Россия. Гайдн детская симфония Кто написал детскую симфонию

Иозеф Гайдн (1732-1809)

Ранней весной 1739 г. маленький австрийский городок Хайнбург посетил капельмейстер венского собора св. Стефана Г. Рейтер, искавший для своей капеллы музыкально одаренных детей. Местный священник обратил внимание столичного гостя на семилетнего Йозефа Гайдна, сына кухарки и каретного мастера из Рорау (Нижняя Австрия). Чудесный голос и необыкновенные музыкальные способности маленького певчего покорили Рейтера. Он зачислил его в свою капеллу и обещал родителям позаботиться о дальнейшей судьбе мальчика. И «позаботился»: за 10 лет, проведенных Гайдном в капелле (1740 - 1749), он дал ему всего два урока по композиции. Когда же Гайдну исполнилось 17 лет и он потерял голос, капельмейстер вышвырнул юношу на улицу.

Долгое время Гайдн скитался по дорогам Австрии. На бродячего музыканта обратил внимание знаменитый комик Курц, с которым Гайдн создал новаторскую по тем временам комическую оперу (зинг-шпиль) «Хромой бес».

«Хромой бес» подарил Гайдну короткую славу и 25 гульденов, которые были вскоре истрачены. Гайдн вынужден был искать новых заработков и нашел себе место аккомпаниатора у известного итальянского композитора Н. Порпоры. Порпора очень скоро по достоинству оценил музыкальные способности Гайдна и начал заниматься с ним композицией.

Йозеф Гайдн.

Неожиданная удача позволила Гайдну начать независимую жизнь. Некий коммерсант Бухгольц ссудил юноше 150 гульденов. Гайдн снял под крышей шестиэтажного дома в Вене жалкую мансарду. Начинающий композитор сутками просиживал за клавиром и с гордостью говорил: «Я не завидую счастью любого короля!»

В 1759 г. Гайдн поступил на службу к графу Морцину, а через два года, на долгие 30 лет, - к богатейшим венгерским князьям Эстерхази.

Служба капельмейстера и придворного композитора была тяжелой. Контракт лишал его права покидать владения князя, его произведения также принадлежали княжеской семье. В его обязанности входило не только дирижировать оркестром и сочинять музыку. Он отвечал за сохранность музыкальных инструментов и нот, следил за тем, чтобы музыканты были чисто и по форме одеты, отвечал за все неполадки в капелле. Себя Гайдн называл крепостным слугой, каким по существу и был.

Лишь оставив службу у Эстерхази, Гайдн обрел истинную свободу. Он переехал в Вену, встречался с друзьями, совершил два путешествия в Англию, много сочинял, пересматривал ранее написанное. Произведения Гайдна печатались в Париже, Амстердаме, Лондоне. Его концертов, как праздника, ждали во всех городах Европы. В 1791 г. Гайдну была присуждена степень почетного доктора Оксфордского университета, он стал членом Шведской королевской музыкальной академии, почетным гражданином Вены, почетным членом Петербургского филармонического общества.

За 53 года творчества (первое серьезное сочинение - Месса фа мажор относится к 1750 г., последний квартет написан Гайдном в 1803 г.) он создал около тысячи музыкальных произведений самых разных жанров: 104 симфонии, 83 струнных квартета, 24 оперы, 3 оратории, 41 фортепианное и 21 струнное трио, 52 сонаты для фортепиано и многое, многое другое: песни, вариации, фантазии, марши, танцы.

Гайдн - один из основоположников венской классической школы (см. статьи «Классическая музыка XVII - XVIII вв.», «Музыкальные жанры»). Он завершил формирование симфонического оркестра, установив его классический состав, строгие законы которого обязательны и по сей день. Он довел до полного совершенства квартетную музыку, добившись того, что все инструменты (две скрипки, алы и виолончель) стали равноправными участниками этого и поныне популярного ансамбля.

Гайдн обладал живостью ума, неистощимым юмором и склонностью к хорошей шутке. Много остроумной выдумки было в его симфониях. То он изобразит танец неуклюжего медведя, то кудахтанье курицы (впоследствии эти симфонии получили названия «Медведь», «Курица»). Однажды Гайдн возвращался с охоты и по дороге попал на ярмарку. Заметив, с какой жадностью смотрит босоногая детворе на корзину продавца игрушек, он накупил глиняных совушек, кукущек, свистулек, дудочек и барабанчиков и роздал их детям. Счастливые оборванцы принялись с восторгом дудеть, свистеть и барабанить. А Гайдн с улыбкой слушал этот гомон и вскоре написал оригинальную, очаровательную «Детскую симфонию» (1794).

Не менее оригинальна одна из лондонских симфоний Гайдна - «С ударом литавр, или Сюрприз» (1791). Гайдн был особенно доволен медленной частью - анданте. Но чопорным англичанам музыка показалась скучной, навевающей дрему. Тогда Гайдн взял и кое-что изменил в партитуре. На следующем концерте он попросил музыкантов играть анданте все тише и тише. И вдруг посередине части раздался громовой удар литавр, заставивший подскочить на месте тех, кто делал вид, что дремлет.

А история создания «Прощальной симфонии» («Симфонии при свечах», 1772)?.. Князь Эстерхази долго не отпускал музыкантов на отдых. Истомленные ожиданием, участники капеллы пришли в отчаяние. Тогда Гайдн написал симфонию, где после обычных четырех частей начиналась пятая... Музыканты один за другим покидали свои места и, погасив свечи на пультах, удалялись. Наконец в оркестре осталось всего два скрипача, один из них - сам Гайдн. Доиграв трепетную, словно молящую о чем-то мелодию, они ушли. Сцена осталась погруженной в темноту. Князь Эстерхази понял намек Гайдна и распустил капеллу на отдых.

Несмотря на многие тяготы жизни, Гайдн всегда оставался человеком общительным, веселым, наход-

Томас Харди
Портрет Йозефа Гайдна

Его звали «папаша Гайдн» - и в молодсти и в глубокой старости. «Папашей» он был тридцать лет для оркестрантов князя Эстергази - самого богатого после короля человека Австрии. «Папашей» называл Гайдна великий Моцарт, считавший его своим учителем и первым другом. Князья, короли разных стран с восторгом слушали музыку Гайдна, заказывали ему симфонии, квартеты, оратории. Золоченые кареты с замысловатыми гербами частенько подъезжали к его небольшому домику в предместье Вены. Сам Наполеон, говорят, пожелал услышать в концерте ораторию «Сотворение мира». Из Лондона, Парижа, Петербурга слали Гайдну почетные дипломы и медали. Ему надарили столько драгоценных перстней, кубков, табакерок и других диковинных вещей, что их трудно было уместить в доме.

Любой бы стал важничать! А папаша Гайдн? Ничуть. Встает чуть свет и - работает, пишет свою музыку. И одет так, словно он не знаменитый композитор, а незаметный музыкант. И в еде прост и в разговоре. Взял созвал всех мальчишек с улицы и разрешил им есть чудесные яблоки в своем саду. Сразу видно, что отец его был бедняк и что детей в семье было много - семнадцать! Если бы не случай, может, Гайдн, как отец, стал каретных дел мастером и, как отец, работал бы всю жизнь с песней. Может, и сочинял бы песни, да не умел их записать...

Добряк был папаша Гайдн и шутник. И музыка у него тоже добрая, простая, шутливая. То рассказывает она, как поют птицы, то как журчит ручей, то как переваливается с ноги на ногу косолапый медведь. У Гайдна в музыке и солнышко светит, и волны по морю перекатываются, и травы растут, и деревья. А бывает, рассказывает музыка, как танцуют важные дамы и господа, но чаще, как поют и пляшут крестьяне. Свои симфонии Гайдн называет словно картины: «Вечер», «Утро», «Полдень», «Охота», «Медведь», «Курица», «Королева». Кто, кроме папаши Гайдна, мог придумать «Детскую» симфонию - для игрушечных инструментов - свистулек, барабана, трещотки, детской трубы, треугола.

Но есть у Гайдна и печальные симфонии - «Жалоба», «Прощальная». «Прощальная» симфония, правда тоже шутка, только шутка грустная. Она была написана, когда Гайдн служил капельмейстером у князя Эстергази. Он один мог защитить оркестрантов от капризов князя.

Взволнованно звучит тревожное начало симфонии. Тоскуя, ведут невеселую мелодию скрипки и басы. Первая, вторая, третья, четвертая часть... Никаких признаков радости, веселья, шутки, обычных для Гайдна. Наконец пятая часть - тоже неожиданность: ведь обычно в симфониях всего четыре части. И вдруг второй валторнист и первый гобоист встают, гасят свечи у своих пюпитров и, не обращая внимания на оркестр, уходят со сцены. Оркестр, словно ничего не произошло, продолжает играть. Вскоре умолкает фагот - музыкант тоже гасит свечу и уходит, потом первый валторнист и второй гобоист, контрабасист... Постепенно уходят все оркестранты, кроме первой и второй скрипок. Мелодия звучит все печальней, все медленней и, наконец, тает. Скрипачи, погасив последние свечи, молча покидают сцену.

Й. Гайдн. Прощальная симфония. Финал

Вот какую шутку придумал Гайдн, чтобы помочь своим товарищам, придворным музыкантам. Никто из них, да и сам Гайдн, не посмел бы прямо сказать князю о том, что он заставляет оркестр слишком много работать, что люди устали и хотят съездить домой, к своим семьям.

Композитор всю жизнь, до глубокой старости очень много работал. Он оставил после себя множество сочинений, значительная часть которых до сих пор не найдена. Беда в том, что бессмертные творения, которые Гайдн сочинял в течение тридцати лет при дворе Эстергази, принадлежали не ему, а хозяину, князю, и перешли затем к наследникам-вельможам. Те, хоть и не очень ценили музыку, но никак не хотели расставаться с рукописями великого композитора. Поэтому многие его произведения не были напечатаны и долгое время оставались неизвестными.

Только после 1932 года, когда весь мир торжественно отметил двухсотлетие со дня рождения Гайдна, увидели свет замечательнейшие творения композитора. В церковных и княжеских библиотеках собиратели его сочинений обнаружили больше четырехсот неизвестных прежде рукописей.

Еще более торжественно отметили во многих странах мира 1959 год - год Гайдна (150 лет со дня его смерти). Во всех крупных городах звучала музыка великого композитора. Но самым удивительным был праздник в старинном замке Эстергази. Толпы гостей заполнили двор. Сначала исполнялась известная оратория Гайдна «Времена года», а потом... появилась на свет много лет назад потерянная и лишь недавно обнаруженная симфония Гайдна «Ля пассионе». Симфония, волнующая и печальная, приблизила в тот день улыбчивого добряка папашу Гайдна к его младшему современнику, великому борцу и новатору в музыке Людвигу ван Бетховену.

Чайковский сказал о Гайдне: «Не будь его, - не было бы ни Моцарта, ни Бетховена».

Ряд исследователей считает, что "Детскую симфонию", или "Симфонию игрушек", написал вовсе не Гайдн, а Леопольд Моцарт, отец великого Вольфганга Амадея Моцарта (Ред. сайт).

В чем заключается "сюрприз" Гайдна? и получил лучший ответ

Ответ от STRANGER[гуру]
Речь о том, как однажды композитор Й. Гайдн решил отомстить публике, дремлющей на концертах. Он сочинил симфонию "Сюрприз". Второе название симфонии - "С ударами литавр". Когда убаюканная плавной и тихой музыкой публика засыпала, внезапно раздавался страшный грохот.

Ответ от Лела Ч. [гуру]
Симфония № 94, соль мажор, «Сюрприз» - это вторая из симфоний, написанных Гайдном в Лондоне.
Название «Сюрприз» получила из-за раздающихся в медленной второй части громких ударов литавр.


Ответ от Инга [активный]
О каком сюрпризе речь? Если о симфонии с литаврами, то она написана для тех кто любил спать во время исполнения его музыки.
А литаврами он будил вельмож. В этом и сюрприз.


Ответ от Виктория Шаповалова [гуру]

Франц Йозеф Гайдн (1732-1809) - великий австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.
Он завершил формирование симфонического оркестра, установив его классический состав, строгие законы которого обязательны и по сей день. Он довел до полного совершенства квартетную музыку, добившись того, что две скрипки, альт и виолончель стали равноправными участниками этого и поныне популярного ансамбля. Гайдн обладал живостью ума, неистощимым юмором и склонностью к хорошей шутке. Много остроумной выдумки было в его симфониях. То он изобразит танец неуклюжего медведя, то кудахтанье курицы (впоследствии эти симфонии получили названия «Медведь» , «Курица») , Однажды Гайдн возвращался с охоты и по дороге попал на ярмарку. Заметив, с какой жадностью смотрит босоногая детвора на корзину продавца игрушек, он накупил глиняных совушек, кукушек, свистулек, дудочек и барабанчиков и роздал их детям. Счастливые оборванцы принялись с восторгом дудеть, свистеть и барабанить. А Гайдн с улыбкой слушал этот гомон и вскоре написал оригинальную очаровательную «Детскую симфонию» (1794).
Не менее оригинальна одна из лондонских симфоний Гайдна - «С ударом литавр, или Сюрприз» (1791). Гайдн был особенно доволен медленной частью - анданте. Но чопорным англичанам музыка показалась скучной, навевающей дрему. Тогда Гайдн взял и кое-что изменил в партитуре. На следующем концерте он попросил музыкантов играть анданте все тише и тише. И вдруг посредине части раздался громовой удар литавр, заставивший подскочить на месте тех, кто делал вид, что дремлет.


Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: В чем заключается "сюрприз" Гайдна?

Помогите пожалуйста! Нигде не могу найти. Какова история создания и сюжет картины Адольфа Вильяма Бугро \"Милосердие\",
Бугро, Адольф Вильям (1825-1905) "Charity" (Милосердие). 1878.
Холст, масло, 196 х 117 см,