Рисуем портрет карандашом для начинающих поэтапно. Учимся рисовать портрет любого человека карандашом: пошаговые инструкции

Рисование портрета для начинающего художника кажется невероятно сложной затеей. Часто новички спешат создавать потрет, не изучив его основные принципы и техники. Каждый рисунок лица завершается разочарованием, что может привести к абсолютной потере интереса. Не стоит опускать руки, ведь каждый портретист начинал с изучения базовых правил, практиковал их, совершал десятки ошибок и в конце-концов достигал положительных результатов. Сейчас мы разберем построение портрета карандашом , его особенности и правила. Они помогут добиться правильности, а что самое важное – реалистичности и высокого качества портрета.

Есть три основных положения, в которых может располагаться лицо на портрете

1. Анфас – прямое положение головы, в котором видно полностью все лицо и его черты. Голова не имеет наклона, поэтому уши видны не полностью.

2. Профиль – боковое положение головы, в котором видно лишь половину лица. Это левая или правая часть, на котором расположен глаз, ухо, половина носа и рта.

3. Три четверти – это положение между анфасом и профилем. Обычно видна одна из сторон лица полностью, а на второй лишь слегка видны части лица.

Особенности положения в профиль и анфас, их стандартные параметры

Анфас:

  1. Зрачки расположены строго на середине лица. Если поделить лицо горизонтально на две части, то можно увидеть, что на уровне линии окажутся глаза, а точнее – зрачки.
  2. Кончик носа находится на средине лица, между бровями и подбородком.
  3. Линия рта расположена между кончиком носа и подбородком.
  4. Высота от линии роста волос до края верха головы равна высоте от зрачков до кончика носа.
  5. Ширина лица измеряется шириной пяти глаз по горизонтали. Высота от подбородка до нижней губы – одним глазом (развернутым по вертикали).
  6. Верхняя часть уха расположена на уровне глаз, а нижняя – кончик носа.

Профиль:

  1. Ухо находится на средней линии, что разделяет голову пополам.
  2. Основание носа расположено на середине лица.

Обсудим части лица. У каждого человека они имеют свою индивидуальную форму и размер, но построение у всех подобное. Разберем, какое строение имеют определенные части и как это сделать правильно.

Глаз:

  1. Его углы имеют разную высоту. Обычно внешняя часть расположена выше, чем внутренняя.
  2. Радужка глаза видна не полностью, когда человек смотрит прямо. Полностью видно лишь тогда, когда человек смотрит вниз.
  3. Ресницы, которые расположены сверху, длиннее, чем нижние.
  4. Всегда рисуйте радужку и зрачок. Глаз выглядит довольно искусственно и мультяшно, когда там нет одной из этих частей.

Нос:

  1. В анфас четко видны кончик и крылья носа, а ствол лишь изображаем с помощью теней.
  2. Если изображать нос в профиль, то видно лишь очертание одной стороны и ноздрю.
  3. Сложным ракурсом считается – три четверти. Здесь нужно быть аккуратным, чтобы нос был естественным. В данном ракурсе сочетаются «анфас» и «профиль», поэтому важно равномерно выделить контур, крылья и кончик.

Губы:

  1. Линия рта, что находится посередине, будет иметь более четкий вид, чем линии губ.
  2. Рисуйте губы, начиная с верхней губы, потому что нижняя губа имеет более упрощенный вид. Её будет не сложно наметить в конце.
  3. Обычно верхняя губа тоньше нижней.
  4. Средняя линия рта будет немного опускаться к краю. Даже если человек изображен с улыбкой, то все равно сначала уголки чуть опускаются, а за тем снова приподнимаются.

7. Урок рисования портрета.

Познание техник на уроках рисования.

Основой правильного рисования портрета человека является познание базовых техник на уроках рисования головы.

Рисование карандашом головы требует и более глубоких знаний, и большего опыта, так как работа здесь заключается не только в правильном изображении головы, но и в передаче индивидуального характера и выразительности, которые особенно свойственны человеческому лицу.

Поэтому, решая задачи учебного рисунка, обучающиеся в художественной школе New Art Intention , одновременно развивают в себе наглядное представление о человеке, умение быстро схватывать и с предельной лаконичностью передавать его сущность, его характер. То есть, перед начинающими художниками появляется важная, трудная задача - запечатление образа человека на бумаге. В художественной литературе есть примеры замечательного умения двумя-тремя штрихами определять индивидуальные особенности образа, например, у Н. В. Гоголя в «Мертвых душах» хорошенькое личико девушки сравнивается со «свежеснесенным яичком», грубое широкое лицо с «молдаванской тыквой». Очень важно путем наблюдения, набросков с натуры, рисунков по памяти развивать в себе, помимо конструктивного, и образное восприятие окружающего нас предметного мира; это помогает художнику избегать излишней сухости и протокольности в работе.

Для рисования карандашом портрета на уроках мы рекомендуем выбирать натуру с наиболее выразительными формами и стараемся подчеркнуть их соответствующим освещением.

Начиная рисунок, не принимайтесь за работу, если вы не рассмотрели голову человека со всех сторон, не отметили ее характерных черт, ее поворота и наклона. Заранее составьте себе определенное представление о модели и имейте его в виду в продолжении всей работы.

Независимо от точки зрения на натуру рекомендуется чувствовать ее «в целом». Как при рисовании куба (), видимые его стороны рисуем с учетом сторон, скрытых от нашего взгляда. Так и при обучении рисунку головы, повернутой в профиль, необходимо чувствовать связь всех ее частей. Например, глядя на натуру спереди, нужно представлять ее с тыльной стороны, в профиль и в трехчетвертном повороте. Для того чтобы, рисуя голову в повороте, близком к профилю, правильно воссоздать чуть намечающееся крыло носа, едва видимый из-за носа глаз или сократившуюся и почти незаметную часть губы, необходимо представлять эти формы в целом. И только при таком условии они, даже чуть намеченные, будут убедительны и смогут участвовать в построении всей головы. Чтобы при профильном повороте правильно, на месте, нарисовать ухо, глаз, скулу, надо представить местонахождение невидимых, но соответствующих им парных форм и мысленно увязать с ними изображаемые видимые формы.

Таким образом, вопреки мнению начинающих, мы можем сделать очень важный вывод, что построение головы в профиль не является наиболее легким, а, наоборот, требует большого внимания и опыта.

Без всестороннего чувства формы и освоения ее законов, без совершенствования своего умения на уроках весь процесс рисования сведется к механическому копированию натуры.

Урок рисования карандашом живой модели.

Благодаря свойствам нашего зрения всякий предмет воспринимается нами «сразу». Мы одновременно видим все его пластические и световые качества, а поэтому целостность зрительного восприятия и передача его играют решающую роль в правдивом изображении предметов.

На уроках мы объясняем, что нельзя рисовать натуру, приставляя одну часть к другой, так как в натуре все существует вместе и нужно все создавать едино.

Но так как изобразить «все сразу», «все вместе» физически невозможно, а рисование головы по частям, как правило, приводит к отрицательным результатам, то начинающий рисовальщик должен найти такой способ, чтобы сохранить и целостность зрительного восприятия натуры и проработать ее детали. Для этого ему следует, прежде всего, построить обобщенную, но характерную массу всей головы, как это делает скульптор. Затем постепенно работать над выявлением сначала ее больших форм, а затем деталей, но не срисовывать их в упор по отдельности, а сопоставлять их друг с другом и со всей головой, как в натуре, так и на рисунке. Такая работа «отношениями» (в форме, в тоне, пропорциях) является в своем роде цементом, скрепляющим все части головы в одно проработанное целое.

Итак, подчеркиваем, что на уроках рисования головы нужно, прежде всего, руководствоваться формой, работать «отношениями», усвоив последовательность работы от общего к частному, от простого к сложному.

На наших курсах мы придерживаемся определенного порядка: работа должна иметь свое начало, середину и окончание. Нарушение этой последовательности ведет к неорганизованному, случайному срисовыванию натуры.

В начале курса, когда начинающий художник быстро намечает на листе общую форму головы, показывая ее основные части, он работает методом первоначального обобщения.

В середине работы в обобщенной форме выявляются ее мелкие формы. Здесь начинающий рисовальщик идет путем анализа, детализации.

В конце работы, когда найдены мельчайшие детали, начинающий художник вновь возвращается к обобщению, но обобщению завершающему, при помощи которого в рисунке выделяется главное и ему подчиняется второстепенное.

Таким образом, строгая последовательность в работе на этом уроке рисования является главным условием успешного выполнения рисунка.

Чтобы правильно научиться рисовать голову, еще раз предупреждаем о необходимости начинать работу легким касанием карандаша к бумаге. Резкие, черные линии, к которым любят прибегать начинающие, мешают видеть ошибки, а тем более исправлять их. Злоупотребление резинкой (ластиком) разрушает поверхностную фактуру бумаги, делая ее почти непригодной для дальнейшей работы. Нажим карандаша и сила тона должны увеличиваться по мере правильного продвижения рисунка.

Для начала выбрав точку зрения на натуру, определите размер рисунка (немного меньше натуры, в зависимости от степени ее удаления от рисующего). Этого намеченного масштаба придерживайтесь в продолжение всей работы, так как в противном случае можно нарушить пропорции изображаемой головы.

Также нужно позаботиться о расположении рисунка на листе: оно зависит от поворота и наклона головы, и от сопровождающего ее окружения (фона, части одежды, падающей тени).

Первая ошибка в рисунке у начинающих - расположение головы в центре листа, вне зависимости от ее положения в пространстве. Для примера возьмем рисунок головы, изображенной в профиль, и поместим его в середине квадратного листа таким образом, чтобы наружные контуры головы находились на одинаковых расстояниях от краев бумаги и центр рисунка совпадал бы с геометрическим центром квадрата (рисунок 1).

В этом случае рисунок головы кажется несколько сдвинутым в сторону профиля и заниженным, так как лицевая часть «перевешивает» затылок: являясь выразителем сходства и экспрессии, она сосредотачивает на себе внимание зрителя. Подобное явление происходит при сравнении верхней и нижней частей головы — последняя, богатая деталями, кажется более весомой, чем верхняя.

Сделанные рисунки (1 и 2) сравним, и вы убедитесь, что небольшое перемещение головы на листе направо и вверх (рисунок 2) улучшает его композиционное расположение, делает его более жизненным и убедительным. Этот принцип размещения применим для всех положений головы в пространстве.

При первоначальном наброске головы и шеи начинающий художник должнен обратить внимание на их положение по отношению к вертикали и к горизонтали, о чем мы уже говорили на уроках при построении гипсовых голов . На уроках рисования постановка головы может быть выполнена прямо, наклонена или повернута. Повороты и наклоны часто сочетаются в движении, взаимно дополняя друг друга.

Парная симметрия в строении головы (два лобных бугра, две надбровные дуги, две глазные впадины, две скулы) позволяет представить себе как бы проходящую по лицу серединную (профильную) линию. При прямом положении головы, повернутой к зрителю, такая линия пройдет по вертикали, разделив голову на две равные части. При повороте головы вправо или влево эта вспомогательная линия примет более или менее вогнутый характер и разделит голову на две неравные части. Соотношения этих частей определяют степень поворота.

Серединная (профильная) линия помогает в процессе работы ставить на место все парные формы головы и, проходя посредине переносицы, основания носа, губ и подбородка, точно определяет их положение.

Поперечная, вспомогательная линия, проходящая через середину глазничных впадин по направлению к ушным отверстиям, делит голову на две приблизительно равные части: верхнюю лобную — от теменных костей до переносицы, и нижнюю — от переносицы до подбородка. Эта поперечная (вспомогательная) линия характером своего расположения по объему головы (прямая или вогнутая) помогает определить степень наклона головы и ракурса. На рисунках 3 и 4 можно проследить, как при запрокинутой голове сокращаются ее верхние формы за счет нижних, а при опущенной голове наблюдается обратное явление.

Вышеупомянутые вспомогательные линии (профильная и поперечная), перекрещиваясь в точке на переносице, образуют так называемую «крестовину». Правильно намеченная в начале рисунка, она определяет положение головы в пространстве и является основой для дальнейшей работы на уроках рисования (рисунок 5).

Опираясь на поперечную линию «крестовины», намечают параллельные ей линии, определяющие расположение лобных бугров, надбровных дуг, глаз, скул, основания носа, нижнего края подбородка. На уроках рисования одновременно необходимо обращать внимание на пропорциональные отношения частей, все время сравнивая их друг с другом и со всей головой (рисунок 6).

Вопрос о пропорциях осложняется перспективными сокращениями форм в зависимости от положения головы. На уроках всегда надо обращать внимание на то, что одинаковые по величине парные формы воспринимаются глазом как неравные (например, при трехчетвертном повороте, наклоне и ракурсе).

Разместив на листе общую форму головы, уяснив ее основной характер (яйцевидный, шарообразный, расширяющийся кверху или книзу), наметив вспомогательные линии, определяющие поворот и наклон, следует постепенно переходить к рисованию основных поверхностей, составляющих объем головы (рисунок 7).

Как и на уроке рисования гипсовой головы , нужно легкой светотенью отделить всю лицевую поверхность от боковых, идущих к затылку. Граница лицевой поверхности пройдет по вискам, скуловым частям и подбородку. При помощи той же светотени, не забывая о необходимости обобщения, намечайте более мелкие формы, лежащие на передней поверхности лица. Так, например, на рисунке 7 показана обобщенная форма носа в повороте и размещенные на поверхностях его детали: на боковых поверхностях — крылья носа, на нижней — ноздри.

Разбирая форму лба, как и в гипсе, нельзя не отметить, что в нижней своей части он образуется пятью поверхностями: средней — фронтальной, двумя боковыми, к ней прилегающими, и двумя височными. При рисовании живой формы все эти плоскости необходимо обосновывать анатомически. Следует также найти место для обобщенных форм глаз, скул, подбородка, ушей, носа и т. д. (рисунок 8).

Обобщенная форма облегчает перспективное построение поверхностей, образующих голову, подсказывая расположение на них более мелких деталей. Но даже на такой начальной стадии обобщения нельзя рисовать условную, грубо намеченную схему; для избежания этого рекомендуется намечать общий «обруб» головы и ее частей, руководствуясь отбором поверхностей, обоснованных анатомией, а не случайной игрой светотени. Например, хрящи и костное основание носа образуют его четыре поверхности; лобные бугры и надбровные дуги — фронтальную поверхность лба.

Полностью прием «обрубовки» применим только как показательный при перспективном построении плоскостей, образующих объем головы. В рисунке живой натуры условная схема должна быть лишь руководством в работе как отдельный чертеж, как средство для сознательного рисования модели; она должна помочь понять сущность живой формы.

Парные формы головы рисуются одновременно, а не по отдельности; глаза надо намечать сразу, находя им место в глазных впадинах. Скулы, надбровные дуги, лобные бугры тоже увязываются друг с другом.

Рисование головы «парными формами» предполагает их сопоставление и сравнение во время работы. Этот принцип, положенный в обучение рисованию живой натуры имеет особо важное значение. Здесь сравнение парных форм помогает не только их перспективному построению и размещению, но и передаче их «видимости», так как, будучи одинаковыми по существу, в различных поворотах они воспринимаются различно и по своему виду и по размерам.

Мы уже говорили какое огромное значение имеет такой метод при изображении головы в профиль.

При трехчетвертном повороте головы сравнение парных форм друг с другом дает возможность более точно расположить глаза по отношению к боковым поверхностям носа, определить соотношение между боковыми стенками носа, его крыльями, ноздрями, губами, выявляет различия между ближайшим и удаленным («сокращенным») глазами.

Начинающий художник, сравнивая парные части лица, без труда отмечает их характерные особенности: может быть, асимметрию в глазах или нависающее на один глаз веко, или приподнятую бровь, опущенный угол рта, слегка сдвинутый в сторону нос и т. д.

Таким образом, обучение рисованию «парными формами» способствует объемному восприятию натуры, перспективному построению ее форм и выявлению характерных особенностей изображаемой головы.

Для всестороннего изучения объема головы нельзя ограничиваться рисованием ее в одном или двух положениях. Вначале рекомендуется на одном листе строить голову в самых различных ракурсах, поворотах и наклонах, одновременно наблюдая и сравнивая перспективное сокращение их поверхностей (рис. 10).

Чтобы работать над формой более сознательно, мы прибегаем к приему воображаемого «разреза» этой формы. На гипсовой голове этот воображаемый «разрез» можно заменить специально проведенной линией. На рисунке (рис. 1) урока рисования гипсовой головы показан этот прием.

Рисунок головы с плечевым поясом и шеей будет выделен в отдельный урок рисования нашей художественной школы New Art Intention .

Лучше всего строение шеи видно, когда голова при небольшом повороте несколько закинута назад. Соответствующим освещением мы подчеркиваем конструктивную связь между изображаемыми формами. Так, можно представить себе, что плечевой пояс, ограничиваемый спереди ключицами, а сзади видимыми верхними краями капюшонной (трапециевидной) мышцы, образует площадку, в которую как бы вставлена цилиндрическая форма шеи.

Прежде всего, следует определить расположение головы, увязав ее с ключицами. Для этого от яремной ямки, находящейся между ключицами (намеченными как основание рисунка), по направлению грудино-ключично-сосцевидной мышцы определяется положение уха. Проведенная от него к глазницам поперечная вспомогательная линия и профильная (идущая от яремной ямки через щитовидный хрящ, подъязычную кость и через середину нижней челюсти вверх по профилю), пересекаясь, образуют крестовину, при помощи которой голова строится обычным способом.

При данном положении головы другая грудино-ключично-сосцевидная мышца сокращена и, начинаясь также от яремной ямки, идет по направлению скрытого от нашего взгляда второго уха.

Итак, размещение рисунка на листе, выбор движения (поворота и наклона) головы, набросок ее первоначальной характерной формы определение пропорций ее главных частей, их объемное обозначение условной светотенью (рис.9) — все это можно отнести к началу рисунка, подготовляющего переход к обучению рисования деталей.

Обучение на уроках по рисованию деталей головы человека мы продолжим на следующих занятиях по рисунку для начинающих в художественной школе New Art Intention .


Если вы начинающий с нуля – полный ноль, как я , и захотели научиться рисовать карандашом – читайте хронику ленивого бесталанного художника. Последний раз рисовал ещё в школе. Рисовал как все, средне.

Как вы сможете рисовать карандашом после 50-ти часов практики , и как этому научиться. Я начал рисовать с нуля. Рисовал не регулярно, в среднем 15 минут в день, в течение полугода. А вы можете научиться и за пару месяцев, рисуя по 60 минут в день!

Рисование – навык копирования

Следующие рисунки я начал рисовать в уверенности, что я бездарный к рисованию. Но так как я знаю, что почти всё, что знаю о себе – не правда. Решил перепроверить себя: у меня действительно кривые руки или это в школе так пострадал.


Сфера

Основной элемент рисования. Рисуем тени и полутени сферы.

Указано время с учётом чтения учебника. Само рисование требует времени в два раза меньше.




Куб

Базовый строительный кирпич любого рисунка.



Модификации куба




Рисуем текстуру карандашом



Флаги и роза






Рисуем кубы – продвинутый уровень




Рисуем сферы – продвинутый уровень

С этого этапа вы обязаны купить растушёвку – бумажный карандаш. В предыдущих уроках я растушёвывал пальцем, затем растушёвкой #3.

Вся магия полутеней: объёма, мелких теней в уголках, при рисовании глаза и портрета – благодаря растушёвке. Ваша способность рисования словно умножится на три! Сами офигеете, когда сравните свои результаты.





Флаги, свитки





Цилиндры: вулкан, чашка


Рисуем живое дерево


Комната в перспективе

Улица в перспективе


Рисуем в центральной перспективе: замок, город



Надпись в перспективе


Учимся рисовать портрет

Учимся рисовать руку


Экзамен: первый портрет!

Рисовать людей намного сложнее, чем розы или аниме. Лицо нельзя искажать – каждую ошибку сразу же заметно. Учиться рисовать людей нужно, когда почувствуете уверенность в том, что сможете узнаваемо нарисовать очертание и скетч лица.

Портреты нельзя рисовать быстро, требуется усердие и внимательность. Вот какой у меня получился портрет жены:

Учимся рисовать с нуля картины

Восемь картин рисовал суммарно сутки, половину времени. Карандашом практиковался тоже одни сутки. Научиться рисовать до таких же результатов, даже если «руки из жопы растут», можно за 50–150 часиков. В пересчёте на сериальчики – это 2–3 сезона Доктора Хауcа .

Первую картину акрилом «А ты мне нравишься» Васи Ложкина рисовал 6 часов. Что такое акрил и как с ним управиться – не знал. Кисть тоже держал впервые после школы.

Месить нужный оттенок нелегко. Всё бросить потому, что не получается – я рвался каждые полчаса. Нужен человек, который поддержит. Пошёл обучаться в арт-студию и рисовал под присмотром художника. Через год, пару раз брал уроки рисования онлайн у того же преподавателя.


Научился рисовать карандашом, а сноровка оказалась комплексной. Взял кисть впервые после школы и нарисовал. Долгих 6 часов, кривовато, но как же здорово! Теперь я могу сделать неординарный подарок – нарисовать картину другу, закладку в блокнот, карикатуру по работе. Даже делал небольшой мультик.

Первая картина: пастелью, акрилом, гуашью и маслом. Все техники с нуля, а повесить на стену – не стыдно.

Как правильно научиться рисовать – алгоритм

Обучение рисованию карандашом – это база : сносить углы, размеры линий, соблюдать пропорции. Просто научиться не боятся рисовать. Освойте начальный уровень, а дальше только веселее и проще.

Чем учиться рисовать

    Рисуем простым карандашом .

    Фундаментальный инструмент для рисования. Почти все иллюстрации, скетчи и картины рисуются сперва карандашом. Далее он затирается до еле видимых линий, либо поверху рисуем красками. Ошибки легко исправляются. №1 для начинающих.

    Рисуем гелевыми ручками .

    Простой инструмент для рисования в цвете. Техника рисования схожа с техникой рисования карандашом – всё-таки ручка, а не кисть. Исправить ошибки можно только в Фотошопе.



    Рисуем фломастерами . Аналоги: маркеры и профессиональные «копики».

    Больше разнообразия цветов, чем у гелевых ручек. Набор будет стоить дешевле. Через 1–2 года фломастеры засыхают и нужно покупать новый набор.



    Фломастеры немного пропитывают бумагу и она начинает раскисать, из-за этого мне не нравится ими рисовать. Можно наводить по 2–3 раза и линия становится более насыщенной, можно рисовать полутени.

    Рисуем акварелью .

    Дешёвые материалы, и знакомы со школы. Разбавляются водой, поэтому новый слой краски размывает предыдущий. Сложно освоить как она поведёт себя. С нуля, самостоятельно, не просто научиться рисовать детали. Преимущество – доступность.

  • Рисуем гуашью .

    Матовый окрас, более густой, чем акварель, тоже разбавляется водой. Отлично подходит для новичков: ею легче исправить неточности, чем акварелью. Дешёвый материал.


  • Рисуем акриловыми красками .

    Самый доступный профессиональный материал. Акрил быстро сохнет, 5–15 минут. Им легко нанести второй слой, исправить огрехи. Если качественный, то устойчив к воде.

    Акрилом рисуют на холсте. Также можно обрисовать что угодно: стену, табурет, чашку, шлем, пепельницу, футболку, рамки для фото. Рекомендую затем вскрывать работу лаком с баллончика.

  • Рисуем пастелью – сухой и масляной .

    Техника рисования пастелью необычна – рисовать нужно мелками, растирая их об бумагу.


    Техника рисования масляной пастелью похожа на рисование карандашами, но имеет свои особенности.


  • Рисуем маслом .

    Сложные профессиональные краски. Долговечные, но нельзя покупать дешёвые – трескаются.

    Долго сохнет, около 2–10 дней. Это плюс – всегда можно снять слой, дорисовать, растушевать. Но и минус, нужно очень осторожно наносить слой поверху, чтобы не испортить то что есть. Не рекомендую их использование для начинающих.

Вы способны научиться рисовать карандашом . Найдите «Зачем?», купите учебник и срисовывайте в удовольствие. Через месяц – удивитесь своим способностям.




Доброго времени суток, друзья!

Сегодня мы узнаем как рисовать портрет человека поэтапно, в качестве примера будем использовать образ красивой женщины. В этой статье вы найдете советы, которые, наверняка будут полезны для начинающих художников.

Подготовка

Для любой задачи нужен соответствующий настрой, а для создания портрета человека необходимо иметь доступ к его внешнему облику натуре или фото. Еще до того момента, как вы взяли в руки карандаш и постарайтесь до начала работы продумать:

  • какой будет фон;
  • будет ли что-то изображено на заднем плане;
  • это будет горизонтальный или вертикальный формат;
  • и другие важные моменты.

Натура и свет

Даже если вы хорошо знакомы с пропорциями человеческого тела, и неплохо рисуете абстрактные портреты, для достижения портретного сходства вам обязательно понадобится натура. В качестве натуры также можно использовать фотографии.

К изображению, которую вы будете использовать как пример есть одно очень важное требование - это свет. Желательно чтобы в помещении или на фотографии был один доминирующий источник света . Простое освещение позволит правильно, без ошибок, показать объем, особенно если у вас нет опыта. Освещение, это далеко не все что нам понадобиться - но правильный, удачный свет может здорово вам помочь.

Здесь обязательно присутствуют все направляющие: линия симметрии, глаз, носа, бровей, рта и т. д. Если вы не знакомы с пропорциями головы, посмотрите, пожалуйста, наш урок: .

На этом этапе мы учимся рисовать портрет достаточно грубо и не совсем аккуратно, но необходимо постараться правильно передать все формы: нос, скулы, подбородок, и другие, наиболее выделяющиеся и характерные данной персоне черты. Штрихом можно показать падающие тени.

Рисуем уши человека

Несколько советов:

  • Если вы рисуете карандашом, черновой набросок делайте очень легко, так чтобы потом поверх нанести точные красивые линии.
  • Если создаете портрет маслом, то эскиз можно делать на холсте небольшой кистью, обозначив лишь форму лица, и несколько направляющих линий. Более детально прорисовывать не стоит, поскольку слой масла перекроет все ваши карандашные линии. Сразу переходите к следующим далее этапам работы с красками.

Уточняем все линии, стараемся сделать красивый чистенький набросок.

Вот примерно на таком наброске можно остановиться и далее продолжить работу уже в цвете.

Тень и свет: большие кисти

Самый лучший способ сделать картинку объемной - сначала максимально ее затемнить, по мере добавления светлых тонов, она будет становиться все более и боле объемной.

Сначала лицо нужно «покрасить» в достаточно темный оттенок, иногда можно даже сделать из человека мулата.

Точкой показан размер кисти по отношению к размеру головы, и цвет, который будет использоваться как основной.

Рисуем попугая

Затем берем оттенок посветлее основного цвета кожи и пройдемся по большим участкам, на которые падает свет.

Повторять нанесение теней и света большой кистью можно несколько раз. Постарайтесь как можно дольше не брать в руки более тонкие кисти. Переход от крупных кистей к тонким должен быть постепенным. Например, для работы с красками: кисть №20, потом №16, далее №12, 10, 6, 4.

Немного больше точности

Для того чтобы нарисовать портрет правильно, отходите от холста, каждый раз, как собираетесь использовать другой оттенок или проявить новую форму. Отвлекайтесь от работы, почаще переводите взгляд, особенно если чувствуете, что устали или запутались.

Манипуляцию с нанесением тени и света во время работы повторяем несколько раз, постепенно можно переходить к кистям меньшего размера, таким образом, уточняя изображение на холсте. Естественно, это нужно делать осознанно и точно.

Уточняем тени, точкой показан размер кисти и цвет

На этапе уточнений можно немного прорисовать и глаза. Таким образом, лицо сразу оживет, а вам будет легче сориентироваться над чем еще нужно поработать.

Техника «сухой кисти» в живописи

Важный совет: в качестве примера не используйте моделей с огромным количеством макияжа. Это сильно сбивает с толку, сложно определить, где у модели на самом деле веко, а где нарисованная стрелка; где отблеск от искусственного блеска, а где от источника света.

Наводим тень, блик, блеск. Уточняем самые яркие блики и самые темные тени. На примере выше это тень под подбородком на шее и по контуру лица с левой стороны. Блик на волосах показываем более светлым тоном. Добавляем блик справа на носу, возле глаза, и под бровью.

Когда возникает желание что-то нарисовать карандашом, нами движет наше настроение, фантазия, вдохновение и ассоциации. Конечно, каждый начинающий художник остается удовлетворенным, если он успешно нарисовал то, что хотел и доволен результатом, а посторонние люди понимают, что он хотел донести. Однако, бывают ситуации, когда художники оказываются на месте главного героя произведения Экзюпери «Маленький принц» Пилота. Нарисовав удава, проглотившего слона, он был возмущен тем, что окружающие думали: «Это замечательная шляпа, а не удав!». Такая ситуация актуальна среди большинства начинающих художников. А чтобы Вы не оказались на месте Пилота из «Маленького принца», мы покажем, как передать карандашом задуманное, чтобы получился узнаваемый результат.

При рисовании разных предметов возникают определенные трудности, но рисование узнаваемого портрета – для многих одна сплошная трудность. В этом уроке я покажу Вам, как нарисовать портрет поэтапно без лишних сложных конструкций.

Что Вам потребуется:

  • простой карандаш с твердостью от Н до 2Н;
  • простой карандаш с твердостью от В до 8В;
  • лист бумаги;
  • ластик.
  • Возьмите карандаш с твёрдостью от Н до 2Н. Разделите лист по горизонтали на две части, чтобы нижняя была в почти в два раза больше верхней. На пересечении этого разделения, проведите две ровных линии, чтобы между ними разместить глаза. Кстати, расстояние между глазами равно длине одного глаза (все сказанное проиллюстрировано в картинке).

  • Проведите две ровные линии от уголков глаз вниз для того, чтобы обозначить границы ширины носа. Нарисуйте веки и форму бровей.

  • Нарисовать портрет карандашом не сложно, если следовать нашим примерам в картинках и рекомендациям. Продвигаемся дальше и рисуем остальную часть носа, размечаем губы.

  • Теперь наметьте примерные границы лба и контуров лица в целом. Для того, чтобы избежать лишних ошибок, измерьте на глаз, например, с помощью карандаша, сколько раз высота лба поместится в расстоянии (плоскости) от бровей до губ. Если Вы пишите портрет конкретного человека, то измерить что-либо с помощью карандаша можно на расстоянии вытянутой руки, зажмурив один глаз, фокусируясь то на карандаше, то на самом предмете. Если же речь идет о портрете с фотографии, то тут осуществить измерение можно либо приложив карандаш к фотографии, либо так же поднеся руку. Когда стало ясно, например, что в расстоянии между глазами поместится длина одного глаза, то Вы проверяете эти параметры уже на своем рисунке с помощью карандаша.

Совет: подобный способ измерения Вы сможете применить к любому элементу в рисунке.

  • Вы, наверное, задаетесь вопросом: как нарисовать портрет человека поэтапно так, чтобы он казался «ожившим». Для этого мы переходим к следующему этапу в нашей работе – берем простой карандаш с твердостью от В до 8В. Им мы начинаем рисовать зону глаз, а именно: начните со зрачка, но не забывайте оставлять блики на глазах – белые, не закрашенные точечки (они создают эффект объема и натуральности картинки). Затемните уголки и в зоне ресниц проведите темную линию. Прорисуйте основные тени вокруг глаз. НО! При этом не давите сильно на карандаш.

  • Заточите хорошо карандаш, которым рисовали тени и легкими, но реденькими штрихами нарисуйте волосинки на бровях. И тут тоже надо соблюдать законы света и тени: рисуя нижнюю часть брови, нажимайте на карандаш сильнее, таким способом создастся эффект тени; в срединной части и по бокам старайтесь сильно не давить на карандаш и делать штрихи посветлее. На этом этапе мы так же начинаем рисовать тень и в области носа. Тут надо быть особо внимательными, ведь тень на носу создает его форму. Поэтому следуйте примеру на картинке.

  • Чтобы самому нарисовать портрет, надо обладать усидчивостью, поэтому надеемся, что Вы не устали и продолжаете делать портрет объемным! Переходим к рисованию тени на губах: самая светлая часть – середина нижней губы, а самая темная – область под ней.

Для того, чтобы детальнее рассмотреть пример того, нарисовать губы и нос, посмотрите наши другие статьи, посвящённые этому: « , .

  • Наступил момент рисования прически. Для кого-то это задание сложное, а для кого-то – нет. Так или иначе, мы расскажем Вам, как рисовать волосы так, чтобы они казались наиболее правдоподобными в портрете! Чтобы красиво нарисовать портрет девушки, начинающим художникам важно помнить: 50% успеха Вашей работы зависит от прорисовки волос. И речь идет не об основной прическе и локонах, а даже о маленьких волосинках, которые Вы видите возле лба. Чуть выше от них начинаются корни длинных локонов. Для прорисовки волос мы снова должны заточить карандаш (В-8В). Здесь мы уже не можем делать штрихи под разным углом – надо чтобы каждая линия повторяла рост волос и форму прически. От корней волос немного приподнимается (соответственно и линия тоже), а далее мы делаем не просто ровные штрихи вниз, а будто рисуем их волнами. Места, где локоны пересекаются, должны быть затемнены (с целью создания эффекта объема). Очень важно так же нарисовать и выбивающиеся из прически волоски. Для этого мы опять затачиваем тот же карандаш и аккуратненько, быстрым движением рисуем волоски, натурально торчащие из прически.

Почему это важно делать быстрым движением руки: чем медленнее мы рисуем линии, тем более ненатуральными они будут смотреться в силу неровностей. Ведь даже биение сердца или наше дыхание могут помешать провести карандашом ровную линию .

Делая небрежные волоски, главное – не переборщить. После проделанной работы над волосами, добавьте тени на шее, а также везде, где сверху легли волосы.

Что ж, я показала Вам, как нарисовать портрет человека для начинающих. Надеюсь, этот фото-урок стал полезным для Вас и поможет избавиться от нелюбимых сложных этапов рисования портретов. В статье я не акцентировала внимание на детализации прорисовки глаз, носа и губ, ведь этому посвящены предыдущие статьи.

Подписывайтесь на группы в соц.сетях и на мой канал в YouTube . Будьте в курсе новых уроков!