Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые РФ, РТ. (6 ч.). Рельеф и геологическое строение

Поверхность Западно-Сибирской равнины имеет меньшие абсолютные высоты, а рельеф ее более плоский, чем на Восточно-Европейской равнине. На общем фоне выровнен­ной поверхности с абсолютными высотами от 50 до 150 м в ее средней части от гор Урала до Енисея тянется полоса возвышенных Сибирских увалов с высотой до 285 м.

Характер поверхности Западно-Сибирской равнины обус­ловлен особенностями ее геологической истории. Выров­ненную и опущенную поверхность фундамента Западно-Сибирской плиты в середине мезозойской эры залили древние моря, на дне которых отлагались мощные толщи осадков. В конце палеогенового периода море отступило, и его дно стало поверхностью равнины.

В четвертичном периоде север равнины покрывался льдом, и сток талых вод ледника в Северный Ледовитый океан был затруднен, а временами и совсем прерывался, поэтому эти воды широко разливались по поверхности равнины. Когда льды растаяли, равнина снова стала сушей.

Вопреки существовавшим долгое время представлениям Западная Сибирь очень богата природными ресурсами. Тайну ее недр лишь в 50-60-х годах разгадали советские геологи, открывшие многочисленные богатейшие место­рождения горючих полезных ископаемых.

На относительно небольших площадях в центральных районах Западной Сибири открыто много месторождений большей частью высококачественной нефти. Особенно бо­гатые нефтеносные площади установлены в Нижне-Вартовском (Самотлорское месторождение), Сургутском и Мегионском районах.

В низовьях рек Оби, Таза, на полуострове Ямал откры­ты месторождения природного газа.

1. В какое геологическое время образовалась и какое
геологическое строение имеет Западно-Сибирская плита?

2. Какими полезными ископаемыми богата территория
Западно-Сибирской равнины? Назовите их месторождения.


Приложение М 9 Хорошо!

(отрывок из поэмы)

В. В. Маяковский

земной шар чуть не весь

обошел,- и жизнь

хороша, и жить

хорошо. А в нашей буче,

боевой, кипучей,- и того лучше. Вьется

улица-змея. Дома

вдоль змеи. Улица -

моя. Дома -

мои. Окна

разинув, стоят

магазины. В окнах

продукты: вина,

фрукты. От мух

кисея. Сыры

не засижены. Лампы

сияют. «Цены

снижены». Стала

оперяться моя

кооперация.


грошом. Очень хорошо. Грудью

у витринных

книжных груд.

Радуюсь я,-

вливается

моей республики. Пыль

шиной губатой - в моем

автомобиле мои

депутаты. В красное здание на заседание. Сидите,

не совейте в моем

Моссовете. Розовые лица. Револьвер

желт. Моя

милиция меня

бережет. Жезлом

правит, чтоб вправо

шел. Пойду

направо. Очень хорошо. Надо мною

небо. Синий


шелк! Никогда

не было так

Жизнь прекрасна и

удивительна. Лет до ста

расти нам

без старости. Год от года

нашей бодрости. Славьте,

и стих, землю молодости.


Приложение № 10

Основные вопросы :Каковы основные формы рельефа суши? Какие внешние и внутренние процессы формируют рельеф? Какие полезные ископаемые связаны с складчатыми поясами и осадочным чехлом?

Геологическое строение. Материк входит в состав Северо-Американской литосферной плиты , располагаясь у ее западного края. Восточная и западная части материка различаются геологическим строением. Вспомните, на какие части раскололся праматерик Пангея?

Основу восточной части материка образует древняя Северо-Американская платформа . На северо-востоке основание платформы приподнято и выходит на поверхность в виде Канадского щита . В западной и южной частях материка кристаллический фундамент перекрыт толщей осадочных пород. Эта часть платформы по строению является плитой. Северо-Американская платформа окаймлена древними складчатыми поясами, на западе - более молодыми, чем на востоке. В палеозое к платформе присоединились складчатые системы Аппалачей , Гренландии и Канадского Арктического архипелага, в мезозое – системы Кордильер . Их самые молодые хребты возникли в кайнозое при взаимодействии Северо-Американской и Тихоокеанской литосферных плит.

Рельеф. На рельеф северной и восточной части региона повлияло древнее материковое оледенение. В долине Миссисипи южная граница максимального распространения ледника доходила до 38 параллели. Под его толщей находились Лаврентийская возвышенность и полуостров Лабрадор . Здесь широко представлены созданные ледником формы рельефа (холмы и гряды с высотами 300-600 м, округлые скалы бараньи лбы (рис.9.1.) и длинные узкие заливы фьорды . Отложениями ледника - моренами - сложена на севере холмистая, с высотами до 200-500 м, поверхность Центральных равнин . Ледник принес сюда многочисленные валуны, создал котловины современных озер.

Западнее Центральных равнин с севера на юг почти на 4000 км протянулись Великие равнины , изрезанные многочисленными глубокими оврагами, и «ступенями» спускающиеся к Центральным равнинам. (Рис.11.1). Отдельные участки Великих равнин непригодны для использования в хозяйстве. Они получили название бедленды («дурные земли») (рис.12.1).

На юге Великие и Центральные равнины переходят в плоские и заболоченные Примексиканскую и Приатлантическую низменности. Вдоль восточной окраины материка простираются сильно разрушенные с плоскими вершинами Аппалачи (г. Митчелл , 2037 м). В предгорьях Аппалачей находится крупнейшая на Земле Мамонтова пещера . Западная часть материка занята мощной горной системой Кордильер (рис.13.1). В ее северной части в Аляскинском хребте находится высшая точка континента - гора Мак-Кинли (6194 м).

Кордильеры состоят из трех, протягивающихся с севера на юг, поясов горных цепей, разделенных поясами плато и межгорных долин. Восточный пояс представлен широкой цепью высоких Скалистых гор. У их западных подножий протягивается цепь высокогорных плато и плоскогорий (рис.14.1). Среди них выделяются вулканическое Йеллоустонское и плато Большой Бассейн , изрезанное глубочайшими речными каньонами Колорадо (рис.15.1).

Система горных хребтов обрамляет плато и плоскогорья на западе и представлена цепью потухших вулканов Каскадных гор. Реки изобилуют живописными водопадами и порогами. Много горячих источников. Южнее возвышаются «снежные горы» Сьерра-Невада . На крайнем западе находятся Калифорнийская долина и Долина Смерти (рис.16.1) , безжизненная поверхность которой имеет абсолютную отметку -86 м.

Третий, самый западный и по возрасту наиболее молодой пояс Береговы х хребтов тянется вдоль побережья Тихого океана. Береговые хребты и Калифорнийская долина входят в Тихоокеанское «огненное кольцо». На юге материка все горные пояса Кордильер сходятся, образуя Мексиканское нагорье (рис.17.1), большая часть которого покрыта застывшей лавой. Южная часть нагорья представлена цепью действующих вулканов (Орисаб а, 5700 м).

Северная Америка богата полезными ископаемыми . Из горючих полезных ископаемых наиболее значительны запасы нефти, газа, каменного угля. Месторождения нефти и газа находятся на тихоокеанском побережье США, Примексиканской низменности, на шельфе окраинных морей Северного Ледовитого океана, Аляске, юге Центральных и Великих равнин. Каменным углем богаты восток Центральных равнин и предгорья Аппалачей. Месторождения бурых углей расположены на Великих равнинах, в межгорных котловинах Кордильер, на Аляске.

Крупнейшие запасы железных руд сконцентрированы в кристаллических породах Канадского щита в районе озера Верхнее и п-ова Лабрадор, в Северных Аппалачах, на о. Ньюфаундленд и в Гренландии. Широко распространены руды цветных металлов: медные (Скалистые горы, Мексиканское нагорье, Канадский щит), свинцово-цинковые (долина Миссисипи, Кордильеры), бокситы (о. Ямайка), никелевые (Лаврентийская возвышенность, о. Куба). Мощные запасы урановых руд сосредоточены на плато Колорадо, золота – в бассейне Юкона и на юго-западе США. Среди нерудных полезных ископаемых выделяются запасами фосфориты (п-ов Флорида), асбест (Аппалачи) и калийные соли (юг Великих равнин, район Великих озер).

1. Назовите основные формы рельефа Северной Америки. 2*. Какая зависимость существует между геологическим строением и рельефом территории? 3. Какие полезные ископаемые добывают на материке? 4*. Какое влияние на формирование рельефа Северной Америки оказал ледник?

Вдоль берегов Северного Ледовитого океана располагаются возвышенные или гористые острова: , Новосибирские и Ляховские, . Севернее Северо-Сибирской низменности, в пределах полуострова простираются горы Бырранга с вершиной Ледниковая в 1146 м.

Наиболее высокая точка России — вершина Эльбрус — 5642 м и Казбек — 5033 м, находящийся в пределах Главного Кавказского хребта. Примыкающие к Кавказским горам и горам Южной Сибири равнины имеют отчетливо выраженный наклон на север, поэтому большинство — , Енисей, Яна, Индигирка, — текут с юга на север. Господство северной покатости не случайно. Оно обусловлено подвижками гигантских литосферных плит. С юга на Евро-Азиатскую плиту надвигаются Африкано-Аравийская и Индостанская плиты. В зоне их контакта происходило в прошлом и происходит в настоящее время вздымание и смятие в складки осадочных слоев , образование высоких гор. По этой же причине прилегающие к ним равнины оказались наклоненными на север. Во всей зоне взаимодействия литосферных плит происходят интенсивные подвижки различных по размерам участков земной коры, которые сопровождаются разрушительными . Они охватывают весь южный пояс гор и прилежащие к ним участки равнин. Самые сильные и частые землетрясения происходят в районах Кавказа, Памира, и Копетдага. Долиной Енисея делится на две части — восточную и западную.

Как хорошо видно на физической карте, на западе располагаются в основном низкие равнины — Восточно-Европейская, Западно-Сибирская. Средняя высота наиболее приподнятой из них — Восточно-Европейской — не более 150 м. К востоку от Енисея господствуют приподнятые территории. Обширное пространство занимает Среднесибирское плоскогорье, средняя высота которого более 500 м. На юге и юго-востоке к нему примыкают горы Алтая, Саян, Прибайкалья, Забайкалья, Станового и . С востока и северо-востока оно окаймлено хребтами Черского, Верхоянским и Колымского нагорий. Большая высота этой части России обусловлена поддвигом с востока под континентальную плиту Тихоокеанской океанической литосферной плиты. Крайний восток России находится в зоне взаимодействия этих гигантских плит. Оно сопровождается действующим , прогибами дна прилегающих морских котловин. На Камчатке находится самый высокий действующий и мира Ключевская сопка (4750 м). Особый тектонический район расположен к юго-востоку от Среднесибирского плоскогорья в Прибайкалье и Забайкалье, где взаимодействуют части Китайской и Сибирской платформ, входящих в состав . В зоне их контакта растрескиваются обширные участки земной коры, формируется глубокая озера , происходят сильные землетрясения.

Большая часть территории страны (68%) занята равнинами. Это обусловлено тем, что в пределах России находится несколько крупных платформ, различных по возрасту. В пределах древней Русской платформы находится огромная . Фундамент ее формировался в основном в архее и протерозое. Поверхность равнины осложнена чередующимися равнинами и низменностями. Деформации рельефа поверхности равнины обусловлены воздействиями на Русскую платформу подвижек Африкано-Аравийской литосферной плиты. Приднепровская, Среднерусская и Приволжская возвышенности располагаются как бы на гребнях волн деформации земной коры. А между ними в понижениях находятся низменности Днепровская, Окско-Донская, Прикаспийская. Русская имеет два щита — и .

В пределах древней Сибирской платформы находится приподнятое и потому сильно расчлененное Среднесибирское плоскогорье. Докембрийский складчатый фундамент, залегающий в основании платформы, выходит на поверхность в пределах Анабарского и Алданского щитов. Он разбит многочисленными трещинами, по которым произошло излияние магматических — траппов. Они занимают огромные площади: более 1,5 млн. км2, мощностью более 1500 м.

Наряду с древними, на территории страны есть и молодые платформы, например Туранская, Западно-Сибирская и другие. Складчатый фундамент молодых платформ палеозойского возраста залегает под мощными горизонтальными толщами осадочных пород. В пределах Западно-Сибирской плиты находится обширная низкая, слабо наклоненная к северу Западно-Сибирская низменность.

Примерно треть территории страны занята горами. Они различаются по происхождению, высоте, внутреннему строению и внешнему облику.

Наиболее высокие горы приурочены к геосинклинальным поясам земной коры, расположенным на границах взаимодействия литосферных плит. В их пределах в течение нескольких геологических эпох происходило интенсивное накопление осадков, развивались вулканические процессы. В результате подвижек литосферных плит оказавшиеся между ними осадочные и вулканические толщи сминались в складки и испытывали поднятия. Таким образом геосинклинали постепенно превращались в цепи горных сооружений. На территории России выделяют три основных геосинклинальных пояса. Вдоль южных границ страны протягивается Альпийско- пояс. В пределах Евразии в его состав входят горы Карпаты, Кавказ, Копетдаг, . Наиболее высокие из них и Памира. Кавказ непосредственно примыкает к Аравийской литосферной плите, продвигающейся к северу со скоростью 2-4 см в год, поэтому складки земной коры в пределах Кавказа высоко приподняты, надвинуты к северу и расколоты многочисленными разломами. По разломам в прошлые геологические эпохи неоднократно изливалась лава, формировались вулканические плато и горы. Вулканическое происхождение имеют высочайшие вершины Кавказа — Эльбрус, Казбек и Арагац, а также Армянское нагорье.

Вдоль восточных побережий России на протягивается Тихоокеанский геосинклинальный пояс. Он сформировался в зоне, где океаническая литосферная плита со скоростью 5-7 см в год поддвигается под континентальную Евразиатскую плиту. В результате все тектонические процессы протекают на Дальнем Востоке очень интенсивно. Здесь располагаются гряды вулканических гор, происходят , землетрясения. В состав этого пояса входят Корякское нагорье, горы Камчатки, Сахалина, острова и прибрежная полоса Сихотэ-Алиня.

Во внутренних частях России располагается Урало-Охотский (Урало-Монгольский) геосинклинальный пояс. Он состоит из гор Урала, Центрального , Тянь-Шаня, Алтая, Саян, и части гор побережья. Этот геосинклинальный пояс самый древний. Смятие в складки осадочных толщ и формирование гор происходило в течение палеозоя. Образовавшиеся горы в дальнейшем оказались в значительной мере разрушенными. Современные горы, возрожденные в кайнозое, невысокие (2-3 тыс. м). Лишь на крайнем юге пояса находятся горы Тянь-Шаня с высотами 5-7 тыс. м. В этой части геосинклинальный пояс испытывает со стороны надвигающейся Индостанской плиты, в результате которого древние складчатые структуры Тянь-Шаня оказались высоко приподнятыми.

Образование складок и первоначальное формирование гор в геосинклинальных поясах происходило в разные отрезки геологической истории. На территории России выделяется несколько циклов горообразования. Наиболее древние горообразовательные циклы происходили в архейскую и протерозойскую эры. Складчатые образования этого возраста слагают основание древних платформ. Байкальский цикл приурочен к концу докембрия — началу палеозоя. Складки байкальского возраста располагаются в основании и нагорий Забайкалья. В палеозое произошли каледонская и герцинская складчатости. Складчатые образования этого возраста залегают в основании Урала, Алтая, Саян, Тянь-Шаня, гор Таймыра. Все эти древние горные сооружения затем были в значительной степени разрушены и выровнены. На их месте частично сформировались молодые платформы. Позднее в течение мезозоя и кайнозоя произошло возрождение и омоложение этих гор. Древние складки земной коры оказались разбитыми разломами на глыбы, которые приподнялись в виде вторичных гор. У таких гор, прошедших через стадии выравнивания, имеется ряд характерных черт и особенностей. На многих участках они имеют плоские вершины, крутые обрывистые склоны и сложный рисунок речных долин.

На северо-востоке России складчатые образования Верхоянских гор, хребта Черского и западной части Сихотэ-Алиня сформировались в мезозое. Образование складок гор , Кавказа, Копетдага, Памира, Камчатки, Сахалина, Курильских островов и восточной части Сихотэ-Алиня происходило в кайнозое. За относительно короткий (в геологическом смысле) период времени эти горы не успели разрушиться. Время их формирования совпало с периодом смятия в складки осадочных толщ геосинклинального пояса.

Основные формы — равнины, горы и нагорья — обязаны своим происхождением внутренним силам Земли. Но многие существенные детали их современного рельефа созданы внешними силами. Почти всюду формирование современного рельефа происходило и происходит под воздействием текучих вод. В результате образовались формы рельефа — речные долины, балки и . Овражно-балочная сеть особенно густа на таких возвышенностях, как Среднерусская, Приволжская, и в предгорьях. Многие прибрежные морские равнины имеют плоский выровненный рельеф, который образовался за счет процессов, связанных с наступанием и отступанием моря. Поэтому на обширных пространствах современной суши морские залегают горизонтально. Таковы равнины Прикаспийской, Причерноморской, Приазовской, Печорской и северной части Западно-Сибирской низменностей.

На значительных по размерам территориях нашей страны многие формы рельефа были созданы в результате покровных четвертичных оледенений. Особенно велико их влияние в северной половине Европейской части России, которая неоднократно покрывалась ледниками, спускавшимися далеко на юг со Скандинавских гор и Полярного Урала. Следами деятельности являются многочисленные холмы и гряды, сложенные мореной. Широко распространены здесь и формы рельефа, возникшие в результате деятельности талых ледниковых вод. Это разнообразные по форме и вещественному составу холмы и плоские песчаные равнины. Подобные же формы рельефа, связанные с деятельность ледника и его талых вод, встречаются и на территории Западной и . Но здесь они занимают меньшую площадь, поскольку оледенение в этих районах было менее интенсивным: в условиях резко континентального , где выпадает мало осадков, значительных по мощности ледников образоваться не могло.

Горные ледники в четвертичное время существовали почти во всех горах. На наиболее высоких из них ледники есть и теперь. Следами былых горных оледенений являются такие формы рельефа, как цирки и троговые долины. Они широко распространены на Кавказе, в , и во многих других горах России.

В ряде районов России имеются формы рельефа, образованные деятельностью . Особенно широко они представлены в засушливых районах страны. Так, Прикаспия сформировались песчаные холмы — барханы и гряды. Эоловые формы встречаются и во влажных районах. Дюны Прибалтики возникли в результате перевеивания песка морских пляжей и кос.

На севере Европейской части страны и к востоку от Енисея почти повсеместно встречаются формы рельефа, связанные с толщами . Особенно распространены бугры пучения, возникающие в результате замерзания , разного рода просадки грунта над участками оттаивания мерзлых пород. Эти процессы мешают строительству, часто сопровождаются разрушением дорог, домов и промышленных зданий.

Для того чтобы разобраться в особенностях рельефа, необходимо знать геологическую историю его формирования. Ученые, изучая слои горных пород, выяснили, что все они прошли долгий путь формирования и имеют различный возраст. Об этом вы узнаете из этого урока, совершив увлекательное путешествие по истории развития земной коры. А также, научитесь читать геохронологическую таблицу и познакомитесь с геологической картой.

Тема: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

Урок: Особенности рельефа как результат геологической истории формирования территории

Чтобы понять закономерность формирования гор и равнин необходимо познакомится с историей геологического формирования территории. Историю геологического развития любой территории узнают, изучая возраст, состав и залегание горных пород. Именно по этим данным можно узнать, что происходило с территорией в далёкие геологические эпохи, покрывалась ли территория морем или происходило извержение вулканов, были ли здесь пустыни, или ледники.

Одни участки земной поверхности сложены древними метаморфическими породами, другие молодыми вулканическими, а третьи осадочными. Горные породы могут залегать горизонтально или образовывать складки. Все горные породы имеют абсолютный или относительный возраст. Относительный возраст определяется понятиями «древнее» и «моложе». Осадочные и вулканические породы накапливаются горизонтальными слоями и поэтому естественно предположить, что более древние находятся глубже, а более молодые находятся ближе к поверхности. (см. рис. 1)

Рис. 1. Залегание слоев осадочных пород

помогают определить относительный возраст и древние окаменелости. (см. рис. 2)

Рис. 2. Трилобит. Возраст около 380 млн лет

Мощные толщи осадочных пород образуются на дне Мирового океана. Океан когда-то покрывал обширные территории нашей планеты и в нем жили различные животные, которые погибали и оседали на дно, заносились песком, илом, мягкие ткани разлагались, а твёрдые становились окаменелостями.

Чем более сложно устроен организм, тем горная порода моложе; чем проще, тем старше. Абсолютный возраст пород - это количество лет прошедших со дня образования данных пород.

Изучение горных пород, вымерших остатков животных и растений, позволило выделить несколько этапов формирования геологической истории нашей планеты. Эти этапы отражены в геохронологической таблице («гео» - земля, «хронос» - время, «логос» - учение) . Геохронологическая таблица представляет собой геологическую летопись событий, происходящих на нашей планете. В таблице представлена последовательность и продолжительность смены различных геологических этапов, также в таблице могут быть представлены, различные геологические события в разные периоды, типичные животные, а так же полезные ископаемые, которые формировались в различные эпохи. Геохронологическая таблица построена по принципу: от древнейшего до современного, поэтому читать её нужно снизу - вверх. (см. рис. 3)

Рис. 3. Геохронологическая таблица ()

По наиболее существенным изменениям, произошедшим на нашей планете в геологическом прошлом, всё геологическое время делится на два крупных геологических отрезка - эоны : Криптозой - время скрытой жизни, Фанерозой - время явной жизни. Эоны включают в себя эры :Криптозой - Архей и Протерозой, Фанерозой - Палеозой, Мезозой и Кайнозой. (см. рис. 4)

Рис. 4. Деление геологического времени на эоны и эры

Последние три эры: Палеозойская, Мезозойская, Кайнозойская разделены на периоды, в силу того, что геологический мир был в то время сильно осложнён. Названия периодов даны были по тому, где впервые обнаружены горные породы данного возраста, или по тем горным породам, слагающим ту или иную местность, например: Пермский и Девонский по названию местности, а Каменноугольный, или Меловой по породам. Мы живём в Каинозоскую эру, современную, которая длится по сей день. Она началась примерно 1,7 млн. лет назад. (см. рис. 3)

Рассмотрим некоторые характеристики геологических эр. Архей и Протерозой считаются временем скрытой жизни (Криптозой) . Считается, что существующие в то время органические формы жизни не имели твердых скелетов, поэтому они не оставили никаких следов в отложениях этих эр. (см. рис. 5)

Рис. 5. Криптозой (Архей и Протерозой) ()

Время господства беспозвоночных, ракообразных, насекомых, моллюсков. В позднем Палеозое появились первые позвоночные - амфибии, рыбы. В царстве растений господствовали водоросли и пселофиты. Позже появляются хвощи и плауны. (см. рис. 6)

Рис. 6. Палеозой ()

В Мезозое господствуют крупные рептилии, а в растительном мире голосеменные.(см. рис. 7)

В Кайнозое - господство покрытосеменных цветковых растений, появление млекопитающих и, наконец, человека. (см. рис. 8)

Рис. 8. Кайнозой ()

В каждой из геологических эпох и периодов происходило накопление химического и механического состава горных пород. Для того чтобы узнать какими породами сложена та или иная территория нашей страны, мы можем воспользоваться геологической картой России. (см. рис.9)

Рис. 9. Геологическая карта России ()

Геологическая карта содержит информацию о возрасте горных пород, о полезных ископаемых. Информация на карте показана разными цветами. Если вы посмотрите на геологическую карту, то увидите что самыми древними горными породами сложены территория Забайкалья и Кольского полуострова.

Различные периоды показаны разными цветами, например, породы Каменноугольного периода показаны серым цветом, а Мезозойского - зелёным. Анализируя геологическю карту, можно обратить внимание на то, что Восточно-Европейская равнина сложена горными породами Палеозойской эры, и лишь, на Крайнем Северо-Западе мы видим выходы пород Архейского и Протерозойского периода. Западно-Сибирская низменность сложена молодыми отложениями Палеогена и Неогена.

По геологическим картам можно получить информацию о полезных ископаемых, а также прогнозировать их поиск.

Геологический возраст нашей планеты насчитывает примерно 4,7 млрд лет. Именно в этот период в результате дифференциации вещества образовались ядро, мантия, . (см. рис. 10)

Рис. 10. Внутреннее строение Земли

Земная кора разбита на блоки - литосферные плиты. Перемещаясь по мантии, литосферные плиты изменяли очертания материков и океанов. (см. рис. 11)

Рис. 11. Литосферные плиты

Были периоды, когда литосферные плиты опускались, и тогда площадь суши уменьшалась, а площадь Мирового океана увеличивалась. Такие эпохи, более спокойные в геологическом отношении, назывались эпохами морей . Они чередовались с более бурными в геологическом отношении и короткими по продолжительности периодами, которые назывались эпохами суши . Эти эпохи сопровождались активным вулканизмом и горообразованием.

Домашнее задание

  1. Используя геохронологическую таблицу, установите, какие периоды более древние: девонский или пермский, ордовикский или меловой, юрский или неогеновый?
  2. Какая из эр более древняя: протерозойская или мезозойская, кайнозойская или палеозойская?
  3. В какую эру и в какой период мы живем?
  1. География России. Природа. Население. 1 ч. 8 класс / авт. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе
  2. География России. Население и хозяйство. 9 класс / авт.В.П.Дронов, В.Я. Ром
  3. Атлас. География России. Население и хозяйство / изд »Дрофа» 2012
  4. УМК (учебно-методический комплект) « СФЕРЫ» . Учебник « Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс» авт. В.П.Дронов, Л.Е Савельева. Атлас.

Другие уроки на эту тему

  1. Строение земной коры (литосферы) на территории России ().
  2. Рельеф России, геологическое строение и полезные ископаемые ().

Узнай больше по теме

  1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые ().
  2. История жизни на Земле ().
  3. Интерактивный геологический атлас России ().
  4. Сайт минералогического музея им. А.Е. Ферсмана ().
  5. Сайт Государственного геологического музея им.В.И. Вернадского ().

Тема: Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Евразии.

Цели:

    образовательные: изучить особенности рельефа материка Евразия, выяснить причины, обусловившие эти особенности, проследить взаимосвязь тектонического строения и размещения полезных ископаемых ;

    воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса о природе рельефа и полезных ископаемых Евразии; способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к миру.

    развивающие: развивать умение работать с учебником, атласом, дополнительным материалом, интерактивной доской, контурными картами.

Задачи урока:

- Выяснить причины разнообразия форм рельефа Евразии, через определение закономерностей размещения крупных форм рельефа и тектонических структу р;

- Отработать и закрепить приём сопоставления карты «Строение земной коры» и физической карты Евразии;

Познакомить учащихся с основными района вулканизма и землетрясений в Евразии;

Продолжать отрабатывать умение нацелить себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности,

- Продолжать формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

- Определить личностно-значимые аспекты изучения рельефа материка

Умения и навыки:

Называть и показывать основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых;

Описывать географическое положение крупных форм рельефа;

Объяснять особенности размещения крупных форм рельефа на материке.

- сопоставлять и анализировать карты, с целью получения новых знаний, по типовому плану характеризовать основные формы рельефа, делать ввводы

Методы работы: методы проблемного обучения (частично-поисковые, исследовательские), методы организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические, аналитические, синтетические, проблемно-поисковые, самостоятельная работа и работа под руководством), методы контроля и самоконтроля.

Оборудование: Интерактивная доска, мультимедийная установка, физическая карта мира, компьютер, тетради, раздаточный материал. Атлас для 7 класса по географии, листы самооценки

Форма работы: в парах, индивидуальная

Тип урока: комбинированный

Ход урока.

1. Организационный момент: На каждой парте учащихся лежит лист самооценки, где прописаны задания и их критерии оценивания, достижения учащихся. 1 мин

2. Актуализация знаний. Проверка знаний: учащимся предлагается выполнить задание «Цифровой диктант». На каждой парте учащихся лежит лист с заданием. Ребята работают в парах. Предлагается ряд заданий, которые нужно выполнить на листе самооценки. 5 мин

Задание: расставьте цифры соответствующие морям, которые принадлежат данным океанам.

Океаны: Северный Ледовитый_________________

Атлантический______________________

Индийский_________________________

Тихий_____________________________

К каким океанам принадлежат моря:

1)Карское; 2)Берингово; 3)Аравийское; 4) Балтийское; 5) Черное; 6)Желтое; 7) Охотское, 8) Баренцево; 9) Белое; 10) Северное; 11) Средиземное; 12) Восточно-Китайское; 13) Азовское; 14) Лаптевых; 15) Японское

3. Изучение нового материала:

Вступительное слово учителя : Вы узнали о внутреннем строении Земли, о составе, строении и процессах, происходящих во внешних оболочках, путешествовали по земной поверхности с помощью карт и овладевали приёмами работы с ними. Побывали на пяти материках Земли и бороздили просторы Мирового океана. И мы сегодня с вами продолжаем изучение материка Евразия.

Вопрос : Вспоминая тему прошлого урока, скажите, пожалуйста, почему это особенный материк?

Ответ: Самый большой по площади материк, на нём расположены самые высокие горы, обширные равнины, разнообразные ландшафты, живёт множество народов и т. п.

Если мы уже изучили географическое положение материка, какую тему в соответствии с планом изучения материка мы будем изучать дальше?

Рельеф, тектонические строение и полезные ископаемые Евразии

Для того чтобы изучить данную тему нам необходимо:

Усвоить особенности строения, рельефа и полезных ископаемых Евразии, отработать и закрепить приём сопоставления карты «Строение земной коры» и физической карты Евразии.

Мы будем продолжать отрабатывать умение сравнивать, обобщать и делать выводы – то есть будем продолжать учиться размышлять.

ПЛАН УРОКА

- Почему знание рельефа необходимо при изучении материка?

При характеристики рельефа. Какие карты мы с вами будем использовать?

Ребят, а давайте с вами вспомним что вы знаете о рельефе?

Задание: посмотрите на физическую карту и попытайтесь дать образное описание рельефа Евразии, выделить особенности.

Ответы учащихся, с помощью наводящих вопросов.

Разнообразен ли рельеф Евразии?

Что вы можете сказать высоте Евразии?

Назовите величайшую горную систему земного шара.

Что вы можете сказать о количестве и размерах равнин?

Найдите самую высокую и низкую точку Евразии

Посчитайте колебания высот на материке .

Вывод : анализируя карту можно сделать вывод, что:

    Евразия выше других материков

    На ее территории расположены высочайшие горные системы. Гималаи с вершиной Джомолунгма (Эверест, 8848 м)

    Равнины большие по размерам и тянутся на тысячи км и занимают большую часть территории Евразии

    Велики колебания высот (от впадины Мертвого моря, до вершины Гималаев)

- Сравните рельеф Евразии и рельеф других материков. Попробуйте выделить причины сходства и различия.

А в чем причина? (в истории развития материка)

Задание 2. Равнины и горы Евразии имеют самую различную высоту. Установите правильную последовательность, пронумеровав данные территории по мере возрастания высот. Атлас с. 48-49

Форма рельефа

Высота, м

Западно – Сибирская равнина

Среднесибирское плоскогорье

свыше 1000 м

г. Камень-1664м

Восточно – Европейская равнина

Хибины 1191м

Прикаспийская низменность

ниже 0 м (-28м ниже уровня моря)

Уральские горы

г. Народная1895 м

Нагорье Тибет

Свыше 5000м

Иранское нагорье

Делаем вывод: Таким образом, мы видим, что рельеф Евразии очень контрастен и разнообразен .

Строение земной коры в пределах Евразии.

С помощью каких источников информации мы можем узнать, какое строение имеет земная кора в пределах Евразии? (карта «Строение земной коры», «Литосферные плиты» с. 8-9, 10 атлас)

Как образовался материк Евразия? (Пангея-Лавразия (северные)- Гондвана (южные)

Если Евразия материк, то какой тип земной коры залегает в основании этого участка земной поверхности? Материковый тип земной коры.

Какие участки входят в состав земной коры материкового типа? Устойчивые платформы и складчатые области.

Что такое платформа?

Какие формы рельефа соответствуют платформам?

Что такое складчатая область? (тектоническая складчатая структура планетарных масштабов, отделяющая древние платформы друг от друга или от океана.)

Как образовались складчатые области?

Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям?

От чего зависят строение, высота и облик гор?

Анализ карты строения земной коры с. 8-9, 10 атлас

Что лежит в основании материка Евразии? (Евразийская литосферная плита)

Одинаковый ли возраст участков Евразийской плиты? (неодинаковый)

- Что проходит по границе литосферных плит? (складчатые пояса). К этому вопросу мы вернемся позже

Задание 3: Используя карту «Строение земной коры» и физическую карту Евразии, установите зависимость между строением земной коры и размещением крупных форм рельефа по территории Евразии.

Какие закономерности вы заметили? (Складчатым поясам принадлежат горы, а платформам – равнины и плоскогорья).

- Почему складчатые пояса находятся на южной и восточной окраине материка? ( т.к. здесь стык литосферных плит)

С какими плитами она граничит? (На юге с Индо-Австралийской и Африкано-Аравийской плитами, на востоке – с Тихоокеанской)

Как Евразийская плита взаимодействует с Тихоокеанской плитой?

Происходит столкновение материковой Евразийской и океанической Тихоокеанской плит – океаническая плита уходит под материковую, образуются глубоководные желоба с островными дугами, происходит активный вулканизм, очень часто случаются землетрясения.

Формулируем вывод: Причина разнообразия поверхности материка в строении и истории развития земной коры.

Сейсмически активные пояса. Землетрясения и вулканизм.

С какими плитами взаимодействует Евразийская плита на востоке и на юге?

Чем отличаются эти части материка?

Что происходит в таких зонах и как они называются?

- Что вы помните о Тихоокеанском огненном кольце?

Когда было последнее крупнейшее землетрясение в этой зоне?

Приведите примеры действующих вулканов (работа с картой)

Что еще повлияло на рельеф Евразии? Древнее оледенение .

(На рельеф материка оказало большое влияние и древнее оледенение, которое захватило северную часть материка. Спускаясь со Скандинавских гор, лед сглаживал их поверхность. После его таяния на Восточно-Европейской равнине, к югу от Балтийского моря, на севере Азии остались многочисленные морены - скопления обломков горных пород разных размеров)

На территории Евразии, по которой проходят гигантские сейсмические пояса земного шара, происходит большая часть землетрясений на Земле. Самый активный – Тихоокеанский сейсмический пояс , с ними связаны многие землетрясения. Европейско-Азиатский или Альпийско-Гималайский сейсмический пояс проходит по южной окраине Евразии. К сейсмическим поясам приурочены и области вулканизма. Особенно много вулканов в Тихоокеанском огненном кольце».

Посмотрите по карте на с. 8-9 и 48-49 где проходит Тихоокеанский сейсмический пояс? (от п-ва камчатки до Больших Зондских островов). Он совпадает с Тихоокеанским вулканическим кольцом и поясом землетрясений. Поэтому иногда вершины горных хребтов- это действующие и потухшие вулканы.

В горах Альпийско-Гималайского складчатого пояса очень часто случаются разрушительные землетрясения.

Вулканы Камчатки (просмотр анимации «Вулканы Камчатки»).

Тихоокеанское вулканическое огненное кольцо (Тихоокеанское огненное кольцо, Тихоокеанское кольцо, Тихоокеанский огненный пояс) - область по периметру , в которой находится большинство действующих и происходит множество . Всего в этой зоне насчитывается 328 действующих наземных вулканов из 540 известных на .

Задание 4. В складчатых областях широко развит вулканизм. Используя картосхему, нанесите цифры расположения вулканов:

1.Везувий (Аппенинский полуостров)

2. Этна (о. Сицилия)

3. Кракатау (Большие Зондские острова)

4. Ключевская Сопка (п-ов Камчатка)

5. Фудзияма (Японские острова)

Итак, мы рассмотрели рельеф, внутреннее строении земной коры. Какого компонента не хватает в этой логической цепочке? ( Полезные ископаемые. ) Работа с атласом стр. 48-49.

Что уже сейчас можно сказать о П/И Евразии ? (Р – разнообразен, п/и – разнообразны.)

Задание 5. Евразия богата полезными ископаемыми. Установите соответствие:

1. Район Персидского залива

А. Драгоценные камни

2. Пол-в Малакка

Б. Железная руда

3. О-в Шри-Ланка

В. Нефть, газ

4. Горы Скандинавские

Г. Оловянные р., Д. Медные р.

5. Север Великой Китайской равнины

Е. Каменный уголь

Ответ: 1.В., 2.Г, 3.А. 4.Б, 5.Д.

Вывод: На равнинах осадочные полезные ископаемые, а в складчатых поясах магматические и метаморфические

4. Закрепление изученного материала.

Задание6: Заполнить пропущенные слова.

Рельеф Евразии ….. (разнообразен)

Здесь находятся крупные … (равнины)

А также крупнейшие … (горные системы мира)

Самая высокая точка вершины ….. (Джомолунгма (Эверест) 8848м).

Самое низкое место на материке ….(впадина Мертвого моря)

Амплитуда высот более … (9000 м)

5. Подведение итогов урока: подвести итоги темы уроки, проанализировать все ли задачи были выполнены. Работа с листом самооценки. Настроение. Итоги в баллах. Кто какие оценки получил.

6. Домашнее задание : § 60-61 изучить, отметить на контурной карте формы рельефа Евразии.

Рефлексия:

    Достигли ли мы намеченной цели?

    Что мы сегодня нового узнали на уроке?

    Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные на уроке?

    Где ты можешь применить полученные знания в жизни?

    Ты помогал другим или тебе помогали?

    Что вызвало наибольшие затруднения?

    Как оцениваешь полученные сегодня знания (осознанные, глубокие, предстоит осознать, неосознанные)?