Рогир ван дер Вейден – биография и картины художника в жанре Северное Возрождение – Art Challenge. История и этнология. Факты. События. Вымысел Смотреть что такое "Рогир ван дер Вейден" в других словарях

Вот настоящий мучитель и есть! Сколько раз уж садилась о нем писать (на протяжении года почти!), и все никак не получалось. Интересный материал, дразня, лежал на поверхности, а на поверку тема для меня оказалась очень сложной.

С одной стороны, о нем катастрофически мало сведений, с другой - его уже изучили вдоль и поперек и все, вроде, «разжевали». Но и молчать больше не могу! Буду просто фиксировать плохо контролируемый поток сознания, а вы, если хотите, понаблюдайте за этой незамысловатой игрой дилетантского ума.

Рогир ван дер Вейден. Полиптих "Страшный суд" (фрагмент), Госпиталь "Отель Дье" в Боне, 1445-64.
Рогир не стал изображать нечисть, рисуя Страшный суд, как это было принято у его коллег. Он показывает, что люди сами тянут себя в ад, увлекая за собой друг друга. Если рассматривать другие фрагменты панели, можно видеть, что некоторые грешники кусают себя: было принято считать, что грешник "пожирает себя сам". Как это мудро!
Вот:

Итак, Рогир ван дер Вейден!

На первый взгляд, он простой, как мать-земля, а с другой - истинное и самое полное воплощение Северного возрождения, необыкновенно яркий блик на изломе поздней готики и зрелого ренессанса. Удивительное сочетание немного наивной трактовки формы и цвета с острой выразительностью изображения человеческих эмоций - что до него ни удавалось ни его , ни гениальному сопернику ван Эйку. Такой вот, вроде бы, скучноватый, но в тоже время очень противоречивый мастер.


Рисунок-портрет Роже де ла Пастура, нарисованный кем-то из соучеников в мастерской Кампена.


Рогир ван дер Вейден на гравюре 17 века. Похоже, по тому самому рисунку ее и делали.

И еще с авторством постоянные вопросы - десятки картин (удивительная плодовитость!) приписывают его кисти, но авторство ни одной из них не доказано на 100%. Я вам уже показывала на примере « », какой это адский труд - распознавать, кто какую картину написал, если все они удручающе однотипны! Естественно, возникает закономерный вопрос: если приписываемых работ ТАК много, как один человек, начавший рисовать в 27 лет, смог все это сотворить до своей смерти в 65? Не целый ли батальон послушных подмастерьев над этим трудился?


Рогир ван дер Вейден "Снятие с креста", ок. 1435
Одно из мощнейших, драматичнейших по накалу эмоций произведение художника, одно из немногих, авторство которого практически не вызывает сомнения. Хрестоматийными уже стали описания четкой ритмичности композиции, взвешенной симметрии, "скульптурности" и выпуклости фигур. Фирменный прием Рогира - ограниченность пространства фона, группа героев словно расположенна в неглубокой нише. Это была часть алтаря; скорее всего его резные украшения и сама картина составляли единую композицию. Очень красивая работа, хоть ей присуще пока незрелое использование свето-тени, особенно очевидное в изображении тканей. И с пропорциями тел - просто беда!

Правда, среди своих коллег по цеху он не один такой «проблематичный» насчет идентификации, это печальный удел многих художников Северного возрождения: Яна ван Эйка путали с братом Хубертом, Робера Кампена с Жаком Дарэ и самим ван дер Вейденом, Вейдена - с Мемлингом, ван дер Гусом и целой оравой безымянных учеников и последователей. И даже с Дюрером!

Путаница возникала из-за смены имени автора, в более позднее время - из-за ошибок поверхностных биографов. Так, в 1604 году фламандский художник и писатель Карел ван Мендер, вдохновленный примером Джорджо Вазари, написал свою «Книгу о художниках». Вот она, передо мной лежит. В содержании указаны два Рогира - один наш, «правильный», а другой «Рогир, живописец из Брюгге» - явно ошибка какая-то. На тот момент 150 лет прошло после смерти нашего героя, и уже была с ним путаница.


Разнообразнейшая палитра эмоций была подвласна художнику. Во всяком случае, детальнейшее изображение слез в живописи мы впервые встречаем именно у него.

И еще одно свойство его творчества, которое, как мне кажется, чуть не погрузило его имя в мутную пучину забвения, свойство довольно парадоксальное: он патологически нормален. Какой-то уж слишком идеальный, безукоризненный, буквально не к чему придраться: не бунтовал и под судом не был, как Кампен, не занимался самолюбованием, как Дюрер, не сошел с ума, как Хуго ван дер Гус и не устраивал мистификаций, как ван Эйк. Особо не отирался при европейских сиятельных дворах (ну, совсем чуть-чуть отирался), не делал записи и почти не путешествовал.


Возможный автопортрет художника, гобеленовая копия панно "Правосудие Траяна"

В его работах вы не увидите ни рискованных куртуазных шалостей, ни отвратительной адской нечисти, ни живописной синевы трупов. Все очень сдержанно, благочестиво и интеллигентно. Даже в "Страшном суде" голые люди, улетающие в ад, хоть и перекошены от ужаса, но выглядят у него вполне целомудренно - ни малейшей пищи для извращенного любопытства зрителя.

Учился ван дер Вейден у всех понемногу - у своего мастера Кампена, у сотоварищей по мастерской, у Яна ван Эйка, с которым они творили в одном месте в одно время, даже, скорее всего, у своих учеников - с тем, чтобы в последующем учить целые поколения живописцев Северной школы, да и местами «итальянцев» тоже. Он впитывал в себя дух своей эпохи и все характерные для того времени перемены, поэтому техника его так менялась на протяжении его относительно недолгой жизни. То-то сейчас работы историкам искусств!


Сам гобелен. Он сделан был по живописному панно, которое погибло в 17 веке.

А еще нужно учитывать, что круг художников того времени был относительно тесен, как и сама Европа: три деревни-два села с этой стороны Альп и почти столько же - с той. Все они перенимали друг у друга художественные и технические приемы, использовали одни и те же сюжеты и композиционные схемы - то, что нынешние знатоки называют красивым словом «иконография»; это я вам уже показывала в других постах.


Рогир ван дер Вейден. "Святой Лука, рисующий Мадонну с младенцем", 1450-е
Таких картин он написал как минимум 4. Исходиком считается та, что сейчас находится в Бостонском музее - на инфракрасной фотографии ученые обнаружили много штрихов и переписок. Популярность сюжета понятна - "филиалы" Гильдии Святого Луки" существовали по всей Фландрии, многие из них заказывали "Луку" для своих помещений. Не исключено, что Лука - это еще один автопортрет. Только нос слегка "пригладил".

Напомню все-таки основные этапы его жизненного пути.

Родился будущий художник в Бельгийском городе Турне в семье ножовщика Анри де ла Пастура и его жены Агнесс де Ватрелу. «Ножовщик» - звучит как-то не очень, сразу представляется косматый дядька, таскающий с собой по дворам вращающуюся точилку и орущий хриплым голосом: «А во-от ка-а-аму ножи тачи-и-и-и-ть?!». У папаши была своя мастерская, и ножи в ней не точили, а делали - весьма почтенное и доходное занятие. Предполагается даже, что Роже-Рогир мог получить университетское образование, иначе сложно объяснить, почему он так поздно стал учиться на художника - в 27 лет, в то время как в ученики к художникам родители обычно отдавали отпрысков еще в пубертате.


"Мадонна Канцлера Ролена". Ян ван Эйк.
Ничего не напоминает?


А вот еще одному неизвестному фламандскому мастеру что-то навеяло (ок 1475).

Перескочили мы немного. Мальченка родился в семье Пастуров в 1399 (по другим сведениям - в1400) году и назвали его… Роже. Это он уже позже взял себе северное имя «Рогир ван дер Вейден»: «вейден» (нидерл.) - дословный перевод с французского «пастур» - «пастбище». Так что если бы он переехал из Турне не в Брюссель, а в Тверь, например, стал бы он каким-нибудь Жорой Луговым, а в Полтаве бы был Юрко Левада.

Чем занимался Роже до 26 лет, не известно. Судя по стилю некоторых его картин, часть исследователей предполагает, что ранее он мог был скульптором, резчиком по камню - многие его работы смахивают на раскрашенные барельефы. Это не исключено, ведь кроме художественны мастерских в Турне была очень известная скульптурная школа. Допускают также, что мог он, как Дюрер, начинать и как ювелир. Весьма возможно, что поначалу он иллюминировал манускрипты, некоторые иллюстрации приписывают ему с большой долей вероятности.


Рогир ван дер Вейден, "Портрет дамы", 1440-е.
Исследователи не исключают, что на картине художник изобрази свою жену Элизабет

В 1426 году отец Роже умер, мастерскую сын продал (видимо, он был единственный наследник) и… вы, наверное, думаете, что у него открылось неудержимое вдохновение, и он кинулся писать архангелов? А вот и нет - он женился. Его выбор пал на девицу Элизабет Гоффард, дочь зажиточного мастера сапожных дел, Яна Гоффарда из Брюсселя (тоже ничего общего с матюкливым маргиналом, стучащим молотком по «кирзачу» в замызганной будке).

Видимо наследство, оставленное отцом, позволило Роже, обзаведшемуся семьей, на время отказаться от заработка, чем бы он там не занимался, и поступить в обучение. Его учителем стал загадочный « », которого сейчас принято идентифицировать как Робера Кампена. Интересно, что в это время Роже уже упоминается в докуметах, как «мастер Роже де ла Пастур», что подтверждает гипотезу, что он уже был мастером в какой-то другой области.


Рогир ван дер Вейден. Алтарь "Семь Таинств", центральная панель. 1440-1445. Драматизма не меньше, чем в "Снятии с креста". Детали:

Что во время ученичества происходило с Роже, мы можем только догадываться - он драил сортир зубной щеткой растирал краски, грунтовал доски, дописывал незначительные детали, с которыми лень было возиться мастеру. Копировал, конечно, а потом что-то делал уже самостоятельно. 5 лет он учился, причем исходный уровень его мастерства мы не знаем. Он, как и его учитель, не подписывал своих работ, а еще в те времена считалось, что все работы, которые выходят из мастерской (и продаются, естественно) являются собственностью мастера, весь доход шел ему.


Рогир ван дер Вейден "Оплакивание Христа", 1441
Не совсм уверенна, что это сам Вейден - у него более резкие, контрастные контуры, и нигде больше нет нимбов.

Техника ранних работ Роже так похожа на Кампеновскую, что практически невозможно определить, где заканчивается Кампен и начинается де ла Пастур. Со временем мастерство ученика окрепло, он приобрел индивидуальные черты (тоже изменчивые и слабо уловимые), а вот в начале 1430-х он если и приложил руку к каким-то картинам из «Мастерской Робера Кампена», то сделал это, оставшись безымянным.

Не знаю, как в это время терпела «ученичество» великовозрастного супруга госпожа де ла Пастур, возможно, все это время они проедали ее приданное и его наследство. При этом не похоже, чтобы они бедствовали, во всяком случае с репродуктивной функцией у них все было в порядке: за короткий период родилось у них четверо детей - Корнелиус, затем Маргарита, Питер и Ян. Один из сыновей со временем стал монахом-картузианцем, дочь, к сожалению, умерла совсем юной.


Пьета, Алтарь Мирафлорес, центральная панель, 1435-1438
Какая скорбь и нежность! Если отвлечься от божественного, какую же чудовищную трагедию пережила эта женщина! И Рогир, пожалуй, лучше всех, с уважением и деликантностью, показал ее горе.


Пьета (копия предыдущей), Мастерская ван дер Ведена

Обучение закончилось в 1432 году, когда его женатый учитель «приблуднул» с некой девицей, и его отдали под суд. В качестве наказания его приготовили к пилигримскому путешествию на целый год, и он вынужден был закрыть на это время мастерскую, досрочно выпустив из нее двух самых знаменитых в будущем учеников: Жака Дарэ и Роже де ла Пастура. Оба получили звания мастеров и возможность набрать собственных учеников. Правда, «пилигримаж» Капена вскоре отменили после вмешательства могущественных покровителей, а вот ученики уже разбежались.


Рогир ван дер Вейден. "Распятие", триптих, 1445
На левой створке Мария-Магдалина, справа - святая Вероника с платом. Обезумевшая от горя мать на средней панели обнимает подножье креста - это была своего рода инновация, ранее в такой экзальтации изображали только Марию-Магдалину. Средняя панель (с донаторами - их присутстиве на картине прямо у распятия тоже ранее было не принято).

Новоиспеченный мастер де ла Пастур поступил в Гильдию художников святого Луки города Турне, но надолго здесь не задержался. В 1435 году он собрал семейство и отравился в Брюссель, на родину супруги. Не исключено, что его туда пригласили, как уже известного зрелого мастера, так как по прибытии он практически сразу был назначен на почетную должность главного городского живописца.


Это миниатюра с первой страницы трехтомника "Хроники Эно", сделанная для бургундского герцога Филлипа Доброго в 1447 году. Жан Воке работал над текстом, Рогир ван дер Вейден - над иллюстрациями. Считается, что коленопреклоненным с книгой изображен Жан Воке, а мне кажется, что этот человек и на самого Рогира смахивает. В дверях в синем одеянии и черном шапероне - канцлер Николя Ролен, в центре, понятно, сам Филлип, справа от него - юный герцог Карл Смелый, последний мужчина рода, как оказалось.

Здесь он и стал Рогиром ван дер Вейденом, ведь это была «нидерландоязычная» часть Фландрии, в отличие от франкоязычного Турне. Рогир быстро стал известен и популярен, он получал как «муниципальные» и церковные заказы, так и заказы от знатных вельмож, приближенных ко двору бургундского герцога Филиппа Доброго.


Еще одно "Распятие", 1445 год. На этот раз донатор на отдельной створке .


Еще одно, 1445
Как, ну как они отличают его от Кампена?!

Более маститым (да и старшим по возрасту) придворным художником в то время был Ян ван Эйк, однако серьезной конкуренции и конфликта между ними не было, иначе с чего бы это Рогиру «одалживать» композицию у ванэйковской « » для своего «Святого Луки». Ян ван Эйк бы не просто придворным живописцем Филиппа Доброго, он был его другом и наперсником, исполнителем важных деликатных поручений (я об этом уже ). К тому же в 1441 году ван Эйк умер, и на долгие годы главным живописцем Бургундии (и входящей в ее состав Фландрии) стал Рогир ван дер Вейден.


"Оплакивание" ("Пьета" тоже самое означает), 1460-е

Первым большим городским заказом была серия из четырех огромных картин «Правосудие Траяна» для большого зала Брюссельского суда. Это грандиозное произведение не сохранилось, мы имеем только гобеленовую копию и задокументированные воспоминания очевидцев. В этих документах указывается, что на одном из панно Рогир изобразил себя, поэтому мы можем предполагать, как примерно он выглядел. Есть и зарисовки современников, сохранился графический портрет на котором с большой вероятностью изображен Рогир ван дер Вейден. Его нарисовал один из соучеников, еще во время обучения у Кампена. Действительно, смахивает на дядьку с гобелена.


Интересен этот вариант "Положения во гроб", написанный в 1450-м году, по возвращению из Рима. Композиционное решение Рогир перенял у итальянцев.


Фра Анжелико "Положение во гроб", 1438-1440 (слямзил же у него Вейден композицию!)

Выполнял заказы Рогир и для всесильного канцлера Ролена, которого писал и ван Эйк ("Мадонна канцлера Ролена", очень ). Для него он выполнил грандиозный алтарь для госпиталя в Дье "Страшный суд" - одно из знаковых своих произведений.

Бургундский канцлер Николя Ролен в "исполнении" Яна ван Эйка (слева, фрагмент "Мадонны Ролена") и Рогира ван дер Вейдена (справа, фрагмент полиптиха "Страшный суд").

Судя по скупым историческим фактам, не только в основной тематике картин Рогира ван дер Вейдена проявлялась его глубокая религиозность. Это был искренне набожный и благочестивый человек, щедрый жертвователь. Он регулярно передавал деньги в монастырь, где жил его сын, а также в христианский фонд Тер Кистен в Брюсселе. Рогир был членом братства Святого Креста, помимо денежных вкладов, делал и «живописные» дары храмам - я же говорю, просто зацепиться не за что! Хоть бы подрался с кем разок!



"Снятие с креста", 1460-е

В 1450 году Рогир побывал в Риме, скорее всего, это была поездка пилигримская. У художника недавно умерла дочь, возможно, он поехал в Италию, чтобы поклониться святыням, помолиться за усопшую и купить индульгенцию во искупление грехов. Естественно, он встречался с несколькими художниками и даже получил ряд заказов от итальянской знати. Немного изменился и стиль его живописи - Рогир был очень восприимчив ко всему новому.



Очень интересное колористическое решение этого "Распятия", 1460-е. Рогир использует контраст девственно белых неканонических одежд и кроваво-красной ткани на заднем фоне. Еще интересная его "придумка": вздымыющиеся "крылья" повязки Христа, символизирующие скорое Воскресение и Вознесение.

Сегодня мы посмотрели несколько его работ, и кое-что я прокомментировала. Естественно, учитывая то, что сегодня Страстная пятница, тематика не веселая, другие его картины как-нибудь потом разберем.

И еще вам несколько работ последователей и "сообщников":


"Снятие с креста", Генуя. Копия


"Снятие с креста" 1490, копия.



Мастерская Вейдена, Алтарь Жанны Французской, 1450-70


Пьета (мастерская Рогира ван дер Вейдена), ок. 1464


Мастерская Рогира ван дер Вейдена, "Пьета", 1464


Последователь Рогира ван дер Вейдена "Распятие" 1510

Мастерская Рогира ван дер Вейдена, алтарь Сфорца, 1460


Интересная копия знаменитого "Снятия с креста" - с сохранившимися боковыми створками, в отличии от оригинала. Это алтарь Эдельхири неизвестного автора, 1443. Хранится в Лувене.


"Снятие с креста". Последователь Рогира ван дер Вейдена, Брюссель, 1470-е



Это немного не в тему - копия "Снятия с креста" Робера Кампена, но стиль тот же.


"Снятие с креста", художник круга Рогира ван дер Вейдена, 1460-е


"Снятие с креста", последователь Рогира ван дер Вейдена

Не расстраивайтесь - через пару дней все будет хорошо!

ПС. Фу-ух, я все-таки о нем написала!

Портрет Жана де Гро


Антуан, Великий бастард Бургундский — незаконнорожденный сын и первый ребёнок Филиппа III Доброго, герцога Бургундии, и одной из его любовниц, Жанны де Прель


Портрет Франческо д"Эсте


Портрет молодой женщины


Портрет мужчины с открытой книгой


Мужской портрет


Карл Смелый, герцог Бургундский


Портрет мужчины

Портрет дамы


Портрет молодого человека


Жан I, герцог Клевский


Портрет турнирного арбитра



Изабелла Португальская


Филипп Добрый, герцог Бургундский


Филипп Добрый, герцог Бургундский


Жан де Бургундский, епископ Камбре

БИОГРАФИЯ РОГИРА ВАН ДЕР ВЕЙДЕНА

Будущий классик Северного Возрождения родился в 1399 или в 1400 в Турне (герцогство Бургундия) в семье ножовщика по имени Анри. Достоверных сведений о детстве и юности будущего мастера практически не сохранилось.

Известно лишь, что в 1426 году Рогир (или, точнее, Роже — именно так следует произносить имя художника, данное ему при рождении, на среднефранцузском, родном языке Мастера) продает дом недавно скончавшегося отца в Турне (нынешняя Бельгия). В том же году Рогир женится на дочери брюссельского сапожника Элизабет Гоффэртс, а в следующем году у пары рождается первенец — Корней. У Рогира и Элизабет, помимо Корнелиуса, еще было трое детей: дочь Маргарита и двое младших сыновей — Питер и Ян.

Обстоятельства получения Рогиром художественного образования запутаны. Известно, что к 1427 году относится упоминание о Рогире, как о «Мастере Роже де ля Пастюре», что позволяет выдвинуть предположение о наличии у него университетского образования. В пользу этой гипотезы говорит и глубокое знакомство художника с богословием, утонченная и искусная трактовка евангельских сюжетов, характерные для его работ.

ТВОРЧЕСТВО РОГИРА ВАН ДЕР ВЕЙДЕНА

Одновременно с этим известно, что, несмотря на титул «Мастера», в период с 1427 по 1432 Рогир обучается в мастерской Робера Кампена, известного, как Флемальский мастер. Существует предположение, согласно которому данное противоречие объясняется тем, что Рогир получил ученое звание Мастера (соответственно, в области, отличной от живописи) перед тем, как стать художником. Как бы то ни было, в 1432 году Рогир становится членом городской гильдии живописцев Турне.

Период творческого становления Рогира (к которому, видимо, принадлежит луврское «Благовещение») также плохо освещён источниками.

Существует гипотеза, что именно Рогир в молодости создал произведения, приписываемые т. н. Флемальскому мастеру (более вероятный кандидат на их авторство — его наставник Робер Кампен). Ученик настолько усвоил кампеновское стремление насытить библейские сцены реалистичными подробностями домашнего быта, что различить их работы начала 1430-х практически невозможно (оба художника не подписывали свои произведения).

Первые три года в полной мере самостоятельного творчества Рогира (с 1432 по 1435 гг.) никак не задокументированы. Возможно, художник провёл их в Брюгге с ван Эйком (с которым, вероятно, и прежде пересекался в Турне).

Во всяком случае, одна из наиболее известных композиций Рогира, «Евангелист Лука, рисующий Мадонну», проникнута очевидным влиянием старшего современника.

Творчество ван дер Вейдена сфокусировано на постижении индивидуальности человеческой личности во всей ее глубине. Сохранив спиритуализм предшествующей традиции, ван дер Вейден наполнил старые изобразительные схемы ренессансной концепцией активной человеческой личности, дополнил их глубоким психологизмом и эмоциональной интенсивностью.

В конце жизни, по словам БСЭ, «отказывается от универсализма художественного мировосприятия ван Эйка и концентрирует всё внимание на внутреннем мире человека».

ВЕЛИЧАЙШИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ МИРОВОГО ИСКУССТВА

Картина ван дер Вейдена «Снятие» с креста (1438, Мадрид, Прадо) считается одним из величайших произведений мирового искусства.

Картина принадлежит началу брюссельского периода, грандиозное по эмоциональному воздействию на зрителя.

Данная работа была заказана гильдией арбалетчиков Лёвена и первоначально находилась в городской часовне, однако, впоследствии перешла во владение к сестре Карла V и в итоге оказалась в музее Прадо.

О снятии с креста Иисуса (в связи с положением во гроб) упоминают все евангелисты, однако ни одна из книг Священного Писания не свидетельствует о том, что в снятии участвовали Богородица, жены-мироносицы, Иоанн Богослов, обыкновенно изображаемые в произведениях на эту тему.

Идейный центр композиции — мертвый Христос и Дева Мария, упавшая в обморок. Ван дер Вейден нарушает каноны, придавая телу Девы необычное, однако, чрезвычайно эмоционально насыщенное положение, как бы рифмующееся с положением тела ее Сына.

Этот смелый и необычный ход как бы символизирует идею преданности Богоматери Богочеловеку. Положение рук Христа и его матери (новых Адама и Евы) направляет взгляд зрителя на череп Адама, иллюстрируя тем самым идею и сущность искупительной жертвы, принесенной Господом во имя падшего человечества.

Кроме этого, Рогир отказался от изображения обычно живописного в произведениях на данную тему фона, сосредоточив внимание зрителя исключительно на трагических переживаниях многочисленных персонажей, которые заполняют собой всё пространство холста.

Смотря на алтарь, нельзя не отметить особую одухотворенность персонажей, точность и силу эмоциональной передачи, которую сообщает Мастер своей работой.

БИБЛИОГРАФИЯ


  • Гершензон-Чегодаева Н. М. Нидерландский портрет XV в. М., 1972

  • Никулин Н. Н. Рогир ван дер Вейден. Лука, рисующий Мадонну. М.; Л., 1964

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов:

Великий фламандец Rogier van der Weyden (1399 - 1464). Снятие с Креста


Великий фламандец.Именно так назвал король Иоанн (Хуан) II
Кастильский в 1445 году Рогира ван дер Вейдена (нидерл. Rogier van der
Weyden, 1399/1400, Турне - 18 июня 1464, Брюссель) выдающегося мастера
нидерландской живописи. Рогир ван дер Вейден (Роже де ля Пастюр) - фигура
знаменитая и загадочная. Несмотря на то, что он был одним из самых заметных
художников во фламандской живописи XV века, о его жизни мы знаем очень мало. До
нас не дошло ни одной подписанной им картины, а те его работы, которые
упоминаются в документах, описаны настолько приблизительно, что их невозможно
идентифицировать. Таким образом, приписывая мастеру ту или иную картину,
искусствоведы вынуждены руководствоваться исключительно косвенными признаками.
Лишь о нескольких работах Рогира ван дер Вейдена - в частности, о "Снятии со
креста", хранящемся ныне в мадридском музее Прадо, - говорится в современных ему
письменных источниках достаточно подробно и точно. Не прибавляет оптимизма
историкам искусства и то обстоятельство, что во время Второй мировой войны
погибли почти все архивы, где можно было бы отыскать что-то, касающееся жизни
мастера. Чтобы воссоздать хоть сколько-нибудь полную и непротиворечивую картину
творческого пути Рогира ван дер Вейдена, искусствоведам приходится по крупицам
собирать разрозненные и скудные сведения о нем. Полагают, что художник родился
приблизительно в 1399 году во франкоязычном городе Турне, расположенном на
территории современной Бельгии. Его отцом был преуспевающий торговец скобяными
изделиями Анри де ля Пастюр ("де ля Пастюр" является французским эквивалентом
фламандского "ван дер Вейден" и переводится как "Луговой").

Снятие с Креста (деталь)

Снятие с Креста (деталь)

Снятие с Креста (деталь)
Далее следы
живописца теряются - вплоть до 5 марта 1427 года. Именно этим числом датирован
документ, свидетельствующий о том, что "некто Роже де ля Пастюр поступил
учеником к мастеру Роберу Кампену". Факт ученичества Рогира у Робера Кампена (ок. 1378-1444) не вызывает у
исследователей сомнений. Удивляет одно - в 1427 году Рогир был уже довольно
взрослым человеком. В 27-28 лет современные ему художники уже открывали
собственные мастерские, а Рогир только-только приступает к учебе.


Алтарь Богородицы (алтарь Мирафлорес), триптих,
общий вид.


Алтарь
Богородицы (алтарь Мирафлорес)
(left panel) (right panel)
Вполне
возможно, что ученичество у Кампена было для нашего героя своеобразным
"фиктивным браком". Исследователи предполагают, что к 1427 году Рогир был уже
вполне сложившимся живописцем, а к Кампену он "фиктивно поступил" лишь ради
получения официального статуса мастера. Что и произошло в 1432 году. К этому
времени художник уже успел жениться на дочери зажиточного сапожника и
обзавестись сыном (о нем известно, что он стал монахом и умер в 1473 году).
Впоследствии у Рогира ван дер Вейдена и его жены родилось еще по меньшей мере
трое детей, один из которых, Питер (ок. 1437- после 1514), пошел по стопам
отца.

Алтарь Святого Иоанна

Алтарь Святого Иоанна (детали)
Получив
звание мастера, Рогир очень быстро добился успеха. В апреле 1435 года он уже
перевез свою семью в Брюссель, бывший тогда столицей герцогства Брабантского и
официальной резиденцией герцогов Бургундских. А уже в мае следующего года его
называют главным городским живописцем.Примерно в это время Брюссель доверяет
художнику серьезный заказ. Рогир должен был написать для городской ратуши четыре
панели на тему правосудия. На протяжении двухсот пятидесяти лет они считались
лучшими произведениями мастера. Но в 1695 году эти панели были практически
разрушены во время осады Брюсселя маршалом де Вильруа. Теперь мы можем составить
понятие о них только по копиям, сохранившимся в виде гобеленов. Первую из
четырех панелей для брюссельской ратуши Рогир закончил в 1439 году, а работа над
остальными растянулась почти на все 1440-е годы. Более всего поражал зрителей,
съезжавшихся со всей Европы, чтобы увидеть эти панели, "живой" автопортрет
Рогира, вписанный им в композицию одной из них. Некоторые говорили даже, будто в
нем есть что-то инфернальное, ведь взгляд живописца непостижимым образом
следовал за зрителем повсюду.


Триптих семьи. Брак

Триптих семьи. Брак (деталь)
Рогир ван дер Вейден
(1399/1400-1464) написал «Триптих семьи. Брак» после поездки в Италию.

На
правой створке Мария Магдалина изображена вполне земной молодой женщиной
в красивом одеянии и нарядном головном уборе, ее внешность соответствует
северному типу красоты. Прекрасно написан имеющий мало общего с ландшафтами
Палестины пейзаж, на фоне которого она представлена. Красиво написаны горы,
которые заросли лесом. Пешие и конные путники странствуют по полям и лесам под
голубым небом. Изображение завораживает своей сказочной красотой.

Триптих семьи. Брак (деталь)
Говоря об этом периоде в творчестве художника,
невозможно не упомянуть о самых знаменитых его работах- "Снятии со креста"
(1435-40) и "Святом Луке, рисующем Мадонну" (1435-40). Композицию последней
картины, кстати, Рогир в точности "снял" с одной из работ Яна ван Эйка , старшего своего
современника.


Святой Лука,
рисующий Мадонну
137x110cm, um 1440, Saint Petersburgh (Russia), Hermitage
State Museum

Предполагаемый
автопортрет в облике св. Луки, создающего икону
. Бостонский оригинал
картины
Творческим успехам сопутствовал успех материальный. Уже
вскоре после переезда в Брюссель у мастера появляются счета - и немалые - в
банках Турне и Брюсселя. В 1443 году он приобретает два больших дома в одном из
самых фешенебельных районов города. К этому времени слава Рогира далеко шагнула
за пределы его родной Фландрии и достигла даже испанского королевского двора. В
1445 году Иоанн (Хуан) Иоанн II Кастильский преподносит запрестольный образ,
написанный Рогиром, монастырю Мирафлорес. Известны слова, сказанные монархом о
художнике: "Великий фламандец".Именно с середины 1440-х годов начинает меняться
"состав клиентуры" Рогира ван дер Вейдена. Если раньше среди его заказчиков
преобладали богатые бюргеры, то теперь к мастеру все чаще обращаются
представители аристократии. Впрочем, чьим бы то ни было придворным художником
Рогир так и не стал, желая, вероятно, сохранить свою независимость.
В архивах Брюсселя сохранилась запись о том, что в 1450 году Рогир ван
дер Вейден уезжал из города. Некоторые историки искусства считают, что художник
отлучился из Брюсселя в связи с поездкой в Рим. Но об этой поездке не говорит
никто, кроме итальянского гуманиста Бартоломео Фацио (ум. 1457), упомянувшего о
ней в своем сочинении "О знаменитых людях". Впрочем, эта книга всегда считалась
серьезным, заслуживающим доверия источником. Добавим еще, что Рогир был очень
набожен (известно, что он не один раз жертвовал монастырям и церквям крупные
суммы, а в 1462 году даже стал членом братства Святого Креста), и потому
сомневаться в его "паломничестве" в Рим у нас нет оснований.
Известно, что Рогир ван дер Вейден преклонялся перед творчеством Яна ван
Эйка, при этом будучи совсем немногим моложе его. Вполне вероятно, что живописцы
могли быть знакомы. По крайней мере, возможность встречи судьба им подарила. В
1427 году, спустя несколько месяцев после поступления Рогира в мастерскую
Кампена, Ян ван Эйк побывал в Турне. Но даже если "свидания" и не произошло, мы
можем с уверенностью утверждать, что Рогиру была знакома, по крайней мере, одна
работа своего знаменитого предшественника, а именно - "Мадонна канцлера Ролена".
Ее композицию он заимствовал для своего "Святого Луки, рисующего Мадонну". Очень
может быть, что Рогир видел и самую известную работу Яна ван Эйка, так
называемый "Гентский алтарь".Впрочем, Рогир ван дер Вейден был вполне
самостоятельным учеником. Он брал у Яна ван Эйка лишь то, что было созвучно его
собственным представлениям о живописи. В частности, необходимо указать на отказ
Рогира от излишней детализации, свойственной стилю Яна ван Эйка, а также и на
эмоциональность (порою - почти экзальтированность) его манеры, совершенно чуждую
ван Эйку. Эрвин Панофский (1892-1968), один из замечательнейших искусствоведов
XX столетия, писал: "Мир Рогира ван дер Вейдена был физически более обнаженным,
но одновременно более глубоким духовно, чем мир Яна ван Эйка. Ван Эйк умел
подмечать вещи, ускользавшие от внимания других художников, а Рогир, как никто
другой, умел увидеть и выразить чувства и эмоции". Ярче всего эта особенность
стиля Рогира ван дер Вейдена проявилась в его "Снятии со креста", представленном
в разделе "Шедевр" настоящего издания.Даже и для неискушенного зрителя
удивительна ритмичность композиций Рогира. Ради нее он порою поступается
натуралистичностью и объемом изображаемых фигур (и в этом кроется еще одно
отличие его манеры от строгой и объективной манеры ван
Эйка).

Диптих Распятие . Музей искусств
Филадельфии.
Книга Фацио ценна не только известием о посещении
живописцем Рима. Она свидетельствует еще и о том, что в 1450-х годах слава
Рогира ван дер Вейдена достигла Италии. До нас дошло шесть работ, написанных
мастером для итальянских заказчиков, включая "Мадонну Медичи" (ок.
1460).



Мадонна -Медичи: Мадонна со
святыми Петром, Иоанном Крестителем, святыми Космой и
Дамианаом

В том же 1460 году герцогиня Миланская
Бьянка Мария Сфорца (1425-1468) послала своего придворного художника Дзенетто
Бугатто в Брюссель, учиться у Рогира ван дер Вейдена. Живописцы не сошлись
характерами и очень скоро поссорились. Об этом эпизоде мы знаем благодаря тому,
что помирить учителя и ученика взялся принц Людовик Французский, будущий король
Людовик XI, живший в то время при бургундском дворе. После возвращения Бугатто в
Италию в 1463 году, герцогиня Миланская написала письмо "уважаемому и любимому
мастеру Рогиру", в котором благодарила его за доброе отношение к ее протеже. Мы
не знаем, действительно ли Рогир ван дер Вейден стал относиться к Бугатто нежнее
после примирения, достигнутого с помощью будущего короля Франции. Возможно, что
это письмо герцогини - простая дань приличиям. И, скорее всего, "уважаемый и
любимый мастер" не обратил на письмо герцогини большого внимания. Он был уже
слишком стар, чтобы быть суетным, да и похвалы аристократов были ему не в
новинку.



Триптих Распятие , левое крыло: Святая Мария
Магдалина; правое крыло: Санкт-Вероника с донаторскимпортретом.


Триптих Распятие (деталь)

Положение Христа во
гроб

18 июня 1464 года Рогир ван дер Вейден скончался.Он
умер во время эпидемии потовой лихорадки,носившей также название английской
болезни, которая распространилась тогда почти по всей стране и унесла многие
тысячи людей. Его похоронили в брюссельской церкви святой Гудулы (ныне это
кафедральный собор). Одновременно поминальная служба прошла и в родном городе
великого мастера, Турне. Мастерская Рогира, из которой вышло немало
замечательных работ, досталась его сыну Питеру. Но фактическим ее руководителем
стал один из последних помощников Рогира ван дер Вейдена, Ганс Мемлинг (ок. 1433-1494), продолживший
традиции своего учителя.


Семь таинств .
Это произведение искусства
представляет собой триптих, хотя многие ученые склонны считать, что две другие
его боковые створки бесследно утрачены. На старинных рамах (триптих имеет
двойные) можно видеть изображение гербов как епископства Турне, так и заказчика
алтаря Жана Шевро, епископа города с 1437 по 1460 год, тайного советника герцога
Филиппа Доброго. Портрет донатора дан в сцене конфирмации в левой створке
алтаря. Дату его возникновения обычно относят к 1445 году, когда Рогир уже жил в
Брюсселе и был главным живописцем города. Хотя великий художник испытал влияние
Яна ван Эйка, пробыв в Брюгге с 1432 по 1435 год, он являет собой
индивидуальность, прямо противоположную своему предшественнику. Если ван Эйк
всей мощью своего вдохновения и мастерства утверждал гармонию мира, радость его
цветения, ценность цельной человеческой личности, Рогир направляет все усилия к
тому, чтобы выявить сложную духовную сферу человеческого бытия, ему свойственно
драматически острое восприятие жизни. В основу триптиха положена идея духовного
торжества христианского вероучения, которое составляет смысл и форму
человеческого существования от рождения до смерти.Сцены семи образов совершения
таинств располагаются в нефах готического собора. Его пространство перспективно
едино. Чтобы связать его еще более иллюзорно, художник ввел невероятно смелую
деталь- разбил изображение женской фигуры на две створки. Он пренебрег единым
масштабом для того, чтобы выделить центральную группу. Отказавшись от условности
искусства до ван-эйковского периода, Рогир ощущает необходимость художественной
условности при новом, реалистическом, объемно-пространственном методе, так как
предмет изображения и тема его имеют здесь символическое содержание. В
центральной части алтаря он рисует распятого Христа с предстоящими. Лишившуюся
чувств богоматерь поддерживает Иоанн. У креста поникли три скорбные фигуры:
слева на коленях Мария Саломея, справа-Мария Алфейская, позади креста-Мария
Магдалина. В глубине у алтаря церкви священник совершает таинство евхаристии.
Рогир дает не символическое обозначение таинства, а представляет совершение
обряда священнослужителем в окружении группы людей. В левой створке за сценой
крещения следует конфирмация, где можно заметить епископа Шевро, далее-
осуществление таинства исповеди. Над каждой группой парит ангел, цвет одежд
которого соответствует символическому цвету данного священнодействия. В правой
створке изображены от края в глубину сцена последнего причастия, обручение и
посвящение в священнический сан.Таким образом, Рогир дает визуальное и
символическое свидетельство тому, как в лоне церкви совершаются полные важного
смысла для человека духовные обряды. Все наблюденное им подчиняется выражению
духовной эмоциональной жизни. Огромное значение в этом подчинении имеет в
триптихе архитектурное пространство, наполненное светом. Редко кто из художников
того! времени смог так глубоко понять одухотворенность готического собора, как
это сделал Рогир. Рисуя мельчайшие детали конструкции, он стремился выявить
строгую стройность и величавую возвышенность архитектурных форм, более того,
соотнести их образный строй с торжественно значительным душевным переживанием
людей. И полностью достигает цели. Эта подчиненность архитектуре всей композиции
бросается в глаза даже благодаря формату триптиха, соответствующего в своих
частях разной высоте нефов готического храма. Чистый локальный цвет утрачивает в
известной мере у него способность материальной характеристики фактуры, формы,
предмета, вещи, ткани повинуясь иной цели, которую преследует художник.
Сочетания холодных и теплых локальных пятен цвета образуют у Рогира эмоционально
выразительные созвучия, подвластные основному настроению картины. Причем
художник с необычайной чуткостью и точностью распределяет их динамически и
ритмически в ком позиции картины. Группа предстоящих у креста как бы образуе
круг. Двум пятнам интенсивного красного цвета одежд Иоанн и Марии Алфейской
противопоставлены холодные синие, фиоле товые и зеленые тона одежд Марии Саломеи
и Марии Магдалины Причем оказывается чрезвычайно интересным тот факт, что Роги
использует цвет и его сочетания для передачи разной степен драматического накала
отдельного образа. Так, яркий желтый цвет в сопряжении с красным в одеждах Марии
Алфейской звучит словно выкрик боли, усугубляя и усиливая выражение ее глубокого
страдания, переданного неожиданно трудным разворотом и сложным нервным силуэтным
абрисом фигуры. Мучительно тягостное переживание Марии Магдалины усиливается от
сопоставления холодных тонов зеленого, белого и фиолетового цвета.В
художественном воплощении каждого отдельного образа огромную роль начинает
играть линеарно пластическая структурная схема, приобретающая характер
отточенной графической формулы. В ней сохраняется доподлинность истинного
чувства, живого человеческого переживания и в то же время допускается его
чрезмерность. Вот этот избыток, преднамеренное допущение крайности проявления
чувства (то, что мы называем теперь экспрессией) было открытием Рогира. В этом
зрительном воплощении переживания он стремится отметить не красоту его или
возвышенную одухотворенность, а острую выразительность. С этой целью он
схватывает не конечное, если можно так выразиться, состояние мимики, пластики, а
неожиданно острое, переходное. Он пытается нащупать временную краткость
проявления отдельного чувства, но вместе с тем сохранить его полноту. Примером
опять может служить образ Марии Алфейской. Ее фигура полна сложного движения.
Стоя на правом колене, она отворачивается вправо, левой рукой держась за сердце,
а правой - утирая слезы. В графически пластическом обозначении ее чувства Рогир
дает почувствовать и как бы определенный момент и острую выразительность полноты
горя вообще.Триптих «Семь таинств» является одним из наиболее
спиритуалистических созданий Рогира ван дер Вейдена, но вместе с тем и более
философски значительных.

Читающая Мария Магдалина .

Святая Екатерина.Святой Иосиф.


Полиптих.Страшный суд .
«Страшный суд» был
написан в 1443-1454 гг. по заказу канцлера Николя Ролена для алтаря капеллы
госпиталя, основанного последним в бургундском городе Бон. Место сложных
пейзажных фонов здесь занимает испытанное поколениями его предшественников
золотое свечение, которое не может отвлечь зрителя от благоговения перед святыми
образами.

Страшный суд .(деталь)

Страшный
суд .(деталь)


Страшный суд .(деталь)


Алтарь Святого Колумба

Алтарь Святого Колумба.Поклонение
волхвов
.(центральная панель)

Алтарь Святого Колумба (боковая
створка)

Сон
Святого Сергия.Эксгумация Сятого Губерта
.
Стиль Рогира
ван дер Вейдена стал образцом для подражания уже в середине XV столетия. До нас
дошло очень много копий с его полотен, и это позволяет заключить, что его
мастерская пользовалась огромной популярностью как среди молодых живописцев,
стремившихся учиться ремеслу именно у Рогира, так и среди заказчиков, желавших
получить именно "рогировские" "Распятие" или "Мадонну с Младенцем". Иные копии с
картин Рогира так хороши, что даже сейчас искусствоведы не всегда могут отделить
работу ученика от работы мастера. Так, например, "Святого Луку, рисующего
Мадонну" некоторые историки искусства склонны приписывать самому Рогиру ван дер
Вейдену, а некоторые - кому-либо из его помощников.В тех же случаях, когда
работа написана в стилистике, близкой к стилистике Рогира, но недостаточно
хороша, чтобы считаться его собственной, бывает очень трудно определить, была ли
она создана одним из учеников мастера и под его непосредственным руководством,
или же ее написал некий самостоятельный живописец, прошедший выучку в мастерской
Рогира ван дер Вейдена. Одним словом, точно идентифицировать картины Рогира
порою практически невозможно (в отличие от работ ван Эйка, существующих в
единственном экземпляре).



Благовещенский Триптих


Благовещенский Триптих (центральная
панель)

Распятие.

Оплакивание Христа.

Мадонна
с младенцем.


Слава Рогира продолжала греметь и после смерти
художника, но уже к середине XVI века вокруг его картин начали возникать
разногласия, вызванные скудостью достоверной информации. Например, знаменитый
Джордже Вазари "разделил" мастера на двух живописцев - собственно Рогира ван дер
Вейдена и некого Рогира из Брюгге. Позже, в 1604 году, ошибку Вазари повторил
голландец Карел ван Мандер, составляя сборник биографий известных
живописцев.После 1695 года, когда французские ядра практически разрушили
брюссельскую ратушу, а вместе с нею и "Сцены Правосудия" Рогира, находившиеся в
ней, о мастере стали мало-помалу забывать. К XVIII столетию о нем уже почти
никто не помнил даже в самом Брюсселе, не говоря уже о всей остальной Европе.
Лишь с возрождением интереса к старой фламандской и голландской живописи,
обозначившемся в середине XIX века, о Рогире ван дер Вейдене вспомнили и
заговорили как о выдающемся художнике.

Дама в марлевом головном уборе c. 1445 Oil on
oak panel, 47 x 32 cm Staatliche Museen, Berlin

Рогир ван дер
Вейден
(1400-1464) - соперник ван Эйка за звание самого влиятельного мастера
ранненидерландской живописи. Цель творчества художник видел в постижении
индивидуальности личности, был глубоким психологом и прекрасным
портретистом. Портретам кисти Рогира присущи некоторые общие черты, что в
значительной степени обусловлено тем, что почти все они изображают
представителей высшей знати Бургундии, на облик и манеру держаться которых
наложили отпечаток общая среда, воспитание и традиции. Художник детально
прорисовывает руки моделей (особенно пальцы), облагораживает и удлиняет черты их
лиц.

Святой Иво . c. 1450 OIl on oak panel, 45 x 35 cm
National Gallery, London

Святой Иво или Иво Бретонский, Иво из
Кермантена (Erwann, Yves Hélory, Helori, Heloury , 17 октября 1253,
Кермантен, Бретань - 19 мая 1303, Луаннек, Бретань) - святой Римско-Католической
Церкви, терциарий монашеского ордена францисканцев, покровитель Бретани (наряду
со святым Гервеем), бедных, вдов и сирот. В 1267 году Иво поступил в Парижский
Университет, в котором изучал юриспруденцию. В 1277 году начал изучать
каноническое право в Орлеанском Университете. После возвращения в Бретань в 1280
году получил должность епархиального судьи; в 1284 году Иво был назначен местным
епископом исполнять обязанности судьи епископского суда. Будучи церковным
судьей, Иво защищал интересы Римско-Католической церкви от притязаний светской
власти. Во время исполнения своих обязанностей Иво уделял особое внимание
нуждающимся людям, поэтому он снискал популярность среди простых людей, которые
называли его «адвокатом бедных». Иво вел скромную, аскетическую жизнь.
Организовывал больницы, детские дома и приюты для бездомных и бедных. Иво умер
19 мая 1303 года в родной Бретани. Его мощи хранятся в Трегье в церкви святого
Тудвала.Иво Бретонский был канонизирован в 1347 году Римским Папой Климентом VI.
В иконографии святой Иво изображается судьей в мантии, иногда диаконом в
далматике.


Портрет Филиппа Доброго after
1450 Oil on wood, 31 x 23 cm Musйe des Beaux-Arts,
Dijon


Портрет Филиппа
Доброго

ФИЛИ́ПП III Добрый (франц. Philippe le Bon) (13 июня 1396, Дижон
- 15 июля 1467, Брюгге), герцог Бургундии с 1419, в правление которого Бургундия
испытала расцвет своего политического и экономического могущества. Эпоха Филиппа
Доброго - пик развития и начало упадка той утонченной и великолепной рыцарской
культуры 15 в.Время Филиппа Доброго - это высшая точка развития непревзойденно
великолепной придворной культуры. В этом мире сочетались старые традиции
рыцарской куртуазности и блестящий расцвет искусства, творчества Ханса Мемлинга , Яна ван Эйка , Рогира ван Дер Вейдена и других прекрасных
мастеров, расцвет производства гобеленов и предметов роскоши. Именно для Филиппа
Доброго в 1466-67 в Кельне была напечатана первая книга на французском языке:
Recueil des histoires de Troys, в Брюсселе хранилась его великолепная
«Бургундская библиотека» (Bibliotheque de Bourgogne) - исключительная коллекция
иллюстрированных манускриптов. «Великий герцог Запада» (Grand Duc dOccident, как
он любил, чтобы его называли) был воспет своими хроникерами и апологетами Жоржем
Шастелленом (Georges Chastellain) и Оливье де ла Маршем (Olivier de la
Marche).Филипп Добрый основал один из самых прославленных рыцарских орденов -
орден Золотого Руна.Апогеем придворной культуры «Осени Средневековья» стал
принесенный герцогом 17 февраля 1454 Voeu de faisan - обет отправиться в
крестовый поход и отвоевать Константинополь, недавно павший под натиском турок.
С этим событием было связано грандиозное празднество, устроенное с неслыханным
блеском: в числе прочего фигурировал слон, несший на спине изображение Святой
Церкви в трауре. В поход Филипп, впрочем, так и не отправился в связи с
очередным обострением отношений с французским королем.Правда, оборотной стороной
этого великолепного жизнелюбия были огромные траты, непосильные для казны даже
такого богатого государства, как Бургундия. Кроме того, моралисты той эпохи
непрестанно сетовали на прогрессирующую порчу нравов, идущую прежде всего от
самого герцога с его несметным количеством незаконных детей.Законный же
наследник у Филиппа был один: будущий Карл Смелый, единственный оставшийся в
живых из троих сыновей Филиппа и его третьей жены Изабеллы Португальской (брак
был заключен в 1429 г.) После ее смерти в 1439 он больше не женился. Первая его
жена, Мишель Французская, умершая в 1422, принесла ему в приданое города Соммы и
часть Пикардии и Булони. Вторая, Бонна Артуа, вдова герцога Неверского,
скончалась в 1424.С его смертью заканчивается период относительного спокойствия
Бургундского государства. Наступает время битвы Карла Смелого с Людовиком XI,
закончившейся распадом Бургундии и гибелью ее герцога.


Портрет Charles the Bold c. 1460 Oil on oak panel, 49 x
32 cm Staatliche Museen, Berlin
Карл Смелый (Charles le Temeraire,
Charles The Bold) (10.11.1433, Дижон, - 5.1.1477, около Нанси), граф Шароле,
герцог Бургундии (с 1467 года). Сын Филиппа Доброго. Карл Смелый стремился к
объединению своих раздробленных владений, к расширению территории Бургундского
государства и превращению его в могучую державу. Неоднократно (в 1452-1453,
1465, 1467, 1468 годах) с беспощадной жестокостью подавлял восстания
нидерландских городов, входивших в состав Бургундского государства. Карл Смелый
был наиболее опасным и могущественным противником Людовика XI, энергично
проводившего централизацию и территориальное объединение Франции; борьба между
обоими государями затухала лишь на короткие периоды. Ещё при жизни отца Карл
Смелый фактически возглавил коалицию против Людовика XI (Лигу общественного
блага), вынудив французского короля уступить ему города на Сомме (договоры 1465
года в Конфлане и Сен-Море). Чтобы обеспечить себе поддержку английского короля
Эдуарда IV, Карл Смелый женился на его сестре Маргарите. Пытался завладеть
Эльзасом (часть которого получил в залог в 1469 году от Сигизмунда Тирольского
Габсбурга) и Лотарингией (добился от герцога Рене II передачи в 1473 году ряда
крепостей). Однако благодаря ловкости Людовика XI, прибегавшего к
дипломатическим переговорам и подкупам, Карл Смелый потерял своих союзников (в
том числе английского короля), оставшись в изоляции. В Бургундских войнах
1474-1477 годов (ведшихся против Карла Смелого Швейцарией и Лотарингией, тайно
поддерживаемых и субсидируемых Францией) Карл Смелый был предан наёмниками,
подкупленными Людовиком XI, и погиб в битве при Нанси.


Портрет молодой женщины Oil on oak panel, 37 x
27 cm National Gallery of Art, Washington
В последние годы Рогир работал в
своей брюссельской мастерской в окружении многочисленных учеников, среди
которых, по-видимому, были такие крупные представители следующего за ним
поколения, как Ганс Мемлинг. Они разнесли его влияние по Франции, Германии и
Испании. Во второй половине XV века на севере Европы экспрессивная манера Рогира
преобладала над технически более сложными уроками Кампена и ван Эйка. Даже в XVI
веке под его влиянием оставались многие живописцы, от Бернарта Орлея до Квентина
Массейса. К концу века его имя стало забываться, и уже в XIX веке о художнике
вспоминали только в специальных исследованиях по ранней нидерландской живописи.
Восстановление его творческого пути осложнено тем, что он не подписал ни одной
из своих работ, за исключением вашингтонского портрета женщины. Существует
версия, что на этом портрете художник изобразил свою жену, а художник женился
около1426г. на Элизабет Гоффертс (ок. 1405-1477), дочери брюссельского
сапожника.Около 1427г. рождается первенец художника, Корнелиус.«Портрет молодой
женщины» написан в 40-е годы, примерно спустя десять лет, как Рогир женился на
девушке из Брюсселя и поселился в этом городе. Это посвящение любимой не
характерно для Ван дер Вейна, писавшего на религиозные темы, тем не менее
пополнило сокровищницу мировой живописи.


Francesco d"Este c. 1460Oil on oak panel, 30 x 20 cm
Metropolitan Museum of Art, New York


Портрет Антуана Бургундиского (Портрет рыцаря ордена
Золотого руна со стрелой)c. 1461 Oak, 38,4 x 28 cm Musйes Royaux des
Beaux-Arts, Brussels
Антуан (1421-1504), известный своими современниками как
"бастард бургундский" или "Великий бастард - Le GrandBatard" - был побочный
сын (и второй ребенок) Филиппа III, герцога Бургундии, и одной из
его любовниц, Жанны де Пресли (Jeanne de Presle).


Портрет канцлера Ролена и его
жены
(1445-50)

Nicolas
Rolin
Николя (Николас) Ролен (1376 год, Отён, Франция - 1462 год,
Отён Франция) - бургундский канцлер.В 1408 году Ролен поступил на службу к Жану
Бесстрашному, отцу Филиппа Доброго, а в 1422 году Филипп, наследовавший своему
отцу, произвел Ролена в канцлеры.Этот пост Ролен занимал на протяжении 40 лет,
за это время невероятно разбогатев. Много денег он вкладывал в строительство.
Поддерживал Ролен и живописцев - в своем родном городе Отёне он был известнейшим
меценатом.Канцлера Ролена писал и знаменитый Ян ван Эйк .


«Мадонна канцлера Ролена» (нидерл. De Maagd van
kanselier Rolin) - картина художника Яна ван Эйка , датируемая 1435 годом.Николас Ролен
(канцлер герцогства Бургундия при Филиппе Добром), чей донаторский портрет
написан в левой части полотна в молении перед Мадонной, заказал эту картину для
свой приходской церкви Нотр-Дам-дю-Шатель (фр. Église Notre-Dame du
Châtel
) в Отёне, где она находилась до сожжения церкви в 1793 году. После
пребывания в соборе Отёна картина в 1805 году поступает в Лувр. На картине
изображена Дева Мария с младенцем Иисусом на коленях, коронуемая ангелом и
сидящая напротив канцлера Ролена. Действующие лица располагаются в итальянской
лоджии, декорированной колоннами и барельефами. На заднем плане виднеется город,
с пересекающей его рекой. Вероятно, это бургундский город Отён, родина Ролена.
Некоторые из многочисленных земельных владений канцлера в окрестностях Отёна
включены в пейзаж.Маленький сад с цветами (розы, ирисы, ландыши, пионы), видимый
за колоннами, символизирует непорочность Девы Марии. Позади сада просматриваются
две мужские фигуры, стоящие спиной к зрителю. В человеке, облаченном в синие
одежды с красным тюрбаном на голове и с посохом в левой руке, многие видят
автопортрет самого художника. Рядом с фигурами видны два павлина, символы
бессмертия и гордости.

Портрет Иоанна
I, герцога Клеве (1419-1481)


Портрет Изабеллы Португальской (жены Филиппа
III, герцога Бургундский)

Изабелла Португальская (21.02.1397,
Эвора - 17.12.1471, Эр) герцогиня Бургундская, супруга Филиппа Доброго, восьмой
ребенок Иоанна I д`Авиза, короля Португалии и Филиппы Ланкастерской. Изабелла
воспитывалась со своими пятью братьями, их родители поощряли изучение детьми
нескольких иностранных языков и точных наук. Изабелле часто позволяли
присутствовать на советах отца. И хотя она непосредственно не могла принимать
участия в королевских советах, как ее братья, она приобрела большой опыт ведения
дипломатических переговоров и политических проектов.После смерти матери от чумы
в 1415, Изабелла вынуждена была исполнять ее обязанности в дворцовых церемониях.
В том же году велись переговоры о браке принцессы с королем Англии Генри V,
которые, впрочем, не имели успеха. Следующее матримониальное предложение
поступило только в декабре 1428 от герцога Филиппа Бургундского, и вероятно было
весьма лестным для тридцатилетней дамы. Герцог помимо пышной свиты и своего
сводного брата в качестве посла отправил в Португалию прославленного художника
Яна ван Эйка, дабы тот написал портрет Изабеллы, который Филипп жаждал лицезреть
до того, как принять окончательное решение.11 июня 1429 сеньор де Крубек
предоставил королю Иоанну вариант брачного контракта и сообщил королю, что
герцог остался весьма доволен портретом принцессы. Брак по доверенности
состоялся 24 июля. 30 октября португальско-бургундская флотилия отбыла из Опорто
с более чем двухтысячной свитой принцессы на борту.На Рождество португальцы
прибыли в Слейс. Формальная религиозная церемония венчания прошла 8 января по
одним данным в Слейсе, по другим в - Брюгге. В конце череды пышных празднеств
герцог Бургундский учредил Орден Золотого Руна. От новой герцогини ждали
наследника, однако уже летом 1430 Изабелла показала себя прекрасным дипломатом
фактически урегулировав конфликт между гентскими суконщиками. В Брюсселе 30
сентября 1430 у Изабеллы родился сын Антуан, весьма болезненный ребенок, который
умрет в феврале 1432.У нее было еще двое сыновей Жозеф (род. и ум. 1432) и Карл
Смелый (10.11.1433-5.1.1477). С 1434 Изабелла занимается подготовкой
переговоров, завершением которых стал Арраский мир. Герцог Филипп без сомнений
поручает Изабелле улаживать щекотливые дела в своих владениях: «Она самый
лучший дипломат, который у меня есть»
. Однако трехсторонний мир, которого
хотела Изабелла, и который нужен был Бургундии, зависимой от английской
торговли, провалился, англичане покинули конгресс, не согласившись с условиями
французов. Фламандское восстание в 1436 году также пришлось улаживать Изабелле,
герцог даже даровал ей право прощения восставших, которым герцогиня
воспользовалась 8 мая 1438 в Брюгге. С 1438-1445 Изабелла играет главную роль на
политической сцене Бургундии, ей удается вовремя находить средства и солдат для
Филиппа, она управляет владениями мужа в его отсутствие. Она ведет переговоры по
освобождению герцога Орлеанского из английского плена и не поддерживает идею
мужа женить пятилетнего Карла на дочери короля Франции Катрин.Свадьба состоялась
11 июня 1438, однако приданное Катрин лишь усилило конфликт между Францией и
Бургундией, и уже в августе герцогиня возобновила переговоры с англичанами с
целью подписания торговых договоров, что завершилось конференцией в Сен-Омер.
После освобождения герцога Орлеанского в ноябре 1440, герцог и герцогиня
пытались его использовать для смягчения отношений между Францией и Бургундией,
однако из-за недоверия КарлаVII этот план провалился. Получившая большое
политическое значения Изабелла вынуждена была смириться с многочисленными
любовницами герцога. И хотя любовниц Филипп редко держал при дворе, расселяя их
по разным замкам в своих владениях, его бастарды воспитывались при дворе, и им
оказывали такие же знаки уважения, как и законному сыну. Впрочем, Изабелле
удалось установить весьма теплые отношения почти со всеми детьми Филиппа.В 1457
неосторожно встав на сторону сына в ссоре с герцогом по поводу назначения
шамбеллана графа де Шароле (Карла), Изабелла была вынуждена покинуть двор, дабы
избежать гнева Филиппа и просить дофина Франции, который жил при бургундском
дворе, уладить конфликт, что ему, в прочем, не удалось. Только через неделю ей
удалось в письме уговорить Филиппа простить ее, однако ей позволили вернуться ко
двору значительно позже. После смерти герцога в 1467 Изабелла все реже участвует
в переговорах, в феврале 1468 она подписывает брачный контракт ее сына и
Маргариты Йоркской с приданным в 200000 золотых крон. Изабелла Португальская
умерла 17 декабря 1471 в Эйре в одежде ордена кордельеров и была похоронена 4
января в Госне. Два года спустя герцога и герцогиню Бургудских по приказу Карла
Смелого перезахоронили в Шанмоле.


Портрет -диптих Жана де Круа (правое крыло)
Жан
I де Круа выдвинулся в качестве доверенного лица и советника бургундских
герцогов Филиппа Смелого и Иоанна Бесстрашного. Последний был неравнодушен к его
дочери и имел от неё внебрачных детей, включая будущего архиепископа Трирского.
Активный участник Столетней войны, Жан де Круа в 1412 г. осаждал Бурж, но был
задержан по приказу Изабеллы Баварской. Бежав из заточения, Жан с двумя
сыновьями принял смерть при Азенкуре (1415).


Портрет -диптих Жана де Круа (left wing) 1450s Oil on oak panel, 36 x 27 cm
Musйe des Beaux-Arts, Tournai
Многие портреты художника представляют собой
диптихи, составленные из изображения мадонны и полуфигуры заказчика.


Портрет- диптих Филиппа де Круа (right wing) c. 1460 Oil
on oak panel, 49 x 30 cm Koninklijk Museum voor Schone Kunsten,
Antwerp
Этот портрет представляет собой часть диптиха, вторая половина
которого с изображением святой девы находится в собрании Ханингтон в Нью-Йорке.
Возможно, именно Рогиру принадлежит идея создания такого рода портретов, в
которых человек раскрывает свои чувства, созерцая образ богоматери. Портрет
поражает глубокой характеристикой модели, несмотря на кажущуюся внешнюю
сдержанность. Круа (Croÿ , варианты транслитерации
- Круи , Крои , Крой ) - знатнейший владетельный дом
Исторических Нидерландов, выдвинувшийся на первые роли на службе у герцогов
Бургундских XV века и с 1486 года занимавший место в рейхстаге. Первый в
Священной Римской империи баронский род, произведённый в князья (1594).
Представители рода вписали свои имена в историю почти всех стран Европы: среди
них - два епископа-герцога Камбре, кардинал-архиепископ Толедо,
кардинал-архиепископ Руана, пять епископов, князь Новоградский и Машевский,
маршал Франции, один русский и несколько австрийских фельдмаршалов, великий
конюший испанской короны, губернаторы Нидерландов и 32 кавалера ордена Золотого
руна. Линия Круа-Аршо происходит от старшего сына Антуана Великого, Филиппа
де Круа
. Он вырос вместе с Карлом Смелым и благодаря его содействию силой
взял в жёны дочь коннетабля Сен-Поля. В 1471 г. Филипп с 600 рыцарями бежал во
Францию, но впоследствии примирился со своим сюзереном и был взят в плен при
Нанси. Он поддерживал идею брака Марии Бургундской с Максимилианом Габсбургом,
по поручению которого впоследствии управлял Геннегау, Льежем и Валансьеном. Он
профинансировал строительство новой семейной усыпальницы в Порсьене.Потомки
Филиппа сохраняли верность Габсбургам. Его сын, Гильом де Круа, был приставлен
наставником к малолетнему Карлу V, благодаря чему получил в Испании титулы
маркиза и герцога. Всеобщая ненависть испанцев к заносчивому чужеземцу чуть не
привела к восстанию в Кастилии. На знаменитом Вормсском рейхстаге он был
отравлен. Там же умер (после падения с лошади) и его 22-летний племянник,
архиепископ Толедо и примас Испании. Брат последнего, Филипп II Круа, - видный
военачальник Карла V, зять герцога Антуана Лотарингского, выменявший нормандское
поместье Лонгви на Авре под Монсом.Сын и наследник Филиппа II, Карл II Круа
(1522-51), унаследовал от матери княжество Шиме, а от отца - титул герцога Аршо.
Он был умерщвлён ещё молодым в Кьеврене, не оставив наследника от брака с
дочерью 1-го герцога Гиза. Земли дома Круа унаследовал его брат, Филипп III Круа
(1526-95). В разгар Нидерландской революции, командуя обороной Антверпена, он
предал Филиппа Испанского и перешёл на сторону восставших, но когда его пленили
жители Гента, а планы передать управление Нидерландами в руки Матвея
Австрийского провалились, вымолил у испанской короны прощение и удалился
доживать свой век в Венецию.Единственный сын Филиппа III, Карл III (1560-1612),
отъехал из Нидерландов на службу к Бурбонам, был пожалован Генрихом IV
герцогским титулом во французском пэрстве, но детей от двух браков не прижил.
После его смерти титул герцога Аршо и соответствующие владения перешли к сестре
и её детям от брака с князем Аренбергом из рода Линей. После этого случая в доме
Круа стали обычным делом браки между представителями различных ветвей рода,
которые позволяли сохранять владения и титулы в руках потомков Антуана
Великого.

Портрет- диптих Филиппа де Круа (left wing) c.
1460 Oil on oak panel, 49 x 31 cm Henry E. Huntington Library, San
Marino


Portrait Diptych of Laurent Froimont (right
wing)
1460sOil on oak panel, 49,3 x 31,5 cmMusйes Royaux des Beaux-Arts,
Brussels


Portrait Diptych of Laurent Froimont (left wing) 1460s
Oil on oak panel, 51,5 x 33,5 cmMusйe des Beaux-Arts, Caen

Портрет
мужчины.


Портрет
Пьера де Бефремона



Портрет женщины. c. 1464 Oil on oak panel, 36,5 x 27 cm
National Gallery, London


Портрет молодой женщины . c. 1440 Silverpoint
on prepared paper, 166 x 116 mm British Museum, London

Портреты,
созданные Ван дер Вейденом, отличаются вниманием художника к сложному миру
человеческих чувств и настроений. Взгляд исподлобья, спрятанная улыбка,
приподнятые брови зримо свидетельствуют о привычках и характере человека. Такой
же характеристикой портретируемого становятся его земные заслуги: мастер нередко
вводит в свои портреты знаки власти и доблести: кольцо, орденскую цепь, почетный
жезл и т.п.

Перед нами работа ван дер Вейдена 1435-го года. Очень большое полотно. Примерно 7 футов в высоту и 8,5 в ширину. Христа снимают с креста. Картина так и названа… Верно. Христа сняли с креста… … и собираются положить на колени Марии, потерявшей сознание от горя. Это частый живописный сюжет. Да, да, Вы правы. Затем последуют оплакивание, положение во гроб, воскресение… Да, воскресение… Это полотно - типичный образец фламандского искусства 1-ой половины ХV века. Да, очевидный Северный Ренессанс. Тяжёлые, многочисленные, угловатые складки одежд Марии, и других фигур. Похожие на бумажные складки, удлинённые фигуры тесно сгруппированы в малом пространстве. Они выполнены почти в натуральную величину. Золотая вышивка одежд человека справа от Христа; игра света по металлу этой вышивки - всё это Северный Ренессанс. Точно... Передача текстуры, особенно освещённой. Например, его меховой воротник. Да, воротник, лица, волосы, ткани - всё тщательно прорисовано до мельчайших деталей текстуры, это так типично для северного художника. Даже эти растения тщательно выписаны. Бесспорно, и авторство картины - это ван дер Вейден; наряду с типичными характеристиками фламандского искусства того времени, мы видим уникальный почерк ван дер Вейдена. Да. Например, здесь нет глубины пространства Гентского алтаря ван Эйка. Точно. Композиции Вейдена, как правило, неглубокие; и персонажи как бы придвинуты к плоскости изображения. Это повышает драматизм. И накал эмоций. Да, это верно. Тому способствует и эмоциональность его персонажей. Да. На полотнах других фламандских художников эмоции людей редко отображались столь выразительно, как у ван дер Вейдена; Например, посмотрите на плачущую мироносицу: её нос красный, слёзы бегут по щеке. Как настоящие. Точно. Здесь виден интерес художника к световым эффектам; свет отражается от слёз и преломляется в них. Кто-то однажды указал мне на эту слезу в уголке рта. Она как будто сейчас скатится в рот мироносицы; когда смотришь на неё, почти ощущаешь вкус слезы. Хочется её смахнуть. Да, картина вызывает у зрителя сопереживание. Как будто мы стоим рядом с ними. Вы думаете, этого и хотел автор? Да, думаю, да. А я только сейчас заметила эту крошечную булавку. Мы видим даже заглаженные складки. Это такая характерная черта, потрясающе. Да, я согласен. Все эти черты помогают установить авторство. Отмечу несколько интересных аспектов этой картины. Христа снимают с креста. Его сейчас положат на колени Марии. Смотрите, как их позы вторят друг другу. Положение Христа очень похоже на положение Марии. Создаётся нисходящее влево движение композиции, символизирующее положение тела Христа по сюжету. В итоге погребённого. Да, в гробнице. Схожесть их поз устанавливает между… Их руки свисают… Да, между ними устанавливает связь.... Это мать и сын. Между ними отношения, каких нет ни с кем другим из персонажей. Их позы подчёркивают это. И вызывают наше сочувствие к Марии, к её переживаниям в тот момент. Она очень бледна, не только в силу своей чистоты, но и по причине обморока. И в этом тоже выражается их связь: Мария без сознания, но скоро она - как это бывает - придёт в себя. И в этом видится ассоциация с Христом. Сейчас но мёртв после казни, но, согласно Завету, через 3 дня он воскреснет из могилы. Я думаю, художник таким образом намекает на эту связь между её обмороком и его смертью. Нам как будто напоминают о воскресении. Да, это предвестие. А этот череп внизу полотна: с одной стороны, напоминание о смерти, но с другой - элемент христианского вероучения. Да, он служит не только напоминанием о смерти, но и выражением легенды о том, что Христос был распят на могиле Адама. Мы нередко видим череп и кости у подножия креста. Это кости Адама. Адам был человеком Ветхого Завета, Христос - это новый Адам, он символизирует рождение нового человека, Нового Завета. Да. Адам и Ева ввергли человечество во грех, Христос и Мария искупают этот первородный грех. Да. Это поистине великолепная картина. Поговорим немного о композиции ван дер Вейдена. Мы упомянули позы Марии и Христа. А сейчас посмотрите: слева 4 фигуры, а справа - 3. Казалось бы, это должно нарушить баланс композиции; но вот что сделал художник: он тщательнее прорисовал одежды фигур справа: парча, 4 разных цвета одежд Марии Магдалины; а одежды фигур слева однотонные, без орнаментов. Таким образом, это упрощает левую часть, тем самым, компенсируя дополнительные персонажи. Визуально это уравновешивает композицию. И смотрите, все фигуры склоняются в центр, направляя наше внимание на Христа, и создают своего рода обрамление для него. Верно.

Рогир ван дер Вейден (нидерл. Rogier van der Weyden, 1399/1400, Турне - 18 июня 1464, Брюссель) - нидерландский живописец, наряду с Яном ван Эйком считается одним из основоположников и наиболее влиятельных мастеров ранненидерландской живописи. Творчество ван дер Вейдена сфокусировано на постижении индивидуальности человеческой личности во всей её глубине. Сохранив спиритуализм предшествующей традиции, ван дер Вейден наполнил старые изобразительные схемы ренессансной концепцией активной человеческой личности, дополнил их глубоким психологизмом и эмоциональной интенсивностью. В конце жизни, по словам БСЭ, «отказывается от универсализма художественного мировосприятия ван Эйка и концентрирует всё внимание на внутреннем мире человека».

Период творческого становления Рогира (к которому, видимо, принадлежит луврское «Благовещение») также плохо освещён источниками. Существует гипотеза, что именно Рогир в молодости создал произведения, приписываемые т. н. Флемальскому мастеру (более вероятный кандидат на их авторство - его наставник Робер Кампен). Ученик настолько усвоил кампеновское стремление насытить библейские сцены реалистичными подробностями домашнего быта, что различить их работы начала 1430-х практически невозможно (оба художника не подписывали свои произведения).

Первые три года в полной мере самостоятельного творчества Рогира (с 1432 по 1435 гг.) никак не задокументированы. Возможно, художник провёл их в Брюгге с ван Эйком (с которым, вероятно, и прежде пересекался в Турне). Во всяком случае, одна из наиболее известных композиций Рогира, «Евангелист Лука, рисующий Мадонну», проникнута очевидным влиянием старшего современника.

Известно, что к 1435 г. художник вместе с семьей переехал в Брюссель, бывший тогда одним из крупнейших европейских городов и одной из важнейших резиденций могущественного Герцога Бургундского. Бургундия того времени представляла собой условную «третью силу» в Западной Европе по отношению к Франции, ведущей изнурительную Столетнюю войну, и Священной Римской империи. Формально будучи вассалами французского короля, бургундские герцоги к началу XIV века сосредоточили под своей властью обширные территории, в настоящее время относящиеся к Нидерландам, Бельгии, Люксембургу и северо-восточной Франции, и реально претендовали на создание обособленного самобытного государства. Именно на этот своеобразный в истории нижних земель, ныне политико-территориально разделенных между странами Бенилюкса, период приходится жизнь и расцвет творчества ван дер Вейдена.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →