Рок группы 90 х русские список зарубежные. Зарубежные рок группы восьмидесятых. Наутилус Помпилиус «Во время дождя»

Вчера вышел новый альбом группы Blur - о котором язык не поворачивается говорить просто «новый». Последний раз Дэймон Албарн, Грэм Коксон, Алекс Джеймс и Дэйв Раунтри садились вместе в студию в 2003-м: с тех пор мир, мягко говоря, изменился, а группа успела разойтись и сойтись заново. Мы попросили меломанов вспомнить другие группы британской гитарной волны 90-х (кроме никем не забытых священных коров Pulp, Oasis и Suede), многие из которых не дожили до наших дней.

Mansun

Антон Долин
кинокритик

Честерский квартет Mansun мы с друзьями услышали сразу после того, как он появился, в 1995-м - мы тогда дико тащились от любой новой английской и американской музыки. Мой друг притащил кассету в универ и клялся, что это даже лучше Suede, хотя с них слизано. В целом так и оказалось. Может, это было временное помешательство, какой-то флер эпохи, но нежнейшее настроение песен Mansun, их ломаный ритм и капризные мелодии, а пуще всего маньеристский саунд сносили крышу в равной степени мальчикам и девочкам. Лично для меня в их музыке (особенно во втором альбоме «Six», вышедшем через год после моего окончания института) сквозила волшебная связь легендарной эпохи - английских 1970-х, времени до моего рождения, когда процветал идеалистический и заумный арт-рок - с тусклым и тревожным настоящим, когда было больше принято балдеть под техно, гранж или медленно прораставший построк. Неоправданно усложненные композиции, сдобренные немудрящей романтикой и горьковатой меланхолией, перетекали друг в друга, меняя эмоциональные регистры без видимого труда, с изяществом и легкомыслием. Они обещали какое-то немыслимое будущее - которого, впрочем, не случилось. Третья пластинка оказалась ерундой, а потом Mansun распались, оставшись в памяти чем-то вроде неосуществленной мечты.

Elastica


Вика Светличная
менеджер проектов

Дебютный одноименный альбом группы Elastica 1995 года, золотого года всей брит-поп-волны, остается в числе моих самых любимых пластинок по сей день. Фронтвумен «Эластики» Джастин Фришманн вообще концентрированная крутизна как музыкант и как женщина - кто еще может похвастаться романами с Бреттом Андерсоном и Дэймоном Албарном? По части музыки альбом почти полностью состоит из коротких, нервных, острых, хлестких треков, где в равной степени намешаны панк-настроение и исключительная мелодичность. Тексты сюжетные и откровенные, о личной жизни слишком сильной женщины. Ценю этот альбом за незабываемые ощущения прилива бодрости и кипящей энергии от каждого прослушивания. Второй свой полноформатный релиз группа рожала пять лет - в 2000-м вышел «The Menace», и, на мой взгляд, это типичный пример «синдрома второго альбома»: несмотря на попытку стилизовать звук в духе требований времени (плеснули электроники), до оголтелого драйва дебютника он не дотягивает.

The Verve


Сергей Мезенов
журналист

Я даже помню первую встречу - этот знаменитый клип в телевизоре, где долговязый страшный парень с нахмуренной физиономией отрешенно толкает всех подряд на улице (сделанный, кстати, другим преступно не воспетым героем 90-х, клипмейкером Уолтером Стерном, который так и не встал в священный ряд «Гондри - Джонз - Романек - Глейзер», хотя имел для этого весь набор поводов). «Что за ерунда? - помнится, подумал я. - И такое вообще кому-то нравится? Фе!» Потом, впрочем, был альбом «A Northern Soul», привезенный другом из Европы, и постепенное прозрение. The Verve - это не многозначительные мудрости Ричарда Эшкрофта, будто бы подсмотренные в пресловутом «Альманахе фермера» и воплощенные в степенные акустические баллады; это многослойная психоделическая гитара Ника Маккейба, который одним своим набором примочек мог превратить любую многозначительную балладу в бездонное космическое озеро.

В конечном итоге The Verve были устроены примерно так же, как и Blur: бесконечно гибкая ритм-секция, с легкостью принимающая любую подачу, и вечно конфликтующий тянитолкай из мегаодаренного гитариста и страшно амбициозного вокалиста с замашками гения и мессии. С поправкой на то, что у этих конкретных парней алхимический акт происходил только в столкновении друг с другом - ни Эшкрофт, ни Маккейб, ни ударник с басистом так и не сумели конвертировать свои достижения в составе The Verve в хоть сколько-нибудь заметные сольные истории. Ну, хоть пластинки остались - две отличные (первые) и две хорошие (остальные).

The Stone Roses


Ксения Кирста
гитаристка El Monstrino

Когда мне было шестнадцать, каждый месяц я ездила на «Горбушку» и на свою 250-долларовую курьерскую зарплату скупала всё, о чём писал выходивший тогда в России NME. Диски, как и книги, могли лежать и ждать своего часа довольно долго. Однажды мы говорили по телефону с подругой, и она предложила завести мне ЖЖ, чтобы я могла комментировать ее записи и другие, когда езжу в инет-кафе - ни компьютера, ни интернета у меня не было. Она спросила, какой мне нужен никнейм. Все перечисленные мной имена были уже заняты, поэтому я начала искать глазами по комнате что-нибудь написанное и хорошо звучащее. Поиск остановился на «Made of Stone», названии одной из песен с альбома The Stone Roses, лежащего на комоде «вниз лицом». Имя оказалось незанятым.

Диск лежал в той же позиции еще примерно три месяца, пока наконец от кромешной скуки я его не распаковала и не вставила в музыкальный центр. С тех пор The Stone Roses стали одной из моих любимых групп, а Иэн Браун - одним из любимых персонажей в рок-музыке. Мне всегда нравился его образ гопника-мессии, двигающегося в обезьяньем ритуальном танце, всегда как будто в рапиде. Уже давно я отошла от этой музыки, и если есть желание услышать голос Брауна, то скорее я поставлю его сольный альбом. Но каждый раз, когда я слышу звуки песен The Stone Roses или вижу видео со старых концертов - это как возвращение домой, в детскую кровать, из которой я уже вроде выросла, но в которой спокойно и уютно.

Inspiral Carpets


Максим Семеляк
главный редактор
The Prime Russian Magazine

В 1990 году вышел сборник «Rave On», в который раз превращающий границу между танцевальной и гитарной музыкой в некую полупроницаемую мембрану (там были Happy Mondays, The Shamen, Flowered Up и вплоть до My Bloody Valentine). Я эту пластинку переписал в январе ’92-го, и, когда дослушал ее до песни Inspiral Carpets «She Comes in the Fall», тут-то у меня и начались искомые девяностые годы. Лучший их альбом как раз и вышел в ’92-м - «Месть золотой рыбки», - его я переписывал уже не с винила, но с «родной» французской кассеты. И если кассету с «Rave On» я на всякий случай подписывал еще карандашом, прислушиваясь к ощущениям, то названия новых песен - «Smoking Her Clothes», «A Little Dissapeared» - я выводил уже ручкой, на века, без права перезаписи.

В музыке IC была та приятная неразличимость старого и нового звука, которая идеально подходила тогдашним восемнадцатилетним, для которых время в принципе сводилось к двум цифрам, маркирующими выход той или иной пластинки. Они звучали инициативнее и романтичнее, чем выпячивающие свой кондовый гедонизм Happy Mondays, однако же, не доходили до субтильности каких-нибудь The Charlatans. Нельзя, разумеется, сказать, что они остались в какой-то специальной неизвестности или недооцененности, но всё ж теперь очевидно, что Inspiral Carpets принадлежат не своему времени, а некоему зазору - между эпохами, стилями, терминами, - и это, вероятно, и есть месть золотой рыбки за предоставленный им невероятный талант.

Ash


Иван Сорокин
ученый и преподаватель

Я очень хорошо помню, с чего началась продолжающаяся и по сей день обсессивная стадия моего увлечения музыкой: c журнала «Ровесник» за, кажется, ноябрь 1997 года, купленного в гастрономе (с обложки на меня нежно смотрели братья Хэнсон). Прочитав комментарии к британским чартам, я решил купить альбомы «Be Here Now» и «OK Computer» на «Горбушке» - ну и вы сами догадываетесь, что было дальше. Для человека, буквально росшего на брит-попе, я познакомился с Ash достаточно поздно: в 2001 году буквально вся британская музыкальная пресса носила группу на руках, а вышедший тогда альбом «Free All Angels» до сих пор считается лучшей работой ирландцев (и справедливо). И пусть знакомиться с Ash логичнее всего начиная именно с этого диска (или с великого сборника синглов «Intergalactic Sonic 7"s», где невероятный мелодический дар солиста Тима Уилера становится особенно очевидным), мифология группы не состоялась бы без их брит-попового периода.

В 1994–1996 годах, на которые пришелся первый золотой период Ash, трио очень сильно выделялось на фоне абсолютно всех прочих гитарных героев молодой Британии: они жили не в Лондоне (как большинство ключевых игроков брит-попа), а в скучном пригороде североирландского Белфаста. Глэм-роковым и психоделическим идолам братьев Галлахеров, Бретта Андерсона и прочих Ash не следовали - скорее, их мультипликационные поп-панковые хиты напоминали сконцентрированные в трех минутах лучшие моменты Buzzcocks и The Jam. Уилер, как и полагается натуральному тинейджеру (название первого диска Ash «1977» - год рождения двух из трех участников группы), пел не о судьбах поколения, неловком сексе и сложности жизни в конце двадцатого века, а о Джеки Чане и марсианках. И это было поразительно свежо: понадобилась всего пара лет для того, чтобы в Соединенном Королевстве появился добрый десяток угорающих от своей молодости поп-панковых групп вроде Bis и Kenickie, умеющих писать обманчиво простодушные тексты и мелодии, способные заставить пятиклассников прыгать до потолка. За всё это мы должны благодарить Ash.

Ride


Алиса Таежная
журналистка
и медиахудожница

Из-за необоснованной подростковой брезгливости, странного способа построения музыкальных ассоциаций и невежества в двадцать и более лет я продолжала открывать группы и удивляться им как дитя. В свое время по самым разным причинам мимо меня проехали Игги Поп и Лу Рид, но окрыление, которое я почувствовала при первых аккордах Ride, я скажу честно, я мало когда позже испытывала. Помню, как во время дождя в плеере случайно заиграла их «Leave Them All Behind» - и я еще на месяц оставила позади десяток любимых тогда групп и слушала бесконечно этот гул, барабаны и бас-гитары. «Википедия» говорит, что Ride - это вполне себе шугейз, но на концертных записях с Гластонбери солист носит розовые рейверские очки и совсем не пялится грустно в пол. Мне песни Ridе кажутся колоссально жизнерадостными, немного утяжеленной версией «She’s A Waterfall» той благородной тяжестью, которая делала лучше все рок-песни 90-х. В общем, что нужно сделать, как только распускаются листья, - сесть на велик, включить песню «Seagull», вдохнуть вечерний ветер и представить себя на море. Группа не зря называется Ride - нет лучше звуков для долгой дороги или спонтанного путешествия.

Black Grape


Илья Миллер
музыкальный критик,
шеф-редактор сайта российского издания
The Hollywood Reporter

Этот виноград из названия - неспроста черный. Сколько бы оголтелые либералы ни обвиняли брит-поп в сексизме и национализме, он всегда может постоять за себя - если, конечно, захочет. По первому пункту Шону Райдеру и Безу сказать почти совсем нечего: журнал Melody Maker поставил как-то раз Happy Mondays на обложку, а в фичере журналист на двух разворотах в интервью скрупулезно обвинял эту парочку в женоненавистничестве. Уверток Райдера с Безом хватало лишь на фразу: «Мы *** реально любим женщин, особенно их формы».

Зато в скинхедов обратить гопников из Солфорда совсем не получится - в их следующей реинкарнации немаловажную роль играл рэпер из группировки Ruthless Rap Assassins по кличке Кермит. По крайней мере, все музыкальные таблоиды ревностно отписывали, где и при каких обстоятельствах Кермит сломал ногу, из-за чего отменен очередной концерт этого паноптикума. Но Райдеру с Безом это не мешало делать самую ликующую, победоносную - то есть самую черную музыку в тот момент на острове.

Помимо названия и состава, Black Grape отличались от Happy Mondays уже какими-то совсем микроскопическими деталями. Практически это была всё та же дистилляция урловского манчестерского духа, до сих пор незаменимая на любых тусах. Пускай надкусавший луну Райдер вместо текста песен, по сути, читал свой чек из аптеки, распечатанный на дюжине листов А4. Но вещи типа «Shake Your Money », «In the Name of the Father» и «Kelly’s Heroes» в чартах по степени чилла и шизоидности больше тяготели к 2Pac, Dr. Dre, Shaggy и Coolio, чем к позерским комканиям простыней и постылым гитарам Джарвиса, Бретта и компании. Там панк не просто встретился с фанком, а даже смог уединиться, и у них всё произошло как надо.

Упакован весь этот посткоитальный грув был в привлекательную и субверсивную поп-арт-обертку из портрета звезды террора Ильича Рамиреса Санчеса, известного как Шакал. Назывался альбом чудесным зарифмованным и сверхсаркастическим (учитывая чек из аптеки) названием «Классно, когда ты тверезый… ага». В названии второго альбома (был и второй) «Stupid Stupid Stupid» тоже чудится некий запрятанный глубоко подтекст, но по прошествии стольких лет без особой уверенности я уже не смогу его вам доходчиво разъяснить, сколько бы ни старался. Просто поверьте, если в середине 90-х вы приходили на тусовку и в течение получаса там не звучали из динамиков гулящие и гудящие, бродящие и бредящие ритмы Black Grape - вы просто тупо ошиблись дверью по жизни. Либо вообще не были в списке.

Gene


Армен Алоян
музыкант

Как и всякий уважающий себя фанат Моррисси, я узнал о группе Gene только после знакомства с творчеством первого. Собственно, группа и позиционировалась в среде меломанов как нечто вроде клона The Smiths. Однако при ближайшем рассмотрении, кроме древнебританской тоски, более никаких ассоциаций с легендой 80-х не возникало. Это были довольно незамысловатые и мелодичные песенки, хотя в текстах, возможно, и были какие-то отсылки - в «Is It Over» к примеру. Мы обычно их ставили на своих тематических вечеринках, например, посвященных дням рождениям лидеров The Cure и The Smiths. Помню даже что-то вроде хоровых исполнений «Speak To Me Someone», голосить ее во всю глотку было довольно забавно. Я даже как-то включил какую-то их песню в бутлежный CDR-сборник, который назвал «Morrissey and Friends - Trash».

Парочку песен, вроде той же «Speak To Me Someone» и «Fill Her Up», я до сих пор с удовольствием слушаю. Хотя как тогда, так и сейчас всё это было похоже, скорее, на какую-то пародию, что ли. Где-то уже в двухтысячных увидел концерт с их участием, и как-то они мне несимпатичными внешне показались, солист так вообще без харизмы, безликий какой-то, так что «славы Ивана Козловского» им всё равно было бы не видать ИМХО. Но на полочке стоит пара дисков, тем не менее.

Heavy Stereo


Сергей Блохин
журналист, диджей

Для подростка, идентифицирующего себя как «альтернативщика», в Москве середины 90-х годов существовало две ключевых меломанских сходки: «Горбушка» по выходным и «Учитесь плавать» у входа на радио «Максимум» по четвергам. Именно в этих местах методом сарафанного радио задавались тренды и возникал хайп. Альбом «(What’s the Story) Morning Glory?» сделал Oasis слишком популярными для музыкальных снобов, и потребовалась замена. Квартет Heavy Stereo, выпустивший в 1996-м на том же лейбле Creation свой дебютный альбом «Déjà Voodoo », подходил идеально. Во-первых, за пределами этой тусовки в России их мало кто знал. Во-вторых, майка с чарующей надписью «Heavy Stereo» выглядела круто сама по себе. А главное, это был Oasis без соплей - более грубый, сырой и своим грувом походивший скорее на T. Rex, чем на The Beatles. Впрочем, вершиной их карьеры стали выступления на разогреве у банды Галлахеров, а через три года Heavy Stereo распались, так как фронтмен Джем Арчер в этот самый Oasis и перешел.

James


Сергей Киселёв
музыкант

Кельты давно и уверенно лидируют в списке лучших вокалистов британской поп-музыки: байронический Иэн Маккаллох из Echo & The Bunnymen, нервный Фергал Шарки из The Undertones, непревзойденный Билли Маккензи из The Associates, харизматичная нимфа Керис Мэтьюз из Catatonia. Но среди них есть один великий англичанин, деревенский дурачок с голосом ангела - Тим Бут. Его группа James - скорее шапито, чем коллектив музыкантов - наполовину состояла из фанатов позорнейшего «Ман-сити», записала лучшие альбомы с Брайаном Ино и вызывала восхищение у небожителей. В любви к James хором признавались лидеры манкунианской живоначальной троицы: New Order, The Fall и The Smiths. В середине 90-х создатель звуковых мистерий городка Твин Пикс маэстро Бадаламенти помог вокалу Тима Бута раскрыться во всём великолепии в их совместном альбоме «Booth and the Bad Angel» - эта запись должна быть в каждом доме.

Юношескую любовь к James невозможно забыть. Гитарист и сонграйтер Олег Бойко, лидер старейшей в Москве инди-группы Mother’s Little Helpers, обязательно исполняет пару вещей James на каждом своем концерте - потому что эти песни живые и их не уложишь на полку, они требуют, чтобы их пели, их структура проста и понятна, в них нет фальши. Спонтанность была козырем James, группа превращала репетиционные марафоны в спиритический сеанс - и успешно вызывала духов, которые населяют их записи. В Британии есть более техничные, возможно, более талантливые музыканты, но нет никого, кто держал бы настолько уверенную связь с космосом.

The Divine Comedy


Ольга Страховская
главный редактор Wonderzine

В середине 90-х моими бесспорными кумирами были Pulp, певцы драмы взросления, больших надежд и больших опасений, а также первого неловкого секса в небольшом городе - что идеально совпало с моими шестнадцатью и, кажется, определило меня навсегда. Вслед за ними (и отчасти благодаря им) в мой плеер подтянулись The Smiths и Suede, а уже совсем позже я пронзительно полюбила ранних Manic Street Preachers, чей альбом «The Holy Bible» до сих пор считаю великим и иногда ору его по ночам, катаясь в машине (а один мой друг даже выбил название их главного хита у себя под сердцем). Полный левацкой наивности, отчаяния и злости, это в чистом виде музыкальное переложение того, что психологи называют предсуицидальным cry for help. В общем, британская музыка 90-х для меня приравнивалась к позерству и непременной мелодраматичности.

По этим меркам The Divine Comedy всегда стояли как-то особняком: в них не было ни отчаянного надрыва, ни дерзости их современников, в них почти не было амбиции поймать и запечатлеть дух времени от лица потерянных мальчиков и девочек - и именно поэтому, как мне кажется, они и не стали его заложниками. Всё это поколение почти без исключений делилось на два лагеря: беспардонных парней с рабочих окраин (эти меня не интересовали вовсе) и эстетов-интеллектуалов, - фронтмен The Divine Comedy Нил Хэннон проходил по второй категории. Он носил строгие костюмы в сочетании с рейверскими очками, сочинял песни с кивком в сторону Кшиштофа Кесьлёвского и фильма «Альфи », а также, очевидно, считал единомышленниками не героев своего времени, а Скотта Уокера, барочный поп и крунеров из 60-х. Проще говоря, The Divine Comedy, в отличие от многих групп британской сцены того времени, вполне можно слушать сейчас - они были далеко не только про 90-е (хотя, божечки, только посмотрите этот клип) и не застряли в них навсегда.

The Boo Radleys


The Boo Radleys сложно назвать великой группой, но в определенном смысле она вобрала в себя все черты времени. Первый и на мой вкус лучший альбом - «Ichabod and I» - это абсолютный мостик между прекрасными 80-ми и тем, что потом нарекут брит-попом. В нем много шума от My Bloody Valentine, он очевидно «indie» в классическом смысле этого слова (записывалась пластинка, кстати, на лейбле, где работала группа The Fall - еще одни герои 80-х), но в «Ichabod and I» уже есть отстраненный вокал в стиле вот-вот прогремевших в «Спайк-Айленде» The Stone Roses - с которых британский рок и превратился в британский поп. Впрочем, если строго говорить, The Boo Radleys так и не стали брит-попом - по одной простой причине: они не были стабильно популярными, хотя немного славы всё же зацепили. В 1995 году у них вышел «Wake Up!» - самый слащавый и попсовый альбом, что-то вроде «Oasis встречает The Beatles на верхних строчках хит-парада». Конечно, до блевотно-примитивного уровня манчестерских выпивох они не рухнули, но, наверное, только этот конформистский альбом и позволяет их отнести к брит-попу - и по музыке, и по смыслу. Но мне, конечно, дорог первый альбом - когда надоедали My Bloody Valentine и Ride, The Boo Radleys были то что надо.

Shed Seven


Георгий Биргер
заместитель главного редактора
журнала «Афиша»

Любой жанр устроен так, что есть пара-тройка основоположников и несколько десятков клонов, лишь незначительно варьирующих исходные данные. Shed Seven как раз из последних, откровенная копия Oasis, иногда что-то цепляющие и у Blur. Но у каждого эпигона бывают собственные свойства, и у Shed Seven тоже - они лучше всех ухватили благостную негу эпохи, напыщенное пролетарское жизнелюбие жанра. Как и прочие брит-поп-пацаны, они носили голубые джинсы, кеды и олимпийки, но не потому, что так было принято у них на районе, а потому что это стало уже модно; они воспевали жизнь, но не назло постиндустриальной разрухе, а потому что жизнь правда была хороша - в общем, у них были все свойства брит-поп-групп, но не было их условий. И вот парадокс - в получавшихся песнях не было ни капли фальши, вместо притворства у них получался сферический брит-поп в вакууме.

Их песни - наполненные добротой, светлой грустью, ревербом, эпическими соло и жизнеутверждающими текстами баллады и гимны о том, как же хорошо оказаться в этом времени и месте (худшее, что может случиться, - если она уйдет в пятницу и испоганит весь уик-энд). В этих песнях хорошо можно считать плохо скрываемый страх, что момент этот невероятно хрупок и не вечен и закончиться может в любую секунду, но оттого он только ценнее. Во многом поэтому сегодня это слушать невозможно, напыщенность эта смешит, а из всех чувств по отношению к ним главным теперь уже оказывается снисхождение - как к попрыгунье-стрекозе, которая лето красное пропела. Но я, как человек, который хоть и не совсем в сознательном возрасте, но успел застать то самое лето и помню, каким действительно всеохватывающим и избыточными, до слёз прекрасным оно было, люблю все-таки время от времени вернуться к паре-тройке песен Shed Seven, навсегда сохраняющих те ощущения в памяти. А остальные просто завидуют.

Но всё по порядку. В начале 1990-х Хэйнс создал группу The Auteurs, чей первый же альбом стал хитом и номинировался на Mercury Prize. Несмотря на тексты про Ленни Брюса и Хаима Сутина, песни в нем были быстрые, резкие и невероятно прилипчивые; Хэйнс был чуть ли не единственным человеком, понимавшим тогда, что «умные» слова необязательно класть на «умную» музыку (что в контексте рока обычно означает водевильный пастиш). Что можно играть как The Smiths, не воя при этом про сердечные страдания.

The Auteurs тут же стали приписывать к брит-попу и сравнивать с группами типа Suede, что Хэйнса, разумеется, только бесило. Некоторое время он шел по кобейновскому маршруту, причем почти буквально: записал «трудный» альбом со Стивом Альбини; намеренно сломал себе обе ноги, прыгнув с высокой стены, чтобы избежать турне в США («an old-fashioned hobbling operation», как он потом напишет в отличной книге «Bad Vibes: Britpop and My Part in Its Downfall»). Звучали они теперь так (заметьте, кстати, насколько эта песня предвосхищает примерно все музыкальные ходы ранних Radiohead).

Параллельно этому Хэйнс решился на свой первый полностью концептуальный ход. Превратившись в группу Baader-Meinhof, он записал альбом «Baader-Meinhof». С песней «Baader-Meinhof ». Про Baader-Meinhof. Семидесятнический фанк + панк + марокканская струнная секция и табла + стихотворные коллажи про интеллектуальную притягательность терроризма = мой любимый альбом 1990-х годов. Путь на свободу из брит-попа был найден. Еще лет через 5–6 очень похожий путь найдет Дэймон Албарн.

В начале 2000-х Хэйнса ударило в чистый электропоп. Он создал трио Black Box Recorder с певицей Сарой Никси и записал три милейших альбома. Одна из песен со второго из них внезапно стала в Англии огромным хитом . Забавно, что в ней с первой же секунды слышна переосмысленная в поп-ключе аранжировка «Baader-Meinhof» (см. выше). Как и в прошлый раз, Хэйнс отреагировал на успех затяжной депрессией и зубодробительно концептуальным альбомом . На сей раз это был сольник, «The Oliver Twist Manifesto», с роскошными синтезаторными клавишами, тимбалендовской перкуссией и текстами про… ненависть автора к современным художникам (типа Трейси Эмин и Сары Лукас) и любовь к ситуационистам типа Ги Дебора.

После этого, вняв собственному совету «never work» (точнее, «Ne Travaillez Jamais», слогану ситуационистов, который те писали на стенах и мостах Парижа), Хэйнс распрощался с музыкальной индустрией навсегда и сам стал чем-то вроде ситуациониста. Все его ходы в 2010-х направлены на предотвращение самой возможности коммерческого успеха. Один из своих альбомов, например, он записал 75 раз и выпустил тиражом 75 экземпляров - то есть в каждом из экземпляров содержится абсолютно уникальное исполнение. (Он же распустил слух, что на одной из этих 75 копий слышно, как во время записи ему домой приносят пиццу). Еще один альбом представляет собой серию портретов британских рокеров в обличье животных (вкупе с самими портретами; Хэйнс неплохо рисует). Самый свежий проект Хэйнса - после двух (!) томов мемуаров (!!) - это поваренная книга (!!!), на которую он открыл краудфандинг .

P. S. Влияние Хэйнса на меня как на музыканта сложно переоценить. Если называть вещи своими именами, я у него просто всё деру. Например, песня «(I Heart) Miranda July» , дуэт с одноименной богиней американского инди-арта, почти полностью вдохновлена сложными отношениями Хэйнса с британскими художницами. Ну и ладно. Можете считать мою жизнь осознанным перформансом - имитацией Хэйнса.

В 2017 году произошла очередная музыкальная революция – русский рэп стал самой популярной молодежной музыкой. Впервые за 50 лет старый добрый рок-н-ролл перестал быть лицом тинейджерской культуры, голоса поколения больше не держат гитары, а современные гимны сопровождаются зацикленным битом. В 90-х годах музыкальный Олимп принадлежал музыке, которую принято называть «Русский рок». Попробуем разобраться главных рок-хитах двадцатилетней давности.

  1. Мумий Тролль «Владивосток 2000»

Легендарная песня легендарной группы. Первопроходцы российского поп-рока в одночасье стали голосом поколения. «Настанут времена почище» — одна лишь эта фраза давала надежду на светлое завтра молодому поколению. Популярность Лагутенко до сих пор остается народной, не зря же на купюре в 2000 рублей изображен Владивосток.

  1. Ляпис Трубецкой «Ау»

Юмористический рокопопс взорвавший школьные дискотеки второй половины 90-х годов. Группа, сломавшая само понятие «эстрада». Михалок и компания в те года еще не ударились в радикальную политику, а просто веселили народ, издеваясь над стандартами попсы. Ляпис Трубецкой пели идиотические песни понятные всем слоям населения. Вполне возможно простоту и злободневность задорных ребят из Белоруссии позже возьмет на вооружение не безызвестный Сергей Шнуров.

  1. Агата Кристи «Сказочная тайга»

Братья Самойловы – локализаторы группы The Cure на постсоветском пространстве. Два брата пугали бабушек губами, накрашенными гуталином, и мрачными текстами. Ни для кого не будет секретом, что именно участники этой группы были крестными отцами готической субкультуры в России. Повзрослевшие готы 00-х могут сколько угодно говорить о том, что всю жизнь слушали Dark —folk или post —punk , но правда заключается в том, что в 90% увлечение «темной» музыкой начинается именно с альбома «Опиум» Агаты Кристи .

  1. Сектор газа « Колхозный панк »

Как говорил лидер Сектора Газа, Юрий Клинский, популярность этой группы по истине народная, и никакой Киркоров не сравниться с тремя аккордами простых парней из Воронежа. Более двадцати лет остросоциальные «матерные частушки» остаются актуальными. Конечно, Сектор Газа никогда не играли панк-рок (не смотря на мнение большинства фанатов), но именно они сделали огромный вклад в популяризацию этой музыки, породив такое противоречивое явление – колхозный панк.

  1. ДДТ «Что такое осень»

Флагманы русского рока ранней волны 80-х годов, фактически первопроходцы советского андерграунда стали в 90-х годах живой классикой, записав главный хит «Что такое осень». До сих пор парни, взявшие в руки гитару, осваивают инструмент именно с этой песни. «Что такое осень» ушла в народ наравне с песнями кубанского казачьего хора. Нет ни одного человека на постсоветском пространстве, который не знает наизусть хотя бы припев: «Осень в небе жгут корабли…»

  1. Алиса «Трасса Е-95»

Еще одни легенды. В 1997 году нетленка «Трасса Е-95» играла практически из каждого утюга. Константин Кинчев к этому времени возмужал, но еще окончательно не ушел в православие, и однозначно закрепил себя в статусе самого брутального вокалиста «классического» русского рока.

  1. Наутилус Помпилиус «Во время дождя»

Никто не станет спорить, что Бутусов во второй половине 90-х был на вершине своей популярности. Причина этому проста – бессмертное детище Балабанова — фильм «Брат». Первый настоящий киногерой новой России, Данила Багров, был фанатом творчества НАУ , что и вызвало неслыханный интерес среди народа к творчеству этой группы. «А у них правда вышел новый альбом «Яблокитай»?» — фраза знакомая всем. Без исключения.

  1. Король и Шут «Ели мясо мужики»

В 1998 году КиШ – новое слово в отечественной музыке. Конечно, в те года они еще были так популярны как в середине 00-х, но уже четко были нацелены на выход из подвалов к хэдлайнерам фестивалей. Страшные сказки для детей изрядного возраста – это уже не злой сибирский панк легендарного Летова , это новые реалии нового времени. Можно как угодно относиться к творчеству этой группы, но факт остается фактом, именно образ панка, созданного вокалистом «Короля и Шута» Михаилом Горшенёвым (ушедшим из жизни в 2013 году), навсегда будет ассоциироваться с представителями всей панк-культуры.

  1. Земфира «Почему»

Настоящий прорыв конца 90-х. Никто не ждал, что однажды в России появится настоящая рок-вокалистка, голос молодого поколения. Конечно, была и Агузарова и Янка Дягилева , но первая совсем не от мира сего, а Янки уже не было в живых, да и не метила она никогда в статус звезд. Земфира , в своем первом альбоме, дала новое дыхание отечественной музыке. Прекрасные стихи, интересные аранжировки и открытое обсуждение проблем молодежи конца XX века – вот причина сумасшедшей популярности простой девочки из Уфы.

  1. Сплин «Орбит без сахара»

Простые питерские парни, ставшие легендами после песни о девочке, жующей жвачку. Одна из самых популярных отечественных групп. Сотни тысяч проданных альбомов (не говоря уже о пиратских копиях), неисчисляемое количество показов клипа на ТВ, аншлаги на всех концертах… Саша Васильев с компанией были одними из первых, кто сказал, что злой протест против системы в музыке на главное, выдвинув на первый план эмоции своего лирического героя. Наверное, весь «Гранатовый альбом», на котором хитов больше, чем песен, является самым значимым в отечественной музыке 90-х.

Конечно, это далеко не полный список популярных рок-песен 90-х годов. Но именно они наиболее полно отображают противоречивую действительность той эпохи. В этом списке мэтры соседствуют с тогда еще юными музыкантами, которые сегодня считаются живыми классиками.

Каждый период оставляет особенный след в истории. Так 90-е надолго всем запомнятся музыкальными группами, которые останутся навсегда в памяти молодежи тех лет.

«Дым сигарет с ментолом…» и «У нее гранитный камушек в груди…» -напевали буквально все девушки. Песни групп «Нэнси» и «Божья коровка» были на каждой дискотеки, не зависимо от возраста аудитории. Девушки писали множество писем с признаниями в любви участникам мужских групп, таких как, «Иванушки International», «Ласковый май», «На-На», «Отпетые мошенники», «Hi-Fi». Воспоминания о первой любви, несомненно, сопровождаются памятью о группах «Демо», «Вирус», «Гости из будущего», «Блестящие», «Стрелки» и «Краски». Первые поцелуи, первый танец, первые отношения-под каждый из этих периодов была своя незабываемая музыка, которая даже через много лет вернет во воспоминания тех событий.

Невозможно не вспомнить о культовой группе «Руки Вверх». Сотни песен о любви, клипы, от просмотра которых нельзя было оторваться, и целая молодость, построенная по строкам песен. Более 20 лет коллектив радует поклонников своих творчеством. Солист Сергей Жуков до сих пор является главной звездой концертов 90-х.

Если же девушки визжали от поп-групп, то юноши предпочитали рок. «Кино», «Чайф», «Машина времени», «Агата Кристи», «Воскресенье», «Алиса» — бесспорно, внесли вклад в развитии музыки. Виктор Цой остался легендой рока даже после своей гибели. Личное отношение к переменам в стране и окружающим его людей- основные темы его творчества. Именно за свободу и честность он получил признание у миллионов граждан.

Плакаты групп «Spice girls» ,»Nirvana», «Scorpions» были обязательным атрибутом комнаты в зависимости от пола подростка. Каждый пробовал изобразить движения Michael Jackson — настолько они были известны. «Backstreet Boys», «Nsync», «Aqua»-начинали свое восхождение к вершине любви поклонников. Mariah Carey, Britney Spears, Natalia Oreiro и Christina Aguilera -стали эталоном женской красоты.

Музыке было отведено отдельное место в сердце любого подростка. Каждый старался записать в тетрадь слова из любимых песен и выучить их. Такие тетради хранились очень бережно. Мальчишки и девчонки даже менялись ими и переписывали тексты себе.

Дискотека 90-х и сейчас является, безусловно, популярным мероприятием. Десятки кумиров собираются вместе и своими произведениями радуют зрителей. К сожалению, часть исполнителей того времени уже нет в живых, но именно песни и видео делают их бессмертными.

Меломаны до сих пор спорят, есть ли в мировой культуре такое понятие, как столь популярный у нас «русский рок». Ни в одной другой стране этому музыкальному направлению не уделяется так много внимания. Нигде нет такого числа поклонников. И ни в одной другой субкультуре не имеют такого исключительного значения тексты песен. Русский рок как отдельное удивительное культурное явление получил самое широкое распространение в 90-х годах предыдущего века. Ведь именно тогда по-настоящему легендарными стали группы «Наутилус Помпилиус», «Аквариум», «Звуки Му», «Агата Кристи», «ДДТ», «Чиж и Ко» и многие другие.

Как скачать музыкальную подборку рока 90-х годов?

Сборник «Русский рок 90-х» - это уникальная подборка интереснейших и узнаваемых композиций конца прошлого столетия. Эта музыка, как говорится в песне «Наутилуса», будет вечной. Меломанам, которые хотят вернуться в то яркое время, мы предлагаем два варианта прослушивания любимых русских рок-групп 90-х: можно бесплатно скачать качественно созданный архив на свой ПК, ноутбук или любой звуковоспроизводящий гаджет всего за пару минут; есть возможность слушать все композиции сборника в формате mp3 онлайн - вместе и по отдельности.

В конце прошлого столетия рок-музыка достигла высокого уровня развития, что поспособствовало богатому стилевому разнообразию и разделению на поджанры. Еще в 1980-х годах в рок-направлении появилось немало подвидов, исполнители которых достигли своего высшего подъема только в 90-х. И в списке зарубежных групп все больше появлялось команд гранжа, хеви-метала, альтернативного металла, ню-метала и других разновидностей рока. В первой половине 1990-х подвергся возрождению панк-рок, разделившись на три основные группы. Также на этот период приходится расцвет брит-попа.

Альтернативный рок

После ошеломительного прорыва группы Nirvana и неожиданного распространения гранжа, в 1990-х годах альтернативный рок влился в музыкальный мейнстрим и стал популярным. Довольно длинным становится список зарубежных групп 90-х, которые попали в благоприятную струю рок-индустрии, приобретя колоссальный коммерческий успех. С началом 1990-х годов крупнейшие звукозаписывающие бренды активно обхаживали такие команды: Pearl Jam (год основания - 1990), Alice in Chains (основана в 1987-м), Dinosaur Jr. (1984-1997, с 2005-го по настоящее время), Firehose (1986-1994) и Nirvana (1987-1994), - подписывая с ними многомиллионные контракты.

Пионеры альтернативного рока участники группы R.E.M. в первые годы 1990-х становятся популярнейшими в мире. А команда RHCP с альбомом «Кровь Сахар Секс Магия» приобретает особую значимость, способствуя росту альтернативного рока и привлекая внимание всего мира к этому жанру.

Комбинируя фанк-рок с другими поджанрами, Chili Peppers достигла основного успеха в своем кульминационном альбоме Californication. Популярнейшие группы 90-х в списке зарубежных музыкантов альтернативного рока представлены в основном Некоторые в списке возникли намного раньше, но пик их успеха пришелся на 90-е (в скобках указан год основания группы):

  • Creed (1994);
  • Foo Fighters (1995);
  • калифорнийцы Weezer (1992) и The Offspring (1984);
  • Goo Goo Dolls (1986) из Буффало;
  • Matchbox Twenty (1996);
  • Soundgarden (1984) из Сиэтла;
  • R.E.M. (1980), Soul Asylum из Миннесотты (1983);
  • певица Liz Phair из Коннектикута (на сцене с 1991 года);
  • Live (1984) из Нью-Йорка;
  • Counting Crows (1991);
  • последний альбом группы Sublime (1988) принес ей небывалую славу в США уже после распада команды.

Альтернативный металл

С началом 90-х появился новый стиль рок-музыки, который объединил элементы альтернативного рока с тяжелым металлом. Этот жанр, получивший название «альтернативный металл», считается предшественником движения nu, возникшим в последние годы прошлого века. Стиль был типичным для групп Helmet, Jane"s Addiction и Tool. Другие зарубежные группы из списка 90-х, смешивая элементы фанка и хип-хопа, создавали поджанры Alternative metal — фанк-метал и рэп-метал.

Гранж

С началом 1990-х годов в поджанре альтернативного рока завоевали популярность гранж-группы. Музыка, особенно под влиянием «прямого, не отполированного» рока Nirvana, способствует возникновению молодежной субкультуры grunge. Сама же разновидность этой альтернативной музыки родилась в тихоокеанских американских штатах Вашингтон и Орегон 1980-х. Группы Pearl Jam, Soundgarden «Нирвана», Alice in Chains принесли в 1991 год альтернативный рок, а некоторые из них довольно неприязненно относились к самой этикетке grunge, навязанной ими музыке.

Среди объемного зарубежного списка групп 90-х годов достаточно отметить несколько их важнейших альбомов:

  • Pearl Jam с первым студийным альбомом Ten;
  • Nirvana со вторым и третьим студийным альбомом Nevermind и In Utero;
  • Alice in Chains со вторым студийным альбомом Dirt;
  • Soundgarden с четвертым студийным альбомом Superunknown.

Список зарубежных групп 90-х годов гранж-подстиля к середине десятилетия значительно уменьшился. Некоторые команды распались, другие стали менее значимыми и заметными. Смерть Курта Кобейна (Nirvana) в 1994 году, а также проблемы гастролей команды Pearl Jam из-за широко разрекламированного бойкота группы Ticketmaster ознаменовали снижение популярности жанра.

Пост-гранж

Термин post-grunge описывает исполнителей, которые были последователями и подражателями гранжа. Их музыка во многом ориентировалась на коммерческий успех и благозвучие, рассчитанное для радиовещания. Самыми успешными post-grunge группами в 90-х были Creed, Live, Matchbox Twenty. Группа Foo Fighters во главе со своим учредителем Дэйвом Гролом, бывшим барабанщиком «Нирваны», в 1995 году способствовала популяризации жанра. Она стала одной из знаменитейших рок-групп США, особенно после трансляции на MTV.

У жанра была бы еще одна волна успеха, которая пришла в середине девяностых. (1995), 3 Doors Down (1996) и другие достигли наибольшего коммерческого прорыва в самом конце XX века.

Инди-рок

После всеобщего признания в 1990-х годах альтернативного рока, термин indie rock стал ассоциироваться с группами и жанрами, которые оставались андеграундными, то есть противостоявшими мейнстриму и популяризации рока. В 90-х список зарубежных групп инди-рока возглавляли группы Sonic Youth и Pixies. Им следовали: Sleater-Kinney (год основания - 1994), Built to Spill (1992) и другие.

Ска-панк, скейт-панк и поп-панк

Панк-рок подвергся возрождению в 1990-х годах. В этот период особенно выделяются и добиваются коммерческого успеха исполнители ска-панка: Reel Big Fish (год основания - 1992), No Doubt (1986), Sublime (1988). В конце десятилетия интерес к этим группам убывает.

Долгое время панк-рок не был коммерчески жизнеспособным, поэтому крупные лейблы не стремились подписывать контракты с подобными исполнителями. Пока не появился ряд независимых звукозаписывающих брендов, созданных лишь с одной целью: запечатлеть собственное исполнение и музыку своих друзей. Благодаря этому обстоятельству в 1994 году состоялся ошеломительный прорыв калифорнийской скейт-панк группы Green Day. Ее альбом Dookie (год выпуска 1994) продан в 10 миллионах копий по Соединенным Штатам, еще 10 миллионов разлетелись по всему миру. После этого панк-рок обретает популярность.

В тот же период выпущен альбом Smash группы скейт-панка The Offspring. Альбом установил рекорд продукции независимых лейблов и был продан по миру тиражом более 14 миллионов копий. До конца 1994 года альбомы «Дуки» и «Смаш» проданы миллионными тиражами, а коммерческий успех этих двух музыкальных продукций привлек большой интерес крупнейших лейблов к скейт-поп-панку. Группам, таким как Bad Religion и Blink-182, известные бренды звукозаписи предлагали невероятно выгодные контракты, лишь бы исполнители оставили свои независимые лейблы.

В 1999 году Blink-182 совершил прорыв с выпуском альбома Enema of the State, проданного в количестве копий более 15 миллионов по всему миру. Исполнители возглавили в 90-х зарубежные группы в списке лучших команд, получив множественный платиновый статус в США, Канаде, Австралии, Италии, Новой Зеландии и единожды платиновый статус в Соединенном Королевстве. Группа Blink-182 оказала огромное влияние на более поздних исполнителей.

Другие разновидности рок-музыки

Следует продолжить список зарубежных групп рока 90-х, которые исполняли музыку поджанров, разработанных за пределами коммерческого мейнстрима. С началом 1990-х годов добился признания трэш-метал, благодаря огромному успеху альбома Metallica. Его выпустила одноименная группа, после чего впервые трэш-метал попадает в мейнстрим. Позже последовал взрывной «Обратный отсчет Megadeth к вымиранию» (1992), дважды платиновый альбом команды Megadeth. Группы трэш-метал Anthrax и Slayer, грув-метал группа Pantera взломали первые десятки, а следом выпущенные альбомы региональных групп Testament и Sepultura вошли в топ-100. В конце девяностых стал популярным промышленный метал. Крупнейшие группы этого поджанра 1990-х годов Marilyn Manson и Fear.