Революция Мэйдзи. Как Япония совершила прыжок из феодализма в империализм

Эпоха Мэйдзи

Современная организация на самом деле абсолютно противоположна жесткой централизации образования, которая существовала в Японии до войны. Концепция системы, от которой официально отказались в 1947 году, лежала в основе сложившейся административной системы эпохи Мэйдзи, с нее начался подъем современной Японии. Еще и сегодня своим выбором социального и культурного развития Япония фактически обязана мощному импульсу, который был дан той эпохой. Авторитет учителя и уважение к нему - непреходящая традиция на Дальнем Востоке, распространившаяся оттуда по всему миру. Как прежде алчущие знания умы ходили по дорогам Древней Японии в поисках мудреца, который привел бы их к просветлению, молодые люди новой империи отправлялись через моря на далекий Запад. Они порывали с изоляцией, которая фактически или юридически была уделом любого японского подданного на протяжении четырех веков. В хартии о пяти статьях (1868) говорилось о необходимости «отыскивать знания по всему миру, для того чтобы усиливать основы императорского правления». Речь шла о том, чтобы поддержать политику, робко вводимую сёгунатом и некоторыми хань под давлением обстоятельств, которые должны были привести к Реконструкции. С 1862 года Ёномото Такэаки (1836–1908), будущий адмирал, был направлен правительством Эдо послом в Голландию, в 1863 году Хосю отправил Инуэ Каору (1835–1915) в Англию. Через два года в Англию был отправлен правителем Сацумы Мори Аринори (1847–1889). От нескольких месяцев до нескольких лет почти все основатели нового японского государства - десять молодых энергичных человек из двенадцати, сыгравших важную роль в этом процессе, - изучали опыт политического и экономического развития в Европе и США. Все они были в тот момент молоды, в расцвете сил.

Но еще более интенсивно шел другой процесс: в Японию были приглашены на высокое жалованье иностранные специалисты. Их задачей была интеллектуальная и техническая подготовка японских специалистов на месте, необходимая для того, чтобы Япония достигла экономического уровня великих держав. Этот процесс, также начавшийся еще до Реконструкции, не мог продолжаться слишком долго: содержание высокооплачиваемых иностранных специалистов вскоре составило подавляющую часть бюджетных расходов, например в 1879 году три пятых бюджета министерства промышленности. Иностранцам необходимо было обеспечить привычный для них уровень жизни, который по сравнению с традиционным скромным существованием японцев быстро показался разорительным. Как только становилось возможным, их заменяли бывшими учениками, так что к концу века лишь немногие иностранные специалисты оставались на своих должностях. Некоторым из них, хотя они и недолго пребывали в Японии, японский народ признателен до сих пор: это философ Эрнест Фенеллоса из Бостона, который напомнил японцам о забытых ими достоинствах культуры и искусства предков; это известный профессор Е.-С. Морс из Гарварда, заложивший основы японской научной археологии и антропологии, открывший знаменитые раковинные кучи в Омори, что послужило для определения первой несомненной вехи в доисторическом прошлом Японии.

В этой ставке на выход страны на международный уровень у реформаторов имелась редкая возможность, считая, по крайней мере теоретически, свое прошлое tabula rasa, на самом деле действовать на земле, оплодотворенной тысячелетней культурной традицией. Поэтому вскоре Япония оказалась в авангарде мирового развития, сформировав устойчивую политическую и экономическую систему, которая могла нуждаться в поправках, не испытывая при этом потрясений. Эта система могла существовать долго.

С 1885 по 1897 год было официально введено обязательное начальное обучение, учреждены университеты, педагогические институты. Новая система образования создавалась под большим влиянием французской системы, принципы которой были выражены в 1872 году в открытии современной школы, доступной для всех, независимо от социальной принадлежности. Введение сначала обязательного трехлетнего образования, в 1900 году - четырехлетнего и, наконец, в 1908-м - шестилетнего сделало Японию одной из немногих стран мира, где население было полностью обучено грамоте: к началу XX века лиц, получивших школьное обучение, было девяносто процентов, а учащихся среди детей школьного возраста - девяносто пять процентов. Тогда же, благодаря частным школам и миссиям, развивается женское образование. Япония, таким образом, могла гордиться тем, что оказалась среди тех стран мира, где население было грамотным.

Появилось множество технических школ, предназначенных для подготовки кадров, требуемых развивающейся промышленностью; крупные университеты, которых тогда насчитывалось восемь, и сегодня имеют статус, установленный во времена их основания. Университеты готовят крупных государственных чиновников и академических ученых, занимающихся чистой наукой. Образовательная пирамида с выраженной иерархической структурой, конечно, имеет свои недостатки, особенно заметные в регионах. Против установления жестких правил негибкой системы, за организацию образования по западному образцу мужественно выступал Фукудзава Юкути, ему приходилось также сопротивляться «реакции» со стороны конфуцианских ученых и синтоизма, и эта борьба могла бы привести к либерализму. В 1879 году после возвращения из Вашингтона Фукудзава и Мори Аринори составили план децентрализации образования и предложили его. Этот план никогда не был осуществлен, но его наличие тем не менее еще раз доказывает, что современная система образования сложилась прежде всего в опоре на исторический опыт и неисчезающий интерес к национальным традициям, а не в результате заимствования. Кроме того, либерализация даже во времена господства централизации была известна частным университетам, например Кэйо-гидзуку, основанному Фукудзава Юкути (1834–1901), или Васэда, основанному Окума Сигэнобу (1838–1922), и христианским школам, таким как Досиса. Учрежденные в более «технических» целях, чем императорские университеты, для которых они были скорее дополнением, чем конкурентами, частные университеты стали специализироваться: именно в Васэда Окума доказывал своим кредиторам необходимость частного образования наряду с государственным: «Хотя государство прилагает много усилий для всеобщего образования, крайне сомнительно, чтобы оказалось полезным успешно завершать высшее образование в государственных учреждениях. Государство наделено властью решать таким образом, но бывают моменты, когда цели государства в действительности оказываются выражением целей правительства, стоящего у власти, и они не отражают на самом деле цели народа. Бывают моменты, когда цели государства оказываются ошибочными. Если само государство - создание совокупности множества отдельных личностей, то трудно представить, что оно не может совершить случайную ошибку. Поэтому мне кажется, что необходимы все виды школ - правительственные, общественные и частные. И так как они вступают в соперничество в своем поиске истины, то они осветят правду и, может быть, создадут новые теории. Я убежден, что университет Васэда разовьет в более или менее большой степени свои характерные особенности благодаря связям с императорским университетом и другими учреждениями и что, соревнуясь в обучении и исследовании, он благотворно повлияет на образование в целом» (Окума кё хатидзюгонэн си).

Этот либеральный голос, если он и не угас сразу же, становился все более и более сдержанным, по мере того как в политических процессах усиливался вес государства. До конца Второй мировой войны знаменитый императорский рескрипт от 30 октября 1890 года, который читался каждый день в школах всей страны, властно утверждал основы национального образования: «Наши императорские предки создавали нашу империю на широком и прочном фундаменте беспримерной доблести; наших подданных всегда объединяла верность и сыновнее благочестие, красоту которых они демонстрировали из поколения в поколение. Именно в этом состоит слава непоколебимости нашей империи, и именно в этом источник нашего воспитания. Вы, наши подданные, будьте любящими сыновьями по отношению к вашим родителям, любящими родственниками по отношению к вашим братьям и сестрам; пусть между мужем и женой царит гармония, а между друзьями - чистосердечие; придерживайтесь в своем поведении скромности и умеренности; распространяйте на всех вашу благосклонность; продолжайте изучение наук и развивайте искусства и таким образом развивайте и ваши умственные способности и совершенствуйте вашу нравственную силу; а помимо этого, делайте все для того, чтобы общественное благо прогрессировало, благоприятствуйте общественным интересам; почитайте конституцию и соблюдайте законы; если когда-нибудь возникнет опасность для государства, отважно вставайте на его защиту; и так оберегайте и поддерживайте благополучие нашего императорского трона, столь же древнего, как небо и земля. Тогда вы будете не только нашими добрыми и верными подданными, но и прославите наилучшиё традиции наших предков. <…>

Дорога, указанная здесь, несомненно, завещана нашими императорскими предками: ею должны следовать и их потомки, и их подданные, эта дорога - истина на все времена. Наш обет заключается в том, чтобы его соединять с вами, о наши подданные, со всем глубоким почтением в наших сердцах, для того чтобы мы все достигли, таким образом, той же добродетели» (Ёсида К., Кайго Т. Образование в Японии).

Таким образом, наряду с модернизацией государственных механизмов, эффективность которой очевидна, сохранялась, как это раскрывают терминология и мысль императорского рескрипта, духовная цель, унаследованная от традиции, которая не умирала. Конечно, она вписывалась в историю уже измененной: самый старый университет, Токийский, созданный в 1877 году, но существующий с 1869-го, фактически объединял бывшую конфуцианскую школу Эдо, медицинскую школу при сёгунате и школу по изучению иностранных книг (Бансо-сирабэ-со). Старые кадры, ведавшие образованием, за исключением главных сёгунских школ, которые откровенно сохраняли феодальные черты, обновлялись, но это свидетельствовало скорее о централизации и подчинении личности императора, чем о революции. Однако и централизация и подчинение личности императора были необходимы из-за ставшего помехой «разграничения» полномочий, долгое время превозносившегося Токугава. Но вчера, как и сегодня, речь шла о том, чтобы пересматривать наследие прошлого, а не о том, чтобы его отбрасывать.

Из книги Хризантема и меч автора Бенедикт Рут

IV Реформы Мэйдзи Боевой призыв сонно-дзёи - «восстановить власть Императора и изгнать варваров» - возвестил о вступлении Японии в современную эпоху. В этом лозунге отразилось стремление оградить Японию от разлагающего влияния внешнего мира и реставрировать золотую

Из книги Техногнозис: миф, магия и мистицизм в информационную эпоху автора Дэвис Эрик

Мифинформационная эпоха Сбор информации характерен для цивилизации в той же мере, что и сбор пищи для кочевых культур, а позже для городских общин - излишки урожая и стратифицированные социальные иерархии. С того момента, как первый писец взял тростинку и нацарапал

Из книги Статьи за 10 лет о молодёжи, семье и психологии автора Медведева Ирина Яковлевна

Из книги Око за око [Этика Ветхого Завета] автора Райт Кристофер

Из книги Язык в революционное время автора Харшав Бенджамин

Из книги Цивилизация классического Китая автора Елисеефф Вадим

Эпоха «Весна и осени» и эпоха Борющихся Царств Изучать шаг за шагом развитие китайских княжеств в эти эпохи достаточно тяжело. Это исследование является еще более трудным для нас, мало знакомых с китайскими патронимами и топонимами. Согласно Сыма Цяню, государство Ци,

Из книги Японская цивилизация автора Елисеефф Вадим

Мэйдзи Огромную силу Японии, несмотря на то что в те годы она не могла выдержать сравнения с заграницей, придавала вера в свою способность к возрождению. Если сыновья самураев могли вынужденно признавать свою слабость, то они никогда заранее не признавали себя

Из книги Герцоги республики в эпоху переводов: Гуманитарные науки и революция понятий автора Хапаева Дина Рафаиловна

Эпоха Эдо Скульптура, утратив свое духовное содержание с начала буддийского возрождения в эпоху Камакура в XIII веке, лишилась и актуальности, в особенности после того, как в эпоху Токугава триумфально утвердилось влияние конфуцианства. Произведения, созданные после XIII

Из книги История Древней Греции в 11 городах автора Картледж Пол

I. ЭПОХА ПЕРЕВОДОВ Мы живем в эпоху переводов. Окиньте мысленным взором полки вашего любимого книжного магазина Петербурга или Будапешта, Парижа или Нью-Йорка, представьте себе вашу собственную библиотеку, вспомните последний разговор с коллегой или последний текст,

Из книги Визуальное народоведение империи, или «Увидеть русского дано не каждому» автора Вишленкова Елена Анатольевна

Эпоха классики 499–494 гг. до н.э. – Ионийское восстание: мятеж против персов ионийских греков и других греческих и негреческих общин и народностей490 г. до н.э. – сражение при Марафоне: афиняне и платейцы наносят поражение персидским завоевателям480–479 гг. до н.э. – второе

Из книги Искусство Востока. Курс лекций автора Зубко Галина Васильевна

Эпоха эллинизма 301 г. до н.э. – битва при Ипсе, гибель Антигона Одноглазого – основателя династии Антигонидов в Македонии300 г. до н.э. – основание Зеноном школы стоиков283 г. до н.э. – смерть Птолемея I, основателя династии Птолемеев в Египте, Мусейона и библиотеки при нем в

Из книги И смех, и слезы, и любовь… Евреи и Петербург: триста лет общей истории автора Синдаловский Наум Александрович

Византийская эпоха 324 г. – основание (8 ноября) Константинополя (второе основание Византия) императором Константином330 г. – освящение (11 мая) Константинополя395 г. – император Феодосий I приказывает прекратить почитание любых нехристианских культов и проведение

Из книги Икона и Топор автора Биллингтон Джеймс Х

Зрелищная эпоха В качестве хронотопа для общения с читателем я выбрала дофилософский и дофотографический период в истории самоосмысления империи, то есть вторую половину XVIII – первую треть XIX в. Его специфичность состоит в том, что тогда антропологическая мысль России

Из книги автора

Эпоха Южная Сун На юге страны, в городе Линьане (Ханьчжоу), куда бежала большая часть интеллигенции, возрождается художественная деятельность. Император Гао Цзун организует здесь Академию живописи.Вторая половина XII – начало XIII века – время необычайного по

Из книги автора

Эпоха перемен В 1989 году, в разгар Перестройки, народным депутатом СССР от Ленинграда был избран Анатолий Александрович Собчак. На первом съезде он вошел в состав Верховного Совета СССР. В апреле 1990 он избирается депутатом Ленсовета, а 23 мая того же года – председателем

Из книги автора

2. СОВЕТСКАЯ ЭПОХА После 1917 г. долгое время было не вполне ясно, насколько глубоко ломка культурной традиции входила в основу нового социального строя. Всевозможные идеи полного разрыва с культурой прошлого - будь то через богостроительский восторг Пролеткульта, будь

Глава 1. Предпосылки и ход революции

Принятая дата начала революции Мэйдзи, 1868 год, является весьма условной. Этим годом можно ограничиваться только в том случае, если принять версию официальной японской историографии о событиях Мэйдзи исин, сущность которых сводится к реставрации власти императора. Истинное содержание этих событий можно оценить, только учтя весь комплекс основных мероприятий, проведение которых заняло несколько лет и которые входят составной частью в понятие революции 1868 г.

Государственный переворот 3 января 1868 г., в результате которого был ликвидирован сёгунат, привел к власти выходцев из низкорангового самурайства, выражавших интересы нового класса землевладельцев и торгово-промышленной буржуазии. Революция Мэйдзи, - череда событий, приведшая к значительным изменениям в японской политической и социальной структуре. Четырёхлетний период с 1866 по 1869 гг., включающий в себя последние годы периода Эдо и начало периода Мэйдзи. Реставрация Мэйдзи была прямым следствием открытия Японии для Западных стран, произошедшего после прибытия «чёрных кораблей» командора Мэтью Пэрри.

В 1853 г. у берегов Японии появилась американская эскадра. Ее командующий – адмирал Пэрри ультимативно потребовал заключения торгового договора на американских условиях, фактически лишавших Японию таможенной автономии. Под угрозой применения силы японское правительство вынуждено было подчиниться. В 1858 году был подписан неравноправный договор, по которому Япония не могла устанавливать пошлины на ввозимые из США товары выше определенного процента (от 5 до 35), должна была признать экстерриториальность американцев в Японии (то есть их неподсудность японским судам) и т. д. Вскоре почти аналогичные договоры были подписаны и с европейскими державами (Англией, Голландией, Францией и др.). «Не довольствуясь возможностями открытого грабежа Японии, иностранные державы стремились к превращению ее в колонию». В 1862 году английский флот подверг разрушительной бомбардировке город Кагосима, чтобы вынудить японские власти уплатить огромную контрибуцию за убийство английского гражданина. В 1864 году соединенный флот США, Англии, Франции и Голландии – главных колониальных держав того времени – обстрелял город-крепость Симоносеки, вынудив японские власти к удовлетворению требований о беспрепятственном прохождении судов через Симоносекский пролив. Опасность колониального порабощения Японии была очевидной. Это привело к слиянию антифеодальной борьбы и национально-освободительного движения.

В этот период главой государства номинально считался император, но реальная власть находилась в руках сёгуна – высшего должностного лица, являвшегося главнокомандующим и начальником всего аппарата государственного управления, бесконтрольно осуществлявшего исполнительно-распорядительные, фискальные и законодательные функции. Начиная с XVII в. пост сёгуна занимали представители дома Токугава – самого богатого феодального клана страны, противившегося любым прогрессивным реформам. В таких условиях были сформулированы конкретные задачи княжеско-самурайского движения: свергнуть сёгунат, восстановить власть императора и от его имени провести необходимые реформы. В японской официальной историографии этот период обычно называют «реставрация Мэйдзи» (Мэйдзи – название времени правления императора Муцухито; «Мэйдзи» – «просвещенное правительство»).
«Сёгун имел вместе со своими прямыми вассалами в собственном владении около 1/4 земельных угодий страны. Остальная земля находилась в ленном пользовании князей (даймё) (примерно 260 княжеств в 18-19 вв.). Даймё имели своих вассалов из низшего дворянства - самураев, которые получали обычно жалованье в виде рисовых пайков. С упадком княжеств многие самураи уходили в города и превращались в мелких торговцев и служащих, учителей и т. д.»1

«Революция Мэйдзи не была результатом победоносного восстания городских санкюлотов и безземельных крестьян, как это было во Франции, а представляла собой соглашение, достигнутое между одним крылом феодального класса – крупнейшими тодзама, в качестве представителей которых выступали самураи и гоёнин, и богатейшим городским купечеством». Установление абсолютной монархии как формы государственной власти (при формальном конституционном правлении, введенном позже), компромиссные меры в отношении верхушки бывшего класса феодалов, создание нового класса помещиков, использующих в значительной мере докапиталистические формы эксплуатации, - все это говорит о половинчатом, незавершенном характере революции.

Будущий монарх-реформатор родился 3 ноября 1852 года в императорском дворце в Киото. Муцухито был сыном императора Комэй и его наложницы Есико. Хотя она и не была официальной женой императора, Муцухито по японским законам считался принцем, а поскольку остальные дети Комэй умирали в раннем детстве, Муцухито оказался со временем единственным претендентом на Хризантемовый трон. Однако тогда в Японии быть императором вовсе не означало управлять страной. С древних времен император, считавшийся потомком богов, и придворная аристократия занимались лишь исполнением многочисленных религиозных ритуалов, призванных обеспечить стране спокойствие, хорошие урожаи риса и защиту от землетрясений, в то время как реальная власть была в руках у сегунов - военных диктаторов из наиболее сильных самурайских кланов. С XVII века государством управляли сегуны из рода Токугава, чья резиденция располагалась в Эдо (нынешний Токио), а императоры были изолированы в Киото и даже не имели права покидать свой дворец. Токугава, пришедшие к власти в результате кровопролитной гражданской войны, считали своим долгом обеспечить стране мир и покой, и это им удавалось на протяжении двух с половиной веков. Сегунат остановил бесконечные феодальные войны, внедрил строгую сословную систему, при которой каждый знал свое место, свел к минимуму контакты с иноземцами и даже запретил японцам покидать родные берега. Оборотной стороной стабильности и мира была стагнация, и в XIX веке Японии пришлось осознать, чем чревато отставание в области технического прогресса.

Будущий император, получивший при рождении имя Сати но мия (принц Сати), провёл большую часть детства в семействе Накаяма в Киото, в соответствии с обычаем доверять воспитание императорских детей знатным семействам. Он был формально усыновлён Асако Нёго (позднее вдовствующая императрица Эйсё), главной супругой Императора Комэй 11 июля 1860 г. Тогда же он получил имя Муцухито и звание синно: (имперского принца, а следовательно, возможного наследника трона). Наследный принц Муцухито унаследовал хризантемовый трон 3 февраля 1867 г. в возрасте пятнадцати лет. Позже этот год был объявлен первым годом эры Мэйдзи, что значит «просвещённое правление». Это положило начало традиции объявлять новую эру с восхождением на престол нового императора, который после смерти получал имя эры своего правления.2 сентября 1867 г. Император Мэйдзи женился на Харуко (28 мая 1849-19 апреля 1914), третьей дочери лорда Итиё Тадако, одно время занимавшего должность левого министра. Известная впоследствии как императрица Сёкен, она была первой императорской супругой за несколько сотен лет, получившей титул кого (буквально: императорская жена). Хотя она была первой японской императрицей, игравшей публичную роль, у неё не было детей. Император Мэйдзи имел пятнадцать детей от пяти фрейлин. Только пять из пятнадцати дожили до взрослого состояния: принц, рождённый от леди Наруко (1855-1943), дочери Янагивара Мицунару, и четыре принцессы, рождённые от леди Сатико (1867-1947), старшей дочери графа Соно Мотосати), и имела детей. О роли самого императора в эпоху Мэйдзи идут споры. «Он определённо не управлял Японией, но какое именно он имел влияние - неизвестно».

3 января 1868г. было создано правительство Мэйдзи, получившее название «сансёку» («три ведомства»). В Мэйдзи входили две группы государственных советников: 10 старших (гидзё) и 20 младших (санъё); во главе его стоял председатель (сосай). На пост председателя был назначен член императорской фамилии князь Арисугава. Старшими советниками стали члены императорской фамилии, кугэ и даймё из княжеств Сацума, Тоса, Аки, Овари и Этидзэн; младшими советниками-пять кугэ и по три самурая от каждого из вышеуказанных княжеств, среди которых были основные руководящие деятели движения за свержение сёгуната - Окубо, Гото, Итагаки, Соэдзима.

Правители княжеств, примыкавших к юго-западной коалиции или активно не противодействовавших новому правительству, сохранили свою власть. Владения и города, принадлежавшие непосредственно сёгунату, были подчинены новому правительству и реорганизованы в префектуры (кэн) и столичные префектуры (фу). Во главе префектур были поставлены губернаторы, во главе городов - градоначальники, назначенные центральным правительством.

Военные действия правительства против токугавских войск потребовали реорганизации государственного аппарата. В феврале 1868 г. была осуществлена первая частичная реорганизация правительства, в результате которой образовалось семь административных департаментов: по делам государственной религии синто, внутренних дел, иностранных дел, армии, флота, юстиции, законодательства.

Каждый департамент возглавлял член императорской семьи или кугэ, которые до этого были старшими советниками. Младшие советники заняли посты чиновников административных департаментов. В созданное управление при главе правительства вошли наиболее видные деятели юго-западной коалиции - Кидо, Окубо, Гото, Комацу и другие.

«Хотя высшие посты в правительстве Мэйдзи были распределены среди узкого круга людей, принадлежавших к императорской семье, придворной аристократии и высшему дворянству (даймё), фактически аппарат новой власти оказался в руках главным образом представителей низшего самурайства юго-западных княжеств (Сацума, Тёсю, Тоса и Хидзэн), выступавших в качестве лидеров движения за свержение сёгуната».

Определив общее направление политики, которому обновленное правительство должно было следовать, Император Мэйдзи воздал поклонение богам неба и земли в третьем месяце первого года своей эры (1868) и дал обет провести в жизнь пять решений первостепенной важности, о чем и оповестил народ. Эти решения, известные как "Пять пунктов Императорской клятвы", нижеследующие:

"1. Мы будем созывать совещания и управлять народом, считаясь с общественным мнением.

2. Люди высших и низших классов, без различия, будут единодушны во всех предприятиях.

3. Обращение с гражданскими и военными чинами будет таково, что они смогут выполнять свои обязанности, не испытывая неудовольствия.

4. Отжившие методы и обычаи будут уничтожены, и нация пойдет по великому пути неба и земли.

5. Познания будут заимствоваться у всех наций мира, и Империя достигнет высшей степени расцвета".

Это торжественное обещание разъясняло всем и каждому новую национальную политику открытого и свободного общения с внешним миром, энергичной деятельности и предприимчивости, а не пассивности и отчужденности в сношениях с иностранцами. С той поры народ навсегда запечатлел в своем сердце идеал, возвращенный Императором Мэйдзи, и неустанно стремился к осуществлению его ради блага страны.

В седьмом месяце того же года (1868) Император переименовал Эдо в Токио и посетил его; хотя затем он на короткий срок и возвратился в Киото, но весной следующего года (1869) навсегда избрал Токио своей резиденцией. Вскоре после этого военные вельможи во всех частях страны вернули свои поместья вместе с людьми Императорскому Двору, который принял их, и в четвертом году эры Мэйдзи (1871), одновременно с упразднением кланов (хан), была сметена старая феодальная система и заменена строго централизованной формой управления.

Еще до этого, в первый год эпохи Мэйдзи (1868), Императорский Двор в вопросах иностранной политики решил придерживаться дружественных отношений со всеми странами мира. Однако Чоосэн (Корея) и Китай (тогда под властью Маньчжурских Императоров Цин), действуя вразрез политике Японии, проявили по отношению к ней такое недружелюбие, что принудили ее принять соответствующие меры. Вследствие этого, в седьмом году Мэйдзи (1874) Япония послала войска на Тайван (Формоза) с целью подчинить себе этот остров, занятый туземцами, или "сэйбан". В 15-ом и 17-ом годах эры Мэйдзи (1882 и 1884), когда в Кэй-зёо (Сеул), столице Чоосэн, вспыхнули беспорядки, туда были двинуты японские войска, чтобы заставить чоосэнское правительство принести извинения. И, наконец, в 27-ом году Мэйдзи (1894) Япония, открыв военные действия против Китая, одерживала победу за победой, пока старая монархия не запросила мира.

Что касается внутренней политики, то правительство, неуклонно придерживаясь "Пяти пунктов Императорской клятвы", в течение ряда лет всесторонне готовилось к осуществлению этого великого идеала. Сам Император, хорошо осведомленный о горячем желании народа открыть национальное совещательное собрание, издал манифест в 14-ом году Мэйдзи (1881), обещав созвать парламент в 23-ем году (1890). В связи с этим, правительство послало Итоо Хиробуми и других лиц в различные государства Европы изучать действующие там конституционные и иные государственные формы правления. В 18-ом году Мэйдзи (1885) Императорский Двор издал указ о реорганизации исполнительной власти центрального правительства и об учреждении должности премьер-министра и государственных министров для руководства деятельностью различных исполнительных органов. Итоо Хиробуми был назначен премьером. В 21-ом году Мэйдзи (1888) был учрежден Тайный Совет, высший совещательный орган Короны. Необходимая подготовка к осуществлению акта, создающего эпоху, закончилась, и 11 февраля 22-го года Мэйдзи (1889), в день Кигэнсэцу (национальный праздник в память основания Империи), была обнародована конституция Японской Империи. В ноябре следующего года (1890) был открыт так долго ожидаемый Императорский парламент и, таким образом, конституционная форма правления получила реальное осуществление. С первых же лет своего царствования Император Мэйдзи был сильно озабочен вопросом просвещения своего народа, и в пятом году эры (1872) он провел в жизнь новую систему образования, включавшую период обязательного посещения начальной школы, за которой следовали школа второй ступени, высшая школа, дающая или университетское или академическое образование, а также учительские институты, технические, коммерческие и другие профессиональные школы и женские учебные заведения, - все они, год от года, получали все большее и большее развитие. Учитывая этот феноменальный успех, в октябре 23-го года Мэйдзи (1890), Император даровал "Манифест о воспитании и образовании", в котором разъяснял своим подданным основы народного воспитания и образования. С той поры все японцы, в своей повседневной жизни, стараются руководствоваться этим Манифестом; - приобретая знания путем обучения, занимаясь ремеслами и профессиональной работой, они верно следуют пути, предуказанному Императором подданным.

В течение многих лет Россия желала и добивалась приобретения незамерзающей гавани на Дальнем Востоке. После китайско-японской войны (1894-1895) она убедила Германию и Францию присоединиться к ней при обсуждении мирных условий, последовавших за этим конфликтом. Россия принудила Японию возвратить Китаю Ляодунский полуостров, который она считала плодом своих побед, и подлила масла в огонь нашего негодования, когда послала свои войска в Маньчжурию, угрожая дальнейшим продвижением на юг. Признавая опасность положения, Япония приготовилась на случай критического момента и заключила союз с Великобританией в 1902 г. (35-ый год эры Мэйдзи). Однако, Россия не удовлетворилась Маньчжурией, как своей добычей, а начала протягивать свою руку к Чоосэн (тогда называемый Кан-коку). Тогда, в 37-ом году Мэйдзи (1904) Япония решительно взялась за оружие, чтобы бороться за прочный мир на Дальнем Востоке. В следующем году (1905) японские войска взяли Порт-Артур, одержали решительную победу под Мукденом и уничтожили большой русский флот в Японском море. Национальный престиж Японии возрос. Благодаря дружественной услуге президента Американских Соединенных Штатов Теодора Рузвельта, война окончилась заключением мирного договора в Портсмуте. Пять лет спустя, в 43-ем году Мэйдзи (1910), Император Японии принял государство Чоосэн от царствовавшего там государя и присоединил его к Японии. Кан-коку, как тогда называлась Корея, было снова переименовано в Чоосэн и подчинено административной власти генерал-губернатора.

В первые десятилетия эры Мэйдзи японская нация была занята приобретением от западных стран новых познаний и навыков в различных областях государственного устройства, экономики и науки. По истечении известного времени появились лица, которые начали применять заимствованные познания соответственно национальному характеру и потребностям и продолжали изыскания, следуя по своему собственному оригинальному творческому пути. Были сделаны блестящие открытия в медицине, особенно в хирургии, замечательные изобретения в области изготовления оружия и снаряжения, а также одержаны победы в других отраслях человеческой деятельности. Изучение японской и китайской классической литературы, временно находившееся в пренебрежении, сильно оживилось. Благодаря исключительно быстрому развитию печатного дела, в деле обучения были достигнуты огромные успехи. Что касается области литературы, то эпоха Мэйдзи, особенно ее вторая половина, дала многих замечательных романистов, новеллистов, поэтов-авторов "хай-ку" (хокку), тонких критиков и талантливых популяризаторов западной литературы. В области изящных искусств стремление к сохранению старых художественных произведений, возникшее в 12-ом или 13-ом году эры Мэйдзи, скоро вылилось в форму движения за возрождение античного искусства. Появилось большое число художников, как национальной, так и западной школы, а также много соперничавших с ними в искусстве скульпторов. В архитектуре, в выделке и окраске тканей, в керамических и лакированных изделиях чувствовалось влияние Запада: с одной стороны, они сохраняли античную элегантность предыдущих периодов, с другой стороны, новые черты придавали свежесть старине. Таков их процесс развития до настоящего времени.

Так все больше и больше возрастал престиж Японии и улучшалось ее благосостояние при Императоре Мэйдзи, который скончался после болезни 30 июля 1912 года, на 45-ом году своего царствования, в возрасте 61 года. В сентябре того же года его прах был торжественно погребен в Мавзолее Фусими-Момояма.

В 1867-68 годах эра Токугава закончилась с Реставрацией Мэйдзи. Император Мэйдзи покинул Киото и переселился в новую столицу - в Токио, его власть была восстановлена. Политическая сила переместилась из сёгуната Токугава в руки небольшой группировки знатных самураев. Hовая Япония решительно начала в экономическом и военном смыслах догонять Запад. Крутые реформы прошли по всей стране. Hовое правительство мечтало сделать Японию демократической страной со всеобщим равенством. Границы между социальными классами, введёнными сёгунатом Токугава были стёрты. Правда самураи были недовольны этой реформой, потому что они теряли все свои привилегии. Реформы так же включали введение прав человека, например, свободу религии в 1873 году. Ради стабилизации нового правительства все прежние феодалы-даймё должны были вернуть все свои земли императору. Это было сделано уже к 1870 году, и затем последовал передел страны на префектуры. Система образования реформировалась сначала по французскому, а затем по германскому типу. Среди этих реформ было и введение обязательного обучения. Примерно после 20-30 лет такой интенсивной западизации правительство прислушалось к консерваторам и националистам: принципы конфуцианства и синтоизма, включая и культ императора, были внедрены в программы образовательных учереждений. Рост в военном направлении в эру европейского национализма имел высокий приоритет для Японии. Как и другие азиатские государства, Японию вынуждали подписывать невыгодные соглашения силой. Была введена всеобщая воинская повинность, новая армия была построена по типу прусской, и флот был выстроен по типу британского флота. Для более быстрого преобразования Японии из сельскохозяйственной страны в индустриальную многие японские студенты были отправлены на Запад изучать науки и языки. Также в Японию приглашались иностранные преподаватели. Много денег было вложено в развитие транспорта и средств связи. Правительство поддерживало развитие бизнеса и промышленности, особенно больших компаний-дзайбацу. До Второй Мировой войны лёгкая промышленность росла быстрее, чем тяжёлая. Условия труда на фабриках были плохими, и вскоре появились либеральные и социалистические движения, давящие на правящую группировку Гэнро. Япония получила свою первую Конституцию в 1889 г. Появился парламент, но Император сохранил свою независимость: он стоял во главе армии, флота, исполнительной и законодательной власти.У Гэнро всё ещё были силы и возможности, и Император Мэйдзи соглашался с большинством их действий. Политические партии пока не имели достаточного влияния в первую очередь из-за конфликтов между их членами. Кофликт между Китаем и Японией в отношении Кореи привёл к японо-китайской войне в 1894-95 годах. Японцы победили и захватили Тайвань, но под влиянием Запада были вынуждены вернуть другие территории Китаю. Эти действия подтолкнули японскую армию и флот ускорить перевооружение. Hовый конфликт интересов в Китае и Манчжурии, на этот раз с Россией, привёл к русско-японской войне в 1904-05 годах. Япония так же выиграла эту войну, завоевав при этом некоторые территории и международное уважение. Позднее Япония усилила своё влияние на Корею и присоединила её в 1910 году. В Японии эти военные успехи привели к небывалому повышению национализма, а за Японией в повышении национальной гордости последовали другие азиатские страны. В 1912 году император Мэйдзи умер, и эра правящей группировки Гэнро закончилась.

Эпоха Мэйдзи (в переводе „реставрация монархии”)

(эпоха просвещенного правления императора Муцухито)

(1868-1912 гг)

В Японии до середины XIX века. страной правили крупные феодалы, а император реальной власти не имел. Такая форма правления имела название сегунат.

Существовали высокие местные налоги, произвол самураев, сильное влияние различных феодальных группировок, угнетение крестьян, голодные годы, которые часто повторялись. Часто происходили восстания крестьян и городской бедноты.

1867 – 1868 pp. революционные события в Японии, в ходе которых был ликвидирован сегунат и восстановлена власть императора, который опирался на союз буржуазии, новых помещиков и богатых крестьян.

Установилась власть Муцухито, который начал осуществлять административную, аграрную, социальную, финансовую, военную, судебную, образовательную реформы, заимствуя опыт европейских стран.

1. По Конституции 1889 года Япония - конституционная монархия, которая была полу абсолютистской, помещичье-буржуазной.

2. Парламент имел очень узкие полномочия, он не мог вносить никаких поправок или изменений к конституции - это мог сделать только император.

3. Конституция провозгласила ряд политических свобод, но в последующие годы они были резко ограничены различными правительственными указами.

Крах политики самоизоляции

Правительство Японии проводил политику самоизоляции от внешнего мира.

1853 г. К берегам Японии прибыла американская эскадра под командованием М. Перри, чтобы заставить власти отказаться от политики изоляции от внешнего мира и установить торговые и дипломатические отношения с США. Под угрозой начать военные действия Перри вынудил японское правительство заключить кабальные договоры с американскими и европейскими странами.

1854-1858 pp. США, Великобритания, Голландия, Франция и Россия под угрозой применения силы навязали Японии Ансейські договоры. Это были неравноправные договоры. Установлены торговые льготы для европейцев, начался приток дешевых европейских товаров. Эти договоры прекратили более чем двухсотлетнюю изоляцию Японии от внешнего мира.

Самураи - это:

В широком смысле - название светских феодалов;

В узком значении - военно-феодальное сословие мелких служилых дворян;

В переносном смысле - японская военщина.

1. Преодолевалась раздробленность страны и создавалась централизованная государство.

2. Произошла быстрая модернизация страны на основе применения зарубежного опыта с учетом национальных традиций.

3. Реформы способствовали развитию рыночных отношений в стране.

4. Способствовали преодолению международной изоляции Японии.

5. Привлекали Японию в мировой экономики.

6. Создавали благоприятные условия для формирования индустриального общества.

Экономический рост страны Причины быстрого экономического роста Японии

1. Государство строило заводы, судоверфи, железные дороги, которые потом отдавало частным фирмам за 20-30% их стоимости.

2. За счет государства была создана система транспорта и связи.

3. Помещики, купцы, прибегали к промышленной деятельности, получали от государства большие субсидии, дешевые займы, освобождение от налогов.

Субсидия - денежная или натуральная помощь.

4. Япония широко использовала технические достижения стран Западной Европы и США.

5. Была дешевая рабочая сила.

6. Япония захватывала внешние рынки и источники сырья в результате захватнических войн.

Особенности экономического развития

1. Были ликвидированы цехи и гильдии, которые мешали развитию свободного предпринимательства.

2. Правительство строил большие „образцовые” заводы, которые потом передавались в аренду или продавались на льготных условиях тем фирмам, которые были связаны с помещичье-буржуазной правящей коалицией.

3. Правительство предоставляло большие субсидии на строительство предприятий и дорог, а также льготы и привилегии с их налогообложения.

4. В 70 - 80-х годах XIX века. в Японии частным капиталом, было создано почти 1300 промышленных предприятий, преимущественно мануфактурного типа с применением ручного труда, в основном переделывали сельскохозяйственное сырье.

5. В стране преобладали мелкие предприятия полукустарного типа, лишь 15% предприятий в стране применяли машины и механизмы.

6. В конце XIX века. в Японии возникали монополии. Крупнейшие из них:

Мицу. В ее руках были различные отрасли промышленности: прядильная, бумажная, горнодобывающая, электротехническая. Была связана с правящей верхушкой, от которой получила много предприятий, построенных правительством, а также различные льготы и привилегии в торговле и банковском деле;

Мицубиси. В ее руках была банковское дело, морское мореплавание, судостроение, железные дороги, угольная промышленность.

7. Происходил процесс концентрации капитала.

В 1897 г. пять крупных банков владели 25% вкладов страны.

1. В конце XIX века. ускорилось индустриальное развитие Японии, чему способствовали реформы Мэйдзи.

2. Своеобразие индустриального общества, которое формировалось в Японии, заключалась в укреплении экономических и политических связей между имперским двором, помещиками, буржуазией, сохранении феодальных пережитков, поощрение государством развития промышленности.

3. Промышленность Японии развивалась неравномерно: текстильная росла быстрыми темпами, металлургия вследствие недостачи сырья сначала развивалась медленными темпами.

4. По общему объему промышленного производства Япония значительно отставала от Великобритании, Франции, Германии, США и России.

5. В сельском хозяйстве существовало безземелья и малоземелья.

ПОДІЛИТИСЯ: