Романская живопись. Романская скульптура: особенности стиля, примеры Купольные храмы Аквитании

Рома́нский стиль - этап развития средневекового европейского искусства, художественный стиль, господствовавший в Западной Европе, а также затронувший страны Восточной Европы, в 10-12 веках, в ряде мест до 13 века. Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре : монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Церкви украшались росписями и рельефами, в условных, экспрессивных формах выражавшими могущество Бога. Вместе с тем полусказочные сюжеты, изображения животных и растений восходили к народному творчеству. Высокого развития в романский период достигли обработка металла и дерева, эмаль, миниатюра. Термин « романский стиль» был введен в начале 19 века.

Пиза. Соборный комплекс

Романский стиль впитал элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» , но, кроме того, и искусства античности, Византии, мусульманского Ближнего Востока. В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, романский стиль стал первой художественной системой средневековья, охватившей, несмотря на многообразие местных школ, большинство европейских стран. Единство романского стиля базировалось на интернациональной сущности католической церкви, которая была наиболее значительной идеологической силой общества и благодаря отсутствию сильной светской централизованной власти имела основополагающее политическое влияние. Главными покровителями искусств в большинстве государств были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей - монахи. Лишь в конце 11 века появились бродячие артели каменотесов-мирян - строителей и скульпторов.

Принципы романского стиля

Монастырь Мария Лах

Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались среди сельского ландшафта и, размещаясь на холме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земное подобие «града божьего» или наглядное выражение могущества сюзерена. Романские здания гармонируют с природным окружением, их компактные формы и четкие силуэты как бы повторяют и обогащают естественный рельеф, а местный камень, чаще всего служивший материалом, органично сочетается с почвой и зеленью. Наружный облик построек исполнен суровой силы; в создании такого впечатления немалую роль играли массивные стены, тяжеловесность и толщина которых подчеркивались узкими проемами окон и ступенчато углубленными порталами , а также башни, которые в романском стиле стали одним из элементов архитектурных композиций.

Пятидесятница. Тимпан церкви Ла Мадлен в Везле

Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объемов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими монолитной целостности. Храмы развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической (чаще всего круглой в плане) церкви; в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились световой фонарь или башня. Каждая из главных частей храма представляла собой отдельную пространственную ячейку, как внутри, так и снаружи обособленную от остальных, что было обусловлено требованиями церковной иерархии: например, хор церкви был недоступен для паствы, занимавшей нефы. В интерьере ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга прорезавших каменную массу свода, рождали ощущение устойчивости божественного мироустройства; это впечатление усиливалось сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-реберными, реже - куполами), приходящими в романском стиле на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах.

Апостол Павел. Рельеф из аббатства в Муассаке

В раннем романском стиле господствовала настенная живопись . В конце 11 - начале 12 века, когда своды и стены получили сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, которые украшали порталы и фасадную стену, а в интерьере - капители. В зрелом романском стиле плоский рельеф стал более выпуклым, насыщенным светотеневыми эффектами, но сохраняющим органичную связь со стеной. Для романского периода в средневековом искусстве характерен расцвет книжной миниатюры, отличавшейся крупными размерами и монументальностью композиций, а также декоративно-прикладного искусства: литья, чеканки, резьбы по кости, эмальерного дела, художественного ткачества, ковроделия, ювелирного искусства. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о божьем могуществе (Христос во славе, Страшный суд). В строго симметричных композициях доминировала фигура Христа, превосходящая по размерам остальные фигуры. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные, изредка - исторические сюжеты). Для романского стиля характерны отклонения от реальных пропорций (головы непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента. Во всех видах романского искусства существенную роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны (типологически восходящей к произведениям звериного стиля и непосредственно отражающей дух языческого прошлого европейских народов).

Романский стиль в странах Европы

Монастырская церковь в Клюни. Южный фасад

Первоначальные формы романского стиля появились во французском зодчестве в конце 10 века. Во Франции получили распространение трехнефные базилики с цилиндрическими сводами в среднем нефе и крестовыми в боковых, а также так называемые паломнические церкви с хором, окруженным обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе, около 1080 - 12 век). Французское романское зодчество отмечено многообразием местных школ, к монументальности композиций тяготела бургундская школа (так называемая церковь Клюни-3), к богатству скульптурного декора - школа Пуату (церковь Нотр-Дам в Пуатье, 12 век). В Провансе особенностью церквей являлся украшенный скульптурой однопролетный или трехпролетный главный портал, вероятносхожий с мотивом древнеримской триумфальной арки (церковь Сен-Трофим в Арле). Строгие по декору нормандские церкви ясностью пространственных членений подготовили готику (церковь Ла Трините в Кане, 1059-1066). В светской романской архитектуре во Франции сложился тип замка-крепости с донжоном. Достижениями романского изобразительного искусства Франции считаются скульптура тимпанов бургундских и лангедокских церквей в Везле, Отене, Муассаке, циклы росписей, памятники миниатюры и декоративно-прикладного искусства, в том числе лиможские эмали.

Гент. Графский замок

В ранней романской архитектуре Германии выделялась саксонская школа: церкви с двумя симметричными хорами на западе и востоке, иногда с двумя трансептами, лишенные лицевой фасадной стороны, например Санкт-Михаэльскирхе в Хильдесхейме (после 1001-1033). В зрелый период (11-13 века) в прирейнских городах построены грандиозные соборы в Шпейере, Майнце, Вормсе с применением так называемой связанной системой перекрытий, при которой каждой травее среднего нефа соответствовали две травеи боковых нефов. Отличительные для немецкой романики идеи величия императорской власти нашли выражение в строительстве императорских дворцов (пфальцев). В «оттоновский период» (вторая половина 10 - первая половина 11 веков) стали временем расцвета немецкой книжной миниатюры, центрами которой были аббатство Рейхенау и Трир, а также искусство литья (бронзовые двери в соборе в Хильдесхейме). В эпоху зрелого немецкого романского стиля расширялось значение каменной и стукковой скульптуры.
В Испании, как нигде в Европе, в романскую эпоху развернулось широкое строительство замков-крепостей и городских укреплений, например, в Авиле, что связано с Реконкистой. Церковная архитектура Испании следовала французским «паломническим» прототипам (собор в Саламанке), но в целом отличалась простотой композиционных решений. Скульптура в ряде случаев предвосхищала сложные образные системы готики. В Каталонии сохранились романские росписи, отмеченные лапидарностью рисунка и интенсивностью колорита.
После Нормандского завоевания (1066) в архитектуре Англии традиции местного деревянного зодчества сочетались с воздействием нормандской школы, в живописи ведущее значение получила миниатюра, для которой характерно богатство растительного орнамента. В Скандинавии большие городские соборы следовали немецким образцам, а приходские и сельских церкви отличались местным колоритом. За пределами Европы очагами романского стиля стали замки, возведенные крестоносцами в Палестине и Сирии (замок Крак де Шевалье, 12-13 века). Отдельные черты романского стиля, обусловленные не столько прямыми влияниями, сколько сходством идейно-художественных задач, проявились в искусстве Древней Руси, например, в архитектуре и пластике владимиро-суздальской школы.

Кафедра гуманитарного образования и социологии


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По курсу «История мировой культура»

Романский художественный стиль



Введение

Романский стиль в истории государств

Архитектура

Романская монументальная скульптура и живопись

Художественная обработка металлов

Заключение

Список используемой литературы


Введение


Долгое время в историко-культурологической литературе господствовал взгляд на Средневековье как на «темные века». Основы такой позиции были заложены просветителями. Однако история культуры западноевропейского общества была не столь однозначна. Для Западной Европы V в. была характерна роскошь в архитектуре и скульптуре, отход от реалистического изображения в сторону стилизации и формализма. Пластические искусства все более удаляются от присущей античности реалистической направленности, приобретая отвлеченный и символический характер.

Романский художественный стиль по сей день является актуальной темой для обсуждения среди искусствоведов, историков, культурологов. Целью данной работы является изучение особенностей Романского художественного стиля.

Для осуществления заданной цели необходимо выписать ряд задач, а именно:

1.Какое место занимал романский стиль в истории государств

2.Развитие романской архитектуры

.Рассмотрение разнообразия Романской монументальной скульптуры и живописи.

.Изучение, происхождение художественной обработки металлов.


1. Романский стиль в истории государств


Художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (а также некоторых стран Восточной Европы) в 10-12 вв. (в ряде мест и в 13 в.), один из важных этапов развития средневекового европейского искусства. Термин «романский стиль» был введён в начале 19 в. Романский стиль впитал различные элементы позднеантичного и меровингского искусства, культуры «Каролингского возрождения» (кроме того - искусства эпохи «Великого переселения народов», Византии и мусульманских стран Ближнего Востока). Социальная основа романского стиля - система развитых феодальных отношений и идеология католической церкви.

Главными распространителями романского стиля (прежде всего в области культовой архитектуры) были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, скульпторами, переписчиками и декораторами рукописей - монахи; в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) обычно возводились среди сельского ландшафта и господствовали над округой как земное подобие «града божьего» или наглядное выражение могущества феодального владыки.

Романские постройки гармонировали с природным окружением, их компактные формы и ясные силуэты как бы повторяли и обобщали естественный рельеф, а местный камень, чаще всего служивший строительным материалом, органично сочетался с почвой и зеленью. Облик зданий исполнен спокойной и торжественной силы.

Характерными особенностями построек романского стиля были массивные стены, тяжеловесность и толщина которых подчёркивались узкими проёмами окон и ступенчато углублёнными порталами, а также высокие башни, ставшие одним из главным элементом архитектурных композиций. Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности.

Храмы романского стиля развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центричной (чаще всего круглой в плане) церкви; в базиликальных храмах в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились световой фонарь или башня.

Каждая из главных частей храма представляла собой отдельную пространственную ячейку, как внутри, так и снаружи чётко обособленную от остальных. В интерьере мерные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга включавшихся в каменную массу свода, вызывали ощущение устойчивости конструкции храма; это впечатление усиливалось сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже - куполами), пришедшими в романский стиль на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах.

Если в раннем романском стиле главную роль в декоре играла настенная живопись, то в конце 11-начале 12 вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере - сосредоточенные на капителях колонны. В зрелом романском стиле плоский рельеф сменяется более высоким, насыщенным светотеневыми эффектами, но неизменно сохраняющим органичную связь со стеной. В эпоху романского стиля расцвела книжная миниатюра, а также декоративно-прикладное искусство: литьё, чеканка, резьба по кости, эмальерное дело, художественное ткачество, ювелирное искусство.

В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе («Христос во славе», «страшный суд» и т.д.). В строго симметричных религиозных композициях доминировала фигура Христа; повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты) принимали более свободный и динамичный характер. Для романской пластики типичны монументальная обобщённость форм, отклонения от реальных пропорций, благодаря которым человеческий образ часто становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, не теряя при этом напряжённой духовной выразительности. Во всех видах романского искусства важную роль играл орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны (типологически восходящих к произведениям «звериного стиля»). Общая образная система романского стиля, на зрелой стадии тяготевшего к художественному универсальному воплощению средневековой картины мира, подготовила свойственное готике представление о соборе как своеобразной «духовной энциклопедии».

В зодчестве Франции, где формы романского стиля складываются к концу 10 в., наибольшее распространение получили 3-нефные базилики, а также так называемые паломнические церкви с хором, окружённым обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе). Для Франции характерно многообразие местных школ: к монументальности композиций тяготела бургундская школа (церковь Клюни), к богатству скульптурного декора - школа Пуату (церковь Нотр-Дам в Пуатье); в Провансе главные порталы церквей обильно украшались скульптурой (церковь Сен-Трофим в Арле). Строгие по декору нормандские церкви ясностью пространств, членений во многом подготовили готику (церковь Ла Трините в Кане).

Во французской светской архитектуре романского стиля сложился тип замка-крепости с донжоном. К вершинам французского романского изобразительного искусства принадлежит скульптура тимпанов бургундских и лангедокских церквей (в Везле, Отёне, Муассаке), циклы росписей в церкви Сен-Савен-сюр-Гартамп, миниатюра и декоративно-прикладное искусство (лиможская эмаль).

В скандинавских странах большие городские соборы часто следовали немецким образцам; черты местного своеобразия характерны для приходских и сельских церквей. Романский стиль развивался также в Польше, Чехии, Венгрии и др. странах. За пределами Европы очагами романского стиля были замки, возведённые крестоносцами в 12-13 вв. в Палестине и Сирии (замок Крак де Шевалье, 12-13вв.) Отдельные черты романского стиля проявились в искусстве Древней Руси (например, в архитектуре и пластике владимиро-суздальской школы).


2. Архитектура


В X в. в архитектуре и искусстве впервые возник единый европейский стиль - романский. Термин «романское искусство» возник в XIX в. Ученые считали, что в период X-XII вв. архитектура находилась под сильным влиянием римского зодчества (romanus - римский). Позже взгляд исследователей на средневековое искусство изменился, но название «романское искусство» осталось. Главными типами архитектурных сооружений в романскую эпоху были

Крак-де-Шевалье (Замок рыцарей) Сирия. 1131 г.

Феодальный замок, монастырский ансамбль и храм. Романскую замковую архитектуру пронизывал дух воинственности и постоянной потребности самозащиты. Феодальные замки имели могучие каменные стены с зубцами и круговыми ходами наверху и были укреплены трехэтажными башнями и окружены глубоким рвом; огромные ворота были соединены с подъемным, на цепях, мостом. В конце XII в. на крепостных стенах появились башни с бойницами и галереи с люками в полу для того, чтобы бросать камни или лить кипящую смолу на нападающих. Замковый ансамбль включал в себя также высокую прямоугольную или круглую башню - донжон, под которой располагались подземелья, многочисленные кладовые и помещения для слуг и охраны. Замки и донжоны возводились на высоком холме или откосе у реки, иногда на искусственном возвышении. Крепости выгодно использовали рельеф местности и подчиняли ему планировку замка.

Основой храмового романского зодчества был тип старой римской базилики. Но узкое пространство базилики было плохо приспособлено к возросшему потоку паломников, поэтому романские храмы строятся большими по размерам и высоте центрального нефа. В перекрытиях здания дерево постепенно сменяется прочным камнем.

Замок Алькасар. IX в. Сеговия. Испания

Средневековые строители романских храмов использовали сводчатые конструкции и, учитывая то, что свод давит на опоры не только вниз, но и дает так называемый распор, т. е.как бы раздвигает опоры, делали столбы и стены очень толстыми и массивными, а проемы - редкими и узкими. Цилиндрические (имеющие форму полуцилиндра) и крестовые (два полуцилиндра, скрещивающиеся под прямым углом) своды, Обилие гладких поверхностей, скульптурный орнамент - характерные черты романской церкви.

Романская церковь

Ведущая роль в культурной жизни Европы долгое время принадлежала Франции. Именно здесь находится наибольшее количество архитектурных памятников романского стиля. Одним из самых величественных романских храмов находится в Бургундии. Там в XI в. был построен комплекс Клюнийского аббатства с огромной, самой большой в Европе тех времен церковью (длина - 127 м, ширина - 40 м). Монастырь в Клюни в то время называли «вторым Римом». Бургундские архитекторы разработали конструктивные новшества, позволяющие уменьшить объем стен, увеличить вместимость соборов, достигнуть большой высоты сводов. Для архитектуры центральной Франции характерны мощь, простота и монументальность. В массивных церквах с толстыми стенами скульптурные украшения использовались скупо. На искусство Прованса (Южная Франция) сильно повлияло римское и византийское зодчество. Античные орнаменты, колонны с античными капителями - отличительные особенности храмов Прованса. Своеобразная архитектурная школа сложилась в Нормандии. Внешний облик церквей Нормандии отличает наличие больших башен, расположенных по сторонам фасадов и в центре здания. В XI-XII вв. в Германии началось строительство крупных соборов в городах на Рейне - в Вормсе, Шпейере, Майнце. Соборы отличает грандиозность и монолитность, целостность и сплоченность архитектурных объемов.

Собор в Вормсе (1181-1234 гг.) был похож на непреступную крепость. Стены здания толстые и гладкие, окна - маленькие и узкие, похожие на бойницы. Суровость собору придают величественные и грандиозные башни. Скульптурные украшения архитектор Германии использовали редко. Отдельные скульптуры героев библейских рассказов, мифологических животных украшали подоконники, галереи зданий, не сливаясь с архитектурой.

В романское время в Германии было создано множество местных архитектурных школ, из которых наиболее значительными были рейнская, саксонская и вестфальская. Несколько центров романского искусства существовало на Апеннинском полуострове. Наиболее известные архитектурные памятники находятся в Ломбардии, Милане и Венеции. Культурные традиции были неодинаковы для различных областей Италии. Для Рима и центральных районов Италии характерно преобладание античных, а для южных областей - византийских черт архитектуры. К выдающимся памятникам романского искусства относится комплекс в Пизе, включающий собор, баптистерий и колокольню. Строительство собора было начато в XI в. Гениальным архитектором Бускето и продолжено в XII в. архитектором Райнальдо.

В фасаде собора выделяются пять ордеров, нижний из которых составлен из семи арочных ниш. Арки опираются на пилястры и колонны с капителями коринфского ордена. Арочные ниши украшают круглые окна с многоцветной инкрустацией. Падающая башня была построена как колокольня собора. По мнению исследователей, причиной наклонения башни является неравномерная осадка аллювиальной почвы. Высота башни - ок.56 метров, наибольшее отклонение от вертикали - 4,54 м со среднем углублением основания в землю 2,25 м. Наклонение башни продолжается увеличиваться из года в год в среднем на один мм. Строительство башни начали в1173 г. Первым архитектором являлся Джерардо ди Джерардо. Через пять лет вынуждены были остановить постройку на третьем этаже из-за осадки грунта. В период 1275по 1284 гг. ди Симоние воздвиг еще три этажа, пока наклонение не заставило его остановить работы. После нового перерыва ок. 70 лет, в 1350-1356 гг. постройку башни закончил Томмазо Пизано, который построил звонницу, где были установлены семь колоколов. Романский стиль в Англии господствовал в конце XI-XII вв. Его специфической особенностью было соединение в здании типов монастырского и приходского храмов. Английские храмы хотя и весьма сходны с французскими, но имеют большую протяженность и вытянутость в длину (170 м). Излюбленным элементом английской архитектуры были башни.

Таким образом, основными особенностями романского стиля в архитектуре были: преобладание полуциркулярной формы сводов, массивные, тяжелые опоры, гладкие и толстые стены с небольшим количеством узких проемов Фасад собора XII в.

романский позднеантичный архитектура живопись

3. Романская монументальная скульптура и живопись


В 11 -12 столетиях одновременно с архитектурой и в тесной связи с ней развивалась монументальная живопись и возродилась монументальная скульптура после нескольких веков почти полного его забвения. Изобразительное искусство романского периода было почти целиком подчинено религиозному мировоззрению. Отсюда его символический характер, условность приемов и стилизация форм. В изображении человеческой фигуры пропорции часто нарушались, складки одеяний трактовались произвольно, независимо от реальной пластики тела.

Однако как в живописи, так и в скульптуре наряду с подчеркнуто плоскостным декоративным восприятием фигуры широкое распространение получали изображения, в которых мастера передавали материальную весомость и объемность человеческого тела,- правда, в схематичных и условных формах. Фигуры типично романской композиции находятся в пространстве, лишенном глубины; нет ощущения расстояния между ними.

Бросается в глаза их разномасштабность, причем размеры зависят от иерархической значимости того, кто изображен: так, фигуры Христа намного выше фигур ангелов и апостолов; те, в свою очередь, крупнее изображений простых смертных. Кроме того, трактовка фигур находится в прямой зависимости от членений и форм самой архитектуры. Фигуры, помещенные в середине тимпана, крупнее находящихся по углам; статуи на фризах обычно приземисты, а у статуй, расположенных на столбах и колоннах, пропорции удлиненные. Такое приспособление пропорций тела, способствуя большей слитности архитектуры, скульптуры и живописи, вместе с тем ограничивало образные возможности искусства. Поэтому в сюжетах повествовательного характера рассказ ограничивался лишь самым существенным. Соотношение действующих лиц и места действия рассчитано не на создание реального образа, а на схематическое обозначение отдельных эпизодов, сближение и сопоставление которых часто носит символический характер. В соответствии с этим разновременные эпизоды помещали бок о бок, часто в одной композиции, а место действия давалось условно.

Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность. Эти характернейшие черты романского изобразительного искусства часто приводили к утрировке жеста. Но в рамках средневековой условности искусства неожиданно появлялись и верно схваченные живые детали - своеобразный поворот фигуры, характерный тип лица, иногда бытовой мотив. Во второстепенных частях композиции, где требования иконографии не сковывали инициативу художника, таких наивно реалистических деталей довольно много. Однако эти непосредственные проявления реализма носят частный характер.

В основном в искусстве романского периода господствует любовь ко всему фантастическому, часто сумрачному, чудовищному. Она проявляется и в выборе сюжетов, например в распространенности сцен, заимствованных из цикла трагических видений Апокалипсиса. В области монументальной живописи фреска преобладала всюду, за исключением Италии, где сохранялись и традиции мозаичного искусства. Широко распространена была книжная миниатюра, отличавшаяся высокими декоративными качествами. Важное место занимала скульптура, в особенности рельеф. Основным материалом скульптуры был камень, в Центральной Европе - преимущественно местный песчаник, в Италии и некоторых других южных областях - мрамор. Литье из бронзы, скульптура из дерева и стука также применялись, но далеко не повсеместно. Произведения из дерева, стука и камня, не исключая монументальной скульптуры на фасадах церквей, обычно раскрашивались. О характере раскраски судить довольно трудно вследствие скудости источников и почти полного исчезновения первоначальной раскраски сохранившихся памятников. Некоторое представление о впечатлении, производимом такой раскраской, дает скульптурная капитель из Иссуара (см. Рис. 16), изображающая тайную вечерю.

Споры в области теологии в XI-XII вв. (номиналистов и реалистов, например), влияние антицерковного и антифеодального движения, принимавшего в ту эпоху форму ересей (альбигойская ересь, против которой Папа в 1210 г. объявил даже крестовый поход, и т. д.),- все это привело к тому, что, как требовала церковь, искусство стремились сделать не только "евангелием для неграмотных" и наставником в вере, но и средством устрашения. Отсюда новые сюжеты: обязательный "Страшный суд", апокалиптические святых - мучеников за веру, причисленных к святым за верность ей, назидательные притчи. Сцены страданий и мученичества соседствуют с фантастическими. Так, в скульптуре возникает устрашающее изображение черта. Борьба за человеческую душу между ангелами и сатаной становится излюбленным мотивом романского искусства. На стены богослужебных зданий проникает и много нерелигиозных мотивов: сюжетов из древней и средневековой истории, басен, даже светских романов, изображений реальных людей и фантастических существ, облик которых почерпнут из средневековых хроник и бестиариев или создан народной фантазией (силы зла - аспиды и василиски, например).

Двоеверие жило в народе, языческие представления не исчезли бесследно, и церковь была бессильна вытравить эти образы народной фантазии. Символический характер, аскетизм образов монументальной живописи и монументальной скульптуры, предельная условность всего образного строя средневекового искусства: утрировка жеста, разномасштабность бесплотных фигур, отсутствие перспективы - удивительно сочетаются с народными чертами сказочности, декоративности, острой наблюдательности и яркого юмора.

В романский период исключительную роль играло орнаментальное искусство с чрезвычайным богатством мотивов. Его источники весьма разнообразны: наследие "варваров", античность, Византия, Иран и даже Дальний Восток. Проводниками заимствованных форм служили привозные изделия прикладного искусства и миниатюра. Особенной любовью пользовались изображения всевозможных фантастических существ, в которых на все лады сочетаются человеческие формы с образами животного мира. В тревожности стиля и динамичности форм этого искусства явственно чувствуются пережитки народных представлений эпохи "варварства" с его примитивным мироощущением. Однако в романский период эти мотивы как бы растворялись в величавой торжественности архитектурного целого. Известное развитие подучили и художественные ремесла, хотя их подлинный расцвет относится к готическому времени.

Романская монументальная скульптура, фресковая живопись и в особенности архитектура сыграли важную прогрессивную роль в развитии западноевропейского искусства, подготовили переход к более высокой ступени средневековой художественной культуры - к искусству готики. Вместе с тем суровая экспрессия и простая, монументальная выразительность романской архитектуры, своеобразие монументально-декоративного синтеза определяют и неповторимость вклада романского искусства в художественную культуру человечества.


4. Художественная обработка металлов


В 11-12 вв. обработка металла оставалась ведущим художественным ремеслом. Пророманская и романская обработка металлов - широко распространенная форма искусства - использовались, главным образом, для создания церковной утвари для религиозных ритуалов. Многие из таких произведений по сей день хранятся в сокровищницах больших кафедральных соборов за пределами Франции. Другие металлические изделия этого?ериода ранние кельтские филигранные ювелирные украшения и серебряные предметы; поздние изделия германских златокузнецов и серебряные вещи, инспирированные привозными византийскими металлическими изделиями, а также замечательные эмали, особенно?ерегородчатые и выемчатые, изготовленные в районах рек Мозеля и Рейна.

Двумя знаменитыми мастерами по металлу были Роже из Гельмар-схаузена, германец, известный своими бронзовыми изделиями и французский эмальер Годфруа де Клер. Формы церковной архитектуры и сопутствующего ей скульптурного рельефа нашли отражение в изделиях из металла: многие реликварии сделаны в виде зданий с двускатной крышей и украшены многочисленными фигурами в высоком рельефе. Предметы, привозившиеся крестоносцами с Востока, способствовали распространению сильного византийского влияния. Часто в одном произведении использовались все техники, которыми владел мастер. Наиболее прогрессивные мастерские городов областей Рейна и Мозеля в 12 в. способствовали распространению натуралистической манеры изображения человеческих фигур и растительных форм. Создателем двух замечательных переносных алтарей (1100) считается золотых дел мастеру Рогерус из Хельмарсхаузена; лотарингский мастер Ренье из Юи в начале 12 в. отлил бронзовую крестильную купель для церкви св. Варфоломея в Льеже. Годфруа де Клер из Юи изготовил для своего покровителя реликварий головы папы Александра (1146), триптих (1150) и переносной алтарь (1150). Последним крупным мастером романского художественного металла был Николай Верденский, который создал раку Богоматери в соборе в Турне (1205). Из бронзы отливали водоносы в форме грифонов и львов. Медь использовалась для светильников в форме короны; благодаря растущему спросу на церковную утварь впервые в искусстве большое значение приобрело сварочное железо


Заключение


И так, изучив тему, можно сделать ряд выводов. Термин "романский стиль", применяемый к искусству 11-12 вв., отражает объективно существовавший этап в истории средневекового искусства Западной и Центральной Европы. Однако сам термин условен - он появился в начале 19 в., когда возникла необходимость внести некоторые уточнения в историю средневекового искусства. До того оно целиком обозначалось словом "готика".

Теперь это последнее наименование сохранилось за искусством более позднего периода, тогда как предшествующий получил название романского стиля (по аналогии с термином "романские языки", введенным тогда же в языкознание). 11 в. рассматривается обычно как время "раннего", а 12 в. - как время "зрелого" романского искусства. Однако хронологические рамки господства романского стиля в отдельных странах и областях не всегда совпадают. Так, на северо-востоке Франции последняя треть 12 в. уже относится к готическому периоду, в то время как в Германии и Италии характерные признаки романского искусства продолжают господствовать на протяжении значительной части 13 в. В романской архитектуре Германии выделялись саксонская школа. Характерные для немецкой романской идеи величия императорской власти нашли яркое выражение в строительстве императорских дворцов. В эпоху зрелого немецкого романовского стиля всё большее значение приобретает каменная истукковая скульптура.

В Италии элементы романовского стиля ранее всего зародились в ломбардской школе, где уже в 9-10 вв. сложился так называемый первый романовский стиль. Для итальянского романовского стиля типичны преимущественно городской характер архитектуры, постоянные античные и арабские влияния. Теснее связано с германской и французской романикой зодчество где возник инкрустационный стиль.

В Испании, отчасти в связи с Реконкистой, в романскую эпоху широко (как нигде в Европе) развернулось строительство замков-крепостей и городских укреплений [например, в Авиле]. Церковная архитектура Испании нередко следовала французским «паломническим» прототипам, но в целом отличалась сравнительной простотой композиционных решений. Испанская скульптура романовского стиля в ряде случаев предвосхищает сложные образные системы готики. В Испании (преимущественно в Каталонии) сохранились также многочисленные романские росписи, отмеченные резкой лапидарностью рисунка и крайней интенсивностью колорита.

Романовский стиль развивается также в Англии (после норманнского завоевания 1066; в архитектуре здесь традиции местного деревянного зодчества сочетались с воздействием нормандской школы, а в живописи ведущее значение получила миниатюра, для которой характерно особое богатство растительного орнамента), в странах Скандинавии (если большие городские соборы здесь следуют преимущественно немецким образцам, то в приходских и сельских церквах отчётливо проступают черты местного своеобразия), в Польше, Чехословакии, Венгрии. За пределами Европы очагами романовского стиля были замки, возведённые крестоносцами в 12-13 вв. в Палестине и Сирии


Список используемой литературы


1. «История мировой культуры». Под редакцией профессора А.Н. Марковой

Всеобщая история архитектуры, т. 4

Мартынов Ф.В. Мировая художественная культура. М

История стилей в искусстве и костюме. Сидоренко В.И.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Романский стиль (лат. romanus - римский) - художественный стиль, господствовавший в Западной Европе в IХ-ХII веках. Он стал одним из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.

Королевский дворец Алькасар

Собор, XI в., Триер

Кентерберрийский собор, XII в., Англия (башня в готическом стиле пристроена позже)

Термин "романский стиль" появился в начале XIX века, когда было установлено, что архитектура XI-XII веков использовала элементы древнеримской архитектуры, например, такие как полуциркульные арки, своды. В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление.

Романский стиль сложился в странах Центральной и Западной Европы и распространился повсеместно. XI в. рассматривается обычно как время "раннего", а XII в. - "зрелого" романского искусства. Однако хронологические рамки господства романского стиля в отдельных странах и областях не всегда совпадают. Так, на северо-востоке Франции последняя треть XII в. уже относится к готическому периоду, в то время как в Германии и Италии характерные признаки романского искусства продолжают господствовать на протяжении значительной части XIII в.

Монастырь, XI-XII вв. Ирландия

Мост Риальто, XI в, Венеция, Италия

"Классичнее" всего этот стиль получит распространение в искусстве Германии и Франции. Ведущая роль в искусстве этого периода принадлежала архитектуре. Cооружения романского стиля весьма разнообразны по типам, конструктивным особенностям и декору. Эта средневековая архитектура создавалась для нужд церкви и рыцарства, и ведущими типами сооружений становятся церкви, монастыри, замки. Монастыри были сильнейшими феодалами. Городская архитектура, за редкими исключениями, не получила столь широкого развития, как архитектура монастырская. В большинстве государств главными заказчиками были монастырские ордена, в частности, такие мощные, как бенедиктинский, а строителями и рабочими - монахи. Лишь в конце XI в. появились артели мирян-каменотёсов - одновременно строителей и скульпторов, переходивших с места на место. Впрочем, монастыри умели привлекать к себе различных мастеров и со стороны, требуя от них работы в порядке благочестивого долга.

Норманнская крепость, X-XI вв. Франция

Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает романское искусство. Замок-крепость или храм-крепость. "Замок - крепость рыцаря, церковь - крепость бога; Бог мыслился как высший феодал, справедливый, но беспощадный, несущий не мир, но меч. Возвышающееся на холме каменное здание со сторожевыми башнями, настороженное и угрожающее с большеголовыми, большерукими изваяниями, как бы приросшие к телу храма и молчаливо стерегущие его от врагов - вот характерное создание романского искусства.В нем чувствуется большая внутренняя сила, его художественная концепция проста и строга". Особый импульс развитие романского искусства получило в период правления франкской династии Меровингов (486-751).

Крепость Конкистадоров, X-XI вв.

Известный историк, А.Тойнби отмечал, что "единственно возможным целостным государством была римская империя, франкский режим Меровингов был обращен лицом к римскому прошлому".

На территории Европы в изобилии остались памятники архитектуры древних римлян: дороги, акведуки, крепостные стены, башни, храмы. Они были настолько прочны, что продолжали долгое время использоваться по назначению. В соединении сторожевых башен, военных лагерей с греческими базиликами и византийским орнаментом возник новый "римский" романский архитектурный стиль: простой и целесообразный. Строгая тектоничность и функциональность почти полностью исключили изобразительность, праздничность и нарядность, отличавшие архитектуру греческой античности.

Материалом для романских построек служил местный камень, так как доставка его издалека была почти невозможна, по причине бездорожья и из-за большого числа внутренних границ, которые надо было пересечь, платя каждый раз высокие пошлины. Камни отёсывались различными мастерами - одна из причин того, что в средневековом искусстве редко встречаются две одинаковые детали, например капители. Каждую из них выполнял отдельный художник-камнерез, имевший в пределах полученного им задания, некоторую творческую свободу. Отёсанный камень укладывался на место на раствор.

Собор Сен-Пьер, Ангулем, Франция

Собор, Сантьяго, Италия

Капитель в приходской церкви Анзи ле Дюк

Мастер Жильбер. Ева. Собор Сен Лазар в Отёне

Тимпан церкви Сен-Мадлен в Везле. XII в.

Орнаментика романского искусства заимствована в основном на Востоке, она основывалась на предельном обобщении, "геометризации и схематизации изобразительного образа. Во всем чувствовалась простота, мощь, сила, ясность. Романская архитектура - характерный пример рационального художественного мышления".

Принципы архитектуры романского периода получили наиболее последовательное и чистое выражение в культовых комплексах. Главным монастырским зданием была церковь. Рядом с ней помещался внутренний дворик, окружённый открытыми колоннадами. Вокруг располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов (дормиторий), трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище.

Фонтевро. Вид на монастырь сверху. Основан в 1110 г. Франция

Кухня в аббатстве Фонтевро

Кухня в аббатстве Фонтевро. Внутренний вид

Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. Романская базилика - трёхнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами. В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окружённый радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл). В некоторых странах, главным образом во Франции, разрабатывается хор с обходом; боковые нефы как бы продолжаются за трансептом и огибают алтарную абсиду. Такая планировка позволяла регулировать потоки паломников, поклонявшихся выставленным в абсиде реликвиям.

Поперечный разрез дороманской базилики (слева) и романского храма

Часовня Св. Иоанна, Тауэр, Лондон

3-я церковь в Клюни (Франция), XI-XII вв. План

Следует подчеркнуть, что феодальная раздробленность, слабое развитие обмена, относительная замкнутость культурной жизни и устойчивость местных строительных традиций определили большое разнообразие романских архитектурных школ.

В романских церквах чётко разделяются отдельные пространственные зоны: нартекс, т.е. притвор, продольный корпус базилики с его богатой и детальной разработкой, трансепты, восточная абсида, капеллы. Такая планировка вполне логично продолжала мысль, заложенную уже в планировке раннехристианских базилик, начиная с собора св. Петра: если языческий храм считался жилищем божества, то христианские церкви стали домом верующих, построенным для коллектива людей. Но этот коллектив не был единым. Священнослужители были резко противопоставлены "грешным" мирянам и занимали хор, то есть находящуюся за трансептом ближнюю к алтарю, более почётную часть храма. Да и в части, отведённой мирянам, выделялись места для феодальной знати. Таким образом подчёркивалось неодинаковое значение различных групп населения перед лицом божества.

Церковь Сен-Этьенн в Невере (Франция). 1063-1097 гг.

Церковь аббатства Сен-Филибер в Турнюсе

Церковь в Сантьяго-де-Компостела (Италия). Ок. 1080 - 1211 гг.

При постройке церквей наиболее трудной была проблема освещения и перекрытия главного нефа, так как последний был шире и выше боковых. Различные школы романской архитектуры решали эту проблемы по-разному. Проще всего было сохранение деревянных перекрытий по образцу раннехристианских базилик. Кровля на стропилах была относительно лёгкой, не вызывала бокового распора и не требовала мощных стен; это давало возможность расположить под кровлей ярус окон. Так строили во многих местах Италии, в Саксонии, Чехии, в ранней норманнской школе во Франции.

Своды: цилиндрический, цилиндрический на распалубках, крестовый, крестовый на нервюрах, сомкнутый. Схема

Собор в Ле-Пюи (Франция), XI-XII вв. Сводчатое перекрытие центрального нефа

Однако преимущества деревянных перекрытий не остановили зодчих в поиске других решений. Для романского стиля характерны перекрытия главного нефа массивным сводом из клинчатых камней. Такое нововведение создавало новые художественные возможности.

Раньше всего появился, видимо, цилиндрический свод, иногда с подпружными арками в главном нефе. Распор его снимался не только массивными стенами, но и креотовыми сводами в боковых нефах. Так как у зодчих раннего периода не было опыта и уверенности в своих силах, то средний неф строили узким, относительно невысоким; не решались также ослабить стены широкими оконными проёмами. Поэтому ранние романские церкви внутри темны.

С течением времени средние нефы стали делать выше, своды приобретали слегка стрельчатые очертания, под сводами появился ярус окон. Впервые это произошло, вероятно, в сооружениях клюнийской школы в Бургундии.

Церковь аббатства Клюни

С исчезновением рационалистических основ античного мировоззрения, теряет свое значение ордерная система, хотя название нового стиля происходит от слова "ромус" - римский, так как в основе архитектурной конструкции здесь лежит римская полуциркульная арочная ячейка.

Однако вместо тектоники ордера в романской архитектуре главной становится тектоника мощной стены - наиболее важного конструктивного и художественно- выразительного средства. В основе этой архитектуры лежит принцип соединения отдельных замкнутых и самостоятельных объемов, соподчиненных, но и четко разграниченных, каждый из которых - сам маленькая крепость. Это сооружения с тяжелыми сводами, грузными башнями, прорезанными узкими окнами-бойницами, и массивными выступами стен из тесаного камня. В них ярко запечатлена идея самозащиты и неприступной мощи, вполне объяснимая в период феодальной раздробленности княжеств Европы, замкнутости хозяйственной жизни, отсутствия торговых и хозяйственно-культурных связей, во времена непрерывных феодальных распрей и войн.

Для интерьера многих романских церквей типично ясное членение стены среднего нефа на три яруса. Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых. Над арками тянется гладь стены, предоставляющая достаточное место для живописи или же декоративной аркады на колонках - так называемого трифорня. Наконец, окна образуют верхний ярус. Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в чётком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях. Приземистые арки нефа сменялись более стройной аркадой трифория, а та, в свою очередь, - редко расположенными арками высоких окон.

Членение стены среднего нефа в церквах: Санкт-Михаэльскирхе в Хильдейсхейме (Германия, 1010 - 1250), Нотр-Дам в Жюмьеже, (Франция, 1018 - 1067), а также собора в Вормсе (Германия, 1170-1240)

Со

Собор в Майнце, Германия

Часто второй ярус образуется не трифорием, а арками так называемых эмпор, т.е. открывающейся в главный неф галереи, размещённой над сводами боковых нефов. Свет в эмпоры поступал или из центрального нефа, или, чаще, из окон в наружных стенах бокового нефа, к которым и примыкали эмпоры.

Зрительное впечатление от внутреннего пространства романских церквей определялось простыми и ясными числовыми отношениями между шириною главного и боковых нефов. В некоторых случаях зодчие стремились вызвать преувеличенное представление о масштабах интерьера путём искусственного перспективного сокращения: уменьшали ширину арочных пролётов по мере их удаления к восточной части церкви (например, в церкви Сен Трофим в Арле). Иногда арки уменьшались и по высоте.

Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида). Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды. В то же время всегда можно подметить усилия зодчих возможно правдивее выразить во внешнем облике внутреннюю структуру церкви; снаружи обычно отчётливо различаются не только разная высота главного и боковых нефов, но и деление пространства на отдельные ячейки. Так, столбам-устоям, членящим интерьер нефов, соответствуют контрфорсы, приставленные к наружным стенам. Суровая правдивость и ясность архитектурных форм, пафос их незыблемой устойчивости составляют главное художественное достоинство романского зодчества.

Аббатство Мария Лаах, Германия

Романские здания в основном покрывались черепицей, известной еще римлянам, и удобной в местностях с дождливым климатом. Толщина и прочность стен были главными критериями красоты постройки. Суровая кладка из обтесанных камней создавала несколько "мрачный" образ, но украшалась вкраплениями кирпичей или мелкими камнями другого цвета. Окна не остеклялись, а забирались резными каменными решетками, проемы окон были небольшими и поднимались высоко над землей, поэтому помещения в здании были очень темными. Каменная резьба украшала наружные стены соборов. Она состояла из растительного орнамента, изображений сказочных чудовищ, экзотических животных, зверей, птиц - мотивов, также занесенных с Востока. Стены собора внутри сплошь покрывались росписями, которые, однако, почти не сохранились до нашего времени. Использовалась также мраморная инкрустация мозаики для украшения апсид и алтарей, техника которых сохранилась со времен античности.

В.Власов пишет о том, что для романского искусства "характерно отсутствие какой-либо определенной программы в размещении декоративных мотивов: геометрических, "звериных", библейских - они перемежаются самым причудливым образом. Сфинксы, кентавры, грифоны, львы и гарпии мирно уживаются рядом. Большинство специалистов считают, что вся эта фантасмагорическая фауна лишена символического смысла, который им часто приписывают, и имеет преимущественно декоративный характер.

Церковь Сан-Изидоро. Усыпальница королей. Около 1063 - 1100 гг. Леон. Испания.

Обрамление алтарного образа

Изображение Христа из церкви Святого Климента в Тауле. Около 1123 г.

Итак, в XI-XII вв. одновременно в архитектурой и в тесной связи с ней развивалась монументальная живопись и возродилась монументальная скульптура после нескольких веков почти полного забвения. Изобразительное искусство романского периода было почти полностью подчинено религиозному мировоззрению. Отсюда его символический характер, условность приёмов и стилизация форм. В изображении человеческой фигуры пропорции часто нарушались, складки одеяний трактовались произвольно, независимо от реальной пластики тела. Однако как в живописи, так и в скульптуре наряду с подчёркнуто плоскостным декоративным восприятием фигуры широкое распространение получили изображения, в которых мастера передавали материальную весомость и объёмность человеческого тела, - правда, в схематичных и условных формах. Фигуры типично романской композиции находятся в пространстве, лишённом глубины; нет ощущения расстояния между ними. Бросается в глаза их разномасштабность, причём размеры зависят от иерархической значимости того, кто изображён: так, фигуры Христа намного выше фигур ангелов и апостолов; те, в свою очередь, крупнее изображений простых смертных. Кроме того, трактовка фигур находится в прямой зависимости от членений и форм самой архитектуры. Фигуры, помещённые в середине тимпана, крупнее находящихся по углам; статуи на фризах обычно приземисты, а у статуй, расположенных на столбах и колоннах, пропорции удлинённые. Такое приспособление пропорций тела, способствуя большей слитности архитектуры, скульптуры и живописи, вместе с тем ограничивало образные возможности искусства. Поэтому в сюжетах повествовательного характера рассказ ограничивался лишь самым существенным. Соотношение действующих лиц и места действия рассчитано не на создание реального образа, а на схематическое обозначение отдельных эпизодов, сближение и сопоставление которых часть носит символический характер. В соответствии с этим разновременные эпизоды помещали бок о бок, часто в одной композиции, а место действия давалось условно. Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность. Эти характернейшие черты романского изобразительного искусства часто приводили к утрировке жеста. Но в рамках средневековой условности искусства неожиданно появлялись и верно схваченные живые детали - своеобразный поворот фигуры, характерный тип лица, иногда бытовой мотив. Во второстепенных частях композиции, где требования иконографии не сковывали инициативу художника, таких наивно-реалистических деталей довольно много. Однако эти непосредственные проявления реализма носят частный характер. В основном в искусстве романского периода господствует любовь ко всему фантастическому, часто сумрачному, чудовищному. Она проявляется и в выборе сюжетов, например, в распространённости сцен, заимствованных из цикла трагических видений Апокалипсиса.

Монастырская церковь в Фонтевро. Скульптурное надгробие Ричарда Львиное Сердце и Алиеоноры Аквитанской

Лев, обнимающий агнца

Обезьянка

В области монументальной живописи фреска преобладала всюду, за исключением Италии, где сохранялись и традиции мозаичного искусства. Широко распространена была книжная миниатюра, отличавшаяся высокими декоративными качествами. Важное место занимала скульптура, в особенности рельеф. Основным материалом скульптуры был камень, в Центральной Европе преимущественно местный песчаник, в Италии и некоторых других южных областях - мрамор. Литьё из бронзы, скульптура из дерева также применялись, но не повсеместно. Произведения из дерева и камня, не исключая монументальной скульптуры на фасадах церквей, обычно раскрашивались. О характере раскраски судить довольно трудно вследствие скудости источников и почти полного исчезновения первоначальной раскраски сохранившихся памятников.

Церковь свв. Апостолов Сан Миниато аль Монте во Флоренции. Алтарь. 1013 - 1063 гг.

В романский период исключительную роль играло орнаментальное искусство с чрезвычайным богатством мотивов. Его источники весьма разнообразны: наследие "варваров", античность, Византия, Иран и даже Дальний Восток. Проводниками заимствованных форм служили привозные изделия прикладного искусства и миниатюра. Особенной любовью пользовались изображения всевозможных фантастических существ. В тревожности стиля и динамичности форм этого искусства явственно чувствуются пережитки народных представлений эпохи "варварства" с его примитивным мироощущением. Однако в романский период эти мотивы как бы растворялись в величайшей торжественности архитектурного целого.

Скульптурные детали

Искусство скульптуры и росписи было связано с искусством книжной миниатюры , расцвет которой приходится на романскую эпоху.

Сцена из жизни Иисуса, XII в. Италия

Крещение Христа. Миниатюра Бенедикционала Этельвольда. 973-980 гг.

В.Власов считает, что неверно рассматривать романское искусство как "чисто западный стиль". Знатоки, такие, как Э.Виолле-ле-Дюк, видели в романском искусстве сильные азиатские, византийские и персидские влияния. Сама постановка вопроса "Запад или Восток" по отношению к романской эпохе неверна. В подготовке общеевропейского средневекового искусства, началом которого было раннехристианское, продолжением - романское и высшим взлетом - готическое искусство, главную роль сыграли греко-кельтские истоки, романские, византийские, греческие, персидские и славянские элементы". Развитие романского искусства получило новые импульсы в период правления Карла Великого (768-814) и в связи с основанием в 962 г. Священной Римской империи Оттоном I (936-973).

Архитекторы, живописцы, скульпторы возрождали традиции древних римлян, получая образование в монастырях, где бережно в течение столетий сохранялись традиции античной культуры.

В городах и монастырях интенсивно развивалось художественное мастерство. Из стекла изготовлялись сосуды, лампады, витражи - цветные и бесцветные, геометрический узор которых создавался свинцовыми перемычками, но расцвет витражного искусства произойдет позже, в эпоху готического стиля.

Крещение

Витраж "Святой Георгий"

Популярна была резьба из слоновой кости, в этой технике изготовлялись ларцы, шкатулки, оклады рукописных книг. Развивалась техника выемчатой эмали по меди и золоту.

Слоновая кость. Около 1180 г.

Резьба по дереву

Ювелирное изделие романского периода.

Для романского искусства характерно широкое использование железа и бронзы, из которых изготавливались решетки, ограды, замки, фигурные петли и др. Из бронзы отливали и чеканили двери с рельефами. Чрезвычайно простая по конструкции мебель декорировалась резьбой из геометрических форм: круглых розеток, полукруглых арок, мебель расписывалась яркими красками. Мотив полукруглой арки типичен для романского искусства, в эпоху Готики он будет заменен заостренной, стрельчатой формой.

С XI в. начинается производство тканых ковров - шпалер. Орнаментика тканей связана с восточными влияниями эпохи Крестовых походов.

Ковёр из собора Байё. Битва. Около 1080 г.

Культурными центрами этой эпохи оставались монастыри и церкви. В культовой архитектуре воплощалась христианская религиозная идея. Храм, имевший в плане форму креста, символизировал крестный путь Христа - путь страданий и искупления. Каждой части здания приписывалось особое значение, например, столбы и колонны, поддерживающие свод, символизировали апостолов и пророков - опору христианского учения.

Постепенно богослужение становилось все более пышным и торжественным. Архитекторы с течением времени изменяли конструкцию храма: стали увеличивать восточную часть храма, в которой находился алтарь. В апсиде - алтарном выступе - обычно находилось изображение Христа или Богоматери, ниже помещались образы ангелов, апостолов, святых. На западной стене располагались сцены Страшного суда. Нижнюю часть стены обычно украшали орнаментом.

Наиболее последовательно романское искусство формировалось во Франции - в Бургундии, Оверни, Провансе и Нормандии.

Церковь Святого Петра и святого Павла в монастыре Клюни (1088-1131 гг.) - типичный пример французской романской архитектуры. Сохранились небольшие фрагменты этой постройки. Этот монастырь называли "вторым Римом". Это была самая большая церковь в Европе. Длина храма составляла сто двадцать семь метров, высота центрального нефа - свыше тридцати метров. Пять башен увенчивало храм. Для поддержания столь величественной формы и размера здания вводятся специальные опоры у наружных стен - контрфорсы.

Церковь Святого Петра и святого Павла в монастыре Клюни (1088-1131 гг.)

Нормандские храмы также лишены декора, но, в отличие от бургундских, трансепт в них однонефный. Они имеют хорошо освещенные нефы и высокие башни, а общий облик их напоминает скорее крепости, чем церкви.

В архитектуре Германии в то время сложился особый тип церкви - величественной и массивной. Таков собор в Шпейере (1030 - между 1092 и 1106), один из самых больших в Западной Европе, яркий символ Оттоновской империи.

Собор в Шпейере (1030 - между 1092 и 1106)

Фрагмент декора собора в Шпейере

План собора в Шпейере

Феодализм сложился в Германии позже, чем во Франции, его развитие было более длительным и глубоким. То же самое можно сказать и об искусстве Германии. В первых романских соборах, похожих на крепости, с гладкими стенами и узкими окнами, с приземистыми конически завершенными башнями по углам западного фасада и апсидами как с восточной, так и с западной стороны, они имели суровый, неприступный вид. Лишь аркатурные пояски под карнизами украшали гладкие фасады и башни (Вормский собор, 1181-1234). Вормский собор - это могучая доминанта продольного корпуса, уподобляющая храм кораблю. Боковые нефы ниже центрального, трансепт пересекает продольный корпус, над средокрестием - массивная башня, с востока храм замыкают полукружие апсиды. Нет ничего лишнего, деструктивного, вуалирующего архитектоническую логику.

Архитектурный декор очень сдержан - всего лишь аркатуры, подчеркивающие основные линии.

Но, "войдя в романский храм - открываем мир странных, волнующих образов, перед нами как будто листы каменной книги, запечатлевшие душу средневековья".

Собор в Вормсе

Романское искусство часто называют "звериным стилем". "Романский Бог - это не парящий над миром Вседержатель, но судья и защитник. Он деятелен; он сурово судит своих вассалов, но и охраняет их, он попирает ногами чудовищ и утверждает в мире беззакония и произвола закон справедливости. Все это в эпоху раздробленности, непрерывных кровавых междоусобиц.

Романское искусство кажется грубым и диковатым, если сравнивать с утонченностью византийцев, но это стиль большого благородства". Статуи Шартрского собора - зрелые, прекрасные образы, граничащие уже с готикой.

Шартрский собор

Шартрский собор. Апсида и капеллы

Статуи Шартрского собора

Шартрский собор. Вид на алтарь

Романские храмы похожи на церкви оттоновского периода, т.е. ранней романики, но имеют конструктивное отличие - крестовые своды.

Скульптуру в романский период в Германии размещали внутри храмов. На фасадах она встречается лишь в конце ХII в. В основном это деревянные раскрашенные распятия, украшения светильников, купелей, надгробий. Изображения кажутся отрешенными от земного существования, они условны, обобщены.

В романский период бурно развивается книжная миниатюра. Излюбленными изображениями в манускриптах Х - ХI вв., были изображения властителя на троне в окружении символов власти ("Евангелие Оттона III", около 1000, Мюнхенская библиотека).

Евангелие императора Оттона III. Император на троне

Романское искусство Италии развивалось иначе. В нем всегда ощущается "не порываемая" даже в средние века связь с Древним Римом.

Поскольку главной силой исторического развития в Италии были города, а не церкви, в ее культуре сильнее, чем у других народов, выражены светские тенденции. Связь с античностью выражалась не только в копировании античных форм, она была в прочном внутреннем родстве с образами античного искусства. Отсюда "чувство меры и соразмерности человеку в итальянской архитектуре, естественность и жизненность в соединении с благородством и величием красоты в итальянской пластике и живописи".

К выдающимся произведениям архитектуры Центральной Италии относится знаменитый комплекс в Пизе: собор, башня, баптистерий. Он создавался в течение долгого времени (в ХI веке строил архитектор Бускетто , в ХII в. - архитектор Райнальдо ). Самой известной частью комплекса является знаменитая Пизанская "падающая" башня. Некоторые исследователи предполагают, что башня наклонилась в результате оседания фундамента в самом начале работ, и тогда было решено оставить её наклонной.

Собор и башня, Пиза

Пиза. Баптистерий

Кафедральный собор, Пиза

В соборе Санта-Мария Нуова (1174-1189) чувствуется сильное влияние не только Византии и Востока, но и западной архитектуры.

Собор Санта-Мария Нуова, Монреаль

Интерьер собора Санта-Мария Нуова, Монреаль

В английском зодчестве романского периода много общего с французской архитектурой: большие размеры, высокие центральные нефы, обилие башен. Завоевание Англии норманнами в 1066 г. укрепило ее связи с континентом, что повлияло на формирование романского стиля в стране. Образцы тому - соборы в Сент-Олбансе (1077-1090 гг.), Питерборо (к. ХII в.) и другие.

Кафедральный собор в Сент-Олбансе

Собор в Сент-Олбансе

Фреска собора в Сент-Олбансе

Кафедральный собор в Питерборо

Скульптуры собора в Питерборо

Витражи собора в Питерборо

С ХII в. в английских храмах появляются нервюрные своды, имеющие, правда, еще чисто декоративное значение. Многочисленность духовенства, занятого в английском богослужении, вызывает к жизни и специфические английские черты: увеличение интерьера храма в длину и сдвиг трансепта к середине, что привело к акцентировке башни средокрестья, всегда большей, чем башни западного фасада. Большинство романских английских храмов было перестроено в период готики, и поэтому об их раннем облике судить крайне трудно.

Романское искусство Испании развивалось под влиянием арабской и французской культуры. XI-XII вв. для Испании были временем Реконкисты - временем междоусобиц, ожесточенных религиозных битв. Суровый крепостной характер испанской архитектуры сформировавшийся в условиях беспрестанных войн с арабами, Реконкисты - войны за освобождение территории страны, захваченной в 711 -718 гг. Война наложила сильный отпечаток на всё искусство Испании того времени, прежде всего это нашло отражение в архитектуре.

Как ни в одной стране Западной Европы, в Испании развернулось строительство замков-крепостей. Один из самых ранних замков романского периода - королевский дворец Алькасар (IХ век, Сеговия). Он сохранился до нашего времени. Дворец стоит на высокой скале, окруженной толстыми стенами со множеством башен. В ту пору подобным образом возводили города.

Королевский дворец Алькасар. Испания

Королевский дворец Алькасар. Девичий дворик

Фриз с королями в Королевском зале Алькасара

Внутренний двор Королевского замка Алькасар

В культовых постройках Испании романского периода почти отсутствуют скульптурные украшения. Храмы имеют облик неприступных крепостей. Большую роль играла монументальная живопись - фрески: росписи выполнялись яркими красками с четким контурным рисунком. Изображения были очень выразительны. Скульптура в Испании появилась в ХI веке. Это были украшения капителей, колонн, дверей.

ХII век - "золотой" век романского искусства, распространившегося по всей Европе. Но в нем уже зарождались многие художественные решения новой, готической эпохи. Первой на этот путь встала Северная Франция.

С X века в Европе начал развиваться архитектурный стиль, создатели которого подражали римским постройкам, за что он получил название романского . Именно в этом стиле строились христианские соборы до XII века. Их отличали толстые, массивные стены, на которых покоился тяжелый полукруглый свод. Это были суровые и мощные здания, напоминавшие крепости. Даже окна в них делались узкими, как бойницы. В таком соборе даже солнечным летним днем было сумрачно и прохладно. Его потолок всегда тонул в полумгле, и лишь верхушки массивных колонн, поддерживавших тяжелый свод, проступали в мерцающем свете горящих свечей. Везде повторялся рисунок полукруглых арок: на стенах, в проемах окон, при входе в собор.

Внутреннее убранство романского храма
Фреска в романском храме

Внутреннее убранство дополнялось скульптурами и рельефными изображениями святых, чьи каменные лица, проступая сквозь полумрак собора, сурово глядели на прихожан. Материал с сайта

В отличие от античных скульпторов, воспевавших силу и красоту человеческого тела, мастера Средневековья старались больше раскрыть внутренний, духовный мир человека. Они стремились выразить его чувства, настроения, мысли, показать силу духа. Тела же изображали худыми, некрасивыми. Скульпторы следовали заповеди Христа о том, что душа есть главное в человеке, крепость духа превыше крепости тела, а оно — всего лишь бренная оболочка. Поэтому излюбленным сюжетом романских скульпторов были святые с суровыми лицами аскетов и с немощными, едва обозначенными телами, скрытыми длинными одеждами. Их позы выражали кротость и смирение, покорность Божьей воле и готовность к самопожертвованию.

Романское изобразительное искусство подчинено архитектуре, оно разнородно в различных видах. Храм объединял все виды искусства и был средоточием творческой деятельности народа. Значительные памятники романского стиля в живописи 11- 12 веков созданы во Франции, которая была центром формирования нового искусства. В убранстве интерьера романского храма, так же как в храмах эпохи Каролингов, большое место принадлежало фреске.

Центральное произведение французской монументальной живописи романского периода - росписи монастырской церкви Сен-Савен-сюр-Гартан в Пуату. Здесь сохранился самый большой и характерный ансамбль романских росписей Франции. Живопись покрывает свод главного нефа, западные эмпоры, нартекс и крипту. В ее исполнении приняли участие несколько мастеров. Ансамбль в Сен-Савене дает представление о развитии, в первую очередь, местной живописной школы, несколько архаизирующей, но выразительной. На своде центрального нефа фрески располагаются фризом в два яруса, по обоим склонам.

Чтение росписей предполагает сложное движение зрителя по интерьеру. Живопись свободна и вдохновенна. Действие течет то эпически величаво, то становится динамическим. Каждому эпизоду соответствует определенная цветовая тональность в пределах общего охристого тона. Бог - непременный участник большинства ветхозаветных сцен. Фигура Творца значительна и отличается благородством. Его жесты наставительны, величаво свободны и повелительны. По отношению к божеству остальные персонажи изъявляют почтительную покорность, смятенность, радостное изумление или дерзновенное непослушание. Роспись крипты - более тщательная и плотная. Работавшего здесь мастера влекла к себе обстоятельность рассказа. В нартексе манера письма сурова и экспрессивна.

Клубятся в беспокойном ритме линии нимбов, голов, ангельских крыльев, среди плотных красок ослепительно вспыхивает белое. Сюжеты росписей не ограничиваются библейскими и евангельскими сценами - некоторые фрески живописуют, например, эпизоды из басен Эзопа. К характерным особенностям живописного стиля можно отнести плоскостные изображения, разномасштабные фигуры; иногда ноги и голова персонажей повернуты в разные стороны, из-за чего позы кажутся неестественными.

Жертвоприношение Каина и Авеля Адам познал Еву, жену свою; и она зачала и родила Каина. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился и поникло лице его. И сказал Каин Авелю, брату своему: «Пойдем в поле» . И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля и убил его. » (Бытие, гл. 4).

Ноев ковчег Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом. Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И сказал Господь Бог Ною: «Конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с лица земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его внутри и снаружи, и сделай в нем нижнее, второе и третье жилье. И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих. Введи также в ковчег из всякого скота, и из всех гадов, и из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтобы они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. Ты же возьми себе всякой пищи, какой питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею. И сделал Ной все, как повелел ему Господь. (Бытие, гл. 6).

Вавилонская башня На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали другу: «Наделаем кирпичей и обожжем огнем» . И стали у них кирпичи вместо камней, и земляная смола вместо извести. И сказали они: «Построим себе город и башню высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие. И сказал Господь: «Вот один народ, и один у всех язык, и вот что они начали делать, и не отстанут они от того, что задумали сделать. Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. » . И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город и башню. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле. (Бытие, гл. 11).

Новым явлением были витражи (вид живописи из цветных кусочков стекла, соединенных свинцовым каркасом и заключенных в бронзовые, мраморные или деревянные рамы), которые заполняли оконные проемы апсиды и капелл и получили особое развитие в эпоху готики. На темной стене собора витражи образовывали яркие цветовые пятна, оживляя пространство рефлексами. В витражах изображались сюжеты из священной истории, житий святых - популярной литературы того времени.

Голова Христа из Вейссембургского аббатства в Эльзасе (Германия), примерно 1050 -1100 гг. Самый ранний из сохранившихся витражей

Собор св. Марии Германия, Аугсбург, 12 в. Витраж 4 -х ветхозаветных пророков Хорошо сохранившиеся фигуры представляют самый ранний из известных экземпляров цветного, расписного стекла в свинцовых переплетах. В них явно чувствуется влияние иллюстраций к манускриптам, и, возможно, они были созданы в аббатстве Тегернзее у границы Швейцарии. .

Распятие и вознесение Христа. Собор в Пуатье, 12 в. Живые жестикулирующие фигуры «Вознесения Христа» , типичные для искусства этого региона, датируются примерно 1130 годом и резко контрастируют со статичной композицией Аугсбурских пророков. В течение одного поколения или около того романский стиль вышел за рамки жесткой формализации и начал разрабатывать более органический подход к изображению человеческого тела.

Из произведений XII в. следует упомянуть выдающиеся витражи монастырской церкви в Сен-Дени (1144 г.), и в частности витраж, где изображен крупный политический и культурный деятель Франции XII в. аббат Сугерий, и другой витраж- «Древо Иессея» .

Средневековая церковь была наиболее важным патроном искусств. Наиболее ярким представителем XII века был аббат Сугерий из аббатства Сен-Дени. Сугерий был студентом и другом королю Луи. VI, министром Луи. VI, регентом во время второго крестового похода. Его записки представляют нам проницательного бизнесмена, гениального политического деятеля и преданного поданного короля. Сугерий руководствовался философией, включая мистику. Эта философия заставила его увеличивать окна и украшать их витражами. Королевская церковь аббатства Сен-Дени стала совершенно новым визуальным воплощением

Окна Сен-Дени явились исключительным новаторством. В панно были включены жизнеописания святых, Марии и Христа, их родословные и, возможно, первый крестовый поход. Площадь окна заполнена рядом вертикально расположенных витражных ронделей, или медальонов. Изобретение Сугерием оконных медальонов оказало глубокое влияние на сюжеты витражного искусства. Окна становятся эквивалентом рукописных текстов, описывающих жизненный путь христианских святых. Окна Сен-Дени сильно пострадали во время французской революции.

Ковер из Байе О светской живописи можно судить по так называемому ковру из Байе (11 век, Париж, Байе, собор), в котором прослеживается другая особенность романской живописи - реалистические тенденции. На плотном ковре (70 м в длину и 50 см в ширину) цветной шерстью вышиты эпизоды завоевания Англии норманнами в 1066 году и битвы при Гастингсе, созданные в конце XI века. В настоящее время ковёр выставлен в специальном музее в городе Байё, в Нормандии, и относится к национальному достоянию Французской республики. В 2007 году ЮНЕСКО включила ковёр из Байё в реестр «Память мира» . Повествование на ковре отличается мерным эпическим строем. События, происходящие одновременно, передаются как следующие одно за другим, подробно и обстоятельно передаются детали.

Согласно традиционной точке зрения, ковёр был вышит по приказу королевы Матильды, жены Вильгельма Завоевателя, её придворными ткачихами. Во Франции ковёр известен как «Ковёр королевы Матильды» .

В случае, если заказчиком ковра действительно был епископ Одо, его авторами, вероятно, были английские ткачи, поскольку основные земельные владения епископа находились в Кенте. Это косвенно подтверждается тем, что некоторые латинские названия на ковре являются производными от англосаксонских, а растительные красители, использованные при создании ковра, были широко распространены именно в Англии. Существует предположение, что авторами ковра из Байё были монахи монастыря Св. Августина в Кентербери. Ковёр вышит на льняном полотне шерстяными нитями четырёх цветов: фиолетового, голубого, зелёного и чёрного. При вышивке применялись техника тамбурной строчки, техника стебельчатого шва, а также простой «набор» .

Остро подмечены энергичные, порою уродливые движения всадников и коней, сумятица рукопашной схватки, плывущие по морю корабли; в бордюр вплетаются мотивы фольклора. Выразительные, резко очерченные силуэты, декоративность яркого цвета усиливают эмоциональное воздействие вышивки и придают ей легендарно-фольклорный оттенок. Шпалеры и вышитые ковры в убранстве интерьеров играли не только утилитарную, но и декоративную роль, они украшали парадные и жилые покои, в праздничные дни - стены храмов. Заменяя настенные росписи, они сообщали мрачным средневековым интерьерам нарядный вид.

История обнаружения Ковёр был обнаружен в конце XVII века в Байё, где он по традиции раз в год выставлялся в местном соборе. Первые репродукции ковра были опубликованы в 1730 -х гг. Бернаром де Монфоконом. В период Великой Французской революции некоторые республиканцы из Байё хотели сделать из ковра покрытие для повозки с военной амуницией, но один из адвокатов, понимавший ценность ковра, спас его, предоставив другую ткань.

В 1803 г. Наполеон вывез ковёр в Париж с целью пропаганды планируемого французского вторжения в Англию. Однако, когда план вторжения провалился, ковёр возвратили в Байё. Там он и хранился в свёрнутом виде, пока его не захватили представители германского Аненербе. Бо льшую часть Второй мировой войны ковёр провёл в подземельях Лувра. В настоящее время ковёр выставлен в специальном музее в Байё, причём, во избежание ухудшения состояния этого произведения искусства, он помещён под стекло, а в комнате поддерживается специальное слабое освещение.

Сюжет Изображения, вышитые на ковре, рассказывают историю нормандского завоевания Англии. События разворачиваются в хронологическом порядке и представлены последовательными сценами: отправка Гарольда королём Эдуардом Исповедником в Нормандию; его пленение людьми Ги, графа Понтье, его освобождение герцогом Вильгельмом; клятва Гарольда Вильгельму и его участие в осаде Динана; смерть Эдуарда Исповедника и коронация Гарольда; появление кометы, предвещающей несчастье, над дворцом Гарольда; приготовления Вильгельма к вторжению и путь его флота через Ла-Манш; и, наконец, битва при Гастингсе и гибель Гарольда.

Авторы ковра отразили нормандскую точку зрения на события 1066 г. Так, англосаксонский король Гарольд изображён лицемерным, а нормандский герцог Вильгельм - решительным и смелым воином. Коронацию Гарольда проводит отлучённый Стиганд, хотя скорее всего, по свидетельству Флоренса Вустерского, помазание осуществлял архиепископ Элдред, рукоположенный в полном соответствии с церковными канонами. Часть ковра длиной около 6, 4 м не сохранилась. На ней, вероятно, изображались события после битвы при Гастингсе, в том числе коронация Вильгельма Завоевателя.

Романская миниатюра Большим разнообразием отмечена достигшая расцвета во Франции романская миниатюра, иллюстрирующая евангелия, библии, хроники. К замечательным образцам романской миниатюры линеарно-плоскостного стиля относятся написанные плотным, ярким, густым цветом: «Апокалипсис» из Сен-Севера (между 1028 и 1072 годами, Париж, Национальная библиотека), «Книга перикоп Генриха II» (начало 11 века, Мюнхен, Баварская государственная библиотека, миниатюры в рукописи относятся к произведениям лиутарской группы, школа Райхенау времен аббата Витиго, 985 -997 годы) Евангелие Амьенской библиотеки (конец 11 века). Торжественно-спокойные или полные экспрессии, они отличаются колористической насыщенностью, соответствующей пронизывающим фигуры страстям.

Термин «перикопа» используетсядля обозначения совокупности фрагментов текста Библии, объединённых одним смыслом, сюжетом или богословской идеей. Считается, что впервые дробление текста Священного Писания на перикопы было введено в середине III века Книга перикоп Генриха II - произведение художников эпохи Оттонов, один из известнейших манускриптов того времени. Книга была создана около 1007 -1012 годов в монастыре Райхенау по заказу Генриха II для Бамбергского собора. Относится к произведениям так называемой школы Лиутгарда. Пергаментная рукопись состоит из 206 листов размером 42, 5 x 32 сантиметра. В манускрипте 28 миниатюр в полный лист, 10 декоративных страниц и 184 инициала. Обложка украшена распятием из слоновой кости в золотой оправе в каролингском стиле.

«Апокалипсис Сен-Севера» (также известен, как «Толкование на Апокалипсис») - апокалиптический манускрипт, основное произведение бенедиктинского монаха Беата Лиебанского. Содержит одни из ярчайших образцов миниатюры в искусстве средневековой Западной Европы. «Благодаря Беату в Европе появился первый настоящий триллер» (Жак Ле Гофф «Рождение Европы») Первые три редакции книги вышли в 776 год, 784 и 786 годах. В период с X по XII века «Апокалипсис Сен. Севера» была весьма популярен в Испании и расходился в большом (для тех времён) количестве рукописных списков, получивших даже собственное название - «беаты» (beatos). До нас полностью или фрагментарно дошли 23 манускрипта X-XII вв. Самыми богато иллюстрированными книгами являются манускрипты X века, выполненные переписчиками и миниатюристами Магио, Эметерио, Овеко (в городах: Леон, Самора и Паленсия).

Структура и содержание Произведение написано катренами и включает в себя из 12 книг, каждая из которых состоит из истории (storia) и толкования (explanatio). При написании книги автор активно пользовался многими аналогичными сочинениями, (в т. ч. блаженного Августина, папы Григория I). При этом, только благодаря упоминаниям в «Апокалипсисе Сен-Севера» до нас дошли фрагменты Толкования на Апокалипсис сторонника донатистского раскола Тикония Африканца. Из-за столь большого количества источников, книга имеет компилятивный вид, из-за чего определить собственные взгляды автора практически невозможно. Единственное, что бросается в глаза - это крайне эсхатологические настроения и ожидание скорого конца света. Беат Лиебанский рассматривает Апокалипсис, как отражение истории Церкви. Современную ему действительность он соотносит с концом шестого дня Апокалипсиса, в который будут происходить великие гонения на Церковь и сокращение числа верующих. Сам же конец света автор ожидает в 800 году.

Книга содержит большое количество иллюстраций. Считается, что для первых изданий Беат Лиебанский делал их сам (или, как минимум, руководил их изготовлением). Так, например, в прологе ко второй книге приведена карта регионов миссионерской деятельности апостолов, основанная на данных из сочинений Исидора, Орозия, Иеронима, Августина.