Технология как культурный феномен
Сущность и содержание технологической культуры
Целесообразная организация человеческой деятельности предполагает подбор необходимых средств и способов действий, планирование и выполнение определенной последовательности операций. Эта организационная сторона человеческой деятельности образует ее технологию .
Технология человеческой деятельности, в отличие от деятельности животных, не дана человеку «от природы», а представляет собою культурное явление. Ниша, занимаемая ею в культурном пространстве, – это область технологической культуры.
Технологическая культура включает в себя знания и регулятивы, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность. Это ее смысловая, информативная, содержательная сторона. Но, как и во всех областях культуры, в ней имеется также и материальная сторона – знаковый материал, в котором кодируются, объективируются ее смыслы.
Как и всюду в культуре, важнейшее место тут занимает вербальный язык – самая мощная из используемых людьми знаковых систем. Но в технологической культуре бóльшую роль, чем в других областях культуры, играют невербальные формы кодирования информации, в особенности – функциональные знаки , т.е. предметы и процессы, включенные в человеческую деятельность и несущие в себе информацию о ней (см. гл.2, §3). Технологическая информация далеко не всегда находит выражение в словах: люди часто не могут передать словами секреты своего мастерства, и их способы действий, умения, знания остаются запечатленными лишь в самих актах деятельности, в орудиях труда, инструментах, механизмах. Техника несет в себе знание, с помощью которого она создана, но чтобы вербализовать, изложить словами это знание, нужно рассматривать машину как «текст» и уметь «переводить» смысл этого «металлического текста» на человеческий язык.
Свои первые шаги технологическая культура делала в форме мифа и магии. Магические технологии – колдовские ритуалы вызова дождя, обеспечения удачи в охоте, спасения от злых духов и т.п. - опирались на знания, выраженные в мифологических представлениях о мире. Древняя «магическая» технологическая культура выражалась большей частью в умениях и навыках, ее предметный, материально-технический базис был очень узок, а ее «теоретическое обоснование» сводилось к мифам. Основную роль в содержании древней технологической культуры играла ее регулятивная (в значительной мере магическая) составляющая, тогда как когнитивная (в основе своей – мифологическая) была еще малоразвитой и ненадежной; знаковым материалом же, в котором воплощались и передавались технологические сведения и умения, были, прежде всего, действия людей, а изготовленные ими вещи – орудия труда, предметы домашнего обихода, амулеты и пр. – использовались как источники технологической информации в меньшей мере. Видимо, первобытные люди передавали друг другу технологические знания чаще путем показа, демонстрации действий, а не путем словесных объяснений.
Дальнейшее развитие технологической культуры шло в двух направлениях.
С одной стороны, рос объем знаний и умений , что вело к отделению их от мифологии и магии. Это сопровождалось разделением труда и возникновением профессий. Профессиональные знания и умения ремесленников, строителей, художников, врачей и т.д. древние греки называли словом «техне », что буквально означало «знание, умение, мастерство». В этом первоначальном значении слово «техника» в русском и других языках употребляется и поныне («техника ведения переговоров», «техника скрипичной игры»)
С другой стороны, расширялся и совершенствовался предметный инвентарь технологической культуры. Создавались новые и более эффективные виды орудий труда, изобретались различные приспособления и механизмы. Слово «техника» стало применяться и для обозначения этих материальных средств деятельности.
Технические знания долгое время – вплоть до эпохи Возрождения - имели, в основном, чисто практический характер и сводились к правилам , которых надо придерживаться при выполнении работы. Но постепенно в этих знаниях все больше места стали занимать сведения о свойствах материалов и приспособлений , применяемых в работе, о явлениях, происходящих в процессе производственной деятельности и функционирования технических устройств. Технические знания стали передаваться не только путем демонстрации и устных наставлений мастера своим ученикам, но и письменно, в т.ч. в книгах. Таким образом, постепенно зарождались начатки технической науки . Однако это были лишь разрозненные сведения и рекомендации. Свойства, явления, процессы описывались , но почти никак не объяснялись теоретически : не было теорий, на основе которых можно было бы дать такое объяснение.
В Новое время сложившееся в практической деятельности техническое знание сближается с созревшей в лоне философии теоретической наукой. В результате родилась наука в современном ее понимании. Астрономия, физика, механика, химия, биология обзавелись научными приборами, позволяющими проводить точные наблюдения и сложнейшие эксперименты. Умозрительные естественнонаучные концепции стали обрастать «плотью и кровью» экспериментальных фактов и превращаться в обоснованные практикой теории. А технические знания начали опираться на математику и естественные науки, теоретически обобщая на этой основе накопленный опыт. Это привело к тому, что они стали оформляться в техническую науку, которая за пару столетий превратилась в одну из самых мощных ветвей древа науки.
С начала Нового времени изменяется социокультурная роль науки . Отделившись от философии, наука сближается с практикой. Не только техническая наука, но и естествознание, и математика постепенно все больше ориентируются на решение утилитарных задач - главным образом, производственных и военных.
После промышленного переворота, давшего в XVIII в. толчок развитию крупной машинной индустрии, техника все больше сращивается с наукой и к ХХ в. насквозь проникается ею, становится по своему происхождению «научной». Время, когда малограмотный «умелец» мог сотворить чудесные технические открытия, безвозвратно уходит в прошлое. Усложнение технологии производственных процессов, превращение науки в теоретическую базу производства, необходимость опираться на научные знания при проектировании, конструировании, изготовлении и эксплуатации техники – все это выдвинуло на заметное место в обществе фигуру инженера .
Инженерия представляет собою особый тип деятельности, который лежит на стыке науки и техники . Это «промежуточная», соединяющая технику и науку область, где наука применяется для решения технических задач, а техника создается и используется с помощью науки.
Итак, технологическая культура складывается из трех основных компонентов – техники, науки и инженерии . Техника представляет собою материальное «тело» технологической культуры, наука – ее интеллектуальную «душу», а инженерия – ее деятельное, волевое начало, подчиняющее «тело» «душе». Эти компоненты технологической культуры можно представить схематически в виде «пластов», расположенных в культурном пространстве параллельно «когнитивно-регулятивной» плоскости (см. рис. 9.1).
Слово "технология" происходит от греческого "techne" - искусство, мастерство, умение и "logos" - учение, наука. Очевидно, что "логос техники" - это культурологическое понятие, связанное с творческим мышлением и преобразовательной деятельностью человека. Оно определяет место человека в природе и обществе, рамки его вмешательства в природные процессы.
Технологическая культура - четвертая универсальная культура . Она определяет мировоззрение и самопонимание современного человека. Эта культура зародилась в недрах антропологической культуры. Человек - исследователь, систематизатор и создатель нового - черпал силы из своих же сил и уверенности. Мир человека постепенно становился центром его внимания, сферой его достижений. Возникали новые представления об отношении к природе, новые средства познания, которые уже перестали быть просто посредниками между мыслью и природой. Начиналось активное вмешательство человека в естественные процессы. Так началось развитие технологической культуры.
При характеристике этой культуры нужно учесть два момента. Во-первых, вмешательство человека в ход естественных процессов становится постоянным, принимает небывало широкие масштабы и необратимые последствия (поворот течения рек, мелиорация и ирригация земель, освоение космоса и др.). Во-вторых, среда обитания человека - Земля перестает быть неиссякаемым источником разнообразных ресурсов, неким "рогом изобилия". Укоренившееся в сознании "царя природы" потребительское отношение к миру все чаще становится причиной расстройства природного равновесия, в итоге оно может привести к окончательному его нарушению.
В технологической культуре человек осознает себя не "царем природы", а властелином всего сущего. Прежде недоступное человеческому разуму постепенно становится все более ясным. Утверждается представление о временном характере понятия недоступного, о наличии еще не познанных явлений и законов, которые будут открыты со временем.
Подкрепленная современными технологическими средствами (в том числе биотехнологическими) человеческая активность диффундирует в сфере действия еще не открытых законов природы.
Человек оказался способным заставить природу проявить действие некоторых из ее потенциально существующих законов. Сейчас он живет в условиях открытой инструментальной цивилизации, отдавая себе в этом отчет. Им созданы технологические "организмы" - системы взаимозависимых компонентов, действия которых направлены на достижение целей, поставленных их создателем.
Мощь и диапазон современных технологических средств - компьютеров, промышленных роботов, управляемых биотехнологических реакций или ядерных реакторов - не сопоставимы с их предшественниками. Они, с одной стороны, улучшают жизнь людей, а с другой - повышают ответственность человека за свои действия.
Технологическая концепция реальности предполагает функционирование интегрированных систем, а не сочетаний случайных компонентов или факторов. Ключевыми для понимания сущности процессов и явлений в этом случае становятся понятия "биосфера", "техносфера", "ноосфера", "технологическая среда" и "экосистема". Современная реальность понимается как реляционная сеть, создаваемая человеком, в рамках и за рамками естественных ограничений, на основе телеологических рассуждений, функционального планирования и рационального осуществления запланированного. При этом все существующее представляется результатом целенаправленного построения, а не ограниченного роста.
Техническое и технологическое конструирование вызывает к жизни, запланированному функционированию таких организмов, которые могут рассматриваться в качестве серийной, постоянно повторяющейся детали системы. Созданные средства-системы функционируют изначально рационально и целесообразно
Стремление к систематизации, присущее технологическому мышлению, наделяет системообразующие принципы решающим значением. Современный человек убежден в том, что подобные принципы можно обнаружить в функционировании всего окружающего мира и что без них ни одна система не может существовать. В данном случае технологическое мышление обращается к идеальным структурам, склоняясь к некой заранее установленной "нормальности" процессов и явлений.
Технологическая культура обращена лицом к открытой цивилизации. Если в предыдущих универсальных культурах любая онтология базировалась на приведении всего к общему знаменателю, то сейчас она основывается на осознании способности преодолевать установленные границы.
Технология, с одной стороны, это наука, а с другой стороны, практическая деятельность человека.
Ранее под технологией понималась совокупность процессов, правил, навыков, применяемых при изготовлении какого- либо вида продукции в сфере производственной деятельности . Еще раньше Д.И. Менделеев давал более простое и доступное определение. В ней он видел "отыскание способов производства полезного из бросового, бесполезного" .
Оба эти определения неполные. М.Б. Павлова технологию определяет, как "...многоаспектное понятие, сочетающее в себе чел ыре сущностных характеристики - объект, знание, процесс и волю (мотивации, потребности, намерения, ценности). Эти элементы находятся в сложном взаимодействии, результатом которого является материальный мир, созданный человеком (от космического корабля до бутерброда)" . Сегодня можно говорить о всеобщей технологии Причем она присуща не только человеческой деятельности, но и природным процессам (технология роста и развития живых организмов, технология эрозии почв и т.д.).
Таким образом, в основе технологической культуры лежит преобразовательная деятельность человека, в которой проявляются его знания, умения и творческие способности , т.к. человек в настоящее время в состоянии оказывать влияние и на природные процессы.
Преобразовательная деятельность сегодня проникает во все сферы человеческой жизни и деятельности - от промышленности и сельского хозяйства до медицины и педагогики, досуга и управления.
Технологическую культуру можно рассматривать в социальном (широком) и личностном (узком) планах:
В социальном (широком) плане технологическая культура - это уровень развития жизни общества на основе целесообразной и эффективной преобразовательной деятельности людей, совокупность достигнутых технологий в материальном и духовном производстве;
В личностном (узком) плане технологическая культура - это уровень овладения человеком современными способами познания и преобразования себя и окружающего мира
Технологическая культура является одним из фундаментальных компонентов общей культуры. Поэтому она выражает достигнутый уровень развития преобразовательной деятельности человека и общества в целом.
Технологическая культура, являясь одной из универсальные культур, оказывает влияние на все стороны жизни человека и общества. Она формирует определенный (технологический) взгляд на природу, технику, общество и человека и проявляется в технологическом мировоззрении.
Технологическая культура имеет гносеологические последствия и накладывает свой отпечаток на способ и характер мышления человека. Она определяет цели и задачи образования подрастающего поколения, направленное на вооружение молодежи знаниями и умениями преобразовательной деятельности и воспитание необходимых личностных качеств.
В условиях все возрастающего вмешательства человека в развитие естественных и социальных процессов обретают новые звучания основные вопросы этики, идет процесс формирования техноэтики.
В технологической культуре большую роль играет эстетика, которая способствует воспитанию эстетического отношения человека к процессу и результатам преобразовательной деятельности.
Интегральным выражением уровня технологической культуры является совокупность достигнутых технологий материального и духовного производства, включающих в себя технологическую среду и способы преобразовательной деятельности.
Графически структуру технологической культуры можно представить следующим образом.
Таким образом, в обобщенном виде под технологической культурой следует понимать уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой, т.е. комфортность триады: природа - общество - техносфера.
Технологическая культура является основой и важнейшим показателем уровня развития общества и производства, в т.ч. материального и духовного благополучия человека.
Технологическая культура Технологическое мировоззрение Технологическая этика Структура технологической культуры Содержание Технологическое мышление Технологическая эстетика (дизайн) Технологическое образование Нацеленность человека на преобразовательную деятельность по созданию материальных и духовных ценностей Организованный процесс обучения, результатом которого становится готовность к преобразовательной деятельности Система технологических взглядов на мир, природу, общество и человека Оценка создаваемых техносистем с точки зрения их соответствия нормам этического партнерства Эстетическое отношение человека к средствам, процессу и результатам преобразовательной деятельности
Технологическая культура учителя Технологическое мировоззрение Использует понятия из социальных, психолого-педагогических и гуманитарных наук, как инструменты для решения стоящих перед ним задач Технологическая этика Культура поведения педагога Деятельность связана с гармоничными взаимоотношениями с учащимися, коллегами, родителями, регулирующиеся законами, уставами Структура технологической культуры Содержание Технологическое мышление умеет организовывать познавательную деятельность своих учеников, способность к формированию человека-творца, соединение в себе качеств воспитателя, методиста, психотерапевта умеет работать в неординарных условия Технологическая эстетика (дизайн) активно реализует свои творческие способности и богатый личностный потенциал, участвует в процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом Технологическое образование необходимо хорошо знать и владеть педагогическими технологиями, цель которых – повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения обладает познавательными способностями, адаптивностью, гибкостью и мобильностью
1.Приведите пример технологии 2.Приведите пример специалиста выбранной технологии 3.Охарактеризуйте основные компоненты технологической культуры выбранного специалиста. 4.Сформулируйте вывод о роли технологической культуры выбранного специалиста для общества. 5.Оформите в виде схемы «Структура технологической культуры» 6.Выполненную работу сохраните в виде файла Класс_Фамилия_ДЗ3 (например, 10А_Иванов_ДЗ3.ppt) и отправьте с помощью электронного дневника или на школьный сервер через сайт гимназии Главная/Домашние задания/Загрузить домашнее задание на сервер/Вход (с Интернета) Домашнее задание 3
Сущность и содержание технологической культуры
Технология как культурный феномен
Под технологией в широком смысле понимается организационная сторона любой деятельности. Технологическая культура включает знания и регулятивы, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность. Основные формы технологической культуры:
♦ Техника.
♦ Наука.
♦ Инженерия.
Становление и развитие технологической культуры
1.Магические технологии. В них основную роль играют регулятивы (магические), когнитивный аспект (мифологические знания) малоразвит. Знаковый код - больше в действиях, чем в орудиях и предметах деятельности.
2. Рост техники - умений и знаний, предметного инвентаря.
3. Технические знания. Сначала - о правилах, затем - о свойствах материалов и приспособлений. Описание, без объясняющих теорий.
4. Сближение технических знаний с теоретической наукой. Возникновение технических наук. Техника становится «научной» - создаваемой с помощью науки.
5. Появление инженерии как звена, соединяющего технику с наукой.
6. Сближение науки с практикой - ориентация науки на решение практических задач, переход ее из сферы духовной культуры в область технологической культуры.
Техника представляет собою материальное «тело» технологической культуры, наука - ее интеллектуальную «душу», а инженерия - ее деятельное, волевое начало, подчиняющее «тело» «душе».
Особенности технологической культуры:
1.Нацелена на вопросы: что? (знание) и как? (регулятивы).
2. Утилитарный характер (в противоположность духовной культуре).
3. Играет подчиненную, служебную роль по отношению к духовной и социальной культуре.
4. Является всеобщим и непременным условием всякой культурной деятельности (в любом деле есть технология).
Приложение 443
5. Эволюция от мистики (магии) к рациональности.
Техника - любые средства и способы деятельности, которые придумываются людьми для достижения какой-либо цели (всегда артефакт, нечто, искусственно созданное).
Предметная - материальные средства человеческой деятельности.
Исполнительская - способы, приемы, мастерство выполнения действий (технология).
Различия между приводными и техническими объектами:
Функции техники в культуре
1. Создание культурной среды обитания человека, «материального тела» культуры.
2. Средство приложения достижений культуры к решению практических задач - ответ на «социальный заказ» культуры.
3. Создание инструментария культуры - средств и способов деятельности.
4. Техника является культурным кодом, «аккумулятором информации», средством ее хранения и передачи.
Образ техники в культуре
Образ техники - существующее в культуре представление о ней.
♦ В первобытной культуре: наделяется магическими свойствами.
♦ В античные времена: творение разума, изобретательский талант - дар богов.
♦ В религиозной культуре Средневековья: данное Богом условие человеческого бытия; технические новации осуждаются как попытки отойти от установленных Богом канонов.
♦ С эпохи Возрождения на технику начинают смотреть как на важнейший фактор общественного прогресса.
♦ Волна негативного отношения к технике в первой трети XIX века (луддизм).
♦ Национальные различия образа техники.
♦ В России чужая, «басурманская» техника вызывает подозрение и недоверие у крестьян.
♦ После Октябрьской революции - восхваление могущества техники.
♦ В XX веке - борьба двух тенденций - техницизма (технофилии )и антитехницизма (технофобии ). Техницизм изображает технику как благо, антитехницизм - как зло.
Приложение
Опасности технического прогресса:
1. Обеднение духовной жизни человечества.
2. Превращение человека в раба техники.
3. Разрушение природной основы человеческого бытия, человек - не часть природы, а ее господин.
4. Опасность самоуничтожения человечества вследствие неосторожного обращения с техникой.
5. Угроза самоотравления человечества в результате использования искусственных заменителей.
Пути преодоления негативных тенденций технического прогресса:
1. Развитие науки и инженерии.
2. Развитие духовной и социальной культуры.
3. Совершенствование системы управления обществом.
Наука
Наука - три смысла:
♦ особая совокупность знаний;
♦ особый вид деятельности;
♦ особая отрасль общественного труда.
Научное знание - его особенности:
1. Рациональность всех положений и выводов; все должно быть доступно пониманию разумом, а не верой.
2. Объективность, безличность; истина не зависит от убеждений и предубеждений.
3. Воспроизводимость и проверяемость результата любым исследователем в аналогичных условиях.
4. Логическая строгость, точность и однозначность.
5. Логическая взаимосвязь различных элементов научного знания, наука - логически упорядоченная система.
Научная деятельность
♦ Главный вид - исследовательская. Другие виды: сбор информации по теме исследования, подготовка необходимого оборудования, оформление результатов исследований и т. п.
♦ Средства научной деятельности: приборы, инструменты, экспериментальные установки, нормы и идеалы описания и объяснения, обоснования и доказательства, построения и организации научного знания.
Наука как отрасль общественного труда
♦ Учреждения и организации - институты, лаборатории, академии...
♦ Система научных коммуникаций - научные издания, журналы, патентная служба, конференции...
Приложение 445
♦ Дифференциация профессий и специальностей.
♦ Наука как рынок. Продажа знаний. Конкуренция.
Периодизация развития науки
1. Iвек до н. э. - XVI век н. э. - период преднауки. Накопление знаний, первые философские представления о природе.
2. XVI-XVII века - эпоха научной революции. Формирование основ современного естествознания. Возникновение научной методологии. Выделение науки как отдельной сферы деятельности, возникновение научного сообщества. Коперник, Галилей, Бэкон, Декарт, Гук, Лейбниц, Ньютон.
3. XVIII-XIX века - классическая наука. Образование отдельных дисциплин. Возникновение технических наук, наука становится двигателем прогресса.
4. XX век - постклассическая наука. Революционные открытия на рубеже XIX-XX веков потрясают основы ряда наук (теория относительности, квантовая механика, генетика). Со 2-й половины XX века - огромные масштабы внедрения открытий в практику, сокращение сроков от открытия до применения.
Социокультурные ориентиры науки
♦ Истина и польза. Ученому нужна истина, обществу нужна польза.
♦ Автономия и социальный контроль. Автономия науки - для свободы выбора тем, методов, целей исследования - условие ее развития. Но социальный контроль - чтобы исследования не наносили вреда обществу.
♦ Нейтрализм и социальная ответственность. В прошлом идеологическая нейтральность ученых в вопросах религии, этики, политики спасала науку от внешнего давления. Ныне необходима социальная ответственность ученых за последствия их деятельности.
Отношение общества к науке
♦ До Нового времени наука в общественном мнении - занятие чудаковатое и непонятное.
♦ В современности: реальная сила, движущая развитие современной цивилизации, - рационализм, техницизм, сайентизм. Иррационализм и мистика, технофобия и антисайентизм - реакция на эту силу.
Инженерия
Специфика инженерной деятельности
♦ Практическая деятельность - знание применяется для изменения реальной действительности.
♦ Связана с решением технических задач.
♦ Требует научных знаний.
Инженерия - соединение науки и практики.
Приложение
Историческая эволюция инженерной культуры
♦ Праинженерия. Проектирование и изобретательство примитивной техники. В роли когнитивной основы - мифы (выполнявшие ту же функцию, что и наука).
♦ Инженерия развивается в союзе с искусством, ремеслом, древней наукой как technica ars - искусство созидать новое.
♦ Эпоха Возрождения - развитие инженерного дела (архитектура, горное дело, военное дело, создание оружия), использование научных достижений. Появление инженерных профессий. На смену ремесленно-художественной - рационально-научная инженерия.
♦ В Новое время - рост потребности в инженерах; подготовка инженеров в специальных учебных заведениях; высокий статус инженерной профессии.
♦ XX век: инженерия - одна из самых массовых профессий; повышение уровня технологической культуры и снижение престижа профессии. Стадии развития инженерного дела:
1. Преобладание рецептурного аспекта: инженер знает, как проводить работы; недостаточное понимание сути процессов {почему так, а не иначе).
2. Преобладание предметного аспекта: для обоснования методик: нужно знать, что собой представляет технический объект, какие процессы в нем происходят; повышение роли науки.
3. Повышение значимости человеческого аспекта: учет особенностей взаимодействия техники с людьми.
Сфера современной инженерии
В XX веке - выход инженерии за пределы ее традиционной сферы - промышленного производства: появляются сельскохозяйственная, медицинская, фармацевтическая, генная, зоо- и биоинженерия, экологическая инженерия, социальная инженерия и т. д.
Инженерия в широком смысле
♦ Тенденции развития инженерной культуры: экспансия и универсализация.
♦ Инженерия в широком смысле - любая деятельность, направленная на приложение науки к практике, на развитие техники с помощью научных методов.
♦ С XX века - «постклассическая» инженерия.
Горизонты инженерной культуры
Дальнейшая экспансия и универсализация - выход теоретической базы инженерии за пределы науки, возможно - включение в ее теоретическую базу наряду с наукой также и философии.
Перспективы экспансии инженерной культуры в область творчества.
Виды культуры
Технологическая культура
Сегодня понятие культуры охватывает все стороны деятельности человека и общества. Поэтому различают политическую, экономическую, правовую, нравственную, экологическую, художественную, профессиональную и другие виды культуры. Фундаментальным компонентом общей культуры является технологическая культура.
Под технологической культурой можно понимать уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой.
Технологическая культура, являясь одним из типов универсальной культуры, оказывает влияние на все стороны жизни человека и общества. Она формирует технологическое мировоззрение, в основе которого лежит система технологических взглядов на природу, общество и человека. Составной частью ее является технологическое мышление, связанное с обобщенным отражением индивидом научно-технологической среды и мыслительной способностью к преобразовательной деятельности.
Составной частью технологической культуры является также технологическая эстетика, которая выражается в дизайнерских знаниях, умениях и способностях осуществлять преобразовательную деятельность по законам красоты.
Технологическая культура оказывает свое влияние на задачи и содержание образования подрастающего поколения. В системе общего образования осуществляется и технологическая подготовка учащихся, целью которой является формирование технологической культуры и готовности к преобразовательной деятельности с использованием научных знаний. Гуревич П.С. Культурология: Учеб. пособие.- М., 1996.-287 с.
Человеческое общество
Проявление различных человеческих качеств, способных преобразовывать окружающую среду, улучшать окружающий мир, -- это и есть то множество культур, которые воплотились в понятии "технологическая культура". С позиции современных понятий о развитии человеческого общества, в поле зрения которого рациональные способности человека, его творческий подход ко всему, что его окружает, его творческое самовыражение, понятие "технологическая культура" олицетворяет новый слой культуры, указывающий на высокий уровень способностей и научных знаний в осуществлении человеком любого технологического процесса или проекта как в социальной, так и в производственной сферах деятельности. Драч Г.В. Культурология. Ростов-на-Дону, 1996. - 325 с.
Система технологического образования в воспитании технологической культуры в учебном процессе
Одной из важнейших целей системы технологического образования в воспитании технологической культуры в учебном процессе является воспитание потребности в овладении ими системой научных знаний. На основе научного знания рождаются новые технологии, ведущие к изобилию и процветанию общества. В свою очередь, стандартософия, совместно со стандартизацией должны обеспечить создание и внедрение в практику эффективных инструментов воздействия на производства, на процессы ресурсорасходования и ресурсосбережения, на совершенствование социумов и на защиту сфер существования от всевластия техники.
Непрерывность образования, как явление технологизации общества и распространения научных знаний, стали ведущим фактором развития, расширили сферу применения технологии.
Овладеть технологической культурой в условиях технологического образования означает овладеть функциональными методами и способами усвоения технологических знаний, необходимых во всякой деятельности, т. е. алгоритмом преобразовательной деятельности. Являясь интегративной основой технологического образования, он включает в себя два основных компонента - процесс проектирования и процесс изготовления.
Воспитание технологической культуры человека в учебном процессе связано и с этической проблемой ответственности человека за свои действия в технологических ситуациях и отношениях, когда многое зависит от его нравственности, разумности и ответственности. Технологическая культура -- это еще и этика, это новая философия, философия нового видения мира. Стандартософии может стать объединяющей и централизующей усилия наукой об оптимальных взаимодействиях различных аспектов технической цивилизации между собой и с окружающей средой и будет способствовать установлению возможных и необходимых ограничений на техническое развитие цивилизации между собой и с окружающей средой с установлением возможных и необходимых ограничений на техническое развитие цивилизации во взаимосвязи с атмо-, гео-, био- и ноосферами. В свою очередь, стандарт станет документом, систематизирующим знания о действительности, так как гигантские перемены, произошедшие с нашей планетой, со времен каменного века касаются особенно экологии, а в последние десятилетия и биологии. Последствия технологической деятельности человека на планете (например, парниковый эффект, природные катаклизмы, загрязнение водоемов, вследствие разлива нефти и др.) требуют как установления строгих правил, так взвешенных, разумных действий человека. Галенко С.П. Концептуальные основания политики образования в России// Культура.- Цивилизация.- Образование.- Тверь, 1996. - 81 с.