Романтизм в литературе – основные черты, представители. Романтизм, как литературное направление

Романтизм как литературное направление в произведениях А.С.Пушкина ПЛАН Что такое романтизм? Причины возникновения романтизма. Основной конфликт романтизма. Эпоха романтизма. Пушкин – пролагатель новых путей русской литературы. “Евгений Онегин” - изображение современной действительности. Заключение

Романтизм (от франц. Romantisme) – идейное и художественное направление, которое возникает в конце XVIII века в европейской и американской культуре и продолжается до 40-х годов XIX века. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и буржуазном прогрессе, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и “бесконечному”, жажду совершенства и обновления, пафос личности и гражданской независимости.

Мучительный распад идеала и социальной действительности – основа романтического мировосприятия и искусства. Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей, одухотворенной и целительной природы, соседствует с мотивами “мировой скорби”, “мирового зла”, “ночной” стороны души. Интерес к национальному прошлому (нередко – его идеализация), традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление издать универсальную картину мира (прежде всего истории и литературы) нашли выражение в идеологии и практике Романтизма.

Романтизм наблюдается в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, поведении, одежде и психологии людей.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РОМАНТИЗМА.

Непосредственной причиной, вызвавшей появление романтизма, была Великая французская буржуазная революция. Как это стало возможно?

До революции мир был упорядочен, в нем существовала четкая иерархия, каждый человек занимал свое место. Революция перевернула “пирамиду” общества, новое еще не было создано, поэтому у отдельного человека возникло чувство одиночества. Жизнь - поток, жизнь - игра, в которой кому-то повезет, а кому-то нет. В литературе возникают образы игроков - людей, которые играют с судьбой. Можно вспомнить такие произведения европейских писателей, как “Игрок” Гофмана, “Красное и черное” Стендаля (а красное и черное - это цвета рулетки!), а в русской литературе это “Пиковая дама” Пушкина, “Игроки” Гоголя, “Маскарад” Лермонтова.

ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ РОМАНТИЗМА

Основным является конфликт человека с миром. Возникает психология бунтующей личности, которую наиболее глубоко отразил Лорд Байрон в произведении “Путешествие Чайльд-Гарольда”. Популярность этого произведения была так велика, что возникло целое явление - “байронизм”, и целые поколения молодых людей старались подражать ему (таков, например, Печорин в “Герое нашего времени” Лермонтова).

Романтических героев объединяет чувство собственной исключительности. “Я” - осознается как высшая ценность, отсюда эгоцентризм романтического героя. Но сосредоточившись на себе, человек вступает в конфликт с действительностью.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - мир странный, фантастический, необыкновенный, как в сказке Гофмана “Щелкунчик”, или уродливый, как в его сказке “Крошка Цахес”. В этих сказках происходят странные события, предметы оживают и вступают в пространные беседы, основной темой которых становится глубокий разрыв между идеалами и действительностью. И этот разрыв становится основной ТЕМОЙ лирики романтизма.

ЭПОХА РОМАНТИЗМА

Перед писателями начала XIX века, творчество которых складывалось после Великой французской революции, жизнь поставила иные задачи, чем перед их предшественниками. Им предстояло впервые открыть и художественно сформировать новый материк.

Мыслящий и чувствующий человек нового века имел за плечами долгий и поучительный опыт предшествующих поколений, он был наделен глубоким и сложным внутренним миром, перед его взором витали образы героев французской революции, наполеоновских войн, национально-освободительных движений, образы поэзии Гете и Байрона. В России Отечественная война 1812 года сыграла в духовном и нравственном развитии общества роль важнейшего исторического рубежа, глубоко изменив культурно-исторический облик русского общества. По своему значению для национальной культуры он может быть сопоставлен с периодом революции XVIII века на Западе.

И в эту эпоху революционных бурь, военных потрясений и национально-освободительных движений, возникает вопрос, может ли на почве новой исторической действительности возникнуть новая литература, не уступающая по своему художественному совершенству наиболее великим явлениям литературы древнего мира и эпохи Возрождения? И может ли в основе ее дальнейшего развития быть “современный человек”, человек из народа? Но человек из народа, который участвовал во французской революции или на плечи которого легла тяжесть борьбы с Наполеоном, не мог быть обрисован в литературе средствами романистов и поэтов предыдущего столетия, - он требовал для своего поэтического воплощения иных методов.

ПУШКИН – ПРОЛАГАТЕЛЬ РОМАНТИЗМА

Только Пушкин первый в русской литературе XIX века смог и в стихах и в прозе найти адекватные средства для воплощения разностороннего духовного мира, исторического облика и поведения того нового, глубоко мыслящего и чувствующего героя русской жизни, который занял в ней центральное место после 1812 года и в особенности после восстания декабристов.

В лицейских стихотворениях Пушкин еще не мог, да и не решался сделать героем своей лирики реального человека нового поколения со всей присущей ему внутренней психологической сложностью. Пушкинское стихотворение представляло как бы равнодействующую двух сил: личного переживания поэта и условной, “готовой”, традиционной поэтической формулы-схемы, по внутренним законам которой оформлялось и развивалось это переживание.

Однако постепенно поэт освобождается от власти канонов и в его стихотворениях перед нами предстает уже не юный “философ”-эпикуреец, обитатель условного “городка”, а человек нового века, с его богатой и напряженной интеллектуальной и эмоциональной внутренней жизнью.

Аналогичный процесс происходит в творчестве Пушкина в любых жанрах, где условные образы персонажей, уже освященные традицией, уступают место фигурам живых людей с их сложными, разнообразными поступками и психологическими мотивами. Сначала это еще несколько отвлеченные Пленник или Алеко. Но вскоре их сменяет вполне реальные Онегин, Ленский, молодой Дубровский, Герман, Чарский. И, наконец, самым полным выражением нового типа личности станет лирическое “Я” Пушкина, сам поэт, духовный мир которого представляет собой наиболее глубокое, богатое и сложное выражение жгучих моральных и интеллектуальных вопросов времени.

Одним из условий того исторического переворота, который Пушкин совершил в развитии русской поэзии, драматургии и повествовательной прозы, был осуществленный им принципиальный разрыв с просветительски-рационалестическим, внеисторическим представлением о “природе” человека, законах человеческого мышления и чувствования.

Сложная и противоречивая душа “молодого человека” начала XIX века в “Кавказском пленнике”, “Цыганах”, “Евгении Онегине” стала для Пушкина объектом художественно-психологического наблюдения и изучения в ее особом, специфическом и неповторимом историческом качестве. Ставя своего героя каждый раз в определенные условия, изображая его в различных обстоятельствах, в новых отношениях с людьми, исследуя его психологию с разных сторон и пользуясь для этого всякий раз новой системой художественных “зеркал”, Пушкин в своей лирике, южных поэмах и “Онегине” стремится с различных сторон приблизиться к пониманию его души, а через нее – дальше к пониманию отраженных в этой душе закономерностей современной ему общественно-исторической жизни.

Историческое понимание человека и человеческой психологии начало зарождаться у Пушкина в конце 1810 – начале 1820-ых годов. Первое отчетливое выражение его мы встречаем в исторических элегиях этой поры (“Погасло дневное светило…” (1820), “К Овидию” (1821) и др.) и в поэме “Кавказский пленник”, главный герой которой был задуман Пушкиным, по собственному признанию поэта, как носитель чувств и настроений, характерных для молодежи XIX века с ее “равнодушием к жизни” и “преждевременной старостью души” (из письма к В.П. Горчакову, октябрь-ноябрь 1822г.)

“ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” – изображение современной действительности

Возникнувший впервые в период южных поэм, исторический подход Пушкина к пониманию “законов” души и сердца человека – прошлого и современного – получит вскоре последовательное выражение в “Евгении Онегине” и “Борисе Годунове”. Проводимое Пушкиным в “Евгении Онегине” сопоставление социально-бытового и нравственно-психологического облика двух поколений – Онегина с его отцом и дядей, Татьяны с ее родителями – свидетельство исключительного по своей глубине, тончайшего понимания зависимости человеческой психологии от бытовой и культурно-исторической атмосферы времени. В отличие от главных героев в произведениях его предшественников и старших современников, в том числе героев Карамзина и Жуковского, Онегин и Татьяна – люди, весь психологический и нравственный облик которых пронизан отражениями интеллектуальной и нравственной жизни из времени.

Как прекрасно понимает Пушкин, отец Онегина и Ларина-мать, оказавшись в положении Евгения и Татьяны, вели себя иначе, так как их времени были свойственны другие идеалы и другие нравственные представления, а вместе с тем – и иной строй чувства, иной жизненный ритм. Молодой человек, выросший в Петербурге, воспитанный гувернером-французом и читавший Адама Смита, мыслит иначе, чем его недалекий, воспитанный еще во нравах прошлого века, “благородно” служивший и промотавшийся отец. Поколение, кумирами которого были ловеласы и грандисоны, чувствовало не так, как поколение, зачитывающееся Байроном, Бенжаменом Констаном и мадам де Сталь. Сопоставляя характеры Онегина и Татьяны с характерами людей прошлого поколения, Пушкин показывает, как в реальном процессе жизни складываются новые, исторически неповторимые свойства души людей XIX века. Свойства эти определяют особые черты всей жизни – внешней и внутренней – молодого поколения, принципиально, качественно отличной от жизни “отцов”, таящей в себе новые, не известные прежней литературе сложные нравственно-психологические проблемы.

Татьяна встречает Онегина. В жанре сентиментальной повести такая встреча была бы описана как встреча двух возвышенных сердец, в романтической поэме – двух избранных, хотя и различных по своему складу, высоких, поэтических натур, противопоставленных поэтом окружающей действительности и превосходящих других, обыденных людей по силе своих чувств и стремлений. Другое мы видим у Пушкина. И Татьяна и Онегин представляются Пушкиным не как вариации готовых, повторяющихся типов, а как диалектически сложные человеческие характеры, каждый из которых несет на себе отпечаток условий его жизни, своего особого душевного опыта. Несходными обстоятельствами развития героев романа определен и характер того психологического преломления, которое образ каждого из них получает, отражаясь в сознании другого.

Как показывает читателю Пушкин, любовь Татьяны составляет психологическое отражение (и выражение) всей ее предшествующей жизни (материальных и духовных факторов): русская природа, общение с няней, восприятие народной жизни. И, наконец, вся окраска любовного чувства Татьяны к Онегину была бы иной, если бы она не пропустила его образ сквозь призму героев и сюжетов своих любовных романов, не ассоциировала его с ними.

Изображение Пушкиным детства и зрелого возраста Онегина и Татьяны, их отношение к природе, людям, окружающим их предметам быта – есть взаимосвязанные, переходящие друг в друга моменты единого процесса социально-бытового и психологического развития героев. А характеристика отца Онегина, его дяди, учителей, описание его образа жизни в Петербурге создают яркую картину русской дворянской жизни начала XIX века. Знакомство с воспитанием и образом жизни главного героя до встречи с Татьяной объясняет читателю его реакцию на встречу в героиней и не ее письмо. А описание этой реакции является новым дальнейшим этапом более углубленного знакомства читателя с героем, дает новый материал для проникновения в характер и психологию “молодого человека” XIX века.

Таким образом, все отдельные эпизоды в романе оказываются не безразличными друг к другу, а внутренне связанные между собой. Причем не только окружающая обстановка и внешние факторы жизни помогают объяснить и понять внутренний мир персонажей, но и сам этот мир приобретает огромное, исключительное значение в изображении современной действительности того времени.

Историческое понимание не только внешней среды и обстановки, в которой живут и действуют люди, но и самого строя их чувств и нравственной жизни, не менее отчетливо выражено в пушкинской прозе – от “Арапа Петра Великого” до “Пиковой дамы”, “Капитанской дочки” и “Египетских ночей”.

В произведения Пушкина вместе с переменой “духа времени” меняются не только общественные нравы, характеры и моды, но также и отношения, складывающиеся между людьми: любовь средневекового паладина или “рыцаря бедного” принципиально, качественно отличается от любви молодых людей XIX века. Поэтому и в литературе XVIII века “рыцаря бедного” вытеснил кавалер Фоблас, а уже полвека спустя “Фобласов обветшала слава”, и их место заняли Онегин и Чайльд-Гарольд.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Особенность всякого произведения искусства и литературы состоит в том, что оно не умирает вместе со своим создателем и своей эпохой, но продолжает жить и позднее, причем в процессе этой позднейшей жизни исторически закономерно вступает в новые отношения с историей. И эти отношения могут осветить произведение для современников новым светом, могут обогатить его новыми, не замеченными прежде смысловыми гранями, извлечь из его глубины на поверхность такие важные, но еще не сознававшиеся прежними поколениями моменты психологического и нравственного содержания, значение которых впервые и могло быть по-настоящему оценено лишь в условиях доследующей, более зрелой эпохи. Так произошло и с творчеством Пушкина. Опыт исторической жизни XIX и XX веков и творчество наследников великого поэта раскрыли в его произведениях новые важные философские и художественные смыслы, часто еще недоступные ни современникам Пушкина, ни его первым ближайшим, не посредственным преемникам, в том числе Белинскому. Но так же как творчество учеников и наследников Пушкина помогает сегодня лучше понять произведения великого поэта и оценить по достоинству все скрытые в них семена, получившие развитие в будущем, так и анализ художественных открытий Пушкина позволяет литературной науке глубже проникнуть в последующие открытия русской литературы XIX и XX веков. Это подчеркивает глубокую, органическую связь между новыми путями, проложенными в искусстве Пушкиным, и всем позднейшим развитием русской литературы вплоть до наших дней.

Литература “Литература в Движении Времени”, Фридлендер Г.М. “Жизнь и творчество А.С.Пушкина”, Кулешов В.И. “Проза Пушкина: Пути эволюции”, Томашевский Б.В.

Романтизм как литературное направление возник в Европе в конце XVIII века. Одной из главных причин для этого был тот факт, что эта эпоха - время сильных потрясений как в России, так и во всей Европе. В 1789 году случилась Великая французская революция, полностью закончившаяся лишь к 1814 году. Она состояла из целого ряда значимых событий, которые в конечном счете привели к целому литературному перевороту, поскольку изменился менталитет человека.

Предпосылки появления романтизма

Во-первых, в основе французского переворота лежали идеи Просвещения, был выдвинут лозунг Свобода, равенство и братство!. Человек стал цениться как личность, а не только как член общества и слуга государства, люди поверили, что они сами могут управлять своей судьбой. Во-вторых, многие люди, бывшие апологетами классицизма, поняли, что реальный ход истории иногда бывает неподвластен разуму - главной ценности классицизма, слишком много там возникало непредвиденных поворотов. Также, в соответствии с новым лозунгом, люди стали понимать, что привычное для них устройство мира на самом деле может быть враждебным для конкретного человека, может мешать его личной свободе.

Особенности и черты романтизма

Таким образом, в литературе возникает потребность в новом, актуальном направлении. Им стал романтизм, главный конфликт которого - конфликт личности и общества. Романтический герой - сильный, яркий, независимый и непокорный, обычно оказывается одиноким, поскольку окружающее общество не способно его понять и принять. Он - один против всех, он всегда находится в состоянии борьбы. Но этот герой, несмотря на свое несоответствие окружающему миру, не является отрицательным.

Писатели-романтики не ставят своей задачей вывести в произведении какую-то мораль, определить, где хорошо, а где плохо. Он описывают действительность очень субъективно, в центре их внимания - богатый внутренний мир героя, который объясняет его поступки.

Черты романтизма можно выделить следующие:

  • 1) Автобиографизм писателя в главном герое,
  • 2) Внимание внутреннему миру героя,
  • 3) Личность главного героя содержит множество загадок и тайн,
  • 4) Герой очень яркий, но в то же время, никому не удается его понять полностью

Проявления романтизма в литературе

Самые яркие проявления романтизма в литературе были в двух европейских странах, в Англии и в Германии. Немецкий романтизм принято называть мистическим, он описывает поведение побежденного обществом героя, главным писателем здесь был Шиллер. Английский же романтизм активнее всего использовал Байрон; это свободолюбивый романтизм, проповедующий идею борьбы непонятого героя.

Для России таким толчком к появлению романтизма стала Отечественная война 1812 года, когда русские солдаты вышли в Европу и увидели своими глазами жизнь иностранцев (для многих это стало шоком), а также восстание декабристов в 1825 году, которое взбудоражило все русские умы. Однако этот фактор был скорее завершающим, поскольку и до 1825 года многие писатели следовали традициям романтизма - например, Пушкин в своих Южных поэмах (это 1820-24 годы создания).

Апологетами же романтизма в России стали В. Жуковский и К. Батюшков, еще в 1801 - 1815 годах. Это время зари романтизма в России и в мире. Вам также может быть интересно ознакомление с темами и

Сообщение о романтизме расскажет Вам об идейном и художественном направлении конца XVIII – начала XIX века.

«Романтизм» сообщение кратко

Что такое романтизм?

Романтизм является идейным и художественным направлением, которое возникло в американской и европейской культуре конца XVIII века — начале XIX века, в качестве реакции на эстетику классицизма. Вначале романтизм сложился в 1790 –тые годы в немецкой поэзии и философии, позже распространился во Франции, Англии и остальных странах.

Особенности романтизма

В искусстве романтизма новыми критериями стали повышенное внимание к неповторимым, индивидуальным чертам человека, свобода самовыражения, искренность, раскованность и естественность. Представители нового течения отвергали практицизм и рационализм, прославляя вдохновение и эмоциональность выражения.

Молодежь особенно поддалась влиянию романтизма, ведь она получила возможность много читать и учиться. Молодые люди вдохновились идеями самосовершенствования и индивидуального развития, идеализации личной свободы, которые сочетались с отвержением рационализма. Символом воплощения новых романтических идей в Европе стала картина «Странник над морем тумана».

В живописи романтизма преобладали объемная пространственность, динамичность композиции, светотень и насыщенный колорит. Среди художников-романтиков выделяют Жерико, Тернера, Делакруа, Мартина и Фузели. Излюбленные мотивы – старинные руины и пейзажи.

В литературе романтики обратились к загадочному, таинственному, ужасному: сказкам и народным поверьям. Среди новых возникших литературных движений были «Буря и натиск» (Германия), примитивизм (Франция). Особенной популярностью пользовался готический роман, баллады и старые романсы.

Главные черты романтизма в литературе:

  • Полная свобода творчества
  • Разнообразие жанров
  • Личное, лирическое начало произведений
  • Необыкновенные и фантастические события
  • Перемещение героев в острые ситуации
  • Характер главных героев был ярким
  • Очень часто действия книги происходили в далеких странах с диковинными условиями

В философии же романтиками себя объявили братья Новалис и Шлегель, Колридж. Они «проповедовали» трансцендентальную философию Фихте и Канта, основанную на творческих возможностях разума. Философские новые идеи широко распространились во Францию и Англию и оказали влияние на дальнейшее развитие американского трансцендентализма.

Романтизм- особый вид мировозрения, одновременно художественное направление в искусстве конца XVIII - первой четверти XIX в., сформировавшееся в Германии. Получившее всемирное значение и распространение. Направление романтизм предполагало противопоставление классицистического требования правил. Противостоял романтизм эпохе Просвещения и в словесном плане: язык романтических произведений, стремясь быть естественным, "простым", доступным для всех читателей, представлял собой нечто противоположное классике с ее благородной, "возвышенной" тематикой, характерной, например, для классической трагедии.

Существенной чертой романтизма как литературного направления является так называемое романтическое двоемирие, понимаемое чаще всего как устремленность к возвышенному и земному одновременно, кроме того, как разлад между идеалом и действительностью или, другими словами, противопоставление действительности и мечты, того, что есть, и того, что возможно. Реальной, отвергаемой им действительности романтизм всегда противопоставляет другую, поэтическую действительность.Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (Шатобриан, В.А.Жуковский). У других мировое зло вызывало протест, требовало отмщения, борьбы (ранний А.С.ПушкинБайрон, Лермонтов).

Романтики открыли необычайную сложность и глубину духовного мира человека;это целая вселенная, полная противоречий. Романтиков интересовали все страсти, и высокие и низкие, которые противопоставлялись друг другу. Высокая страсть - любовь во всех ее проявлениях, низкая - жадность, честолюбие, зависть. Для романтизма свойственно утверждение свободыи повышенного внимания к индивидуальности человека.

Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души - характерные черты романтизма.

Романтики обращались к различным историческим эпохам, их привлекало своеобразие, влекли экзотические и таинственные страны и обстоятельства. Значительное место занимает пейзаж - прежде всего, море, горы, небо, бурная стихия, с которой героя связывают сложные взаимоотношения. Природа может быть за одно с героем, но может и противостоять ему, оказываться враждебной силой, с которой он вынужден бороться. Романтизм - культурное явление Европы и Америки. В разных странах его судьба имела свои особенности.

2. К началу второго десятилетия XIX века романтизм занимает ключевое место в русском искусстве, обнаруживая более или менее полно свое национальное своеобразие.Русский романтизм возник в иных условиях, нежели западноевропейский. На Западе он был явлением послереволюционным и выразил разочарование в результатах уже свершившихся перемен, в новом, капиталистическом обществе. В России же он сформировался в эпоху, когда стране еще только предстояло вступить в полосу буржуазных преобразований.Огромное воздействие на развитие русского романтизма оказали военные события 1812 года

Отечественная война вызвала не только рост гражданского и национального самосознания, но и признание особой роли народа в жизни национального государства. И восстание декабристов 1825г., оказавшие огромное влияние на весь ход художественного развития России, определив круг вопросов и тем, волновавших русских романтиков.Тема народа стала очень значительной для русских литераторов-романтиков. Стремлением к народности отмечено творчество всех русских романтиков, хотя понимание "народной души" у них было различным. Для Жуковского народность - это, прежде всего, гуманное отношение к крестьянству и вообще к бедным людям. Сущность ее он видел в поэзии народных обрядов, лирических песен, народных примет и суеверий.В творчестве романтиков-декабристов представление о народной душе связывалось с другими чертами. Для них народный характер -- это характер героический, национально-самобытный. В их творчестве главной темой стала не судьба отдельной личности, а судьба народная, не личное счастье, а благо общественное. Поэзия декабристов звучала, как набат, звала на битву и подвиг, она славила радость борьбы за свободу.

Романтизм, подобно сентиментализму, уделял большое внимание изображению внутреннего мира человека. Но в отличие от писателей-сентименталистов, которые воспевали "тихую чувствительность"романтики предпочитали изображение необыкновенных приключений и бурных страстей.Такой характер носило, например, творчество английского поэта Дж. Байрона, влияние которого испытали многие русские писатели начала XIX века.

Одним из важных достижений романтизма является создание лирического пейзажа. Он служит у романтиков своего рода декорацией, которая подчеркивает эмоциональную напряженность действия. Своеобразие тем романтических произведений способствовало использованию метафор, поэтических эпитетов, символов. Так, романтическим символом свободы представало море, ветер; счастья - солнце, любви - огонь или розы; вообще розовый цвет символизировал любовные чувства, черный - печаль. Ночь олицетворяла зло, преступления, вражду. Символ вечной изменчивости - волна морская, бесчувственности - камень; образы куклы или маскарада означали фальшь, лицемерие, двуличность.Русским романтикам, в высокой степени было присуще стремление к нравственному идеалу. Этим идеалом для них были человеколюбие и независимость личности.C романтизмом связаны в русской литературе имена величайших ее представителей- Пушкин Первые пусть еще робкие его призраки обнаруживаются в повестях Н. М. Карамзина: « Остров Борнгольм», « Сьерра-Морена», « Марфа Посадница». В них писатель сочуственно изображает недовольство человеческой личности сковывающими ее условиями окружающей среды. Более последовательно и глубоко эти тенденции разрабатываются в поэзии В. А. Жуковского и Батюшкова. Жуковский знаменит своими балладами, великолепными описаниями природы и, конечно же, необычностью сюжета. Большое место в его творчестве занимали лирические образы родной природы. В одном из ранних своих стихотворений элегии "Вечер" поэт так воспроизводил скромную картину родного края:

Все тихо: рощи спят; в окрестности покой,

Простершись на траве под ивой наклоненной,

Внимаю, как журчит, сливался с рекой,

Поток, кустами осененный.

Чуть слышно над ручьем колышется тростник,

Глас петела вдали уснувши будит селы.

русский романтизм литературный

В траве коростыля я слышу дикий крик...[ Бестужев-Марлинский А.Соч. Т. 1. М., 1952. С. 119 Эта любовь к изображению русской жизни, национальных традиций и обрядов, легенд и сказаний выразится и в ряде последующих произведений Жуковского. Батюшков же, в начале своего творческого пути воспевал сельское уединение, мечтательность, меланхолию. Позже характер его поэзии изменяется и он славит теперь вино и любовь, радость, наслаждения и страсть.

3. Проблема периодизации литературного процесса XIX в. является одной из наиболее сложных проблем, стоявших перед литературоведами и в прошлом, и в настоящее время.Историко-литературная наука выдвинула ряд принципов периодизации. Они не сменяют друг друга в точные календарные сроки.Но тот или иной год приобретает характер пограничной эпохи. И все же русский романтизм принято делить на несколько периодов: начальный (1801--1815),Литературная жизнь данного периода характеризуется все более обостряющейся борьбой «нового» и «старого». В первые годы нового столетия господствующее положение в литературе занимает сентиментализм. И классицисты пытаются отстаивать старые литературные позиции.

Начиная с1840х годов ром утрачивает свои былые позиции и, уступает дорогу реализму.Но не перестает существовать.

Едва ли не все крупнейшие писатели-реалисты второй половины века: Тургенев, Гончаров, Островский, Некрасов, Достоевский и толстой- обращались к наследию ром, так или иначе перерабатывали его художественный опыт. Нередко они создавали произведения, в какой то степени приближавшиеся к ром по своим идейно-художественным принципам. Позднее, в конце 19 -начале 20в, продолжателями романтических традиций выступили русские символисты. неприятие современности, утвердившегося к этому времени в России буржуазного строя, мечтая о полном пересоздании жизни и преображении человечества-все это сближает символистов с романтиками. С большой силой ром традиции проявлялись и в произведениях молодого Горького-таких,как Макар Чундра, старуха Изергиль песня о соколе. Ром традиции живут и в советской лит. К ним тяготеют писатели, стремящиеся к прямому. непосредственному выражению своих идеалов. Это влияние ощутимо в творчестве Паустовского и др писателей.

Неискушенный в литературе человек, рассуждая о данной эпохе, сводит ее значение к такой привычной романтике, что, следует отметить, в корне неверно. Аналогичным будет и предположение о том, что эстетика данного временного промежутка сводится к культу любви. По сути, любое произведение литературы, живописи или кинематографа в основе своей имеет именно это прекрасное светлое чувство в многообразии его проявлений, однако это далеко не единственный фундаментальный признак.

В данной статье будет сделана попытка определить, каковы основные черты эстетики романтизма. Для этого обратимся к исторической и культурной памяти человечества, его наследию в области искусства.

Временные рамки

Прежде чем определять основные черты романтизма, следует разобраться в том, когда же он был основным Эстетика, характерная для этого периода, возникла в результате реакции на строго нормированный классицизм. Если говорить о временных рамках, стиль романтизм возник и утвердился во второй половине 18-го века. Как и другие направления, рассматриваемое нами начало формироваться в Европе, а именно в Германии, откуда распространилось на Англию, Францию, Италию и в конце концов Америку. После того как эстетика романтизма сформировалась окончательно, направление распространилось практически по всему миру.

Реакция протеста против нормативности

Как уже говорилось ранее, представители романтизма писали свои произведения для несогласия с эстетикой классицизма, которой было подвержено искусство в тот период.

Все дело в том, что всю предыдущую эпоху (с культурологической точки зрения) в мире наблюдалась отчетливая тенденция к нормализации, сведению к образцу. В отношении жанровой системы действовали чрезвычайно строгие каноны, а содержание произведений определялось исключительно проблемой выбора между сердцем и долгом. Такого рода рамки в существенной мере ограничивали как творческий потенциал, так и проблематику. К тому же общество этого периода сделало существенный скачок вперед, что потребовало глобальных перемен в эстетической системе и сформировало отличительные черты романтизма.

Человечество внезапно осознало свою хрупкость, беззащитность перед универсумом и мгновенно отреагировало на это открытие совершенно новым, революционным творчеством. Основная черта романтизма и состоит в этом самом протесте укладу, нормативности и полнейшему подавлению личности писателя, поэта, художника или композитора.

Отношение к авторству

Если в эпоху Возрождения автор был поставлен на пьедестал и возведен в статус творца, то классицизм такого не признавал. Лирика была беспощадно отодвинута на второй план и уступила место эпическим и драматическим произведениям. Основная черта романтизма заключается в том, что данную эпоху можно смело назвать индивидуально-авторской. В литературу возвращается лирика, в музыку - чувство, экспрессия, а в живопись - динамика, эмоция, определенный нерв.

Кроме того, кардинально изменилась и тематика произведений искусства, однако об этом следует сказать несколько позже.

Философская основа

Как и любое явление в мировой культуре, романтизм опирался на определенные взгляды в философии. В Германии, откуда направление распространилось по всему земному шару, в качестве такого фундамента выступили работы Готлиба Фихте и Во главе основных учений этого периода стояла проблема творческих возможностей разума. Несмотря на то что вышеназванные труды легли в основу эстетики, с ними постоянно велась полемика, благодаря которой романтическое искусство открывало перед собой все больше возможностей.

Занимавшие прежде ведущие места концепции Бенедикта Спинозы, Джона Локка и Рене Декарта практически сразу отошли на второй план и подверглись жесткой критике. Всепоглощающий рационализм и обожествление человека как существа разумного стали для развивающегося направления неприемлемыми и уступили место воспеванию человека чувствующего.

Столь удачное немецкое направление заметил Кольридж, благодаря которому стиль романтизм проник в Англию и дальше во Францию.

Проявления характерных черт в искусстве

Конечно, изменения в философской концепции не могли не повлечь за собой изменения непосредственно в творчестве. Произведения искусства стали приобретать совершенно новый характер: в литературе вышли на сцену новые жанры, предпочтение стало отдаваться новым стилистическим фигурам.

Основная черта стала проявляться в виде изменения тематики работ. Художников стала манить тема таинственного, неизвестного, того, что скрывается за горизонтом. На полотнах все чаще стали появляться ночные пейзажи. Неизменным атрибутом романтической живописи стал мотив дороги, путешествия. Первому плану полотен этой эпохи уделяется, как правило, намного меньше внимания, чем второму, влекущему в бесконечность.

Музыка романтизма вновь обрела экспрессию, эмоциональный надрыв. Более того - композиция произведений стала более размытой, а жанровые границы призрачными.

Практически по всем видам искусств прошелся отказ от строгого разделения на высокие, средние и низкие жанры, которому в эпоху классицизма уделялось наибольшее внимание.

Литература романтизма

Говоря о данном направлении в искусстве, наибольшее внимание следует уделить, пожалуй, литературе, поскольку именно в ней традиционная эстетика романтизма проявилась наиболее полно и разносторонне.

Уже неоднократно говорилось о том, что данному направлению свойственно некое стремление к неизвестности, обретение себя в совершенно другой ипостаси, поиск свободы от условностей и обыденной жизни. Если взглянуть на самые знаменитые, можно сказать каноничные, литературные произведения, данную особенность без труда можно обнаружить.

Стремление к неизвестности

Признаки проявляются в нескольких аспектах. Прежде всего, следует подчеркнуть постоянное противостояние истинных творцов, свободных, возвышенных натур и так называемых филистеров.

Искусство данного периода превозносит творчество, ставит его превыше любых других жизненных реалий. Этим и определяется классический герой произведений эпохи романтизма. Это всегда личность, конфликтующая с остальным миром, чуждая ему, стремящаяся вырваться из цепких лап повседневной серой и ограниченной жизни.

Противостояние двух миров

Основная черта романтизма в литературе также определяется наличием обязательного мистического, таинственного элемента, второго плана действительности. Если выражаться филологической терминологией, данную составляющую эстетики можно назвать двоемирием. Романтическому герою всегда свойственен некоторый эскапизм. Волшебное и обыденное сосуществуют на страницах одновременно, пребывая в перманентном конфликте друг с другом.

Узнаваемые место и время

Проявляются характерные черты романтизма в литературе еще и в так называемом местном колорите. Авторы этого периода очень активно обращались к фольклору, изучению истории, культуры, что отражалось в литературном творчестве. Города, улицы, эпоха всегда очевидны, ощутимы в литературе этого периода.

Примечательно то, что авторы чаще прибегали к описанию событий прошедших эпох, нежели к современности. Практически всегда в произведениях чувствуется определенная временная дистанция между написанием произведения и событиями, в нем изложенными. Даже совершенно вымышленные сюжетные линии чаще всего перекликаются с реальной действительностью, погружаются в нее.

Как это отразилось в русской литературе

Конечно, романтическая эстетика никак не могла обойти восприимчивую русскую литературу. Писатели и поэты охотно подхватили европейское явление и приспособили под свою действительность. Если пристально взглянуть на русскую литературу, существовавшую в данных временных рамках, можно заметить, что основные черты русского романтизма отразились, прежде всего, в его стремлении к волшебному, мистическому, а порой даже демоническому. Если в произведениях европейских авторов данный момент только присутствовал как одна из составляющих, в русской литературе он стал абсолютной доминантой.

В отличие от английской или же немецкой литературы, русская, хоть и впитавшая характерные черты романтизма, большее внимание уделяла лирическим произведениям: балладам, стихотворениям, поэмам, нежели романам и произведениям краткой формы. Поэзия стала для данного периода определяющей разновидностью творчества.

Черты русского романтизма во многом перекликаются с европейским, однако и в существенной мере отличаются от него, что обусловлено исторической ситуацией данного периода времени.

Представители в литературе

Конечно, следует начать с немецких романтиков, поскольку именно они подарили миру данное Конечно, в первую очередь это братья Шлегели и Новалис, первыми объявившие себя представителями нового искусства. Основная черта романтизма - стремление к уходу от действительности - проявилась в их произведениях рано и довольно мощно. Одними из главных представителей данного направления считаются, конечно, Генрих Гейне и Иоганн Вольфганг Гете.

В Англии основные представители романтизма - это Джордж Гордон Байрон, и Роберт Бернс. Среди французских авторов данного направления нельзя не назвать Виктора Гюго, Шатобриана, Адельберта Мюссе.

Русские представители романтизма - это, прежде всего, Жуковский, Батюшков, Одоевцев. В рамки данной эстетики прекрасно вписываются некоторые произведения Пушкина («Руслан и Людмила» считается многими исследователями исключительно романтическим произведением).

Одним из канонических примеров романтической поэзии считается стихотворение Лермонтова «Парус».