александр Розенбаум пошёл работать в больницу. Через год Розенбаум восстановился в институте и закончил своё образование. В 1974 году, сдав на отлично все государственные экзамены, Александр получил диплом врача-терапевта общего профиля. Его специализация - анестезиология и реаниматология. Пошёл работать в скорую помощь, на Первую подстанцию, расположенную на улице Профессора Попова, д. 16Б, неподалёку от родного института.

Занимался в вечернем джазовом училище при Дворце культуры им. С. М. Кирова. Песни начал писать с 1968 года в институте для капустников, студенческих спектаклей, вокально-инструментальных ансамблей и рок-групп. В 1980 году ушёл на профессиональную эстраду. Играл в различных группах.

Тот, кто беды не знал, тот счастья ни капельки не нашёл.

Розенбаум Александр Яковлевич

Семейная жизнь Розенбаума началась рано, но продлился первый брак недолго. Уже через год Розенбаум снова женился, на этот раз на своей однокурснице, и у них родилась дочь Анна. У Александра Розенбаума был выбор между профессией врача, по которой он уже отработал 5 лет и нашёл в ней себя, и эстрадной карьерой. Был сделан выбор в пользу музыки.

Выступал в составе групп и ансамблей: «Адмиралтейство», «Аргонавты» , ВИА «Шестеро молодых», «Пульс» (под псевдонимом Аяров, от «А. Я. Розенбаум»).

Боли кто не узнал, тот радости искренней не нашёл.

Розенбаум Александр Яковлевич

В 2003 году избран депутатом Государственной думы России от партии «Единая Россия».

Вице-президент и художественный руководитель концертного отдела общества «Великий город».

Председатель совета Фонда развития исторического наследия «Кронштадт». «Восстановление Морского собора г. Кронштадта и возвращение его людям для служения той идее, для которой он был создан - быть главным морским храмом страны, - по мнению Председателя совета фонда Александра Розенбаума является „святой задачей“».

Возраст - это состояние души, конфликтующее с телом иногда.

Розенбаум Александр Яковлевич

28 июня 2005 подписал в числе 50 представителей общественности письмо в поддержку приговора бывшим руководителям «ЮКОСа».

Живёт и работает в Санкт-Петербурге.

Подписал в числе 42 известных петербуржцев открытое письмо президенту Дмитрию Медведеву в поддержку строительства «Охта-центра».

Александр Яковлевич Розенбаум - фото

Александр Яковлевич Розенбаум - цитаты

Я ничего не исправляю. Это норма. Норма для сильного человека, которым мне хотелось бы себя считать.

Биография Александра Розенбаума

Александр Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде в семье медиков. Его родители, Яков Шмарьевич Розенбаум и Софья Семеновна Миляева, были на тот момент студентами 1-го Мединститута, который окончили в 1952-м. После Розенбаумы переехали в казахский Зыряновск. Отец Александра, получивший профессию врача-уролога, возглавил местную горбольницу, а мать работала там акушером-гинекологом. Здесь же у Александра появился младший брат Владимир, ставший впоследствии врачом скорой помощи.

В Зырянске юный Саша начал заниматься музыкой: в пятилетнем возрасте он стал учеником музыкальной школы по классам фортепиано и скрипки. Затем Александр пошел учиться в обычную школу.

Александр Розенбаум: «Я рос нормальным парнем. Как большинство мальчишек, конечно, доставлял хлопот близким: вовремя не поел, разбил стекло, заигрался допоздна с другом, не позвонив родителям. Они от переживаний сходили с ума, и по возвращении я получал по заднице. Папа укладывал меня через колено и вполсилы, чтобы не осталось ссадин и синяков, порол фронтовым ремнем».

Сосед, известный гитарист Михаил Минин , научил Александра играть на гитаре. В детстве Саша не только увлекался музыкой, но еще ходил в секцию фигурного катания, а в возрасте 12 лет стал активно заниматься боксом. Окончив школу, он решил пойти по стопам родителей и поступил в медицинский институт. К этому времени семья уже перебралась в Ленинград, где Саша и учился на медика. Сразу после окончания института он устроился работать врачом в больницу, а потом - на станцию скорой помощи. Интересно, что младший брат Александра - Владимир - тоже медик по образованию. Он долгое время работал врачом на станции скорой помощи.

Александр Розенбаум о работе медиком и учебе: «Поступить после школы в мед для меня было так же естественно, как для сына кадрового офицера оказаться в военном училище. У меня же мама с папой - врачи. Продолжение династии в таких семьях - нормальное явление. В разные годы я, правда, мечтал быть и геологом, и профессиональным охотником, хотел быть поближе к природе и животным, но, когда пришло время определяться с профессией, совершенно осознанно отнес документы в медицинский. Да и у родителей мое будущее не вызывало вопросов. Я родился в семье студентов выпускного курса первого меда и в буквальном смысле вырос в больнице. В доме все разговоры были только о медицине, все друзья родителей были врачи… Ну, какую профессию я еще мог выбрать?»

Музыкальная карьера Александра Розенбаума

Во время работы медиком на скорой помощи Александр умудрялся заниматься в вечернем джазовом училище, кроме этого, он стал усиленно писать песни. Спустя несколько лет Розенбаум ушел из медицины - на эстраду. Сначала он выступал в составе различных групп: «Адмиралтейство», «Аргонавты», ВИА «Шестеро молодых», «Пульс», затем стал петь сольно и вскоре дослужился до руководителя театральной студии «Творческая мастерская Александра Розенбаума». Вскоре на концерты барда стала приходить публика, и Розенбаум превратился в популярного певца и исполнителя авторских песен. В свое время его даже называли вторым Высоцким , но он был категорически против каких-либо сравнений.

Александр Розенбаум: «В обкоме партии, а может, даже в ЦК считали: Розенбаума быть не должно. Ни в газетах, ни в анонсах концертов. То есть выступать было можно, а писать на афишах фамилию считалось неприличным. Вторым Высоцким я тоже становиться не собирался. У нас все разное! Музыка, поэзия, голоса! Он - москвич, я - питерский. Да и бардом себя не считаю. Эти люди в большинстве своем приходят к песне от поэзии, с музыкой у них дела обстоят неважно. Я же пришел к песне от музыки, стал писать стихи, и сегодня, смею надеяться, меня можно назвать поэтом. Хорошим или плохим - другой вопрос. Начинал же я как вокалист, исполняя чужие произведения. Перепел весь репертуар «Битлз», огромное количество советских песен. Но сегодня никто из серьезных музыкантов не скажет вам, к какому жанру я принадлежу. Этого не знаю даже я сам. У меня есть джаз («Вальс-бостон»), рок-баллады, рок-н-ролл, романсы, исполняемые на рояле «симфонизмы»… И есть «Гоп-стоп» - песня, которую называют блатной или уличной. Так что, скорее всего, мой жанр - «Розенбаум». И я хочу, чтобы меня называли просто артистом».

В конце 80-х годов ХХ века Александр, записавший за это десятилетие такие альбомы, как «Домашний концерт» (1981), «Памяти Аркадия Северного» (1982), «Посвящение посвящающим» и «Новые песни», «Концерт в Воркуте» (1984), «Эпитафия» и «Мои дворы» (1986), «Нарисуйте мне дом», «Дорога длиною в жизнь», «Концерт на ЛОМО» и «Нью-Йоркский концерт» (все - 1987), «Казачьи песни» и «Анафема» (1988), написал одну из самых своих знаменитых песен - «Вальс-бостон», которая характеризуется сложной гармонией и интересной мелодией.

Александр Розенбаум: «Я ведь пришел на сцену в 30 лет с дипломом мединститута, доктором скорой помощи. А по сути - советским служащим в хорошем смысле этого слова. То есть, как выходил я на смену с восьми утра до восьми вечера, так до сих пор и выхожу трудиться. Только теперь на сцену. Я не умею ходить по трупам, не умею интриговать. Для меня дикость - закулисные скандалы о том, кто будет закрывать концерт, кто сколько песен будет петь… Я искренне не понимаю 22-летнюю девочку, которая нанимает себе отряд телохранителей, боясь, вероятно, что фанаты будут срывать с нее наряды. Да не тот менталитет у наших людей! Нет у них этого в генах! Узнают тебя- хорошо, нет - ничего страшного. Но зачем тебе шесть мужиков-то с пистолетами? Кому ты нужна?.. Невдомек мне, зачем нужны 18 полотенец в гримерке и коньяк по первому требованию. Насмотрелись иностранных фильмов, начитались о западных звездах?.. Не хочу обидеть коллег, стремящихся сделать наш шоу-бизнес цивилизованным, но для меня он во многом пока смешон и противен».

В девяностые годы Розенбаум записал еще ряд альбомов, полюбившихся его поклонникам, - «Гоп-стоп», «Ностальгия», «Горячая десятка», «Вялотекущая шизофрения», «Розовый жемчуг», «На плантациях любви», «Возвращение на Арго», «Транссибирская магистраль» и другие. В 1996 году музыкант впервые в карьере был удостоен премии «Золотой граммофон», которую ему принесла песня «Ау». Тогда же певцу присвоили звание заслуженного артиста Российской Федерации.

Начиная с 2003-го Розенбаум, не прекращающий выпускать альбомы и активно продолжающий свою гастрольную и концертную деятельность, принимает участие в премии «Шансон года». Этой награды удостоились его синглы «Казачья» и «Глухари» (2003), «Разреши, я тебе напишу» и «Вальс-Бостон» (2004), «Ночной звонок» (2005), «Облака» в дуэте с Любовью Успенской , «Я вижу свет» и «Старый конь» (2006), «Сусуманская лирическая», «Памяти Николая Резанова» и «Маруся» в дуэте с Любовью Успенской (2007), «Попутчик» и «Береженого бог бережет» (2009), «Мечта блатного поэта» и «Зойка» (2010), «Рубашку нараспашку» и «Кореша» (2011), «Это было хорошее время» и «Одноклассники» (2012), «Воля» и «Золотая клетка» (2013), «Однажды на Лиговке» и «Старый дрозд» (2014), «Королева» (2016), «Вальс на лебяжьей канавке» и «Очередь за хлебом» (2017), «Вечерняя застольная» и «Мы уезжаем» (2018).

Александра Розенбаума зачастую приглашают на различные телевизионные передачи. Так, он не раз становился гостем медиаспектакля «Вечерний Ургант », выступал в программах «Суперстар » (2010), где ему довелось впервые за всю карьеру изменить свой привычный сценический костюм и переодеваться к каждому номеру, экспериментируя и примеряя на себя разные образы: с казачьей саблей, в солдатской шинели, в костюме шофера или, к примеру, лихого разбойника, «Угадай мелодию », «ДОстояние РЕспублики », «Наедине со всеми » и др. В 2014 году Розенбаум вошел в основной состав судейской команды музыкального шоу «Три аккорда », где появился во втором сезоне (2017), а затем и в третьем (2018).

Кинокарьера Александра Розенбаума

В 1985 году Александр Розенбаум появился в эпизодической роли в музыкальной картине «Начни сначала » с Андреем Макаревичем . Затем снимался в ряде документальных картин, включая фильм о Грушинском фестивале «Два часа с бардами » (1987) и ленту «Чем больше людей с гитарами » (1989). В 1991 году на экраны с участием Александра вышла драма режиссера Владимира Бортко «Афганский излом », где снялись Микеле Плачидо , Татьяна Догилева , Михаил Жигалов , Филипп Янковский , Алексей Серебряков , Нина Русланова и другие актеры. Тогда же Розенбаум исполнил одну из ключевых партий в фантастико-приключенческой истории «Побег на край света » с Екатериной Стриженовой .

В 1990-е артист также появился в боевике «Чтобы выжить » (1992), где сыграл эмиссара бывшей «партийной мафии» по кличке Джафар, и снялся в музыкальном фильме по своим песням «Вальс-бостон» (1997). В 2005 году зрители увидели музыканта в образе «большого» военного начальника Ростислава Петровича в драматической ленте Станислава Говорухина «Не хлебом единым » со Светланой Ходченковой и Михаилом Елисеевым . В 2008 году Розенбаум снялся в мелодраме режиссера Марины Мигуновой с Верой Глаголевой «Сайд-степ » (2008), где ему выпало воплотить образ бывшего профессионального боксера. После композитора задействовали в проектах «Лучшее лето нашей жизни » (2011), «Возмутитель спокойствия » (2016) и др.

Личная жизнь Александра Розенбаума

Будучи студентом, Александр в первый раз женился, но его брак продлился недолго - всего девять месяцев. Через год он повторно вступил в брак. Его избранницей стала однокурсница Елена Савшинская . По профессии она - врач-рентгенолог, которая, в отличие от мужа, продолжила медицинскую карьеру. 20 октября 1976 года у пары родилась дочь Анна, впоследствии получившая профессию филолога и переводчика. В 1999 году певец стал дедушкой - его дочь родила сына, нареченного Дэвидом Чаки-Розенбаумом. В 2005 году у артиста родился второй внук - Ники Чаки-Розенбаум, а в феврале 2014 года Анна подарила отцу-артисту еще двух внуков - Дэниэля Чаки-Розенбаума и Энтони Чаки-Розенбаума.

В 2003 году Александр Розенбаум побыл депутатом Государственной думы России от партии «Единая Россия». Причем, как сам артист отметил, у него не возникало стремления войти в политический бомонд.

Александр Розенбаум: «Не скрою, приятно быть знакомым с президентом, но, поверьте, Владимир Владимирович Путин интересует меня больше не как глава государства, а как мой ровесник, с которым мы росли в одно и то же время, в одном и том же районе, на соседних улицах. Пусть не обижается на меня Борис Николаевич Ельцин, но я не стремился с ним познакомиться, когда он был президентом. Мы с ним из разных времен. Я и с Борисом Всеволодовичем Громовым дружу не как с губернатором Московской области, а как с моим близким товарищем, братом, однополчанином, если хотите. И буду дружить, на какой бы должности он ни был».

Певец является совладельцем сети пивных «Толстый Фраер».

Дискография Александра Розенбаума

  • «Домашний концерт» (1981)
    «Памяти Аркадия Северного» (апрель 1982) (совместно с Братьями Жемчужными)
    «Посвящение посвящающим» (1983)
    «Новые песни» (ноябрь 1983) (совместно с Братьями Жемчужными)
    «Концерт в Воркуте» (1984)
    «Эпитафия» (1986)
    «Мои дворы» (1986)
    «Нарисуйте мне дом» (1987)
    «Дорога длиною в жизнь» (1987)
    «Концерт на ЛОМО» (1987)
    «Нью-Йоркский концерт» (1987)
    «Казачьи песни» (1988)
    «Анафема» (1988)
    «Гоп-стоп» (1993)
    «Ностальгия» (1994)
    «Горячая десятка» (1994)
    «Вялотекущая шизофрения» (сентябрь 1994)
    «Розовый жемчуг» (август-ноябрь 1995) (совместно с Братьями Жемчужными)
    «На плантациях любви» (март-май 1996)
    «Концерт в день рождения» (4 октября 1996)
    «Возвращение на Арго» (февраль 1997)
    «Июльская жара» (ноябрь 1997)
    «Транссибирская магистраль» (ноябрь 1999)
    «Настоящий солдат» (апрель 2001)
    «Старая гитара» (2001)
    «Странная жизнь» (2003)
    «Я вижу свет» (июль-август 2005)
    «Попутчики» (2007)
    «Мечта блатного поэта» (февраль 2009)
    «Рубашка нараспашку» (май-июнь 2010)
    «Берега чистого братства» (июль 2011) (совместно с Григорием Лепсом)
    «Метафизика» (запись 2014–2015)

Фильмография Александра Розенбаума

  • Актер
  • Возмутитель спокойствия (ТВ, 2016)
  • Олег Митяев. «Фантазии завтрашнего дня» (2011, документальный)
  • Тридцать лет одиночества. Ян Арлазоров (2009, документальный)
  • Сайд-степ (2007)… Георгий Шахов
  • Не хлебом единым (2005)… Ростислав Петрович, большой военный начальник
  • Вальс-бостон (1997)
  • Постой, паровоз (1994, документальный)
  • Жил-был артист… (1992, документальный)
  • Чтобы выжить (1992)… Джафар
  • Побег на край света (1991)
  • Чем больше людей с гитарами (1989, документальный)
  • Два часа с бардами (1988, документальный)
  • Начни сначала (1985)
  • Вокал
  • Другой майор Соколов (сериал, 2014)
  • Шеф-2 (сериал, 2013)
  • Ночные ласточки (сериал, 2012)
  • Морской узел (2002)
  • Трам-тарарам, или Бухты-барахты (1993)
  • За все заплачено (1988)
  • Друг (1987)

Популярному российскому исполнителю, поэту, композитору и аранжировщику собственных песен Александру Яковлевичу Розенбауму исполняется 60 лет. Человек со стержнем, настоящий мужчина и талантливый артист, однажды выбравший свой образ и ни разу за всю карьеру не изменивший ему. На сцене это дерзкий, может быть, иногда даже жесткий лирик с гитарой. Он работает в различных жанрах – начиная с шансона, бардовской песни, джаза, рок-музыки, и заканчивая романсами. У него много песен на цыганские темы, темы казачества, песни военной тематики, связанные с Великой Отечественной войной, войной в Афганистане. Много философской лирики. Есть слова и мелодии с близкими ему еврейскими мотивами.

Розенбаум – не только поэт и исполнитель авторских песен. Розенбаум – композитор. Мощное психологическое воздействие песен Александра Розенбаума достигается не только смыслом слов, но и музыкальным сопровождением. Розенбаум – профессиональный артист эстрады, и этим все сказано. Каждый из почитателей творчества Александра Яковлевича находит в его репертуаре свои песни, но есть среди них и те, которые, бесспорно, не оставляют равнодушными никого, стали народными: «Вальс-бостон», «Нарисуйте мне дом», «Казачья», «Есаул», «Утиная охота», «Вещая судьба», «Заходите к нам “на огонек”», «Налетела грусть», «Бабий Яр», «Черный тюльпан» и многие другие.

Началом сольной деятельности А. Розенбаума можно считать памятное выступление 14 октября 1983 года в Доме культуры МВД имени Дзержинского. На столь смелый шаг, как организация концерта певца с еврейской фамилией Розенбаум, решилась директор дома культуры Раиса Григорьевна Симонова. В моей коллекции музыки имеются первые записи Розенбаума, которые сделаны порой подпольно на частных квартирах, на кухнях, в маленьких клубах, где проводились концерты без афиш или с короткими объявлениями, написанными почитателями его таланта. Кассеты с песнями певца тиражировались любителями, звучали с окон домов и автомашин, несмотря на »табу» официальных властей. Но это всё в прошлом. Сейчас Александр Яковлевич Розенбаум – Народный артист России. Сочиняет, поёт, гастролирует. Мне довелось его слушать в Ленинграде, Минске и совсем недавно в Миннеаполисе. Блестящее зрелище! Неизгладимое впечатление! Александр Розенбаум выглядит со сцены жестким, неприступным мужчиной, который имеет свое мнение на каждый вопрос. Можно относиться по разному к талантливому автору и исполнителю: кому-то Розенбаум нравится, кому-то не нравится, но, слушая его, трудно остаться равнодушным, ибо он искренен и злободневен. Розенбаума знают и слушают многие. Стиль и манера исполнения поэта – барда интересны. Не менее итересно, мне представляется, будет любознательным читателям газеты прочитать высказывания А.Розенбаума о своей национальной принадлежности, о евреях и Израиле, о конфликте на Ближнем Востоке. Завидую тому, кто прочтёт это впервые.

*****

Ненавижу тех, кто берет псевдонимы и кричит, например: «Я русский!» – будучи, допустим, евреем. Другое дело, что я говорю: «Я - российский еврей…» Что скажет народ, возьми я, например, фамилию Розов, Яковлев или Александров? Выкрестов не любят нигде. Если бы я родился в Грузии, я бы писал «Сулико» - и был бы грузинским евреем, а родившись в Молдавии, писал бы для ансамбля «Жок» - и был бы молдавским евреем. Но я - абсолютно российский человек еврейской национальности. Я не целовал землю в тель-авивском аэропорту Бен-Гурион, не на ней я родился, - но у Стены плача сердце вздрогнуло… И все же я пошел бы защищать Израиль, эту страну моих далеких предков…Звезду Давида ношу на груди. Это связано с тем, что я - еврей. Это не кич, а дань уважения народу и символ принадлежности к моим родителям. Не понимаю, когда евреи надевают на себя кресты, а русские - звезду Давида или полумесяц… Религия входит в тебя либо с молоком матери, либо к ней можно идти долгие-долгие годы, и совершенно не обязательно, чтобы еврей стал иудаистом, совершенно не обязательно, чтобы христиа¬нин стал православным… Я знаю в Иерусалиме целую деревню русских людей, которые двести лет исповедуют иудаизм. Я, например, к этому еще не пришел, но я, абсолютно чистый иудей, склоняюсь к христианству: тянет. Иудаизм для меня - совершенно чуждая религия, а христианство мне ближе: я вырос на этой земле, я впитал ее в себя. Но я никогда не говорю, что я - русский. Ненавижу, когда грузин или татарин говорит: «Я вырос на русской земле и считаю себя русским». Не надо себя считать. Ты - еврей, ты - татарин, ты - грузин…На концертах я не устаю повторять о том, что песня «Долгая дорога лета», посвященная евреям, жертвам гитлеровского геноцида, - предупреждение всем тем, у кого еще осталась в голове какая-то националистическая мысль. Пусть помнят, что в мире, устроенном на основе таких мыслей, они сами могут оказаться в этой колонне, идущей из гетто на расстрел, если кому-то не понравится их национальное происхождение…

Еврейскую музыку я начал писать совсем недавно, потому что только недавно начал слушать ее. Те мои песенки как бы из еврейского быта - лишь стилизации, подлинно еврейского там не так уж и много. Хотя и их люблю, считаю своей удачей. Даром что написал их в двадцать один год, мальчишкой. Бог, что ли, водил тогда моей рукой? Или ангел стоял за спиной?.. Но я с моим музучилищным образованием только теперь стал понимать, что «Семь сорок» или «Хава нагила» - не еврейская музыка. Настоящая же еврейская музыка - это сложно: это синагогальная, канторальная музыка. Чтобы ее сочинять, надо сначала многому научиться…

На моей памяти не было такой оголтелой кампании против какой-то отдельно взятой национально¬сти, как это было во времена «дела врачей». Тогда мой папа вынужден был уехать со своим красным дипломом в Восточно-Казахстанскую область. На себе я никогда не ощущал открытого антисемитизма как государственной политики. Да, прижимали меня, афишу с моей фамилией не печатали… Но сегодняшнее положение иначе как кампанией не назовешь - от плакатов с призывами: «Выключить тель-авидение» до гнусных высказываний депутата Макашова про «хороших евреев» и «плохих жидов». Это, увы, слишком характерно не только для генералитета, но и является позорным атавизмом российского сознания в целом…Я не прошу, чтобы меня, еврея, любили - как, впрочем, нормальный русский не просит, чтобы любили его. Он - русский, и все тут. Но я хочу, чтобы государство на деле защищало в равной сте¬пени права всех наций. А так мне хочется спросить, чем москаль Макашов лучше жида Розенбаума? И вообще, кто он - хороший русский или плохой москаль? И кому в Киеве он доверит это определить? Я не призываю сажать Макашова в тюрьму, но Государственная Дума, парламент страны, должна была резко отреагировать… Беда не в отдельно взятом Макашове (больные люди есть везде), беда в том, что сегодня наш социум тяжело болен и нуждается в скорой неотложной помощи. Это я как врач говорю… Надо хотя бы знать, что такое сионизм, который долгое время преподносили у нас как фашизм. А это лишь стремление объединить евреев в одно государство. И что же в этом плохого? А кричать о жидомасонстве, что, дескать, евреи пьют кровь русских младенцев, так об этом может кричать только ублюдок. Причем свои ублюдки есть и у евреев, и у татар, и у якутов - у всех… Я ненавижу Ленина и Дзержинского, так же как Троцкого и Свердлова. И мне стыдно, что последние - евреи. Но они и им подобные - еще не весь народ. А сколько евреев помогало «белому движению» из-за границы? А многие ли знают, что полштаба батьки Махно было еврейским?.. Вот по¬чему подводить все эти дела к национальному знаменателю - глупо, если не сказать больше. И жаль, что к нелюдям, которые играют на этом, прислушивается так много людей.

В современной России нет ограничений свободы передвижения. Евреи, делающие свой выбор в пользу Израиля, могут свободно этот выбор реализовать. Другие, не желающие обрубать корни, привязывающие их к родному дому, к стране, в которой они росли и формировались, тоже не ограничены в возможности жить полноценной еврейской жизнью. Так что на истории российского еврейства рано ставить крест – вы уж простите мне это не совсем еврейское выражение. Еще Вяземский сказал, что главные беды России – дураки и дороги. И если от второй напасти есть надежда избавиться, то от первой – вряд ли. Антисемитизм существовал и существует, как в России, так и во всех остальных странах. Беда не в пустых головах, забивающих вакуум мысли юдофобской ахинеей. Они были и будут всегда, и мы, евреи, научились жить рядом с ними в любой стране. Беда наступает тогда, когда эти пустые головы начинает забривать, то есть рекрутировать, власть. Нынешняя российская власть этим путем, слава Богу, не идет. Я не верю, что она им пойдет в обозримом будущем…

Я знаком с историей сионизма и горжусь тем, что это великое чудо и свершение библейских пророчеств – восстановление Государства Израиль после двух тысяч лет изгнания – было осуществлено в решающей степени благодаря вкладу российских евреев. Владимир Жаботинский (которого я ценю еще и как выдающегося поэта), Бен-Гурион, Менахем Бегин, в конце концов Ариэль Шарон, который блистательно побеждал в прежних войнах Израиля, – все они имеют российские корни. И русские евреи еще сыграют великую роль в истории Израиля. Сегодня самый яркий лидер “русской” общины – Ивет Либерман, по духу и по делу – настоящий продолжатель дела Жаботинского, Бегина, да и “раннего” Шарона. С таким лидером, я думаю, “русская” община пробьет “стеклянный потолок”, который, как я знаю, ограничивает продвижение талантливых русских евреев в израильскую элиту, и сможет опять сделать Израиль сильным, независимым и передовым. Я с огромным интересом прочел его недавно вышедшую на русском книгу “Ничего, кроме правды”. У Либермана стратегическое мышление, железная логика и верность принципам. Как сказал о нем Александр Бовин, “Либерман – это единственный израильский политик, с которым я бы пошел в разведку”.

Я с уважением отношусь к исламу, люблю суфийскую поэзию, однако на этом историческом этапе радикальный ислам несовместим с гражданским равноправием немусульман. Поэтому, боюсь, разделение по разные стороны границ Израиля исламского и неисламского населения – единственный путь. Но враги Израиля должны помнить, что будет с теми, кто придет к ним с мечом… Железную стену Жаботинского, в качестве которой сейчас строится разделительный забор, ведь можно передвинуть и подальше на восток. Как поется у меня в одной песне: “Все вернется!”.. Я люблю и уважаю любую публику. В Израиле живет огромное количество моих бывших соотечественников, и выступать перед ним – всегда большое удовольствие. И сам Израиль, конечно, имеет для меня более весомое значение, чем любая зарубежная страна. Это естественно, поскольку я – еврей. Если б я был российским армянином, для меня бы особым городом был замечательный город Ереван. Я абсолютно российский человек, но так как Иерусалим – столица еврейского государства, то, естественно, она в особенности, а другие города Израиля – в целом, рождают у меня особые чувства. (Из новогоднего интервью “МИГа”, проведенного по телефону между Тель-Авивом и Москвой, декабрь 2005 г. – А.З.)

Вообще-то об антисемитизме я знал, но на себе его не ощущал - ни в школе, ни во дворе. А в детстве я был абсолютно дворовым, там у нас нравы были простые. А если и были какие-то единичные случаи, если я слышал в свой адрес «жидовская морда», то в морду же и бил. Дрался, кстати, я неплохо, все-таки уже был кандидат в мастера спорта по боксу…А потом вдруг еврей Розенбаум стал еще и казаком, причем казаком из Кубанской первой сотни. Меня туда не партия и правительство назначило, меня туда, в свои ряды, приняли простые люди. Чем и горжусь. А если мои песни - про казаков или про евреев - рождают отклик у эстонской или русской, у таджикской или американской публики, то потому, что я никогда не был выкрестом, не отказывался от своей еврейской крови. Самое страшное в жизни - это предательство. И еще зависть. Но они взаимосвязаны. Я не предавал ни своей национальности, ни своей Родины. Примечательно, что как раз эмигранты меня и не очень жалуют - хоть в Штатах, хоть в Израиле… Хотя те же мои соплеменники, по-моему, должны мне памятник поставить - за то, что меня казахи любят. Потому что и благодаря мне они дышат чуть свободнее, чем могли бы без розенбаумовских песен. И казах, и русский, и литовец, и украинец видят, что я - нормальный еврей. Такой же, как он - нормальный казах, нормальный русский, литовец, украинец… То есть человек. (Из книги ”Бультерьер”, 2000г.- A.З.)

В стране, которая полвека назад победила фашизм, это самое явление набирает обороты. Ещё? Народ привык к халяве, привык искать врагов, виновников своих бед – буржуев, американцев,татар, монголов, жидов. У меня есть такое четверостишие:
Опять во всём винят жидо-масонов. О Господи, какая ерунда!
Сто человек надули миллионы? Так что же за народ вы, господа?!

Я это говорил давно, но полушёпотом. Чтобы не дразнить дураков, ведь я еврей. Мне лично не часто приходилось сталкиваться с бытовым расизмом, но я его чувствую. К шовинистам я отношусь, как доктор, ведь это больные люди. Прогноз поэтому для России неутешительный, генная характеристика народа достаточно тяжёлая. На это оказало влияние множество факторов. По моему мнению, даже русские народные сказки – гибельны по своей сути. Везде халява – то щуку волшебную вытащит, то золотую рыбку – всё, что угодно, только бы не работать. Самый положительный герой – Илья Муромец, тридцать три года валялся на печи, ни хера не делал, даже в спортзал не сходил ни разу, а бухнул водички какой-то и легко пошёл, всем ”плохим” накостылял…И прекрасно себя чувствует – шара и халява, снова и везде.

Нет, песен на идиш я не знаю, у меня их нет. Я всегда говорю, что я - еврей ленинградский. Это сейчас у нас есть синагоги, есть прекрасная молодежь, которая, наконец-то, получила возможность изучать свою национальную культуру и язык. В мое время ничего этого не было, не мне вам рассказывать. У нас не было ничего. Еще в пределах бывшей черты оседлости, то есть на территории нынешних Украины, Беларуси, Болгарии, стран Прибалтики, у потомков проживавших там евреев хоть что-то оставалось в головах. А в Ленинграде так совсем ничего уже не осталось. У меня только одна бабушка - только одна! - еще что-то помнила и хранила, поскольку приехала в Санкт-Петербург с Украины совсем юной девушкой. А вот другая моя бабушка, уроженка Питера, так та была уже полностью отрезана от еврейской культуры и традиций. И это плохо. Это как с неграми Севера и Юга: то есть южные еще что-то о своих предках и истории знают, а северные - уже нет. Так что можете считать, что я - негр Севера. Счастливы те современные, молодые музыканты, которые могут творить на национальном языке, в рамках своей национальной культуры. (Из ыступления на творческом вечере в Московсом еврейском общественном центре 03.03.2004 – А.З.)

Торговаться можно со всеми. Хотя Беслан - особый случай. Там были не люди и даже не нелюди, а инопланетяне. Я не шучу! Нелюди - это комендантша Бухенвальда и садистка Эльза Кох, делавшая абажуры из человеческой кожи, Чикатило, Джек-потрошитель, Геббельс или шеф гестапо Гейдрих, расстреливавший евреев. Это крайняя степень омерзительности людей, но все-таки людей. А то, что творят так называемые террористы, взрывая автобусы, дискотеки, рынки, самолеты и - как крайний эпизод - школу в Беслане, за гранью даже той жути. Бомбы в баскетбольной сетке над головами обреченных ребятишек устанавливали пришельцы, “чужие”, для которых человек - лишь некая белковая субстанция. Мы же не задумываемся, убивая комара, что он, может, летит из школы домой к маме, правда? Мы для террористов - те же комары или муравьи под ногами. Они не понимают, что мы живем и дышим, что у нас есть дети, что есть “мирные комары” и “военные”. Они мочат всех! Это враждебная цивилизация - всем нам, землянам… Мировая война объявлена не американцам, русским или евреям. Инопланетянин может вселиться в любого, невзирая на религию и расу. Но все-таки адрес терроризма конкретный: “они” выбрали крайнее ортодоксальное крыло ислама. “Им” сейчас так удобно! Мусульмане в том не виноваты, но от этого не легче! И не надо стесняться: я лично не собираюсь бороться с татарином, индонезийцем, арабом или ингушом. Но с безумными исламистами-фанатиками - да. И первыми за них должны взяться сами мусульмане у себя дома. Придушить гада в зародыше! Все эти “точки” начались еще с мюнхенской Олимпиады и взрывов в Израиле. Вот когда началась бойня! Но никто в мире даже не дернулся, в том числе и в Союзе, хотя кроме еврейских на танцах там погибли 28 русских детей. Нас сейчас клюнул жареный петух, вот мы и задумались. А израильтяне так живут уже 30 лет. Привыкать придется! (”Аргументы и факты”, 04.11.2004 – А.З.)

Я никогда не комплексовал по поводу своей национальности. Может, потому, что жил в больших питерских дворах, в которых вместе росли дети разных национальностей и вероисповеданий. На татарский праздник мы все ели перемяч – треугольные пирожки с мясом, на русскую Пасху всем двором трескали мацу… Ой, простите, куличи. Мацу, конечно, ели на еврейскую Пасху, и вовсе не по религиозным соображениям. Это просто очень вкусная лепешка. На православную Пасху к чаю подавали очень вкусный кулич и творожную пасху. Но однажды (мне тогда было лет 12–13) мы с отцом были в кинотеатре. На экране появились горы трупов погибших в концлагерях евреев. Сзади раздался голос: “Так им и надо!” После сеанса отец схватил того мужика за грудки, отвел в милицию, но мужика, конечно, быстро отпустили… В конце 70-х многие евреи стали уезжать в Израиль. Мы тоже собирались, месяца два или три я даже учил язык. Потом процесс забуксовал, а в 80-м я ушел на сцену. Позже мне предлагали уехать музыкантом, но сейчас я счастлив, что этого не случилось. У меня нет желания переселиться в местечко и жить теплой еврейской семьей. И все-таки я хочу, чтобы мои дети, внуки и правнуки знали наряду с русской культурой еврейскую – музыку, язык. (Из интернет – сайта ”Лица”, 3.12.2004 – А.З.)

История отношений российского казачества с еврейством знала черные страницы. Но это – дело прошлое. Что было, то быльем поросло. Для меня главное, что на протяжении всей русской истории, и тем более все 70 лет советской власти, казачество было символом свободолюбия. Не случайно большевистский тоталитаризм видел в казаках одного из главных врагов и жестоко расправлялся с ними. Так что в последние десятилетия исторические судьбы еврейства и казачества во многом совпали. Кстати, в последние годы существования СССР, когда стала возрождаться еврейская община и ее организации, именно казаки охраняли ее от новоявленных погромщиков – первые съезды и мероприятия еврейской общины…