Роспись по воде. Эбру — рисование на воде красками. Что означает «эбру»

Творческому человеку свойственно искать все новые способы самовыражения, например, такие как нетрадиционные техники суминагаши и эбру - рисование на воде. Обе они пришли к нам из глубины веков и первоначально являлись народными «изобретениями». Благодаря подобным мастера имитировали в своих произведениях разнообразные фактуры и создавали затейливые абстракции. В этой статье мы рассмотрим, откуда к нам пришла техника эбру (рисование на воде) и ее различные виды, необходимые для работы инструменты и материалы, а также можно ли сделать все это самостоятельно.

Что это такое?

Эбру — это старинная графическая техника, позволяющая получить в один прием красочный оттиск с поверхности воды. В результате на поверхности ткани или бумаги остается неповторимый рисунок. В традиционной турецкой техники росписи по воде сочетаются и дополняют друг друга элементы живописи и приемы, характерные для эстампа.

Когда и где появилась эбру?

Среди современных исследователей этой рисовальной техники до сих пор ведутся споры о том, где и когда она появилась. Едины они только в одном: это древнейший вид народного искусства, развивавшийся на протяжении столетий, имеет восточные корни. По одной из версий, эбру - рисование на воде, появилось в Индии, а затем через Персию попала в Османскую империю, как раньше называли Турцию. Сторонники другой теории считают родиной этой художественной техники Бухару, откуда она распространилась дальше.

Что означает «эбру»?

Как и с историей возникновения, с происхождением названия этого искусства тоже нет ясности. Часть ученых считает, что произошло оно от «ebri», означающего в переводе с фарси «облако». Другие же предполагают наличие языкового предка в чонгайском или арабском языках. В странах Старого Света, искусство эбру - рисование на воде, появилось только в XVI веке, а пик его популярности пришелся на XVII —XIX столетия. Так как техника была привезена из Стамбула, европейцы чаще всего называют ее «турецкой бумагой».

Виды эбру

Современные художники широко используют в своей практике разнообразные виды этой техники рисования на воде. Коротко остановимся на наиболее распространенных:

1. Akkase Ebru - когда на один и тот же бумажный лист по мере высыхания наносят, поочередно, несколько слоев краски.

2. Волны или Gel-Git. Даже новичку не составит большого труда сделать такое эбру. Техника проста: по подготовленной водной поверхности разбрызгивается краска, после чего по ней проводятся шилом или заостренной бамбуковой палочкой параллельные друг другу линии.

3. Баттал эбру - наиболее традиционная и простая техника, при которой от художника требуется только разбрызгать краску по поверхности воды, а затем, не внося каких-либо изменений, перенести рисунок на бумагу или ткань.

4. Эбру техника Хатиб, была изобретена исламским проповедником (имам-хатибом) Мехметом Эфенди в начале XVIII столетия. Эта техника послужила переходной, от получаемых в баттал, к изображениям цветов. Кроме того, благодаря хатиб эбру рисование на воде получило возможность создания орнамента.

5. Изображения цветов, больше известные как эбру Неджмеддина, названные так по имени ее изобретателя. В основе этой техники лежит работа с шилом над концентрическими окружностями различного размера.

Подготовка водного раствора

В отличие от японской суминагаши, в которой используется обычная вода, в турецкой технике эбру используется, загущенный особым растительным экстрактом, водный раствор. Получают загуститель из произрастающего в горных районах Пакистана, Ирана и Турции колючего растения Астралагус (гевен), который срезают в середине лета, а полученную смолу сушат на солнце. В итоге получают лепестковое китре, настояв который в течение двух недель, можно получить раствор нужной консистенции. Сегодня в продаже есть уже готовый, порошкообразный экстракт, который настаивается всего сутки. Наши соотечественники, осваивающие эбру, рисование на воде, используют более распространенный у нас загуститель - агар-агар, получаемый из красных морских водорослей и широко используемый в косметической и пищевой промышленности. Для создания однородной водной среды, загущенный агар-агаром раствор обязательно процеживают через капрон или марлю, после чего накрывают емкость газетой или плотной бумагой. Таким способом можно собрать все микроскопические пузырьки и получить однородный рабочий состав.

Пригодиться всем, кто стремится освоить турецкую технику эбру, мастер-класс по подготовке водной основы:

1. Если вам повезло, и вы сумели купить порошковый экстракт гевена, положите его в воду, тщательно перемешайте и оставьте на сутки.

2. Отстоявшийся раствор необходимо пропустить через марлю или капрон, накрыть газетой и оставить на несколько минут.

3. Снимаем газету и приступаем к творчеству.

Другие материалы

Кроме загущенного водного раствора для рисования на воде в технике эбру потребуются и другие материалы:

  • Краски, полностью натуральные, состоят из цветных пигментов, животной желчи и воды. Внешне они очень похожи на обычную подкрашенную воду.
  • Плоский поддон, в котором вы будете создавать композиции на воде.
  • Набор кистей из натурального волоса, колонка или белки.
  • Шило или какой-либо длинный и заостренный с одного конца предмет, например, деревянная шпажка или бамбуковая палочка. Аккуратно работая с цветами на густой поверхности, можно создать оригинальные цветовые переходы и визуальные образы.
  • Гребешок. Народные мастера изготавливают специальный инструмент, однако, можно воспользоваться и любым дешевым пластиковым гребешком для получения чешуек на рисунке.

Эбру: мастер-класс

После того как приготовлены все материалы и инструменты, водный раствор настоялся, можно приступать к творчеству:

1. На водную поверхность поместите при помощи кисти несколько капель краски.

2. Гребнем, шилом или инструментами их заменяющими, постарайтесь придать каплям задуманную вами форму. Это довольно сложно, так как предугадать, куда будет двигаться краска очень сложно.

3. Когда вы посчитаете, что рисунок на воде у вас полностью готов, берите плотную бумагу или однотонную ткань.

4. Очень осторожно положите его на поверхность воды. Как только лист ровно ляжет на весь рисунок, аккуратно и плавно снимите его.

5. В результате вы должны получить лист бумаги с неповторимым рисунком и чистую поверхность густой основы. Если на воде остались небольшие следы краски, аккуратно уберите их газетой.

Эбру – это настоящая находка для родителей, которые ищут интересное и полезное занятие для своего малыша. Такое развлечение раскрывает творческий потенциал, развивает фантазию, улучшает моторику, дисциплинирует и делает усидчивыми даже самых больших непосед. Очень активные детки становятся спокойнее, замкнутые и необщительные – раскрепощаются.

Что такое эбру

Эбру – это чарующее мастерство рисования на воде, появившееся более 1000 лет назад. Здесь краски наносятся на жидкую основу, плавно растекаются по поверхности, образуя захватывающие узоры. Древние японские императоры, искусные мастера Востока, китайские книгописцы – были поклонниками данной живописи.

Чтобы создать аква-картину не нужно быть профессиональным художником, знать правила цветовой палитры и фундаментальные законы живописания. Современные материалы делают это искусство доступным для каждого.

Что нужно для рисования эбру

Для рисунка на воде необходимо:

  • налить в лоток жидкость, добавить загуститель, оставить на 24 часа;
  • разбрызгать краски разных тонов;
  • сделать узор при помощи гребня, палочки, спицы;
  • приложить к поверхности бумагу и аккуратно стянуть с лотка;
  • оставить до полного высыхания.

Готовые работы можно также переносить на дерево, керамику, ткань или кожу.

Процесс напоминает волшебство, с помощью которого даже очень маленькие художники создают поистине восхитительные шедевры. Дети с удовольствием используют вместо обычного холста жидкость, с восторгом наблюдая за появлением магических орнаментов.

Единственный нюанс – для этих творений придется самостоятельно загустить основу (чтобы капли «не падали» на дно), приобрести подходящие инструменты и палитру цветов.

Идеальный вариант – купить готовый набор и постигать эбру в привычных домашних условиях без хлопот. Это удобно, просто и выгодно (стоит дешевле, чем покупка материалов по отдельности).

Набор Oyster – все, что нужно для рисования на воде

Создать «волшебные» картины, заполнить полотно яркими африканскими пейзажами, поэкспериментировать с деревянными фигурками и совершить виртуальное путешествие – все это предлагает детский набор Художника Oyster . Он рассчитан на мальчиков и девочек 4-12 лет. Представлен в 2-х комплектациях.

Чтобы юные творцы почувствовали себя настоящими мастерами, советуют выбрать большой вариант, где есть:

  • бумага и краски для рисунков эбру, силуэтной живописи;
  • емкость и загуститель для фона;
  • кисти, гребень и палочки;
  • деревянные фигурки для реализации фантазий;
  • холст в рамке для создания африканских пейзажей;
  • инструкция и карточки с заданиями.

Для начинающих живописцев возьмите мини-комплект , куда входят: краски, инструменты для рисования на воде и поделки из дерева.

Дополнительно можно приобрести виртуальные очки с видео, которые за секунду перенесут ваше чадо в таинственный и дикий мир Африки.

3 причины купить готовый набор для эбру

  • Море возможностей для творчества . Здесь есть все, что нужно для эбру + материалы для силуэтной живописи, эскиз, заготовки для раскрашивания. С таким комплектом ребенок может выбирать занятие в зависимости от настроения. При смене деятельности маленькие непоседы меньше устают и больше заинтересованы в работе.

. Следя за тем, какие тона использует малыш, какие пейзажи пытается создать и как двигается – можно понять, что творится у него в душе. Темные цвета, резкие мазки и мрачные сюжеты говорят о дисгармонии. Яркие тона, плавные линии и радужные мотивы – ребятенок счастлив.

Познакомьте дочку-сыночка с магией создания сказочных сюжетов на «живой» глади!

Добрый день, дорогие читатели!

Знакома ли вам техника рисования эбру? Наверное, не все о ней слышали. В то же время это очень интересный и захватывающий процесс творчества. На Востоке для создания рисунков на бумаге применяют специальные экстракты растений и желчь.

К сожалению, заказывать материалы в других странах дорого и не выгодно. Но печалиться не стоит. Техника эбру рисования на воде в домашних условиях доступна каждому, причем стоить это занятие будет абсолютно недорого.

Эбру в переводе с персидского означает «похожий на облака». Первые найденные на территории Туркестана изделия в этой технике датируются 800 г н.э.

Смысл эбру состоит в том, чтобы рисовать на воде нерастворимыми красками, а затем переносить изображение на бумагу. Получается нечто среднее между рисованием акварелью и эстампом.

На Востоке краски получают путем смешения натурального пигмента, желчи и воды. Перед началом в воду добавляют экстракт горной колючки гевен, который делает жидкость более плотной. Краски же получаются водянистыми, очень жидкими, поэтому легко двигаются по поверхности.

С помощью тонкой кисти художник создает рисунок, перекатывая краски. Затем опускает бумагу под воду, выжидает 10 секунд и поднимает полотно с готовым изделием. Это самый ответственный момент: рисунок должен полностью сохраниться на бумаге.

Сегодня техника эбру стала не только достоянием избранных. Ее актвино применяют на уроках в детском саду. Конечно, это не значит, что в России заказывают для малышей дорогие краски. Все материалы можно найти дома под рукой.

Как рисовать дома?


Если вы не собираетесь заниматься эбру профессионально, а хотите лишь позабавить себя и немного разнообразить жизнь, стоит узнать, какие краски подойдут для домашнего пользования.

Сделать их нетрудно. Понадобится разбавитель и масляные краски. Возьмите цвета, которые вам по нраву и в отдельных емкостях с помощью разбавителя доведите их до жидкого состояния.

Теперь рассмотрим, как сделать жидкость, на которой мы будем рисовать. Для этих целей нужен будет крахмал. Разведите его в обычной воде до состояния жидкого клейстера. Это и будет наша основа для рисования.

А теперь самое главное: как правильно размешивать краски, чтобы получился рисунок. Возьмите посуду с широкой поверхностью. Чем шире будет поверхность, тем больше получится рисунок.

Вылейте в подготовленную посуду клейстер и капните на него немного краски. Тонкой кисточкой начинайте перемещать краски так, чтобы получился орнамент. Начать можно с самого простого – разводов и пятен. Затем усложняйте рисунок, добавляя контуры цветов, павлиньих перьев. Кроме кисточки, можно подключить и другие инструменты в виде ложек, лопаточек и т.д.

Вот тут можно посмотреть видео этого волшебного процесса:

Как рисовать и какие узоры выполнять, решать вам. Завораживает скорее не результат, а процесс, когда контуры узоров создаются на поверхности густой жидкости. Когда рисунок готов, кладем поверх него бумагу, ожидаем в течение нескольких секунд, затем поднимаем и даем воде стечь.

Нужно быть готовым, что результат может не совпадать с изображением на воде, поскольку краски могут расплываться под воздействием стекающей жидкости и менять очертания. Общий контур, конечно, сохранится, но тонких ценителей прекрасного первое время такое исполнение может не удовлетворить. Так что сосредоточьтесь на процессе выполнения, а результат придет в ходе тренировок.

Эбру для детей

Техника эбру в детском саду еще проще, чем описанный выше пример. Приобретать масляные краски для детского садика никто не будет: уж очень дорого они стоят.


А вот обычной гуаши в арсенале учителей достаточно. В качестве жидкости для нанесения красок используется обычное молоко: его могут принести на урок родители для каждого малыша в отдельности.

В широкую мисочку нужно налить немного молока. Лучше, если его жирность будет небольшая, не выше 2,5%. Гуашь следует слегка развести водой. Для нанесения красок на поверхность можно использовать пипетку, зубочистку, кисточки. Как только краски попали на поверхность воды, можно начинать творить.

Эта техника абсолютно безопасна для малышей. Даже если кто-то из них по незнанию решит попробовать цветной «коктейль», ничего страшного не случится. Некоторые экспериментаторы добавляют в краски моющее для посуды, но в случае с детками этого делать не надо. Обычная гуашь намного безопаснее.

Когда рисунок на молоке создан, можно приступать к оттиску. Подойдет как мелованная, так и обычная бумага из блокнота: результат будет одинаковый.


Если вы часто проводите в детском саду подобные уроки, устройте в конце года выставку и выберите самые лучшие работы! Если вы рисуете дома, вставьте в рамку самый удачный свой оттиск и повесьте на стену!

Чисто случайно мне в руки попала старая немецкая книжка про эбру — рисованию на воде. Я пролистала ее, была заворожена картинками, иллюстрирующими это древнейшее искусство.

Эбру — рисование по воде

Хочу сразу добавить, что отпечатки эбру можно с успехом делать на ткани, дереве. Таким образом получаются великолепные шелковые платки.Чтобы разом окрасить весь платок, нужна соответственно емкость с большой площадью.

Встречала упоминания, что еще получившиеся сказочные рисунки переводят на керамику и стекло. Вот только не знаю точно, какие же красители нужны для этого, обычные для технологии рисования на воде или какие-то особенные.

Уверена, что не только мне одной нравится эбру. Наверняка многие даже не знают что это такое, названия еще не слышали, поэтому решила привести основные моменты книжки (в вольном переводе), а также фотографии примеров. На это мне потребуется наверное несколько постов, а сегодня начну с самого основного — азов, а также нескольких уроков для начинающих.

Что же такое эбру?

На поверхности одной жидкости можно рисовать другими — красками. Но не всегда, а только тогда, когда плотности этих составов сильно отличаются. Иначе бы они просто смешивались, растворялись.

В качестве основы, на которой можно рисовать, берется специальный густой, немного клейкий раствор. По оригинальной технологии он делался из растения, колючки. Процесс был долгий, занимал пару недель.

Сейчас все упростилось, купив порошок (загуститель), можно самостоятельно сделать раствор для рисования эбру, нужно только немного настоять его. Существуют аналоги, сделанные из водорослей и даже мха.

Некоторые умудряются рисовать масляными красками по воде, а детям в детских садах предлагают рисование обычной гуашью по молоку. Молоко иногда разводят мукой или крахмалом. А сверху на рисунок брызгают жидким средством для мытья посуды. :)

История возникновения эбру

Немного истории. Точно никто не может сказать, когда именно возникло это древнее искусство. Доподлинно известно только то, что эта техника рисования по воде пришла с востока. Во втором веке до нашей эры она была известна в Китае. Там технология эбру держалась в строгом секрете. Гораздо позже она появилась в Японии.

Использовалась такая «мраморная» бумага не только для написания текстов и документов. Из нее изготавливали зонтики, лампы, головные уборы, сумки, фонарики, драконов и многое другое.

Из поколения в поколение знания передавались потомкам, искусство эбру развивалось. В настоящее время мраморную бумагу называют иногда «турецкой бумагой». Потому что там рисование по воде было очень распространено, причем до сих пор. Использовались не только цветные красители, но также золотая и серебряная пыль. Бумагой, окрашенной в стиле эбру украшалась самая главная у мусульман книга — коран. Причем для книг и важных документов цветными делались только бумажные края, а середина оставалась белой, она-то использовалась для написания текстов.

Недаром названия всех приемов этого интереснейшего искусства имеют названия турецкого происхождения (например, Battal Ebru, Gel-Git Ebru, Taraklı Ebru и другие). Об этом можно почитать подробнее в следующей статье:

Мой третий пост на общую тему. Стили и приемы азиатского искусства рисования на воде каталогизированы, а затем собраны в один список, каждый имеет свое оригинальное название. В конце рассказано немного о современности, о его особенностях в наше время. Эбру в наше время не ушло в небытие, а продолжает развиваться.

Название происходит от турецкого слова «эбр», что означает облако. Персы предпочитали многоцветную технику рисования. Они писали на ней стихи и письма. Сам персидский шах писал указы на такой бумаге, поскольку ее очень сложно было подделать.

В Германии цветная бумага известна с 15 века. Это были простые, окрашенные при помощи губки и кисточки листы. Только в 16 веке рисование по воде пришло в Европу. Путешественники и торговцы привозили цветную бумагу в стиле эбру с собой на родину. Из нее изготавливали обложки книг. Если было мало материала, то использовали кусочки, настолько она ценилась.

Многие исследователи хотели получить рецепт изготовления, кому-то это удавалось, в каждой переплетной мастерской был свой собственный. Как жидкой основы, так и красок.

В 19 веке в Европе были созданы курсы эбру — рисования по воде, бумага с успехом продавалась. Была даже такая профессия — изготовитель цветной бумаги.

Материалы для эбру и техника рисования на воде

  • Ванночка (кюветка)
  • Кисточки и пипетки
  • Гребни для рисования на воде
  • Краски (некоторые берут тушь, темперу, разбавляют желчью, терпентином, петролеумом)
  • Водная основа
  • Приспособление для мытья окон с резиновой деталью
  • Баночки от йогурта или другие закрывающиеся емкости
  • Картон и ножницы для получения шаблонов
  • Бумага для оттиска эбру
  • Газеты
  • Передник

В ванночку будет наливаться жидкость, на которую собственно наносится краска. Раньше такие емкости были оснащены возможностью слива загрязненной жидкости с поверхности воды, сейчас используются самые простые. Некоторые берут для этих целей кюветки, которые применялись в фотолабораториях для проявки фотографий.

Гребни для создания узоров многие делают сами, из куска дерева с дырочками (или пробки), а также штопальных иголок. Необходимо по меньшей мере две штуки, длиной почти по ширине ванночки с разным расстоянием между иглами. Хорош короткий гребень, им можно делать орнаменты на небольшой части рисунка.

Гребешки можно сделать из двух частей картона, между которыми приклеиваются иголки. Но в наше время все это можно купить в магазине в готовом виде.

Еще для работы над эбру можно использовать деревянные части кисточек, шпатель, иглы для шитья, птичьи перья и другое.

Основа изначально изготавливалась из растений, в частности колючки гевен. Процесс был длительный, а сейчас можно купить порошок, который разводится в воде, настаивается и получается основа, на которой можно рисовать. Она должна быть однородной, поэтому ее необходимо пропустить через сито или марлю.

Если на поверхности имеются мелкие пузырьки воздуха, то, чтобы убрать их, сверху кладут на короткое время газетный лист.

Рисунок можно перевести не только на бумагу, но также на ткань, кожу, дерево или яичную скорлупу. Бумагу лучше брать такую, чтобы при намокании она сохраняла некоторую прочность. Одновременно она не должна быть слишком плотной и упругой, иначе при переносе эбру на бумагу могут возникнуть пустоты.

Неплохо смотрится цветная бумага в технике рисования на воде, даже иногда абсолютно черная. Покупать нужно специальную бумагу для эбру, а обычную нужно специальным образом обрабатывать, а затем сушить.

Нужно запастись газетами для покрытия поверхности, для просушки готовых работ, для снятия загрязненной основы с поверхности.

Рисование по воде — пример

Упражнение 1: рисование одним цветом

Ванночку наполняем на две трети основой. Готовим голубую краску. Кистью или пипеткой сажаем каплю за каплей.

Работать нужно быстро, чтобы размеры всех элементов были приблизительно одинаковыми (они быстро растекаются, увеличиваясь в размерах). Последние капельки расплываются меньше, поскольку первые уже расплылись и последним осталось просто мало места.

Накрываем сверху бумажным листом, при этом беремся за два диагонально-противоположных угла, класть начиная с середины. Не смещать, не тянуть, иначе получатся полосы на картинке.

Но теоретически эти полосы могут быть интересными, хотя возникают случайно. Хуже пузырьки воздуха, поэтому прежде чем переводить изображение, убедитесь, что пузырьков нет, а если есть, то проколите их иголкой.

Нужно постараться чуть нажать на бумагу во всех местах, чтобы потом не получились белые пятна на некоторых местах. Это нужно делать осторожно, кончиками пальцев.

Так же точно, за диагональные углы, поднимаем лист с отпечатком эбру.

На листе помимо узора остается грязноватая клейкая основа. Она может сильно испортить изображение, оставить серые пятна. Помещаем бумагу в воду, вручную осторожно очищаем от клейкой массы. Ни в коем случае не промывать под струей воды! Может смыться рисунок.

Далее помещаем нашу работу на ровную поверхность, лежащую не совсем горизонтально, например, на стекло. Изображением кверху. Очистить поверхность можно при помощи резиновой части приспособления для мытья окон. Работаем только сверху вниз.

Упражнение 2: нанесение нескольких цветов

Это упражнение эбру не сильно отличается первого, здесь мы возьмем три цвета — черный, зеленый и синий. Сначала капаем черным. Он ведет себя как мы уже наблюдали ранее — образует «соты». После капаем внутрь по зеленой капле. Они расширяются, придавливают черный цвет к краям. Далее капаем синим. Он реагирует не так агрессивно, как зеленый.

Такие эксперименты всегда интересны. Один порядок нанесения цветов на воду меняет результат. Влияет также степень разбавленности красок. Разные цветовые комбинации частенько приводят к неожиданностям.

Урок 2 — рисование тремя цветами

Упражнение 3: рисование разбрызгиванием красок

Распределение капель пипеткой уже приводит к интересным результатам. Классическим рисунком эбру является узор камня, мраморный. Как же создается известная доля «случайности» в узоре?

Мелкие прутики можно связать метелочку нитками или шнурком, она не должна быть большой, не длиннее, чем кисточка. Она обмакивается в краску, а затем разбрызгивается над емкостью с жидкостью-основой.

Цветовые пятна получаются разного размера. Влияет также то, насколько разбавлены краски, насколько долго мы ждем прежде чем перевести узор на бумагу.

Упражнение 4: использование разбавителей при рисовании

Что же это за жидкости, которые влияют на скорость и формы «расползания» цветовых пятен? Во-первых, вода. Во-вторых, желчь, петролеум, терпентин. Все это продается и можно легко купить. Если раньше нужно было покупать в разных местах, то сейчас все для эбру можно найти в одном магазине для хобби и художников. С разбавителями можно экспериментировать, приобрести собственный опыт.

Зачем нужна желчь для эбру?

В зависимости от того, какие краски (тушь, темпера и т.д.) используются, реакция может быть разной. Желчь для эбру — для чего же она нужна? Посмотрите на картинки ниже, поймете каким образом преобразуется рисунок после ее применения.

Например, красные «гвоздики» получаются, если темпера сильно разбавлена желчью.

Ниже вы видите еще два варианта эбру. Цвета разбрызганы метелкой. После рисунок покрыт мельчайшими каплями петролеума. Для этого можно использовать обыкновенный пульверизатор.

Интересными получились переходы цветов на примере ниже. Да, не бойтесь, что на бумаге отпечатаются жирные следы петролеума или терпентина. Они улетучатся, когда работа эбру будет сохнуть.

В ближайшее время думаю продолжить выкладывать посты по этой теме, поскольку книжка содержит множество материалов с уроками по нарастающей сложности.

Но не знаю, насколько это кому-то нужно, будет ли интересно кому-то кроме меня. Так что, пожалуйста, пишите в комментариях, есть ли интерес, стоит ли мне дальше продолжать тему эбру, искусства рисования по воде.

Вас может заинтересовать:

Вторая часть, продолжение описания древнейшего способа рисования по водной глади с последующим переводом изображения на бумагу, ткань, дерево или другой материал. Более сложные приемы, работа иглой, гребнем, шпателем, пером птицы, а также свободная техника, в результате которой получаются растительные узоры.